Главная » Полезно знать » Анализ стихотворения А. А
Всем давно известно, что с революцией 1917-ого года власть страны сменилась. Много политических сил претендовало на власть, но большевики, благодаря их влиянию и выгодному положению, стали править страной.
Но Ахматова не разделяла интересы большевиков. Она была уверена, что они не приведут ни к чему хорошему. Но при этом Анна не бежала из страны, как это делали многие. Она считала, что должна разделить все радости и невзгоды страны, а также её народа.
Возможно, ее патриотизм спас ей жизнь.
Поэтесса даже не подозревала, что ужасы, которые выдержала Анна, такие как расстрелял её мужа арестованный на пять лет сын, преследования политиков на неё саму, — это ещё цветочки. Наступила война, страшное время, но при этом время отваги и доблести. Оказалось, что есть проблемы и по-страшине.
Наверное, сбежав из страны, Ахматова не вернулась бы обратно из-за войны, появившейся как гром среди ясного неба. Анна твёрдо верила, что историю творит сам народ. Она была уверена, что каким-нибудь образом советский союз и его союзники разгромят фашизм. Она свято верила в свободу, в победу. Именно по этому поэтесса начала творить.
С 1942 года и до весны 1945 года она написала небольшой цикл стихотворений «Победа».
Цикл начинается с зимы 41-ого. Зима холодная, суровая, кровавая. Время беспощадности.
Зато эта самая суровая зима помогла отстоять Москву, отогнать врага, сделать то, чего ещё никто не добился на протяжении проклятой Второй Мировой Войны.
Это первая крупная победа, после которой враг стал отступать. Вера Ахматовой стала пророческой. Вера в победу помогла Анне прожить без Ленинграда на востоке, в безопасности от врага.
Средняя часть цикла – эмоции героев Ахматовой на окончание войны. Герой, прожив четыре долгих и сложных лет, став очевидцем ужаса войны, узнаёт, что война окончена, что нет больше фашизма. Он счастлив, рад, что выжил, и горд за свою страну, и он снимает шапку, упоминая всех, кто не справился с невзгодами, кто собой пожертвовал ради победы, кто страдал. Слёзы радости и слёзы скорби.
И кончается цикл стихотворений в оптимистичном характере. Она пишет, что победа у дверей. Нужно встретить её достойно.
Главная цель, по её мнению, — спасти детей, сохранить продолжение человеческого рода, нежели задача стереть врага с лица Земли. Однако, обе задачи выполнены. Уверен, этот текст читает потомок одного из героев мира.
Она предлагает в честь торжества справедливости поднять выживших детей над своими головами. И правда, справедливость восторжествовала!
Давайте не будем творить хаос, ужас, зло и несправедливость. Любите всех тех, кто выжил, кто отважно старался во имя победы, кто не дожил до девятого мая…
Кратко 6 класс. Своими словами по пану
Картинка к стихотворению Победа
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Блока Дикий ветер принес из далека
В стихотворении Александра Александровича Блока «Дикий ветер» выражаются буквально моря отчаяния и тоски, грусти и печали, горя, и душевной боли от безответной любви. Это прекрасное стихотворение, и, пожалуй, одно из самых лучших - Анализ стихотворения Маяковского О дряни
Владимир Владимирович Маяковский — один из известных писателей старого времени. Он освещал в своих произведениях государственную власть и все что с ней связано. Он был очень талантливым и работал во многих направлениях. - Анализ стихотворения Брюсова Детская
Стихотворение В.Я. Брюсова «Детская» написано в 1901 году. В нем автор легко и красочно описывает игру. Какую именно? Нельзя определить точно: у читателя возникают ассоциации то с прятками, то с догонялками. - Анализ стихотворения Есенина Русь уходящая
Есенин написал «Русь уходящая» как сожаление об ушедшем старом времени и о пришедшем новом, недобром. Ещё не всё понятно, что в стране есть и что будет, но великому поэту не нравятся происходящие перемены. Он винит советскую власть - Анализ стихотворения Баратынского Элегия 9 класс
Данное стихотворение было написано Евгением Абрамовичем Баратынским. Этот человек родился в семье с большим достатком. Казалось, что ему все будет даваться в этой жизни легко. Он получит какую-нибудь высокую должность,
- «Победа» Анна Ахматова
- Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы - С нами сомкнутым строем идут.
- Вспыхнул над молом первый маяк,
Других маяков предтеча,-
Заплакал и шапку снял моряк,
Что плавал в набитых смертью морях - Вдоль смерти и смерти навстречу.
- Победа у наших стоит дверей…
Как гостью желанную встретим?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей,- - Так мы долгожданной ответим.
Анализ стихотворения Ахматовой «Победа»
Не секрет, что Анна Ахматова весьма прохладно относилась к советской власти, считая, что революция 1917 года стала для России настоящей катастрофой. Однако поэтесса отказалась покидать родину ради того, чтобы обеспечить себе сытую и спокойную жизнь за границей. Она неоднократно признавалась, что готова разделить с Россией и ее народом все испытания, которые выпадут на их долю.
Тем не менее, Ахматова не подозревала, что расстрел мужа, арест сына и политические преследования ее самой — лишь малая толика бед, которые обрушатся на семью.
Лето 1941 года стало очередным переломным моментом в жизни поэтессы, которая убедилась, что кроме внутренних недоброжелателей существуют еще и внешние враги, которые гораздо страшнее и опаснее. Свое нежелание покинуть Россию поэтесса объясняла чувством патриотизма.
При этом она очень четко разделяла такие понятия, как «родина» и «власть», веря — наступят времена, когда все встанет на свои места. И в этот момент ей хотелось быть вместе со своим народом, который, как была убеждена поэтесса, сам делает историю своей страны.
Именно по этой причине во время Великой Отечественной войны Ахматова, как тысячи советских людей, мечтала о победе. Она не знала, каким будет исход войны, но свято верила в то, что ее родина будет свободной. Именно по этой причине в 1942 году поэтесса начала работу над коротким циклом стихов, который позже получил название «Победа» и был завершен весной 1945 года.
Первая его часть посвящена первой военной зиме, холодной и беспощадной, которая помогла советским войскам задержать противника на самых подступах к Москве.
«И могучие деды-морозы с нами сомкнутым строем идут», — отмечает поэтесса, находясь в эвакуации за сотни километров от любимого Ленинграда. Эта первая победа. Пусть не такая громкая и значительная, как того бы хотелось, вдохновила Ахматову и дала ей силы пережить войну на чужбине.
Вторая часть трилогии представляет собой короткое пятистишие, посвященное неизвестному матросу. В нем поэтесса пытается передать те чувства, которые испытывает ее герой, услышав о том, что война завершена.
Четыре долгих года он провел в «набитых смертью морях», став очевидцем трагических событий. И теперь, когда все ужасы войны остались позади, «заплакал и шапку снял моряк», вспоминая тех, кто не сумел дожить до этого памятного дня.
Третья часть стихотворения носит праздничный и оптимистичный характер. Поэтесса отмечает, что «победа у наших стоит дверей», и встретить ее нужно достойно.
По ее мнению, главное не в том, что земля очищена от врагов, а в том, что удалось сохранить детей, которым предстоит жить в новые времена.
Она предлагает в знак окончания войны всем матерям поднять малышей, «спасенных от тысячи тысяч смертей», над головами, чтобы таким образом провозгласить торжество справедливости.
Лирика Ахматовой всегда ассоциируется у рядового читателя с «темной вуалью» и реже с материнской песней скорби – «Реквиемом». Однако немногие люди знают и читают стихи этой выдающейся поэтессы о Великой Отечественной войне, где она воспевала боевой дух наших солдат и переживала за судьбу родины. Такую Ахматову, зрелую, мужественную, прямолинейную, мы и представим читателю в данной статье.
В 1942 году поэтесса начала работу над небольшим циклом стихотворений о войне, закончила который непосредственно перед победой – весной 1945 года.
Все знают, что Анна Андреевна была настоящим патриотом своей страны, она не решилась на переезд за границу, она стойко терпела все то, что происходило вокруг нее: революции, репрессии, семейные трагедии (расстрел мужа и арест сына).
Она терпела и надеялась, что великий народ России, который и творит историю своей страны, когда-нибудь заслужит лучшей жизни! Поэтому Анна Андреевна с трудом приняла тот факт, что страну «убивает» не только внутренняя «болезнь» — власть, но и внешняя – военные противники.
Осознав весь ужас ситуации, Ахматова поняла, что именно она должна быть с народом, должна быть рядом. Именно осознание собственной значимости и послужило толчком к созданию данного цикла стихотворений.
Тем кощунственнее выглядит несправедливое и обидное обвинение политиков в адрес поэтессы.
В 1946 году на съезде писателей некто Жданов, почетный партийный деятель, назвал Ахматову «не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой».
Его хамское выступление определило судьбу творчества Анны Андреевны: ее прекрасные военно-патриотические стихи были похоронены в забвении.
Жанр, направление, размер
- Направление, в котором творила великая поэтесса – акмеизм. Все акмеисты отказались от принципов символизма и провозгласили собственные идеалы – точность слова и смысла и возврат к материальному миру.
- Тип рифмы – перекрестная (АВАВ).
- Стихотворный размер – амфибрахий.
Композиция
Композиция стихотворения представлена тремя частями.
- Первая часть
посвящена военной зиме, холодной и невыносимой – «в снежной пыли». «И могучие деды-морозы с нами сомкнутым строем идут», — так поэтесса называет солдат, укутанных в зимние телогрейки, мешковатых, похожих на доброго сказочного героя. - Вторая часть
— короткое пятистишие, посвященное неизвестному матросу. В нем Ахматова говорит голосом лирического героя, рассказывает нам тяжёлую историю обычного военного, который прошел все эти страшные 4 года. Поэтесса очень красочно рисует картину жизни матроса, в которой смерть является обыденностью – «Вдоль смерти и смерти навстречу». - Третья часть
стихотворения носит оптимистичный характер. Поэтесса говорит о том, что «победа у наших стоит дверей», а, значит, что встретить великий праздник нужно достойно. Ахматова отмечает, что главная заслуга военных то, что спасены «от тысячи тысяч смертей» дети, которые и будут строить новый мир.
Образы и символы
Система образов и символов в стихотворениях акмеистов не сильно разнообразна и обширна. Стихотворение «Победа» — не исключение. В первой части Ахматова метафорично описывает холодную зиму, окутывая природу «снежной пылью».
В конце первой части вниманию читателей представлен еще один образ – «могучие деды-морозы». Опять же поэтесса несколько намекает нам на то, что военные, могучие и отважные, в больших зимних ватниках напоминают самого известного героя зимней сказки – Деда Мороза.
Они, словно волшебники, несут добро людям и творят чудеса, изгоняя врагов.
Лирический герой появляется во второй части стихотворения – это обычный матрос, который очень многое пережил, он не раз видел смерть. Именно лирический герой своими воспоминаниями передает весь ужас войны.
Темы и проблемы
Основная тема трилогии — война, ее динамика: начало ожесточенных сражений, суровая участь военных и победа, которая досталась столь дорогой ценой. Проблема тоже очевидна: это цена победы.
На поле боя погибли миллионы людей, отстаивая не только свои интересы, но и права всего мира, попранные захватчиками.
Их смерть была жуткой, как и военные будни: голод, холод, риск и вездесущая опасность.
По мере прочтения стихотворения становится ясно, что также в тексте встречаются темы патриотизма, отваги и мужества военных и всеобщего праздника. Ахматова очень точно показывает все стороны страшной войны: ее истоки и последствия, причиненные разрушения и надежду на светлое будущее.
Смысл
Идея стихотворения проста – поэтесса жаждет показать то, что есть война, без всяких прикрас, показать весь ужас, напомнить о великом мужестве русского войска, о значимости мирного неба над головой. Этот посыл в то время не казался таким уж очевидным.
СССР – страна с агрессивной внешней политикой, тираническим режимом и мощной пропагандистской машиной. Многие люди были настроены к остальному миру враждебно в силу специфического политического воспитания.
Поэтому прорыв русской армии на Запад мог обернуться для многих стран новым порабощением, как это и случилось со многими странами Восточной Европы. Но Ахматова выступает против любой войны, любого насилия.
Она искренне надеется, что, победив дракона, русский народ не станет драконом, и сохранит хрупкий мир на своих плечах. Такова ее главная мысль.
Конечно, ее целью было возвеличить и увековечить подвиг русского освободителя, который совершил христианский поступок: пожертвовал собою ради всего человечества. Муки каждого бойца Ахматова описывает для того, чтобы новые поколения помнили эту жертву и гордились ею, способствуя миру, а не войне.
Средства художественной выразительности
Ахматова изобильно украшает свою речь всевозможными средствами художественно выразительности. С первой же строчки мы видим многочисленные эпитеты («грозный грохот», «родные березы»). Также в первой строфе представлено олицетворение – «родные березы тянут ветки и ждут и зовут». Березы для поэтессы – символ чего-то родного – семьи, друзей и знакомых.
Другие тропы – менее очевидные. Например, с маяком автор ассоциирует надежду, это метафора приближения долгожданного конца войны.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://uformat.ru/good-to-know/analiz-stihotvoreniya-a-a-ahmatovoi-pobeda-kartinka-k-sochineniyu-analiz/
Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Победа» | Литерагуру
Лирика Ахматовой всегда ассоциируется у рядового читателя с «темной вуалью» и реже с материнской песней скорби – «Реквиемом».
Однако немногие люди знают и читают стихи этой выдающейся поэтессы о Великой Отечественной войне, где она воспевала боевой дух наших солдат и переживала за судьбу родины.
Такую Ахматову, зрелую, мужественную, прямолинейную, мы и представим читателю в данной статье.
История создания
В 1942 году поэтесса начала работу над небольшим циклом стихотворений о войне, закончила который непосредственно перед победой – весной 1945 года.
Все знают, что Анна Андреевна была настоящим патриотом своей страны, она не решилась на переезд за границу, она стойко терпела все то, что происходило вокруг нее: революции, репрессии, семейные трагедии (расстрел мужа и арест сына).
Она терпела и надеялась, что великий народ России, который и творит историю своей страны, когда-нибудь заслужит лучшей жизни! Поэтому Анна Андреевна с трудом приняла тот факт, что страну «убивает» не только внутренняя «болезнь» — власть, но и внешняя – военные противники.
Осознав весь ужас ситуации, Ахматова поняла, что именно она должна быть с народом, должна быть рядом. Именно осознание собственной значимости и послужило толчком к созданию данного цикла стихотворений.
Тем кощунственнее выглядит несправедливое и обидное обвинение политиков в адрес поэтессы.
В 1946 году на съезде писателей некто Жданов, почетный партийный деятель, назвал Ахматову «не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой».
Его хамское выступление определило судьбу творчества Анны Андреевны: ее прекрасные военно-патриотические стихи были похоронены в забвении.
Жанр, направление, размер
- Направление, в котором творила великая поэтесса – акмеизм. Все акмеисты отказались от принципов символизма и провозгласили собственные идеалы – точность слова и смысла и возврат к материальному миру.
- Тип рифмы – перекрестная (АВАВ).
- Стихотворный размер – амфибрахий.
Композиция
Композиция стихотворения представлена тремя частями.
- Первая часть посвящена военной зиме, холодной и невыносимой – «в снежной пыли». «И могучие деды-морозы с нами сомкнутым строем идут», — так поэтесса называет солдат, укутанных в зимние телогрейки, мешковатых, похожих на доброго сказочного героя.
- Вторая часть — короткое пятистишие, посвященное неизвестному матросу. В нем Ахматова говорит голосом лирического героя, рассказывает нам тяжёлую историю обычного военного, который прошел все эти страшные 4 года. Поэтесса очень красочно рисует картину жизни матроса, в которой смерть является обыденностью – «Вдоль смерти и смерти навстречу».
- Третья часть стихотворения носит оптимистичный характер. Поэтесса говорит о том, что «победа у наших стоит дверей», а, значит, что встретить великий праздник нужно достойно. Ахматова отмечает, что главная заслуга военных то, что спасены «от тысячи тысяч смертей» дети, которые и будут строить новый мир.
Образы и символы
Система образов и символов в стихотворениях акмеистов не сильно разнообразна и обширна. Стихотворение «Победа» — не исключение. В первой части Ахматова метафорично описывает холодную зиму, окутывая природу «снежной пылью».
В конце первой части вниманию читателей представлен еще один образ – «могучие деды-морозы». Опять же поэтесса несколько намекает нам на то, что военные, могучие и отважные, в больших зимних ватниках напоминают самого известного героя зимней сказки – Деда Мороза.
Они, словно волшебники, несут добро людям и творят чудеса, изгоняя врагов.
Лирический герой появляется во второй части стихотворения – это обычный матрос, который очень многое пережил, он не раз видел смерть. Именно лирический герой своими воспоминаниями передает весь ужас войны.
Темы и проблемы
Основная тема трилогии — война, ее динамика: начало ожесточенных сражений, суровая участь военных и победа, которая досталась столь дорогой ценой. Проблема тоже очевидна: это цена победы.
На поле боя погибли миллионы людей, отстаивая не только свои интересы, но и права всего мира, попранные захватчиками.
Их смерть была жуткой, как и военные будни: голод, холод, риск и вездесущая опасность.
По мере прочтения стихотворения становится ясно, что также в тексте встречаются темы патриотизма, отваги и мужества военных и всеобщего праздника. Ахматова очень точно показывает все стороны страшной войны: ее истоки и последствия, причиненные разрушения и надежду на светлое будущее.
Смысл
Идея стихотворения проста – поэтесса жаждет показать то, что есть война, без всяких прикрас, показать весь ужас, напомнить о великом мужестве русского войска, о значимости мирного неба над головой. Этот посыл в то время не казался таким уж очевидным.
СССР – страна с агрессивной внешней политикой, тираническим режимом и мощной пропагандистской машиной. Многие люди были настроены к остальному миру враждебно в силу специфического политического воспитания.
Поэтому прорыв русской армии на Запад мог обернуться для многих стран новым порабощением, как это и случилось со многими странами Восточной Европы. Но Ахматова выступает против любой войны, любого насилия.
Она искренне надеется, что, победив дракона, русский народ не станет драконом, и сохранит хрупкий мир на своих плечах. Такова ее главная мысль.
Конечно, ее целью было возвеличить и увековечить подвиг русского освободителя, который совершил христианский поступок: пожертвовал собою ради всего человечества. Муки каждого бойца Ахматова описывает для того, чтобы новые поколения помнили эту жертву и гордились ею, способствуя миру, а не войне.
Средства художественной выразительности
Ахматова изобильно украшает свою речь всевозможными средствами художественно выразительности. С первой же строчки мы видим многочисленные эпитеты («грозный грохот», «родные березы»). Также в первой строфе представлено олицетворение – «родные березы тянут ветки и ждут и зовут». Березы для поэтессы – символ чего-то родного – семьи, друзей и знакомых.
Другие тропы – менее очевидные. Например, с маяком автор ассоциирует надежду, это метафора приближения долгожданного конца войны.
Игорь Васильев
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-a-a-ahmatovoj-pobeda/
дайте пожалуйста анализ стихотворения Анны Ахматовой "победа"
Maximum Ученик (150) 6 лет назад Здесь автор хотела передать атмосферу войны, все ее навзгоды и трудности, доблесть сражавшихся. «Вспыхнул над молом первый маяк, Других маяков предтеча» — так, возможно, Ахматова говорит о том, что за первой победой обязательно последуют другие.
«Пусть женщины выше поднимут детей, Спасенных от тысячи тысяч смертей» — мол, так нужно встречать победу, с поднятой головой, с гордостью, показывая, что война не сломила народ, а только укрепила его национальное сознание и т. д.
Леня Бебнев Ученик (163) 3 года назад Здесь автор хотела передать атмосферу войны, все ее навзгоды и трудности, доблесть сражавшихся. «Вспыхнул над молом первый маяк, Других маяков предтеча» — так, возможно, Ахматова говорит о том, что за первой победой обязательно последуют другие.
«Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей» — мол, так нужно встречать победу, с поднятой головой, с гордостью, показывая, что война не сломила народ, а только укрепила его национальное сознание и т. д.
Глеб Кокорин Ученик (153) 3 года назад хачатур вердиян Ученик (105) 3 года назад Павел Вертянов Знаток (312) 3 года назад Здесь автор хотела передать атмосферу войны, все ее навзгоды и трудности, доблесть сражавшихся. «Вспыхнул над молом первый маяк, Других маяков предтеча» — так, возможно, Ахматова говорит о том, что за первой победой обязательно последуют другие. «Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей» — мол, так нужно встречать победу, с поднятой головой, с гордостью, показывая, что война не сломила народ, а только укрепила его национальное сознание и т. д.
Кирилл Кокшаров Профи (613) 2 года назад Михаил Морозов Ученик (147) 2 года назад Dianochka Fedina Ученик (108) 2 года назад Михаил Безруков Знаток (255) 2 года назад Здесь автор хотела передать атмосферу войны, все ее навзгоды и трудности, доблесть сражавшихся. «Вспыхнул над молом первый маяк, Других маяков предтеча» — так, возможно, Ахматова говорит о том, что за первой победой обязательно последуют другие. «Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей» — мол, так нужно встречать победу, с поднятой головой, с гордостью, показывая, что война не сломила народ, а только укрепила его национальное сознание
Татьяна Буллер Ученик (115) 2 года назад Лариса Степанова Знаток (349) 2 года назад Илья Никитин Ученик (103) 1 год назад Здесь автор хотела передать атмосферу войны, все ее навзгоды и трудности, доблесть сражавшихся. «Вспыхнул над молом первый маяк, Других маяков предтеча» — так, возможно, Ахматова говорит о том, что за первой победой обязательно последуют другие. «Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей» — мол, так нужно встречать победу, с поднятой головой, с гордостью, показывая, что война не сломила народ, а только укрепила его национальное сознание и т. д.
Месроп Овсепян Знаток (408) 1 год назад Здесь автор хотела передать атмосферу войны, все ее навзгоды и трудности, доблесть сражавшихся. «Вспыхнул над молом первый маяк, Других маяков предтеча» — так, возможно, Ахматова говорит о том, что за первой победой обязательно последуют другие. «Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей» — мол, так нужно встречать победу, с поднятой головой, с гордостью, показывая, что война не сломила народ, а только укрепила его национальное сознание и т. д.
Елена Лапенкова Ученик (130) 11 месяцев назад Елена Качалина Ученик (187) 1 неделю назад Здесь автор хотела передать атмосферу войны, все ее навзгоды и трудности, доблесть сражавшихся. «Вспыхнул над молом первый маяк, Других маяков предтеча» — так, возможно, Ахматова говорит о том, что за первой победой обязательно последуют другие. «Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей» — мол, так нужно встречать победу, с поднятой головой, с гордостью, показывая, что война не сломила народ, а только укрепила его национальное сознание и т. д.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/88925861
Анализ стихотворения Ахматовой “Победа”
Не секрет, что Анна Ахматова весьма прохладно относилась к советской власти, считая, что революция 1917 года стала для России настоящей катастрофой. Однако поэтесса отказалась покидать родину ради того, чтобы обеспечить себе сытую и спокойную жизнь за границей. Она неоднократно признавалась, что готова разделить с Россией и ее народом все испытания, которые выпадут на их долю.
Тем не менее, Ахматова не подозревала, что расстрел мужа, арест сына и политические преследования ее самой – лишь малая толика бед, которые обрушатся на семью. Лето
1941 года стало очередным переломным моментом в жизни поэтессы, которая убедилась, что кроме внутренних недоброжелателей существуют еще и внешние враги, которые гораздо страшнее и опаснее. Свое нежелание покинуть Россию поэтесса объясняла чувством патриотизма.
При этом она очень четко разделяла такие понятия, как “родина” и “власть”, веря – наступят времена, когда все встанет на свои места.
И в этот момент ей хотелось быть вместе со своим народом, который, как была убеждена поэтесса, сам делает историю своей страны.
Именно по этой причине во время Великой Отечественной войны Ахматова, как тысячи советских людей, мечтала о победе. Она не знала, каким будет исход войны, но свято верила в то, что ее родина будет свободной.
Именно по этой причине в 1942 году поэтесса начала работу над коротким циклом стихов, который позже получил название “Победа” и был завершен весной 1945 года.
Первая его часть посвящена первой военной зиме, холодной и беспощадной, которая помогла советским войскам задержать противника на самых подступах к Москве.
“И могучие деды-морозы с нами сомкнутым строем идут”, – отмечает поэтесса, находясь в эвакуации за сотни километров от любимого Ленинграда. Эта первая победа.
Пусть не такая громкая и значительная, как того бы хотелось, вдохновила Ахматову и дала ей силы пережить войну на чужбине. Вторая часть трилогии представляет собой короткое пятистишие, посвященное неизвестному матросу.
В нем поэтесса пытается передать те чувства, которые испытывает ее герой, услышав о том, что война завершена. Четыре долгих года он провел в “набитых смертью морях”, став очевидцем трагических событий. И теперь, когда все ужасы войны остались позади, “заплакал и шапку снял моряк”, вспоминая тех, кто не сумел дожить до этого памятного дня.
Третья часть стихотворения носит праздничный и оптимистичный характер. Поэтесса отмечает, что “победа у наших стоит дверей”, и встретить ее нужно достойно. По ее мнению, главное не в том, что земля очищена от врагов, а в том, что удалось сохранить детей, которым предстоит жить в новые времена.
Она предлагает в знак окончания войны всем матерям поднять малышей, “спасенных от тысячи тысяч смертей”, над головами, чтобы таким образом провозгласить торжество справедливости.
(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Ахматовой “Победа”« Каковы особенности Пастернака-лирика?
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-axmatovoj-pobeda/
Анна Ахматова — Победа: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Славно начато славное дело В грозном грохоте, в снежной пыли, Где томится пречистое тело Оскверненной врагами земли. К нам оттуда родные березы Тянут ветки и ждут и зовут, И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
- Вспыхнул над молом первый маяк, Других маяков предтеча,— Заплакал и шапку снял моряк, Что плавал в набитых смертью морях
- Вдоль смерти и смерти навстречу.
- Победа у наших стоит дверей… Как гостью желанную встретим? Пусть женщины выше поднимут детей, Спасенных от тысячи тысяч смертей,—
- Так мы долгожданной ответим.
Анализ стихотворения «Победа» Ахматовой
Стихотворение «Победа» входит в цикл военной лирики Анны Андреевны Ахматовой. В нем личное уступает место общенародному, гражданский пафос поднимается до религиозного. Поэтесса, пережившая блокаду, эвакуацию, оплакавшая многих дорогих ее сердцу людей, получила право говорить от имени целой страны — о войне, и о победе.
Стихотворение написано в Великую Отечественную войну. Ее сын, после ареста и лагеря, сумел попасть на фронт солдатом. Сама она была награждена медалью «За оборону Ленинграда».
По жанру «Победа» — гражданская лирика, размер — трехстопный анапест, 3 строфы. По композиции делится на 3 части: одно восьмистишие и два пятистишия.
В первой описан перелом в войне, когда враг был сломлен, во второй — переживания моряка, в третьей — призыв к народному ликованию.
Лирический герой здесь не автор или выдуманный персонаж, а сам народ. Поэтому А. Ахматова употребляет местоимение «мы». Врага поэтесса не описывает, лишь одна строка упоминает о нем и его действиях: осквернение «пречистого тела» земли.
В таком контексте война приобретает духовный смысл, рассматривается как борьба зла против добра. Чем ближе к победе, тем чаще в стихотворении встречается слово «смерть», причем, во множественном числе.
Сама же победа «желанная» и «долгожданная».
В первом восьмистишии чувствуется аллюзия на Отечественную войну 1812 года. Усиливает сходство упоминание воинов как былинных богатырей, дедов-морозов: ведь в той войне тоже был свой генерал Мороз. Стихотворение приобретает эпичный размах.
Эпитеты традиционны: грозном грохоте, родные березы, могучие деды-морозы. Олицетворение: березы «ждут и зовут», «тянут ветки», словно руки, умоляющие о помощи. Сам образ березы издавна в русской литературе трактуется как символ Родины.
Метафорой, знаком надежды, становится и первый вспыхнувший маяк Финского залива (когда режим затемнения важных объектов начали отменять). Поэтесса придает ему библейский смысл, называя его предтечей. Вообще, для А. Ахматовой, выросшей во флотской семье, любившей море, потрясенной в юности разгромом русской эскадры в Цусимском сражении, значим вклад моряков в победу.
Поэтесса задает вопрос: как встретить торжество жизни и справедливости? И сама же отвечает на него: пусть женщины выше поднимут детей, спасенных от тысячи тысяч смертей.
Стихотворение «Победа» завершает военный цикл высокой гражданской лирики А. Ахматовой. Весь цикл был опубликован и получил общенародное признание, поэтесса читала «Победу» в 1945 году перед солдатами-победителями.
Читать стих поэта Анна Ахматова — Победа на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/anna-axmatova-pobeda/
Статья по теме: Анализ стихотворения Анны Ахматовой | Социальная сеть работников образования
Пояснительная записка
Моя творческая работа представляет подробный анализ стихотворения А.А.Ахматовой, название которого определяется по первой строке.
Я постаралась обозначить главную тему и основной лейтмотив ахматовского стихотворения и выразить свое видение поэтического мира Анны Андреевны.
Определила стилевую направленность стихотворения, основные средства выразительности и стилистические фигуры, установила размер стиха, которым написано поэтическое произведение.
- Анна Ахматова
- ***
- Кого когда-то называли люди
- Царем в насмешку, Богом в самом деле.
- Кто был убит — и чье орудье пытки
Согрето теплотой моей груди…
- Вкусили смерть свидетели Христовы,
- И сплетницы-старухи, и солдаты,
- И прокуратор Рима — все прошли
- Там, где когда-то возвышалась арка,
- Где море билось, где чернел утес, —
- Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
- И с запахом бессмертных роз.
- Ржавеет золото, и истлевает сталь,
- Крошится мрамор — к смерти все готово.
- Всего прочнее на земле печаль,
- И долговечней — царственное слово.
- ( 1945 г. )
- АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
- «Я и Отец — одно»
- (Евангелие от Иоанна; 10; 30;)
Перед нами стихотворение Анны Андреевны Ахматовой. Оно не имеет названия и небольшое по объёму — всего пятнадцать строк, изящное, получившее в ахматовском исполнении глубокое философское звучание.
Читая первое четверостишие, мы догадываемся, о ком пишет поэтесса.
Тысяча с лишним лет до современного летоисчисления…. Голгофа…. Огромный деревянный крест…. И Иисус Христос, истерзанный, замученный, распятый на этом кресте. Как будто слышим слова, которые тихо произносит Иисус перед смертью, в минуту нестерпимой душевной и физической муки: «Отче! Отпусти им, ибо не знают, что делают».
Свидетелями кровавой казни оказались тысячи людей. И Понтий Пилат — прокуратор Римской империи. Знаем, что Пилат не желал смерти Христу: «Я не повинен в крови Праведника сего…». И он умыл руки перед многотысячной толпой, подчёркивая этим свою непричастность к смерти Бога — человека.
Ахматовой свойственна повествовательная манера изложения своих мыслей, чувств и переживаний. Мы не встречаем в стихотворении восклицательных или вопросительных интонаций, риторических обращений.
Здесь звучат грустные, трагические ноты. «Орудье пытки» — маленький крестик — бережно хранит поэтесса. Она «несет» свой, жизненный, крест.
Как истинная христианка, Ахматова готова разделить боль и мучения Христа, согреть теплом своего сердца его истерзанную душу.
У каждого из нас предначертанный Богом жизненный путь, свой «крест», или, как мы называем, судьба. И мы должны «нести» крест, не сетуя ни на какие жизненные невзгоды. Такова философия человеческого бытия.
Основной мотив ахматовского стихотворения: ничто не вечно в окружающем нас реально существующем мире (материальное). Любовь, Бог, Жизнь вечны (духовное).
«Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Евангелие от Иоанна; 11; 25).
Эти слова принадлежат Иисусу Христу. Ахматова понимает их так.
В нашем мире со временем все превращается в прах, всё тленно: мелеют моря, пересыхают озёра и реки, оскудевает земля, разрушаются целые города… Бог есть Любовь, Истина, Жизнь, а значит, и Бессмертие.
«Вначале было Слово, и Слово это Бог». Царственное слово Ахматовой — слово Иисуса Христа: «Я есмь путь, и истина, и жизнь: Никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Евангелие от Иоанна; 14; 6).
Обратим внимание на дату создания стихотворения — 1945 год. В этом памятном сорок пятом русский народ одержал победу над фашистской Германией. Только любовь русского человека к родной земле, к людям, вера в справедливость, вера в Бога спасли человечество от бессмысленной гибели. Анна Ахматова размышляет вместе с нами: ненависть и злоба порождают смерть и ведут к забвению.
В анализируемом стихотворении поэтическая речь Анны Андреевны отличается особой выразительностью. Чтобы не оставить читателя равнодушным, чтобы затронуть струнки его души, она пытается передать свое эмоциональное состояние, душевное волнение при помощи разнообразных художественных средств — тропов.
С этой целью она умело использует метафоры («теплота груди», «ржавеет золото», «истлевает сталь»), эпитеты («бессмертные розы». «царственное слово», «жаркая пыль»), олицетворения («море билось»…).
Ахматова обращается к инверсии и выделяет в стихотворных строках именно сказуемое, помещая его на почётное первое место: «вкусили смерть свидетели Христовы», «чернел утёс», «крошится мрамор», «возвышалась арка».
Силлабо-тонический стих — ямб, который использует Ахматова, придаёт повествовательному изложению поэтессы строго определённый ритм. Ямб — это двухсложная стопа, имеющая ударение на втором слоге. Стихотворение написано пятистопным ямбом.
Это гибкий и легкий размер, хорошо передающий ритм разговорной и декламационной речи. В ахматовском стихотворении не все стопы одинаковы. Размер стиха в них иногда не совпадает с числом ударений. Происходит выпадение одного из ударений.
Тогда на помощь ямбу приходит облегчённая стопа, состоящая из двух неударных слогов. Например:
- Когó когдá-то назывáли лю' ди
- , , ,
- Царём в насмешку, Бóгом в самом деле,
- , , , , ,
- Кто был убит и чьё орудье пытки
- , , , ,
Согрето теплотой моей груди…
Здесь в первом стихе ударение выпало в третьей стопе, во втором стихе — в четвёртой стопе, а в четвёртом ударение выпало во второй стопе.
Ритм силлабо-тонического стиха, в данном случае ямба, используемый Ахматовой, производит на читателя и слушателя сильное эмоциональное впечатление.
Чебурахина А.Ф.
Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/sfera-obsluzhivaniya/library/2014/01/19/analiz-stikhotvoreniya-anny-akhmatovoy
Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Памяти 19 июля 1914 года» на Сёзнайке.ру
«Мы на сто лет состарились…» — первая строчка в стихотворении Анны Ахматовой «Памяти 19 июля 1914 года». В ней заключен весь трагизм молодой души, которая увидела ужас войны. Эта дата стала для России началом Первой мировой войны, скоро будет мобилизация и мужа Ахматовой Николая Гумилева призовут на войну.
О войне она рассказывает не в возвышенной форме, а глазами простых людей, которые впервые столкнулись с ее ужасами. Но язык ее стихотворения богат красочными оборотами и гиперболами. Ахматова использует эпитеты: короткое лето, тихая дорога, серебряно звеня, грозовых вестей, а также метафоры: дымились равнины, запестрела дорога, плач полетел.
Стихотворение состоит из двенадцати строк, трёх строф, с перекрестной рифмой.
От ее лица идет повествование того, что она видит перед собой и какие чувства испытывает.
«Короткое тогда кончалось лето, дымилось тело вспаханных равнин», перед нами картина сельского пейзажа, который она могла видеть в Слепнево, в усадьбе своего мужа, где она была в те грозовые дни, где впервые услышала о войне.
От любой войны в первую очередь страдают самые незащищенные люди, это простые труженики. В первой строфе стихотворения мирная картина природы, которая готовится к приближающейся осени.
Использована метафора «дымилось тело равнин», читая эти сроки, мы видим привычный сельский пейзаж, люди вспахали землю для посева нового урожая, они не были готовы к войне, их жизнь текла своим чередом.
«Вдруг запестрела тихая дорога», используется эпитет «тихая», чтобы подчеркнуть спокойствие, которое было нарушено плачем, полетевшим, серебренно звеня. Метафора «плач полетел» символизирует внезапность, с которой тишину нарушает громкий крик боли и отчаяния.
И героиня обращается к Господу, чтобы он защитил ее от ужасов войны, даже ценой собственной жизни. Просит послать ей смерть до первых сражений, которые ей предстоит увидеть. Для человека война начинается тогда, когда он видит смерть, жертвы войны, и Ахматова возносит молитву, чтобы ее миновала эта участь. Она прячет лицо, вероятно потому, что испытывает стыд в этот момент.
Настроение человека меняется, из его памяти уходят, как что-то ненужное, все радости, замолкает мелодия души, забываются слова песен и любовные переживания, а взамен приходят лишь страх и отчаяние.
Душа опустела, и Господь пишет на ней новую поэму об ужасах войны.
Именно это состояние описывает Ахматова, когда говорит о том, как исчезли тексты песен и страстей, а Всевышний записывает в книгу грозовые вести с войны.
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10952——l-19—1914-r
Краткий анализ стихотворения "Реквием" Ахматовой
Краткий анализ стихотворения
«Реквием» Ахматовой
В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилёва. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий.
Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А.Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году.
По жанру «Реквием» задумывался как лирический цикл, а позднее уже был назван поэмой.
Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», десять глав. Отдельные главы имеют название: «Приговор» (VII), «К смерти» (VIII), «Распятие» (X) и «Эпилог».
В поэме речь идёт от имени лирического героя. Это «двойник» поэтессы, авторский приём выражения мыслей и чувств.
Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А.Ахматова берёт цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали». Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека. И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб её достигает громадных размеров.
Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот её личный приём помогает остро ощутить события поэмы.
Автор использует различные тропы, которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты: Русь«безвинная», тоска «смертельная», столица «одичалая», пот «смертный», страданье «окаменелое», локоны«серебряные».
Много метафор: «лица опадают», «летят недели», «перед этим горем гнутся горы»,«песню разлуки паровозные пели гудки». Встречаются и антитезы: «кто зверь, кто человек», «И упало каменное сердце на мою ещё живую грудь».
Есть сравнения: «И старуха выла, как раненный зверь».
В поэме присутствуют и символы: сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей.
Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не её музе, а в память о страшных репрессиях 30-х годов.
Источник: https://libaid.ru/katalog/a/akhmatova-anna/2872-kratkij-analiz-stikhotvoreniya-rekviem-akhmatovoj