Жизнь и творчество роберта стивенсона

К разочарованию своих родных, он не продолжил семейную традицию и не сделался строителем маяков, как его отец и дед. Но вряд ли впоследствии кто-нибудь сожалел об этом. Он стал автором любимого всеми романа «Остров сокровищ» (1883 г.), первым поэтом, писавшим специально для детей. Он прожил яркую, хоть и короткую жизнь, которая сама похожа на приключенческий роман.

Жизнь и творчество Роберта Стивенсона

Роберт Льюис Стивенсон

Роберт Льюис Стивенсон родился в Эдинбурге, столице Шотландии. С детских лет его мучили болезни, он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками. Однако лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки, потому что умел фантазировать. Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки.

Именно ей он посвятит первую в истории литературы книгу стихов, адресованных детям. Начинается эта книга словами: «Владея богатством всей земли, должны мы быть счастливы, как короли». Написана она была по-новому.

Автор не учил читателей вести себя хорошо и слушаться маму, а изображал мир ребёнка прекрасным и загадочным.

Но начал Стивенсон с прозы. В пятнадцать лет он написал и издал очерк о восстании шотландцев против англичан «Пентландское восстание. Страница истории, 1666».

Любовь к словам кружила ему голову, он готов был посвятить жизнь литературе, но пришлось уступить отцу и поступить в Эдинбургский университет на отделение права.

Окончив университет, Стивенсон отдаётся любимому делу с новой страстью, пробует силы как в поэзии, так и в прозе, внимательно изучает произведения английских классиков.

Болезнь гонит его в тёплые края. Он путешествует с другом по югу Франции, где пишет серии очерков: «Путешествие внутрь страны» (1878 г.) и «Странствия с осликом по Севеннам» (1879 г.). Читатель сразу почувствовал в авторе умного и наблюдательного человека, который мог занимательно и с юмором рассказывать даже о пустяках.

Во Франции Стивенсон встретил американку Фанни Осборн, вдову, мать двоих детей. Не в силах забыть её в разлуке, он тайно покидает дом и едет к ней в далёкую Калифорнию, едва не погибнув по дороге.

Поженившись, они живут бедно, но в лирических стихах, написанных Стивенсоном в то время, их скромное жилище преображается в прекрасный дворец, возникший из лесной зелени и морской голубизны, наполненный птичьим пением.

Впоследствии это стихотворение вошло в сокровищницу английской поэзии как редкий пример выражения счастливой любви.

Умение быть счастливым при любых обстоятельствах Стивенсон сохранил на всю жизнь. Особенно оно пригодилось в борьбе с его злейшим врагом — туберкулёзом.

В поисках подходящего для здоровья климата ему пришлось много путешествовать. Писатель лечился в зимнем санатории в штате Нью-Йорк, плавал на яхте по Тихому океану, но все эти годы не переставал работать.

Когда врачи запретили ему двигаться, он диктовал произведения жене.

Жизнь и творчество Роберта Стивенсона

Вид Эдинбурга с вершины Кэлтонского холма. Литография

Творчество Стивенсона относят к неоромантизму, художественному течению, возникшему на рубеже XIX—XX вв. Высокие идеалы прошлого не потеряли своей притягательности, но трезвый взгляд и тонкая ирония говорят о приобретённой зрелости.

В характере Норсмора — главного героя повести «Дом на дюнах» (1880 г.

) — так резко противопоставлены демонизм и благородство, что повесть могла бы превратиться в пародию, если бы не спокойный и обстоятельный тон рассказчика, напоминающий интонации зачинателей английского романа XVIII в.

Принц Флоризель — персонаж двух циклов рассказов из сборника «Новые тысяча и одна ночь» (1882 г.): «Клуб самоубийц» и «Алмаз Раджи». На первый взгляд это идеальный романтический герой. Детектив-любитель, он бескорыстно борется с преступниками, защищая невинных жертв и прекрасных дам.

Флоризель избавляет общество от Алмаза Раджи как от источника зла и преступлений, но ему не справиться с неумолимым ходом истории: принц лишается трона и отечества и занимается тем, что «держит на Руперт-стрит сигарную лавочку, часто посещаемую и другими политическими эмигрантами».

Благодаря Стивенсону рассказ превратился в весьма уважаемый жанр, хотя ранее критики не относились к нему всерьёз.

История создания лучшего романа Стивенсона широко известна.

Однажды вместе со своим пасынком Ллойдом он нарисовал карту острова, скрывающего сокровища капитана Флинта; завязалась игра, а уже из неё вырос литературный шедевр — «Остров сокровищ». Действие происходит в XVIII в.

Повествование ведётся от лица отважного и сообразительного мальчика Джима, участника поиска сокровищ, за которыми герои отправляются на шхуне «Испаньола». Корабль оказывается в руках пиратов, руководимых одноногим Джоном Сильвером, но Джиму удаётся узнать об их заговоре.

Множество опасных приключений приходится пережить путешественникам, соревнуясь с пиратами в охоте за удачей.

Жизнь и творчество Роберта Стивенсона

Н. Родионов. Иллюстрация к роману Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ»

Опасаясь за свою репутацию серьёзного писателя, Стивенсон сначала печатал роман в журнале для подростков и под псевдонимом. Неожиданный успех рассеял сомнения, и уже на отдельном издании 1883 г. стояло настоящее имя писателя. Роман принёс автору мировую славу и сразу стал классикой приключенческого жанра.

Несмотря на то что и сегодня такие слова, как «пираты», «сокровища», «необитаемый остров», могут поразить воображение юного читателя, секрет успеха романа кроется всё-таки не только в захватывающем сюжете. С первых же строк романа мы открываем друга в лице мальчика Джима.

Его попросили рассказать «всю историю, с самого начала до конца, не скрывая никаких подробностей», и он честно выполняет обещание, предлагая почти документальный отчёт. Этот тон простого последовательного повествования Стивенсон унаследовал от Даниеля Дефо, автора «Робинзона Крузо».

Живой и бесхитростный рассказ мальчика заставляет читателя смотреть на события глазами Джима, сочувствовать ему и с неослабевающим вниманием следить за его приключениями.

Стивенсон мастерски передаёт недоумение подростка, попадающего в сложный мир взрослых, где добро и зло так причудливо перемешаны, что требуется напряжённая работа ума и сердца, чтобы научиться отличать одно от другого.

Джим не выставляет себя героем, хотя ему не раз удаётся спасать положение.

Действуя под влиянием импульса, он часто не находит объяснения своим поступкам и то стыдится, то гордится их неожиданными последствиями: нехорошо, что оставил лагерь, зато захватил корабль.

Поступки взрослых не менее противоречивы, и разобраться в них Джиму ещё трудней. Удивление — вот чувство, сопровождающее его повествование.

Билли Боне, пьяница и горлопан, принёсший несчастье в дом Джима, вызывает сочувствие, когда оказывается бессильной жертвой мести пиратов. Сквайр Трелони ведёт себя как ребёнок, легкомысленно доверяя корабль шайке разбойников. А главная загадка для мальчика — Долговязый Джон Сильвер.

Именно его обаянию поддаются и Трелони, и доктор Смоллет, и сам Джим. Злодей вовсе не прост, он отличается незаурядной смекалкой.

Иногда мальчик откровенно любуется его ловкостью и мужеством, да и сам Сильвер относится к Джиму с теплотой, особенно когда им вместе приходится противостоять взбешённым бандитам.

Психологическое богатство персонажей усиливает остроту сюжета. Стивенсон не отпускает внимание читателя, всякий раз начиная новый эпизод не в начале, а в конце главы. В романе нет утомительных описаний природы, отвлечённых философских рассуждений и, главное, отсутствует назидательность, но это только помогает понять, какой нравственный урок мальчик вынес из перенесённых испытаний.

Чтобы оценить авторское мастерство, сравним первый и последний абзацы книги. Джим объясняет: «Указывать, где лежит этот остров, в настоящее время ещё невозможно, так как и теперь там хранятся сокровища, которых мы не вывезли». Читатель заинтригован, но эпилог обманывает ожидания. Нового путешествия не будет.

Золото потеряло свою притягательность: «Каждый из нас получил свою долю сокровищ. Одни распорядились богатством умно, а другие, напротив, глупо, в соответствии со своим темпераментом». Говоря о других, Джим ни словом не обмолвился о себе.

Внимательный читатель должен был заметить, что на всём протяжении романа Джим не стремится завладеть сокровищами, не строит никаких планов обогащения. Он и теперь верен себе: «Остальная часть клада — серебро в слитках и оружие — всё ещё лежит там, где её зарыл покойный Флинт. И, по-моему, пускай себе лежит.

Теперь меня ничем не заманить на этот проклятый остров. До сих пор мне снятся по ночам буруны, разбивающиеся о его берега, и я вскакиваю с постели, когда мне чудится хриплый голос Капитана Флинта (попугая. — Прим. сайта.):

— Пиастры! Пиастры! Пиастры!».

В такой же манере и тоже от лица мальчика написаны два других приключенческих романа — «Похищенный» (1886 г.) и «Катриона» (1893 г.). Действие первого происходит на фоне реальных исторических событий XVIII в.

Главный герой, Дэвид Бэлфур, переносит множество лишений из-за того, что его дядя, отъявленный мерзавец, хочет отобрать по праву принадлежащее племяннику имение. Дэвида похищают и отправляют в Америку; по дороге он при необычных обстоятельствах находит верного друга.

Корабль, на котором они плывут, терпит крушение, но, преодолев множество опасностей, друзья спасаются, и Дэвид в конце концов добивается восстановления своих прав.

В романе «Катриона» рассказывается, как Дэвид Бэлфур, рискуя собственной жизнью и свободой, пытается спасти от смерти невинно осуждённого человека, а также о любви героя к Катрионе, внучке Роб Роя, национального героя Шотландии.

Особое место в творчестве Стивенсона занимает фантастическая повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886 г.). Доктор Джекил, добропорядочный господин, страдает от невыносимых противоречий своего характера.

С помощью лабораторных опытов он создаёт двойника, воплощающего его дурные качества. Двойник начинает жить своей жизнью, совершает омерзительные поступки и не останавливается даже перед убийством.

Впоследствии имена Джекил и Хайд стали нарицательными, они символизируют неразрывную связь противоречивых черт в природе человека.

Жизнь и творчество Роберта Стивенсона

Кадр из фильма «Странная история доктора Джекила и мистера Хайла». Режиссёр А. Орлов. В роли доктора Джекила — И. М. Смоктуновский

Большую известность приобрели исторические романы Стивенсона — «Принц Отто» (1885 г.), «Чёрная стрела» (1888 г.), изданный посмертно «Сент-Ив» (1897 г.), где приключения становятся ещё занимательней благодаря причудливому переплетению экзотики прошлого с подлинными фактами и реальными личностями.

Последние свои годы Стивенсон провёл на острове Самоа в Тихом океане. Он подружился с самоанцами, вы учил их язык и даже посылал статьи об их жизни в лондонские газеты, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам маленького народа. Когда на Самоа назревала гражданская война, он ездил верхом от одного лагеря к другому, пытаясь склонить стороны к миру.

После смерти писателя шестьдесят самоанцев отнесли гроб с его телом на вершину горы. На могильном камне выбито стихотворение Стивенсона «Реквием»:

Под звёздным небом, на ветру Место последнее изберу. Радостно жил я, легко умру И лечь в могилу готов. На камне могильном напишете так: «Здесь он хотел оставить знак, С моря вернулся, пришёл моряк,

  • И охотник вернулся с холмов
  • Поделиться ссылкой

». (Перевод И. Ивановского.)

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/vsemirnaya_literatura/robert_lyuis_stivenson_18501894.html

Биография Роберта Льюиса Стивенсона

Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон (Robert Lewis Balfour Stevenson, 13 ноября 1850 – 3 декабря 1894) – известный шотландский писатель и поэт, ставший популярным, благодаря множеству произведений приключенческой направленности. Его считают одним из основателей и видных представителей течения неоромантизма.

Детство

Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября в Эдинбурге в обычной семье, где мать и отец работали инженерами и разрабатывали маяки. Мальчику с детства твердили о том, что, став взрослым, он должен будет открыть собственное дело и производить еще более улучшенные модели маяков, но Роберт всегда относился к этой профессии нейтрально.

Сложно было сказать, что именно его не утраивало. То, что родители, будучи постоянно занятыми, оказывали ему мало внимания, или же сама работа с её многочасовым поиском нужной детали, которая, в случае несовпадения, увеличивала процесс вдвое и втрое.

Но, несмотря на всё это, мальчик с довольно-таки большим интересом наблюдал за работой родителей и даже пытался им помогать.

В возрасте 5-ти лет Роберт переносит своё первое серьезное заболевание – круп. Оно представляет собой сильнейшее воспаление верхних дыхательных путей, из-за которого пациент начинает учащенно и неровно дышать и хрипло кашлять.

Круп считается наиболее опасным заболеванием для детей, поскольку их иммунной системе труднее всего справиться с вирусом, что в некоторых случаях приводит к летальному исходу.

Однако Стивенсону удалось полностью победить болезнь, но, по утверждению некоторых биографов, проблемы со связками сопровождали его на протяжении всей жизни.

Жизнь и творчество Роберта Стивенсона

Как только Роберту исполнилось 7 лет, он пошел в школу. С этого момента его интересы и отношение к жизни резко меняются.

В учебном заведении он быстро находит новых друзей, и они практически никогда не разлучаются: вместе ходят на занятия, обедают в школьной столовой и гуляют. В это же время у Роберта появляется увлечение приключениями.

Родители, решив, что о путешествиях и опасностях мечтают все мальчишки его возраста, не придают этому значения, но Роберт Льюис теперь точно знает, что в его жизни всегда должны быть приключения.

Юность и начало писательской карьеры

После окончания средней школы Стивенсон ненадолго забывает о своих потаенных мечтах и, к огромной радости родителей, поступает в Эдинбургский инженерный университет, где в течение нескольких месяцев обучается изготовлению маяков.

Но, спустя некоторое время, юноша понимает, что он никогда не хочет что-либо производить и даже являться участником этого процесса.

Именно поэтому он, вопреки угрозам и ссорам с родителями, уходит с факультета и поступает на юридическое отделение, которое с отличием заканчивает в 1875 году.

Хотя Стивенсон в своё время закончил юридический факультет Эдинбургского университета, он ни одного дня не работал в качестве юриста или адвоката. После окончания высшего учебного заведения у него начал проявляться писательский талант. Своё первое произведение он написал в 1875 году, назвав его «Пентландское восстание.

Страница истории, 1666 год». Но после написания молодой человек столкнулся с серьезной проблемой: у него не было денег на публикацию. А поскольку он еще нигде не работал, вывести рукопись в свет было просто невозможно. На помощь ему приходит отец, который издает книгу на свои деньги. С этого самого момента жители Эдинбурга узнают о новом писателе.

Читайте также:  Сочинение на тему как я провожу день или мой день

Как и мечтал Стивенсон, его жизнь всегда была полна приключений, даже несмотря на болезнь, которая давала о себе знать.

Он сплавлялся на байдарках по горным рекам, взбирался на вершины гор и путешествовал по многим городам, что позже было отражено в его втором произведении «Дорога». К слову, подобное название было выбрано Робертом отнюдь не случайно.

Оно должно было символизировать всё мужество и отвагу человека, находящегося на стадии развития серьезного заболевания, но абсолютно не обращающего на него внимание.

Жизнь и творчество Роберта Стивенсона

По окончании путешествия Стивенсон спешит в родной Эдинбург, чтобы быстрее выразить на бумаге все эмоции и опубликовать несколько рукописей. Так, в свет выходят такие его произведения, как «Путешествие внутрь страны» (1878), «Ночлег Франсуа Вийона» (1879), «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Через год Роберт выпускает целый цикл произведений, объединенных названием «Новые тысяча и одна ночь».

Создание «Острова сокровищ»

Изначально биографы неверно утверждали о том, что идея создания романа «Остров сокровищ» имела реальную подоплеку, в которой участвовал сам Стивенсон. Конечно, его жизнь трудно было назвать скучной и однообразной, но здесь биографы, действительно, сильно ошибались.

Дело в том, что идея создания романа пришла к нему, в большей мере, случайно. После создания двух циклов рассказов у Стивенсона начался творческий кризис. Он мог целый день сидеть на одном и том же месте, глядя в единственную точку и не замечая ничего вокруг.

Однако спустя несколько дней он неожиданно стал рисовать, чтобы хоть немного отвлечься от гнетущих мыслей. А поскольку все его мечты были связаны с увлекательным и вмеру опасным приключением, Роберт в шутку нарисовал маленькую, но невероятно детальную «карту острова сокровищ».

А уже на следующий день он с головой ушел в создание произведения «Судовой повар», которое впоследствии приобрело то же самое название – «Остров сокровищ».

Жизнь и творчество Роберта Стивенсона

В 1882 году роман был впервые опубликован, но, к сожалению, в редакцию сразу же стали поступать гневные письма от множества читателей, которые заявляли о том, что идея произведения стара, а стиль написания – слишком скучный, чтобы завлекать публику.

Тогда главный редактор придумывает оригинальный ход: он иллюстрирует книгу Стивенсона и рассылает её для публикации в еще два журнала, но уже под другими псевдонимами.

Так, в 1884 году одна из этих редакций, наконец, закончила публиковать книгу, а Стивенсон стал известен на весь мир.

После «Острова сокровищ» вдохновленный Роберт Льюис Стивенсон публикует еще множество своих повестей, рассказов и романов, таких как «Маркхейм» (1885), «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), «Похищенный» (1887), «Владелец Баллантрэ» (1889), «Вересковый мед» (1890) и многие другие.

Личная жизнь

Первой любовью Роберта Льюиса Стивенсона стала Кэт Драммонт, певица, работавшая в одном из ночных таверн Эдинбурга. Их роман длился несколько месяцев, после которых будущий писатель попытался сделать девушке предложение. Но в его планы вмешался отец, который был категорически против подобного брака, считая, что его сын достоин лучшего.

После неприятной истории Роберт долго не мог встречаться с другими девушками, пока не встретил молодую актрису театра, на которой впоследствии и женился. Супруга была на несколько лет старше него и уже была замужем и даже родила сына. Но Роберт тепло отнесся к пасынку и всю жизнь считал его своим родным ребенком, поскольку он воспитывал его с юных лет.

Источник: https://stories-of-success.ru/pisatel/roberta-lyuisa-stivensona

Краткая биография Льюиса Роберта самое главное

Роберт Льюис Стивенсон — шотландский писатель и поэт, родился в Эдинбурге 13 ноября 1850 г. Его отцом был инженер, специалист по маякам, мать происходила из старинного шотландского рода Бэлфур. Последнее обстоятельство нашло, в последствии, отражение в творчестве писателя, часто обращавшегося к теме аристократии родного края.

В возрасте трех лет Роберт перенес тяжелое воспаление легких. По мнению врачей, именно это привело к развитию у него серьезной формы туберкулеза, значительно сократившего жизнь писателя, а так же повлиявшего на выбор профессии.

Стивенсон обучался в университете Эдинбурга по специальности инженер, поддерживая семейную традицию. Он даже был награжден медалью отличия за студенческую работу о проблесковом огне для маяков, но в процессе обучения переменил свое решение, и в 1875 году выпустился с дипломом юриста.

Писать он начал еще в юные годы, в шестнадцать лет, с помощью отца, опубликовал первое произведение — исторический очерк. По окончании учебы он полностью начинает жить на скромный заработок литератора. Стивенсон переезжает во Францию, где работает, путешествует, получая новые впечатления, которые использует в качестве материала для написания своих историй.

В 1880 году болезнь, уже установленная врачами, побуждает его двинуться на юг в поисках лечебного климата. В начале, он объезжает южную Европу: французскую Ривьеру, Англию, останавливается в Швейцарии.

В это же время Роберт вновь встречает в Америке Фанни Матильду Осборн, англичанку, которой он был увлечен. Замужняя женщина, мать двоих детей, она на десять лет старше Стивенсона.

Но Фанни удается добиться развода, и они с Робертом вступают в брак.

В 1881 году, во время путешествия на теплоходе по Тихому океану, Стивенсон заметил рисунок своего пасынка, и ему в голову пришла идея пиратской карты сокровищ. Так началась работа над книгой, которая, в последствии, вышла под названием «Остров сокровищ» и прославила имя Стивенсона.

Ради поправки здоровья Стивенсон много переезжает с семьей по тропическим островам, совершает поездку в Австралию. Во время переездов он собирает богатый материал для творчества.

Семья Стивенсона на длительный период поселяется на Самоа.  В это время он пишет такие знаменитые произведения как «Похищенный» и «Владетель Баллантрэ», однако особенно любимый автором роман «Уир Гермистон» остался недописанным.

Завершению работы помещала смерть писателя.

Стивенсон скончался от инсульта 3 декабря 1894 г. на острове Уполу.

5 класс

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Равель Морис↑ БиографииКэрролл Льюис →

Жизнь и творчество Роберта Стивенсона

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/robert-lyuis-stivenson

Роберт Стивенсон

Стивенсон Роберт Льюис (1850-1894) — английский писатель, шотландец по происхождению, литературный критик, поэт, основоположник и теоретик неоромантизма.

Родился Стивенсон в Эдинбурге (Шотландия) в семье инженера — строителя маяков. С детства много болел. Казалось, у него не было возможности стать в будущем автором одного из самых известных приключенческих романов, поскольку заболеваний у него было чрезвычайно много. Читайте ниже более подробно биографию Роберта Стивенсона.

Болезнь детства и начало творчества

С раннего детства он был жителем, по его собственному выражению, «одеяльной страны». Ведь из-за постоянных нездоровий он проводил больше времени в постели, чем в мальчишеских играх на улице или за столом, читая интересную книжку.

Доктора поставили двенадцатилетнему мальчику ужасный диагноз — чахотка. В те времена это приравнивалось к смерти.

Возможно, собственно эти трудные испытания научили Стивенсона ценить жизнь, искренне ликовать каждому прожитому дню и стараться быть счастливым.

Нельзя отправиться в настоящее морское путешествие? И тогда на помощь приходили мечта и фантазия. Творческие способности развила в нем его нянька, которая знала множество историй, читала наизусть стихи Р. Бернса и рассказывала на ночь страшные истории. В 15 лет в биографии Роберта Стивенсона появилось первое произведение — он написал свою первую книгу «Петландське восстания».

В 17 лет Роберт начал изучать право в Эдинбургском университете (год окончания — 1875). Хотя Стивенсон получил профессию юриста, больше всего он мечтал стать писателем.

Остров сокровищ Стивенсона — непревзойденный шедевр

Слава к нему пришла, когда он в 1883 г. отдельным изданием напечатал роман «Остров сокровищ». Как вспоминал писатель, однажды он играл со своим пасынком Ллойдом Озборном. Они соревновались, кто лучше нарисует географическую карту. Именно тогда Стивенсон и создал карту Острова сокровищ.

На второй день он сел за роман, который назвал «Корабельный повар», но издателю это название не понравилось, и они решили заменить название на «Остров сокровищ». Пытливый читатель заметит в этом произведении детали многих известных приключенческих книг. Стивенсон и не отрицал этого.

Он откровенно говорил, что, например, попугай к роману «прилетел» от Робинзона Крузо, а скелет он позаимствовал из новеллы известного американского писателя Эдгара По «Золотой жук». Кстати, история, положенная в основу романа «Остров сокровищ», не такая уж и писательская выдумка.

В те времена, как и сегодня, много кто бредил несметными сокровищами пиратов или их жертв, что были предусмотрительно спрятаны в разных местах земного шара и которые можно было найти за определенными тайными знаками.

Например, на острове, где больше четырех лет прожил Александр Селькирк и который впоследствии был назван островом Робинзона Крузо, до сих пор ищут огромный клад, который был там спрятан через несколько лет после освобождения Селькирка. Стивенсон будто собрал в своей книге все особенности и находки приключенческой литературы, которую трудно представить без тайных карт, спрятанных сокровищ и воинственных пиратов.

Первыми слушателями и критиками еще не напечатанного романа были отец и пасынок писателя. Стивенсон вспоминал, что когда необходимо было заполнить сундук Билли Бонса, то отец писателя почти целый день на обороте конверта от какого-то делового письма составлял реестр того, что должно быть в тайнике бывшего пирата.

Этот перечень почти полностью вошел в роман.

Вообще Стивенсону удалось наполнить свое произведение деталями, которые в воображении читателя именно после этого романа были тесно связаны с миром приключений и тайн: зажигательная пиратская песня, ужасная черная метка, таинственная карта и затерянный в океане остров, полный золота, омытого кровью.

Ухудшение здоровья и переезд на Самоа

Успех «Острова сокровищ» обеспечил материальный достаток семьи Стивенсона, но прогрессирующая болезнь требовала изменения климата, и поэтому он оставил любимую Шотландию. Биография Роберта Стивенсона наполнилась новыми событиями и приключениями. Писатель вместе со всей семьей отправился в путешествие к южным морям.

Он поселился на островах Самоа в Тихом океане. Местные жители сначала настороженно отнеслись к чужеземцу, ведь привыкли, что европейцы в их краях появлялись только для того, чтобы обогатиться.

Но Стивенсон не выказывал пренебрежения к местному населению, зато он радушно принимал их в своем доме, который местным жителям казался огромным дворцом, и с удовольствием слушал их рассказы из древности.

Очень скоро в дом Стивенсона местные жители заходили не только послушать удивительные и невероятные истории хозяина, но и с просьбой помочь. Он советовал им, как защищать себя от колонизаторов, как лучше ухаживать за своей землей и где выгоднее продать те или иные товары.

Белые колонизаторы недолюбливали писателя, зато местные жители, в знак особого уважения и доверия, дали ему имя Тузитала — «белый вождь-сказитель», ведь верили в магическую силу его слова.

А эта сила была большой, стоит только вспомнить, какую огласку наделала в Европе статья Стивенсона о бесстыжем грабеже островов ведущими европейскими странами, которые колонизировали Самоа.

Удивительные факты из биографии Стивенсона

Самоанцы своими силами построили дорогу до дома Стивенсона и назвали ее Дорогой благодарности. Смерть писателя для местных жителей стала большим горем. Они целыми поселками шли проститься с Тузиталою.

Совет вождей решил похоронить его на вершине самой высокой горы. Однако добраться туда было чрезвычайно сложно, ведь гору со всех сторон окружал густой тропический лес, и к тому времени на нее не ступал ни один человек.

Тогда самые сильные мужчины отправились в путь и ценой невероятных усилий прорубили во влажных джунглях просеку, чтобы попасть к месту последнего приюта человека, который смог перебороть судьбу.

А потом вожди под страхом большого наказания богов запретили всем стрелять возле горы, где было похоронено тело Стивенсона, «чтобы над его могилой могли спокойно петь птицы».

Произведения Стивенсона читают с интересом как дети, так и взрослые. Стивенсон считается основателем и теоретиком неоромантического направления в литературе.

Он остро чувствовал разрыв между действительностью и мечтой и искал необычное в обыденной жизни. Писатель на всю жизнь сохранил тягу к прекрасному, стремился придать жизни полноту и яркость, найти в обычном человеке героя.

Стивенсон был чрезвычайно внимательным к слову, его считают непревзойденным писателем.

Прочитав биографию Роберта Стивенсона, вы можете поставить свою оценку данному писателю вверху страницы.

Кроме того предлагаем вашему вниманию раздел всех биографий.

Источник: https://reedcafe.ru/author/robert-stivenson

Роберт Луис Стивенсон: обзор творчества писателя

Роберт Луис Стивенсон (1850—1894) — поэт, романист, новеллист, литературный критик и публицист, родился в семье шотландского инженера. Получив юридическое образование, он пристрастился к путешествиям.

Странствовал по Европе и Америке, жил на островах Тихого океана и умер там, вдали от родины.

Он принимал активное участие в борьбе жителей Самоа против немецких колонизаторов, проявляя живой интерес к отечественной истории и творчеству ряда писателей, создав галерею литературных портретов Ф. Марриета, А. Дюма, Ж. Верна и др.

Экзотика и романтика имели для него притягательную силу, что вызвано не столько жаждой необычного, сколько бегством из мира чистогана и фальши.

Своей немеркнущей популярностью Роберт Луис Стивенсон обязан поэзии, а также приключенческим романам, сюжеты которых строил на детективных завязках, на опасностях путешествий, на фантастических допущениях.

Читайте также:  Журавлиный крик - краткое содержание повести быкова

Образцом приключенческого жанра стал его роман «Остров сокровищ» (1883), подхвативший и развивший традицию, идущую от «Робинзона Крузо» Д. Дефо, но придав ей иное направление.

Юного сына трактирщика Джима Хокинса вовлекает в опасное плавание тайна, связанная с появлением в трактире старого моряка, распевающего зловещую морскую песню.

Известие о том, что этот морской волк страшится прихода некоего одноногого человека, и события, последовавшие после его прихода, захватывают Джима настолько, что он покидает родительский кров и отправляется на поиск клада, скрытого знаменитым пиратом Флинтом на далеком острове, затерянном посреди океана. Однако не морские бури, а разнузданная алчность искателей легкой наживы — вот с чем приходится схватиться в первую очередь юному герою, чтобы сохранить свою душевную чистоту и нравственно повзрослеть, разгадать и расстроить козни злодеев.

В романе Роберта Луиса Стивенсона «Потерпевшие кораблекрушение» (1892) моряки со шхуны «Богатая невеста» попали на необитаемый остров, где находится английский бриг «Летящий по ветру», севший на мель.

Загадочна судьба экипажа брига — на отмелях у необитаемого острова происходят необыкновенные события, и одна загадка порождает другую. Участники прибывшей сюда экспедиции знают, что с брига «Летящий по ветру» вместе с его капитаном спаслось всего несколько человек.

Имена их были напечатаны в газетах, а скульптор Лауден Додд, организатор экспедиции, видел всех спасенных. Но на покинутом бриге были найдены документы и фотографии команды — и это были совсем другие люди, неизвестные Додду…

Разгадка тайны ведет к сатирическому обличению собственничества, когда люди, стремясь к обогащению, готовы на убийство, обман и любое преступление.

Тайной окружены и обстоятельства смерти отца Дика Шелтона, героя романа Стивенсона «Черная стрела» (1888). Действие его отнесено к XV в., эпохе войн Алой и Белой Розы.

Восемнадцатилетний Дик, воспитанник рыцаря Дэниэла Брэкли, попадает в самую гущу событий, аристократических распрей между двумя знатными семействами Йорков и Ланкастеров, претендентов на английский престол.

Встреча с предводителем вольных стрелков, окрасивших свои стрелы в черный цвет, вовлекает Дика в сложные ситуации, которые возникают в борьбе с угнетателями народа.

Загадочна и смерть отца молодого шотландца Дэвида Бэльфура, персонажа взаимосвязанных исторических романов «Похищенный» (1886) и «Катриона» (1893). Действие развертывается в XVIII в. на фоне дикой природы, обычаев и нравов шотландского народа.

Над героем романов нависла смертельная угроза со стороны дяди, замыслившего овладеть богатым поместьем. Злоключения сводят Дэвида с храбрецом Аланом Бреком, отпрыском изгнанного англичанами королевского рода Стюартов. Преследования властей загоняют их в леса и горы.

Там возникает любовь Дэвида к Катрионе, дочери изгнанника Мак-Грегора и внучки мятежника Роб Роя, навевая воспоминания о знаменитом романе В. Скотта, пронизанном духом бунтарства и вольнолюбия.

Зловещие ситуации складываются в фантастическом романе Роберта Стивенсона «Странная история д-ра Джекиля и м-ра Хайда» (1886). В образе преуспевающего доктора Джекиля причудливо совмещаются доброе и злое начала.

Занявшись пристальным самонаблюдением, он сумел отделить низменные устремления от благородных качеств своей натуры. Результат был ошеломляющ, и в сюжете возникают удивительные эпизоды с двойниками, тайнами, убийствами и расследованиями. Тема душевного подполья, видимо, возникла у Стивенсона не без влияния Ф. М.

Достоевского. Во всяком случае, раздумья над особенностями человеческой природы нашли отражение и в другом романе — «Владетель Баллантрэ» (1889), последнем законченном большом романе Стивенсона. Автор рассказывает о столкновении двух братьев, один из которых добродетелен, а другой порочен.

Но ситуация усугублена тем, что первый ординарен, а второй незауряден. Легкомыслие и беспринципность порождают трагедию в доме их отца лорда Дэррисдира, который душой на стороне династии Стюартов, но боится за свои поместья и не решается порвать с существующим правительством.

В итоге происходит раскол в семье: старший сын Джемс отослан на службу к претенденту на престол, а младший сын Генри остается в имении.

В литературном наследии Роберта Стивенсона есть также увлекательные повести и рассказы.

Наиболее значительные из них — «Новые арабские ночи» (1882), куда входят «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи», связанные единым замыслом и романтическим героем, принцем Флоризелем, неким подобием арабского халифа Гаруна аль-Рашида.

Его действия и криминальные истории, которые он распутывает, задуманы как пародия на детективный жанр, в котором создана повесть «Дом на дюнах» (1879) — о справедливой мести итальянских революционеров, злостно обманутых английским банкиром.

Своими книгами Стивенсон хотел пробудить в людях «живую душу» и в этой устремленности видел горизонты будущей литературы: «К сожалению, все мы в литературе играем на сентиментальной флейте и никто из нас не хочет забить в мужественный барабан».

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века — М.: Кн. палата, 1991

Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/drugie_avtori/robert_luis_stivenson_obzor_tvorchestva_pisatelja/62-1-0-2615

М урнов — роберт луис стивенсон (жизнь и творчество)

Урнов М

Роберт Луис Стивенсон (Жизнь и творчество)

М.Уpнов

Роберт Луис Стивенсон (Жизнь и творчество)

В читательской памяти Роберт Луис Стивенсон нередко оказывается автором одной книги. Называют имя Стивенсона и вслед за ним, как исчерпывающее его пояснение, — «Остров Сокровищ».

Особая популярность «Острова Сокровищ» в школьной среде укрепила за произведением Стивенсона репутацию книги открытой и очень доступной, а за ее автором — славу литератора, пишущего для юношества.

Подобное обстоятельство побуждает видеть в этом романе, как и в творчестве Стивенсона вообще, явление более простое и по значению своему довольно узкое (приключения, увлекательность, романтика) в сравнении с действительным его смыслом, реальным значением и воздействием.

Между тем сложнейшие узлы многих литературных проблем на английской почве сходятся как прежде, так и теперь к творчеству Р. Л. Стивенсона.

И когда, например, крупный современный писатель Грэм Грин ставит это имя в ряд наиболее влиятельных своих учителей, такой жест на первый взгляд кажется неожиданным и даже произвольным: Грин — новейший психолог, предпочитающий для наблюдений теневую сторону душевного мира, и Стивенсон — создатель столь «легкой» книги, вроде «Острова Сокровищ»?! Чтобы понять выбор Грэма Грина, чтобы проследить линии соединения таких фигур, как Достоевский и Стивенсон, или связи Стивенсона с Теккереем, с Уолтом Уитменом или же с Уилки Коллинзом, чтобы уяснить своеобразие Стивенсона и его значение, надо вспомнить о нем — авторе многих других, кроме «Острова Сокровищ», книг и разобрать пристальнее очевидную романтику, так явственно выделившую его творчество.

Не только книги, почти в равной мере и биография Стивенсона способствовала его популярности. Цельность характера, мужество поведения, необычность фона и обстановки, в которой оказывался Стивенсон, драматизм судьбы — все волновало воображение. Имя писателя сопровождали легенды.

Его жизнь представлялась, как и книги его, то совершенно открытой, вполне доступной пониманию, то таинственной, не вдруг легко объяснимой.

Бродили слухи, складывались разноречивые мнения, и одни и те же биографические факты являлись на печатных страницах то в розовом, то в черном свете.

В 1901 году Уильям Хенли, некогда заметный и влиятельный литератор, бывший друг и соавтор Стивенсона (совместно ими написано несколько пьес), заявил во всеуслышание, что созданные семейным кругом представления о Стивенсоне сильно приглажены, что он вовсе не был «ангелом с засахаренными крылышками».

Не суть самих слов, в большей степени акцент, с которым они были произнесены, подстрекнул другую крайность, задал тон, породив страсть и стиль сенсационно-«разоблачительного» толкования Стивенсона. Отношения между Хенли и Стивенсоном — тема сложная; все же можно напомнить, что в их дружбе давно обозначилась трещина.

Хенли дал повод к затяжной ссоре, виной тому был его характер, писательские наблюдения над которым отразились в знаменитом персонаже «Острова Сокровищ» Джоне Сильвере.

Двухтомная биография Стивенсона, написанная его двоюродным братом Грэхэмом Бэлфуром и появившаяся год спустя, не разъяснила сомнений и не внесла умиротворения. Теперь читатель мог вооружиться новыми сведениями, и все же было заметно, что автор «Жизни Роберта Луиса Стивенсона» сэр Грэхэм Бэлфур урезывает факты и оставляет недомолвки.

После смерти в 1914 году жены писателя, Фанни Стивенсон, на аукционе в Нью-Йорке пошли с молотка его письма, разные рукописи, возбудившие естественный интерес и понятное любопытство. В недремлющих очах «разоблачителей» зажегся лихорадочный огонек, и начали являться статьи и книжки, «проясняющие» портрет Стивенсона.

Обрывочные сведения и намеки служили основанием для решительных выводов и широких концепций. Критическая мысль вертелась вокруг нескольких «проблем» интимного свойства, извлеченных из туманных лет стивенсоновской юности. Больше всего горячила страсти неясная история отношений Стивенсона к Кэт Драммонд, юной певичке из ночной таверны.

Будто бы он горячо полюбил обесчещенную девушку, тяготившуюся предосудительным ремеслом, собирался жениться на ней, но отцовский ультиматум заставил его капитулировать. Как это было и что именно было, до сих пор остается неясным.

Ничто, однако, не помешало представителям стороны, действовавшей под девизом «Стивенсон не был ангелом», широко обсуждать его нравственный облик, суть его характера и литературной позиции.

О крикливо-сенсационном свойстве наиболее рьяных выступлений этого толка может дать представление хотя бы заголовок статьи Джорджа Хеллмана «Стивенсон и проститутка», опубликованной в журнале «Америкэн Меркюри» (1936). «Проблема» Лу Стивенсон — Кэт Драммонд определила сюжет ремесленного «любовного» романа (1927) Джона А.

Стюарта, автора двухтомной биографии писателя (1924), «критической», как подчеркнуто в подзаголовке. Особые усилия к тому, чтобы обесславить и принизить Стивенсона, приложив Е. Ф.

Бенсон, сын архиепископа кентерберийского, в своем язвительном выступлении «Миф о Роберте Луисе Стивенсоне» на страницах журнала «Лондон Меркюри» (июль — август 1925 года).

Отзвуки этой полемики слышны до сего времени, хотя страсти давно утихли. Еще можно видеть вялые круги от шумного всплеска, произведенного «иконоборцами» в 20-30-е годы, и в то же время еще держится традиция дидактико-романтического толкования стивенсоновской биографии.

Каким бы ни был шум, поднятый вокруг Стивенсона в 20-е и 30-е годы, его последствия выражаются не одними минусами.

Критическое отношение к моделям приглаженного Стивенсона сменило тон и стиль и в книге Мальколма Элвина «Странный случай с Робертом Луисом Стивенсоном» (1950), приняло вид серьезного и обдуманного обсуждения спорных вопросов.

Появление новых материалов о Стивенсоне, возросший интерес к нему, потребность истины вызвали необходимость углубленного изучения его жизни и творчества. В 1951 году вышло большое исследование жизни Стивенсона — книга Дж.

Фернеса, эпиграфом к которой автор поставил слова из последнего монолога шекспировского Отелло: «Скажите обо мне то, чем я на самом деле являюсь. Ничего не смягчайте, ничего не припишите по злобе».

Эта книга — первый обстоятельный свод обширного материала и основательная попытка разобраться как в сути дела, так и в частностях, не подменяя одно другим и не смягчая произвольно акцентов.

В 1957 году Ричард Олдингтон, талантливый писатель и знаток литературы, выступил с книгой о Стивенсоне.

Живое исследование писателя о писателе всегда представляет интерес, а в условиях, когда возникает необходимость сказать смелое и решительное слово в защиту честного имени и доброго дела, этот интерес приобретает принципиальное значение.

Тон и дух убежденного достоинства, с каким рассуждает Олдингтон, мысль и слово опытного человека и профессионала высоко поднимают его книгу над многими произведениями, перегородившими колючим частоколом путь к живому Стивенсону.

Источник: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-publicism/57836-m-urnov-robert-luis-stivenson-zhizn-i-tvorchestvo.html

Роберт Льюис Стивенсон: биография, карьера и личная жизнь

Роберт Стивенсон родился в ноябре 1850 года в Эдинбурге — шотландской столице. С детства он страдал некой тяжкой болезнью (скорее всего, туберкулезом — в те времена, когда он жил, поставить корректный диагноз было невозможно), из-за чего ему приходилось проводить много часов в лежачем положении, в своей кровати.

Ограничения подобного рода помогли развиться воображению Роберта — он начал выдумывать забавные истории и приключения, которые могли бы произойти с ним. У мальчика вдобавок ко всему была няня, которая прививала ему любовь к литературе, читая народные сказки, стихотворения Роберта Бёрнса и так далее.

В пятнадцать лет Роберт Льюис написал первую публицистическую работу — исторический очерк «Пентландское восстание». Отец, прочитав данный очерк, решил порадовать подростка и издал это произведение отдельной книгой за собственный счет в 1866 году. Тираж, разумеется, был небольшим — всего 100 экземпляров.

В 1875 году Стивенсон окончил факультет юриспруденции. Но это образование ему не слишком пригодилось — по специальности он практически не работал.

Во второй половине семидесятых будущий писатель жил, в основном, во Франции и, несмотря на проблемы со здоровьем, много путешествовал по европейским странам. Впечатления об этих путешествиях отражены в двух сборниках путевых заметок — «Поездка внутрь страны» и «Путешествия с ослом».

В 1876 году во французской деревне Грез, Роберт Льюис встретил американскую художницу Фанни Осборн. Фанни жила в Европе с детьми отдельно от мужа, хотя официально была не разведена.

Стивенсон был моложе ее на десять лет, но это никоим образом не помешало их любви. И когда Фанни все-таки оформила развод с прежним мужем, писатель сделал ей предложение.

Они поженились в Сан-Франциско 19 мая 1880, после чего на корабле перебрались в Великобританию.

Первым значимым литературным произведением Стивенсона стала новелла «Ночлег Франсуа Вийона». Она была опубликована в 1877 году. А уже в следующем году Роберт Льюис публикует в журнале «Лондон» сборник «Клуб самоубийц», где описываются удивительные приключения принца Флоризеля и его верного спутника — полковника Джерардина. Этот сборник был достаточно тепло встречен критикой.

Читайте также:  Музыка в моей жизни - сочинение 4, 9 класс

В 1883 году Стивенсон написал лучший свой роман — «Остров сокровищ». Все началось с забавных рассказиков, которые Стивенсон сочинял для своего пасынка — Ллойда (ребенку Фанни от прошлого мужа).

Писатель даже нарисовал карту выдуманного острова. Впоследствии она практически без изменений была перенесена в предисловие.

Интересно, что сначала писатель хотел назвать роман «Корабельный повар», но потом остановился на более удачном заголовке — «Острова сокровищ».

Первое издание этого романа в виде отдельной книги было распродано с трудом. Зато второе и третье издание были, безусловно, успешными — у произведения появилось огромное количество поклонников.

Стоит заметить, что в том же 1883 году вышел еще один роман Стивенсона «Черная стрела», который переносит читателя в Средневековую Англию, во время Войны роз (то есть во вторую половину XV века).

В 1885 году публика получает возможность познакомиться с романом «Принц Отто», над которым автор с перерывами работал более десяти лет, а в 1886-м — с повестью о докторе Джекиле и мистере Хайде.

В какой-то момент медики порекомендовали писателю сменить климатические условия, и в 1888 году Стивенсон вместе с женой и детьми отправился путешествовать по экзотическим местам. Известно, что именно во время данного путешествия писатель работал над романом «Владетель Баллантрэ» (он был издан в 1889 году).

В 1890 году Стивенсон поселился на островах Самоа, что расположены в Тихом Океане. Местные жители в первое время настороженно относились к незнакомцам, однако уже скоро стали с удовольствием заходить в гости к писателю.

В итоге Стивенсону даже дали уважительное прозвище «вождь-сказитель». На Самоа Стивенсоном был написаны романы «Сент-Ив» и «Катриона», а также сборник «Вечерние беседы на острове», включающий в себя несколько повестей.

Последний роман шотландского писателя «Уир Гермистон» (автор был уверен, что этот роман станет вообще лучшим его творением) остался, увы, незавершенным. Умер Стивенсон 3 декабря 1894 года от апоплексического удара на одном из двух крупных островов Западного Самоа — на острове Уполу.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-960579—robert-lyuis-stivenson-biografiya-karera-i-lichnaya-zhizn

Стивенсон, Роберт Льюис

(1850-1894) английский писатель, критик и публицист

Биография Роберта Льюиса Стивенсона, человека мужественного характера и драматической судьбы, волновала воображение современников наравне с его произведениями. Имя и жизнь его овеяны легендами. Сразу же после смерти писателя были изданы его пространные биографии, статьи и эссе с сенсационными догадками о различных эпизодах жизни Стивенсона.

  • Современное литературоведение видит в нем основоположника, теоретика и ведущую фигуру английского романтизма последней четверти XIX века, получившего название неоромантизма.
  • Буржуазному миру погони за богатством, миру корысти и фальши писатель противопоставил экзотику приключений и романтику высоких порывов к добру и справедливости.
  • Прожив всего 44 года, Роберт Льюис Стивенсон оставил читателям более 30 томов самых разных по жанрам и темам произведений.

Свое писательское призвание он осознал очень рано, уже в детские годы. В кармане у него всегда торчали две книжки: одну он читал, а в другой вел записи точных слов, деталей, поразивших его строчек стихов. Это была школа мастерства. Он много писал, подражая знаменитым писателям, «обезьянничал», как говорил сам. Это вырабатывало литературный вкус, чувство гармонии и профессиональную технику.

Роберт Стивенсон родился в политическом и культурном центре Шотландии — городе Эдинбурге, как и Вальтер Скотт. Его дед был видным гражданским инженером, строил мосты, маяки и волнорезы.

На картине знаменитого английского художника Джона Тернера изображен сооруженный им маяк «Кулак дьявола» на скале Белл-Рок на востоке Шотландии. За славные сооружения дед был удостоен герба. Его сыновья продолжили дело отца.

Внук ценил родословную своей семьи, но сам избрал другой путь.

Мать принадлежала к славному старинному роду Бэлфуров, была дочерью священника. Роберт, единственный ребенок в семье, с детства страдал болезнью бронхов, которая частенько приковывала его к кровати и повергала в мучительное состояние.

Некоторое время Роберт Стивенсон проучился в Эдинбургском университете, согласившись с пожеланием отца продолжить семейную инженерную традицию, и даже получил серебряную медаль за конкурсное сочинение об огне для маяков, потом решительно сменил профессию инженера на юриста и получил звание адвоката, но душа жила уже в полную мощь мечтой о литературе. Первым опытом начинающего писателя была тоненькая книжечка, написанная 16-летним юношей и изданная на средства отца, о крестьянском восстании в Шотландии в 1666 г.

В 1876 г. вместе с другом Роберт на байдарках отправился в путешествие по рекам и каналам Бельгии и Франции в Париж. Юноша прекрасно знал французский язык и литературу.

По возвращении в Эдинбург он издает «Путешествие внутрь страны» (1876) — путевые очерки, стиль которых будет подхвачен Джеромом. К.

Джеромом в книге «Трое в лодке», где в канву путевых заметок ловко вплетен критический взгляд на существующий мир вещей.

В ряде статей Роберт Стивенсон размышляет о задачах искусства и придает главную роль не реалистическому воспроизведению жизни, а сфере воображения.

Пусть писатель увлечен рассказом о том, что читатель никогда в реальной жизни не испытает. В определенной мере это шло от неприятия Стивенсоном меркантильной действительности.

Он старался развить в людях лучшие чувства — нетерпение, дерзание, решимость, благородство.

Его давно занимала личность талантливейшего поэта Франции Франсуа Вийона — рыцаря чести, бродяги, пропойцы и вора, в котором смешались добро и зло. В 1877 г. в печати появляется рассказ «Ночлег Франсуа Вийона», в котором на фоне зимнего Парижа 1456 г. изображена трагическая судьба необычайно талантливого поэта, — первое художественное произведение Стивенсона.

Под названием «Новые тысяча и одна ночь» (1882) писатель создает остроумную пародию на ремесленную авантюрно-приключенческую литературу. Новые «сказки Шахразады» состояли из двух книг — «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи».

Во второй книге в фантастическом сюжете о бесценном алмазе, владение которым превращает грубого служаку колониальных войск Томаса Ванделера в прославленного светского льва, выгодного жениха, Роберт Стивенсон тонко изобразил, как истинные ценности подменяются ложными под воздействием магической злой силы, заключенной в вожделенном камне. Сказки содержали мудрые намеки на серьезные проблемы жизни английского общества.

В 1878 г. в сопровождении ослика, тащившего безо всякого удовольствия поклажу, Роберт Льюис Стивенсон отправился по историческим местам партизанской войны французских протестантов за свою независимость и убеждения. Об этом он рассказал в «Путешествии с ослом в Севеннах» (1879).

В «Этюдах о людях и книгах» он рисует портреты. Читатели оценили мастерство изящного стиля молодого автора и талант рассказчика о необыкновенных приключениях. Неожиданное путешествие в Нью-Йорк, вызванное письмом женщины, горячо любимой им, чуть не стоило Стивенсону жизни.

Он пересек океан и верхом на лошади помчался от Сан-Франциско до Монтерея. В пути он заболел, местный охотник нашел его лежащим под деревом без сознания. На грани жизни и смерти Роберт Стивенсон окажется в Америке еще не раз.

Он сочетался браком с Фанни, которая наконец получила развод от своего беспутного мужа, вернулся на родину и издал книгу «Дом на дюнах» — лучшее произведение раннего периода творчества.

В занимательном сюжете Стивенсон раскрыл содержательную тему: на примере очень ярких и сильных характеров двух героев — Фрэнка Кессилиса и Норсмора — показал несостоятельность индивидуализма и эгоизма традиционного романтического героя.

Стремление Роберта Стивенсона создать роман осуществилось совершенно случайно. Однажды что-то рисуя, его пасынок Ллойд попросил его написать что-нибудь интересное. Увлекшись, Стивенсон набросал контуры воображаемого острова, напоминавшего «приподнявшегося толстого дракона». Получилась карта вымышленного «Острова сокровищ». Эта карта и породила фабулу.

«Судовой повар» — так сперва назывался роман. Его главы читались в кругу семьи, кое-что из подсказанного слушателями включалось в текст. Произведение вышло с посвящением мальчику — Ллойду Осборну. Публика встретила роман восторженно, журнальные критики — по-разному, от снисходительного одобрения до высоких похвал.

В основе фабулы — поиск несметных сокровищ, спрятанных знаменитым пиратом капитаном Флинтом. Жители захолустного городка: мальчик Джим, его отец-трактирщик и завсегдатаи трактира — оказываются перед лицом загадочных событий, вовлекаются в рискованную авантюру и становятся героями заманчивых и опасных приключений.

Мальчик попадает в крайне опасные ситуации, глядит в глаза смерти, действует решительно и самостоятельно; его мужество, восторженная преданность мечте, нравственная чистота задают тон всей книге. Джим и его друзья сталкиваются с пиратами-мародерами, разбойниками и негодяями, а не с благородными корсарами.

И в этом мире зла его герой обнаруживает истинные душевные сокровища.

Роберт Стивенсон любил роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», видел его достоинства не столько в цепи происшествий, сколько в «очаровании обстоятельств».

И свой роман он построил не столько на эффекте чисто внешнего действия, сколько на психологической достоверности и убедительности живых картин.

Мастерство Стивенсона в умении нарисовать столь выпуклую картину настолько убедительно, что мы постоянно чувствуем свою сопричастность происходящему.

Традиционный авантюрный сюжет — пираты, сокровища, морские приключения, затерянный остров — оказался совсем не традиционным благодаря остроте и открытости взгляда героя-рассказчика Джима Хокинса. Герои обрисованы зримо, убедительно.

Особая удача автора — образ Джона Сильвера. Полемизируя с традиционным представлением о победе добра и порочности зла, Стивенсон рисует привлекательный образ одинокого корабельного повара Сильвера — коварного, злобного, жестокого, но умного, энергичного и ловкого.

Жизнеспособность зла и коварная привлекательность порока и раньше интересовали и волновали Роберта Стивенсона. В 1885 г. он прочитал во французском переводе роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» и был потрясен силой воображения, мистического двойничества добра и зла в человеческой натуре.

  1. В «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) доктор посредством изобретенного им препарата отделяет темные силы своей души, и на свет появляется его двойник — уродливый карлик мистер Хайд, который совершает одно за другим преступления и при этом не испытывает мук совести, никаких сомнений — только чувство злобы и страха.
  2. Приемы научной фантастики и детектива, разработанные Робертом Стивенсоном в этой повести, были восприняты Гербертом Уэллсом в «Человеке-невидимке».
  3. Тема борьбы Шотландии с Англией за независимость и еще более далекие страницы истории — вражда Алой и Белой Розы — представали на страницах романов «Похищенный», «Катриона» и «Черная стрела».

В «Похищенном» и «Катрионе» Стивенсон рассказывает историю юного шотландца Дэвида Бэлфура, наследство которого присвоил себе его дядя. Встреча с насилием и коварством рождает в юном герое не отчаяние, а молодую решимость и отвагу. Пережив множество приключений, Дэвид находит свое счастье с Катрионой.

В 1888 г. для Роберта Льюиса Стивенсона наступила пора океанских странствий. Он за два года посетил несколько архипелагов Тихого океана.

Это были места, где путешествовал и погиб знаменитый Кук, где были и русские, совершившие кругосветное плавание, где странствовал Герман Мелвилл, знаменитый писатель, где позже плыл на «Снарке» Джек Лондон, где был «остров Робинзона Крузо».

Почувствовав себя обновленным, Стивенсон закончил работу над одним из лучших своих произведений — «Владельцем Баллантре» (1889) — романом-трагедией, как определил его жанр сам автор.

Писатель исследовал причины трагедии двух братьев-соперников, воплотивших в характерах прямо противоположные начала: силу, дьявольскую удачливость и порочность одного и порядочность, честность, но безжизненность, аморфность другого. Действие происходит в Шотландии XVIII века, в местах, хорошо знакомых автору.

Надеясь поправить здоровье, Роберт Стивенсон поселяется на острове Уполу (Самоа) и уходит в свое третье плавание в океан.

Он много работает и создает, сотрясаемый кашлем и валясь от усталости, «Потерпевших кораблекрушение» (1892), «Дэвида Бэлфура», «Катриону» (1893), в которых эгоизму и жестокости противопоставил душевное благородство и нравственную чистоту.

Во всех этих произведениях неотступно присутствует его родина — Шотландия. Писатель продолжает работать над романами «Сент-Ив» и «Уир Гермистон».

В сборнике «Вечерние беседы на острове» он отразил экзотические впечатления от поездки по островам, где встречался с самоанцами и читал им свою повесть «Сатанинская бутылка». Они называли его Туситалой, т. е. Рассказчиком, и верили, что он обладает волшебным сосудом, который хранится в его сейфе.

Самоанцы бережно хранили память о писателе еще и потому, что Роберт Льюис Стивенсон выступил в защиту местного населения от бесчинства колонизаторов и несколько лет печатал в «Тайме» свои статьи в защиту мира и справедливости.

Он посещает лагерь прокаженных и делает достоянием печати ханжество служителей церкви.

Судьба и история Шотландии колоколом бьет в сердце писателя. Он высоко ценил роль исторической памяти народа в созидании будущего. В его сознании возникал замысел «настоящего исторического романа, охватывающего эпоху целиком и народ, наш народ… » Определилось заглавие — «Бродяга», но отнялась правая рука, участились кровотечения из горла. А потом случилось кровоизлияние в мозг.

Тело Роберта Стивенсона, покрытое английским государственным флагом, было торжественно похоронено на горе Веа. Сюда, к могиле своего любимого писателя, в 1908 г. приплыл на яхте «Снарк» Джек Лондон. Он прошел через штормы, стоя сам у руля и гордясь своей победой над стихией. С трудом вместе с женой Чармиан пробирался он сквозь густую чащу на вершину горы.

Чармиан недоумевала, как смогли доставить на такую высоту гроб Стивенсона, и Джек рассказал ей, что, выполняя последнюю волю обожаемого человека, пожелавшего быть погребенным на этой вершине, несколько сот островитян работали всю ночь, прорубая в зарослях дорогу.

А поутру вожди племен на своих плечах торжественно, в сопровождении тысяч почитателей писателя, принесли его сюда.

Источник: http://biografiivsem.ru/stivenson-robert-lyuis

Ссылка на основную публикацию