Турандот — краткое содержание пьесы гоцци

Д. Пуччини опера «Турандот»

Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци

Любите ли вы загадки? Простые, сложные, интригующие и подчас невообразимо интересные. В сказочных приданиях немало историй, когда герою выпадало серьезное испытание, где главным условием было разгадать сложнейшую загадку, иначе он будет казнен. Такая задача выпала и на долю главному герою оперы Джакомо Пуччини «Турандот» —  принцу Калафу.

Краткое содержание оперы Пуччини «Турандот» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица Голос  Описание
Калаф тенор татарский принц
Турандот сопрано жестокая китайская принцесса
Лиу сопрано рабыня, влюбленная в Калафа
Панг тенор главный дворецкий, министр
Пинг баритон канслер, министр
Понг тенор повар, министр
Альтоум тенор император Китая, отец Турандот
Тимур бас старый и слепой свергнутый хан, отец Калафа 

Краткое содержание

Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци

Это произведение окутано восточным колоритом и сильнейшим драматизмом, которое пронизывает даже героев итальянской комедии – веселые «маски». Здесь они предстают в образе злых и расчетливых китайских министров. А что же принцесса Турандот? Она сама жестокость, черствая и холодная красавица, сердце которой заковано в лед.

Чтобы отомстить мужскому роду, Турандот придумала испытания для претендентов на ее руку – три загадки, и те, кто не смог их отгадать, тут же были казнены, будь то персидский принц или другой чужестранец. Но красота ее пленила юношей, заставляя идти на отчаянные попытки, и в этот раз в нее влюбился Калаф – неизвестный принц.

Благодаря своему сильному чувству и смекалке, он разгадал все три загадки, чем поверг в шок жестокую принцессу.

В свою очередь Калаф предложил ей свое испытание – назвать его имя, чтобы освободиться от данного обещания – выйти замуж на чужестранца.

Весь Пекин думал над этой загадкой, но никто не знал на нее ответа, лишь отец юноши и его спутница – молодая невольница Лю, безответно влюбленная в Калафа. Но и от них не узнала Турандот имя неизвестного принца.

Заканчивается опера дуэтом принцессы, Калафа и их страстным поцелуем. Загадочный юноша все же сумел растопить сердце восточной красавицы.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
35 мин. 50 мин. 40 мин.
  •  Фото:
  • Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци
  • Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци
  • Интересные факты
  • Примечательно, что сюжет оперы был немного изменен по сравнению с первоисточником. Композитор задумал светлый финал, где побеждает любовь, не омраченный гибелью девушки Лю. Сам сюжет взят из повести азербайджанского автора Низами.
  • Работа над спектаклем растянулась на несколько лет отчасти из-за того, что авторы либретто Дж. Адами и Р. Симони очень долго не могли закончить последний акт. Виной тому была сильная занятость.
  • Композитор изначально, когда приступил к этому произведению, знал, что это последний его спектакль и постоянно спешил, боясь, что не успеет его дописать. Друг и ученик композитора Франко Альфано смог закончить оперу, воспользовавшись оставшимися набросками.
  • Редакция Альфана считается не очень удачной, хотя и исполняется почти во всех театрах мира. В 2001 году итальянский композитор Лучано Берио написал свою версию, и многие музыкальные критики предполагают, что со временем она будет преобладать в будущих постановках.
  • Премьера оперы «Турандот» состоялась в Милане, дирижировал оркестром А. Тосканини. В середине третьего действия музыка внезапно смолкла, и маэстро убрал дирижерскую палочку. Развернувшись к публике, Тосканини сказал, что именно в этом месте перо выпало из рук Дж. Пуччини. Занавес медленно опустился. Лишь на следующий день публика смогла увидеть полную версию оперы. До сих пор в некоторых постановках режиссеры предпочитают на этом месте заканчивать спектакль.
  • До XX века опера «Турандот» была запрещена в Китайской Народной Республике. Правительство страны считало, что Китай показывается не с лучшей стороны. Но в 1998 году запрет был снят сенсационной постановкой «Турандот в запретном городе». Постановка обошлась в 15 млн. долларов. Дирижер: Зубин Мета, режиссер: Чжан (Цзан) Имо.

Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци

  • Ария «Пусть никто не спит» — одна из наиболее популярных и востребованных образцов классической музыки и входит в репертуар огромного количества исполнителей.
  • Есть несколько различных вариантов концовки произведения, но пока наиболее признанной публикой и постановщиками является та, которую написал Альфано. Свои версии «финала» публике представили композиторы Лучано Берио в 2001 году и Хао Вейя в 2008 году.
  • Декорации для известнейшей постановки оперы на Боденском озере в рамках популярного австрийского музыкального фестиваля возводили 12 месяцев.
  • Опера Пуччини – это не единственное произведение по сказке Гоцци. Ранее этот сюжет привлек композитора Бузони, который создал свою оперу. Премьера которой успешно прошла в 1917 году в Цюрихе.
  • Партия принцессы Турандот считается достаточно сложной. Исполнительница Биргит Нильсон во время постановки оперы в «Метрополитен-опера» во втором акте выдержала высокую ноту намного дольше тенора Франко Коррели. Естественно, во время антракта раздосадованный артист обратился к директору с заявлением, что не желает дальше продолжать участвовать в спектакле. Тот не придумал ничего другого, как посоветовать певцу отомстить исполнительнице и укусить ее за шею в сцене, когда Калаф целует Турандот.
  • Известный актер Николай Наумов, будучи еще школьником, сыграл роль принца Калафа в театре мимики и пластики «Мимоша».
  1. Популярные арии
  2. ария Калафа «Nessun dorma» (слушать)
  3. ария Лю «Tanto amore segreto» (слушать)
  4. ария Турандот «In questa reggia» (слушать)
  5. ария Лю «Signore, ascolta!» (слушать)
  6. финальный дуэт Турандот и Калафа «Principessa di Morte» (слушать)
  7. История создания
  8. Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци

В основе оперы «Турандот» лежит азербайджанская повесть XII века. В свое время она очень привлекла внимание драматурга К. Гоцци, который создал по ней сказку. Примечательно, что когда Ф.

Шиллер переводил ее на немецкий, то немного изменил характеры героев – усилив их, а также переписал знаменитую сцену загадок главной героини.

Когда уже сам Пуччини увидел драматический спектакль режиссера Макса Рейнхарда по этому произведению в 1919 году, то у него сразу же возникла идея создать оперу. Именно в этом время сказка как раз получила широчайшее распространение в Европе.

Композитор обратился с этой затеей к своим либреттистам Адами и Симони, чтобы они занялись литературной составляющей. Причем сам Пуччини также активно участвовал в разработке либретто, об этом свидетельствуют многочисленные пометки, пожелания и указания в его письмах.

Работа над произведением началась с 1920 года и продолжалась до 1924 года, однако закончить его Пуччини так и не успел, несмотря на все старания. Таким образом, заключительный дуэт и финал, благодаря сохранившимся наброскам, дописал уже после смерти композитора его талантливейший ученик Франко Альфано.

А саму оперу принято называть «лебединой песней» композитора.

Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци

Следует понимать, что такое произведение как «Турандот» было вовсе не свойственно для композитора. В нем Пуччини пришлось изменить традициям камерности, которые до сих пор были во всех его театральных произведениях.

Говоря о жанровой принадлежности, в этом произведении явно прослеживаются признаки opera seria.

Плюс ко всему, во время работы над спектаклем Пуччини намеренно усилил драматическую линию, ведь даже комичные «маски», которые являются заимствованными героями итальянской комедии – Панталоне, Бригелла, Тарталья, получили китайские имена и вместе с тем стали жестокими и далеко не безобидными министрами. Измененный финал также омрачен гибелью Лю. Причем образ этой девушки коренным образом отличается от той коварной соперницы Адельмы, представленной в сказке Гоцци. Не случайно именно это сочинение Пуччини считал лучшим своим творением.

История постановок

Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци

Мировая премьера оперы успешно прошла в апреле 1926 года в театре Ла Скала. Режиссером выступил Джоаккино Форцано, дирижер – Артуро Тосканини. Именно это представление было поставлено без заключительного дуэта и финала, в остальных же постановках, режиссеры использовали версию Ф. Альфано. В этом же году, на многих сценах Европы и мира была успешно поставлена «Турандот».

Долгожданная премьера в СССР успешно прошла в 1928 году в Баку. Публика Большого театра впервые увидела легендарную оперу лишь в 1931 году. Режиссер Леонид Баратов и дирижер Лев Штейнберг приложили массу усилий и своего таланта для этого. Этот спектакль шел уже на русском языке и всего выдержал 39 представлений, пока не был снят в 1934 году.

Среди современных трактовок следует отметить грандиозную задумку в австрийском городе Брегенце, где проходит музыкальный фестиваль. В 2015 году зрители были поражены необычайными декорациями к опере «Турандот», в постановке Марко Артуро Марелли.

Прямо на Боденском озере была возведена сцена и китайская стена. Такие величественных декораций еще не создавал ни один театр. Для того, чтобы установить эту конструкцию, понадобилось 119 еловых и стальных свай, который были погружены на шесть метров в грунт.

В ходе работ было задействовано около 40 фирм из Германии, Австрии, Румынии и Швейцарии. Вес китайской стены составляет 335 тонн. Кроме того, привлекают внимание терракотовые воины, которые расположены на сцене (205 фигур) и рельсовая карусель, проложенная вокруг сцены.

Сопровождал спектакль Венский Симфонический оркестр. Стоит ли говорить о том, что успех этой постановки был грандиозный.

Еще одна постановка оперы, которая поражает своими декорациями – это премьера в Казани в 2012 году, затем эта версия была поставлена во многих городах Европы. Над декорациями трудился сценограф Игорь Гриневич.

Для данной постановки был сооружен настоящий 10 метровых замок императора. Кроме этого, на сцене были красивые фонтаны с водой и каскадные водопады.

Стоимость всех декорация и костюмов, сшитых из натуральной кожи и китайского шелка, составила 6 млн. рублей.

К интересным постановкам следует отнести работу режиссера Вячеслава Стародубцева в Новосибирском театре.

Опера была поставлена в стиле квеста, плюс еще и с необычными декорациями в стиле русского авангарда, отсылками к работам Кандинского.

Выделяется этот спектакль на фоне других постановок и необычными костюмами, а также трактовкой образов. Так, по версии Стародубцева, душа Лю, после ее смерти перешла к принцессе Турандот.

Такой интересный сюжет привлекал также кинорежиссеров, и опера была неоднократно экранизирована. Достаточно привести в пример работу итальянского режиссера Марио Ланфранки, снятую в 1958 году или версию Рубена Симонова и Александра Шорина 1971 года. Стоит упомянуть также фильм грузинского режиссера Отара Шаматава 1990 года.

Опера «Турандот» — это сплетение удивительной, колоритной музыки и мощного драматического действия, которые не оставят равнодушными никого из зрителей. Попробуйте и вы испытать на себе загадки коварной принцессы и насладитесь замечательным творением Джакомо Пуччини.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

Джакомо Пуччини «Турандот»

Источник: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/opera-turandot

Турандот

В древних преданиях нередко встречаются сюжетные линии, когда герою с риском для жизни приходится разгадывать сложные загадки. Этот мотив вошел в основу сказки о китайской принцессе Турандот.

Сначала девушка предстала злобной капризной наследницей трона, ради удовольствия играющей с жизнями женихов. Но с легкой руки Карло Гоцци персонаж стал символом борьбы за равные права женщин и мужчин.

«Итальянская» Турандот попыталась разрушить стереотипы своего времени о том, что предел мечтаний каждой «нормальной» женщины – выйти замуж и служить мужчине.

История создания

Сказка «Турандот» получила известность благодаря писателю из солнечной Италии Карло Гоцци. Автор использовал в работе историю своенравной китайской принцессы, взятую из творчества азербайджанского поэта Низами. Литератор, живший в 12 веке, творил на персидском языке. Поэма вошла в сказочный сборник, напечатанный в парижской типографии в 1712 году.

Читайте также:  Сочинение важность книг (важность чтения для человека)

Турандот - краткое содержание пьесы ГоцциКарло Гоцци

Именно из этого издания Гоцци заимствовал сюжеты для своих фьяб, талантливо миксуя детали. Основные элементы персидских сказаний обогащались фольклором, а также принципами комедии дель арте, где зрелищность привносили классические персонажи-маски итальянского театра – Труффальдино, Панталоне, Тарталья и Бригелла.

Турандот - краткое содержание пьесы ГоцциФридрих Шиллер

Произведение итальянца родилось в 1762 году. Чуть позже немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер настолько проникся гениально изложенной сказкой, что не удержался от соблазна перекроить ее для Веймарского театра. Так начался славный поход фьябы «Турандот» по мировым театральным сценам.

Биография и сюжет

Сюжет сказки основан на нежелании дочери китайского правителя Альтоума выходить замуж. Гордая и своенравная Турандот считает представителей сильной половины человечества предателями, лжецами и вообще созданиями, не способными любить. Но наследницу престола женихи, конечно, не оставляют в покое, выстраиваясь в очередь.

Турандот - краткое содержание пьесы ГоцциПринцесса Турандот

Чтобы усыпить бдительность отца, которому приходится по вине строптивой дочери воевать с разными странами, а заодно отсеять недостойных ее руки и сердца, принцесса придумала блестящий план.

Свататься разрешается всем представителям голубых кровей, но при одном условии – если жених разгадает три загадки, то пропуск в мужья девушки гарантирован, того же, кто окажется недостаточно умным, ждет казнь.

Ко дворцу невесты выстроилась еще более длинная вереница наивных и безрассудных принцев. Еще бы, ведь девушка способна влюбить в себя только по одному портрету. Однако и стены дворца начинают обрастать снесенными с плеч головами женихов.

И все же однажды затея Турандот разбилась вдребезги – тайно гостивший в Пекине принц Калаф легко дает ответы на загадки. Принцесса воспринимает событие как унижение: девушке противна сама мысль, что мужчина оказался смекалистее ее и теперь придется покориться.

Турандот обещает покончить жизнь самоубийством перед алтарем.

Турандот - краткое содержание пьесы ГоцциТурандот и принц Калаф

Но Калаф уже всем сердцем полюбил юную даму, поэтому предлагает реванш – Турандот должна назвать имя и статус потенциального мужа. По счастливой случайности принцессе удается добыть достоверную информацию.

Отчаявшийся Калаф собрался проститься с жизнью прямо на глазах у возлюбленной. Но девушка вдруг сменила гнев на милость, понимая, что гордость тает от любви, и спасла принца от смерти.

Калаф обрел долгожданный статус супруга китайской красавицы.

Постановки и роли

Первым персидскую сказку для сцены подготовил драматург из Парижа Лесаж. Комическую оперу «Китайская принцесса» представили публике в 1729 году в Ярмарочном театре в столице Франции.

Работа была несколько ущербной, потому что «переводчик» использовал только центральный сюжет – злая принцесса отправляет недалеких женихов один за другим на казнь. Гоцци усложнил характер главного персонажа, вложив в действия Турандот смысл.

По сути, девушка вступила в борьбу за равноправие полов.

Турандот - краткое содержание пьесы ГоцциПьеса «Китайская принцесса»

Пьесу в обработке Шиллера сыграли в начале 19 века в Берлине. Именно этот спектакль вдохновил композитора Джакомо Пуччини на создание оперы «Турандот», которая стала завершением творческого пути легендарного музыканта. Шедевр с успехом дебютировал весной 1926 года в Милане.

В оперных постановках по мотивам легенды персидских сказок участвовал даже «король верхнего до». В послужном списке Лучано Паваротти – партия принца Калафа.

Кстати, это самая сложная партия в творении Пуччини. Ее сумел осилить муж Анны НетребкоЮсиф Эйвазов, который считается лучшим лирико-драматическим тенором современности.

В опере «Турандот» артист дебютировал в Мариинском театре в 2016 году.

Турандот - краткое содержание пьесы ГоцциЦецилия Мансурова в роли Турандот

Драматическая пьеса имеет славную историю на сценах российских театров. С восторгом постановку Евгения Вахтангова приняла публика в 1922 году. Режиссер выбрал оригинальную трагикомедию Гоцци с ее импровизацией и изяществом, откинув литературную обработку Шиллера. Во главу угла театральный гений поставил не сюжет, а остроумные современные реплики героев.

Турандот - краткое содержание пьесы ГоцциЮлия Борисова в роли Турандот

Людям, переживающим непростые революционные времена, Евгений Багратионович подарил веселый, легкий праздник. Первыми роли Турандот и Калафа исполнили актеры Цецилия Мансурова и Юрий Завадский. В театре им. Вахтангова пьеса шла (с перерывами) до 2006 года, став эстетическим символом этого храма Мельпомены. И всегда был аншлаг.

Турандот - краткое содержание пьесы ГоцциМарина Есипенко в роли Турандот

Широкую известность получил спектакль Рубена Симонова, где в главных героев «Турандот» перевоплотились Юлия Борисова и Василий Лановой. Постановка 1963 года позже попала на голубые экраны – творческую работу сняло телевидение.

Третье восстановление спектакля пришлось на 1991 год под режиссерством Гария Черняховского. Турандот играли Марина Есипенко и Анна Дубровская, а Калафа – Александр Рыщенков и Алексей Завьялов.

Сегодня театралы и поклонники сценического искусства ждут молодого режиссера, который вдохнет в пьесу новую жизнь. Михаил Ульянов, художественный руководитель театра, озвучивал решение о приостановке спектакля:

«Пройдет какое-то время, мы попробуем его вернуть, но я еще не понимаю, как».

Интересные факты

  • Значение имени с персидскими корнями Турандот – «дочь Турана».
  • Подступы к театру им. Е. Вахтангова украшает фонтан «Принцесса Турандот». Памятник героине сказки, которая играет роль талисмана театра, создал скульптор Александр Бурганов. Он установлен в 1997 году – в честь 75-летнего юбилея пьесы. Канонический стиль фонтана гармонично вписывается в архитектуру Арбата. Скульптуру облюбовали влюбленные парочки, потому что по вечерам подсветка создает романтичную атмосферу.

Турандот - краткое содержание пьесы ГоцциФонтан «Принцесса Турандот»

  • В Китае опера «Турандот» находилась под запретом. Власти считали, что страна в постановке показана с темной стороны. Запрет пал в 1998 году, когда появилась работа режиссера Чжан Имо «Турандот в запретном городе», ставшая сенсацией в искусстве.
  • В 1991 году в России учредили первую театральную премию «Хрустальная Турандот». Награда, которую не спонсирует государство, предназначена исключительно для московского театрального сообщества. В списке лауреатов премии 2017 года значатся постановки «Мастер и Маргарита» («Студия театрального искусства» Сергея Женовача), «Царь Эдип» (театр им. Вахтангова), «День опричника» (Ленком) и «Аудиенция» (Театр Наций).

Цитаты

Источник: https://24smi.org/person/1483-turandot.html

Краткое содержание

Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци

Астраханского царя Тимура, его семейство и державу постигло страшное несчастье: свирепый султан Хорезма разбил войско астраханцев и, ворвавшись в беззащитный город, повелел схватить и казнить Тимура, его супругу Эльмазу и сына Калафа. Тем под видом простолюдинов удалось бежать в сопредельные земли, но и там их преследовала мстительность победителя. Долго скиталось царское семейство по азиатским просторам, терпя невыносимые лишения; принц Калаф, дабы прокормить престарелых родителей, брался За любую черную работу. Эту печальную историю Калаф рассказывает своему бывшему воспитателю Бараху, которого случайно встречает у ворот Пекина. Барах живет в Пекине под именем персиянина Хассана. Он женат на доброй вдове по имени Скирина; его падчерица Зелима — одна из невольниц принцессы Турандот. Принц Калаф прибыл в Пекин с намерением поступить на службу к императору Альтоуму. Но сперва он хочет посмотреть на празднество, приготовления к которому, похоже, идут в городе. Однако это готовится не празднество, а казнь очередного потерпевшего неудачу претендента на руку принцессы Турандот — царевича Самаркандского. Дело в том, что тщеславная жестокосердная принцесса вынудила отца издать такой указ: всякий принц может свататься к Турандот, но с тем, что в заседании Дивана мудрецов она загадает ему три загадки; разгадавший их станет её мужем, неразгадавший — будет обезглавлен. С тех пор головы многих славных принцев украсили стены Пекина. Из городских ворот выходит убитый горем воспитатель только что казненного царевича. Он швыряет на землю и топчет злосчастный портрет Турандот, одного лишь взгляда на который хватило его воспитаннику, чтобы без памяти влюбиться в бессердечную гордячку и тем самым обречь себя на погибель. Как ни удерживает Барах Калафа, тот, уверенный в собственном здравомыслии, подбирает портрет. увы! Куда девались его здравомыслии и бесстрастие? Горя любовью, Калаф устремляется в город навстречу счастью или смерти. Император Альтоум и его министры Тарталья и Панталоне всей душой скорбят о жестокости принцессы, слезно оплакивая несчастных, павших жертвой её нечеловеческого тщеславия и неземной красоты. При известии о появлении нового искателя руки Турандот они приносят богатые жертвы великому Берджингудзину, дабы тот помог влюбленному принцу остаться в живых. Представ перед императором, Калаф не называет себя; он обещает раскрыть свое имя, только если разгадает загадки принцессы. Добродушный Альтоум с министрами умоляют Калафа быть благоразумным и отступиться, но на все уговоры принц упорно отвечает: «Я жажду смерти — или Турандот». Делать нечего. Торжественно открывается заседание Дивана, на котором Калафу предстоит потягаться мудростью с принцессой. Та является в сопровождении двух невольниц — Зелимы и Адельмы, некогда татарской принцессы. И Турандот, и Зелиме Калаф сразу кажется достойнее предыдущих претендентов, ибо он превосходит всех их благородством облика, обхождения и речей. Адельма же узнает Калафа — но не как принца, а как служителя во дворце её отца, царя Хорасана; уже тогда он покорил её сердце, а теперь она решает во что бы то ни стало не допустить его женитьбы на Турандот и самой завладеть любовью принца. Поэтому Адельма старается ожесточить сердце принцессы, напоминая ей о гордости и славе, тогда как Зелима, напротив, молит её быть милосерднее. К радости императора, министров и Зелимы, Калаф разгадывает все три загадки Турандот. Однако принцесса наотрез отказывается идти к алтарю и требует, чтобы ей было позволено на следующий день загадать Калафу три новые загадки. Альтоум противится такому нарушению указа, беспрекословно исполнявшегося, когда надо было казнить неудачливых искателей, но благородный влюбленный Калаф идет навстречу Турандот: он сам предлагает ей отгадать, что это за отец и сын, которые имели все и все потеряли; если принцесса назавтра отгадает их имена, он готов умереть, если же нет — быть свадьбе. Турандот убеждена, что, если ей не удастся отгадать имена отца и сына, она будет навек опозорена. Убеждение это вкрадчивыми речами подогревает в ней Адельма. Своим острым умом принцесса поняла, что под сыном таинственный принц имеет в виду себя самого. Но как же разузнать его имя? Она просит совета у своих невольниц, и Зелима подсказывает заведомо безнадежный способ — обратиться к гадателям и каббалистам. Адельма же напоминает Турандот слова принца о том, что в Пекине есть один человек, знающий его, и предлагает не пожалеть золота и алмазов, дабы за ночь, перевернув верх дном весь город, разыскать этого человека. Зелима, в чьей душе чувство долго боролось с долгом, наконец скрепя сердце говорит госпоже, что, по словам её матери Скирины, отчим её, Хассан, знаком с принцем. Обрадованная Турандот тут же посылает евнухов во главе с Труффальдино разыскать и схватить Хассана. Вместе с Хассаном-Барахом евнухи хватают его чрезмерно болтливую жену и какого-то старца; всех троих они отводят в сераль. Им невдомек, что несчастный оборванный старик — не кто иной, как Астраханский царь Тимур, отец Калафа. Похоронив на чужбине супругу, он пришел в Пекин разыскать сына или найти смерть. К счастью, Барах успевает шепнуть господину, чтобы тот ни под каким видом не называл своего имени. Калафа тем временем препровождают в специальные апартаменты, охраняемые императорскими пажами и их начальником Бригеллой. Сераль Турандот. Здесь принцесса допрашивает привязанных к колоннам Бараха и Тимура, угрожая им пытками и жестокой смертью в случае, если они не назовут имя загадочного принца и его отца. Но обоим Калаф дороже собственной жизни. Единственное, о чем невольно проговаривается Тимур, это то, что он — царь и отец принца. Турандот уже дает евнухам знак начать расправу над Барахом, как вдруг в серале появляется Адельма с вестью, что сюда направляется Альтоум; узников спешно уводят в подземелье сераля. Адельма просит принцессу больше не мучить их и обещает, если ей позволят действовать по своему усмотрению, за ночь разузнать имена принца и царя. Турандот полностью доверяется приближенной невольнице. Тем временем к Альтоуму прибывает гонец из Астрахани. В привезенном им тайном послании говорится, что султан Хорезма умер и что астраханцы зовут Тимура занять принадлежащий ему по праву престол. По описанным в послании подробным приметам Альтоум понимает, кто такой этот неизвестный принц. Желая защитить честь дочери, которой, он убежден, нипочем не отгадать искомые имена, а также сохранить жизнь Калафу, император предлагает ей раскрыть тайну — но с условием, что, блеснув в Диване мудрецов, она затем согласится стать женой принца. Гордость, однако, не позволяет Турандот принять предложение отца; кроме того, она надеется, что Адельма исполнит свое обещание. Бригелла, стерегущий покои Калафа, предупреждает принца, что, мол, поскольку стражники — люди подневольные, да к тому же всем хочется отложить деньжат на старость, ночью ему могут явиться привидения. Первое привидение не заставляет себя долго ждать. Это — подосланная Адельмой Скирина. Она сообщает Калафу о кончине матушки и о том, что его отец теперь в Пекине. Скирина просит принца черкнуть несколько слов старику отцу, но тот разгадывает уловку и отказывается. Едва Скирина ни с чем удаляется, как в покоях принца оказывается Зелима. Она пробует другой подход: на самом деле, говорит невольница, Турандот не ненавидит принца, а тайно любит. Посему она просит его раскрыть имена, с тем чтобы наутро ей не посрамиться перед Диваном, и обещает там же в Диване отдать ему свою руку. Проницательный Калаф не верит и Зелиме. Третьей является сама Адельма. Она открывается Калафу в своей любви и умоляет вместе бежать, поскольку, по её словам, коварная Турандот все равно повелела на заре убить его, не дожидаясь заседания Дивана. Бежать Калаф решительно отказывается, но, поверженный в отчаяние жестокостью возлюбленной, в полубреду произносит свое и отцовское имя. За такими разговорами проходит ночь. Наутро Калафа препровождают в Диван. Диван уже в сборе, недостает только Турандот и её свиты. Альтоум, уверенный, что принцессе так и не удалось узнать имени отца и сына, искренне радуется и велит здесь же, в зале заседаний, устроить храм. Уже установлен алтарь, когда в Диване наконец появляется Турандот. Вид у принцессы и свиты траурный. Но, как выясняется, это лишь жестокая мстительная шутка. Она знает имена и, торжествуя, возглашает их. Император и министры убиты горем; Калаф готовится к смерти. Но тут, ко всеобщей радости и изумлению, Турандот преображается — любовь к Калафу, в которой она не смела сознаться даже самой себе, берет верх над жестокостью, тщеславием и мужененавистничеством. Во всеуслышание она объявляет, что Калаф не только не будет казнен, но и станет её супругом. Не рада только Адельма. В слезах она бросает Турандот горький упрек в том, что, ранее отобрав свободу, теперь она отнимает у нее любовь. Но тут вступает Альтоум: любовь не в его власти, но, дабы утешить Адельму, он возвращает ей свободу и Хорасанское царство её отца. Наконец заканчиваются жестокости и несправедливость. Все довольны. Турандот от всей души просит небо простить её упорное отвращение к мужчинам. Грядущая свадьба обещает быть весьма и весьма радостной.

Читайте также:  Анализ стихотворения блока осенний день

Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци

Краткое содержание «Турандот» ГоцциГоцци К.Стр. 1

Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци

Краткое содержание «Турандот» ГоцциГоцци К.Стр. 2

Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци

Краткое содержание «Турандот» ГоцциГоцци К.Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/kratkoe-soderzhanie-turandot-gocci

Турандот краткое

Опера Турандот – последняя двенадцатая опера Джакомо Пуччини, который в 1920 году стал вынашивать идеи о написании «синтетической» оперы, сочетавшей в себе драму с чувственной лирикой и яркой ноткой комедийности.

Его привлек сюжет восточных сказаний о красивой, но жестокой принцессе. Впрочем, сам сюжет пользовался большой популярностью в литературных и театральных кругах Европы.

Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци

Сцена из оперы Турандот, где перед народом зачитывается страшный указ жестокой принцессы

Краткое содержание Турандот

История принцессы Турандот разворачивается в Китае во времена правления императора Альтоума. Перед собравшейся толпой зачитывается указ о том, что любой, кто посватается к принцессе, должен сначала отгадать три ее загадки. В случае неудачи, жениха ожидает смертная казнь.

Толпа в предвкушении очередной казни, на этот раз персидского принца, бросается ко дворцу, но стража во главе с начальником Калафом, отбрасывает обнаглевшую толпу назад. Калаф среди собравшихся людей узнает своего отца Тимура, которого лишили трона и изгнали из родины.

Ныне его сын Калаф находится на услужении чужеземного правителя, скрывая от всех свое происхождение и настоящее имя.

С наступлением ночи персидского принца выводят на казнь. При появлении несчастного юноши толпа забывает свою недавнюю жажду крови и проникается жалостью. Калаф поражен жестокостью прекрасной принцессы, но вместе с тем пленен ее властной красотой.

Он принимает решение добиться ее руки. Служанка отца Калафа Лиу умоляет его отказаться от своего намерения, но тот не в силах противостоять своей пагубной страсти к Турандот.

Он падает знак служителю и тот ударяет в гонг, объявляя тем самым о предстоящем новом состязании за руку Турандот.

На площади перед дворцом собирается народ, даже сам император, отец Турандот, отговаривает неизвестного смельчака отказаться от участия в состязании. Снова повторяются для собравшихся и Калафа страшные условия испытания.

Незнакомый смельчак отгадывает все три загадки к досаде Турандот, которая не хочет замуж за чужеземца. Однако император неумолим. Впрочем, Калаф не желает брать Турандот в жены против ее воли.

Поэтому он предлагает ей отгадать лишь одну его загадку к утру – раскрыть его истинное имя. Если она справится, то он даже готов принять смерть.

Турандот приказывает всему своему народу, чтобы ночью никто не спал, и пытался узнать имя неизвестного претендента на ее руку. Толпа хватает старого Тимура (отца Калафа) и Лиу, которых видели с неизвестным. По приказу Турандот начинается допрос Тимура. Лиу заступается за него, утверждая, что лишь ей одной известно имя незнакомца.

Страшась не выдержать пыток, Лиу кончает жизнь самоубийством. Калаф раскаивается в своей любви к Турандот, принесшей столько горя его близким. Народ потрясен мужеством рабыни. Траурная процессия удаляется, вместе с Тимуром и Калафом, решившим сопровождать отца вместо погибшей Лиу.

Толпа также уходит, оставив Турандот в одиночестве на пустой площади… Такой я запомнила эту оперу, когда впервые увидела ее на сцене Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, но недавний повторный просмотр этой же опере на той же сцене вызвал во мне бурю противоречивых эмоций.

С одной стороны, гениальная музыка великого композитора, которая по-прежнему вызывает восхищение, с другой — изменение сюжета «Турандот», в частности, концовки. Финальная сцена уже не предполагает справедливой кары жестокосердной принцессы, от которой отвернулись все вокруг.

Вместо этого, она обретает любовь в лице Калафа, который, презрев все ее преступления, добивается от нее взаимности.

Так нынче заканчивается история принцессы Турандот, положенная на музыку гениальным Джакомо Пуччини, для которого эта опера стала последним произведением в жизни. Преждевременная кончина не позволила ему завершить ее. За него это сделал его ученик Ф. Альфино.

Источник: https://alinec.ru/inspiration/istoriya-turandot.html

Принцесса Турандот

или взгляд историка на театральный персонаж

В 1762 году итальянский драматург Карло Гоцци написал пьесу-сказку          «Турандот».   Сказка названа женским именем Турандот, в котором явственно слышится Turan daughter,  или в переводе дочь Турана.

Туран, как известно, это образ кочевых народов, это территория Великой Степи, в том  числе        казахов и Казахстана. Но по сюжету сказки действие происходит в Пекине, а Турандот —  это китайская принцесса.

Что же  это за китайская дочь Турана?

Турандот - краткое содержание пьесы Гоцци

Сказка Гоцци

Сказка Гоцци стала всемирно известной и по ее сюжету впоследствии не раз  ставились драматические  спектакли и  писались оперы.

Из самых известных — драма немецкого поэта Шиллера  «Турандот, принцесса китайская», опера итальянского композитора Пучинни  «Турандот», спектакль московского театра им. Вахтангова «Принцесса Турандот».

 Кстати, опера Пучинни до сих пор в репертуаре Казахского  Театра Оперы  и Балета им. Абая, а спектакль «Принцесса Турандот» идет с прошлого года на сцене алматинского ТЮЗа.

По сюжету сказки принцесса Турандот — дочь китайского императора Альтоума, идеологическая «старая дева»,  которая отказывается выходить замуж, уверенная, что все мужчины коварны, лживы и не способны любить.

Чтобы избежать ненавистных уз брака и не гневить отца, который из-за нее вынужден вести войны и отбиваться от недовольных женихов, Турандот просит отца оповестить всех, что свататься к ней может любой принц, но при условии, что  она предложит претенденту три загадки. «Загадок будет три, но смерть одна».

Разгадавший все три станет ее мужем, неразгадавший хоть одну — лишится головы.  По условиям сказки принцесса так хороша собой, что каждый, кто видит ее портрет, воспламеняется к ней любовью и забывает о страхе смерти. Так случается и с героем сказки – Калафом, принцем ногайским, который является сыном астраханского царя Тимура.

Но он оказывается догадливее  прочих, чьи отрубленные головы возвышаются над городской стеной. Калаф разгадывает загадки. Теперь принцесса должна выполнить свое обещание. Но уязвленное женское самолюбие не позволяет Турандот смириться с судьбой.

Сама мысль, что мужчина превзошел ее умом, и она должна ему покориться, для нее нестерпима. Турандот грозит пронзить себя кинжалом перед алтарем. Но принц Калаф, великодушно давая ей возможность отыграться, загадывает свою загадку принцессе…

Сказка на то и сказка, чтобы в ней был happy end. В конце концов, оказывается, что принц и принцесса любят друг друга и их состязание в уме и находчивости, естественно, заканчивается приготовлениями к свадьбе.

Сказка — ложь, да в ней намек…

Но на самом деле Карло Гоцци не был автором сюжета сказки. Гораздо раньше, в 1712 году во Франции была опубликована книга «Тысяча и один день» – сборник восточных сказок и басен в переводе востоковеда Пти де ла Круа. Начало XVIII века в Европе проходило под знаком бурного интереса к восточной экзотике.

Книга де ла Круа появилась на волне этой моды и являлась как бы продолжением получивших популярность арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Известно, что в издании книг де ла Круа принимал участие французский драматург  А. Р.

Лесаж, поэтому некоторые сказки являются не просто переводами, а сочинениями двух французов, в частности  «История принца Калафа и Китайской принцессы».  Позже Лесаж, как драматург, написал комическую  оперу «Китайская принцесса», поставленную в Париже в 1729 году.

Таким образом, Карло Гоцци, не мудрствуя лукаво,  позаимствовал сказочный сюжет у французов. В свою очередь, у Гоцци заимствовал сюжет Шиллер, а затем и Пучинни.

Существует версия, что некоторые сказки сборника «Тысяча и один день» были взяты из  произведений великого  азербайджанского поэта XII века Низами Гянджеви.

Действительно, у Низами есть поэма «Семь красавиц», в которой есть встроенная в сюжет сказка о красавице-принцессе,  загадывающей женихам загадки. Хотя, возможно, и сам Низами позаимствовал сказку из персидского фольклора.

Кроме того, у Низами была жена – кипчачка, которую он страстно любил.

Читайте также:  Анализ стихотворения жуковского лесной царь 8 класс сочинение

Многие женские образы в его поэмах пронизаны любовью, страстью и восхищением перед луноликими тюрчанками, туркестанскими принцессами и дочерьми Турана, перед красотой и стройностью которых «меркнет луна и кипарис кажется кривым». Возможно, отсюда сконструированное французами имя Турандот. Но у Низами принцесса, загадывающая загадки, – славянка по имени  Насринуш, а загадок четыре.

На первый взгляд кочующий сюжет европейских драматургов кажется исключительно сказочным, но, если вчитаться внимательнее, то можно заметить отголоски реальных событий.

Чжурчженьские Алтын ханы стали в сказке китайским  императором Альтоумом; разгром калмыками Ногайской орды отзывается в сказке изгнанниками — ногайским принцем Калафом и его отцом – астраханским царем.

  Ну а насчет главного персонажа – независимой  и своенравной дочери Турана, известный американский историк Джек Уэзерфорд в статье «The Wrestler Princess» на сайте www.laphamsquarterly.org/roundtable/roundtable/the-wrestler-princess.php предложил свою версию ее прообраза.  По его мнению это была дочь Хайду хана по имени Айярук.

Уэзерфорд ссылается на итальянского купца Марко Поло. Действительно,  Марко Поло посвятил несколько глав в своей знаменитой «Книге о разнообразии мира» Хайду и его дочери: «У царя Кайду была дочь; звали ее по-татарски Ангиарм, а по-французски это значит светлая луна». Марко Поло часто искажает восточные имена, поэтому его Ангиарм означает тюркское Айярук.

В сказке же Ангиарм стала татарской принцесссой Адельмой – подружкой  Турандот.  Эту же версию прообраза принцессы Турандот повторяют  российские историки Р. и И. Почекаевы в своей новой книге «Властительницы Евразии».

 Но, как ни странно, российские историки относят место действия Хайду хана и принцессы Айярук то к Памиру, то к Киргизии, а Узерфорд считает что все происходило в Монголии.  Но хорошо известно, что первоначально родовой юрт Угедеидов был на южном Тарбагатае,  на реке Эмель. Кроме того, персидский историк Рашид ад Дин пишет: « Останки его (Хайду) и некоторых царевичей, которые скончались до него, находятся в очень высоких горах под названием Шонхорлык, между реками Или и Чу». А это территория современного Казахстана, а точнее Жетысу.

 

Хайду хан и его улус

Смею со всей определенностью утверждать, что жизнь  Хайду хана — одного из выдающихся чингизидов, сурового воина и умелого поли­тика происходила на территории Жетысу.

К сожалению, до сих пор его героические усилия по воссозданию своего улуса, который впоследствии стал Могулистаном, а еще позже территорией казахского Улы жуза  остаются в тени   постчингисхановой эпохи, хотя он вполне заслуживает быть героем казахской (или доказахской) истории.  Поэтому напомним еще раз про ситуацию в Монгольской империи в конце XIII и о роли Хайду хана.

После смерти в 1259 году великого хана Мунке на первенство претендовали его родные братья Хубилай и  Арикбуга. В начавшейся между ними войне победил Хубилай и формально стал великим ханом.

Но он решил, что восстанавливать единство, трещавшей по швам кочевой империи своего деда, нет никакого смысла и остался в завоеванном им Китае. Свою ставку он перенес в город Ханбалык (совр. Пекин).

Там он основал  свою новую империю  Юань, опирающуюся на ресурсы и мощь Срединного государства.  Там несколько лет при его дворе провел Марко Поло.

Молодой султан Хайду отказался признавать власть Хубилая. Сначала он поддерживал Арикбугу, но после его поражения решил воспользоваться ситуацией и восстановить  улус Угедеидов. Вначале он создал свою базу в Тарбагатае,  в юрте родственников своей матери из рода мекринов.

В отличие от окитаившегося Хубилая, предавшего заветы Чингис хана,  Хайду был приверженцем кочевого образа жизни и сохранения кочевых традиций.  Этим он привлек на свою сторону многих чингизидов и вождей тюркских кочевых племен Алтая, Восточного и Западного Туркестана.

Ему удалось расширить свое влияние на территорию Жетысу,  и даже более того, по совместительству он стал фактическим главой  пребывавшего в упадке соседнего улуса Чагатая.  В результате  объединенный  Угедее-Чагатайский улус под руководством Хайду стал серьезным противником империи Юань.

 После последнего всемонгольского курултая 1269 года, на котором была признана его власть, всю свою оставшуюся жизнь Хайду посвятил войне с Хубилаем и его преемниками. По утверждению  российского историка Аристова Н.А. :  «Граница между владениями воюющих пролегала приблизительно от восточного Тяньшаня (между Турфаном и Хами) к Монгольскому Алтаю.

Силы Хайду состояли почти исключительно из тюрков, т.е. главным образом из вытесненной из Монголии части найманов, кереев и пр.»  То есть война шла между китаезированной и тюркизированной частями Монгольской империи. Боевые действия шли с переменным успехом.

Был период, когда Хайду чуть не взял Каракорум, были и поражения, но, как бы то ни было, Хайду не допустил расширения империи Юань в период ее наибольшего могущества на Восточный и Западный Туркестан. Впоследствии сторонники Хайду: кереи, найманы, жалаиры, канлы  влились в состав казахского народа.

 

Принцесса – чемпион по «казахша курес»

У Хайду  было двадцать четыре сына и несколько дочерей. Старшая дочь Айярук,  а по-казахски Айжарык  (монгольское имя Хутулун) родилась после 1260 года и была любимой дочерью Хайду. Принцесса отвечала отцу взаимностью и стремилась во всем походить на него.

 Обладая острым умом и воспитываясь с детства в окружении четырнадцати своих братьев, Айжарык стала увлекаться исключительно мужскими занятиями. Она была крупного телосложения, обладала огромной для женщины силой, но при этом была вполне приятной наружности.

Она овладела многими секретами  воинского мастерства: ходила в походы вместе с отцом, участвовала в сражениях, брала пленников, метко стреляла из лука. Но особенно она была сильна в традиционной степной борьбе. В такой борьбе нужно бросить противника на спину.

Побеждает тот, в ком физическая сила сочетается с быстротой и находчивостью. Схватки происходили на открытом воздухе при большом стечении народа, а имена победителей широко разносились по всей степи.

В улусе Хайду не находилось жигита, способного одолеть Айжарык в единоборстве, и она  стала первым известным «чемпионом улуса». Сейчас, когда в Казахстане возрождаются традиции этой борьбы, впору чемпионат по «казахша курес» назвать именем Айжарык Угедеевой.

Своему отцу Айжарык сказала, что выйдет замуж только за того кто победит ее в единоборстве. Как пишет Марко Поло, на борьбу с ней мог выйти  любой холостой жигит, но если он проигрывал, то должен был отдать ей сто коней. Таким образом,  у принцессы накопилось более 10 000 коней.

В 1280 году к ней посватался «сын богатого царя, который был молод и красив». Он был так уверен в себе, что поставил на кон не сто, а тысячу коней. Хайду хан обрадовался такому знатному и богатому жениху и просил дочь поддаться, но упрямая Айжарык не согласилась.

Марко Поло описывает поединок: «И схватились  после того дева с юношей; кто на них смотрел, всякий в душе желал, чтобы юноша победил и стал мужем царской дочери; и царь и царица желали того же.

Коротко сказать, схватились они оба; один тянет в одну сторону, другая в другую; но случилось так, что царская дочь победила и бросила юношу на дворцовый пол. Так-то был побежден царевич, и не было никого в целом покое, кто не огорчился бы этим».

Впоследствии  подвиги Айжарык  породили народные сказки о девушках-батырах, о принцессах, устраивающих состязания для женихов.  Однако среди современников получили распространение  не  восторженные предания, а  неприличные слухи.

Нежелание дочери выходить замуж и бездействие отца стали объяснять любовной связью между ними.

Когда эти слухи дошли до Хайду он  не стал искушать судьбу и быстро выдал дочь замуж за одного из своих биев по имени Абтакул   из рода куралас (ныне это казахский подрод рода ботпай из племени дулат Улы жуза).

Муж увез жену в родные места на реке Чу, и там у них родилось двое сыновей. Но Айжарык даже став замужней женщиной не успокоилась. После того как сыновья подросли она по-прежнему принимала участие в делах государства, в военных походах отца, отражении набегов врагов.

После смерти Хайду в 1301 году Айжарык приняла активное участие в возникших междоусобицах наследников хана. К сожалению, среди сыновей Хайду бесспорной кандидатуры не нашлось. В начавшейся борьбе дочь поддержала единокровного брата по имени Урус, но ханом стал другой сын по имени Чопар. Одновременно Айжарык заведовала охраной могилы отца.

 Бывший соратник и вассал Хайду хана, чагатаид Дува, наблюдая за перипетиями междоусобной борьбы в улусе Угедея, решил воспользоваться ситуацией и пришел с войском. Чапар был смещен, а Айжарык при невыясненых обстоятельствах погибла. В результате Дува стал ханом.  Улус Угедея был снова упразднен, а его территории присоединены к возрожденному улусу Чагатая.

В последующем там правили потомки Дувы.

Возвращаясь к сказке Гоцци, в качестве резюме,  следует сказать, что ее сюжет,  видимо, все-таки винегрет из персидских сказок, отголосков реальных событий и рассказов Марко Поло. А образ принцессы  Турандот – тюркский фольклор о сильных и независимых женщинах, приправленный нарождающимся европейским феминизмом.

Мурат  Уали   ∞

Источник: https://yvision.kz/post/353101

Краткое содержание Турандот, принцесса китайская (Карло Гоцци)

Турандот— гордая и своевольная дочь китайского императора Альтоума, которая отказывается выходить замуж, уверенная, что все мужчины «коварны, сердцем лживы, не способны любить».

Чтобы избежать ненавистных уз брака и не гневить отца, который из-за нее вел много войн, Т. просит Альтоума оповестить всех, что свататься к ней может всякий принц, но при условии, что в заседании Дивана она предложит претенденту три загадки: разгадавший станет ее мужем, неразгадавший — лишится головы. Т.

так хороша собой, что каждый, кто видит ее портрет, воспламеняется к ней любовью и безрассудно стремится к смерти. Так случается и с принцем Калафом, но он оказывается счастливее прочих, чьи головы возвышаются над городской стеной. Калаф разгадывает загадки; уязвленная и униженная Т.

грозит пронзить себя кинжалом перед алтарем.

Сама мысль, что мужчина превзошел ее умом и она должна ему покориться, для Т. нестерпима. Видя страдания своей возлюбленной, Калаф, находящийся в Пекине тайно, предлагает назначить новое состязание: теперь Т. должна отгадать, кто он и как его имя.

В заседании Дивана, среди мудрецов, Т. победно объявляет имя Калафа, которое случайно удалось узнать ее рабыне Адельме. Калаф в отчаянии хочет принять смерть на ее глазах, но Т.

не может более бороться с собой и, признав, что доблесть и благородство принца нашли путь к ее сердцу, называет его своим супругом.

Фабулу этой сказки Гоцци заимствовал из повести азербайджанского поэта XII в. Низами, писавшего на персидском языке. Она была включена в сборник персидских сказок, изданный ориенталистом Пети де ла Круа в Париже в 1712 г., а потом перепечатана в сборниках «1001 день» и «Кабинет фей», из которых Гоцци брал сюжеты для своих фьяб, комбинируя различные элементы.

(2 votes, average: 3.00

Источник: https://school-essay.ru/turandot-princessa-kitajskaya-karlo-gocci.html

Ссылка на основную публикацию