- 1966, 102 мин.
- Режиссер Георгий Натансон
- Автор сценария Александр Володин
- Оператор Валерий Владимиров
- Художник Семён Ушаков
- Композитор Владлен Чистяков
- В ролях: Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Михаил Жаров, Леонид Куравлев, Виталий Соломин, Евгений Евстигнеев, Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Софья Пилявская, Валентина Шарыкина, Павел Массальский
Эскизы костюмов героев. Художник по костюмам Т.Фирсова
«…Как-то я случайно прочел пьесу Александра Володина «Старшая сестра». Предложил ему написать сценарий. Он согласился. Но сценарий от пьесы почти не отличался. С большим трудом он прошел на худсовете: что за кино, где действие проходит в одной комнате? Нет кинематографических событий. Опять старая песня.
Вновь поддержал меня Иван Александрович Пырьев. «Пусть себя попробует молодой режиссер». Авторитет Пырьева был непререкаем. И нас запустили в производство.
Я поехал в Ленинград, в легендарный БДТ – театр великого Георгия Товстоногова, и увидел в спектаклях самобытную, удивительную и талантливую Татьяну Доронину. По окончании одного из спектаклей направился к ней в гримерную. Когда, потерявшись в многочисленных гримерных, я бродил в поисках той, которую занимала Доронина, ко мне обратился очаровательный артист Стржельчик:
– Чем я могу вам помочь?
Я ему объяснил, что ищу Доронину, что я московский режиссер.
– У нас есть традиция. Гости расписываются под потолком. Пошли за мной, – сказал он.
Действительно, множество подписей известных деятелей культуры Ленинграда, Москвы и зарубежья темнели на потолке.
– Вот вам кисточка и краски.
Я нашел свободное место под подписями… Дорониной и Басилашвили (на тот момент ее супруга) и подписался. В 2011 году, когда шли съемки фильма обо мне к моему юбилею, снимали и подписи под потолком, они уцелели и останутся там, надеюсь, навсегда.
Познакомившись с Татьяной Дорониной, я предложил ей сыграть главную роль – Надю Резаеву в фильме «Старшая сестра». Она согласилась. Во время разговора с Татьяной Васильевной вошел Олег Басилашвили.
– Прости, Олег, у меня серьезный разговор.
Олег вышел. В «Старшей сестре» он сыграл небольшую роль режиссера. Актер он блестящий, но в БДТ попал по просьбе Татьяны Васильевны, когда Товстоногов пригласил ее в труппу театра…
В театре Ленинского комсомола в спектакле Брехта «Трехгрошовая опера» меня необыкновенно покорила чрезвычайно талантливая Наташа Тенякова. Но на предложение сыграть младшую сестру она ответила отказом.
– Пойдите на «Ленфильм» и посмотрите мои пробы на пять картин. Меня нигде не утвердили.
- Зачем то же самое испытывать на «Мосфильме»?
- – У нас на «Мосфильме» к режиссерам относятся доброжелательно, и вас утвердят.
- Уговорил.
Провел пробы на главные роли талантливых, но не известных в кино артистов – Татьяны Дорониной, Инны Чуриковой (еще не знакомой с замечательным режиссером Глебом Панфиловым), Виталия Соломина, Натальи Теняковой и великого Михаила Жарова. Пробы мне очень понравились. Представил их художественному совету. И мне… никого не утвердили.
– Татьяна Доронина… Ей кино просто противопоказано: говорит с придыханием, почти шепотом…
Против Дорониной был и автор сценария «Старшей сестры» Александр Володин, предложивший на роль Нади Резаевой актрису Малеванную.
– Если возьмете Доронину, я к вам на съемки ни разу не приеду, – сказал он. Свое слово Александр Моисеевич сдержал.
– Наталья Тенякова… Георгий Григорьевич! Вы же режиссерский факультет ВГИКа окончили! У вас предмет такой был – «техника речи». У актрисы же рот полон каши… И совершенно странное предложение – столь некрасивая Инна Чурикова – на роль белокурой красавицы, девушки по прозвищу «Колдунья»…
Они не утвердили даже Михаила Жарова:
– Жаров – артист знаменитый, вы с ним не справитесь. Да и слушать он вас не будет. Ищите других актеров!
Я был в отчаянии. Но уверенность в своей правоте позволила мне обратиться к председателю кинокомитета А.В. Романову. Через день он принял меня, молодого неизвестного режиссера, и посочувствовал:
– Но как же я могу повлиять на решение худсовета «Мосфильма», самого авторитетного в советском кинематографе?
(Сейчас, в демократическое время, к председателю Департамента кинематографии на прием не попадешь, так же как и к заместителям министра культуры. Все всегда заняты. А в советское время у чиновников Госкино каждую неделю был обязательный прием по личным вопросам. В демократическое время расцвела бюрократия ярким цветом и выросла коррупция – такие приемы были отменены).
Увидев, как я расстроился, посоветовал принести кинопробы на ближайшее заседание Коллегии комитета, где должны присутствовать все председатели кинокомитетов союзных республик… В фойе возле кабинета Романова встретились все руководители кино национальных республик. Министр кино Армении взасос целовался с министром Азербайджана. Дружба народов была искренней. За министрами последним в кинозал проследовал Романов. Я за ним.
– Подождите решения в фойе. У нас могут высказаться более сурово, чем на худсовете «Мосфильма», и вы получите инфаркт.
- Ждал я более часа. Первым вышел Романов:
- – Поздравляю.
- Пробы были встречены восторженно. А Сергей Герасимов отозвался так:
– Вы подобрали на женские роли прекрасных актрис и должны их снимать. Удачен и Жаров. Поздравляем!
Как же я был рад! Всех актеров утвердили. Я помчался на студию.
– Снимайте картину, – сказал мне директор «Мосфильма», – с Госкино, но без нас. Худсовет никакого отношения к ней иметь не будет.
Снимал я «Старшую сестру» со всеми актерами, которых подобрал.
Съемки «Старшей сестры» мы начали с натуры в Ленинграде в торговом порту. Доронина и Чурикова играли учетчиц грузов.
Отложив с оператором Владимировым проход героини у причала на следующий день, я приехал рано утром на съемку и увидел пришвартовавшиеся к причалу два парусных корабля! Я был в восторге.
Божий подарок! На их фоне и прошла Доронина. Композитор картины Чистяков написал замечательную музыку к этой сцене, как и ко всей картине.
А в павильоне «Мосфильма» снимали экзамены приемной комиссии, которую возглавлял выдающийся артист МХАТа Павел Массальский, в жизни принимавший Татьяну Доронину в Школу-студию МХАТ. Рядом с ним в комиссии сидела великая Софья Пилявская. Татьяна Васильевна прекрасно читала монолог Белинского о театре.
Сложности съемок состояли в том, что Георгий Александрович Товстоногов разрешил мне снимать Доронину только в свободное от спектаклей и репетиций время.
И Татьяне Васильевне приходилось бесконечно ездить из Ленинграда в Москву, часто задерживая съемки.
Ее гримировала лучшая гримерша «Мосфильма» Тамара Гайдукова, и часто на это уходила половина съемочного времени, так как после работы гримера Доронина сама поправляла грим и реснички. Практически мы снимали картину по полсмены в день.
После того как была снята почти половина картины, Татьяна Васильевна меня спросила:
– Георгий Григорьевич! А снятый материал вы смотрите?
- – Каждый день.
- – Ну и как?
- – Мне кажется, что все нормально (мне материал очень нравился).
- – А я могу посмотреть?
- – Безусловно.
- В один из приездов Дорониной на три дня, перед съемками, в маленьком просмотровом монтажном зале, в присутствии одной монтажницы я показал ей все снятое и смонтированное. Когда зажгли свет, после паузы Татьяна Васильевна сказала:
– Георгий Григорьевич! Это все ужасно, это все вне искусства!
Я обомлел. Актеры быстро сдружились и работали с увлечением. И даже великий Жаров ни разу со мной не поспорил, ни разу. Свое мнение она сейчас расскажет актерам, и никто больше не станет слушать меня. Но Татьяна Васильевна промолчала.
Съемки продолжались. Через несколько дней Доронина обратилась ко мне с просьбой показать весь снятый материал женщине, вкусу которой она доверяет. Мне уже было все равно.
Если завалю картину на «Мосфильме», мне больше не работать…
- В тот же маленький зал вместе с Дорониной вошли небольшая худенькая женщина и плотный рыжеватый юноша.
- По окончании просмотра женщина сказала Дорониной:
- – Это все гениально!
- Я понял ее высказывание по-своему – решил, что слово «гениально» обозначает другое, бранное, также начинающееся на «г».
- – Я очень сожалею, что показал вам материал, так как половину работы кое-кому не показывают…
- – Нет, я в восторге от просмотра. Продолжайте в том же духе, и у вас будет замечательная
картина. Рыжеватый юноша тоже одобрил материал. Это были Эдвард Радзинский и его мама.
Через некоторое время Татьяна Васильевна стала женой Радзинского…
Александр Володин после просмотра фильма сказал: «Мне за картину не стыдно». И все!
Фильм я сдавал Алексею Владимировичу Романову. Он был под впечатлением от картины, от Дорониной, Теняковой, Чуриковой, Жарова и Соломина. И сказал, что посылает наш фильм на декаду советского кино в Рим и Милан еще с другими фильмами. Итак, «Старшая сестра» сначала вышла на экранах в Италии и только потом в СССР.
Успех картины в Италии был грандиозным! Белокурая русская красавица Татьяна Доронина стала любимицей итальянцев. «Доронина – это явление в кинематографе», – писали итальянские критики. За ней ходили фотографы, кинооператоры, ее забрасывали цветами, сравнивали с Джульеттой Мазиной и Мэрилин Монро, но Татьяну Доронину ни с кем сравнить нельзя.
Она – личность особая, уникальная! «Старшую сестру» назвали лучшим неореалистическим фильмом советского кинематографа.
На пресс-конференции я сказал, что неореализму научился у итальянцев, по фильмам Феллини, Антониони, Висконти, де Сика и других великих режиссеров. Критики мне возразили. «Неореализму нас научил ваш русский режиссер Марк Донской в фильме-трилогии о Максиме Горьком», – утверждали они.
После выхода в СССР «Старшая сестра» имела такой же грандиозный успех. За месяц – тридцать миллионов зрителей! Люди стояли в кассы кинотеатров в огромных очередях на улице…
Итак, родилась новая кинозвезда – Татьяна Доронина, любимица зрителей, вставшая рядом с Любовью Орловой, Тамарой Макаровой, Мариной Ладыниной. Эстрадные актеры ее пародировали под аплодисменты. Девушки носили прически «под Доронину». Читатели журнала «Советский экран» признали ее лучшей актрисой 1966 года.
Блеснула в фильме и талантливая Наташа Тенякова, а в эпизоде – удивительная, неповторимая, талантливая, такая правдивая Инна Чурикова.
Конечно, Александр Володин написал изумительную пьесу, по которой и создал сценарий «Старшей сестры». Он прекрасный драматург. Только через тридцать лет на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине Володин со сцены заявил: «Натансон снял замечательную картину…»
Мне было очень приятно, когда режиссер Глеб Панфилов отметил, что в «Старшей сестре» ему очень понравилась Инна Чурикова. С ней он познакомился позже, а потом и женился на ней.
В дальнейшем он снимал Чурикову в своих фильмах, она прогремела в картине «Начало», а затем и в других панфиловских работах. Безусловно, Инна Чурикова – великая актриса». Г. Натансон «320 страниц про любовь и кино.
Мемуары последнего из могикан» (М., 2013)
Источник: https://www.museikino.ru/events/archive/starshaya-sestra-1966/
Александр Володин
В Ленинграде живут сестры — Надя и Лида Рязаевы. Они рано остались без родителей и росли вдетском доме. Сейчас Надя работает на стройке и учится в техникуме. Лида — школьница.Придя однажды домой, Надя застает у Лиды её друга по школе Кирилла. Они спорят о счастье. Лидасчитает, что счастье — в труде, когда трудишься не для себя, а для других.
Однако, когда Кириллспрашивает её, а счастлива ли сама она, Лида отвечает «нет». Приходит дядя Рязаевых — Ухов. Онсчитает, что философствования Кирилла о жизни «кустарны». Кирилл спорит с ним и в конце концовуходит.Неожиданно появляется некто Огородников. Его вызвали в партийный комитет и обвинили в том, чтоон преследует Надю своими ухаживаниями.
Надя объясняет, что она просто фантазировала, рассказываяо нем подругам.
Огородников требует, чтобы она объяснила это его жене. Он набирает телефонныйномер и передает трубку Наде. Надя выслушивает все и признается, что пошутила. Огородников уходит,не прощаясь. Ухов, рассерженный выходкой Нади, уходит следом.Оставшись одни, девушки начинают вслух читать «Войну и мир».
Лида заканчивает школу и собираетсяпоступать по Надиному желанию в театральное училище. Ей страшно, что у нее ничего не получится, ноНадя уверена, что у её сестры огромный талант. Над их детским домом шефствовал театр, их частоводили на спектакли, и она навсегда запомнила, как горели тогда у Лиды глаза.
Теперь она помогаетсестре готовить монолог и всеми силами души хочет, чтобы та прошла отбор.Действие переносится в театральное училище, где идут экзамены.
Лида волнуется, что ничего незнает и не помнит. Надя почти вталкивает её в кабинет, где принимает комиссия. Когда Лида черезкакое-то время выходит, понятно, что она не прошла. Надя ей не верит.
Она идет сама говорить скомиссией, в которой сидит режиссер Владимиров, с которым Надя была когда-то знакома. Владимироввспоминает её и требует, чтобы монолог читала она. Надя не слушает его и уговаривает принять еёсестру. Владимиров стоит на своем.
Тогда Надя читает единственное, что помнит наизусть, — отрывокиз статьи о театре.Вернувшись домой, где их уже ждет Ухов, девушки рассказывают о том, что Надя прошла отбор, а Лида— нет.
Дядя уговаривает Надю не бросать техникум и работу, говорит, что это — профессия, а театромможно заниматься и на досуге, что у артистов почти всегда трудные времена, нет ролей, нет пьес,ничего нет, просит Надю подумать и о сестре — на одну стипендию им не прожить.
Надя соглашается. Ксожалению, он прав.Проходит два года. Лида лежит в постели, она больна. Последствия лыжного похода, организованногоКириллом. Кирилл, пришедший её проведать, выслушивает многочисленные упреки сестер. ПриходитУхов.
Он выгоняет Кирилла с тем, чтобы тот больше не смел подходить к Лиде. Лида пытается егодогнать, но Ухов насильно укладывает её обратно в постель. В дверь звонят. Ухов приводитзастенчивого человека лет тридцати.
Это Владимир Львович, с которым Ухов хотел познакомить Надю,надеясь на то, что из этого знакомства может вырасти женитьба. Владимир просит Надю рассказать осебе, но той не хочется. Она прямо говорит Владимиру, что ему лучше уйти. Негодующий Ухов тожеуходит.
Надя извиняется перед Лидой, что позволила выгнать Кирилла, однако, она считает, так будетлучше.
Она говорит, что хочет Лиде только счастья, вспоминает их детство и не верит, что ничегоэтого уже нельзя вернуть.Проходит еще два года. Кирилл с Лидой опять встречаются, только Кирилл теперь женат. Он скрываетот жены свои отношения с Лидой.
Для Кирилла это положение отвратительно. Он ненавидит ложь, носистематически врет жене. Но он не может и потерять все то, что связывает его с Лидой. Лидасомневается, любовь ли это, но Кирилла ни в чем не винит.Ухов просит Надю не пускать Кирилла в дом, Надя его не слушает.
Она ходила в театр и попросиласебе маленькую роль. Ей все равно какую — лишь бы хоть что-то дали. Владимиров говорит ей, что онапотеряла индивидуальность.Неожиданно приходит жена Кирилла — Шура. Она ищет мужа, так как ей предложили билеты на концерт.
Она учительница, у нее веселый характер, она очень хороший человек.
Приходят Кирилл и Лида. Надяобещает уходящей Шуре, что Кирилл сюда больше не придет.Лида говорит сестре, что не будет жить так, как та хочет, обвиняет сестру в том, что они прогналиКирилла, говорит, что здравый смысл не приносит счастья.
Надя от злости ударяет Лиду по лицу, потомговорит, что виновата и не имеет права ничего требовать от них с Кириллом. Она замечает, что у неевсе слова и мысли, как у Ухова. Лида собирается уходить. Надя пытается её удержать, но та все-такиуходит.
Надя рухнула на кровать, качает головой и повторяет только одно. «Что делать?».
На нашем сайте Вы найдете значение «Александр Володин — Старшая Сестра» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Александр Володин — Старшая Сестра, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква «А». Общая длина 34 символа
Источник: https://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1396551-aleksandr-volodin—starshaya-sestra/
Краткое содержание “Старшая сестра” Володин
В Ленинграде живут сестры – Надя и Лида Рязаевы. Они рано остались без родителей и росли в детском доме. Сейчас Надя работает на стройке и учится в техникуме.
Лида – школьница.
Придя однажды домой, Надя застает у Лиды ее друга по школе Кирилла. Они спорят о счастье. Лида считает, что счастье – в труде, когда трудишься не для себя, а для других. Однако, когда Кирилл спрашивает ее, а счастлива ли сама она, Лида отвечает “нет”.
Приходит дядя Рязаевых – Ухов. Он считает, что философствования Кирилла о жизни “кустарны”. Кирилл спорит с ним и в конце концов уходит.
Неожиданно появляется некто Огородников. Его вызвали в партийный комитет и обвинили в том, что он преследует Надю своими ухаживаниями. Надя объясняет, что она просто фантазировала, рассказывая о нем подругам. Огородников требует, чтобы она объяснила это его жене.
Он набирает телефонный номер и передает трубку Наде. Надя выслушивает все и признается, что пошутила. Огородников уходит, не прощаясь.
Ухов, рассерженный выходкой Нади, уходит следом.
Оставшись одни, девушки начинают вслух читать “Войну и мир”. Лида заканчивает школу и собирается поступать по Надиному желанию в театральное училище. Ей страшно, что у нее ничего не получится, но Надя уверена, что у ее сестры огромный талант. Над их детским домом шефствовал театр, их часто водили на спектакли, и она навсегда запомнила, как горели тогда у Лиды глаза.
Теперь она помогает сестре готовить монолог и всеми силами души хочет, чтобы та прошла отбор.
Действие переносится в театральное училище, где идут экзамены. Лида волнуется, что ничего не знает и не помнит. Надя почти вталкивает ее в кабинет, где принимает комиссия.
Когда Лида через какое-то время выходит, понятно, что она не прошла. Надя ей не верит. Она идет сама говорить с комиссией, в которой сидит режиссер Владимиров, с которым Надя была когда-то знакома. Владимиров вспоминает ее и требует, чтобы монолог читала она. Надя не слушает его и уговаривает принять ее сестру.
Владимиров стоит на своем. Тогда Надя читает единственное, что помнит наизусть, – отрывок из статьи о театре.
Вернувшись домой, где их уже ждет Ухов, девушки рассказывают о том, что Надя прошла отбор, а Лида – нет.
Дядя уговаривает Надю не бросать техникум и работу, говорит, что это – профессия, а театром можно заниматься и на досуге, что у артистов почти всегда трудные времена, нет ролей, нет пьес, ничего нет, просит Надю подумать и о сестре – на одну стипендию им не прожить. Надя соглашается: к сожалению, он прав.
Проходит два года. Лида лежит в постели, она больна: последствия лыжного похода, организованного Кириллом. Кирилл, пришедший ее проведать, выслушивает многочисленные упреки сестер. Приходит Ухов. Он выгоняет Кирилла с тем, чтобы тот больше не смел подходить к Лиде.
Лида пытается его догнать, но Ухов насильно укладывает ее обратно в постель. В дверь звонят. Ухов приводит застенчивого человека лет тридцати.
Это Владимир Львович, с которым Ухов хотел познакомить Надю, надеясь на то, что из этого знакомства может вырасти женитьба. Владимир просит Надю рассказать о себе, но той не хочется. Она прямо говорит Владимиру, что ему лучше уйти. Негодующий Ухов тоже уходит. Надя извиняется перед Лидой, что позволила выгнать Кирилла, однако, она считает, так будет лучше.
Она говорит, что хочет Лиде только счастья, вспоминает их детство и не верит, что ничего этого уже нельзя вернуть.
Проходит еще два года. Кирилл с Лидой опять встречаются, только Кирилл теперь женат. Он скрывает от жены свои отношения с Лидой. Для Кирилла это положение отвратительно.
Он ненавидит ложь, но систематически врет жене. Но он не может и потерять все то, что связывает его с Лидой. Лида сомневается, любовь ли это, но Кирилла ни в чем не винит.
Ухов просит Надю не пускать Кирилла в дом, Надя его не слушает. Она ходила в театр и попросила себе маленькую роль: ей все равно какую – лишь бы хоть что-то дали. Владимиров говорит ей, что она потеряла индивидуальность.
Неожиданно приходит жена Кирилла – Шура. Она ищет мужа, так как ей предложили билеты на концерт. Она учительница, у нее веселый характер, она очень хороший человек. Приходят Кирилл и Лида.
Надя обещает уходящей Шуре, что Кирилл сюда больше не придет.
Лида говорит сестре, что не будет жить так, как та хочет, обвиняет сестру в том, что они прогнали Кирилла, говорит, что здравый смысл не приносит счастья. Надя от злости ударяет Лиду по лицу, потом говорит, что виновата и не имеет права ничего требовать от них с Кириллом. Она замечает, что у нее все слова и мысли, как у Ухова.
Лида собирается уходить. Надя пытается ее удержать, но та все-таки уходит.
Надя рухнула на кровать, качает головой и повторяет только одно: “Что делать?”
(2 votes, average: 5.00
Источник: https://soch.biographiya.com/kratkoe-soderzhanie-starshaya-sestra-volodin/
Краткое содержание произведений | Александр Моисеевич Володин. Старшая сестра
- | Категория реферата: Краткое содержание произведений | Теги реферата: антикризисное управление предприятием, дипломная работа 2011
- | Добавил(а) на сайт: Martiniana.
В
Ленинграде живут сестры — Надя и Лида Рязаевы. Они рано остались без родителей
и росли в детском доме. Сейчас Надя работает на стройке и учится в техникуме.
Лида — школьница.
Придя
однажды домой, Надя застает у Лиды её друга по школе Кирилла. Они спорят о
счастье. Лида считает, что счастье — в труде, когда трудишься не для себя, а
для других. Однако, когда Кирилл спрашивает её, а счастлива ли сама она, Лида
отвечает «нет». Приходит дядя Рязаевых — Ухов. Он считает, что философствования
Кирилла о жизни «кустарны». Кирилл спорит с ним и в конце концов уходит.
Неожиданно
появляется некто Огородников. Его вызвали в партийный комитет и обвинили в том, что он преследует Надю своими ухаживаниями. Надя объясняет, что она просто
фантазировала, рассказывая о нем подругам.
Огородников требует, чтобы она
объяснила это его жене. Он набирает телефонный номер и передает трубку Наде.
Надя выслушивает все и признается, что пошутила. Огородников уходит, не
прощаясь.
Ухов, рассерженный выходкой Нади, уходит следом.
Оставшись
одни, девушки начинают вслух читать «Войну и мир». Лида заканчивает школу и
собирается поступать по Надиному желанию в театральное училище.
Ей страшно, что
у нее ничего не получится, но Надя уверена, что у её сестры огромный талант.
Над их детским домом шефствовал театр, их часто водили на спектакли, и она
навсегда запомнила, как горели тогда у Лиды глаза.
Теперь она помогает сестре
готовить монолог и всеми силами души хочет, чтобы та прошла отбор.
Действие
переносится в театральное училище, где идут экзамены. Лида волнуется, что
ничего не знает и не помнит. Надя почти вталкивает её в кабинет, где принимает
комиссия. Когда Лида через какое-то время выходит, понятно, что она не прошла.
Надя ей не верит.
Она идет сама говорить с комиссией, в которой сидит режиссер
Владимиров, с которым Надя была когда-то знакома. Владимиров вспоминает её и
требует, чтобы монолог читала она. Надя не слушает его и уговаривает принять её
сестру. Владимиров стоит на своем.
Тогда Надя читает единственное, что помнит
наизусть, — отрывок из статьи о театре.
Вернувшись
домой, где их уже ждет Ухов, девушки рассказывают о том, что Надя прошла отбор, а Лида — нет.
Дядя уговаривает Надю не бросать техникум и работу, говорит, что
это — профессия, а театром можно заниматься и на досуге, что у артистов почти
всегда трудные времена, нет ролей, нет пьес, ничего нет, просит Надю подумать и
о сестре — на одну стипендию им не прожить. Надя соглашается: к сожалению, он
прав.
Проходит
два года. Лида лежит в постели, она больна: последствия лыжного похода, организованного Кириллом. Кирилл, пришедший её проведать, выслушивает
многочисленные упреки сестер. Приходит Ухов. Он выгоняет Кирилла с тем, чтобы
тот больше не смел подходить к Лиде.
Лида пытается его догнать, но Ухов
насильно укладывает её обратно в постель. В дверь звонят. Ухов приводит
застенчивого человека лет тридцати. Это Владимир Львович, с которым Ухов хотел
познакомить Надю, надеясь на то, что из этого знакомства может вырасти
женитьба.
Владимир просит Надю рассказать о себе, но той не хочется. Она прямо
говорит Владимиру, что ему лучше уйти. Негодующий Ухов тоже уходит. Надя
извиняется перед Лидой, что позволила выгнать Кирилла, однако, она считает, так
будет лучше.
Она говорит, что хочет Лиде только счастья, вспоминает их детство
и не верит, что ничего этого уже нельзя вернуть.
Проходит
еще два года. Кирилл с Лидой опять встречаются, только Кирилл теперь женат. Он
скрывает от жены свои отношения с Лидой. Для Кирилла это положение
отвратительно. Он ненавидит ложь, но систематически врет жене. Но он не может и
потерять все то, что связывает его с Лидой. Лида сомневается, любовь ли это, но
Кирилла ни в чем не винит.
Ухов
просит Надю не пускать Кирилла в дом, Надя его не слушает. Она ходила в театр и
попросила себе маленькую роль: ей все равно какую — лишь бы хоть что-то дали.
Владимиров говорит ей, что она потеряла индивидуальность.
Неожиданно
приходит жена Кирилла — Шура. Она ищет мужа, так как ей предложили билеты на
концерт. Она учительница, у нее веселый характер, она очень хороший человек.
Приходят Кирилл и Лида. Надя обещает уходящей Шуре, что Кирилл сюда больше не
придет.
Лида
говорит сестре, что не будет жить так, как та хочет, обвиняет сестру в том, что
они прогнали Кирилла, говорит, что здравый смысл не приносит счастья.
Надя от
злости ударяет Лиду по лицу, потом говорит, что виновата и не имеет права
ничего требовать от них с Кириллом. Она замечает, что у нее все слова и мысли, как у Ухова. Лида собирается уходить.
Надя пытается её удержать, но та все-таки
уходит.
Надя
рухнула на кровать, качает головой и повторяет только одно: «Что делать?»
Скачали данный реферат: Ябров, Ferapont, Osokin, Черкашин, Остап, Каржов.
Последние просмотренные рефераты на тему: управление реферат, реферати безкоштовно, новые сочинения, 2 класс изложение.
Категории:
1
Источник: https://claw.ru/referatti/enciklopediya-referatov/proizvedeniya/referaty-kratkoe-soderzhanie-proizvedeniy-aleksandr-moiseevich-volodin-starshaya-sestra.html
Краткое содержание “Старшая сестра” Володина А. М
Надя Резаева работает учетчицей на стройке. Ее сестра Лида – старшеклассница. У нее – первая любовь с одноклассником Кириллом, талантливым и самолюбивым юношей. Пожалуй, дерзость и самолюбие – его основные черты.
Надя, вернувшись с работы, бросается к пли те, чтобы приготовить ужин для сестры. Часто навещает девушек их дядя Ухов, добрый и чувствительный человек. После войны он разыскивал осиротевших девочек по всем детским домам, заботился об их воспитании.
Своей семьи не завел, так что ничего ему не осталось, как любить сестер (так
он говорит). Дядя настроен против Кирилла, который склонен к “гиперболам и эффектам”, что может обернуться против Лиды. Надя одновременно учится и работает, ей “некогда даже влюбиться”. Но ее поэтическая, эмоциональная душа вынуждает сочинять невероятные истории. Иногда с очень неприятным исходом.
Так, она рас сказала всем своим подружкам, как некий Огородников водил ее в рестораны, приглашал в Таллин. Слухи дошли до жены Огородникова, и несчастный супруг является к Наде, чтобы обманщица позвонила его жене и сказала, что все эти слухи – только фантазии.
Надя неловко оправдывается: “Это была только
шутка!” Лида сознает, что “сидит у сестры на шее”, но Надя не хочет иного положения дел. Она мечтает, чтобы сестра поступила в театральное училище. На самом деле психологически Надя пытается реализовать через сестру свои собственные мечты. Когда-то старшая сестра очень успешно играла в любительском театре при Доме культуры, но потом ей пришлось оставить это.
Лида послушно отправляется сдавать экзамены в театральное училище. Но отрывок из “Войны и мира” в ее устах звучит вяло. Надежда врывается в приемную комиссию с просьбой прослушать ее сестру еще раз. Один из членов приемной комиссии, Владимиров, узнает ее и вспоминает, что она была очень талантлива. Надю просят прочесть что-нибудь.
Она все забыла и читает первое, что пришло в голову, – отрывок из статьи Белинского: “Любите ли вы театр так, как люблю его я?” Комиссия готова принять ее. Наде двадцать шесть лет. По настоянию дяди и по привычке опекать сестру Надя продолжает работать и учиться в строительном техникуме.
Очень поддерживают Надю воспоминания о детском доме, где все были вместе, пели, выступали в самодеятельном театре, заботились друг о друге. Лида оканчивает школу и поступает в институт. С Кириллом и компанией они идут в лыжный поход. Амбициозный молодой человек повел команду по неизведанному маршруту, многие пострадали, слегли. Сам Кирилл сломал ногу, а Лида серьезно заболела.
Кирилл приходит ее проведать, Надя и дядюшка налетают на него с упреками, и юноша клянется больше не подходить к Лиде на пушечный выстрел. Лида очень переживает – Кирилл из самолюбия в самом деле не подойдет к ней.
Дядя приводит Наде жениха – Володю. Надя оскорблена этим и ведет себя с издевкой: танцует некую пародию на западный танец, подпевая себе с хрипотцой. Володя понимает и принимает ее иронию, одна ко знакомство продолжения не имеет.
Проходит время. Лида опять начинает встречаться с Кириллом. В холодном Ленинграде они обнимаются в подворотнях. Кирилл женат. Надя очень из-за этого мучается: ей жаль Лиду, жаль жену Кирилла. Дядя приносит ей пачку денег.
Надя в благодарность за то, что Ухов заботился о них с сестрой в детстве, с каждой зарплаты выдавала дяде пятерку. Он все их сберег и возвратил, гордясь собой. Надя часть денег тратит на угощение и приходит к своим давним подругам в общежитие.
Там она поет отчаянную песню:
И я была девушкой юной,
Сама не припомню когда… Она говорит, что готова прийти в театр, упасть в ноги и играть самые маленькие роли. И в театр ее взяли. Владимиров взял. Но роли и в самом деле были самые маленькие.
Репетирует Надя свою реплику: “Доброе слово и кошке приятно-Доброе слово и кошке приятно…” Дядя бранит ее: играла бы в самодеятельном театре, а инженером в век техники быть все ж таки надежнее. Надя позволила Кириллу и Лиде встречаться в доме. Неожиданно в двери звонит жена Кирилла Шурочка.
Не со скандалом, а с жалобой, которую она и высказать-то не умеет. Лепечет что-то про билеты в филармонию, про то, что ей, учительнице, нужно идти уже домой проверять тетрадки… В квартиру входят Лида и Кирилл. Шурочка теряется и уходит. Надя обещает ей, что в этот дом Кирилл больше не придет.
Младшая сестра бросает ей в лицо обвинение: – Он не ей изменил. Он мне изменил. Я пробовала жить по-вашему, но у меня не получилось. Теперь я буду жить по-своему. Не надо мне было слушать вас. “Доброе слово и кошке приятно” – это твой идеал? Да, жертвы не принесли Наде ни счастья, ни благодарности.
Вот и Владимиров сказал ей, что она потеряла индивидуальность. Лида ушла из дому. Стиснув зубы, Надя ударила локтем по окну. Брызнули осколки, в распахнутое окно подул ветер… Надя идет по ночной улице, бьет кулаком по стеклам первого этажа и повторяет:
– Что делать? Ну что делать?
(1
Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-starshaya-sestra-volodina-a-m/
Все отзывы о спектакле «Старшая сестра» – Афиша-Театры
О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете…
Как часто мы в последнее время с щемящей ностальгией смотрим на старые советские фотографии, на видео, где рассказывается о том как жили они — наши бабушки и дедушки, наши мамы и папы. Глядя на их улыбающиеся лица хочется оказаться подальше от треволнений сегодняшнего буйного века, хочется раствориться в этом странно-спокойном времени.
Спектакль театра Et Cetera «Старшая сестра» по пьесе Александра Володина — это своеобразная машина времени.
Она как агрегат Шурика из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» приподнимает завесу, и погружает зрителя в 60-е и 70-е годы. Причем погружает с самого начала — со входа в зрительный зал.
Когда чтобы дойти до кресел, зритель проходит по ковровой дорожке мимо комнаты, где живут сестры, мимо двора с песочницей и голубятней.
Вся обстановка словно веет тем временем. Кажется, что каждая вещь также как и актеры, принимают непосредственное, молчаливое участие в общем действе. Это и повидавший своё сервант, и песочница с игрушечной обезьянкой, и старые потертые кресла.
Начинает спектакль исполнительница главной роли — Надежды Рязаевой — Мария Скосырева. И начинает она его с монолога о театре В.Г.Белинского, написанного в 1958 году:
Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете?
С этого момента уже нет пути назад. То, о чем говориться в монологе: «перед взорами вашими разливается бесконечный мир страстей и судеб человеческих».
Смотришь на старания Надежды, на влюбленность Лидочки (Екатерина Егорова), на явно неверное поведение Ухова (Иван Косичкин), которого уже к середине первого акта хочется уже чем-то треснуть, чтоб не ломал судьбы девочек -и понимаешь, что да… Вот оно — волшебство театра!
На сцене перед зрителем разыгрываются разные сценки: вот Лида, ещё школьница, в форме и в белом фартучке (если честно, это была, наверное, единственная моя претензия к образам — ведь вряд ли школьница, делавшая домашнюю работу, писавшая чернилами, стала это делать в белом фартуке. Так ведь и запачкать не долго) флиртует с школьником Кириллом. И вдруг вот он, этот школьник, точнее уже не школьник, а молодой ученый, женатый человек, флиртует с Лидой, взрослой, миловидной девушкой.
Течение времени не замечаешь, но вот оно — раз, и день прошёл. А за ним и месяцы, годы… За два часа мы проживаем два десятилетия. Следим за судьбами персонажей, за тем, как развиваются отношения между сестрами, между друзьями и знакомыми.
Видим посиделки во дворе, сопровождаемые пением под гитару. Когда зазвучала песня из «Девчат» — нереально захотелось подпевать в голос. А на Moon River уже захватывало дыхание от какой-то легкой ностальгии, что слезы наворачивались на глаза.
Мария Скосырева справилась со сложной задачей: сыграть Надю сильно, ярко, искренне, и не так, как её сыграла почти 50 лет назад Татьяна Доронина. Она искрилась теплотой и добротой, в её самопожертвование ради сестры не просто верилось — по-другому просто и быть не могло.
Екатерина Егорова, сыгравшая Лидочку, тоже, если так можно выразиться, выиграла бой с ролью. Её нужно было показать не только развитие персонажа внутреннее, эмоциональное. Но и физическое. И от девочки с косичками она, как по мановению волшебной палочки, превращается в молодую девушку, а потом и зрелую женщину. Но без наигрыша или фальши, а словно по-настоящему!
Кирилла, возлюбленного Лиды, играет Андрей Кондаков. Он переживает в своём персонаже ту же трансформацию: от восторженного школьника, рассуждающего о характере Наташи Ростовой и о свободе мнений, через молодого ученого, добившегося признания до уставшего от лжи и жизни на два фронта мужчины, который любит Лиду, но и к своей жене, Шуре, испытывает определенные чувства.
Алексей Осипов в спектакле играет несколько ролей: Огородникова, с которым Надя крутила роман в начале пьесы, и Володю, с которым Надю сводит дядя Миша. Он же играет Моряка в сцене с посиделками во дворе.
Алексей поразительно точно отыгрывает три таких разных образа: работника Стройуправления, боящегося за свое положение и ради него в общем-то поставляющего Надю под удар, стеснительного Володи и разбитного, но немного боящегося свою жену моряка.
Самым статичным персонажем, можно даже сказать закостенелым является Михаил Ухов, которого сыграл Иван Косичкин.
Сквозь два десятилетия он почти не меняется ни в привычках, ни в жизненной позиции, хотя все вокруг него изменяется.
Эпизод, когда уже во втором акте Надя приходит в джинсах, а он её велит одеть юбку — хорошо показывает это. В целом образ явно проработан, но… всё-таки чего-то мне не хватило.
Наталья Попенко сыграла тоже несколько ролей, но самой пронзительной и искренней была Шура, жена Кирилла. Её приход с билетами, рассказ притчи о Тамерлане, её жалобы что она рассеяна. Все это складывается определенный образ. Образ женщины, любящей своего мужа, осознающей что муж её изменяет, но боящейся это признать даже себе самой. Ей сопереживаешь, её жалеешь.
Татьяна Владимирова и Кирилл Щербина в спектакле сыграли эпизодичные роли. Но это не значит, что они проходные. У каждого из них было несколько персонажей, которых они сыграли на отлично. Татьяна Владимирова была восхитительна в образе старого партработника. А Кирилл — прекрасен и обворожителен в образе грузина Гиви.
Единственная претензия у меня была, наверное, к Анжеле Белянской. Она не сыграла плохо — её героиня, этакая старая театральная дива. Но проблема заключалась в том, что точно такой же образ, без каких-то изменений, она создала и в спектакле «Моя Марусечка». Просто один в один.
Вообще, это второй спектакль от Владимира Скворцова как режиссера, который я вижу. Второй, который совмещает в себе как кино, так и оригинал пьесы, но в который он внес и много своего. Первым таким спектаклем был Орфей.
В целом, спектаклю ставлю твердую пятерку. Легкий, веселый, где-то грустный, но в общем — прекрасный. Самое лучшее лекарство от хмурого настроения современности.
Эх, сердцеед, мечтатель мой старинный, Куда б ты не забрел — я за тобой бегу…
Бежим за радугой, которая Ждет за углом наверняка, Нас трое — закадычный друг мой, я
И Лунная Река.
Источник: https://www.afisha.ru/performance/99059/reviews/