Образ и характеристика платона каратаева в романе война и мир толстого сочинение

Меню статьи:

Редко случается так, чтобы жизнь и личность крепостных людей или отдельных представителей крестьянства стали причиной изменений личности или мировоззрения людей высшего общества, аристократов. Такая тенденция исключительна в реальной жизни и не менее редкостна в литературе или других отраслях искусства.

В основном происходит наоборот: влиятельные господа привносят в жизнь простых людей кардинальные изменения. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» немало таких ситуаций, которые в обыденной жизни случаются в ряды годы. В романе действует множество героев, одни из них занимают главенствующую позицию, другие второстепенную.

Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир Толстого сочинение

Отличительной чертой романа-эпопеи является то, что все персонажи романа тесно связаны между собой. Поступки действующих героев частично или глобально влияют на жизненные ситуации других персонажей. Одним из основных в плане такого влияния на мировоззрение других персонажей является образ Платона Каратаева.

Биография и внешность Платона Каратаева

Платон Каратаев – краткодействующий в романе персонаж. Он появляется в романе только в нескольких главах, но его влияние на дальнейшую судьбу одного из представителей аристократии – Пьера Безухова становится исключительно велико.

Читатель знакомится в этим персонажем в 50-летнем возрасте Каратаева. Этот возрастной рубеж вполне расплывчатый – сам Каратаев не знает точно сколько зим он прожил. Родители Каратаева – простые крестьяне, они не были грамотны, поэтому данные о точной дате рождения сына не сохранились.

Биография Платона ничем не выделяется в контексте обычного представителя крестьянства. Он безграмотный человек, его мудрость основывается исключительно на жизненном опыте его личном и других представителей крестьянства. Однако, несмотря на это, в своем умственном развитии он находится несколько выше от высокообразованного аристократа Пьера.

Предлагаем ознакомиться с “Образом и характеристикой Пьера Безухова” в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Это объясняется тем, что Безухов лишен прагматичности жизненных позиций, ему никогда не доводилось решать сложные, противоречивые вопросы и жизненные проблемы. Он полон идеалистических понятий и восприятия действительности в рамках ирреальности. Его мир – это утопия.

Платон Каратаев – добродушный, душевный человек. Все его черты внешности наталкивают на восприятие его как теплого и приятного и положительного образа романа.

Он имеет положительный, оптимистичный настрой и напоминает солнце: у него абсолютно круглая голова, нежные карие глаза, милая, приятная улыбка. Сам он невысокого роста. Платон часто улыбается – при этом становятся видны его хорошие белые зубы.

Его волосы еще были нетронутые сединой ни на голове, ни на бороде. Тело его отличалось плавностью движений и гибкостью – что было удивительно для человека его возраста и происхождения.

О детстве и юношестве героя мы знаем крайне мало. Толстого интересует не процесс его становления как целостной личности, а уже конечный результат этого процесса.

В одежде Каратаев придерживается принципа удобности и практичности – его одежда не должна была сковывать движений.

Во время плена Каратаев он ходит в грязной, порванной рубахе, черных, испачканных портках. При каждом движении от него слышен неприятный, резкий запах пота.

Жизнь Каратаева до службы в армии

Жизнь Платона Каратаева до службы была более радостной и успешной, хотя и не лишена своих трагедий и огорчений.

Платон женился, и у него родилась дочь. Однако судьба не была благосклонна к девочке – она умерла его до того, как ее отец попал на службу.

Что случилось с женой Платона и были ли у него еще дети – Толстой нам не рассказывает. О цивильной жизни мы знаем то, что Каратаев жил не бедно. Он не был зажиточным крестьянином, но и не бедствовал.

Его службу в армии предопределил случай – Платон был пойман за вырубкой чужого леса и отдан в солдаты. В армии Платон не потерял своего позитивного настроя, но ему чуждо такое занятие, он искренне сожалеет о том, что он не дома.

Ему не хватает прежней жизни, он скучает за своим домом.

Характер Платона Каратаева

Платон Каратаев не обладает взрывным, противоречивым характером. Он хорошо знает все тяжести крестьянского бытия, понимает и осознает несправедливости и сложности жизни, но воспринимает это как неизбежность.

Каратаев – коммуникабельный человек, он любит говорить и умеет найти общий язык фактически с любым человеком. Он знает много интересных историй, умеет заинтересовывать своего собеседника. Его речь поэтична, она лишена грубости, общепринятой среди солдат.

Платон знает много пословиц и поговорок и часто их использует в своей речи. Солдаты часто используют пословицы, но в основном они носят отпечаток военной жизни – с некой долей грубости и похабности. Пословицы Каратаева не похожи на солдатские высказывания – в них исключены грубость и пошлость. У Каратаева приятный голос, он говорит на манер русских женщин-крестьянок – певуче и протяжно.

Платон умеет хорошо петь и очень любит это делать. Он делает это не похоже на обычных исполнителей песен – его пение похоже не трель птиц – оно нежное и мелодичное. Каратаев не бездумно, автоматично поет, он пропускает песню сквозь себя, кажется, что он проживает песню.

У Каратаева – золотые руки. Он умеет делать любую работу, не всегда это у него выходит хорошо, но все же предметы, сделанные ним, сносного, неплохого качества. Платон умеет выполнять как истинно мужскую – тяжелую, физическую работу, как и женскую – он неплохо готовит еду, умеет шить.

Он – заботливый, бескорыстный человек. Во время плена, Каратаев шьет Безухову рубаху, мастерит ему обувь. Делает это не из корыстной цели – выслужиться перед богатым аристократом, чтобы, в случае благополучного освобождения из плена получить от него какое-либо вознаграждения, а по доброте душевной. Ему жаль неприспособленного к сложностям плена, военной службы Пьера.

Каратаев – добрый, не жадный человек. Он подкармливает Пьера Безухова, часто приносит ему печеную картошку.

Каратаев считает, что он должен придерживаться своего слова. Пообещал – выполни – этой простой истины он всегда соответствовал.

В лучших традициях крестьянства Каратаев наделен трудолюбием. Он не может сидеть на месте без дела, даже в плену он постоянно чем-то занят – мастерит, помогает окружающим – для него это естественное состояние.

Мы привыкли, что простые мужики далеки от аккуратности, но это только частично касается Платона. Он может сам выглядеть довольно неопрятно, но по отношению к продуктам своего труда он всегда очень аккуратен. Такое диаметрально противоположное сочетание вызывает удивление.

Большинству людей, не зависимо от из социального и материального положения, свойственно привязываться к другим людям. При этом не важно, какие чувства преобладают у них по отношению к тем или иным героям – дружбы, симпатии или влюбленности.

Каратаев – дружелюбный, он легко сходится с новыми людьми, но особой привязанности при этом не испытывает. Он легко расстается с людьми. При этом Платон никогда не бывает инициатором прекращения общения.

В большинстве случаев такие события происходят в контексте определенных событий, над которыми ни он, ни его собеседник не имеют влияния.

Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир Толстого сочинение Окружающие о нем вполне положительного мнения – он неконфликтный, положительно настроен, умеет поддержать человека в трудную минуту, заразить его своей жизнерадостностью. Подытожить этот факт и определить было ли такое отношение у Каратаева до службы практически не возможно.

С одной стороны мы можем предположить, что раньше у него было другое отношение – он искренне сожалеет о том, что находится далеко от своего дома и цивильной, «крестьянской» жизни.

И вполне вероятно, что такое отношение сформировалось у Каратаева вследствие военной службы – по словам Платона, он уже неоднократно принимал участие в военных событиях и не первый раз принимает участие в боях, поэтому он уже мог испытать на себе всю горечь утраты боевых товарищей и в связи с этим и возник такой защитный механизм – не стоит привязываться к тем людям, которые могут не сегодня-завтра погибнуть. Еще одним фактором, научившим Каратаева на зацикливаться на неудачах и расставаниях, могла стать смерть дочери.

Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир Толстого сочинение

В жизни Платона это событие стало трагическим, возможно переосмысления ценности жизни и чувства привязанности произошли с Каратаевым еще в то время. С другой стороны, наличие недостаточной информации на предмет жизни Платона Каратаева до военной службы и 1812 года в частности, не дает права сделать однозначный вывод на этот счет.

Платон Каратаев и Пьер Безухов

Вряд ли образ Каратаева имел влияние исключительно на Пьера Безухова, но о других взаимодействиях Платона с подобным результатом нам не известно.

После разочарований в семейной жизни, масонстве и светском обществе в целом. Безухов отправляется на фронт. Здесь он себя тоже чувствует лишним – он слишком изнежен и не приспособлен для такого вида деятельности. Военные события с французами становиться причиной еще одного огорчения – Безухов безнадежно разочаровывается в своем кумире – Наполеоне.

После того, как он попал в плен и увидел расстрелы, Пьер окончательно сломался. Он узнает слишком много неприятных для него вещей и поэтому в него зарождаются предпосылки для разочарования в людях в целом, но этого не происходит, так как именно в этот момент Безухов знакомится с Каратаевым.

Простота и спокойствие – это первое, что удивляет Пьера в новом знакомом. Каратаев показал Безухову, что счастье человека находится в нем самом. Со временем Безухов тоже заражается спокойствием Платона – он начинает не хаотично, как делал до этого, а уравновешено раскладывать все по полочкам в своей голове.

Смерть Платона Каратаева

Условия, в которых пребывали пленные русские солдаты, были далеки от идеальных. Такой факт приводит к новому рецидиву болезни Каратаева – он долге время провел в госпитале с простудой, и в плену заболевает повторно.

Французы не заинтересованы в сохранении пленных, особенно если они являются простыми солдатами. Когда болезнь овладела Каратаевым в полной мере, и стало понятно, что лихорадка сама по себе не пройдет – Платона убивают.

Делается это в целях не дать возможности распространения заболевания.

С точки зрения литературоведения смерть Платона Каратаева была полностью оправдана. Он выполнил свое предназначение и поэтому покидает страницы романа и его литературной жизни.

Таким образом, Платон Каратаев является важным элементом романа Л.Н. Толстого. Его встреча с Пьером Безуховым становиться судьбоносной для последнего.

Оптимизм, мудрость и жизнерадостность простого мужика совершают то, что не могли осуществить ни книжные знания и великосветское общество. Безухов осознает жизненные принципы, позволяющие остаться самим собой, но при этом не деградировать и не отрекаться от своих жизненных позиций.

Каратаев научил графа находить счастье в самом себе, Пьер убеждается в том, что основное предназначение человека быть счастливым.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/vojna-i-mir-platon-karataev.html

Образ Платона Каратаева в романе Война и мир сочинение

Лев Николаевич Толстой, когда писал свой роман « Война и мир » выделял и представил нам каждого героя из этого романа особенным, он вложил свою частичку загадочности. В этом сочинении речь пойдет человеке народной нравственности воплощении доброты и искренности.

Платон Каратаев – крестьянин живет в гармонии с собой, его отношение одинаково ко всем кто окружал его мир. Он не разделял людей и животных, Каратаев любил мир и все то, что с ним связано. Там где находился Платон Каратаев — всегда присутствует гармония и уют.

 Комфортно ему было даже в помещении для пленных, где он находился.

Что касаемо его внешних данных выглядел он молодо как пятнадцатилетний юноша с чистой и светлой душой. Речь героя в романе можно назвать нелогичной бессвязной, собственно, как и вся его прожитая жизнь.

Его речь не просто производила впечатление на слушателей, а завораживали его рассказы были интересны, хоть и не обычны по моему мнению. Он преподносил свои истории с помощью поговорок, пословиц, что увлекло его слушателей.

Каратаеву присуще такие положительные черты как: простота, умение жить в любых обстоятельствах которые ему предоставила жизнь.

Добрый и спокойный по натуре человек, автор решил внести его образ в завершении своего романа его знакомство в плену с Безуховым сложно праздник для Пьера. Это знакомство было для того чтобы чуточку изменить отношение Пьера к миру в котором по мнению Каратаева царит простота и добро.

Толстой показал, что этот персонаж любит все в целом мире. Его цель любить весь мир, и все события, которые преподносит судьба. А не по отдельности друг от друга. В нем уверенность спокойствие, которого хватает на все его окружение.

Каждый персонаж уместен и преподнесен в нужны части этого огромного, но безумно интересного романа с удовольствием читала это произведение

Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир сочинение кратко рассуждение

Во время своего нахождения в плену у французов Пьер знакомится с Платоном Каратаевым. Он тоже военнопленный. Этот человек со своим  мировоззрением становится для Безухова учителем, духовным наставником. Благодаря ему, перед Пьером открывается новый смысл бытия, который дает ему толчок к началу новой жизни с новым взглядом на вещи.

Платон олицетворял собой все, что присуще простому русскому народу. Он все умел. Это самый настоящий мастер на все руки. Мог он и кафтан починить, и еду сварить. И песню спеть мог Платон и много чего еще умел. А главное – за любое дело брался он с душой.

Особым мастером был он говорить. И так сказать умел, так донести до человека свою правду, что верны его слова казались, особенно во время нелегких моментов.

И Пьер, во время тяжелых своих переживаний стал прислушиваться к нему. Для него тогда казалось, после пережитого, что нету никакого смысла в существующем мире, нет в нем порядка и гармонии.

Платон же уверен в обратном. И проповедовал он свое мировоззрение.

Он ко всему относился как к должному и во всем умел находить положительные стороны. Даже в том, что оказался на войне. Считал он, что ко всем и всему нужно относиться с миром. Для него гармония в мироустройстве существовала. Если что-то происходило, то, значит, для чего-то это было нужно.

Образ Платона – образ простого русского мужика. Для него нет какой-то определенной цели. Весь смысл его существования – жизнь в гармонии с окружающим. Он отличается простотой, склонности к всепрощению и терпению. Это типичная христианская душа. Себя, как личность он не считает, а считает себя частичкой целого, с которым он и находится в полном согласии.

Каратаев с одинаковой любовью относится ко всем: и к своим, и к французам. Ведь все они – творения божьи.

Став наставником для Пьера в тяжелый период, его личность показывает то, что нравственное перевоспитание простого человека невозможно. Он и так уже совершенен и его взгляды и отношение ко всему устойчивы и нерушимы. Он безропотно принимает как должное все происходящее в его жизни.

Насколько верно это мировоззрение, судить однозначно нельзя. По крайней мере, жизнь его это упрощало и он не падал духом. К тому же, смог подать пример и ближнему, излечив душу в тяжелый момент.

Читайте также:  Анализ стихотворения смятение ахматовой

Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир Толстого сочинение Образ Платона Каратаева в романе Война и мир

Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Друзья и враги Жилина в повести Кавказский пленник (Толстой)
    В исторической были «Кавказский пленник», Лев Толстой, величайший прозаик, сам участник этих событий, повествует о военных буднях действующей русской армии 19 века. Главный герой истории, Жилин,
  • Сочинение Красноярск — мой город
    Думаю, что в нашей стране трудно найти человека, который не знал бы города с названием Красноярск, ведь его изображение стало дорого каждому россиянину в виде десятирублёвой купюры. Ну разве я не права? Но, не только этим славен мой родной город.
  • Сочинение Архангельск — мой город
    Город находится на берегах реки Северная Двина в месте впадения в Белое море. Проживает более 350 тысяч человек. Жителей нашего города называют «архангелогородцы». Это крупный морской порт на севере,
  • Сказки собственного сочинения волшебные и про животных
    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были курочка-несушка, дед и баб. Да припеваючи себе жила. Хозяева, седой старик с густой бородой, да старуха в платке, любили свою единственную кормилицу.
  • Сочинение Прокопьевск — мой город
    Если меня спросят за что я люблю Прокопьевск, вряд ли я смогу сформулировать ответ достаточно кратко и уверенно. Ведь любят не за что-то, а потому что не могут не любить. Любовь лежит в области иррационального.
  • Сочинение Моя будущая семья какой я ее вижу
    Семья – это самое ценное, что есть в жизни. Наступает время, когда каждый человек задумывается о том, какой же она будет. Каждый из нас еще в детстве, играя в дочки-матери, рисует эту модель. Я хочу рассказать о том, какой я вижу свою будущую семью.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-platona-karataeva-v-romane-vojna-i-mir

Сочинение: Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой) | Литрекон

(418 слов) Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» принадлежат к числу величайших произведений не только русской, но и мировой классики.

Необъятный размах повествования позволяет читателям по-настоящему глубоко погрузиться в контекст времени, порассуждать над проблемами, беспокоившими общество и человека, а также познакомится с множеством уникальных персонажей.

Конечно, всем знакомы Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Анатоль Курагин и другие герои книги, занимающие центральное место в повествовании. Однако почти каждый вспомнит и другого персонажа – Платона Каратаева, с которым писатель знакомит нас в четвертом томе романа.

Платон Каратаев – простой солдат, человек из народа.

При описании внешности героя особенно подчеркнута округлость тела и «больших карих нежных» глаз, а круг, как известно, издревле символизирует гармонию и завершенность.

Лицо у героя, такое же округлое, «миловидное» со светящейся приятной улыбкой. У Платона Каратаева ласковый, певучий голос, которым он ведет длинные, хорошо сложенные речи, полные пословиц и народных изречений. 

У него доброе и отзывчивое сердце. Он заботится о других пленных, в том числе и о Пьере, шьет ему башмаки. Герой трудолюбив, изобретателен. Он всегда держит свое слово. Платон Каратаев – образ невероятно светлый и привлекательный, близкий к земле. В своем герое Толстой хотел показать «соль русской земли», ее настоящее богатство.

До того, как уйти в солдаты, Каратаев был обычным крестьянином, работал на земле. Жизнь у него была непростая. Дочь умерла еще ребенком, жива ли жена, он не знает. На войну Платон идет за своего брата, у которого большая семья.

Военную жизнь он не любит, его спокойный и миролюбивый нрав противится бессмысленной жестокости войны, его тянет обратно, к родной земле – в деревню.

Особую роль в романе играют взаимоотношения героя с Пьером Безуховым. Несмотря на то, что Платон безграмотен и далек от светской жизни зажиточного русского дворянства, он многому учит своего товарища по несчастью.

Сам Пьер скажет потом: «Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека».

Действительно, от простого русского мужика, наделенного недюжинной силой духа и мудростью, Пьер Безухов узнает, что же такое есть русская правда, правда народная, единственно важная и необходимая. 

В тот момент, когда Пьер был глубоко подавлен и разочарован, разбит несправедливостью и жестокостью войны, Платон Каратаев вновь будоражит душу героя; удивленный, восхищенный оптимизмом и силой русского человека, его миролюбивой мудростью, Пьер вновь ощущает в себе силы для дальнейшей борьбы.

Несмотря на смерть Каратаева, его образ продолжает жить на страницах романа:

«Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого».

Так и для читателя герой становится напоминанием о другом мире в романе Толстого – мире народном, не желавшем войны, но с достоинством принявшим ее вызов.

Екатерина Озаровская

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-platona-karataeva-v-romane-vojna-i-mir-l-n-tolstoj/

Сочинение Платон Каратаев в романе Война и мир (Образ и характеристика)

Платон Каратаев является второстепенным героем произведения. Пятидесятилетний мужчина являлся выходцем из крестьянской семьи. Он добрый, имеет положительный образ в романе. У него темные глаза и красивая улыбка. Сам он среднего роста и широкоплечий.

Еще до службы Платон женился и у него родился ребенок, но так случилось, что дочка умерла.  О судьбе его жены Толстой не писал, но наверное она ждала его, когда тот вернется со службы.

Платон спокойный характером, он коммуникабелен, может найти общий язык практически с любым человеком, любит поговорить на разные темы. Каратаев очень трудолюбивый, умеет делать практически все, у него золотые руки. Ему подвластна, как и тяжелая мужская работа, так и женская, например, готовка еды.

Платон щедрый. Добродушный. Он подкармливал Пьера во время плена. Платон является человеком слова. Если что-то кому-то обещает, то обязательно сделает.

В Платоне совсем не было жестокости. По мнению Пьера Безухова, который оказался с ним в плену, этот солдат был самым необычным. Пьер ему доверял. У этого персонажа очень доброе сердце. Общается он ласково, как с Пьером, так и с уличным псом.

Каратаев был очень религиозным, каждый день он читал молитвы.

К сожалению, Каратаев умер, когда находился в плену, у него развилась простуда. А когда болезнь прогрессировала, так что у Каратаева развилась лихорадка, его убили, дабы болезнь не распространилась. Пьер же очень переживал. Что потерял такого хорошего друга и товарища.

На службу он попал случайно. Как-то он залез в соседские имения, чтобы найти дров. Но его объявили в воровстве и забрали служить, хотя изначальна на службу должен пойти его брат, но того не стали забирать. Платон не разгневался, он посчитал, что к лучшему, что забрали именно его, ведь у его брата было пятеро детей.

Даже будучи в плену у французов, он не злился на них и всегда был вежлив. Платон являлся собирательным образом русского мужика. Хоть образ Платона Каратаева в произведении и кратковременный, но он оказался очень важным в жизни героя Пьера Безухова.

С его появлением Пьер смог осознать смысл жизни. Платон был оптимистом по жизни. Он смог покорить Пьера своим характером и отношением к жизни.  Крестьянин Платон будучи вместе с Пером в бараке в плену, всячески старался поддерживать аристократа и давал ему ценные советы.

Платон смог убедить Безухова, что главной целью является выстоять.

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/tolstoj/platon-karataev-v-romane-vojna-i-mir

Образ и характеристика Платона Каратаева в романе “Война и мир”

Образ Платона Каратаева вызывал и вызывает противоречивые суждения.

Распространено мнение, что в этом образе писатель воплощает реальную, но слабую сторону нравственного и психологического облика русского патриархального крестьянина (свойственные ему смирение, покорность, идеи непротивления злу насилием, имевшие свои социально-исторические корни в русской действительности). Высказывается и другая точка зрения, в соответствии с которой Каратаев является воплощением лучших народных черт – добра, трудолюбия, человечности.

Как бы

то ни было, несомненно, что самому Толстому Платон Каратаев был очень близок. Каратаев, сказано в романе, “остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого”. Для Толстого круглое представляло идеал совершенства, внутренней гармонии; но в нем же заключено представление о замкнутости и ограниченности. Пьер все же строил свою жизнь более широко и более осознанно, чем это могло быть у Каратаева.

Безухов выбирает путь социальной активности, а не каратаевского непротивления. В данном случае не только толстовские герои, но и сам автор сталкивались с труднейшей проблемой.

С одной стороны, “мысль народная” в истолковании Толстого требовала отказа не только от индивидуалистического, но и вообще индивидуального начала: провозглашался принцип “роевой” жизни, при котором люди, как пчелы, должны были сообща делать одно дело, никак не выделяясь из общей массы.

Пьер, невольно принимая этот принцип, пытается быть таким же, “как все”; и князь Андрей старается приобщиться к естественной, народной стихии (найти в себе то, что есть “в каждом солдате”).

Существенно, что для них это движение не вниз (к “толпе”), а вверх, к постижению высокой народной правды, к народу, нравственные нормы которого становятся для них образцом.

Но отказаться от интеллектуальной жизни, от продолжения поисков истины они не в состоянии, потому что иначе они потеряли бы свою человеческую индивидуальность.

В работах ряда литературоведов уже было замечено, что истина для автора “Войны и мира” заключается не в проповеди опрощения, отказа от завоеваний культуры, а в “сопряжении* общечеловеческих ценностей, воплощенных в образах главных героев романа, с ведущими принципами русской народной жизни.

Сложность и глубина духовной жизни в “Войне и мире” по самой своей сути нераздельны с безыскусственной простотой.

Пройдет немногим более 0 лет, и Толстой заявит о своем окончательном переходе на позиции патриархального крестьянства, но в романе ” Война и мир ” столь решительных выводов еще не сделано.

В Эпилоге романа (относящегося к 1820 г.) воссоздается атмосфера напряженных идейных споров, характерных для преддекабристской эпохи. Толстой в соответствии с тенденциями своего собственного духовного развития не делает Пьера сторонником активных политических действий.

Он опасается экстремального развития событий как со стороны крестьян, так и со стороны правительства.

Безухов говорит Николаю Ростову: “Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение…”

Пьера Восторженно слушает сын Андрея Болконского – 5-летний Николенька. Мечта о славе, об известности, владевшая некогда его отцом, проявляется в нем с недетской силой. Мысль о героях Плутарха его воодушевляет: “Я сделаю лучше.

Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною”. В исследовательской литературе часто говорят о тяжелых жизненных испытаниях, которые ожидают Пьера Безухова. Большой путь исканий, “проб и ошибок” открывается и перед Николенькой Болконским.

Эпилог романа-эпопеи не столько подводит итог повествованию, сколько открывает новые перспективы, что совершенно естественно для жанра, в котором написана “Война и мир”.Как справедливо заметил А. В. Чичерин, “Четвертый том “Войны и мира” обрывается на завязке нового ряда крупных событий, на том, что назревают новые конфликты, что молодое поколение начинает самостоятельно мыслить”.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/obraz-i-xarakteristika-platona-karataeva-v-romane-vojna-i-mir/

Образ платона каратаева в романе л.н. толстого «война и мир» (обучающее сочинение) учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

СОЧИНЕНИЕ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ.

ОБРАЗ ПЛАТОНА КАРАТАЕВА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

  1. Имя героя (Как называет себя герой и как к нему обращаются? О чём говорит это обращение?)
  2. Возраст.
  3. Социальное положение.
  4. Внешность (одежда, улыбка, глаза, лицо).
  5. Речь (В чём её необычность? Как она характеризует героя?)
  6. Характер.
  7. Что известно о жизни героя до 1812г.?
  8. Каково отношение героя к военной жизни?
  9. Как погибает Платон?
  10. Какую авторскую идею олицетворяет герой?

СОЧИНЕНИЕ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ.

ОБРАЗ ПЛАТОНА КАРАТАЕВА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

  1. Имя героя (Как называет себя герой и как к нему обращаются? О чём говорит это обращение?)
  2. Возраст.
  3. Социальное положение.
  4. Внешность (одежда, улыбка, глаза, лицо).
  5. Речь (В чём её необычность? Как она характеризует героя?)
  6. Характер.
  7. Что известно о жизни героя до 1812г.?
  8. Каково отношение героя к военной жизни?
  9. Как погибает Платон?
  10. Какую авторскую идею олицетворяет герой?

СОЧИНЕНИЕ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ.

ОБРАЗ ПЛАТОНА КАРАТАЕВА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

  1. Имя героя (Как называет себя герой и как к нему обращаются? О чём говорит это обращение?)
  2. Возраст.
  3. Социальное положение.
  4. Внешность (одежда, улыбка, глаза, лицо).
  5. Речь (В чём её необычность? Как она характеризует героя?)
  6. Характер.
  7. Что известно о жизни героя до 1812г.?
  8. Каково отношение героя к военной жизни?
  9. Как погибает Платон?
  10. Какую авторскую идею олицетворяет герой?

СОЧИНЕНИЕ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ.

ОБРАЗ ПЛАТОНА КАРАТАЕВА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

  1. Имя героя (Как называет себя герой и как к нему обращаются? О чём говорит это обращение?)
  2. Возраст.
  3. Социальное положение.
  4. Внешность (одежда, улыбка, глаза, лицо).
  5. Речь (В чём её необычность? Как она характеризует героя?)
  6. Характер.
  7. Что известно о жизни героя до 1812г.?
  8. Каково отношение героя к военной жизни?
  9. Как погибает Платон?
  10. Какую авторскую идею олицетворяет герой?

СОЧИНЕНИЕ – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ.

ОБРАЗ ПЛАТОНА КАРАТАЕВА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

  1. Имя героя (Как называет себя герой и как к нему обращаются? О чём говорит это обращение?)
  2. Возраст.
  3. Социальное положение.
  4. Внешность (одежда, улыбка, глаза, лицо).
  5. Речь (В чём её необычность? Как она характеризует героя?)
  6. Характер.
  7. Что известно о жизни героя до 1812г.?
  8. Каково отношение героя к военной жизни?
  9. Как погибает Платон?
  10. Какую авторскую идею олицетворяет герой?

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника. Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого.

Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко-белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости. Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность. Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег — свернулся, встал — встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое-нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно. Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу. — Солдат в отпуску — рубаха из порток, — говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати. Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву. Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда. Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит. Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, — так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова. 

Читайте также:  Приход к власти гитлера в германии

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/08/31/obraz-platona-karataeva-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir

Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой) | Литерагуру

(349 слов) Платон Каратаев – воплощение простоты, добра и правды в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Неслучайно именно с ним сводит Пьера судьба. Платон — типичный представитель человека крестьянского мировоззрения. Ему чужды притворства. Он говорит, что думает, но никогда не думает о том, что уже сказал или еще скажет, однако слова его звучат убедительно.

Лев Николаевич Толстой в романе называет его человеком круглым. Здесь речь идет не столько о глазах, голове, спине той формы или, например, о руках, которые будто бы все время хотели кого-то обнять.

В данном случае автор обозначает целостность личности. Платон Каратаев не тяготится размышлениями о высоком, ему чужда тяга к самоанализу. Он просто живет и рад тому, что существует на этой земле.

Мужчина плывет по течению и покоряется своей судьбе.

Ему было около пятидесяти лет, однако «лицо у него имело выражение невинности и юности». Платон Каратаев принадлежит к солдатам Апшеронского полка. На войну вместо него должен был отправиться его брат, но у него пятеро детей.  У Платона же была только жена, их дочь умерла еще до того, как он стал солдатом, поэтому тот решился помочь семье.

Он – олицетворение житейской мудрости. Например, когда Пьер Безухов рассказывает о причине своего попадания в плен, крестьянин заявляет, «где суд, там и неправда». Речь солдата наполнена пословицами и поговорками. Мужчина он работящий, и постоянно был чем-то занят: пек, варил, строгал.

И только вечером у него оставалось немного времени на разговоры, которые он так любил. Зло и ненависть ему чужды. Это необыкновенный человек, который любит не только свою собаку и товарищей. Каратаев полюбил и Пьера, которого называл барином. Казалось, он любил даже француза, который являлся его противником.

Молится Платон Фролу и Лавре, покровителям лошадей, а значит, заботился о братьях наших меньших.

Пьера восхищала стойкость Платона Каратаева. Тот был смертельно болен, однако с каждым днем, когда ему физически становилось все хуже и хуже, морально он становился сильнее.

После встречи с ним Пьер Безухов переоценивает свои жизненные ценности. Ему открывается новая дверь познания, за которой спрятана истина. Счастье заключается в удовлетворении своих естественных потребностей, а все несчастья происходят не от недостатка, а от избытка. «Жизнь есть Бог»,- думает Пьер. И покуда есть движение, будет и жизнь.

Светлана Медведева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-platona-karataeva-v-romane-vojna-i-mir-l-n-tolstoj/

Характеристика Платона Каратаева (Война и мир)

Пьер Безухов, оказавшись в плену французов, встречает удивительного человека. Простой солдат оказывает на графа большое влияние, раскрывая перед ним новые горизонты мировосприятия. Образ и характеристика Платона Каратаева в романе «Война и мир» отображают смирение и терпение русского народа в критической ситуации, способность к выживанию и самообладанию.

Знакомство в балагане

Граф Безухов пребывал в состоянии шока после показательной казни русских людей. Чудовищным оказался факт, что солдаты, расстреливавшие приговоренных узников к казни, не были ожесточенными. Они просто выполняли свою кровавую работу. Пьер ужаснулся циничности увиденного массового убийства, поэтому в бараке, куда его перевели, ни на что не реагировал.

Из ступора графа вывел запах пота, исходивший от маленького человечка, копошившегося рядом. Мужичок аккуратно разматывал ноги, окутанные тряпками, подвязанные бечевками. Движения человека были точными и умелыми. Само присутствие рядом уравновешенного незнакомца успокаивало.

Первый заговорил солдат певучим приятным голосом. Его слова звучали ласково, от чего барин заплакал. Новый знакомый ободрил:

«Час терпеть, а век жить!». Потом ласковый мужичок погладил собаку, прибившуюся к нему в плену, и поделился с Безуховым едой. Только после этого рассказал, что зовут его Платоном Каратаевым по прозвищу Соколик из Апшеронского полка.

Добрый человек огорчился, узнав, что у Пьера нет родителей, особенно горестно ему было услышать, что нет матушки:

«Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки!». Платон имел готовую пословицу на каждое умозаключение. Когда Пьер высказал, что детей у него уже не будет, услышал мудрое: «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся».

Биография Каратаева

Парень родился в зажиточной крестьянской семье в деревне, которую считал богатой. Ему казалось, что всем в его селе жить было хорошо, потому что земли было много. Однажды Платон поехал в лес, принадлежавший соседнему барину за деревом. Сторож поймал вора. Каратаева высекли и отдали под суд.

По решению суда преступника сослали в армию. Платон рассказывал о приговоре, как о везении:

«Думали горе, ан радость!» Герой был готов идти в солдаты. Ведь армия предстояла меньшому брату Михаилу, у которого уже тогда было пятеро детей. А так, по той причине, что старший служит, государство освобождало младшего от военной повинности.

Платона ждала дома только жена, потому что единственная дочь заболела и оставила этот мир еще в младенчестве. Солдат исправно нес службу, ни на что не жаловался, со всеми был ласковым. Когда русская армия оставляла Москву, он лежал в госпитале, сраженный болезнью. Так попал в плен.

Внешний вид

Образ соседа ассоциировался у Пьера с круглыми понятиями. Наверно, потому что солнце теплое, бублики вкусные, колеса быстрые, ромашки красивые. Французская шинель, подвязанная простой веревкой, делила силуэт на две округленные формы. Внизу торчали лапти, а сверху красовалась фуражка.

Безухов увидел утром доброго знакомого таким:

«Голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые». Солдат рассказывал о сражениях, в которых принимал участие. Так Пьер догадался, что собеседник проживает шестой десяток жизни.

Белизна зубов свидетельствовала о хорошем здоровье, делала улыбку особенно приятной. Борода и волосы были без единой седины. Телосложение маленького солдата выглядело гибким и жилистым, способным перенести любые тяготы судьбы. Мелкие морщинки придавали лицу выражение невинности, наивности, от чего мужчина выглядел молодцевато.

Христианское мировоззрение

Солдат имел свое видение человеческих устремлений:

«Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету». Каждый вечер мужчина читал молитву перед сном, упоминая даже лошадей. Закрывая глаза, искренне приговаривал: «Положи, Боже, камушком, подними калачиком».

Каратаев, привыкший вести натуральное хозяйство, умел делать все. Результат мог быт лучше или хуже, чем у настоящего мастера, однако получалось всегда достойно. Разговор был для Платона, как увлечение, всегда в радость, как искусство. Но поговорить удавалось редко, разве ночью, потому что всегда находилось дело: варить, печь, шить, тачать обувь или строгать.

Лев Толстой считает, что воинская жизнь чужда для Каратаева.

Попав в плен, лишившись без оружия и приказа убивать, решая потребность выживания, герой вместе с обросшей бородой, снова обрел естественные для него крестьянские навыки.

Герой олицетворяет собой ментальность русского народа. Образ простого русского солдата остался в памяти Безухова, как созидательный, жизнеутверждающий, наполненный смыслом символ бытия.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1408-harakteristika-platona-karataeva-voyna-i-mir.html

Какова роль образа Платона Каратаева в романе-эпопее Толстого «Война и мир»? — Сочинение

Приступая к сочинению, тезисно сформулируйте функции образа Платона Каратаева. Другими словами, кратко ответьте на вопрос: для чего Толстому нужен этот герой? Выявите персонажей и события, с которыми связан Каратаев.

Прежде всего, Платон Каратаев помогает раскрыть образ Пьера Безухова — героя, который находится на пути духовного самоопределения.

Пьер показан Толстым человеком увлекающимся, для которого идеи становятся почти страстью. Пьер всегда находит человека, который ведёт его за собой.

И таким человеком для Пьера после масона Баздеева становится Платон Каратаев. Автор отмечает, что для всех Платон был обыкновенным простым солдатом, но для Пьера Каратаев стал «непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда».

Платон открывает для Пьера особую жизненную философию: смиренное, спокойное приятие физических испытаний и страданий, которые для него являются нормой.

Платон не теряет присутствия духа, потому что верит в Бога и в целесообразность такого порядка вещей.

Другого человека он воспринимает не как личность (это понятие ему, скорее всего, незнакомо), а как часть какого-то вселенского механизма — Всеобщего, к которому человек приобщается после смерти.

Герой становится носителем важной для Толстого составляющей отношения с миром. Это отношение выражается словом любовь.

В романе говорится следующее: «Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь… Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера…».

Писатель ведёт речь об особом типе любви: любовь ко всему Божьему миру, к каждой Божьей твари. Эта всеобъемлющая любовь.

Читайте также:  Сочинение лиза болконская в романе война и мир толстого характеристика и образ

Платон становится носителем душевного покоя и ясности. Он проникнут чувством всеобщего любовного единения людей. Толстой создаёт образ Каратаева как носителя многих характерных черт патриархального русского народа, чьими вековыми качествами являлись кротость, смирение, добросердечие и всепрощение.

Но Каратаев с его чертами кротости, смирения, покорности и безотчётной любви ко всем людям не является типичным, обобщающим образом русского крестьянина.

Роль его важна при изучении мировоззрения автора: в образе Каратаева впервые дано художественное воплощение элементов будущего учения Толстого о непротивлении злу насилием.

Платон Каратаев кардинально влияет на мировоззрение Пьера и существенно меняет его. Теперь это другой Пьер. Он проникается идеей всеобщей любви к людям, делает предложение руки и сердца Наташе и устраивает, наконец, свою счастливую семейную жизнь.

Платон Каратаев становится мерилом правильности и неправильности сделанного выбора. В эпилоге Пьер посвящает свою жену в подробности рассуждений, ведущихся в тайном обществе.

И на вопрос Наташи, одобрил бы его новые увлечения Каратаев, Пьер отвечает противоречиво: сначала «я думаю, что да», потом — «нет, не одобрил бы».

Но у Пьера свой путь, который он должен пройти в любви к людям и ради людей.

В заключительной части сочинения подведите итоги и резюмируйте всё сказанное. Помните: вывод обязательно должен быть связан с центральным вопросом-темой.

Здесь искали:

  • какова роль Платона в романе

Источник: https://sochineniye.ru/kakova-rol-obraza-platona-karataeva-v-romane-epopee-tolstogo-vojna-i-mir/

В образе Платона Каратаева Толстой изобразил мирное, доброе, духовное начало, предельно усилил, укрепил в нем черты простого русского человека, сделал его олицетворением всего доброго, русского, круглого.

Это проявляется во всем: во внешнем облике- округлости его головы, спины, рук, движений; в улыбке, ласковости и любовной расположенности, с которой он относится к каждому живому существу — солдатам, Пьеру, французам (они тоже для него часть мира, который он любит), своей лиловой собачонке.

Это проявляется в округлости, в движениях, жестах, особой ладности его занятий, самых разнообразных дел, которыми он занят непрерывно и в которых проявляет одинаковое умение.

    Толстой пишет, что, попав в плен, Платон Каратаев отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому или “христианскому”, как он выговаривал, народному складу.    Он любил в свободное время (вечером) разговаривать, рассказывать или петь что-то, любил слушать сказки, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни.

Платон Каратаев любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными словами, пословицами и поговорками — теми народными изречениями, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.

    В Платоне Каратаеве мы видим гармонию внутренней жизни, которая дается безграничной верой в волю Бога на все происходящее на Земле, верой в то, что все равно в конце концов победят добро и справедливость, отсюда его непротивление злу насилием и принятие всего, что бы ни происходило.    Важно еще то, что “жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь.

Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”.    Платон Каратаев воплощает собой тот мировой закон, к постижению которого стремятся любимые герои Толстого.    До встречи с Каратаевым Пьер пережил свой самый сильный душевный кризис.

С той минуты, как он увидел страшную сцену расстрела невинных людей солдатами, не хотевшими этого делать, “в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым… В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в Бога…

”    Платон Каратаев помог Пьеру восстановить чувство устойчивости миропорядка, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание, помог избавиться от мучившего его страшного вопроса: “зачем?” Пьер ощутил радость освобождения от поисков цели и смысла жизни, ибо они только мешали ему почувствовать, что смысл жизни — в самой жизни, в осознании того, что везде, во всем, рядом с людьми есть Бог, который всех любит и без воли которого не спадет волос с головы человека. Именно в плену, благодаря Каратаеву, испытаниям и лишениям, Пьер вновь обрел веру в Бога, научился ценить саму жизнь, бросил, как пишет Толстой, “умственную зрительную трубу”, в которую он смотрел через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь.    Конечно, путь исканий Пьера не заканчивается на этом, он продолжается и дальше, что видно из эпилога. Но эти поиски будут опираться теперь на прочный фундамент общей жизни, в которую вошел Пьер, на необходимость любви ко всему, что его окружает. Это знание приобрел Пьер в общении с Платоном Каратаевым, который явился для него высшим воплощением простоты, добра и правды.

Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (2 вариант)

Одной из тем романа Л.Н. Толстого «Война и мир» является тема народа. Ярким представителем народа выступает здесь Платон Каратаев. Вообще, этот образ показателен для творческой эволюции Л.Н. Толстого конца 60-х годов 19 века.

Писатель приходит к убеждению в том, что истинное счастье заключается в отрешенности от мирской суеты, в любви к ближнему, в признании народной правды. Эта мысль и нашла свое воплощение в Платоне Каратаеве.    Каратаев все принимает в жизни так, как оно есть, полагая, что все дано от Бога. Радость пришла – радуйся, страдание – постарайся смягчить его своей любовью.

Устранять недоброе силой – значит порождать новое зло. Регулируемый такими инстинктами (а они у него от здоровой в нравственном отношении «роевой» крестьянской жизни), Платон ни о чем не печалится. «Положи, господи, камушком, подними калачиком», — говорит он.

    В военный быт Каратаев также перенес привычки крестьянина-труженика: он всегда чем-нибудь занят, помогает другим, для него все – люди, всех он в одинаковой степени жалеет. Врагов у этого героя нет, злобы тоже. Трудности его не страшат, и никакой случай не застает врасплох: «все в руках божьих». В речах его и действиях было что-то успокаивающее, «круглое» и «спорое».

    Словом, это человек, у которого нет противоречий ни с собой, ни с окружающей средой. Он целиком положился на власть Бога, судьбы и уверен, что с ним случится только то, чего не избежать. Значит, нет смысла мучить себя, пытаться изменить то, чего изменить нельзя. Такую психологию можно назвать фаталистической. Она приводит к покорности судьбе, непротивленчеству.    Л.

Н. Толстой ничего не искажал, создавая характер Каратаева. Черты каратаевской «пассивности» были присущи определенной части русского крестьянства. В этом герое Толстой поэтизирует цельность мироощущения крестьянина, жизнестойкость его характера. Недаром в жизни этого простого человека Пьер Безухов нашел то, чем можно удовлетвориться, освободив себя от дум о счастье.

    Платон тоже солдат, хотя и пленный, но в нем, на первый взгляд, выдвигается не солдатское, а чисто мужицкое начало жизни. Это нужно писателю, чтобы открыть перед Пьером внутренний мир крестьянина.

В угоду автору Платон Каратаев, «попав в плен и обросши бородою… отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему крестьянскому, народному складу».    Пьер первый раз в жизни был так близок к крестьянину, жил с ним одним бытом и разделял общую участь. Здесь он открыл для себя мужика с его разносторонними интересами.

По многократным уверениям Пьера, Платон Каратаев оказал на него большое влияние, но, в то же время, он никогда не договаривает, в чем конкретно заключалось это влияние.

Так, Безухов решил ответить на этот вопрос, когда рассказывал Наташе о пережитом при возвращении из плена: «Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из-за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился. Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка».    И за этим ничего не последовало.

Очевидно, ответ следует искать в тех свойствах мужика, какими начинает любоваться и герой романа, и сам Толстой. А нравится им в Каратаеве все: и доброта, и трудолюбие, и работоспособность, и здоровье, и непосредственность, и покорность судьбе. В Каратаеве Толстой поэтизирует цельность мироощущения крестьянина, жизнестойкость характера.

В нем Пьера привлекло спокойствие, наличие большой внутренней силы. Эта сила зовется духом народа, она-то и открылась Пьеру, помогая ему выйти на искомую дорогу. Благодаря ей Безухов обретает веру в добро, желание помочь ближнему.    Значение Каратаева для Пьера больше всего определяется тем, что теперь был найден образец жизни, лишенный пороков господствующих классов.

Спасение в мужике — это, как мы увидим далее, весьма ощутимо выражено в романе композиционными средствами. Платон Каратаев появляется в тот момент, когда Пьеру нужна была какая-то опора, чтобы вернуть веру в добро и правду, утерянную им после пережитых потрясений при расстреле французами русских, обвиненных в поджогах Москвы.

    Именно благодаря Каратаеву, как говорится в романе, «прежде разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, двигался в его душе». Каратаев навсегда остался в сознании Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением духа простоты и правды».    Платон Каратаев не столько идеальный, сколько функциональный образ.

Это подтверждается также тем, что, вернувшись из плена, Пьер не стал непротивленцем. В эпилоге он сближается с членами тайного общества, осуждает политические порядки в стране: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, — мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так идти. Все слишком натянуто и непременно лопнет».    Образ Платона Каратаева является в романе воплощением народной мысли. Народ изображен в эпопее носителем многих ценных человеческих качеств.    Таким образом, под влиянием народа князь Андрей и Пьер духовно преображаются, находят высшую цель жизни, связывая ее со служением людям, защитой добра, справедливости.

Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (3 вариант)

Изображение духовного роста человека, «диалектики души» — самое, пожалуй, характерное в творчестве Толстого. Но этим истинно человеческим качеством – богатством душевного мира – он наделяет только симпатичных ему людей (примером может служить образ Платона Каратаева). Эта своеобразная традиция прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя.

Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир. Человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера. Придерживаясь этой точки зрения, писатель раскрывает в романе образ Платона Каратаева.

    С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир «превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора», «в нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога».

    Помогает герою выйти из этого кризиса Платон Каратаев. Мало того, после знакомства с ним, после долго общения в плену, Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром писатель назвал этого философа Платоном.

И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями Каратаева о жизни.    При первой встрече с этим маленьким, ласковым и добродушным человеком Пьера поражает ощущение чего-то круглого и спокойного, что исходит от Каратаева.

Он привлекает всех к себе спокойствием, уверенностью, добротой и улыбчивостью своего круглого лица. Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену «он отбросил от себя все чуждое, солдатское» и возвратился к крестьянскому, народному складу.    Автор подчеркивает «круглое» начало во внешности героя: «даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то».

Довершают обаятельный внешний облик большие карие нежные глаза и приятная улыбка. В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат «ласка и простота»: «А много вы нужды увидали, барин? А?. Э, соколик, не тужи…»    Речь Платона – певучая, пронизанная народными пословицами, присказками.

Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «На болезнь плакаться – бог смерти не даст» и т.д.

    Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье.

Глубокая христианская идея жизни по совести, смирению и вере в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, — вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.    Главная мысль романа «Война и мир» — это мысль о единении людей доброй воли.

И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собой психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей.

Эти люди просто живут, их не пугает мысль о смерти, потому что они знают, что их «существованием распоряжается не простой произвол», а справедливая высшая сила: «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». Она имела смысл только как часть целого, которое он постоянно чувствовал».

Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.    Суть натуры Каратаева – это любовь. Не личное чувство и привязанность к конкретному человеку, а любовь вообще ко всему в этом мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера. Платон навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды.

    Толстой в своем романе показал разные типы людей: «Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим». И только ощущая себя причастным к общей жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/vojna-i-mir-tolstoj-l-n/6421-obraz-platona-karataeva-v-romane-vojna-i-mir-tolstogo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]