А. АХМАТОВА «СМЯТЕНИЕ»: ИСТОЛКОВАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ А. АХМАТОВОЙ)
Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 го ду свой первый сборник стихов «Вечер», было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи — все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в них жизненную силу. «Я вижу все.
Я все запоминаю», — писала Ахматова. Уже современники заметили, какую необычно важную роль играла в стихах юной поэтессы строгая, обдуманно локализованная житейская деталь, которая была у Ахматовой не только точной — она подчас воплощала весь идейный замысел стиха и, подобно фундаменту, держала на себе всю постройку произведения.
Это можно проиллюстрировать на примере стихотворения «Смятение»:
Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Не правда ли, стоит этот тюльпан, как из петлицы, вынуть из стихотворения, и оно немедленно померкнет.
Почему? Не потому ли, что это все: взрыв страсти, отчаяния, ревности и поистине смертельной обиды — составляет в эту минуту для лирической героини смысл ее жизни? И это все сосредоточилось, как в красном гаршинском цветке зла, именно в тюльпане: ослепительный и надменный, маячащий как раз на уровне глаз влюбленной женщины, он один высокомерно торжествует в пустынном и застланном пеленою слез, безнадежно обесцветившемся мире. Цветок изображен в стихотворении так, что не только героине, но и нам, читателям, кажется, что тюльпан — не «деталь» и не «штрих», он — живое существо, полноправный, настоящий герой произведения, даже несколько агрессивный, внушающий нам невольный страх, смешанный с полутайным восторгом и раздражением.
Эта деталь выразительно акцентируется автором в стихо творении для того, чтобы осталось в памяти, не растворилось, не исчезло переживание, душевное волнение, а то и вся ситуация, дорогая именно тем чувством, которое ее сопровождало. С помощью вещей, конкретных деталей и подробностей Ахматова как бы загибала уголки страниц своей памяти.
Лирика Ахматовой, переиначивая известное образное выражение, — «от мира сего»: в ней много точных деталей, часто самых прозаичных. Поэтесса умела поэзию жизни извлекать из жизненной прозы. И «Смятение» — ярчайший тому пример. Это произведение — плач неразделенной любви, трагизм которой передается с помощью незначительных, на первый взгляд, деталей.
Анализ стихотворения
«Смятение» Ахматовой
Стихотворение Анны Ахматовой «Смятение» является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трёхсложным хореем.
Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. «Смятение» представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны.
Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.
В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает, что только он может укротить её необузданный нрав.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать «приговор», дабы разрешились её муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной. Но эта нелюбовь не даёт её «взлететь» и полностью сковала её душу.
Тюльпан у тебя в петлице.
И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется.
Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определённости во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы.
«Замирания» и «крики» свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы. И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света даёт право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа.
Ведь душевному смятению героини и пришёл конец, и осталась пустота.
Другие материалы по творчеству автора:
«Смятение» А.Ахматова
«Смятение» Анна Ахматова
Было душно от жгучего света, А взгляды его — как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился — он что-то скажет… От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан,
- Тюльпан у тебя в петлице.
- Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов На меня посмотрели очи… Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его — напрасно. Отошел ты, и стало снова
- На душе и пусто и ясно.
Анализ стихотворения Ахматовой «Смятение»
В 1914 году Ахматова выпустила свой второй поэтический сборник «Четки». Тираж по тем временам считался весьма внушительным – 1000 экземпляров. В следующие девять лет книга переиздавалась еще восемь раз. Анна Андреевна стала необыкновенно популярна сразу после выхода дебютного сборника «Вечер» весной 1912 года.
Публике пришлась по душе ее простая по форме и удивительно искренняя любовная лирика. Вторая книга закрепила успех молодой поэтессы. Среди самых известных произведений, включенных в «Четки», — триптих «Смятение», датированный 1913 годом. Точный адресат его неизвестен. Некоторые исследователи творчества Ахматовой называют литературоведа Недоброво, другие – поэта Блока.
Второй вариант стоит считать менее вероятным.
В трех стихотворениях последовательно рассказывается история любви. Открывает триптих текст, повествующий о том, как лирическая героиня впервые встретила своего возлюбленного. Главная мысль, которая в тот момент у нее возникла, – этот человек способен ее приручить.
Любовное чувство сразу захватило женщину, отличающуюся строптивым характером и независимым нравом.
Чтобы передать атмосферу той роковой встречи, Ахматова делится деталями: «было душно от жгучего света», «я только вздрогнула», «от лица отхлынула кровь» — это те мелочи, которые позволяют увидеть картину во всей полноте. Завершается стихотворение мрачным предсказанием.
Ничего хорошего от внезапно возникшего чувства героиня не ждет: едва родившаяся любовь ляжет на ее жизни надгробным камнем, что можно рассматривать как символ потери личной независимости.
Второе стихотворение – разочарование. Его первая строка – риторический вопрос. За ним сразу следует риторическое восклицание. Героиня понимает, что мужчина не любит ее, но не способна перестать восхищаться его красотой. Эти чувства отняли у нее крылья. Туман застил очи.
Взгляд сконцентрировался на яркой детали – тюльпане в петлице возлюбленного. В третьем стихотворении между персонажами происходит непосредственный контакт. Вот только со стороны мужчины он продиктован простой учтивостью – подошел, улыбнулся, поцеловал руку.
В душе героини в это время – ураган эмоций, десять лет пробежали перед глазами, за один миг промелькнули все бессонные ночи. Это выразилось в единственном тихом слове, за которым не последовало никакой реакции со стороны возлюбленного. Он ушел, героиня осталась в полном одиночестве.
История закончилась – вновь пусто и ясно стало на душе.
«Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
Анализ стихотворения «Смятение»
Стихотворение Анны Ахматовой «Смятение» является отражением глубоких любовных переживаний автора. Поэтесса написала триптих в 1912 году трёхсложным хореем.
Его можно назвать романом-миниатюрой, ведь этом небольшом стихотворении вложено 10 лет любовного томления. «Смятение» представляет из себя одно из самых ярких примеров любовной лирики Анны.
Делая анализ стихотворения, можно разделить его на несколько этапов развития сюжетной линии.
В самом начале героиню будоражит даже мысль о нахождении рядом с возлюбленным. Она понимает, что только он может укротить её необузданный нрав.
Пусть камнем надгробным ляжетНа жизни моей любовь.
Здесь говорится о первых терзающих душу порывах. Поэтесса готова слушать «приговор», дабы разрешились её муки. Ахматова являлась женщиной свободной и своенравной. Но эта нелюбовь не даёт её «взлететь» и полностью сковала её душу.
Тюльпан у тебя в петлице.
И вот появляется перед затуманенным взором красный тюльпан, который олицетворяет психологический мир героини. Она отмечает что лирический герой для нее настолько особенный, что все вокруг серо и смыто в одно, а он как яркий цветок выделяется.
Последний третий цикл является развязкой всех десяти лет ожидания и бессилия. Поэтесса не раскрывает до конца сути происходящего. Слишком мало слов и нет определённости во фразах, но в них так много сказано и лишь по личному опыту можно понять всю глубину произошедшей драмы.
«Замирания» и «крики» свидетельствуют о невыносимой боли, которую героиня пронесла через все эти годы. И лишь последняя фраза о душевной пустоте и обретении внутреннего света даёт право сказать о счастливом и одновременно драматичном завершении романа.
Ведь душевному смятению героини и пришёл конец, и осталась пустота.
Кроме анализа «Смятения» есть и другие сочинения:
Триптих А.А. Ахматовой «Смятение» (восприятие, толкование, оценка)
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Триптих «Смятение» был написан А.А. Ахматовой в 1913 году. Он открывает сборник «Четки». Кто является адресатом произведения? Исследователи высказывают различные версии. Считается, что оно может быть посвящено Н.В. Недоброво, А. Блоку.
Произведение относится к любовной лирике. Основная тема его – зарождение любви, внезапная вспышка чувства, сложность человеческих взаимоотношений.
Цикл, состоящий из трех стихотворений, представляет собой постепенное развитие темы. Первое стихотворение – это зачин, своеобразная завязка. Здесь фрагментарно обрисован внешний и внутренний облик героя:
- Было душно от жгучего света, А взгляды его – как лучи. Я только вздрогнула: этот
- Может меня приручить.
Лирическая героиня, впервые увидев Его, поражена. Любовь захватила ее внезапно и неожиданно. Она готова отдаться своим чувствам сразу, безоглядно, импульсивно. Она готова к любому развитию событий, она словно пророчит будущее:
- Наклонился – он что-то скажет… От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет
- На жизни моей любовь.
Чувства и эмоции героини здесь переданы через ее ощущения («было душно от жгучего света»), через конкретные детали поведения («только вздрогнула»), через детали портрета («от лица отхлынула кровь»).
Поэтесса здесь остается в рамках традиционного для нее психологизма, когда чувства человека раскрываются не напрямую, а опосредованно, через конкретные, емкие детали.
Смысловым центром стихотворения становятся здесь «его взгляды».
Исследователи отмечали своеобразие поэтической манеры Ахматовой, сочетание в ее стихотворениях разговорной, повествовательной интонации с патетическими восклицаниями. Эта оригинальность стиля поэтессы проявилась уже в сборнике «Четки», который открывается триптихом «Смятение».
В первом стихотворении восьмистишие представляете собой словно одну энергичную, динамичную фразу, которая делится на мелкие части. Первая половина этой фразы содержит спокойные, повествовательные интонации. Вторая же вносит в стих определенное напряжение.
Итогом становится сильная, патетическая, афористичная концовка:
Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.
Второе стихотворение передает развитие чувства героини. Вопрос, обращенный к герою, подчеркивает остроту и яркость этого чувства: «Не любишь, не хочешь смотреть?».
Своеобразным ответом является собственное восклицание героини: «О, как ты красив, проклятый!» В этом возгласе передано смятение героини, ее растерянность перед ситуацией.
Одновременно мы видим удивление ее перед силой всепоглощающего чувства:
- И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан,
- Тюльпан у тебя в петлице.
Переживания героини здесь переданы через восприятие ею окружающего мира: «Мне очи застит туман, сливаются вещи и лица».
Характерная деталь портрета героя – «красный тюльпан» – становится смысловым центром стихотворения, кульминационным моментом всего цикла. Красный тюльпан в петлице словно завораживает героиню, неизменно притягивая к себе ее напряженный взгляд.
Деталь эта становится тем фокусом, в котором сконцентрированы и качества героя, и весь спектр охвативших лирическую героиню чувств.
Третье стихотворение – своеобразная развязка. Начинается оно спокойной, повествовательной интонацией. Героиня рассказывает о свидании с любимым:
- Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов
- На меня поглядели очи…
Она вновь говорит здесь о своих чувствах, сконцентрированных в одном «тихом слове». Внутреннее напряжение в повествовании нарастает.
- Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи
- Я вложила в тихое слово.
«Тихое слово» становится здесь смысловым центром стихотворения. Затем наступает определенный перелом, прозрение, развязка ситуации. Героиня понимает, что все – напрасно, что чувства ее не находят отклика в душе дорогого ей человека. И далее мы видим своеобразный эпилог, краткий, афористичный:
Отошел ты, и стало снова На душе и пусто и ясно.
Финал истории грустен: героиня обретает способность трезво воспринимать действительность, однако эта ясность не приносит ей радости. «Ясность» здесь становится синонимом душевной пустоты.
Таким образом, каждое из стихотворений построено на основе ключевого образа, вокруг которого идет развитие действия («взгляд», «красный тюльпан», «тихое слово»). Кроме того, каждое из стихотворений условно делится на две части.
В первой части мы слышим спокойный рассказ о ситуации, во второй части мы чувствуем нарастание напряжения в повествовании, которое приводит к емкой, афористичной, патетической концовке. Цикл написан дольником, рифмовка – перекрестная.
Ахматова использует скромные средства художественной выразительности: эпитеты («жгучего света», «загадочных, древних ликов»), сравнение («А взгляды его – как лучи»), метафору («камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь», «мне очи застит туман»), вопрос и восклицание, обретающие характер риторических («Не любишь, не хочешь смотреть?», «О, как ты красив, проклятый!»).
Цикл «Смятение» характерный образец любовной лирики поэтессы. Как отмечает Н. Недоброво, «напряжение переживаний и выражений Ахматовой дает иной раз такой жар и такой свет, что от них внутренний мир человека скипается с внешним миром.
Только в таких случаях в стихах Ахматовой возникает зрелище последнего; оттого и картины его не отрешенно пластичны, но, пронизанные душевными излучениями, видятся точно глазами тонущего…»[204 — Недоброво Н.В. Анна Ахматова.
– «Русская мысль», 1915, июль, с. 59–60.].
МегаШпора в соцсетях:
Послушать стихотворение Ахматовой Смятение
Темы соседних сочинений
← Смерть поэта↑ АхматоваСопоставительный и цветаевой →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatovoj/smyatenie
Анна Ахматова — Смятение: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Было душно от жгучего света, А взгляды его — как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить. Наклонился — он что-то скажет… От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
2
Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан,
- Тюльпан у тебя в петлице.
- 3
- Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов
- На меня поглядели очи…
- Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово И сказала его напрасно. Отошел ты, и стало снова
- На душе и пусто и ясно.
Анализ стихотворения «Смятение» Ахматовой
Стихотворение-триптих «Смятение» (1912 г.) — яркий образец любовной лирики А. Ахматовой. С него начинается сборник поэтессы «Четки». В произведении отразились ощущения и переживания сильной и независимой женщины, которую поразило внезапно нахлынувшее любовное чувство.
Каждая из трех частей стихотворения описывает определенную фазу развития любви. В первой лирическая героиня поражена одним только взглядом мужчины, который обжигает ее, «как лучи». Она понимает, что встретила человека, который «может… приручить».
Ахматова, как сильная творческая личность, обладала ярко выраженной индивидуальностью. Поэтому такое откровенное признание имеет очень большое значение. В то же время она замечает, что эта любовь станет «камнем надгробным» на ее жизни.
Поэтесса раньше не могла себе представить, что мужчина способен полностью завладеть ее мыслями и отодвинуть на второй план творчество.
Во второй части лирическая героиня уже сдается перед неотразимым мужским обаянием. Ее приводит в отчаяние, что «проклятый» красавец не обращает на нее внимания.
Поэтесса уже не может продолжить свой свободный творческий полет («не могу взлететь»). Любовный туман не позволяет ей трезво оценивать происходящее («сливаются вещи и лица»).
Перед глазами влюбленной женщины четко вырисовывается «только красный тюльпан» в петлице любимого. Он становится символом страстного чувства.
Третья часть триптиха посвящена развязке воображаемого романа. Мужчина не заметил смятения лирической героини. Он просто из вежливости подошел к ней и «полуласково, полулениво» поцеловал руку. Для женщины этот момент стал решающим.
Долгие десять лет «бессонных ночей» в ожидании настоящей любви промелькнули в ее сознании. Все свои накопившиеся чувства она «вложила в тихое слово», но тут же пожалела об этом. Мужчина никак не отреагировал на это и ушел. Страсть исчезла так же быстро, как и появилась.
В душе лирической героини вновь воцарилась пустота.
Стихотворение «Смятение» очень ярко характеризует особенности внутреннего мира Ахматовой. Эта независимая женщина способна на проявление глубокого чувства и уже давно ждет его прихода.
Ради настоящей любви она может пойти на потерю своей свободы. Но ничто не заставит ее унизиться перед равнодушным человеком. Если мужчина отвергает ее любовь, то поэтесса никак не проявит своих оскорбленных чувств.
Страдания и муки отразятся только на ее душе.
Читать стих поэта Анна Ахматова — Смятение на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/anna-axmatova-smyatenie/
Восприятие, истолкование, оценка Стихотворение А.Ахматовой "Смятение"
- Моё любимое стихотворение
- (Восприятие, истолкование, оценка)
- Никаким притворством нельзя ни скрыть
- любовь там, где она есть, ни высказать там,
- где её нет.
- Ларошфуко
Вот она! Близкое мне по настроению, состоянию души произведение, написанное рукой великой поэтессы Анны Ахматовой. Его название лаконично, просто: «Смятение».
Смятение чувств и мыслей…
- Прочитав его, я была ошеломлена, как верно и тонко, с какой необыкновенной проницательностью воспроизвела Ахматова это состояние зарождения неизведанного:
- Было душно от жгучего света,
- А взгляды его как лучи.
- Это зной любви, это жар чувства.
- Но почему « Смятение»?
Это стихотворение никак нельзя назвать новеллой или сценой из какого-либо романа, о котором нужно догадываться или знать заранее. Всё, что говорит стихотворение и всё необходимое для его понимания, оно содержит в самом себе, в своих восьми строчках, в своём лирическом взрыве.
В этом стихотворении герой вроде бы тоже желаем, в сущности, он и не герой, он объект чувства, повод, а героем всё-таки, на мой взгляд, является чувство.
Сюжет, объект, да и всё внешнее содержание вообще мало что говорит: любимый красив, но не любит и не хочет смотреть. Сюжет определяет содержание меньше всего, чем где бы то ни было. Нет игры на разгадки таинственных обстоятельств.
«Не любишь, не хочешь смотреть?» — это не сообщение о том, что кто-то не испытывает этого чувства, а сразу реакция на это. Так же и следующая строка. Она вовсе не для того, чтобы сообщить о красоте возлюбленного, в ней, скорее, смятенность, сражённость этой «подавляющей красотой».
И «красный тюльпан в петлице» из последней строки появляется там не столько как деталь внешнего описания, а как сообщение о том, что женщина из-за переполняющего чувства уже ничего не видит, кроме этого цветка. Это и есть настоящее мастерство – реакция на чувства, и всё ясно.
И только чувство, только смятение…
- И какая унылая определённость в последней части:
- Отошёл ты, и стало снова
- На душе и пусто и ясно.
- Мне кажется, именно в этих строчках отражается своеобразие «женской» лирики Ахматовой: нелогичный, необъяснимый исход любовных переживаний – желание определённости и пустота, пришедшая к ней.
Нельзя сказать, что до Анны Ахматовой лирика была сугубо мужской. Но именно с её появлением возникла и сложилась самая значительная, на мой взгляд, во всей мировой литературе нового времени «женская» поэзия – лирика Ахматовой.
- Для того, чтобы личное чувство /оставаясь личным, именно в этом все трудности/ стало обобщённым, его нужно «очистить» от индивидуального, касающегося только автора, и при этом не потерять всего богатства нюансов состояния влюблённого человека, всей чувственности стихотворения.
- Как правильно подобран эпиграф ко всей книге «Чётки», в которой находится «Смятение, как эти слова перекликаются со всей игрой роковых страстей! Это слова Баратынского:
- Прости ж навек! Но знай,
- Что двух виновных,
- Не одного, найдутся имена
- В стихах моих,
- В преданиях любовных.
- Вся гармоничность и проницательность, с которой написано стихотворение – это проявление подлинного поэтического таланта.
В стихах каждого творца есть нечто, присущее ему только одному, его собственное, неизъяснимое никакими словами о его поэзии.
Полностью говорить о творчестве Анны Ахматовой довольно трудно, и я не боюсь признаться в этом.
Я могу лишь отметить и понять их очаровательность, изысканность, певучесть, «хрупкость», небрежной формы её стихов, но ничего не могу сказать о том, что конкретно составляет их обаяние.
Стихи Ахматовой очень просты, но в них поэтесса умалчивает о многом – причём это, на мой взгляд, и составляет их главную прелесть.
Содержание её стихов всегда шире и глубже слов, в которые оно замкнуто. Это связано с тем, что она умеет вкладывать в слова, в их сочетание больше, чем выражает их внешний смысл – полное владение образами.
Мне кажется, что именно поэтому каждое творение Ахматовой, несмотря на свою недоговорённость, интересно и значительно, в том числе и «Смятение» — произведение, в котором, как в капле воды, отражаются все свойства, все особенности поэзии Анны Ахматовой.
Источник: https://infourok.ru/vospriyatie-istolkovanie-ocenka-stihotvorenie-aahmatovoy-smyatenie-2633858.html
Сочинение Триптих «Смятение» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
Триптих «Смятение» был написан А. А. Ахматовой в 1913 году. Он открывает сборник «Четки». Кто является адресатом произведения? Исследователи высказывают различные версии.
Считается, что оно может быть посвящено Н. В. Недоброво, А. Блоку. Произведение относится к любовной лирике.
Основная тема его – зарождение любви, внезапная вспышка чувства, сложность человеческих взаимоотношений.
Цикл, состоящий из трех стихотворений, представляет собой постепенное развитие темы. Первое стихотворение – это зачин, своеобразная завязка. Здесь фрагментарно обрисован внешний и внутренний облик героя:
Было душно от жгучего света, А взгляды его – как лучи. Я только вздрогнула: этот Может меня приручить.
Лирическая героиня, впервые увидев Его, поражена. Любовь захватила ее внезапно и неожиданно. Она готова отдаться своим чувствам сразу, безоглядно, импульсивно. Она готова к любому развитию событий, она словно пророчит будущее:
Наклонился – он что-то скажет. . . От лица отхлынула кровь. Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.
Чувства и эмоции героини здесь переданы через ее ощущения («было душно от жгучего света»), через конкретные детали поведения («только вздрогнула»), через детали портрета («от лица отхлынула кровь»).
Поэтесса здесь остается в рамках традиционного для нее психологизма, когда чувства человека раскрываются не напрямую, а опосредованно, через конкретные, емкие детали. Смысловым центром стихотворения становятся здесь «его взгляды».
Исследователи отмечали своеобразие поэтической манеры Ахматовой, сочетание в ее стихотворениях разговорной, повествовательной интонации с патетическими восклицаниями. Эта оригинальность стиля поэтессы проявилась уже в сборнике «Четки», который открывается триптихом «Смятение».
В первом стихотворении восьмистишие представляете собой словно одну энергичную, динамичную фразу, которая делится на мелкие части. Первая половина этой фразы содержит спокойные, повествовательные интонации. Вторая же вносит в стих определенное напряжение. Итогом становится сильная, патетическая, афористичная концовка:
Пусть камнем надгробным ляжет На жизни моей любовь.
Второе стихотворение передает развитие чувства героини. Вопрос, обращенный к герою, подчеркивает остроту и яркость этого чувства: «Не любишь, не хочешь смотреть?».
Своеобразным ответом является собственное восклицание героини: «О, как ты красив, проклятый!» В этом возгласе передано смятение героини, ее растерянность перед ситуацией.
Одновременно мы видим удивление ее перед силой всепоглощающего чувства:
- И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман,
- Сливаются вещи и лица,
- И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя в петлице.
Переживания героини здесь переданы через восприятие ею окружающего мира: «Мне очи застит туман, сливаются вещи и лица». Характерная деталь портрета героя – «красный тюльпан» – становится смысловым центром стихотворения, кульминационным моментом всего цикла.
Красный тюльпан в петлице словно завораживает героиню, неизменно притягивая к себе ее напряженный взгляд. Деталь эта становится тем фокусом, в котором сконцентрированы и качества героя, и весь спектр охвативших лирическую героиню чувств. Третье стихотворение – своеобразная развязка.
Начинается оно спокойной, повествовательной интонацией. Героиня рассказывает о свидании с любимым:
Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнулся, Полуласково, полулениво Поцелуем руки коснулся — И загадочных, древних ликов На меня поглядели очи. . .
Она вновь говорит здесь о своих чувствах, сконцентрированных в одном «тихом слове». Внутреннее напряжение в повествовании нарастает.
- Десять лет замираний и криков, Все мои бессонные ночи Я вложила в тихое слово.
- «Тихое слово» становится здесь смысловым центром стихотворения.
- —> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Найти или скачать Триптих «Смятение» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
Источник: https://cwetochki.ru/post-Triptih-Smyatenie-AA-Ahmatovoy-Vospriyatie-tolkovanie-otzenka-22883.html
Анализ стихотворения Ахматовой "Смятение", — Сочинения по литературе
А. АХМАТОВА «СМЯТЕНИЕ»: ИСТОЛКОВАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ А. АХМАТОВОЙ)
Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 го ду свой первый сборник стихов «Вечер», было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи — все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в них жизненную силу. «Я вижу все.
Я все запоминаю», — писала Ахматова. Уже современники заметили, какую необычно важную роль играла в стихах юной поэтессы строгая, обдуманно локализованная житейская деталь, которая была у Ахматовой не только точной — она подчас воплощала весь идейный замысел стиха и, подобно фундаменту, держала на себе всю постройку произведения.
Это можно проиллюстрировать на примере стихотворения «Смятение»:
Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый! И я не могу взлететь, А с детства была крылатой. Мне очи застит туман, Сливаются вещи и лица, И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Не правда ли, стоит этот тюльпан, как из петлицы, вынуть из стихотворения, и оно немедленно померкнет!..
Почему? Не потому ли, что это все: взрыв страсти, отчаяния, ревности и поистине смертельной обиды — составляет в эту минуту для лирической героини смысл ее жизни? И это все сосредоточилось, как в красном гаршинском цветке зла, именно в тюльпане: ослепительный и надменный, маячащий как раз на уровне глаз влюбленной женщины, он один высокомерно торжествует в пустынном и застланном пеленою слез, безнадежно обесцветившемся мире. Цветок изображен в стихотворении так, что не только героине, но и нам, читателям, кажется, что тюльпан — не «деталь» и не «штрих», он — живое существо, полноправный, настоящий герой произведения, даже несколько агрессивный, внушающий нам невольный страх, смешанный с полутайным восторгом и раздражением.
Сочинение, анализ стихотворений Анны Ахматовой
Эта деталь выразительно акцентируется автором в стихо творении для того, чтобы осталось в памяти, не растворилось, не исчезло переживание, душевное волнение, а то и вся ситуация, дорогая именно тем чувством, которое ее сопровождало. С помощью вещей, конкретных деталей и подробностей Ахматова как бы загибала уголки страниц своей памяти.
Лирика Ахматовой, переиначивая известное образное выражение, — «от мира сего»: в ней много точных деталей, часто самых прозаичных. Поэтесса умела поэзию жизни извлекать из жизненной прозы. И «Смятение» — ярчайший тому пример. Это произведение — плач неразделенной любви, трагизм которой передается с помощью незначительных, на первый взгляд, деталей.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/analiz-stihotvoreniya-ahmatovoj-smyatenie/
Читать
Анна Ахматова
Чётки (сборник)
- Прости ж навек! но знай, что двух виновных,
- Не одного, найдутся имена
- В стихах моих, в преданиях любовных.
Баратынский
Смятение
1. «Было душно от жгучего света…»
- Было душно от жгучего света,
- А взгляды его – как лучи.
- Я только вздрогнула: этот
- Может меня приручить.
- Наклонился – он что-то скажет…
- От лица отхлынула кровь.
- Пусть камнем надгробным ляжет
- На жизни моей любовь.
1913
2. «Не любишь, не хочешь смотреть?..»
- Не любишь, не хочешь смотреть?
- О, как ты красив, проклятый!
- И я не могу взлететь,
- А с детства была крылатой.
- Мне очи застит туман,
- Сливаются вещи и лица,
- И только красный тюльпан,
- Тюльпан у тебя в петлице.
1913
3. «Как велит простая учтивость…»
- Как велит простая учтивость,
- Подошел ко мне, улыбнулся,
- Полуласково, полулениво
- Поцелуем руки коснулся –
- И загадочных древних ликов
- На меня поглядели очи…
- Десять лет замираний и криков,
- Все мои бессонные ночи
- Я вложила в тихое слов
- И сказала его – напрасно.
- Отошел ты, и стало снова
- На душе и пусто и ясно.
1913
Примечание
Прогулка
- Перо задело о верх экипажа.
- Я поглядела в глаза его.
- Томилось сердце, не зная даже
- Причины горя своего.
- Безветрен вечер и грустью скован
- Под сводом облачных небес,
- И словно тушью нарисован
- В альбоме старом Булонский лес.
- Бензина запах и сирени,
- Насторожившийся покой…
- Он снова тронул мои колени
- Почти не дрогнувшей рукой.
1913
Примечание
«Я не любви твой прошу…»
- Я не любви твой прошу.
- Она теперь в надежном месте…
- Поверь, что я твоей невесте
- Ревнивых писем не пишу.
- Но мудрые прими советы:
- Дай ей читать мои стихи,
- Дай ей хранить мои портреты –
- Ведь так любезны женихи!
- А этим дурочкам нужней
- Сознанье полное победы,
- Чем дружбы светлые беседы
- И память первых нежных дней…
- Когда же счастия гроши
- Ты проживешь с подругой милой
- И для пресыщенной души
- Все станет сразу так постыло –
- В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?
От счастья я не исцеляю.
1914
«После ветра и мороза было…»
- После ветра и мороза было
- Любо мне погреться у огня.
- Там за сердцем я не уследила,
- И его украли у меня.
- Новогодний праздник длится пышно,
- Влажны стебли новогодних роз,
- А в груди моей уже не слышно
- Трепетания стрекоз.
- Ах! не трудно угадать мне вора,
- Я его узнала по глазам.
- Только страшно так, что скоро, скоро
- Он вернет свою добычу сам.
1914
Вечером
- Звенела музыка в саду
- Таким невыразимым горем.
- Свежо и остро пахли морем
- На блюде устрицы во льду.
- Он мне сказал: «Я верный друг!»
- И моего коснулся платья.
- Как не похожи на объятья
- Прикосновенья этих рук.
- Так гладят кошек или птиц,
- Так на наездниц смотрят стройных…
- Лишь смех в глазах его спокойных
- Под легким золотом ресниц.
- А скорбных скрипок голоса
- Поют за стелющимся дымом:
- «Благослови же небеса –
- Ты первый раз одна с любимым».
1913
«Все мы бражники здесь, блудницы…»
- Все мы бражники здесь, блудницы,
- Как невесело вместе нам!
- На стенах цветы и птицы
- Томятся по облакам.
- Ты куришь черную трубку,
- Так странен дымок над ней.
- Я надела узкую юбку,
- Чтоб казаться еще стройней.
- Навсегда забиты окошки:
- Что там, изморозь или гроза?
- На глаза осторожной кошки
- Похожи твои глаза.
- О, как сердце мое тоскует!
- Не смертного ль часа жду?
- А та, что сейчас танцует,
- Непременно будет в аду.
1 января 1913
Примечание
«…И на ступеньки встретить…»
- …И на ступеньки встретить
- Не вышли с фонарем.
- В неверном лунном свете
- Вошла я в тихий дом.
- Под лампою зеленой,
- С улыбкой неживой,
- Друг шепчет: «Сандрильона,
- Как странен голос твой…»
- В камине гаснет пламя,
- Томя, трещит сверчок.
- Ах! кто-то взял на память
- Мой белый башмачок
- И дал мне три гвоздики,
- Не подымая глаз.
- О милые улики,
- Куда мне спрятать вас?
- И сердцу горько верить,
- Что близок, близок срок,
- Что всем он станет мерить
- Мой белый башмачок.
1913
вернуться
Душевное состояние героини ахматовских стихов совпадает с состоянием героя стихотворения 1907 г. А. Блока «Смятение» («Мы ли – пляшущие тени?..»). См. об этом в статье В. А. Черных «Блоковская легенда в творчестве Анны Ахматовой» (Серебряный век в России).
Автор статьи делает вывод о наличии блоковской «любовной» темы в раннем творчестве Ахматовой и, в частности, в сб. «Четки». Действительно, система образов и настроений в поэзии этого периода отражает напряженную «любовную» коллизию 1913 – нач. 1914 гг., связанную в судьбе Ахматовой с несколькими адресатами. В 1913 г. она знакомится с Н. В.
Недоброво – поэтом, литературным критиком, 8 февраля 1914 г. или ранее в 1913 г. – с А. С. Лурье – талантливым музыкантом-модернистом. Оба были увлечены Анной Ахматовой, к обоим, хотя и по-разному, испытывала влечение она. По-прежнему сложными оставались отношения с мужем, Н. С.
Гумилевым, в которых дружеское равноправие свободных личностей сменялось противоборчеством и почти враждой. Легкий оттенок чувственности появился в стихах, посвященных М. И. Лозинскому, с которым Ахматова была знакома с 1911 г. («Не будем пить из одного стакана…»).
И, разумеется, в лирической теме «Четок» отразились два самоубийства – Всеволода Гаврииловича Князева (1891–1913) – 29 марта (умер 5 апреля) 1913 г. и Михаила Александровича Линдерберга – 23 декабря 1911 г. Оба самоубийства были «романтическими», связанными с любовными «многоугольниками», в один из которых входила О. А.
Глебова-Судейкина, в другой – Ахматова. «Блоковская тема» «Четок» существует; она не сводится только к стихотворению «Я пришла к поэту в гости…» (январь 1914), но данных для точной адресации Блоку других стихотворений «Четок» недостаточно.
вернуться
Написанное в мае 1913 г., стихотворение, возможно, является воспоминанием о мае, проведенном Ахматовой в Париже в 1910 и 1911 гг. Современные авторы книг об Ахматовой и Модильяни связывают это стихотворение с образом Модильяни в стихах Ахматовой 1910–1913 гг. См. об этом в книге Б. Носика «Анна и Амедео». С. 116.
вернуться
«Все мы бражники здесь, блудницы…»
«Бродячая собака» – литературно-артистическое кабаре (открылось 31 декабря 1911 г.) излюбленное место встреч, выступлений и литературных вечером, в которых принимали участие Ахматова и ее друзья – поэты, артисты, художники. Находилось в Петербурге, на Михайловской площади, во втором дворе дома №5.
Официально «Бродячую собаку» закрыли 3 марта 1915 г. – по одной из версий, за торговлю вином в условиях «сухого закона», по другой – после скандального выступления В. Маяковского 11 февраля 1915 г. с чтением стихотворения «Вам» (см. об этом в кн.: Крученых А. Наш выход. К истории русского футуризма. М., 1996. С.
62 и 216).
В 1960-е годы, намереваясь включить это стихотворение в кн. «Бег времени», Ахматова предполагала изменить первую строку на «Все мы вышли из небылицы…», однако, по-видимому, этого не потребовалось, и стихотворение вошло в книгу в первоначальной редакции.
«Все мы бражники…» – стихи скучающей капризной девочки, а не описание разврата, как принято думать теперь… – АА «Автобиографическая проза».
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=95679&p=1
Анализ стихотворения ахматовой "смятение"
Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 го ду свой первый сборник стихов «Вечер», было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи — все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в них жизненную силу. «Я вижу все.
Я все запоминаю», — писала Ахматова. Уже современники заметили, какую необычно важную роль играла в стихах юной поэтессы строгая, обдуманно локализованная житейская деталь, которая была у Ахматовой не только точной — она подчас воплощала весь идейный замысел стиха и, подобно фундаменту, держала на себе всю постройку произведения.
Это можно проиллюстрировать на примере стихотворения «Смятение»:
- Не любишь, не хочешь смотреть?
- О, как ты красив, проклятый!
- И я не могу взлететь,
- А с детства была крылатой.
- Мне очи застит туман,
- Сливаются вещи и лица,
- И только красный тюльпан,
- Тюльпан у тебя в петлице.
Не правда ли, стоит этот тюльпан, как из петлицы, вынуть из стихотворения, и оно немедленно померкнет!..
Почему? Не потому ли, что это все: взрыв страсти, отчаяния, ревности и поистине смертельной обиды — составляет в эту минуту для лирической героини смысл ее жизни? И это все сосредоточилось, как в красном гаршинском цветке зла, именно в тюльпане: ослепительный и надменный, маячащий как раз на уровне глаз влюбленной женщины, он один высокомерно торжествует в пустынном и застланном пеленою слез, безнадежно обесцветившемся мире. Цветок изображен в стихотворении так, что не только героине, но и нам, читателям, кажется, что тюльпан — не «деталь» и не «штрих», он — живое существо, полноправный, настоящий герой произведения, даже несколько агрессивный, внушающий нам невольный страх, смешанный с полутайным восторгом и раздражением.
Эта деталь выразительно акцентируется автором в стихо творении для того, чтобы осталось в памяти, не растворилось, не исчезло переживание, душевное волнение, а то и вся ситуация, дорогая именно тем чувством, которое ее сопровождало. С помощью вещей, конкретных деталей и подробностей Ахматова как бы загибала уголки страниц своей памяти.
Лирика Ахматовой, переиначивая известное образное выражение, — «от мира сего»: в ней много точных деталей, часто самых прозаичных. Поэтесса умела поэзию жизни извлекать из жизненной прозы. И «Смятение» — ярчайший тому пример. Это произведение — плач неразделенной любви, трагизм которой передается с помощью незначительных, на первый взгляд, деталей.
Источник: https://allpoetry.ru/analiz/518/ahmatova-a-a