Сочинение лиза болконская в романе война и мир толстого характеристика и образ

Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

Судьба семьи Болконских в романе «Война и мир» является одной из ключевых сюжетных линий романа.

На протяжении всего повествования персонажи эволюционируют, развиваются, меняют свои убеждения и меняются сами, в лучшую или худшую стороны.

Описание и цитатная характеристика семьи Болконских

Представим описание каждого члена этой семьи.

Князь Николай Болконский

Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

  • По отношению к крестьянам князь Николай жесток и безжалостен, он не вникает в нужды зависимых от него людей, предпочитая пользу человеческому отношению.
  • Превыше всех добродетелей князь ценит ум и деятельность, не обращая внимания на моральные качества человека.
  • Однако старый князь не является антагонистом – он пылкий патриот России, служащий своему Отечеству верой и правдой.

Князь Андрей Болконский

Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

На вечере у Анны Шерер Андрей предстает перед нами как пресытившийся светским обществом аристократ, которому наскучили все, в первую очередь, его жена.

Цитата: «Хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю» Он пытается вырваться из опостылевшего ему быта, отправившись на войну, к которой не чувствует душевной склонности. Женитьбу он считает большой ошибкой, и к будущему отцовству относится безрадостно.

Устами Пьера Безухова Толстой дает Андрею самую лестную характеристику:

  • умен,
  • начитан,
  • образован,
  • обладает силой воли,
  • способен развиваться,
  • физически красив.

От начала к концу романа его характер претерпевает поразительные изменения – от аристократа, ничего не представляющего собой, до патриота и защитника русского народа.

Княгиня Лиза Болконская

Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

Несколько раз автор подчеркивает ее красоту и живость характера, очаровательные манеры и изящество. Она называется Толстым «маленькая княгиня», подчеркивая не только ее рост, но и положение в семье.

Княгиня Лиза – светская женщина, она говорит только по-французски, высоко ценит положение в обществе, привержена светским развлечениям. Она не любит мужа, он является необходимым атрибутом молодой женщины, но как личность Андрей ее не интересует.

Княгиня не хочет уезжать в деревню, она боится родов и предпочитает остаться в городе. Предчувствия ее не обманывают – родив малыша, княгиня умирает.

Княжна Марья Болконская

Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

Княжна описывается как глубоко религиозный, склонный к самопожертвованию человек.

Она пытается обеспечить брак мадемуазель Бурьен, заменяет умершую мать племяннику.

Николенька Болконский

Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

Николенька описан внешне похожим на мать, однако чертами лица напоминает отца, симпатичный и живой подросток. Он начитан, образован, его тяга к знаниям поражает старшее поколение.

Манера его поведения напоминает князя Андрея, однако без замкнутости последнего.

Толстой видит в образе Николеньки будущее России. Прообраз декабристов, младший отпрыск князей Болконских, невзирая на титул, посвятит свою жизнь борьбе за освобождение угнетенного русского народа. Рассказ о сне Николеньки подтверждает данный тезис.

Мадемуазель Бурьен

Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

  1. Она легкомысленна, любит посмеяться, ее манера держать себя не позволяет заподозрить в ней сироту, девушку без семьи, полностью зависимую от милостей Болконских.
  2. Мадемуазель ищет удобный случай, позволивший ей найти свое место в жизни и не пользоваться больше щедротами Болконских.
  3. Впоследствии она присоединяется к французам, переходит на их сторону в войне 1812 года.

Описание имения Болконских Лысые горы

Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

Немаловажной деталью является описание боя часов в господском доме – все часы, и в гостиной, и в комнатах, работают в унисон, что является характеристикой пунктуальности и скрупулезности, с которыми в доме налажен быт. Обеды в имении торжественные, с обилием перемен блюд, множеством прислуги.

Дом подавляет своих обитателей – несколько раз в романе подчеркиваются его большие размеры, пустые, гулкие анфилады комнат, картинные галереи с портретами знаменитых предков, их именами и перечислением деяний.

Особенности воспитания и отношения между детьми в семье Болконских

Андрей и Марья были друзьями в детстве и сохранили дружеские отношения в старшем возрасте. Их отец, старый князь, был нетерпимым и жестким родителем. Его педантичность, граничащая с грубостью, нередко заставляла дочь плакать.

Однако по-своему старик любил своих детей, и они ощущали эту любовь. Княжна Марья была счастлива и довольна своей жизнью в семье.

На чем основана семейная близость Болконских

Как и во многих дворянских домах России, членов семьи сплачивали общие славные предки, долг перед Отечеством, интересы семьи и рода. Животная, нерассуждающая привязанность друг к другу не для Болконских – они рационалистичны, руководствуются не сердцем, но разумом.

Интересы семьи

Все члены семейства Болконских высоко ставят интересы рода и семьи. Князь Андрей женился в положенное время из-за необходимости произвести на свет наследника, чтобы род не угас.

Княжна Марья не рассматривает мезальянс – брак с человеком, находящимся ниже ее по социальному положению, не может удовлетворить представительницу древнего рода.

Старый князь является патриотом не только Отечества, но и своей семьи, воспитывая детей, а потом и внука в духе верности идеалам дворянства.

Обстановка в доме, семейный уклад и традиции

Благодаря тяжелому характеру старого князя, атмосфера в семейном гнезде была напряженной и невеселой. Чопорность граничила с ханжеством, веселье и пренебрежение традициями отвергались.

Представители молодого поколения большую часть времени предпочитали проводить вне дома.

Старый князь был ревностным приверженцем традиций – все в доме, начиная от утреннего приветствия и заканчивая подачей ужина подчинялось раз и навсегда заведенному порядку, было рассчитано по минутам. Распорядок и традиции объединяют семью.

Отношения к окружающим семьи Болконских

Семья представляет собой замкнутый самодостаточный мир. Естественно, как положено аристократам, Болконские посещают званые ужины, рауты, бывают в салонах.

Однако поведение князей холодное, отстраненное, замкнутое. Единственным исключением является светская княгиня Лиза, ставшая частью семьи в результате замужества.

Все смешалось в доме Болконских

Не верная цитата, настоящая «Все смешалось в доме Облонских» из «Анны Карениной». Не следует путать эти фамилии, принадлежащие перу великого русского писателя, ведь под каждой из них скрывается своя история.

Это интересно: экранизация романа «Война и мир» 2007 года была признана кинокритиками провальной ввиду большого количества исторических неточностей.

Не соответствует времени одежда персонажей, украшения, военные регалии.

Именно поэтому по отношению к фильму можно встретить перефразированное выражение «Все смешалось в доме Облонских», часто встречающееся в сочинениях на тему творчества Льва Толстого.

Сравнение семьи Болконских и Ростовых

Краткий сравнительный анализ жизни двух семейств выявляет как сходство, так и различия в их укладе, привычках, образе жизни.

Критерий Болконские Ростовы
1 Семья и отношения в ней Аскетичны, рациональны, царит строгий уклад. Хозяин – старый граф. Жизнерадостны, добросердечны, просты в обращении. Хозяйка – мать.
2 Конфликт поколений Старый граф угнетает детей. Доверие и выражение сильной любви к нему отсутствует. Отсутствует. Мать – наперсница детей, родители всегда готовы выслушать и помочь.
3 Отношение к природе Возвышенное, замечают отстраненно. Близки к природе, пользуются ее благами.
4 Патриотизм Ярые патриоты. Ярые патриоты.
5 Духовность Духовные чувства развиты в индивиде обособленно. Близки к народу, природе, Богу.

Заключение

Семья Болконских нетипична для описываемого времени. Строгий жизненный уклад, рационалистичность, несгибаемость, высокие требования к морали характеризуют всех ее членов.

Писатель возлагает надежду на лучшее будущее России на продолжателей рода Болконских и невымышленных людей, похожих на них.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/cemya-bolkonskih-v-romane-voyna-i-mir

Образ Лизы Болконской в романе “Война и мир”: жена Андрея Болконского (Лиза Мейнен)

Меню статьи:

Лиза Болконская – это один из тех персонажей романа, чье действие в романе ограничено временными рамками, но при этом ее значение велико. В ее образе заложена определенная каноничность, позволяющая расставить приоритеты и рассмотреть истинное предназначение женщины глазами Толстого.

Положение в обществе

Лиза Болконская была аристократкой с рождения. Ее семья была влиятельной в аристократических кругах благодаря финансовому состоянию и положению в обществе ее представителей.

Так, например, Михаил Илларионович Кутузов, который также был представителем этой семьи (он приходился Лизе дядей) существенно повлиял на «рейтинг» семьи в обществе. Кутузов сумел добиться значительных успехов в карьере военного, что, несомненно, побуждало людей почтительно относиться к представителям этого семейства.

О других членах семьи, в частности о родителях Лизы ничего не известно, но исходя из отношения к этой героине других персонажей, можно сделать вывод, что Лиза принадлежала к семье, с чьим мнением и положением считались в обществе.

Прототипы

Большинство героев романа Толстого имеют своих прототипов. Такой прототип есть и у Лизы Мейнен. Ней стала Луиза Ивановна Трузон – жена троюродного брата Толстого – Александра Алексеевича Волконского.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием по главам первой части второго тома романа Льва Толстого “Война и мир”.

В дневнике Льва Николаевича сохранились записи о встречах с этой женщиной. Особый интерес вызывает запись от 24 марта 1851 года. В тот вечер Толстой гостил у своего брата.

Луиза Ивановна в этот период находилась в самом расцвете – ей было 26 лет, она была молодой и привлекательной женщиной. Толстой описывал ее как человека, который сумел его пленить.

Луиза Ивановна не вызывала у Толстого сексуальное желание – Лев Николаевич утверждает, что ему был привлекательным ее образ.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с образом и характеристикой Сони Ростовой в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Это была невероятно милая женщина, похожая на ангела. Это же впечатление было передано в виде образа Лизы Мейнен – это милая, добрая девушка, которая вызывает у всех положительные эмоции возвышенного характера.

Биография Лизы Мейнен

Лев Николаевич не подает ведомостей о детстве и юношестве Лизы Мейнен. Ее образ ограничивается рамками «взрослой жизни».

На момент знакомства с читателем, Лиза – взрослая замужняя женщина. Ее мужем стал Андрей Болконский – один из самых завидных женихов своего времени.

Молодые люди ожидают первенца. Устав от общества жены, князь Андрей решает отправиться на фронт. Лиза же остается в родовом поместье Болконских с отцом Андрея и сестрой. К несчастью, у женщины не складываются дружеские отношения с семьей мужа и носят нейтральный характер.

Князь Андрей возвращается домой как раз в день родов жены. Во время родов Лиза умирает, оставив в память о себе новорожденного сына.

Отношения Лизы и Андрея Болконского

Лиза Мейнен вызывала у всех чувство симпатии и восхищения, однако ее отношения с мужем были далеки от идеальных.

Чтобы обрисовать особенности взаимоотношения Лизы и Андрея Лев Николаевич обращается к автобиографическому принципу. Сохранилось много воспоминаний современников и дневниковых записей самого Толстого.

Интерес Льва Николаевича к женщине сохранялся до того времени, пока она не была изучена писателем, либо же пока не становилась женой. Толстой считал, что после замужества женщина теряет свою прелесть. Такая же участь постигает Лизу и Андрея.

Судя по всему, до свадьбы отношения супругов носили романтический характер, но после, князь Андрей разочаровывается в своей супруге.

Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

Его начинает раздражать присутствие жены, а жизнь в браке он расценивает как пытку. Находясь в салоне у Анны Шерер, Болконский не скрывая рассказывает Пьеру Безухову о том, что сделал огромную ошибку женившись и советует Пьеру как можно дольше не жениться.

Лиза не предпринимает никаких попыток сблизиться с мужем, кажется, что они существуют отдельно друг от друга. Осознает ли женщина свое положение и знает ли о том, что она вызывает у мужа раздражение – не известно.

Пребывание Андрея в плену существенно изменяет его отношение в жене – князь Андрей воспламененный новыми ощущениями возвращается домой, чтобы создать любящую семью, но его надеждам не суждено было сбыться – Лиза умирает.

Внешность

Лиза Болконская обладает привлекательной внешностью: у нее милое, похожее на детское лицо, аккуратные черты лица. Ее лицо обрамляли черные красивые волосы. Одна губа Лизы была короткой, что позволяло увидеть ее белые зубы. Когда женщина улыбалась, то делалась еще более привлекательной – ее короткая губа образовывала красивую линию.

Лиза была невысокого роста – она казалась миниатюрной и изощренной, поэтому все окружающие называли ее «маленькая княгиня».

Характеристика Лизы Мейнен

Лиза Мейнен с самого рождения часто бывала в обществе, поэтому светская жизнь ей привычна и привлекательна. Женщина любит бывать на светских мероприятиях, она получает удовольствие от общения с окружающими.

Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

По своему характеру Лиза напоминает ребенка: она веселая и взбалмошная, немного рассеянная. Женщина отличается доброжелательностью и добротой.

Для Лизы не характерна наблюдательность – она часто не придает значение мелочным изменениям внешности или настроения окружающих.

В целом же Лиза похожа на ангела. После ее смерти князь Андрей отмечает, что женщина обладала не только детской внешностью и характером, но и детской душой – все ее помыслы были добрыми и чистыми, казалось, что женщина никогда не испытывает негативных эмоций, а ее душу не посещает желание сделать какой-то неблагочестивый поступок.

Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

Именно поэтому смерть Лизы в глазах князя Андрея, выглядит вдвойне несправедливой. Болконский задумывается над тем, зачем нужно было умирать такому милому и доброму человеку, как Лиза.

Таким образом, в видении Толстого Лиза Мейнен является окончательно сформированным человеком, она не способна к развитию и изменениям, этим и обозначается выполнение ее роли как личности.

Исполнив свой биологический долг – рождение ребенка, Лиза умирает – она не представляет для Толстого интерес ни в плане личности, ни в плане матери (из-за ее увлечения высшим светом), а потому становится лишним персонажем в романе.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/lev-tolstoj/liza-bolkonskaya-obraz.html

Лиза Болконская – характеристика образа жены Андрея в романе “Война и мир” — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Лиза Болконская – второстепенный женский образ, выполняющий определенную функцию в произведении. Героиня позволяет показать светское общество в современное Л. Н. Толстому время.

Содержание

  • Положение в обществе
  • Судьба Лизы
  • Взаимоотношения в семье

Положение в обществе

Лиза родилась в довольно знатной семье. Дядей героини был сам Кутузов. С самого детства она росла «в свете», поэтому привыкла «к лучшему обществу». Героиня любит посещать различные балы, постоянно находиться в центре внимания.

Внешность героини позволяла ей занимать хорошее положение в обществе. Всем она казалась милой и привлекательной девушкой. Лиза Болконская была любимицей света: «Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать».

Образ Лизы Болконской наиболее ярко характеризует светское общество, которое Л. Н. Толстой описывает иронично. Это люди, не имеющие достоинства и живущие, заботясь лишь о собственном благе. Жизнь Лизы Болконской была примитивна и ничего не представляла собой.

Судьба Лизы

Лизавета Карловна Мейнен – полное имя героини романа Л. Н. Толстого до замужества. Писатель не рассказывает о жизни героини до тех событий, которые происходят в романе. Известно лишь то, что Лиза с рождения была человеком светским.

Лиза Мейнен становится женой одного из самых завидных женихов в обществе – Андрея Болконского. Однако вскоре герой, томясь от скуки и разочаровавшись в своем браке, уезжает на войну, оставив беременную жену в доме своего отца.

В ходе беременности Лиза Болконская опасалась за собственную жизнь, и ее опасения сбылись: во время родов маленькая княгиня умирает.

Возможно, автор «Войны и мира» не видел смысла в данном персонаже. Как личность она не представляла интереса в произведении, а как мать она бы не смогла выполнять свои обязанности в связи со своим увлечением светской жизнью. Так говорит про смерть Лизы княжна Марья: «Она была слишком ангельски невинна для того, чтоб иметь силу перенести все обязанности матери».

Читайте также:  Общество потребления - краткое содержание труда бодрийяра

Взаимоотношения в семье

Характеристика Лизы Болконской во многом определяется ее отношением со своим мужем Андреем и его семьей.

Мужа своего Лиза не любит вовсе. Она вышла за него замуж, потому что князь Андрей – хорошая кандидатура. Муж был необходимым элементом жизни светской женщины. Она пользовалась им для наилучшего положения в обществе.

Лиза видела, что отношения с мужем находятся в плачевном состоянии, однако она не хотела наладить их. Брак ради брака – вот к чему стремилась героиня.

Князь Андрей и Лиза были слишком разными, чтобы понять друг друга, у них были разные жизненные цели. Именно это стало причиной отъезда Андрея Болконского.

Ему наскучило то, что он должен был постоянно сопровождать свою жену на светские мероприятия.

С семейством Болконских, у которых и жила Лиза во время беременности, героине не удалось найти общий язык. У них были совершенно противоположные взгляды на жизнь. Не зря автор называет героиню «маленькой княгиней», показывая ее положение в семье. Связь Лиза смогла найти лишь с компаньонкой Бурьен, проживавшей в доме Болконских. К князю Николаю Лиза испытывала неприязнь, она боялась его.

Маленькая княгиня – ироничная характеристика героини. Несмотря на свое положение в обществе, она все равно была «маленькой», не имеющей значения.

Несмотря на то что между князем Андреем и Лизой не было настоящей любви, Болконский не отрицает того, что героиня была доброй девушкой. После смерти Лизы он думает о том, что она не только имела внешность ребенка, но и душу. Князь Андрей сравнивает жену с ангелом, которому не стоило бы умирать.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лиза Болконская», рассмотрит образ героини, олицетворяющий высшее общество.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20462-liza-bolkonskaia-harakteristika-obraza-jeny-andreia-v-romane-voina-i-mir.html

Образ и характер характеристика Лизы Болконской по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Лиза Болконская – супруга князя Андрея. Она привлекательна, к ней с симпатией относится сам автор, уважительно называя ее “маленькой княгиней”. Прототипом Лизы Болконской являлась Л. И. Волконская, жена троюродного брата Л. Н. Толстого, урожденная Трузсон.

Лизу любит весь свет, она всегда оживлена, любезна, и жизни своей не представляет без высшего света.

Внешняя характеристика героини описана автором с большой теплотой: “Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась

и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее – короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенною, собственно ее красотой.

Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение”.

Однако князю Андрею не мила его жена, он чувствует себя несчастливым в браке. Они совершенно разные, Лиза очень любит своего мужа, но не понимает его, ей чужды его стремления и идеалы.

При частых спорах с мужем на лице княгини появлялось “зверское, беличье выражение”.

Князь Андрей в душе раскаивался в женитьбе на Лизе, но, разговаривая с Пьером и отцом, он соглашается с тем, что Лиза – высоконравственная женщина, с ней “можно быть спокойным за свою честь”.

Сама княгиня тоже не стремится найти точки соприкосновения с мужем. Когда Андрей отправляется на войну, не жена, а княжна Марья благословляет его. Лиза остается жить в Лысых горах, в доме князя Николая Болконского, но не испытывает к нему теплых чувств, а только лишь страх и неприязнь.

В княжне Марье она тоже не находит родственной души, ей ближе пустая и легкомысленная мадемуазель Бурьенн, чем тонкая и душевно богатая Марья.

Образ Лизы Болконской стоит особняком среди других женских образов романа. Героиня не похожа на Элен Курагину, несмотря на то, что Лиза тоже любит светскую жизнь. Маленькая княгиня способна, в отличие от Элен, преданно любить.

Но при этом Лиза не похожа и на Наташу Ростову. В ней нет той живости и глубины чувств, тонкости натуры, которая есть в Наташе. Мало общего у героини и с Марьей Болконской.

Несмотря на то, что княжна Марья жалеет Лизу, княгине непонятно ее стремление к самопожертвованию и “вселенская любовь”. Княгиня Болконская – обычная женщина, с обычными женскими слабостями, любящая своего мужа и желающая ответной любви.

Толстой уготовил своей героине короткую жизнь. Она предчувствовала скорую смерть, и в самом деле умирает во время родов. Но она дарит князю Андрею сына – маленького Николеньку.

Жизнь героини не была пустой, она любила мужа и была всецело преданна ему.

Но автор не может сделать несчастной героиню, которая ему глубоко симпатична, у нее нет будущего с князем Андреем, поэтому Толстой “позволяет” ей умереть.

Выражение лица княгини перед самой смертью и на смертном одре словно говорит о том, что Лиза всех любит, она никому не желает зла и не понимает, за что обречена на страдания.

Смерть героини вызывает чувство жгучей вины у Андрея Болконского и жалость у его отца.

Однако, все же смерть Лизы Болконской не была случайной. Толстой показывает ее обворожительной, стремящейся со всеми быть любезной, в свете она была одной из желанных фигур. Эти качества героиня попыталась соединить с преданностью мужу и материнством.

Однако Толстой не любил высший свет, он был далек от обсуждаемых в салонах новостей и сплетен, как далек был от них и князь Андрей. Лизе не удается завоевать сердце мужа, она становится лишней в романе и умирает. Однако то, что она оставила князю Андрею сына, говорит о том, что эта героиня выполняла в романе важную функцию.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/obraz-i-xarakter-xarakteristika-lizy-bolkonskoj-po-romanu-epopee-vojna-i-mir-tolstoj-lev-n/

Сочинение: Характеристика семьи Болконских в «Войне и мире» (Л. Н. Толстой) | Литрекон

(531 слово) Одним из самых значительных и крупных произведений русской классической литературы по праву считается роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Жанр эпопеи оно получило не случайно, ведь охватывает действительно большое количество проблем, в том числе исторического масштаба.

Одной из ведущих тем является тема семьи. Композиция построена так, что две семьи — Болконских и Ростовых — противопоставляются друг другу. Несмотря на то, что об этом не говорится прямо, читатель чувствует это на протяжении всех четырёх томов.

В данном сочинении я хочу уделить внимание тому, как описывает Лев Николаевич Толстой семью Болконских. 

Князь Андрей Болконский — один из главных героев романа, возлюбленный Наташи Ростовой. Именно ему принадлежит знаменитый монолог о смысле жизни и небе над Аустерлицем. Духовные искания Болконского никогда не заканчивались: Андрей всегда хотел найти свое место в мире и приносить обществу пользу.

Так, он играет важную роль во время войны и пробует себя в политике, ведь персонаж наделен незаурядным умом, волей и трудолюбием. Как истинный патриот, он умер от ранения, полученного на поле брани, когда пришел его черед защитить родину.

Его благородный характер определило воспитание, поэтому автор подробно описал его семейство. 

Болконские — старинный княжеский род, дворяне. Их главное имение расположено на Лысой Горе. Там и живёт отец Андрея — Николай. Николай Болконский носит звание генерала-аншефа, он лично знаком с Кутузовым. В своём доме Николай был настоящим хозяином, практически «самодержцем»: 

«С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно-требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек».

У Андрея также есть младшая сестра — Марья, которая живёт с отцом. Вопреки внешней строгости, Николай Болконский — человек справедливый и обладает высокими морально-нравственными ориентирами. Например, он регулярно обедает с архитектором Михайлом Ивановичем. Старый князь уважает его, несмотря на простое происхождение. 

«[Николай Болконский] говорил, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой. За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу», — пишет Л. Н. Толстой. 

Более того, перед своей смертью придирчивый и ворчливый Николай Болконский просит прощения у дочери за то, что относился к ней с излишней строгостью. В глубине души он был добрым и справедливым человеком, суровый нрав которого исказился старостью.

Марья — дочь старого князя. Она всегда спокойна, доброжелательна и терпелива, несмотря на частые замечания отца. Она искренна со всеми, ведь глубоко религиозна. Основу ее досуга составляли не только обучение математике и рукоделие, но и общение с божьими людьми.

Автор не наделил ее внешней красотой, зато богатства ее души компенсируют неудачную внешность. Марья умеет беззаветно любить и отдаваться семье целиком и полностью.

И, в конце концов, она обретает собственную семью, сочетавшись браком с Николаем Ростовым и родив ему детей.

Автор описывает и жену Андрея Болконского, Лизу, но она не смогла проникнуться атмосферой дома Болконских. Эта женщина кокетлива, легкомысленна и ведома, поэтому не обретает счастья в браке. А вот Николай Болконский, сын Андрея и Лизы, становится умным, справедливым и благородным молодым человеком, достойным своего отца.

Таким образом, в семье Болконских царят нравственная чистота и уважение вместе с серьёзностью, мудростью и строгостью. Её члены не выражают эмоции так ярко и чувственно, как например, представители семейства Ростовых. Однако это вовсе не значит, что Болконские не любят друг друга. Они сдержанны, но честны и благородны.

Мария Сербина

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-semi-bolkonskih-v-vojne-i-mire-l-n-tolstoj/

Сочинения на тему Образ Марьи Болконской в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» по литературе

Марья Болконская в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» – это княжна, дочь Николая Болконского. Ее жизнь значительно отличалась от других, ведь у нее практически не было свободного времени, она всегда была чем-то занята. Отец серьезно занимался ее воспитанием. Мария была очень умной девушкой, потому что по приказу отца  она особое внимание уделяла изучению точных наук.

На фоне всех женских образов, которые представлены в романе «Война и мир», Марья очень сильно выделяется. Росла она в деревне, а воспитанием ее занимался отец. Ей были чужды те развлечения, которые были приемлемы Наташе Ростовой.

Мария росла без матери, что несомненно отложилось горьким отпечатком на ее жизни. Она жила с отцом, которого очень уважала, но в то же время и боялась. У нее практически не было друзей, поэтому особое внимание она уделяла перепискам с Жюли Карагиной. С Наташей у них дружба первоначально не складывалась.

Но после ранения Андрея Болконского их отношение друг к другу изменилось.

Внешне Марья не особо выделялась. У нее было худощавое лицо и большие грустные глаза. Именно они делали ее особенной. Она была молчалива и скромна, всегда мечтала о счастливой семейной жизни, удачном браке и о любви. Когда приезжал возлюбленный Марии Анатолий, она тут же менялась на глазах.

Марья Болконская больше всего на свете любила и уважала свою семью, свой родительский дом. Несмотря на сложность характера отца, Марья все равно восторгалась им и уважала его. Своего брата Андрея девушка тоже превозносила. Когда он приезжал в Лесные Горы, она неизменно радушно встречала его. Семья для нее имела большое значение в жизни.

Княжна Марья – очень добрая и доверчивая девушка. Она во всех пыталась видеть только лучшее, а ради счастья других даже готова была пожертвовать собой.

Хоть героиня романа «Война и мир» представлена нам не особо выделяющейся внешностью, зато она очень сильна и глубоко духовна. Девушка мечтала стать женой Анатолия Курагина.

Хоть она кажется нам слабой и какой-то беззащитной, но на самом деле она умеет удивлять. Марья Болконская способна выдержать всю тяжесть жизни, которые ей предназначены волею судьбы.

Несмотря на то, что большую часть страниц в романе отведено Наташе Ростовой, автор все-таки Марью Николаевну ставит не на последнее место, она также важна для него. Ведь в завершении романа писатель все-таки наградил Марью Болконскую семьей,  которую она так ждала.

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/232

Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

   В романе Толстого «Война и мир» перед читателем проходит огромное количество образов. Все они превосходно изображены автором, живы и интересны. Толстой сам делил своих героев на положительных и отрицательных, а не только на второстепенных и главных.

Так, положительность подчеркивалась динамичностью характера персонажа, а статичность и лицемерность указывала на то, что герой далек от совершенства.     В романе перед нами предстает несколько образов женщин. И они также поделены Толстым на две группы.

 

    К первой относятся женские образы, которые ведут ложную, искусственную жизнь. Все их устремления нацелены на достижение одной единственной цели – высокого положения в обществе. К ним относятся Анна Шерер, Элен Курагина, Жюли Карагина и другие представители высшего света.

    Ко второй группе относятся те, кто ведет истинный, настоящий, естественный образ жизни. Толстой подчеркивает эволюцию этих героев. К ним относятся Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня, Вера.

    Абсолютным гением светской жизни можно назвать Элен Курагину. Она была красива, как статуя. И так же бездушна. Но в модных салонах никому нет дела до твоей души.

Самое важное – то, как ты повернешь голову, как изящно улыбнешься при приветствии и какой у тебя безупречный французский прононс. Но Элен не просто бездушна, она порочна.

Княжна Курагина выходит замуж не за Пьера Безухова, а за его наследство. 

    Элен была мастером завлекать мужчин, воздействуя на их низменные инстинкты. Так, Пьер ощущает что-то нехорошое, грязное в своих чувствах к Элен. Она предлагает себя всякому, кто способен обеспечить ей богатую жизнь, полную светских удовольствий: «Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже».     Элен изменяла Пьеру, у нее был всем известный роман с Долоховым. И граф Безухов был вынужден, защищая свою честь, стреляться на дуэли. Страсть, застилавшая глаза, быстро прошла, и Пьер понял, с каким чудовищем он живет. Конечно же, развод оказался благом для него. 

    Важно заметить, что в характеристике любимых героев Толстого особое место занимают их глаза. Глаза – зеркало души. У Элен ее нет. В итоге мы узнаем, что жизнь этой героини заканчивается печально. Она умирает от болезни. Таким образом, Толстой выносит приговор Элен Курагиной.

    Марья Болконская не отличается красотой. Она имеет вид запуганного зверька из-за того, что очень боится своего отца, старого князя Болконского.

Ей свойственно «грустное, испуганное выражение, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым…».

Только одна черта показывает нам ее внутреннюю красоту: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто… глаза эти делались привлекательнее красоты». 

    Марья посвятила свою жизнь отцу, являясь его незаменимой поддержкой и опорой. У нее очень глубока связь со всей семьей, с отцом и братом. Эта связь проявляется в минуты душевных потрясений.     Отличительная черта Марьи, как и всей ее семьи, — высокая духовность и большая внутренняя сила. После смерти отца, в окружении французских войск, княжна, убитая горем, все-таки гордо отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. В отсутствии мужчин в экстремальной ситуации она одна управляет имением и делает это замечательно. В конце романа эта героиня выходит замуж и становится счастливой женой и матерью.

    Самый обаятельный образ романа – образ Наташи Ростовой. В произведении показывается ее духовный путь от тринадцатилетней девочки до замужней женщины, многодетной матери. 

    С самого начала Наташе были присущи жизнерадостность, энергичность, чувствительность, тонкое восприятие добра и красоты. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых. Её лучшим другом была безропотная Соня, сирота. Образ Сони выписан не настолько тщательно, но в некоторых сценах (объяснение героини и Николаем Ростовым), читателя поражает в этой девушке чистая и благородная душа. Лишь Наташа подмечает, что в Соне «чего-то не хватает»… В ней, действительно, нет живости и огня, свойственного Ростовой, но нежность и кротость, так любимая автором, извиняют все. 

    Автор подчеркивает глубокую связь Наташи и Сони с русским народом. Это великая похвала героиням со стороны их создателя. Например, Соня прекрасно вписывается в атмосферу святочных гаданий и колядований.

Наташа «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Подчеркивая народную основу своих героинь, Толстой очень часто показывает их на фоне русской природы. 

    Внешность Наташи, на первый взгляд, некрасива, но ее облагораживает внутренняя красота. Наташа всегда остается сама собой, никогда не претворяется, в отличие от ее светских знакомых.

Выражение глаз Наташи очень разнообразно, так же, как и проявления ее души.

Они и «сияющие», «любопытные», «вызывающие и несколько насмешливые», «отчаянно-оживленные», «остановившиеся», «умоляющиеся», «испуганные» и так далее. 

    Сущность жизни Наташи заключается в любви. Она, несмотря на все невзгоды, проносит ее в своем сердце и, наконец, становится воплощенным идеалом Толстого. Наташа превращается в мать, полностью посвятившую себя детям и мужу. В ее жизни нет никаких интересов, кроме семейных. Так она стала поистине счастлива.

    Все героиня романа в той или иной степени представляют собой мировосприятие самого автора. Наташа, например, является любимой героиней, потому что полностью отвечает запросам самого Толстого к женщине. А Элен «убивается» автором за то, что не смогла оценить тепло домашнего очага.

Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/vojna-i-mir/8411-zhenskie-obrazy-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir

Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение

Марья Болконская – княжна из известного романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, дочка Николая Болконского. Жизнь ее отличалась от других русских девушек. Она практически всегда была чем-то занята и отец всеми силами старался заниматься правильным воспитанием дочери. Вследствие того, что ей приходилось заниматься точными науками княжна Мария стала сравнительно умной девушкой.

Княжна Марья отличается от всех женщин, которые описаны в романе Л. Н. Толстого. Выросла она в деревне, воспитанием занимался суровый отец. Она не знала тех развлечений, которые были доступны Наташе Ростовой.

Кроме того, Марья Николаевна выросла без матери, что тоже наложило отпечаток на жизнь, ей приходилось жить с отцом, которого она одновременно боялась и уважала. У нее практически нет друзей, поэтому она уделяет внимание переписке с Жюли Карагиной.

С Наташей Ростовой у них изначально не получилась дружба, но со временем все поменяется. Их сблизит ранение Андрея Болконского. Женщины будут вместе заботиться о нем и их отношение друг другу изменится.

Что же касается внешности девушки, то здесь сложно было что-то выделить. Тело слабое, лицо худое. Больше всего в образе Марьи Болконской выделялись грустные и большие глаза. Они были настолько красивы, что даже на некрасивое тело практически никто не обращал внимания.

Натура у девушки была живой, у нее могла быстро меняться настроение и, особенно на него откладывала отпечаток окружающие. Например, князь не в духе, то и княжна была расстроена. Марья Болконская практически менялась на глазах, когда приезжал возлюбленный Анатолий.

Княжна всегда мечтала о браке, счастливой семейной жизни и, конечно, о любви. Она выделялась молчаливостью и трудной походкой.

Для Марьи Болконской большое значение всегда имела семья и она сильно любила родительский дом. Отец Николай Болконский обладал сложным характером, но дочь его все равно любила и всегда восхищалась его поступками. Любила княжна Мария и своего брата – Андрея Болконского. Когда он приезжал в Лесные Горы из Петербурга, девушка всегда с любовью его встречала.

Так что для Мария семья всегда имела огромное значение. Верила она в Бога, в то, что он всем управляет. Княжна отличается сильной доверчивостью, добротой. Марья Николаевна во всех людях старалась видеть в людях только лучшие характеристики. Ради счастья других людей она готова была пожертвовать собой.

Наивная, добрая, мечтательная, умная княжна вызывает симпатию у читателей романа «Война и мир».

Марья Болконская хоть и некрасивая девушка, но наделена глубокой духовностью. В тексте ей автор уделяет мало внимания по сравнению с Наташей Ростовой. Героиня романа мечтала о браке с Анатолием Курагиным. Хоть княжна Марья и кажется нам такой слабой, немного беззащитной, но она может удивить читателя. Она способна выдержать все тяготы жизни, которые выпали на ее судьбу.

Читая роман, можно понять, что Л. Н. Толстой любит свою героиню Марью Николаевну. Конечно, больше симпатии у него вызывает Наташа, но княжна также важна для писателя. В конце романа он подарит Марьи Болконской семью, о которой она так мечтала.

По произведению: «Война и мир»

По писателю: Толстой Лев Николаевич

Источник: https://goldlit.ru/tolstoy/306-maria-bolkonskaia-obraz

Женские образы в романе «Война и мир» сочинение

События, разворачивающиеся на страницах романа Война и мир, знакомят читателя с разнообразными персонажами, среди которых немало женщин.

Изучая это произведение на уроках литературы, невозможно не обратить внимание на женские образы. Не обошел стороной женские образы в романе Война и мир и Л. Н. Толстой.

В кратком сочинении по роману мы попробуем рассмотреть самые яркие женские образы, и дать их характеристику.

Характеристика женских образов в романе Война и мир

Работая над произведением Война и мир и характеристикой женских образов в романе по таблице, замечаем, что всех женщин можно разбить на две группы.

✔️ Первая группа женских образов — это совокупность лицемерия и лжи. Эти женщины ведут искусственную жизнь, и их единой целью является лишь достижение высокого положения в обществе.

✔️ Вторая группа женских образов в произведении Война и мир — это настоящие, естественные девушки, которых можно приравнять к народным идеалам. На эти образы хочется равняться.

Интересным фактом является то, что некоторые образы женщин имеют свои прототипы в реальной жизни. Так, образный портрет Марии Болконской был срисован с матери писателя, а графиня Болконская переняла черты бабушки писателя. Так же и в Наташе можно было угадать характер жены Толстого. Может поэтому к этим героиням писатель относился по-настоящему тепло и нежно.

Давайте подробнее остановимся на описании моих любимых героинь из романа Война и мир, а именно охарактеризуем Наташу Ростову и Марью Болконскую, а также кратко остановимся на характеристике других женских образов.

Ростовы: Наташа

Женский образ Наташи Ростовой является самым ярким. В нем воплощены лучшие человечески черты. Впервые встретившись с ней когда Наташе было 13, читатель тут же в нее влюбляется, даже вопреки неправильным чертам лица. Образ Наташи наделен обаянием, жизнерадостностью, тонким восприятием добра и красоты. А главное, Наташа умеет любить. Эта героиня с чистой и благородной душой.

Наташа Ростова в романе Толстого не идеальна. Она обычный человек, который совершает ошибки, поддавшись обещаниям, и проявляя человеческую слабость. По этим причинам Наташа и изменила Андрею.

Но главным ее преимуществом является умение черпать жизненный опыт из ошибок и делать правильные выводы. И наградой ей стала настоящая, истинная любовь, которую сумел разбудить Пьер, внеся радость и свет в жизнь Наташи.

Она сумела обрести счастье, став женой Безухова и многодетной матерью.

Болконские: Марья

Еще одной героиней романа Война и мир, которая мне импонирует, является Марья Болконская. В отличие от Ростовой, которая была девушкой энергичной, Марья поначалу напоминает испуганного зверька, что боится перечить своему отцу. Этой девушке свойственна жертвенность, и порой ее хочется пожалеть. Но это только на первый взгляд.

На самом деле это сильная личность, которая в экстремальных условиях может управлять имением. Марья может переступить через гордость, когда это требуется для спасения человека, или же проявить твердость характера, особенно, если оскорблено ее чувство патриотизма. Марья мечтает о семейном счастье, и ее мечты воплощаются в жизнь.

Другие женские образы в романе

Среди других положительных женских образов романа можно выделить мать Наташи Ростовой княгиню Наталью — мудрую, зрелую женщину, сестру Наташи — Веру Ростову. Можно отметить с положительной стороны и Лизу Болконскую, но ее я бы отнесла к нейтральным персонажам.

Однако, знакомясь с характеристикой женских образов романа Война и мир, мы понимаем, что здесь имеются не только положительные героини. Как черное и белое, как зло и добро, автор романа противопоставляет положительным образам образы таких женщин, как Элен Курагина, Анна Шерер, Жюли Карагина. Все они представительницы высшего общества.

Отличительные особенности этих персонажей — бездушие, пустота, цинизм и лицемерие. Несмотря на красоту, образы светских львиц отдают фальшью, их не волнуют чувства других. Их интересует лишь власть, положение в обществе и деньги, что наглядно демонстрирует Элен Курагина.

Выйдя замуж за Пьера, подлая и бессердечная Элен не имеет понятия о нравственности.

Как видим, роман Толстого — это целый мир, где есть хорошее и плохое. В нем живут как положительные персонажи, так и те, которые вызывают лишь презрение.

Источник: https://sochinyshka.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-vojna-i-mir-sochinenie.html

Сочинение: Болконские в романе «Война и мир» (образ и характеристика семьи) | Литерагуру

(346 слов) «Война и мир» Л. Н. Толстого вырисовывает перед читателем детальную картину дворянского сословия Российской империи времён Наполеоновских войн. В ней едва ли можно найти что-то позитивное.

Всё сословие превратилось в гнездо трутней и паразитов, которые даже в тяжелейшие для страны времена заботятся лишь о собственном благополучии.

Но есть среди них по-настоящему достойные люди, которые полностью соответствуют идеальному представлению Толстого о дворянах, — князья Болконские.

Один из главных героев произведения, князь Андрей Болконский, является благородным и прямодушным человеком. Ему отвратительны разврат и ложь, процветающие в изящных салонах Петербурга. Он стремится к тому, чтобы потомки помнили о нём, как о великом воине.

Но в жизни его ожидали куда более сложные перипетии, чем путь к славе: ранение при Аустерлице, хандра, духовное перерождение благодаря любви к Наталье Ростовой, увлечение оторванными от реальной жизни, по мнению писателя, либеральными идеями, защита своей родины от иноземных захватчиков и, наконец, обретение душевного покоя с осознанием единственной вечной истины перед самой смертью. Андрей проходит эти испытания, чтобы из юного мечтателя преобразиться в настоящего патриота России.

Его отец, князь Николай Болконский, — старик, чьи лучшие годы остались позади. Он давно покинул высший свет и полностью посвятил себя заботам о родовом имении и воспитанию детей.

Но старый Болконский не потерял былую хватку, он живо интересуется всем, что происходит во внешнем мире. Под его жёстким руководством владения процветают и приносят доход. Сам же князь остаётся верным сыном своего отечества, радея за него всей душой.

В том же духе он воспитывает своих детей, которые вырастают такими же достойными представителями дворянского сословия, как и их отец.

Третий член семьи Болконских, княжна Марья, представляет собой идеал женщины Толстого. Запертая в поместье с авторитарным отцом, она растёт замкнутой и подавленной, но сохраняет душевность и отзывчивость. Найдя себя в вере, Марья посвящает себя заботам об отце и брате, всячески поддерживая их. К концу романа она находит своё счастье, став верной и любящей женой.

Толстой видит в Болконских настоящих дворян, но в то же время не приемлет холодность и сухость, которые царят в их доме. Возможно, именно поэтому только Марья к концу романа находит своё земное счастье, в то время, как её брат и отец трагически умирают.

Михаил Щепин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-bolkonskie-v-romane-vojna-i-mir-obraz-i-harakteristika-semi/

Статья по литературе (10 класс): Женские образы в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого | Социальная сеть работников образования

      Женские образы в романе –эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

  • Женщина, видишь ли, это такой предмет,
  • что сколько ты ни изучай ее,
  • все будет совершенно новое. 
  • Лев Николаевич Толстой
  • Женские образы в русской литературе XIX в.

Классическая литература – это источник, откуда мы, читатели, знакомимся с эпохой того или иного времени. Через произведения XVIII в. — начала XIX в. мы узнаем, картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. Она настолько богата и разнообразна, что может нам рассказать о любой проблеме, актуальной и по сей день.

Сколько существует в ней произведений, повествующих нам о женской судьбе. Это и «Светлана» у  В.А. Жуковского, и  «Недоросль» Д.И. Фонвизина, и  «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Они жили в одно время и находились в одинаковых обстоятельствах.

Софья,  из комедии «Недоросль», Софья из пьесы «Горе от ума», Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин» …и это далеко не все героини, с которыми связаны лучшие страницы классической литературы.

Каждый автор искал свой «идеал женщины», но Л.Н. Толстой не ищет «идеал», он показывает нам настоящую женщину, живую.

Он показывает нам, как она есть, и в романе «Война и мир» выводит несколько  характеров русской женщины начала XIX столетия, со своими положительными и отрицательными сторонами.

Что именно так они должны были чувствовать, мыслить, поступать, и всякое другое изображение их было бы ложно. Мы видим свою близость с ними.

  1. Цели и задачи исследования
  2. Цель: изучить женские образы в романе — эпопее  «Война и мир»
  3. Из цели ставим следующие задачи:
  4. — проанализировать главные черты характера героинь в романе – эпопее «Война и мир»
Читайте также:  Сочинение тема любви в романе отцы и дети тургенева

— прототипы героинь Л.Н. Толстого.

— классифицировать женские образы по сходству характера.

Женские образы в романе – эпопее «Война и мир»

Женщины занимали  не последнее место в жизни писателя, поэтому и нашли отражения в его произведениях. Героинь Толстой создает с самыми разнообразными характерами, со всеми оттенками.  Это и деловые женщины, знающие цену материальным благам и умеющие достигнуть своей цели.

Это и «готовые игрушки» для первого встречного, кроткие, нежные создания. Это прелестницы, играющие чужими чувствами, и мученицы, угасающие под гнетом.

Каждый раз, создавая образ женщины, Толстой пытался понять загадочную неповторимость души прекрасной половины человечества и каждый раз открывал для себя что-то новое.

Толстой создал в романе образы прекрасных женщин – это Марья Болконская и Наташа Ростова. Но так же интересны и светские дамы романа — это и Элен Курагина, и княгиня Друбецкая, и  Анна Павловна Шерер. Судьбы всех этих женщин, их характеры и их поступки мне хотелось бы подробно проанализировать.

  • Матери – хранительницы семейного очага.
  • Марья Болконская.
  • Красота души придает прелесть
  •  даже невзрачному телу
  • Г. Лессинг

Марья — хранительница семейного очага. Прототипом княжны Марьи является, мать писателя, княгиня Мария Николаевна, по отцу – Волконская. Лев Николаевич рано потерял мать. Из преданий он вынес представление о ней как о женщине с весьма привлекательной внешностью.

Не отличаясь красивой внешностью, Мария Николаевна обладала высокими духовными качествами. Она была умна, широко образованна для своего времени; прекрасно знала четыре европейских языка: французский, немецкий, английский и итальянский.

И это нашло полное отражение в романе.

Княжна Марья живет в имении Лысые Горы со своим отцом. Отец Николай Андреевич, — человек не из приятных: часто груб, ругает княжну дурой, чрезмерно строг.  Но, несмотря на это, он по-своему любит свою дочь и желает ей добра. Старый князь Болконский стремится дать дочери серьезное образование, сам дает ей уроки.

Толстой не дает нам, читателям, точного описания Марьи. Для него важно не описание внешности, а красота ее души. Интересный момент — княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала». Нам известно, что светским красавцам она казалась “дурною”.

Себя она тоже считала некрасивой, когда видела в зеркале. Анатоля Курагина, сразу увидевшего красоту Наташи Ростовой, княжна Марья ничем не заинтересовала.

Она не выходит в светское общество, потому что живет одиноко в деревне, смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается.

Главные идеи о войне и мире высказывает в книге, как раз таки  княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война — это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до страшных событий 1812 года. К этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после тяжелых ранений ее брат, Андрей Болконский, —военный, который посмеивался над своей сестрой и  называл ее «плаксой».

Княжна Марья не раз говорит своему брату, князю Андрею, что он когда — нибудь поймет выражение, “счастье прощать”.

И он, повидавший много, переживший счастье и горе, знакомый со всеми великими идеями века, — поймет, что права была его сестра, которая проживает жизнь в захолустье и которая, боясь  отца, разучивает сложные науки  и плачет над задачами по геометрии. Он находит в себе силы простить Анатоля и Наташу.

Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Князь Андрей и сам очень проницателен. Он предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров. А вот участь самого князя Андрея предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное).

Она понимает, что дорога каждая минута и, не задумавшись, пошла в трудную дорогу  из Воронежа в Ярославль по лесам. И автор, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта права она, никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предполагающие, что им лучше будет под властью Наполеона.

Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась в Анатоле. Но ошибка эта другого рода, чем ошибка Наташи. Наташей движут ее чувствства. Княжной Марьей движет Вера. Поэтому она не имеет права на ошибку. Она все принимает как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест. Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу.

Марья Болконская очень умна, но она не выставляет свою «ученость» напоказ, поэтому с ней интересно и легко. Анатоль Курагин, как типичный представитель светского общества, не может,  и не хочет разглядеть эту поистине редкой красоты душу. Он видит только невзрачную внешность, не замечая внутреннюю красоту.

Несмотря на то, что Марья и Наташа разные, они крепко сдружились в конце романа, хотя в начале романа их отношения не сложились. Наташа видела в ней препятствие, которое мешало их браку с князем Андреем. Марья же, видела в Наташе типичную представительницу светского общества, молодую, красивую, пользовавшуюся интересом у мужчин.

Их сближает страшное горе — смерть Андрея Болконского. Он много значил для них обеих, поэтому они испытывают схожие чувства у постели умирающего Андрея.

Союз Марьи  и Николая – это счастливый союз. Марья создает в семье атмосферу тепла и уюта, одухотворенно действует на Николая, который ощущает возвышенность и высокую нравственность того мира, в котором живет его жена. На мой взгляд, не могло быть по-другому. Эта тихая и кроткая девушка, настоящий ангел, однозначно заслуживает всего того счастья, которым наградил ее Толстой в конце романа.

Наташа Ростова.

Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа «Война и мир» и, пожалуй, самый любимый у автора.

Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания.

Прототипом Наташи считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип — жена писателя.  Сам Толстой признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

Мы не можем сказать, что она умна. Лев Николаевич показывает ее чувственную сторону, ее интуитивная чуткость; поэтому она необыкновенно музыкальна, обладает красивым голосом, отзывчива и непосредственна. В ее характере есть внутренняя сила, стержень.

Толстой показывает нам рост своего персонажа. Впервые мы видим ее еще девочкой, вбегающей в комнату, счастливым и радостным лицом. Этот чистый ребенок не может понять, как другим может быть грустно, если ей весело. Она не сдерживает себя, поступает чувствами, желаниями. Конечно, она немного избалована.

Она сразу влюбляется в Б. Друбецкого. Наташа уверена, что будет ждать исполнения шестнадцати лет и выйдет за него замуж.. Эта любовь для Наташи просто развлечение.

В начале романа Толстой называет ее «гадким утенком», который на протяжении романа превращается в «прекрасного лебедя». По мере развития сюжета Ростова превращается в привлекательную и обаятельную девушку.

Она проницательна, по ее поступкам мы ближе узнаем о других героях романа. Она способна на самопожертвование.

Доказывает свою любовь и дружбу Соне, помогает раненым солдатам, отдавая им подводы, ухаживает за умирающим Андреем, спасает мать после смерти Пети Ростова.

Но также Наташа может быть и эгоисткой, но ее эгоизм отличается от эгоизма Элен Курагиной. Ее эгоизм диктуется  инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает долгой разлуки и увлекается Анатолем Курагиным.

Но после случайной встречи в Мытищах с раненым Андреем, она признает свою вину и получает возможность ее искупления. Она снова готова к жизни. После смерти Андрея, она становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого.

В эпилоге Наташа Ростова представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа.

В эпилоге автор высказывает нам свое мнение об истинном женском счастье, «Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила». Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее «сильной, красивой и плодовитой самкой».

Она как часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы.

Светские дамы

(Элен Безухова, княгиня Друбецкая , А.П. Шерер)

Идеального человека нет. В человеке совмещаются как положительные, так и отрицательные стороны его характера. Редко баланс хорошего и плохого уравнивается.

В большинстве случаев, познакомившись с человеком, мы не думаем о его душе, а замечаем его привлекательную внешность. Но за красотой может скрываться настоящее уродство души человека.  И Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере дам высшего света в своем романе

Элен Курагина — красивая женщина, ею восторгаются, ее хвалят, в нее влюбляются. Элен ухаживает за собой, всегда в центре внимания. Писатель подчеркивает, что она хочет как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души.

 Элен всегда удается достичь своей цели. Она решила выйти замуж за Пьера, и сделала  все, чтоб этого добиться. Курагина хладнокровно добивается своей цели путем обмана. В этом поступке мы видим ее изнутри.

Несмотря на скорый разрыв с Пьером, она осталась при богатстве, о котором мечтала.

Для этого она выбирает самый простой способ — цинизм и расчетливость В Элен влюблялись, но никто ее не любил по-настоящему. Она – как красивая картина, на которую можно смотреть и которой можно восхищаться,  но никто не видит в ней живого человека.

Также можно выделить и Анну Павловну Шерер. Мы знакомимся с ней на первых страницах романа.  Ее основная черта – это статичность.

“Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться”. – в описании героини мы видим иронию.

Анна Павловна — приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге салона, описанием вечера в котором Толстой начинает свой роман. Анне Павловне 40 лет, у нее «отжившие черты лица». Героиня ловка, тактична, влиятельна при дворе, склонна к интригам.

Ее отношение к какому-либо человеку или событию всегда продиктовано самыми последними политическими, придворными или светскими соображениями, она близка к семье Курагиных и дружна с князем Василием.

Шерер постоянно «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением», а в своем салоне, помимо обсуждения последних придворных и политических новостей, она всегда «угощает» гостей какой-нибудь новинкой или знаменитостью, а в 1812 г. ее кружок демонстрирует в петербургском свете салонный патриотизм.

Для Толстого женщина — это, прежде всего, мать, хранительница семейного очага. У светской дамы, хозяйки салона, Анны Павловны нет детей и мужа. Она — «пустоцвет». Это самое страшное наказание, которое только мог придумать для нее Толстой.

Еще одна дама высшего света — это княгиня Анна Друбецкая. С ней мы тоже знакомимся в салоне А.П. Шерер, когда она просит за своего сына Бориса. Затем мы видим, как она просит деньги у графини Ростовой.

Это абсолютно беспринципная женщина, для нее главное – деньги и положение в обществе, ради всего этого она готова идти на любое унижение.

Именно поэтому она женит своего сына Бориса на богатой, но глупой и самовлюбленной Жюли Карагиной.

В доме А.П. Шерер все фальшиво и напоказ: улыбки, фразы, чувства. Все это общество рассуждает о патриотизме, политики, а на самом деле, им глубоко безразлично все. Они беспокоятся только о себе, о своем положении, о своей карьере.  Толстой срывает с них маски, показывая нам уродство их души. В них нет ни простоты, ни доброты, ни любви. Все лицемерно.

Заключение

Л. Н. Толстой – тонкий психолог, он показывает нам жизнь, как она есть. Без фальши и лжи. Для него образ женщины, прежде всего – это мать. Материнство и семья – вот то, что главное должно быть у женщины.

Изучив характеристику женских образов, я классифицировала их на две группы:

Первая группа:

Матери – хранительницы семейного очага. Сюда я включила княжну Марью Болконскую и Наташу Ростову. Потому что, это две героини, которые на протяжении всего романа сохраняют верность самим себе. Да, они ошибаются, но признают свои ошибки и исправляют их. Они похожи между собой тем, что живут не только ради себя, но и для других. Во время войны, они, не задумываясь, идут на самопожертвования.

Единственное их отличие в том, что княжна Марья живет в веря в бога, а Наташа Ростова живет сердцем. В конце романа Л. Н. Толстой, показывает нам  счастливых женщин – матерей, заслуживших свое счастье.

Вторая группа:

Светские дамы. Сюда я включила Элен Курагину – Безухову, Анну Павловну Шерер и княгиню Друбецкую. Это лицемерные женщины. Они живут только ради себя, в них нет ничего святого. Ради достижения своих целей, они, не задумываясь, перешагивают через людей, играют чувствами других. И каждый из них получает по заслугам. Анна Павловна обречена на одиночество, Элен умирает в расцвете сил.

Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют женщины, посвятившие себя политической или общественной деятельности. Но все же многие наши современницы выбирают то, что выбрали для себя любимые героини Толстого, любить и быть любимыми.

Использованная литература.

1. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: [юбилейное издание 1828 — 1928]: В 90 т. Серия 1: Произведения. Т. 9 — 12: Война и мир. — М.: Гослитиздат, 1953.

2. Аникин Г.В. Национальный характер юмора и иронии в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» // Уч. зап. Уральского ун-та им. А.М. Горького. — Свердловск, 1961. — Вып. 40. — С. 23 — 32.

3. https://diplomba.ru/work/95180

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/11/18/zhenskie-obrazy-v-romane-voyna-i-mir-l-n-tolstogo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]