Афанасий Афанасьевич Фет – яркий представитель русской лирической литературы, один из последних романтиков эпохи «золотого века».
Подтверждением тому является волнующее стихотворение «Сияла ночь луной», принадлежащее позднему периоду творчества поэта.
Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сияла ночь луной» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сияла ночь. Луной был полон сад.
История создания – Стих написан в 1877 году, и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблен в молодости.
Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви.
Композиция – Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй – автор наслаждается ее пением, но уже много лет спустя. Четвертая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.
- Жанр – Любовная лирика.
- Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
- Метафоры – «жгучая мука».
- Эпитеты – «томительные», «звучные», «рыдающие».
- Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали».
Афанасий Афанасьевич написал свое стихотворение «Сияла ночь луной» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни, и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением.
В юношеские годы Фет был влюблен в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Ее трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.
Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел – искреннюю любовь.
Произведение «Сияла ночь луной» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.
Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь луной» является одним из популярных русских романсов.
Центральная тема стихотворения – чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.
Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.
Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении, это бессмертие любви, ее всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.
Произведение «Сияла ночь луной» состоит из четырех четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукозаписью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:
- первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
- последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.
- Повествование автора идет с увеличением эмоционального напряжения, закономерно подводя к наивысшей точке сюжета – четвертой строфе.
- Произведение относится к жанру любовной лирики, поскольку автор выражает в нем всю глубину своих чувств и переживаний.
- Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрестной рифмовкой.
- Невзирая на кажущуюся легкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.
- Так, автор в своем стихотворении использует эпитеты («томительные», «звучные», «рыдающие»), олицетворения («лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали»), метафоры («жгучая мука»).
- Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счет применения ассонанса и аллитерации.
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 43.
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/fet/siyala-noch-lunoy.html
Анализ стихотворения А. А. Фета " Вечер"
ВЕЧЕР.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
( 1855 г.)
1. Стихотворение написано в 1855 году. Первая публикация — журнал » Отечественные записки» №5 за 1855 год. При издании в сборнике 1856 года стихотворение было помещено в состав цикла » Разные стихотворения», в составе это же цикла опубликовано в сборнике 1863 года. В плане издания 1892 года стихотворение было помещено Фетом в составе цикла » Вечера и ночи» ( перед ним следует стихотворение » Степь вечером», отделяющее от » Вечера» стихотворением » Шепот, робкое дыханье…»)
Благодаря этому стихотворение вступает в поэтический диалог с другими текстами цикла — как пейзажными ( » Вдали огонек за рекою…», 1842; » Летний вечер тих и ясен…», 1847; » Что за вечер! А ручей…», 1847; » Степь вечером», 1854; » Благовонная ночь, благодатная ночь…», 1853😉 и пейзажно — философскими ( » Я люблю многое, близкое сердце…», 1842; » Каждое чувство бывает понятней мне ночью, и каждый…», 1843; » Заря прощается с землею…», 1858; » Молятся звезды, мерцают и редеют…», 1884;) и любовными ( » Я жду… Соловьиное эхо…», 1842; » Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь», 1842;, » Шепот, робкое дыханье…», 1850; » Сегодня все звезды так пышно…», 1888). В этом соседстве, казалось бы, чисто пейзажное стихотворение » Вечер» приобретает и философский ( день и ночь как два лика природы и бытия — мотив, характерный для поэзии Ф. И. Тютчева, таящееся в глубине природы хаотическое, грозовое начало, проявлением которого оказываются неназванный гром и » зарница»), и любовный ( гроза чувств, зарождающаяся » зарница» страсти) подтексты.
2. Стихотворение относится к пейзажной лирике Фета: в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как художник — пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа — источник неожиданных открытий, философского оптимизма. Стихотворение можно сравнить с картинами импрессионистов: то же желание показать субъективность мировосприятия и формы выражения.
Пейзаж стихотворения очень конкретен, детально выписан: » ясная река», » померкший луг», » роща немая», » пригорок». В то же время фетовский пейзаж создает целостную картину бытия. Поэт смотрит на природу и мир как на реальное, объективно существующее явление, но такое, которое отличается крайней нестабильностью, текучестью — это мир » сопричастий», зеркальных отражений, соприкосновений и мимолетностей.
3. В стихотворении » Вечер» описывается один промежуток времени — между ясным днем и ночью. Вечер — не только переходное состояние между днем и ночью, но и союзник, который объединяет их в одно целое.
Вздохи дня есть в дыханье ночном.
Здесь это время суток олицетворяется Фетом: за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим звеном является вечер. Данное стихотворение — это описание одного мгновения, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая человеку.
4. Вечер у фета не статичен. Каждую секунду этого вечера в мире происходят изменения. Глаголы первого безличного предложения сразу дают динамику: » прозвучало», » прозвенело», » прокатилось», » засветилось». Дальше — » убегает на запад река», » разлетелись облака». О непостоянстве, мимолетности и переходности говорят строки: » На пригорке то сыро, то жарко…
«
Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично иедино слито умелой рукой мастера.
А. А. Фет использует интересные описания и метафоры. Кроме этого автор использует и сравнения: например, облака он сравнивает с дымом ( » Разлетелись, как дым, облака»). Образ солнца метафоричен.
Солнце у Фета, как живое существо, спряталось за горизонтом, оставив за собою след на небе ( » Погорев золотыми каймами…»). Река — это тоже » живое существо», она » луками убегает на запад», для нее нет помех и препятствий, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.
Стихотворение » живое», оно наполнено жизнью, красотою, звуками природы. Природа, как живая, прозвенела, прозвучала, засветилась. Природа словно говорит нам о красоте, мире, счастье, добре и радости, которые она нам несет. Все в природе наполнено гармонией и красотой. Все живое, и несомненно движется вперед.
» Вечер» — стихотворение об одном мгновении, о его красоте, и эта красота откроется любому, стоит только захотеть ее увидеть.
5. Смысл названия стихотворения.
Вечер — это особое время суток, когда день становится ночью, время перехода, быстрой смены явлений.
Поэт стремится увековечить эти переходящие моменты, » миги» бытия, видение предмета таким, каким он предстает в настоящий момент. Такое понимание цели искусства свидетельствует о точках соприкосновения лирики Фета с эстетикой и стилем импрессионизма.
6. Композиция.
Стихотворение, как и большинство строфических лирических произведений Фета, состоит из трех строф, каждая из которых объединена перекрестной рифмовкой: АБАБ.
Первая строфа показывает картину наступающего грозового вечера, наплывающей тени от тучи и яркого света ( не ясно, от чего этот свет — от далекой молнии — зарницы или от закатного солнца).
Первая строка заключает в себе звуковой образ ( » прозвучало») и зрительный ( » ясная река»). Вторая строка симметрична первой, она также членится на два образа — звуковой ( » прозвенело») и зрительный ( » померкший луг»).
Однако не менее отчетливо и смысловое различие: если в первом стихе пейзаж светлый ( » ясная»), то во втором — теневой ( » померкший»). В третьей строке зрительный образ полностью вытесняется звуковым — » прокатилось», а цветовой эпитет заменен звуковым » немая». Четвертый стих передает только зрительное впечатление: » засветилось».
Одновременно появляется и наблюдатель — » на том берегу» ( на другом по отношению к человеку, созерцающему картину природы)
Во второй строфе также присутствует взгляд наблюдателя, как и в концовке первой: река убегает » далеко», » на запад» по отношению к его положению в пространстве.
Контраст света и темноты сменяется своеобразным синтезом » полумрак».
Вводится мотив движения ( » река убегает»), излучины, извивы ( » луки») реки — своеобразное соответствие » извивам», колебаниям, поворотам света и темноты, звука и беззвучия. Предложения во второй строфе противостоят по синтаксису первой: первая строфа — 4 безличных предложений, совпадающих с границами четырех стихов.
Во второй строфе только два предложения, занимающие каждое по две строки. Благодаря этому происходит замедление интонации: для первой строфы в сравнении со второй характерно быстрое интонационное движение, которому соответствует смена » кадров» пейзажа ( река, луг, роща, тот берег), подобие киномонтажа.
Во второй строфе даны лишь два пейзажных кадра, образ реки дан посредством не монтажа, а скольжения взгляда — наподобие движения камеры, именуемого в кинематографии -трэвелингом.
В третьей строфе контрастная поэтика переведена в план температурных ощущений, отражающих присутствие лирического «я» ( » то сыро, то жарко»).
Пригорок, который упоминается в третьей строфе, явное указание на местонахождение » я» в пространстве: с этого пригорка он видит реку, луг, рощу, облака. Контрастам света ( цвета) и темноты, звука и безмолвия соответствует соединение противоположностей дня и ночи, объединенных вместе посредством метафоры » вздохи — дыханье».
Завершает строфу свето — цветовая вспышка — » голубым и зеленым огнем» ( мотивы огня и воды — главные в творчестве Фета)
Последние строки всех трех четверостиший связывает образ яркого света: » засветилось», » погорев золотыми каймами», » зарница уже теплится ярко … огнем».
Так , в композиции, в структуре стихотворения как бы отражен образ грозового эха, которым текст открывается, а в концовке текста повторяет упоминание о вспышках, сполохах молний, содержащееся в первой строфе.
Противительный союз но, которым вводится строка — » но зарница уж теплится ярко», противопоставляет приближающуюся грозу одновременно и уходящему дню, и наступающей ночи.
7. Образная структура.
Стихотворение строится на сочетании образов света ( и яркого цвета) и темноты. Название » Вечер», традиционное для русской поэтической традиции ( » Вечер» — стихотворение В. А.
Жуковского, одна из первых элегий с пейзажными элементами), формирует ожидание встретить в тексте упоминание об обычных признаках этого времени суток: о смене дневного, солнечного света ночной темнотой, о закате, о появлении луны на небе.
Однако Фет заменяет эти ожидаемые признаки вечера упоминанием о грозе или о грозовом эхе; игра, переливы света и темноты объясняются скорее не приближением ночи, а подступающей грозой. Вопреки традиции вечернего пейзажа стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света — образом молнии — » зарницы».
Традиционен, почти цитатен в своей основе образ горящих в закатных лучах облаков, напоминающий строки из » Вечера» Жуковского: » Уж вечер… облаков померкнули края…» и отчасти из его же » Невыразимого»: » сей пламень облаков, по небу тихому летящих…
«
Образ » зарницы» — молнии появляется только в конце, объясняя природу раскатов и звона, упоминаемых в начале стихотворения. В первых строках появления грозы еще не названо, дано лишь впечатление от него в форме безличных предложений ( что — то » прозвучало», » прозвенело»).
Сходный прием встречается в стихотворении » Весенний дождь», в котором не упомянутый прямо дождь замене неопределенно — личным местоимением что — то: » И что — то к саду подошло, по свежим листьям барабанит»
8. Стихотворение написано трехстопным анапестом — самым популярным и » заметным» трехсложным размером в русской поэзии, начиная с середины XIX века.
9. Звуковой строй.
Аллитерация на -р- в тексте стихотворения — подражание раскатам грома: скопление звуков -р- отличительно для первой строфы, изображающей гром: причем этот звук встречается во всех четырех строках четверостишия. Другой сонорный звук -л- ассоциируется с семантикой пространства: луг, далеко, луками. Акустические и пространственные ассоциации, характерные для этих звуков, объединены в глаголах звучания и движения ( прозвучало, прозвенело, прокатилось, разлетелись), а также в существительных и прилагательных с цветовой и звуковой семантикой ( полумраке, золотыми, зарница, голубыми, зелеными). В стихотворении также выделен звук -з- , ассоциирующийся одновременно и со » звоном», со звуком, со светом и с предметами, воспринимаемыми зрением: прозвучало, прозвенело, засветилось, разлетелись, запад, золотыми, зарница, зелеными.
Так благодаря звуковому строению текста происходит своеобразное » примирение» и » слияние» звука и пространства в свете и цвете, создается целостное восприятие звука, света и цвета.
10. В лирическом произведении преобладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которую ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние — эстетическая восторженность.
Источник: https://myakokhod862.blogspot.com/2013/12/blog-post_3238.html
Анализ стихотворения Фета «Благовонная ночь, благодатная ночь»
Одно из традиционных фетовских «ночных» стихотворений, в котором создается развернутый пластический и романтически возвышенный образ излюбленного поэтом времени суток (ср.
«Тихая, звездная ночь…», «Полуночные образы реют…», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Какая ночь! Как воздух чист…», «Как ярко полная луна…», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…», «Как нежишь ты, серебряная ночь…», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» и др.). Не случайно Фет видит свою музу «в венце из звезд» («Музе», 1882).
Интерес поэта к этому периоду не случаен: ночь – традиционный поэтический символ тайны, загадки, неизвестности; ночь – время оживания фантазий, устремленности к мечте, лирических размышлений; ночь – пора поэтического вдохновения, творческого озарения, «раздраженья недужной души».
Именно ночной порою можно услышать «воркующую гитару» в звуках фонтана, заглянуть в глаза месяцу и полюбоваться «огнями золотыми» звезд.
Поэтому используемые в этом стихотворении художественно-поэтические средства – символы, метафоры, эпитеты – имеют ярко выраженный романтический характер.
Сад – центральный смысловой образ стихотворения, символическая проекция души лирического героя (ср. типичный символ «сад души» в романтической поэзии).
Все остальные образы визуально устремлены как бы «вглубь» ночного сада, подчиняются его внутренней композиции: «… звезды кругом точно все собрались, // Не мигая, смотреть в этот сад»; месяц «в лицо прямо смотрит»; «… распахнется окно // Поглядеть в серебристую ночь».
Обратим также внимание на то, что поэт показывает нам свой ночной сад всегда в одной проекции – вид сверху, с неба (звезды, месяц, воздушные брызги фонтана), что подчеркивает абстрактность этого образа, его недоступность обыденному восприятию, недостижимость состояния ночной природной и душевной гармонии в беспощадном свете суетного дня.
Получается, что, с одной стороны, фетовский сад потаен и замкнут в себе, не доступен внешнему миру из «непроглядных ветвей»; «робкие струны» гитар, «ласкательный шепот струй», «дрогнувшее слегка» окно не слышны «непосвященным».
С другой стороны, мы отчетливо ощущаем призрачность и хрупкость этого поэтического мира грез; понимаем, что существует он лишь в сознании героя, создается только в романтической «невозможной мечте», в причудливом тончайшем сплетении оттенков и полутонов, звуков и ароматов.
Все эти раздробленные цвета, мелодии, запахи сливаются воедино в последнем четверостишии, создавая целостную романтическую картину фантазий ночи: «Словно все и горит и звенит заодно, // Чтоб мечте невозможной помочь». Таким образом, красота, по Фету, разлита повсюду, но невыразима и неуловима.
Для создания лирической атмосферы фетовской ночи очень важны также цветопись и звукопись.
Обратим внимание, что, рисуя картину ночного сада, поэт использует преимущественно синий и золотой цвета («лазурная высь», «огни золотые»).
С одной стороны, синий – традиционный цвет ночи, покрова тайны; с другой стороны, этот цвет неизменно ассоциируется с небесным, воздушным, возвышенно-романтическим (ср. выражение «голубые мечты»).
Золотой же традиционно связывается со сказкой, волшебными превращениями.
Вообще, сочетание оттенков синего и желтого свойственно русской иконописной традиции. Сложно сказать, хочет ли поэт таким образом сознательно подчеркнуть «божественность» своих образов, но в любом случае это сочетание очень выразительно, изысканно. В последней строке возникает эпитет «серебристая» ночь, как бы соединяющий в себе холодную палитру синего и яркий блеск, сияние золотого.
Звукопись усиливает лирические интонации стихотворения, создает особую мелодику образов: «Все бы слушал тебя – и молчать мне невмочь // В говорящей так ясно тиши»; «робкие струны воркуют гитар» (аллитерация).
Таким образом, данное стихотворение – одно из наиболее точно отражающих фетовскую художественно-философскую концепцию «чистого искусства».
Можно почувствовать «запах» красоты («благовонная ночь»), услышать ее звуки («все бы слушал тебя»), увидеть отдельные штрихи («лазурная высь», «огни золотые»), просто «поглядеть в серебристую ночь».
Однако человеческий разум бессилен «мечте невозможной помочь», не может слить воедино раздробленные образы ночи, не властен над вечным Царством Красоты.
(2 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/stixotvorenie-feta-blagovonnaya-noch-blagodatnaya-noch.html
Анализ стихотворения Фета «Благовонная ночь, благодатная ночь»
К ночной поре Фет испытывал особые чувства. Множество прекрасных пейзажных стихотворений посвятил ей поэт. В некоторых из них есть строчки, объясняющие любовь Афанасия Афанасиевича к темному времени суток. В одном из произведений лирический герой признается, что «ночью как-то вольнее дышать мне».
В другом говорит: «Каждое чувство бывает понятней мне ночью…». В лирике Фета ночь не ассоциируется с чем-то страшным, трагическим.
С наступлением темноты человек получает возможность приобщиться к тайнам бытия, начать жить полной жизнью, острее почувствовать красоту окружающего мира, его сердце наполняется любовью.
Картина ночи, выполненная в импрессионистическом стиле, предстает перед читателями в стихотворении «Благовонная ночь, благодатная ночь…», написанном в 1887 году.
Стремясь как можно более полно представить внутренний мир лирического героя, Фет создает череду ярких образов посредством оригинальных средств художественной изобразительности. Образы эти не требуют развернутого толкования.
Их необходимо воспринимать, словно отдельные звуки, создающие единое музыкальное произведение. Для Афанасия Афанасиевича главное – передать настроение, мимолетные эмоции, возникающие при созерцании окружающего пейзажа.
Ощущения и переживания лирического героя раскрываются через описание картины мироздания. Не случайно Фет использует большое количество сравнений. Они призваны не просто украшать текст и делать его более выразительным.
С их помощью демонстрируется глубинная связь между недужной (больной, испытывающей недомогание) душой героя и состоянием природы. Подобные сопоставления в литературоведении иногда называют сравнениями-метафорами.
Встречаются они не только в творчестве Фета, но также в лирике Тютчева, у символистов и других авторов нового времени.
В первой строфе стихотворения «Благовонная ночь, благодатная ночь…» используется интересный оксюморон: «…в говорящей так ясно тиши». Ночную тишину поэт воспринимал как необходимое и едва ли не самое важное условие для постижения глубинных законов мироздания.
Кроме того, она дарит возможность ощутить сопричастность космосу, в некотором смысле слиться с бесконечной и многовековой Вселенной. При этом тишина в стихотворении Фета не абсолютна. Ночь наполнена различными звуками – «ласкательно шепчут струи», «все горит и звенит заодно».
Кажется, что именно земные чувства, в первую очередь, любовь, не позволяют лирическому герою полностью раствориться в ночи и познать тайны бытия.
(1
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-feta-blagovonnaya-noch-blagodatnaya-noch/
Анализ стихотворения Фета “Благовонная ночь, благодатная ночь” — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
Стихотворение «Сосны» было впервые опубликовано в журнале «Современник» в 1855 году. Время в произведении идет по кругу. Все начинается с весны, сменившей зиму. Этому посвящены первая и вторая строфы.
Последнее четверостишие – рассказ о переходе от осени к зиме. Фет описывает смену природных циклов как процесс вечного обновления. Участие в нем преподносится в качестве дара истинной жизни. Из этого вырастает ключевая антитеза стихотворения.
Поэт противопоставляет надменные сосны девственным кленам и плачущим березам.
Подробнее…
Анализ баллады Жуковского «Лесной царь»
Вплоть до 1808 года Жуковский в кругах просвещенных считался человеком одаренным, но далеко не первостепенным поэтом. В почете были другие авторы – Богданович, Державин, Дмитриев. Василий Андреевич кардинально изменил сложившуюся ситуацию буквально одним произведением – балладой «Людмила». Читатели увидели совершенно другого Жуковского.
По словам Белинского, тогдашнее общество бессознательно почувствовало в «Людмиле» новый дух творчества. Стихотворение пользовалось невероятной популярностью.
Подробнее…
Анализ стихотворения Тютчева “Memento”
Стихотворение “Memento” (“Помни”) Тютчев посвятил императрице Александре Федоровне (1798-1860), супруге Николая I. За российского правителя она вышла замуж по любви. Впрочем, их брак нельзя назвать безоблачным.
Его омрачали периодические измены Николая Павловича, особенно длительный роман с фрейлиной Варварой Аркадьевной Нелидовой (1814-1897), и расстроенное здоровье императрицы. Александра Федоровна часто болела.
Не в последнюю очередь виной тому был неблагоприятный петербургский климат.
Подробнее…
Анализ стихотворения Бальмонта «Золотое слово»
Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток.
Что уж говорить про романтические и творческие натуры, к которым, без сомнения, принадлежал русский поэт Константин Бальмонт? Поэтому неудивительно, что среди его произведений можно встретить стихи-сказки, которые для многих являются посланием из далекого прошлого, из удивительного мира детства, в котором все мы были счастливы.
Подробнее…
Анализ стихотворения Пастернака «Не трогать»
В 18 лет Борис Пастернак влюбился в московскую красавицу Иду Высоцкую. Которая была завидной невестой, так как являлась дочерью состоятельного чаеторговца.
Однако молодому поэту, который усердно готовил себя к карьере юриста, понадобилось долгих четыре года, чтобы не только укрепиться в своем чувстве к этой девушке, избалованной мужским вниманием, но и набраться смелости, чтобы сделать ей предложение.
Объяснение между молодыми людьми произошло летом 1912 года в немецком городе Марбурге, где Пастернак постигал основы юриспруденции.
Подробнее…
Анализ стихотворения Мандельштама «Бессонница»
Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. » было опубликовано в 1915 году. Оно обращается ко второй песни «Илиады» Гомера «Сон Беотия, или перечень кораблей», посвященной отплытию кораблей на осаду Трои.
Стихотворение начинается с бессонницы поэта и сразу уходит в его внутренний мир – воспоминания о древнем мифе.
Первая строфа не только описывает последовательность движения кораблей, но и передает эмоциональное состояние поэта.
Подробнее…
Источник: https://express5top.ru/index.php/analiz-stikhotvorenij/6586-analiz-stikhotvoreniya-feta-blagovonnaya-noch-blagodatnaya-noch.html
Стихотворение Фета “Благовонная ночь, благодатная ночь”
Одно из традиционных фетовских “ночных” стихотворений, в котором создается развернутый пластический и романтически возвышенный образ излюбленного поэтом времени суток. Не случайно Фет видит свою музу “в венце из звезд” .
Интерес поэта к этому периоду не случаен: ночь – традиционный поэтический символ тайны, загадки, неизвестности; ночь – время оживания фантазий, устремленности к мечте, лирических размышлений; ночь – пора поэтического вдохновения, творческого озарения, “раздраженья недужной души”.
Именно ночной порою можно услышать “воркующую гитару” в звуках фонтана, заглянуть в глаза месяцу и полюбоваться “огнями золотыми” звезд.
Поэтому используемые в этом стихотворении художественно-поэтические средства – символы, метафоры, эпитеты – имеют ярко выраженный романтический характер.
Сад – центральный смысловой образ стихотворения, символическая проекция души лирического героя. Все остальные образы визуально устремлены как бы “вглубь” ночного сада, подчиняются его внутренней композиции: “… звезды кругом точно все собрались, // Не мигая, смотреть в этот сад”; месяц “в лицо прямо смотрит”; “… распахнется окно // Поглядеть в серебристую ночь”.
Обратим также внимание на то, что поэт показывает нам свой ночной сад всегда в одной проекции – вид сверху, с неба, что подчеркивает абстрактность этого образа, его недоступность обыденному восприятию, недостижимость состояния ночной природной и душевной гармонии в беспощадном свете суетного дня.
Получается, что, с одной стороны, фетовский сад потаен и замкнут в себе, не доступен внешнему миру из “непроглядных ветвей”; “робкие струны” гитар, “ласкательный шепот струй”, “дрогнувшее слегка” окно не слышны “непосвященным”.
С другой стороны, мы отчетливо ощущаем призрачность и хрупкость этого поэтического мира грез; понимаем, что существует он лишь в сознании героя, создается только в романтической “невозможной мечте”, в причудливом тончайшем сплетении оттенков и полутонов, звуков и ароматов.
Все эти раздробленные цвета, мелодии, запахи сливаются воедино в последнем четверостишии, создавая целостную романтическую картину фантазий ночи: “Словно все и горит и звенит заодно, // Чтоб мечте невозможной помочь”. Таким образом, красота, по Фету, разлита повсюду, но невыразима и неуловима.
Для создания лирической атмосферы фетовской ночи очень важны также цветопись и звукопись.
Обратим внимание, что, рисуя картину ночного сада, поэт использует преимущественно синий и золотой цвета. С одной стороны, синий – традиционный цвет ночи, покрова тайны; с другой стороны, этот цвет неизменно ассоциируется с небесным, воздушным, возвышенно-романтическим. Золотой же традиционно связывается со сказкой, волшебными превращениями.
Вообще, сочетание оттенков синего и желтого свойственно русской иконописной традиции. Сложно сказать, хочет ли поэт таким образом сознательно подчеркнуть “божественность” своих образов, но в любом случае это сочетание очень выразительно, изысканно. В последней строке возникает эпитет “серебристая” ночь, как бы соединяющий в себе холодную палитру синего и яркий блеск, сияние золотого.
Звукопись усиливает лирические интонации стихотворения, создает особую мелодику образов: “Все бы слушал тебя – и молчать мне невмочь // В говорящей так ясно тиши”; “робкие струны воркуют гитар” .
Таким образом, данное стихотворение – одно из наиболее точно отражающих фетовскую художественно-философскую концепцию “чистого искусства”.
Можно почувствовать “запах” красоты, услышать ее звуки, увидеть отдельные штрихи, просто “поглядеть в серебристую ночь”.
Однако человеческий разум бессилен “мечте невозможной помочь”, не может слить воедино раздробленные образы ночи, не властен над вечным Царством Красоты.
(2 votes, average: 4.00
Источник: https://goldsoch.info/stixotvorenie-feta-blagovonnaya-noch-blagodatnaya-noch/