Сочинение тема любви в романе отцы и дети тургенева

Сочинение Тема любви в романе Отцы и дети Тургенева

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Вариант №2

В произведении «Отцы и дети» писатель сотворил свежий вариант «лишнего человека» — прогрессирующего скептика, который отдавался лишь интеллекту и не терпел эмоции. Однако его убеждения были проверены чувством и не вынесли мощного удара. Причиной тому стала Анна Одинцова, прекрасная женщина, лишившаяся мужа, заполнившая душу главного героя.

Любовные чувства съедали его натуру, стремились ликвидировать внутри него скептическую основу, но в то же время главный персонаж, не смотря ни на что, был предан личным взглядам. Ему это «с горем пополам» удавалось, но, в конечном итоге, они разрушились.

  Любовь – одно из первых серьезных проверок для Базарова, и только она изменила его взгляды на жизнь, становиться понятным, его позиция первоначально была просто подростковой крайностью, которая не исчезла с возрастом. Разве можно все отвергать, когда внутренне не в состоянии отвернуться от всепожирающей страсти? Основа «нигилиста» исчезает.

Любовные чувства к Одинцовой сожгли его душевное начало, замучили. Он лишился главенства своей индивидуальности. Однако в сцене гибели персонажа мы обнаруживаем, как нарушение покоя с самим собой смещается на вторые роля, когда принимаются первенствовать человеческие чувства.

Перерожденный Евгений угасает телесно, но воскресает в нравственном отношении под воздействием победоносной страсти возле той, что так его изменила.

На основании чего Базаров принуждал себя ненавидеть любовные чувства? На интуитивном уровне он был убежден, что это неземной душевный порыв способный вставлять отдельные коррективы в его позиции к нигилизму.

Оно могло воспрепятствовать его предназначению к великим делам. К примеру, взгляды Кирсанова были только прикрытием, которые он с удовольствием срывает, обретая себя в семейном кругу и выполняя работы по хозяйству.

Не об этом мечтал Евгений, поэтому и скрывался от страсти, которая покорила его и стала им.

Одинцова — его копия. Она также убегает от любовных отношений, ей важнее умиротворенность и горделивость дамы, она тоже в один прекрасный день победила собственную любовь.

Она сильно увлекается науками, зачитывается книгами, ее действительность организована и интересна.

 Любовные чувства разрушили бы данную идиллию, в связи с этим Анна бежит под напором любви, не обращает внимания на них и не участвует с ними в сражении.

В итоге, действующие лица встречаются друг с другом, однако не сходятся, потому что самолюбие любого из них мешает принять верховенство любви над разумом. Однако любовные чувства наполняют их натуры, меняют их действительность, открывают ложность, поэтому являются главной темой в любовном произведении «Отцы и дети».

Это интересно: Ошибки которые совершают женщины

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным.

Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его.

Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, – скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это «пустота» и «распущенность». Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» становится роковой.

Тема любви в произведении Отцы и дети

Одно из любимых всеми произведений автора является «Отцы и дети». Этот роман нравится многим, потому что кто-то узнаёт в нём свою ситуацию, кто-то видит в Базарове себя, а кому-то нравится любовная линия.

Любовная линия в романе «Отцы и дети» связаны с главным героем – Базаровым и девушкой, в которую он, несмотря на свой нигилизм, был влюблён. Он считал романтику ненужной вещью, в любви признавал только привычку и взаимоотношения тел, одним словом, был рационалистом.

Возможно, он даже не считал женщин людьми, поэтому не вступал с ними в платонические отношения. Но, повстречав однажды Одинцову, Евгений всё-таки влюбился, как простой обычный человек. Да ещё и влюбился так страстно, что многим и представить такое чувство сложно.

Он тянулся к девушке и корил себя за такой «промах», за эти неведомые ему до этого чувства, чувства, которые он ранее презирал.

Одинцова первая начала проявлять к Базарову симпатию, её привлёк ум этого молодого человека, но, чувствуя, что она влюбляется в него, девушка начинала отдаляться, так как она не была привыкшей к этому.

Девушка не отвечала на бурные чувства Евгения такими же, и это оставило в его душе след. Позже, через несколько лет, Анна вышла замуж, но не по любви, а по расчёту.

Девушка сделала свой выбор, встала на такой путь.

Умирая, Базаров хочет видеть Одинцову. Он говорит ей последние слова и просит позаботиться о его родителях. Девушка подходит к нему только ради приличия, так как боится заразиться.

Павел Кирсанов, противоположность Евгения, тоже всю свою жизнь провёл в страданиях по несчастной любви. Он помнил её на протяжении всех своих лет, и от этого был очень несчастлив.

В отличие от них, Аркадий, стараясь подражать своему другу, всё же влюбился в Катю, так как внутри он всё равно не был нигилистом. Они счастливы и влюблены, как и Николай с простолюдинкой, на которой он женился. Автор хочет показать читателю, что любовь – прекрасное и лёгкое чувство, доступное всем, независимо от их статуса и положения.

Тургенев показывает, что из-за несчастливой любви мужчины становятся нигилистами и окунаются в работу с головой, а девушки выбирают путь легче, они живут просто так, ничего полезного не делая, не выполняя своего значения. Они могут заниматься чем-то, но в душе всё равно мечтать о любви.

Любовная тема в произведении Ивана Сергеевича «Отцы и дети» очень своеобразна и важна, именно она является переломным моментом в душах всех героев.

Все они влюбляются, однако каждый по-своему, и также по-своему герои переживают это чувство, но именно оно определяет их дальнейшую судьбу: быть несчастным и страдать всю свою жизнь, пытаясь найти занятия, чтобы отвлечься, либо стать счастливым и прожить с любимым человеком рука об руку.

Тургенев Иван Сергеевич – замечательный писатель, трудившийся в направлении реализма. Он написал множество произведений, надолго западающих в душу, только над самым его известным – «Муму» нам приходилось плакать целый день, читая и ещё несколько дней после прочтения.

Читайте также:  Коррозия металлов - доклад сообщение 9 класс по химии

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна – вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером.

Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством.

Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Картинка к сочинению Любовь в романе Отцы и дети Тургенева

Сочинение Тема любви в романе Отцы и дети Тургенева

Поделитесь в соц.сетях:

Источник: https://lovedar.ru/manipulyatsiya/lyubov-v-romane-otcy-i-deti.html

Роль и место любовных историй в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году — в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви.

В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича Кирсанова и княгини Р., а также Базарова и Одинцовой. Я считаю, что образ Павла Петровича был бы неполным без его исто­рии, о которой рассказал Базарову Аркадий. Повест­вуя об этой несчастной любви, Аркадий пытается объ­яснить выбранный дядей образ жизни и оправдать его поведение.

Смысл этой истории заключается в сле­дующем: Павел Петрович на двадцать восьмом году жизни влюбился в княгиню Р., которая сначала отве­тила ему взаимностью, потом охладела, снова влюби­лась и снова охладела.

После ее смерти Павел Петро­вич поселился в деревне и стал вести аристократиче­ский образ жизни, «пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с предста­вителями нового поколения ».

Базаров так отзывается на рассказ Аркадия: «А я все-таки скажу, что человек, который всю жизнь по­ставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не са­мец».

В какой-то мере можно согласиться с Евгением нельзя жить лишь воспоминаниями, прошлым. Прав­да можно и посочувствовать Павлу Петровичу, хотя никакими душевными ранами нельзя оправдывать безделье. Но и утверждения Базарова тоже несколько циничны: «Нравится тебе женщина…

— старайся до­биться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись -земля не клином сошлась».

«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, роман­тическом, называл белибердой, непростительной ду­рью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»

Но главному герою было суждено самому пройти «испытание любовью». Живя в Никольском, Базаров постепенно влюбляется в Одинцову. Сначала он не по­нимает себя, пытается ерничать над самим собой: «Вот тебе раз! Бабы испугался!», «Какой я смирненький стал…».

Но скоро он понимает, что не может противиться своему чувству, несмотря на все свои нигилистические взгляды. Автор пишет, что «в обоих молодых людях… произошла перемена. В Базарове…

стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не могусидеть на месте, словно что его подмывало…». Тайный психологизм И.

Тургенева позволяет читателю увидеть, что наш нигилист всячески пытается противиться своему чувству, но ничего не выходит: «… его мучило и бесило…» и от него «… он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циничной бранью…».

Базаров считает, что он создан для «горькой, терпкой, бобыльной жизни…»

Но любовь к Одинцовой открыла читателю нового Базарова: страстного, сильного. Вспомним сцену объяснения между Анной Сергеевной и Евгением: «Он задыхался; все тело его видимо трепетало.

Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» Он не пытается играть чувствами Одинцовой, а прямо говорит ей: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…

» Поражает прямота, бесхитростность и одновременно скрытность героя. Поняв, что влюблен, он объявляет Одинцовой о своем отъезде. Возможно, он никогда бы и не признался в своих чувствах, но Одинцова из любопытства вырывает у него это признание.

Сохраняя прежнюю прямолинейность, Базаров открыто говорит о своих чувствах, не боясь показаться слабым или смешным. Твердость характера проявляется и после того, как Одинцова отвергла любовь Евгения. Как ни сильно было чувство Базарова, он хорошо понимает отношение к нему Одинцовой.

Анна Сергеевная то пугается силы его чувств, то жалеет. Но жалости Базаров не приемлет. Перед отъездом Базарова из Никольского Одинцова «с участием прятунла ему руку», на что Евгений отвечает: «Нет!.. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Он находит в себе силы уехать из имения.

И. С. Тургенев был сторонником «тайной психологии», считая, что художник не должен показывать подробно движения души героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии».

Поэтому читатель не видит душевных переживаний героя, но понять, насколько тяжело отвергнутому Базарову, помогает сцена его разговора с мужиком, везшим их с Аркадием в родительское имение: «…лучше камни быть на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца…

Мужчине некогда заниматься такими пустяками мужчина должен быть свиреп… Ведь вот ты, — прибавил он, обращаясь к сидевшему на козлах мужику, — ты, умница, есть у тебя жена?

 — Жена-то? Есть. Как не быть жене?

 — Ты ее бьешь?

 — Жену-то? Всяко случается. Без причины не бьем.

 — И прекрасно. Ну, а она тебя бьет?

Мужик задергал вожжами.

 — Эко ты слово сказал, барин. Тебе бы все шутки шутить… — Он, видимо, обиделся.

 — Слышишь, Аркадий Николавевич! А нас с вами прибили… вот оно что значит быть образованными людьми».

Во второй раз приехав к родителям, Евгений сначала пытается забыться в работе, но и «лихорадка работы с него скоро соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Страння усталось замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась».

Воз­можно, тот порез, ставший роковым в жизни Базаро­ва, являлся следствием его душевной трагедии. Тогда можно утверждать, что Евгения убила любовь. Перед лицом смерти герой хочет видеть именно Одинцову. Это говорит о благородстве Базарова, ведь он не озло­бился, а понял и простил любимую женщину.

Образ Базарова вызвал в литературных кругах того времени разноречивые мнения. Сам И. С. Тургенев писал: «…

Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухо­стью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели».

Можно не со­глашаться с базаровскими взглядами на искусство, природу, осуждать за небрежное отношение к родите­лям, но любовь его к Одинцовой открывает перед чи­тателем такую сильную и искреннюю натуру, что не­вольно проникаешься симпатией к этому герою.

Читайте также:  Норма - краткое содержание оперы беллини

Источник: http://5litra.ru/soch/144-rol-i-mesto-lyubovnyh-istoriy-v-romane-i-s-turgeneva-otcy-i-deti.html

Сочинение на тему «Любовь в жизни героев (Отцы и Дети)»

Любовь – самое светлое и прекрасное чувство в жизни каждого человека. Только вот все по-разному относятся к нему. Чье-то существование оно улучшилось, а кому-то испортило все будущее. Так и в жизни героев романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева это чувство сыграло не последнюю роль.

Евгений Васильевич Базаров – молодой человек-нигилист, который приехал со своим лучшим другом в поместье Кирсановых. Он отрицал все чувства, в том числе и любовь, которую считал какой-то чепухой. Но все изменилось, когда она сама постучалась в его сердце.

Во время этой поездки он встретил молодую женщину по имени Анна Сергеевна Одинцова, которая была не только красива, но и очень умна. Евгений влюбился в нее, но пытался избавиться от этого чувства, что только усложнило все дело.

Из-за этого Базаров понял всю поверхность своего мировоззрения, что стало для него существенным ударом.

Но вот для его лучшего друга, Аркадия Кирсанова, любовь стала действительно прекрасным чувством, которое расставило все на свои места. Он уже много лет знал девушку по имени Катя, которая была его близким другом. Но со временем это все переросло в прекрасное и нежное чувство, которое объединило два сердца.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Также произошло и с отцом Аркадия, Николаем Петровичем Кирсановым, которому новая любовь помогла справиться со страшным ударом и вернуться к полноценной жизни. После смерти родителей он сразу же решил жениться, найдя в семейной жизни отдушину. Только вот долго это не продлилось, его жена спустя несколько лет умерла.

Этот несчастный случай выбил Николая из колеи и он стал вести закрытый образ жизни. Только повстречав молодую и немного наивную девушку по имени Фенечка, он снова начал расцветать. Именно ее чистота помогла Кирсанову увидеть краски в жизни и вспомнить про то, что он еще может жить и радоваться этому.

Фенечка в свою очередь смогла разглядеть в пожилом мужчине по-настоящему доброе и открытое сердце, в котором ей нашлось хорошее место.

Но вот в противовес Николаю Петровичу и Фенечке показывается печальная любовная история его брата, Павла Петровича. Еще в молодости он встретил княгиню Р., в которую влюбился без памяти. Правда, предмет его обожания не ответил взаимностью, что сломало всю жизнь героя.

Сначала она проявляла интерес к нему, но потом и вовсе перестала уделять ему хоть каплю внимания. После этой личной трагедии Певел замкнулся в себе и больше никогда не смог открыться для новой любви, которая, возможно, спасла бы его.

Но все же его уже в настоящее время стала притягивать Фенечка, которая олицетворяла домашний уют и спокойствие.

Таким образом, любовь – светлое чувство, которое способно изменить жизнь любого человека, очень сильно повлияла на судьбу всех героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Кому-то она подарила спокойствие и радость, например, Николаю Кирсанову и его сыну Аркадию.

Но в противовес им показываются нигилист Базаров и дядя Аркадия, Павел Петрович, чья судьба изменилась в худшую сторону после грустной любви.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/07/sochinenie-na-temu-lyubov-v-zhizni-geroev-ottsy-i-deti.html

Сочинение на тему: Любовь в жизни героев в романе Тургенева «Отцы и дети»

­Главная>Сочинения по произведению Отцы и дети

Любовь в жизни героев

Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан во второй половине XIX века и отражал проблемы, актуальные в обществе.

Он стал знаковым для эпохи не только потому что в нем был затронут извечный конфликт отцов и детей, а потому что он поднимал сразу несколько жизненно важных аспектов. В первую очередь он отражал проблему крепостничества и дворянства.

Также в произведении крупным планом был рассмотрен вопрос о семье и доме, об отношении определенных категорий людей к семейным ценностям. Главный герой Евгений Базаров был нигилистом.

Эта категория появилась в обществе неслучайно. На фоне процветающей аристократии и людей в накрахмаленных воротничках были и такие, не преследующие никаких материальных благ либералы, как студент-медик Базаров. Отношение автора к своему герою неоднозначно.

С одной стороны, он поддерживает взгляды молодого поколения, с другой стороны, видит в них много изъянов. Главным оппонентом Базарова является Павел Петрович Кирсанов — человек, воспитанный на совершенно иных ценностях. У каждого из героев Тургенева была или есть в жизни любовь.

Автор знал, что без этого важного компонента роман будет неполным.

Когда-то в молодости Павел Петрович был преуспевающим офицером и пользовался большим успехом у женщин. Так продолжалось до тех пор, пока он не встретил княгиню Р., в которую без памяти влюбился. Однако их роман быстро исчерпал себя и он остался с разбитым сердцем.

Внешне княгиню напоминала ему Фенечка — молодая крепостная в доме брата, отчего он к ней трепетно относился. Фенечку пожалел и взял к себе Николай Петрович после смерти жены. Фактически она являлась его содержанкой и матерью его ребенка.

Павел Петрович поначалу отрицательно высказывался по поводу женитьбы брата на девушке, но затем и сам этому способствовал.

Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича, нашел свое счастье рядом с Катей Одинцовой. Тогда же Базаров познакомился со старшей сестрой Кати — богатой вдовой Анной Сергеевной.

Эта девушка стала единственным человеком, с которым Базарову было интересно общаться, но так как он придерживался позиции отрицания всего общепринятого, то и любовь он тоже отодвинул на последний план. Мы видим, как меняются взгляды главного героя, когда он всерьез заболевает заражением крови.

Перед смертью он пишет письмо Анне Сергеевне, уведомляя о своей любви, и просит приехать с ним попрощаться. Аркадий с Катей состоят в гармоничных взаимоотношениях.

Семья Кирсановых мирно живет, продолжая управлять хозяйством, а к Базарову на могилу до конца жизни, будучи уже дряхлыми старичками, ходят его любящие родители.

Для кого-то этот персонаж со своими резкими взглядами на жизнь стал ярым врагом, для кого-то шутом гороховым, но никого он не оставил равнодушным. В заключение хочется отметить, что И. С.

Тургенев глубоко проник в душу каждого героя, создав реалистичный и актуальный во все времена роман.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Отцы и дети, Тургенев
  • Характеристики главных героев произведения Отцы и дети, Тургенев
  • Краткое содержание Отцы и дети, Тургенев
  • Краткая биография Ивана Тургенева

Источник: https://www.sdamna5.ru/lyubov_v_zhizni_geroev_ottsy

Тема любви в романе И.С. Тургенева Отцы и дети

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя в романе выступает блестящий аристократ Павел Петрович Кирсанов.

Читайте также:  Сочинение на тему правильное питание

Однако это роман не только о столкновении двух идеологий, но и о взаимоотношениях «отцов» и «детей», о семейных узах, об уважении, доверии, любви. В «Отцах и детях» эта тема иллюстрируется описанием семейств Кирсановых и Базаровых.

Кроме того, Тургенев представляет нам любовные истории героев — Базарова и Павла Петровича, отца и сына Кирсановых. 

Наиболее значимы в романе любовные истории двух героев-антагонистов — Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Сюжетная линия Павла Петровича — это его взаимоотношения с княгиней Р., его неудачная любовь.

Причем Тургенев подчеркивает, что тот период в жизни Кирсанова был наиболее ярким, бурным, насыщенным событиями. Поселившись в имении, Павел Петрович ведет тихую, размеренную, однообразную жизнь, разучившись мечтать и любить. Он живет лишь воспоминаниями о давно прошедших событиях.

В настоящем же Кирсанова фактически ничего не происходит, он как будто застывает в своих воспоминаниях. И автор неоднократно подчеркивает эту жизненную неподвижность, внутреннюю «окаменелость» Павла Петровича. Его «красивая, исхудалая» голова похожа на «голову мертвеца», жить Павлу Петровичу «тяжело.

.. тяжелей, чем он сам подозревает…». Любовь «убила» Кирсанова, уничтожив его волю к жизни, чувства, желания. 

И, наоборот, Базаров предстает перед нами «духовным мертвецом» в начале романа. Гордыня, самолюбие, бессердечность, сухость и резкость по отношению к людям, природе, всему окружающему миру — Тургенев сразу же обнажает в герое эти черты. Между тем в поведении Базарова заметно какое-то беспокойство.

Что же стоит за поступками героя? «Эта злоба не есть выражение нарушенного эгоизма или оскорбленного самолюбия, она есть выражение страдания, томление, производимое отсутствием любви. Несмотря на все свои взгляды, Базаров жаждет любви к людям.

Если эта жажда проявляется злобою, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви», — писал Н. Страхов. Между тем сам герой не дает проявиться в своей душе естественным человеческим потребностям, считая их чепухой и романтизмом. Базаров лишен полноты жизни, жизни во всем многообразии ее проявлений.

Живое течение этой жизни как будто минует героя, проходит мимо него. Поэтому Базаров — «духовный мертвец» в начале романа. 

Любовь к Одинцовой «воскрешает» героя, пробудив его уснувшие чувства, жажду жизни и любви, открыв ему красоту мира. Однако любовная история Базарова тоже неудачна: Анна Сергеевна Одинцова отвергает его любовь. В начале романа Базаров осуждает Павла Петровича в разговоре с Аркадием: «…

человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, но самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла».

В финале романа Базаров сам оказывается в подобной ситуации. 

На примере Базарова и Павла Петровича Тургенев показывает два различных отношения к природе-судьбе.

Образ природы ассоциировался у Тургенева с образом древней судьбы, которая изначально враждебна к человеку: «взгляд вечной Изиды не согрет материнской любовью к своему детищу, он леденит, сжимает сердце безучастным холодом».

Перед лицом судьбы человеку, по Тургеневу, открыты три пути: «отчаяние пессимизма, стоицизм, утешение религии». Павел Петрович в романе демонстрирует нам «отчаяние пессимизма», которое проявляется и в его образе жизни, и в самом скептицизме его.

Базаров в начале романа предстает стоиком, человеком спокойным и невозмутимым, который никак не реагирует «на внешние и внутренние раздражители». Однако в финале романа герой приходит к тому же самому «отчаянию пессимизма», которое владеет душой Павла Петровича. 

Таким образом, оба героя (Базаров и Павел Петрович) попросту несчастливы. Однако в этом нет объективной вины героев. Счастье у Тургенева капризно и прихотливо, не оно зависит от человека, а человек зависит от него. 

Характерно, что Тургенев объединяет «идейных противников» в их интересе к Фенечке. Возникает своеобразный любовный треугольник: Базаров-Фенечка-Павел Петрович.

Втайне Павел Петрович испытывает влечение к Фенечке, напоминающей ему княгиню Р. Базарову же она нравится как молодая, красивая женщина.

Кроме того, в этом «ухаживании» смутно угадывается и сильная обида на Одинцову, отвергнувшую его чувства. 

Однако ни чувства Павла Петровича, ни интерес Базарова не встречают взаимности у Фенечки. Неожиданные преследования Базарова обижают ее, но точно так же ей тяжело и внимание Павла Петровича: «Они меня все пугают.

Говорить — не говорят, а так смотрят мудрено», — жалуется она на пристальные взгляды Кирсанова.

Сама же Фенечка любит Николая Петровича, который немного стесняется и этой любви, и своего возраста, и своего чувства к Фенечке. 

Кульминацией всех этих взаимоотношений является дуэль, которая, как это ни парадоксально, обнажает то лучшее, что скрыто в обоих «соперниках»: рыцарство Павла Петровича, его раскаяние в собственной заносчивости, способность к трезвой оценке ситуации и человеческую уязвимость Базарова, его храбрость, благородство. 

В романе есть еще одна параллель: сильная, всепоглощающая страсть Базарова оттенена невинным, поэтически одухотворенным чувством Аркадия к Кате Одинцовой. В отличие от неудачи Базарова, история молодого Кирсанова заканчивается счастливо: он женится на Кате Одинцовой.

Однако это не означает, что роковая, трагическая любовь Базарова противопоставлена «тихому, умиротворенному» чувству Аркадия. Для Тургенева чувства обоих героев одинаково ценны. Вспомним сцену объяснения Аркадия и Кати. «Он схватил ее большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу.

Он едва стоял на ногах и только твердил: „Катя, Катя…», а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слез в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и стыда, может быть счастлив на земле человек».

В словах этих — сожаление о трагических, изломанных судьбах Базарова и Павла Петровича. 

Любовь, как и красота, как и искусство, являлась некой высшей силой в мировосприятии Тургенева. Через любовь, искусство, красоту писатель «постигал бессмертие». Это были те силы, которые противостояли обреченности человеческой жизни, бренности человеческого бытия. 

В браке с Фенечкой обретает семейное счастье и Николай Петрович. Замечательна картина семейного обеда в доме Кирсановых, нарисованная Тургеневым тепло и с любовью: Николай Петрович, Фенечка и Митя, сидящий рядом, Павел Петрович, Катя и Аркадий… «Всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо.

Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию… Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович уже успел полюбить ее без памяти».

Этой сценой писатель еще раз напоминает нам, что любовь, семья, уважение и доверие — вот те вечные ценности, ради которых стоит жить. 

Заканчивается роман описанием сельского кладбища, где похоронен Евгений Базаров. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами…», — пишет Тургенев. Человек смертен, а любовь, как и природа, вечна. 

Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/tema_ljubvi_v_romane_i_s_turgeneva_otcy_i_deti/2015-12-05-1622

Ссылка на основную публикацию