Владимир солоухин. жизнь и творчество

Писатель Владимир Алексеевич Солоухин – яркий представитель деревенской прозы. Расцвет его творчества пришелся на 60-70-е годы XX века.

Колоритная русская деревня с ее покосившимися колокольнями, яблоневыми садами, крестьянскими подворьями, живописная природа с тихими заводями и разнотравьем лугов, нехитрый сельский быт – на этом чарующем фоне писатель, как истинный патриот, воспевает главное – красоту и богатство русской души, историю и культуру родной земли, ставшую его судьбой.

Детство и юность

Владимир Солоухин родился 14 июня (по другим сведениям – 17-го) 1924 года в селе Алепино, Владимирская область. Отец – Алексей Солоухин, мать – Степанида Чебурова. Володя стал десятым ребенком супружеской пары. Семья Солоухиных происходила из зажиточных крестьян.

Владимир Солоухин. Жизнь и творчествоВладимир Солоухин в молодости

Дед мальчика по отцу – Алексей Дмитриевич – владел собственной воскобойней и кирпичным заводиком, на которых и работали отец Володи и его старшие братья. Яркие воспоминания детства, первые страницы своей биографии, Солоухин описал в повести «Смех за левым плечом» (1989).

«Запах воска и запах свежей размешанной глины – вот два запаха, которые явственно вплетаются в запахи моего детства: соломы, меда, малины, печного дымка… да мало ли!».

Начальную школу будущий писатель окончил в родном Алепино, потом стал ходить в соседнее село Чекрутино, где учился до 7-го класса. В 1938 году юноша поступил во Владимирский механический техникум, где неожиданно увлекся поэзией. Его первые стихотворные сочинения были напечатаны в городской газете «Призыв».

Владимир Солоухин. Жизнь и творчествоДом Владимира Солоухина в селе Алепино

Парень окончил техникум в 1942 году, получив диплом механика-инструментальщика, после чего его сразу забрали в армию. Солоухин проходил службу в войсках особого назначения, охранявших Кремль.

С окончанием Второй мировой войны завершилась и служба Владимира. И теперь он полностью посвятил себя любимому увлечению. Поступил в Литературный институт имени А. Горького, писал стихи, публиковался в «Комсомольской правде». После выпуска в 1951 году работал разъездным корреспондентом-очеркистом в журнале «Огонек», ездил по огромной стране, писал репортажи.

Книги

Первый сборник стихов Солоухина под названием «Дождь в степи» вышел в 1953 году и был тепло встречен критиками. В следующем же году — литературный дебют автора как прозаика: в свет выходит книга очерков «Рождение Зернограда» (1954), а следом и новое издание — «Золотое дно», оба труда написаны на тему поднимающегося сельского хозяйства.

Владимир Солоухин читает стихотворение «Мужчины»

До конца 50-х автор много и плодотворно работает. Из-под его пера выходят поэтические сборники «Разрыв-трава» (1956), «Ручьи на асфальте» (1958), «Журавлиха» (1959) и др. Но первый большой успех приходит к литератору в 1957 году с публикацией сборника повестей «Владимирские проселки».

Эти лирические произведения в формате дневниковых записей были написаны под впечатлением путешествий, которые Солоухин совершил вместе со своей женой Розой по владимирской земле. В книге великолепно описана культура русского быта, имеющая уникальную красоту и мудрость. «Владимирские проселки» прочитали миллионы читателей и еще долго писали автору положительные отклики.

Владимир Солоухин. Жизнь и творчествоПисатель Владимир Солоухин

Очень тепло читатель встретил и следующую работу литератора – сборник повестей «Капля росы» (1960), в которых Солоухин взглянул на родное село Алепино глазами простого крестьянского мальчика. Автобиографичная проза вообще особняком стоит в творчестве писателя. Многие его повести и рассказы родом из детства, молодости («При свете дня», «Соленое озеро», «Чаша», «Мститель» и др.).

Логическим продолжением темы русских корней стало новое направление в творчестве Владимира Алексеевича – рассуждение о русской культуре. Подобное настроение было навеяно знакомством и дальнейшей дружбой писателя с художником Ильей Глазуновым. Солоухин с восхищением наблюдает за работами мастера, особенно его трогает процесс реставрации старинных икон.

Владимир Солоухин. Жизнь и творчествоВладимир Солоухин и Илья Глазунов

Под большим впечатлением он пишет нашумевшие очерки «Письма из русского музея» (1966) и «Черные доски: Записки начинающего коллекционера» (1969). В них писатель стремился привлечь внимание к проблемам гибнущих памятников старины, православных святынь: храмов и усадеб, икон и прочего, за что подвергался резким нападкам со стороны партийных идеологов.

В 1964-1981 годах Владимир Алексеевич был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия». Живя в Москве, Солоухин продолжает писать о родных ему темах. В 1970-е увидели свет книги «Олепинские пруды» (1973), «Посещение 3ванки» (1975).

В этот период у писателя ухудшается самочувствие, врачи выносят неутешительный приговор – рак.

Солоухин ложится на операцию, после которой вновь возобновляет работу, много ездит в составе творческих делегаций, как по стране, так и за рубежом.

Владимир Солоухин. Жизнь и творчествоВладимир Солоухин и Александр Солженицын

В 1979 году состоялась памятная поездка в США, в ходе которой Солоухин конспиративно ездил в Вермонт повидаться с опальным и высланным из России писателем Александром Солженицыным. Побывал прозаик и в знаменитой Оптиной пустыне, о которой в 1980-е написал произведение «Время собирать камни» и сборник «Бедствие с голубями».

В 90-х годах были опубликованы многие небольшие повести: «Древо» (1991), «Соленое озеро» (1994), «При свете дня» (1992). В 1995 году увидело свет самое сильное, по признанию критиков, произведение Владимира Солоухина – «Последняя ступень», которое было написано в 1976 году и пролежало в столе более 20 лет.

Владимир Солоухин. Жизнь и творчествоВладимир Солоухин

Роман-исповедь о мучительном пути прозрения русского писателя-самородка, о судьбе России в ХХ веке, образе жизни в эпоху «застоя», извечных еврейских вопросах сам автор назвал своей «главной книгой», которая, по его словам, была написана «без оглядки» (т. е. без самоцензуры). Книга стала последним изданием, которое застал уже смертельно больной Солоухин. Произведение-мемуары «Чаша» опубликовано посмертно.

Личная жизнь

Личная жизнь и семейная жизнь писателя связаны с именем одной женщины – его супруги Розы Лаврентьевны Солоухиной. Они оба родом из центральной полосы России: он из Владимирской области, она из Орла.

А познакомились будущие супруги на Крайнем Севере – в городе Нарьян-Мар, куда Роза приехала по распределению после окончания медицинского института в Ленинграде, а Владимир Алексеевич прибыл в качестве корреспондента журнала «Огонек».

Владимир Солоухин. Жизнь и творчествоВладимир Солоухин и его жена Роза

Чувства вспыхнули сразу, уезжая, Солоухин сказал Розе: «Мы будем вместе». Потом он еще несколько раз прилетал, будучи в командировках. В один из визитов и сделал любимой предложение. Свадьбу сыграли в Москве, на ней гулял весь «Огонек». Молодожены стали жить в комнате в коммуналке, а с появлением первенца Лены переехали за город, в Хлебниково.

Владимир Солоухин. Жизнь и творчествоВладимир Солоухин с семьей

Роза оставила карьеру врача, полностью посвятила себя мужу, заботам о детях, доме. Женщина стала верной помощницей Владимира Алексеевича: она ездила по редакциям, развозила рукописи, фотографии, забирала письма, приглашения, рецензии. Обустраивала быт, следила за тем, во что и как супруг одет, принимала его гостей.

Роза Лаврентьевна сопровождала мужа в путешествии (680 км) по родной владимирской земле, вела путевой дневник, печатала на машинке и ни разу не пожаловались на какие-либо трудности. Верная, преданная и любящая супруга родила мужу двух дочерей – Елену и Ольгу.

Смерть

В 90-е состояние литератора ухудшилось, болезнь вернулась и медленно подтачивала его силы. Несмотря на это, Солоухин держался мужественно, посещал мероприятия, ездил на встречи. Его не стало 4 апреля 1997 года.

Владимир Солоухин. Жизнь и творчествоМогила Владимира Солоухина и его жены

Отпевание писателя было первым в только что отреставрированном Храме Христа Спасителя, в деле восстановления которого Владимир Алексеевич принял самое непосредственное участие (руководил фондом восстановления храма). 7 июля 2017 года умерла любимая супруга писателя Роза Лаврентьева. Ее похоронили рядом с мужем на кладбище в Алепино.

Библиография

  • 1953 – «Дождь в степи»
  • 1955 – «Рождение Зернограда»
  • 1956 – «Разрыв-трава»
  • 1957 – «Владимирские проселки»
  • 1960 – «Капля росы»
  • 1964 – «Мать-мачеха»
  • 1966 – «Письма из Русского музея»
  • 1969 – «Черные доски: записки начинающего коллексионера»
  • 1973 – «Олепинские пруды»
  • 1977 – «Камешки на ладони»
  • 1980 – «Время собирать камни»
  • 1989 – «Смех за левым плечом»
  • 1991 – «Древо»
  • 1994 – «Соленое озеро»
  • 1995 – «Последняя ступень»

Источник: https://24smi.org/celebrity/79460-vladimir-soloukhin.html

Владимир Солоухин — Челябинская областная универсальная научная библиотека

Средь ночи злой, средь ночи длинной Вдруг возникает крик в крови: О, Боже, смилуйся над милой,

Пошли ей капельку любви!

Высшее счастье человека, хотя это и банально, в принесении радости другим людям.Владимир Солоухин

В писательской манере Солоухина самое, пожалуй, интересное то, что ему как-то нет надобности дробить свое писательское «я», награждать частицами этого «я» своих героев или выдавать его за «я» какого-нибудь Петра Ивановича. Солоухин же никогда не прячется за своего литературного героя. Если он пишет, я – это значит: я, Владимир Солоухин.Юрий Казаков

Владимир Солоухин. Жизнь и творчествоВладимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня1924 г. в селе Алепине (ныне Собинского района Владимирской области) в крестьянской семье. Отец – Алексей Алексеевич Солоухин, мать – Степанида Ивановна Солоухина (в девичестве Чебурова). Владимир был десятым, последним ребенком.

Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструментальщик. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв».

После службы в РККА (1942–1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Член КПСС с 1952. Был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия» (1958–1981), редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».

На Общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 принял участие в осуждении романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

В своей публицистике конца 1950-х – начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства.

В начале 1960-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи. Его публикации на эту тему – «Письма из Русского музея» (1966), «Чёрные доски» (1969) – встретили широкий общественный отклик.

Главная тема творчества Солоухина – русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция.

В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»).

В них, стоя на монархических и православно-националистических позициях, он резко критикует атеистическое, интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение.

Стихи Солоухина были поначалу традиционными по форме, затем его лирика всё больше приближалась к прозе, он отказывался от рифмы и размера, разделяя стихи посредством синтаксических параллелей и повторений слов и частей предложения. Проза Солоухина по своей ассоциативной структуре и по тому, что действие в ней часто отходит на задний план, напоминает прозу К. Г.

Паустовского (о творчестве которого Солоухин отзывался с глубоким пониманием); в этой прозе сочетаются публицистическая документальность и настроенность на природную лирику, исконно-крестьянское, основанное на собственных наблюдениях над жизнью колхозников, и размышления на искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её культурными традициями и злободневная критика.

Публичные выступления В. А. Солоухина времён «поздней перестройки» (конец 1980-х) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций идеализации дореволюционной России.

В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России.

Читайте также:  Железный поток - краткое содержание романа серафимович

В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис – что они являются закономерным продолжением ленинской политики.

Статья «Читая Ленина» вызвала жесткую критику даже со стороны соратников Солоухина по антикоммунистическому лагерю. Например, А. Собчак назвал эту статью «грубой подтасовкой» и «недобросовестной, односторонней критикой Ленина».

Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Оставил большое поэтическое наследие, среди которого выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Автор в последние годы жизни читал «Черёмуху» со сцены на всех литературно-художественных мероприятиях, куда его приглашали.

В 1990-е Солоухин испытал сильнейшее разочарование от перестройки, на которую сначала возлагал большие надежды. Был возмущен реформами (в частности, приватизацией), проводимыми правительством Ельцина – Гайдара – Чубайса, и категорически не принял новые демократические порядки.

Солоухин умер 4 апреля1997 г. в Москве. Отпевание прошло в Храме Христа-Спасителя в Москве. Владимир Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия. Похоронен в родном селе Алепине.

  • Награды:
  • орден Трудового Красного Знамени орден «Знак Почёта»
  • орден Дружбы народов
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1979) – за повести и рассказы последних лет «Прекрасная Адыгене», «Трость», «Мёд на хлебе», «Барометр», «Варшавские этюды»
  • О  Солоухине

Делились впечатлениями, вспомнили не вполне удачный памятник на могиле Владимира Алексеевича и сошлись на том, что книги Солоухина – лучшая память о нем. Издавались книги хорошими тиражами, и в любой библиотеке их можно спрашивать. Читая Солоухина, испытываешь чувство, что пьешь из чистого родника.

Василий Песков

Талант позволяет Солоухину, дает ему смелость и, не побоюсь сказать, право писать о разных случаях из своей жизни так поэтично, так незамысловато, что щемит сердце от ощущения поэзии и правды, и жизнь человека и писателя Владимира Солоухина становится – как бы это поточнее сказать? – заразительной для его читателя.

  1. Солоухин закладывает у себя в деревне сад, я читаю об этом и ловлю себя на том, что и мне уже хочется копать ямы, ездить в плодовые питомники, выбирать там молодые яблоньки.
  2. Солоухин едет на зимнюю рыбалку – а я вдруг начинаю думать: «Где-то и у меня были валенки, ватные штаны, зимние удочки, надо бы съездить!»
  3. Солоухин горюет – и мне горько.
  4. Солоухин любит родину – мне хочется любить ее еще больше, чем я любил ее до прочтения его книг.

У Селинджера в его «Над пропастью во ржи» герой – мальчик Колфилд – всех писателей разделяет на тех, кому хочется позвонить и кому позвонить не хочется. «Вот Фолкнеру я бы позвонил!» – говорит он.

Владимир Солоухин как раз тот писатель, кому хочется позвонить. Хочется приехать к нему в деревню. Хочется посмотреть на жизнь, о которой он так хорошо пишет, на людей, которых он так любит.

Юрий Казаков

Владимир Солоухин был поистине трагической личностью. Настоящий художник и интеллигент всегда обречен пребывать в оппозиции к власть предержащим – это аксиома.

  • Инна Симонова
  • Солоухин о себе:
  • Не имея возможности похвастаться широтой и прямизной поэтического проспекта, на который вывели бы меня мои стихи, я могу сказать только, что я шел по земной, вьющейся меж деревьев и трав незамысловатой, но – хочется верить – своей тропе.
  • Цитаты:

Мир – не только руки, встретившиеся в рукопожатии, это даже не голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Мир – это пчела, сидящая на цветке.

  1. У человека в жизни может быть два основных поведения: он либо катится, либо карабкается.
  2. Банально, но, если прислушаться, самый зловещий из всех земных звуков – тиканье часов.
  3. Отзывы на книги Владимира Солоухина
  4. Владимир Солоухин. Жизнь и творчество«Смех за левым плечом»

До Солоухина (как, впрочем, и до любого классика) надо дорасти и дозреть. Иначе просто не проникнетесь. Тогда уж точно вы не пропустите многие замечательные моменты: проникновенные описания природы, нюансы и тонкости человеческой души. Просто песня.

Но к сожалению, не всё здесь оказалось выдержанным в таком вот лирически-философском ключе. В красивые картины русской природы и простой деревенской жизни прямо-таки грубо вторглись описания разных перегибов и переломов коллективизации, приведшей в конце концов к разрухе и упадку.

И получился вроде бы не плач по деревне, а нечто злободневное (90-е годы издания) и обличительное. Вот за это и снимаю звезду.

dakota565 (http://irecommend.ru/)

«Время собирать камни»

На мой взгляд, прочитать эту книгу нужно всем русским людям, это воистину великое повествование Владимира Алексеевича Солоухина о памятниках нашей старины, это и напоминание всем нам живущим ныне. Это только правда и ничего больше, к чему всегда и призывала исконно русская культура, наш соборный православный народ.

Ведь с верою в нравственность людскую и жили наши праведные русские святые.

И очень горестно осознавать, что в современном мире многое из исконно русской православной старины утрачено совсем… Очень хочется, чтобы Россия ответила своей всегдашней непредсказуемостью, и чтобы эта непредсказуемость была направлена на сохранение и величие своих исторических памятников и христианских истоков глубокой и всегда во все века праведной православной старины…

  • Анатолий Казаков (Журнал «Клаузура»)
  • Владимир Солоухин. Жизнь и творчествоПройдя удаленную регистрацию в ЧОУНБ Вы сможете:
  • Заказать книги В. Солоухина в ЧОУНБ
  • Читать в ЛитРес В. Солоухин «Камешки на ладони»

 См. также телепроект Государственного интернет-канала «Россия»: Ежедневный урок. Владимир Солоухин

  1. Материал подготовил Владислав Бочаров,
  2. библиотекарь отдела электронных ресурсов

Источник: http://chelreglib.ru/ru/pages/about/lityear/litcalendar/june/solouhin/

Владимир Солоухин. Жизнь и творчество

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) является один из ярких советских писателей, представляющих жанровую направленность, называемую деревенской прозой.

Появление на свет будущего писателя происходит в простой многодетной семье крестьян, живущих в деревне, относящейся к Владимирской губернии.

Образование Солоухин получает в механическом техникуме Владимира, окончив который ему присваивается рабочая специальность механика-инструментальщика.

В период получения образования начинается период литературного творчества Солоухина в виде опубликования его первых стихов в местной городской газете.

После демобилизации из армейских рядов, где писатель проходит службу, охраняя Кремль, Солоухин становится студентом Литературного института в Москве, носящего имя Максима Горького, по окончании которого принимается на работу в журнал «Молодая гвардия» в качестве члена редколлегии, а в дальнейшем включается в редакционный Совет издания «Наш современник».

Помимо литературной деятельности Солоухин активно участвует в общественной жизни страны и является одним из участников собрания, на котором обсуждается роман Пастернака Б.Л.

«Доктор Живаго», выдвинутый на Нобелевскую премию.

При этом, являясь сторонником сохранения русских традиций и ярым патриотом советской власти, писатель осуждает пастернаковское произведение, считая его народным предателем.

Основной тематикой произведений Солоухина выступает описание бытовой жизни русской деревни, отраженной в его многочисленных рассказах и повестях, в числе которых «Приговор», «Чаша», «Последняя ступень», переведенных на многие языки мира.

Также интересны сочинения писателя о русских иконах, где он выражает свою позицию по поводу особого внимания к сохранению национального достояния.

Данные произведения горячо воспринимаются обществом и имеют определенный успех («Черные доски», «Письма из Русского музея»).

Перестроечные изменения конца восьмидесятых годов прошлого века вызывают у Солоухина чувство глубокого разочарования, поскольку изначально он ожидает от них улучшения жизни российского населения, а воочию видит пропасть, в которую погружается страна по воле отдельных личностей. Не принимая новую демократическую власть, Солоухин выражает собственное мнение, подписав «Римское обращение».

Личная жизнь писателя складывается достаточно удачно и в браке с Розой Лаврентьевной Солоухиной у него рождаются две дочери.

В последние годы жизни Солоухин издает несколько произведений в виде повестей и рассказов, среди них «Варшавские этюды», «Трость», «Прекрасная Адыгене», за которые ему присуждается награда в виде Государственной горьковской премии. Кроме того, писатель является трижды орденоносцем.

Прерывается жизнь Солоухина в возрасте семидесяти двух лет, и он становится первым, чье отпевание происходит в только что открытом Московском Храме Христа Спасителя. Местом же захоронения писателя является его родное село во Владимирской области.

Доклад 2

Российская литература – поистине самая интересная и завораживающая из всех, но при том она не теряет своей душевности и лиричности, от чего становится одной из самых прекрасных из всех.

Полюбившаяся многими людьми, и не только россиянами, эта литература по правде можно назвать одним из отдельных видов искусства, который в свою очередь подразделяется на свои собственные мелкие классы, одним из самых интересных является класс деревенской лирики русской литературы.

  Этот замечательный жанр в своё время был довольно почитаем из-за своей особой атмосферы, которая царила во всех произведениях подобного рода. Прекрасным примером автора, который писал в подобном жанре является писатель Владимир Солоухин.

Владимир Солоухин – хоть и не очень известный, однако очень талантливый автор, который в своих произведениях прославлял свою родину, и называл её настоящей колыбелью человечества. Для Владимира не было ничего важнее его отчизны, и он был готов сделать всё ради неё, что прекрасно видно в его произведениях.

Являясь приверженцем деревенской лирики, его произведения преобладали чертами именно данного жанра, ведь они были довольно просты для восприятия, с простой идеей, однако довольно с глубокой душой, и с замечательным чувством патриотизма в каждой строчке, потому они и пользовались большой популярностью у власти, которая активно поощряла таких авторов.

Родился Владимир в 1924 году в семье губернских крестьян.

По началу в его семье никто не говорил об особом таланте мальчика, никто даже не утверждал, что он, когда либо станет человеком, связанным с подобной деятельностью, однако он всё же тайком писал свои произведения, стихи, и прозу, что впоследствии дало результат.

Отучившись в местном техникуме на рабочую специальность, писатель отправляет свои стихи в некоторый журнал, в котором они принимаются с хорошими отзывами, и с этого момента начинается творческая карьера писателя.

Именно  в этот момент он понимает, что не зря всё детство делал это, и начинает заниматься тем, что ему по настоящему нравиться. После он пишет ещё большое количество произведений, которые тепло принимаются в обществе и приносят ему немалую славу и доход.  Скончался автор в 1997 году.

Таким образом, мы видим, что Владимир Солоухин довольно талантливый автор, который не закопал свой талант в землю, а напротив всю жизнь его развивал.

Владимир Солоухин. Жизнь и творчество

Источник: http://sochinite.ru/otvety/ludi/vladimir-solouhin-zhizn-i-tvorchestvo

Владимир Солоухин — биография, список книг, отзывы читателей

Владимир Алексеевич Солоухин— русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Читайте также:  Озеро селигер - сообщение доклад

Владимир Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепине (ныне Собинского района Владимирской области) в крестьянской семье. Отец — Алексей Алексеевич Солоухин, мать — Степанида Ивановна Солоухина (в девичестве Чебурова). Владимир был десятым, последним ребенком. Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструментальщик.

Первые стихи были опубликованы во владимирской газете «Призыв». После службы в РККА (1942—1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьёз заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Член КПСС с 1952 года.

Был членом редколлегии журнала «Молодая гвардия» (1958—1981), редколлегии, а затем Совета редакции журнала «Наш современник».

В своей публицистике конца 1950-х — начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства.

В начале 1960-х заинтересовался русскими иконами, стал поборником бережного отношения и внимания к ним, собирателем и специалистом по истолкованию и технике иконописи.

Его публикации на эту тему — «Письма из Русского музея» (1966), «Чёрные доски» (1969) — встретили широкий общественный отклик.

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция.

В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»).

В них, стоя на монархических и православно-националистических позициях, он резко критикует атеистическое, интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение.

Стихи Солоухина были поначалу традиционными по форме, затем его лирика всё больше приближалась к прозе, он отказывался от рифмы и размера, разделяя стихи посредством синтаксических параллелей и повторений слов и частей предложения. Проза Солоухина по своей ассоциативной структуре и по тому, что действие в ней часто отходит на задний план, напоминает прозу К. Г.

Паустовского (о творчестве которого Солоухин отзывался с глубоким пониманием); в этой прозе сочетаются публицистическая документальность и настроенность на природную лирику, исконно-крестьянское, основанное на собственных наблюдениях над жизнью колхозников, и размышлениями на искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её культурными традициями и злободневная критика.

Публичные выступления В. А. Солоухина времён «поздней перестройки» (конец 1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций идеализации дореволюционной России.

Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Оставил большое поэтическое наследие, среди которого выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Автор в последние годы жизни читал «Черёмуху» со сцены на всех литературно-художественных мероприятиях, куда его приглашали.

В 1990-е годы Солоухин испытал сильнейшее разочарование от перестройки, на которую сначала возлагал большие надежды. Был возмущен реформами (в частности, приватизацией), приводимыми правительством Ельцина — Гайдара — Чубайса и категорически не принял новые демократические порядки.

Солоухин умер 4 апреля 1997 года в Москве. Отпевание прошло в Храме Христа-Спасителя в Москве. Владимир Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия. Похоронен в родном селе Алепине.

Источник: http://readly.ru/author/18582/

Солоухин В. А. биография

Солоухин Владимир Алексеевич (1924 – 1997), поэт, прозаик. Родился 14 июня в селе Алепино Владимирской области в крестьянской семье. Окончив школу, в 1938 – 42 учился в инженерном училище во Владимире, получил специальность механика-инструменталиста. Во время войны Солоухин служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль.

В 1946, опубликовав свои первые стихи в “Комсомольской правде” и осознав свое призвание, поступил в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1951. Первый сборник стихотворений “Дождь в степи”

появился в 1953.

Затем последовали поэтические сборники “Журавлиха” (1959), “Имеющий в руках цветы” (1962), “Жить на земле” (1965), в которых со временем все усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни.

С 1951 много ездит по стране и зарубежным странам, публикуя репортажи в различных изданиях. Первая отдельная книга очерковой прозы “Рождение Зернограда” вышла в 1955; следующая – “Золотое дно” – в 1956.

Книга “Владимирские проселки” (1957) привлекла серьезное внимание читателей и критики, получив самые одобрительные отклики.

В 1964 опубликовал автобиографический роман “Мать-мачеха”. Особое место в творчестве Солоухина занимают его художественно-публицистические книги “Письма из Русского музея” (1966) и “Черные доски” (1969). В 1964 – 81 был членом редколлегии журнала “Молодая гвардия”. Живя в Москве, Солоухин не порывал связи с родными местами, тамошними людьми.

В 1965 выходит сборник стихотворений “С лирических позиций”. В 1970-е увидели свет книги “Олепинские пруды” (1973) и “Посещение 3ванки”(1975). В 1980-е – “Время собирать камни” об Оптиной пустыни (монастыре близ г. Козельска) и сборник рассказов и очерков “Бедствие с голубями”.

Тема русской природы, духовного богатства народа всегда занимала писателя, писал о необходимости их сохранения и защиты. Умер В. Солоухин 4 апреля 1997 в Москве. СОЛОУХИН Владимир Алексеевич (14.06.1924-4.04.1997), русский писатель и общественный деятель.

Чувством любви к Родине и болью за ее судьбу проникнуты его повести “Владимирские проселки” (1957), “Капля росы” (1960), “Смех за левым плечом” (1984). Одним из первых поднял вопрос о бедственном положении крестьян, разоренных социалистическими экспериментами.

В книге “При свете дня” (1992) показал антирусскую сущность еврейских большевиков, сознательно моривших голодом русских людей, чтобы заставить их подчиниться своей власти.

В книге “Соленое озеро” (1994) вскрыл садизм и патологическую жестокость еврейских большевиков в лице одного из ярких их представителей А. Гайдара.

Солоухину принадлежит заслуга одного из зачинателей общественного движения за сохранение национального культурного достояния, исторических памятников и достопамятных мест.

В развитии этого движения большую роль сыграли его книги “Письма из Русского музея” (1966), “Черные доски” (1969), “Время собирать камни” (1980).

Солоухин был в числе основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), активным деятелем “Русского клуба”, а в 1990-е одним из руководителей движения за восстановление храма Христа Спасителя. В своей последней опубликованной книге (написанной еще в 1970-е) “Последняя ступень” (1995) остро ставит вопрос о еврейском засилье в России, о стремлении иудейских вождей к мировому господству над человечеством.

Посмертно опубликованы мемуары “Чаша” (1998).

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) – русский поэт и писатель. Владимир Солоухин – родился 14 июня 1924 года в селе Алепино (ныне в Собинском районе) Владимирской области в крестьянской семье. Окончил Владимирский механический техникум по специальности механик-инструменталист. Первые стихи были опубликованы во владимирской газете “Призыв”.

После службы в армии (1942-1945, в охране Кремля), Владимир Солоухин начал всерьез заниматься литературной деятельностью. В 1951 году окончил Литературный институт. Работал членом редколлегии журнала “Молодая Гвардия” (1958-1981), членом редколлегии, а затем Совета редакции журнала “Наш современник”.

Главная тема творчества Солоухина – русская деревня, ее настоящее и будущее. В своих публицистических произведениях писатель указывает на необходимость сохранения национальных традиций, размышляет о путях развития русского искусства. Владимир Солоухин является видным представителем “писателей-деревенщиков”.

В 1975 году в журнале “Москва” была опубликована нашумевшая автобиографическая повесть “Приговор”, где главному герою (от лица которого ведется повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В конце 1980-х гг.

в статье “Читая Ленина” одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России.

В годы “перестройки” была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются “извращением ленинских принципов”, Солоухин же обосновывал противоположный тезис – что они являются закономерным продолжением ленинской политики.

В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX-го века (“Последняя ступень”, “При свете дня”, “Соленое озеро”, “Чаша”). Стоя на православно-патриотических позициях, он резко критикует атеизм и интернационализм коммунистической идеологии. Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Награжден орденами “Трудового Красного Знамени”, “Знак Почета”, “Дружбы народов”, государственными и общественными премиями.

Умер 4 апреля 1997 года в Москве. Похоронен в родном селе Алепино. Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепине в сорока верстах от Владимира, на берегу маленькой речки Ворщи, в крестьянской патриархальной семье.

Деревенское детство, начальная школа в родном Алепине (сто четырнадцать ребятишек из десятка окрестных деревенек), семилетка в соседнем селе Черкутине, затем Владимирский механический техникум (бывшее Мальцевское училище) и диплом технолога по инструментальному производству. Никто не знает, почему из ста четырнадцати сверстников и сверстниц в начальной школе одного обуяла страсть сочинять стихи.

Солоухин о себе: Из дополнительных, вспомогательных обстоятельств надо отметить два. Моя мать, Степанида Ивановна, знала наизусть довольно много стихов Некрасова, Сурикова, А. К. Толстого.

“Не ветер бушует над бором…”, “Поздняя осень, грачи улетели…”, “Влас”, “Где гнутся над омутом лозы…”, “Колокольчики мои – цветики степные…”, “Вечер был, сверкали звезды…”, “Вот моя деревня, вот мой дом родной…” и многое другое в том же роде было мной схвачено и запомнено наизусть с материнского голоса в четырехлетнем возрасте. К четырехлетнему же возрасту (если не раньше) относится и другое похожее обстоятельство. Моя старшая сестра Екатерина (по-домашнему, нашему, Катюша) повредила тогда позвоночник, упав с лошади, и, будучи целую зиму малоподвижной, много занималась со мной, читая вслух. А книги ее были – большие с картинками однотомники Пушкина и Лермонтова.

Тамара, лежащая в гробу (врубелевская, надо полагать), и ангел, летящий по небу полуночи были первыми отпечатками на детской душе. Так что когда в школе пришлось учить по требованию тогдашней школьной программы стихи, то приоритета они не имели. Я был уже, как сказали бы ученые люди,- иммунен.

Оспа была привита. В два последние предвоенные года (1939-1940) во Владимирской газете “Призыв” появилось несколько стихотворений студента механического техникума, но, к счастью, в моих бумагах они не сохранились, а достать газеты того времени теперь не просто.

Дальнейшая судьба молодого человека сложилась так, что он с 1942 года (сразу же после окончания техникума) стал жить в Москве (служил в воинской части) и в 1945 году забрел на занятия самого большого и интересного тогда Литературного объединения.

Проводящими занятия там можно было видеть Луговского, Тихонова, Сельвинского, Антокольского, Щипачева, Коваленкова, а участвующими в занятиях Луконина, Межирова, Гудзенко, Михаила Львова, Юлию Друнину, Недогонова, Наровчатова, Павла Шубина, ну и более молодую поросль.

Удивительно не то, что я чему-то научился на занятиях этого Литобъединения, что-то узнал там и понял,- удивительна та быстрота, с которой произошли психологические и прочие перемены.

От стихов, о которых мне теперь как-то не хотелось бы и вспоминать, за несколько недель я проскочил путь к стихам, которые мечтал бы написать теперь; приблизившись к шестидесятилетнему возрасту, приходится признаться, что в юности поэту как бы шутя, как бы сами собой удаются такие вещи, достичь которых он стремится потом всю жизнь, обогащаясь знаниями и накапливая опыт. Обращаясь к самой ранней лирике, я вижу, что, конечно, тогда я не смог бы написать “Венок сонетов”, как и многие более поздние стихи (скажем, “Лозунги Жанны д’Арк”), но зато никогда и не возвратить уже той печати непосредственности (пусть граничащей с наивностью), которая лежит на первых стихотворениях и которая, может быть, дороже в поэзии благоприобретенного опыта и умения. Но в целом стихи – самое радостное и дорогое, что было и есть у меня в жизни. Что касается расположения их по разделам, то в этом тоже есть свой смысл и своя закономерность. В первый раздел мне захотелось включить стихи того далекого для меня времени, когда я впервые почувствовал их как свою профессию от Литературного объединения 1945 года до окончания Литературного института в 1951 году. “Дождь в степи”- фактически мое первое стихотворение, опубликованное в “центральной” печати в июне 1946 года. С этим стихотворением я поступал в Литературный институт, оно было моим первым публичным выступлением на большом вечере поэзии в Центральном Доме литераторов в 1947 году. “Дождь в степи” – называлась моя первая стихотворная книжица в 1953 году. Это мой дебют и мое, так сказать, крещение. Поэтому стихотворение “Дождь в степи” открывает четырехтомник. “Как выпить солнце” – особый раздел не только в этом издании, но и в биографии поэта. В 1960 году неожиданно написались четыре стихотворения (“Яблоко”, “Не прячьтесь от дождя”, “Как выпить солнце”, “Полеты”), которые и положили начало этому разделу, а в жизни – целой особенной полосе. Так называемый “верлибр”, или, по-русски говоря, свободный стих, когда отказываются от стихотворного размера, от рифмы, от строфы и вообще от всех признаков привычного традиционного стихосложения. Но ведь стихи есть высшая форма организации человеческой речи. Может ли дезорганизованная речь претендовать на звание поэзии? Дело в том, что до определенной степени речь в свободном стихе вовсе не дезорганизованна. Отсутствие привычных атрибутов восполняется иными средствами: интонацией, внутренними конструкциями поэтической фразы, ритмичными повторами, наконец, смыслом, заключенным в своеобразные, но четкие формулы. Не надо представлять себе дело так, что поэт писал, писал “нормальные” стихи, а потом решил с понедельника писать по-новому. Видимо, какая-то внутренняя логика привела к этому. Стало казаться необходимым и естественным то, что еще вчера могло казаться искусственным и вообще невозможным. Правда, путь свободного стиха полон соблазнов и, в случае, если изменит чувство меры или при желании злоупотребить, чреват самыми тяжелыми последствиями. Но в пределах разумного свободный стих не только допустим, но и интересен новыми возможностями и новой степенью выразительности. Так или иначе, дань была отдана. При возвращении на “стезю” амплитуда колебания потребовала своей жертвы, я бы даже сказал, искупления в виде “Венка сонетов”- формы самой строгой и самой сложной, какая только существует в поэзии, но подробнее об этом – в маленьком предисловии, предпосланном “Венку” на соответствующих страницах этого тома.

Читайте также:  Краткое содержание романов азимова

Не имея возможности похвастаться широтой и прямизной поэтического проспекта, на который вывели бы меня мои стихи, я могу сказать только, что я шел по земной, вьющейся меж деревьев и трав незамысловатой, но – хочется верить – своей тропе.

(No Ratings Yet) Loading… Солоухин В. А. биография“Положительный тип” русского человека в творчестве Лескова »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/solouxin-v-a-biografiya/

Владимир Солоухин | Литературно-Исторический Клуб «РусичЪ»

Солоухин Владимир Алексеевич (14.06.1924—4.04.1997), поэт, прозаик. Родился в с. Олепино Владимирской обл. в крестьянской семье. После окончания школы учился во Владимирском механическом техникуме, получил специальность механика-инструменталиста.

Во время Великой Отечественной войны служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль.

С 1946 начал печатать стихи (первая публикация — стихотворение «Дождь в степи» в «Комсомольской правде»), которые писал со школьных лет. В 1946—51 учился в Литературном институте. После окончания института работал разъездным корреспондентом-очеркистом, писал репортажи о поездках по стране и загранице.

Первый сборник стихов Солоухина «Дождь в степи» (1953) написан в традиционной манере. Критика отмечала в стихах «тонкую прелесть образа». Выходят сборники «Разрыв-трава» (1956), «Ручьи на асфальте» (1958), «Журавлиха» (1959) и др.

В ранней лирике обнаруживается стремление к постановке таких проблем, как Родина, ее историческое прошлое и настоящее, человек и природа. Гражданская позиция автора выявляется в стихах, содержащих раздумья о смысле жизни, о взаимоотношениях поэта и народа.

В стихотворении «Разрыв-трава» (1956) поэт отстаивал свое право на личностное видение мира. Раздумьям о человеке в лирике Солоухина сопутствовала тема красоты земли («Жители земли», 1951).

В сборнике «Как выпить солнце» (1961) Солоухин перейдет к белому стиху и верлибру, откажется от рифмы и размера (позднее в книге «Венок сонетов» (1975) он вновь вернется к нормативной поэтике). Лирика Солоухина этих лет все больше приближалась к прозе.

От очерковых книг о проблемах сельского хозяйства («Рождение Зернограда», 1955; «Золотое дно», 1956) Солоухин шел к очеркам о зарубежье «За синь-морями» (1956), обернувшимся повышенным интересом к собственной земле. В июне 1956 Солоухин совершил путешествие пешком по владимирской земле. Написанные на основе реальных впечатлений лирические повести «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (1960) принесли ему широкую известность.

«Владимирские проселки» — это 40 дневниковых записей, сделанных во время путешествия по отчему краю; «Капля росы» — портрет родной деревни Олепино, «спроецированной на экран невозвратного детства обычного крестьянского мальчика». Солоухин считал, что как в капле можно увидеть отражение мира, так в жизни одного села можно обнаружить нечто, характерное для всей России.

Значительное место после лирических повестей в творчестве Солоухина заняли нашумевшие в ту пору острополемичные художественно-публицистические очерки «Письма из Русского музея» (1966), «Черные доски» (1969) о древнерусском искусстве, в которых Солоухиным подняты острейшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников старины. Размышляя о роли современного человека в поступательном развитии жизни, Солоухин ставил и разрабатывал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.

Традиционная для Солоухина тема «уважения к преданию» стала основой книг «Время собирать камни» (1980) и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» (1988).

В последней писатель делился своими раздумьями о печальной судьбе исторических мест, связанных с именами выдающихся деятелей русской национальной культуры (очерки об имении Г. Р. Державина — Званке, о блоковском Шахматове, Оптиной Пустыни, связанной с именами Гоголя, Достоевского, Толстого).

Солоухин призывал к действенному изменению создавшегося положения в отношении к культурному наследию прошлого — памятникам старой архитектуры, живописи, музыки. В «Черных досках», «Письмах из Русского музея», а также в «Славянской тетради» (1965) формировалась солоухинская «философия патриотизма».

Главная мысль художественно-публицистических книг Солоухина — ответственность человека за сохранение духовных богатств перед грядущими поколениями.

Солоухин был одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активным деятелем «Русского клуба», а в 90-е — одним из руководителей движения за восстановление Храма Христа Спасителя.

Сама жизнь, логика творческого развития писателя привели к созданию произведений, где уяснялось разнообразие законов природы, многообразие связей человека с миром: «Дом и сад» (1963) — об истории перестройки дома и закладки сада; «Григоровы острова» (1963) — о приобщении героя-повествователя к подледному лову рыбы; «Третья охота» (1967) — о «смиренной охоте брать грибы» и «Трава» (1972) — о флоре средней полосы России. Они были созданы в период интенсивного и целенаправленного изучения Солоухиным трудов А. Брема, К. Тимирязева, Н. Золотницкого и др. В солоухинских записках соединились полярные повествовательные манеры — научная и художественная, породив особую стилистику «Травы» и «Третьей охоты». Этими произведениями Солоухин пытался возродить утерянную способность удивляться чуду природы. Одновременно с «Домом и садом», «Третьей охотой» Солоухин создал рассказы, где преобладает аналитическое начало («Летний паводок», «Зимний день», «Кувшинки», «На лыжне»). Пафос последнего рассказа — в утверждении обогащающего воздействия природы на человека, в развенчании бессмысленности самоцельных нагрузок. В этом ряду — повесть «Прекрасная Адыгене» (1973).

В к. 50-х—60-е Солоухин широко обращался к малому жанру, создал рассказы «Девочка на урезе моря», «Ледяные вершины человечества», «Варвара Ивановна» и др., в которых отражены актуальные нравственно-этические проблемы, исследующие усложняющиеся связи человека в современном мире.

Автобиографический роман «Мать-мачеха» (1964) — первый опыт в этом жанре. Он посвящен жизни послевоенного студенчества. Главный герой — деревенский парень, сержант Митя Золушкин, несущий службу в столице.

Он поступает в Литературный институт, попадает в необычную среду. Прослежен трудный процесс вживания героя в городской мир, причем героя-поэта. Душа Золушкина искала простоты и естественности отношений.

Солоухину важно было показать в герое рождение художника.

В н. 60-х Солоухин пережил духовный перелом: «…я… начал прозревать и, точнее сказать, прозрел». История этого «прозрения» рассказана писателем в его романе «Последняя ступень (Исповедь вашего современника)» (1976—95). Солоухин назвал свой роман «главной книгой», которая, по его словам, была написана в 1976 «без оглядки» (т. е.

без самоцензуры) и пролежала в столе писателя почти 20 лет (одна из глав романа под названием «Читая Ленина» была опубликована в немецком издательстве «Посев» в 1988). Весь роман издан в 1995. Ознакомившийся с ним еще в рукописи Л. Леонов заметил: «Вообще ходит человек по Москве с водородной бомбой в портфеле и делает вид, что там бутылка коньяку».

«Опальное» произведение Солоухина — это исповедальный роман о мучительном пути прозрения русского писателя-самородка, о судьбе России в ХХ в., сущности советского строя и образа жизни в эпоху «застоя», о роковых национальных вопросах «Что делать?» и «Кто виноват?».

Остро ставится вопрос «о еврейском засилье в России, о стремлении иудейских вождей к мировому господству над человечеством». Пафосом «прозрения» отмечены и острокритический рассказ «Похороны Степаниды Ивановны» (1967, опубликован в «Новом мире» в 1987), и повесть о детстве «Смех за левым плечом» (1989), и статья «Наваждение» (1991), книга о В. И.

Ленине «При свете дня» (1992), повесть «Соленое озеро» — о патологической жестокости большевиков в лице одного из ярких их представителей А. Гайдара.

Солоухин пробовал свои силы в разных жанрах: от первого стихотворения «Дождь в степи» до «Венка сонетов» — сложной формы из пятнадцати сонетов. Известные стихи Солоухина «Мужчины» и «Лозунги Жанны д’Арк» положены на музыку.

Писатель считал, что в «пределах своей профессии нужно уметь решать любые задачи», как он решал их в жанровых рамках рассказа, новеллы, лирической миниатюры («Камешки на ладони», 1977), поэмы, романа, киносценария. В 1983—84 издательством «Художественная литература» было выпущено Собрание сочинений писателя в 4 томах.

В 1995 начат выпуск 10-томного собрания сочинений. Посмертно опубликованы мемуары «Чаша».

Запевалов В.

Источник: https://likorg.ru/name/vladimir-solouhin

Ссылка на основную публикацию