Писатель фазиль искандер. жизнь и творчество

6 марта Фазилю Искандеру исполнилось бы 90 лет. Мы предлагаем нашим читателям подборку его рассказов, адресованных взрослым и детям от 10 лет. Глубокие, мудрые истории прекрасно подходят для семейного чтения. В них есть, о чем подумать, и есть, что обсудить.

Писатель обладает даром передавать ощущения от всех пяти чувств — жар раскаленной земли, запах абхазской пихты, сладость сочной груши, прохладу моря и морскую соль, которую чувствуешь, проводя по коже ладонью…

При этом в центре его внимания всегда остаются этические вопросы. Верность и предательство, доброта и жестокость, мужество и трусость. Ему удается пробудить в читателе мысль и при этом избежать назидания. Вот почему он умеет достучаться до самой взыскательной аудитории — детской, ведь ребенок незамутненным сердцем, чистой совестью легко различает фальшь.

Писатель Фазиль Искандер. Жизнь и творчество

WomEOS

1.

Тринадцатый подвиг Геракла

Фазиль Искандер говорил, что «юмор — остаточная радость жизни после вычета глупости», и превыше всего ценил способность человека посмеяться над собой. Герой рассказа Харлампий Диогенович преподает математику в пятых классах. Он из тех педагогов, о которых ученики складывают легенды.

Ему удается удерживать внимание класса не с помощью страха, а благодаря наблюдательности и остроумию. Ученик, от имени которого ведется рассказ, пытается избежать публичного позора на уроке, потому что не решил задачу. С этой целью он решается на интригу и почти что срывает урок.

Харлампий Диогенович легко разгадывает лукавство ученика и, дождавшись нужной минуты, виртуозно его высмеивает. Искандер рисует характеры героев одной единственной точной деталью, которая раскрывает образ лучше длинных описаний.

Эти детали оживляют один день из жизни сухумских пятиклассников, сидящих на уроке математики в тридцатые годы двадцатого века.

«Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны».

2.

Мальчик и война

Мальчик случайно слышит разговор взрослых о войне в Абхазии (имеется в виду грузино-абхазская война 1992 года). Мальчик растерян и огорчен.

Он помнит, как вместе с отцом отдыхал на приветливом побережье Черного моря, какими добрыми и гостеприимными были живущие там люди. И вот в одночасье мирная жизнь исчезает, сменяется беспощадной, изуверской бойней.

Взрослые не знают, что мальчик их слышит, поэтому обсуждают такие ужасные вещи, о которых при детях не говорят.

Рассказ делится на две части. Сначала мальчик впитывает в себя страшные картины несправедливой, бессмысленной войны. А потом начинает размышлять над услышанным и задает трудные вопросы своему отцу. «В сознании мальчика внезапно рухнуло представление о разумности мира взрослых».

Он задумался, пожалуй, над самым болезненным и трудным вопросом в истории человечества: «Существует ли нравственное развитие? Добреют ли люди с течением времени или становятся все хуже и хуже?» Фазиль Искандер и сам ищет честные ответы вместе с героем.

И несмотря на весь трагизм и безжалостность реальности доказывает себе и читателю, что добро неистребимо.

«Даже если человек и произошел от обезьяны, что сомнительно, так это доказывает способность к прогрессу обезьян, а не человека».

Писатель Фазиль Искандер. Жизнь и творчество

Dmitriy Kirilin

3.

«Мой дядя самых честных правил»

Искандер назвал свой рассказ цитатой Пушкина. На первый взгляд, это странный выбор названия, но на самом деле закономерный. Писатель с теплым чувством и довольно подробно рассказывает о своем душевнобольном чегемском дядюшке, безвредном сумасшедшем, который всю жизнь оставался на иждивении родных.

Помните, как Онегин был недоволен, что ему придется ухаживать за больным? Приехав в деревню, он с облегчением обнаружил, что его дядюшка уже умер. Пушкин рассказывает об умершем сквозь восприятие Онегина, тем самым впервые давая понять, что его герой не умеет любить. Лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил.

Неповторимая человеческая жизнь — за двумя насмешливыми строчками. Мы редко задумываемся над ними, а вот Фазиль Искандер, отталкиваясь от мысли Пушкина, размышляет о безусловной, божественной ценности души каждого из нас.

Он дает понять читателю, что нужно прожить долгую жизнь, чтобы научиться смотреть на человека с жалостью и любовью, чтобы принять его и оплакать сердцем.

«Все-таки жизнь и его не обделила счастливыми минутами. Ведь он пел, и пение его было простым и радостным, как пение птиц».

4.

Чик и Пушкин

Из цикла «Рассказы о Чике».

Однажды в класс Чика пришел новый руководитель драматического кружка в поисках талантов. Чик сразу привлек внимание режиссера смелостью и громогласностью, его выбрали на главную роль в пьесе по сказке Пушкина о Балде. Очень польщенный, мальчик гордился своим привилегированным положением и похвастался об этом своей тетке, которая немедленно разнесла приятную весть по друзьям и соседям.

Вместе с Чиком в драмкружок пришел Жора Куркулия, но в актеры его не взяли из-за сильного мингрельского акцента. Скоро выяснилось, что Чика раздражали репетиции, с каждым разом он играл все хуже и хуже. И наоборот, Жора Куркулия показывал очевидные актерские способности.

Ко дню представления Чика разжаловали — из Балды он превратился в заднюю часть лошади. С мягкой самоиронией Искандер рассказывает о том, как действует в человеке тщеславие, как оно порождает зависть и мешает искренне радоваться чужому успеху.

Но самое главное, писатель дает свой собственный рецепт, как избавиться от этого греха — оказывается, нужно научиться смеяться над собой.

«Она смеялась, как и все, но при этом смотрела на Чика любящим, любящим, любящим взглядом! Даже издалека это было ясно видно. Волна бодрящей благодарности омыла душу Чика. Какая там разница, задние ноги лошади или Балда? Главное, что все это смешно».

Писатель Фазиль Искандер. Жизнь и творчество

WomEOS

5.

Чик знал, где зарыта собака

Из цикла «Рассказы о Чике».

Семья Чика, как следует из истории, живет небогато. Все детство мальчик наблюдает за бытом своих более обеспеченных соседей и пытается вывести какие-то закономерности из того, что видит.

Он вообще постоянно пытается структурировать жизнь, сделать ее объяснимой и ко всему подвести научную базу. Даже к игре на деньги. Однажды он замечает, что на сырой, влажной земле всякая монета плохо отскакивает и потому почти всегда ложится точно.

Вооружившись своим наблюдением, Чик отправляется играть у колонки с водой, потому что там влажно.

Сначала теория полностью оправдывает себя, и Чику удается баснословно, по мальчишеским меркам, разбогатеть. Но вскоре удача его подводит, и он остается лишь с воспоминанием о своем ошеломительном успехе.

Искандер исследует природу человеческого суеверия. Будучи мудрецом, он ставит знак равенства глупостью и суеверием и осмеивает то и другое.

«Возможно, это был день великого везения. Бывают же такие дни у людей. Вот и Чику выпал такой день, хотя везение и не дотянуло до заката».

6. 

Запретный плод

Герой рассказа, абхазский мальчик, живет в дружном многонациональном дворе (действие происходит в 30-е годы прошлого века). Здесь все на виду, и в то же время за каждой дверью — свои обычаи. В семье героя, например, не едят свинины.

Ее дразнящий запах и неведомый вкус становятся для мальчика навязчивой идеей, но он стойко удерживается от того, чтобы попробовать запретное лакомство. Однажды он вместе с сестрой попадает в гости к русским соседям. Те предлагают детям сало с хлебом.

Мальчик героически отказывается от угощения, а девочка соглашается его принять.

Фазиль Искандер талантливо и точно описывает муки зависти, которые испытывает герой, глядя, как ест его сестра. Мальчик провожает каждый проглоченный кусочек жадным взглядом, и в его сердце растет «праведное» возмущение.

По возвращении домой он принимается шантажировать сестру, держа ее на грани разоблачения, а затем не выдерживает и злорадно докладывает отцу об ее отступничестве.

И что же? Отец неожиданно встает на сторону дочери и впервые наказывает любимого сына: «Ещё предателей мне в доме не хватало!» Подчеркну, что действие происходит в 30-е годы, в разгар репрессий, и реплика отца вписывается в очень понятный контекст.

  • Этот рассказ — наглядное доказательство, что в воспитании человека нет мелочей, что благородство и честь прививаются с детства вот такими нравственными уроками.
  • «Никакой высокий принцип не может оправдать подлости и предательства, да и всякое предательство — это волосатая гусеница маленькой зависти, какими бы принципами оно ни прикрывалось».
  •   «Праздник – это оправдание выполненного долга». Интервью с писателем Фазилем Искандером

Источник: https://foma.ru/6-rasskazov-fazilya-iskandera-kotoryie-stoit-prochitat-vmeste-s-detmi.html

Умер выдающийся писатель и мудрец из Чегема Фазиль Искандер

Писатель Фазиль Искандер. Жизнь и творчество   В Москве на 88-м году жизни умер известный абхазский поэт и писатель Фазиль Искандер. Об этом сообщает информационное агентство ТАСС.  Как стало известно, Фазиль Абдулович почувствовал себя плохо, а позднее потерял сознание. Близкие вызвали ему скорую помощь, однако писатель умер, не приходя в сознание….

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования семье писателя, а также всем поклонникам его творчества и таланта.

Фазиль Искандер родился в Сухуме в 1929 году. Он прославился как прозаик и поэт. Среди его произведений: «Человек и его окрестности», «Тринадцатый подвиг Геракла», «Софичка», «Поэт», «Кролики и удавы», «Начало» и многие другие.

Рассказы и повести Искандера переведены практически на все европейские языки. По мотивам его произведений снято множество художественных фильмов.

Искандер получил множество государственных наград, в том числе орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, Государственную премию Российской Федерации, Государственную премию СССР. В честь него назвали библиотеку на Кастанаевской улице в Москве.

Фазиль Искандер: биография

Родители мальчика познакомились в городе Сухуми (Абхазия) где и родился будущий писатель 6 марта в 1929 году. Мама Фазиля родом из села Чегем, там же прошло детство мальчика под присмотром родственников. Отец, успешный владелец завода по производству кирпичей, был широко известен в городе Сухуми.

В то время половина городских зданий была выстроена из кирпича, производимого на заводе. Да и сегодня еще можно встретить в городе домики из красного кирпича особого оттенка, известные в городе как « искандеровские кирпичи». Мы знаем из истории, что тогда было непростое время. Время ссылок, репрессий и депортаций. Не удалось этого избежать и семье Фазиля.

Его отец был депортирован в 1938 году из-за своего иранского происхождения. С того момента семья его больше не видела.

Учеба в сухумской школе давалась смышленому парнишке легко. Закончил он школу золотым медалистом. Прежде чем поступить в Государственный библиотечный институт, Фазиль Абдулович пробовал свои силы в поступлении на факультет философии в МГУ.

При сдаче экзамена его обидели слова экзаменатора о том, что «их нация находится на особом контроле и на нее есть разнарядка». Он забрал документы и с легкостью прошел в Библиотечный институт.

Проучившись там три года, Фазиль понял, что ему намного интереснее писать самому, нежели заниматься классификацией чужого творчества. Было принято решение о переходе в Литературный институт имени А.М.Горького.

Читайте также:  Доклад на тему достопримечательности москвы (2, 3, 4 класс окружающий мир сообщение)

Закончив институт в середине 50-х, работал журналистом и редактором в Брянске и Курске. Взлет по карьерной лестнице продолжился в работе в отделении Госиздата Абхазии. Уже в 1957 году читатель познакомился с Фазилем Абдуловичем как с поэтом.

Учитывая то, что Искандер является великолепным знатоком русского языка и все свои произведения писал на русском, невозможно не отметить, что все его стихотворения пропитаны любовью к природе и в целом к Абхазии.

Взяв любое произведение в руки, вы увидите Абхазию настолько прекрасной, как будто на земле нет другого места краше, будто весь мир уместился в этом райском уголке. И каждый читатель начинает верить в это с первых строк рассказа или повести.

Широкая известность к Фазилю Искандеру, как к писателю, приходит после выхода повести «Созвездие Козлотура». На этой повести хотелось бы остановиться отдельно, ведь она одна из самых первых, что высмеивает глупость, а также общественное мнение, которым чрезвычайно легко манипулировать.

Посвящена она была хрущевской кукурузной кампании, что призывала отдавать под кукурузу лучшие земли страны. Такое безумное распространение этой культуры Искандер считал дискредитацией. Это вызывало в нём горестное чувство. И хотя человечество не стоит на месте, повесть актуальности так и не потеряла.

По ней все так же можно проводить аналогии уже в нашем времени. Яркий слог на злободневную тему принес Фазилю Абдуловичу всенародную любовь. С этого момента произведения Искандера стали экранизировать.

Большая часть произведений была перенесена на экран к 1989 году, но для сегодняшнего поколения больше на слуху будет «Маленький гигант большого секса» с Г. Хазановым в главной роли по повести «О, Марат!», выпущенной в 1992 году.

Главные сюжеты произведений Фазиля Абдуловича тянутся к нам из его детства и описаны в уникальном своеобразном чегемском стиле. Несмотря на знакомство с творчеством многих писателей, по признанию Фазиля, никто так и не смог произвести на него такое впечатление, чтобы в будущем повлиять на его стиль.

По словам Искандера, он из мухи может раздуть слона, но муха обязана быть живой. Точное описание персонажей списанных с реальных людей иногда играло злую шутку с писателем и приводило к неприятным ситуациям.

Как признавался Фазиль в одном из интервью: «Я даже не подозревал, что я описываю людей так детально, что понятно не только мне, о ком я пишу, но и общим знакомым!» Таким ярким романом-эпопеей стал «Сандро из Чегема». Это юмористические новеллы описывающие приключения старого дяди Сандро в разные периоды времени от предреволюционных до современных.

В них можно узнать многих друзей и знакомых Фазиля. После «соседских разборок» Искандер стал тщательно камуфлировать отрицательных героев. И только положительных персонажей писал всё так же явно.

У писателя нет никакого рабочего графика. Есть вдохновение и желание — он садится писать, нет — занимается общественной деятельностью. Процесс написания произведений совершенно не регламентирован, но если он берется что-то переписывать, то на-гора выдается в два раза больше материала.

Как признается сам Фазиль, отдавая материал на доработку, обратно машинистка получит не 20, а 40 листов. Во время написания текстов Фазиль мало ориентировался на широкий круг читателя, он больше добивался того, чтобы читать интересно было ему, и в итоге выходил отличный роман.

И оказалось многим созвучно то, как и о чем он пишет.

Писатель Фазиль Искандер. Жизнь и творчество

Все свои произведения Фазиль Искандер печатал на печатной машинке, компьютер он так и не освоил. Сегодня у него есть помощница, которая ему во всем помогает.

Время, когда нет желания писать Фазиль также использует для общения и сбора новых впечатлений.

Источником вдохновения Фазиля Искандера писателя, несмотря на прожитую непростую жизнь, были и остаются воспоминания детства, его запахи и вкус, которые до сих пор живут в нем и заставляют творить.

Большое место в своем творчестве писатель уделяет тому, что может вызвать улыбку и смех. Ведь только юмор помогает преодолевать трудности, и пока мы смеемся, мы еще живы и можем что-то поменять в себе и в окружающих.

Свой труд писателя Искандер рассматривает, как возможность изменить мир к лучшему, переписав его правила и указав на болевые точки, заставляя всех задуматься и совершенствоваться.

Себя он называет исключительно русским писателем, воспевающим Абхазию.

В ходе своей общественной деятельности Фазиль Абдулович, будучи духовным авторитетом, множество раз выступал в защиту небольших народов. В конце 80-х был избран депутатом от оппозиционных сил. Это было еще одно сложное время для нашей страны.

Фазиль был в партии тех, кто активно ратовал за так называемую «свободу» для нашей страны в 1991 году и которая обернулась катастрофой. Думая, что государство загнало народ в яму и, увидев результат на который он не рассчитывал, он признался: государство народ оберегало. Эту горькую страницу в своей жизни Фазиль Абдулович перевернул и зарёкся заниматься политикой.

Ярый противник войн к конфликту в родной Абхазии относится болезненно. Хочет, чтобы в мире все жили, как добрые соседи, без принуждения.

Писатель Фазиль Искандер. Жизнь и творчествоО МУДРОСТИ, ГЛУПОСТИ, ЗАВИСТИ И СЧАСТЬЕ
Знаменитые цитаты Фазиля Искандера

  • Чувство юмора — это то понимание жизни, которое появляется у человека, подошедшего к краю бездонной пропасти, осторожно заглянувшего туда и тихонечко идущего обратно.
  • Мудрость — это ум, настоянный на совести.
  • Если не можешь порвать свои цепи, плюй на них, пока не проржавеют.
  • Глупость высмеивается не для того, чтобы истребить глупость — она неистребима. Это делается для того, чтобы поддержать дух разумных.
  • Зависть — черная повязка на глазах разума.
  • Человек, который все имел, а потом все потерял, еще сорок лет чувствует себя так, как будто он все имеет. А человек, который был нищим, а потом разбогател, еще сорок лет чувствует себя так, как будто он нищий.
  • Люди стремятся друг к другу, видимо, по признаку душевной близости, где нету разницы в нациях, в профессиях и даже в уровне благосостояния. А когда нет у людей душевной общности, они объединяются по национально-видовому признаку, как стая. И опасны, как стая.
  • Простота есть безусловное следствие сознания внутренней полноценности.
  • Скромность должна быть скромной. Скромность, слишком бьющая в глаза, это вогнутая наглость.
  • Человеку дано стать палачом, так же, как и дано не становиться им. В конечном итоге выбор за нами.
  • Когда ты вплотную приближаешься к собственной смерти, мысль о том, что ты всю жизнь трудился, успокаивает.
  • У человека есть еще одна возможность быть счастливым — это умение радоваться чужому счастью. Но взрослые редко сохраняют это умение.

Интересные факты биографии Фазиля Искандера:

  • Принимал участие в выпуске не подцензурного журнала «Метрополь». За свою деятельность был наказан отлучением от возможности печататься в официальных изданиях. Запрет сняли в 1984 году.
  • Был одним из членов жюри в КВН в конце 80-х.
  • Выпущена монета с изображением Фазиля Искандера.
  • Награждён многими орденами и премиями.
  • На сегодняшний день издано 21 повестей и романов в прозе, 9 сборников стихов, осуществлено 8 экранизаций по мотивам его произведений.
  • Произведения Фазиля переведены на множество языков мира.

Источник: https://greylib.align.ru/1150/umer-vydayushhijsya-pisatel-fazil-iskander.html

Искандер Фазиль Абдулович

Фазиль Искандер – советский и российский писатель, яркий представитель магического реализма в русской литературе, «абхазский Марк Твен», завоевавший признание читательской аудитории своей сатирической повестью «Созвездие Козлотура» и «плутовским романом»-эпопеей «Сандро из Чегема». Фазиль Искандер открыл маленькую Абхазию для России и мира, войдя вместе со своим Сандро из Чегема в каждый дом читателя.

Детство

Фазиль Искандер родился в Сухуме 6 марта 1929 года в семье служащего – бывшего владельца кирпичного завода Абдулы Ибрагимовича Искандера, иранца по происхождению, и абхазки Лели Хасановны Мишелия.

В возрасте девяти лет он потерял отца, который попал под каток сталинских депортаций и в 1938 году был выслан за пределы СССР в Иран, где и умер в лагере в 1957 году.

Фазиль, его брат и сестра росли и воспитывались у родственников по материнской (абхазской) линии, а лето проводили в горном абхазском селе Чегем – месте, воспетом писателем в многочисленных произведениях.

Учеба и первые литературные опыты

Блестяще закончив русскую школу в Сухуме, Фазиль Искандер уехал учиться в Москву, собираясь поступить на философский факультет МГУ, но, услышав слова: «кажется, на вашу нацию есть разнарядка», решил поступить в Библиотечный институт. Отучившись три года, перевелся в Литературный институт им.А.М.Горького, который и закончил в 1954 году.

Следующие два года он работал как журналист в Брянске («Брянский комсомолец») и Курске («Курская правда»), а в 1956 году вернулся в Сухум, где стал редактором в абхазском отделении Госиздата. Здесь в 1957 году вышел первый поэтический сборник Ф.Искандера «Горные тропы». В том же году он стал членом Союза писателей СССР.

Вслед за первой успешной публикацией последовали и другие поэтические сборники – «Доброта земли» (1959), «Зеленый дождь» (1960), «Дети Черноморья» (1961). С конца 1950-х Ф.Искандер стал печататься в журнале «Юность», наряду с другими представителями «молодой прозы» 1960-х – Юрием Казаковым, Василием Аксеновым, Олегом Чухонцевым, Владимиром Войновичем и др.

Первым сочинением в прозе, опубликованным в журнале «Пионер» (1956), стал рассказ «Первое дело», а в 1962 году в «Юности» появились «Петух» и «Рассказ о море».

Литературное творчество

В том же 1962 году Ф.Искандер переехал в Москву – и, как оказалось, навсегда. Признание читателей и писательскую славу Фазилю Искандеру принесла сатирическая повесть «Созвездие Козлотура», опубликованная в августе 1966 года в либеральном журнале «Новый мир», который в те годы возглавлял поэт и журналист Александр Трифонович Твардовский. В 1970 году повесть вышла отдельной книгой.

Писатель Фазиль Искандер. Жизнь и творчество«Созвездие Козлотура» — превосходный образец сатиры, высмеивающий советское общество, селекционные опыты советского мичуринского агробиолога Трофима Лысенко и сельскохозяйственные кампании администрации Никиты Хрущева. Александр Твардовский дважды (1966, 1968) выдвигал повесть на Государственную премию по литературе, но книгу, полную острой политической сатиры, партийные критики от литературы, естественно, не пропустили.

В следующие годы Ф.Искандер выпустил несколько сборников рассказов: «Тринадцатый подвиг Геракла» (1966) и «Запретный плод» (1966). Отдельные рассказы — «Начало» (1969), «Лов форели в верховьях Кодора» (1969), «Летним днем» (1969), «Письмо» (1969), «Встреча в поезде» (1969), «Бедный демагог» (1969) – выходили в журналах «Юность» и «Новый мир».

В 1973 году в «Новом мире» (№ 8-11) стали публиковаться отдельные новеллы из самого главного произведения Ф.Искандера – «Сандро из Чегема». Даже журнальный вариант романа, несмотря на то, что он был сильно исковеркан цензурой, давал представление о философской глубине эпопеи, «воспевающей поэзию народной жизни». Это одновременно и драма, и притча, и сказка, и анекдот.

История Сандро, его родственников и жителей горного села Чегем начинается в дореволюционном прошлом и разворачивается в период сталинских репрессий и коллективизации.

Читайте также:  Сочинение на тему культура речи (рассуждение)

В повествовании, помимо отдельных вымышленных персонажей и целых народностей (кенгурцев и эндурцев), играют свою роль реальные исторические фигуры (Иосиф Сталин, Лаврентий Берия, Нестор Лакоба), а действие происходит в отчасти реальных, отчасти вымышленных декорациях – горном селе Чегем, Мухусе (псевдоним Сухума), Батуме и Кенгурске.  

Полностью роман был опубликован в переводе на английский язык в американском издательстве русской литературы Карла и Эллендеи Профферов «Ардис» (1979, 1981).

Роман был высоко оценен американскими литературными критиками, которые сравнивали художественный подход Ф.Искандера со стилем М.Твена, У.Фолкнера и Г.Г.Маркеса.

Впервые полностью на русском языке роман был издан в только период Перестройки – в 1989 году.

В тот же год, когда роман был издан на Западе, Ф.Искандер принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь», где свои произведения опубликовали 22 русских писателя – Белла Ахмадулина, Василий Аксенов, Юз Алешковский, Виктор Ерофеев. В сборнике, который появился в самиздате, были напечатаны два сочинения Ф.

Искандера — повесть «Маленький гигант большого секса» и рассказ «Возмездие». Одна из копий «Метрополя» была переправлена за пределы СССР и переиздана в «Ардисе». Авторы-участники альманаха подверглись гонениям, некоторые были вынуждены эмигрировать. Ф.

Искандер не был исключен из Союза писателей, но попал в «черные списки» и на несколько лет был практически отлучен от публикаций в советских литературных журналах.

В связи с этим опытом новая философская повесть-притча «Кролики и удавы» была написана Ф.Искандером в совершенно другой форме – в духе и стилистике мировой антиутопии XX века. Это едкая сатира на общество, которое с благословения своего Короля-диктатора соглашается на противоестественный и каннибалистский «общественный договор».

«Кролики и удавы» – это книга о природе власти, держащейся на лжи, насилии и неподготовленности человека к тому, чтобы «жить правдой». Книга создавалась ради избавления «человека идеологизированного» всех времен и народов, одновременно жертвы и палача, кролика и удава.

Неудивительно, что повесть, впервые опубликованная в издательстве «Ардис» в 1982 году, смогла увидеть свет в России только в период Перестройки, появившись в журнале «Юность» (1987).

Со второй половины 1980-х сочинения Ф.Искандера вновь начинают печатать. В эти годы выходят рассказы «Защита Чика» (1983), «Бармен Адгур» (1986), «Чегемская Кармен» (1986), повесть «Сумрачной юности свет» (1990), роман «Человек и его окрестности» (1993).

По книгам Фазиля Искандера ставят спектакли и снимают фильмы («Чегемский детектив», «Мосфильм», «Грузияфильм», 1986; «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», киностудия им.М.Горького, 1989), а их автора награждают престижными наградами. Среди них — Государственная премия СССР (1989), премия имени А.Д.

Сахарова «За мужество в литературе» (1991), Пушкинская премия фонда А.Тепфера (1992) и др..

1990-е годы

На волне Перестройки Фазиль Искандер стал народным депутатом СССР от Абхазской АССР (1989), но крайне негативно отнесся к идее выхода Абхазии из состава Грузии. Согласно воспоминаниям литературоведа Станислава Рассадина, сам Фазиль Искандер так рассказывал об этом периоде:

«Да, это было ужасно! Внушало ужас само присутствие там. Я не пропускал заседаний. Вообще все говорили: как только меня покажут по телевидению, я сплю.

Это было близко к истине… Правда, когда мне предложили стать депутатом, я отказался, но земляки стали напирать на мои патриотические чувства.

А я не скрывал от них, что я против отделения Абхазии от Грузии, что надо сосредоточить свои силы на решении экономических задач внутри нашей автономной республики, развивать демократию и больше ничего не менять.

Я напоминал, как болезненно этот вопрос воспринимается даже в Европе: баски в Испании, ирландцы в Англии… Сказать все это было очень непросто, но я был уверен, что другого пути нет, что всякий другой путь – в кровавый тупик… Как и вышло. Впрочем, ни один народ никогда не прислушивается к мнению своих писателей».

После самороспуска Верховного совета в 1991 году, Ф.Искандер больше не принимал участия в политике. А накануне и в годы грузино-абхазской войны открыто не поддержал он и лидеров тогдашней Абхазии, чем вызвал разочарование у Владислава Ардзинбы.

Зато в эти же годы Ф.Искандер активно участвовал в различных советах и комиссиях по культуре и правам человека, где к его мнению прислушивались.

Он был сопредседателем секретариата правления Союза писателей СССР (1991), членом комиссии по правам человека (до 1996) и по помилованиям при президенте РФ (до 2001), вице-президентом Российского ПЕН-клуба (1989), член редколлегий журналов и альманахов «Континент», «Академические тетради», «Круг чтения», журналов «Знамя», «Юность», «Дружба народов», «Читающая Россия» и др.

2000-е годы

14 июня 2002 года Ф.Искандер впервые после грузино-абхазской войны приехал в Абхазию, где его наградили орденом «Ахьдз Апша» («Честь и слава») первой степени «За особо выдающиеся достижения в области науки, культуры и искусства, получившие международное признание и прославившие Абхазию» и вручили государственную премию имени Д.И.Гулиа.

В 2004 году в Сухуме состоялась презентация документального фильма о Ф.Искандере, снятого режиссером Ибрагимом Чкадуа. После просмотра сам Искандер сказал, что «мне фильм показался в истинном слове «культурным». В нем нет пошлости, лишних слов, использованы только необходимые слова».

В 2008 году Искандер поддержал признание Россией независимости Абхазии, но призвал соотечественников «перестроить сознание жителей Абхазии на мирную работу, которую должна вести каждая нация».

«Дальше Абхазия должна развиваться как нормальное, человечное, демократическое государство, и все, кто живет в Абхазии — не только абхазы, но и все другие нации, в том числе и грузины, должны жить мирно«.

В 2011 году, отвечая на вопросы журналиста, Фазиль Искандер так сказал о себе: «Я — безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен».

Писатель Фазиль Искандер. Жизнь и творчество31 июля 2016 года Фазиль Искандер скончался на своей даче в подмосковном Переделкино в возрасте 87 лет после продолжительной болезни.

Власти Абхазии предложили похоронить писателя на родине – в Сухуме. Сам Искандер при жизни заявлял, что хотел бы быть похоронен на кладбище в Переделкино, но хоронить писателя решено на Новодевичьем кладбище. Прощание пройдет 2 августа в Центральном доме литераторов в Москве.

Примечания: 

  1. Haber E. The Myth of the Non-Russian: Iskander and Aitmatov's Magical Universe. Oxford, N.Y., 2003. P.62
  2. Ныне – Московский государственный университет культуры.
  3. Haber E. The Myth of the Non-Russian: Iskander and Aitmatov's Magical Universe…, P.63
  4. Впервые новелла «Сандро из Чегема» была опубликована в литературном приложении «Известий» — газете «Неделя»
  5. Рассадин С.Б. Книга прощаний. М., 2004. С.178-191
  6. Jacoby S. An Abkhazian Mark Twain // The New York Times, May 15, 1983
  7. Фазиль Искандер. Сандро из Чегема. М.: Московский рабочий, 1989
  8. 85 лет со дня рождения русского писателя Фазиля Искандера // Научная библиотека КГПУ им.В.П.Астафьева
  9. Рассадин С.Б. Книга прощаний. М., 2004. С.188-189
  10. Затулин К.Ф. Вождь народа // АПСНЫ, №4, 2009
  11. Графова Л. Душно жить без совести // Российская газета, 04.03.2011

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/286840/

Фазиль Искандер

Фазиль Абдулович Искандер — советский и российский прозаик, переводчик и поэт, лауреат ряда премий.

Родился 6 марта 1929 в Сухуми в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В 1938 году отец будущего писателя был депортирован из СССР, больше его Фазиль никогда не видел.

Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем. Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Поступил в Библиотечный институт в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А.М.

Горького, который окончил в 1954 году.

В 1954-1955 годах Искандер был литературным сотрудником газеты «Брянский комсомолец», в 1955-1956 годах — газеты «Курская правда». В 1956 стал редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. С начала 1990-х постоянно живёт в Москве.

Первая книга стихов «Горные тропы» вышла в Сухуми в 1957, в конце 1950-х годов начал печататься в журнале «Юность». Прозу начал писать с 1962 года. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура».

Печатался также в изданиях «Литературная Абхазия», «Новый мир», «Неделя».

Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.

В 1979 году участвовал в создании неподцензурного альманаха «Метрополь», изданном в США, за что на несколько лет был практически отлучен от советской печати. Только в 1984-1985 годах в периодике появились новые рассказы Искандера.

Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года. Как общественный деятель и духовный авторитет общества, неоднократно выступал в защиту малочисленных народов.

Фазиль Искандер был членом Центральной ревизионной комиссии Союза писателей СССР (1986-1991), сопредседателем секретариата правления СП СССР (1991), народным депутатом СССР от Абхазской АССР (1989-1992), членом комиссий по Государственным премиям России, по правам человека и по помилованиям при президенте РФ, совета по культуре и искусству при президенте РФ. Также является академиком РАЕН (1995), членом Академии российского искусства (1995), Независимой академии эстетики и свободных искусств (1995), почетным доктором Норвичского университета (США), членом и лауреатом Баварской академии изящных искусств (Германия).

В настоящее время живёт в Москве, является старейшиной и наиболее уважаемой фигурой в московской абхазской диаспоре.

Рассказы и повести Искандера переведены практически на все европейские языки. По мотивам произведений Искандера было снято множество фильмов.

Сам Искандер восхищается поэзией Александра Пушкина и Иосифа Бродского, прозой Фёдора Достоевского и Ивана Тургенева.

Женат с 1960 года. Жена — поэтесса Антонина Хлебникова (Искандер). Имеет сына Александра и дочь Марину. Весной 2011 Фазиль и Антонина Искандер совместно выпустили книгу стихов «Снег и виноград».

Фазиль Искандер награждён рядом престижных отечественных и зарубежных премий: Государственной премией СССР (1989), Государственной премией РФ (1993), премией имени А.Д. Сахарова «За мужество в литературе» (1991), Пушкинской премией фонда А.

Тепфера (1992), премией «Золотой Остап», Малапарти (Италия), «Триумф» (1998), памятной медалью РАН «Шедевры русской литературы ХХ века» за выдающийся вклад в развитие культуры России (2003). В 2011 году Искандер стал лауреатом литературной премии «Ясная Поляна» имени Л.Н. Толстого и обладателем премии правительства России за сборник «Избранные произведения».

Указом президента был трижды награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» в 1999, 2004 и 2009 годах. Награждён орденом «Честь и слава» I степени Абхазии (2002).

Фантастика в творчестве Фазиля Искандера.

Творчество Ф. Искандера представляет собой уникальное явление – оно сочетает в себе, казалось бы, несочетаемые элементы. Его творчество контаминирует и романтические мотивы и образы, и реалистичность изображения, злободневность поставленных вопросов и заявленных тем, сложную проблематику, многогранные характеры, облечённые в нетривиальные образы героев, дабы лучше раскрыть их сущность.

Читайте также:  Крестовые походы - сообщение доклад 6 класс

В своём творчестве Искандер использует множество приёмов, играет с образами и сюжетами, использует мифы, сказки, аллегории и гиперболы. Но как таковой фантастики в традиционном её понимании в творчестве Фазиля Искандера мы не найдем в силу того, что автор он неординарный, самобытный и весьма нетрадиционный, а потому интересный.

Фантастика у него неявная, завуалированная, невидимая на первый взгляд, но оттого не менее значимая. Наиболее ярко фантастические элементы проявляются в философских сказках автора. Например, сказка «Кролики и удавы», где героями являются животные, а действие разворачивается в Государстве Кроликов. Использован и евангельский сюжет.

Это, пожалуй, наиболее яркий пример использования фантастических приёмов в творчестве писателя. Подобные сказки аллегоричны и несут в себе яркие элементы фантастики. Но фантастика здесь выполняет несколько иную функцию, чем обычно, — она здесь не главный элемент, но в то же время элемент необходимый.

Здесь подобные приёмы позволяют глубже раскрыть суть поставленных проблем, показать глубину образов и заявленной проблематики, расширить и углубить пространство и время, выведя их из жёстких рамок.

Повесть «Созвездие козлотура» рассказывает о выведении нового животного — козлотура, происходящего от горного тура и домашней козы. Здесь автор использует как традиционные фантастические элементы, так и свои излюбленные приёмы. Образ козлотура выступает здесь метафорой социального эксперимента по созданию идеологизированного человека.

В рассказе «Сон о боге и дьяволе» Искандер обращается к библейской тематике. Рассказ представляет собой диалог бога и дьявола о людях, вере, сомнении, истине.

Философская сказка «Джамхух — Сын Оленя, или Евангелие по-чегемски» повествует о судьбе истины в мире. Основой сюжета выступает абхазская легенда, но облечён сюжет в форму волшебной сказки с использованием её традиционных элементов (испытание героя, волшебные помощники). Библейские реминисценции лишь усиливают смысловую глубину произведения.

В фантастическом ореоле предстаёт перед читателем хронотоп Абхазии, присутствующий во многих произведениях писателя (например, «Сандро из Чегема»). Абхазия здесь сродни некоей вымышленной стране, она идеализирована, приближена к временам легендарным, даже мифическим, наделена иными свойствами, словно одушевлена. Здесь очень велико влияние фольклора.

К фантастическим элементам стоит отнести и антропоморфизм и сакрализацию природы, животных и деревьев (“Рассказ о море”, “Чаепитие и любовь к морю”, “Школьный вальс”, “Святое озеро”, “Дерево детства”, “Большой день большого дома”). Образ дерева у Искандера – это отдельный архетип и символ – символ жизни, развития человека и народа, символ надежды.

Сказочные и мифологические сюжеты, как и намёки на них, способствуют более глубокому изображению современного мира, расширяют границы времени и пространства, углубляют художественный смысл повествования за счёт возникающих культурных реминисценций.

Проза Искандера сложна и многогранна, за внешним сюжетом всегда лежит внутренний подтекст, иные пласты смысла. Так и с фантастикой в его творчестве: она не лежит на видном месте, но она есть в большинстве его произведений.

Автор испытал на себе влияние многих писателей, как прошлых поколений, так и своих современников, но умело выработал собственную поэтику и неповторимый стиль. К примеру, в философско-социальных повестях и сказках звучат отголоски творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, в социально-психологических произведениях – М.А.

Булгакова, часто автор обращается к мифологии, используя как отдельные мотивы, так и мифы в целом.

Источник: https://fantlab.ru/autor5517

Пять самых известных произведений Фазиля Искандера

Сегодня ночью в Москве скоропостижно скончался знаменитый советский и российский прозаик и поэт Фазиль Искандер. Он снискал народную любовь, за что и был награждён множеством почётных наград. Лайф вспоминает самые популярные произведения Искандера.

Роман «Сандро из Чегема»

Главное произведение в творчестве Искандера. Сам писатель отнёс роман-эпопею к жанру плутовского романа. Первое издание произведения подверглось цензуре и было напечатано со множеством поправок. Только в 1989 году советская власть эпохи гласности оценила по достоинству «Сандро из Чегема» и наградила Искандера Государственной премией СССР.

32 новеллы романа объединяет не сюжетная линия, а главный герой — Сандро. Место развития событий — Чегем — выбрано не случайно: в этом селе писатель провёл большую часть своего детства. Время действия романа-эпопеи Искандер простёр от дореволюционной России до эпохи Брежнева.

Писатель описывает неспешную сельскую жизнь, которая полна своих тревог: любви, ненависти и даже мести. Отсюда и жанровое своеобразие романа: драма, детектив, сказка. Пожилой Сандро, который прожил яркую и полную событий жизнь, делится с безликим автором своими воспоминаниями.

Не раз на него покушались, он был любовником сванской княгини, а прославился в своём краю как лучший тамада. Но произведение наполнено грустью — жизнь в Чегеме угасла и поселение ныне заброшено.

Повесть «Кролики и удавы»

Сам Искандер метко обозначил жанр произведения: сатирическая сказка. Действие разворачивается в далёкой стране Африке, где в большом государстве живут кролики и удавы. За всей сказочной социальной организацией легко просматриваются герои и антигерои государства российского. Вплоть до полного узнавания в отдельных Удавах и Великих Питонах, а также в Королях у кроликов конкретных исторических и не менее великих персон и персонажей.

Искандер, пользуясь сказочностью предлагаемой читателю ситуации, детально рассматривает философию диктатуры и власти вообще, психологию повиновения и непротивления насилию, ему удаётся, пусть и в ирреальной форме, показать читателю всю иллюзорность чиновничьей исключительности и раздербанить на клочки механизмы, по сути, государственно-властного управления. Поднимает писатель и другие вечные темы: предательство, трусость, измена своим идеалам ради права быть «допущенными», судьба личности, восставшей против общества, психология власти.

Повесть «О, Марат!», или «Маленький гигант большого секса» 

«О, Марат!» включена в центральное произведение Искандера — цикл новелл «Сандро из Чегема», которые, хоть и не объединены общей сюжетной линией, рассказывают о жизни Сандро и его окружения. Главный герой повести «О, Марат!» — бывший курортный фотограф, который вспоминает свою бурную молодость.

Ни одна из приезжих красавиц не могла устоять перед ним. Из-за своего романтического характера Марат вляпывается в различные истории. Однажды он крутит роман с любовницей самого Берии, и эта победа обходится ловеласу дорого. Знаменитое пенсне Берии начинает преследовать героя наяву и во сне.

Марат теряет свою мужскую силу из-за постоянного стресса.

В 1992 году режиссёр Николай Досталь перенёс повесть на экран. Киноверсия называлась «Маленький гигант большого секса». Ловеласа сыграл Геннадий Хазанов.

«Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным»

Ещё одна новелла из цикла «Сандро из Чегема». Действие разворачивается летом 1935 года. Сандро Чегемский, как один из лучших танцоров Абхазии, был приглашён на ночной пир выступить перед самим Сталиным и его окружением.

Он неожиданно узнаёт в «вожде народов» бандита, встреченного им много лет назад. Этот бандит ограбил пароход и застрелил подельников. Сандро блеснул лихостью, подъехав с завязанными башлыком глазами прямо к ногам Сталина.

Вождь узнал его, хотя видел Сандро только раз в жизни, когда тот был ещё мальчишкой. После концерта начинаются репрессии, и друзья-артисты Сандро один за другим пропадают. В 1989 году новелла была экранизирована режиссером Юрием Карой.

Лента была стилизована под эстетику 1930-х годов. Иосифа Сталина сыграл Алексей Петренко, Сандро — Александр Феклистов, а Лаврентия Берию — Валентин Гафт.

«Тринадцатый подвиг Геракла»

Рассказ 1964 года тяготеет к излюбленному Искандером жанру притчи. Главный герой, уже будучи взрослым человеком, мысленно возвращается в своё прошлое, вспоминая урок, который преподал ему учитель математики Харлампий Диогенович.

Символично, что учитель — грек, это навело некогда нерадивого ученика на мысль сравнить его с Пифагором. И действительно: педагог проявляет себя не только как профессионал, но и как мудрый человек.

Не сделавший урок пятиклассник не хочет становиться объектом шуток остроумного Харлампия Диогеновича и решает саботировать занятие, поставив свой класс первым в очередь на обязательную вакцинацию от тифа. Педагог раскусил замысел хитрого школьника.

Обстоятельства складываются в пользу учителя, и ученику приходится выйти к доске, где он с треском проваливается. И Харлампий Диогенович рассказывает о 12 подвигах греческого полубога и заключает, что сейчас был совершён 13-й, но не из смелости, а по причине жалкой трусости.

 

Источник: https://life.ru/p/884740

Фазиль Искандер краткая биография

Остроумные афоризмы и магический реализм, абстрактное выражение проблем существующего режима свойственны перу абхазского писателя Фазиля Абдуловича Искандера. Биография рассказывает о том, что Фазиль Искандер был талантливым журналистом, поэтом, писал сценарии к фильмам, выступал как общественный деятель.

Фазиль Искандер биография для детей

Фазиль Абдулович Искандер был рождён в абхазском городе Сухуми 6 марта 1929 года. Дед, иранец с персидской фамилией, основал завод по изготовлению кирпичей. В 1938 году отца депортировали в Иран, и Фазиль провёл детство в селе Чегем, под опекой родственников матери. Мальчик хорошо учился, по окончании школы заслуженно получил золотую медаль.

В МГУ его не приняли. Фазиль подал документы в Библиотечный институт, а через 3 года в Литературный институт, который прославился как «кузница советских писателей». В 25-26 лет трудился на ниве журналистики в Брянске, Курске и в Абхазии. С 60-х годов обосновался в Москве. Женился, в браке родились дочь и сын.

Причиной смерти послужил сердечный приступ в 2016 году.

Литературное творчество и личная жизнь

Первый в биографии Фазиля Абдуловича Искандер сборник поэзии, опубликованный в 1957 году, носил название — «Горные тропы». Издательство «Новый мир» напечатало повесть «Созвездие Козлотура», которая принесла писателю всесоюзный успех. Через 13 лет по мотивам произведения был снят фильм, содержащий афоризмы и цитаты, ставшие «крылатыми».

Рассказ «Стоянка человека» про сварливую старушку, как будто списанную с родной бабушки Фазиля. Она говорила то, что считала нужным, приводя своей прямотой в ужас всю семью.

Произведение «Сандро из Чегема», которое Фазиль Искандер постоянно дополнял в последующие годы жизни новыми главами, спустя десятилетия образовало целый цикл. Главный герой, с нотками национального фольклора в речи и характере, попадает в запутанные ситуации, из которых выходит победителем, благодаря сарказму и сатире.

Суровые годы сталинского режима описаны в новелле – «Пиры Валтасара». Участники «пира у Сталина» после трапезы начинают пропадать по одному.

Краткая биография абхазского мальчика поместилась в книге «Детство Чика», в которой Фазиль Искандер описывает для детей свои воспоминания о годах, проведённых в Чегеме. «Тринадцатый подвиг Геракла» повествует о том, что храбрость и страх могут жить в одном человеке одновременно.

Притча «Кролики и удавы» повествует о сокрытии правды для манипулирования людьми. Идеи обещания «горошка» и воспевания побед, чтобы отвлечь от истины, востребованы до сих пор.

В 1960 году Фазиль женился на редакторе — Антонине Хлебниковой, с которой прожил 55 лет. На золотой свадьбе они представили совместный сборник стихотворений «Снег и Виноград».

Интересные факты

Участник жюри в финальной игре КВН 1987 года. Автор афоризмов. За свои работы награждён орденами СССР и постсоветской России.

Печатал свои рассказы на печатной машинке.

Источник: https://sochinyshka.ru/fazil-iskander-kratkaya-biografiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]