Владение принятыми литературными нормами как в устной, так и в письменной форме называется культурой речи.
В сочинениях на тему, посвященную этому понятию, встречаются различные аспекты построения фраз и предложений, которые характерны для русского языка. Требования к уровню образования населения постоянно повышаются.
В связи с этим в учебных заведениях вводятся специфические научные дисциплины, посвященные умению налаживать коммуникативные процессы.
Общее понятие и принципы
В современном обществе к умению корректно и грамотно выражать собственные мысли предъявляются очень высокие требования. Человек, являясь неотъемлемой частью социума, должен овладевать коммуникативными навыками с самого детства.
Культура речи — это комплексное понятие, которое выражает знание, понимание и умение применять нормы литературного языка, что позволяет достичь необходимого эффекта в процессе взаимодействия с окружающими. Специалисты выделяют три наиболее важных аспекта:
- нормативный (предполагает грамотное использование языковых единиц, например, не ложить, а класть, заведующий не кафедры, а кафедрой);
- коммуникативный (этот принцип связан с тем, что на выбор коммуникативных средств и разговорного стиля влияют окружающая обстановка и сложившаяся ситуация);
- этикетный (означает умение говорящего грамотно выражаться, соблюдать требования вежливости и учтивости по отношению к собеседнику).
В жизни могут возникать различные ситуации, когда между двумя людьми возникает процесс общения и взаимодействия. В соответствии с этим партнеры выбирают стиль речи, к примеру, официально-деловой, разговорный, научный. В отдельные категории выделяются также публицистический и литературно-художественный стили.
Кроме того, в зависимости от количества участников беседы и официальной или неофициальной обстановки речь говорящих должна приспосабливаться к возможностям и потребностям того, кому она адресована. Монолог или диалог строится на основании знаний собеседников, их интересов, эрудиции и других критериев.
Понятие культуры речи характеризуют такие показатели, как правильность и логичность (последовательность и точность изложения), умение подбирать слова и составлять фразы для корректного оформления мыслей. С младших классов ученикам на уроках русского языка объясняются понятия:
- ясность;
- лаконичность;
- выразительность;
- чистота, подразумевающая отсутствие слов-паразитов, жаргона, вульгаризмов, просторечий и заимствованных терминов.
Некоторые люди, неправильно понимая выражение «культура речи», считают, что это отсутствие грубых слов и хамства по отношению к собеседнику. Но это понятие гораздо шире и комплекснее, а умение владеть языком — залог успеха как в неформальном общении, так и при налаживании профессиональных коммуникаций.
Коммуникативный этикет
В русском языке сочинения на тему культуры речи являются частью ЕГЭ, так как считается, что выпускники школ должны обладать достаточным уровнем знаний в этой области.
Будущие абитуриенты высших учебных заведений, представители различных профессий, становясь неотъемлемым элементом социума, взаимодействуют с ним как в типичных, так и в нестандартных ситуациях.
Поэтому очень важно достигнуть такого уровня знаний в сфере коммуникаций, который позволил бы достигать поставленных целей, удовлетворять личные и профессиональные интересы.
Во время разговора с собеседником необходимо соблюдать установленные требования и правила, которые закрепляют порядок начала и окончания диалога.
Может показаться странным, но в отдельных странах различаются не только культурные ценности и традиции, но и требования к языку и речи.
В сочинениях на тему социального взаимодействия, в рассуждениях и эссе отечественных и зарубежных специалистов рассматривается проблема обучения коммуникативному этикету с раннего возраста.
Это означает, что, вступая в диалог, человек должен уметь оценивать возникшую ситуацию, а также необходимость завязывания или поддержания разговора.
Потенциальные собеседники выбирают правильный, на их взгляд, путь общения в зависимости от различных факторов, например, предмета обсуждения, симпатии к партнеру, способа диалога (конфликт, рассуждение, переубеждение, донесение информации в виде рассказа-миниатюры). При этом задается нужная интонация.
Чтобы не прослыть плохим и необразованным собеседником, необходимо соблюдать так называемые формулы речевого этикета. В современном обществе этому принято обучать детей с раннего возраста.
По мере взросления человек познает больше тонкостей общения, осваивает разные стили поведения и выражения.
Формулами коммуникативного этикета называются отдельные слова или устойчивые выражения, которые применяются на определенных стадиях беседы:
- начало (знакомство, приветствие при встрече);
- основная часть;
- завершение.
На основном этапе предусматриваются три стандартных способа произнесения речи — торжественный, повседневный (рабочий) и скорбный. Кроме того, выбор языковых средств и эмоциональной окраски происходит в зависимости от официальной или неофициальной обстановки.
Значение в профессиональной деятельности
Так сложилось в современном обществе, что конкурентоспособность любого специалиста и его востребованность на рынке труда зависит не только от уровня знаний и опыта работы, но и от умения грамотно говорить. Эффективный коммуникативный процесс предполагает:
- владение приемами речевого воздействия;
- умение убеждать и настаивать на своей точке зрения;
- использование допустимых способов получения информации.
Основные качества речи, такие как ее богатство и разнообразие, выразительность и чистота, точность и ясность, важны в любой сфере деятельности, где присутствует общение.
При этом требования одинаковы и обязательны как для устных диалогов, так и для письменных текстов.
Различия могут заключаться в том, что для первых обязательны орфоэпические нормы, предполагающие правильное произношение слов и расстановку ударений.
С постоянным взаимодействием с людьми связаны практически все профессии. К примеру, адвокатам приходится защищать клиентов в суде и использовать при этом свой обширный словарный запас, соблюдая требования к культуре речи. От убедительности и правильности выражений во многих случаях зависит судьба подзащитных и карьера самого специалиста.
Юристам, врачам и психологам, в свою очередь, приходится сталкиваться с большим количеством людей разного культурного уровня. Специалист должен уметь найти подход к каждому, донеся главную мысль без пренебрежительного отношения и злоупотребления профессиональными терминами.
Пожалуй, одним из наиболее ярких примеров демонстрирования правильного слога и умения выражать мысли является учитель. Его речь всегда под пристальным вниманием, а специфика деятельности обязывает следить за отсутствием стилистических ошибок, ругательств и прочих нарушений.
Нельзя оставить без внимания и профессию журналиста. В его деятельности умение владеть слогом, находить контакт с людьми и писать цепляющие тексты становится обязательным требованием, без которого достижение успеха невозможно.
Рассмотрев важность и значение культуры речи в различных сферах и в повседневной жизни, можно понять, зачем необходимо уделять так много внимания саморазвитию в этом направлении. Хорошо поставленная речь с уместной мимикой и правильной интонацией не оставит собеседника равнодушным и вызовет у него приятные воспоминания о говорящем человеке.
Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/na-temu-kultura-rechi-v-russkom-yazyke.html
Сочинение рассуждение культура речи — Лучшие Сочинения
Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом (А. П. Чехов). |
Речь – это одно из важнейших средств общения. По тому, как человек разговаривает, сразу складывается впечатление о нем.
Речь человека – это словно визитная карточка, благодаря ей мы легко понимаем, кто перед нами – ребенок или взрослый, человек с высшим образованием или безработный бродяга, вежливый или грубый.
И если человек говорит с ошибками, ставит неправильные ударения, использует неуместные слова и слова-паразиты, то мы уже не считаем его приятным и культурным.
Что такое культура речи? Это и соблюдения литературных норм языка, употребление определенных интонаций. Кроме того, культура речи тесно связана с культурой общения. Надо уметь понять и то, что сказать, и то, как сказать и когда.
[/su_box]
Чаще всего за культурой речи следит тот, кто получил соответствующее образование и воспитание, то есть тот, кого приучили быть учтивым при общении с другими, а также научили правилам языка, уважению к его красоте и богатству.
И хотя все мы учим в школе русский язык (или любой другой), далеко не все используют эти знания в повседневной жизни. В быту мы пользуемся разговорным стилем и думаем, что нам не надо следить за тем, что мы говорим. Потому что здесь никто не поставит нам «двойку».
Но стоит ли засорять свою речь нецензурными выражениями, жаргоном, вульгарными словами? Что красивого в безграмотности? Разве это делает общение более приятным? Мне кажется, наоборот, этим мы лишь унижаем и собеседника, и самих себя.
К тому же, такая речь не всегда уместна и не всем будет понятна.
Речь – это отражение мыслей человека, его мировоззрения, с одной стороны, а с другой – это показатель его отношение к другим.
Умение человека использовать богатства языка для того, чтобы выразить свои мысли, характеризует его как образованного, развитого, духовно богатого. Кто-то скажет, что для него это не имеет значения – как говорить.
Потому что в жизни есть проблемы гораздо более существенные. Но общение – это одна из основных потребностей человека, а сделать его приятным, хотя бы с помощью культурной речи – это доступно каждому.
Читайте подібні твори
- Сочинение “Проблема войны” или “Мое отношение к войне”
- Сочинение-рассуждению на тему «Природа»
- Сочинение-описание по картине «Сирень в корзине» П. Кончаловского
- Сочинение на тему «Компьютер»
- Сочинение «Сила слова» или «Слово в жизни человека»
- Tweet
- Источник:
Сочинение на тему: КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи — это умение выразить свои мысли четко и ясно. Если собрать все высказывания о языке, получится большая и довольно поучительная книга. Вот некоторые мысли о культуре речи.
«Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ), «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце» (Низами), «Языковая малограмотность всегда является признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической» (К.
Паустовский), «Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры» (В. Сухомлинский).
А вот пословицы: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь», «Грохочет, как пустая бочка», «Произнесенное слово наполовину принадлежит другим», «На словах города строит, а на деле ничего не стоит».
Чтобы правильно и красиво говорить, следует, с моей точки зрения, обогащать свой словарный запас, правильно произносить слова, использовать крылатые выражения, пословицы и поговорки, читать художественную литературу, слушать радиопередачи. Необходимо бороться со «словесным мусором». Всячески избегать слов жаргонной лексики, таких, как «шамать», «клево», «блеск», «мура», «кимарить» и др.
Нужно излагать мысли кратко. Лучше промолчать, если хорошо не знаешь предмета разговора. «Молчи, — сказал Пифагор, — или говори, что было бы лучше молчания».
Следует говорить правду. Имеет значение не только, что сказано, но и как сказано. Б. Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да» и 50 способов сказать «нет», но только один способ написать это.
Меня привлекает плавная речь. Многократные повторения слов, резкие контрасты в ритме — все это оставляет неприятное впечатление у собеседника.
Однако, человек может в совершенстве обладать всеми перечисленными выше качествами, но вежливым при разговоре его не назовешь.
- речевая культура человека зеркало его духовной культуры сочинение
- Культура речи Эссе
- заговори чтобы я тебя увидел сочинение
- речевая культура человека-зеркало его духовной культуры сочинение
- речевая культура человека зеркало его духовной культуры
Источник:
Сочинение на тему: «Культура речи»
- «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».
- Толковый словарь русского языка С. Ожегова
- Я уверен, что без любви и уважения к родному языку не может быть и разговора о духовной культуре человека и культуры его речи.
- Эта культура является свидетельством общего развития личности и говорит о степени приобщения человека к духовным ценностям родного народа, его культурным достояниям.
- С уверенностью можно сказать, что основой культуры речи представителей любого народа является грамотность, то есть соблюдение общепринятых норм в использовании литературных, лексических, фонетических, морфологических, синтаксических и стилистических средств языка.
- Кроме того, я убежден, что культурная речь должна быть не только правильной, но и синтаксически разнообразной, а также лексически богатой.
- Чтобы добиться умения использовать все возможности своего родного языка, нужно внимательно вслушиваться в речь других людей, не лениться и пользоваться словарями, вдумчиво читать научную, художественную и другую литературу, обращая внимание на использование отдельных слов, замечая и запоминая особенно удачные выражения, принимая во внимание правильное построение предложений.
- Нужно активно развивать свою речь, учиться как можно лучше письменно и устно излагать свои собственные мысли, при необходимости исправлять себя, правильно строить свои высказывания и перестраивать сказанное, учиться искать нужные фразы и наилучшие варианты их использования.
- Незаметно и прочно сленговые выражения вошли в язык повседневного общения миллионов людей, просочились в сообщения средств массовой информации выступления известных публичных людей, проникли в семьи и компании, на вечеринки и в трудовые коллективы.
- Это не может не беспокоить, такая ситуация должна волновать не только наше государство, но и его граждан.
- Я думаю, что сегодня только мы способны сохранить все духовные ценности, которые получены нами в наследство от множества предыдущих поколений.
Только мы способны передать эти ценности своим потомкам и не позволить прерваться коду нации, который является основным определением национальной самобытности и идентичности.
И какие бы тревожные процессы не происходили в нашем обществе и в нашей культуре, я уверен, что они – обратимые.
Как отмечают ведущие языковеды, одним из основных показателей благородства человека является культура его речи. Причем понятие это не только лингвистическое, но и психологическое, педагогическое, этическое и эстетическое.
В этом отношении огромное значение имеет тон разговора, а также умение внимательно слушать своего собеседника, умение вовремя поддержать тему и проявить уважение к рассказчику.
В любом случае, вежливое приветствие, пожатие руки с благородством и достоинством, непринужденность и навязчивость разговора – это обоюдный выигрыш.
О культуре речи и магии слова много сказано, много говорится сейчас и будет много упоминаться в дальнейшем. Многие понятия, выражения и языковые традиции такие же древние, как и народ, владеющий этим языком.
Это и родственные обращения, и словесные приветствия, и много других традиционных фраз, прочно вошедших в нашу жизнь. Однако наши предки были более осмотрительными и знакомые нам выражения использовали с большой аккуратностью, в полном соответствии с ситуацией и сложившимся положением.
Например, утром, в обед или вечером употреблялись лишь те, которые отвечали определенному времени суток. Это же касалось и количества людей, их возраста, пола, и даже социального статуса.
Так, когда один человек здоровался с несколькими, он обязательно употреблял множественную форму: «Доброго вам здоровья!» или «Здравствуйте!». Существует в нашем языке и короткое, но удивительно теплое слово «благодарю». Задумайтесь, часто ли мы дарим его другим? К большому сожалению – нет.
Если мы сможем вернуть к жизни выращенные и закрепленные веками лучшие формы приветствий, обращений к другим людям и выражений, необходимых для нашего повседневного общения, мы сможем возродить культурные и духовные традиции нашего народа, научимся красиво и вежливо разговаривать.
И это не пустое фразерство, не какая-то прихоть. Это наше повседневное общение, наш этикет, наша культура и наши взаимоотношения. Поэтому нужно учиться и нужно учить других, поскольку без уважения, без любви к родному языку не может существовать ни культуры речи, ни культуры духовной.
Источник:
Сочинение культура речи
На сегодняшний день проблема культуры речи очень актуальна и очень остро стоит перед современным обществом. Появление в русском языке множества иностранных слов, иногда не совсем приличных, “засоряет” чистоту и глубину чувств, которые можно передать с его помощью.
С давних времен слово являлось одним из мощнейших инструментов, которым можно было и осчастливить человека, и обидеть. С помощью слов поэты разных эпох и государств делились своими мыслями, переживаниями с другими людьми. Особенно ярко это проявлялось в русском языке и литературе.
Это один из самых сложных языков в мире, полностью освоить который дано далеко не каждому. На “великом и могучем” писали свои бессмертные произведения гениальные поэты девятнадцатого века – А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой; продолжили писатели двадцатоговека – А. А. Ахматова, А. И. Солженицын и т. д.
Их произведения считаются образцом и символом культуры речи, несмотря на то, что некоторые слова уже вышли из употребления.
Именно на произведениях классиков понимаешь всю красоту и силу слов. Вся царская, советская и современная Россия читала и читает их произведения с упоеньем и душевным восторгом.
В девятнадцатом веке, по-моему, культура русского языка была на наиболее высоком уровне своего развития. Речь постоянно обогащалась новыми словами, фразами, афоризмами. Поэтому эта эпоха вошла в историю как “золотой век русской литературы”.
Вклад русских писателей в родную речь просто невозможно оценить!
С течением времени культура речи изменялась, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Сейчас бытует мнение, что русский язык без ненормативной лексики не русский язык. По-моему, это не так. Ведь любые чувства, мысли, эмоции, переживания всегда можно изложить, используя красивую, емкую и четкую речь.
Культура речи – сложнейшее искусство, которому нужно учиться на протяжении всей жизни. Надо постоянно самосовершенствоваться, пополнять словарный запас, узнавать все новые и новые слова.
- И тогда, я думаю, мы все вместе сможем возродить былое величие русского языка, избавит его от нецензурных высказываний и сделать его кристально чистым.
Источник: https://school-10.ru/obrazy/sochinenie-rassuzhdenie-kultura-rechi.html
Пишем сочинение на лингвистическую тему_Выпуск №1 "Культура речи"
Уважаемые девятиклассники!
Чтобы вы не испытывали затруднений при написании сочинения на лингвистическую тему, начинаю знакомить вас с образцами сочинений. ВСЕ тексты найдены в недрах Интернета, обязательно указываю источник. Буду рада, если каждый из вас НАУЧИТСЯ писАть сочинение на лингвистическую тему.
Желаю удачи!
*********************
Задание С2 звучит так: «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (Ф.И. учёного, писателя, мыслителя и т.п.): «…».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами…
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».
Образец №1
(автор — Н.Г. Харланова, учитель МОУ средней школы №21,
с. Архиповское, Будённовский район, Ставропольский край)
ТЕКСТ №1 (автор — В.П. Астафьев)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания С.И. Ожегова: «Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка».
Когда мы говорим о высокой культуре речи, то имеем в виду умение пользоваться русским литературным языком, языком, который удивительно богат и разнообразен.
Велики лексические запасы нашего родного языка, стройна его грамматическая система, неисчерпаемы средства выразительности речи.
Всё это необходимо, чтобы мы умели «правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка».
Литературному языку, культуре речи мы учимся, читая книги, причём книги хороших, талантливых писателей. В.П. Астафьев – один из тех писателей, который блестяще владеет языком. В этом легко убедиться, анализируя текст о человеке, потрясённом музыкой. С 4 по 15 предложения повествователь рассказывает о том, какие чувства испытывал он, когда впервые услышал скрипку.
Здесь удивительные метафоры («музыка … пригвоздила меня к месту»; «сердце встрепенулось и подпрыгнуло»), сравнения (предложение 7), олицетворения (скрипка может сама потушить жар, она «на полуслове смолкла, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль»; музыка не просто звучит, она рассказывает, жалуется, гневается).
А как «правильно, точно и выразительно» передаёт свои мысли талантливый скрипач Вася. Он «думал вслух, не переставая играть» (предложения 34, 36-42) . Речь характеризует его, как человека умного, тонко чувствующего, умеющего точно и выразительно высказать и мысли, и чувства…
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность, складывается общее впечатление о нём. Чтобы в этом зеркале был виден хороший, умный человек, культуре речи надо учиться всю жизнь.
Образец №2
(автор — Н.Г. Харланова, учитель МОУ средней школы №21,
с. Архиповское, Будённовский район, Ставропольский край)
ТЕКСТ №2 (автор — Н.Гейнце)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.П. Матвеевой: «…речь человека… всегда служит яркой и…безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас».
В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность, складывается общее впечатление о нём. Не случайно ещё древнегреческий учёный Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
Об этой же особенности речи говорит И. П. Матвеева: «…речь человека… всегда служит яркой и … безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас».
В этом легко убедиться, анализируя текст Н. Э. Гейнце.
Самое удивительное, что в отрывке нет реплик Берсеньева, о котором «говорили как о пленительном человеке, перед обаянием которого устоять было невозможно», зато очень обстоятельно описывается его манера говорить. В предложении № 25 автор пишет: «Его речь была умная, меткая, с красивыми оборотами…»
Мы помним, что культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона. Всеми этими качествами сполна обладает герой отрывка Н.Гейнца.
В разговоре с дамами его «голос всецело гармонировал с его ласковым взглядом, полным изысканной почтительности» (предложение 3); «разговор скорее успокаивал нервы, чем возбуждал их» (предложение 26), «отвечать ему было так же легко, как и слушать» (предложение 27).
Я не знаю, каким на самом деле был герой Гейнца, что будет с ним и рассказчиком дальше, но, читая этот отрывок, видишь перед собой обаятельного, спокойного, умеющего говорить и слушать человека, убеждаешься, что культура речи имеет большое значение. Поэтому каждому из нас необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь.
Образец №3
(автор — Н.Г. Харланова, учитель МОУ средней школы №21,
с. Архиповское, Будённовский район, Ставропольский край)
ТЕКСТ №3 (автор — Ю.Яковлев)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Д.С. Лихачёв утверждает: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Не случайно одним из средств раскрытия образа литературных героев является речевая характеристика, то есть раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их собственно-прямой речи, а также в описании её особенностей автором. Так, в тексте Ю. Я.
Яковлева мы не находим прямой характеристики Таборки, но очень многое узнаём о нём из его речи и из того, как автор вводит реплики мальчика в повествование.
Из диалога мальчика и директора школы мы понимаем, что у мальчика была собака, из-за которой он попал в милицию, а отцу пришлось заплатить штраф.
После этого отец выгнал собаку… Из описания автором особенностей речи главного героя видно, что эти события стали для Таборки трагедией (предложение №15 – «заговорил сразу, без заминки, №23 – «говорил спокойно, монотонно», №30 – «неожиданно умолкал и также неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух», № 37 – «слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу»).
Реплики мальчика в диалоге с директором тоже говорят о многом: мы узнаём и о событиях, которые привели к трагедии, о том, какой это добрый, отзывчивый ребёнок, о том, что его отец надолго утратил доверие Таборки. Таборка ни разу не назвал этого человека отцом, для него это «он» (предложения 36,38, 45, 56).
Таким образом, мы убедились, что о человеке многое можно узнать, понаблюдав за его речью. В художественной литературе писатель стремится к тому, чтобы подобрать для речи своих героев такие речевые обороты, которые с наибольшей полнотой передавали бы основные особенности изображаемых им характеров.
Источник: https://olgagolubeva.blogspot.com/2014/03/1.html?m=1
Культура речи сочинение
Слова, из которых складывается речь — это мощнейшее оружие, что позволяет как исцелить собеседника, так и сильно его обидеть. Поэтому очень важно не просто вести диалог, а следить за своей культурой речи. Давайте порассуждаем об этом в нашем сочинении.
Сочинение на тему культура речи
В наше время стоит острая проблема культуры речи. Вы только послушайте, как общаются окружающие. Многие употребляют ненормативную лексику, считая, что это круто.
Мужчины при женщинах и детях могут употреблять крепкие словечки, думая, что так проявляется их сила и превосходство. Молодежь вставляет слова-паразиты, часто общается на сленге, и использует слова иностранного происхождения.
А ведь это демонстрация полнейшего отсутствия культуры речи.
С каждым годом, месяцем и днем, мы видим, как культура речи в современном обществе деградирует, стремительно меняется, но не в лучшую, а в худшую сторону. А между тем, насколько богат русский язык. На нем говорили великие поэты, умело использовав его в своих произведениях.
Мне кажется, именно в девятнадцатом веке культура речи была на высшем уровне развития. Тогда люди не боялись вставлять в разговор метафоры, сравнения, постоянно обогащая речь новыми словами.
Теперь же большинство считает, что русский язык без ненормативной лексики уже и не русский.
В своем сочинении на тему культура речи, я хочу сказать, что современные люди делают ошибку, когда грубят, кричат, употребляют крепкие словечки. Они нарушают баланс, начинают забывать о правилах общения и этикета, а вместе с тем теряется и вся русская культура.
А между тем, культура речи — это основа культуры человечества, именно она является основным показателем благородства человека, и только в наших силах сохранить все то, что мы получили от предыдущих поколений. Чтобы наша речь была красивой, чтобы с нами хотели общаться и искали встреч, нужно повышать нашу культуру речи.
Необходимо работать над собой, совершенствоваться, ведь школьных знаний в рамках русского языка недостаточно. Это лишь толчок для того, чтобы в дальнейшем мы продолжали работать над своими недостатками.
Для чего нужна культура речи
Спросите сейчас, для чего вообще нужна культура речи. Мое мнение, речь — это отражение наших мыслей и знаний.
То, как мы говорим показывает наше отношение к собеседнику, ведь по построению предложений, использованию уместных или неуместных слов сразу понимаешь, перед тобой ребенок или взрослый, необразованный бродяга или же вежливый воспитанный человек.
Благодаря культуре речи, правилам общения, умению выражать свои мысли, используя богатство русского языка, мы можем выразить свое уважение к окружающим нас людям, и показать свой культурный уровень развития. И согласитесь, куда приятней, когда тебя окружают культурные люди, которые не сквернословят, и не употребляют вульгарные слова.
В завершение своего сочинения про культуру речи, хочется сказать, что культура речи — сложное искусство, но это доступно каждому. Нужно лишь читать классические произведения, тем самым пополняя свой словарный запас, запоминать новые слова и их значение. Таким вот не сложным способом мы можем остановить деградацию культуры речи и возродить величие русского языка.
Источник: https://sochinyshka.ru/kultura-rechi-sochinenie.html
Сочинение на тему "Культура речи — это неотъемлемая культура человечества"
В современном обществе почему-то слишком часто забывают о правилах и достаточно уверенно номинируют это демократией. Проблема касается различных аспектов жизни. Речь идет и о правовых, и моральных, и культурных, в частности языковых, нормах.
Последняя названная категория, пожалуй, стала одной из самых болезненных проблем для нашего социума. Мы можем утверждать этот факт, не принимая во внимание вопрос о двуязычии, ведь даже без такого острого конфликта языковая проблема имеет достаточно много нюансов.
В последние годы довольно сильно стерлись границы между устным и письменным вещанием, таким образом, состоялся обмен признакам и основным характеристикам между этими двумя типами подачи информации.
Это приводит к тому, что нивелируется четкое определение языковой нормы и ее значение, а несоблюдение правил становится все более привычным явлением, а вот тех людей, которые следят за чистотой речи, все чаще обвиняют в неоправданном отрицании иноязычных слов.
Много кто просто не обращает внимания на то, как он пишет или разговаривает, зато есть единицы, которые замечают ошибки в речи окружающих людей. Уровень владения языком — достаточно весомый фактор в формировании мнения об определенном лице. Казалось бы, какое дело кому до того, как человек разговаривает? Но, как по мене, тот, кто говорит грамотно, понимает, какое значение имеет язык в жизни конкретного человека и общества в целом, осознает, что язык — отражение многовековой истории народа. Личность, которая придерживается такого мнения, достаточно мудра, ее самосознание глубоко развито на всех уровнях: индивидуальном, общественном и общенародном.
Если бы было больше людей, которые понимают, почему важно соблюдать речевую культуру, было бы меньше проблем, ведь никто не препятствовал бы на пути развития чистой речи, углубление и большего обоснования различных норм.
Да и вообще, человек, который приучается соблюдать правила в языке, придерживается их и в других сферах жизни, т.е. психика человека легче воспринимает сущность правил в целом.
Тот, кто пытается понять язык на уровне более глубоком, чем среднестатистический член социума, всегда будет образованнее, ведь в своем поиске новых лингвистических знаний всегда будет дотрагиваться до других наук, черпать знания и из них также.
Быть грамотным в языке в известной степени означает быть грамотным в жизни.
Игорь
Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/09/kultura-rechi.html
Эссе о культуре речи русского человека
- Насколько была бы менее интересна наша жизнь, если бы мы не могли передать при помощи речи тысячи оттенков, мыслей, сотни различных интонации, вариантов высказываний.
- Я люблю тебя…
- На русском языке это высказывание имеет 12 вариантов, в то время как на английском всего один вариант. Об этом хорошо сказал писатель Сергей Кирсанов: «Слова торжественные, как пироги рождественские, слова, как медленные шаги, как лакированные сапоги – с царственными жестами, протягиваемые жезлами…
- Слова уважения, почитания, умиления, бракосочетания, благословения.
- Есть слова деловые, мастеровые, обстоятельные, самостоятельные.
- Есть слова разящие и щемящие, обрывающие и убывающие, ждущие и жгучие, пирующие и целующие, злобные и добрые., слова, как еще не открытые острова, как в пустыне приснившаяся листва…»
- Как прекрасно сказано.
А слова известного поэта «Словом можно спасти, словом можно убить, словом можно полки за собой повести, и беду от себя отвести» подтверждают силу и мощь нашей речи. Как же быть человеку с этим даром, который получили только потому, что родились в человеческом обществе.
Его, этот дар, нужно беречь, лелеять, охранять, приумножать, заботиться о нем, как о самом дорогом существе.
Ведь именно речь выделила человека из мира животных.
Только человеческое дитя слышит «Родной, единственный, любимый…усни, солнышко, усни…». Мелодия материнской речи услаждает слух, рождает желание что-то сказать в ответ. Язык любого народа — это его историческая память, воплощенная в слове.
- Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа отразились в языке, в его устных и письменных формах, в памятниках различных жанров — от древнерусских летописей до произведений современной русской художественной литературы.
- Значит, культура языка предстает как связь многих и многих поколений.
- Константин Ушинский сказал: «В языке своем народ сложил свои мысли и свои чувства… Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось».
- Знать свой язык, уметь пользоваться им, его богатствами — к этому должен стремиться каждый.
Мы сегодня много говорим о защите и охране природных богатств. Защита природы и здоровье народа — важное государственное дело. Но и наш язык тоже нуждается в таком же бережном подходе. Русский язык надо беречь от засорения вульгаризмами, жаргонизмами, сленга, от ненужных иноязычных заимствований, но еще и от многих других ошибок.
Культура речи — это степень владения хорошим литературным языком. Культура речи сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменений. Приобщение широких масс к активной общественной деятельности потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры.
Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение стилистических, грамматических, орфоэпических норм. Языковая норма — центральное понятие речевой культуры.
Вообще культура речи состоит из трех аспектов: нормативной, коммуникативной, этической.
Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике. Выбор необходимых языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.
Для каждой цели свои средства, свои слова. Этический аспект речи — это знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.
Этические нормы — это речевой этикет. Под речевым этикетом понимаем то, как люди приветствуют друг друга, провожают, какие слова при этом используют. Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культуры человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого надо следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении норм слов.
Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Русский язык под угрозой на сегодняшний день. Что делается у нас в стране? Принят закон о языке. Теперь надо выполнять его. На мой взгляд, начинать надо, в первую очередь, с телевидения, радио.
Отрадно было слышать, как молодые люди в поездах санкт-петербургского метро развешивают красочные плакаты, на которых расположены слова и проставлены все ударения… на одной стороне слова с ошибками, на другой — правильный вариант. Ни на одном плакате слова не повторяются, нет одинаковых, пассажиры ходят по вагонам и читают.
В Санкт-Петербурге издается серия словарей (17) под названием «Давайте говорить правильно».
Владимир Соловьев, блестящий философ, но не менее талантливый филолог, говорил о том, что есть три стиля речи: высокий — для общения с Богом, средний — для общения с окружающими, и есть в запасе низкий стиль, который, впрочем, не должен использоваться в общении. Каждый носитель языка должен владеть тремя стилями.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник: https://pedsovet.su/publ/150-1-0-2808
Сочинение: Культура русской речи
Культура русской речи
Русский язык — язык великого народа, язык великой литературы. .
Величие и мощь русского языка общепризнанны. Русский язык, как говорил еще Фридрих Энгельс, считается «одним из самых сильных и самых богатых языков» мира.
Гимны русскому языку, его богатству и выразительности можно найти в сочинениях и размышлениях почти всех крупнейших русских писателей. Для Тургенева, например, раздумья о судьбах Родины были неотделимы, неотрывны от мысли о «великом, могучем, правдивом и свободном русском языке».
Русский язык стал интернациональным языком, языком межгосударственного общения и культурно-идеологического взаимодействия между всеми народами Советского Союза. Русский язык распространяется везде, в странах Запада и Востока. Интерес к его изучению возрастает на всех материках нашей планеты.
В этих условиях неизмеримо усиливается, увеличивается ответственность всех нас, тех, для кого русский язык является родным, за его чистоту и правильность, за его точность и выразительность. «Надо вдумываться в речь, в слова», — говорил Чехов.
«Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку; как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке», — убеждал Алексей Максимович Горький молодое поколение советских писать лей.
Изучение языка помогает открыть законы его развития, правила его употребления и способы обогащения.
Народ — нe только творец языка, но и двигатель его истории. Народ, вместе с тем, стоит на страже сокровищ своего родного слова, пользуясь ими и умножая их в своей речи и словесно-поэтическом творчестве .
Литературный язык становится, по образному выражению Горького, «оружием» всего народа… Известный наш языковед академик Щерба тонко охарактеризовал своеобразие развития русского языка в советскую эпоху.
«Нетрудовые элементы потеряли вес в обществе, — говорил он, — вопросы производства и его организации стали в центре внимания, элементы политического образования стали внедряться в общественное сознание вместе со стремлением в том или другом отношении заполнить пропасть между умственным и физическим трудом. Все это привело к тому, что производственная терминология стала вливаться широкой струёй в наш литературный язык, расширяя знакомство с элементами разнообразных производственных процессов» .
В быстром и сложном процессе развития современного русского языка закономерно и естественно возникают колебания, а также болезненные, отрицательные явления в приемах его употребления, в способах применения разных его стилистических средств, в практике словопроизводства и словоупотребления, в отношении к литературно-языковым нормам.
Причин такого рода склонений от чистоты и правильности речи очень много: и неполное усвоение норм литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции, и неуменье, и нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов, и влияние «дурной моды», разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое, что свидетельствует о слабой культуре речи, о неразвитости «чутья языка».
Эти нарушения чистоты и правильности литературной речи обычно расцениваются как «порча» языка и вызывают у ревнителей чистоты родного языка огорчение и справедливое возмущение, побуждают их к активной борьбе с отклонениями от литературных норм, от правильного употребления такого богатого, живописного и могучего языка, как русский классический язык. Потому что, действительно, как убеждал Горький, «борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка — есть борьба за орудие культуры».
Как же нужно бороться за чистоту, точность и правильность языка? Необходимо широкое, общенародное распространение научных сведений о законах и правилах русского языка, о его стилистических богатствах, о путях его развития, о способах образования новых слов, об огромной роли языка как «орудия культуры», как средства познания, и обо многом другом, относящемся к вопросам и задачам культуры русской речи. Необходимо воспитание эстетического чутья языка и глубокого сознания ответственности за честное и чистое обращение с ним.
Каждый из нас, из тех, кто относится к русскому языку как к родному и свободно пользуется им в своей общественно-речевой практике, является, вместе с тем, и участником грандиозного процесса народного «языкотворчества», по выражению Маяковского, и все мы должны внимательно наблюдать и соблюдать законы и правила своего родного языка.
Чтобы воспитательная работа в области культуры русской речи была действительно действенной и плодотворной, надо определить, с чем бороться, что признать ошибками и неправильностями, типичными для современности.
И главное: надо выделить именно ходовое, типичное, а не развлекаться анекдотами, уродствами индивидуального словоупотребления.
Между тем, многочисленные статьи о культуре речи, о том, как говорить или как научиться говорить правильно и красиво, появляющиеся в наших журналах и газетах, нередко направляют свое внимание именно в сторону анекдотических случаев и сцен.
Не претендуя на исчерпывающую полноту, можно распределить трудности и неправильности, широко распространенные в современной русской речи, по нескольким группам или категориям.
Во-первых. Самая сложная и разнообразная по составу — это группа небрежностей и «неправильностей» в речи, вызванная недостаточным знанием стилистических своеобразий или смысловых оттенков разных выражений и конструкций, а также правил сочетания слов.
Это — результат неполного овладения или, во всяком случае, еще очень неточного, нетвердого владения системой современного русского литературного языка, его словарем и синтаксисом, его стилистическими средствами.
Тут, прежде всего, выделяются случаи нарушения или неоправданного разрушения старых устойчивых словосочетаний и неудачного образования новых.
Например, в разговорной речи: «гулять по больничному листку», «убирать помещение в доме», «переживать за сестру», «дать характеристику на кого-нибудь», «утрясти вопрос», «львиная часть» (вместо: львиная доля), «играть значение» (вместо: играть роль или иметь значение); «одержать успехи» (вместо: добиться успехов или одержать победу); «носить значение» (вместо: носить характер, иметь значение); «разделить на две неравные половины»; «тратить нервы» (вместо: портить нерпы), «играть главную скрипку» (вместо: … первую скрипку); «заварился сыр-бор» (вместо: загорелся сыр-бор); «криминальное преступление»; «мемориальный памятник» и тому подобное.
Такого рода примеров скрещивания, контаминации (как говорят языковеды) разных выражений, имеющих близкое или сходное значение, неоправданных стилистических и словесных сближений, смешений и так далее, больше всего встречается в небрежной речи.
Сюда же примыкают и такие неправильности словоупотребления, как например, взад-назад вместо: взад и вперед, дожидать вместо дожидаться (но сравните — ожидать); подружить вместо: подружиться (и сравните — дружить с кем-нибудь) и другие подобные.
Во-вторых. К границам разговорно-литературной речи приблизились и иногда беспорядочно врываются в сферу литературного выражения слова и обороты областного или грубого просторечия: ложить (вместо класть), обратно вместо опять («обратно дождь пошел»), крайний (вместо последний), взади (вместо сзади), заместо (там, где нужно: вместо) и так далее.
Естественно, что широкий поток этого просторечия несет в разговорную речь слова и выражения, характеризующиеся разной яркостью областной окраски и разной степенью близости к литературному языку.
Разобраться во всем этом должен помочь словарь «Правильность и чистота русской речи»', подготовленный Институтом русского языка Академии наук и посвященный трудностям и неправильностям современного словоупотребления. Ведь с просторечием связаны специфические выражения и обороты речи вульгарного или фамильярного характера.
Например, дать по мозге, устройте пару билетиков; по-страшному, по-тихому (вместо: страшно, тихо); толкнуть речугу; всю дорогу — в значении: «все время» и многие другие.
Эти явления в разных стилях и разновидностях современной разговорной речи выступают настолько ощутимо, что они больше всего вызывают протест со стороны отстаивающих чистоту и правильность русского литературного языка и чаще всего обсуждаются в нашей печати.
Третье. Еще одно явление в жизни современного русского языка, особенно в разговорной речи, вызывающее у многих тревогу и беспокойство, — это широкое и усиленное употребление своеобразных вульгарных, а иногда и подчеркнуто-манерных жаргонизмов. От них веет и специфическим духом пошлого мещанства и налетом буржуазной безвкусицы.
Таковы выражения: «оторвать» в смысле: достать, приобрести («оторвать туфли с модерными каблуками»); «что надо», «сила» — в смысле: замечательный: «звякнуть» (по телефону); «законно — законный» для обозначения положительной оценки; «газует» (бежит); «категорический привет» и даже: «приветствую вас категорически» (вместо «здравствуйте»); «дико»(в значении — очень: дико интересно); «хата» (в смысле квартира) и тому подобное.
Всех кто ратует за чистоту русского языка, особенно смущает и возмущает распространение этого вульгарно-жаргонного речевого стиля. Многие готовы квалифицировать его. и вполне справедливо, как «осквернение языка Пушкина, Толстого, Горького. Маяковского».
В этой очень пестрой, но всегда мутной струе вульгарной и фамильярной бытовой речи можно — при более внимательном рассмотрении и изучении — разграничить несколько жаргонных слоев или пластов и даже несколько социально-речевых жаргонных стилей вульгарного и фамильярного характера.
Печальнее всего то, что подобное жаргонное словообразование в зарубежных работах, посвященных русскому языку, иногда относится к характерным качествам культуры нашей студенческой молодежи.
Так, в статье доцента Стокгольмского университета Нильса-Оке-Нильссона, недавно напечатанной в шестом томе датского журнала «Сканда-Славика», — «Советский студенческий слэнг» (то есть жаргон) помещается словарик такой речи советских студентов: блеск в значении превосходный; железно; мешок времени; предки (в значении: родители); спихнуть экзамен; старик, старикан (значение: профессор); шпаргалитэ; удочка (удовлетворительно) и тому подобное.
Четвертое. Не менее тяжелым препятствием для свободного развития выразительных стилей современного русского языка является чрезмерное разрастание у нас употребления шаблонной, канцелярской речи, ее штампованных формул и конструкций.
Об этом так писал Константин Паустовский: «Язык обюрокрачивается сверху донизу, начиная с газет, радио и кончая нашей ежеминутной житейской, бытовой речью». «Нам угрожает опасность замены чистейшего русского языка скудоумным и мертвым языком бюрократическим.
Почему мы позволили этому тошнотворному языку проникнуть в литературу?» Оценочные эпитеты, излишества экспрессии — это индивидуальные свойства стиля Паустовского, но основная мысль ясна.
В этой связи нельзя не вспомнить об ироническом отношении Владимира Ильича Ленина «к канцелярскому стилю с периодами в тридцать шесть строк и с «речениями», от которых больно становится за родную русскую речь».
Жалобы на засилие штампов канцелярско-ведомственной речи и разных сферах общественной жизни раздаются со всех сторон.
Так, в письме Чуракова в редакцию «Известий» — «О родном нашем языке» — сказано: «На наш повседневный разговорный язык, язык газеты, радио, плаката все сильнее наступает неповоротливый язык канцелярии. Он проникает даже в литературу».
Писатель Леонтий Раковский свою статью «Чувство языка», опубликованную в «Литературной газете», начинает так:
«Федор Гладков считал канцеляристов сомнительными учителями русского языка.
К сожалению, канцеляристы не только учителя, но и — прежде всего — «творцы» того серого, мертвого языка, который так засоряет нашу речь…
Это им принадлежит словесный мусор, рожденный в недрах протоколов и отчетов: «зачитать» и «вырешить», «использовать» и «приплюсовать», «свино-матка» или «рыбо-продукт» вместо доброго, живого слова — рыба».
Неуместное употребление казенно-канцелярских трафаретов высмеял писатель Павел Нилин в своих «Заметках о языке» (журнал «Новый мир»):
«В дверь кабинета председателя районного Исполкома просовывается испуганное лицо.
— Вам что? — спрашивает председатель.
— Я к вам в отношении налога…
Через некоторое время в кабинет заглядывает другая голова.
— А у вас что? — отрывается от всех бумаг председатель.
— Я хотел поговорить в части сена…
— А вы по какому вопросу? —спрашивает председатель третьего посетителя.
— Я по вопросу собаки. В отношении штрафа за собаку. И тоже в части сена, как они…»
Комические эффекты вызывает также пристрастие к ученым и изысканно-книжным словам и выражениям, которые употребляются без всякой нужды и нередко в совершенно неподходящей обстановке: например, «лимитировать количество», «фактор времени» и другие подобные.
Пятое. Естественно, что отсутствие прочных и точных литературных языковых навыков, влияние областного говора и просторечия особенно часто обнаруживается в произношении, в воспроизведении звуковой формы слова.
Сюда относятся и колебания в ударении, а часто — просто нелитературные ударения в отдельных словах как разговорного, так и книжного происхождения, и в их формах.
Например: средства (вместо средства), общества (вместо общества), облегчить (вместо облегчить), документ (вместо документ), ходатайствовать (вместо ходатайствовать), ненависть (вместо ненависть), жестоко (вместо жестоко), поняла (вместо поняла), обеспечение (вместо обеспечение), дермантин (вместо дерматин); произношение: фанэра, музэй. кофэ и так далее.
Этот очерк или перечень отклонений, отступлений от стилистических норм современной русской речи очень неполон. Он совсем не касается проблем языка советской художественной литературы. Между тем, это особая, важная и большая тема.
Но вопросы стилистики художественной литературы не могут быть разрешены в общем плане культуры речи. Они нуждаются в освещении истории и теории литературно-художественной речи. Тут, между прочим, открывается новая сфера наблюдений над примерами построения словесных образов и над речевой структурой образов персонажей.
К концу беседы с радиослушателями мне хотелось бы еще раз подчеркнуть огромное значение вопросов культуры речи, значение стилистических навыков и лингвистических знаний.
Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитое чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — лучшая опора, верное подспорье и очень важная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.
Можно закончить эту краткую беседу о русском языке и о некоторых неправильностях в его современном употреблении теми же словами, которыми закончил свою статью о любви к русскому языку покойный советский поэт Владимир Луговской: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта https://www.studentu.ru
Источник: https://dodiplom.ru/ready/98933