В 1915 году вышла в свет книга «Яма». Повесть Чуковский назвал «пощечиной обществу». Один из критиков – лучшим произведением Куприна. Однако оно вызвало гневное возмущение в определенных слоях общества. Многие, даже не зная краткого содержания «Ямы» Куприна, но имея поверхностное представление о проблематике повести, отказывались от прочтения произведения.
Писатель понимал, что щепетильные читатели его произведение найдут неприличным, безнравственным. Тем не менее он посвятил повесть «Яма» матерям и юношеству. О чём книга, которая вызвала негативные отзывы критиков? Краткое содержание «Ямы» Куприна даст ответ на этот вопрос.
Это самое объемное произведение русского писателя. Состоит из трех частей. Краткое содержание «Ямы» Куприна в этой статье изложено по следующему плану:
- Большая Ямская.
- Платонов.
- В чем же трагедия?
- Девушки.
- Лихонин.
- Болезнь Жени.
- Конец заведению Анны Марковны.
Большая Ямская
Когда-то давно, на окраине некоего южного города, жили исключительно ямщики. А потому местность эту назвали Ямской слободой. Но появились паровозы, и труд жителей района потерял смысл. Ямщики разбрелись кто куда, но название сохранилось. Правда, со временем район начали называть просто – Яма. В этом имелся некоторый социальный и даже философский смысл.
На Большой Ямской (так официально называлась одна из улиц района) располагались дорогие, дешёвые и средние публичные дома. Героини повести Куприна – проститутки, которые трудятся в заведении Анны Марковны Шойбес. Есть дома пошикарнее. Например, заведение Треппеля. Но имеются на Большой Ямской и совсем дешевые, рублевые, куда боится попасть каждая обитательница дома Анны Марковны.
Платонов
Это главный герой «Ямы» Куприна. Платонов – довольно странный человек. Он много вечеров провел в заведении Анны Марковны, всё знает об унылом, принужденном веселье, которое царит здесь каждую ночь. Ему известны секреты обитательниц заведения. Но ни у одной из девушек Платонов не бывал.
Великие художники избегают темы проституции. Вероятно, у них не хватает самоотверженности, времени, самообладания вникнуть в жизнь падшей женщины. Но если б кто-нибудь создал книгу о проституции, искреннюю и правдивую, она бы стала великим произведением. Приблизительно такие слова произносит Платонов. Прототипом этого героя является сам писатель А. И. Куприн.
Название повести символизирует социальное дно. Но можно ли назвать героинь падшими? Куприн не осуждает их. Он сторонний, объективный наблюдатель. Автор осуждает, скорее, тех, кто меняет жизнь девушек в худшую сторону.
Так, одну из героинь в бордель привез не кто иной, как ее муж.
Позже оказалось, что он профессиональный мошенник, который тем и промышляет: влюбляет в себя молодую особу, женится на ней, затем отправляет к Анне Марковне за неплохой гонорар.
В чем же трагедия?
Произведение вызвало неоднозначную реакцию критиков не только из-за скандальной темы. Краткое содержание «Яма» Куприна изложить непросто. Ведь проблематику понять можно из диалогов героев, рассуждений Платонова, страшных подробностей быта героинь.
В доме Анны Марковны творится ужас. Но воспринимается он как нечто обыденное. Девушки продают себя, но лишь немногие из них осознают, насколько жалким, грязным является их существование. К слову, Лев Толстой, не оценил глубокую тему повести «Яма». Прочитав лишь несколько первых глав, он отметил: «Автору доставляет удовольствие копаться в неприглядных подробностях».
Девушки
Женя – одна из героинь повести А. И. Куприна. Это самоуверенная, красивая, дерзкая девушка. Тамара – личность довольно загадочная. Известно, что прежде она была монахиней. Паша – самая востребованная проститутка в заведении Анны Марковны. Она единственная пришла сюда добровольно. Эта девушка больна. Основной симптом ее недуга заключается в том, что ей нравится ее работа.
Люба – девушка простая, недалекая. С ней приключится история, которая станет одной из ведущих сюжетных линий повести «Яма». Есть здесь и проститутка Сонька Руль. Прозвище получила из-за крупного носа.
Жизнь обитательниц борделя
Заведение Анны Марковны представляет собой двухэтажный дом. На втором этаже девушки и работают, и отдыхают. Обитательницы этого логова так же разношерстны, как и их клиентура. У каждой своя история.
В этом месте они потеряли свои имена, родных, близких, права, принципы и, наконец, свое «я». Жизнь их сера и уродлива, статична и не имеет развития, лишена всякого смысла.
Скорее, это не жизнь, а жалкое существование.
О чем пишет Куприн? Об отвратительных обитательницах борделя? Или о мужчинах, которые в своем стремлении получить удовольствие губят судьбы молодых женщин? Можно сформулировать идею повести как угодно, но смысл остается один. Александр Куприн написал страшную историю о проститутках – женщинах, которые жить иначе не умеют.
Автор извлек наружу всю подноготную публичного дома, раскрыл все тайны и хитрости. Мужчина хочет историю о том, как девушка докатилась до такой жизни? Она расскажет ему милую ложь о подлом друге семьи, бросившем ее на растерзание судьбе. Клиенту нужны зрелища и веселая компания? Он получит это, если оплатит девушке шампанское.
В книге плотно переплетаются истории разных девушек. У каждой из них своя жизнь и судьба. Одна попала сюда по собственному желанию. Другая мечтает о сказочном принце.
Третья вынашивает жесткой план мести «двуногим подлецам». Всех девушек объединяет лишь одно. Все они ненавидят мужчин, не всех, но именно тех, что готовы платить за любовь.
Они презирают их скупость, глупость, склонность к извращениям.
Лихонин
Этого студента однажды вдохновляют речи Платонова. В голову ему приходит безрассудная, глупая идея – спасти одну из девушек. Платонов пытается отговорить Лихонина.
Хорошо зная нравы и психологию обитательниц заведения, он понимает, что задача эта непростая. Многолетний разврат сделал их глупыми, ленивыми существами. Но студент стоит на своём. Уехать с ним соглашается Люба.
В чём же суть перевоспитания проститутки по методу Лихонина?
Студент и его друзья просвещают Любу. Он водит ее по театрам, выставкам. Его товарищи рассказывают девушке о литературных произведениях. Однако в эти моменты их посещают мысли отнюдь не об искусстве.
Много сил потрачено, но результата никакого. Люба недоумевает, отчего студент отказывается от интимной связи с ней. Тем временем она превращается в непосильную ношу для Лихонина.
Наконец он возвращает Любу в заведение Анны Марковны.
Болезнь Жени
Эта девушка неглупая и, быть может, именно поэтому всей душой ненавидит двуногих подлецов – именно так она называет клиентов. В доме Анны Марковны регулярно бывает доктор. Если девушка больна, ее отправляют в более дешевое заведение. Медицинского обследования обитательницы дома панически боятся.
Женя узнаёт о своем страшном недуге – сифилисе. Но она, конечно, ничего не говорит об этом Анне Марковне. Более того, она каждую ночь пытается заразить как можно больше мужчин. Такова ее месть. О прошлом девушки известно немного. Но однажды Платонову Женя поведала: в публичный дом ее продала родная мать.
Конец заведению Анны Марковны
Жене удаётся заразить многих. Только гимназиста, влюблённого в неё, она жалеет. В день обследования она кончает жизнь самоубийством. Печальная участь ждет и других девушек дома терпимости.
Паша впадает в беспамятство, после чего ее определяют в сумасшедший дом. В лечебнице девушка умирает. Тамара исчезает из города со своим любовником-вором. В драке погибает ещё одна проститутка – девушка по прозвищу Манька Маленькая.
Что же касается хозяйки дома, то и ей приходится спасаться бегством. Смерть Жени и недуг, которым она наградила десятки клиентов, а среди них есть и важный чиновник, – все это привело к большому скандалу. Экономка выкупает заведение, которое вскоре разграбят солдаты. В этом весь сюжет книги Куприна «Яма». Итак, каковы были рецензии на повесть, открывшую мрачные стороны общества?
Критика повести «Яма»
Произведение встречено было самыми противоречивыми отзывами. О повести Куприна до сих пор не сложилось у критиков определенного мнения. Эта книга является плодом большого труда писателя, но она вызвала, скорее, осуждение, нежели понимание. Автора обвинили в чрезмерном натурализме и безнравственности.
В советское время критиками о повести почти ничего не было написано. Немногие статьи, предлагающие анализ произведения «Яма» Куприна, были пронизаны идеологией.
Проституция – это явление, которое могло существовать исключительно в царской России, автору удалось красочно передать ужасы дореволюционных времен – примерно такой была точка зрения советских критиков. Прошло более ста лет после первой публикации «Ямы».
Давно нет ни царской, ни советской России. На произведение Куприна все так же актуально.
Положительные отзывы
Одним из немногих, кто оценил произведение Куприна, стал Корней Чуковский. Писатель согласился с мнением критиков о том, что героини книги действительно омерзительны.
Но при этом подчеркнул, что чем больше в них грязи, тем больше позора для общества.
Чуковский в статье, опубликованной в журнале «Нива», сказал: «Необходимо перестроить общественный быт так, чтобы не было в нём места для ямы».
Повесть стала последним крупным произведением Александра Куприна. После ее публикации талант писателя, конечно, не иссяк. Он всё так же продолжал создавать интересные рассказы и повести. Но больше уже не достигал столь высоких творческих вершин.
Страшнее, чем война
Над повестью «Яма» Александр Иванович Куприн работал на протяжении шести лет. Он первым осмелился задеть столь больную тему социального общества. В самом же обществе порыв автора совсем не оценили. Произведение назвали порнографическим, на издательство даже подали в суд.
Негативных отзывов стоило ожидать. Общественный строй во все времена видит то, что желает видеть. Куприн все же ответил критикам: «Я убежден, что свое дело сделал. Проституция – это еще более страшное зло, чем война, мор, голод. Войны проходят, но проституция живет веками».
Фильм 1990 года
Первую экранизацию «Ямы» Куприна сегодня помнят немногие, несмотря на блестящий актерский состав. Главную роль в этом фильме исполнила Татьяна Догилева. Олег Меньшиков сыграл Лихонина.
Правда, согласно сюжету киноленты, молодой человек, решивший перевоспитать проститутку, не студент, а состоявшийся адвокат. Режиссер фильма – Светлана Ильинская.
В картине также сыграли Евгений Евстигнеев, Ирина Цывина, Валентина Талызина.
Телесериал «Куприн»
Этот фильм не является экранизацией «Ямы» в полном смысле этого слова. Сериал снят по мотивам не только повести об обитательницах борделе, но и произведений «Поединок», «Впотьмах». Кроме того, нет в фильме такого персонажа, как Платонов. Есть Александр Куприн. В образе писателя перед зрителями предстал Михаил Пореченков.
Женю в сериале сыграла Светлана Ходченкова. Тамару – Полина Агуреева. Роль Лихонина исполнил Антон Шагин. В первой части телевизионного фильма «Куприн», основная сюжетная линия которой основана на повести «Яма», сыграли Екатерина Шпица, Наталья Егорова, Нелли Попова и другие.
Многие знают такие произведения Куприна, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». Неудивительно, ведь повести включены в школьную программу.
«Яма» не относится к самым известным книгам Александра Куприна. Интерес к ней возрос после премьеры сериала «Куприн». Стоит сказать, что отрицательных рецензий на литературный первоисточник очень мало.
Читатели в основном с восхищением отзываются о повести «Яма».
Сегодня уже никто не назовет книгу Куприна порнографической, как это было в начале минувшего столетия. Она получила гневные отзывы от критиков прежде всего в силу натурализма, непривычной откровенности.
Для современных читателей нет ничего странного в описании быта проституток. В книге нет откровенной пошлости и непотребства.
Куприн оставил за кадром все лишнее, донеся без потерь глубину эмоций, переживаний героинь.
Источник: https://www.syl.ru/article/360471/povest-aleksandra-kuprina-yama-kratkoe-soderjanie-kritika
Куприн в цирке — КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ В ЦИРКЕ КУПРИН ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ! КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ В ЦИРКЕ КУПРИН ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ! — 3 ответа
Автор ЂАТЬЯНА МАЗИКИНА задал вопрос в разделе Домашние задания
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ В ЦИРКЕ КУПРИН ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ! КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ В ЦИРКЕ КУПРИН ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ! и получил лучший ответ
Ответ от Безприкрасс[гуру]Заболел профессиональный атлет Арбузов. Доктор Духовицын поставил ужасный диагноз «'Гипертрофия сердца''. Ну это обычная болезнь атлетов и боксёров… Арбузову доктор посоветовал не пить спиртных напитков.
Но назавтра предстоял турнир с американцем Робером. А у американцев были свои правила борьбы. Проще сказать что они дрались как мясники…И отказаться от турнира Арбузов не мог …потому что тогда надо было заплатить неустойку в 200 руб.. А это очень большие деньги.
Их у Арбузова не было…
Арбузов конечно принял допинг ( выпил вина). Поединок с Робером он проиграл очень быстро… в первом же раунде… с трудом дошёл до своей комнаты и умер.
Ответ от Ўлия Достоевская[новичек]Цирковой борец Арбузов почувствовал себя плохо и пошел к доктору. Доктор осмотрел его и сказал, что надо беречь здоровье и на время отказаться от тренировок и выступлений, иначе это может плохо закончиться.
Арбузов сказал, что у него подписан контракт на бой с американским борцом который нельзя отменять. Доктор опять предупредил борца о возможных последствиях.Арбузов пошел в цирк, по дороге ему становилось все хуже и хуже. В цирке он поговорил со своим приятелем итальянским акробатом.
Он сказал Арбузову, что американские борцы часто используют запрещенные приемы, которые могут сделать человека инвалидом и даже убить. Арбузов задумался и решил поговорить с директором цирка об отмене поединка. Директор ничего не захотел слушать и сказал, что в случае отмены боя Арбузов должен будет выплатить большой денежный штраф.
Тем временем состояние борца становилось все хуже. У него началась лихорадка, иногда он задыхался. Однако, Арбузов был абсолютно уверен, что сможет побороть американца. Он еле-еле добрался до цирка, но все же вышел на арену. Бой Арбузов проиграл и был положен американцем на лопатки, а потом свалился в каком-то закутке и умер.
Рассказ учит тому, что человеческая жизнь и здоровье бесценны, и никогда не стоит рисковать ими ради заработков, даже очень больших.
Ответ от Ёаша Смолин[новичек]Заболел профессиональный атлет Арбузов. Доктор Духовицын поставил ужасный диагноз «'Гипертрофия сердца''. Ну это обычная болезнь атлетов и боксёров… Арбузову доктор посоветовал не пить спиртных напитков.Но назавтра предстоял турнир с американцем Робером.
А у американцев были свои правила борьбы. Проще сказать что они дрались как мясники…И отказаться от турнира Арбузов не мог …потому что тогда надо было заплатить неустойку в 200 руб.. А это очень большие деньги.
Их у Арбузова не было…
Арбузов конечно принял допинг ( выпил вина). Поединок с Робером он проиграл очень быстро… в первом же раунде… с трудом дошёл до своей комнаты и умер.
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ В ЦИРКЕ КУПРИН ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ! КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ В ЦИРКЕ КУПРИН ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ!Ответ от 3 ответа[гуру] Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
Источник: https://3otveta.ru/kuprin-v-tsirke/
Читать онлайн "В цирке" автора Куприн Александр Иванович — RuLit — Страница 3
– Э, пустяки, – уронил он пренебрежительно, – в Ребере всего шесть пудов весу, и он едва достает мне под подбородок. Увидите, что я его через три минуты положу на обе лопатки. Я бы его бросил и во второй борьбе, если бы он не прижал меня к барьеру. Собственно говоря, со стороны жюри было свинством засчитать такую подлую борьбу. Даже публика и та протестовала.
Доктор улыбнулся чуть заметной лукавой улыбкой.
Постоянно сталкиваясь с цирковой жизнью, он уже давно изучил эту непоколебимую и хвастливую самоуверенность всех профессиональных борцов, атлетов и боксеров и их наклонность сваливать свое поражение на какие-нибудь случайные причины. Отпуская Арбузова, он прописал ему бром, который велел принять за час до состязания, и, дружески похлопав атлета по широкой спине, пожелал ему победы.
Арбузов вышел на улицу. Был последний день масленой недели, которая в этом году пришлась поздно. Холода еще не сдали, но в воздухе уже слышался неопределенный, тонкий, радостно щекочущий грудь запах весны.
По наезженному грязному снегу бесшумно неслись в противоположных направлениях две вереницы саней и карет, и окрики кучеров раздавались с особенно ясной и мягкой звучностью. На перекрестках продавали моченые яблоки в белых новых ушатах, халву, похожую цветом на уличный снег, и воздушные шары. Эти шары были видны издалека.
Разноцветными блестящими гроздьями они подымались и плавали над головами прохожих, запрудивших черным кипящим потоком тротуары, и в их движениях – то стремительных, то ленивых – было что-то весеннее и детски радостное.
У доктора Арбузов чувствовал себя почти здоровым, но на свежем воздухе им опять овладели томительные ощущения болезни. Голова казалась большой, отяжелевшей и точно пустой, и каждый шаг отзывался в ней неприятным гулом.
В пересохшем рту опять слышался вкус гари, в глазах была тупая боль, как будто кто-то надавливал на них снаружи пальцами, а когда Арбузов переводил глаза с предмета на предмет, то вместе с этим по снегу, по домам и по небу двигались два большие желтые пятна.
У перекрестка на круглом столбе Арбузову кинулась в глаза его собственная фамилия, напечатанная крупными буквами. Машинально он подошел к столбу. Среди пестрых афиш, объявлявших о праздничных развлечениях, под обычной красной цирковой афишей был приклеен отдельный зеленый аншлаг, и Арбузов равнодушно, точно во сне, прочитал его с начала до конца:
ЦИРК БР. ДЮВЕРНУА.
- СЕГОДНЯ СОСТОИТСЯ 3-я РЕШИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА
- ПО РИМСКО-ФРАНЦУЗСКИМ ПРАВИЛАМ
- МЕЖДУ ИЗВЕСТНЫМ АМЕРИКАНСКИМ ЧЕМПИОНОМ
- г. ДЖОНОМ РЕБЕРОМ
- И ЗНАМЕНИТЫМ РУССКИМ БОРЦОМ И ГЕРКУЛЕСОМ
- г. АРБУЗОВЫМ
НА ПРИЗ В 100 РУБ. ПОДРОБНОСТИ В АФИШАХ.
У столба остановились двое мастеровых, судя по запачканным копотью лицам, слесарей, и один из них стал читать объявление о борьбе вслух, коверкая слова.
Арбузов услышал свою фамилию, и она прозвучала для него бледным, оборванным, чуждым, потерявшим всякий смысл звуком, как это бывает иногда, если долго повторяешь подряд одно и то же слово. Мастеровые узнали атлета.
Один из них толкнул товарища локтем и почтительно посторонился. Арбузов сердито отвернулся и, засунув руки в карманы пальто, пошел дальше.
В цирке уже отошло дневное представление. Так как свет проникал на арену только через стеклянное, заваленное снегом окно в куполе, то в полумраке цирк казался огромным, пустым и холодным сараем.
Войдя с улицы, Арбузов с трудом различал стулья первого ряда, бархат на барьерах и на канатах, отделяющих проходы, позолоту на боках лож и белые столбы с прибитыми к ним щитами, изображающими лошадиные морды, клоунские маски и какие-то вензеля. Амфитеатр и галерея тонули в темноте. Вверху, под куполом, подтянутые на блоках, холодно поблескивали сталью и никелем гимнастические машины: лестницы, кольца, турники и трапеции.
На арене, припав к полу, барахтались два человека. Арбузов долго всматривался в них, щуря глаза, пока не узнал своего противника, американского борца, который, как и всегда по утрам, тренировался в борьбе с одним из своих помощников, тоже американцем, Гарваном.
На жаргоне профессиональных атлетов таких помощников называют «волками» или «собачками».
Разъезжая по всем странам и городам вместе с знаменитым борцом, они помогают ему в ежедневной тренировке, заботятся об его гардеробе, если ему не сопутствует в поездке жена, растирают, после обычной утренней ванны и холодного душа, жесткими рукавицами его мускулы и вообще оказывают ему множество мелких услуг, относящихся непосредственно к его профессии. Так как в «волки» идут или молодые, неуверенные в себе атлеты, еще не овладевшие разными секретами и не выработавшие приемов, или старые, но посредственные борцы, то они редко одерживают победы в состязаниях на призы. Но перед матчем с серьезным борцом профессор непременно сначала выпустит на него своих «собачек», чтобы, следя за борьбой, уловить слабые стороны и привычные промахи своего будущего противника и оценить его преимущества, которых следует остерегаться. Ребер уже спускал на Арбузова одного из своих помощников – англичанина Симпсона, второстепенного борца, сырого и неповоротливого, но известного среди атлетов чудовищной силой грифа, то есть кистей и пальцев рук. Борьба велась без приза, по просьбе дирекции, и Арбузов два раза бросал англичанина, почти шутя, редкими и эффектными трюками, которые он не рискнул бы употребить в состязании с мало-мальски опасным борцом. Ребер уже тогда отметил про себя главные недостатки и преимущества Арбузова: тяжелый вес и большой рост при страшной мускульной силе рук и ног, смелость и решительность в приемах, а также пластическую красоту движений, всегда подкупающую симпатии публики, но в то же время сравнительно слабые кисти рук и шею, короткое дыхание и чрезмерную горячность. И он тогда же решил, что с таким противником надо держаться системы обороны, обессиливая и разгорячая его до тех пор, пока он не выдохнется; избегать охватов спереди и сзади, от которых трудно будет защищаться, и главное – суметь выдержать первые натиски, в которых этот русский дикарь проявляет действительно чудовищную силу и энергию. Такой системы Ребер и держался в первых двух состязаниях, из которых одно осталось за Арбузовым, а другое за ним.
Источник: https://www.rulit.me/books/v-cirke-read-124135-3.html
Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
В повести «Гранатовый браслет» А.И. Куприн обращает свой взор к вечной теме любви.
Вера Николаевна Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства — живет спокойной, размеренной жизнью. Она красива, богата, умна, держит себя гордо, уверенно. В ее жизни нет места душевным потрясениям.
Завязка действия происходит на именинах Веры Николаевны.
Размеренное, несколько чопорное течение праздника (чинные, благородные гости, изысканно сервированный стол, деликатные разговоры, дорогое угощение) нарушает горничная, которая с таинственным видом вручает своей красавице хозяйке небольшой квадратный предмет, аккуратно завернутый в бумагу и перевязанный ленточкой. Под бумагой оказался футляр, а в нем – золотой гранатовый браслет.
Куприн подробно описывает это украшение: браслет «был золотой, низкопробный, и очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами».
Разглядывая драгоценные камни на браслете, Вера вдруг подумала: «точно кровь» и ощутила неясное чувство тревоги. В футляре оказалось еще и письмо, которое дышало глубоким любовным чувством и преданностью.
Таинственный даритель – старый поклонник Веры Николаевны. Это Желтков, маленький чиновник, который восемь лет назад увидел Веру в цирке и влюбился в нее, даже «осмеливался» писать ей письма.
Все эти восемь лет Желтков думал о Вере, для него было счастьем хотя бы издалека любоваться ею. Вера для Желткова – божество, предмет поклонения.
Он боготворит ее: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой вы сидите, паркету, по которому вы ходите…».
Вера рассказала своему родственнику, генералу Аносову, очень умному и тонкому человеку, эту историю. Генерал сказал очень правильные, очень мудрые слова о браке, любви, семейных отношениях. В современном мире, утверждает Аносов, любовь потеряла свой великий смысл.
Верочка, вероятно, немного обидевшись, возразила ему, что ее брак с мужем счастливый, гармоничный. Аносов не перечит княгине, но все-таки говорит: что- то исчезло из отношений между влюбленными, ушла какая- то красота.
Вступая в брак, люди чаще всего думают не о любви, а о своем удобстве.
«Возьмем женщин…» — рассуждает Амосов. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж, да заявляет о себе и желание быть хозяйкой, дамой, матерью. Что касается мужчин, то у них «другие мотивы». Прежде всего, это «усталость от беспорядка в комнатах», «трактирных обедов», одним словом – «неухоженности; понимание того, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее». Ну и естественно, «бывают иногда и мысли о приданном». Генерал Аносов с грустью вопрошает: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды!» В современном мире не хватает настоящей страсти, настоящего чувства, для которого не страшно «совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения».
Генерал грустит о том, что в современном обществе «любовь у людей приняла пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства».
Выслушав рассказ внучки о любви Желткова, генерал Аносов сказал ей: «Почем знать, Верочка, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь…» И только прощаясь с телом человека, который любил ее, ничего не требуя взамен, молодая женщина вдруг осознала, «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
Споры о любви ведут между собой муж и брат Веры Николаевны. Муж княгиги сумел разглядеть, почувствовать, что он присутствует «при какой-то громадной трагедии души», что здесь нельзя «паясничать», что чувства, которые испытывает к его жене Желтков, настоящие, искренние.
По мнению же брата Веры Николаевны, эта любовь – «декадентство». В его глазах Желтков – всего лишь маленький ничтожный человек. Потому его чувства тоже ничтожны и к ним не надо относиться серьезно.
Куприн устами генерала Аносова отстаивает великое счастье и великое назначение любви. Вот почему образ ничем не замечательного чиновника Желткова овеян почти мистическим очарованием. И вот почему внешне как будто красивая жизнь Веры Николаевны лишена истинного смысла. По сути дела, рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви.
Несмотря на трагическую развязку, мне кажется, Желтков счастлив. Он умирает, благословляя любимую женщину, без жалоб, упреков, произнося, словно молитву: «Да святится имя твое».
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/kuprin-a-i/granatovyj-braslet/4232-smysl-spora-o-silnoj-i-beskorystnoj-lyubvi-v-povesti-a-i-kuprina-granatovyj-braslet
В цирке
Доктор Луховицын, считавшийся постоянным врачом при цирке, велел Арбузову раздеться. Несмотря на свой горб, а может быть, именно вследствие этого недостатка, доктор питал к цирковым зрелищам острую и несколько смешную для человека его возраста любовь.
Правда, к его медицинской помощи прибегали в цирке очень редко, потому что в этом мире лечат ушибы, выводят из обморочного состояния и вправляют вывихи своими собственными средствами, передающимися неизменно из поколения в поколение, вероятно, со времен Олимпийских игр.
Это, однако, не мешало ему не пропускать ни одного вечернего представления, знать близко всех выдающихся наездников, акробатов и жонглеров и щеголять в разговорах словечками, выхваченными из лексикона цирковой арены и конюшни.
Но из всех людей, причастных цирку, атлеты и профессиональные борцы вызывали у доктора Луховицына особенное восхищение, достигавшее размеров настоящей страсти.
Поэтому, когда Арбузов, освободившись от крахмаленой сорочки и сняв вязаную фуфайку, которую обязательно носят все цирковые, остался голым до пояса, маленький доктор от удовольствия даже потер ладонь о ладонь, обходя атлета со всех сторон и любуясь его огромным, выхоленным, блестящим, бледно-розовым телом с резко выступающими буграми твердых, как дерево, мускулов.
– И черт же вас возьми, какая силища! – говорил он, тиская изо всех сил своими тонкими, цепкими пальцами попеременно то одно, то другое плечо Арбузова. – Это уж что-то даже не человеческое, а лошадиное, ей-богу. На вашем теле хоть сейчас лекцию по анатомии читай – и атласа никакого не нужно. Ну-ка, дружок, согните-ка руку в локте.
Атлет вздохнул и, сонно покосившись на свою левую руку, согнул ее, отчего выше сгиба под тонкой кожей, надувая и растягивая ее, вырос и прокатился к плечу большой и упругий шар, величиной с детскую голову. В то же время все обнаженное тело Арбузова от прикосновения холодных пальцев доктора вдруг покрылось мелкими и жесткими пупырышками.
– Да, батенька, уж подлинно наделил вас господь, – продолжал восторгаться доктор. – Видите эти вот шары? Они у нас в анатомии называются бицепсами, то есть двухглавыми. А это – так называемые супинаторы и пронаторы. Поверните кулак, как будто вы отворяете ключом замок. Так, так, прекрасно.
Видите, как они ходят? А это – слышите, я нащупываю на плече? Это – дельтовидные мышцы. Они у вас точно полковничьи эполеты.
Ах, и сильный же вы человечина! Что, если вы кого-нибудь этак… нечаянно? А? Или, если с вами этак… в темном месте встретиться? А? Я думаю, не приведи бог! Хе-хе-хе! Ну-с, итак, значит, мы жалуемся на плохой сон и на легкую общую слабость?
Атлет все время улыбался застенчиво и снисходительно. Хотя он уже давно привык показываться полуобнаженным перед одетыми людьми, но в присутствии тщедушного доктора ему было неловко, почти стыдно, за свое большое, мускулистое, сильное тело.
– Боюсь, доктор, не простудился ли, – сказал он тонким, слабым и немного сиплым голосом, совсем не идущим к его массивной фигуре. – Главное дело – уборные у нас безобразные, везде дует. Во время номера, сами знаете, вспотеешь, а переодеваться приходится на сквозняке. Так и прохватывает.
– Голова не болит? Не кашляете ли?
– Нет, кашлять не кашляю, а голова, – Арбузов потер ладонью низко остриженный затылок, – голова правда что-то не в порядке. Не болит, а так… будто тяжесть какая-то… И вот еще сплю плохо. Особенно сначала.
Знаете, засыпаю-засыпаю, и вдруг меня точно что-то подбросит на кровати; точно, понимаете, я чего-то испугался. Даже сердце заколотится от испуга. И этак раза три-четыре: все просыпаюсь.
А утром голова и вообще… кисло как-то себя чувствую.
– Кровь носом не идет ли?
– Бывает иногда, доктор.
– Мн-да-с. Так-с… – значительно протянул Луховицын и, подняв брови, тотчас же опустил их. – Должно быть, много упражняетесь последнее время? Устаете?
– Много, доктор. Ведь масленица теперь, так каждый день приходится с тяжестями работать. А иногда, с утренними представлениями, и по два раза в день. Да еще через день, кроме обыкновенного номера, приходится бороться… Конечно, устанешь немного…
– Так, так, так, – втягивая в себя воздух и тряся головой, поддакивал доктор. – А вот мы вас сейчас послушаем. Раздвиньте руки в стороны. Прекрасно. Дышите теперь. Спокойно, спокойно. Дышите… глубже… ровней…
Маленький доктор, едва доставая до груди Арбузова, приложил к ней стетоскоп и стал выслушивать. Испуганно глядя доктору в затылок, Арбузов шумно вдыхал воздух и выпускал его изо рта, сделав губы трубочкой, чтобы не дышать на ровный глянцевитый пробор докторских волос.
Выслушав и выстукав пациента, доктор присел на угол письменного стола, положив ногу на ногу и обхватив руками острые колени. Его птичье, выдавшееся вперед лицо, широкое в скулах и острое к подбородку, стало серьезным, почти строгим. Подумав с минуту, он заговорил, глядя мимо плеча Арбузова на шкап с книгами:
– Опасного, дружочек, я у вас ничего не нахожу, хотя эти перебои сердца и кровотечение из носа можно, пожалуй, считать деликатными предостережениями с того света. Видите ли, у вас есть некоторая склонность к гипертрофии сердца.
Гипертрофия сердца – это, как бы вам сказать, это такая болезнь, которой подвержены все люди, занимающиеся усиленной мускульной работой: кузнецы, матросы, гимнасты и так далее.
Стенки сердца у них от постоянного и чрезмерного напряжения необыкновенно расширяются, и получается то, что мы в медицине называем «cor bovinum» , то есть бычачье сердце. Такое сердце в один прекрасный день отказывается работать, с ним делается паралич, и тогда – баста, представление окончено.
Вы не беспокойтесь, вам до этого неприятного момента очень далеко, но на всякий случай посоветую: не пить кофе, крепкого чаю, спиртных напитков и прочих возбуждающих вещей. Понимаете? – спросил Луховицын, слегка барабаня пальцами по столу и исподлобья взглядывая на Арбузова.
– Понимаю, доктор.
– И в остальном рекомендуется такое же воздержание. Вы, конечно, понимаете, про что я говорю?
Атлет, который в это время застегивал запонки у рубашки, покраснел и смущенно улыбнулся.
Источник: https://lib-king.ru/48591-v-cirke.html
Краткое содержание повести «Поединок» А. И. Куприна
Автор дает описание офицерства николаевского времени, выделяя в галерее портретов подпоручика Юрия Ромашова — молодого, амбициозного, немного самовлюбленного и обидчивого. Полный смелых мечтаний, он не видит смысла в существующей армейской системе. Военные порядки подавляют его, заставляют скатиться вниз и позабыть о прежних тщеславных замыслах.
Светлым пятном в мрачной жизни молодого офицера, который постепенно скатывается к пьянству и разврату, стала Шурочка Николаева, жена одного из сослуживцев.
Ромашов охотно посещал Николаевых, чтобы лишний раз повидать Шурочку, но такие встречи становились для него все более болезненны и унизительны. Юноше казалось, что Шурочка смеется над ним.
Поэтому Ромашов искал другую отдушину — в обществе офицера Назанского, известного пьяницы, который оказался тонким философом.
Гнев командира Шульговича разъярил Ромашова, которому с того момента окончательно опротивела армия.
Вскоре после этого юноша оказывается на званом вечере и видит ничтожность нищей и пошлой «светскости» военных и их жен, убогость потуг вернуть былой лоск офицерским раутам.
Упадочническое настроение усугубляется впечатлениями от муштры солдат и младших офицеров, нелепостью всей офицерской школы. Ромашов пытается забыться в развлечениях, но на это у него катастрофически не хватает денег.
Вскоре он вновь встречается с Шурочкой, будучи зван на пикник.
Приглашенные офицеры говорят высокие слона о былой славе русского оружия и сокрушаются о новых временах, но упорно не видят причин пороков, поразивших армию.
Ромашов не слушает эти пустые речи: его внимание поглощено Шурочкой, которой юноша признается в любви. Затем следует смотр войск, на котором Ромашов получает нагоняй, отчасти справедливый. Материал с сайта //iEssay.ru
Вскоре по городку разносится сплетня о несуществующей связи между Юрием и Шурочкой. Ромашов имеет тяжелое объяснение с Николаевым, который пока верит в честность супруги и сослуживца.
Подавленный навалившимися обидами, Ромашов какое-то время живет отшельником («анахоретом»), но затем не выдерживает и появляется на гулянках бывших друзей. На одной из гулянок он из-за пустяка дерется с Николаевым.
Взаимное оскорбление можно смыть только кровью: оба офицера соглашаются на дуэль. Незадолго до дуэли Юрий вновь встречается с Назанским, открывающим юноше глубины своей философии и обрисовывающим истинную трагедию офицерства.
Затем следует свидание с Шурочкой, признающейся, что она влюблена в Юрия. На дуэли Ромашов, пожалев чувства Шурочки, отказывается стрелять в Николаева и погибает.
На этой странице материал по темам:
- поединок краткое содержание
- бунин поединок в сокращении
- ромашов и шурочка николаева
- ромашов и шурочка анализ последней встречи
- слушать краткое содержание дуэль
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/k/kuprin/kratkie-soderzhaniya-pereskazy/poedinok/kratkoe-soderzhanie-povesti-poedinok-a.-i.-kuprina