Мариам Петросян – профессиональный художник. В её планы не входила писательская карьера. Тем не менее, в 1991 году она начала писать книгу «для себя», не собираясь когда-либо её публиковать. Через несколько лет роман “Дом, в котором…” был практически готов.
Петросян подарила рукопись своей подруге, жившей в Москве. Сын подруги передал рукопись своему знакомому, который, в свою очередь, отдал будущую книгу ещё кому-то.
В результате, после длительного «путешествия» рукопись оказалась у главного редактора издательства «Гаятри».
Издательство предложило Петросян сотрудничество. С начала «путешествия» рукописи до выхода книги прошло более десяти лет. Финал романа Петросян дописывала в спешке. Книга была опубликована в 2009 году. В общей сложности на работу над романом ушло около двадцати лет.
По словам автора, образы многих героев её первого и последнего романа появились задолго до того, как она начала писать.
Идея создать замкнутый социум на ограниченном пространстве возникла у писательницы, когда она некоторое время жила со своим мужем в двухкомнатной квартире в Москве.
В соседней комнате жили армянские студенты, образовав своеобразное микрогосударство, в котором были свои законы и порядки. Свод правил, которые нельзя было нарушать ни при каких обстоятельствах, висел на стене в комнате студентов.
Краткое содержание
Действие происходит в интернате для детей, имеющих инвалидность. У обитателей интерната нет имён, только клички. Время и место действия не известны. Автор умышленно абстрагируется от объективной реальности, не указывая никаких сведений, благодаря которым читатели могли бы установить страну или эпоху. Интернат должен предстать единственным реальным миром, который видят читатели, и в котором обитают инвалиды. Действительность вне Дома рассматривается воспитанниками как нечто враждебное и неизвестное.
При более близком знакомстве с Домом оказывается, что, как и в любом государстве, в интернате существуют свои собственные законы. Воспитанники Дома периодически покидают интернат, чтобы перейти в параллельный мир.
Одни пациенты совершают переход по доброй воли, других в параллельную реальность «забрасывает». «Уйти» может только сознание. Оставшееся в интернате тело воспитанника впадет в кому, в которой может оставаться в течение нескольких недель или дней.
Сознанию при этом кажется, что человек прожил в параллельном мире долгие годы.
Никто из пациентов не хочет покидать интернат, к укладу жизни которого они так привыкли. Кроме этого, во время каждого выпуска воспитанников случаются всевозможные несчастья.
Однако Дом всё-таки придётся покинуть, так как ходят слухи, что после последнего выпуска он будет снесён. Одни пациенты принимают решение вернуться в мир, из которого они пришли в интернат и научиться жить заново.
Другие пациенты планируют остаться, чтобы перейти в параллельную реальность и пробыть там некоторое время.
Характеристика персонажей
Герои романа поделены на несколько групп.
Примерные Фазаны
Эта группа пациентов-колясочников не интересуется жизнью остальных воспитанников. Фазаны-колясочники (в романе используется слово «колясники») заняты учёбой и заботой о своём здоровье. Воспитанник по кличке Курильщик, который также относится к колясочникам, считает Фазанов ябедами и лицемерами. Поссорившись со своими собратьями по несчастью, Курильщик переходит в другую группу.
Шумные Крысы
Пациенты, именуемые Крысами, носят особенные причёски и отличаются крутым нравом. Крысы носят при себе холодное оружие.
Возможно вы сможете заинтересовать вашего ребенка увлекательной книгой Мариам Петросян “Сказка про собаку, которая умела летать”, рассказывающей о щенке, который имел крылья.
В следующей нашей статье мы предлагаем вам ознакомиться с биографией Мариам Петросян – современной талантливой армянской писательницы, известной по ее двух произведениях.
Грустные Птицы
Пациентов этой группы отличает постоянный траур, который они вынуждены носить по умершему брату своего предводителя. Все Птицы увлекаются цветоводством.
Безымянная группа
Одна из групп Дома не имеет определённого названия. Её предводителем является пациент по кличке Слепой, которого также считают лидером интерната.
Псы в кожаных ошейниках
Группа воспитанников, называемых Псами, занимает две комнаты интерната. Пациенты-Псы носят кожаные ошейники.
Некоторые персонажи достойны отдельного описания. Наибольший интерес читателей вызывает Македонский. Воспитанник не является больным.
Живя когда-то со своим дедушкой, Македонский участвовал в культе, который был создан его престарелым родственником. После смерти дедушки мальчик стал жить у других родственников.
«Сверхспособности» Македонского вызвали у его новых опекунов непреодолимый страх, и они отправили мальчика в интернат.
Автор упоминает в своём произведении только мужское население Дома. Девушки живут в другом крыле здания и практически не участвуют в жизни юношей.
Анализ произведения
Роман М. Петросян был удостоен нескольких премий, первые из которых были получены уже в 2009 году. Однако далеко не все критики отнеслись к книге благодушно. Помимо немалого количества достоинств, был отмечен и целый ряд серьёзных недостатков. По мнению некоторых критиков, автор нарушил морально-этические нормы, сделав главными героями романа обитателей интерната для инвалидов. Подробное описание замкнутого мира больных детей может показаться слишком неэтичным.
Недосказанность и неоконченность также вызывают недовольства. Возникает впечатление, что перед читателем находится не весь роман, а только какая-то его часть, а начало и конец остались где-то в недосягаемости.
Автор не пытается устранить это впечатление, нарочно подчёркивая его неоконченным названием. Однако заглавие «Дом, в котором…» заставляет потенциального читателя выбрать именно эту книгу.
Каждому захочется узнать, что же произошло в этом доме.
Петросян позиционирует себя в своём романе не как кукловода, который дёргает за ниточки, передвигая марионетки, а как наблюдателя. Автору-наблюдателю всюду открыт доступ. Он легко может посмотреть на загадочный Дом глазами любого из своих персонажей. Главные герои абсолютно самостоятельны. Они возникают перед мысленным взором только тогда, когда сочтут нужным это сделать.
Автор-наблюдатель Писательница утверждает, что вошла в Дом вместе с Курильщиком и начала встречать своих персонажей одного за другим. Каждый герой обладал своим собственным характером, который не нужно было придумывать, достаточно было просто его нарисовать. Сначала Мариам считала лидером одного главного героя. Затем она поняла, что ошиблась, когда встретила Слепого.
Позиция наблюдателя не позволяет автору получить ответы на многие вопросы. В результате, в недоумении остаются и сами читатели. Без ответа оставлен и самый главный вопрос: действительно ли в загадочном интернате существовал вход в параллельный мир, посещать который могли только воспитанники? Посещения параллельной реальности описано слишком неопределённо.
От ответа на поставленный вопрос будет зависеть жанр всего произведения. Визиты в потустороннюю реальность заставляют читателей вспомнить самую известную сказку Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Великолепный мир, в который попала маленькая Алиса, оказался сном.
Параллельная реальность, куда так часто уходили пациенты Дома, могла быть обыкновенными галлюцинациями, возникшими под действием принятых лекарств.
Источник: https://r-book.club/sovremenniye-pisateli/mariam-petrosyan/dom-v-kotorom.html
Ключики к "Дому в котором…" от самой Мариам
Технические вопросы и ответы Мариам на вопросы читателей
- Кузнечик — Сфинкс
- Спортсмен — Черный
- Рекс — Стервятник
- Макс — Тень
- Зануда — Лэри
- Плакса — Конь
- Пылесос —
- Пышка — Соломон
- Смерть — Рыжий
- Фокусник — Валет
- Родинка — Леопард
Остальные клички остались без изменений. Хотя конкретно здесь этот вопрос не ставился, но мне его задавали настолько часто, что на всякий случай, напомню: Лорд и Македонский в интермедиях не фигурируют и детских кличек не имеют.
Вопросы, которые я бы назвала чисто техническими. На большую часть из них уже ответили сами читатели. Тем не менее:
—Трехпалый мужчина в черном – это Ральф. Ребенок, которого ему привозит Крыса – бывшая Крестная.
—Официантка, естественно, Рыжая. Ее сынишка, естественно, Толстый. Ждут они, само собой, Лорда.
—Человек с вороной – Горбач. Крысиная фея – Крыса. Детишки в грузовике – Неразумные.
У Стервятника две ноги. Череп был убит в выпускную ночь старшеклассников. Волк велел Македонскому убрать из Дома Слепого. В главе «Исповедь Красного Дракона» Македонский говорит: «Я не сказал ему (Слепому) кого мне было велено посадить на цепь за порогом дома. Он мог решить, что обязан мне, а я этого не хотел».
Маленький Слепой в эпилоге взят Сфинксом из альтернативной реальности. Из своего прошлого он бы никак не смог его вытащить, потому что оно уже состоялось. Возможность изменить что-то в одной из реальностей (или даже кого-то оттуда выкрасть) он получил благодаря перу – подарку Табаки.
…………………………………………………………..
- «Признаюсь, мне нравятся вопросы, которые возникают не от невнимательности, а скорее из-за того, что сама тема в книге недостаточно раскрыта.
- Почему Рыжая ждет Лорда, хотя любит Слепого?
- Короткий ответ: Рыжая любит Лорда, а не Слепого.
- А длинный ответ выглядит так:
Эпилог разделен на четыре части. Наружность. Давняя, другая наружность (или другой ее круг). Сказки другой стороны. «Сказки» — мир изнанки Дома, куда ушли Спящие, т.е. Прыгуны и Ходоки. Ходоков в Доме всего пятеро. Слепой, Сфинкс, Рыжий, Крыса и Лорд. Возможно их даже шестеро, если Македонский тоже Ходок, в чем я лично не уверена.
Ходоки уходят в другие миры полностью, не оставляя в реальном мире тело. В другом мире их еще называют Проводниками, потому что они могут ходить сквозь миры. У мира изнанки Дома (очень условное определение) есть своя изнанка, чуть более сказочная, чем наш мир, а у нее в свою очередь есть мир Леса – совсем сказочный.
И проводник может с собой кого-нибудь туда увести.
Влюбленность Рыжей в Слепого имеет прямое отношение к тому, что он Ходок, а Рыжая с детства мечтает о прекрасном принце, который заберет ее с собой в сказку. И если перечитать «Сказку Рыжей» становится понятно, что она своего принца нашла. Только им оказался не Слепой, а Лорд.
«Сказка Рыжей» по времени совпадает с первым «прыжком» Лорда на изнанку Дома, после которого его увозят в наружность. То есть, с его историей, рассказанной в последнюю Ночь Сказок. Их встреча в другом мире происходит еще до того, как Лорд во второй книге знакомится с Рыжей и влюбляется в нее.
Поэтому в Клоповнике Лорд ее не узнает.
Детская влюбленность Рыжей в Слепого скорее самовнушение, чем подлинное чувство. Она была слишком мала во времена Чайки Джонатана и практически не общалась со Слепым в течении последующих лет. Но это давнее и упорное самовнушение. О нем знают все близкие Рыжей люди. И естественно, она сама себе стыдится признаться в том, что изменила этому чувству.
Кроме того, как всякий старожил Дома, Рыжая сноб, для нее прибывшие в Дом относительно недавно – люди второго сорта. А Лорд как раз из таких. К тому же очень красив, для Рыжей это скорее минус, чем плюс. Их не связывают общие воспоминания детства, которые старожилы ценят так высоко. Лорд «без году неделя» (по выражению Табаки) находящийся в Доме – стал Ходоком почти сразу.
С первого перемещения. И даже не заметил этого. Рыжая смертельно ему завидует. Отсюда их бесконечные ссоры и разборки. Он тот, кто может осуществить ее мечту и тот, кто, в отличие от Слепого, сделает это с радостью. Достаточно попросить. Или хотя бы намекнуть. Поэтому она ни просить, ни намекать не станет. И только в самый последний момент не выдержит.
Ее «сказка» это и признание в любви и крик о помощи, который она смешно заключает уверением, что «никогда ни о чем просить не станет». Хотя только что попросила. И Лорд тут же откликается. Отдает колесико от часов Стервятнику, и конечно он не только отыщет Рыжую на изнанке Дома, но и переведет их с Толстым из этого мира в тот целиком, как она того хотела.
В главе «Голоса из Наружности» Рыжий сообщит Курильщику, что кое-кто из Спящих «испарился». Т.е. кого-то из них увел проводник».
…………………………………………………..
— У детей Дома интеллект нормальный. Чуть выше среднего, если не ориентироваться на колясников и на самых начитанных ходячих. В третьей Стервятнику не с кем поговорить ни о музыке, ни о живописи. Вторая тоже не оставляет впечатления интеллектуалов.
А цитирование латинских изречений вовсе не означает, что Фазаны знают латынь. Просто в закрытых сообществах существуют свои понятия о нужном и не нужном, и самые неожиданные способы разнообразить быт.
Ум любого подростка требует пищи, уму подростка с ограниченными физическими возможностями этой пищи требуется больше, чем его здоровому сверстнику. В месте, где развлечения ограничены настольными играми, картами, шахматами и библиотекой, неудивительно наличие определенного количества начитанных людей.
К тому же, в 4-ой имелся дополнительный фактор в лице Волка — страстного читателя, заражающего своей увлеченностью окружающих. И даже навязывающий ее остальным.
Опыт и время проживания на Изнанке Дома не играют здесь никакой роли.
…………………………………………………..
Слепой прощается с уходящими на другой круг Табаки и Стервятником, которых никогда больше не встретит.
Круги – другие жизни. Они не возникают последовательно, а существуют параллельно. Только Табаки способен перемещаться из круга в круг, сохраняя память о других жизнях. На другом круге не может быть того же Слепого и того же Сфинкса, которые были на этом.
В том Доме, где Вонючка приветствует Кузнечика, должен быть другой маленький Слепой, который не станет приветствовать Кузнечика, потому то понятия о нем не имеет. Не факт, кстати, что Кузнечика там назовут Кузнечиком, а не как-то иначе.
Так что это условный Кузнечик.
Ни о каком осознанном решении Сфинкса речи быть не может. Осознанным был его уход в наружность. Если бы он хотел вернуться на другой круг, попросил бы у Табаки шестеренку, как Стервятник.
Память сохраняет только Табаки. Стервятник через какое-то время перестанет помнить о прошлой жизни. Хотя у него останутся какие-то навыки, привычки и необъяснимые фобии, не свойственные малолетнему Рексу.
Он будет другим. Более взрослым. Более осторожным. И всегда будет бояться потерять брата. Похоже на переселение душ. Душа взрослого переселилась в ребенка и настоящего ребенка на том круге жизни уже не будет.
…………………………………………………..
Шестеренка – переселение на другой круг. Перо – возможность туда попасть и что-то изменить.
Лорд хотел попасть на другой круг раньше, чем попал в Дом на этом круге. Хотел быть старожилом. Прожить в Доме дольше, чем прожил. Хотел любить Рыжую с детства, и знать ее с детства, как Сфинкс, Слепой и Рыжий, а не знакомиться с ней в 18 лет.
Хотел, чтобы Рыжая воспринимала его, как своего. Это комплекс. Он сомневается в ее чувствах. Ему хочется большей близости с ней. Такой, какая есть у бывших «Чумных-Дохляков». Он к ним ко всем ревнует.
Лорд рассчитывает, что на другом круге окажется в Доме раньше, чем на этом, потому что на этом, стал Ходоком.
Как сообщил ему Табаки, не факт, что очутившись в Доме и забыв предыдущую жизнь, он влюбится в Рыжую, но Лорда это не останавливает.
Стервятник проживет часть своего детства заново. Погибнет ли его брат, я не знаю. Возможно, нет. Это ведь будет другая жизнь.
Перо, и встреча Вонючки с условным Кузнечиком, никак не связаны. Слепой конечно будет в том, другом Доме, если только это не тот круг, с которого его выдернул Сфинкс.
…………………………………………………
-Когда Слепой говорит, что прощается со всеми кто возвращается на еще один круг обозначает ли это, что самого его там не будет? То есть ушел ли он в Лес совсем целиком, или все таки в той альтернативной реальности где Вонючка наблюдает за прибытием Кузнечика Слепой будет?
- -То, что в конце книги Кузнечик приходит в Дом, это осознанное решение Сфинкса вернуться еще на один круг?
- -Только Табаки помнит предыдущие круги или все возвращающиеся их помнят?
- ____________________________________
- Слепой прощается с уходящими на другой круг Табаки и Стервятником, которых никогда больше не встретит.
Круги – другие жизни. Они не возникают последовательно, а существуют параллельно. Только Табаки способен перемещаться из круга в круг, сохраняя память о других жизнях. На другом круге не может быть того же Слепого и того же Сфинкса, которые были на этом.
В том Доме, где Вонючка приветствует Кузнечика, должен быть другой маленький Слепой, который не станет приветствовать Кузнечика, потому то понятия о нем не имеет. Не факт, кстати, что Кузнечика там назовут Кузнечиком, а не как-то иначе.
Так что это условный Кузнечик.
Ни о каком осознанном решении Сфинкса речи быть не может. Осознанным был его уход в наружность. Если бы он хотел вернуться на другой круг, попросил бы у Табаки шестеренку, как Стервятник.
Память сохраняет только Табаки. Стервятник через какое-то время перестанет помнить о прошлой жизни. Хотя у него останутся какие-то навыки, привычки и необъяснимые фобии, не свойственные малолетнему Рексу.
Он будет другим. Более взрослым. Более осторожным. И всегда будет бояться потерять брата. Похоже на переселение душ. Душа взрослого переселилась в ребенка и настоящего ребенка на том круге жизни уже не будет.
………………………………………………….
Крыса и Слепой. Оба ходоки. Оба уходят в один и тот же мир, несомненно их отношения могут развиваться и дальше. Хотя они одиночки и достаточно непредсказуемы, так что трудно делать какие-то прогнозы. О степени подлинности их любви мне тоже трудно судить. Пока они выбрали друг друга, а что будет дальше, неизвестно.
………………..
Вопрос такой: Рыжий говорит, что знает кого любит из трех дочерей, ну по логике,ту , которая не рыжая, но от кого эта дочь???
___________________________
Рыжий больше любит ту из дочерей, которая, как ему кажется ( хотя он согласен с тем, что это скорее самовнушение), чем-то похожа на Рыжую. Она несомненно рыжая, но может посветлее папы и веснушчатая. А мать у нее та же, что и у остальных детей. Он говорил Курильщику, что все его дети от одной жены.
…………………….
Какую роль в происходящем играл дневник курильщика? записи стервятника исчезли, значит, те, кто пошел на следующий круг, исчезают из жизни тех, кто остался? тогда почему какой-то парень (белобрюх, кажется) попросил курильщика написать о нем в дневнике? сказал, что он только на первом круге и ему надо фиксироваться везде, где только можно? зачем это делать, если он исчезнет?
______________________________________________
Дневник Курильщика играет мистическую роль только в воображении жителей Дома, склонных оставлять следы повсюду, где это возможно.
На стенах Дома, на асфальте, на деревьях… Им кажется, чем больше они оставляют таких следов (фиксируются), тем больше у них шансов возникнуть в Доме на другом круге. Но это просто фолклор.
Ведь даже Вонючка-Табаки не уверен, что Сфинкс опять появиться в Доме, отсюда его радость, когда это происходит.
………………………………………
-А откуда вообще появилась идея к написанию етой книги,что вдохновило или подтолкнуло на ее создание???С нетерпением жду ответа 🙂
_________________________________
Вот насчет идеи мне сложно ответить. Не было такого, чтобы в один прекрасный день вдруг возникла идея. Или я уже не помню. Первый отрывок, который был написан по Дому, тот, где Слепой входит в Лес. Он тогда был отдельно, сам по себе. Просто от него пахло какой-то длинной историей. Из многих таких кусочков постепенно составилась общая картина.
………………………………
Дети, которых бросили родители рано взрослеют. И восемнадцатилетние, несколько лет прожившие в другом мире, тоже. Сфинкс один из немногих Прыгунов, чей возраст легко можно вычислить. 18+6. Итого 25.
Немного моложе Вас. Более наглядно происходит взросление Лорда. Вначале книги ему примерно семнадцать лет.
Первый прыжок длится четыре месяца и я не знаю, сколько раз он еще прыгал, но, к третьей книге, он старше Сфинкса.
………………………….
Шестеренка – переселение на другой круг. Перо – возможность туда попасть и что-то изменить.
Лорд хотел попасть на другой круг раньше, чем попал в Дом на этом круге. Хотел быть старожилом. Прожить в Доме дольше, чем прожил. Хотел любить Рыжую с детства, и знать ее с детства, как Сфинкс, Слепой и Рыжий, а не знакомиться с ней в 18 лет.
Хотел, чтобы Рыжая воспринимала его, как своего. Это комплекс. Он сомневается в ее чувствах. Ему хочется большей близости с ней. Такой, какая есть у бывших «Чумных-Дохляков». Он к ним ко всем ревнует.
Лорд рассчитывает, что на другом круге окажется в Доме раньше, чем на этом, потому что на этом, стал Ходоком.
Как сообщил ему Табаки, не факт, что очутившись в Доме и забыв предыдущую жизнь, он влюбится в Рыжую, но Лорда это не останавливает.
Стервятник проживет часть своего детства заново. Погибнет ли его брат, я не знаю. Возможно, нет. Это ведь будет другая жизнь.
Перо, и встреча Вонючки с условным Кузнечиком, никак не связаны. Слепой конечно будет в том, другом Доме, если только это не тот круг, с которого его выдернул Сфинкс.
…………………….
Источник: https://licka-nicka.livejournal.com/293066.html
Мариам Петросян. Дом, в котором…
«Дом, в котором» Мариам Петросян — произведение, о котором непросто рассказывать и сюжет которого не так-то просто описать. Если взять только внешнюю, очевидную сторону повествования, то она будет не слишком привлекательной для любителей жанра фантастики, т.к.
фантастического здесь, на первый взгляд, и нет, наоборот рассказ идёт об очень серьёзных и грустных вещах, очень жизненных и злободневных. Петросян — армянская писательница и художница, живущая в Ереване, но роман писался изначально по-русски, а издавался и получил известность в России.
Жанр: фантастика, мистика; социальный, философский роман.
Год издания: 2009.
Язык оригинала: русский.
Премии: Русская премия — победитель в номинации «Крупная проза» (2009); «Большая книга» — 3 место в номинации «Приз зрительских симпатий» (2009); «Портал» — победитель в номинации «Открытие себя (имени В. И.
Савченко)» (2010); «Странник» — победитель в номинации «Необычная идея» (2010). «Студенческий Букер» (2010), «за умелое переплетение жанров, простоту стиля и необычность художественных средств»; Звёздный мост — Серебряный кадуцей в номинации «Дебютные книги» (2010).
Дом в котором Мариам Петросян в магазине Лабиринт.
На неком пустыре стоит дом-интернат для «особых детей», то есть не для детей со суперспособностями, как у профессора Ксавье из всем известного комикса и фильма «Люди «Икс»», а дети с какими-либо особенностями, отклонениями в развитии, дети-инвалиды, слепые, колясочники, у которых даже есть родители, но взрослые не могут или не хотят ими заниматься и привели их в этот необычный Дом, где они теперь учатся и живут до самого выпуска. Вроде бы, не самая приятная тема, однако почему-то современные писатели достаточно единодушно обращаются к ней, изображая детей-сирот, инвалидов, трудное во всех отношениях детство, полное жестокости, одиночества, непонимания, вражды (см. например, статью Ольги Лебёдушкиной «Петросян, которую «не ждали»» («Дружба Народов» 2010, №8), где подробно сравниваются книги современных авторов на данную тему). Однако рассказывать о детстве, даже о трудном, можно по-разному, можно стараться разжалобить и напугать читателя, напрямую показав ему все возможные ужасы, происходящие с покинутыми родителями детьми (вполне реальные, к сожалению), смакуя каждую деталь и не придумывая ничего от себя, а можно попытаться преподнести эту тему как-то иначе, пропустив её через призму фантазии и фантастики, философии — именно этот не самый очевидный путь и выбрала Петросян. Её книга, над которой писательница, кстати, работала около 18 лет, постоянно переписывая текст, многое меняя в замысле (поэтому книга просто и не могла получиться случайной, средней, неинтересной), оказалась для многим настоящим откровением, почти сразу стала популярной и получила значимые премии и высокую оценку даже у профессиональных критиков и писателей. Многие даже признавались, что не ожидали увидеть сейчас именно такую книгу, ведь она как будто выбивается из рамок, тенденций современной литературы по своему стилю, идее. Что же делает эту книгу об оставленных детях такой привлекательной и почему она вызвала горячий интерес даже у широкого читателя, не приученного к слишком сложным, мрачным, повседневным проблемам?
Мир Дома прост только на первый взгляд. Всё здесь не то, чем кажется. И это вскоре предстоит понять одному из главных героев, с точки зрения которого вначале пишутся многие фрагменты текста.
Здесь людей не называют по именам, и у воспитателей, и у воспитуемых есть клички — они словно и не даются кем-то посторонним, они как будто продиктованы самой сущностью человека, его характером. Дети ассоциируют себя с животными, у кого-то «второе имя» указывает будто бы на физический недостаток (а на самом деле за этим кроется и что-то более сложное).
Так, среди основных действующих лиц мы можем увидеть Слепого, Сфинкса, Курильщика, Стервятника, Волка, Македонского, Шакала Табаки, Толстого, Слона и других. Имя, которое даёт Дом, может и меняться со временем, в зависимости от того, что пережил человек, как себя проявил. Не всегда эти клички однозначны и понятны сразу.
Слепой, хоть и слеп физически, оказывается вожаком одной из «стай», да и видит и знает, кажется, больше других. Сфинкс действительно мудр и загадочен, но не сразу он стал таким. А ещё у него нет рук, он лыс и подчас задаёт очень странные вопросы.
Табаки забирает себе всё, что плохо лежит, и постоянно возит с собой огромное количество ненужных предметов, делает таинственные целебные зелья, сочиняет песни и истории и ни на минуту не умолкает. И у каждого ребёнка здесь есть не только свой стиль общения, но и уникальный характер, свои привычки и «странности» (а «нормальных», обычных, нестранных детей здесь почти и нет).
По словам Петросян, ей интересно было взглянуть, что получится, если поместить людей в ограниченное пространство. Да и люди здесь очень необычные, яркие. Сюжет не столь важен, сколько каждый из жильцов этого дома, их истории.
Сам Петросян изначально писала данную книгу для себя и заканчивать её не хотелось, это было очень сложно, с чем отчасти связаны и сюжетные провисания, избыточность некоторых подробностей. Петросян могла бы писать эту книгу ещё долго, с разными вариантами развития событий.
Даже финальные сцены неоднократно переписывались, а судьбы некоторых героев так и остались скрытыми от нас, не все вопросы были прояснены. Отчего некоторые читатели даже стали подозревать, что у книги может быть продолжение, что писательница всячески отрицает.
Дом живёт по каким-то своим загадочным законам, тут у каждой вещи, а не только у человека, две стороны. Многие дети со временем открывают в себе способность путешествовать в другой мир, на ту сторону Дома, а кто-то ухитряется даже возвращаться во времени и проживать ту же жизнь, но уже как-то иначе.
Обычный, просто несколько странный ребёнок, если приглядеться драконом или ангелом, исполняющим желания, а другой и вовсе хранителем времени, прожившим множество жизней, преждевременно состарившимся, умеющим делать очень неожиданные и ценные подарки. Да и много всяких странностей происходит в этих стенах.
Дом не открывается новичку сразу и не каждый способен увидеть эту другую сторону, почувствовать Лес, угадать, кто же скрывается под маской изувеченного ребёнка, какое существо прячется в этой неказистой оболочке. Взрослым особенно тяжело понять законы, по которым живут дети в Доме.
Лишь немногим из них удаётся краем глаза заглянуть по ту сторону, как, например, это удалось сделать Ральфу.
В интернате происходит много печальных и страшных событий, жизнь там никто не назвал бы раем, и удивительно подчас, почему же дети так не хотят покидать Дом, уходить во взрослую жизнь, возвращаться к родным. Робкий читатель может быть даже потрясён тем, насколько мрачным временами выглядит жизнь воспитанников.
И не каждому, наверное, понравится то, что он прочтёт, не каждый проникнется атмосферой, кому-то книга и вовсе покажется скучной и слишком затянутой (почти тысяча страниц как-никак).
Других «Дом» почему-то привлекает со страшной силой, они остаются в его «плену», ассоциируют себя с героями, живут в этом мире ещё долго и не хотят его покидать.
Я, признаться, не из их числа, хотя книга, безусловно, заслуживает внимания, это интересное, большое, серьёзное и многослойное произведение, развивающее в том числе мотивы известных текстов мировой литературы, оживляющее сказочные и мифологические сюжеты, продолжающее дело Льюиса Кэрролла, Голдинга, Киплинга, Стивена Кинга (уже по эпиграфам видно, какие произведения вдохновляли Петросян) и многих других. Одно перечислением всех авторов, с которыми книга может как-то пересекаться, которые «подготовили почву», развивали похожие мотивы заняло бы много места — даже сама Петросян назвала далеко не все книги, а при редактуре и сокращении от части эпиграфов и ссылок в тексте произведения пришлось избавиться.
Несложно понять, что Дом — это не просто здание какой-то школы-интерната, это нечто большее, особый мир. Не случайно писательница избегали любых конкретных отсылок на место или время, абстрагировалась от деталей, которые могли бы привязать роман к какой-либо культуре или стране.
Это роман вне времени и пространства, он о вечном и непреходящем, он не столько о детях (порой дети говорят совсем как взрослые, да и поступают соответственно, цитируют такие сочинения, которые в их возрасте вряд ли многие читают) или инвалидах (эта особенность мало влияет на поведение воспитанников, она скорее нужна, чтобы подчеркнуть их обособленность от «наружности», обыденного пространства), он вообще о человеке, живущем в мире своих фантазий и мечтаний, человеке, для которого ценен мир детства, сказки, фантастики, который видит за простыми бытовыми вещами сложные истины, для которого мир безгранично глубок и многогранен. Роману можно давать множество интерпретаций, как уже и делалось. Конечно же, тут есть что-то о мизантропии, о потерянности, отделённости от большой, взрослой жизни «наружности» с его повседневными проблемами, желание продлить чудесное время детства. Но здесь есть и многое другое и нельзя воспринимать фантастические элементы книги только как обычные события, искажённые восприятием «странных детей». Книга много бы потеряла от такой трактовки.
«Дом, в котором» ещё и произведение, написанное отличным литературным языком, с элементами стилизации.
Здесь множество точек зрения, нет какого-то одного главного героя, нас постоянно перебрасывают от одного персонажа к другому, показывают события не только от третьего лица, но и в восприятии отдельных детей — тогда в тексте появляются дневниковые записи, рассказы и сказки от первого лица.
Есть и случаи перехода авторской, «безличной» речи в речь героя, вкрапления мыслей персонажей в объективное повествование. Текст неоднороден, тут привлекаются самые разные приёмы и материалы, дети говорят и думают по-разному, многое зависит от того, чьими глазами мы смотрим.
Думаю, и Курильщик выбран одним из главных героев-рассказчиков именно потому, что он для мира Дома пока ещё чужак, он видит его глазами стороннего наблюдателя, поэтому любая необычная деталь привлекает его внимание, пусть объяснения его далеки от истины и сам он не является рупором авторской мысли.
«Время в Доме течет не так, как в Наружности. Об этом не говорят, но кое-кто успевает прожить две жизни и состариться, пока для другого проходит какой-нибудь жалкий месяц.
Чем чаще ты проваливался во вневременные дыры, тем дольше жил, а делают это только те, кто здесь давно, поэтому разница между старожилами и новичками огромна, не надо быть очень умным, чтобы ее разглядеть. Самые жадные прыгают по нескольку раз в месяц, а потом тянут за собой по нескольку версий своего прошлого.
Пожалуй, таких жадин, как я, в Доме больше нет, а значит, нет никого, кто прожил бы столько кругов, сколько прожил я. Гордиться тут нечем, но я все же горжусь, ведь выдающаяся жадность — это тоже в своем роде достижение».
Постепенно мы узнаём героев книги всё лучше, непонятные надписи на стенах приобретают свой смысл, как и странные речи, поступки и вопросы.
Вообще-то это действительно не такой уж приятный текст, подчас очень мрачный, жёсткий, без лишних сантиментов, иногда дети предстают уж слишком коварными и двуликими, а свобода нравов, царящая в Доме, может оставить и отталкивающее впечатление. Но от того книга не выглядит хуже, вообще-то она только такой, наверно, и могла бы быть.
Мы видим события не только «настоящего», но и недавнего прошлого дома, эти две линии связаны и развиваются параллельно — правда, нужно будет ещё догадаться, кто прячется под незнакомыми именами из прошлого.
Мариам Петросян
Даже с жанром романа Петросян сложно определиться. Это и фантастика, но совершенно не та, к которой мы привыкли. Кто-то относит произведение к магическому реализму, кто-то к философской мистике. Можно прибавить и свои определения: философский, метафорический роман, например.
Не всякий полюбит данную книгу, может, кто-то даже и до конца не дочитает — ведь она большая, а действия в ней не так уж и много, сюжет не играет главную, организующую роль. Но она стоит того, чтобы её прочитать, а финал получился и вовсе, как мне кажется, очень сильным, впечатляющим. Мне понравились также сказки о другой реальности, о посещении другой стороны и Леса.
Это совершенно необычные сказки, которыми делятся дети в особую ночь, они могут сказать намного больше всего остального — ведь о таких вещах здесь открыто говорить не принято. Роман «Дом, в котором» живёт своими героями, очень яркими, настоящими, непохожими, спорящими, дерущимися, ищущими своё место и свой путь — каким бы неправильным он ни казался остальным.
Роман составляют множество мелких деталей, мыслей и монологов героев, забытых и потерянных предметов, непонятно откуда взявшихся там, где их не было, путешествия «из ниоткуда в никуда», разговоры на всевозможные темы. Пожалуй, как раз деталей здесь подчас, может быть, слишком много, Петросян очень увлекается каждым своим героем и любой подробностью, связанной с ним.
Данная книга — это история и о дружбе, и о взрослении (рассказывается и о самом выпуске учеников, и о дальнейшей жизни некоторых из них), и о поиске себя и смысла жизни. Здесь много важного для каждого человека.
«Дом, в котором» — долгий путь и для героев, и для читателя, и каждый должен найти в конце этого пути что-то своё.
Мариам Петросян пока автор только этого романа, но уже одно это произведение значимо, важно, интересно, оно выделяется на фоне современной литературы, стоит особняком, притягивает взгляды.
Будем надеяться, что за этим романом последуют и многие другие, не менее интересные, столь же оригинальные и самобытные книги.
«Я писала эту книгу для себя, и главным для меня было то, чтобы она понравилась мне. Может быть, еще расчет был на очень близких людей, мне казалось, это очень узкий круг.
И огромным потрясением для меня стало узнать, что, оказывается, таких людей очень много, которые могли бы быть в этом кругу, просто мы не знаем друг друга. Это стало большой неожиданностью, и спасибо всем этим людям»».
Мариам Петросян о книге
Источник: https://GhostlyLands.ru/recenzii-na-knigi/mariam-petrosyan-dom-v-kotorom.html
Мариам Петросян — Дом, в котором..
Здесь можно купить и скачать «Мариам Петросян — Дом, в котором…» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Современная проза, издательство Гаятри/Livebook, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.
Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
На Facebook
В Твиттере
В Instagram
В Одноклассниках
Мы Вконтакте
Описание и краткое содержание «Дом, в котором…» читать бесплатно онлайн.
На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс — мудр. Табаки, конечно, не шакал, хотя и любит поживиться чужим добром.
Для каждого в Доме есть своя кличка, и один день в нем порой вмещает столько, сколько нам, в Наружности, не прожить и за целую жизнь. Каждого Дом принимает или отвергает.
Дом хранит уйму тайн, и банальные «скелеты в шкафах» — лишь самый понятный угол того незримого мира, куда нет хода из Наружности, где перестают действовать привычные законы пространства-времени.
Дом — это нечто гораздо большее, чем интернат для детей, от которых отказались родители. Дом — это их отдельная вселенная.
Мариам Петросян
Дом, в котором…
Дом стоит на окраине города. В месте, называемом Расческами. Длинные многоэтажки здесь выстроены зубчатыми рядами с промежутками квадратно-бетонных дворов — предполагаемыми местами игр молодых «расчесочников».
Зубья белы, многоглазы и похожи один на другой. Там, где они еще не выросли, — обнесенные заборами пустыри.
Труха снесенных домов, гнездилища крыс и бродячих собак гораздо более интересны молодым «расчесочникам», чем их собственные дворы — интервалы между зубьями.
На нейтральной территории между двумя мирами — зубцов и пустырей — стоит Дом. Его называют Серым. Он стар и по возрасту ближе к пустырям — захоронениям его ровесников. Он одинок — другие дома сторонятся его — и не похож на зубец, потому что не тянется вверх.
В нем три этажа, фасад смотрит на трассу, у него тоже есть двор — длинный прямоугольник, обнесенный сеткой. Когда-то он был белым. Теперь он серый спереди и желтый с внутренней, дворовой стороны. Он щетинится антеннами и проводами, осыпается мелом и плачет трещинами.
К нему жмутся гаражи и пристройки, мусорные баки и собачьи будки. Все это со двора. Фасад гол и мрачен, каким ему и полагается быть.
Серый Дом не любят. Никто не скажет об этом вслух, но жители Расчесок предпочли бы не иметь его рядом. Они предпочли бы, чтобы его не было вообще.
КУРИЛЬЩИК
Некоторые преимущества спортивной обуви
Все началось с красных кроссовок. Я нашел их на дне сумки. Сумка для хранения личных вещей — так это называется. Только никаких личных вещей там не бывает. Пара вафельных полотенец, стопка носовых платков и грязное белье. Все как у всех. Все сумки, полотенца, носки и трусы одинаковые, чтобы никому не было обидно.
Кроссовки я нашел случайно, я давно забыл о них. Старый подарок, уж и не вспомнить чей, из прошлой жизни. Ярко-красные, запакованные в блестящий пакет, с полосатой, как леденец, подошвой. Я разорвал упаковку, погладил огненные шнурки и быстро переобулся. Ноги приобрели странный вид. Какой-то непривычно ходячий. Я и забыл, что они могут быть такими.
В тот же день после уроков Джин отозвал меня в сторонку и сказал, что ему не нравится, как я себя веду. Показал на кроссовки и велел снять их. Не стоило спрашивать, зачем это нужно, но я все же спросил.
— Они привлекают внимание, — сказал он.
Для Джина это нормально — такое объяснение.
— Ну и что? — спросил я. — Пусть себе привлекают.
Он ничего не ответил. Поправил шнурок на очках, улыбнулся и уехал. А вечером я получил записку. Только два слова: «Обсуждение обуви». И понял, что попался.
Сбривая пух со щек, я порезался и разбил стакан из-под зубных щеток. Отражение, смотревшее из зеркала, выглядело до смерти напуганным, но на самом деле я почти не боялся. То есть боялся, конечно, но вместе с тем мне было все равно. Я даже не стал снимать кроссовки.
Собрание проводилось в классе. На доске написали: «Обсуждение обуви». Цирк и маразм, только мне было не до смеха, потому что я устал от этих игр, от умниц-игроков и самого этого места. Устал так сильно, что почти уже разучился смеяться.
Меня посадили у доски, чтобы все могли видеть предмет обсуждения. Слева за столом сидел Джин и сосал ручку. Справа Длинный Кит с треском гонял шарик по коридорчикам пластмассового лабиринта, пока на него не посмотрели осуждающе.
— Кто хочет высказаться? — спросил Джин.
Высказаться хотели многие. Почти все. Для начала слово предоставили Сипу. Наверное, чтобы побыстрее отделаться.
Выяснилось, что всякий человек, пытающийся привлечь к себе внимание, есть человек самовлюбленный и нехороший, способный на что угодно и воображающий о себе невесть что, в то время как на самом деле он просто-напросто пустышка. Ворона в павлиньих перьях. Или что-то в этом роде.
Сип прочел басню о вороне. Потом стихи об осле, угодившем в озеро и потонувшем из-за собственной глупости. Потом он хотел еще спеть что-то на ту же тему, но его уже никто не слушал. Сип надул щеки, расплакался и замолчал.
Ему сказали спасибо, передали платок, заслонили учебником и предоставили слово Гулю.
Гуль говорил еле слышно, не поднимая головы, как будто считывал текст с поверхности стола, хотя ничего, кроме поцарапанного пластика, там не было. Белая челка лезла в глаз, он поправлял ее кончиком пальца, смоченным слюной.
Палец фиксировал бесцветную прядь на лбу, но как только отпускал, она тут же сползала обратно в глаз. Чтобы смотреть на Гуля долго, нужно иметь стальные нервы. Поэтому я на него не смотрел.
От моих нервов и так остались одни ошметки, незачем было лишний раз их терзать.
— К чему пытается привлечь внимание обсуждаемый? К своей обуви, казалось бы. На самом деле это не так. Посредством обуви он привлекает внимание к своим ногам. То есть афиширует свой недостаток, тычет им в глаза окружающим. Этим он как бы подчеркивает нашу общую беду, не считаясь с нами и нашим мнением. В каком-то смысле он по-своему издевается над нами…
Он еще долго размазывал эту кашу. Палец сновал вверх и вниз по переносице, белки наливались кровью. Я знал наизусть все, что он может сказать — все, что вообще принято говорить в таких случаях. Все слова, вылезавшие из Гуля, были такими же бесцветными и пересушенными, как он сам, его палец и ноготь на пальце.
Потом говорил Топ. Примерно то же самое и так же нудно. Потом Ниф, Нуф и Наф. Тройняшки с поросячьими кличками. Они говорили одновременно, перебивая друг друга, и на них я как раз смотрел с большим интересом, потому что не ожидал, что они станут участвовать в обсуждении.
Им, должно быть, не понравилось, как я на них смотрю, или они застеснялись, а от этого получилось только хуже, но от них мне досталось больше всех.
Они припомнили мою привычку загибать страницы книг (а ведь книги читаю не я один), то, что я не сдал свои носовые платки в фонд общего пользования (хотя нос растет не у меня одного), что сижу в ванне дольше положенного (двадцать восемь минут вместо двадцати), толкаюсь колесами при езде (а ведь колеса надо беречь!), и наконец добрались до главного — до того, что я курю. Если, конечно, можно назвать курящим человека, выкуривающего в течение трех дней одну сигарету.
Меня спрашивали, знаю ли я, какой вред наносит никотин здоровью окружающих. Конечно, я знал.
Я не только знал, я сам уже вполне мог бы читать лекции на эту тему, потому что за полгода мне скормили столько брошюр, статей и высказываний о вреде курения, что хватило бы человек на двадцать и еще осталось бы про запас. Мне рассказали о раке легких. Потом отдельно о раке.
Потом о сердечнососудистых заболеваниях. Потом еще о каких-то кошмарных болезнях, но про это я уже слушать не стал. О таких вещах они могли говорить часами.
Ужасаясь, содрогаясь, с горящими от возбуждения глазами, как дряхлые сплетницы, обсуждающие убийства и несчастные случаи и пускающие при этом слюни от восторга. Аккуратные мальчики в чистых рубашках, серьезные и положительные. Под их лицами прятались старушечьи физиономии, изъеденные ядом.
Я угадывал их не в первый раз и уже не удивлялся. Они надоели мне до того, что хотелось отравить никотином всех сразу и каждого в отдельности. К сожалению, это было невозможно. Свою несчастную сигарету-трехдневку я выкуривал тайком в учительском туалете. Даже не в нашем, боже упаси! И если кого и травил, так только тараканов, потому что никто, кроме тараканов, туда не наведывался.
Полчаса меня забрасывали камнями, потом Джин постучал по столу ручкой и объявил, что обсуждение моей обуви закончено. К тому времени все успели забыть, что обсуждают, так что напоминание пришлось очень кстати. Народ уставился на несчастные кроссовки.
Они порицали их молча, с достоинством, презирая мою инфантильность и отсутствие вкуса. Пятнадцать пар мягких коричневых мокасин, против одной ярко-красной пары кроссовок. Чем дольше на них смотрели, тем ярче они разгорались.
Под конец в классе посерело все, кроме них.
Я как раз любовался ими, когда мне предоставили слово.
И… сам не знаю, как так получилось, но я впервые в жизни сказал Фазанам все, что о них думал. Сказал, что весь этот класс со всеми в нем находящимися, не стоит одной пары таких шикарных кроссовок.
Так и сказал им всем. Даже бедному запуганному Топу, даже Братьям Поросятам.
Я и в самом деле в тот момент так чувствовал, потому что не терплю предателей и трусов, а они были именно предателями и трусами.
Они, должно быть, решили, что я сошел с ума с перепугу. Только Джин не удивился.
— Вот ты и сказал нам то, что думал, — он протер очки и ткнул пальцем в кроссовки. — Дело было вовсе не в них. Дело было в тебе.
Кит ждал у доски с мелом в руке. Но обсуждение закончилось. Я сидел, закрыв глаза, пока они не разъехались. И просидел так еще долго, оставшись один. Усталость потихоньку вытекала из меня. Я сделал что-то выходящее за рамки. Повел себя, как нормальный человек. Перестал подлаживаться под других. И чем бы все это ни кончилось, знал, что никогда об этом не пожалею.
Конец ознакомительного отрывка
ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ
Источник: https://www.libfox.ru/205983-mariam-petrosyan-dom-v-kotorom.html
Мариам Петросян «Дом, в котором…»
Прошло меньше 10 лет с момента первой публикации романа Мариам Петросян «Дом, в котором…», а книга успела собрать огромную армию фанатов и, без преувеличения, стать культовой. Произведение настолько оригинальное и многоплановое, что сложно определить, к какому жанру оно относится. Сказка? Притча? Магический реализм? Фэнтези? Философская мистика?
В издательстве «Livebook» роман назвали «многомысленной вещью с мерцающими подтекстами». Автор считает свое произведение «городской сказкой», но и это определение не раскрывает суть книги – ведь вся реальность героев умещается в стенах Дома. Роман неоднозначен, он не укладывается в привычные рамки и никого не оставляет равнодушным.
Краткое содержание книги «Дом, в котором…»
Дом – это интернат для детей с ограниченными возможностями, врожденной или приобретенной инвалидностью. Действие романа разворачивается внутри Дома, окружающий мир представлен как загадочная и враждебная Наружность.
Происходящее полностью лишено привязки к реальности: неизвестны страна и время, а у персонажей нет имен – только клички.
Повествование идет от лица нескольких главных героев по очереди, что одновременно раскрывает Дом полнее и интереснее, и добавляет вопросов и тайн.
В первой книге читатель видит происходящее глазами Курильщика: он плохо уживается с товарищами по группе и его переводят в другую.
С этого момента он начинает узнавать Дом по-настоящему, постепенно открывая для себя его мистическую сторону. Курильщик знакомится со старшим поколением воспитанников, которых вскоре ожидает выпуск.
Это роковое событие для Дома: каждый год происходят необъяснимые вещи, некоторые воспитанники гибнут или бесследно исчезают.
Далее автор дает слово другим персонажам и рассказывает кое-что из истории Дома. Здесь мистика плотно переплетается с реальностью – Мариам Петросян как будто передает читателю факты о Доме, но не объясняет, что они значат, оставляя простор для толкования.
Во второй книге выясняется, что помимо Дома и Наружности, есть еще Изнанка – что-то вроде параллельного измерения, куда немногим избранным удается попасть. Время на Изнанке Дома идет не так, как в реальности, там могут пройти месяцы и годы за дни и недели в нашем измерении.
Пока ребенок пребывает там, его тело находится в состоянии комы в больничном крыле интерната.
Кое-кто после такого становится Ходоком и может бывать в параллельном измерении по собственной воле, другие попадают туда случайно.
Об Изнанке не принято говорить – это что-то наподобие индивидуального духовного опыта, но отрывочные сведения рисуют захватывающую картину.
Городские власти планируют снести Дом, так что грядущий выпуск станет последним в его истории. Воспитанникам придется покинуть место, которое было их Вселенной долгие годы. Кое-кто выберет жизнь в Наружности и попытается стать частью общества, но есть и те, кто не видит себя вне Дома и хочет уйти в Изнанку навсегда.
Авторский замысел
Мариам Петросян начала делать наброски для будущей книги, когда сама была старшеклассницей. Она не создавала персонажей, а скорее выпускала их из собственной фантазии, и позволяла жить собственной жизнью.
Писательница выводит проблему самопознания и адаптации к миру на новый уровень, раскрывая переживания подростков с ограниченными возможностями.
В аллегорической форме роман преподносит читателям болезненные для общества вопросы о месте инвалидов в социуме, о вынужденной изоляции и отчуждении, о непонимании и презрении.
А может быть Дом – это детство, с которым многим очень трудно расстаться? Автор не дает однозначного ответа, но оставляет богатую почву для размышлений.
Книга претерпела множество редакций, Петросян в течение почти 15 лет снова и снова переписывала отдельные главы, меняла концовку и начало. В более-менее сформированном виде роман о Доме в рукописи был готов в 1997 г.
Но автор не ставила цели опубликовать книгу – она писал для себя и близких по дух людей.
Как позже призналась Мариам Петросян, она была искренне удивлена ошеломляющему успеху книги и рада, что у нее нашлось столько «родственных душ».
После 1997 г. книга путешествовала в рукописи, отпечатанной на принтере, пока не попала в руки издателей. За первой публикацией последовало еще несколько, роман переводят и издают в десятках стран, оригинальная история вызывает жаркие споры в сети и обрастает фанатскими теориями. Теперь аудиокнигу «Дом, в котором…» можно слушать онлайн в нашей библиотеке.
Источник: https://bookmp3.ru/blog-mariam-petrosyan-dom-v-kotorom-30