Анализ стихотворения «Сорокоуст»
- Трубит, трубит погибельный рог!
- Как же быть, как же быть теперь нам
- На измызганных ляжках дорог?
- Вы, любители песенных блох,
- Не хотите ль пососать у мерина?
- Полно кротостью мордищ праздниться,
- Любо ль, не любо ль — знай бери.
- Хорошо, когда сумерки дразнятся
- И всыпают вам в толстые задницы
- Окровавленный веник зари.
- Скоро заморозь известью выбелит
- Тот поселок и эти луга.
- Никуда вам не скрыться от гибели,
- Никуда не уйти от врага.
- Вот он, вот он с железным брюхом,
- Тянет к глоткам равнин пятерню,
- Водит старая мельница ухом,
- Навострив мукомольный нюх.
- И дворовый молчальник бык,
- Что весь мозг свой на телок пролил,
- Вытирая о прясло язык,
- Почуял беду над полем.
- 2
- Ах, не с того ли за селом
- Так плачет жалостно гармоника:
- Таля-ля-ля, тили-ли-гом
- Висит над белым подоконником.
- И желтый ветер осенницы
- Не потому ль, синь рябью тронув,
- Как будто бы с коней скребницей,
- Очесывает листья с кленов.
- Идет, идет он, страшный вестник,
- Пятой громоздкой чащи ломит.
- И все сильней тоскуют песни
- Под лягушиный писк в соломе.
- О, электрический восход,
- Ремней и труб глухая хватка,
- Се изб древенчатый живот
- Трясет стальная лихорадка!
- 3
- Видели ли вы,
- Как бежит по степям,
- В туманах озерных кроясь,
- Железной ноздрей храпя,
- На лапах чугунных поезд?
- А за ним
- По большой траве,
- Как на празднике отчаянных гонок,
- Тонкие ноги закидывая к голове,
- Скачет красногривый жеребенок?
- Милый, милый, смешной дуралей,
- Ну куда он, куда он гонится?
- Неужель он не знает, что живых коней
- Победила стальная конница?
- Неужель он не знает, что в полях бессиянных
- Той поры не вернет его бег,
- Когда пару красивых степных россиянок
- Отдавал за коня печенег?
- По-иному судьба на торгах перекрасила
- Наш разбуженный скрежетом плес,
- И за тысячи пудов конской кожи и мяса
- Покупают теперь паровоз.
- 4
- Черт бы взял тебя, скверный гость!
- Наша песня с тобой не сживется.
- Жаль, что в детстве тебя не пришлось
- Утопить, как ведро в колодце.
- Хорошо им стоять и смотреть,
- Красить рты в жестяных поцелуях, —
- Только мне, как псаломщику, петь
- Над родимой страной аллилуйя.
- Оттого-то в сентябрьскую склень
- На сухой и холодный суглинок,
- Головой размозжась о плетень,
- Облилась кровью ягод рябина.
- Оттого-то вросла тужиль
- В переборы тальянки звонкой.
- И соломой пропахший мужик
- Захлебнулся лихой самогонкой.
- 1920
Сорокоуст – сорокадневная уставная церковная служба.
Поминание по усопшем.
Куда несет нас рок событий?
Жеребенок – как ребенок. Как природа в изображении Есенина по-детски наивна и потому задавлена наступающей стальной конницей.
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/analiz-stikhotvorieniia-sorokoust.html
Сорокоуст (А. Мариенгофу) «Сергей Есенин» читать стих
- 1
- Трубит, трубит погибельный рог! Как же быть, как же быть теперь нам
- На измызганных ляжках дорог?
- Вы, любители песенных блох, Не хотите ль пососать у мерина?
- Полно кротостью мордищ праздниться, Любо ль, не любо ль, знай бери.
Хорошо, когда сумерки дразнятся И всыпают вам в толстые задницы
- Окровавленный веник зари.
- Скоро заморозь известью выбелит Тот поселок и эти луга. Никуда вам не скрыться от гибели,
- Никуда не уйти от врага.
- Вот он, вот он с железным брюхом, Тянет к глоткам равнин пятерню, Водит старая мельница ухом, Навострив мукомольный нюх. И дворовый молчальник бык, Что весь мозг свой на телок пролил, Вытирая о прясло язык,
- Почуял беду над полем.
- 2
Ах, не с того ли за селом Так плачет жалостно гармоника: Таля-ля-ля, тили-ли-гом Висит над белым подоконником. И желтый ветер осенницы Не потому ль, синь рябью тронув, Как будто бы с коней скребницей, Очесывает листья с кленов.
Идет, идет он, страшный вестник, Пятой громоздкой чащи ломит. И все сильней тоскуют песни Под лягушиный писк в соломе. О, электрический восход, Ремней и труб глухая хватка, Се изб древенчатый живот
- Трясет стальная лихорадка!
- 3
- Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя,
- На лапах чугунных поезд?
- А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове,
- Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Неужель он не знает, что в полях бессиянных Той поры не вернет его бег, Когда пару красивых степных россиянок Отдавал за коня печенег? По-иному судьба на торгах перекрасила Наш разбуженный скрежетом плес, И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
4
Черт бы взял тебя, скверный гость! Наша песня с тобой не сживется. Жаль, что в детстве тебя не пришлось Утопить, как ведро в колодце.
Хорошо им стоять и смотреть, Красить рты в жестяных поцелуях,— Только мне, как псаломщику, петь Над родимой страной “аллилуйя”.
Оттого-то в сентябрьскую склень На сухой и холодный суглинок, Головой размозжась о плетень, Облилась кровью ягод рябина. Оттого-то вросла тужиль В переборы тальянки звонкой. И соломой пропахший мужик
Захлебнулся лихой самогонкой.
Источник: https://stihi.deti.guru/sorokoust-a-mariengofu/
"Сорокоуст" (Есенин): анализ стихотворения Сергея Александровича
Есенин опасался, что новая власть свои задачи будет решать за счёт крестьянства. Эти сомнения и предположения с высочайшей художественной силой прозвучали в его небольшой поэме «Сорокоуст» (1920).
Основой для третьей части поэмы стала реальная картина, которую наблюдал Есенин во время поездки на юг.
«Сорокоуст» — одно из самых пронзительных, очень личных и в то же время предельно обобщённых произведений поэта.
Несовпадение ожидаемого и реального, тоска по уходящему и внутренний страх перед будущим, боль и любовь выражены в стихотворении в каждой строке, в каждом слове, в том, как они соотносятся друг с другом.
Так, например, высокая лексика с риторическим обращением («О, электрический восход») и фраза, начинающаяся с уходящего из языка местоимения «се» в значении «этот» соседствуют с просторечиями «жалостная», имитацией припева из народной песни «Таля-ля-ля, тили-ли-гом».
Образ «тоскующих песен» и лягушиный писк в соломе становятся элементами художественного мира стихотворения.
Подобные образные средства словно готовят кульминационные строки «Сорокоуста» в части третьей.
Развязка происходит в четвёртой главке, где проявляется главное: неизбежность расплаты за этот неистовый, бешеный и равнодушно-паровозный гон, темп которого не в состоянии вынести «красногрудый жеребёнок». Есенин максимально приближает события каждому, кто будет читать его строки, своим обращением-вопросом:
Видели ли вы,
Как бежит по степям…
И даже это лёгкое сближение «ли — ли» («ВидеЛИ ЛИ…»), похожее в данном случае на косноязычие, передаёт состояние особого возбуждения, которое также должно перейти к читателю.
Эмоциональное напряжение усиливается введением в текст риторических вопросов (в третьей части они присутствуют в каждой из трёх строф, а в заключительной строфе их подряд четыре). Пятое предложение — итог. Риторического вопроса в нём нет — и это тоже художественный ход поэта. Незачем и некого спрашивать. Все предрешено.
И перед тем, как выплеснуть самое страшное, вдруг возникает выпадающее из литературного языка просторечие «тысчи» — и многократно усиливает основной трагический мотив:
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
Такова цена. И не она ли теперь будет основной в новой жизни, когда за всё заплатят чужой кожей и чужим мясом? Трагические предчувствия Есенина, к сожалению, имели основания —во время Гражданской войны, где во имя идеи брат убивал брата. Подтвердятся они очень скоро и трагической судьбой людей, погибших в тюрьмах и лагерях.
Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.2 — М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2011
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/esenin_s_a/sorokoust_esenin_analiz_stikhotvorenija_sergeja_aleksandrovicha/92-1-0-1021
“Сорокоуст” анализ поэмы Есенина
Поэма Есенина “Сорокоуст” была написана в 1920 г., отрывки напечатаны в № 7-10 журнала “Творчество”. Полностью поэма вошла в сборник “Исповедь хулигана” .
Сорокоуст – специальная церковная молитва, проводимая в течение 40 литургий. В это время человек, за которого молятся, не присутствуя в церкви , становится причастным крови и плоти Иисуса. Сорокоуст также заказывают об умерших, особенно часто – о недавно почивших. Так о ком же поэтическая молитва Есенина?
О живом или о мертвом она?
Ответ на вопрос можно найти в одном из писем Есенина, в котором он вспоминает, как видел жеребенка, скачущего за паровозом и силящегося его обогнать. Жеребенок бежал очень долго, пока его не поймали. В этом же письме Есенин объясняет, как понял этот жизненный образ: “Конь стальной победил коня живого”.
Жеребенок стал для Есенина “наглядным дорогим вымирающим образом деревни”.
Поэма посвящена Мариенгофу, товарищу Есенина в период увлечения имажинизмом .
Литературное направление и жанр
Есенин 1920 г. – убежденный имажинист. Основная цель имажинистов – создание яркого и необычного, поражающего художественного образа, в основном с помощью метафор.
Хотя “Сорокоуст” назван поэмой, формально он слишком мал для поэмы и распадается на цикл стихов, объединенных одной темой, показанной в ее развитии.
Зато поэме соответствует замысел “Сорокоуста” – молитва надежды на исцеление тяжелобольного, его приобщение к жизни народа.
Этот больной, почти умерший – старая жизнь, патриархальный уклад, любимая Есениным деревня.
Тема, основная мысль и композиция
Тема поэмы – столкновение уходящего мира патриархальной деревни и нового железного мира города, промышленности. Сорокоуст по старому, тяжело больному и даже умирающему миру поет Есенин. Основная мысль состоит в неизбежности умирания старого, но такого дорогого Есенину мира.
Сам он определял идею произведения в том же письме к Лившиц: “Трогает меня… только грусть за уходящее милое родное звериное и незыблемая сила мертвого, механического”.
Поэма состоит из 4 частей. В первой части Есенин создает образ грандиозного мирового преобразования, конца света, начавшегося со звука погибельного рога, подобного архангельскому. Природу ожидает гибель, враг “с железным брюхом”, которому соответствует библейский образ зверя.
Обращение лирического героя к “любителям песенных блох”, не желающим видеть перемены и наслаждающимся сентиментальными стихами прошлого, в свое время возмутило первых слушателей и читателей поэмы, так как содержало грубые слова, ругательства.
Во второй части наступление “стальной лихорадки” становится все более заметным. Железному брюху города, цивилизации противопоставлен древенчатый живот изб, словно механическое живому.
Третья часть центральная в поэме. Поезд в ней уподобляется железному чудовищу, которое побеждает жеребенка, воплотившего не только все живое, но и прошлую эпоху.
Четвертая часть обращена к скверному гостю – прогрессу, который большинство принимает с радостью, но лирический герой, певец старого мира, видит свое призвание в его отпевании. На стороне лирического героя природа и деревенские жители, скорбящие вместе с ним.
Герои и образы
Образы имажинизма – это яркие самобытные метафоры, превращающие привычные предметы и явления в грубоватые или трогательные картинки. К грубым и даже бранным образам относятся метафоры измызганные ляжки дорог, любители песенных блох, которые празднятся кротостью мордищ, которым дразнящиеся сумерки всыпают в толстые задницы окровавленный веник зари.
Эпитет окровавленный сам по себе несет трагическую окраску и перекликается с эпитетом первой строчки: погибельный рог. Метафорическое значение первой метафоры в зачине до конца не ясно. Что это за погибельный рог, который затрубил лирическому герою?
Есть ли материальное воплощение этого звука, или это только символическое начало конца света, начало смерти всего живого, техногенное убийство?
В следующих двух строфах противопоставлена привычная живая картина русской деревни, природа которой олицетворяется , и враг с железным брюхом, который тянет к глоткам равнин пятерню. Это урбанизация, техническая революция, неизбежное зло, поглощающее поселок и луга. Бык, чья работа тоже станет ненужной, – пророк умирающей деревни, который чует беду.
Первая часть начинается описанием глобальной катастрофы, которая к концу первой части сосредотачивается на конкретном поселке и лугах, даже на конкретном дворе с быком. Во второй части взгляд лирического героя, наоборот, обращается от частного к общему.
Звук плачущей гармоники за селом повисает над белым подоконником в доме лирического героя . Казалось бы, гармоника привычно грустит с приходом осени, которая, будто скребницей с коней , очесывает с кленов листья .
Осенний ветер называется желтым, этот метафорический эпитет описывает летящие по ветру листья и противопоставлен неподвижности белого подоконника.
Но не это причина плача гармошки. Ее слезы – о страшном вестнике с громоздкой пятой, которой он ломит чащи. Внимательный читатель уже в этом образе увидит паровоз, представленный здесь в виде одного из ангелов апокалипсиса.
Природа ожидаемо реагирует на приход конца света. Тоскуют песни . Страдания всех животных воплощены в образе библейского животного, предвещающего катастрофы, – лягушек, которые пищат от ужаса.
Вторая часть очень эмоциональна, в ней 2 междометия. В последнем четверостишье наступление технической революции приводит в ужас не только все живое, но и одухотворенную, олицетворенную деревню. Метафора электрический восход, олицетворения глухая хватка ремней и труб, стальная лихорадка противопоставлены исконному, подчеркнутому устаревшим се.
Это исконное – олицетворение и оживление деревни – древенчатый живот изб.
Манера повествования в третьей части меняется. Лирический герой задает несколько риторических вопросов, обращенных уже не к врагам или оппонентам, а к единомышленникам, с которыми он делится сокровенным. Паровоз символизирует зверя апокалипсиса, который храпит железной ноздрей и бежит на чугунных лапах.
Красногривый жеребенок противопоставлен поезду. Это не только противопоставление старого и нового, механического и живого, природного и технического. Это плач по умирающей красоте, по меняющейся эстетике – чувстве прекрасного.
Красота для лирического героя – в нелепости нерационального движения жеребенка, закидывающего тонкие ноги к голове, в бессмысленности его бытия.
В конце третьей части лирический герой пытается рационально, но с горечью объяснить единомышленникам и самому себе неизбежность ухода старого и победы стальной конницы . Поля, по которым не скачут кони, Есенин называет бессиянными, а ценность коней превращена в ценность их кожи и мяса, то есть они ценятся только мертвыми, и то невысоко.
Четвертая часть – обращение к техническому прогрессу, который называется скверным гостем. Лирический герой грубо посылает его к черту и жалеет, что не утопил в детстве. Это распространенное олицетворение – признание лирическим героем процесса урбанизации как живого поступательного движения, как живого существа.
Лирический герой видит жизнь во всем, даже в железе.
Следующие строчки показывают, что лирический герой все же различает жизнь механическую, автоматическую и настоящую. Появляются “они”, которые “стоят и смотрят”, принимая все изменения, красят рты “в жестяных поцелуях”. Это пророчество актуально и сегодня, когда даже любовь становится автоматической и механической.
Лирический герой противопоставляет себя остальным, называя себя псаломщиком, поющим славу родной стране. Как и во второй части, его единомышленниками становятся русская природа и крестьяне.
Они тоже понимают неизбежность происходящего и каждый по своему приобщаются к отпеванию.
Рябина, вокруг которой осенью рассыпаны красные ягоды, напоминает лирическому герою человека, размозжившего голову о плетень и облившего своей кровью сухой и холодный суглинок.
Человек, как и природа, тоскует, выполняя обычные для него ритуальные действия: изливает “тужиль” в звуках тальянки или до смерти упивается лихой самогонкой . Люди прошлого, как и природа, будто торопят собственную смерть, чтобы дать место наступающему прогрессу. Тоску подчеркивает естественное умирание осенней природы.
Художественное своеобразие
Есенин широко использует авторские неологизмы, часто метафорические: праздниться, осенница, древенчатый , тужиль , бессиянный, склень. Формально последнее слово является диалектным наречием и означает “налить в посуду вровень с краями”. Но в стихотворении это существительное, очевидно, означающее дождливую, мокрую погоду.
Размер и рифмовка
Поэма написана дольником с разным количество слогов в первой и третьей части и трехударным дольником во второй и четвертой. Дольник свойственен народной поэзии. Рифмовка в основном перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. В первой части дактилическая рифма чередуется с мужской, а рифмовка разнообразна.
Если во втором пятистишье перекрестная рифмовка сочетается со смежной , то следующее четверостишье имеет перекрестную рифмовку , а в последних двух перекрестная рифмовка с выпадением одной строчки, остающейся незарифмованной: ДеДжзИзИ. При этом смысловую законченность имеют не четверостишья, а пяти – и шестистишья, что придает первой части речитативность, сходство с ритмической прозой.
Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-po-literature/sorokoust-analiz-poemy-esenina.html
Анализ поэмы Есенина «Сорокоуст»
Сорокоуст – сорокадневная уставная церковная служба. Поминание по усопшем.
- В первой части произведения автор сразу заявляет свою роль, свою задачу:
- Только мне, как псаломщику, петь
- Над родимой страной аллилуйя.
Что же произошло? Почему аллилуйя звучит над родимой страной?
1917 — поэт встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России: « Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь ».
Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы.
Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении С. Есенина «Сорокоуст».
В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
В 1920 году рухнули утопические мечты поэта о социализме как » мужицком рае «. Это свое мироощущение с особой лирической взволнованностью и драматизмом Есенин выразил в поэме «Сорокоуст». Поэма была написана Есениным во время его поездки на юг России в августе 1920 года.
Все мучительнее встает перед поэтом вопрос: « Куда несет нас рок событий?» Особенно тяжело, временами трагически, в 1919—1921 годах переживает поэтреволюционную ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Глубокий внутренний смысл имеет в «Сорокоусте» рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребенка. Именно в этой сцене поэма достигает своего кульминационного звучания:
Пронзительно-тревожным «чувством родины», потерь озарена вся поэма. Образы «Сороокуста» — дерзкие, впечатляющие.
Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого «прошлого», которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуацию «соревнования» между « чугунным конем » — поездом и «красногривым жеребенком ».
- Стихотворение построено на противопоставлениях:
- Бежит – скачет
- Поезд – жеребенок
- Лапы (у поезда) – ноги (у жеребенка)
- Поезд движется « в туманах… кроясь » – жеребенок скачет как на празднике
- Железный – красногривый
- Таким образом, в первой строфе образы поезда и жеребенка противопоставлены на всех уровнях.
- Это противопоставление усиливается во второй строфе, где возникает антитеза двух временных пластов: современности и древности, « Когда пару красивых степных россиянок Отдавал за коня печенег?»
Во второй же строфе ярко выражена авторская позиция: милый дуралей. Слово с ярко выраженной экспрессивной окраской, обращение к кому-то очень близкому.
Это впечатление усиливается употреблением местоимения наш ( Наш разбуженный скрежетом плес). Образ лирического героя слит с образом деревни, таким образом, поэт свою судьбу разделяет с судьбой деревни, т. к.
позиция лирического героя отражает позицию автора.
Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.
Стихотворение наполнено любовью к красногривому жеребенку, и вместе с тем пронизано болью, отчаянием и ужасом перед роковым вторжением в жизнь бездушного и жестокого врага – стальной конницы. В нем слиты нежность, трогательность и трагичность. Красногривый жеребенок олицетворяет собой все прекрасное. Это стихотворение о душе и бездушии.
Душа поэта переполнена болью и отчаянием. Жеребенок – как ребенок. Как природа в изображении Есенина по-детски наивна и потому задавлена наступающей стальной конницей. С приходом в нашу жизнь стальной конницы « большая трава » превратилась в « поля бессиянные », серое и тусклое: увядает все живое. Они потеряли волшебное сияние нетронутости.
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-poemy-esenina-sorokoust/
Цикл стихов Есенина «Сорокоуст»
В 1920 году Есенин создает целый цикл стихов на эту тему — «Сорокоуст» (сорокоуст — поминальная церковная служба по умершим). Здесь мы видим открытое и резкое противопоставление деревни городу.
Крестьянско-патриархальным испугом веет от этих строк Есенина о городе, в них выражены те представления, согласно которым деревня только трудится и кормит, а город только ест и гуляет. Как видим, Есенин был недалек от того, что писали о городе и деревне крестьянские поэты.
Однако здесь нельзя не отметить и существенной разницы. Она может быть понята, если мы обратимся к уже упоминавшейся статье «Ключи Марии». Именно здесь Есенин впервые после революции касается вопроса о городе и деревне. Вопрос этот возникает в связи с рассуждениями об истоках поэтического искусства и о его будущем.
Поэзия должна опираться на исконные поэтические формы, выработанные устным художественным творчеством русского крестьянства, — таково основное положение Есенина.
Поэт высказывает мысль о том, что город разрушает древний поэтический мир, рожденный в недрах русского крестьянства и уходящий своими истоками в патриархальную деревенскую старину.
Город ему кажется чуждым, антипоэтическим миром, нарушающим гармонию между человеком и природой. Отсюда отрицательное отношение поэта к городу и защита деревни со всеми ее традиционными устоями.
«Грусть за уходящее мллое родное» — такими словами определял Есенин состояние, в котором создавался цикл стихотворений «Сорокоуст».
Не протест против нового, советского, а печаль об уходящем владеет поэтом. Он чувствует себя настолько привязанным к прошлому, что неизбежную гибель его воспринимает как собственную обреченность.
Неумение отчетливо понять настоящее, увидеть приметы будущего временами приводят поэта даже к фатализму.
Все чаще в его стихах начинает появляться слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта: «роковая на нем печать».
Временами он готов уйти из жизни, как уходит из нее близкое и дорогое его поэтическому сердцу: «Я хочу под гудок пастуший Умереть для себя и для всех». Мотив ухода из жизни неоднократно повторяется в его стихах 1920- 1921 годов, и, может быть, наиболее сильно в одном из них, написанном уже после «Сорокоуста»:
- Мир таинственный, мир мой древний,
- Ты, как ветер, затих и присел.
- Вот сдавили за шею деревни
- Каменные руки шоссе.
- Так испуганно в снежную выбель
- Заметалась звенящая жуть.
- Здравствуй, ты, моя черная гибель,
- Я навстречу к тебе выхожу!
В этом стихотворении поэт сравнивает себя с затравленным волком, попавшим в окружение «железных врагов». Мучительные мысли преследуют Есенина. Они до такой степени изнуряют его, что временами порождают безразличное, равнодушное отношение к жизни, желание отвернуться от источника своих страданий.
Он пишет в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921):
- Ты теперь не так уж будешь биться,
- Сердце, тронутое холодком,
- И страна березового ситца
- Не заманит шляться босиком.
«Нет любви ни к деревне, ни к городу», — восклицает поэт в стихотворении «Не ругайтесь, такое дело…» (1922). Все настойчивее и чаще он начинает говорить о своем внутреннем уходе из мира тех представлений, которыми он жил. Он как бы убеждает себя в необходимости этого:
- Да! Теперь решено.
- Без возврата
- Я покинул родные поля.
- Уж не будут листвою крылатой
- Надо мною звенеть тополя.
Поэт насильно уводит себя из этого мира, с болью вырывает его из своего сердца.
Источник: https://schooltask.ru/cikl-stixov-esenina-sorokoust/
Сорокоуст
ВВЕРХ
А. Мариенгофу
1
Трубит, трубит погибельный рог!Как же быть, как же быть теперь намНа измызганных ляжках дорог?Вы, любители песенных блох,Не хотите ль пососать у мерина?
Полно кротостью мордищ праздниться,Любо ль, не любо ль — знай бери.Хорошо, когда сумерки дразнятсяИ всыпают нам в толстые задницыОкровавленный веник зари.
Скоро заморозь известью выбелитТот поселок и эти луга.Никуда вам не скрыться от гибели,Никуда не уйти от врага.Вот он, вот он с железным брюхом,Тянет к глоткам равнин пятерню,
Водит старая мельница ухом,Навострив мукомольный нюх.И дворовый молчальник бык,Что весь мозг свой на телок пролил,Вытирая о прясло язык,Почуял беду над полем.
2
Ах, не с того ли за селомТак плачет жалостно гармоника:Таля-ля-ля, тили-ли-гомВисит над белым подоконником.
И желтый ветер осенницыНе потому ль, синь рябью тронув,Как будто бы с коней скребницей,Очесывает листья с кленов.Идет, идет он, страшный вестник,Пятой громоздкой чащи ломит.
И все сильней тоскуют песниПод лягушиный писк в соломе.О, электрический восход,Ремней и труб глухая хватка,Се изб древенчатый животТрясет стальная лихорадка!
- 3
- Видели ли вы,Как бежит по степям,В туманах озерных кроясь,Железной ноздрей храпя,На лапах чугунных поезд?
- А за нимПо большой траве,Как на празднике отчаянных гонок,Тонкие ноги закидывая к голове,Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,Ну куда он, куда он гонится?Неужель он не знает, что живых конейПобедила стальная конница?Неужель он не знает, что в полях бессиянныхТой поры не вернет его бег,Когда пару красивых степных россиянокОтдавал за коня печенег?По-иному судьба на торгах перекрасилаНаш разбуженный скрежетом плес,И за тысчи пудов конской кожи и мясаПокупают теперь паровоз.
4
Черт бы взял тебя, скверный гость!Наша песня с тобой не сживется.Жаль, что в детстве тебя не пришлосьУтопить, как ведро в колодце.
Хорошо им стоять и смотреть,Красить рты в жестяных поцелуях, —Только мне, как псаломщику, петьНад родимой страной аллилуйя.Оттого-то в сентябрьскую скленьНа сухой и холодный суглинок,Головой размозжась о плетень,Облилась кровью ягод рябина.
Оттого-то вросла тужильВ переборы тальянки звонкой.И соломой пропахший мужикЗахлебнулся лихой самогонкой.
Есенин, Сергей Александрович
Известный стихотворный текст 1920 г. часто попадает в поле зрения исследователей как произведение, предопределившее важные тенденции развития русской литературы XX в.
Вошел в историю трогательный образ жеребенка, пытающегося состязаться в скорости с поездом.
Гонка служит выражением противостояния коней живого и железного, конфликта природного мира и человеческого общества, которое избрало путь, отдаляющий людей от естественного начала.
Танатологическая тема задана заглавием поэмы и поддерживается многочисленными реминисценциями из библейского Апокалипсиса.
Тревожный голос «погибельного рога», указанный в зачине, напоминает звучание страшного оркестра из семи труб, насылающего несчастья на землю и возвещающего о конце света.
Образ поезда наделяется чертами апокалипсического зверя, который издает громкий скрежет и устрашающий храп.
Пророческие интонации проявляются начиная с первого эпизода: субъект речи с тревогой и горечью говорит о скором приходе беды. Назван источник опасности — враг «с железным брюхом». Агрессивный и быстрый, он уже наметил цель и готовится к наступлению.
Изнеженным завсегдатаям литературных салонов не дано предугадать опасность. Безразличие эстетствующей публики провоцирует эпатажные выпады лирического «я», который в гневе обещает обществу окровавленную зарю.
Гибель предчувствуют только те, кто привык жить по законам природы.
Зловещая атмосфера определяет характер деревенского пейзажа, представленного во второй части: жалостливый плач гармоники, вихри листопада, тоскливый аккомпанемент народных песен, лягушачий писк. Важным элементом картины является образ клена, с которого ветер счесывает листву.
В образной системе Есенина он ассоциируется с обликом человека: в стихотворении «Я покинул родимый дом…» старый клен схож с головой лирического героя. Включая эту деталь в общую зарисовку, автор поэмы сообщает о принадлежности субъекта речи трагической доле русской деревни.
Центральное место третьей главки отведено эпизоду неравного состязания, упомянутого выше. За серией риторических вопросов следует философский вывод: система ценностей определяется временем, и каждая эпоха перекраивает их по-своему.
В четвертой части четко определена роль героя: он пророк и псаломщик, справляющий поминальную службу по гибнущей родине.
Поэма завершается короткими фрагментами из деревенской жизни, в которых диссонансные ноты достигают кульминации.
Мотив крови возвращает читателя к теме возмездия, обозначенной зачином, а финальный образ мужика-пьяницы символизирует безнадежность будущего крестьянского мира.
на русском языке Публикация стихотворений онлайн. Poesy.site@2017-2019
Источник: https://poesy.site/poems/1939-sorokoust.html
Сорокоуст
- А.Мариенгофу
- 1
- Трубит, трубит погибельный рог!
Как же быть, как же быть теперь нам - На измызганных ляжках дорог?
- Вы, любители песенных блох,
Не хотите ль пососать у мерина? - Полно кротостью мордищ праздниться,
Любо ль, не любо ль, знай бери.
Хорошо, когда сумерки дразнятся
И всыпают вам в толстые задницы - Окровавленный веник зари.
Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом,
- Тянет к глоткам равнин пятерню,
- Водит старая мельница ухом,
Навострив мукомольный нюх.
И дворовый молчальник бык,
Что весь мозг свой на телок пролил,
Вытирая о прясло язык, - Почуял беду над полем.
- 2
Ах, не с того ли за селом
Так плачет жалостно гармоника:
Таля-ля-ля, тили-ли-гом
Висит над белым подоконником.
И желтый ветер осенницы
Не потому ль, синь рябью тронув,
Как будто бы с коней скребницей,
Очесывает листья с кленов.
Идет, идет он, страшный вестник,
Пятой громоздкой чащи ломит.
И все сильней тоскуют песни
Под лягушиный писк в соломе.
О, электрический восход,
Ремней и труб глухая хватка,
Се изб древенчатый живот
- Трясет стальная лихорадка!
- 3
- Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя, - На лапах чугунных поезд?
- А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове, - Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах перекрасила
Наш разбуженный скрежетом плес,
И за тысчи пудов конской кожи и мяса
- Покупают теперь паровоз.
- 4
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Хорошо им стоять и смотреть,
Красить рты в жестяных поцелуях, —
Только мне, как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.
Оттого-то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок,
Головой размозжась о плетень,
Облилась кровью ягод рябина.
Оттого-то вросла тужиль
В переборы тальянки звонкой.
И соломой пропахший мужик
- Захлебнулся лихой самогонкой.
- —————————————————————————
- Примечания
- Журнал «Творчество», Москва, 1920, N7-10, июль-октябрь (отрывки); полностью
— сборник «Исповедь хулигана», 1921.
Источник: https://ollam.ru/classic/rus/esenin-sergey/sorokoust