Анализ стихотворения я убит подо ржевом твардовского

Главная » Статьи » История
Стихотворение написано на реальной основе. Его герой — Владимир Петрович Бросалов. Он лежал в госпитале имени Н.Н. Бурденко после тяжелого пулевого ранения в голову. Навестить раненых пришел Александр Твардовский. В тот же день к раненому сыну пришла мать. Она показала Александру Трифоновичу похоронку. В ней говорилось, что Владимир убит в боях за город Ржев: «Ваш сын, красноармеец Бросалов Владимир Петрович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1942 года. Похоронен на восточной окраине дер. Бершево Зубцовского района Калининской области». Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев, и слово свое сдержал: вскоре «Я убит подо ржевом» прозвучало на всю страну.
Полку, в котором служил Бросалов, было приказано любой ценой взять высоту. Приказ был выполнен ценой огромных потерь — от полка осталось полтора десятка бойцов. Не сумев выбить наших солдат с ходу, фашисты бросили на подмогу «юнкерсы». Перед очередным заходом пикировщиков Бросалов приметил бревенчатый накат с толстым слоем земли и бросился туда. Но в это мгновение внезапный разрыв оборвал сознание.

  • Я не слышал разрыва,
    Я не видел той вспышки, —
    Точно в пропасть с обрыва —
    И ни дна, ни покрышки.
    И во всем этом мире,
    До конца его дней,
    Ни петлички, ни лычки

  • С гимнастерки моей…

Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога. — Да он шевелится! — закричал солдат. Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней. Потом он был тяжело ранен. Солдата из фронтового госпиталя переправили в Москву, а мать получила похоронку о его гибели подо Ржевом. Случилось так, что мать и сын оказались в одном городе. Врачи разыскали мать. Счастливая, она с похоронкой в руках пришла в госпиталь и после свидания с сыном случайно встретилась с Александром Трифоновичем. Несомненно, поэт выслушал и записал рассказ бойца. Вскоре появилось и само стихотворение.

Итак, набиваем в ОБД — Бросалов Владимир Петрович…и…получаем вот эту запись..

Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского

681 сп 133 сд..перелистываем донесение назад, что бы посмотреть это » то же» в графе » похоронен»

Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского

Получаем ..д. Борщево Зубцовского р-на Калининской обл. Это примерно около 25 км. ю/в от Ржева…В «похоронке» видимо Борщево так трансформировалось…

Теперь смотрим Подвиг Народа:

Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского

Жив боец!!! И, далее — награжден орденом » Отечественной Войны» 1 ст . в 1985….

Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского

Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского

Источник: https://xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai/publ/1/1/7-1-0-329

Анализ Твардовского "Я убит подо Ржевом": военная лирика

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» написано известным поэтом А. Т. Твардовским в 1945-46 году. Оно имеет под собой трагическую реальную основу. Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского мы и проведем сейчас.

Лирический герой стихотворения

Любой анализ произведения немыслим без определения его лирического героя. В данном случае герой произведения – солдат, погибший воин, сраженный врагом в безымянном болоте. Кажется, что он ничего не оставил после себя. Об этом говорят слова «ни петлички, ни лычки». Однако это не так!

Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского Анализ Твардовского «Я убит подо Ржевом» позволяет понять, что жизнь лирического героя отдана не зря. Его смерть – своеобразное завещание живым.

Произведение написано от первого лица. В нем мертвый герой ведет беседу с живыми людьми.

Сила переживания увеличивается здесь эффектом незаконченности войны и вместе с тем осознания собственной смерти и смерти огромного числа других солдат.

Анализ Твардовского «Я убит подо Ржевом» раскрывает кажущееся простым стихотворение. Сочетание лирического и эпического времени в одно неразделимое время дают очень мощный эффект.

Стихотворение сочетает в себе черты сразу нескольких жанров. Тут просматривается историческая песня, рассказ, монолог, исповедь. Основная тема стиха – тема исторической памяти.

Она раскрывается с новой стороны – преемственности жизни живых людей и подвига мертвых героев.

Так как погибший человек в произведении разговаривает с живыми, то можно говорить о раскрытии темы победы жизни над смертью.

Твардовский в своем произведении четко и ясно воспроизводит атмосферу страшной войны. Налет, разрыв, гимнастерка – все эти слова позволяют ввести читателя в то ужасное время.

Помогают и реальные географические названия – Дон, Москва, Ржев, Берлин, Урал.

Все это помогает передать чувства фронтовиков, которые потеряли боевых товарищей, но не теряют надежды пройти войну до конца, победив и растоптав фашистскую армию.

Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского

Анализ Твардовского «Я убит подо Ржевом» включает в себя и выделение семейных образов. Автор ввел в произведение образ матери павшего солдата и общий образ Родины-матери. Проклевывается и образ братства, родства всех людей и поколений.

Анализ стиха Твардовского «Я убит подо Ржевом»: языковые средства

Высокому содержанию произведения соответствует торжественная, но при этом естественная интонация. Автор специально использует различные языковые средства и стили.

Фразы, относящиеся к высокому стилю, например «пламень сердца погас», «поправшие крепость», здесь сочетаются с фразами просторечными. Но это не бросается в глаза, все естественно и органично.

Автор написал свое произведение двустопным анапестом, используя женские окончания рифм. Чаще используется перекрестная рифмовка, в нескольких строфах – кольцевая.

Большое количество языковых средств делают стих невероятно трогательным. Анафоры, эпитеты, сравнения, метафоры, бессоюзия и восклицания помогают Твардовскому.

Повторы в стихотворении

Проводя подробный анализ Твардовского «Я убит подо Ржевом», нельзя не заметить встречающиеся в стихе повторы. Автор повторяет ключевые слова, местоимения в разных контекстах. Иногда он повторяет целые строчки.

Часто использует Твардовский и вариации слов, обозначающих братство, верность, жизнь и смерть. Это и помогает увидеть в стихотворении главное. Он будто превращает прозу жизни в лирическую поэзию. Этому помогает здесь и синтаксис.

Автором использовано много вопросительных предложений и обращений.

Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского Однородные члены также дополняют общую картину.

Данное произведение явилось завершающим в линии военной лирики Твардовского. Отныне он переходит к новой стихотворной теме, также военной, но с иным уклоном.

Источник: https://FB.ru/article/320735/analiz-tvardovskogo-ya-ubit-podo-rjevom-voennaya-lirika

Анализ стихотворения А.Т. Твардовского "Я убит подо Ржевом…", 11 класс

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»

Анализ стихотворения А.Т. Твардовского « Я убит подо Ржевом…», 11 класс

( Восприятие, истолкование, оценка)

Материал подготовила: Нечипоренко Л.Н.

Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского

Преподаватель:

народному подвигу в Великой Отечественной войне посвящено много стихотворных произведений. Из стихотворений и поэм можно составить обширную антологию, которая будет, конечно же, неполной без творчества А. Т. Твардовского. В своих произведениях о Великой Отечественной войне он стремился «почесть всем отдать сполна».

Учащийся — 1

А.Т. Твардовский писал о тех, кто не вернулся с полей сражений, о тех, кому посчастливилось дождаться Победы. Поэт посвящал свое творчество всем, кто освобождал родную землю, а затем и Европу от захватчиков.

Скорбью о погибших проникнуто знаменитое стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом…». «Безымянное болото» стало могилой для солдата, который навеки остался «там, куда на поминки даже мать не придет».

Учащийся – 2:

в этом стихотворении поражает уже первая строка, давшая само название: безымянный мертвый солдат обращается к живым от лица всех погибших…Казалось бы, негероическая смерть постигла солдата подо Ржевом – он убит «при жестком налете». Но разве было хоть что-то негероическое в Великой Отечественной войне? Каждый день и час, на фронте и в тылу люди совершали подвиги, приближая час победы.

  • Учащийся — 3
  • прах рядовых великой войны смешался с землей, которая дает жизнь будущему:
  • Я – где корни спелые
  • Ищут корма во тьме;
  • Я – где с облачком пыли
  • Ходит рожь на холме…
  • Учащийся — 4
  • и мертвых солдат не отпускают мысли о судьбе родной земли.

Они настойчиво вопрошают живых: взят ли Ржев? Отстояли ль Москву? Не дошел враг до Урала? Развевается ли наше знамя над Берлином?

  1. Павшие солдаты имеют право спросить об этом:
  2. Вы должны были, братья,
  3. Устоять, как стена,
  4. Ибо мертвых проклятье –
  5. Эта кара страшна.
  6. Учащийся — 5
  7. Павшим хочется верить, что их кровь пролита не напрасно:
  8. Оставшиеся в живых обязаны одолеть врага, чтобы все смогли ощутить счастье Победы:
  9. В нем, в том счастье, бесспорная
  10. Наша кровная часть,
  11. Наша, смертью оборванная,
  12. Вера, ненависть, страсть.
  13. Учащийся — 6

погибшие завещают нам счастливо жить на земле ( «Я вам жизнь завещаю, — что я больше могу?..») и думать о благополучии родной страны:

  • Завещаю в этой жизни
  • Вам счастливыми быть
  • И родимой отчизне
  • С честью дольше служить.
  • Учащийся — 7

в своем завещании павшие призывают живых «горевать – горделиво, не клонясь головой, ликовать – не хвастливо в час победы самой…», то есть они хотят нас видеть людьми, умеющими сохранять достоинство и честь и в беде, и в великой радости. Обращаясь к живым, как к братьям, погибший солдат заклинает их свято беречь «счастье свое» — счастье мира на земле, счастье Победы, за которую отданы жизни.

Учащийся — 8

сколько их, братских могил, рассеяно по России, по миру! На каждом кладбище есть памятник безымянному солдату. Благодаря им, безвестным, мы победили в Великой Отечественной войне фашизм. Горит Вечный огонь, напоминая об отданных за родину жизнях.

Память о пережитом не умирает. Чем дальше уходит от нас война, тем пристальнее мы вглядываемся в историю, чтобы рассмотреть лица безымянных солдат…

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/analiz-stikhotvorieniia-a-t-tvardovskogho-ia-ubit-podo-rzhievom-11-klass

"Я убит подо Ржевом": анализ стихотворения Твардовского

Стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом…», анализ которого мы проведем, стало одним из самых знаменитых, и ему посвящена уже немалая литература. Наиболее детальный анализ дан А. Абрамовым и Л. Тагановым. История создания стихотворения рассказана самим Твардовским в специальной заметке (1969).

В «Я убит подо Ржевом…» говорит из могилы отдельный, хотя и безымянный человек. Он «выше смерти» и слышит, что о нем «потомки говорят», — «предан вечности», но сам он говорит о себе с большой сдержанностью, воинской конкретной точностью, скромностью.

И в стихотворении соединяется двойное чувство — реальности смерти, ее бесповоротности, полноты ее трагизма и реальности общности людей и, таким образом, преодоления ею смерти.

Поэтому обращается мертвый боец не к потомкам и не к самому себе, а к собратьям по оружию, и даже продолжает обсуждать ход боевых действий, ибо продолжается битва: «Я убит и не знаю, / наш ли Ржев, наконец?» И думает не о том, будут ли слышать его потомки, хотя и просит не забывать своих современников и братьев по оружию, — а думает о продолжающемся ходе боя.

И тут напоминает, что мертвым дано «грозное» и «горькое право», что «мертвых проклятье / — эта кара страшна».

Но напоминает, предупреждает только ради самих живых, ради того, чтобы «братья» могли «устоять, как стена» в борьбе с врагом жизни на земле. Поэтому угроза карами играет лишь мимоходную роль. А главное — сердечный, братский разговор.

Слово «братья» проходит через все стихотворение; живые для этого мертвого прежде всего братья, во всем равные друг другу и друг от друга неотделимые.

Жизнь — это счастье. Но счастье включает в себя честь и верность Родине, мужество, скромность, память о других людях и о всем пережитом. Жизнь — это счастье братства. Братство между живыми включает и братство живых и мертвых как коллективность человеческого бессмертия.

Принцип братства развернут в стихотворении как лирический и вместе с тем эпический и драматический принцип, в конкретности и воинского дела, и общности жизни на земле, общности, в которой как бы растворяется и вместе с тем продолжается и расширяется жизнь человека, погибшего за жизнь других людей.

Братство выражено как новая форма лирики другого человека — лирики погибшего брата, как живого. Впервые и в русской, и мировой поэзии лирика мертвого стала не замогильным голосом, а настоящей живой речью, продолжением многих разговоров, столь присущих всей лирике Твардовского.

И это, можно сказать, развернутая, по-своему стройная беседа, со своеобразным четким воинским порядком, в отличие от непосредственности, как бы отрывочности разговора в «Двух строчках».

Беседа содержит в себе и элементы рассказа в стихах, и еще один вариант соединения различных времен в одном лирическом времени.

Изложено событие, затем идет размышление о нем и по поводу, монолог и скрытый диалог, призыв и обращение, со сменой разнообразных интонаций — от непосредственно товарищеской, свойской, почти домашней речи солдата с солдатами или брата с братом до речи торжественной, приподнятой, с включением таких слов, как «очи».

Многоплановость и элементы рассказа в стихах проявились в большом размере стихотворения — 168 строк, 42 строфы. Но и повествовательные моменты включены в ткань типичного лирического размышления и прямого обращения.

Большие размеры могут даже восприниматься как некоторая растянутость (например, об этом пишет Евтушенко в своей статье о Твардовском).

Однако стихотворение «Я убит подо Ржевом… » Твардовского принципиально трудно сократимо, ибо оно все же очень плотное, в своей широкозахватности; является редким примером предельного объема единого лирического высказывания, не теряющего, или точнее — мало теряющего в своей лирической концентрации, несмотря на столь большой объем. Лирическое высказывание здесь выступает как типическое лирическое время, но его рамки еще более расширяются. Оно включает в себя судьбу человека и целую историю войны, в ее трех временах — прошедшем, настоящем и будущем — и целую панораму разнообразных сторон, действий, моментов, настроений, человеческих отношений в ходе войны и разнообразие самой жизни на земле.

Но это один однократный разговор, в один определенный момент исторического и личного времени. Разговор только что убитого, когда еще битва не кончилась. Во время этого разговора незримо входит и время авторского «я», которое переселилось в лирического героя, но знает то, чего лирический герой не мог знать, а мог только предполагать.

Убитый еще не знал — «наш ли Ржев», не знал, «удержались ли наши ,/там , на Среднем Дону». Он погиб в один из самых критических, страшных моментов войны, когда «было все на кону». И ему нужно было спорить, убеждать себя и других, что враг победить не может, уверять себя и других, что «у мертвых безгласных / есть отрада одна» — знать, что «мы за Родину пали, / и она спасена».

Автор говорит его голосом уже после победы.

Движение стихотворения состоит в расширении исходного времени и совместном движении зримого и незримого времени. Исходный пункт описан с обычной для Твардовского «географической» и воинской привязкой, как в стихах военного корреспондента или в стихах из записной книжки.

«Я убит подо Ржевом, / В безыменном болоте. / В пятой роте, на левом, / При жестоком налете». Подчеркнута безыменность этого болота, перекликающаяся с безыменностью самого бойца. Упомянуто даже положение в воинском подразделении. Все точно. С краткостью и деловитостью солдата.

Скрытая эмоция содержится лишь в слове «жестоком». И затем с такой же точностью описан самый процесс гибели: «Я не слышал разрыва, / Я не видел той вспышки, / Точно в пропасть с обрыва — / И ни дна, ни покрышки».

Так мог бы рассказать о своей смерти человек, который наблюдал ее сам со стороны.

Напряжение самого момента смерти было усилено не только сравнением с падением в пропасть с обрыва, но и системой звучаний.

Неожиданной, редкой в русском стихе и еще более редкой у Твардовского сквозной рифмовкой на [ы], усиленной внутренним ассонансом: «слышал — вспышка» — 5 ударных [ы] в одном четверостишии! Как будто крик боли, ужаса, или звук (неуслышанного!) завывания снаряда! И дальше конкретизируется самый образ смерти, ее реальности: «И во всем этом мире, / до конца его дней, / ни петлички, ни лычки / с гимнастерки моей». Ощущение пропасти смерти подкреплено резким расширением масштаба, смерть продолжается до конца дней всего этого мира, с несколько неожиданным скрытым допущением, что может быть еще какой-то другой, не этот мир. И грандиозность — не бессмертия, а, так сказать, предельной долговечности самой смерти оттенена резко контрастной малой деталью солдатской гимнастерки, связывающей весь этот мир и все его дни с конкретностью повседневного воинского быта.

Соответственно меняется строение хода речи, синтаксис. Погибший солдат начинает комментировать свою смерть с воинской энергией и сжатостью языка, преодолевая первую ошеломленность. Продолжается и разворачивается на целом четверостишии синтаксическое строение последней строчки предыдущей строфы.

И во всей этой строфе — ни одного имени существительного в именительном падеже, ни одного глагола: ни подлежащего, ни сказуемого! Звуковая огласовка при этом несколько смягчается — вместо истошного [ы] господствуют ударные [э], [и], появляется более мягко звучащая внутренняя рифма — «лич… лыч…».

Но эта огласовка также связана с предыдущим повторением рифмы на [ы], с перекличкой ударных [о] и [а]. А затем развернуто изображение продолжающейся жизни мира и жизни умершего.

  • Я — где корни слепые
  • Ищут корма во тьме;
  • Я — где с облачком пыли
  • Ходит рожь на холме;
  • Я — где крик петушиный
  • На заре по росе;
  • Я — где ваши машины
  • Воздух рвут на шоссе;
  • Где травинку к травинке
  • Речка травы прядет, —
  • Там, куда на поминки
  • Даже мать не придет.

Двенадцать строчек произнесены одним дыханием, одним периодом и содержат в себе панораму разнообразных форм жизни на земле в ее сегодняшней конкретности, в том, что мог бы видеть и погибший, и как бы видит сейчас. Видит и слышит систему деталей именно движения жизни — от корней слепых, которые ищут корма, до машин, рвущих воздух.

Каждая деталь содержит в себе целую сценку движения, переданного глаголом, в сопровождении предметных связей. А там, где глагола нет (крик петушиный на заре), также есть скрытое указание на движение.

Детали играют роль не только метонимий, но и метафор, даже олицетворений, — не только оживлены, но и одушевлены, и сопряжены с другими деталями и приметами жизни.

Корни — не просто корни, а «слепые», и они «ищут» корм, и указано где — «во тьме», — намек на темноту внутри почвы. Рожь не только «ходит», но ходит с облачком пыли, и даже указано, где именно — «на холме».

Машины, как живые, «рвут» воздух, как некий твердый предмет, метафора передает энергию движения, и указано где — «на шоссе». А в завершение речка становится пряхой, особо тщательной.

Детали, с одной стороны, смело метафоричны, а с другой стороны, точно соответствуют тому, что реально происходит или может происходить и в той бытовой достоверности, которую посмертно продолжает погибший боец.

Но в последних двух строчках стихотворения «Я убит подо Ржевом… » Твардовского это постоянное указание места действия, это «где» вдруг получает еще один смысл, выводящий за пределы того, что непосредственно сейчас может видеть и слышать убитый, — «там, куда на поминки даже мать не придет».

И это — после утверждающей силу жизни панорамы и фантастического соприсутствия в ней умершего — возвращает нас к исходной обстановке смерти, ее суровой реальности.

Ибо что может быть страшней такой смерти, когда даже мать не сможет прийти на поминки! Ибо «там» продолжается битва, ибо там — безыменное болото, ибо там, как сообщается в стихотворении дальше, зарыт был этот боец «без могилы». Панорама жизни и преодолевает и усиливает ужас этой смерти.

Движение интонации передает силу напора жизни после смерти, напора жизни реального конкретного человека, личности «я» (4 раза повторяется это «я»), — напора с ораторским подъемом, пафосом; передает силу разнообразия, всей динамики бытия, — но и силу смерти. Смерть есть смерть, и личное «я» переходит в то сверхличное «я», которое живет вместе с корнями в почвах или в той ржи на том холме.

Богатой, хотя и неточной рифмой «слепые — пыли» продолжается звучание той вспышки и последующих слов «петлички» — «лычки». А последняя строфа уже прямо усиливает контраст жизни и смерти. Речка прядет — как живая, но мать не придет, хотя, может быть, продолжает жить.

Само звучание перекликается и с журчанием речки — скопление [р], повторы [тр], [пр], и со звучанием строфы, описывающей разрыв снаряда, гибель человека. И богатая глагольная рифма «прядет … придет» усиливает ощущение контраста и слитности всего этого переживания.

Переживание-высказывание сливает напор продолжения жизни и трагизм битвы жизни со смертью. В этой битве «я» побеждает, но ценой своего «я». Побеждает как частица общности всей жизни на земле.

Вся панорама изображена в настоящем времени, как мгновенное впечатление только что убитого, но чудесным образом продолжающего жить человека. В это настоящее время включены, однако, разные пласты времени, движущиеся с разной скоростью, движение корней в почве и движение машин, рвущих воздух.

А последняя строчка содержит неожиданный переход в будущее время. Но такое будущее, которое выражает всю силу только что прошедшего в этом настоящем времени.

Далее стихотворение «Я убит подо Ржевом… » Твардовского отходит от непосредственного изображения случившегося события. Но битва продолжается всем ходом стихотворения.

Всем ходом размышления-разговора, вопросов и призывов, в совершившемся и предполагаемом ходе войны, но в рамках той ее реальности, которая известна автору.

В нее входят и прошлое, и несколько будущих времен, в самых разнообразных хронотопах, уже не только в безыменном болоте, а от «заволжской дали» и пламени кузниц Урала «за спиной» фронта — до Европы. И Берлин… «назван был под Москвой».

Таким образом, рамки «я» все больше раздвигаются, в размахе простора всего гигантского фронта народной войны за жизнь на земле. И время расширяется в вечность — «нас, что вечности преданы». Но вечность в свою очередь стремится к концентрации, к одному мигу воскресения мертвых «в залпах победных».

И реальность воскресения состоит в продолжающем звучать силой лирики «голосе мыслимом» погибшего и всех погибших. «Я», таким образом, здесь везде говорит от имени «мы», но в конце стихотворения опять преобладает высказывание от «я» — «Я вам жить завещаю», вместе с напоминанием о других «я».

Ибо фигурирует и другой, конкретный и безыменный, тот, что был убит еще раньше, «еще под Москвой». Друзья, товарищи, братья сливаются в этом «я».

И в этом голосе сама вечность может сгуститься в миг воскресения, а с другой стороны, само пространство битвы расширяется до всей земли, но всех ее проявлениях: «Ах, своя ли, чужая, / вся в цветах иль в снегу…»

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/tvardovskij_a_t/ja_ubit_podo_rzhevom_analiz_stikhotvorenija_tvardovskogo/15-1-0-986

«Я убит подо Ржевом» анализ стихотворения Твардовского по плану кратко – история создания, эпитеты — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

«Я убит подо Ржевом» – образец военной лирики, написанный под впечатлением реального случая. Оно изучается школьниками в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Я убит подо Ржевом» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано спустя год после окончания Великой Отечественной войны – в 1946 г.

Тема стихотворения – долг перед Отечеством, умение жертвовать собой ради счастья следующих поколений.

Композиция – Стихотворение А. Твардовского – монолог лирического героя, в котором можно выделить воспоминания о собственной гибели и обращение к живым соотечественникам. Формальная его организация – 42 катрена.

  • Жанр – послание.
  • Стихотворный размер – двухстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «корни слепые ищут корма во тьме», «ходит рожь на холме», «машины воздух рвут на шоссе», «нашим прахом по праву овладел чернозем».
  • Эпитеты – «родимая отчизна», «безымянное болото».
  • Сравнения – «фронт горел, не стихая, как на теле рубец».

История создания

Военная литература часто была продиктована писателям самими кровавыми событиями и реальными человеческими историями. Не исключение и анализируемое стихотворение. Историю его создания поведал сам автор в специальной заметке, опубликованной в 1969 г.

В конце лета 1942 под Ржевом вспыхнул бой, очевидцы сравнивали его с адом. В это время в госпитале А. Твардовский увидел Василия Бросалова – бойца, которого тяжело ранили в упомянутом сражении. Он находился между жизнью и смертью, когда же на короткое время приходил в чувство, рассказывал о немецко-русском столкновении. Матери Бросалова отправили похоронку, но мужчине удалось выжить.

Анализируемое стихотворение было создано в 1946 году. Не смотря на то, что прототип лирического героя выжил, стихотворение написано от имени погибшего солдата.

Тема

Темой произведения автор выбрал чувство долга перед Родиной и вечную память о тех, кто отдал жизнь за счастливое будущее народа. Главная проблема подсказывает, что стихотворение относится к национально-патриотической лирике.

Впрочем, в нем можно выделить и философскую составляющую. Автор подчеркивает, что земная жизнь – это лишь этап на пути к вечному бытию. Ушедшие в мир иной всегда находятся рядом с живыми, поддерживая их и направляя на истинный путь.

Проблема стиха раскрывается в пламенных речах лирического героя. В первых строчках солдат рассказывает об обстоятельствах своей гибели.

Он говорит, что был убит на «безымянном болоте», намекая, что понимает: его тело здесь не найдут. Это подтверждают и следующие строчки: «И во всем этом мире до конца его дней — ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей».

Смерть настигла героя неожиданно, он даже не услышал взрыва и не почувствовал боли.

Далее оказывается, что тленное только тело, душа же остается на родной земле. Она всюду следует за сослуживцами, напоминая им о долге перед Отечеством. Душа мертвого товарища пытается подбодрить солдат, чтобы те не сдавались. Она желает тем, кто остались на земле быть счастливыми.

В какой-то момент погибший боец обращается к живым от имени всех, кто теперь не с ними. Погибшие желают знать, что «врага обратили назад». В последних строчках лирический герой обращается ко всем соотечественникам с завещанием, в котором раскрывает высшие жизненные ценности.

Композиция

Стихотворение по смыслу можно разделить на две части, которые, однако, не идут одна за другой, а чередуются, тесно переплетаясь между собой. В одной из частей лирический герой рассказывает, как он погиб и где его похоронили. Вторая часть – послание сослуживцам и соотечественникам, которое призывает защищать Родину и быть счастливыми в новой жизни.

Формально произведение состоит из 42 катренов (четверостиший). Строфы логической цепочкой раскрывают заявленные темы.

Жанр

Жанр стихотворения – послание, так как его основу составляет обращение к другим людям. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики – рассказ героя о гибели и освобождении территорий от захватчиков. Стихотворный размер – двустопный анапест. А. Твардовский использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.

Ключевую роль играет метафора: «корни слепые ищут корма во тьме», «машины воздух рвут на шоссе», «нашим прахом по праву овладел чернозем», «нас, что вечности преданы». Эпитеты придают раздумьям целостности, а чувствам и эмоциям – выразительности: «родимая отчизна», «безымянное болото», «суровая борьба».

Языковые средства, использованные в тексте, отличаются оригинальностью, помогают передать настроение лирического героя и атмосферу стиха в общем. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите­рации например, согласных «ш», «ч», «с»: «Наши очи померкли, пламень сердца погас».

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38892-ia-ybit-podo-rjevom-analiz-stihotvoreniia-tvardovskogo-po-plany-kratko-istoriia-sozdaniia-epitety.html

Сочинения на Getsoch.ru

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Стихотворение «Я убит подо Ржевом» написано известным поэтом Александром Трифоновичем Твардовским в 1945-1946 гг. Оно имеет под собой реальную основу. Однажды Твардовскому было показано извещение о смерти бойца подо Ржевом и рассказана его печальная история, после чего поэт твёрдо решает написать стихи о боях за Ржев.

       Это стихотворение представляет собой обращение умершего бойца с того света к живым побратимам. Он кратко рассказывает историю своей смерти, грустно констатирует факт, что в жизни этой ему больше не появиться, его никто не найдёт, и «на поминки Даже мать не придет». Но не это тревожит его бессмертную душу.

Больше всего остывшее сердце его болит за Родину, за тех оставшихся в живых, кто ещё в силах противостоять врагу. Он надеется, он молит бойцов о том, чтобы и они до последнего вздоха защищали каждую пядь родной земли.

Он даже, можно сказать, заклинает воинов идти до победного конца, иначе их постигнет «мертвых проклятье», а «эта кара страшна».

Стихотворение проникнуто печальным настроением и трагическим пафосом, но наполнено оно и отчаянной верой в победу, вечной надеждой на то, что живые не забудут всех без вести пропавших, убитых и услышат их глас. Главной же идеей, мыслью стихотворения является бессмертная любовь, надежда и вера в свою Родину.

       Душевные переживания героя, его чаяния и настроение поэту помогают передать многие средства художественной выразительности. Он в нескольких строфах делает умолчание, недосказанность мыслей бойца, дабы показать его порывистые, печальные мысли.

       Используется большое количество метафор и олицетворений: «корни слепые ищут корма во тьме…», «ходит рожь на холме», «машины воздух рвут…», «речка травы прядёт» и т.д.

Также присутствует много эмоциональных эпитетов: «горький год», «безгласные мёртвые», «вечная память», «безмерное счастье» и другие.

Всё это, как и разные сравнения и анафоры, точно передаёт нам суть произведения, мы будто сами слышим отдалённым эхом голос умершего бойца, слышим, как он, начиная с тихой истории, всё громче и громче взывает к выжившим, в том числе и к нам.

       Это стихотворение буквально пробудило во мне далёкий зов воина, который когда-то положил свою жизнь на алтарь нашей победы в Великой Отечественной войне.

Я ясно ощутил, что не могу не слышать, не знать той горькой правды и того негласного завещания, которое оставили миллионы павших за нашу Родину солдат.

И оно, это завещание, я думаю, всегда должно жить в сердцах всех людей, напоминая о вечной славе и памяти воинов, о нашем собственном долге перед мёртвыми и перед великой Отчизной.

Источник: https://getsoch.ru/biblioteka/analiz-stihov/398-analiz-stikhotvoreniya-ya-ubit-podo-rzhevom.html

Александр Твардовский — Я убит подо Ржевом: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Я убит подо Ржевом, В безыменном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва, Я не видел той вспышки,— Точно в пропасть с обрыва — И ни дна ни покрышки.

И во всем этом мире, До конца его дней, Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей.

Я — где корни слепые Ищут корма во тьме; Я — где с облачком пыли Ходит рожь на холме; Я — где крик петушиный На заре по росе; Я — где ваши машины Воздух рвут на шоссе; Где травинку к травинке Речка травы прядет, — Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Подсчитайте, живые, Сколько сроку назад Был на фронте впервые Назван вдруг Сталинград. Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец. Я убит и не знаю, Наш ли Ржев наконец? Удержались ли наши Там, на Среднем Дону?.. Этот месяц был страшен, Было все на кону. Неужели до осени Был за ним уже Дон И хотя бы колесами К Волге вырвался он? Нет, неправда.

Задачи Той не выиграл враг! Нет же, нет! А иначе Даже мертвому — как? И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она — спасена. Наши очи померкли, Пламень сердца погас, На земле на поверке Выкликают не нас. Нам свои боевые Не носить ордена. Вам — все это, живые. Нам — отрада одна: Что недаром боролись Мы за родину-мать.

Пусть не слышен наш голос, — Вы должны его знать. Вы должны были, братья, Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье — Эта кара страшна. Это грозное право Нам навеки дано, — И за нами оно — Это горькое право. Летом, в сорок втором, Я зарыт без могилы. Всем, что было потом, Смерть меня обделила.

Всем, что, может, давно Вам привычно и ясно, Но да будет оно

С нашей верой согласно.

Братья, может быть, вы И не Дон потеряли, И в тылу у Москвы За нее умирали. И в заволжской дали Спешно рыли окопы, И с боями дошли До предела Европы. Нам достаточно знать, Что была, несомненно, Та последняя пядь На дороге военной. Та последняя пядь, Что уж если оставить, То шагнувшую вспять Ногу некуда ставить.

Та черта глубины, За которой вставало Из-за вашей спины Пламя кузниц Урала. И врага обратили Вы на запад, назад. Может быть, побратимы, И Смоленск уже взят? И врага вы громите На ином рубеже, Может быть, вы к границе Подступили уже! Может быть… Да исполнится Слово клятвы святой! — Ведь Берлин, если помните, Назван был под Москвой.

Братья, ныне поправшие Крепость вражьей земли, Если б мертвые, павшие Хоть бы плакать могли! Если б залпы победные Нас, немых и глухих, Нас, что вечности преданы, Воскрешали на миг, — О, товарищи верные, Лишь тогда б на воине Ваше счастье безмерное Вы постигли вполне.

В нем, том счастье, бесспорная Наша кровная часть, Наша, смертью оборванная, Вера, ненависть, страсть. Наше все! Не слукавили Мы в суровой борьбе, Все отдав, не оставили

Ничего при себе.

Все на вас перечислено Навсегда, не на срок. И живым не в упрек Этот голос наш мыслимый. Братья, в этой войне Мы различья не знали: Те, что живы, что пали, — Были мы наравне.

И никто перед нами Из живых не в долгу, Кто из рук наших знамя Подхватил на бегу, Чтоб за дело святое, За Советскую власть Так же, может быть, точно Шагом дальше упасть. Я убит подо Ржевом, Тот еще под Москвой.

Где-то, воины, где вы, Кто остался живой? В городах миллионных, В селах, дома в семье? В боевых гарнизонах На не нашей земле? Ах, своя ли.

чужая, Вся в цветах иль в снегу… Я вам жизнь завещаю, — Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать — горделиво, Не клонясь головой, Ликовать — не хвастливо В час победы самой. И беречь ее свято, Братья, счастье свое — В память воина-брата,

Что погиб за нее.

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского

А. Твардовский посвятил свою жизнь описанию Великой Отечественной войны. Автор стремился взглянуть на войну глазами ее участников. Стихотворения поэта — не обобщенный взгляд сверху, а искренний рассказ очевидца событий.

Очень часто Твардовский использует внутренний или прямой монолог лирического героя. Стихотворение «Я убит подо Ржевом» основан на реальной истории. В 1942 г. состоялось одно из решающих и наиболее кровавых сражений – битва за Ржев. Даже бывалые солдаты признавали небывалый масштаб операции.

Число погибших исчислялось сотнями тысяч. Один из рядовых участников битвы, В. Бросалов, был смертельно ранен. Он не сразу был обнаружен санитарами и долгое время находился на грани жизни и смерти. За это время солдат передумал многое и уже смирился со своей гибелью.

Впоследствии он рассказал Твардовскому о своих размышлениях, и поэт отразил их в своем стихотворении «Я убит подо Ржевом» (1946 г.).

Произведение представляет собой монолог погибшего солдата. Его смерть была внезапной и чудовищной. Разрыв снаряда не оставил от человека ни малейшего следа («ни петлички», «ни лычки»). Советский боец словно бы растворился в природе и стал ее частью. Но в размышлениях солдата о том, что ему не досталось даже человеческой могилы, нет сожаления.

Главная его забота направлена в будущее. Главный герой не может успокоиться от того, что не знает результата сражения, за который он отдал свою жизнь. Твардовский использует очень выразительный прием, называя противника опосредованно через разрядку («за ним», «он»). Это усиливает образ врага, выступающего в качестве темной непреодолимой силы.

Боец уверяет сам себя, что победа его народа неизбежна, иначе зачем нужны были такие огромные жертвы. Все павшие на поле боя сражались за свою Родину. Ее имя и пожелание победы звучали перед смертью.

Гибель огромного числа людей не может быть напрасной. Мертвые завещают все свои несбывшиеся надежды, неполученные награды, нерожденных детей тем, кто остался жив.

Это священное завещание обязывает живых продолжать борьбу («мертвых проклятье – кара страшна»).

Солдат уверен, что не только состоявшееся сражение, но и все последующие вели только к победе. Он с радостью приветствует «побратимов», которые постепенно продвигаются к западным границам. Главное сожаление героя – невозможность никак выразить свои чувства. Он мечтает о мимолетном воскрешении, чтобы только разделить радость от победы.

Автор стирает грань между мертвыми и живыми. И те и другие стремятся к общей цели. Это единение символизирует величину народного духа, который невозможно сломить.

Читать стих поэта Александр Твардовский — Я убит подо Ржевом на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksandr-tvardovskij-ya-ubit-podo-rzhevom/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]