Анализ стихотворения жуковского песня сочинение

Главная / Разное /  

Василий Жуковский и его «Вечер».

Романтическая литература впервые появилась в центральной Европе, откуда впоследствии перекочевала во множество стран, в том числе и в Россию. Основателем русского романтизма и считается Василий Жуковский.

В начале, поэт, покоренный зарубежными стихами, только переводил иностранные произведения этого жанра, далеко не сразу решившись публиковать собственные произведения.

Однако в 1806 году появляется его романтическая элегия «Вечер».

Вариант №2

Василий Андреевич Жуковский по праву читается родоначальником русского романтизма. Его изящные произведения ничем не уступают произведениям поэтов зарубежных, стихи которых так вдохновляли автора.

Стихотворение вечер Василий Андреевич написал в селе Мишенском после окончания Московского пансиона. Сельская природа очаровывала поэта, заставляла задумываться о грядущем и подтолкнула написать в 1806 году одно из самых лирических его произведений «Вечер».

  • В этом романтичном стихотворении переплетены воспоминания главного героя о его близких людях, друзьях, родных и описаниями природных красот маленького села.
  • Для такого короткого отрезка времени, как вечер, автор нашел множество эпитетов, характеризующих красоту угасающего дня и самого героя, как человека нежного, тонкой душевной организации и глубоко думающего.
  • Восторженный герой, увиденными красотами взывает к своей музе, просит одарить его вдохновением.

Описанные в произведении пейзажи играют совершенно особенную роль. Они придают неспешность размышлениям главного героя, создают образ легкой грусти, приводя в полное гармоничное слияние героя с природой.

С самого начала Василий Андреевич настраивает читателя на спокойный лирический лад, описывая тихий ручей. В произведении присутствует описание множества мелких деталей.

Тем не менее, ни одна из них не является лишней.

Эти детали лишь подчеркивают красоту описываемого вечера, органично вплетенные в общую картину восприятия, и определяют настроение главного героя, приходящего мыслями к вечному.

Жуковский писал это стихотворение, будучи еще молодым человеком, но мысли его говорят о том, что все уже ушло в прошлое. Он придается размышлениям о потерянных друзьях. Кто-то безвременно ушедший.

Вспоминая второго товарища, наш лирический герой умолкает на полуслове, возможно считая не в праве себя судить чужие поступки.

И позволяет себе говорить лишь о том, что оставит память о них в своем сердце навсегда.

И только в конце стихотворения автор позволяет говорить о себе, о главном лирическом герое, настроенном вечерними пейзажами на тоскливые раздумья о бренности всего.

Картина вечера настраивает на мысли о смерти, с которой и сравнивает Василий Андреевич уходящий день, не нарушая общего восприятия тихого покоя и своего очарования.

Это произведение показывает то ощущение одиночества поэта, присущее обычно людям более старшего возраста. Он признает, что вынужден брести своей стезей. Не знает, что уготовила ему судьба в будущем, но с покорностью принимает это неведомое.

Он понимает, что его жизненного пути уже ничто не сможет изменить. Так уготовано судьбой, восхищаться красотами, быть первым, кто пишет в стиле русского романтизма, быть иногда гонимым и не понимаемым обществом. Но герой кротко принимает это и готов с покорностью сносить удары, но четко следовать по своему пути.

Это произведение Жуковского один из лучших образчиков, написанных в жанре элегии, заставляющее восторженно переживать, слыша звуки всех струн тонкой души.

Кратко по плану читать 9 класс

О чем произведение?

Произведение можно условно разделить на три основных части. Первая, самая оптимистичная из них – это описание природы и ее прелестей. Жуковский нежно и влюбленно описывает пейзаж около ручья, игру света на нем, пение птиц и чистоту, обаяние обычного солнечного дня.

Это внушает покой, настраивает на романтический, воодушевленный лад. Все описания в этом произведении сочные и выразительные – их легко представить.

Во второй части автор уже несколько сгущает тучи – он описывает предзакатные времена, когда солнце скрывается за горизонтом и уступает место луне с ее дрожащим на воде и тусклым свечением.

Он говорит о рыбаке, который с хорошим уловом отправляется домой, о затихающей природе, о своих давно оставленных друзьях и горячих обещаниях. Под этим впечатлением он зовет свою музу, которая должна выйти к нему и вдохновить автора на последующие строки, и она приходит. Эта смена настроения подводит читателя к основной мысли произведения, описанной в третьей части.

Заключительные строки посвящены самому автору, он задает вопрос миру.

Интересует Жуковского, как долго поэт, находящийся в единении с природой и так чувственно ее ощущающий и восхваляющий ее, сможет продолжать свои труды – жить на этом свете.

В таком окончании явственно чувствуется горечь потерь и разочарований, присущая обычной человеческой жизни. В самом конце Жуковский предполагает, что скоро новые беззаботные люди будут сидеть на этом месте над его могилой.

Это интересно: 275,Анализ стихотворения Бунина Небо: описываем подробно

Анализ элегии «Вечер»

Анализ стихотворения Жуковского Песня сочинение

  1. Основные мотивы лирики Жуковского нашли дальнейшее продолжение в его медитативной элегии (элегии-размышлении) «Вечер» (1806) – самой известной из его ранних элегий.
  2. Тема стихотворения – размышления лирического героя о своей судьбе; воспоминания о тех, кто был ему близок, переплетаются с поэтическими картинами природы:
  3. Уж вечер… облаков померкнули края,
  4. Последний луч зари на башнях умирает;
  5. Последняя в реке блестящая струя
  6. С потухшим небом угасает.
  7. Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;
  8. Простершись на траве под ивой наклоненной,
  9. Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,
  10. Поток, кустами осененный.
  11. Как слит с прохладою растений фимиам!
  12. Как сладко в тишине у брега струй плесканье!
  13. Как тихо веянье зефира по водам
  14. И гибкой ивы трепетанье!

Сколько эпитетов поэт нашел для угасающего дня – «последний», «потухший»; глаголы – «померкнуть», «умирать», «угасать» – и все в 4 строчках, но все описание исполнено невыразимой гармонии. Удивительно яркие краски: «светлый песок», «златые холмы», «багряный блеск» – все доставляет зрителю покой и радость.

Поэтическая картина природы не только возрождает воспоминания:

О братья! о друзья! где наш священный круг?

  • Где песни пламенны и музам и свободе?
  • Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?
  • Где клятвы, данные природе,
  • Хранить с огнем души нетленность братских уз?
  • И где же вы, друзья.
  • А мы… ужель дерзнем друг другу чужды быть?
  • но и пробуждает мысли и о собственной судьбе, о собственном поэтическом пути:
  • Мне рок судил: брести неведомой стезей,
  • Быть другом мирных сел, любить красы природы,
  • Дышать под сумраком дубравной тишиной
  • И, взор склонив на пенны воды,
  • Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.
  • О песни, чистый плод невинности сердечной!
  • Блажен, кому дано цевницей оживлять
  • Часы сей жизни скоротечной.
  • Личное местоимение под конец заменяется словом «юноша», в воображении поэта рисуется «тихая могила», и сам поэт видит себе как бы со стороны:

Так, петь есть мой удел… но долго ль. Как узнать.

  1. Ах! Скоро, может быть, с Минваною унылой
  2. Придет сюда Альпин в час вечера мечтать
  3. Над тихой юноши могилой!
  4. Но и сама картина природы не статична, она в движении, на смену мягкому вечеру приходит солнечный восход:
  5. Кто, в тихий утра час, когда туманный дым
  6. Ложится по полям и холмы облачает
  7. И солнце, восходя, по рощам голубым
  8. Спокойно блеск свой разливает,
  9. Спешит, восторженный, оставя сельский кров,
  10. В дубраве упредить пернатых пробужденье
  11. И, лиру соглася с свирелью пастухов,
  12. Поет светила возрожденье!

Настроение лирического героя меняется при первых лучах зари: «Так, петь есть мой удел… Но долго ль?» Различные лирические мотивы стихотворения не просто переплетаются, а мягко переходят один в другой, создавая единый лирический поток, раскрывающий внутренний мир лирического героя. Поэтический пейзаж (где античная филомела и русский коростель прекрасно уживаются) привлекал не просто изобразительной точностью, но и выразительностью реалистических деталей:

  • Луны ущербный лик встает из-за холмов…
  • О тихое небес задумчивых светило,
  • Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
  • Как бледно брег ты озлатило!

Читатель не просто чувствовал природу, поэтический лунный вечер был для него откровением. Жуковский передает все нюансы душевных переживаний. Тишина в «Вечере» – тишина реальная и тишина душевная.

Как заметили исследователи, она станет впоследствии одним из излюбленных образов поэта. И не «угасание», «не умирание», а этот прекрасный образ тишины объединит человека и природу в элегиях Жуковского.

Читатель не мог не почувствовать удивительной музыкальности стиха («ЛуНЫ ущербНЫй Лик»; «зыбЛЕтся… бЛЕск на сумраке ЛЕсов»; «БЛЕдно БРЕг»), плавности шестистопных ямбов. «..

Продолжительные переходы звуков предшествуют словам его и сопровождают его слова, тихо припеваемые поэтом только для пояснения того, что хочет он выразить звуками.

Бессоюзие, остановка, недомолвка – любимые обороты поэзии Жуковского», – тонко заметил Н. Полевой.

История создания

В. А. Жуковский написал стихотворение «Вечер» в 1806 году. Тогда он, окончив Московский пансион, находился в селе Мишенском. Картины природы, которые В. А. Жуковский видел в этом селе, подталкивали поэта на создание романтической элегии.

Что Василий Жуковский хотел сказать стихотворением «Вечер»?

Основная мысль произведения в том, что хорошие и задорные времена юности, с их беззаботностью, гуляниями и обещаниями быстро испаряются во взрослой жизни, единственным логичным и скорым завершением которой становится смерть и приход на место поэта нового поколения.

С другой стороны, сам лирический герой сознательно на это идет для того, чтобы посвятить оставшееся ему время и силы своей музе, а значит и романтической поэзии. В этом стихотворении нет отсылок к биографии, но за его строками можно почувствовать, что автор многое пережил, причем и плохое, и хорошее.

Емкие и красочные метафоры, описывающие живую природу, растения, умиротворенных людей и солнечный свет, отражают суть романтизма, его возвышенность и утонченность. В этих стихах заметно некоторое подражание зарубежным поэтам, однако Жуковский мастерски насытил его русским колоритом.

С другой стороны, драматическое окончание, подразумевающее скоротечность и сложность жизни – то есть ее полную противоположность чувственности и утонченности, усиливает эффект.

Невольно и сам при прочтении вместе с героем задаешься вопросом, а не променял ли я дело своей жизни на ерунду и как скоро закончится самая интересная пора собственного существования.

Можно подытожить следующее, русский романтизм, начавшийся с витиеватой, утонченной элегии Василия Жуковского «Вечер» одновременно и воздушен своими метафорами, и суров, даже жесток поднимаемыми темами. Это произведение и по сей день способно всколыхнуть в человеке как радость и умиротворение, так и сомнения, сильные переживания.

Композиция

Композиция «Вечера» не отличается своей сложностью. Всего насчитывается 23 катрена. Анализ стихотворения «Вечер» Жуковского позволяет поделить произведение на три части, первая из которых демонстрирует картины вечерней природы.

Вторая часть посвящена размышлениям лирического героя, его воспоминаниях о прошлой жизни. Здесь лирический герой обращается к музе, что говорит о том, что в стихотворении поднимается и тема поэта и поэзии.

Читайте также:  Жизнь и творчество джоан роулинг

Третья часть представляет собой размышления о своей судьбе, а также о судьбе поэта в мире.

Жанр

«Вечер» В. А. Жуковского – первая романтическая элегия в русской литературе. Благодаря такому жанру поэт смог передать философские размышления. Рассуждения лирического героя, которые передаются от первого лица, показывают отношение самого автора к вечным проблемам мироздания.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Вечера» Жуковского», рассмотрит историю создания элегии, ее тему, композиционные и жанровые особенности.

Поделитесь в соц.сетях:

Источник: https://school1208.ru/raznoe/277-analiz-stihotvoreniya-v-a-zhukovskogo-vecher.html

Анализ стихотворения В.А. Жуковского «Песня»

Стихотворение Песня, принадлежащее перу талантливого и легендарного русского поэта Василия Андреевича Жуковского, было написано в 1918 году. Душевные порывы, глубокие переживания, большие тайны и несбывшиеся мечты — обо всем этом вдумчиво рассуждает поэт.

Жанр и размер

Данное произведение написано в жанре баллады, потому что Василий Андреевич Жуковский неоднократно писал такие композиции. Об этом свидетельствуют искренние чувства лирического героя, печальные воспоминания, душевные порывы и переживания, многочисленные вопросы, которые для него по-прежнему остаются загадкой.

Размер стихотворения — двухстопный ямб, так как логическое ударение падает на каждый последующий второй слог. Баллада «Песня» насыщена огромным количеством средств художественной выразительности (эпитетами, олицетворениями и др.), которые не только придают яркость стихотворному тексту, но и живость, динамичность.

Стихотворение Песня: краткий анализ

С помощью данного произведения автор рассуждает, мечтает о единственном и неповторимом прошлом, задает множество вопросов, на которые не может найти ответов.

Он с трагизмом вспоминает красоту минувших дней, широкий образ которой во всей своей красе предстает перед лирическим героем постоянно. Вновь и вновь пробуждаются прекрасные порывы, воспоминания, чувства и мечты.

Поэтому баллада адресована тому замечательному краю, в котором он однажды побывал и желает вернуться вновь.

Лирический герой обращается к святому Прежде, которого называет своим милым гостем и спрашивает: «Зачем в мою теснишься грудь?» Душу лирического героя тревожат бесконечные беспокойства, воспоминания и несбывшиеся надежды. Но он не сдается, продолжает бороться и не успокоится, пока не познает истину.

Лирический герой уверен, что милый гость ответит на все его вопросы и непременно поможет узнать «во блеске новом мечты увядшей красоту и одеть покровах знакомой жизни наготу». Душа его стремится туда, где ей было хорошо, спокойно.

Такие чувства и ощущения, по мнению автора, которые царили там много лет назад, уже давно увяли. Сейчас там скудно и печально. То прекрасное время, к сожалению, не вернуть, потому что в том пустынном краю нет ни души и наверняка не будет.

Лирический герой уверен, что те некогда великолепные места больше не узрят минувших лет. Тот край скоро навсегда исчезнет, но останется в душе, сердце и памяти автора.

Балладу «Песня» Василия Андреевича Жуковского можно смело назвать маленьким стихотворением, которое имеет большой, глубокий и широкий смысл.

В нем органично переплетаются не угасшие в душе автора чувства, воспоминания и эмоции.

Композиция привлекательна за ее своеобразную голубизну и проникновенность, которые заставляют задуматься не только над отдельным предложением, но и над каждым словом.

Источник: https://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-v-a-zhukovskogo-pesnya.html

Анализ стихотворения Жуковского «Песня» — Школьные сочинения по литературе

Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал «певцом сердечным утра». По натуре своей Жуковский не был борцом, его «жалобы» никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью:

  • О милый гость, святое прежде,
  • Зачем в мою теснишься грудь?
  • Могу ль сказать: живи, надежде?
  • Скажу ль тому, что было: будь?
  • «Песня» Жуковского ясна, музыкальна, исполнена поэтическим настроением и глубокой грустью о былых днях:
  • Могу ль узреть во блеске новом
  • Мечты увядшей красоту?
  • Могу ль опять одеть покровом
  • Знакомой жизни наготу?

Лирический герой Жуковского – человек глубоких чувств, чаще всего горестных, ушедший от действительности в свой внутренний мир, в свои воспоминания и мечты. Он постоянно уходит в прошлое: «Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты?» Поэт растворен в природе и не противостоит миру, не осознает жизнь в целом как нечто враждебное его душе.

Жуковский, заглянув в мир тайны, спешит признать очарование реальной жизни. Восклицание о возможной близкой смерти, заключающее стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания.

Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так и человек угасает, и все же остается жить в воспоминаниях:

  1. Там есть один жилец безгласный,
  2. Свидетель милой старины;
  3. Там вместе с ним все дни прекрасны
  4. В единый гроб положены.

Почему мотивы грусти проступают в стихотворении Жуковского? Лирика занимает значительное место в поэзии Жуковского. В его стихотворении звучат грустные ноты, что отчасти вызвано личными переживаниями поэта.

Придворная атмосфера, в которой был принужден жить Жуковский, все более его разочаровывала. Гибель Пушкина на дуэли потрясла его. Глубоко опечаленный, возмущенный действиями властей, он вскоре выходит в отставку и едет за границу.

Но, живя за границей, Жуковский тосковал по России. Под влиянием этих чувств он пишет:

Зачем душа в тот край стремится,

Где были дни, каких уж нет?

Внимание к человеку, к его душевным переживаниям, признание его высоких достоинств, умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту природы – все это неоспоримые достоинства поэзии Жуковского.

«Его стихов пленительная сладость, пройдет веков завистливая даль» – так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил поэтическое мастерство Жуковского и любил его как человека.

«Пленительная сладость», музыкальность стихов Жуковского в разные времена привлекали музыкантов и композиторов. Его стихотворение было положено на музыку, стало романсом, любимым народом. Свыше 50 лет посвятил Жуковский литературной работе и занял свое, особое место в истории русской поэзии.

Определяя значение творчества Жуковского, Белинский писал: «…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развиваться, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Источник: http://moisoch.ru/zhukovskij/analiz-stixotvoreniya-zhukovskogo-pesnya.html

Анализ стихотворения Жуковского «Песня «

Василий Жуковский женился довольно поздно, будучи уже 58-летним зрелым мужчиной. Свой отказ создавать семью поэт часто аргументировал тем, что на это у него попросту нет времени.

Все дело в том, что Жуковский состоял придворным литератором при царском дворе и даже некоторое время занимал должность наставника будущего императора.

Поэтому согласно этикету ему было предписано всегда и везде сопровождать царскую семью, что ставило крест на личной жизни поэта.

Впрочем, романтические увлечения были и у Жуковского, хотя свои отношения с придворными дамами он старался не афишировать. Тем не менее, любовная лирика этого периода богата стихами-признаниями, одним из которых является «Песня», созданная в 1806 году.

Кому именно адресовано это произведение, история умалчивает. Однако очевидно, что к этой особе Жуковский питал самые нежные и возвышенные чувства.

Именно любовь вдохновила поэта не только на написание этого стихотворения, но и стала смыслом его жизни, о чем он открыто признается, утверждая: «Счастием моим любовь твоя была!».

Из контекста произведения становится ясно, что по какой-то причине пара рассталась, но сам Жуковский продолжает любить свою избранницу и страдает от того, что не может рассчитывать на взаимное чувство. «Когда я был любим, тобою вдохновенный, я пел, моя душа хвалой твоей жила», — отмечает поэт.

При этом он сокрушается, что все это осталось в далеком прошлом, и будущее представляет автору унылым, лишенным смысла и творческого вдохновения.

Ту, кому адресованы эти строки, Жуковский считает не только музой, но и своим ангелом-хранителем. Лишь ради нее поэт старался быть лучше и чище душой, стремился совершать благие дела во имя любви, а также мог похвастаться особой щедростью, которая свойственна по-настоящему счастливым людям. Теперь же все изменилось, и Жуковский отмечает: «Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!».

Его самые светлые и чистые побуждения оказались невостребованными, потому как совершать геройские поступки больше не для кого. Сожалея и словно бы оправдываясь, поэт констатирует: «Благостью моей любовь твоя была!». Таким образом, автор утверждает, что это чувство способно изменить любого человека в лучшую сторону.

Однако если любовь уходит, то жизнь теряет свой смысл, становится обыденной и лишенной радости.

Это стихотворение написано в форме песни, где каждая последняя строчка четверостишия повторяется и звучит рефреном.

Анализ стихотворения Жуковского «Песня «

Источник: https://essay.englishtopic.ru/analiz-stixotvoreniya-zhukovskogo-pesnya/

Сочинение: Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского «Песня»

Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал «певцом сердечным утра». По натуре своей Жуковский не был борцом, его «жалобы» никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью:

  • О милый гость, святое прежде,
  • Зачем в мою теснишься грудь?
  • Могу ль сказать: живи, надежде?
  • Скажу ль тому, что было: будь?
  • «Песня» Жуковского ясна, музыкальна, исполнена поэтическим настроением и глубокой грустью о былых днях:
  • Могу ль узреть во блеске новом
  • Мечты увядшей красоту?
  • Могу ль опять одеть покровом
  • Знакомой жизни наготу?

Лирический герой Жуковского – человек глубоких чувств, чаще всего горестных, ушедший от действительности в свой внутренний мир, в свои воспоминания и мечты. Он постоянно уходит в прошлое: «Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты?» Поэт растворен в природе и не противостоит миру, не осознает жизнь в целом как нечто враждебное его душе.

Жуковский, заглянув в мир тайны, спешит признать очарование реальной жизни. Восклицание о возможной близкой смерти, заключающее стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания.

Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так и человек угасает, и все же остается жить в воспоминаниях:

  1. Там есть один жилец безгласный,
  2. Свидетель милой старины;
  3. Там вместе с ним все дни прекрасны
  4. В единый гроб положены.

Почему мотивы грусти проступают в стихотворении Жуковского? Лирика занимает значительное место в поэзии Жуковского. В его стихотворении звучат грустные ноты, что отчасти вызвано личными переживаниями поэта.

Придворная атмосфера, в которой был принужден жить Жуковский, все более его разочаровывала. Гибель Пушкина на дуэли потрясла его. Глубоко опечаленный, возмущенный действиями властей, он вскоре выходит в отставку и едет за границу.

Но, живя за границей, Жуковский тосковал по России. Под влиянием этих чувств он пишет:

Читайте также:  Анализ стихотворений цветаевой

Зачем душа в тот край стремится,

Где были дни, каких уж нет?

Внимание к человеку, к его душевным переживаниям, признание его высоких достоинств, умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту природы – все это неоспоримые достоинства поэзии Жуковского.

«Его стихов пленительная сладость, пройдет веков завистливая даль» – так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил поэтическое мастерство Жуковского и любил его как человека.

«Пленительная сладость», музыкальность стихов Жуковского в разные времена привлекали музыкантов и композиторов. Его стихотворение было положено на музыку, стало романсом, любимым народом. Свыше 50 лет посвятил Жуковский литературной работе и занял свое, особое место в истории русской поэзии.

Определяя значение творчества Жуковского, Белинский писал: «…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развиваться, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Источник: https://cwetochki.ru/ref-sochinenie-vospriiatie-istolkovanie-otsenka-stikhotvoreniia-v-a-zhukovskogo-pesnia.html

Сюжетный анализ стиха «Минувших дней очарованье»

Главным содержанием его поэзии стало недовольство миром, собой, людьми, поэтому одной из ведущих тем является изображение не видимых явлений, а выражения неуловимых переживаний. Но при этом лирика не становиться рассказом о тех или иных событиях его жизни; поэтическая мысль раскрывается в них путем художественных обобщений.

Примером этому является стихотворение «Песня», написанное в 1818 году. В этом произведении лирический герой свое разочарование в жизни, неприятие ее теневых сторон выражает через прорыв человеческой души в мир прекрасного и романтического «того края».

«Тот край» — это особый мир, где душа обретает всю полноту своего бытия, «Тот край» выражает веру поэта в гармоничный мир красоты и совершенства, но, к сожалению, очарование души, озаренное вдохновением прекрасного, мгновенно: «Там вместе с ним все дни прекрасны в единый гроб положены».

Композиция стихотворения проста: оно состоит из трех восьмистиший. Лирическая окраска каждого восьмистишия увеличивает смысл предыдущего и обогащает его изображение. Вместе они дают целостную картину изображения чувств лирического героя.

Усилению эмоциональности служат слова, которые употребляются не в прямом смысле, а в обобщенном, например, «замолчавшие мечты», «незримое с давнишних пор», «свидетель милой старины».

Или такие слова, как «очарованье», «воспоминанье», «незримое», «мечты» — все они ориентированы на пробуждение эмоциональности. Надо заметить/что стихотворение недаром называется «Песня», и оно не единственное у поэта с таким названием.

Это объясняется особым типом лирической эмоциональности поэзии Жуковского, родственной музыке. .А музыкальная выразительность «Песни» достигается за счет звукописи.

  • В стихотворении поэт прибегает к аллитерации:
  • Минувших дней очарованье
  • Зачем опять воскресло ты?

Кто разбудил воспоминанье…

Мелодичность, душевность, сердечность достигаются вопросительной интонацией: «Зачем опять воскресло ты?», «Зачем в мою теснишься грудь?» и т.д.; инверсиями: «Зачем душа в тот край стремится?», «Жилец безгласный»; риторическим обращением: «О милый гость…»; за счет анафоры:

  1. Могу ль сказать: живи надежде?
  2. Скажу ль тому, что было: будь!
  3. Жуковский передает эмоции изнутри, сосредоточиваясь на внутреннем переживании, поэтому главный акцент в стихотворении делается на слове «душа» как на символе человеческого сознания:
  4. Шепнул душе привет бывалый;
  5. Душе блеснул знакомый взор.
  6. Все образно-стилистические средства, используемые Жуковским служат для передачи полноты духовного бытия личности, и это дает возможность коснуться таких сторон и таких глубин ее психологи, которые были недоступны прежним поэтам.
  7. Таким образом, стихотворение «Песня» можно назвать поэтической исповедью Жуковского, отображающей процесс его душевной жизни и затрагивающей глубокие пласты сознания поэта.

Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души.

«Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль…» — писал о нем А. С. Пушкин.

«…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возмож-}f ность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — признавал В. Г. Белинский, считавший Жуковского первым поэтом на Руси, чья поэзия «вышла из жизни».

  • В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний.
  • Невыразимое подвластно ль выраженью?
  • Поэт желает удержать в полете
  • Не красоту невидимых явлений,
  • Но то, что слито с сей блестящей красотою, —
  • Сие столь смутное, волнующее нас,
  • Сей внемлемый одной душою
  • Обворожающего глас,
  • Сие к далекому стремленье,

Сей миновавшего привет…

В этом суть поэзии Жуковского. Она — история души поэта, его волнений, мечтаний и дум, лирическим выражением которых становятся его элегии, баллады и поэмы.

Тема очарования души, одаренной вдохновением, видением прекрасного, всегда мгновенного и невыразимого, с которой связывается у Жуковского понимание поэзии, была основной для его творчества.

Она особенно ярко раскрывается в элегии «Таинственный посетитель», о неуловимом чувстве очарования и томления души по неведомому идеалу говорят и стихотворения «Минувших дней очарованье…», «К мимо пролетевшему знакомому гению», «Я музу юную, бывало…».

Тот же характер элегического очарования и идеальности несет в себе любовная лирика Жуковского, посвященная М. А. Протасовой. К ней относятся стихотворения «Мой друг, хранитель ангел мой…», «О, милый друг! теперь с тобою…», «К ней», «Ты предо мной стояла тихо»

Жуковский знал и изображал внутренний мир человека, не удовлетворенного действительностью и очарованного невыразимой красотой любви, дружбы, природы, воспоминаний о пережитом счастье, надежд и романтических упований на далекое, неведомое, «очарованное Там».

Заслуга Жуковского как поэта-романтика заключается в том, что он сумел выразить не только свой внутренний мир, но и открыл средства поэтического изображения душевной жизни вообще.

Своими романтическими элегиями и балладами он ввел в русскую литературу психологизм и тесно связал поэзию с индивидуальностью поэта, наполнив каждое стихотворение глубоким лиризмом. У Жуковского искренни и лиричны и душевные переживания, и картины природы, и даже патриотические стихи о Бородинском сражении.

В патриотическом гимне «Певец во стане русских воинов», написанном в октябре 1812 года, изображаются не военные события, а настроения поэта — участника сражения. Оно написано в форме взволнованной речи:

  1. Страна, где мы впервые
  2. Вкусили сладость бытия,
  3. Поля, холмы родные,
  4. Родного неба милый свет,
  5. Знакомые потоки,
  6. Златые игры первых лет
  7. И первых лет уроки, —
  8. Что вашу прелесть заменит?
  9. О родина святая,
  10. Какое сердце не дрожит,
  11. Тебя благословляя!

Поэзия Жуковского поражала современников и привлекает сегодняшних читателей своей музыкальностью, мелодичностью. Он создал музыкальный словесный поток, в котором «слова — это ноты».

Уж вечер… облаков померкнули края,

  • Последний луч зари на башнях умирает;
  • Последняя в реке блестящая струя
  • С потухшим небом угасает.
  • Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;
  • Простершись на траве под ивой наклоненной,
  • Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой,
  • Поток, кустами осененный.
  • Это строки из элегии «Вечер», где музыка и слово будто слились воедино. Содержание ее составляет лирическое переживание при созерцании поэтом природы, которое вызывает меланхолические воспоминания и раздумья о дружбе, «о счастье юных дней», об умерших друзьях, о своей судьбе и своем призвании:
  • Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
  • К протекшим временам лечу воспоминаньем.
  • О дней моих весна, как быстро скрылась ты
  • С твоим блаженством и страданьем!
  • Мне рок судил: брести неведомой стезей,
  • Быть другом мирных сел, любить красы природы,
  • Дышать под сумраком дубравной тишиной
  • И, взор склонив на пенны воды

Творца, друзей, любовь и счастье воспевать. Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, что стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами ее переживаний. Сущность и идея стиля Жуковского, его поэзия в целом — это идея романтической личности.

Жуковский открыл русской поэзии душу человеческую… Все это впоследствии было развито Пушкиным, а также другими русскими поэтами: Лермонтовым, Некрасовым Тютчевым, Блоком.

Внимательно перечитывая стихи Жуковского, понимаешь высокую художественную ценность его поэзии и то, как велико значение этого поэта не только для русского романтизма, но и для всей русской литературы.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/syuzhetnyj-analiz-stixa-minuvshix-dnej-ocharovane/

“Море” анализ стихотворения Жуковского

Стихотворение “Море” Василий Жуковский написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах “певцом романтики и свободы”. Жуковский оттачивал свое мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона, Бернса, Блейка.

В “Море” автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок.

Тема стихотворения – свободное море. Оно бывает разным: прекрасным, загадочным, умиротворенным, беспокойным. Идея стихотворения – показать читателю огромность и мощь моря, его неразрывную связь с небом, его превосходство над суетностью и обыкновенностью человека.

Море у Жуковского замаскировано под живой объект, до конца не понятный читателю. Эта поэтическая уловка в духе Романтизма помогает автору сохранять интригу своих философских рассуждений на протяжении всего стихотворения.

С самого начала стихотворения читатель пребывает в напряженном ожидании финала: а что же будет с морем дальше, как оно справится с бурями и страстями? Каждый волен воспринимать море по-разному.

Для кого-то это только вольная, огромная стихия, для некоторых – это источник вдохновения и красоты, для иных – пространство приключений и подвигов.

Многие из почитателей таланта Жуковского предполагают, что “море у поэта – есть человек, а человек – есть море”.

Если взять за основу анализа стихотворения такую точку зрения, то станет понятной главная мысль стихотворения – каждый человек – это большое море с личными штилями, штормами в душе, с жизненными напастями, вечными надеждами и частым одиночеством среди шумной толпы.

Сюжет стихотворения”Море” не сложен для восприятия. Читатель как бы со стороны наблюдает все происходящее. Вначале он видит спокойное, синее море и некоего лирического героя, ведущего с ним разговор.

Лирический герой стоит на берегу и, зачарованный увиденным вокруг себя, старается познать и понять тайны морского величия и небесного безграничия. Какую же мы сложную задачу он поставил перед собой, ибо никогда “нельзя объять необъятное”.

Далее читатель слушает речь лирического героя с еще большим интересом – ведь тот теперь в свою беседу вовлекает еще и небо. Море и небо немы, они позволяют себе с высоты своей значительности в мире только снисходительно слушать разгоряченного человека.

В конце стихотворения показаны единство моря и неба, их тайная солидарность и искренняя привязанность друг к другу.

Размер стихотворения – Амфимбрахий. Если внимательно присмотреться к слоговому делению слов в строчке, то можно увидеть, что в трех идущих друг за другом слогах ударение падает на каждый второй .

Рифму можно назвать перекрестной. Есть в ней есть много не созвучий, свойственных Жуковскому.

Автор стремился не к “чистым”, а к “неожиданным” рифмам, чтобы подчеркнуть исключительность описываемой ситуации.

Читайте также:  Плавание как вид спорта - сообщение доклад (2, 4, 9 класс)

Например: море-любовью; твою-грудь; лоно-неволи. Встречаются у автора и своеобразные “свободные” строчки, которые “белый стих” его творения делают очень красивыми.

Стихотворение “Море” изобилует Олицетворениями. Да это и понятно. Ведь у автора море, небо, буря – живые, как люди. Море дышит, думает, скрывает тайну, ласкает облака, дрожит. Тучи отнимают небо у моря.

  • Небо тянет море к себе.
  • Эпитеты помогают точно рассмотреть картину происходящего: “безмолвное море”, “тревожною думой”, “необъятное лоно”, “глубокая тайна”, “светозарной лазурью”, “облака золотые”, “враждебная мгла”, “прошлой тревоги”, “возвращенных небес”, “бездне покойной”.
  • Глаголы в стихотворении настраивают читателя на внезапность и неожиданность, на быстроту развития сюжета: бьешься, воешь, подъемлешь, рвешь, терзаешь…

Жанр стихотворения – элегия. В переводе с греческого – “жалобная песня”. Грусти в стихотворении много, жалоб – нет. Есть сожаление, есть жалость, есть тоска, есть печаль.

Есть надежда и есть светлое, чистое размышление о жизни… Размышление в духе романтизма…

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/more-analiz-stixotvoreniya-zhukovskogo.html

Анализ стихотворения «Вечер» Жуковского В.А

Анализ стихотворения

«Вечер» Жуковского В.А

Излюбленные жанры произведений Жуковского — элегия и баллада. Оригинальное творческое дарование поэта раскрылось в элегии “Вечер” (1806), опубликованной в журнале “Вестник Европы”.

В пей глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического “я” автора или воображаемого персонажа.

Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний.

Вечер” — элегия нового типа творчества, в ней облик автора определяется в сфере эмоциональных переживаний лирического героя.

Поэт-певец осознает себя другом сел и противником городской формы цивилизации, он горько сожалеет о распавшемся дружеском круге, о смерти одного из самых близких друзей.

Он опасается, что “почестей исканье” и “суетная честь приятным в свете слыть” могут заглушить воспоминание о дружбе и любви. К концу стихотворения он предсказывает особую судьбу поэту, в которой содержится намек на его избранническую роль романтика:

Мне Рок судил: брести неведомой стезей, Быть другом мирных сел, любить красы Природы, Дышать под сумраком дубравной тишиной                                И, взор склонив на пенны воды, Творца, друзей, любовь и счастье воспевать.

О песни, чистый плод невинности сердечной!

Жуковский воспевает мирную жизнь, лишенную внешних конфликтов. В созданном им пейзаже как бы присутствует воспринимающий его красоту персонаж, предельно чутко и тонко откликающийся на самые разнообразные проявления природного ландшафта.

Именно этот природный мир, вызывающий в лирическом “я” прихотливые и изменчивые переживания и настроения, составляет собственно содержание элегии.

“Вечер” — по сравнению с сенти-менталистской элегией — являет собой новый и по методу, и по приемам психологического рисунка тип романтического текста: сменяющие друг друга воспоминания, мысли, настроения и чувства призваны выразить неповторимый в своем внутреннем содержании новый душевный опыт, особенно достоверный в размышлениях о скоротечности юности, о потерях на жизненном пути человека. В отличие от поэтов XVIII в. в задачу Жуковского входит прежде всего передача реакций лирического “я” в их особо утонченной, индивидуально своеобразной форме:

Как спит с прохладою растений фимиам! Как сладко в тишине у брега струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Движение природы в смене явлений раннего вечера поздними сумерками призвано обосновать смену настроений поэта.

Переживание поэтом-созерцателем прекрасной природы вызывает меланхолические воспоминания о дружбе, о счастье “юных дней”, об  умерших друзьях, о своем призвании и о личной судьбе в целом.

Не изображение летней ночи определяет задачу поэта, а попытка подвести итог своих скорбных размышлений, связанных с ощущением близящейся смерти.

Текст элегии поэтому лишен бытовой конкретности: реальные образы действительного мира Жуковский заменяет условными: соловей — мифологическая “Филомела”, пахарь — “оратай”, колокольня — “башня”, общение друзей — “Вакхов пир”. Романтизм, как и сентиментализм и классицизм, оперирует условными образами и понятиями. В этом заключалась преемственность эстетического опыта людей XVIII и XIX вв.

В этой элегии Жуковский достигает особой выразительности за счет прямого описания чувств и стремлений лирического “я” как одухотворенных существ, которые могут действовать и вступать во взаимоотношения друг с другом, а также через отождествление жизни человека и природы.

Элегия “Вечер” принадлежит к типу элегий-медитаций, то есть вдумчивых, размеренно неторопливых размышлений, когда лирические темы и мотивы постепенно превращаются в плавно льющийся поток, охватывающий нюансы и оттенки изображаемого и выражаемого.

И это не случайно, так как в “Вечере” авторская субъективность требует для своего обнаружения особой свободы и интенсивности, утверждая новый подход к миру лирических переживаний.

Можно говорить о рождении в этом произведении романтических принципов новой поэзии XIX — начала XX в.

Жуковский выступает в этом произведении как создатель романтического пейзажа, которому свойствен сумрачный колорит угасающего дня, закатного часа.

Наполненность природы “эфирными явлениями”: дуновениями, веяниями, дыханием воздушной струи — становится отныне пейзажной темой русской поэзии.

Идеальное бытие природы вне вещественной конкретики — одно из открытий Жуковского-романтика, предваряющее поэтику А. Блока.

Источник: https://libaid.ru/katalog/zh/zhukovskij-vasilij/3494-analiz-stikhotvoreniya-vecher-zhukovskogo-v-a

Стихотворение В. А. Жуковского “Песня” . Восприятие, истолкование, оценка

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

А. С. Пушкин.

В статье “Сочинения Александра Пушкина” Белинский назвал В. А. Жуковского первым русским романтиком. Жуковский открыл романтизм для русской литературы. В этом Белинский видел историческую заслугу поэта.

Тематика и интонация творчества В. А. Жуковского специфична. Он считал поэзию могучим средством духовного воспитания человека. В письме 1816 г. к своему ближайшему другу А. И. Тургеневу поэт писал о поэзии: “…она должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это благотворное влияние, если поэт обратит свой дар к этой цели”.

К произведениям, имеющим влияние на душу человека, можно отнести стихотворение “Песня” . Оно написано в июле-ноябре 1818 г. Это был период, когда в творчестве Жуковского усилилось немецкое влияние. Усилились мистические мотивы. Мечтательное воображение перерастает в концепцию двух миров – таинственного мира сущностей и видимого мира явлений.

Стихотворение посвящено Е. Ф. Вадковской, племяннице родственницы Жуковского А. И. Плещеевой, которая горячо поддерживала намерение Жуковского жениться на М. А. Протасовой, любовь к которой так и осталась в возвышенно-мечтательном варианте.

Тема стихотворения – внутренний мир человека, полный глубокого драматизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству. В этом смысл жизни человека.

Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью. И поэт находит его в глубинах человеческой души. Отсюда в “Песне” глубокая грусть и тихое “томление”.

Здесь четко прослеживается мысль о том, что человек не может достичь счастья и блаженства в реальной жизни. Религиозные мотивы, возникающие в стихотворении, питаются христианскими представлениями о бессмертии души. Поэтому Жуковский так часто обращается к этому образу: “шепнул душе привет…”, “душе блеснул знакомый взор…”, “зачем душа в том край стремится…”

“Песня” – лирический монолог, обращенный в прошлое. Глубоко интимные чувства, пронизывающие стихотворение, подобно какому-то тончайшему инструменту, воздействуют на читателя, заставляют покориться этому прекрасному, немного со слезой, миру света и добра, миру надежд и сомнений.

Мы имеем возможность наблюдать тонкий духовный мир автора. Ему не дают покоя воспоминания об “очарованье” минувших дней, когда были живы мечты, когда мир был освещен блеском “знакомого взора”. Душа поэта наполняется чудесной музыкой, вызванной незабываемыми воспоминания-ми, она озарена светом надежды… Автор в сомненье: имеет ли он право на нее?

Не погас ли этот робкий огонек от малейшего дуновения? Жуковский проводит тонкий психологический анализ своего состояния. Читаешь строки и попадаешь в мир прекрасных чувств, переживаний, сомнений. И душе хо-чется надеяться и верить в красоту мечты, которая увяла, но не надолго. Язык “Песни” очень звучный, живой.

  • Считается, что таким языком до Жуковского никто не писал.
  • Минувших дней очарованье,
  • Зачем опять воскресло ты?
  • Кто разбудил воспоминанье
  • И замолчавшие мечты?

В этих строках явно прослушивается исповедальная интонация. Имея воображение, можно представить “Песню” в виде художественного полотна. Какие тона выбрал автор?

Они разнообразны. Меланхолия – тона приглушенные, мрачные: “минувших дней”, “замолчавшие мечты…”, “мечты увядшей красоту…”. Но откуда это: “дней очарованье”, “воскресло”, “блеснул… взор”.

Будто солнечный лучик проник в мрачное подземелье, и на нашем полотне появились живые тона, краски радости и надежды. Известно. Что стихотворение “Минувших дней очарованье” положено на музыку несколькими композиторами: Н. Норовиным, Ю. Капри и П. Булаховым.

Это и неудивительно. Строки “Песни” необыкновенно лиричны, проникновенны, музыкальны.

Этому способствует стихотворный размер, избранный Жуковским. Это ямб с частично встречающимся пиррихием, перекрестная рифма органично вплетается в ритм “Песни”. Лексический состав стихотворения также необыкновенно продуман. Возьмем, к примеру, 1-ю строфу и проведем ее лексический анализ. “Минувших” – “воскресла”, “разбудил” – “замолчавшие”, “блеснул… взор” – “незримое”.

Явно прослеживается тенденция к антитезе. Этот прием позволяет проследить то контрастирующее состояние, которое переживает автор. Что касается глаголов, то они в основном употреблены в прошедшем времени: “воскресло”, “разбудил”, “шепнул”, “блеснул” и т. д. Да, вновь и вновь обращается автор к прошлому, которое так тревожит и волнует его.

Что касается синтаксиса, то бросается в глаза обилие вопросительных предложений. Причем, вопросы, заключенные в них, носят риторический характер: “Зачем опять воскресла ты?”. “Зачем в мою теснишься грудь?”. Этот синтаксический прием Жуковского направлен на то, чтобы придать произведению философскую окраску.

Автор находит и другие изобразительные средства, позволяющие передать мир сложных человеческих переживаний. Это олицетворение: “…дней очарованье, зачем опять воскресло ты?”. Или: “Могу… одеть покровом знакомой жизни наготу?”.

А вот еще один интересный прием. Во второй строфе часто употребляется частица ль: “могу ль сказать”, “могу ль узреть”, “скажу ль…”. Какой мир сомнений и исканий перед нами!

И этого автор достигает благодаря повтору всего лишь одного маленького слова.

В литературных кругах известен афоризм Горация: “Не желай удивленья толпы, но пиши для немногих”. Эти слова я полностью отношу к творчеству В. А. Жуковского. Не будем кривить душой, утверждая, что поэзия этого поэта-романтика до сих пор привлекает большую массу читателей.

Меняются времена, люди. Но пока существует в мире природа, любовь, красота, будут живы стихи Жуковского, исполненные необыкновенным чувством восприятия окружающего мира, стихи, давшие русской поэзии “душу и сердце”.

Источник: https://goldsoch.info/stixotvorenie-v-a-zhukovskogo-pesnya-vospriyatie-istolkovanie-ocenka/

Ссылка на основную публикацию