Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы — почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну.
И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война — удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого — смерть, кровь, разрушения.
Наполним кубок круговой!
Дружнее! руку в руку!
- Запьем вином кровавый бой
- И с падшими разлуку.
- Кто любит видеть в чашах дно,
- Тот бодро ищет боя.
- О, всемогущее вино,
- Мой друг! я видел море зла
- И неба мстительного кары:
- Врагов неистовых дела,
- Войну и гибельны пожары.
И в дальнейшем оба стихотворения соответствуют тому, что в них заложено с самого начала. Певец Жуковского произносит здравицы героям войны, Древней Руси, родине, Богу, Петру, Суворову. Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее бессмысленности.
Но несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например, у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы:
- За гибель — гибель, брань — за брань,
- И казнь тебе, губитель!
- Вожди славян, хвала и честь!
- Отчизна к вам взывает: месть!
- Читая эти строки, настораживаешься: слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы поэта.
- Батюшков же утверждает: совесть приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не отмщена Москва и враг не изгнан с русских земель.
- Вообще Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону войны:
- Я видел сонмы богачей,
- Бегущих в рубищах из дранных,
- Я видел бледных матерей,
- Из милой родины изгнанных.
- Лишь угли, прах и камней горы,
- Лишь груды тел кругом реки,
- Лишь нищих бледные полки
- Везде мои встречали взоры.
Жуковский перечисляет героев войны — живых и павших, давая каждому «послужной список». Прославляя их, поэт стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны. И действительно, по свидетельству современников, стихотворение Жуковского облетело всю русскую армию; его переписывали, читали, учили наизусть.
Стихотворение Батюшкова не так тесно привязано к определенному периоду истории. Единственное, что указывает в нем на события 1812 года, — упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему «Война. Мир. Поэт».
Надо заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы.
Так было, например, во время монголо-татарского нашествия на Русь.
И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности.
На мой взгляд, стихотворение Жуковского — один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага. А послание Батюшкова — философское осмысление случившегося. Война для поэта — безусловное зло.
Лично мне ближе позиция Батюшкова: герои героями, подвиги подвигами, а война — это горе. Поэт знал это не понаслышке.
Но нельзя и не признавать важной роли стихотворения Жуковского накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе.
Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует, по-моему, противопоставлять. Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга.
Тематические сочинения
- Анализ стихов «Певец во стане русских воинов» и «К Дашкову» Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы — почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены
- Война 1812 года в стихотворениях В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» и К. Н. Батюшкова «К Дашкову» Коллекция сочинений: Война 1812 года в стихотворениях В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» и К. Н. Батюшкова «К Дашкову» Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже
- Прозаические произведения Батюшкова -13 Это довольно большой очерк, в котором автор очень верно и метко нарисовал ряд картин Москвы, нравов и обычаев «забавных москвичей». Писатель находит, что московская жизнь представляет «обширное поле для комических авторов», которые, к сожалению,
Заказать работу
Интересности
Объявления
Школьные уроки. темы сочинений, разработки уроков. Для, тех, кто учится в школе, или готовится поступать в институт, пригодятся бесплатные готовые домашние задания, в котором все смогут ознакомиться с решениями по предметам школьной программы. | Статьи
Анализ стихотворений Жуковского: «Певец во стане русских воинов». «Море», «Песня». «Желание» и «Мина»
Певец во стане русских воинов» (1812). Это патриотическое стихотворение написано Жуковским в штабе Кутузова под Тарутином. Сам поэт находился в резерве кутузовской армии во время Бородинского сражения. П.А. Плетнев так писал о впечатлении данного стихотворения на современников: «Патриотическое чувство углубляется за счет соединения личного и общественного, частного и исторического. Образ Отчизны состоит из многих составляющих: отчий дом, образы отцов и матерей, друзья, жены и невесты, «и царский трон, и прах царей, и предков прах священный»: Отчизне кубок сей друзья! Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки, Что вашу прелесть заменит? О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? Наряду с высокой гражданской лексикой, характерной для классицизма, в произведении используется и элегический стиль, когда речь идет о частных темах: о доме, семье, друзьях.
«Море» написано в 1822 году. жанр — элегия Тематика и проблематика. Стихотворение Жуковского представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души»,
Идея и композиция. Стихотворение «Море» построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет.
В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то. что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души.
Этот внутренний сюжет можно разделить на три части; «Безмолвное море» —
1-я часть; «Буря» — 2-я часть; «Обманчивый покой» — 3-я часть.
Песня«Песня» (1811). Стихотворение написано после отказа Екатерины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения — меланхолическая.
Лирический герой одинок, но своей возлюбленной он желает счастья и мечтает только о том, чтобы она сохранила дружеские чувства: Живи, вкушай невинной жизни сладость; В душе не изменись; достойна счастья будь. Но не отринь, в толпе пленяемых тобою, Ты друга прежнего, увядшего душою.
Лирический герой верит в высшую, чистую любовь, которая соединит любящие души в ином мире, после земной жизни: Туда моя душа уж все перенесла; Туда всечасное влечет меня желанье; Там свидимся опять; там наше воздоянье..
- Этот вопрос архивный. Добавить новый вопрос
- Сомневаешься в ответе?
- Узнавай больше на Знаниях!
- 80% ответов приходят в течение 10 минут
- Мы не только ответим, но и объясним
У тебя проблема с домашними заданиями? Попроси о помощи!
Все Cочинения > Жуковский В.А. > Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов» Жуковского
Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов» Жуковского
«Певец во стане русских воинов» (1812). Это патриотическое стихотворение написано Жуковским в штабе Кутузова под Тарутином. Сам поэт находился в резерве кутузовской армии во время Бородинского сражения. П.А. Плетнев так писал о впечатлении данного стихотворения на современников: «Патриотическое чувство углубляется за счет соединения личного и общественного, частного и исторического. Образ Отчизны состоит из многих составляющих: отчий дом, образы отцов и матерей, друзья, жены и невесты, «и царский трон, и прах царей, и предков прах священный»:
- Отчизне кубок сей друзья!
- Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия,
- Поля, холмы родные,
- Родного неба милый свет,
- Златые игры первых лет И первых лет уроки,
- Что вашу прелесть заменит?
- О родина святая,
- Какое сердце не дрожит,
- Наряду с высокой гражданской лексикой, характерной для классицизма, в произведении используется и элегический стиль, когда речь идет о частных темах: о доме, семье, друзьях.
На этой странице искали :
- певец во стане русских воинов анализ
- анализ стихотворения певец во стане русских воинов
- жуковский певец во стане русских воинов анализ
- анализ певец во стане русских воинов
- анализ стихотворения жуковского певец во стане русских воинов
Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов»
В октябре 1812 г. Жуковский пишет одно из самых известных своих произведений «Певец во стане русских воинов». Это и одно из самых ярких стихотворений, посвященных войне 1812 г. Жанр произведения очень разнообразен. Это героическая песнь, кантата, но в нее автором включены и высокое послание, и застольная песнь, и элегические размышления.
Написано стихотворение накануне сражения при Тарутине, в штабе Кутузова. Сюжет стихотворения – не описание военных действий, а монолог поэта-патриота. Он обращается ко всем «ратным и вождям», тем, «кто одной пылает славой», тем, кто первыми «летят в бой».
Одиннадцать раз поднимает он кубок – во славу отчизны и русского царя, воинов, «святого братства», «любви» – как бы напоминая о том, что защищают воины, о том, что дорого их сердцу. Полны искренней ненависти к врагу и веры в народ слова поэта.
Но это слова уже поэта-воина:
- За гибель – гибель, брань за брань,
- И казнь тебе, губитель…
- Мы села – в пепел; грады – в прах;
- В мечи – серпы и плуги.
- Слова поэта изредка прерываются возгласами разделяющих его взгляды воинов. Главное для них – освобождение Отчизны, любовь к родине («любовь святая»); защитить свою страну и отомстить врагу призывает поэт:
Сей кубок мщению! други, в строй!
- И к небу грозны длани!
- Сразить иль пасть! наш роковой
- Обет пред богом брани .
- Война 1812 г. – война народная, подчеркивает поэт, освободительная, но не только для России:
- Отчизна к вам взывает: месть!
«Певец…» – яркий образец русской гражданской поэзии. Это обращение к тем, кто прославил Россию на полях сражений (Дмитрий Донской, Петр I, Суворов) и в этом для Жуковского нерасторжимая связь прошлого с настоящим, с нынешним поколением и новыми героями (Кутузовым, Ермоловым, Раевским, Милорадовичем) и с теми, кто уже сложил голову в этой войне.
Произведение Жуковского тесно связано с традициями высокой оды – это и торжественный пафос («Хвала вам, чада прежних лет!»), обилие славянизмов («рать иноплеменных», «там днесь его могила», «горе подъял ужасну длань» и т.д.
); яркие метафоры и перифразы («свирепый пламень брани», погибший – «чести сын», сражающийся воин «летает страхом в тыл врагам»); пышные сравнения, восходящие к фольклору («Орлом шумишь по облакам, // По полю волком рыщешь); дидактические сентенции (обращение к «творцу»); логическая стройность композиции.
Обращение к историческому прошлому было важно для Жуковского.
Отзвуки классицизма в батальных сценах (стрелы и мечи, а не ядра и пушки; броня и шлемы, а не шинели и фуражки; ратники, а не солдаты; дружины, а не полки; даже сам поэт во стане, а не в лагере, и враги – супостаты) – это сознательное нарушение реальной действительности, исторического правдоподобия. Неразрывная связь с великим прошлым была важна для этого стихотворения.
- Глубокий и искренний лиризм подчеркивает душевный подъем, который переживает и сам певец и слушающие его воины:
- Любви сей полный кубок в дар!
- Среди борьбы кровавой,
- Друзья, святой питайте жар:
- Любовь одно со славой.
Певец поет свою песнь на бранном поле, при свете луны и огней. К нему «воздушными толпами» мчатся герои прошлого.
Героические и элегические, гражданские (борьба за отечество, истинный патриотизм) и личные (любовь, дружба) мотивы тесно переплетаются в этом стихотворении.
Стихотворение В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (восприятие, истолкование, оценка)
Основоположником русского романтизма по праву считают В.А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. Но он не был чужд обращению в своем творчестве и к национально-патриотической тематике.
В 1812 году Жуковский записался ратником в Московское дворянское ополчение. В обстановке военных действий он сочинил стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое было напечатано, можно сказать, на поле боя, в Тарутино, где находился главный штаб.
Это придало «Певцу…» огромное обаяние в глазах современников. Патриотизм впервые явился здесь чувством души, которое дано людям, и оно их сближает, а не разъединяет. Название произведения определяет место действие и героев. В кругу воинов на поле брани певец славит русское оружие и героев русской истории:
- О Святослав, бич древних лет…
- И ты неверных страх, Донской…
- И ты, наш Петр, в толпе вождей…
- То грозный наш Суворов…
- Помимо героев исторических, певец призывает поднять кубки за героев современности: Кутузова, Ермолова, Раевского, Платова, за погибших Багратиона и Коновницына.
Поэт использует прием повторения за счет проговаривания воинами тех слов, что уже сказал певец, тем самым выделяя ключевые моменты своей речи. Это выражает близость стиля к устному народному творчеству.
- Стихотворение написано торжественным стилем, с использованием архаизмов, особой патетической риторики: «Хвала всем чада славы…»
- Жуковский также использует классистические приемы описания баталии: «перуны», «щиты», «стрелы».
- Стихотворение это единично в своем жанре. В нем соединились черты оды:
- Смотрите, в грозной красоте,
- Их тени мчатся в высоте
- Над нашими шатрами…
- О Святослав, бич древних лет,
- И твой полет орлиный,
- Кто любит видеть в чашах дно,
- Тот бодро ищет боя…
- О всемогущее вино,
- В тот мир душа перенесет
- Любовь и образ милый…
- О други, смерть не все возьмет;
- Есть жизнь и за могилой.
- Стиль стихотворения неоднороден, он включает в себя и патетические элементы оды, и сентиментально-элегические мотивы:
- Ах! Мысль о той, кто все для нас,
- Наш спутник неизменный…
- Кроме этого, в стихотворении присутствуют элементы мечтательной одухотворенности мотивов любви:
- И тихий дух твой прилетит
- Из таинственной сени,
- И трепет сердца возвестит
- Ей близость дружней тени.
- Лексический рисунок стихотворения отличается активным использованием устаревшей и возвышенной лексики: «сей рьяный великан, сей витязь полуночи», «наш предтеча», «очи», «хвала», что указывает на время написания стихотворения и придает ему торжественность.
- Из художественно-изобразительных средств особенно часты перифразы: «мысль о той, кто все для нас», «трепет сердца» возвестит, «кто любит видеть в чашах дно», «есть жизнь и за могилой», «бич древних лет», «неверных страх», «веселие героя», «чадо славы» и так далее.
Жуковский «сделал эпоху в русской словесности и – в сердцах воинов» (Лажечников). Стихотворение «Певец во стане русских воинов» стало образцом новой российской поэзии.
В нем поэт поднимает патриотическую тему, отстаивая идею народности, воздавая хвалу русскому оружию и героизму воинов. Этим объясняется широкая популярность стихотворения в период войны 1812 года. Своим творчеством Жуковский готовит почву для расцвета Золотого века русской поэзии.
Однако сама поэзия Жуковского не забыта и не затерялась в разноперстом наследии русской лирики XIX – XX веков.
Послушать стихотворение Жуковского Певец
Темы соседних сочинений
← Невыразимое↑ ЖуковскийПесня →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskogo/pevec
В тени деревьев, над чистыми водами (певец) · жуковский · анализ стихотворения
- В тени деревьев, над чистыми водамиДерновый холм вы видете ль, дрйзья?Чуть слышно там плескает в брег струя;
- №4 Чуть ветерок там дышит меж листами;
- №8 Бедный певец!
- №12 И ждал конца с волненьем и тоскою;
- №16 Бедный певец!
- №20 Увы! он знал любви одну лишь муку;
- №24 Бедный певец!
- №28 Прости навек: с обманутой душою
- №32 Бедный певец!
На ветвях лира и венец…Увы! друзья, сей холм могила;Здесь прах певца земля сокрыла;Он сердцем прост, он нежен был душою —Но в мире он минутный странник был;Едва расцвел — и жизнь уж разлюбил;И рано встретил он конец,Заснул желанным сном могилыТвой век был миг, но миг унылыйОн дружбу пел, дав другу нежну руку —Но верный друг во цвете лет угас;Он пел любовь — но был печален глас;Теперь всему, всему конец;Твоя душа покой вкусила,Ты спишь; тиха твоя могила,Здесь у ручья вечернею порою,Прощальну песнь он заунывно пел:«О красный мир, где я вотще расцвелЯ счастья ждал — мечтам конец;Погибло все, умолкни, лира;Скорей, скорей в обитель мира,Что жизнь, когда в ней нет очарованья?Блаженство знать, к нему лететь душой,Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
№36 Желать всяк час и трепетать желанья…
О пристань горестных сердец,Могила, вечный путь к покою,Когда же будет взят тобою
№40 Бедный певец!»
И нет певца… его не слышно лиры…Его следы исчезли в сих местах;И скорбно все в долине, на холмах;
№44 И все молчит… лишь тихие зефиры,
Колебля вянущий венец,Порою веют над могилой,И лира вторит им уныло:
№48 Бедный певец!
V teni derevyev, nad chistymi vodamiDernovy kholm vy videte l, dryzya?Chut slyshno tam pleskayet v breg struya;Chut veterok tam dyshit mezh listami;Na vetvyakh lira i venets…
Uvy! druzya, sey kholm mogila;Zdes prakh pevtsa zemlya sokryla;Bedny pevets!On serdtsem prost, on nezhen byl dushoyu —No v mire on minutny strannik byl;Yedva rastsvel — i zhizn uzh razlyubil;I zhdal kontsa s volnenyem i toskoyu;I rano vstretil on konets,Zasnul zhelannym snom mogilyTvoy vek byl mig, no mig unylyBedny pevets!On druzhbu pel, dav drugu nezhnu ruku —No verny drug vo tsvete let ugas;On pel lyubov — no byl pechalen glas;Uvy! on znal lyubvi odnu lish muku;Teper vsemu, vsemu konets;Tvoya dusha pokoy vkusila,Ty spish; tikha tvoya mogila,Bedny pevets!Zdes u ruchya vecherneyu poroyu,Proshchalnu pesn on zaunyvno pel:«O krasny mir, gde ya votshche rastsvelProsti navek: s obmanutoy dushoyuYa schastya zhdal — mechtam konets;Pogiblo vse, umolkni, lira;Skorey, skorey v obitel mira,Bedny pevets!Chto zhizn, kogda v ney net ocharovanya?Blazhenstvo znat, k nemu letet dushoy,No propast zret mezh nim i mezh soboy;Zhelat vsyak chas i trepetat zhelanya…O pristan gorestnykh serdets,Mogila, vechny put k pokoyu,Kogda zhe budet vzyat toboyuBedny pevets!»I net pevtsa… yego ne slyshno liry…Yego sledy ischezli v sikh mestakh;I skorbno vse v doline, na kholmakh;I vse molchit… lish tikhiye zefiry,Koleblya vyanushchy venets,Poroyu veyut nad mogiloy,I lira vtorit im unylo:
- Bedny pevets!
- Pevets
D ntyb lthtdmtd, yfl xbcnsvb djlfvbLthyjdsq [jkv ds dbltnt km, lhqpmz?Xenm cksiyj nfv gktcrftn d ,htu cnhez;Xenm dtnthjr nfv lsibn vt; kbcnfvb;Yf dtndz[ kbhf b dtytw///Eds! lhepmz, ctq [jkv vjubkf;Pltcm ghf[ gtdwf ptvkz cjrhskf;,tlysq gtdtw!Jy cthlwtv ghjcn, jy yt;ty ,sk leij/ —Yj d vbht jy vbyenysq cnhfyybr ,sk;Tldf hfcwdtk — b ;bpym e; hfpk/,bk;B ;lfk rjywf c djkytymtv b njcrj/;B hfyj dcnhtnbk jy rjytw,Pfcyek ;tkfyysv cyjv vjubksNdjq dtr ,sk vbu, yj vbu eysksq,tlysq gtdtw!Jy lhe;,e gtk, lfd lheue yt;ye here —Yj dthysq lheu dj wdtnt ktn eufc;Jy gtk k/,jdm — yj ,sk gtxfkty ukfc;Eds! jy pyfk k/,db jlye kbim vere;Ntgthm dctve, dctve rjytw;Ndjz leif gjrjq drecbkf,Ns cgbim; nb[f ndjz vjubkf,,tlysq gtdtw!Pltcm e hexmz dtxthyt/ gjhj/,Ghjofkmye gtcym jy pfeysdyj gtk:«J rhfcysq vbh, ult z djnot hfcwdtkGhjcnb yfdtr: c j,vfyenjq leij/Z cxfcnmz ;lfk — vtxnfv rjytw;Gjub,kj dct, evjkryb, kbhf;Crjhtq, crjhtq d j,bntkm vbhf,,tlysq gtdtw!Xnj ;bpym, rjulf d ytq ytn jxfhjdfymz?,kf;tycndj pyfnm, r ytve ktntnm leijq,Yj ghjgfcnm phtnm vt; ybv b vt; cj,jq;;tkfnm dczr xfc b nhtgtnfnm ;tkfymz///J ghbcnfym ujhtcnys[ cthltw,Vjubkf, dtxysq genm r gjrj/,Rjulf ;t ,eltn dpzn nj,j/,tlysq gtdtw!»B ytn gtdwf/// tuj yt cksiyj kbhs///Tuj cktls bcxtpkb d cb[ vtcnf[;B crjh,yj dct d ljkbyt, yf [jkvf[;B dct vjkxbn/// kbim nb[bt ptabhs,Rjkt,kz dzyeobq dtytw,Gjhj/ dt/n yfl vjubkjq,B kbhf dnjhbn bv eyskj:
- ,tlysq gtdtw!
- Gtdtw
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
1 447 |
1 191 |
251 |
151 |
74 |
79 |
48 |
1 |
70,5 % |
2,83 |
10,1 % |
— | водами-дрйзья-струя-листами | смешанная |
певец | 8 | 3,19 % |
бедный | 6 | 2,39 % |
могила | 5 | 1,99 % |
душа | 4 | 1,59 % |
конец | 4 | 1,59 % |
лира | 4 | 1,59 % |
все | 3 | 1,20 % |
межа | 3 | 1,20 % |
оно | 3 | 1,20 % |
петь | 3 | 1,20 % |
Источник: https://yebanko.ru/analiz/zhukovsky/derevyev
Поэзия русского романтизма. В.А. Жуковский
Рис. 1. В.А. Жуковский
Начнем с «Певца», потому что на этом стихотворении удобнее всего показать своеобразие образа поэта, который возникает в творчестве Жуковского. Но сразу обнаружим странность, потому что речь идет не о певце, а все начинается с разговора о его могиле.
Певец умер молодым (кстати, речь идет о друге детства Жуковского Андрее Тургеневе, который умер от чахотки в юношеском возрасте). Но не нужно воспринимать историю в ее подлинном виде.
Перед нами символическое и метафорическое обозначение невозможности поэту-певцу жить в реальном мире. Единственным выходом из этой невозможности становится его ранняя смерть.
Само описание могилы певца, сама тема смерти в этом стихотворении развивается динамически. Вначале она возникает в качестве печальной и грустной:
- В тени дерев, над чистыми водами
- Дерновый холм вы видите ль, друзья?
- Чуть слышно там плескает в брег струя;
- Чуть ветерок там дышит меж листами;
На ветвях лира и венец…
- Увы! друзья, сей холм – могила;
- Здесь прах певца земля сокрыла;
- Бедный певец!
- Затем вдруг эта самая печальная могила оборачивается желанным сном могилы, и тогда становится понятным, что смерть для певца оказалась желанной, она оказалась единственным выходом, из его печальной жизни, которая описана чуть ниже:
- Он дружбу пел, дав другу нежну руку,
- –Но верный друг во цвете лет угас;
- Он пел любовь – но был печален глас;
- Увы! он знал любви одну лишь муку;
- Теперь всему, всему конец;
- Твоя душа покой вкусила;
- Ты спишь; тиха твоя могила,
- Бедный певец!
И становится понятным, что самых важных и значительных ценностей в жизни: дружба, любовь, поэзия – уже не существует. Друга нет, от любви осталась только мука. Единственный ход, который остается, это смерть, которая оборачивается долгожданным покоем.
- В этом смысле Жуковский со свойственной раннему романтизму философским отношением к делу создает образ певца как некого странника в земной жизни, цель которой не земное существование, а небесное. И, в конце концов, автор даст слово этому певцу, который пропоет свою прощальную песнь и объяснит, в чем трагедия его существования:
- Здесь, у ручья, вечернею порою
- Прощальну песнь он заунывно пел:
- «О красный мир, где я вотще расцвел;
- Прости навек; с обманутой душою
- Я счастья ждал – мечтам конец;
- Погибло все, умолкни, лира;
- Скорей, скорей в обитель мира,
- Бедный певец!
- Что жизнь, когда в ней нет очарованья?
- Блаженство знать, к нему лететь душой,
- Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
Желать всяк час и трепетать желанья…
- О пристань горестных сердец,
- Могила, верный путь к покою,
- Когда же будет взят тобою
- Бедный певец?»
Только под финал стихотворения выясняется, что певец живет неземными идеалами: «Блаженство знать, к нему лететь душой» – но всякий раз обнаруживать невозможность достижения этого блаженства.
Как напишет Жуковский в другом стихотворении «Путешественник», его герой ищет все небесное в земном, желая приобрести нечто такое, что в человеческом существовании невозможно.
Перед нами возникает метафизический конфликт: недостижимый небесный идеал, к которому устремляется певец и никогда не может его найти, от чего тема смерти оборачивается здесь положительным звучанием: единственно возможным успокоением и покоем.
Более того, этот певец молодой, но это хорошо, потому что его жизнь оказалась не исполнена совокупностью всех земных страданий.
Кроме того, в стихотворении можно заметить и ярко выраженный описательный, пейзажный момент, не зря же Жуковский вошел в историю русской поэзии, русского романтизма как блестящий пейзажист, создав особый вариант этого пейзажа. Это не просто описание картины, это то, что называют «пейзажем души», когда одновременно этот пейзаж оказывается выражением внутренних переживаний лирического героя.
2. Анализ элегии «Славянка»
Наверное, одним из самых удивительных произведений Жуковского станет его знаменитая пейзажная элегия «Славянка». В действительности, Славянка – это река,
Рис. 2. Река Славянка
протекающая в Павловске, императорской резиденции. С внешней точки зрения «Славянка» выстраивается как описание прогулки лирического героя по берегу реки, рисуя одновременно открывающиеся перед ним картины.
Большую часть элегии составляет развернутое пейзажное вступление.
Казалось бы, как можно было бы сделать статичны описательный пейзаж предметом лирического переживания и поэтического изображения? И Жуковский находит удивительный ход: перед нами – уникальный в истории русской поэзии пейзаж.
Он, действительно, дает не статическую картинку, а разворачивается в процессе прогулки героя. Картинки меняются, а с ними изменяется и временная характеристика этого пейзажа. Он начинает свое путешествие днем, продолжает вечером и завершает его ночью.
Поэтому вначале этот пейзаж залит солнечным светом, потом постепенно он погружается в красные лучи закатного солнца, сменяющимся ночью, потом появлением луны и наступающей тьмы. Таким образом, пейзаж представлен в динамике, с изменением и освещения, и картин, для того чтобы в финале элегии обнаружить самое важное и значительное, к чему вел нас поэт:
Я на брегу один… окрестность вся молчит…
- Как привидение, в тумане предо мною
- Семья младых берез недвижимо стоит
- Над усыпленною водою.
- Вхожу с волнением под их священный кров;
- Мой слух в сей тишине приветный голос слышит;
- Как бы эфирное там веет меж листов,
- Как бы невидимое дышит…
Вдруг неожиданно возникает намек на то, что наш поэт не один, кто-то здесь еще присутствует. Далее Жуковский пытается поэтически передать это ощущение присутствия некой другой души.
- Как бы сокрытая под юных древ корой,
- С сей очарованной мешаясь тишиною,
- Душа незримая подъемлет голос свой
- С моей беседовать душою.
И вот то, что принято называть олицетворением природы, здесь оказывается сюжетом стихотворения. В этой природе вдруг обнаруживается ожившая душа. Более того, Жуковский пытается поэтически передать портрет этой возникающей души:
- И некто урне сей безмолвный приседит;
- И, мнится, на меня вперил он темны очи;
- Без образа лицо, и зрак туманный слит
- С туманным мраком полуночи.
- Сегодня, благодаря кинематографическим эффектам, мы можем представить такого рода картину: перед нами вроде кто-то есть, но он невидимый, как бестелесное приведение. Но важным тут становится не это, а то обстоятельство, что в ответ на явление этого призрака в душе поэта происходит нечто:
Смотрю… и, мнится, все, что было жертвой лет,
- Опять в видении прекрасном воскресает;
- И все, что жизнь сулит, и все, чего в ней нет,
- С надеждой к сердцу прилетает.
- Все лучшее, что было когда-то пережито, вместе с появлением этого призрака вдруг неожиданно воскресает в нем:
Но где он?.. Скрылось все… лишь только в тишине
- Как бы знакомое мне слышится призванье,
- Как будто Гений путь указывает мне
- На неизвестное свиданье.
- Образ этого призрака развивается: сначала как будто это живые деревья, «как бы эфирное там веет меж листов», потом это «душа незримая подъемлет голос свой», наконец, вдруг он оборачивается гением. Это значительная тема в поэзии Жуковского, которую он разовьет чуть позже, знакомый нам скорей по Пушкину
Рис. 3. А.С. Пушкин
«гений чистой красоты».
Это образ Жуковского, который впервые тут возникает, как некое видение с небес, которое открывает небесную сферу для нашего лирического героя, поэта, и одновременно открывает нам неведомую грань жизни, потому что выводит нас за рамки земного существования. Но и это не конец. Эта душа, этот гений в конце стихотворения определится во внятных формах, потому что перед нами возникнет ангел:
- И ангел от земли в сиянье предо мной
- Взлетает; на лице величие смиренья;
- Взор к небу устремлен; над юною главой
- Горит звезда преображенья.
- Помедли улетать, прекрасный сын небес;
Младая Жизнь в слезах простерта пред тобою…
Но где я?.. Все вокруг молчит… призрак исчез,
- И небеса покрыты мглою.
- Одна лишь смутная мечта в душе моей:
- Как будто мир земной в ничто преобратился;
- Как будто та страна знакомей стала ей,
- Куда сей чистый ангел скрылся.
И только в конце становится понятно, что то блестящее описание природы с ее изменениями от дня к закату, к ночи было не просто самостоятельным открытием Жуковского, а стало попыткой изобразить некое истончение материального мира, его исчезновение, когда вдруг граница между миром земным и небесным действительно стерлась. И наш лирический герой, поэт, оказался вблизи той небесной страны, куда ход обычному человеку невозможен. Тогда становиться ясно, что устремленность поэта за пределы земли, в сторону вечных ценностей, является осуществившейся. Поскольку эта ситуация возникает как некая потребность нашего поэта с его особо обостренною душой, с его стремлением к тому, чтобы выйти за рамки земной жизни и почувствовать проявление небесной. Только в этом случае он в ответ получает возможность узреть некие знаки, которые приоткрывают ему существование иной реальности, иного мира.
3. Анализ элегического отрывка «Невыразимое»
И, наконец, элегия «Невыразимое», оказавшаяся своего рода манифестом поэзии Жуковского. С одной стороны, она ставит тему и проблему выразимости или невыразимости природы через поэтическое слово. А с другой стороны, Жуковский стремится не только к тому, чтобы изобразить в своей поэзии природу:
- Что наш язык земной пред дивною природой?
- С какой небрежною и легкою свободой
- Она рассыпала повсюду красоту
- И разновидное с единством согласила!
- Но где, какая кисть ее изобразила?
- Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
В этом место художник вдруг оказывается почти приравнен к божеству: как творец сотворяет мир, так и художник создает аналогичный художественный. И понятно, что эта параллель, с одной стороны, очень возвышенная и значительная, а с другой стороны, не в пользу художника. Потому что выступить в качестве творца, Бога он не в состоянии.
Но Жуковского волнует не это, а то невыразимое, которое чуть дальше будет объяснено как некое особенное понимание переживания природы. И следующий фрагмент оказывается в некотором смысле сжатой символической миниатюрой предшествующей элегии «Славянка».
Вновь возникнет яркий пейзаж заката, в котором земная жизнь преображается:
- Святые таинства, лишь сердце знает вас.
- Не часто ли в величественный час
- Вечернего земли преображенья –
- Когда душа смятенная полна
- Пророчеством великого виденья
- И в беспредельное унесена, –
- Спирается в груди болезненное чувство,
- Хотим прекрасное в полете удержать,
- Ненареченному хотим названье дать –
- И обессиленно безмолвствует искусство?
- Жуковский завершает все вопросом, потому что дальше возникает не совсем очевидный поэтический ответ:
- Что видимо очам – сей пламень облаков,
- По небу тихому летящих,
- Сие дрожанье вод блестящих,
- Сии картины берегов
- В пожаре пышного заката –
- Сии столь яркие черты –
- Легко их ловит мысль крылата,
- И есть слова для их блестящей красоты.
И действительно, Жуковский их находит, но он движется дальше. Ему надо изобразить не то, что «видимо очам», а то, что скрыто за видимостью.
- Но то, что слито с сей блестящей красотою, –
- Сие столь смутное, волнующее нас,
- Сей внемлемый одной душою
- Обворожающего глас…
- А дальше он хочет передать то самое невыразимое. И если до этого времени данный отрывок выстраивался более-менее внятно, то финал его выглядит алогичным, потому что слов нет, но поэт пытается их найти:
- Сие к далекому стремленье,
- Сей миновавшего привет
- (Как прилетевшее внезапно дуновенье
- От луга родины, где был когда-то цвет,
- Святая молодость, где жило упованье),
- Сие шепнувшее душе воспоминанье
- О милом радостном и скорбном старины,
- Сия сходящая святыня с вышины,
- Сие присутствие создателя в созданье –
Какой для них язык?..
- Горе душа летит,
- Все необъятное в единый вздох теснится,
- И лишь молчание понятно говорит.
Договорились, в том смысле, что поэт не находит слов для выражений, и молчание оказывается единственной формой для выражения этого поэтического. Потому что мы вновь столкнемся с тем, что и у Жуковского поэт – это необязательно стихотворец, а это, в первую очередь, человек, особым образом чувствующий мир.
Более того, в поэзии Жуковского это особенное чувство не конкретизируется, потому что речь идет о таком восприятии земной жизни, когда лирический герой поэзии Жуковского пытается выйти за его пределы.
И, собственно, прекрасным он назовет то самое ощущение неземного, которое изредка в уникальные моменты человеческой жизни приоткрывается и становится внятным. В этом смысле, Жуковский создает особую модель романтического двоемирия. Его мир расколот на две части: на мир земной и мир небесный.
А вот роль и значение поэта сводится к тому, чтобы не только иметь способность улавливать эти движения свыше, но и поэтически зафиксировать и преодолеть это самое невыразимое. И Жуковский пытается это сделать. Этот отрывок называется фрагментом именно потому, что обнаруживает границы поэтического слова.
Мы не можем весь мир воплотить в небольшом художественном произведении, но в небольшом художественном фрагменте, понимая эту невозможность, мы можем хотя бы намекнуть на это самое бесконечное, на то, что обычный человеческий язык выразить не может.
Таким образом, в поэзии Жуковского формируется особое представление о поэте, о способностях поэтического слова, особая идея романтического двоемирия, томление по поиску небесного идеала и невозможности его обретения. И в этом смысле, действительно, Жуковский одарил русскую поэзию самым замечательным ее свойством: бесконечному стремлению к совершенству, к недостижимому идеалу, которое станет характерной чертой и поэзии Фета,
Рис. 4. А.А. Фет
и поэзии Блока.
Рис. 5. А.А. Блок
Вопросы к конспектам
1. Ознакомьтесь с биографией Жуковского, сделайте хронологическую таблицу значимых дат его жизни. 2. Проанализируйте стихотворения Жуковского («Певец», «Славянка», «Невыразимое») с точки зрения образности, найдите в них «пейзажи души». 3. *Подумайте, в чем новшество творчества Жуковского и почему его называют «отцом русского романтизма»?
Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3474