Анализ стихотворения жуковского певец сочинение

Анализ стихотворения Жуковского Певец сочинение

Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы — почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну.

И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война — удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого — смерть, кровь, разрушения.

Наполним кубок круговой!

Дружнее! руку в руку!

  • Запьем вином кровавый бой
  • И с падшими разлуку.
  • Кто любит видеть в чашах дно,
  • Тот бодро ищет боя.
  • О, всемогущее вино,
  • Мой друг! я видел море зла
  • И неба мстительного кары:
  • Врагов неистовых дела,
  • Войну и гибельны пожары.

И в дальнейшем оба стихотворения соответствуют тому, что в них заложено с самого начала. Певец Жуковского произносит здравицы героям войны, Древней Руси, родине, Богу, Петру, Суворову. Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее бессмысленности.

Но несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например, у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы:

  1. За гибель — гибель, брань — за брань,
  2. И казнь тебе, губитель!
  3. Вожди славян, хвала и честь!
  4. Отчизна к вам взывает: месть!
  5. Читая эти строки, настораживаешься: слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы поэта.
  6. Батюшков же утверждает: совесть приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не отмщена Москва и враг не изгнан с русских земель.
  7. Вообще Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону войны:
  8. Я видел сонмы богачей,
  9. Бегущих в рубищах из дранных,
  10. Я видел бледных матерей,
  11. Из милой родины изгнанных.
  12. Лишь угли, прах и камней горы,
  13. Лишь груды тел кругом реки,
  14. Лишь нищих бледные полки
  15. Везде мои встречали взоры.

Жуковский перечисляет героев войны — живых и павших, давая каждому «послужной список». Прославляя их, поэт стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны. И действительно, по свидетельству современников, стихотворение Жуковского облетело всю русскую армию; его переписывали, читали, учили наизусть.

Стихотворение Батюшкова не так тесно привязано к определенному периоду истории. Единственное, что указывает в нем на события 1812 года, — упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему «Война. Мир. Поэт».

Надо заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы.

Так было, например, во время монголо-татарского нашествия на Русь.

И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности.

На мой взгляд, стихотворение Жуковского — один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага. А послание Батюшкова — философское осмысление случившегося. Война для поэта — безусловное зло.

Лично мне ближе позиция Батюшкова: герои героями, подвиги подвигами, а война — это горе. Поэт знал это не понаслышке.

Но нельзя и не признавать важной роли стихотворения Жуковского накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе.

Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует, по-моему, противопоставлять. Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга.

Тематические сочинения

  • Анализ стихов «Певец во стане русских воинов» и «К Дашкову» Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы — почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены
  • Война 1812 года в стихотворениях В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» и К. Н. Батюшкова «К Дашкову» Коллекция сочинений: Война 1812 года в стихотворениях В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» и К. Н. Батюшкова «К Дашкову» Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже
  • Прозаические произведения Батюшкова -13 Это довольно большой очерк, в котором автор очень верно и метко нарисовал ряд картин Москвы, нравов и обычаев «забавных москвичей». Писатель находит, что московская жизнь представляет «обширное поле для комических авторов», которые, к сожалению,

Заказать работу

Интересности

Объявления

Школьные уроки. темы сочинений, разработки уроков. Для, тех, кто учится в школе, или готовится поступать в институт, пригодятся бесплатные готовые домашние задания, в котором все смогут ознакомиться с решениями по предметам школьной программы. | Статьи

Анализ стихотворений Жуковского: «Певец во стане русских воинов». «Море», «Песня». «Желание» и «Мина»

Анализ стихотворения Жуковского Певец сочинение

Певец во стане русских воинов» (1812). Это патриотическое стихотворение написано Жуковским в штабе Кутузова под Тару­тином. Сам поэт находился в резерве кутузовской армии во вре­мя Бородинского сражения. П.А. Плетнев так писал о впечатле­нии данного стихотворения на современников: «Патриотическое чувство углубляется за счет соединения личного и общественно­го, частного и исторического. Образ Отчизны состоит из многих составляющих: отчий дом, образы отцов и матерей, друзья, жены и невесты, «и царский трон, и прах царей, и предков прах свя­щенный»: Отчизне кубок сей друзья! Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки, Что вашу прелесть заменит? О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? Наряду с высокой гражданской лексикой, характерной для классицизма, в произведении используется и элегический стиль, когда речь идет о частных темах: о доме, семье, друзьях.

«Море» написано в 1822 году. жанр — элегия Тематика и проблематика. Стихотворение Жуковского представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души»,

Идея и композиция. Стихотворение «Море» построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет.

В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то. что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души.

Этот внутренний сюжет можно разделить на три части; «Безмолвное море» —

1-я часть; «Буря» — 2-я часть; «Обманчивый покой» — 3-я часть.

Песня«Песня» (1811). Стихотворение написано после отказа Ека­терины Афанасьевны Протасовой Жуковскому в браке со своей дочерью по причине близкого родства. Основная тональность произведения — меланхолическая.

Лирический герой одинок, но своей возлюбленной он желает счастья и мечтает только о том, чтобы она сохранила дружеские чувства: Живи, вкушай невинной жизни сладость; В душе не изменись; достойна счастья будь. Но не отринь, в толпе пленяемых тобою, Ты друга прежнего, увядшего душою.

Лирический герой верит в высшую, чистую любовь, которая соединит любящие души в ином мире, после земной жизни: Туда моя душа уж все перенесла; Туда всечасное влечет меня желанье; Там свидимся опять; там наше воздоянье..

  • Этот вопрос архивный. Добавить новый вопрос
  • Сомневаешься в ответе?
  • Узнавай больше на Знаниях!
  • 80% ответов приходят в течение 10 минут
  • Мы не только ответим, но и объясним

У тебя проблема с домашними заданиями? Попроси о помощи!

Все Cочинения > Жуковский В.А. > Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов» Жуковского

Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов» Жуковского

Анализ стихотворения Жуковского Певец сочинение

«Певец во стане русских воинов» (1812). Это патриотическое стихотворение написано Жуковским в штабе Кутузова под Тару­тином. Сам поэт находился в резерве кутузовской армии во вре­мя Бородинского сражения. П.А. Плетнев так писал о впечатле­нии данного стихотворения на современников: «Патриотическое чувство углубляется за счет соединения личного и общественно­го, частного и исторического. Образ Отчизны состоит из многих составляющих: отчий дом, образы отцов и матерей, друзья, жены и невесты, «и царский трон, и прах царей, и предков прах свя­щенный»:

  1. Отчизне кубок сей друзья!
  2. Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия,
  3. Поля, холмы родные,
  4. Родного неба милый свет,
  5. Златые игры первых лет И первых лет уроки,
  6. Что вашу прелесть заменит?
  7. О родина святая,
  8. Какое сердце не дрожит,
  9. Наряду с высокой гражданской лексикой, характерной для классицизма, в произведении используется и элегический стиль, когда речь идет о частных темах: о доме, семье, друзьях.

На этой странице искали :

  • певец во стане русских воинов анализ
  • анализ стихотворения певец во стане русских воинов
  • жуковский певец во стане русских воинов анализ
  • анализ певец во стане русских воинов
  • анализ стихотворения жуковского певец во стане русских воинов
Читайте также:  Сочинение по повести белый бим черное ухо

Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов»

Анализ стихотворения Жуковского Певец сочинение

В октябре 1812 г. Жуковский пишет одно из самых известных своих произведений «Певец во стане русских воинов». Это и одно из самых ярких стихотворений, посвященных войне 1812 г. Жанр произведения очень разнообразен. Это героическая песнь, кантата, но в нее автором включены и высокое послание, и застольная песнь, и элегические размышления.

Написано стихотворение накануне сражения при Тарутине, в штабе Кутузова. Сюжет стихотворения – не описание военных действий, а монолог поэта-патриота. Он обращается ко всем «ратным и вождям», тем, «кто одной пылает славой», тем, кто первыми «летят в бой».

Одиннадцать раз поднимает он кубок – во славу отчизны и русского царя, воинов, «святого братства», «любви» – как бы напоминая о том, что защищают воины, о том, что дорого их сердцу. Полны искренней ненависти к врагу и веры в народ слова поэта.

Но это слова уже поэта-воина:

  • За гибель – гибель, брань за брань,
  • И казнь тебе, губитель…
  • Мы села – в пепел; грады – в прах;
  • В мечи – серпы и плуги.
  • Слова поэта изредка прерываются возгласами разделяющих его взгляды воинов. Главное для них – освобождение Отчизны, любовь к родине («любовь святая»); защитить свою страну и отомстить врагу призывает поэт:

Сей кубок мщению! други, в строй!

  1. И к небу грозны длани!
  2. Сразить иль пасть! наш роковой
  3. Обет пред богом брани .
  4. Война 1812 г. – война народная, подчеркивает поэт, освободительная, но не только для России:
  5. Отчизна к вам взывает: месть!

«Певец…» – яркий образец русской гражданской поэзии. Это обращение к тем, кто прославил Россию на полях сражений (Дмитрий Донской, Петр I, Суворов) и в этом для Жуковского нерасторжимая связь прошлого с настоящим, с нынешним поколением и новыми героями (Кутузовым, Ермоловым, Раевским, Милорадовичем) и с теми, кто уже сложил голову в этой войне.

Произведение Жуковского тесно связано с традициями высокой оды – это и торжественный пафос («Хвала вам, чада прежних лет!»), обилие славянизмов («рать иноплеменных», «там днесь его могила», «горе подъял ужасну длань» и т.д.

); яркие метафоры и перифразы («свирепый пламень брани», погибший – «чести сын», сражающийся воин «летает страхом в тыл врагам»); пышные сравнения, восходящие к фольклору («Орлом шумишь по облакам, // По полю волком рыщешь); дидактические сентенции (обращение к «творцу»); логическая стройность композиции.

Обращение к историческому прошлому было важно для Жуковского.

Отзвуки классицизма в батальных сценах (стрелы и мечи, а не ядра и пушки; броня и шлемы, а не шинели и фуражки; ратники, а не солдаты; дружины, а не полки; даже сам поэт во стане, а не в лагере, и враги – супостаты) – это сознательное нарушение реальной действительности, исторического правдоподобия. Неразрывная связь с великим прошлым была важна для этого стихотворения.

  • Глубокий и искренний лиризм подчеркивает душевный подъем, который переживает и сам певец и слушающие его воины:
  • Любви сей полный кубок в дар!
  • Среди борьбы кровавой,
  • Друзья, святой питайте жар:
  • Любовь одно со славой.

Певец поет свою песнь на бранном поле, при свете луны и огней. К нему «воздушными толпами» мчатся герои прошлого.

Героические и элегические, гражданские (борьба за отечество, истинный патриотизм) и личные (любовь, дружба) мотивы тесно переплетаются в этом стихотворении.

Стихотворение В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (восприятие, истолкование, оценка)

Основоположником русского романтизма по праву считают В.А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. Но он не был чужд обращению в своем творчестве и к национально-патриотической тематике.

В 1812 году Жуковский записался ратником в Московское дворянское ополчение. В обстановке военных действий он сочинил стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое было напечатано, можно сказать, на поле боя, в Тарутино, где находился главный штаб.

Это придало «Певцу…» огромное обаяние в глазах современников. Патриотизм впервые явился здесь чувством души, которое дано людям, и оно их сближает, а не разъединяет. Название произведения определяет место действие и героев. В кругу воинов на поле брани певец славит русское оружие и героев русской истории:

  1. О Святослав, бич древних лет…
  2. И ты неверных страх, Донской…
  3. И ты, наш Петр, в толпе вождей…
  4. То грозный наш Суворов…
  5. Помимо героев исторических, певец призывает поднять кубки за героев современности: Кутузова, Ермолова, Раевского, Платова, за погибших Багратиона и Коновницына.

Поэт использует прием повторения за счет проговаривания воинами тех слов, что уже сказал певец, тем самым выделяя ключевые моменты своей речи. Это выражает близость стиля к устному народному творчеству.

  • Стихотворение написано торжественным стилем, с использованием архаизмов, особой патетической риторики: «Хвала всем чада славы…»
  • Жуковский также использует классистические приемы описания баталии: «перуны», «щиты», «стрелы».
  • Стихотворение это единично в своем жанре. В нем соединились черты оды:
  • Смотрите, в грозной красоте,
  • Их тени мчатся в высоте
  • Над нашими шатрами…
  • О Святослав, бич древних лет,
  • И твой полет орлиный,
  • Кто любит видеть в чашах дно,
  • Тот бодро ищет боя…
  • О всемогущее вино,
  • В тот мир душа перенесет
  • Любовь и образ милый…
  • О други, смерть не все возьмет;
  • Есть жизнь и за могилой.
  • Стиль стихотворения неоднороден, он включает в себя и патетические элементы оды, и сентиментально-элегические мотивы:
  • Ах! Мысль о той, кто все для нас,
  • Наш спутник неизменный…
  • Кроме этого, в стихотворении присутствуют элементы мечтательной одухотворенности мотивов любви:
  • И тихий дух твой прилетит
  • Из таинственной сени,
  • И трепет сердца возвестит
  • Ей близость дружней тени.
  • Лексический рисунок стихотворения отличается активным использованием устаревшей и возвышенной лексики: «сей рьяный великан, сей витязь полуночи», «наш предтеча», «очи», «хвала», что указывает на время написания стихотворения и придает ему торжественность.
  • Из художественно-изобразительных средств особенно часты перифразы: «мысль о той, кто все для нас», «трепет сердца» возвестит, «кто любит видеть в чашах дно», «есть жизнь и за могилой», «бич древних лет», «неверных страх», «веселие героя», «чадо славы» и так далее.

Жуковский «сделал эпоху в русской словесности и – в сердцах воинов» (Лажечников). Стихотворение «Певец во стане русских воинов» стало образцом новой российской поэзии.

В нем поэт поднимает патриотическую тему, отстаивая идею народности, воздавая хвалу русскому оружию и героизму воинов. Этим объясняется широкая популярность стихотворения в период войны 1812 года. Своим творчеством Жуковский готовит почву для расцвета Золотого века русской поэзии.

Однако сама поэзия Жуковского не забыта и не затерялась в разноперстом наследии русской лирики XIX – XX веков.

Послушать стихотворение Жуковского Певец

Темы соседних сочинений

← Невыразимое↑ ЖуковскийПесня →

Анализ стихотворения Жуковского Певец сочинение

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskogo/pevec

В тени деревьев, над чистыми водами (певец) · жуковский · анализ стихотворения

Анализ стихотворения Жуковского Певец сочинение

  • В тени деревьев, над чистыми водамиДерновый холм вы видете ль, дрйзья?Чуть слышно там плескает в брег струя;
  • №4 Чуть ветерок там дышит меж листами;
  • №8 Бедный певец!
  • №12 И ждал конца с волненьем и тоскою;
  • №16 Бедный певец!
  • №20 Увы! он знал любви одну лишь муку;
  • №24 Бедный певец!
  • №28 Прости навек: с обманутой душою
  • №32 Бедный певец!

На ветвях лира и венец…Увы! друзья, сей холм могила;Здесь прах певца земля сокрыла;Он сердцем прост, он нежен был душою —Но в мире он минутный странник был;Едва расцвел — и жизнь уж разлюбил;И рано встретил он конец,Заснул желанным сном могилыТвой век был миг, но миг унылыйОн дружбу пел, дав другу нежну руку —Но верный друг во цвете лет угас;Он пел любовь — но был печален глас;Теперь всему, всему конец;Твоя душа покой вкусила,Ты спишь; тиха твоя могила,Здесь у ручья вечернею порою,Прощальну песнь он заунывно пел:«О красный мир, где я вотще расцвелЯ счастья ждал — мечтам конец;Погибло все, умолкни, лира;Скорей, скорей в обитель мира,Что жизнь, когда в ней нет очарованья?Блаженство знать, к нему лететь душой,Но пропасть зреть меж ним и меж собой;

№36 Желать всяк час и трепетать желанья…

О пристань горестных сердец,Могила, вечный путь к покою,Когда же будет взят тобою

№40 Бедный певец!»

И нет певца… его не слышно лиры…Его следы исчезли в сих местах;И скорбно все в долине, на холмах;

№44 И все молчит… лишь тихие зефиры,

Читайте также:  Пьер безухов и элен курагина в романе война и мир (отношения и брак героев)

Колебля вянущий венец,Порою веют над могилой,И лира вторит им уныло:

№48 Бедный певец!

V teni derevyev, nad chistymi vodamiDernovy kholm vy videte l, dryzya?Chut slyshno tam pleskayet v breg struya;Chut veterok tam dyshit mezh listami;Na vetvyakh lira i venets…

Uvy! druzya, sey kholm mogila;Zdes prakh pevtsa zemlya sokryla;Bedny pevets!On serdtsem prost, on nezhen byl dushoyu —No v mire on minutny strannik byl;Yedva rastsvel — i zhizn uzh razlyubil;I zhdal kontsa s volnenyem i toskoyu;I rano vstretil on konets,Zasnul zhelannym snom mogilyTvoy vek byl mig, no mig unylyBedny pevets!On druzhbu pel, dav drugu nezhnu ruku —No verny drug vo tsvete let ugas;On pel lyubov — no byl pechalen glas;Uvy! on znal lyubvi odnu lish muku;Teper vsemu, vsemu konets;Tvoya dusha pokoy vkusila,Ty spish; tikha tvoya mogila,Bedny pevets!Zdes u ruchya vecherneyu poroyu,Proshchalnu pesn on zaunyvno pel:«O krasny mir, gde ya votshche rastsvelProsti navek: s obmanutoy dushoyuYa schastya zhdal — mechtam konets;Pogiblo vse, umolkni, lira;Skorey, skorey v obitel mira,Bedny pevets!Chto zhizn, kogda v ney net ocharovanya?Blazhenstvo znat, k nemu letet dushoy,No propast zret mezh nim i mezh soboy;Zhelat vsyak chas i trepetat zhelanya…O pristan gorestnykh serdets,Mogila, vechny put k pokoyu,Kogda zhe budet vzyat toboyuBedny pevets!»I net pevtsa… yego ne slyshno liry…Yego sledy ischezli v sikh mestakh;I skorbno vse v doline, na kholmakh;I vse molchit… lish tikhiye zefiry,Koleblya vyanushchy venets,Poroyu veyut nad mogiloy,I lira vtorit im unylo:

  1. Bedny pevets!
  2. Pevets

D ntyb lthtdmtd, yfl xbcnsvb djlfvbLthyjdsq [jkv ds dbltnt km, lhqpmz?Xenm cksiyj nfv gktcrftn d ,htu cnhez;Xenm dtnthjr nfv lsibn vt; kbcnfvb;Yf dtndz[ kbhf b dtytw///Eds! lhepmz, ctq [jkv vjubkf;Pltcm ghf[ gtdwf ptvkz cjrhskf;,tlysq gtdtw!Jy cthlwtv ghjcn, jy yt;ty ,sk leij/ —Yj d vbht jy vbyenysq cnhfyybr ,sk;Tldf hfcwdtk — b ;bpym e; hfpk/,bk;B ;lfk rjywf c djkytymtv b njcrj/;B hfyj dcnhtnbk jy rjytw,Pfcyek ;tkfyysv cyjv vjubksNdjq dtr ,sk vbu, yj vbu eysksq,tlysq gtdtw!Jy lhe;,e gtk, lfd lheue yt;ye here —Yj dthysq lheu dj wdtnt ktn eufc;Jy gtk k/,jdm — yj ,sk gtxfkty ukfc;Eds! jy pyfk k/,db jlye kbim vere;Ntgthm dctve, dctve rjytw;Ndjz leif gjrjq drecbkf,Ns cgbim; nb[f ndjz vjubkf,,tlysq gtdtw!Pltcm e hexmz dtxthyt/ gjhj/,Ghjofkmye gtcym jy pfeysdyj gtk:«J rhfcysq vbh, ult z djnot hfcwdtkGhjcnb yfdtr: c j,vfyenjq leij/Z cxfcnmz ;lfk — vtxnfv rjytw;Gjub,kj dct, evjkryb, kbhf;Crjhtq, crjhtq d j,bntkm vbhf,,tlysq gtdtw!Xnj ;bpym, rjulf d ytq ytn jxfhjdfymz?,kf;tycndj pyfnm, r ytve ktntnm leijq,Yj ghjgfcnm phtnm vt; ybv b vt; cj,jq;;tkfnm dczr xfc b nhtgtnfnm ;tkfymz///J ghbcnfym ujhtcnys[ cthltw,Vjubkf, dtxysq genm r gjrj/,Rjulf ;t ,eltn dpzn nj,j/,tlysq gtdtw!»B ytn gtdwf/// tuj yt cksiyj kbhs///Tuj cktls bcxtpkb d cb[ vtcnf[;B crjh,yj dct d ljkbyt, yf [jkvf[;B dct vjkxbn/// kbim nb[bt ptabhs,Rjkt,kz dzyeobq dtytw,Gjhj/ dt/n yfl vjubkjq,B kbhf dnjhbn bv eyskj:

  • ,tlysq gtdtw!
  • Gtdtw

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

1 447
1 191
251
151
74
79
48
1
70,5 %
2,83
10,1 %
водами-дрйзья-струя-листами смешанная
певец 8 3,19 %
бедный 6 2,39 %
могила 5 1,99 %
душа 4 1,59 %
конец 4 1,59 %
лира 4 1,59 %
все 3 1,20 %
межа 3 1,20 %
оно 3 1,20 %
петь 3 1,20 %

Источник: https://yebanko.ru/analiz/zhukovsky/derevyev

Поэзия русского романтизма. В.А. Жуковский

Рис. 1. В.А. Жу­ков­ский

Нач­нем с «Певца», по­то­му что на этом сти­хо­тво­ре­нии удоб­нее всего по­ка­зать свое­об­ра­зие об­ра­за поэта, ко­то­рый воз­ни­ка­ет в твор­че­стве Жу­ков­ско­го. Но сразу об­на­ру­жим стран­ность, по­то­му что речь идет не о певце, а все на­чи­на­ет­ся с раз­го­во­ра о его мо­ги­ле.

Певец умер мо­ло­дым (кста­ти, речь идет о друге дет­ства Жу­ков­ско­го Ан­дрее Тур­ге­не­ве,  ко­то­рый умер от ча­хот­ки в юно­ше­ском воз­расте). Но не нужно вос­при­ни­мать ис­то­рию в ее под­лин­ном виде.

Перед нами сим­во­ли­че­ское и ме­та­фо­ри­че­ское обо­зна­че­ние невоз­мож­но­сти по­эту-пев­цу жить в ре­аль­ном мире. Един­ствен­ным вы­хо­дом из этой невоз­мож­но­сти ста­но­вит­ся его ран­няя смерть.

Само опи­са­ние мо­ги­лы певца, сама тема смер­ти в этом сти­хо­тво­ре­нии раз­ви­ва­ет­ся ди­на­ми­че­ски. Вна­ча­ле она воз­ни­ка­ет в ка­че­стве пе­чаль­ной и груст­ной:

  • В тени дерев, над чи­сты­ми во­да­ми
  • Дер­но­вый холм вы ви­ди­те ль, дру­зья?
  • Чуть слыш­но там плес­ка­ет в брег струя;
  • Чуть ве­те­рок там дышит меж ли­ста­ми;

На вет­вях лира и венец…

  1. Увы! дру­зья, сей холм – мо­ги­ла;
  2. Здесь прах певца земля со­кры­ла;
  3. Бед­ный певец!
  4. Затем вдруг эта самая пе­чаль­ная мо­ги­ла обо­ра­чи­ва­ет­ся же­лан­ным сном мо­ги­лы, и тогда ста­но­вит­ся по­нят­ным, что смерть для певца ока­за­лась же­лан­ной, она ока­за­лась един­ствен­ным вы­хо­дом, из его пе­чаль­ной жизни, ко­то­рая опи­са­на чуть ниже:
  5. Он друж­бу пел, дав другу нежну руку, 
  6. –Но вер­ный друг во цвете лет угас;
  7. Он пел лю­бовь – но был пе­ча­лен глас;
  8. Увы! он знал любви одну лишь муку;
  9. Те­перь всему, всему конец;
  10. Твоя душа покой вку­си­ла;
  11. Ты спишь; тиха твоя мо­ги­ла,
  12. Бед­ный певец!

И ста­но­вит­ся по­нят­ным, что самых важ­ных и зна­чи­тель­ных цен­но­стей в жизни: друж­ба, лю­бовь, по­э­зия – уже не су­ще­ству­ет. Друга нет, от любви оста­лась толь­ко мука. Един­ствен­ный ход, ко­то­рый оста­ет­ся, это смерть, ко­то­рая обо­ра­чи­ва­ет­ся дол­го­ждан­ным по­ко­ем.

  • В этом смыс­ле Жу­ков­ский со свой­ствен­ной ран­не­му ро­ман­тиз­му фи­ло­соф­ским от­но­ше­ни­ем к делу со­зда­ет образ певца как неко­го стран­ни­ка в зем­ной жизни, цель ко­то­рой не зем­ное су­ще­ство­ва­ние, а небес­ное. И, в конце кон­цов, автор даст слово этому певцу, ко­то­рый про­по­ет свою про­щаль­ную песнь и объ­яс­нит, в чем тра­ге­дия его су­ще­ство­ва­ния:
  • Здесь, у ручья, ве­чер­нею порою
  • Про­щаль­ну песнь он за­уныв­но пел:
  • «О крас­ный мир, где я вотще рас­цвел;
  • Про­сти навек; с об­ма­ну­той душою
  • Я сча­стья ждал – меч­там конец;
  • По­гиб­ло все, умолк­ни, лира;
  • Ско­рей, ско­рей в оби­тель мира,
  • Бед­ный певец! 
  • Что жизнь, когда в ней нет оча­ро­ва­нья?
  • Бла­жен­ство знать, к нему ле­теть душой,
  • Но про­пасть зреть меж ним и меж собой;

Же­лать всяк час и тре­пе­тать же­ла­нья…

  1. О при­стань го­рест­ных сер­дец,
  2. Мо­ги­ла, вер­ный путь к покою,
  3. Когда же будет взят тобою
  4. Бед­ный певец?»

Толь­ко под финал сти­хо­тво­ре­ния вы­яс­ня­ет­ся, что певец живет незем­ны­ми иде­а­ла­ми: «Бла­жен­ство знать, к нему ле­теть душой» – но вся­кий раз об­на­ру­жи­вать невоз­мож­ность до­сти­же­ния этого бла­жен­ства.

Как на­пи­шет Жу­ков­ский в дру­гом сти­хо­тво­ре­нии «Пу­те­ше­ствен­ник», его герой ищет все небес­ное в зем­ном, желая при­об­ре­сти нечто такое, что в че­ло­ве­че­ском су­ще­ство­ва­нии невоз­мож­но.

Перед нами воз­ни­ка­ет ме­та­фи­зи­че­ский кон­фликт: недо­сти­жи­мый небес­ный идеал, к ко­то­ро­му устрем­ля­ет­ся певец и ни­ко­гда не может его найти, от чего тема смер­ти обо­ра­чи­ва­ет­ся здесь по­ло­жи­тель­ным зву­ча­ни­ем: един­ствен­но воз­мож­ным успо­ко­е­ни­ем и по­ко­ем.

Более того, этот певец мо­ло­дой, но это хо­ро­шо, по­то­му что его жизнь ока­за­лась не ис­пол­не­на со­во­куп­но­стью всех зем­ных стра­да­ний.

Кроме того, в сти­хо­тво­ре­нии можно за­ме­тить и ярко вы­ра­жен­ный опи­са­тель­ный, пей­заж­ный мо­мент, не зря же Жу­ков­ский вошел в ис­то­рию рус­ской по­э­зии, рус­ско­го ро­ман­тиз­ма как бле­стя­щий пей­за­жист, со­здав осо­бый ва­ри­ант этого пей­за­жа. Это не про­сто опи­са­ние кар­ти­ны, это то, что на­зы­ва­ют «пей­за­жем души», когда од­но­вре­мен­но этот пей­заж ока­зы­ва­ет­ся вы­ра­же­ни­ем внут­рен­них пе­ре­жи­ва­ний ли­ри­че­ско­го героя.

2. Анализ элегии «Славянка»

На­вер­ное, одним из самых уди­ви­тель­ных про­из­ве­де­ний Жу­ков­ско­го ста­нет его зна­ме­ни­тая пей­заж­ная эле­гия «Сла­вян­ка». В дей­стви­тель­но­сти, Сла­вян­ка – это река,

Рис. 2. Река Сла­вян­ка

про­те­ка­ю­щая в Пав­лов­ске, им­пе­ра­тор­ской ре­зи­ден­ции. С внеш­ней точки зре­ния «Сла­вян­ка» вы­стра­и­ва­ет­ся как опи­са­ние про­гул­ки ли­ри­че­ско­го героя по бе­ре­гу реки, рисуя од­но­вре­мен­но от­кры­ва­ю­щи­е­ся перед ним кар­ти­ны.

Боль­шую часть эле­гии со­став­ля­ет раз­вер­ну­тое пей­заж­ное вступ­ле­ние.

Ка­за­лось бы, как можно было бы сде­лать ста­тич­ны опи­са­тель­ный пей­заж пред­ме­том ли­ри­че­ско­го пе­ре­жи­ва­ния и по­э­ти­че­ско­го изоб­ра­же­ния? И Жу­ков­ский на­хо­дит уди­ви­тель­ный ход: перед нами – уни­каль­ный в ис­то­рии рус­ской по­э­зии пей­заж.

Он, дей­стви­тель­но, дает не ста­ти­че­скую кар­тин­ку, а раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в про­цес­се про­гул­ки героя. Кар­тин­ки ме­ня­ют­ся, а с ними из­ме­ня­ет­ся и вре­менная ха­рак­те­ри­сти­ка этого пей­за­жа. Он на­чи­на­ет свое пу­те­ше­ствие днем, про­дол­жа­ет ве­че­ром и за­вер­ша­ет его ночью.

По­это­му вна­ча­ле этот пей­заж залит сол­неч­ным све­том, потом по­сте­пен­но он по­гру­жа­ет­ся в крас­ные лучи за­кат­но­го солн­ца, сме­ня­ю­щим­ся ночью, потом по­яв­ле­ни­ем луны и на­сту­па­ю­щей тьмы. Таким об­ра­зом, пей­заж пред­став­лен в ди­на­ми­ке, с из­ме­не­ни­ем и осве­ще­ния, и кар­тин, для того чтобы в фи­на­ле эле­гии об­на­ру­жить самое важ­ное и зна­чи­тель­ное, к чему вел нас поэт:

Я на брегу один… окрест­ность вся мол­чит…

  • Как при­ви­де­ние, в ту­мане предо мною
  • Семья мла­дых берез недви­жи­мо стоит
  • Над усып­лен­ною водою. 
  • Вхожу с вол­не­ни­ем под их свя­щен­ный кров;
  • Мой слух в сей ти­шине при­вет­ный голос слы­шит;
  • Как бы эфир­ное там веет меж ли­стов,
  • Как бы неви­ди­мое дышит…

Вдруг неожи­дан­но воз­ни­ка­ет намек на то, что наш поэт не один, кто-то здесь еще при­сут­ству­ет. Далее Жу­ков­ский пы­та­ет­ся по­э­ти­че­ски пе­ре­дать это ощу­ще­ние при­сут­ствия некой дру­гой души.

  1. Как бы со­кры­тая под юных древ корой,
  2. С сей оча­ро­ван­ной ме­ша­ясь ти­ши­ною,
  3. Душа незри­мая подъ­ем­лет голос свой
  4. С моей бе­се­до­вать душою.
Читайте также:  Роберт кох вклад в биологию и в науку

И вот то, что при­ня­то на­зы­вать оли­це­тво­ре­ни­ем при­ро­ды, здесь ока­зы­ва­ет­ся сю­же­том сти­хо­тво­ре­ния. В этой при­ро­де вдруг об­на­ру­жи­ва­ет­ся ожив­шая душа. Более того, Жу­ков­ский пы­та­ет­ся по­э­ти­че­ски пе­ре­дать порт­рет этой воз­ни­ка­ю­щей души:

  • И некто урне сей без­молв­ный при­се­дит;
  • И, мнит­ся, на меня впе­рил он темны очи;
  • Без об­ра­за лицо, и зрак ту­ман­ный слит
  • С ту­ман­ным мра­ком по­лу­но­чи.
  • Се­год­ня, бла­го­да­ря ки­не­ма­то­гра­фи­че­ским эф­фек­там, мы можем пред­ста­вить та­ко­го рода кар­ти­ну: перед нами вроде кто-то есть, но он неви­ди­мый, как бес­те­лес­ное при­ве­де­ние. Но важ­ным тут ста­но­вит­ся не это, а то об­сто­я­тель­ство, что в ответ на яв­ле­ние этого при­зра­ка в душе поэта про­ис­хо­дит нечто:

Смот­рю… и, мнит­ся, все, что было жерт­вой лет,

  1. Опять в ви­де­нии пре­крас­ном вос­кре­са­ет;
  2. И все, что жизнь сулит, и все, чего в ней нет,
  3. С на­деж­дой к серд­цу при­ле­та­ет.
  4. Все луч­шее, что было ко­гда-то пе­ре­жи­то, вме­сте с по­яв­ле­ни­ем этого при­зра­ка вдруг неожи­дан­но вос­кре­са­ет в нем:

Но где он?.. Скры­лось все… лишь толь­ко в ти­шине

  • Как бы зна­ко­мое мне слы­шит­ся при­зва­нье,
  • Как будто Гений путь ука­зы­ва­ет мне
  • На неиз­вест­ное сви­да­нье. 
  • Образ этого при­зра­ка раз­ви­ва­ет­ся: сна­ча­ла как будто это живые де­ре­вья, «как бы эфир­ное там веет меж ли­стов», потом это «душа незри­мая подъ­ем­лет голос свой», на­ко­нец, вдруг он обо­ра­чи­ва­ет­ся ге­ни­ем. Это зна­чи­тель­ная тема в по­э­зии Жу­ков­ско­го, ко­то­рую он разо­вьет чуть позже, зна­ко­мый нам ско­рей по Пуш­ки­ну

Рис. 3. А.С. Пуш­кин

«гений чи­стой кра­со­ты».

 Это образ Жу­ков­ско­го, ко­то­рый впер­вые тут воз­ни­ка­ет, как некое ви­де­ние с небес, ко­то­рое от­кры­ва­ет небес­ную сферу для на­ше­го ли­ри­че­ско­го героя, поэта, и од­но­вре­мен­но от­кры­ва­ет нам неве­до­мую грань жизни, по­то­му что вы­во­дит нас за рамки зем­но­го су­ще­ство­ва­ния. Но и это не конец. Эта душа, этот гений в конце сти­хо­тво­ре­ния опре­де­лит­ся во внят­ных фор­мах, по­то­му что перед нами воз­ник­нет ангел: 

  1. И ангел от земли в си­я­нье предо мной
  2. Взле­та­ет; на лице ве­ли­чие сми­ре­нья;
  3. Взор к небу устрем­лен; над юною гла­вой
  4. Горит звез­да пре­об­ра­же­нья. 
  5. По­мед­ли уле­тать, пре­крас­ный сын небес;

Мла­дая Жизнь в сле­зах про­стер­та пред тобою…

Но где я?.. Все во­круг мол­чит… при­зрак исчез,

  • И небе­са по­кры­ты мглою. 
  • Одна лишь смут­ная мечта в душе моей:
  • Как будто мир зем­ной в ничто пре­об­ра­тил­ся;
  • Как будто та стра­на зна­ко­мей стала ей,
  • Куда сей чи­стый ангел скрыл­ся.

И толь­ко в конце ста­но­вит­ся по­нят­но, что то бле­стя­щее опи­са­ние при­ро­ды с ее из­ме­не­ни­я­ми от дня к за­ка­ту, к ночи было не про­сто са­мо­сто­я­тель­ным от­кры­ти­ем Жу­ков­ско­го, а стало по­пыт­кой изоб­ра­зить некое ис­тон­че­ние ма­те­ри­аль­но­го мира, его ис­чез­но­ве­ние, когда вдруг гра­ни­ца между миром зем­ным и небес­ным дей­стви­тель­но стер­лась. И наш ли­ри­че­ский герой, поэт, ока­зал­ся вб­ли­зи той небес­ной стра­ны, куда ход обыч­но­му че­ло­ве­ку невоз­мо­жен. Тогда ста­но­вить­ся ясно, что устрем­лен­ность поэта за пре­де­лы земли, в сто­ро­ну веч­ных цен­но­стей, яв­ля­ет­ся осу­ще­ствив­шей­ся. По­сколь­ку эта си­ту­а­ция воз­ни­ка­ет как некая по­треб­ность на­ше­го поэта с его особо обострен­ною душой, с его стрем­ле­ни­ем к тому, чтобы выйти за рамки зем­ной жизни и по­чув­ство­вать про­яв­ле­ние небес­ной. Толь­ко в этом слу­чае он в ответ по­лу­ча­ет воз­мож­ность узреть некие знаки, ко­то­рые при­от­кры­ва­ют ему су­ще­ство­ва­ние иной ре­аль­но­сти, иного мира.

 3. Анализ элегического отрывка «Невыразимое»

И, на­ко­нец, эле­гия «Невы­ра­зи­мое», ока­зав­ша­я­ся сво­е­го рода ма­ни­фе­стом по­э­зии Жу­ков­ско­го. С одной сто­ро­ны, она ста­вит тему и про­бле­му вы­ра­зи­мо­сти или невы­ра­зи­мо­сти при­ро­ды через по­э­ти­че­ское слово. А с дру­гой сто­ро­ны, Жу­ков­ский стре­мит­ся не толь­ко к тому, чтобы изоб­ра­зить в своей по­э­зии при­ро­ду:

  1. Что наш язык зем­ной пред див­ною при­ро­дой?
  2. С какой небреж­ною и лег­кою сво­бо­дой
  3. Она рас­сы­па­ла по­всю­ду кра­со­ту
  4. И раз­но­вид­ное с един­ством со­гла­си­ла!
  5. Но где, какая кисть ее изоб­ра­зи­ла?
  6. Ед­ва-ед­ва одну ее черту

С уси­ли­ем пой­мать удаст­ся вдох­но­ве­нью…

Но льзя ли в мерт­вое живое пе­ре­дать?

Кто мог со­зда­ние в сло­вах пе­ре­со­здать?

Невы­ра­зи­мое под­власт­но ль вы­ра­же­нью?..

В этом место ху­дож­ник вдруг ока­зы­ва­ет­ся почти при­рав­нен к бо­же­ству: как тво­рец со­тво­ря­ет мир, так и ху­дож­ник со­зда­ет ана­ло­гич­ный ху­до­же­ствен­ный. И по­нят­но, что эта па­рал­лель, с одной сто­ро­ны, очень воз­вы­шен­ная и зна­чи­тель­ная, а с дру­гой сто­ро­ны, не в поль­зу ху­дож­ни­ка. По­то­му что вы­сту­пить в ка­че­стве твор­ца, Бога он не в со­сто­я­нии.

Но Жу­ков­ско­го вол­ну­ет не это, а то невы­ра­зи­мое, ко­то­рое чуть даль­ше будет объ­яс­не­но как некое осо­бен­ное по­ни­ма­ние пе­ре­жи­ва­ния при­ро­ды. И сле­ду­ю­щий фраг­мент ока­зы­ва­ет­ся в неко­то­ром смыс­ле сжа­той сим­во­ли­че­ской ми­ни­а­тю­рой пред­ше­ству­ю­щей эле­гии «Сла­вян­ка».

Вновь воз­ник­нет яркий пей­заж за­ка­та, в ко­то­ром зем­ная жизнь пре­об­ра­жа­ет­ся:

  • Свя­тые та­ин­ства, лишь серд­це знает вас.
  • Не часто ли в ве­ли­че­ствен­ный час
  • Ве­чер­не­го земли пре­об­ра­же­нья –
  • Когда душа смя­тен­ная полна
  • Про­ро­че­ством ве­ли­ко­го ви­де­нья
  • И в бес­пре­дель­ное уне­се­на, –
  • Спи­ра­ет­ся в груди бо­лез­нен­ное чув­ство,
  • Хотим пре­крас­ное в по­ле­те удер­жать,
  • Нена­ре­чен­но­му хотим на­зва­нье дать –
  • И обес­си­лен­но без­молв­ству­ет ис­кус­ство?
  • Жу­ков­ский за­вер­ша­ет все во­про­сом, по­то­му что даль­ше воз­ни­ка­ет не со­всем оче­вид­ный по­э­ти­че­ский ответ:
  • Что ви­ди­мо очам – сей пла­мень об­ла­ков,
  • По небу ти­хо­му ле­тя­щих,
  • Сие дро­жа­нье вод бле­стя­щих,
  • Сии кар­ти­ны бе­ре­гов
  • В по­жа­ре пыш­но­го за­ка­та –
  • Сии столь яркие черты –
  • Легко их ловит мысль кры­ла­та,
  • И есть слова для их бле­стя­щей кра­со­ты.

И дей­стви­тель­но, Жу­ков­ский их на­хо­дит, но он дви­жет­ся даль­ше. Ему надо изоб­ра­зить не то, что «ви­ди­мо очам», а то, что скры­то за ви­ди­мо­стью.

  1. Но то, что слито с сей бле­стя­щей кра­со­тою, –
  2. Сие столь смут­ное, вол­ну­ю­щее нас,
  3. Сей внем­ле­мый одной душою
  4. Об­во­ро­жа­ю­ще­го глас…
  5. А даль­ше он хочет пе­ре­дать то самое невы­ра­зи­мое. И если до этого вре­ме­ни дан­ный от­ры­вок вы­стра­и­вал­ся бо­лее-ме­нее внят­но, то финал его вы­гля­дит ало­гич­ным, по­то­му что слов нет, но поэт пы­та­ет­ся их найти:
  6. Сие к да­ле­ко­му стрем­ле­нье,
  7. Сей ми­но­вав­ше­го при­вет
  8. (Как при­ле­тев­шее вне­зап­но ду­но­ве­нье
  9. От луга ро­ди­ны, где был ко­гда-то цвет,
  10. Свя­тая мо­ло­дость, где жило упо­ва­нье),
  11. Сие шеп­нув­шее душе вос­по­ми­на­нье
  12. О милом ра­дост­ном и скорб­ном ста­ри­ны,
  13. Сия схо­дя­щая свя­ты­ня с вы­ши­ны,
  14. Сие при­сут­ствие со­зда­те­ля в со­зда­нье –

Какой для них язык?.. 

  • Горе душа летит,
  • Все необъ­ят­ное в еди­ный вздох тес­нит­ся,
  • И лишь мол­ча­ние по­нят­но го­во­рит.

До­го­во­ри­лись, в том смыс­ле, что поэт не на­хо­дит слов для вы­ра­же­ний, и мол­ча­ние ока­зы­ва­ет­ся един­ствен­ной фор­мой для вы­ра­же­ния этого по­э­ти­че­ско­го. По­то­му что мы вновь столк­нем­ся с тем, что и у Жу­ков­ско­го поэт – это необя­за­тель­но сти­хо­тво­рец, а это, в первую оче­редь, че­ло­век, осо­бым об­ра­зом чув­ству­ю­щий мир.

Более того, в по­э­зии Жу­ков­ско­го это осо­бен­ное чув­ство не кон­кре­ти­зи­ру­ет­ся, по­то­му что речь идет о таком вос­при­я­тии зем­ной жизни, когда ли­ри­че­ский герой по­э­зии Жу­ков­ско­го пы­та­ет­ся выйти за его пре­де­лы.

И, соб­ствен­но, пре­крас­ным он на­зо­вет то самое ощу­ще­ние незем­но­го, ко­то­рое из­ред­ка в уни­каль­ные мо­мен­ты че­ло­ве­че­ской жизни при­от­кры­ва­ет­ся и ста­но­вит­ся внят­ным. В этом смыс­ле, Жу­ков­ский со­зда­ет осо­бую мо­дель ро­ман­ти­че­ско­го дво­е­ми­рия. Его мир рас­ко­лот на две части: на мир зем­ной и мир небес­ный.

А вот роль и зна­че­ние поэта сво­дит­ся к тому, чтобы не толь­ко иметь спо­соб­ность улав­ли­вать эти дви­же­ния свыше, но и по­э­ти­че­ски за­фик­си­ро­вать и пре­одо­леть это самое невы­ра­зи­мое. И Жу­ков­ский пы­та­ет­ся это сде­лать. Этот от­ры­вок на­зы­ва­ет­ся фраг­мен­том имен­но по­то­му, что об­на­ру­жи­ва­ет гра­ни­цы по­э­ти­че­ско­го слова.

Мы не можем весь мир во­пло­тить в неболь­шом ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии, но в неболь­шом ху­до­же­ствен­ном фраг­мен­те, по­ни­мая эту невоз­мож­ность, мы можем хотя бы на­мек­нуть на это самое бес­ко­неч­ное, на то, что обыч­ный че­ло­ве­че­ский язык вы­ра­зить не может.

Таким об­ра­зом, в по­э­зии Жу­ков­ско­го фор­ми­ру­ет­ся осо­бое пред­став­ле­ние о поэте, о спо­соб­но­стях по­э­ти­че­ско­го слова, осо­бая идея ро­ман­ти­че­ско­го дво­е­ми­рия, том­ле­ние по по­ис­ку небес­но­го иде­а­ла и невоз­мож­но­сти его об­ре­те­ния. И в этом смыс­ле, дей­стви­тель­но, Жу­ков­ский ода­рил рус­скую по­э­зию самым за­ме­ча­тель­ным ее свой­ством: бес­ко­неч­но­му стрем­ле­нию к со­вер­шен­ству, к недо­сти­жи­мо­му иде­а­лу, ко­то­рое ста­нет ха­рак­тер­ной чер­той и по­э­зии Фета,

Рис. 4. А.А. Фет

и по­э­зии Блока.

Рис. 5. А.А. Блок

Вопросы к конспектам

1. Озна­комь­тесь с био­гра­фи­ей Жу­ков­ско­го, сде­лай­те хро­но­ло­ги­че­скую таб­ли­цу зна­чи­мых дат его жизни. 2. Про­ана­ли­зи­руй­те сти­хо­тво­ре­ния Жу­ков­ско­го («Певец», «Сла­вян­ка», «Невы­ра­зи­мое») с точки зре­ния об­раз­но­сти, най­ди­те в них «пей­за­жи души». 3. *По­ду­май­те, в чем нов­ше­ство твор­че­ства Жу­ков­ско­го и по­че­му его на­зы­ва­ют «отцом рус­ско­го ро­ман­тиз­ма»?

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3474

Ссылка на основную публикацию