Медведко — краткое содержание рассказа мамина-сибиряка

Медведко – это забавный медвежонок, который был внешне очень миленьким, но страшно проказничал. Главный герой разбойничал, чем вызывал негодования всех вокруг. Что же вышло из такого поведения Медведко?

Сказка Медведко читать

— Барин, хотите вы взять медвежонка? — предлагал мне мой кучер Андрей.

— А где он?

— Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трех. Забавный зверь, одним словом.

— Зачем же соседи отдают, если он славный?

— Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливает.

Я жил на Урале, в уездном городе. Квартира была большая. Отчего же и не взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживет, а там увидим, что с ним делать.

Сказано — сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принес крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырех ногах и еще забавнее таращила такие милые синие глазенки.

За медвежонком пришла целая толпа уличных ребятишек, так что пришлось затворить ворота. Попав в комнаты, медвежонок немало не смутился, а напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришел домой. Он спокойно все осмотрел, обошел вокруг стен, все обнюхал, кое-что попробовал своей черной лапкой и, кажется, нашел, что все в порядке.

Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей. Медвежонок принимал все как должное и, усевшись в уголке на задние лапы, приготовился закусить. Он делал все с необыкновенной комичной важностью.

  • — Медведко, хочешь молочка?
  • — Медведко, вот сухарики.
  • — Медведко!

Пока происходила вся эта суета, в комнату незаметно вошла моя охотничья собака, старый рыжий сеттер.

Собака сразу почуяла присутствие какого-то неизвестного зверя, вытянулась, ощетинилась, и не успели мы оглянуться, как она уже сделала стойку над маленьким гостем.

Нужно было видеть картину: медвежонок забился в уголок, присел на задние лапки и смотрел на медленно подходившую собаку такими злыми глазенками.

Собака была старая, опытная, и поэтому она не бросилась сразу, а долго смотрела с удивлением своими большими глазами на непрошеного гостя, — эти комнаты она считала своими, а тут вдруг забрался неизвестный зверь, засел в угол и смотрит на неё, как ни в чем не бывало.

Медведко - краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка

Я видел, как сеттер начал дрожать от волнения, и приготовился схватить его. Если бы он бросился на малютку медвежонка! Но вышло совсем другое, чего никто не ожидал.

Собака посмотрела на меня, точно спрашивая согласия, и подвигалась вперед медленными, рассчитанными шагами.

До медвежонка оставалось всего каких-нибудь пол-аршина, но собака не решалась сделать последнего шага, а только еще сильнее вытянулась и сильно потянула в себя воздух: она желала, по собачьей привычке, сначала обнюхать неизвестного врага.

Медведко - краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка

Но именно в этот критический момент маленький гость размахнулся и мгновенно ударил собаку правой лапой прямо по морде. Вероятно, удар был очень силен, потому что собака отскочила и завизжала.

— Вот так молодец Медведко! — одобрили гимназисты. — Такой маленький и ничего не боится.

Собака была сконфужена и незаметно скрылась в кухню.

Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко мне на колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котенок.

— Ах, какой он милый! — повторили гимназисты в один голос. — Мы его оставим у нас жить. Он такой маленький и ничего не может сделать.

— Что ж, пусть его поживет, — согласился я, любуясь притихшим зверьком.

Да и как было не любоваться! Он так мило мурлыкал, так доверчиво лизал своим черным языком мои руки и кончил тем, что заснул у меня на руках, как маленький ребенок.

Медведко - краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка

Медвежонок поселился у меня и в течение целого дня забавлял публику, как больших, так и маленьких. Он так забавно кувыркался, все желал видеть и везде лез. Особенно его занимали двери. Подковыляет, запустит лапу и начинает отворять. Если дверь не отворялась, он начинал забавно сердиться, ворчал и принимался грызть дерево своими острыми, как белые гвоздики, зубами.

Меня поражала необыкновенная подвижность этого маленького увальня и его сила. В течение этого дня он обошел решительно весь дом, и, кажется, не оставалось такой вещи, которой он не осмотрел бы, не понюхал и не полизал.

Наступила ночь. Я оставил медвежонка у себя в комнате. Он свернулся клубочком на ковре и сейчас же заснул.

Убедившись, что он успокоился, я загасил лампу и тоже приготовился спать. Не прошло четверти часа, как я стал засыпать, но в самый интересный момент мой сон был нарушен: медвежонок пристроился к двери в столовую и упорно хотел ее отворить. Я оттащил его раз и уложил на старое место.

Не прошло получаса, как повторилась та же история. Пришлось вставать и укладывать упрямого зверя во второй раз. Через полчаса — то же. Наконец мне это надоело, да и спать хотелось. Я отворил дверь кабинета и пустил медвежонка в столовую.

Все наружные двери и окна были заперты, следовательно, беспокоиться было нечего.

Но мне и в этот раз не привелось уснуть. Медвежонок забрался в буфет и загремел тарелками.

Пришлось вставать и вытаскивать его из буфета, причем медвежонок ужасно рассердился, заворчал, начал вертеть головой и пытался укусить меня за руку. Я взял его за шиворот и отнес в гостиную.

Эта возня начинала мне надоедать, да и вставать на другой день нужно было рано. Впрочем, я скоро уснул, позабыв о маленьком госте.

Прошел, может быть, какой-нибудь час, как страшный шум в гостиной заставил меня вскочить. В первую минуту я не мог сообразить, что такое случилось, и только потом все сделалось ясно: медвежонок разодрался с собакой, которая спала на своем обычном месте в передней.

— Ну и зверина! — удивился кучер Андрей, разнимая воевавших.

Медведко - краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка

— Куда его мы теперь денем? — думал я вслух. — Он никому не даст спать целую ночь.

— А к гимназистам, — посоветовал Андрей. — Они его весьма даже уважают. Ну и пусть спит опять у них.

Медвежонок был помещен в комнате гимназистов, которые были очень рады маленькому квартиранту.

Было уже два часа ночи, когда весь дом успокоился.

Я был очень рад, что избавился от беспокойного гостя и мог заснуть. Но не прошло часа, как все повскакали от страшного шума в комнате гимназистов. Там происходило что-то невероятное. Когда я прибежал в эту комнату и зажег спичку, все объяснилось.

Посредине комнаты стоял письменный стол, покрытый клеенкой. Медвежонок по ножке стола добрался до клеенки, ухватил ее зубами, уперся лапами в ножку и принялся тащить что было мочи.

Тащил, тащил, пока не стащил всю клеенку, вместе с ней — лампу, две чернильницы, графин с водой и вообще все, что было разложено на столе.

В результате — разбитая лампа, разбитый графин, разлитые по полу чернила, а виновник всего скандала забрался в самый дальний угол; оттуда сверкали только одни глаза, как два уголька.

Медведко - краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка

Его пробовали взять, но он отчаянно защищался и даже успел укусить одного гимназиста.

— Что мы будем делать с этим разбойником! — взмолился я. — Это все ты, Андрей, виноват.

— Что же я, барин, сделал? — оправдывался кучер. — Я только сказал про медвежонка, а взяли-то вы. И гимназисты даже весьма его одобряли.

Словом, медвежонок не дал спать всю ночь.

Следующий день принес новые испытания. Дело было летнее, двери оставались незапертыми, и он незаметно прокрался во двор, где ужасно напугал корову. Кончилось тем, что медвежонок поймал цыпленка и задавил его. Поднялся целый бунт. Особенно негодовала кухарка, жалевшая цыпленка. Она накинулась на кучера, и дело чуть не дошло до драки.

Медведко - краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка

На следующую ночь, во избежание недоразумений, беспокойный гость был заперт в чулан, где ничего не было, кроме ларя с мукой. Каково же было негодование кухарки, когда на следующее утро она нашла медвежонка в ларе: он отворил тяжелую крышку и спал самым мирным образом прямо в муке. Огорченная кухарка даже расплакалась и стала требовать расчета.

— Житья нет от поганого зверя, — объясняла она. — Теперь к корове подойти нельзя, цыплят надо запирать, муку бросить. Нет, пожалуйте, барин, расчет.

Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка, и очень был рад, когда нашелся знакомый, который его взял.

— Помилуйте, какой милый зверь! — восхищался он. — Дети будут рады. Для них — это настоящий праздник. Право, какой милый.

— Да, милый, — соглашался я.

Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришел в прежний порядок.

Но наше счастье продолжалось недолго, потому что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь накуролесил на новом месте еще больше, чем у меня.

Читайте также:  Иван - крестьянский сын и чудо-юдо - краткое содержание сказки

Забрался в экипаж, заложенный молодой лошадью, зарычал. Лошадь, конечно, бросилась стремглав и сломала экипаж.

Мы попробовали вернуть медвежонка на первое место, откуда его принес мой кучер, но там отказались принять его наотрез.

— Что же мы будем с ним делать? — взмолился я, обращаясь к кучеру. — Я готов даже заплатить, только бы избавиться.

На наше счастье, нашелся какой-то охотник, который взял его с удовольствием.

Медведко - краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка

О дальнейшей судьбе Медведка знаю только то, что он околел месяца через два.

Источник: https://aababy.ru/skazki/russkie-skazki/mamin-sibiryak-dn/skazka-medvedko

Д.Мамин — Сибиряк «Медведко»

ВКО г. Риддер КГУ «Средняя школа № 16»

Учитель: Циприс М.П.

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: У каждого своё место в природе. Д.Мамин — Сибиряк «Медведко» Цели урока:

  • 1) познакомить с произведением Д.Мамина — Сибиряка «Медведко», показать важность правильного взаимоотношения человека и природы 2) способствовать развитию активного словарного запаса, образного мышления и представления, умения анализировать и обобщать; 
  • 3) воспитывать и прививать через анализ художественного текста эмоциональнуюотзывчивость, ответственность за свои поступки, чувство юмора. Оборудование:
  • 1) слайды с изображением – медвежонка, темы урока, портреты поэтов и писателя Д.Мамина – Сибиряка, схемы, таблицы, домашнего задания;
  • 2)карточки для работы в группе, Формы обучения: коллективные, индивидуальные, работа в паре. Методы: словесный, наглядный, иллюстративный, практический, метод самостоятельной работы

Ход урока. I Организационный момент. II Повторение

— Для работы на уроке нам понадобится повторить следующие литературные термины. Перед вами лежит 1карточка на группу. Вам нужно ответить на вопросы, данные в карточке. Общим решением вашей группы вы поставите первую отметку за теоретический материал по литературному чтению

Ф.И.

  1. Что такое тема произведения?
  2. Что такое идея текста?
  3. Что такое эпитет?
  4. Что такое сравнение?
  5. оценка
  6. 1)
  7. 2)
  8. III Тема, цель урока

— Прочтите тему урока. Как вы её понимаете? Мы с вами ещё раз вернёмся к теме нашего урока, после анализа рассказа

IV Изучение нового материала 

а) подготовительная работа

— С произведением, какого автора вы сегодня познакомитесь, сможете узнать, если выполните логическое задание. Перед вами портреты авторов, чьи произведения мы уже с вами изучали.( А.Пушкин, Н. Некрасов, Д.Мамин – Сибиряк, И. Бунин, А.Барто) Вспомните их творчество. А теперь попробуйте догадаться, чей портрет «лишний»? Докажите.(все авторы, кроме Д.Мамина – Сибиряка – поэты)

  • — Верно, вы узнали автора произведения, теперь попробуйте определить: о ком мы сегодня будем читать.
  • – Прочите загадку, отгадайте, о ком идёт речь.(слайд)
  • Ходит летом без дорогиМежду сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь).

(Одновременно на слайде картина медведя.)

— Что вы знаете о медведе, обсудите в группе. Выберите спикера, который будет представлять ответ на этот вопрос.

— Обратите внимание на заголовок рассказа. ( «Медведко»)

— Давайте попробуем проанализировать слово «Медведко».

— Найдите корень этого слова. Определите, к какой части слова относятся в слове «Медведко» — К, О. (суффикс). Докажите.

  1. — От какого слова образовалось слово «Медведко» (медведь).
  2. — Кем медведь является в природе? (хищник, зверь, хозяин леса)
  3. — Назовите детёныша медведя (медвежонок).
  4. — Какие ассоциации у вас возникают при произношении этого слова? (Маленький, беззащитный, слабый)
  5. — Так ли это мы сегодня с вами выясним, почитав произведение Мамина – Сибиряка.
  6. (На доске учитель оформляет запись по ходу анализа произведения)
  7. ^ ^
  8. Медведко - краткое содержание рассказа Мамина-СибирякаМедведко - краткое содержание рассказа Мамина-СибирякаМедведко
  9. Медведко - краткое содержание рассказа Мамина-Сибирякамедведь медвежонок
  10. детёныш зверя
  11. зверь, маленький,
  12. хищник, беззащитный,
  13. хозяин
  14. Медведко - краткое содержание рассказа Мамина-Сибирякано — хищник
  15. б) работа над произведением
  • Чтение 1 части. (предварительная словарная работа)
  • Работа в группе.
  • — Найдите в «Толковом словаре» С.Ожегова лексическое значение слов устаревших слов: барин, кучер, уездный город, рукавица, увалень
  • Музыкальная физминутка под песню «Где-то на белом свете» 
  • — Прочитав самостоятельно 1 часть рассказа ответьте на вопрос:
  • — Как медвежонок появился у писателя в доме?
  • – Вам понравился Медведко?
  • – В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме?
  • Осмысление прочитанного.Выборочное чтение (1 часть)
  1. — Как выглядел медвежонок?
  2. — Какие слова из его описания помогли понять отношение автора к малышу?
  3. — С чем сравнивает Мамин-Сибиряк маленького медвежонка?
  4. — Как вёл себя на новом месте Медведко?
  5. — Как относились к нему гимназисты?
  6. — Почему автор решил оставить медвежонка у себя?
  7. — Сделайте вывод, какой характер был у писателя?
  8. Задания группам. 

1гр: записать эпитеты-словосочетания к главному герою. 2гр: записать глаголы, что делал медведь, попав в квартиру. Проверка записи. 2) Работа над следующими частями текста. 

а) Чтение текста «цепочкой»

б) Работа над содержанием. Прочитав 2 часть произведения, изменилось ли ваше мнение о медвежонке? А мнение самого автора? Зверек по-прежнему «милый»? — Что больше всего удивляло автора в этом животном? (Его необыкновенная подвижность) — Кого мы называем «увальнем»? (Ответы учащихся) Что мы знаем про неуклюжесть медведей? в) Работа по таблице. 

  • — Давайте проследим поведение медвежонка и автора в 1 ночь. Данные занесём в таблицу
  • Место события
  • Действие человека
  • Поведение медвежонка
  • В комнате
  • Приготовился спать, стал засыпать, оттащил
  • Заснул, захотел отворить дверь
  • Столовая
  • Надоело вставать, хотел спать
  • Забрался в шкаф, загремел
  • Гостиная
  • уснул
  • Разодрался с собакой, стащил всё со стола, защищался

— Почему произошло недоразумение? (Медвежонок – не игрушка. Это зверь и он живёт по своим правилам. )

  1. — Проследите по тексту, как меняется представлении о медвежонкеМедведко медвежонок ребёнок увалень гость зверина разбойник поганый зверь
  2.  отвратительный

— Почему так меняется отношение автора к главному герою? Приведите примеры.

— Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным?

— В чём он раскаивается?

V Итог урока

— Прочитайте формулировку темы нашего урока. Вы согласны с этим утверждением? А писатель Мамин-Сибиряк? К какой мысли он приводит своих читателей?

Слово учителя: в этом рассказе мы наблюдаем, что сначала взаимоотношения между человеком и медвежонком добрые.

Но даже и такие дружественные чувства человека нарушают в существовании животного естественный мир природы.

И медвежонок, лишенный привычной среды обитания, страдает и мучается, и люди, взяв в дом забавного, на первый взгляд, зверька ничего кроме неприятностей и досады не приобрели от общения с ним.

И сейчас я прочитаю, как заканчивает свой рассказ писатель.

Учитель читает из книги (без сокращений): «О дальнейшей судьбе «Медведко» знаю только то, что он околел месяца через два».

Реакция детей неоднозначная. Они невольно делятся своими мнениями.

VI задание на дом ( на выбор)

  • Прочитать другие рассказы. Д.Мамина-Сибиряка о животных. Кратко пересказать

1 произведение

  • Составить «диафильм», по нему передать содержание рассказа «Медведко»

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=131729

Сказка Медведко. Мамин-Сибиряк

Сказка Медведко о забавном медвежонке, которым вначале все умилялись, а потом старались от него избавиться. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Медведко читать

Краткое содержание сказки

Кучер посоветовал барину взять для потехи у знакомых охотников маленького медвежонка. Тот и вправду был очень забавным. Малыш оказался очень шустрым. Он проказничал и пакостил на каждом шагу. Барин уже пожалел, что взял в дом медвежонка.

Когда неугомонный питомец забрался в ларь с мукой, кухарка попросила расчет. Пришлось отдать косолапенького знакомому. Тот обрадовался, считая, что медвежонок будет забавой для его детей. Через несколько дней знакомый вернул его, потому что сладу с проказником не было.

Охотник тоже наотрез отказался брать назад медвежонка. Барин обвинял кучера, посоветовавшего взять медвежонка. Он даже готов был заплатить тому, кто заберет косолапого. Нашелся охотник, который согласился взять проказника.

Но не прижился у него лесной зверь, околел через несколько месяцев. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Медведко

Медведко по жанру скорее рассказ, чем сказка. Для старших дошкольников и младших школьников произведение не только поучительно, но и познавательно.

Оно знакомит детей с повадками медвежонка, показывает, что среди людей хищнику, пусть даже маленькому, не место. Чему учит сказка Медведко? Нужно всегда ответственно относиться к своим решениям, предвидеть их последствия.

Еще сказка учит доброте, терпению и бережному отношению к животным.

Мораль сказки Медведко

Автор показывает, что миленькое, на первый взгляд безобидное животное может доставить много хлопот: за ним нужно ухаживать, его нужно воспитывать, за него нужно отвечать.

Актуальность рассказа огромна в наши дни. Следуя моде или порыву, люди своими питомцами делают хищных или экзотических животных. Вырастая, те становятся обузой для хозяев.

Люди, помните: вы в ответе за тех, кого приручили, за своих «братьев меньших»!

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Кому поручают, тот и отвечает.
  • Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
  • Люди и звери – дети матери-природы.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Сказки Мамина-Сибиряка читать

Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/medvedko-mamin-sibiryak/

Рассказ Медведко

«Медведко» ‒ это сказка о медвежонке и его недолгом пребывании в барском доме. Из этого поучительного рассказа дети поймут, что дикий зверь, а медвежонок вырастет именно таким, не может стать домашним животным даже в руках настоящего дрессировщика. Медведю не место в доме.

Пока он маленький, он, конечно, очень милый и забавный, за ним интересно наблюдать. Своими неуклюжими кувырками он смешил всех обитателей дома. Но если медвежонок месячного возраста дерется с собакой, то шестимесячный ‒ ее просто задерет. Медведь ‒ охотник, что и показал мишка, когда поймал и задавил цыпленка.

Читайте также:  Последний дюйм (отец и сын) - краткое содержание романа олдридж

Чтобы узнать о всех шкодах и проказах медвежонка, прочитайте, ребята, эту интересную книгу. 

Читать рассказ на весь экран

— Барин, хотите вы взять медвежонка? — предлагал мне мой кучер Андрей.— А где он?— Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трех. Забавный зверь, одним словом.— Зачем же соседи отдают, если он славный?— Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливает.Я жил на Урале, в уездном городе.

Квартира была большая. Отчего же и не взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживет, а там увидим, что с ним делать.Сказано — сделано.

Андрей отправился к соседям и через полчаса принес крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырех ногах и еще забавнее таращила такие милые синие глазенки.За медвежонком пришла целая толпа уличных ребятишек, так что пришлось затворить ворота.

Попав в комнаты, медвежонок немало не смутился, а напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришел домой. Он спокойно все осмотрел, обошел вокруг стен, все обнюхал, кое-что попробовал своей черной лапкой и, кажется, нашел, что все в порядке.Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей.

Медвежонок принимал все как должное и, усевшись в уголке на задние лапы, приготовился закусить. Он делал все с необыкновенной комичной важностью.— Медведко, хочешь молочка?— Медведко, вот сухарики.— Медведко!Пока происходила вся эта суета, в комнату незаметно вошла моя охотничья собака, старый рыжий сеттер.

Собака сразу почуяла присутствие какого-то неизвестного зверя, вытянулась, ощетинилась, и не успели мы оглянуться, как она уже сделала стойку над маленьким гостем. Нужно было видеть картину: медвежонок забился в уголок, присел на задние лапки и смотрел на медленно подходившую собаку такими злыми глазенками.

Собака была старая, опытная, и поэтому она не бросилась сразу, а долго смотрела с удивлением своими большими глазами на непрошеного гостя, — эти комнаты она считала своими, а тут вдруг забрался неизвестный зверь, засел в угол и смотрит на неё, как ни в чем не бывало.

Я видел, как сеттер начал дрожать от волнения, и приготовился схватить его. Если бы он бросился на малютку медвежонка! Но вышло совсем другое, чего никто не ожидал. Собака посмотрела на меня, точно спрашивая согласия, и подвигалась вперед медленными, рассчитанными шагами.

До медвежонка оставалось всего каких-нибудь пол-аршина, но собака не решалась сделать последнего шага, а только еще сильнее вытянулась и сильно потянула в себя воздух: она желала, по собачьей привычке, сначала обнюхать неизвестного врага.

Но именно в этот критический момент маленький гость размахнулся и мгновенно ударил собаку правой лапой прямо по морде. Вероятно, удар был очень силен, потому что собака отскочила и завизжала.— Вот так молодец Медведко! — одобрили гимназисты. — Такой маленький и ничего не боится.

Собака была сконфужена и незаметно скрылась в кухню.Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко мне на колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котенок.— Ах, какой он милый! — повторили гимназисты в один голос. — Мы его оставим у нас жить. Он такой маленький и ничего не может сделать.

— Что ж, пусть его поживет, — согласился я, любуясь притихшим зверьком.Да и как было не любоваться! Он так мило мурлыкал, так доверчиво лизал своим черным языком мои руки и кончил тем, что заснул у меня на руках, как маленький ребенок.

Медвежонок поселился у меня и в течение целого дня забавлял публику, как больших, так и маленьких. Он так забавно кувыркался, все желал видеть и везде лез. Особенно его занимали двери. Подковыляет, запустит лапу и начинает отворять.

Если дверь не отворялась, он начинал забавно сердиться, ворчал и принимался грызть дерево своими острыми, как белые гвоздики, зубами.Меня поражала необыкновенная подвижность этого маленького увальня и его сила.

В течение этого дня он обошел решительно весь дом, и, кажется, не оставалось такой вещи, которой он не осмотрел бы, не понюхал и не полизал.

Наступила ночь. Я оставил медвежонка у себя в комнате. Он свернулся клубочком на ковре и сейчас же заснул.Убедившись, что он успокоился, я загасил лампу и тоже приготовился спать. Не прошло четверти часа, как я стал засыпать, но в самый интересный момент мой сон был нарушен: медвежонок пристроился к двери в столовую и упорно хотел ее отворить.

Я оттащил его раз и уложил на старое место. Не прошло получаса, как повторилась та же история. Пришлось вставать и укладывать упрямого зверя во второй раз. Через полчаса — то же. Наконец мне это надоело, да и спать хотелось. Я отворил дверь кабинета и пустил медвежонка в столовую.

Все наружные двери и окна были заперты, следовательно, беспокоиться было нечего.Но мне и в этот раз не привелось уснуть. Медвежонок забрался в буфет и загремел тарелками. Пришлось вставать и вытаскивать его из буфета, причем медвежонок ужасно рассердился, заворчал, начал вертеть головой и пытался укусить меня за руку.

Я взял его за шиворот и отнес в гостиную. Эта возня начинала мне надоедать, да и вставать на другой день нужно было рано. Впрочем, я скоро уснул, позабыв о маленьком госте.Прошел, может быть, какой-нибудь час, как страшный шум в гостиной заставил меня вскочить.

В первую минуту я не мог сообразить, что такое случилось, и только потом все сделалось ясно: медвежонок разодрался с собакой, которая спала на своем обычном месте в передней.— Ну и зверина! — удивился кучер Андрей, разнимая воевавших.— Куда его мы теперь денем? — думал я вслух. — Он никому не даст спать целую ночь.— А к гимназистам, — посоветовал Андрей.

— Они его весьма даже уважают. Ну и пусть спит опять у них.Медвежонок был помещен в комнате гимназистов, которые были очень рады маленькому квартиранту.Было уже два часа ночи, когда весь дом успокоился.Я был очень рад, что избавился от беспокойного гостя и мог заснуть. Но не прошло часа, как все повскакали от страшного шума в комнате гимназистов.

Там происходило что-то невероятное. Когда я прибежал в эту комнату и зажег спичку, все объяснилось.Посредине комнаты стоял письменный стол, покрытый клеенкой. Медвежонок по ножке стола добрался до клеенки, ухватил ее зубами, уперся лапами в ножку и принялся тащить что было мочи.

Тащил, тащил, пока не стащил всю клеенку, вместе с ней — лампу, две чернильницы, графин с водой и вообще все, что было разложено на столе. В результате — разбитая лампа, разбитый графин, разлитые по полу чернила, а виновник всего скандала забрался в самый дальний угол; оттуда сверкали только одни глаза, как два уголька.

Его пробовали взять, но он отчаянно защищался и даже успел укусить одного гимназиста.— Что мы будем делать с этим разбойником! — взмолился я. — Это все ты, Андрей, виноват.— Что же я, барин, сделал? — оправдывался кучер. — Я только сказал про медвежонка, а взяли-то вы. И гимназисты даже весьма его одобряли.

Словом, медвежонок не дал спать всю ночь.Следующий день принес новые испытания. Дело было летнее, двери оставались незапертыми, и он незаметно прокрался во двор, где ужасно напугал корову. Кончилось тем, что медвежонок поймал цыпленка и задавил его. Поднялся целый бунт. Особенно негодовала кухарка, жалевшая цыпленка.

Она накинулась на кучера, и дело чуть не дошло до драки.

На следующую ночь, во избежание недоразумений, беспокойный гость был заперт в чулан, где ничего не было, кроме ларя с мукой. Каково же было негодование кухарки, когда на следующее утро она нашла медвежонка в ларе: он отворил тяжелую крышку и спал самым мирным образом прямо в муке. Огорченная кухарка даже расплакалась и стала требовать расчета.

— Житья нет от поганого зверя, — объясняла она. — Теперь к корове подойти нельзя, цыплят надо запирать, муку бросить. Нет, пожалуйте, барин, расчет.Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка, и очень был рад, когда нашелся знакомый, который его взял.— Помилуйте, какой милый зверь! — восхищался он. — Дети будут рады. Для них — это настоящий праздник.

Право, какой милый.— Да, милый, — соглашался я.Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришел в прежний порядок.Но наше счастье продолжалось недолго, потому что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь накуролесил на новом месте еще больше, чем у меня. Забрался в экипаж, заложенный молодой лошадью, зарычал.

Лошадь, конечно, бросилась стремглав и сломала экипаж. Мы попробовали вернуть медвежонка на первое место, откуда его принес мой кучер, но там отказались принять его наотрез.— Что же мы будем с ним делать? — взмолился я, обращаясь к кучеру. — Я готов даже заплатить, только бы избавиться.На наше счастье, нашелся какой-то охотник, который взял его с удовольствием.

Читайте также:  Усвятские шлемоносцы - краткое содержание рассказа носова

О дальнейшей судьбе Медведка знаю только то, что он околел месяца через два.

Источник: https://deti123.ru/rasskaz/medvedko

Литературное чтение. У каждого – своё место в природе Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»

II. Развитие умений.

2 4 2 2 4

1. Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко».

1. Работа с текстом до чтения.

Работа с заглавием и иллюстрацией.

– Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут – Медведко? (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может быть, это его кличка.)

– Нам предстоит знакомство с новым писателем, его имя – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

– Какие предположения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам скажу, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято именно из произведения Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»? (Высказывания детей.)

2. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение (вслух, комбинированное). Учитель вместе с ребятами ведёт диалог с автором, делает необходимые комментарии по ходу чтения.

  • Дмитрий Мамин-Сибиряк.
  • МЕДВЕДКО
  • 1

– Барин, хотите вы взять медвежонка? – предлагал мне мой кучер Андрей. (Судя по словам «барин» (обращение к богатому, знатному человеку), «кучер» (человек, управляющий лошадьми, запряжёнными в экипажи) и по времени написания рассказа, действие происходит где-то в конце XIX – самом начале XX века.)

– А где он?

– Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом.

– Зачем же соседи отдают, если он славный?

– Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливает.

Я жил на Урале, в уездном городе. (Уездный город в конце XIX – начале XX века – то же, что сейчас у нас районный центр, т.е. небольшой город.) Квартира была большая. Отчего же и не взять медвежонка?

В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там увидим, что с ним делать. (Обратите внимание: повторяется слово «забавный» – от слова «забава» – развлечение. То есть крохотного медвежонка пока берут для забавы, «а там увидим, что с ним делать».)

Сказано – сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырёх ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки. (Действительно симпатичный медвежонок, забавный, крохотный – с рукавицу, то есть… с варежку).

Попав в комнаты, медвежонок нимало не смутился (то есть нисколько, совсем не смутился), а, напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришёл домой. Он спокойно всё осмотрел, обошёл вокруг стен, всё обнюхал, кое-что попробовал своей чёрной лапкой и, кажется, нашёл, что всё в порядке.

Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей. («Мои гимназисты» – кто это может быть? – Очевидно, дети рассказчика, которые учатся в гимназии.) Медвежонок принимал всё как должное и, усевшись в уголке на задние лапы, приготовился закусить. Он делал всё с необыкновенной комичной важностью. (То есть… со смешной важностью). Да, малыш вёл себя важно и поэтому был очень смешной.)

– Медведко, хочешь молочка?

– Медведко, вот сухарики.

– Медведко!.. (Вот и имя медвежонку придумали!)

Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко мне на колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котёнок.

– Ах, какой он милый! – повторяли гимназисты в один голос. – Мы его оставим у нас жить… Он такой маленький и ничего не может сделать.

– Что ж, пусть его поживёт, – согласился я, любуясь притихшим зверьком.

Да и как было не любоваться! Он так мило мурлыкал, так доверчиво лизал своим чёрным языком мои руки и кончил тем, что заснул у меня на руках, как маленький ребёнок. (Понравился медвежонок и взрослым, и детям! Действительно, чудесный малыш.)

  1. Часть 2 дети читают вслух.
  2. Эта часть не требует ведения диалога с автором, учитель только обратит внимание детей, что в 1-м абзаце трижды встречается слово забавно: медвежонок действительно весь день всех развлекал.
  3. Обратим также внимание по ходу чтения, что, когда рассказчик был разбужен во второй раз, он уже называет медвежонка «упрямый зверь», а в конце 2-й части читаем: «Эта возня начинала мне надоедать».
  4. Вопросы после чтения:
  5. – Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?
  6. – А Медведко приживётся в доме?
  7. Часть 3могут прочитать вслух дети, а последний абзац – учитель.
  8. Текст не требует особых комментариев, нужно, чтобы дети его эмоционально «прожили» и убедились в верности своих предположений, обратили внимание, что теперь рассказчик называет медвежонка разбойником, а кухарка – поганым зверем.
  9. По ходу чтения нужно пояснить слово ларь– большой деревянный ящик для муки.
  10. Вопрос после чтения:
  11. – Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик?

Часть 4 может прочитать учитель (комментированное чтение). Подчёркнутые слова необходимо выделить с помощью логического ударения.

4

Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка (раскаивался – т.е. признал свою вину, понял, что совершил ошибку), и очень был рад, когда нашёлся знакомый, который его взял.

– Помилуйте, какой милый зверь! – восхищался он. – Дети будут рады.

Для них – это настоящий праздник. Право, какой милый.

(Мы уже знаем, что ждёт новых хозяев «милого зверя»? Вы обратили внимание: знакомый рассказчика повторяет его ошибку. Какую? Берёт для развлечения, чтобы порадовать детей, дикого зверя в дом.)

– Да, милый… – соглашался я.

Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок.

Но наше счастье продолжалось недолго (можно предположить почему?), потому что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь накуролесил на новом месте ещё больше, чем у меня.

(Накуролесил – то есть… набезобразничал. Что же он натворил? Вопрос ставим, но ответа от детей не требуем, это риторический вопрос.) Забрался в экипаж, заложенный (запряжённый) молодой лошадью, зарычал.

Лошадь, конечно, бросилась стремглав и сломала экипаж.

Мы попробовали вернуть медвежонка на первое место, откуда его принёс мой кучер, но там отказались принять его наотрез. (Наотрез – то есть… не соглашались ни в какую. Догадались, почему Медведко попал к нашему рассказчику?)

– Что же мы будем с ним делать? – взмолился я, обращаясь к кучеру. – Я готов даже заплатить, только бы избавиться.

На наше счастье, нашёлся какой-то охотник, который взял его с удовольствием.

2. Выявление первичного восприятия.

– Вам понравился Медведко?

– В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме?

3. Обобщающая беседа.

а) – Подчеркните в тексте слова, которыми называют медвежонка.

(Забавный, живая рукавица, милый, как маленький ребёнок, маленький увалень, упрямый зверь, маленький гость (гость – значит, не навсегда, на время…); маленький квартирант (тот, кто снимает квартиру, – т. е. не свой, не член семьи), беспокойный гость, разбойник, поганый зверь.)

– Прочитайте подряд все названия, понаблюдайте, как меняется отношение к медвежонку, когда становится понятно, что он не останется в доме.

б) –Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его злым, жестоким по отношению к животным?

в) – В чём он раскаивается?

г) – Прочитайте формулировку темы нашего урока. (Учитель открывает запись на доске.) Вы согласны с этим утверждением? А писатель Мамин-Сибиряк? К какой мысли он приводит своих читателей?

3. Работа с текстом после чтения.

Повторное обращение к иллюстрации и заглавию.

– Озвучьте иллюстрацию словами из текста.

– Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», не «Медвежонок», а «Медведко»? (Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко. Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Личностные результаты

1.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Источник: https://multiurok.ru/files/litieraturnoie-chtieniie-u-kazhdogho-svoio-miesto-.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]