Слайд 1Слайд 2Описание слайда:
Кондратий Федорович Рылеев Поэт, декабрист, член Северного общества, один из руководителей восстания 14 декабря 1825. Создатель альманаха «Полярная звезда».
Слайд 3Описание слайда:
Воспитание и образование Родился 18 сентября в имении Батово Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в Кадетском корпусе (1801 — 1814) в Петербурге, выпущен прапорщиком в артиллерию и направлен в армию, находившуюся в заграничном походе.
Пребывание в Германии, в Швейцарии и особенно во Франции не прошло бесследно для молодого офицера.
«Грандиозный пример обаяния Наполеона на массы внушил ему мысль, что и его личность сможет влиять так же сильно на окружающих; он видел разницу между просвещенным западом и своей бедной родиной; он привык задумываться об историческом ходе развития общества, и в нем, еще незаметно для него самого, начинало прозябать революционное семя.»
Слайд 4Описание слайда:
Победа над Наполеоном побудила его взяться за перо, появились оды: «Любовь к Отчизне» (1813), «Князю Смоленскому» (1814).
Победа над Наполеоном побудила его взяться за перо, появились оды: «Любовь к Отчизне» (1813), «Князю Смоленскому» (1814). С 1817, переведенный в Россию, Рылеев служил в Воронежской губернии.
Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 ушел в отставку и переехал в Петербург (1820).
Слайд 5Описание слайда:
Петербург. Северное тайное общество В Петербурге К. Рылеев сблизился со столичными литераторами, стал членом «Вольного общества любителей российской словесности». Особое место в творчестве поэта занимает поэтический цикл «Думы» (1821 — 1823), целью которых было «напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории…».
Слайд 6Описание слайда:
Романтическая направленность поэзии Рылеева «Любовь к общественному благу» — основной импульс декабристской поэзии. Жизнь – подвиг, жертвоприношение себя на алтарь свободы. Рылеев презирает в своем поколении равнодушие к «бедствиям отчизны», к «угнетенной свободе человека». Все высокое, прекрасное для поэта связано с движением: «кипящая душа», «бурный мятеж»…
Слайд 7Описание слайда:
Расширение художественного времени и социального пространства в стихотворении «Я ль буду в роковое время…»(1824 г.) дает возможность романтическому герою от оппозиции обществу перейти к вере, рождает надежду на справедливый ход времени, спасает от отчаяния.
Расширение художественного времени и социального пространства в стихотворении «Я ль буду в роковое время…»(1824 г.) дает возможность романтическому герою от оппозиции обществу перейти к вере, рождает надежду на справедливый ход времени, спасает от отчаяния.
(Эти направления в поэзии Рылеева окажутся близки А.С. Пушкину)
Слайд 8Описание слайда:
В 1823 он был принят в члены Северного тайного общества, вскоре став одним из его руководителей. В дни перед восстанием проявил исключительную энергию, став душой предстоящего переворота, настаивал на необходимости решительных действий.
В 1825 написал поэму «Войнаровский», содержащую пропаганду политических идей декабристов; в ней выражено кредо Рылеева: «Я не поэт, а гражданин». В этом же году им написана историческая поэма «Наливайко», политическая элегия «Гражданин».
В 1823 он был принят в члены Северного тайного общества, вскоре став одним из его руководителей. В дни перед восстанием проявил исключительную энергию, став душой предстоящего переворота, настаивал на необходимости решительных действий.
В 1825 написал поэму «Войнаровский», содержащую пропаганду политических идей декабристов; в ней выражено кредо Рылеева: «Я не поэт, а гражданин». В этом же году им написана историческая поэма «Наливайко», политическая элегия «Гражданин».
Слайд 9Описание слайда:
Попытка государственного переворота день, когда назначено было принесение войсками присяги Николаю Павловичу, был роковым днем для Северного общества и, в частности, для Рылеева. Многие из заговорщиков изменили данному слову и не явились на Сенатскую площадь, где стояла сбитая с толку горсть солдат. Избранный в «диктаторы» князь Трубецкой не явился на площадь.
Рылеев недолго был там и, видя полный неуспех задуманного дела, «увидал безначалие и неустройство», как показал он впоследствии своим судьям, и мрачный и опечаленный вернулся домой. Надежда на успех вооруженного восстания разлетелась, — и Рылеев сидел дома, погруженный в апатию, ничего не предпринимая.
Ночью он был арестован и отвезен во дворец, где заговорщиков допрашивал сам государь. Оттуда его свезли в Петропавловскую крепость, и он был заключен в каземат № 17 Алексеевского равелина. На государя он произвел, по-видимому, довольно выгодное впечатление, потому что он разрешил ему переписываться с женою и оказал ей значительное денежное пособие.
Рылеева, как одного из самых важных деятелей заговора, часто вызывали в Следственную комиссию для дачи показаний и очных ставок. Показания Рылеева отличались откровенностью, прямотою и спокойствием. За товарищей своих он стоял горой и всячески старался своими показаниями облегчить их участь.
Он осуждал себя и своих товарищей за их отчаянную попытку, упрекал себя в неумении взвешивать обстоятельства и оценивать реальные силы, но напоминал судьям, что «дух времени — такая сила, перед которою они не в состоянии были устоять».
Слайд 10Описание слайда:
Из приговора по делу декабристов: Рылеев был признан виновным в том, что «умышлял на цареубийство, назначал к совершению оного лица, умышлял на лишение свободы, на изгнание и на истребление Императорской фамилии и приготовлял к тому средства, усилил деятельность Северного общества, управлял оным, приуготовлял способы к бунту, составлял планы, заставлял сочинить манифест о разрушении правительства, сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи и принимал членов, приуготовлял главные средства к мятежу и начальствовал в оных, возбуждал к мятежу нижних чинов чрез их начальников посредством разных обольщений и во время мятежа сам приходил на площадь».
Слайд 11Описание слайда:
Перед самой казнью Рылеев написал жене письмо, полное удивительного спокойствия и благодарного чувства за то счастье, которое она ему дарила в течение всей их супружеской жизни. 13-го июля, на рассвете, казнь совершилась.
Казнимые были в оковах выведены из своих келий и приведены к эшафоту.
Когда приговор был им прочитан и они услышали слова: «за такие злодеяния повесить!» — Рылеев бодро обратился к товарищам: «Господа, надо отдать последний долг», и все они упали на колена, и, обращая взоры к небу, крестились.
Рылеев молился вслух о благоденствии России. … «Вследствие дурного устройства эшафота, Рылеев выскользнул из петли и больно расшибся; то же случилось с Пестелем и Каховским. Их немедленно подняли, взяли другие веревки и повесили.» Где покоится прах Рылеева, в точности не известно.
Слайд 12Описание слайда:
Среди наших гражданских поэтов Рылееву принадлежит первое место. Среди наших гражданских поэтов Рылееву принадлежит первое место.
Нравственная чистота «Рыцаря Полярной Звезды», обаяние, которое он производил на окружающих, глубокая гражданская скорбь, жажда борьбы делают его одной из самых привлекательных, светлых личностей нашей культурной истории.
«Я не поэт, а гражданин»- говорил о себе Рылеев, но он был и гражданином, и поэтом, и если применить к его произведениям то художественное мерило, которого он сам чуждался, придется заключить, что в нем угасло большое художественное дарование.
Источник: https://myslide.ru/presentation/biografiya-kondratiya-fedorovicha-ryleeva-8-klass
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Видеоурок. Литература 8 Класс
Репутация у Рылеева как поэта неоднозначна. Среди его современников было немало людей, которые оценивали его стихи не очень высоко.
Нужно понимать, что его репутация определяется не только его писательскими способностями, но и его гражданской позицией.
Для многих Рылеев был человеком огромных достоинств, героем и праведником, в силу того что он стал одним из участников декабристского движения.
Рылеев был первым русским поэтом, которого казнили за его убеждения и общественную деятельность. Он прожил всего 30 лет. За этот небольшой период он успел многое сделать. Как и многие русские дворяне, поэт служил.
Рылеев бы из мелкопоместной семьи, его отец следил за чужим имением и находился под властью более крупного помещика.
Сначала Рылеев служил по военному делу, а позже по гражданскому, в качестве заседателя в Гражданской палате, а в конце жизни состоял на службе в Российско-американской компании.
Рылеев и дуэли Институт дуэли играл огромную роль в русской дворянской жизни. Многие писатели стрелялись на дуэлях, многие были секундантами. Кроме таких известных дуэлей, как те, на которых были убиты Пушкин и Лермонтов, в истории русской литературы есть много других, известных и драматичных (рис. 1). Рис. 1. А.А Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом Рылеев тоже участвовал в дуэлях, и некоторые из них весьма известны. Одной из таких знаменитых дуэлей была дуэль между Черновым и Новосильцевым, на которой Рылеев был секундантом. Чернов был другом Рылеева, небогатым дворянином, а Новосильцев – аристократом и богачом. Как это часто бывает, дуэль случилась из-за женщины. У Чернова была сестра, и к ней посватался Новосильцев, они были помолвлены, но через какое-то время под влиянием матери Новосильцев «дал задний ход». Помолвка была расторгнута. Такие ситуации встречались довольно часто, но в данном случае острота заключалась в том, что Чернов был «мелкой сошкой», а Новосильцев – аристократом. С точки зрения Рылеева и других будущих декабристов, это было жестокое оскорбление: сильный и богатый оскорбил бедных и слабых. Дело закончилось дуэлью. Как секундант Рылеев сделал все, чтобы дуэль состоялась и была как можно более кровавой (это противоречит устоям: обычно обязанностью секундантов является примерить дуэлянтов или смягчить условия дуэли). Рылеев и его товарищи повели дело так, что дуэль оказалась ужасной. Они поставили дуэлянтов на таком расстоянии, с которого промахнуться практически невозможно, и в результате погибли оба. Похороны Чернова вылились в демонстрацию. Декабристы сделали все, чтобы выставить эту ситуацию в свете политического разлада внутри высшего общества. Этот случай показывает нам, насколько Рылеев был жестким в вопросах, которые касались чести и достоинства человека. Он был готов жертвовать не только своей, но и чужой жизнью ради того, чтобы отстоять свои убеждения. |
Рылеев не только писал стихи, но и издавал альманах «Полярная звезда». Намного позже, в 1850-е годы, именно так назвал свой журнал А.И. Герцен (рис. 2).
Рис. 2. Альманах «Полярная звезда»
В русской литературе слово «полярный» относилось к северу. Издавать такой альманах в Петербурге – совершенно естественное дело. Издавал Рылеев его не один, а вместе со своим единомышленником А. Бестужевым.
В своем творчестве декабристы ориентировались на Гавриила Романовича Державина. Имя этого писателя связано с классицизмом, с высоким штилем и одой как любимым жанром. Это поэзия, ориентированная на серьезные, возвышенные темы.
Будущие декабристы были достаточно сурово настроенными людьми не только в своей частной жизни, но и в сфере литературы и искусства. Поэзия как украшение жизни или поэзия легких тем им была совершенно чужда.
Если мы посмотрим литературную карту России того времени, то основная полемика была между державинцами и карамзинистами. Сторонники сентиментальной эстетики Карамзина считали, что поэзия может быть легкой по слогу, словарю, выбору тем.
Суровые декабристы были за старый стиль, чеканный стиль Ломоносова и Державина, и именно в таком ключе пытался писать Рылеев. Декабристы также были людьми, ориентированными на подвиги и свершения. И за геройством они обращались к древнеримской истории.
Все эти особенности литературного вкуса и выбора декабристов и Рылеева хорошо видны в одном из его произведений, в «Оде к временщику».
Временщик – человек, по воле сильного покровителя (обычно монарха) на время оказавшийся у власти, достигший высокого положения, почестей.
«Надменный временщик, и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей, Взнесенный в важный сан пронырствами злодей! Ты на меня взирать с презрением дерзаешь И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь! Твоим вниманием не дорожу, подлец;
Из уст твоих хула – достойных хвал венец»!
Рылеев ругает и поносит временщика очень грубо и яростно, но использует для этого высокий слог. Далее автор переходит к угрозам. Посмотрим, как он обращается к временщику.
«Тиран, вострепещи! родиться может он, Иль Кассий, или Брут, иль враг царей Катон! О, как на лире я потщусь того прославить,
- Отечество мое кто от тебя избавит»!
- Кассий, Брут и Катон – герои древнеримской истории.
Рылеев не хотел просто подражать Державину, он пытался найти свой слог и стиль. Думы – это большие произведения с героями – русскими и украинскими историческими деятелями. Герои дум обычно размышляли о судьбе Отечества, и все они так или иначе пожертвовали собой ради народного блага. Например, Иван Сусанин, хорошо известный нам из истории, отдал свою жизнь за царя и Россию.
И снова мы убеждаемся, что поэзия Рылеева – поэзия серьезных, трагических тем, и в центре всегда гражданский интерес, общее дело. Идейно-художественный парадокс произведений Рылеева состоял в том, что он изображал антиромантических героев посредством романтических приемов. Одним из таких героев является Ермак из думы «Смерть Ермака» (рис. 3).
Рис. 3. Иллюстрация к думе «Смерть Ермака» (Источник)
Ермак Атаман Ермак Тимофеевич – один из самых известных казаков в истории Руси. Он стоит в одном ряду с такими персонажами, как Булавин, Пугачев и Разин. Но эти люди – бунтовщики, которые выступили против власти, против государства. Ермак немного другой персонаж, он тоже представитель вольной антигосударственной силы, грабитель и разбойник, который решил послужить Отечеству. Но Ермак в нападении на Сибирское ханство преследовал корыстные цели. Сразу понятно, что нападение позволило бы ему много награбить, да и в случае победы он получил бы награду от государя. Но грабеж за пределами государства, который оно же и поддерживает, уже не является злодеянием, а становится воинским подвигом. Успех Ермака был одним из положительных событий времен Ивана Грозного. Ермак одновременно является и воплощением разгульной вольной силы, и слугой государевым. Это привлекло не только Рылеева, А.К. Толстой вывел Ермака в романе «Князь Серебряный», но сделал это довольно необычным образом. Сам Ермак ни разу не появляется на страницах романа, о нем рассказывают другие. У Толстого Ермак является спасительным лучом на фоне описанной в романе опричнины, образом светлого будущего. |
Ермак является реальным персонажем русской истории XVI века. Он был казацким атаманом, который пошел завоевывать Сибирь, находящуюся под властью хана Кучума. Ермак погиб, утонув в реке, при внезапном нападении татар. Именно с похода Ермака на Сибирь началось присоединение этих земель к территории Российского государства.
Уже из названия думы читателям становится известен ее исход.
«Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали… Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой, На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой».
Описание романтическое: герой представлен нам в окружении природы и в полном одиночестве. Далее мы читаем обращение казака к его дружине.
«Товарищи его трудов, Побед и громозвучной славы, Среди раскинутых шатров Беспечно спали близ дубравы. «О, спите, спите, – мнил герой, – Друзья, под бурею ревущей; С рассветом глас раздастся мой, На славу иль на смерть зовущий! Вам нужен отдых; сладкий сон И в бурю храбрых успокоит; В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит».
Здесь мы понимаем, что скоро начнутся драматические события. Важно отметить, что Ермак обращается к спящим, надеясь, что они его услышат. У читателей рылеевского времени при прочтении этого отрывка сразу возникала ассоциация с молением о чаше в Гефсиманском саду из Евангелия (рис. 4).
Рис. 4. В. Перов. «Моление Иисуса в Гефсиманском саду»
Перед казнью Иисус молится, а рядом спят его ученики-апостолы. И мы предчувствуем трагедию. Эта параллель неслучайна.
- Далее Ермак говорит о своих идеалах и идеалах своих товарищей.
- «Кто жизни не щадил своей В разбоях, злато добывая, Тот думать будет ли о ней, За Русь святую погибая? Своей и вражьей кровью смыв Все преступленья буйной жизни И за победы заслужив Благословения отчизны,– Нам смерть не может быть страшна; Свое мы дело совершили: Сибирь царю покорена,
- И мы – не праздно в мире жили!»
Ермак говорит о том, что в прошлом они все согрешили, но теперь у них есть возможность искупить свои грехи. И мы видим подтекст: вот она, именно та жертва, принесенная ради Отечества. И этот подвиг может искупить все, и вчерашний грешник может стать святым.
- Далее после этой возвышенной речи начинается трагическая часть: казак встречает свою судьбу.
- «Но роковой его удел Уже сидел с героем рядом И с сожалением глядел На жертву любопытным взглядом. Ревела буря, дождь шумел, Во мраке молнии летали, Бесперерывно гром гремел,
- И ветры в дебрях бушевали».
- Бурная природа теперь выступает не безмолвным свидетелем, а становится воплощением судьбы, ополчается против героя.
- «Иртыш кипел в крутых брегах, Вздымалися седые волны, И рассыпались с ревом в прах, Бия о брег, козачьи челны. С вождем покой в объятьях сна Дружина храбрая вкушала; С Кучумом буря лишь одна
- На их погибель не дремала»!
Ермак спит, и его судьба приближается к нему вплотную – мы понимаем, что он обречен. Это вписывается в рамки христианской веры. Важна не победа, а жертва, подвиг. Затем следуют строки о нападении врагов.
«Страшась вступить с героем в бой, Кучум к шатрам, как тать презренный, Прокрался тайною тропой, Татар толпами окруженный. Мечи сверкнули в их руках – И окровавилась долина, И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина…»
Происходит нечестный бой, и татары истребляют казаков. Ермак обращается в бегство.
«Ермак воспрянул ото сна И, гибель зря, стремится в волны, Душа отвагою полна, Но далеко от брега челны! Иртыш волнуется сильней – Ермак все силы напрягает И мощною рукой своей
Валы седые рассекает…»
В этих строках мы наблюдаем борьбу Ермака с природой, как и в античной трагедии, здесь природа выступает в роли злого рока. Персонаж продолжает бороться с несправедливостью и снова показан в роли романтического героя. Но, как и у самого могущественного греческого героя Ахилла, у Ермака есть уязвимое место. Для него это дар Ивана Грозного, тяжелые доспехи, которые утягивают его на дно.
«Плывет… уж близко челнока – Но сила року уступила, И, закипев страшней, река Героя с шумом поглотила. Лишивши сил богатыря Бороться с ярою волною, Тяжелый панцирь – дар царя
Стал гибели его виною»
В этом фрагменте видна поэтическая условность думы Рылеева. Дело не в реалиях, а в какой-то поэтической стороне вещей. Далее автор показывает нам мертвого, но в каком-то смысле не побежденного Ермака.
«Ревела буря… вдруг луной Иртыш кипящий серебрился, И труп, извергнутый волной, В броне медяной озарился. Носились тучи, дождь шумел, И молнии еще сверкали, И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали».
В финале Рылеев мастерски использует уже знакомые нам строчки, но теперь они уже имеют другой оттенок. Если подумать, то финальная картина напоминает нам почетные похороны военного, только в этой процессии участвует одна лишь природа.
Прошло три года после создания думы «Смерть Ермака», произошло выступление на Сенатской площади. Это был венец политической и гражданской жизни Рылеева. Этот темпераментный человек был душой и мотором этого восстания.
Восстание декабристов было подавлено, Рылеев арестован и последние месяцы провел в тюрьме. Он был приговорен к смертной казне и вместе с четырьмя товарищами повешен. Поэт в точности предсказал свою судьбу в думе «Наливайко».
- «Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает На утеснителей народа,- Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была
- Без жертв искуплена свобода»?
Рылеев в тюрьме Непреклонный Кондратий Рылеев мог быть терпеливым и мягким. Он был христианином (рис. 5). Рис. 5. К. Рылеев Особенно его христианская позиция была видна в конце жизни. Рылеев принял приговор без гнева и протеста. Сохранилось письмо, которое он написал жене в последние часы. Обычно предсмертное письмо писали перед дуэлью, где исход был неизвестен. У Рылеева сомнений не было. Интересно, что он пишет жене. Он просит ее примириться с происходящим и не гневаться ни на Бога, ни на государя, которые вынесли ему приговор. «Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на него, ни на Государя: ето будет и безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не взроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе». Рылеев умер примиренным, простился с женой. Он принял смерть как смиренный человек, а не как бунтарь, каким он помнится нам в первую очередь. |
Как он и хотел, как и мечтал, пострадал за правое дело. И выходит, что был он настоящим романтиком. Он на деле исповедовал романтический принцип: живи, как пишешь, пиши, как живешь. Так и получилось: что Кондратий Рылеев жил, писал и умер как романтик.
Список литературы
- Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
- Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. – М., 1988.
- Поэзия и письма декабристов. (Сост. Фомичев С.А.). – Горький, 1984.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет портал «Biography.5litra.ru» (Источник)
- Интернет портал «Km.ru» (Источник)
- Интернет портал «Literature-xix.ru» (Источник)
Домашнее задание
- Составьте таблицу, в которую внесите заглавия микротем. В каждую колонку запишите ключевые слова, фразы, фрагменты предложений микротемы (по думе Рылеева «Смерть Ермака»).
- Напишите эссе «Роль декабристов в развитии общественной мысли в России». Ответьте письменно на вопрос: «Почему судьба автора и судьба героя-Ермака параллельны?»
Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/8-klass/biz-literatury-xix-vb/k-f-ryleev-slovo-o-poete-dumy-k-f-ryleeva-duma-smert-ermaka-i-ee-svyaz-s-russkoy-istoriey?questions
Доклад: Рылеев К.Ф
Рылеев Кондратий Федорович
18(29).9.1795, с. Батово, ныне Гатчинский район Ленинградской области, — 13(25).7.1826, Петербург
Русский поэт-декабрист.
Родился 18 сентября (29 н.с.) в с.Батово Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе (1801 — 14) в Петербурге, выпущен прапорщиком в артиллерию и направлен в армию, находившуюся в заграничном походе. Пребывание в Германии, в Швейцарии и особенно во Франции не прошло бесследно для молодого офицера.
Участник заграничных походов русской армии (1814, 1815).
Победа над Наполеоном побуждает его взяться за перо, появляются оды: «Любовь к Отчизне» (1813), «Князю Смоленскому» (1814).
С 1817, переведенный в Россию, Рылеев служит в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 уходит в отставку и переезжает в Петербург (1820).
Служил заседателем Петербургской уголовной палаты (с 1821), правителем канцелярии Российско-американской компании (с 1824). В 1823 стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем наиболее радикальную и демократическую его часть. В своих политических взглядах Рылеев эволюционировал от умеренных конституционно-монархических к республиканским.
В Петербурге сближается со столичными литераторами, становится членом «Вольного общества любителей российской словесности». Особое место в творчестве поэта занимает поэтический цикл «Думы» (1821 — 23), целью которых было «напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории…».
Сыграл ведущую роль в организации восстания 14 декабря 1825. КазнЕн в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания.
Литературную известность принесла Рылееву сатира «К временщику» (1820) — гневное обличение аракчеевских порядков. Дальнейшее формирование творческих принципов Рылеева связано с Вольным обществом любителей российской словесности, членом которого он стал в 1821. В 1823-25 Рылеев совместно с А. А.
Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». В 1821-23 Рылеев создал цикл исторических песен «Думы» (отдельное изд. 1825): «Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин», «Петр Великий в Острогожске», «Державин» и др.
Обращаясь к героическому прошлому России, поэт переосмысляет его в духе собственных гражданских идеалов.
Декабристским вольнолюбием и предощущением грядущей судьбы этого движения проникнуто центральное произведение Рылеева — поэма «Войнаровский» (отдельное издание 1825).
Мысли о высоком гражданском служении отчизне Рылеев вкладывает в исповедь главного героя поэмы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I, поднятом Мазепой.
Противоречивость историзма Рылеева сказалась в романтической идеализации Мазепы и Войнаровского, в отступлении от исторической правды во имя пропаганды декабристских идей.
Хотя А. С. Пушкин ценил поэму Рылеева выше его «Дум», в «Полтаве» он спорит с концепцией истории, выраженной в «Войнаровском». В незаконченной поэме «Наливайко» (отрывки опубликованы в 1825) Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 в. против шляхетского засилья.
Наиболее полным выражением гражданского пафоса в лирике Рылеев явилось стихотворение «Я ль буду в роковое время…» («Гражданин»). В агитационно-сатирических песнях («Ах, где те острова…», «Царь наш, немец русский…», «Уж как шел кузнец…», «Ах, тошно мне и в родной стороне…» и др.), написанных совместно с А. А.
Бестужевым, звучали ненависть к самодержавно-крепостническому строю и прямые призывы к его свержению.
Источник: https://cwetochki.ru/ref-doklad-ryleev-k-f.html
Рылеев К. Ф. — Реферат Рефератович
Рылеев К. Ф.
18 сентября 1795 года в селе Батово (современная Ленинградская область) родился будущий поэт К. Ф. Рылеев. Отец Рылеева служил управляющим у княгини В. В. Голицыной (1757 – 1815). Детство Кондратия нельзя было назвать лёгким.
Отец был жесток по отношению к крепостным, в доме царила нездоровая обстановка; существовали финансовые проблемы – опять-таки по вине главы семейства, который не желал экономить на своих нуждах. Поэтому было решено, что мальчика лучше удалить из дома. Таким образом, Кондратий оказался в Петербурге – в Первом кадетском корпусе (1801 – 1814).
Как и многие его друзья-декабристы, Рылеев принимал участие в военных походах 1813 – 1814 гг. Попасть на войну 1812 года он не смог, потому что ещё не подходил по возрасту. Но он всей душой рвался на фронт.
В Кадетском корпусе Рылеев не только постиг тайны военного дела и адаптировался к муштре, которая его поначалу очень тяготила, но и страстно полюбил чтение. Сформировался у него и мужественный характер, который не позволял ему предавать друзей, пресмыкаться перед начальством и не стонал во время наказаний.
Военные походы ещё более укрепили его сильную натуру. В это время он увидел другие страны, узнал, как живут простые солдаты. Мысль о том, что на свете много несправедливостей, полностью завладела Рылеевым, и он всё больше начал посвящать времени тому, чтобы придумать, как от этих несправедливостей избавить русский народ.
В семье Рылеевых тоже никак не наступало равновесие. Отец умер, оставив после себя нескончаемые долги, и мать поэта – Анастасия Матвеевна Эссен (1758 – 1824) осталась без необходимых для жизни средств.
В 1815 году Рылеев возвращается из заграничных походов в Россию и поселяется в Воронежской губернии – в Острогожске. Здесь он изучает нравы местного населения, делает важные для себя интеллектуальные и творческие накопления, которые пригодятся ему потом. В Острогожске выковывается его талант поэта, формируется мировоззрение.
Иногда бывая в соседнем Подгорном, Рылеев в итоге обретает там свою судьбу, поскольку именно там встречает Наталью Михайловну Тевяшёву (1800 – 1853), которая в 1820 году стала его супругой. Несмотря на то, что Рылеев был беден, Тевяшёва – представительница старинного дворянского рода – соглашается выйти за него.
Тогда же, в 1820 году, Рылеевы переезжают в Петербург. Там Кондратий Фёдорович поступает на государственную службу. Он очень напряжённо следит за общественной жизнью, и когда происходит знаменитое восстание Семёновского полка (1820), он получает потрясение от расправы над участниками этого события. Мысли о несправедливости не оставляют его.
В этом же году он создаёт одно из ключевых своих произведений, которое получает название «Ода к временщику». В 1821 году он попадает в один из эпицентров русской литературы – «Вольное общество любителей российской словесности», и после этого литературная жизнь уже не отпускает его.
Талант Рылеева позволяет ему занять пост выпускающего редактора журнала «Полярная звезда», который он делил с А. А. Бестужевым-Марлинским (1797 – 1837). Входил Рылеев и в число участников одной из масонских лож. В 1821 году поэт создаёт одно из самых знаменитых своих произведений – «Смерть Ермака», чьи художественные достоинства, лиричность и поэтичность позволили ему стать песней.
В 1823 году Рылеев уже состоит в ряду декабристов (Северное общество), ведь со своими убеждениями и обострённым чувством несправедливости он не мог не попасть туда. Через некоторое время он становится лидером той его части, которая пропагандирует наиболее радикальные взгляды. Вскоре Рылеев становится сторонником республиканцев.
10 сентября 1825 происходит роковой конфликт между К. П. Черновым и В. Д. Новосильцевым. Дуэль, которая состоялась на почве социального неравенства, напрямую касалась и Рылеева. Чернов был его кузеном и другом, а Новосильцев, имевший более высокое происхождение, отказался вдруг жениться на сестре Чернова, хотя они уже были помолвлены.
Рылеев выступил в качестве секунданта своего приятеля. Дуэль же завершилась трагически: сначала ранением, а потом смертью и Чернова, и Новосильцева. На похоронах Чернова северные декабристы устроили массовую демонстрацию. Тогда же появилось вольнолюбивое стихотворение, получившее заглавие «Клянуся честью и Черновым».
Авторство его не определено, но некоторые исследователи считают, что это Рылеев.
В чём нет сомнения, так это в том, что он был одним из основных организаторов восстания декабристов на Сенатской площади (14 декабря 1825 года). Но он не мог в нём участвовать напрямую, поскольку был гражданским лицом. Однако на площадь он не мог не явиться, а потом стал свидетелем военного конфликта между декабристами и царскими войсками.
Позже, когда восстание было подавлено, Рылеев также был арестован, поскольку сведения о нём, как об организаторе и вдохновителе, уже не были тайной.
Как и все оставшиеся в живых декабристы, он был отправлен в Петропавловскую крепость, подвергался допросам, на которых вёл себя мужественно и стойко, подобно тому, как когда-то давно в кадетском корпусе.
Он стремился выгородить тех участников движения, о которых не знали и без конца твердил о ненависти к царизму. Поэтому нет ничего удивительного, что его внесли в список главных заговорщиков, которые были приговорены к смертной казни.
Приговор был приведён в исполнение 25 июля (по новому стилю) 1826 года. Вместе с остальными пятью зачинщиками Рылеев был повешен. А где он захоронен, на сегодняшний момент неизвестно. Остались лишь его стихи и другое литературное наследие, которое поможет понять, что руководило этим талантливым человеком в его сложных и противоречивых поступках.
Источник: https://referatreferatovich.ru/biografiya/ryleev-k-f/
Рылеев Кондратий Федорович — краткая биография
Литературная деятельность Рылеева началась в 1813-1814 годах.
Любимым жанром Рылеева-поэта был жанр думы. Дума это лиро-эпический жанр, темы дум — в основном исторические.
В думах Рылеев показывал образы своих соотечественников, живших в прошлые века, для того, чтобы показать современникам тех, на кого они должны равняться.
Публикации рылеевских дум вызвала благожелательную оценку, так как они имели чистый и легкий язык, показывали благородные чувства, проповедовали высокие истины.
Рылеев Кондратий Федорович — поэт, литературный критик, один из самых талантливых поэтов-декабристов. Воспитывался в кадетском корпусе, где царили суровые нравы. «В дружбе Рылеев был чрезвычайно пылок.
Жертва для дружбы ему ничего не стоила, честь друга для него была выше всяких соображений», — писал о Рылееве Н.А. Бестужев. Окончив в 1814 г. кадетский корпус, Рылеев успевает принять участие в Отечественной войне 1812 года, пройти с русской армией Германию, Швейцарию, Францию.
С1815 года продолжает военную службу в России, видя своей целью «будущее счастье» Отчизны.
Писать Рылеев начал рано. Мысль о необходимости борьбы за свободу постоянно звучит в его стихах.
В 1823—1825 гг.
Рылеев активно занимается общественнолитературной деятельностью: вместе с Бестужевым издает альманах «Полярная звезда», становится членом «Вольного общества любителей российской словесности».
Центральное место в творчестве этих лет занимает политическая лирика. К ней примыкают знаменитые «Думы» Рылеева. Поэт стремится показать своим современникам образы великих подвигов их предков.
Накануне восстания декабристов Рылеев пишет стихотворение «Я ль буду в роковое время», где клеймит своих современников, уклонившихся от борьбы с царским режимом.
Перед восстанием его квартира превратилась в боевой штаб. Е.П. Одоевский писал о том, что 14 декабря 1825 года Рылеев был на Сенатской площади, готовясь встать в солдатские ряды, принимал активное участие в действиях.
Вечером того же дня был арестован, 13 июля 1826 года был казнен.
Он завещал современникам стезю борьбы, призывал их к действию, гражданскому мужеству: «Гордись не силою гигантской, но прочной силою гражданской и доблестью своих затей».
На этой странице искали :
- кондратий федорович рылеев краткая биография
- краткая биография Рылеева
- рылеев краткая биография
- рылеев биография краткая
- биография рылеева краткая
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/ryleev-kondratij-fedorovich-kratkaya-biografiya.html
Кондратий Фёдорович Рылеев Выполнила работу ученица 8 «а» класса Симбирцева Вика. — презентация
1 Кондратий Фёдорович Рылеев Выполнила работу ученица 8 «а» класса Симбирцева Вика.
2 Кондратий Фёдорович Рылеев (18 сентября 1795 года 13 юля 1826 года) русский поэт, обществениный деятель, декабрист, один из пяти казнённых руководителей декабрьского восстания 1825 года. Сын небогатого дворянина, отец имел небольшое имение в Санкт-Петербургской губернии.
Рылеев получил образование в 1 Кадетском корпусе в Петербурге.
Из корпуса был выпущен в январе 1814 артиллерийским офицером, участвовал в заграничных походах русской армии Существует предание, что в Париже Рылеев посетил знаменитую гадалку, которая предсказала ему смерть через повешение.
После войны он квартировал вместе с ротой в Воронежской губернии. Вышел в отставку в 1818 в чине подпоручика. В 1819 женился по страстной любви на дочери воронежского помещика Н. М. Тевяшевой и поселился в Петербурге, где поступил на службу в палату уголовного суда
3 Как и некоторые другие либерально настроенные современники, Рылеев старался «облагородить» непопулярную среди дворянства гражданскую службу и использовать ее для совершения гуманных поступков и борьбы за справедливость.
Служа в суде, Рылеев совершил немало добрых дел, помогал обездоленным и притесняемым. С весны 1824 Рылеев перешел правителем дел в канцелярию Российско-Американской компании и поселился в казенном доме на набережной Мойки.
4 Литературная деятельность Определяющими чертами личности Рылеева были его пламенный патриотизм, стремление к свободе отечества и романтически- возвышенное понимание гражданственности. Его политические взгляды носили налет романтического утопизма.
По воспоминанию сослуживца, Рылеев был помешан на «равенстве и свободомыслии». Это было основным мотивом и его поэтического творчества. Рылеев воспевал гражданские добродетели, был чужд чисто эстетического отношения к поэзии («Я не поэт, я гражданин»), его герои борцы за свободу.
С 1819 он начал сотрудничать в различных литературных журналах, прославился в 1820 публикацией стихотворения «К временщику», явно обличавшего А. А. Аракчеева.
Автор сборника «Думы» (оригинальные по форме стихотворные повествования о славных событиях русской истории, одна из дум, «Ермак», стала народной песней), поэм «Войнаровский», «Наливайко».
Рылеев состоял членом Вольного общества любителей российской словесности, Общества соревнователей просвещения и благотворения. В вместе с другом, литератором и декабристом А. А. Бестужевым издавал имевший успех литературный альманах «Полярная Звезда», в котором печатались произведения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига и др.
5 Литературное наследство Рылеева заключается главным образом в «Думах» и поэмах.
Думы это патриотические баллады, строго осужденные Пушкиным за ходульность и ненародность; зато в поэме «Войнаровский» и отрывках из других недоконченных поэм Пушкин признал в Рылееве истинного поэта.
Относительно художественного достоинства своих произведений не обольщался и сам Рылеев. «Я не поэт, а гражданин», заявлял он, и на свою литературную деятельность смотрел как на гражданское служение, целью которого должно быть «общественное благо».
Это направление его поэзии и составляет ее оригинальность и не дает возможности смешать имя Рылеева с остальными poetae minoris пушкинской эпохи. В этом отношении, кроме дум и поэм, выдаются стихотворения Рылеева: «Гражданин», «На смерть Чернова», «На смерть Байрона», «К А. А. Бестужеву»
6 Вдоль Фонтанки-реки Квартируют полки. Квартируют полки Всё гвардейские.
Их и учат, их и мучат, Ни свет, ни заря, Что ни свет, ни заря, Для потехи царя! Разве нет у них рук, Чтоб избавиться от мук Разве нет штыков На князьков-сопляков Разве нет свинца На тирана-подлеца Да Семеновский полк Покажет им толк. Кому вынется, тому сбудется; А кому сбудется, не минуется.
Слава! Декабрь 1824 или январь 1825 Подгуляла я. Нужды нет, друзья, Это с радости. Я свободы дочь. Со престолов прочь Императоров, Императоров. На свободы крик Развяжу язык У сенаторов, У сенаторов или 1825
7 Иван Сусанин В думе показывается бесстрашие народа и предсмертное исповедание Сусанина, открытый вызов врагу, гордый завет потомству. Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земле! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой своей не погубит.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело И радостно гибнет за правое дело! Как правило, образы героев определяются каким-либо одним качеством, которое особенно выделяется. Таковы герои многих дум Кондратия Федоровича Рылеева. Так, например, Сусанин обладает таким качеством, как любовь к родине. Дума Иван Сусанин один из самых замечательных созданий поэта.
Все здесь конкретно и во многом исторично. Действие начинается живым и колоритным диалогом между уставшими и прозябшими польскими шляхтичами и русским крестьянином Сусаниным: Вполне реалистично и дальнейшее описание простого убранства деревенской избы, и разговор Сусанина с сыном, и сжатое описание рассвета.
Утренний пейзаж, нарисованный Рылеевым, по своей простоте и конкретности относится к числу самых замечательных в русской поэзии 20-х годов.
8
9 Смерть Ермака Происхождение Ермака неизвестно в точности, существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов Камы.
Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский).
В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась ввиду Борецкая волость, центр которой существует по сей день деревня Борок Виноградовского района Архангельской области.
Его имя, по мнению профессора Никитского, есть изменение имени Ермолай, а Ермак же звучало как сокращение. Существует мнение, что «Ермак» прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи. Существует гипотеза о тюркском (кераитском или сибирском) происхождении Ермака.
В пользу этой версии приводят доводы о том, что имя Ермак тюркское и существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как Ермек. Что говорит в пользу теории, сохранившейся у тюрков России и Казахстана о том, что Ермак был предателем и принял крещение, от чего стал изгоем (казаком), именно поэтому ему удалось провести русские войска по территориям тюркских ханств.
10
11 Книги
12 Осенью 1823 Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное общество, быстро стал одним из активнейших его членов. В конце 1824 вошел в директорию Северного общества и фактически возглавил его. По взглядам Рылеев больше тяготел к идее республики, чем конституционной монархии, но не придавал большого значения спорам декабристов на этот счет.
Он считал, что вопрос о форме правления в России должно решать не тайное общество, а избранное народом Учредительное собрание, и основная задача тайного общества добиться его созыва. Рылееву же принадлежала и идея компромиссного решения вопроса о судьбе царской фамилии: заручившись поддержкой флотских офицеров, вывезти ее на корабле в «чужие края».
Рылеев даже пытался основать управу Северного общества в Кронштадте, но потерпел неудачу.
13 Выдающуюся роль Рылеева в декабристском движении, несмотря на его скромное общественное положение, современники объясняют обаянием его личности.
«В его взгляде, говорит барон Розен, в чертах его лица виднелась одушевленная готовность на великие дела; его речь была ясна и убежденна». «Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой», говорит о нем Никитенко.
По свидетельству Н. Бестужева, Рылеев «готов был на всякую жертву для друга».
14 Известие о смерти Александра I застало врасплох членов Северного общества, которые, чтобы избежать обсуждения вопроса о цареубийстве, решили приурочить революционное выступление к моменту смерти монарха.
Рылеев сделался одним из инициаторов и руководителей подготовки восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади. В дни междуцарствия он был болен ангиной, и его дом стал центром совещаний заговорщиков, приходивших будто бы проведать больного.
Рылеев, воодушевляя товарищей, сам не мог эффективно участвовать в восстании, поскольку был штатским. Утром 14 декабря он пришел на Сенатскую площадь, затем покинул ее и большую часть дня провел в разъездах по городу, стараясь выяснить ситуацию в разных полках и найти подмогу.
Арестован был у себя дома вечером того же дня. Приговорен к смертной казни и повешен 13 июля У Рылеева были дочь и сын, умерший в младенчестве.
15 Находясь в крепости под следствием, совершенно раскаялся и проникся христианским духом. Находясь в заключении, он брал всю «вину» на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора. Казнён 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем, С. И.
Муравьёвым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским. Его последними словами на эшафоте, обращёнными к священнику, были: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь». Рылеев был одним из трёх несчастных, под кем верёвка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота и, спустя некоторое время, был повешен повторно.
По некоторым источникам именно Рылеев сказал перед своей повторной казнью: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать!» (иногда слова эти приписываются П. И. Пестелю или С. И. Муравьёву-Апостолу).(25) июля1826 годаП. И. Пестелем С. И. Муравьёвым-АпостоломМ. П. Бестужевым-Рюминым П. Г. КаховскимП. И. ПестелюС. И.
Муравьёву-Апостолу
16 За несколько минут до смерти Р. написал жене письмо, начинающееся словами: «Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертью позорною…» Письмо это долго ходило по рукам в списках. «Прощальное письмо» Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною.
Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на него, ни на Государя: ето будет и безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не взроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня.
Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе. Ето дивное спокойствие порукою, что Творец не оставит ни тебя, ни нашей малютки.
Ради Бога не предавайся отчаянью: ищи утешения в религии. Я просил нашего священника посещать тебя. Слушай советов его и поручи ему молиться о душе моей…
17 Ты не оставайся здесь долго, а старайся кончить скорее дела свои и отправиться к почтеннейшей матушке, проси ее, чтобы она простила меня; равно всех своих родных проси о том же. Екатерине Ивановне и детям кланяйся и скажи, чтобы они не роптали на меня за М.П.
1: не я его вовлек в общую беду: он сам это засвидетельствует. Я хотел было просить свидание с тобою, но раздумал, чтобы не расстроить тебя. Молю за тебя и за Настеньку, и за бедную сестру Бога и буду всю ночь молиться. С рассветом будет у меня священник, мой друг и благодетель, и опять причастит.
Настеньку благословляю мысленно Нерукотворным образом Спасителя и поручаю тебе более всего заботиться о воспитании ее. Я желал бы, чтобы она была воспитана при тебе.
Старайся перелить в нее свои христианские чувства — и она будет щастлива, несмотря ни на какие превратности в жизни, и когда будет иметь мужа, то ощастливит и его, как ты, мой милый, мой добрый и неоцененный друг, ощастливила меня в продолжение восьми лет.
Могу ль, мой друг, благодарить тебя словами: они не могут выразить чувств моих. Бог тебя наградит за все. Почтеннейшей Прасковье Васильевне моя душевная искренняя, предсмертная благодарность. Прощай! Велят одеваться. Да будет Его святая воля.
18 Памятник Рылееву К.Ф.
Источник: https://www.myshared.ru/slide/352467/
Реферат: Рылеев К.Ф
Рылеев Кондратий Федорович
18(29).9.1795, с. Батово, ныне Гатчинский район Ленинградской области, — 13(25).7.1826, Петербург
Русский поэт-декабрист.
Родился 18 сентября (29 н.с.) в с.Батово Петербургской губернии в семье армейского офицера, небогатого помещика. Получил образование в кадетском корпусе (1801 — 14) в Петербурге, выпущен прапорщиком в артиллерию и направлен в армию, находившуюся в заграничном походе. Пребывание в Германии, в Швейцарии и особенно во Франции не прошло бесследно для молодого офицера.
Участник заграничных походов русской армии (1814, 1815).
Победа над Наполеоном побуждает его взяться за перо, появляются оды: «Любовь к Отчизне» (1813), «Князю Смоленскому» (1814).
С 1817, переведенный в Россию, Рылеев служит в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 уходит в отставку и переезжает в Петербург (1820).
Служил заседателем Петербургской уголовной палаты (с 1821), правителем канцелярии Российско-американской компании (с 1824). В 1823 стал членом Северного общества декабристов, возглавив затем наиболее радикальную и демократическую его часть. В своих политических взглядах Рылеев эволюционировал от умеренных конституционно-монархических к республиканским.
В Петербурге сближается со столичными литераторами, становится членом «Вольного общества любителей российской словесности». Особое место в творчестве поэта занимает поэтический цикл «Думы» (1821 — 23), целью которых было «напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории…».
Сыграл ведущую роль в организации восстания 14 декабря 1825. КазнЕн в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания.
Литературную известность принесла Рылееву сатира «К временщику» (1820) — гневное обличение аракчеевских порядков. Дальнейшее формирование творческих принципов Рылеева связано с Вольным обществом любителей российской словесности, членом которого он стал в 1821. В 1823-25 Рылеев совместно с А. А.
Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». В 1821-23 Рылеев создал цикл исторических песен «Думы» (отдельное изд. 1825): «Олег Вещий», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин», «Петр Великий в Острогожске», «Державин» и др.
Обращаясь к героическому прошлому России, поэт переосмысляет его в духе собственных гражданских идеалов.
Декабристским вольнолюбием и предощущением грядущей судьбы этого движения проникнуто центральное произведение Рылеева — поэма «Войнаровский» (отдельное издание 1825).
Мысли о высоком гражданском служении отчизне Рылеев вкладывает в исповедь главного героя поэмы, сосланного в Сибирь за участие в мятеже против Петра I, поднятом Мазепой.
Противоречивость историзма Рылеева сказалась в романтической идеализации Мазепы и Войнаровского, в отступлении от исторической правды во имя пропаганды декабристских идей.
Хотя А. С. Пушкин ценил поэму Рылеева выше его «Дум», в «Полтаве» он спорит с концепцией истории, выраженной в «Войнаровском». В незаконченной поэме «Наливайко» (отрывки опубликованы в 1825) Рылеев обращается к теме национально-освободительной борьбы украинского казачества 16 в. против шляхетского засилья.
Наиболее полным выражением гражданского пафоса в лирике Рылеев явилось стихотворение «Я ль буду в роковое время…» («Гражданин»). В агитационно-сатирических песнях («Ах, где те острова…», «Царь наш, немец русский…», «Уж как шел кузнец…», «Ах, тошно мне и в родной стороне…» и др.), написанных совместно с А. А.
Бестужевым, звучали ненависть к самодержавно-крепостническому строю и прямые призывы к его свержению.
Источник: https://ronl.org/referaty/biografii/55616/