Анализ стихотворения клен ты мой опавший есенина

Рейтинг:  5 / 5

Анализ стихотворения Клен ты мой опавший Есенина

За месяц до трагической гибели, находясь не в лучшем психологическом состоянии, Сергей Есенин пишет строки «Клен ты мой опавший, клен заледенелый», которые для многих стали визитной карточкой поэта.

1925 год – это время развенчания иллюзий, у автора строк уже нет надежды на встречу с настоящей любовью, автор так и нашёл общего языка с властями, а многие друзья отвернулись.

Анализ текста стихотворения поможет лучше понять Сергея Александровича и позволит многое разглядеть между строк.

Алкоголь как спасательный круг?

В последние годы жизни застолья и разгульный образ жизни стали постоянными спутниками поэта, но было ли это проявление слабости? Скорее нет, ведь Есенин с помощью спиртного просто получал допинг для работы и жизни, без него всё теряло цвета и наступало отвращение к самому себе.

Сергей забывался в алкогольном дурмане, но делал это не по слабости, а умышленно, боясь добавить к потерянной любви и недопониманию власти ещё и творческую пустоту. Он выжимал из себя всё, словно бы предчувствуя скорый уход и пытаясь сделать максимально много на ниве творчества.

Исповедь клёну

В стихотворении «Клён ты мой опавший» автор описывает, как он возвращается с дружеской попойки и по дороге обращается к клёну. Несмотря на городскую жизнь в душе Есенин остался простым деревенским рубаха-парнем, который никогда не променяет Родину и русскую природу на вечную суету столицы.

Чтобы диалог с клёном вёлся на равном, автор представляет дерево, как утонувшего в сугробе пьяного сторожа.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Этому придуманному клёну Есенин доверят больше, чем людям, природа не обманет и не предаст, она выслушает его и не оттолкнёт. Разговор с деревом прямой и открытый, как между старыми приятелями. Это и понятно, ведь детство и отрочество Сергея прошли в тесной упряжке с природой.

Миражи одиночества

Во время исповеди клёну Есенин представляет себя молодым и полным сил. Сергей окунается в то время, когда ещё были живы мечты, когда строились планы, когда девушку в белом сменяла девушка в голубом и каждый день рождались новые надежды.

Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым.

Конечно, частично погружению в юность помогает алкоголь, под воздействием которого человек чувствует прилив физических и душевных сил, но не он один строит замки на песке иллюзий. Сергею Александровичу хотелось бы вернуться назад и пройти свой путь заново, уже не наступая на грабли, идя в том же направлении, но другой дорогой.

В строках ярко выражено чувство одиночества. Заметьте, в стихе фигурируют только деревья – людей здесь нет, они не достойны на этот момент внимания (на этот ли только). Тоска заметна в каждой строфе, горечь чувствуется в каждом слове.

В финале стихотворения на «сцене» появляется березка, которую автор строк обнимает, как чужую жену. Почему чужую? Возможно, это прилагательное не случайно и не является простой рифмой – в деревне за обнимашки с чужой женой часто приходится дорого платить. Плата Есенина за любовь к родной земле и природе – это неприятие его творчества в городе, отсюда пьянки и случайные женщины.

Стихотворение является одним из последних лирических работ Сергея, со стороны может показаться, что в нём он уже начинал прощаться с тем, что было более всего дорого его сердцу.

П. С. Стих написан примерно 26 ноября 1925 года в палате психиатрической больницы, где Есенин пытался скрыться от возможного ареста. До смерти оставалось меньше месяца…

Текст

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?Словно за деревню погулять ты вышел

  • И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,Утонул в сугробе, приморозил ногу.
  • Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,Не дойду до дома с дружеской попойки.
  • Там вон встретил вербу, там сосну приметил,Распевал им песни под метель о лете.
  • Сам себе казался я таким же кленом,Только не опавшим, а вовсю зеленым.
  • И, утратив скромность, одуревши в доску,Как жену чужую, обнимал березку.

1925 год

Исполняет Н Сличенко

Послушайте, как исполняет романс на слова стихотворения Николай Сличенко. Просто красиво… .

Источник: https://stihirus24.ru/izbrannye-i-redkie-stikhi-sergeya-esenina/373-klen-ty-moj-opavshij-klen-zaledenelyj.html

Анализ стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый» Есенина

Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» было написано Есениным в ноябре 1925 г., когда поэт находился в состоянии глубочайшего душевного кризиса. Есенин мучительно искал выход из создавшейся непростой ситуации. Его угнетало усиливающееся давление власти.

Личная жизнь поэта была окончательно разрушена, любовь для него стала лишь многочисленными встречами на одну ночь. Есениным все больше овладевала алкогольная зависимость. Он это прекрасно осознавал, но практически перестал сопротивляться.

Алкоголь способен создавать иллюзию расширения сознания, поэтому можно предположить, что Есенин боялся окончательно порвать с пьянством, так как считал, что оно помогает ему в творчестве.

Неизвестно, в каком состоянии Есенин писал стихотворение. Несмотря на поведение главного героя, оно стало настоящим шедевром поэта. Кажется, что невероятно трогательные и пронзительные строки исходят из самой измученной души.

Есенин уже давно распрощался с родным селом, но в трудную минуту обращается за помощью именно к образам русской природы. Не находя отклика в людях, он выбирает в собеседники «клен заледенелый». Поэт находится в городе, но клен в его сознании — сельский гость («за деревню… ты вышел»).

Поэтому автор чувствует свое кровное родство с деревом, оно напоминает ему о милой родине, до которой очень далеко.

Есенин ведет с кленом душевный разговор, как будто с давним и близким человеком. Он искренне признается ему, что очень пьян и боится не дойти до дома.

Если это реальное описание возвращения поэта домой, то становится странно, почему знакомые, видя его состояние, не смогли проводить человека.

В таком случае понятно ощущение невероятного одиночества Есенина, в котором он решился начать разговор с простым деревом.

Поэт рассказывает клену, что на пути встретил разные деревья. Несомненно, попадались ему и люди, но они даже не заслуживают упоминания. Зато вербе и сосне он читал свои произведения, ободрял их, напоминая о жарком лете.

Сменив надоевшее человеческое окружение на общество деревьев, Есенин представлял сам себя «зеленым кленом». На него вновь нахлынула тоска по ушедшей молодости.

Последней выходкой поэта, которую он сам со стыдом характеризует, как «одуревши в доску», стали объятия с березой.

Есенин совершил множество ошибок в жизни: разрушал женское счастье, устраивал пьяные скандалы и драки. Но в народной памяти он навсегда останется великим поэтом. Только настоящий гений мог создать произведение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», которое стало популярным романсом.

Источник: https://www.inpearls.ru/1175669

Анализ стихотворения есенина «клен ты мой опавший, клен заледенелый»

  • Ма Эньлин,аспирантПекинского аэрокосмического университета, Китай
  • Анализ стихотворения есенина «клен ты мой опавший, клен заледенелый»
  • Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
  • Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

  1. Словно за деревню погулять ты вышел.
  2. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
  3. Утонул в сугробе, приморозил ногу.
  4. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
  5. Не дойду до дома с дружеской попойки.
  6. Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
  7. Распевал им песни под метель о лете.
  8. Сам себе казался я таким же кленом,
  9. Только не опавшим, а вовсю зеленым.
  10. И, утратив скромность, одуревши в доску,
  11. Как жену чужую, обнимал березку.

«Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»—стихотворение русского поэта Сергея Есенина (1895-1925), написанное в ноябре 1925 года. Сергей Есенин -известный поэт XX века и представитель новокрестьянской поэзии и лирики. Он написал это стихотворение в психиатрической клинике за месяц до своей трагической гибели.

Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, подлинным вдохновенным певцом природы. Именно деревья являются сквозными образами есенинской лирики. Они окрашивают его поэзию в особые неповторимые тона. В данной статье будет проанализирован образ клена в стихотворении и образ деревьев в стихотворениях Есенина.Это позволит нам заглянуть в душу поэта.

Читайте также:  Сочинение на тему новый год мой любимый праздник

Поэт уже потерял свой духовный дом, не зная, куда пойти.

Ключевые слова: Есенин; образ деревьев; природная тема.

1. Историко-биографический материал

Это стихотворение было написано 28 ноября 1925 года, за месяц до трагической гибели поэта. У Есенина были три неудачных брака в жизни. Самый незабываемый брак является браком с американской танцовщицей Айседорой Дункан (1878-1927), которая старше его на 17 лет.

Они влюбились друг в друга с первого взгляда. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски, но их сближалиотношения творчества. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе. Тем не менее их брак был краток.

18 сентября 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз — навнучке Л.Н. Толстого. Этот брак также не принес поэту счастья и вскоре распался.

В это время он уже пережил разные падения и срывы, поэт попал в духовный кризис из-за творческих разногласий и личностных мотивов.

Когда он писал это стихотворение, он находился в клинике нервнобольных, куда госпитализировался по собственному желанию и с единственной целью: скрыться от судебного преследования. Поэтживет здесь как узник в тюрьме, такая спокойная жизнь не дает ему настоящее спокойствие.

В этом стихотворении клен — это символ жизнь поэта. Смотря на опавший, заледенелый клен за окном, поэт вспоминает о своем жизненном пути. Он не хочет видеть то, что он уже стал «опавшим»при зрелом возрасте.

Он употребляет такие слова, как березу и вербу, которые символизируют весну, чтобы выразить свою привязанность к жизни в душе. В статье «Ключи Марии» Есенин подробно рассказывает о символике того, что в народной литературе« Древо -жизнь».

[1] И он в своем творчестве использовал и развивал эту символику .В этом стихотворении по образу клена вспоминается сама жизнь поэта: он одинокий, лишен свой духовный дом, кроме того, его жизнь уже приблизится к концу еще при зрелом возрасте.

Крестьянский поэт потерял свой духовный дом в городе, чему подчинить свое обособленное и огорченное сердце? Через месяц после написания этого стихотворения великий поэт совершил самоубийство, гений поэт в 30 лет своей жизни ушел навсегда из мира.

  • 2. Анализ содержания стихотворения
  • Название стихотворения — это «Клен ты мой опавший, клен заледенелый». Здесь поэт
  • употребляет слово «ты» , а не «вы», потому что он считает, что у него близкие отношения с

этим кленом. Жизнь клена и своя жизньпохожи друг на друга. По дате написания стихотворения, можно узнать, что в то время была зима, земля покрыта снегом,поднялась метель, было очень холодно.

Именно тогдапоэт увидел тот опавший клен, который самостоятельно и одиноко переносит метель.Он сразу вспомнил своютрагическую жизнь: онпоступил в тупик из-за неудачной семейной жизни, тоски в городе,проблемы в творчестве.

Он в своем жизненном пути встречает кризис, он с трудом живет.

В первой строчке стихотворения поэт разговоривает с кленом: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый,Что стоишь нагнувшись под метелью белой?».

Здесь слово «нагнув-шись»имеет переносное значение, означает то, что в то время поэт переживает глубокий духовный кризис, что он уже не сможет перенести тяжелый груз жизни. Метель означает горе в жизни.

Он употребляет«что» как вопросительный знак, вызывает интерес к чтению.

Во второй строчке: «Или что увидел?Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел» — поэт употребляет «или…

или» и «словно»,потому что он сам не знает причину покидания дома, и вот поэт задумался: почему этот клен самостоятельно стоиттам,что он увидел и услышал?В то же времяон думаето своей собственной жизни.

Поэт вышел из деревни и начал житьв городе,он много переживалв городе, причем он уже не может вернуться домой. Глав-ное,что он потерял свой духовный дом,каквоздушныйзмей, потерявший линию.

Третья строчка тоже отражает свою жизнь. Он является крестянским поэтом, потерянный свою душу в городе. Хотя он достигнулся больших успехов в городе, но он никогда не привыкнул к городской жизни. Он любит природу, жизнь и родину.

В глазах поэта город -это нарушитель деревенского спокойствия. Он потерял свое сердце в городе, в поздней жизни он постоянно пьянствовалс друзьями, поэтому в этой строчке он писал «как пьяный сторож».

Здесь «утонул в сугробе» означает, что его жизнь зашла в тупик.

В четвертой строчке, поэт безвыходно вздохнул: «Ах, и сам я нынче что-то стал нестой-кий,Не дойду до дома с дружеской попойки». Эта строчка тесна связана с предыдущей, «Утонул в сугробе» и соответственно не мог стоять стойко. В этих предложениях проявлется то, что жизнь поэта так тяжела, что не сможет выдержать душа поэта.

После того как он спрашивал столько вопросов у клена, он менял тему. «Сам вон встретил вербу, там сосну приметил,Распевал им песни под метель о лете». Хотя поэт видит свой конец жизни, он все-таки не хочетсдаваться, и он начал представить себе то,что он видел иву и сосну, он еще наполнен надеждой и ожиданием.

В шестой строчке он прямо указывает: «Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым».

С. Есенин умеет использовать метафору и ассоциацию, поэтому он дальше написал такую строчку:«И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку».

3. Образ деревьев в стихотворениях Есенина

В данном стихотворенииуказанобраз нескольких деревьев. Причем из природных мотивов Есенина особенно выделяетсяобраз дерев. Из рассмотренных 339 стихотворений С. Есенина в 199 стихотворениях есть упоминание того или иного дерева. В это стихотворение входит образ березы, клена, вербы и сосны. У Есенина дерева всегда связывались с характером исудьбой человека.

С детства Есенин любилприроду. Облака внебе и береза за окномявились близкими друзьями Есенина вего детстве, поэтому он написал «Белая береза»в1914 году.

В его стихотворениях береза связывается с родной землей, с родиной.По словам М. Эпштейна, береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России.

Кроме того, береза еще символизирует облик девушки. Это передается встихотворении«Зеленая прическа».

  1. «Зеленая прическа,
  2. Девическая грудь,
  3. 0. тонкая березка,
  4. Что загляделась в пруд?»[2]

Образ клена формировался под сильным влиянием народных традиций «деревного» об-разотворчества.

Поэт писал клен с разных сторон: Поэт характеризует клен с разных сторон: с точки зрения возраста (старый, маленький, молодой), ее перемен в разных времени го-да(голый, опавший).

[3] В данном стихотворении опавший клен символизирует жизненный путь поэта. Он уже много пережил при таком молодом возрасте.

Что касается сосны, то она символизируетвечнозеленость, волю, упорство.

Верба символизируетвеснуинадежду. Поэтхочетвстретить свое блястящее будущее, хо-тявстретил всякиенеудачи. А слово «ива» символизирует различные разлуки.

В стихотворениях Есенина она символизируеттоску, одиночествои разлуку. Тоска о прошедшей молодости, опотерянных близких, о разлуке с родиной.

В связи с этим поэт употреблялслово «верба» вместо слово «ива», чтобы выразить свою надежду на будущее в душе.

4. Вывод

Природная тема «клен» тесно связанасо судьбой поэта, природная лирика поэта имеет богатое значение. Есенинуказывает на однородные отношениямежду природой и людьми.

Высокую оценку всему творчеству Сергея Есенинадал М.Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».[4]

В данном стихотворении клен былопавшим и заледенелым, что символизирует нелегкую судьбу Есенина и его задушевный друг. Когда поэт писал это стихотворение, он сам ужепре-дугадал то, что его жизньприближается к концу. И в самом деле, великий поэт совершил самоубийство через месяц написания стихотворения.Уйдя из жизни в 30 лет, Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство.

Литература

Читайте также:  Анализ стихотворений батюшкова

1. Сергей Есенин. Ключи Марии. М.:Изд-во Московской трудовой артели художников слова, 1920.

2. Сергей Есенин. Избранное( из серии «Антология поэзии»). М.: Паритет, 2009.

3. http://www.erudition.ru/referat/printref/id.16956_1.htm

4. ШШШШ. 1983:41

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/analiz-stihotvoreniya-esenina-klen-ty-moy-opavshiy-klen-zaledenelyy

Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший…»

  • Текст
  • Стихотворение «Клен ты мой опавший…».
  • Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Клен ты мой опавший…» было написано С.А. Есениным в 1925 году, в период, когда он находился в пси­хиатрической клинике I Московского университета.

Он лежал там по настоянию близких, скрывался от возможного ареста. Поэту была предоставлена большая, светлая комната на втором этаже, с окнами в сад. Под окнами рос клен. Очевидно, он и вдохновил Есенина на создание стихотворения.

Впервые оно было опубликовано в 1926 году в ленинградской «Красной газе­те» и в журнале «Красная нива».

Стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, с элементами пейзажа, размышления о себе и о жизни. Оно бук­вально завораживает нас глубочайшим лиризмом, исповедаль­ными, грустными интонациями, искренностью чувств.

Созда­ется впечатление, что лирический герой делится с нами самым сокровенным. Разговорные интонации переданы соответствую­щей лексикой, поэт использует просторечия («чтой-то», «нын­че», «одуревши в доску»).

За природными образами угадываются

размышления о жизни. Мы наблюдаем здесь полное взаимо­проникновение человеческого и природного миров. Обращаясь к клену, поэт использует прием олицетворения:

Или что увидел? Или что услышал?

  1. Словно за деревню погулять ты вышел.
  2. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
  3. Утонул в сугробе, приморозил ногу.

И наоборот, лирический герой сравнивает себя с кленом, но только «не опавшим, а вовсю зеленым». Этот образ зеленого кле­на, воспоминания о теплом лете воплощают мечту героя о той гармонии, которой нет в жизни.

Композиционно мы можем выделить в произведении две ус­ловные части. Первая часть — это обращение героя к образу кле­на, своеобразный разговор с ним. Вторая часть — это размышле­ние о себе и своей жизни. Композиция стихотворения основана на уподоблении образа человека образу клена.

Стихотворение написано шестистопным хореем, поэт ис­пользует двусложную рифму с ударением на первом слоге.

Му­зыкальность и эмоциональная выразительность стихотворения обусловлены использованием средств художественной вырази­тельности: эпитетов («клен заледенелый», «под метелью белой»), сравнений («как жену чужую, обнимал березку»), инверсий («сам себе казался я таким же кленом»), аллитераций («там вон встре­тил вербу»), ассонансов («Утонул в сугробе, приморозил ногу»). Произведение связано с традициями фольклора. На эти стихи создан прекрасный романс, музыка к которому была написана неизвестным композитором. Также музыку к нему писали Д.С. Васильев-Буглай, А.Н. Покровский, В. Н. Липатов.

Источник: https://4fasol.com/txt/essay/110175

Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый»

Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными.

Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце ноября 1925 года, не относится к разряду исключений.

Это произведение основано на реальных фактах и имеет свою предысторию, о которой до недавнего времени ничего не было известно.

Лишь несколько лет назад исследователи жизни и творчества Есенина сопоставили дату написания этого стихотворения с теми событиями, которые происходили в жизни поэта.

Оказывается, 28 ноября 1925 года, когда были написаны эти удивительные строки, ставшие впоследствии замечательным романсом, поэт покинул московскую клинику, в которой лечился от очередного запоя. И, естественно, первым же делом отправился в кабак, чтобы поправить здоровье.

Когда и при каких обстоятельствах мысли Есенина сложились в поэтические строки, история умалчивает. Однако старая клиника сохранилась по сей день, и библиографам поэта даже удалось найти палату на втором этаже старинного особняка, в которой он провел несколько дней.

Каково же было удивление исследователей, когда из окна, выходившего во двор, они увидели тот самый «клен заледенелый», который стоял в глубине парка и, словно «пьяный сторож, выйдя на дорогу, утонул в сугробе, приморозив ногу».

Не секрет, что Есенин в своем творчестве постоянно отождествлял растения с людьми. И если стройная березка, которую «утратив скромность» и «как жену чужую» в порыве пьяного угара обнимал поэт, ассоциируется у него с женщиной, то клен – исключительно мужской образ.

Причем, для Есенина он символизирует человека в годах, которому на долю выпали непростые жизненные испытания. Примечательно, что в этом стихотворении автор и себя сравнивает с кленом, отмечая лишь, что он более молодой, еще не опавший, «а вовсю зеленый».

Однако подобная параллель наталкивает на мысль, что автор испытывает глубокую душевную тоску, связанную с тем, что он разочаровался в жизни.

Стремясь к славе и свободе, Есенин очень скоро осознал, что эти два понятия попросту несовместимы. Более того, в стране, которая являлась родиной поэта, обрести подлинную свободу при диктаторском коммунистическом режиме было практически невозможно.

Если сопоставлять факты, то выясняется, что именно в тот момент, когда Есенин находился в клинике, его пытались арестовать.

Однако профессор Петр Ганнушкин, заведовавший в то время психиатрическим отделением больницы, в которой лечился Есенин, не выдал своего кумира, заявив, что поэта в медицинском учреждении нет.

Поэтому неудивительно, что Сергей Есенин постоянно искал утешение в вине, и нисколько этого не стеснялся.

Именно спиртное давало поэту иллюзию свободы и вседозволенности, хотя за эту пагубную привычку приходилось расплачиваться не только физическим здоровьем, но и душевным равновесием.

На этот печальный факт Есенин намекает в своем стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», сообщая читателям с легкой грустью, что сам он «нынче чтой-то стал нестойкий» и даже не в состоянии дойти домой после «дружеской попойки».

Однако не стоит расценивать признания в любви, которые поэт адресует клену, вербе и сосне, распевая им «песни под метель о лете» одним из проявлений чрезмерных возлияний.

Есенин, разочаровавшись в окружающих его людях и осознавая, что фактически ходит по лезвию ножа, искал утешения и дружеского участия у природы, которой восхищался с самого детства.

Именно этим можно объяснить феномен отождествления деревьев с людьми, которые заменили поэту друзей и собеседников, и за это автор был им бесконечно признателен.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый»« Краткое содержание «Смерть африканского охотника» АверченкоИсторические произведения Пушкина »

Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-esenina-klyon-ty-moj-opavshij-klyon-zaledenelyj/

«Кленовый роман» Сергея Есенина | Молодежный информационно-развлекательный журнал

В стихах Есенина немало так называемых сквозных образов, проходящих через всю его поэзию. Чаще других, пожалуй, встречаются образы деревьев. Более двадцати пород деревьев и кустарников так или иначе встречаются в его стихотворениях.

Так, например, береза в 309 стихотворениях полного собрания сочинений упоминается 45 раз, ель – 17, ива – 15, черемуха – 14, клен и сосна по 13 раз, осина – 11, яблоня и липа – 10 раз, тополь и рябина по 9, ветла и верба по 6, ракита – 5, вишня – 4, сирень и дуб по 3 раза, калина – 2, кедр, вяз, можжевельник, ольха, каштан, виноград, малина, смородина по 1 разу.

  • Кроме отдельных деревьев, в его стихах упоминаются рощи, кущи, дубровы, сосняк, ельник, ракитник, сиреневый сад.
  • Поэт часто отождествляет себя с деревом:
  • Я хотел бы стоять, как дерево,
  • При дороге на одной ноге.
  • («Ветры, ветры, о снежные ветры», 1920 г.)
  • Облетает моя голова,
  • Куст волос золотистый вянет.
  • («По-осеннему кычет сова», 1920 г.)
  • Как дерево роняет тихо листья,
  • Так я роняю грустные слова!
  • («Отговорила роща золотая», 1924 г.)
  • Все мы яблони и вишни
  • Голубого сада.
  • («Поющий зов», 1925 г.)
  • Трем деревьям Есенин посвятил отдельные стихотворения: березе, черемухе, клену, сделав их главными героями.
  • Стихотворения, в которых поэт говорит о клене, слагаются в «Кленовый роман», в котором прослеживается жизнь дерева от самого рождения.
  • Вторым в полном собрании сочинений С. Есенина читаем стихотворение-четверостишие:
  • Там, где капустные грядки
  • Красной водой поливает восход,
  • Клененочек маленький матке
Читайте также:  Сочинение на тему отдых

Зеленое вымя сосет. (1910 г.)

  1. Пятнадцатилетний поэт видит клен живым существом, питающимся молоком матери-земли, ее детенышем.
  2. Позже этот клен, возможно, биографический, посаженный самим поэтом, постоянно будет присутствовать в стихотворениях, посвященных родному дому.
  3. В 1918 году в стихотворении «Я покинул родимый дом» наряду с березняком, теплящим «матери старой грусть», «яблонным цветом» седины отца поэт вспоминает клен:
  4. …Стережет голубую Русь
  5. Старый клен на одной ноге
  6. И я знаю: есть радость в нем
  7. Тем, кто листьев целует дождь,
  8. Оттого, что тот старый клен
  9. Головой на меня похож.
  10. И в «Исповеди хулигана» (1920 г.) среди самых нежных «воспоминаний детства» – клен:
  11. Как будто бы на корточки погреться
  12. Присел наш клен перед костром зари.
  13. О, сколько я на нем яиц из гнезд вороньих,
  14. Карабкаясь по сучьям, воровал!
  15. Все тот же ль он теперь, с верхушкою зеленой?
  16. По-прежнему ль крепка его кора?

Клен – значимая примета детства, постоянный спутник воспоминаний поэта. И позже среди скандально известных, эпатирующих стихотворений-исповедей «Москвы кабацкой» пронзительное «Я усталым таким еще не был» (1923 г.):

  • В те края, где я рос под кленом,
  • Где резвился на желтой траве, –
  • Шлю привет воробьям и воронам,
  • И рыдающей в ночь сове.
  • Крестьянский поэт, выросший под «рязанским небом», с болью восклицает:
  • Как в смирительную рубашку,
  • Мы природу берем в бетон.
  • («Я усталым таким еще не был…»)

В стихотворении «Возвращение на родину» (1924 г.) отразились впечатления поэта от поездки в Константиново.

  1. До этого он не был на родине несколько лет: приезжал весной 1920 года, затем больше года провел в зарубежной поездке, и приезд в мае 1924 года стал первой встречей с родными местами после долгого перерыва.
  2. Сестра Есенина Александра вспоминает: «Со времени его последнего приезда сильно изменился облик села, и особенно изменилась жизнь в нашей семье. Никогда не жили мы так бедно, как теперь, после голода и пожара (в августе 1922 года в селе случился большой пожар, во время которого сгорел дом Есениных), и отец с матерью как-то неловко чувствуют себя перед приехавшим гостем, но Сергей, любивший свою родину «до радости и боли», счастлив, что снова дома, среди родных, и его не смущают ни эта бедность, ни эта теснота»:
  3. Отцовский дом не мог я распознать:
  4. Приметный клен уж под окном не машет,
  5. И на крылечке не сидит уж мать,
  6. Кормя цыплят крупитчатою кашей.
  7. Стара, должно быть, стала…
  8. Да, стара.
  9. («Возвращение на родину»)
  10. В стихотворении «Метель» (декабрь 1924 г.) поэт не в ладу с самим собой:
  11. Нет!
  12. Никогда с собой я не полажу,
  13. Себе, любимому,
  14. Чужой я человек.
  15. Депрессивным состоянием лирического героя объясняются непривычно сниженные образы:
  16. …визжит метель
  17. Как будто бы кабан,
  18. Которого зарезать собирались…
  19. …если был бы в силе,
  20. То всем бы петухам,
  21. Я выдрал потроха,
  22. Чтобы они ночьми не голосили…
  23. …кот лапой мне
  24. Показывает дулю…
  25. …в ушах могильный
  26. Стук лопат…
  27. Досталось и любимому клену:
  28. Облезлый клен
  29. Своей верхушкой черной
  30. Гнусавит хрипло
  31. В небо о былом,
  32. Какой он клен?
  33. Он просто столб позорный –
  34. На нем бы вешать
  35. Иль отдать под слом.
  36. Но следом в стихотворении «Весна» в том же декабре 1924 года, когда «припадок кончен, грусть в опале», поэт просит прощения у клена за впервые в жизни нанесенную обиду:
  37. Привет тебе,
  38. Мой бедный клен!
  39. Прости, что я тебя обидел,
  40. Твоя одежда в рваном виде,
  41. Но будешь новой наделен.
  42. Без ордера тебе апрель
  43. Зеленую отпустит шапку
  44. И тихо,
  45. В нежную охапку,
  46. Тебя обнимет повитель.
  47. И выйдет девушка к тебе, водой окатит из колодца,
  48. Чтобы в суровом октябре
  49. Ты мог с метелями бороться.
  50. («Припадок кончен, грусть в опале»)
  51. Часто клен существует в стихотворении поэта как примета осени:
  52. И желтый ветер осенницы
  53. Не потому ль, синь рябью тронув,
  54. Как будто бы с коней скребницей
  55. Обчесывает листья с кленов.
  56. (Сорокоуст, 1920 г.)
  57. Вот приходит осень
  58. С цепью кленов голых,
  59. Что шумит как восемь
  60. Чертенят веселых.
  61. (Вот приходит осень, 1925 г.)
  62. Тихо льется с кленов листьев медь
  63. (Не жалею, не зову, не плачу… 1924 г.)

В последний год жизни поэт возвращается к образу клена в двух стихотворениях. Третьего октября 1925 года Есенин пишет стихотворение «Слышишь – сани мчатся, слышишь – сани мчатся?».

Настроение лирического героя стихотворения радостно-бесшабашное, разгульное, свойственное вольной русской душе: «Эх вы, сани, сани, конь ты мой буланый! Где-то на поляне клен танцует пьяный.

Мы к нему подъедем, спросим – что такое? И станцуем вместе под тальянку трое».

  • В одном из последних стихотворений, написанном 28 ноября 1925 года, за несколько дней до смерти, образы клена и лирического героя сливаются воедино:
  • Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
  • Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

  1. Словно за деревню погулять ты вышел.
  2. И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
  3. Утонул в сугробе, приморозил ногу.
  4. Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
  5. Не дойду до дома с дружеской попойки.
  6. Там вон вербу встретил, там сосну приметил,
  7. Распевал им песни под метель о лете.
  8. Сам себе казался я таким же кленом,
  9. Только не опавшим, а вовсю зеленым.
  10. И, утратив, скромность, одуревши в доску,
  11. Как жену чужую, обнимал березку.

И уже непонятно, где клен, вечный спутник поэта, где сам поэт… Какой-то грустный, одинокий этот клен, опавший, заледенелый, с примороженной ногой. Лирический герой стихотворения (Клен? Поэт?) вроде бы развеселый, разухабистый, разудалый парень, вышедший погулять за деревню:

  • Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
  • Распевал им песни под метель о лете!
  • Только вот какое-то пронзительное чувство жалости испытываешь к этому клену-поэту, который «сам себе казался… таким же кленом, только не опавшим, а вовсю зеленым!»
  • Чувствуется потерянность лирического героя, отчаяние, отстраненность от мира людей в этом распевании песен вербе и сосне, прощание какое-то в этом «как жену чужую обнимал березку».

В своей книге «Алмазный мой венец» Валентин Катаев пишет о том, как сам поэт читал это стихотворение: «Незадолго до своего конца, однажды грустным утром, ко мне зашел Королевич, трезвый, тихий, я бы даже сказал, благостный – инок, послушник. Только скуфейки на нем не было. – Ты знаешь, – негромко сказал он, – не такой уж я пропащий, как обо мне говорят. Послушай мои последние стихи.

Это лучшее, что я написал. Он подсел ко мне на тахту, как-то по-братски обнял меня одной рукой и, заглядывая в лицо, стал читать те свои самые последние прелестные стихи, которые до сих пор, несмотря на свою неслыханную простоту, или, вернее, именно вследствие этой простоты, кажутся мне прекрасными до слез. Всем известны эти стихи, прозрачные, ясные, как маленькие алмазики чистейшей воды».

  1. В последние дни жизни так же трогательно, как к клену, поэт обращается и к березке:
  2. «Береза, милая, постой
  3. не уходи…» (1925г.)
  4. Так закончился «Кленовый роман», написанный Сергеем Есениным, так закончилась жизнь поэта…

Проходят десятилетия. Одни кумиры в поэзии сменяются другими, но на фоне этой бурной жизни цветут и зеленеют в человечьем саду неувядаемые ветви великого древа русской поэзии. Для них нет осени, увядания, упадка, заката. И самая младшая, самая близкая к нам по времени и поэтому, наверное, самая щемяще родная – ветвь есенинская, солнечная, шелестящая листвой деревьев, бушующая жизнью…

Источник: http://timix.nios.ru/node/2975

Ссылка на основную публикацию