История создания
Стих был написан в 1852 г. В этот год отмечалась годовщина смерти Н. В. Гоголя. Некрасов посвятил свою работу писателю, но в то время Николай Васильевич был в опале, поэтому прямых упоминаний о нем в тексте нет. Некрасов считал, что гибель Гоголя — невосполнимая потеря для русской литературы. Также он был солидарен с позицией писателя.
В «Мертвых душах» Николай Васильевич четко обозначил свое мнение о роли творческого человека в обществе. Истинное искусство должно безжалостно обличать пороки общества, высмеивать их, отражать горькую правду.
Но Некрасов не только о Гоголе написал свое стихотворение. Он создал обобщенный образ поэта, который отражал позицию автора.
Интересно, что в 1872 году Петр Полонский написал ответный стих «Блажен озлобленный поэт». Анализ этой работы показывает, что творца создает общество. Если вокруг него будет только злоба, то он станет ожесточенным.
Краткое содержание
В первом четверостишии автор рассказывает, что по-настоящему блажен поэт, который не имеет желчи и злобы. В нем много чувств, он любит спокойно общаться с коллегами по цеху. Толпа сочувствует такому творцу, поддерживает его. Поэт не использует сатиру, ведет себя миролюбиво, поэтому он привлекателен для обывателей. Ему удается властвовать над толпой.
Современники готовы поставить памятник такому поэту. Они удивляются его уму, не злословят и не гонят его. Но существует еще один вид творческих людей — обличители. Им уготована иная судьба.
Обличитель будет стоять над толпой, использовать сатиру и подпитываться ненавистью. Его задача заключается в том, чтобы карать и высмеивать, унижать, вызывать сильные эмоции. Именно за это он будет ненавидим обществом. Его преследуют осуждения, оскорбления, злость толпы. Но это только подпитывает вдохновение творца.
Каждое произведение бунтаря будет восприниматься людьми с ненавистью. Ему не грозит строительство памятника при жизни. Но его это не беспокоит, намного важнее обличать пороки. Его настоящие заслуги оценят только после смерти.
Художественные приемы
Стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт» анализ позволяет лучше понять особенности произведения. Работу можно условно разделить на две части — в первой описывается любимец толпы, во второй — бунтарь. Композиция стихотворения построена на противопоставлении. Незлобивый поэт больше любим публикой, а обличитель вызывает только ненависть.
Жанр работы — гражданская лирика. Некрасову удалось создать два целостных образа, каждый из которых имеет свои особенности. Первый поэт мирный, спокойный, его обожает публика. Второй творец — бунтарь, он способен вызывать множество чувств, но его только оскорбляют и осуждают. При написании работы Некрасов использовал следующие средства выразительности:
- эпитеты — у поэта гений становится благородным, путь — тернистым, а ропот хвалы — сладким;
- метафора — автор считает, что первый лирический герой лишен желчи;
- сравнение — Некрасов сравнивает сочувствие толпы с ропотом волн.
Стихотворение показывает два пути развития творца. Какой из них выбрать, каждый решает сам. Некрасов предпочел стать бунтарем, он призывает обличать и осуждать пороки общества, высмеивать их. Пусть это не приносит одобрения публики, но его совесть будет чиста.
Источник: https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/blazhen-nezlobivyy-poet.html
Стихотворение «Блажен озлобленный поэт» Якова Полонского: анализ
В данном материале приведен анализ стихотворения «Блажен озлобленный поэт».
В творчестве каждого писателя существует ряд произведений, в которых подымаются важные общественные, политические и нравственные вопросы. Разносторонние взгляды авторов находят отражение в литературе в виде полемических споров.
В 19 веке было обозначено несколько литературных направлений. Особенное влияние на развитие русского общества имело гоголевское и пушкинское направление. Нейтральной позиции придерживался идеологически правильный поэт Некрасов. Отсутствие единства в отношениях между членами известной редакции «Современник» побудило писателя написать стихотворение «Блажен незлобливый поэт».
«Блажен озлобленный поэт» — анализ и история написания
Основное содержание стиха посвящено спорам о литературных жанрах. Некрасов акцентирует внимание на важности четкой гражданской позиции у поэта, позволяющей с помощью литературных произведений изменить мир к лучшему.
- На изменения в литературных кругах активно реагировал Я. П. Полонский. Во времена четких разделений интересов автор сотрудничал с представителями противоположных взглядов, работал одновременно в нескольких редакциях. Своими произведениями старался соответствовать запросам того времени.
- Полонскому была ближе тема любви, так называемого «чистого искусства». Автор прекрасно понимал важность произведений на революционные и публицистические темы, ведь они полностью отражали настроение того времени. В его понимании литературный деятель – это «нерв великого народа». Но он все же посчитал нужным вступить в литературный спор с поэтом Некрасовым.
- Полонский пишет стихотворение «Блажен озлобленный поэт», в котором подчеркивает озлобленность демократической поэзии. В этом произведении отображены противоречивые взгляды писателя. С одной стороны, он проявляет свое сочувствие к некрасовской поэзии, с другой просматриваются его завистливые эмоции.
- В его дневнике была записана фраза, которая раскрывала отношение автора к одному из направлений в поэзии. Полонский высказывал свое невольное отвращение к стихотворениям с политическим содержанием. Самые искренние произведения общественной тематики сопоставлялись автором со лживой и не совсем правдивой политикой. Некрасов, анализируя творчество Полонского, охарактеризовал его как приятную и благородную личность.
Полонский
Полонский не отдавался целиком ни одному литературному направлению. Его произведения имели меньшую значимость, чем произведения современников того времени. Успех Полонского был весьма переменчив.
Критики высказывали весьма противоположное мнение о его творчестве. Его поэзия была окутана некой загадочностью и таинственностью.
Поднятые вопросы в некоторых стихотворениях оставлены без понимания и ответа.
В произведении «Блажен озлобленный поэт» автор попытался выразить всеобщее отношение читателей к великим поэтам:
- Невольный крик его — наш крик.
- Его пороки — наши, наши!
- Он с нами пьет из общей чаши,
- Как мы отравлен — и велик.
Такое высказывание подчеркнуло проявление отзывчивости Полонского. Выразило его искреннее желание откликнуться на общественные события. В вопросах, касающихся человеческой личности, автор никогда не оставался в стороне.
В словах автора даже не очень значимые предметы воодушевлены и требуют сочувствия. Его стремительные и взволнованные отклики вносили небрежность в авторскую манеру написания и придавали произведению вялость.
Эти недостатки с лихвой перекрывались человеческими качествами Полонского.
- Стихотворная форма произведения «Блажен озлобленный поэт» имеет фольклорные мотивы. Для того, чтобы привлечь внимание читателя и детальнее раскрыть поднятую тему, автор использует большое количество художественных средств. Используемые эпитеты приумножают силу его высказываний.
- Стихотворение было написано Полонским в двух редакционных версиях. Острая критика одного из вариантов была отвергнута некоторыми журналами. Отрицательное отношение Полонского к взглядам Некрасова, было интерпретировано как ненавистное отношение к автору.
- Стихотворение можно условно разделить на две составляющие. В первой части читателю представлена характеристика литературного героя, во второй – влияние общества на его жизнь. Произведение имеет лирический характер с гражданской тематикой. Метафоры стиха наполнены глубоким смыслом. За каждой фразой подразумевается проблематика той эпохи. Вчитываясь в слова произведения, несложно заметить их глубокую правдоподобность и загадочную грусть. Начало стиха сопровождается простодушием автора. К концу высказывания приобретает мучительны характер.
- Полонский попытался проанализировать взаимоотношения писателя и общества. Показать насколько сильное негативное влияние оказывает озлобленное окружение на творчество поэта. Полонский называет людей «детьми озлобленного века», подчеркивает нехорошие времена того времени. Ожесточенное настроение народа поглотило Некрасова и завладело его сердцем. Лирический герой ищет просвет в этой тьме невежества и злости. Выход из сложившейся ситуации. Полонский иронически и с сожалением высказывается о подобном процессе.
Ожесточенный район
В начале произведения Полонский превозносит творческую личность. Вне зависимости от выбранного направления в литературе, каждый автор вносит весомый в клад в нашу жизнь и достоин уважения.
В несовершенстве произведений писателя виновато его окружение. Человеческое невежество притупляет эмоции и опустошает духовный мир автора.
Наблюдая за переменчивой ситуацией в политической борьбе, лирический герой остается верен своим идеалам.
Положительные эмоции уступают место холодным расчетам и стратегиям. Противоречивость происходящих событий вызывает у поэта недоверие к окружающим и становится причиной душевных страданий. «Ярмо сомнений» оказывает давление на автора.
Он пророчит нерадостное развитие событий. Ему хочется предостеречь окружающих, но он не видит никаких изменений вокруг. Как показывает анализ произведений прошлых периодов, в литературе часто предугадывается дальнейшее развитие событий.
В конце произведения у литературного героя наблюдается смена настроения. Он перестает идти на поводу у чужих ожиданий. Высказывает свое резкое отношение к происходящим событиям, но при этом не забывает сказать о своей любви ко всем людям. Это светлое чувство подталкивает нас к правильным мыслям и выводам. В авторской любви заключено спасение.
Герой произведения не боится высказать свою точку зрения. Его выводы подкреплены собственным умом, а не мыслями со стороны. Обманное поведение окружающих не вызывает доверия. Ему не нужны подсказки или чье-то покровительство.
Не боится вызвать неприязнь «мужей солидных». Он хочет раскрыть глаза окружающим на происходящие события, вернуть их к реальности. Непоколебимая позиция автора находит поддержку среди народа.
Герой примиряет на себя сложившиеся обстоятельства.
Невольный крик поэта подчеркивает его силу слова. Озлобленный поэт обладает исповедальным характером и имеет психологические составляющие.
Простота и душевность произведений Полонского находила поддержку среди современников того времени и близка сегодняшнему читателю. Его творчество сыграло весомую роль в обогащении русской литературы.
Автор
Непростые отношения Некрасова и Полонского состояли не только из литературных споров. В некоторых произведениях авторы находили сходство в своих взглядах. Их поэзия совпадала как по названию, так и содержанию. Полонский, вслед за современником, углублялся в народную тематику. После кончины Некрасова, Полонский выразил свое отношение автору в литературных строках:
- Поэт и гражданин, он призван был учить,
- В лохмотьях нищеты живую душу видеть,
- Самоотверженно страдающих любить
- И равнодушных ненавидеть.
Произведение «Блажен озлобленный поэт» в полной мере отображает предрасположенность автора к лирическим высказываниям и выявляет колебания поэта между литературными направлениями.
Анализ произведения помогает выявить важные аспекты взаимоотношений человека и общества, повышает продуктивность повышения самооценки. Каждое новое прочтение открывает перед читателем новый смысл написанного.
В произведениях автора заключена не только историческая, но и эстетическая значимость.
Видео: От чего отталкивался Полонский при написании стихотворения: стихотворение Некрасова
Источник: https://heaclub.ru/stihotvorenie-blazhen-ozloblennyj-poet-yakova-polonskogo-analiz
Жизнь Якова Полонского. Образ поэта-гражданина
Полонскому было хорошо известно стихотворение Некрасова «Блажен незлобивый поэт…», написанное в 1852 году:
- Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет - Друзей спокойного искусства;
- Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе – - Сей пытки творческого духа;
- Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой - С своей миролюбивой лирой.
- Яков Петрович в своем стихотворении, написанном в 1872 году, по-иному развивает тему, намеченную «печальником горя народного», и создает обобщенный образ поэта-гражданина:
- Блажен озлобленный поэт,
Будь он хоть нравственный калека,
Ему венцы, ему привет - Детей озлобленного века.
- Он как титан колеблет тьму,
Ища то выхода, то света,
Не людям верит он — уму, - И от богов не ждет ответа.
- Своим пророческим стихом
Тревожа сон мужей солидных,
Он сам страдает под ярмом - Противоречий очевидных.
Всем пылом сердца своего
Любя, он маски не выносит
И покупного ничего
В замену счастия не просит.
…………………………..
Невольный крик его — наш крик,
Его пороки — наши, наши!
Он с нами пьет из общей чаши,
Как мы отравлен — и велик.
Издатель «Вестника Европы» М.М. Стасюлевич, которому Полонский предложил стихотворение, печатать его отказался, очевидно, из опаски приобрести репутацию редактора, поощряющего поэзию революционного и публицистического звучания.
В письме Полонскому Михаил Матвеевич, хорошо знавший характер поэта, откровенно признавался: «Добрейший Яков Петрович, если бы не Вы мне сами отдали эти стихи, то не поверил бы, что они Ваши. Это совсем не похоже на Вас: Вы не умеете злиться и ругаться, а тут то и другое есть.
Наконец, слепой увидит, к кому Вы адресуете эти строфы: это ведь личность». В ответном письме от 23 февраля 1872 года Яков Петрович возражал: «Когда я писал стихи мои, я имел в виду вовсе не Некрасова, а Истину, — ту истину, которой не угадал Некрасов, когда писал стихи свои: «Блажен незлобивый поэт»…
К нему обращать стихи мои — и только к нему — было бы прилично, если бы было справедливо. Но это несправедливо, а стало быть, и неприлично. Факт тот — что в 19 веке — европейское общество сочувствует не незлобивым, а озлобленным — и стихи мои не что иное, как поэтическая формула, выражающая этот факт.
Почему это так? Какая причина, что, чем глубже, смелее и всестороннее отрицание, тем более в нас восторженного сочувствия, и почему положительные идеалы, как бы крупны и блестящи они ни были, восторгом сладостным наш ум не шевелят?
Это решать уже не мое дело — это дело критики (если таковая имеется). Я сам наполовину сочувствую отрицателям, сам не могу освободиться от их влияния и нахожу, что в том есть своя великая, законная причина, обусловливающая наше развитие…
Знаете ли Вы, скажу Вам между прочим, отчего происходят мои скитания по редакциям? Вероятно, Вы думаете, что это происходит по слабости моего характера. Напротив, оттого, что у меня его слишком много. Никак не могу я к чему-нибудь или к кому-нибудь примениться — писать в одном тоне, связать мысль мою.
Никому я вполне угодить не в силах, никакая редакция не станет печатать всего того, что мне вздумается написать, — каждая непременно хочет, так сказать, процедить меня. Может ли при этом сохраниться личность или характеристические черты писателя? Едва ли.
Уничтожьте дурные стороны лица, сгладьте угловатости, сотрите тени — и лица не будет».
Это письмо Полонского выходит за рамки частного послания поэта издателю. В нем автор размышляет о творческом поведении писателя вообще и о своем характере в частности.
Размениваться по мелочам Полонский не мог, раздвоенности личности творца не терпел и предпочитал рассылать свои произведения по разным редакциям, вместо того чтобы править их в угоду тому или иному редактору или издателю.
Он понял главное в литературном (впрочем, не только в литературном) творчестве: главное — оставаться самим собой. Все остальное сделает время.
Полонский объяснил свою творческую позицию редактору-издателю «Вестника Европы» достаточно убедительно, однако осторожный Стасюлевич опубликовать стихотворение отказался.
Полагают, что первоначальный вариант стихотворении Полонского, посланный Стасюлевичу, был более острым и тенденциозным. В нем отчетливо звучали антинекрасовские мотивы.
Б.М. Эйхенбаум отыскал и опубликовал этот вариант. Эпиграфом к этому варианту послужила строка Некрасова «Блажен незлобивый поэт», а само стихотворение имело заголовок «Мы и поэты».
Блажен озлобленный поэт, Будь он хоть нравственный калека, Ему так искренен привет Больных детей больного века! Кто свой художественный труд Считает суетной забавой, Кто сам в людской не верит суд, Но жадно гонится за славой -Кто желчи дорогой запас Хранит как лучший дар страданья, Кто как детей пугает нас Холодным смехом отрицанья…
Брани того, кого браним, И если ты неуязвим, Как Бог — с такими божествами Иметь мы дело не хотим…
Очевидно, переписка со Стасюлевичем заставила Полонского переработать свое стихотворение, сгладив некоторые «острые углы» и смягчив спорные места. Впервые оно увидело свет два года спустя в литературном сборнике «Складчина», вышедшем в Петербурге в 1874 году в пользу пострадавшим от голода в Самарской губернии.
Тургенев, вообще не жаловавший Некрасова, оценил стихотворение Полонского, перекликающегося с некрасовской «музой мести и печали», весьма сдержанно.
В письме к автору стихотворения из Парижа от 2 (14) марта 1872 года он сообщал: «По заведенной между нами привычке быть откровенным скажу тебе, что присланное тобою стихотворение «Блажен озлобленный поэт» не совсем мне нравится, хотя и носит печать твоей виртуозности.
Оно как-то неловко колеблется между иронией и серьезом -оно либо недовольно зло, либо не довольно восторженно — и производит впечатление в одно и то же время и неясное и напряженное».
Полонский с оттенком некоторой зависти к «поэту-гражданину» писал Тургеневу в 1873 году: «Изо всех двуногих существ, мною встреченных на земле, положительно я никого не знаю счастливее Некрасова. Все ему далось — и слава, и деньги, и любовь, и труд, и свобода».
Сам же Полонский, кроме внутренней свободы и любви ничего не имел. А что же слава? Она, как известно, дама капризная — не каждому в руки дается.
«Скажут, что я славолюбив, — писал он в дневнике, — но у меня нет ни сребролюбия, ни сластолюбия — надо же живому человеку хоть какую-нибудь страсть иметь…»
Но, как это ни странно, шлейф дурной «славы», а вернее — откровенных сплетен тянулся за ним по всему Петербургу.
Люди, хорошо знавшие добрый характер поэта, его трезвый образ жизни, поверить в эти пересуды не могли, но от злых языков разве можно было куда-то спрятаться? Полонский сам признавался: «Раз зашел я к одному доктору — кажется Красильникову, он меня спрашивает: лежал ли я в такой-то больнице?
- — Никогда не лежал ни в какой больнице.
- — Никогда?
- — Никогда!
- — Странно — там лежал недолго какой-то Полонский, который называл себя поэтом, буянил, посылал прислугу за водкой и грозился во всех газетах напечатать на больничное начальство донос или пасквиль, если оно будет стеснять произвол его».
- Вот еще одно признание Полонского: «Сослуживец мой, член комитета Любовников, раз ехал в дилижансе на Парголово. В дилижансе шла речь о русских поэтах:
- — Все пьяницы, — сказал один из пассажиров.
— А Полонский? — спросил другой.
— С утра без просыпу пьян, — утвердительно сказал тот же пассажир». Яков Петрович близко принимал к сердцу подобные пересуды, но его действительная слава, слава глубоко самобытного русского поэта, с годами становилась все прочней и шире.
Источник: https://jakovpolonsky.ru/node/837
Анализ стихотворения «Блажен незлобивый поэт» (Н. Некрасов) | Литрекон
Николай Некрасов, как и многие русские поэты, по-особенному видел предназначение поэтического творчества. Понять внутренний мир автор, увидеть мотив, проходящий красной нитью сквозь всю его поэзию, вам поможет Многомудрый Литрекон, который подготовил разбор произведения «Блажен незлобивый поэт».
История создания
Произведение было создано на годовщину смерти великого сатирика – Н.В. Гоголя (1852 год). Некрасов разделяет мнение писателя о предназначении деятеля литературы (которое Н.В. Гоголь выразил в лирических отступлениях поэмы «Мертвые души»).
Он считает, что истинное искусство показывает все недостатки общества, отражает самую неприятную правду. Несмотря на то, что прототипом «обличителя толпы» мог быть Н.В.Гоголь, Некрасов создал обобщенный образ поэта, к которому причислял и себя.
Жанр, направление, размер
Основную часть своего творчества Некрасов посвятил гражданской лирике. К этому жанру можно отнести и стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Направление произведения – реализм. Ему свойственно изображение современного общества, все персонажи реальны.
Некрасов раскрывает черты характера истинного поэта, пишет о его нелегкой судьбе. Особенность лирического героя заключается в том, что он «любит ненавидя».
У автора любовь к Родине проявляется через обличение её пороков, через отрицание. «Карающая лира» — вечный спутник героя стихотворения.
Перенимая традиции предшественников и в теме, и в размере, Некрасов пишет произведение четырехстопным ямбом.
Композиция
Композиция стихотворения основана на контрасте. «Незлобивый поэт» противопоставляется «обличителю толпы». Таким образом, произведение разделяется на две части, в каждой из которых создан разный «лексический мир»:
- «звуки одобренья» — «дикие крики озлобленья»;
- «миролюбивая лира» — «враждебное слово отрицанья»;
- «при жизни памятник готовят» — «со всех сторон его клянут».
Основная мысль раскрывается на контрасте двух образов, который подчеркивается приемом композиционной антитезы.
Образы и символы
Центральный образ в стихотворении – образ поэта. Автор показывает два типа деятелей искусства. В первой части изображен «незлобивый поэт», который заслуживает и уважение к себе, и обожание своей «миролюбивой лирой».
Его считают умным, при жизни ставят памятник, однако деятельность такого рифмоплета бесполезна, по мнению лирического героя. Во второй части представлен «обличитель толпы». К таким относит себя и лирический герой стихотворения.
Такой поэт с ненавистью, вооруженный сатирой, выливает всю желчь на окружающий мир. Его повсюду ожидают «дикие крики озлобленья», и речь «плодит ему врагов суровых».
Но в этом проявляется любовь поэта к своей отчизне – в готовности всегда способствовать процветанию родины, видеть все слабые места, но не переставать испытывать самые искренние и сильные чувства.
Как и в стихотворении «О Муза! я у двери гроба…», в произведении «Блажен незлобивый поэт» создан образ толпы. Лирический герой с иронией относится к обществу, которое его окружает.
Люди предпочитают «миролюбивую лиру», в которой нет дерзкой сатиры, резкого и грубого тона. Они гонят и презирают того, кто указывает на их несовершенство, обличает «страсти и заблуждения» толпы.
Лирический герой смеётся над таким обществом обывателей. «И умные, и пустые люди» одинаково судят поэта — обличителя.
Темы и проблемы
Основная тема данного стихотворения – предназначение поэтического ремесла. Некрасов в этом вопросе придерживается гражданской позиции: по его мнению, лира должна идти на благо обществу. Предназначение поэта состоит в том, чтобы показывать народу слабые места общества, несовершенство сложившегося порядка.
Также автор затрагивает тему патриотизма. Он воспевает любовь к своей Родине через ненависть, ведь поэт должен обличать невидимые другим «тёмные» стороны России, но при этом ни за что не отступаться от неё, всегда идти бок о бок с народом.
В стихотворении отражена проблема трагической судьбы поэта-обличителя. В отличие от «незлобивого», которому народ при жизни ставит памятник, его — «преследуют хулы», «со всех сторон его клянут». Такого автора ожидает лишь непонимание общества, вечное гонение. Он служит для тех, кто неуважительно относится к его труду. К сожалению, лишь после смерти они поймут, как «любил он — ненавидя!».
Основная идея
Главная мысль стихотворения – отразить миссию поэта, которая состоит в том, чтобы пробуждать своей лирой деятельную любовь к родине, поднимать народ к борьбе с несправедливостью.
Чистое искусство услаждает слух богачей, из-за этого они и не задумываются о судьбе бедняков и все также паразитируют на них.
Но если творчество обрушит на них всю правду, заставит объективно оценить происходящее, тогда и перемены не заставят себя долго ждать.
Смысл стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт» — донести до читателя сущность этой ненавидящей любви. Прежде всего, такому поэту необходимо быть настоящим гражданином.
Задача искусства – приносить пользу обществу, а не создавать «миролюбивую лиру». Нужно обжигать дерзкой сатирой, острить, обличать.
Только тогда деятель искусства (в частности – поэт) будет выполнять своё истинное предназначение.
Средства художественной выразительности
Некрасов в стихотворении использует различные тропы, понимание которых необходимо при анализе произведения.
В произведении можно увидеть такой троп, как метафора. Она встречается уже в первой строфе. Выражение «в ком мало желчи, много чувство» означает тихий, спокойный нрав поэта. Он не будет противостоять обществу, создавать абсурдные стихотворения, поражающие людей правдой.
Так же во второй строфе Некрасов использует сравнение. «Сочувствие в толпе» он называет «ропотом волн». Ведь для поэта хвала людей, уважение – так же ласковы, как и звуки умиротворенной стихии.
Важную роль в лирическом тексте играют эпитеты. Они придают словам необходимый оттенок: «благородный гений», «тернистый путь», «сладкий ропот хвалы», «дикие крики озлобленья».
Анастасия Сметанова
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/blazhen-nezlobivyj-poet-nekrasov/
Яков Петрович Полонский (1819-1898)
Не нужно думать, что писатели всегда полностью принадлежат к тому или иному направлению, или течению.
Полонский очень разбрасывался, метался между Некрасовым и Тургеневым. Если судить по его воспоминаниям, глубокая привязанность у него была еще со студенческих лет к Фету, жившему на квартире у родителей Ап. Григорьева за Москвой-рекой, в переулке у Спаса в Наливках.
«Афоня и Аполлон» были друзьями, и Полонского нередко приглашали обедать. Тут и происходило взаимное очарование стихами, беседами о Языкове, Гейне, Гете и, увы, о Бенедиктове, моду на которого вскоре убил Белинский.
«Электризовал» этот критик Полонского и своей горячей статьей об игре Мочалова в роли Гамлета, кумира московской студенческой молодежи, пережившей своего рода катарсис на спектаклях Мочалова, сумевшего показать активного, действующего Гамлета. Но и тут дело далеко не пошло.
С самим Белинским поэт не успел познакомиться: тот переехал в Петербург.
Трудно было Полонскому в начале творчества не подпасть под влияние Некрасова – кумира эпохи. Хотя и есть, как заметил Тургенев, в стихотворении Полонского «Блажен озлобленный поэт» (1872) какое-то «неловкое колебание между иронией и серьезностью».
В целом Полонский преклонялся перед «силой отрицанья» Некрасова, видя в его любви зародыши плодотворных идей, подсказывающих «выход из страданья». Но сам Некрасов полон «противоречий очевидных»: «Он с нами пьет из общей чаши,/Как мы, отравлен и – велик».
Поэтические параболы Полонский способен был трезво прокомментировать в письме к М.М. Стасюлевичу, отказавшемуся печатать одно из его стихотворений в «Вестнике Европы»: «Было время, когда я глубоко сочувствовал Некрасову и не мог ему не сочувствовать.
Рабство или крепостное право – дичь наверху, невежество и мрак снизу – вот были предметы его отрицания».
Полонский решительно выступает против травли Некрасова, начавшейся после его смерти. Он вспоминает, как посещал умиравшего великого поэта, как тот и на одре учил «гражданству», в страданиях был стоек – «боец», а не «раб». «И верил я ему тогда, / Как вещему певцу страданий и труда» («О Н.А. Некрасове»).
Но в самом поэтическом творчестве Полонского это модное «гражданство» мало проявилось. Оно чаще оборачивалось риторикой («В альбом К. Ш…»).
Среди хаоса современной жизни Полонский предпочитает «вечные истины», не поклоняется «металлу», то есть «железному веку», как сказал бы Боратынский: «Случайность не творит, не мыслит и не любит» («Среди хаоса»).
Он не знает, кто изменит жизнь: «Пророк-фанатик вдохновенный/Или практический мудрец» («Неизвестность»). Он не знает, откуда придет избавление: «от церкви, из Кремля, из града на Неве или с Запада», ему до этого нет дела, было бы только избавление («Откуда?!»).
Первый сборник стихов Полонского «Гаммы» вышел в 1844 году, и отзыв о нем Белинский дал в годовом обзоре литературы. Критик отметил «чистый элемент поэзии», но отсутствие взгляда автора на жизнь. А следующий сборник – «Стихотворения 1845 года» – критик начисто зарубил. Позднее сурово отозвался о Полонском и Щедрин (1869).
Поэт назван «второстепенным», литературным «эклектиком», не имеющим своей физиономии. Его губит «неясность созерцания». Неоформленные страдания свойственны Полонскому: так он сочувственно изображает В.И. Засулич в стихотворении «Узница» («Что мне она! – не жена, не любовница»). Но больше он исповедовался в своих симпатиях и воспоминаниях о Фете и Тютчеве.
Один из них – участник игр богов вселенной, а в другом сверкали искры божьего огня. Особенно млела душа Полонского от встреч с Тургеневым. В Лутовинове он провел с семьей два лета перед кончиной писателя. Вспоминались и проказы молодости, когда в 1855 году здесь же, в Лутовинове, сочинялась сатира на Чернышевского под названием «Школа гостеприимства».
В этом фарсе участвовали Григорович, Боткин, Дружинин и сам Тургенев, хотя в фарсе высмеивались заодно и некоторые черты характера хозяина имения.
Чисто внутренним вопросом роста самого Полонского, почти без всякого общественного значения, была его проза: зарисовки старого Тифлиса, повесть «Женитьба Атуева» (о судьбе нигилиста, воспитанного на идеях романа «Что делать?» Чернышевского).
Роман «Признания Сергея Челыгина», расхваленный Тургеневым как «шедевр» Полонского, имел некоторые достоинства в обрисовке бюрократической системы, губящей чистого душой человека. Но в большую литературу проза Полонского не вошла.
То же самое можно сказать и о поэмах, за исключением прелестного «Кузнечика-музыканта» (1859) – гротескной фантасмагории в духе животного эпоса. Что же самое ценное у Полонского? – Лирика, романсы, размышления о бренности бытия, томные ожидания счастья без страстных срывов и мук любви. Многие стихи положены на музыку А.
Рубинштейном: «Ночь» («Отчего я люблю тебя, светлая ночь?»), «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), ставшая народной песней, на ее слова сочинена музыка П. Чайковским. Это стихотворение, видимо, в каком-то варианте существовало еще в 40-х годах, так как Фет цитирует его в своих воспоминаниях, говоря о первых встречах с Полонским.
Стихи Полонского положены на музыку также А. Даргомыжским, П. Булаховым, А. Гречаниновым, С. Танеевым. Наиболее выдающимися у Полонского следует признать два-три десятка стихотворений, из которых часть уже перечислена.
Укажем еще на некоторые: «Солнце и месяц» («Ночью в колыбель младенца»), «Зимний путь» («Ночь холодная мутно глядит»), «Муза» («В туман и холод внемля стуку»), «К демону» («И я сын времени»), «Колокольчик» («Улеглась метелица… путь озарен»), «Последний вздох» («Поцелуй меня…»), «Подойди ко мне, старушка», «За окном в тени мелькает» и др.
Лирический герой у Полонского – целиком посюсторонний человек с его земными страданиями, но человек ущербный, неудачник. Он обделен любовью, дружбой, ни одно чувство не разгорается. Какая-нибудь самая малая причина мешает, спугивает его.
Равно и отзывчивое участие в чужом горе лишено самопожертвования, оно только смягчает боль. Бескорыстие вселяет в душу героя нерешительность, но и оставляет за ним свободу выбора, лишенного всякого эгоизма. Любимый мотив у Полонского – ночь, луна.
Русские, итальянские, шотландские пейзажи вырисовываются в самых общих чертах, оставаясь романтически неопределенными, таинственными.
Полного сладкогласия в стихах Полонского нет: в них слишком много рассудочности, им не хватает вариативности в разработке заданного мотива и тона. Исключение, может быть, составляет «Песня цыганки». Жестокий романс скрадывается условностями цыганского быта.
Чувства здесь напоминают те самые «искры», которые «гаснут на лету», свидание «на мосту» без свидетелей, в тумане встреча легко может быть сменена разлукой, а стянутую на груди «шаль с каймою» – символ союза завтра может развязать кто-то другой.
Такова непостоянная любовь цыганки.
Полонский понимал, что милые его сердцу воспоминания детства, наивные представления о природе, усадебном бытии, о садах и парках с их тенистыми аллеями, запахами цветов и трав – все это обречено в современном мире.
Резко меняются способы передвижения людей, железные дороги пересекают пространства, и лесок, и березы, и колокольни, родные кровли, люди – все предстает в ином свете и измерении, закружившись в бешеном беге («На железной дороге»: «Мчится, мчится железный конек!»).
Это новое видение мира подготавливает мотивы поэзии Апухтина, Фофанова, Случевского.
Полонский сознавал, что время изменяет и внутреннюю логику вещей. Если точно ей следовать, то легко прослыть за сумасшедшего среди людей обыденного сознания. Много несуразного и неразумного творится в окружающей истории («Сумасшедший»), И это стихотворение даже самим названием подготавливает еще более дисгармонического «Сумасшедшего» Апухтина, долго не сходившего с эстрады.
- У Полонского нет фетовских импрессионистических деталей: он весьма повествователен в лирике, у него эпитеты – прямых значений, но он любит шорохи камыша, переливы соловьиного пения, причудливые облака, слияние луча зари с лазурью волн в утреннем рассвете. Общение с природой врачевало его сердце:
- Улыбнись природе!
- Верь знаменованью!
- Нет конца стремленью —
- Есть конец страданью!
- Алексей Константинович Толстой
- (1817-1875)
В «чистое искусство» А.К. Толстой, как и Полонский, входит своей лирикой. Но, в отличие от Полонского, большие жанровые формы у Толстого – роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия, в которую входит историческая драма «Царь Федор Иоаннович», – первоклассные произведения русской литературы.
И по темпераменту Толстой – чрезвычайно активный писатель, проповедовавший свою определенную доктрину: самодержавие обречено, если перестанет опираться на родовитое боярство, оно (самодержавие) и в прошлом наделало много зла, пустило много крови, закабалило народ – власть, самая абсолютная, обязана считаться с нравственными принципами, иначе превращается в тиранию.
Толстой весьма критически относился к цензурному произволу, политике Муравьева-Вешателя, к реформе 1861 года, гражданской казни над Чернышевским, язвил по поводу высоких правительственных чинуш и создал обобщающую сатиру на государственную бюрократию – «Сон Попова» (1882).
Саркастически рисует он смену помпадуров на русском троне в сатире «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1883), (Тимашев – министр внутренних дел при Александре II). Рефреном после каждого царствования звучат летописные слова с вариациями: «Земля наша богата,/Порядка в ней лишь нет».
Но смелый и независимый по отношению к властям, Толстой не разделял и убеждений «нигилистов» (сатира «Порой веселой мая»), с их атеизмом, проповедью безначалия, «равенства» – этой «глупой выдумки 93-го года». В демократической журналистике отмечали: «Основная мысль гр. Толстого была лягнуть ненавистный современный прогресс…».
Он высмеивает прожектёрские рецепты исцеления общества (сатира «Пантелей-цели-тель», 1866). Партию «Современника» язвил, как мог: «И приемы у них дубоватые,/И ученье-то их грязноватое»:
- И на этих людей,
- Государь Пантелей,
- Палки ты не жалей
- Суковатыя.
- Рьяно призывает Толстой противостоять нахлынувшему пропагандистскому потоку губителей всего заветного, всего прекрасного («Против течения», 1867).
Народное благоденствие, единство сословных интересов Толстой видел только в прошлом, в Киевской и Новгородской Руси.
Много написал он исторических баллад «с тенденцией», прославляя богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича, благочестивых князей – Владимира-Крестителя, сокрушителей всякой нечистой силы, предприимчивых ушкуйников.
Толстой возрождал рылеевский жанр думы, но с некоторой поправкой: для него герои – не прямые тираноборцы, народные защитники, а праведники, сражающие тиранов своей моральной силой: князь Михаиле Репнин, Василий Шибанов. Сюжеты брал большей частью из «Истории…
» Карамзина: Иван Грозный пронзил жезлом ступню на ноге Шибанова только за то, что тот, слуга изменника Андрея Курбского, бежавшего в Литву, привез грозному царю язвительное послание от своего хозяина.
В современной смуте Толстой видел борьбу полярных противоположностей. Заостряли свои требования радикалы и ретрограды, «западники» и «славянофилы».
Толстой не становился на сторону ни одной из этих партий. Ему нужна была свобода для изъявления своей личности, своих убеждений и настроений.
Он сам хорошо выразил межеумочность своей позиции: «Двух станов не боец, но только гость случайный» (1867).
- Та свобода, которую он так оберегал для себя, побуждала его к лирическим излияниям:
- Колокольчики мои,
- Цветики степные,
- Что глядите на меня,
- Темно-голубые?
- (1854)
Толстой считал «Колокольчики» одной из самых удачных своих вещей. На таком же взлете написан и другой шедевр: «Звонче жаворонка пенье» (1858).
Современники упрекали Толстого в салонности его песен. Но салонность не может идти в упрек, если с ней связана определенная культура чувства, изящество поэтического выражения, например «Средь шумного бала» (1856).
Комментаторы давно установили, что «Средь шумного бала» по основному мотиву связано со стихотворением Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски», а стих «В тревоге мирской суеты» внушен пушкинским посланием А.П.
Керн – «Я помню чудное мгновенье» («В тревогах шумной суеты»). «Средь шумного бала» – не «мотыльковая» поэзия, не из области причуд и паркетно-салонных увлечений. Здесь – музыка любви, ее тайны, случайное и неслучайное в ней.
Финал: «Люблю ли тебя, я не знаю,/Но кажется мне, что люблю» – сродни той контраверсии, которой заканчивается послание Пушкина к Алине Осиновой («Признание», 1826):
Ах, обмануть меня не трудно,
Я сам обманываться рад!
Толстой находил чистую поэзию в повседневности, в том, что видели его глаза. Этот «вещественный предел» лежит в основе только упомянутого шедевра «Средь шумного бала».
Стихотворение возникло вследствие тех чувств, которые Толстой пережил на одном из петербургских маскарадов, на котором познакомился со своей буду, щей женой – Софьей Андреевной Миллер. Такое предопределение, или бунинская «грамматика любви», было в нравах дворянского круга: и Татьяна пишет заветный вензель О. да Е.
, и Кити и Левин объясняются в любви при помощи букв, а эта черта в «Анне Карениной» – автобиографическая: также, разгадывая по начальным буквам слова, объяснился в любви Лев Николаевич Толстой со своей Софьей Андреевной. Свою «тайну» пытается разгадать и лирический герой «Средь шумного бала».
И вместе с тем в стихотворении затронута вечная тема, несословная: любовь – достояние общечеловеческое, всякий проходит ее испытание, первые муки выбора, и лирический экстаз чувства, и «дивный голос», и «тонкий стан», смех звонкий и грустный, всю смену впечатлений:
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь.
Недаром это стихотворение нравилось Л.Н. Толстому.
Непосредственное наблюдение перевешивает у Толстого даже тогда, когда его поэтическая мысль находится в плену чужого образца.
В восторженном описании Украины: «Ты знаешь край, где все обильем дышит», целиком построенном на личных впечатлениях, ибо имение Толстого Красный Рог находилось на Черниговщине, где поэт провел свое детство, а потом и долго живал, и там скончался, – можно услышать интонации «Миньоны» Гете.
Пластическая живописность, композиционная стройность, придававшие полнозвучность каждому стиху, сообщали особую музыкальность лирике Толстого.
Не случайно на его тексты написаны знаменитые романсы Чайковским, Римским-Корсаковым, Балакиревым, Рубинштейном, Мусоргским, Кюи, Танеевым, Рахманиновым. Тут они находили неисчерпаемый источник вдохновения.
Недаром сложилось мнение в критике, что лирик Толстой более известен по чувствительному пению, нежели своими стихами. Но, думается, одно другому не мешает.
Источник: https://megaobuchalka.ru/2/150.html