Нос
Иван Яковлевич, Петербургский цирюльник, в хлебе, спеченном его женой на завтрак, обнаруживает человеческий нос. Он ему знаком – нос принадлежит майору Ковалеву. В приступе паники мужчина принимает решение избавиться от странного предмета и выбрасывает его с моста в реку. За этим занятием его задерживает квартальный надзиратель.
В то же время у себя в квартире просыпается мелкий чиновник Ковалев. Подойдя к зеркалу с желанием проверить исчез ли прыщик, появившийся прошлым днем на носу, коллежский асессор с удивлением обнаруживает пропажу самого носа.
Приняв решение ехать к полицмейстеру, Ковалев сталкивается на улице с собственным носом, который невозмутимо отправляется в церковь.
Последовавший за ним майор решает обратиться к носу, но, обратив внимание на красивую девушку, упускает из виду.
Обер-полицмейстера не оказывается дома, когда Ковалев туда приезжает и расстроенный мужчина отправляется в редакцию газеты с намерением дать объявление о пропаже части тела. Работающий там чиновник отказывает майору.
Поникший мужчина возвращается домой тем временем размышляя о причинах пропажи носа. За эти занятием его застает квартальный полицейский, который пришел сообщить о задержании носа. Нос наконец-то передан владельцу, однако попытки вернуть его на место не приносят результата. Даже доктор не в состоянии помочь Ковалеву.
Тем временем слухи распространяются по городу, все стремятся удовлетворить свое любопытство. Майор Ковалев пишет письмо штаб-офицерше Подточиной, считая, что данная ситуация – ее рук дело. Однако женщина находится в не меньшем удивлении, нежели сам асессор.
Через несколько недель, проснувшись утром, Ковалев замечает, что его нос вновь вернулся на место.
Невский проспект
На Невском проспекте встречаются два мужчины художник Пискарев и молодой поручик Пирогов. Во время прогулки они обращают внимание на двух незнакомок. Пискареву очень нравится брюнетка, и он следует за ней до публичного дома.
Поняв, где оказался, мужчина тут же убегает оттуда, сожалея, что прекрасная незнакомка там работает. Дома художнику приносят приглашение от девушки. Озадаченный Пискарев приезжает на великолепный бал, где встречает хозяйку и влюбляется в нее.
Проснувшись у себя дома, молодой человек понимает, что все оказалось сном и очень сожалеет об этом. Чтобы быть вместе с возлюбленной хотя бы во сне, художник принимает опиум.
Не в силах более совладать с эмоциями Пискарев едет к красавице и делает ей предложение, на которое получает отказ. Через несколько дней юношу находят дома, покончившим жизнь самоубийством.
В свою очередь поручик Пирогов узнает, что понравившаяся ему блондинка является женой немца Шиллера. Юноша старается всеми силами добиться расположения девушки. В один из таких моментов их застает ее муж, который выгоняет Пирогова. Поручик недолго переживает над этим происшествием, ведь в жизни много более увлекательных занятий.
Шинель
При рождении титульному советнику дали причудливое имя, которое приносит ему немало неудобств. Его зовут Акакий Акакиевич Башмачкин. Мужчина привык к постоянным подшучиваниям со стороны сослуживцев, но это не мешает ему с огромным усердием выполнять свою работу – переписывать документы. Даже после работы, дома он продолжает писать, находя в этом персональное удовольствие.
Размеренную жизнь внезапно нарушает печальное событие – шинель чиновника приходит в негодность и не подлежит ремонту. Ограничивая себя во многих вещах, Акакий копит деньги на новую. Когда сумма наконец собрана и новая шинель куплена, радости мужчины нет предела. Сослуживцы восхищаются обновкой советника, что еще больше радует его.
Возвращаясь домой, после ужина у знакомого чиновника, на Акакия неожиданно нападают и забирают шинель. Частный пристав не может помочь мужчине и тот обращается за помощью к значительному лицу. За обращение не по уставу Башмачкин получает выговор, что доводит его до лихорадки и смерти.
Ходят слухи, что ночью на мосту появляется мертвец, очень похожий на Акакия, и забирает у всех прохожих шинели. До значительного лица доходят новости о смерти Акакия, что вызывает в нем сочувствие.
Поехав развлечься, он оказывается схваченным не кем иным, как покойным Башмачкиным, который снимает с него шинель. Этот случай служит уроком значительному лицу: он перестает всем докучать строгостью.
С тех пор мертвец перестает показываться на мосту, лишь позже там появляется высокое привидение с густыми усами.
Портрет
Бедный художник Чертков находит в лавочке портрет неизвестного азиатского мужчины. Принеся портрет домой, мужчина его внимательно рассматривает. Его поражают необычайно живые глаза нарисованного мужчины. Во сне Чертков видит как мужчина с портрета подходит к нему и показывает мешок, заполненный свертками с деньгами. Когда один из них выпадает, молодой художник хватает его и просыпается.
Пришедший утром хозяин квартиры хочет получить у Черткова плату за нее, однако у того нет денег. Юноша решает расплатиться купленной картиной. Сняв ее, он обнаруживает в раме сверток с тысячей червонцев. Художник расплачивается с хозяином, находит себе новое жилье.
Благодаря объявлению в газете у него много заказчиков и он становится модным и известным художником. Несмотря на это, талант Черткова постепенно исчезает, и вскоре он сам это замечает. Парень начинает выкупать шедевры других художников и уничтожать их от бессилия самому создать что-либо подобное.
В скором времени он сходит с ума и умирает.
Вскоре обнаруживается, что причиной несчастья был портрет, купленный художником. На одном из аукционов художник Б. видит портрет азиатского мужчины с невероятно живыми глазами и рассказывает известную ему историю.
Какое-то время назад на окраине Петербурга жил ростовщик, заказавший портрет у отца художника Б. Он заявил, что намерен жить в этом портрете. И действительно, по мере его написания, у художника сложилось впечатление, что часть дьявольской души ростовщика проникла в произведение.
Портрет еще не был завершен, как заказчик умер. Художник, оставивший портрет себе, со временем чувствует странные перемены и решает сжечь его. Но этого не происходит, произведение забирает его друг, с которым также начинают происходить различные несчастья.
Так и продолжает портрет менять владельцев до сих пор.
После завершения своего рассказ художник Б. оборачивается к портрету и обнаруживает, что тот бесследно исчез.
Записки сумасшедшего
Сорокадвухлетний титулярный советник Аксентий Поприщин несколько месяцев ведет личный дневник. В дождливый октябрьский день он отправляется на службу в департамент, мечтая получить жалование наперед. Подъехав к месту работы, он наблюдает выходящую из кареты красавицу дочь директора. Мужчине удается краем уха подслушать беседу собачки девушки Меджи с собачкой проходящей мимо дамы.
Вместо работы Аксентий Иванович следует за девушками и узнает их место проживания. В течение следующего месяца, случайно встречаясь с дочерью директора, Поприщин осознает, что влюбляется все больше. Он проникает в дом, где живет девушка, в надежде узнать о ней что-нибудь новое от ее собачки Меджи.
Однако та не собирается общаться с незнакомцем. Тогда, проникнув в дом, где проживает Фиделька, собачка, с которой общалась Меджи, мужчина похищает переписку двух собачонок и узнает много интересного. За дочкой директора, Софи, ухаживает камер-юнкер Теплов, сам же Поприщин вызывает у девушки лишь смех.
Более того, Софи и Теплов готовятся к свадьбе.
Печальные вести, дополненные тревожными новостями, происходящими в мире, окончательно расшатывают психику Аксентия Петровича. Мужчина начинает считать себя королем Испании.
Более трех недель он не наведывается в департамент, а когда наконец приходит, то на одном из документов расписывается как король Испании Фердинанд.
После этого Поприщин идет к Софи и заявляет, что несмотря ни на что, они будут вместе.
Аксентий Петрович находится в постоянном ожидании приезда депутатов, которые должны доставить его ко двору. Приехавших из сумасшедшего дома санитаров мужчина принимает за солдат, а место, в которое его привозят за Испанию. Неподобающее отношение лишившийся разума Поприщин принимает за инквизицию, о чем пишет полное тревоги письмо матери.
Источник:
“Петербургские повести”: краткое содержание. Гоголь, “Петербургские повести”
В 1830-1840 годы был написан целый ряд произведений о жизни Петербурга. Сочинил их Николай Васильевич Гоголь.
Цикл “Петербургские повести” состоит из небольших, но достаточно интересных рассказов. Называются они “Нос”, “Невский проспект”, “Шинель”, Записки сумасшедшего” и “Портрет”.
Основным мотивом в этих произведениях является описание образа “маленького человечка”, практически раздавленного окружающей действительностью.
Первое произведение из замечательного цикла
С чего начинается повествование популярного цикла Николая Васильевича? Или с чего начать краткое содержание? Гоголь, “Петербургские повести” которого состоят из нескольких произведений, поставил на первое место в этом ряду рассказ “Невский проспект”. В нем описываются приключения двух молодых людей, которые, гуляя веером по Невскому проспекту, решили приударить за молодыми красотками.
Одного из них звали Пискарев. Был он художником и романтиком. Поэтому, увидев некую брюнетку, которая сразу же приглянулась ему, он решил последовать за ней до дверей ее дома. Но когда проводил даму до места проживания, понял, что это обыкновенный публичный дом. Художник в смущении и разочаровании покидает это место.
Решение художника или издевательство возлюбленной?
О чем же повествует далее произведение Николая Васильевича, его краткое содержание? Гоголь, “Петербургские повести” которого стали довольно известными, утверждает, что события, описанные в рассказе “Невский проспект”, происходили на самом деле. Прошло время, но художник понял, что не может забыть прекрасную незнакомку. Он решает вытащить ее из пучины разврата и жениться на ней. Для этого он снова возвращается в дом, где проживает куртизанка, и рассказывает ей о своих намерениях.
Но, к сожалению, семнадцатилетняя красавица не оценила высоких порывов Пискарева. Более того, она посмеялась над тем, как он расписывал их совместную жизнь. Художник безумно расстроен, он возвращается к себе домой и запирается там в одиночестве.
Прошла целая неделя, прежде чем его бездыханное тело нашли в квартире. Не выдержав разочарований, он перерезал себе горло. Похороны его проходили на Охтинском кладбище.
И никто не заметил там его друга, поручика Пирогова, с которым он и гулял по проспекту.
Видео по теме
Приключения Пирогова, или Еще одна несчастная любовь
О чем далее расскажет читателю знаменитая Петербургская повесть? Гоголь очень красочно описал приключение поручика, который ушел с Невской площади, следуя за прекрасной блондинкой.
Довел он красавицу до дома Шиллера, который оказался мужем этой незнакомки. Нарвавшись на грубое поведение супруга в первый вечер, поручик не теряет надежды и возвращается туда на следующий день.
Он хочет приударить за красавицей, женой Шиллера.
Прошло некоторое время, и однажды муж вернулся домой и застал супругу танцующей и целующейся с Пироговым. Тогда он пьяный и злой, воспользовавшись помощью своих не менее подвыпивших товарищей, выпорол поручика. Пирогов, выскочив из жилища Шиллера, был полон намерений отомстить, но, немного успокоившись, передумал. На этом и заканчивается сам рассказ и его краткое содержание.
Гоголь, “Петербургские повести” которого состоят из нескольких произведений, представляет на суд читателя следующий рассказ, он называется “Нос”.
Рассказ о пропавшей части тела
Как-то проснувшись утром, майор Ковалев, подойдя к зеркалу, обнаружил, что у него пропал его нос. Он начинает тщательные поиски своей исчезнувшей части тела. Даже встречает его на улице, одетого как настоящий статский советник. Нос не захотел разговаривать со своим хозяином, и тому пришлось обратиться в полицейский участок.
Через некоторое время пропажу вернули, но нос не хотел прирастать на место. Не помог даже врач. Уставший и отчаявшийся майор Ковалев лег спать, а на следующее утро обнаружил пропажу на положенном месте. Так заканчивается очередная Петербургская повесть.
Гоголь, продолжая тему о “маленьком человечке”, пишет далее небольшой рассказ под названием “Шинель”.
Акакий Акакиевич, или Еще один “маленький персонаж”
Башмачкин был ничем не примечательным человеком. Работа его заключалась в переписывании разнообразных бумаг. Получал он от этого огромное удовольствие, зачастую даже брал их на дом, где, наскоро перекусив, старательно продолжал трудиться. Окружающие его на работе коллеги постоянно издевались над ним. Кто толкнет, а кто просто посмеется. Акакий терпел все насмешки безропотно.
Однажды он понял, что шинель его давно сносилась, и обратился к портному, который сказал, что чинить ее смысла нет. Надо новую шинель шить. А для этого было необходимо заплатить восемьдесят рублей.
Башмачкин стал экономить абсолютно на всем и буквально бредил новой покупкой. И наконец добился своего. Новая шинель вызывает восторг у окружающих. Все хвалят покупку.
А Акакий Акакиевич безгранично счастлив.
Но однажды, встретив хулиганов на улице, Башмачкин лишается шинели. Его обокрали. Несчастный Акакий начинает поиски своей обновки, обращаясь в различные инстанции. Но нигде не найдя правды, он умирает от охватившей его лихорадки. По городу после этого события поползли слухи, что какой-то мертвец бродит по улицам и сдирает со всех шинели. А кто-то даже узнал в нем Башмачкина.
“Записки сумасшедшего”, краткое содержание. Гоголь, “Петербургские повести”
Однажды Аксентий Поприщин, идя на работу, неожиданно услышал разговор двух маленьких собачонок, одна из которых принадлежала дочери начальника департамента, где он работал. Собаки гуляли в сопровождении своих хозяек.
Он был так удивлен, что даже проследил за ними. А на следующий день встречает дочь своего директора, уже находясь на службе. Он влюбляется в красавицу и тайно проникает в ее дом.
Там он намеревался побеседовать с маленькой собачонкой, но та отказалась.
Тогда Аксентий отправился в жилище, где обитала вторая собачка, и украл из уголка, где она спала, ворох маленьких бумажек. Оказалось, это была переписка маленьких животных.
Из нее он узнал очень много интересных фактов. А, главное, что у дочери его начальника есть возлюбленный. Постепенно Аксентий доводит себя несчастной любовью до сумасшествия.
Он начинает представлять себя лицом очень важным и даже тайным наследником престола.
И еще один рассказ из цикла “Петербургские повести” – “Портрет”.
Как портят деньги человека
Начинается повествование с описания бедного художника, которому даже нечем было заплатить за квартиру. Но неожиданно он разбогател и совершенно переменился. Стал высокомерным и резким в разговорах с некоторыми людьми, которые были беднее, чем он. Однажды, увидев полотно одного из своих прежних товарищей, художник понимает, насколько он отстал от искусства.
Он погружается в работу, но ничего не получается. Тогда он начинает скупать все известные шедевры и уничтожает их в приступах злобы и зависти. Доведя себя до горячки, он умирает.
На этом заканчивается известный цикл произведений, которые написал Н. В. Гоголь. “Петербургские повести” в кратком содержании лишь передают основной смысл рассказов.
- Наиболее интересны они, конечно, в полном издании.
Источник: https://marketvirkutske.ru/drugoe/kratkoe-soderzhanie-gogol-peterburgskie-povesti-tochnyj-pereskaz-syuzheta-za-5-minut.html
«Невский проспект» Н. В. Гоголь Кратко
Невский проспект – это повесть, входящая в «Петербургский цикл» Гоголя. Кроме этой повести, в цикл входят произведения «Портрет», «Шинель», «Нос». Где-то есть комизм, а где-то трагизм. А Невский проспект – произведение, где заметно смешение трагизма с комизмом.
Краткий пересказ сюжета повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»
События разворачиваются в Петербурге, и всё начинается с Невского проспекта. Именно здесь вечером поспорили два приятеля, поручик Пирогов и художник Пискарев. После спора они разошлись в разные стороны. Читатель узнаёт о том, насколько разными оказались злоключения Пискарева и Пирогова: художник в итоге покончил с собой, а поручик сумел пережить унижение и сохранить бодрость духа.
Список и краткая характеристики героев повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»
Главные герои Невский проспект
- Пискарев –небогатый художник и идеалист. Встретив очаровательную брюнетку, увязался за ней. Полюбив девушку, Пискарев искренне надеялся жениться на ней и уберечь от разврата. Однако реальность оказалась настолько беспощадной, что художник-идеалист покончил с собой.
- Пирогов –поручик, смотрящий на жизнь поверхностно и с весёлым цинизмом. Увязавшись за блондинкой, поручик попал в слободу ремесленников-немцев. Пирогов решил устроить очередную интрижку, и стал ухаживать за блондинкой. Это кончилось скандалом: жестянщик Шиллер, муж блондинки, вместе со своими друзьями Кунцем и Гофманом сурово наказал нахала. Пирогов хотел пожаловаться генералу на ужасную выходку немцев, но в итоге передумал.
Второстепенные персонажи
- Шиллер – немец-жестянщик, муж блондинки. Его реальный предшественник – поляк Ф.В. Булгарин (он же Фиглярин, ФаддейВыжигин).
- Гофман – сапожник-немец, друг Шиллера. Реальный предшественник – немец Н.И. Греч, редактор газеты «Северная пчела» (также эту газету презрительно называли Скверная пчела).
- Блондинка – жена Шиллера, глуповатая немка (а как говорится, все блондинки – глупышки).
- Брюнетка –проститутка, осознанно выбравшая путь праздности и разврата.
Краткое содержание повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» по главам
Глава 1
В конце главы, когда наступил вечер, поспорили два приятеля – поручик Пирогов и робкий небогатый художник Пискарев. Они увидели красавиц, проходящих мимо, и поручик решил в донжуанском стиле покорить блондинку. Художник после колебаний и строгого напутствия приятеля поспешил за брюнеткой. С этого момента судьбы обоих героев разошлись в разные стороны.
Глава 2
Пискарев спешил следом за очаровательной темноволосой девушкой, и попутно плавал в собственных грёзах. Но, попав вслед за незнакомкой в дом, где слышался какой-то неприятный смех, художник очнулся. Как же он жалел семнадцатилетнюю красавицу, попавшую в этот ужасный дом разврата, бордель. Услышав пошлую речь юной проститутки, Пискарев поспешил покинуть притон и вернулся в свою квартиру.
Художник думал о том, как вырвать возлюбленную из страшной хватки разврата, и вскоре был удивлён. Появился лакей, и сообщил, что барыня пригласила Пискарева на бал.
Конечно же, взволнованный молодой человек охотно согласился поехать на бал, где и встретил красавицу.
Однако в один из моментов вся бальная зала постепенно исчезла, и оказалось, что художник просто-напросто видел реалистичный сон.
Пискарев так хотел увидеть любимую во сне, что стал жить совсем неправильно: вместо бодрствования утром и днём – постоянная дремота, вместо ночного сна – непонятное бодрствование. Неудивительно, что у молодого человека началась бессонница.
Художник отправился покупать опиум. Пообещав написать портрет красавицы и самого перса-продавца, Пискарев получил столь желанное зелье. Бессонница исчезла, появились сны, один чуднее другого. В одном из них брюнетка стала женой художника.
И тогда молодой человек, обезумевший от любви к красавице,решил во что бы то ни стало спасти любимую от падения в бездну разврата, и отправился в бордель. Однако там реальность обрушилась на художника Пискарева с неумолимостью многотонного пресса.
Проститутка наотрез отказалась работать, ей куда больше нравилась привычная жизнь, полная «пустоты и разврата». Вернувшись в свою квартиру, Пискарев заперся в комнате и покончил с собой. Похоронили художника на Охте – месте, где хоронят самоубийц.
Глава 3
Пирогов, поручик с донжуанскими замашками, шёл за девушкой-блондинкой и попал на Мещанскую улицу, а затем в дом немца-ремесленника. Хозяин дома, жестянщик Шиллер, был пьян, и требовал, чтобы друг, сапожник Гофман, отрезал ему нос. Появление Пирогова оказалось досадной помехой, и раздражённый жестянщик указал незваному гостю на дверь.
Пирогов решил поступить иначе: заказать шпоры для сапог. Это были уловки, истинная цель – покорить глупенькую блондинку.
И однажды, когда Шиллер ушёл к друзьям, а его жена осталась дома одна, поручик решил,что теперь пришло время для соблазнения блондинки.
Однако появился пьяный хозяин в компании друзей – сапожника Гофмана и столяра Кунца. Разгневанный Шиллер решил проучить несносного поручика, и сделал это.
Пирогов был ужасно разгневан, и хотел нажаловаться генералу на немцев-ремесленников. Однако, посетив кондитерскую и почитав газету «Северная пчела», поручик несколько поостыл, а после прогулки по Невскому проспекту окончательно успокоился и решил побывать на званом вечере.
Глава 4
Здесь Гоголь рассуждает о двух совершенно разных событиях, и делает финальный вывод: Невский проспект «лжёт во всякое время» — и утром, и днём, и особенно вечером.
Кратко об истории создания повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»
Замысел повести появился ещё в 1831 году, когда Гоголь побывал в Петербурге и сделал несколько зарисовок. По мнению специалистов, именно из этих зарисовок постепенно сформировалась повесть, показывающая северную столицу Российской Империи с обеих сторон: комической и ужасной.
Интересно, что именно в черновом варианте, забракованном цензурой, скрывается ответ на вопрос, что именно случилось с Пироговым, когда он попытался соблазнить немку и столкнулся с её разгневанным пьяным мужем, а также двумя другими ремесленниками. Оказывается, Пирогова высекли.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/gogol/nevskiy-prospekt
Гоголь "Петербургские повести", краткое содержание, кто главные герои?
- «Петербургские повести» Гоголя – это название сборника, состоящего из 5 (реже из 7) повестей, объединенных временем и местом действия (Петербург 1830- 1840 годов).
- —Повесть «Невский проспект».
- Главные герои:
- Художник Пискарев
- Поручик Пирогов
Два приятеля – художник Пискарев и поручик Пирогов, гуляя под вечер по Невскому проспекту, решили приударить за привлекательными незнакомками. Пискарев пленился очаровательной брюнеткой, словно сошедшей с портрета талантливого художника и, не в силах оторваться от созерцания столь совершенного образа, решил проследить ее до дома. Красавица, заметившая преследователя, привела его в запущенную квартиру, оказавшуюся обычным притоном. Ошеломленный художник бросился вон. Оказавшись не в силах забыть прекрасный образ, не отпускавший его даже во сне, он пришел к мысли что должен сберечь эту красоту, сделать девушке предложение и убедить начать скромную и счастливую семейную жизнь, но она лишь презрительно рассмеялась ему в лицо. Раздавленный таким унижением и разочарованием, художник закрывается в своей комнате и перерезает себе горло.
Пирогов отправился за приятной блондинкой, оказавшейся женой мастерового Шиллера. Не смущаясь наличием законного мужа, он принялся настойчиво ухаживать за ней и даже попытался поцеловать.
Но тут появился Шиллер с двумя приятелями и жестоко проучил наглеца.
Униженный поручик пригрозил обидчикам плетьми и Сибирью, но отобедав в кондитерской и повеселившись вечером с друзьями легко забыл о своей поруганной чести.
Повесть «Нос».
Главный герой – майор Ковалев.
Однажды за завтраком цирюльник Иван Иванович обнаружил в куске хлеба знакомый нос майора Ковалева. Он завернул подозрительную находку в тряпку и сбросил с Исаакиевского моста.
В это же утро майор Ковалев обнаружил пропажу носа и очень разволновался. Он приехал в Петербург чтобы сделать карьеру и достойно жениться, а с таким недостатком планы эти становились совершенно невыполнимыми.
Ковалев вышел из дома и в проезжающей карете увидел собственный нос в мундире статского советника.
Карета остановилась у Казанского собора, Ковалев подошел к этому господину и попросил вернуться на свое место но нос, воспользовавшись замешательством, исчез.
Ковалев отправился к обер-полицмейстеру, попытался дать объявление в газету, написал знакомой штаб — офицерше, требуя прекратить колдовство, так как на ее дочери он все равно не женится, но все безрезультатно.
Тут к Ковалеву пришел квартальный с его завернутым в бумажку носом. Однако нос не держится на своем месте; визит доктора закончился советом заспиртовать нос в баночке и показывать за деньги.
- А через две недели нос таким же таинственным образом сам вернулся на лицо майора Ковалева.
- Повесть «Портрет»
- Главные герои:
- Художник Чартков,
- Портрет старика – ростовщика,
- Художник, создавший портрет.
Художник Чартков на последние деньги приобрел в картинной лавке талантливо выполненный портрет старика с необыкновенно выразительными глазами. Вернувшись в холодную мастерскую, он вдруг задумался – продолжать далее голодное ученичество или переключиться на заказные картины.
Взгляд старика с портрета при этом, казалось проникал прямо в душу . Утром от неосторожного движения рама портрета сломалась и из нее выпал сверток с деньгами.
Неожиданно разбогатев, Чартков стал светским художником, рука его потеряла прежнюю гибкость и глубину изображения, наслаждение творчеством заменилось на радость звона монет. Однажды его пригласили оценить работу художника, стажирующегося в Италии, его бывшего товарища.
Увидев картину, Чартков осознал, какая пропасть пролегла между их творениями. От отчаяния и злости он стал скупать и истреблять самые талантливые произведения и вскоре умер.
А загадочный портрет всплыл на аукционе и уже был в большой цене, но вмешался один из посетителей. Он рассказал историю своего отца – художника, написавшего эту картину со старика – ростовщика, пользовавшегося дурной славой.
Автор первым почувствовал ее негативное воздействие на человеческие души. К несчастью, художнику удалось так талантливо отобразить дьявольскую суть оригинала, что во владельцах портрета просыпались самые низменные свойства, а сама картина то и дело переходила из рук в руки.
Осознав последствия, автор портрета ушел в монастырь, а сыну поручил найти его и уничтожить.
- В конце истории рассказчик обернулся к портрету, но картина снова бесследно исчезла.
- Повесть «Шинель»
- Главный герой – Акакий Акакиевич Башмачкин.
Акакий Акакиевич служил мелким чиновником в одном из департаментов. Однажды зимой в его размеренную жизнь вмешался неожиданный случай. Оказалось, что его шинель совершенно износилась, починить ее невозможно и нужно заказывать новую.
Большими усилиями, предельно ограничив свои потребности, Акакий Акакиевич накопил денег на новую шинель и явился в ней на службу. Коллеги порадовались за него и даже устроили званый ужин, возвращаясь с которого Акакий Акакиевич столкнулся с грабителями и остался без обновы.
Будочник и частный пристав отмахнулись от его беды, некое значительное лицо, приняв его визит как возможность самоутвердиться, ни за что отчитал посетителя.
Акакий Акакиевич совершенно расстроенный и сильно простудившийся опасно заболел и вскоре умер, но при этом, превратившись в призрак, стал преследовать прохожих и отбирать верхнюю одежду. Однажды ему встретилось и значительное лицо, тоже оставшееся без шинели, а призрак после этого наконец исчез.
Повесть «Записки сумасшедшего»
Главный герой – Аксентий Иванович Поприщин.
Поприщин – титулярный советник, испытывающий психологический разлад между своими желаниями и реальным положением дел. Свои размышления по этому поводу он записывает в дневник – успокаивает себя, разоблачает недоброжелателей, строит планы на будущее.
Дождливым осенним днем по пути в департамент Поприщин встретил дочку директора Софи и сразу увлекся. Тут же он услышал разговор двух собачек, одна из которых, Меджи, принадлежала Софи и решил узнать побольше о предмете обожания. То, что он понял собачий язык, удивило только сначала – ведь о чем то подобном часто пишут в газетах.
Поприщин выследил, где живут хозяева второй собачки и стащил бумажки-письма из ее подстилки. Эти письма принесли новое разочарование – оказалось, что Софи влюблена в камер – юнкера Теплова и дело движется к свадьбе. Мечта о достойной жизни снова порушена. Новая рана врачуется совсем уж запредельными фантазиями: вот в газете написали, что Испания оказалась без короля.
В результате многодневных размышлений Поприщин догадался, что испанский король – это он!
Он перестал ходить в департамент, а когда его вызвали на работу и выдали документ для переписывания, он уверенно расписался: «Фердинанд VIII”.
Поприщин изготовил себе мантию и стал дожидаться испанских депутатов, которые сопроводят его в Испанию. Но оказанный там прием больше похож на инквизиторский ритуал.
Поприщин пишет жалобное письмо свое матушке, а затем окончательно уходит в свои фантазии.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3021510-gogol-peterburgskie-povesti-kratkoe-soderzhanie-kto-glavnye-geroi.html
Читать
Игорь Олегович Родин
«Н. В. Гоголь. «Петербургские повести»: Краткое содержание, анализ текста, литературная критика, сочинения
© – Родин И. О., 2006
Краткие биографические сведения
Гоголь Николай Васильевич
1809. 20. 03. (1. 04.) – родился в селе Сорочинцы Полтавской губ. в семье небогатого украинского помещика. Детство провел в семье родителей в имении Васильевка Миргородского уезда.
- 1818–1819 – обучался в Полтавском уездном училище.
- 1821–1828 – учился в Нежинской гимназии высших наук.
- 1828 – переехал в Петербург, где служил чиновником до 1831 г.
Ранние литературные опыты относятся ко времени пребывания в гимназии. В 1829 под псевдонимом В. Алов издает романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен», носившую подражательный характер.
В 1830 публикует в журнале «Отечественные записки» повесть «Вечер накануне Ивана Купала», первую из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» (2 части, 1831—32). В повестях этого цикла («Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть» и др.
) создал поэтический образ Украины, на основе фольклорных мотивов обрисовал национальный характер.
1831 – знакомство с Пушкиным, который восторженно отзывался о «Вечерах…»
1835 – выходят сборники «Миргород» (повести «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем», «Вий», особое место занимает историческая повесть «Тарас Бульба», замысел которой связан с изысканиями Гоголя в области истории и преподавательской деятельностью в Петербургском университете в 1834–1835 гг.) и «Арабески» («Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», к ним примыкает опубликованная в журнале «Современник» сатирическая повесть «Нос»). В последний вошли так называемые «Петербургские повести».
1836 – в Александринском театре в Петербурге поставлена комедия «Ревизор».
1836 – Гоголь уезжает за границу, встречается с Мицкевичем, художником Ивановым, работает над «Мертвыми душами», начатыми еще в 1835 г. по совету Пушкина.
- 1842 – выходит первый том «Мертвых душ» и повесть «Шинель».
- В 40-е гг углубляется связь Гоголя со славянофилами, что наиболее явно отразилось в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847).
- 1848 – возвращение в Россию, работа над вторым томом «Мертвых душ».
- 1852, 21 февраля (4 марта) – умер в Москве, за несколько дней до смерти уничтожив второй том «Мертвых душ».
Основное содержание
Невский проспект
«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!.. Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем.
Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле.
Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга».
Утром Невский проспект пуст, через него проходят только мастеровые и сонные чиновники, направляющиеся в департамент. В полдень на Невском появляются гувернантки и гувернеры всех наций и их воспитанники. «В это время Невский проспект – педагогический Невский проспект».
К двум часам на проспекте появляются семейные пары, чиновники иностранной коллегии, окончившие службу. В три часа – «на Невском проспекте вдруг настает весна: он покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах. Голодные титулярные, надворные и прочие советники стараются всеми силами ускорить свой ход».
С четырех часов Невский пустеет, но в сумерках он оживает.
Однажды в сумерках поручик Пирогов прогуливается по Невскому проспекту вместе с приятелем, художником Пискаревым. Их внимание привлекают две дамы, и молодые люди расходятся: каждый следует за той дамой, что понравилась ему.
Пискарев следует за женщиной, черты лица которой кажутся ему божественными, фигура обворожительной, одежда – верхом изящества. Она приходит в публичный дом. Пискарев поражен. Ему кажется несправедливым, что такой ангел находится в гнезде порока. Пискарев убегает прочь, а дома решает спасти заблудшую душу прекрасной незнакомки, жениться на ней и вырвать ее из омута разврата.
Пискарев засыпает. Ему снится, что женщина присылает за ним карету, что он едет в ее дом – не бордель, а богатый дом, где дают бал.
Прекрасная незнакомка все время пытается перемолвиться с Пискаревым парой фраз или остаться с ним наедине; он также к этому стремится, но другие гости не дают им такой возможности.
Незнакомка просит Пискарева никому не выдавать свою тайну, но что это за тайна он так и не успевает узнать и просыпается.
Пискарев томится ожиданием нового видения прекрасной незнакомки; он даже отправляется к знакомому персу и покупает у него опиум.
Под влиянием опиума Пискарев вновь видит свою незнакомку у окна деревенского домика, скромно одетую и прелестно причесанную. Пискарев впадает в зависимость от опиума, целыми днями ждет только возможности забыться и увидеть свою любовь.
Однажды незнакомка представляется ему в образе его жены, после чего он решает все же найти ее на самом деле и сделать предложение.
Пискарев находит нужную улицу, входит в бордель, видит красавицу, так долго волновавшую его мысли и чувства. Он предлагает ей руку и сердце, а также свою бедность и перспективу честно зарабатывать на кусок хлеба.
При этих словах лицо красавицы искажается гримасой неприязни. Она не прачка и не швея, чтобы работать; ей вполне нравится ее жизнь. Подруга предлагает Пискареву жениться на ней, корчит глупую гримасу. Не в силах вынести такое унижение, Пискарев бросается наутек.
Придя домой, он кончает с собой (перерезав себе горло).
Поручик Пирогов умеет говорить «чтобы не было ни слишком умно, ни слишком смешно, чтобы во всем была та мелочь, которую любят женщины». Он ходит на все публичные лекции и на все спектакли, независимо от их содержания, декламирует стихи из «Горя от ума» и «Дмитрия Донского», может по-особому пускать дым из трубки кольцами и имеет множество аналогичных достоинств.
Пирогов, расставшись на Невском проспекте с Пискаревым, следует за хорошенькой блондинкой. Женщина оказывается немкой, женой жестянщика Шиллера. «Шиллер был совершенный немец, в полном смысле этого слова.
Еще с двадцатилетнего возраста, с того счастливого времени, в которое русский живет на фу-фу, уже Шиллер размерил всю свою жизнь и никакого, ни в каком случае, не делал исключения. Он положил вставать в семь часов, обедать в два, быть точным во всем и быть пьяным каждое воскресенье.
Он положил себе в течение десяти лет составить капитал из пятидесяти тысяч, и уже это было так верно и неотразимо, как судьба, потому что скорее чиновник позабудет заглянуть в швейцарскую своего начальника, нежели немец решит переменить свое слово».
Пирогов решает примелькаться в доме Шиллера, заказывает ему шпоры (за очень большую сумму, называя которую Шиллер надеется отвязаться от навязчивого поручика), затем оправу к кинжалу. В промежутках между визитами к немцу Пирогов хвастается перед приятелями завязавшейся интрижкой (хотя глупенькая немка не дает к тому никакого повода).
Раз Пирогов приходит к Шиллеру тогда, когда сам жестянщик отсутствует. Не зная, чем увлечь и как раскачать глупую немку, он предлагает ей потанцевать. Женщина соглашается и встает в такую соблазнительную позу, что Пирогов бросается целовать ее ножку. Немка принимается кричать, вбегает Шиллер с приятелем Гофманом и начинает бить Пирогова.
Весь следующий день немец боится, что его придут арестовывать. Поначалу Пирогов очень обижен, но, зайдя в кондитерскую, он меняет расположение духа. Он переключается на другие увлекательные занятия и вскоре уже не помнит об «оскорблении», нанесенном ему Шиллером.
Шинель
В одном департаменте служит чиновник «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным» Акакий Акакиевич Башмачкин (при рождении ему долго выбирали имя, но имена попадались очень странные – Хоздазад, Варахасий, Павсикахий и проч.
, так что назвали его в честь отца). В департаменте на протяжении многих лет он исполнял одну должность – чиновник для письма. Никто на работе его не уважает, молодые смеются и издеваются над ним. Акакий Акакиевич человек безответный, но служит «с любовью», у него есть даже собственные любимые буквы. Он не может ничего, кроме механического переписывания документов.
Акакий Акакиевич всегда плохо одет: «вицмундир… не зеленого, а какого-то рыжевато-мучного цвета, к которому все время что-нибудь липнет», не обращает внимания и на еду. Все мысли о ровных строчках. Не позволяет себе никаких развлечений. Акакий Акакиевич был бы вполне доволен своим жребием, если бы не холод (у него износилась старая шинель, предмет насмешек товарищей).
Огорченный Акакий Акакиевич несет ее переделывать к портному Петровичу, бывшему крепостному, который много пьет. Портной отказывается переделывать шинель (ткань насквозь гнилая), советует сшить новую за 150 рублей (годовое жалование Акакия Акакиевича 400 руб.).
Акакий Акакиевич расстраивается окончательно и делает еще одну попытку: приходит к подвыпившему и подобревшему Петровичу и вновь пытается уговорить его перешить шинель. Петрович непреклонен. Акакий Акакиевич начинает собирать средства на пошив новой шинели (40 руб.
он накопил за несколько лет, откладывая по грошу с каждого истрачиваемого рубля), устанавливает себе режим строжайшей экономии – «изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи… ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее… чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате…» Через полгода Акакий Акакиевич вместе с Петровичем покупают сукно, коленкор на подкладку (вместо шелка) и кошку на воротник (вместо куницы). Петрович шьет шинель за две недели, и наступает «торжественнейший день» в жизни Акакия Акакиевича. Петрович торжественно одевает Акакия Акакиевича в шинель и даже бежит за ним по улице, чтобы лишний раз полюбоваться на свое произведение. В департаменте все сослуживцы прибегают смотреть на новую шинель, твердят, что шинель «надо впрыснуть», Акакий Акакиевич отговаривается. Другой чиновник решает устроить вечер вместо Акакия Акакиевича, приглашает всех к себе. На вечере Акакий Акакиевич чувствует себя неуютно и, даже развеселившись после шампанского, старается незаметно уйти. По дороге домой его избивают и отнимают шинель. Акакий Акакиевич идет за правдой к частному приставу, с трудом попадает на прием, но понимает, что надежды вернуть шинель мало. В департаменте советуют идти к «значительному лицу». Акакий Акакиевич пробивается на прием к генералу. Генералу обращение посетителя кажется фамильярным, он топает ногами и выставляет его. Перепуганный Акакий Акакиевич уходит, по дороге простужается, лежит в горячке. В бреду он видит Петровича, который шьет ему шинель с западнями для воров, и генерала, распекающего его. Умирает. В департаменте спохватываются только на 4-й день.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=653822&p=1
Краткое содержание повести «Невский проспект» Н. В. Гоголя
Повесть «Невский проспект» Гоголь написал в 1833–1834 годах. Произведение вошло в цикл автора «Петербургские повести». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Невского проспекта». Как и в других повестях цикла, Гоголь развивает проблему «маленького человека», ставшую одной из главных в русской реалистической литературе.
Композиция повести состоит из трех частей: реального описания Невского проспекта, историй Пискарева и Пирогова и изображения автором особого метафизического пространства, мифологического уровня восприятия Невского проспекта.
Основные персонажи повести
Главные герои:
- Пискарев – бедный художник, мечтатель; был очарован брюнеткой, которая оказалась проституткой.
- Пирогов – поручик, «имел множество талантов», любил «все изящное», ему нравилось проводить время в обществе; ухаживал за женой немца Шиллера.
Другие персонажи:
- Шиллер – «совершенный немец», «жестяных дел мастер в Мещанской улице», муж блондинки.
- Гофман – «сапожник с Офицерской улицы», друг Шиллера.
- Блондинка – жена Шиллера.
- Брюнетка – проститутка.
«Невский проспект» очень краткое содержание
Действие повести происходит в начале XIX века в Петербурге. По Невскому проспекту гуляют два приятеля – поручик Пирогов и молодой художник Пискарев. В толпе Пискарев замечает прекрасную брюнетку, а Пирогова привлекает милая блондинка. Они прощаются, и каждый идет за своей дамой.
Романтичный Пискарев преследует свою чудесную брюнетку, и та замечает его. Наконец она приводит его к своему дому и зовет за собой. Войдя внутрь, молодой человек оказывается в неприличном заведении. Он понимает, что его незнакомка – девушка легкого поведения. Разочарованный Пискарев убегает к себе.
Пискарев видит свою незнакомку во сне и бредит ею. Он решает спасти ее из мира разврата и предлагает ей выйти за него замуж и работать честно (прачкой, швеей). Но девушка отказывает ему: она не хочет честно работать, ей больше по душе ее грязное ремесло. В отчаянии Пискарев убегает от красавицы. Через 4 дня его находят мертвым в своей комнате.
Тем временем со вторым героем, поручиком Пироговым, тоже случается история. Расставшись тогда с Пискаревым, Пирогов идет следом за своей очаровательной немкой-блондинкой. Он доходит с ней до ее дома и попадает внутрь. Оказывается, что блондинка замужем и ее муж – мастер-жестянщик Шиллер. Это не смущает Пирогова, он решает добиться любви блондинки.
На следующее утро Пирогов заказывает Шиллеру сделать ему шпоры, а затем оправу для кинжала. Эти заказы Пирогов использует как предлог бывать у немца и видеть его жену. Наведываясь к немцу, Пирогов ведет себя нагло, трогает блондинку прямо при муже и однажды даже целует ее в губы прямо при муже. Шиллер ревнует, но терпит наглого клиента.
Однажды Пирогов застает блондинку одну дома. Он танцует с ней и целует ей ноги. Внезапно появляется Шиллер с приятелями. Они вышвыривают Пирогова из дома. Оскорбленный Пирогов сначала хочет жаловаться генералу на хамство немцев, но вскоре забывает эту обиду.
В заключение автор советует читателям никогда не верить Невскому проспекту: все, что на нем происходит, это обман и мечта.
Короткий пересказ «Невского проспекта» Гоголя
Два молодых человека — поручик Пирогов и художник Пискарев — ухлестывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на ее счет самую романтическую влюбленность.
Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещенного четырехэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся еще три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом.
Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с ее глупым и пошлым разговором. Пискарев в отчаянии выбегает на улицу.
Придя домой, долго не мог успокоиться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немедленно быть у нее в доме.
Пораженного Пискарева привозят на бал, где среди танцующих дам всех прекраснее его избранница. Они заговаривают, но ее куда-то увлекают, Пискарев тщетно ее ищет по комнатам и… просыпается у себя дома.
Это был сон! Отныне он теряет покой, желая увидеть ее хотя бы во сне. Опиум позволяет ему обрести возлюбленную в своих грезах. Однажды ему представляется его мастерская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом.
А почему бы нет? — думает он, очнувшись. Он найдет ее и женится на ней!
Пискарев с трудом отыскивает нужный дом, и — о чудо! — именно она открывает ему дверь и мило сообщает, что, несмотря на два часа дня, только проснулась, поскольку ее лишь в семь утра привезли сюда совершенно пьяной.
Пискарев говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, в которую она погружена, рисует картины счастливой трудовой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеется над ним! Пискарев бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате. Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом.
Хоронят беднягу на Охтинском кладбище, и даже его приятеля Пирогова нету на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю.
Малый не промах, он, преследуя свою блондинку, попадает в квартиру некоего жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется.
Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить свое любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность.
В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует ее, и как раз в этот момент является Шиллер с другом Гофманом и столяром Кунцом, тоже, кстати, немцем.
Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать.
Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова — высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере.
Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился. Такое вот странное, непонятное происшествие.
Впрочем, на Невском проспекте, под обманным, неверным светом фонарей, уверяет нас автор, все — именно таково…
Это интересно: Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание «Портрета» Гоголя по главам вы можете прочитать на нашем сайте, чтобы использовать при подготовке к урокам.
Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.
Содержание «Невский проспект» с цитатами
«Нет ничего лучше Невского проспекта». «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». Ранним утром проспект пуст. До 12-ти часов «постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады». После 12-ти тут появляются «гувернеры всех наций» с воспитанниками.
Ближе к 2‑ум часам – родители детей, а затем люди, «окончившие довольно важные домашние занятия». Здесь можно увидеть все и всех. В 3 часа проспект «покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах». С 4‑ех часов он пуст. «Но как только сумерки упадут на домы и улицы, тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться».
По Невскому проспекту прогуливаются поручик Пирогов с приятелем. Пирогову понравилась некая блондинка, тогда как его товарищу – брюнетка, поэтому молодые люди расходятся, устремившись за дамами.
Приятель Пирогова, художник Пискарев, следуя за брюнеткой, подошел к четырехэтажному дому и поднялся по лестнице. Они вошли в комнату. Осмотревшись по сторонам, Пискарев понял, что попал в публичный дом. Прекрасной незнакомке, пленившей художника, было 17 лет. Однако услышав, как девушка разговаривает – «так глупо, так пошло», он сбежал.
После полуночи, когда Пискарев уже собирался спать, к нему неожиданно постучал лакей в богатой ливрее. Гость сказал, что барыня, у которой художник был несколько часов назад, прислала за ним карету. Лакей привез Пискарева на бал.
Среди роскошно одетых людей художник замечает прекрасную незнакомку. Она пыталась рассказать Пискареву, что на самом деле не принадлежит «к тому презренному классу творений», и хотела открыть какую-то тайну, но их прервали.
Неожиданно художник очнулся в своей комнате и понял, что это был только сон.
С того момента Пискарев стал одержим прекрасной незнакомкой, пытаясь снова и снова увидеть ее во сне. Молодой человек начал принимать опиум. Незнакомка снилась ему почти каждый день, во сне он видел ее своей женой. Наконец художник решил на самом деле жениться на девушке.
Пискарев «тщательно принарядился» и пошел в публичный дом. Молодого человека встретил «его идеал, его таинственный образ». Собравшись духом, Пискарев «начал представлять ей ужасное ее положение». Художник сказал, что хотя он и беден, но готов трудиться: он будет рисовать картины, она вышивать или заниматься другим рукоделием.
Девушка же неожиданно прервала его, сказав, что она не прачка и не швея, чтобы заниматься такой работой. Пискарев «бросился вон, потерявши чувства и мысли». Молодой человек заперся в своей комнате и никого не пускал. Когда же дверь выломали, то нашли его мертвым – он покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло.
«Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев».
Пирогов же, преследуя блондинку, вышел вслед за ней на Мещанскую улицу – «улицу табачных и мелочных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф», поднялся по лестнице и вошел в большую комнату. Слесарные инструменты и железные опилки говорили о том, что это квартира мастерового.
Незнакомка прошла в боковую дверь, Пирогов за ней. В комнате сидели пьяные мужчины: жестяных дел мастер Шиллер и его друг сапожник Гофман. Гофман собирался отрезать Шиллеру нос, так как тому не нужен был нос, на который «выходит три фунта табаку в месяц». Внезапное появление Пирогова прервало этот процесс.
Возмущенный Шиллер прогнал поручика.
На следующий день Пирогов зашел в мастерскую Шиллера. Его встретила та самая блондинка. Пирогов сказал, что хочет заказать шпоры. Блондинка позвала мужа – им оказался сам Шиллер. Немец, не желая связываться с поручиком, назвал высокую цену и долгие сроки, но Пирогов все равно настоял на том, что хочет заказать именно у Шиллера.
Пирогов начал часто захаживать к немцу якобы спрашивая, когда будут готовы шпоры, но на самом деле, чтобы ухаживать за женой Шиллера. Когда шпоры были готовы, поручик заказал оправу для кинжала. Ухаживания Пирогова за блондинкой возмущали флегматичного Шиллера, он пытался придумать, как избавиться от поручика. Пирогов же в кругу офицеров уже хвалился интрижкой с хорошенькой немкой.
Как-то Пирогов пришел к немке тогда, когда Шиллера не было дома. Но только поручик начал целовать ножку женщины, как немец вернулся, а с ним его друзья – Гофман и Кунц. Все они были пьяны и тут же набросились на Пирогова.
После случившегося поручик хотел было сразу пойти жаловаться на немцев к генералу, но зашел в кондитерскую и «вышел уже не в столь гневном положении».
К 9 часам поручик совсем успокоился и отправился на вечер, где отличился в мазурке.
«О, не верьте этому Невскому проспекту!». «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».
Заключение
В повести «Невский проспект» Гоголь использует литературный прием двойничества, который, прежде всего, применяется при изображении Невского проспекта: он одновременно существует в двух мирах: в реальном и в ирреальном, романтическом.
Двойственно и изображение двух главных героев – Пискарева и Пирогова, а также историй, которые с ними случаются. Пирогов относится к жизни просто, поверхностно, ему не свойственно мечтать и идеализировать.
Пискарев же живет в мире своих грез, приснившиеся события становятся для него словно частью реально произошедших.
Повесть «Нос» Н. В. Гоголь написал в 1833 году. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Носа» Гоголя по главам, которое поможет вам подготовиться к уроку и вспомнить сюжет произведения. Повесть является одним из ярчайших сатирических абсурдистских произведений русской литературы.
Видео краткое содержание Невский проспект Гоголя
Произведение Гоголя “Невский проспект” начинается с описания самого проспекта. Это место встречи разных типажей людей. Здесь мы можем увидеть и сонных чиновников, и русских мужиков, и щегольски одетых дамочек. Плавно автор переходит к описанию двух мужчин, совершенно разных по характеру, но встретившихся на Невском проспекте…
Источник: https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-nevskiy-prospekt.html