Образование 7 ноября 2014
С первых дней жизни ребенок стремится познать мир вокруг себя. Чем старше он становится, тем интереснее и увлекательнее становится его действительность. Мир меняется вместе с ним. Так и все человечество в своем развитии не стоит на месте. Все новые открытия захватывают нас. То, что еще вчера было невозможным, сегодня становится делом обыденным.
Огромный вклад в современный научно-технический прогресс вносит наука биология. Она изучает все аспекты жизни, исследует этапы происхождения и развития живых организмов. Примечательно, что в отдельную отрасль эта наука выделилась лишь в XIX веке, хотя знания об окружающем мире человечество накапливало в течение всего своего развития. История развития биологии очень интересна и занимательна.
У многих людей может возникнуть вопрос: зачем нам изучать эту науку? Казалось бы, пусть ею занимаются ученые. Каким образом поможет эта дисциплина простому человеку? Но ведь без элементарных знаний по физиологии и анатомии человека невозможно, например, вылечиться даже от обычной простуды. Эта наука способна дать ответы на самые сложные вопросы.
Главное, на что может пролить свет биология — развитие жизни на Земле.
Наука во времена античности
Современная биология уходит своими корнями в древность. Она неразрывно связана с развитием цивилизаций в эпоху античности на средиземноморском пространстве. Первые открытия в этой области совершили такие выдающиеся деятели, как Гиппократ, Аристотель, Теофраст и другие. Вклад ученых в развитие биологии бесценен.
Остановимся более подробно на каждом из них. Древнегреческий врач Гиппократ (460 — ок. 370 до н. э.) дал первое подробное описание строения тела человека и животных. Он указал на то, как факторы окружающей среды и наследственность могут влиять на развитие тех или иных заболеваний. Современные ученые называют Гиппократа основоположником медицины.
Выдающийся древнегреческий мыслитель и философ Аристотель (384—322 до н. э.) разделил окружающий мир на четыре царства: мир человека и животных, мир растений, неодушевленный мир (земной), мир воды и воздуха. Он сделал множество описаний животных, тем самым положив начало систематике.
Его руке принадлежат четыре биологических трактата, в которых содержатся все известные на тот момент сведения о животных. При этом ученый давал не только внешнее описание представителей данного царства, но и размышлял об их происхождении и размножении.
Он первым описал живорождение у акул и наличие особого жевательного аппарата у морских ежей, называемых сегодня «аристотелевым фонарем». Современные ученые высоко оценивают заслуги античного мыслителя и считают, что Аристотель является основоположником зоологии. Древнегреческий философ Теофраст (370—ок. 280 до н. э.) изучал мир растений.
Он описал более 500 представителей данного царства. Именно он ввел в употребление многие ботанические термины, такие как «плод», «околоплодник», «сердцевина» и так далее. Теофраста ученые считают основоположником современной ботаники.
Также стоит отметить труды в развитии биологии древнеримских ученых, таких как Гай Плиний Старший (22—79 гг.) и Клавдий Гален (131 год — около 200). Естествоиспытатель Плиний Старший написал энциклопедию под названием «Естественная история», в которой содержались все известные на тот момент сведения о живых организмах.
Вплоть до времен Средневековья его работа, насчитывающая 37 томов, являлась единственным полным источником знаний о природе. Выдающийся медик, хирург и философ своего времени, Клавдий Гален, внес огромный вклад в понятие и развитие таких наук, как анатомия, фармакология, физиология, неврология и др.
В своих исследованиях он широко использовал вскрытия млекопитающих. Он первым описал и сравнил анатомию человека и обезьяны. Основной его целью являлось изучение центральной и периферической нервной системы.
О признании его заслуг коллегами говорит тот факт, что его работой по анатомии, основанной на вскрытии трупов свиней и обезьян, пользовались вплоть до 1543 года, пока не появился труд Андреаса Везалия «О строении человеческого тела». Студенты медицинских учреждений изучали труды Галена до XIX века.
А его теория о том, что при помощи нервной системы мозг контролирует движения, актуальна и сегодня. Лучше понять, как происходило возникновение и изучение данной науки на протяжении всей истории, нам поможет таблица «Развитие биологии». Здесь представлены ее главные основоположники.
Ученый | Основные заслуги |
Гиппократ | Дал первое описание строения тела человека и животного |
Аристотель | Разделил мир на четыре царства, положил начало систематике |
Теофраст | Описал более 500 видов растений |
Гай Плиний Старший | Энциклопедия «Естественная история» |
Клавдий Гален | Сравнил анатомию человека и обезьяны |
Леонардо да Винчи | Описал многие растения, анатомию человека |
Андреас Везалий | Основоположник научной анатомии |
Карл Линней | Система классификации растений и животных |
Карл Бэр | Заложил основы эмбриологии |
Жан Батист Ламарк | Работа «Философия зоологии» |
Теодор Шванн и Маттиас Якоб Шлейден | Создали клеточную теорию |
Чарльз Дарвин | Труд «О происхождении видов путем естественного отбора» |
Луи Пастер, Роберт Кох, Мечников | Опыты в области микробиологии |
Грегор Мендель, Гуго де Фриз | Основоположники генетики |
Средневековая медицина
Биология в эпоху Возрождения
XVII век
История развития биологии в XVIII веке
Далее знания человека в области естественных наук расширялись. Самыми важными событиями XVIII века стали публикации трудов Карла Линнея («Система природы») и Жоржа Бюффона («Всеобщая и частная естественная история»).
Проводились многочисленные опыты в сфере развития растений и эмбриологии животных. Открытия здесь совершили такие ученые, как Каспар Фридрих Вольф, который на основе проведенных наблюдений доказал постепенное развитие зародыша из прочного зачатка, и Альбрехт фон Галлер.
С этими именами связаны наиболее важные этапы развития биологии и эмбриологии в XVIII веке.
Стоит, правда, признать, что данные ученые отстаивали разные подходы к изучению науки: Вольф – идеи эпигенеза (развитие организма в зародыше), а Галлер – концепции преформизма (наличие в половых клетках особых материальных структур, предопределяющих развитие зародыша).
Наука в XIX веке
Стоит упомянуть о том, что развитие биологии как науки началось лишь в XIX веке. Само слово уже употреблялось учеными ранее. Однако смысл у него был совершенно иной. Так, например, Карл Линней называл биологами людей, составлявших жизнеописания ботаников.
Но позже этим словом стали именовать науку, изучающую все живые организмы. Такой темы, как развитие биологии в додарвиновский период, мы уже коснулись. В начале XIX века произошло становление такой науки, как палеонтология.
Открытия в этой области связаны с именем величайшего ученого — Чарльза Дарвина, который во второй половине века выпустил книгу под названием «Происхождение видов». Более подробно его работы мы коснемся в следующей главе.
Возникновение клеточной теории, становление филогенетики, развитие микроскопической анатомии и цитологии, формирование учения о возникновении инфекционных заболеваний путем заражения специфическим возбудителем и многое другое — все это связывают с развитием науки в XIX веке.
Труды Чарльза Дарвина
Что готовит нам век XX?
Множество глобальных открытий в науке было сделано именно в минувшем веке. В это время биология развития человека дает новый виток. Это эпоха развития генетики. К 1920 году сформировалась хромосомная теория наследственности. А после Второй мировой войны быстрыми темпами начала развиваться молекулярная биология. Менялись направления в развитии биологии.
Генетика
В 1900 году были, так сказать, переоткрыты законы Менделя такими учеными, как Де Фриз и др. Вскоре за этим последовало открытие цитологов о том, что генетический материал клеточных структур содержится в хромосомах.
В 1910-1915 годах рабочая группа ученого Томаса Хант Моргана на основе опытов с плодовой мушкой (дрозофилой) разработала так называемую «менделевскую хромосомную теорию наследственности». Биологи выяснили, что гены в хромосомах расположены линейно, по типу «бусы на нитке». Де Фриз – это первый ученый, который сделал предположение о мутации генов.
Далее было дано понятие дрейфа генов. А в 1980 году американский физик-экспериментатор Луис Альварес выдвинул метеоритную гипотезу вымирания динозавров.
Появление и развитие биохимии
Еще более выдающиеся открытия ждали ученых в недалеком будущем. В начале XX века началось активное исследование витаминов. Немного ранее были открыты пути метаболизма ядов и лекарственных веществ, белков и жирных кислот.
В 1920-1930 годах ученые Карл и Герти Кори, а также Ханс Кребс дали описание превращений углеводов. Это положило начало изучению синтеза порфиринов и стероидов.
В конце века Фрицем Липманом было сделано следующее открытие: аденозинтрифосфат был признан универсальным переносчиком биохимической энергии в клетке, а главной энергетической «станцией» ее была названа митохондрия.
Приборы для проведения лабораторных опытов усложнялись, появлялись новые методы получения знаний, такие как электрофорез и хроматография. Биохимия, являвшаяся одним из разделов медицины, выделилась в отдельную науку.
Молекулярная биология
Генная инженерия
Развитие современной биологии не стоит на месте. Генная инженерия – это еще один «побочный продукт» изучения данной дисциплины. Именно этой науке мы обязаны появлением некоторых лекарственных средств, таких как инсулин и треонин.
Несмотря на то что она в данное время находится на стадии развития и изучения, в недалеком будущем мы, возможно, уже сможем «вкусить» ее плоды. Это и новые вакцины против опаснейших заболеваний, и сорта культурных растений, не подвергающихся засухе, холоду, болезням, действиям вредителей.
Многие ученые полагают, что при помощи достижений данной науки мы сможем забыть о применении вредных пестицидов и гербицидов. Однако развитие этой дисциплины вызывает у современного общества неоднозначную оценку.
Многие люди не без основания опасаются, что результатом исследований может стать появление устойчивых к антибиотикам и другим лекарственным средствам возбудителей опаснейших заболеваний человека и животных.
Новейшие открытия в биологии и медицине
Наука продолжает развиваться. Еще много загадок ждет наших ученых в будущем. В школе сегодня изучается краткая история развития биологии. Урок первый по данной теме мы получаем в 6 классе. Посмотрим, что предстоит изучать нашим детям в недалеком будущем. Вот список открытий, которые удалось совершить в новом веке.
- Проект «Геном человека». Работа над ним велась с 1990 года. В это время Конгрессом США была выделена значительная сумма денег на исследования. В 1999 году было расшифровано более 2 десятков генов. В 2001 году был сделан первый «набросок» генома человека. В 2006 году работа была закончена.
- Наномедицина – лечение при помощи особых микроустройств.
- Разрабатываются методы «выращивания» органов человека (тканей печени, волос, клапанов сердца, клеток мышц и так далее).
- Создание искусственных органов человека, которые по своим характеристикам не будут уступать природным (синтетические мышцы и так далее).
Период, когда более подробно изучается история развития биологии, – 10 класс. На этом этапе учащиеся получают знания по биохимии, цитологии, размножению организмов. Эта информация может быть полезной студентам в будущем.
Мы рассмотрели периоды развития биологии как отдельной науки, а также выявили основные ее направления.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/188044/
Теофраст (Феофраст) – биография, философия, научные взгляды — Русская историческая библиотека
На самом деле его имя Тиртам. Теофраст – прозвище, данное Тиртаму Аристотелем, что означает «Богоречивый». Вот что известно о биографии Теофраста. Он родился на острове Лесбосе в городе Эресе. Тиртам – сын ремесленника-сукновала.
Когда на его родине оказался один из учеников Платона, некий Алкипп, то он привлек внимание Тиртама к философии. Тиртам отправился в Афины, где стал слушателем Платона и Аристотеля еще в платоновской Академии. Теофраст был всего на 12 лет моложе Аристотеля. Вместе с ним он покинул Академию и Афины. Видимо, он повез Аристотеля в Малую Азию.
После трехлетнего пребывания в Ассосе Аристотель оказался на родине Теофраста – острове Лесбосе… Теофраст повсюду сопровождал Аристотеля, был его преданным другом. Неудивительно, что когда Аристотель второй раз и уже навсегда покидал Афины, то он передал управление Ликеем Теофрасту.
Теофраст пережил Аристотеля на 35 лет, в течение которых он бессменно руководил Ликеем. Годы жизни Теофраста 372 – 287 до н. э., годы схолархата 323 – 287 до н. э.
Теофраст (Феофраст). Античный бюст
Теофраст полностью разделял нелегкую судьбу Ликея. Он целиком посвятил себя наукам и философии. У него не было ни жены, ни детей. Теофраст считал, что женитьба – помеха в биографии философа, ведь (передает слова Теофраста Иероним) «невозможно в равной мере служить и книгам, и жене».
Согласно Диогену Лаэртскому, Теофраст был «человеком отменной разумности и трудолюбия». Любимые слова Теофраста: «Самая дорогая трата – это время». Умирая, Теофраст сетовал на то, что мы умираем, едва начав жить.
В «Тускуланских беседах» Цицерона Теофраст жалуется на несправедливость природы, которая оленям и воронам даровала долгую жизнь, хотя она им не к чему, а человеку, столь нуждающемуся в долгой жизни, – краткую.
Теофраст много работал и за свою все же сравнительно долгую жизнь создал сложное учение и немалое количество трудов по самым различным отраслям знания: логике и математике, физике и астрономии, биологии и медицине, психологии и этике, педагогике и эстетике, риторике и политике, а также философии.
Главное философское сочинение, излагающее учение Теофраста, было впоследствии названо так же, как и главное философское сочинение Аристотеля, – «Метафизика». Теофрасту принадлежит первая проблемно-систематическая история философии – «Мнения физиков».
Есть у него и философско-полемические произведения, например «Против академиков». Сохраняя преобразовательные политические амбиции философов, Теофраст пишет «О наилучшем государственном устройстве».
Вместе с тем Теофрасту принадлежат такие специально-научные произведения на узкие темы, как, например, «Об истории; растений», «О причинах растений», благодаря которым этот перипатетик прослыл «отцом ботаники»; «Об огне», «О пьянстве», «О соли, молоке и квасцах», «О пословицах» и многие другие, а также сохранившиеся «Этические характеры». Теофраста интересовали религия, ее история и сущность. Плодами этого интереса были несохранившиеся труды его: «О богах», «Об истории богов» и др.
Аристотель и его ученики. Слева — Александр Македонский и Деметрий Фалерский, справа — Теофраст и Стратон. Авторы фрески — Э. Лебедицкий и К. Раль
От «Метафизики» дошли лишь фрагменты, только частично сохранились «Мнения физиков», сохранился вышеназванный трактат «Об огне». Большинство же сочинений Теофраста кануло в Лету, в том числе и такое многоплановое сочинение, как «Вопросы политические, этические и физические», «Физика» в восьми книгах и логические труды: «Аналитика первая», «Аналитика вторая», «Топика».
И здесь скрывается некая тайна. Как известно, все свои сочинения совокупно с сочинениями Аристотеля Теофраст завещал Нелею.
И те, и другие сочинения постигла одна участь – они исчезли и появились на свет только через два века после смерти Теофраста, когда богатый офицер Митридата Апелликон приобрел их у потомков Нелея. Затем они оказались в Афинах.
За два века сочинения Аристотеля и Теофраста, видимо, порядком перемешались, и вряд ли римские издатели могли разобраться, где кончается Аристотель и начинается Теофраст (например, и «Физика» Аристотеля, и «Физика» Теофраста состоят из восьми книг).
Эмпиризм Теофраста
Мы имеем лишь разрозненные сведения о различных сторонах философских и научных взглядов Теофраста.
В соответствии с конкретно-научной направленностью послеаристотелевского Ликея и со своими интересами Теофраст развивал, по-видимому, эмпирическую тенденцию гносеологии Аристотеля и не поддерживал рационалистическую тенденцию своего учителя, который, как известно, выводил начала познания и знания из разумной души. Теофраст же считал, что показания органов чувств, опыт – единственный источник знания, в том числе и знания начал. Иначе Теофраст не сказал бы в своей «Метафизике», что «ведь чувство и различия созерцает, и начала исследует» (VIII, 19). В сохранившихся сочинениях по ботанике ученый говорит, что научные теории должны опираться на эмпирическую основу (см. «О причинах растений» I 1,1 и II 3,5), что эмпирические факты не должны насильственно подгоняться под теорию (см. «Об истории растений» I 3,5).
Представление о Теофрасте как эмпирике и сенсуалисте прочно утвердилось в позднейшей античной философской традиции, иначе Климент Александрийский не написал бы, что «Теофраст говорит, что началом доказательств является чувство».
В истории науки Теофраст считается создателем метода наблюдения за явлениями природы. Научные трактаты Теофраста на специальные темы содержат в себе некоторые тонкие наблюдения.
В сочинениях по ботанике Теофраст описал 550 видов растений. Растения для Теофраста – живые существа, нуждающиеся для своей жизнедеятельности во влаге и теплоте.
Говоря о «причинах растений», Теофраст на первое место ставит такие причины, как влияние среды и наследственность. Были у Теофраста и точные биологические наблюдения.
Например, он говорил об изменении цвета животных вследствие их адаптации к окружающей фоновой среде.
В трактате «Об огне» Теофраст впервые в истории философии перестает считать огонь такой же стихией, таким же элементом, как земля, вода и воздух. Он обращает внимание на то, что огонь самостоятельно не существует.
Для своего существования он нуждается в горючем веществе. Таким образом, Теофраст делает шаг в сторону научного понимания природы огня. Путь к такому пониманию был долог. Ведь только в XVIII в.
французский физик Лавуазье научно объяснил огонь как процесс окисления с выделением теплоты и света.
В сочинении «Характеры» Теофраст, проявив себя и на этот раз тонким наблюдателем, описал тридцать типов людей, у которых преобладает какая-либо одна резко отрицательная черта характера: подлость, бесстыдство, бессовестность, льстивость, крохоборство, болтливость, угодливость и даже ироничность, которую древнегреческий ученый также считал отрицательной чертой характера. Комедиограф Менандр – ученик Теофраста. В своих (дошедших до нас лишь в отрывках) комедиях Менандр выводил эти типы в живых персонажах.
В теории нравственности Теофраст, не отрицая важности для счастья благоприятных обстоятельств обыденной жизни и отвергая аскетизм, видел высшую цель жизни в служении благу.
Физика Теофраста
Как физик, Теофраст расходился с Аристотелем в таких проблемах, как проблемы места и пустоты, проблемы движения и времени.
Теофраст не согласен с аристотелевским определением места как границы объемлющего тела.
Давая такое определение места, Аристотель хотел избежать известного парадокса, согласно которому место движется вместе с движущимся телом, а, следовательно, должно быть место места, которое, однако, также движется с местом движущегося тела, – и так до бесконечности.
Ведь всякое перемещение должно происходить в каком-то месте. Теофраст обращает внимание на то, что Аристотелю лишь казалось, что его определение места как границы объемлющего тела решает вышеуказанный парадокс.
И при таком определении места получается, что место тела движется вместе с этим телом, потому что эта граница, даже если движущееся тело не изменяет свою форму, перемещается в пространстве вместе с телом, когда оно движется.
Во-вторых, определение места как границы объемлющего тела порождает новый парадокс: получается, что мир в целом, поскольку его ничего не объемлет, ибо если бы мир был чем-то объят, то он не был бы миром в целом, нигде не находится, не имеет своего места. Теофраст не ограничивается критикой аристотелевского понимания места. Он дает свое определение места. Согласно Теофрасту, место – это то, что определяется взаимоотношениями и взаиморасположениями тел.
В учении о движении Теофраст также существенно расходился со своим учителем. Он расширил число видов движения. Аристотель думал, что движение существует лишь в том, что подпадает под такие категории, как «сущность», «качество», «количество» и «место».
В первом случае происходит возникновение и уничтожение (переставая существовать, тело утрачивает свою сущность, форму; возникая, тело приобретает свою сущность, форму), в других случаях мы имеем соответственно качественное и количественное изменения и перемещение.
Теофраст же думал, что можно говорить о движении в аспектах всех категорий, например в категории отношения – ведь отношения не вечны: со смертью сына перестает существовать и отцовство: отец перестает быть отцом (если сын, конечно, был единственным).
Говоря о качественном движении, Теофраст обращает внимание на то, что оно может быть не только постепенным, непрерывным, но и прерывным, скачкообразным. Например, белое может сразу, минуя промежуточные состояния, стать черным.
Философия Теофраста
В области «первой философии» Теофраст в общем принимал учение Аристотеля. Правда, наши знания в этой части учения Теофраста ограничены тем, что до нас дошли лишь отрывки из его сочинения, посвященного «первой философии».
(Это сочинение Теофраста, как и соответствующее сочинение Аристотеля, было позднее, в I в. до н. э., названо «Метафизикой».
) В сохранившемся отрывке из «Метафизики» Теофраста ставится ряд проблем, апорий (этот отрывок похож на третью книгу аристотелевской «Метафизики», в которой поднято 14 апорий). Но проблемы Теофраста иные, чем проблемы Аристотеля.
Проблемы Теофраста – это не столько проблемы в понимании мироздания, сколько проблемы в понимании учения Аристотеля. Таким образом, проблемы Теофраста вторичны. Теофраст думает о мире, но он думает о мире через Аристотеля, отмечая слабые и неясные моменты в его учении.
Теофраст поднимает проблему целесообразности и случайности. Все ли из того, что существует, существует ради чего-либо или же что-то возникает и существует случайно? Теофраст ограничивает сферу телеологии, лишает ее абсолютности.
В неживой и даже в живой природе многое случайно, иначе нельзя было бы объяснить отсутствие в жизни гармонии, когда случайность властно вторгается в жизнь и нарушает ее целесообразность. Но все же Теофраст не отказывается целиком от телеологических объяснений.
Телеологический метод объяснения Теофраст использует в своей ботанике. И он прав. В растении, как и во всяком живом целостном организме, каждая его органическая часть существует ради чего-то.
Корни существуют, чтобы удерживать растение в антиэнтропном вертикальном положении, для питания растения водой и солями, листья – для усвоения солнечной энергии и т. д. А все вместе существует для целого, для жизни растения.
Теофраст, далее, обратил внимание и на сомнительность учения Аристотеля о перводвигателе – действительно самого слабого, надуманного, идеалистического момента в аристотелевском мировоззрении. Правда, критика Теофрастом учения Аристотеля о неподвижном перводвигателе носит внутренний характер. Теофраст не отрицает само это учение.
Он лишь замечает его внутренние дефекты.
Его апория на этот счет такова: сколько существует перводвигателей – один или несколько? Если перводвигатель один, то почему не все небесные сферы движутся одним одинаковым движением? Если каждая сфера имеет свой перводвигатель, то как объяснить согласие в движении сфер? Теофраст не смог подняться над космологией своего учителя.
Истинное строение космоса осталось для него неведомым. Но таковым оно было и для других философов и ученых как древнего, так и средневекового времени. В целом Теофраст принимал аристотелевское учение о боге как об объективном, само себя мыслящем мышлении. Он отстаивал учение Аристотеля о вечности мира во времени против стоика Зенона, учившего о периодической гибели космоса во вселенском пожаре.
Атеизм Теофраста
Теофраст отрицательно относился к религии. Особенно он осуждал религиозное приношение в качестве жертвы богам животных. Теофраст обращал внимание людей на сходство животных и человека. Известно, что в первобытные времена существовал обычай приносить в жертву богам людей, детей, особенно первенцев.
В «Библии» описывается, как Авраам хотел принести в жертву богу своего сына Исаака, но в последний момент ангел остановил Авраама. Агамемнон готов был принести в жертву богам, не дававшим попутного ветра, свою дочь Ифигению. Однако в последний момент боги подменили девочку ланью. Это знаменовало решительное изменение в мифологическом мировоззрении и в вытекающей из него практики.
Однако Теофраст счел жестокостью принесение в жертву богам и животных. Все живое родственно.
Жертвоприношение Ифигении в Авлиде. Фреска из Помпей
Логика Теофраста
От комментатора Александра Афродисийского и от Филопона мы узнаем и о Теофрастовых новациях в логике. Согласно Филопону, Теофраст и другой перипатетик его времени – историк науки Евдем ввели учение о гипотетических и разделительных силлогизамах.
Александр Афродисийский говорит и о других логических новациях Теофраста: он превратил аристотелево непрямое доказательство всеобщих отрицательных суждений в прямое; в отличие от Аристотеля утверждал, что всеобщие отрицательные суждения возможности обратимы; дополнил четыре модуса первой фигуры силлогизма пятью новыми; установил, что если посылки имеют разную модальность, то вывод должен следовать по слабейшей посылке.
Источник: https://rushist.com/index.php/greece-rome/2167-teofrast-feofrast-biografiya-filosofiya-nauchnye-vzglyady
Теофраст — биография, информация, личная жизнь
Теофраст, или Феофраст, (др.-греч. Θεόφραστος, лат. Theophrastos Eresios; род. ок. 370 до н. э., в г. Эрес, остров Лесбос — ум. между 288 до н. э. и 285 до н. э., в Афинах) — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки.
Разносторонний учёный; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания).
Учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом, а в 323 до н. э. — преемником на посту главы школы перипатетиков.
Теофраста называют «отцом ботаники». Ботанические труды Теофраста можно рассматривать как свод в единую систему познаний практиков сельского хозяйства, медицины и работ учёных античного мира в этой области.
Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы.
Влияние трудов Теофраста на последующее развитие ботаники в течение многих столетий было огромным, так как учёные Древнего мира не поднимались выше него ни в понимании природы растений, ни в описаниях их форм.
В соответствии с современным ему уровнем знаний отдельные положения Теофраста были наивны и не научны. Учёные того времени ещё не имели высокой техники исследования, не было и научных экспериментов. Но при всём этом уровень знаний, достигнутый «отцом ботаники», был весьма значительным.
Написал две книги о растениях: «Историю растений» (др.-греч. Περὶ φυτῶν ἱστορίας, лат. Historia plantarum) и «Причины растений» (др.-греч. Περὶ φυτῶν αἰτιῶν, лат. De causis plantarum), в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений, и которые подвергались многим м и часто переиздавались.
Несмотря на то, что Теофраст в своих «ботанических» трудах не придерживается никаких особенных методов, он внёс в изучение растений идеи, совершенно свободные от предрассудков того времени и предполагал, как истинный натуралист, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку.
Он наметил с прозорливостью главнейшие проблемы научной растительной физиологии.
Чем отличаются растения от животных? Какие органы существуют у растений? В чём состоит деятельность корня, стебля, листьев, плодов? Почему растения заболевают? Какое влияние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? Может ли растение возникать само собой (произвольно зарождаться)? Может ли один вид растений переходить в другой? Вот вопросы, которые интересовали ум Теофраста; по большей части это те же вопросы, которые и теперь ещё интересуют натуралистов. В самой постановке их — громадная заслуга греческого ботаника. Что же касается ответов, то их в тот период времени, при отсутствии нужного фактического материала, нельзя было дать с надлежащей точностью и научностью.
Наряду с наблюдениями общего характера «История растений» содержит рекомендации по практическому применению растений. В частности, Теофраст точно описывает технологию выращивания специального вида тростника и изготовления из него тростей для авлоса.
Наибольшей известностью пользуется его сочинение «Этические характеры» (др.-греч. Ἠθικοὶ χαρακτῆρες; русский перевод «О свойствах нравов человеческих», 1772, или «Характеристики», СПб., 1888), сборник из 30 очерков человеческих типов, где изображаются льстец, болтун, бахвал, гордец, брюзга, недоверчивый и т. д.
, причём каждый мастерски обрисован яркими ситуациями, в которых этот тип проявляется. Так, когда начинается сбор пожертвований, скупой, не говоря ни слова, покидает заседание. Будучи капитаном корабля, он укладывается спать на матрасе кормчего, а на праздник Муз (когда принято было посылать учителю вознаграждение) оставляет детей дома.
Нередко говорят о взаимном влиянии Характеров Теофраста и персонажей новой греческой комедии. Несомненно его влияние на всю новейшую литературу. Именно начав с переводов Теофраста, создал свои «Характеры, или Нравы нашего века» (1688) французский писатель-моралист Лабрюйер.
С Теофраста берёт начало литературный портрет, неотъемлемая часть любого европейского романа.
Из двухтомного трактата «О музыке» сохранился ценный фрагмент (включён Порфирием в его комментарий к «Гармонике» Птолемея), в котором философ, с одной стороны, полемизирует с пифагорейско-платоновским представлением музыки как очередной — звучащей — «инкарнации» чисел.
С другой стороны, он считает мало существенным и тезис гармоников (а возможно, и Аристоксена), рассматривавших мелодию как последовательность дискретных величин — интервалов (промежутков между высотами). Природа музыки, заключает Теофраст, не в интервальном движении и не в числах, а в «движении души, которая избавляется от зла через переживание (др.
-греч. διὰ τὰ πάθη). Не будь этого движения, не было бы и сущности музыки».
Теофрасту также принадлежит (не дошедшее до нас) сочинение «О слоге» (или «О стиле»; Περὶ λέξεως), которое, как считает М. Л. Гаспаров, по своему значению для всей античной теории ораторского искусства стоит едва ли не выше «Риторики» Аристотеля. Его неоднократно упоминает Дионисий Галикарнасский, Деметрий Фалерский и др.
Источник: https://stuki-druki.com/authors/Theophrastus.php
Теофраст вклад в биологию сообщение. Теофраст (Феофраст) – биография, философия, научные взгляды
Аргентина
Аргентина — 178 000 или 176 000 Куба
Куба — н. д.
Мексика
Мексика — 54 000 Германия
Германия — 49 000 Перу
Перу — 39 000 Андорра
Андорра — 28 000 Италия
Италия — 22 000 Чили
Чили — 16 000 Венесуэла
Венесуэла — 5 600 США
США — 1 738 или 700 Эквадор
Эквадор — 850
Каталония дала миру знаменитого архитектора Антони Гауди , создавшего оригинальные произведения архитектуры. Не менее знаменит экстравагантный художник-сюрреалист Сальвадор Дали .
Ареал расселения и численность
Несмотря на давнюю историю, национальное самосознание каталаноязычных, которые проживают за пределами исторической Каталонии, то есть в автономном сообществе Валенсия, на Балеарских островах, в Арагоне, Мурсии и на острове Сардиния, является слабым.
Официально в Валенсии даже язык местных жителей называется не каталанским, а валенсийским .
В этих каталонских землях часто бывает, что человек всю жизнь в основном говорит на каталанском языке, но осознаёт себя валенсийцем, балеарцем или арагонцем (и испанцем) [прояснить ]
Язык
Язык каталонцев — каталанский — принадлежит к окситано-романской подгруппе романской языковой группы индоевропейской семьи языков .
Наибольшее языковое родство каталанский имеет с окситанским языком , а также с итальянским (87 %), испанским и португальским языками, с которыми словарная близость достигает 85 %.
В Автономном сообществе Валенсия каталанский официально называют «валенсийским языком», хотя Университет Валенсии настаивает именно на названии «каталанский язык». На Балеарских островах употребляют только термин «каталанский язык». Иногда каталанский язык называют «каталанско-валенсийско-балеарским».
Диалекты каталанского языка объединяются в две группы — восточную (центральнокаталанский , балеарский , северокаталанский и альгерский) и западную (северо-западный , валенсийский и переходные). Литературная норма каталанского языка сформировалась на основе центральнокаталанского варианта (район Барселоны).
Во время римского владычества произошла романизация местного населения, которая продолжалась на протяжении почти 7 веков вплоть до падения Римской империи (476 год) и не прекратилась после него. В это же время латинский язык на каталонских землях вульгаризируется , давая начало каталонскому наречию
Каталонские земли в V-XV веках
Каталонские земли в XVI-XIX веках
Некоторое время Каталонии (в составе Арагонского королевства) удаётся сохранять относительную политико-экономическую самостоятельность, но в дальнейшем на каталонских землях разворачиваются события, которые во многом определили будущую судьбу и политическую карту Европы.
Автономия дала импульс развития каталонской нации, популяризации культуры и языка каталонцев. Сегодня каталонские элиты разделены между сторонниками независимости от Мадрида вплоть до государственного самоопределения и сторонниками существующей автономии. 18 июня 2006 г.
в Каталонии состоялся референдум, по результатам которого 74 процента его участников высказались за бо́льшую самостоятельность своей автономии и признание каталонцев отдельным народом.
Область получила широкие права в регулировании внутренней жизни, в частности, в налоговой системе, законотворчестве и эмиграционной политике.
Новая редакция Конституции автономии, которая регулирует её жизнь и отношения с центром — Мадридом — теперь определяет Каталонию как отдельную нацию, что делает её таким образом одной из наиболее независимых автономий в Европе.
Материальная и духовная культура
Поселения и жилище
Национальная одежда
Каталонский национальный костюм сохранился относительно хорошо, а некоторые его детали стали символами национальной идентичности: специфическая каталанская мужская шапочка — барретина (кат. barretina
), мужской длинный, преимущественно красный, пояс файша
(кат. faixa
) и женские кружева рэт
(кат. ret
).
- Традиционная одежда каталонцев Руссильона (Французская Каталония), барселонских каталонцев, валенсийцев , а также жителей Балеарских островов существенно отличаются.
- Характерный женский костюм каталонцев — это короткая клетчатая юбка с фартуком, блузка с короткими рукавами, шарф, скрещивающийся на груди.
- Классическим каталонским мужским костюмом считаются узкие короткие однотонные брюки, подпоясанные файшей, белая рубашка, жилет и курточка.
И мужчины и женщины часто носили на груди платки. Национальная обувь — сандалии эспадрильи из дрока , в холодное время — кожаные ботинки.
Национальная кухня
Каталонская кухня в целом относится к средиземноморской , характеризуется значительным количеством овощей и салатов и применением оливкового масла. Широко употребляются растительные продукты, овощи , фасоль , картофель , но присутствует и мясо . Очень характерны продукты моря .
- Типичный дневной рацион: утром — легкий завтрак , молоко или кофе ; днём — обед , овощи, фрукты , мясо, рыба, умеренное количество вина ; вечером — ужин плотнее, чем завтрак, но легче, чем обед.
- Бюст Теофраста
- Теофраст, или Феофраст, или Тиртамос, или Тиртам — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки.
Разносторонний учёный; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе выступает как родоначальник истории философии.
Уроженец Эреса на острове Лесбос. Учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом, а в 323 до н. э. — преемником на посту главы школы перипатетиков.
Работы
Фронтиспис иллюстрированного издания Historia Plantarum, Амстердам, 1644
Работы по ботанике
Написал две книги о растениях: «Историю растений» и «Причины растений», в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений, и которые подвергались многим м и часто переиздавались.
Несмотря на то, что Теофраст в своих «ботанических» трудах не придерживается никаких особенных методов, он внёс в изучение растений идеи, совершенно свободные от предрассудков того времени и предполагал, как истый натуралист, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку.
Он наметил со свойственной ему прозорливостью главнейшие проблемы научной растительной физиологии.
Чем отличаются растения от животных? Какие органы существуют у растений? В чём состоит деятельность корня, стебля, листьев, плодов? Почему растения заболевают? Какое влияние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? Может ли растение возникать само собой? Может ли один вид растений переходить в другой? Вот вопросы, которые интересовали пытливый ум Теофраста; по большей части это те же вопросы, которые и теперь еще интересуют натуралистов. В самой постановке их — громадная заслуга великого греческого ботаника. Что же касается ответов, то их в тот период времени, при отсутствии нужного фактического материала, нельзя было дать с надлежащей точностью и научностью.
Наряду с наблюдениями общего характера «История растений» содержит рекомендации по практическому применению растений. В частности, Теофраст точно описывает технологию выращивания специального вида тростника и изготовления из него тростей для авлоса.
Другие известные работы
Наибольшей известностью пользуется его сочинение «Этические характеры», сборник из 30 очерков человеческих типов, где изображаются льстец, болтун, бахвал, гордец, брюзга, недоверчивый и т. д.
, причём каждый мастерски обрисован яркими ситуациями, в которых этот тип проявляется. Так, когда начинается сбор пожертвований, скупой, не говоря ни слова, покидает заседание.
Будучи капитаном корабля, он укладывается спать на матрасе кормчего, а на праздник Муз оставляет детей дома. Нередко говорят о взаимном влиянии Характеров Теофраста и персонажей новой греческой комедии. Несомненно его влияние на всю новейшую литературу.
Именно начав с переводов Теофраста, создал свои «Характеры, или Нравы нашего века» французский писатель-моралист Лабрюйер. С Теофраста берёт начало литературный портрет, неотъемлемая часть любого европейского романа.
Из двухтомного трактата «О музыке» сохранился ценный фрагмент, в котором философ, с одной стороны, полемизирует с пифагорейско-платоновским представлением музыки как очередной — звучащей — «инкарнации» чисел.
С другой стороны, он считает мало существенным и тезис гармоников, рассматривавших мелодию как последовательность дискретных величин — интервалов.
Природа музыки, заключает Теофраст, не в интервальном движении и не в числах, а в «движении души, которая избавляется от зла через переживание. Не будь этого движения, не было бы и сущности музыки».
Теофрасту также принадлежит сочинение «О слоге», которое, как считает М.Л. Гаспаров, по своему значению для всей античной теории ораторского искусства стоит едва ли не выше «Риторики» Аристотеля. Его неоднократно упоминает Дионисий Галикарнасский, Деметрий Фалерский и др.
Среди известных ученых Древней Греции IV столетия на века закрепилось имя философа, естествоиспытателя, родившегося в городе Эреза – Теофраста. По некоторым источникам, дошедшим до нас, наставниками Теофраста были Платон и Аристотель. Научные познания ученого охватывали философию, математику, логику и физику. Он изучал государственное устройство, психологию и религию страны.
Однако не случайно Теофраста называют отцом ботаники. Он занимался детальным исследованием объектов в области естествознания. На основании собственных наблюдений он объединил сотни видов растений в группы, составил их классификации согласно местам их произрастания, видовому разнообразию.
Каждому растению он уделял особое внимание, описывая его роль в природе, рассказывая о строении и условиях распространения. Ему принадлежит подразделение растений на дикие и культурные, хвойные, вечнозеленые, растения, произрастающие вблизи водоемов и предпочитающие засушливые участки.
Накопленные детальные знания о мире растений естествоиспытатель поместил в работах «Естественная история растений», «О причинах растений». В них указаны классы представителей флоры.
Автор закрепил за собой право рассматривать растение по частям, выделяя кору, сердцевину и листья, которые подразделил на сложные и простые. Ему принадлежит участие в наименовании древовидного и травянистого пиона.
Уделил особое внимание болезням растений, а также отличию представителей животных от растений.
Ученые не оставил без внимания тему почвы, также разделяя их по содержанию минеральных веществ.
Таким образом, рассматривая исследования и достижения древнегреческого ученого Теофраста в развитии окружающего мира, можно говорить о его научном прорыве в мире ботаники. Выделив ее в отдельную науку, он черпал информацию о каждом из растений благодаря детальному рассмотрению каждого из них, кропотливой работе в области естествознания.
- Жизнь и творчество Михаила Шолохова
В 1905 году 24 мая на Дону (в настоящее время Ростовская область) родился один из самых известных писателей советских времён, внесший большой вклад в литературу — Михаил Александрович Шолохов - Лиса — доклад сообщение (1, 2, 3, 4, 5, 6 класс)
Красивым и грациозным хищником является лисица. Тело имеет длинную форму с тонкими лапами и широким и пушистым хвостом. По габаритам, лисица примерно, как собака среднего размера - Сообщение Варан (доклад 4, 7 класс)
Одними из крупнейших ящериц считаются представители варанов. По некоторым данным их размеры не уступают даже крокодилам, хотя они не считаются «родственниками».
За все время существования человечество создало множество памятников и достопримечательностей. По сей день современные люди находят памятники исторического значения, хранящиеся глубоко под слоем
Вопрос о правильном и здоровом питании – очень спорный. Существует много мнений на этот счет, много диет с объяснениями пользы каждой и много рекомендаций, почему надо есть именно этот продукт, а не тот.
Источник: https://clubnano.ru/kondicionirovanie/teofrast-vklad-v-biologiyu-soobshchenie-teofrast-feofrast-biografiya.html
Теофраст — краткая биография
Теофраст — известный древнегреческий ученый, естествоиспытатель, один из создателей ботаники, философ — был уроженцем города Эреза, где он появился на свет в 371 г до н. э.
В молодые годы переехав в Афины, он был учеником знаменитых философов (у себя в городе он также проявлял интерес к философии, слушая Левкиппа). Сначала он был учеником Академии Платона, а после того, как тот умер, стал слушателем аристотелевского Лицея.
В этом качестве он оставался до тех пор, пока Аристотель не уехал из Афин навсегда.
Источники свидетельствуют, что Теофраст был умным, разносторонне способным человеком, обладателем лучших душевных качеств – гуманности, доброты, отзывчивости. Биография его не была отмечена какими-либо неожиданными событиями и особыми потрясениями.
После рождения его назвали Тиртамом, но Аристотель, как гласит легенда, дал прозвище Теофраст, что означало «божественный оратор», «обладатель божественной речи».
Сложно определить, насколько права легенда, однако известно, что Теофраст действительно был великолепным оратором и любимейшим учеником Аристотеля, ставшим одним из самых знаменитых его подопечных.
Именно ему Аристотель оставил в качестве наследства все свои рукописи, накопленную библиотеку, и именно Теофраст возглавил школу перипатетиков, когда наставник скончался. Древние источники гласят, что численность учеников Теофраста доходила до двух тысяч человек, а имя его гремело далеко за пределами его страны.
Считается, что Теофраст был автором 227 сочинений. В большинстве своем они не сохранились до нашей эпохи, а оставшиеся несут на себе разрушительный отпечаток времени и многократного переписывания. До нашего времени сохранились две крупные работы по ботанике.
Первая, состоящая из 9 книг, — «Естественная история растений», в которой изложена систематика, анатомия и морфология растений (если пользоваться современной терминологией).
Тот же фактический материал, но изложенный с позиций физиологии растений (теоретической и прикладной), лег в основу второго сочинения — «О причинах растений», или «О жизненных явлениях у растений», состоящего из 6 книг.
Объективная оценка ботанических трудов Теофраста затруднена неполной сохранностью его произведений, а также сложностью разграничения идей философа и его выдающегося наставника Аристотеля. Не исключено, что Теофраст в большей степени проповедовал его мысли, чем являлся самостоятельным ученым.
В строгом смысле слова научными назвать сочинения Теофраста нельзя, тем не менее, для своего времени его труды были самым лучшим сводом информации о растительном мире. Кроме того, они являются ценным памятником культуры Древней Греции в целом.
Известно также, что перу Теофраста принадлежал «Учебник риторики», а также книга «Характеры», в которой он проанализировал различные типы людей. Все эти издания до наших дней не дошли.
Источник: https://www.wisdoms.one/biografiya_teofrast.html
Развитие биологии как науки — урок. Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс)
С тех пор как человек стал осознавать своё отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Кратко рассмотрим, как происходило развитие науки биологии, и назовём имена некоторых выдающихся учёных, внёсших вклад в её развитие.
Сначала исследователи изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину — естественной историей (естественная история является предшественницей биологии).
Гиппократ ((460) — ок. (370) г. до н. э.) — основоположник медицины. Дал первое относительно подробное описание строения человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновении болезней.
Аристотель ((384)–(322) гг. до н. э.) — основоположник зоологии. Описал многих животных, положил начало систематике (он делил окружающий мир на четыре царства: неодушевлённый мир земли, воды и воздуха, мир растений, мир животных и мир человека).
Теофраст ((372)–(287) гг. до н. э.) — основоположник ботаники. Описал более (500) видов растений, указав сведения о строении и размножении многих из них.Гай Плиний Старший ((23)–(79) гг.
) — написал (37) томов энциклопедии «Естественная история», которая почти до периода Средневековья была главным источником знаний о природе.Клавдий Гален (ок. (130) — ок. (200) гг.
) — первым сделал сравнительно-анатомическое описание человека и обезьяны.
В Средние века господствующей идеологией была религия, но шло накопление знаний о живых организмах.Самый известный учёный Эпохи Возрождения (переходной от культуры Средних веков к культуре Нового времени) Леонардо да Винчи ((1452)–(1519) гг.) внёс определённый вклад и в развитие биологии.
Он изучал полёт птиц, деятельность сердца и зрительную функцию глаза, способы соединения костей (отметив сходство суставов и костей человека и животных).В Эпоху Великих географических открытий (во второй половине (XV) в.) естественнонаучные знания начинают быстро развиваться, и биология подразделяется на отдельные науки.
В (XVI)–(XVII) веках стали стремительно развиваться ботаника и зоология.Изобретение микроскопа в начале (XVII) в. позволило открыть невидимые для невооружённого глаза живые организмы (бактерии, простейшие).Карл Линней ((1707)–(1778) гг.
) предложил систему классификации животных и растений с использованием бинарной номенклатуры (двойных видовых названий).Карл Максимович Бэр ((1792)–(1876)) сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства, заложив научные основы эмбриологии.
Жан Батист Ламарк ((1774)–(1829) гг.) предложил первую теорию эволюции.В (1839) году Теодором Шванном ((1818)–(1882) гг.) и Маттиасом Якобом Шлейденом ((1804)–(1881) гг.
) была сформулирована первая клеточная теория, которая научно подтвердила единство живого мира и послужила одной из предпосылок возникновения теории эволюции Чарльза Дарвина ((1809)–(1882) гг.), опубликованной в (1859) г.В (XIX) в. благодаря работам Луи Пастера ((1822)–(1895) гг.
), Роберта Коха ((1843)–(1910) гг.), Ильи Ильича Мечникова ((1845)–(1916) гг.) в качестве самостоятельной науки оформилась микробиология.К концу (XIX) в.
в качестве самостоятельных наук сформировались паразитология и экология (основателем экологии считается немецкий биолог Эрнст Геккель ((1834)–(1919) гг.), который впервые в (1866) г. употребил термин «экология»).В (1900) году были переоткрыты законы Грегора Менделя ((1822)–(1884) гг.), что дало старт развитию генетики.В (40)–(50)-е годы (XX) в. в качестве объектов исследования стали широко использоваться микроорганизмы, и начинают активно развиваться молекулярная биология, биофизика, биохимия, бионика и др.
В (XX) в. появилось направление прикладных исследований — биотехнология — которое будет стремительно развиваться и в (XX)(I) в.
Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/obschie-biologicheskie-zakonomernosti/biologiia-kak-nauka-16129/istoriia-razvitiia-biologii-16130/re-878a8f10-b5e8-47f9-bd0a-5aed943e9080