Жизнь и творчество эсхила

Жизнь и творчество Эсхила

Эсхи́л (др.-греч. Αἰσχύλος) родился около 525 года до н. э. в греческом городе Элевсин (Элефсис), находившемся в 20 км от Афин, в плодородных долинах западной Аттики. В этом аттическом городе был очень развит культ Деметры, что сыграло немаловажную роль в определении направления творческой деятельности. Будучи свидетелем многочисленных таинств. В этих таинствах, под прозрачным символом возрождения погруженного в землю зерна, проводились глубокомысленные идеи о предстоящем воскресении похороненного в земле человека, о его загробной жизни, о награде добрым и каре для злых. Они дали направление уму молодого Эсхила, заставляя его вдумываться в смысл жизни, в отношение человеческой воли к божеству и к року, в причины и условия нравственного падения и нравственного оправдания.

Эсхил принадлежал к аристократической семье. Одним из его братьев был герой Марафонской битвы Кинегир; одним из племянников — Филокл, выдающийся трагический поэт второй половины V века до н. э. Сын Эсхила Евфорион также писал трагедии.

В юности Эсхил работал на виноградниках. По преданию, однажды ему приснился бог виноделия Дионис, который велел отроку обратить внимание на зарождавшееся искусство трагедии. Проснувшись, поэт создал свое первое произведение, с которым выступил в 499 году до н. э.

Эпоха юности Эсхила была временем ожесточённой борьбы между этой пелопоннесской трагедией и исконно аттическим дифирамбом: главой аттического направления был непосредственный предшественник Эсхила, афинянин Фриних, главой пелопоннесского — Пратин из Флиунта в Пелопоннесе.

Эсхил был ещё отроком, когда произошло событие, которое должно было, как казалось, доставить перевес пелопоннесскому направлению, но поведшее, совершенно неожиданно, к торжеству аттического. Этим событием было изгнание Писистратидов в 510 году до н. э.

Состоялось оно под давлением Дельф и благодаря вмешательству Спарты, но победители слишком круто воспользовались плодами своей победы и вызвали этим реакцию, результатом которой было изгнание спартанцев из Афин и реформы Клисфена. В связи с этими реформами находилась, несомненно, и состоявшаяся в 508 году до н. э.

замена странствующих хоров на празднествах Диониса хорами граждан (см. Хор). С этого же времени приблизительно начинается и поэтическая деятельность Эсхила: по свидетельству его биографов, он ещё в молодости стал писать трагедии.

Первый юношеский период его творчества продолжался до 484 года до н. э., когда он одержал свою первую победу, которую он одержит впоследствии не менее 13 раз. С 484 г. до н. э. началось восхождение Эсхила к вершине славы. Примерно до 470 г. до н. э. ему никто не мог составить конкуренции. Трагедии этого периода не сохранились.

Драматург выработал собственный литературный стиль и приемы. Он вывел на сцену 2-го актера и создал трагический диалог между двумя персонажами, изобрел жанр трилогии и тетралогии, в которых объединил драматические и сатирические произведения, отказался от дельфийской поэзии, заменив ее традиционным гомеровским эпосом и современными историческими сюжетами.

В 490 году до н. э., в разгар греко-персидских конфликтов, Эсхила призвали на военную службу. Вместе со своим братом Кинегиром поэт защищал Афины от вторжения персов под предводительством Дария I в битве при Марафоне. Затем, спустя 10 лет, участвовал в морском сражении при Саламине, занимающей одно из центральных мест в трагедии «Персы», и сухопутной схватке при Платеях.

С 484 г. начинается новый период Эсхилова творчества: мы видим его царём аттической сцены, на которой он не находит себе равного. Продолжается этот период приблизительно до 470 г. до н. э.; до нас из него дошли две трагедии — «Персы» и «Просительницы».

Первая имеет содержанием историческое событие — поражение персов при Саламине и бедственное отступление их войска в Азию; вторая — мифологический сюжет, прибытие Даная с дочерьми в Аргос и покровительство, оказанное им аргосцами против их двоюродных братьев, сыновей Египта, брата Даная.

Композиция этих трагедий — самых ранних для нас образцов трагической поэзии — поражает своей строгостью и простотой.

В жизни поэта этот период был не менее бурным, чем предыдущий.

Достаточно сказать, что это был во внешней политике Афин период Саламинской и Платейской битв (Эсхил, как уже упомянуто выше, принимал участие в обеих) и основания аттической державы, а во внутренней — период возвышения ареопага, руководившего афинской политикой в тревожное время нашествия врагов.

Эсхил был знатного происхождения; более чем вероятно, что он и сам был членом этой аристократической коллегии; понятно, что тогдашняя политика Афин пользовалась его полным сочувствием.

В то же время и его слава как поэта стала распространяться повсюду; она проникла и в западный центр греческого мира, Сиракузы, которые незадолго до того и в одно время с Афинами столь же героически выдержали нападение гораздо более могущественного врага — карфагенян. Их мудрый и деятельный царь Гиерон в 476 г.

до н. э. основал у подножья Этны одноимённый с горой город и пригласил Эсхила принять участие в празднике, данном по этому случаю; для него Эсхил написал (потерянную ныне) трагедию под заглавием «Этнеянки». После 472 г. до н. э. Эсхил вторично был в Сиракузах, чтобы там поставить своих «Персов»: пережитые тревоги карфагенского нашествия сделали эту пьесу и там вполне понятной и уместной.

После смерти трагика Фриниха, который был главным соперником Эсхила на празднествах Дионисии, примерно с 473 года до н. э., драматург стал единоличным лидером состязаний поэтов.

Второе путешествие в Сицилию завершает второй период деятельности Эсхила; по своём возвращении в Афины он застал уже зрелым и самостоятельным человеком, в котором до тех пор видел лишь своего ученика — Софокла. В 468 г. до н. э. оба поэта выступили одновременно на афинской сцене.

Софокл, бывший на 30 лет моложе своего учителя и соперника, ставил своего «Триптолема», Эсхил — неизвестную нам трилогию. Трагедия Софокла привела зрителей в восторг; все же судьи долго не решались подать свой голос против всеэллинской славы Эсхила.

Архонт, руководивший представлением, предложил славному в те времена полководцу Кимону и его товарищам решить спор; победа была присуждена Софоклу. С этих пор оба они совместно владеют афинской сценой; что их отношения друг к другу не испортились, видно из некоторых намеков в названных уже «Лягушках» Аристофана.

Успех «Триптолема» был отчасти последствием того, что Софокл увеличил число своих актёров до трёх; понятно, насколько от этого должна была выиграть оживленность диалога и действия. Эсхил поспешил воспользоваться этой идеей своего молодого соперника; в 467 г. до н. э.

он поставил свою фиванскую трилогию, из которой сохранилась только последняя трагедия, «Семь вождей», при участии уже трёх актёров.

Но и в другом отношении эта трилогия — точнее говоря, трагедия, так как только о ней мы и можем судить — была прогрессом в сравнении с трагедиями второго периода: впервые мы вместо типической характеристики встречаем индивидуальную, и притом очень смелую и могучую. В технике также наблюдается прогресс: трагедия начинается с пролога, предшествующего вступлению хора, партии последнего значительно сокращены и за их счёт увеличен объём диалога.

Около того же времени была, по-видимому, поставлена и тетралогия «Прометея», из которой нам сохранена лишь вторая (по мнению Вестфаля — первая) трагедия: «Прометей прикованный».

Это — единственная божественная трагедия, которая нам сохранена из древности: по грандиозности своей концепции она превосходит все прочие трагедии нашего поэта и сильно заинтересовала мыслителей и поэтов новой Европы.

Не все, однако, в ней нам ясно — главным образом потому, что её продолжение, «Освобожденный Прометей», содержавшее решение загадок, до нас не дошло.

Последней трилогией Эсхила, о которой мы знаем (458 г. до н. э.), была его «Орестея» — в составе трёх трагедий: «Агамемнон», «Хоэфоры» (приносительницы возлияний) и «Эвмениды». В 458 г. до н. э. трилогия получила первую премию.

Содержание этой трилогии — судьба рода Атридов: Агамемнона и его сына Ореста. По своему драматизму, трагедии этой трилогии — самые совершенные из всех произведений Эсхила.

По своему глубокомыслию они соперничают с «Прометеем», но имеют перед ним то преимущество, что на арене — не божественная, а человеческая среда.

Трилогия и особенно её последняя трагедия не лишены и некоторой политической тенденции: возвеличивая Ареопаг как нравственный устой афинской гражданственности, Эсхил, несомненно, имел в виду защитить эту симпатичную ему коллегию от нападений, которым она подвергалась в последнее время со стороны Эфиальта и Перикла.

Очень возможно, что именно эти нападения и отравили Эсхилу его пребывание в Афинах; сам Аристофан свидетельствует, что Эсхил «не ладил с афинянами» в последнее время своей жизни.

Эсхил входил в число избранных греков, посвященных в тайны культа Деметры, которые было запрещено разглашать под страхом смерти.

Поэт участвовал в Элевсинских мистериях, ритуалах, отражающих связь между жизнью и смертью, подразумевающих физическое и духовное очищение.

Аристотель и другие потомки Эсхила утверждают, что драматург не сумел сохранить тайну священного культа и показал некоторые элементы ритуалов на сцене в своих постановках.

За это зрители закидали автора камнями и отдали под суд, на котором он признал свое невежество.

Эсхила оправдали, учитывая его военные подвиги, а также приняв во внимание заступничество младшего брата Аминиаса, героя греко-персидских войн.

Как бы то ни было, Эсхил вскоре после своей «Орестеи» покинул Афины, в третий раз отправился на Сицилию и в 456 г. до н. э. умер в сицилийском городе Геле.

Точная причина смерти Эсхила неизвестна. Биографы утверждают, что поэта убила черепаха, сброшенная ему на голову орлом или стервятником.

Хищная птица приняла лысину за камень, о который собиралась расколоть панцирь рептилии.

В общей сложности Эсхил написал около 90 пьес, из которых полностью сохранились только шесть. Авторство ещё одной дошедшей до нас пьесы, приписываемой Эсхилу, под вопросом. Сохранились заголовки и фрагменты других пьес, а также комментарии, сделанные более поздними авторами, позволяющие реконструировать часть утраченного.

Библиография

  • 472 до н.э – «Персы»
  • 470-е или 463 до н.э. – «Просительницы»
  • 467 до н.э. – «Семеро против Фив»
  • 458 до н.э. – «Орестея» (трилогия)
  • «Агамемнон»
  • «Хоэфоры»
  • «Эвмениды»
  • 450-40-е или 415 до н.э. – «Прометей прикованный»

Ключевые слова: Эсхил,Αἰσχύλος,есхил,есхіл,биография,подробная биография,жизнь,творчество,критика на произведения,поэзия,проза,скачать бесплатно,читать онлайн,древнегреческая литература,трагедия

Источник: https://md-eksperiment.org/post/20190626-biografiya-eshila

Эсхил

Эсхил — это драматург Древней Греции, отец европейской трагедии.

Жизнь и творчество Эсхила

Эсхил

Родился Эсхил в 525 году до нашей эры в аттическом городе Элевсине. Первый юношеский период его творчества продолжался до 484 года до нашей эры. Именно тогда он одержал свою первую победу. К сожалению, трагедии этого периода не сохранились. Однако уже в это время в творчестве Эсхила прослеживался его собственный трагический стиль:

  • К первому актеру был введен второй, что должно было способствовать введению действия. В самых ранних трагедиях Эсхила, которые сохранились, роль второго актера незначительна и большинство сцен может быть сыграно при участии одного.
  • Эсхил принял две драматические формы, которые до этого враждовали друг с другом: серьезная аттическая драма и игривый пелопонесский сатирикон. Он ввел трагическую тетралогию, в ее состав входили три серьезные драмы и одна сатирическая, в виде заключения.
  • В трагедию был внесен «Гомер», то есть весь старинный героический эпос, творцом которого считался Гомер.

С 484 года до нашей эры начинается новый период творчества Эсхила. Он становится царем аттической сцены, на которой ему нет равных. Из произведений этого периода до нас дошли «Персы» и «Просительницы». В первой рассказывается о поражении персов при Саламине и бедственном отступлении их войска в Азию.

Сюжет второй довольно мифологичен: прибытие Даная с дочерьми в Аргос и покровительство, оказанное им аргосцами против их двоюродных братьев, сыновей Египта, брата Даная. Сама композиция этих трагедий проста и строга. Пролог отсутствует, действие начинается со вступления хора, который «говорит» о цели своего появления.

После этого хор исполняет лирическую песню, в которой выражены его тревожные чувства по поводу ожидаемых событий. Действующих лиц немного: в первой трагедии — царица Атосса, вестник от персидского войска, тень покойного Дария, в заключении сам Ксеркс. Во второй — Данай, аргосский царь Пеласг и посланец сыновей Египта. На сцене они появляются по одному, редко по два.

Их разговоры — длинные речи, за которыми следуют стихи. При этом собеседники чередуются, произнося по одному стиху.

Этот период в жизни поэта был достаточно бурным. В жизни Афин это как раз был период Саламинской и Платейской битв, в которых Эсхил принимал непосредственное участие. Его слава как поэта стала распространяться повсюду.

Позже в трагедии появляется пролог, который предшествует вступлению хора, а также увеличивается объем диалога.

По-видимому, в это же время была поставлена трилогия «Прометей», из которой до нас дошла лишь вторая трагедия: «Прикованный Прометей». Прозорливый титан, зная, что Зевс только в человеке может найти спасителя от гибели, которая угрожает его царству, хочет поднять человеческий род и для этого дарит ему эфирный огонь. Его он похитил с небесных высот. Зевс увидел в этом похищении нарушение всемирного договора. Он в наказание приковал Прометея к скалам Кавказа. Прометей выносит все муки и не выдает преждевременно своей тайны, зная, что со временем Зевс оценит его услугу. Это — единственная божественная трагедия, которая дошла до нас из древности.

Последней трилогией Эсхила, которая сохранилась целиком, была его «Орестея». В ее состав вошли «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Евмениды». Эти трагедии имеют преимущество перед «Прометеем», ведь на арене — не божественная, а человеческая среда.

Эсхил вскоре после своей «Орестеи» покинул Афины, он в третий раз отправился на Сицилию, где и умер в 456 году до нашей эры в городе Геле. От него осталось 90 трагедий. Героями его трилогий были Ахилл, Аянт, Одиссей, Мемнон, Адраст, Персей и т.д.

Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/drevniy_mir/eshil.html

Эсхил — биография | Исторический документ

Эсхил был греческим трагиком, посвятившим свою жизнь драматическому искусству. Он заложил тот фундамент , необходимый для процветания искусства в мире.

До настоящего времени сохранились произведения легендарного трио, Эсхила, Софокла и Еврипида, которые можно читать и исполнять. Эсхил, которого часто называют отцом трагедии, был истинным основателем этого вида жанра.

Именно благодаря его работам было выработано базовое понимание ранних трагедий. Его пьесы до сих пор служат точкой отсчета. В то время, когда Эсхил начал писать, театр только начинал развиваться.

Пьесы, исполнявшиеся тогда, были просто хоровой поэзией, дополненной выразительным танцем. За свою жизнь он написал около девяноста пьес, из которых только семь дошли до нас. Тем не менее, эти семь пьес помогают в базовом понимании более ранних трагедий.

Читайте также:  Змеи сообщение доклад (3, 7 класс окружающий мир биология)

Биография

О жизни Эсхила и точной дате его рождения известно немного. Однако считается, что он родился в 525 году до н. э. в Элефсисе, небольшом городке, расположенном к северо-западу от Афин.

Родился в богатой и обеспеченной семье, имеющей аристократические корни. Надо отметить, что город Элефсис, где проживал будущий драматург, был известен своими легендарными мистериями, посвященными Деметре и Дионису. Под их влиянием и формировалась будущая личность Эсхила.

В ранние годы молодой Эсхил работал на винограднике. Согласно географу II века н. э. Павсанию, бог Дионис посетил Эсхила во сне и поручил ему сконцентрировать свою энергию и сосредоточить внимание на зарождающемся искусстве трагедии.

Он внезапно проснулся и начал писать трагедию. Но продолжить свой творческий путь помешали греко-персидские войны. Они оказали большое влияние на его жизнь и карьеру. В 490 году до н. э.

Эсхил вместе со своим братом Кинегиром сражался, чтобы защитить Афины от Дария I в битве при Марафоне.

Битва закончилась победой афинян. Хотя вокруг была радость, смерть его брата, пытаясь помешать персидскому кораблю отступить от берега, причинила Эсхилу много боли и горя.

Он возобновил свои военные обязанности в 480 году до н. э., когда получил призыв сражаться против вторжения Ксеркса I в битве при Саламине. Он также отличился в битве при Платеях в 479 году до нашей эры.

Помимо военной службы, Эсхил принимал участие в драматических конкурсах, которые были распространены в те времена. Конкурс был грандиозным и больше походил на фестиваль.

Жизнь и творчество Эсхила

За первым конкурсом последовал второй, в котором участвовали пять комедийных драматургов. Победитель обоих соревнований объявлялся судейской коллегией. Впервые Эсхил попробовал свои силы в конкурсе в 500 году, но победу одержал лишь в 484 году, и в последующие годы выигрывал 13 (!) раз.

Пьесы

За свою жизнь Эсхил написал около девяноста пьес, но почти все они утеряны для потомков.

Из сохранившихся можно назвать следующие — «персы», «семь против Фив», «просители», трилогия «Орестея», «прикованный Прометей».

К 473 году до нашей эры Эсхил стал ежегодным фаворитом в Дионисии и продолжал побеждать в каждом соревновании. «Персы» — его старейшая из сохранившихся пьес, которая была исполнена в 472 году до нашей эры и заняла первое место на фестивале. Она была написана под влиянием воспоминаний и собственного опыта из сражения с персами.

Его следующая сохранившаяся пьеса «семь против Фив» была сыграна в 467 году до нашей эры. Она была посвящена вмешательству богов в человеческие дела. Пьеса первоначально изображала историю двух сыновей царя Фив, Эдипа и их смерти из-за жадности к трону. Закончилась она скорбью по погибшим братьям.

В 458 году до н. э. Эсхил выпустил свою трилогию «Орестея». Пьеса включает в себя три части: «Агамемнон», «носители возлияния» и «Эвмениды», которые все вместе изображают трагическую историю семьи Агамемнона.

Прикованный Прометей

Это, пожалуй, одна из наиболее противоречивых пьес Эсхила. В основе лежит древнегреческий миф о титане Прометее, который осмелился бросить вызов самому верховному богу Зевсу и украсть огонь для людей.

В наказание Зевс приказывает богу-кузнецу Гефесту приковать Прометея к скале, где орел каждый день выклевывал его печень, но за ночь она появлялась вновь.

Даже такие страдания не смогли сломить волю титана, и Зевс наслал бурю, которая поглотила скалу вместе с пленником.

Семья Эсхила также обладала драматургическими талантами — оба его сына стали трагическими поэтами, выиграли первые места в соревнованиях поэтов.

Племянник Эсхила, также трагический поэт, получил первую премию в конкурсе против Эдипа царя Софокла. Сам Эсхил под конец жизни уже почти не писал. Он посетил Сицилию в 458 году до нашей эры. Во время этого визита он исследовал город Джела, где и скончался в 456 году до н.э. Если верить легендам, он встретил свою смерть, когда орел принял его лысую голову за камень и уронил на нее черепаху.

В качестве наследия остались памятники, посвященные великому драматургу и отцу трагедии, но более ценными, конечно, являются его произведения, знакомящие нас с прекрасным миром античности.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: https://history-doc.ru/esxil-biografiya/

Общая характеристика творчества Эсхила

Эсхил – отец трагедии. Он вводит второго актера, тем самым дает возможность драматизировать действие. Годы жизни: 525-456 гг. до н.э. Эсхил славит зарождение эллинской демократии, эллинской государственности.

Эсхил славит эллинский дух в своих произведениях. Идея свободы, превосходство полисного образа жизни над жизнью варваров.

Весь свой талант ставит и подчиняет 1 проблеме- утверждение демократического полиса. Греки жили по родовым законам, а полис живет по иным.

У Эсхила элементы традиционного мировоззрения тесмно переплетаются с установками, порожденными демократической государственностью.

Он верит в реальное существование божественных сил, воздействующих на человека и зачастую коварно расставляющих ему сети. Написал 90 пьес, до нас дошло 7.

Эсхил – единственный трагик, пьесы которого ставили после его смерти.

Нравственный вывод его трагедий – ничего сверх меры. Всегда отдавал приоритет государству. Эсхил не умеет вести диалоги, язык его усложненный. Происходил он из древнего аристократического рода.

Первая по времени пьеса, дошедшая до нас – 1 часть трилогиии «Просительницы». Это самая ранняя трагедия, здесь роль актера минимальна.

Трагедия имеет очень узкую тематику — основана на мифах о данаидах.

  • Каждой деталью трагедия Эсхила славит законы греческого полиса.
  • Из трагедии «Прометей прикованный» до нас дошла только вторая часть.
  • «Прометей-огненосец» — первая часть.
  • «Прометей прикованный» — вторая часть.
  • «Прометей освобожденный» — 3 часть.

Прометей у Эсхила олицетворяет творческие способности человека в борьбе с природой. Блага цивилизации чреваты жертвами на пути.

Герои Эсхила молчат столь долго, сколько это возможно. Прометей приносит людям огонь знаний.

Вера в олимпийских богов у Эсхила поставлена под сомнение: Зевс несправедливо поступает с Прометеем, Ио.

Центр тяжести перенесен на героя, но герой не индивидуализирован.

«Фиванская трилогия», «Семеро против Фив» — борьба между сыновьями Эдипа за власть над Фивами. Попытка создать характер.

«Орестея» — 458 год до н.э. Каждая из входящих в трилогию драм – неотъемлемая часть целого. Судьба рода Танталидов – Атридов. Род – неделимое целое. Первая трагедия – «Агамемнон» — возвращение из-под Трои.

Вторая трагедия – «Хоэфоры» — женщины, приносящие надгробные жертвы. Третья трагедия – «Эвмениды». Между действиями в первой и второй трагедии – 7 лет. «Эвмениды» — суд над Орестом. Эриннии по законам матриархата наказывают его.

Афина – патриархальная богиня.

Эсхила занимают масштабные события и явления. Персонажи Эсхила монументальны. Нет будничности. Перипетия – переход от существующего к противоположному. Эсхилу трудно давалось действие – прием – смотр со стены.

14. Своеобразие трилогии Эсхила «Орестея».

«Орестея» была поставлена в 458 год до н.э. Это единственная полностью сохранившаяся трилогия.

Сюжет взят из троянского цикла мифов.

Два сына были прокляты отцом и изгнаны. Проклятие отца сбывалось.

В основу сюжета положен миф о смерти Агамемнона и о судьбе его рода. Агамемнон, предводитель ахейского войска, после возвращения из-под Трои был убит в своем доме собственной женой Клитеместрой и двоюродным братом Эгисфом. Сын Агамемнона Орест отомстил за смерть отца, убив Эгисфа и мать, а бог Аполлон, который приказал Оресту совершить убийства, оправдал его и очистил от скверны.

Во второй части трилогии, в трагедии «Хоэфоры», смерть Клитеместры, убитой сыном, мстящим за отца, приносит тяжелые испытания Оресту. В «Хоэфорах» Орест уже не безгласное орудие богов, а живой страдающий человек. Он хочет покарать убийцу отца, его намерение понятно и справедливо.

Но убийцей является его родная мать, поэтому, поднимая руку на нее, он становится преступником. И все же Орест убивает Клитеместру. А когда убийство совершено, страдания Ореста достигают своего предела, и его охватывает безумие. Эсхил воплощает муки своего героя в образах отвратительных Эриний, богинь мщения, возникнувших из крови убитой матери.

Они преследуют несчастного Ореста, и кажется, что его мучениям нет конца:

Ответом на тревожный вопрос заключительного хора «Хоэфор» является третья часть трилогии, «Евмениды», трагедия, посвященная оправданию Ореста и прославлению Афин. Орест убегает в Дельфы, надеясь там, у алтаря Аполлона, найти спасение.

Но Аполлон не может избавить его от Эриний и советует искать избавления в Афинах. Там богиня Афина, покровительница города, учреждает специальный суд, ареопаг, чтобы рассмотреть жалобу Эриний. Защиту Ореста берет на себя Аполлон.

Орест ссылается на то, что Клитемнестра совершила двойное злодеяние, убив своего супруга и вместе с тем его отца.

Почему же эриннии преследуют его, а не ее, гораздо более виновную? Ответ поразителен: «С мужем, ею убитым, она в кровном родстве не была»35 Голоса судей разделились поровну, и тогда, чтобы спасти Ореста, Афина присоединяется к его сторонникам. «отцовское право одержало победу над материнским».

Гибнущие устои матриархального права защищали Эринии; Афина и Аполлон отстаивали принципы утверждающегося патриархального права. Однако с торжеством нового порядка, ставшего основой демократического государства, и с гибелью старых родовых обычаев, в данном случае обычая кровной мести, не желают примириться Эринии.

Наконец, Афине удается уговорить их остаться в ее городе, поселиться в тенистой роще и стать для афинян вечными подательницами благ — евменидами.

Эринии соглашаются, и торжественная процессия направляется в ту священную рощу, где им предстоит поселиться. В этом финале трагедии разрешены все конфликты, вновь утверждены поколебленные мудрость и справедливость миропорядка.

Суд граждан заменил кровную месть; восторжествовало то, что оказалось исторически прогрессивным.

Основная идея: Орест оправдан судом. В эпосе у Гомера боги не являлись критерием нравственности, они карали людей по собственным предубеждениям.

Эсхил наделяет богов нравственными функциями (справедливость). У Эсхила есть неизбежность расплаты. Раньше неизбежность мести, а теперь расплаты.

Идеи личности человека переходят на 1 план. Меняется отношение к Троянской войне (убийство, которое требует возмездия, расплаты).

15. Общая характеристика творчества Софокла (личность, эпоха).

496-406 гг. до н.э.

Родиной Софокла был Колон, предместье Афин. По происхождению принадлежал к состоятельным кругам

Жизнь Софокла – между Греко-персидской и пелопонесской (междоусобными) войнами. Время Софокла связано с деятельностью Перикла. Перикл – стратег. Тридцать лет афинской жизни — «век Перикла». Перикл: идея «эллинского духа», дух следует воспитывать.

Архаическая комиссия по переустройству Афин – Фидий. Возведен Акрополь. Вид Афин должен был поражать уже с моря. Пропилеи (16-12 вв.) – крытые галереи, чтобы подняться на Акрополь. При Перикле Афины – самый образованный город, грамотны были все свободные жители города.

Эстетическим воспитанием граждан занималась другая комиссия – «театральная».

Творчество Софокла – вклад в создание идеала гармонической личности (человек прекрасный и физически и умственно). До нас дошло 120 пьес. 24 победы в театральных агонах. 468 г. до н.э. – первая победа над Эсхилом.

Софокл: хор перестает быть героем, он выразитель общего мнения. Софокл вводит третьего актера (действие уже показывается, а не описывается). Софокл показывает действие. Разрушая таким образом принцип трилогии.

Творчество Софокла – качественный скачок по сравнению с драматургией Эсхила. Для Эсхила отедльный индивидуальный человек ничего не значит, только род. Человек у Эсхила лишь представитель рода.

Софокл – внимание к судьбе отдельного человека. Софокл: столкновение героев подразумевает столкновение определенных общественных сил. Столкновение доходит до такого накала, что приводит к гибели одной из сторон. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть» (Аристотель), благородные, приподнятые.

В связи с трагедиями Софокла Аристотель вводит понятие «трагический герой» (воплощает существенные для развития общества стремления, всегда действует на благо общества, но может ошибиться в своем трагическом неведении, благие цели трагического героя могут приводить и его, и других к гибели).

Воля и разум человека ничтожны по сравнению с волей и разумом божьим. «Аякс», «Филоктет», «Электра» — трагедии троянского цикла. «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» — трагедии фиванского цикла.

Название дается по хору – о Геракле – «Трахинянки». Вопрос о человеке, его воле и судьбе.

Как ни велик человек, он постоянно в своей гордыне нарушает меру, мировую меру – гармонию, установленную олимпийскими богами.

Психологическая характеристика образа: все люди разные, разная психологическая мотивировка поступков людей. Очень часто в бедах людей повинны черты их характеры.

Принцип трагической иронии: герой Софокла активен (активнее героя Эсхила), активно противится своей судьбе, но не уходит от нее, а. наоборот, приближается к ней.

Характер Лая во многом предопределяет его судьбу. Виновен ли человек, совершивший поступок по неведению? (Сократ, Платон).

Эдип САМ казнит себя за невольно совершенный проступок. Софоклу этот поступок (самоказнь) кажется верным.

«Эдип в Колоне». Боги, видя страдания Эдипа, решают над ним сжалиться. Место, где умирает Эдип, будет священным. Эдип умрет рядом с Афинами. Диалог Тезея (блестящий герой) и Эдипа (слепой, всеми гонимый старец). Мысль Тезея: Эдип-нищий, Тезей-царь, но перед богами они равны, они лишь игрушки. Эдип ни в чем ни виноват, боги посмеялись над ним.

«Антигона» — одна из первых трагедий Софокла. Открывается прологом: умер Эдип, братья боролись за власть и погибли в братоубийственной войне, у власти – царь Креонт. Креонт запретил погребение, Антигона посыпает тело землей из кувшина. Диалог Креонта Антигоны – важный момент в произведении. Общечеловеческая мораль. Боги положили закон о погребении человека.

Человеческие законы, указы правителей – Антигона считает, что пусть она будет виновата перед Креонтом, но чиста перед богами. Трагическая война Антигоны: соблюдая общечеловеческий закон, она нарушает закон государства в трагическое военное время. Этот закон поможет удержать государство, но идет против моральных законов. Вина Креонта, Софокл на стороне Антигоны.



Источник: https://infopedia.su/19x2ff.html

Творчество Эсхила. — Шпаргалки по Культуре и известным людям Древней Греции

            Эсхил, из Элевсинской общины, 525-456 гг. до н.э., греческий трагический поэт, отец европейской трагедии. Сын Еврофориона. Происходил из древнего аристократического рода Афин. Его молодость пришлась на времена упадка Писистратидов и закрепления в Афинах демократического строя.

Читайте также:  Анализ стихотворения пушкина вновь я посетил

Эсхил принимал участие в персидских войнах, сражался при Марафоне (где погиб его брат Кинагир) и Саламином; возможно, и при Платеях. В трагическом агоне (агон — борьба, состязание или игры) выступил впервые в Афинах во время 70 олимпиады (499-496 гг. до н.э.) совместно с Хорилом и Пратином; в 484 г.

одержал первую сценическую победу; в 472 г. получил первую награду за трилогию, включавшую Персов, в 467 г. победила фиванская тетралогия; в 463 г., возможно, — тетралогия о Данаидах, в 458 г. — Орестея.

Эсхил одержал всего 13 прижизненных побед и 15 посмертных (что было возможно лишь потому, что в виде исключения его пьесы были допущены к повторным постановкам). На 471-469 гг.

падает первое путешествие Эсхила на Сицилию, ко двору тирана Сиракуз Гиерона I, где он написал пьесу в честь только что основанной дорической колонии Этны и заново поставил Персов. По возвращении в Афины соревновался в 468 г. в трагическом конкурсе с дебютировавшим там Софоклом, который одержал над ним победу. После 458 г. во второй раз уехал на Сицилию. Там он умер в Геле.

            Эсхил написал 70 трагедий и 20 сатирических драм, из которых мы знаем 79 названий. Целиком сохранилось 7 трагедий, составлявших школьное чтение в поздней античности, а также ок. 400 отрывков, к которым открытия папирусов постоянно прибавляют все новые.

Сюжеты Эсхил черпал у Гомера и из эпического цикла. Но самой старой из известных нам трагедий Эсхила является немифологическая трагедия Персы (472 г.), представляющая собой вторую часть трилогии.

Первой частью была трагедия Финей, третьей — Главк Понтийский; за ними следовала сатирическая драма Прометей, разжигающий огонь.

            Мифологические пьесы, которые ставились вместе с Персами, не имели ничего общего по своему содержанию с этой трагедией так же, как и составляющие их фабулы (фабула — основа, ядро повествования) мифы никак не были связаны между собой. Персы — единственная сохранившаяся трагедия на тему, подсказанную не мифологией, а современными поэту событиями.

Эсхил описал здесь поражение, которое персы под предводительством Ксеркса потерпели в битве при Саламине (на ту же самую тему еще ранее создал трагедию Фриних). Оригинальность подхода Эсхила состоит во взгляде на победу греков глазами побежденных. О его глубокой человечности свидетельствует сочувствие, которое он испытывает к жёнам и детям врагов, оплакивающих своих близких.

Главной идеей трагедии является убежденность Эсхила в том, что ни один человек, ни одно государство не может преступать поставленных ему богами границ, ибо такая спесь навлечет на него неминуемую беду. Именно так поступил Ксеркс, и поэтому его поражение стало неотвратимым актом высшей справедливости.

Персы являются важным историческим источником, так как битва при Саламине описана здесь её очевидцем.

            Фиванская трилогия: Лай, Эдип и Семеро против Фив (467 г.), которую дополняла связанная с ней сюжетно сатирическая драма Сфинкс — представляла трагедию трех поколений несчастного рода Лабдакидов.

Смерти Лая и деяниям Эдипа были посвящены первые две драмы, в третьей (единственной сохранившейся) исполнялось проклятие Эдипа, брошенное сыновьям Этеоклу и Полинику: оба погибли в братоубийственной войне. Полотно обороны Фив — необходимый фон для их смерти. Центральная проблема — проблема вины в наказания.

Могучий дух-мучитель Аластор, подталкивающий к концу проклятые поколения, удаляется лишь после смертельного поединка братьев, то есть после полного уничтожения рода. Сохранившееся окончание пьесы, вероятно, не принадлежало Эсхилу.

            В Просительницах (463?), которые являются первой частью трилогии о Данаидах, центральный образ трагедии — хор 50 дочерей Даная, которые, спасаясь от брака с сыновьями Египта, ищут защиты у царя Аргоса Пеласга, на родине своей прародительницы Ио.

Их просьбы ставят царя перед выбором: отринуть просящих и тем самым нарушить священный закон гостеприимства или подвергнуть страну опасностям войны. Перед принятием трудного решения Пеласг спрашивает мнения людей (что представляется ярко выраженным анахронизмом; здесь Эсхил переносит в мифические времена демократические институты своей эпохи).

Когда объявляется погоня, царь встает на защиту девушек. Посланец Египтидов, уходя, объявляет войну.

            Дальнейшие судьбы дочерей Даная (принужденных к браку с сыновьями Египта, а затем убившие собственных мужей в брачную ночь) были темой других пьес трилогии: Египтяне и Данаиды. С этим кругом мифов соотносилась и сатирическая драма Амимона — имя одной из Данаид.

            Просительницы представляют собой трагедию в несомненно архаичной форме.

Здесь преобладают партии хора, а диалог почти всегда разворачивается между актёром и предводителем хора (только дважды дело доходит до короткого обмена репликами между двумя актёрами).

По этой причине данная трагедия до последнего времени считалась старейшей из сохранившихся. В настоящее время считается, что Эсхил поставил её только в 463 г.

            Мы не знаем даты постановки трилогии, к которой принадлежала сохранившаяся трагедия под названием Прометей прикованный. Это космогоническая драма. В ней сталкиваются упорядоченный мир олимпийских богов и необузданный, надменный мир Титанов.

В трагедии между Прометеем и Зевсом наступало примирение, Зевс, представленный в трагедии, в противоположность другим произведениям Эсхила, жестоким и деспотичным тираном, окончательно преодолев всякое зло, явился здесь справедливым и достойным владыкой.

Прометея, совершенно иначе трактуемого в произведениях Гесиода, Эсхил изображает героическим другом людей и инициатором всякого прогресса. К этой же трилогии, вероятно, принадлежала драма Прометей, несущий огонь, о которой мы ничего больше не можем сказать.

            В Орестее (468 г.), единственной целиком сохранившейся и, вероятно, последней из поставленных в Афинах трилогии, Эсхил представил трагическую историю рода Атридов, легенду, известную еще из архаического эпоса и произведений поэтов-меликов (Стесихор).

Однако Эсхил обработал старую тему по-своему.

Он изобразил великую драму человека, сражающегося с роком, волей богов с собственной совестью, и одновременно (особенно в последней части трилогии) преклонился перед новым общественным порядком и его законами, воздавая при этом хвалу своей отчизне, демократическим Афинам.

            Первая трагедия, Агамемнон, представляет собой экспозицию всей трилогии. Песни хора говорят о более ранних событиях, которые привели Клитемнестру, жену Агамемнона, к решению убить вернувшегося из-под Трои супруга.

Привезённая им пленница, пророчица Кассандра, в состоянии провидения перечисляет прошлые и будущие преступления Атридов, протягивающие через поколения цепь вины и наказания.

            В следующей за ней трагедии Хоефоры первые реплики хора девушек, приносящих жертвы на могиле Агамемнона, доносят до зрителя мысль, что новое преступление требует расплаты.

Орест прибывает в Аргос, чтобы по велению Аполлона отомстить за смерть отца убийством матери. Это ужасное деяние повергает его в ужас, и, преследуемый богинями мщения Эриниями, он ищет очищения у Аполлона в Дельфийском храме.

            Это является уже началом третьей драмы трилогии под названием Эвмениды. Однако, в отличие от Орестеи Стесихора, Аполлон не в силах избавить матереубийцу от Эриний. Ореста судят в Афинах человеческим судом.

Это победа нового закона городов-государств над древним родовым правом, настаивавшим на кровной мести. Орест оправдан, страшные Эринии превращаются в благожелательных Эвменид, отныне чтимых в Афинах под этим именем.

            За этой трилогией последовала сатирическая драма Протей, тема которого была взята из Одиссеи. Из несохранившихся драм Эсхила внимания заслуживают недавно открытые благодаря находкам папирусов фрагменты трагедии Мирмидоняне, a также сатирическая драма Рыбаки.

            Эсхил явился подлинным творцом греческой трагедии. Он усовершенствовал драматическую технику: ограничил участие, а следовательно, и значение хора; ввёл на сцену второго актёра, что сделало возможным развитие действия и оживление диалога.

Использовал новые выразительные средства: блестящие описания (например: в битве при Саламине, падение Трои), красочные повествования, представляющие события, происходящие либо внутри дворца (в Агамемноне), либо далеко от места основного действия (в Персах); стихомифический диалог (то есть диалог в форме коротких вопросов и ответов). Использовал сценические паузы (в Ниобе, Прометей прикованный, Кассандра в Агамемноне) для создания соответствующего настроения. Большую роль в трагедиях Эсхила играли музыкальные элементы, как хоровые, так и сольные партии.

            Эсхил усовершенствовал также актёрский состав и разнообразил маски. Экзотические костюмы актёров в Просительницах и Персах, описания иноземных обычаев свидетельствуют об интересе поэта к варварскому миру.

            Трагедии Эсхила проникнуты морально-религиозными идеями. Поэт старался примирить традиционную греческую мифологическую этику с новой моралью, религиозное мировоззрение с гражданским. Стремился постигнуть тайну человеческой судьбы и деяний.

Он верил, что человеческими стремлениями руководит провидение и что даже боги не могут противостоять судьбе. Человек, упоенный слишком большим могуществом и богатством, легко поддается чувству превосходства, которое подталкивает его к преступлению. Кара за проступок падает на виновника и весь его род.

Эсхил делает человека ответственным за собственные действия. Страдание, согласно Эсхилу, есть единственная школа жизни, которая учит “умеренности”.

            Основной чертой драматургии Эсхила является ее величественность. Черта величественности отражена также в характерах героев.

В сохранившихся произведениях можно проследить пути развития творчества поэта: от пьес, лишённых действия, заполненных в основном партиями хора, с однообразными характерами действующих лиц (в Просительницах), до трагедий с отчётливым развитием действия и индивидуализированными образами героев (в Орестее). Герои Эсхила обыкновенно монументальны; они обуреваемы сильными страстями, мужественны, сила воли настойчиво ведёт их к цели (в Этеокле, Прометее, Клитемнестре).

            Стиль и язык Эсхила согласуются с содержанием. Возвышенность и патетичность вытекают из подбора слов и их связи. Эсхил создает неологизмы, красочные метафоры и описания. Зато язык простых людей, появляющихся в его трагедиях (стражник в Агамемноне, няня в Хоефорах), — обыденный и понятный.

            Эсхил добился признания, как у своих современников, так и у потомков. Под непосредственным влиянием Эсхила находились Софокл и Еврипид, Аристофан признал его первенство в Лягушках.

В эллинистическую эпоху его произведения уже не ставились; им занимались лишь грамматики и историки литературы. На драматургов нового времени Эсхил оказал влияние посредством трагедий Сенеки, римского философа-стоика, поэта и государственного деятеля.

Известный ещё со времён Ренессанса, он возбудил особый интерес в XVIII в. Сильное влияние Эсхила наблюдалось в период романтизма. Английские поэты (Байрон, Шелли, Китс), основываясь на Прометее прикованном, создали и распространили представление о “прометеизме”. Ближе к концу XIX в.

трагедии Эсхила снова вышли на сцену и играются до наших дней, особенно Орестея. Влияние Эсхила на искусство было меньшим, чем на поэзию.

Источник: https://students-library.com/library/read/38352-tvorcestvo-eshila

Эсхил — краткая биография

Эсхил – выдающийся древнегреческий драматург-трагик, автор, которого называют отцом греческой и, соответственно, европейской трагедии. Основным источником его биографии является рукопись XI в., в которой непосредственно сочинения предваряются жизнеописанием.

Родился Эсхил примерно в 525 году до н. э. неподалеку от Афин, в г. Элевсин. В этом аттическом городе был очень развит культ Деметры, что сыграло немаловажную роль в определении направления творческой деятельности. Будучи свидетелем многочисленных таинств, юный Эсхил стал рано задумываться о смысле жизни, о соотношении рока и воли, о вознаграждении добра и наказании за зло.

Эсхил был продолжателем старинного афинского аристократического рода. Известен и такой факт из его жизни (сам Эсхил считал его очень значимым и очень им гордился), как участие в греко-персидских войнах. Он участвовал в битве у Марафона и, скорее всего, при Саламине.

Эсхилу довелось стать очевидцем еще одного важного исторического процесса – выдвижения Афин на самые значимые позиции в Греции.

Первое выступление Эсхила на соревнованиях драматургов относится примерно к 500 г. до н. э., но лишь в 484 г. до н. э. ему досталась победа, которую он одержит впоследствии не менее 13 раз. С 484 г. до н. э. началось восхождение Эсхила к вершине славы. Примерно до 470 г. до н. э. ему никто не мог составить конкуренции.

Известно, что несколько раз за жизнь Эсхил предпринимал поездки на Сицилию, где показывал представления по своим трагедиям. Существует легенда о том, что в 486 г. до н. э.

Эсхил уехал из Афин, не будучи в силах вынести блестящие успехи набирающего силы Софокла, однако, вероятнее всего, она не соответствует действительности. В 467 г. до н. э.

Эсхил присутствовал на постановке «Семеро против Фив» в Афинах.

Его трилогия «Орестея» в 458 г. до н. э. получила первую премию. Вскоре после этого события Эсхил снова уехал из Афин. Возможно, это связано с тем, что последний период жизни трагика был несколько омрачен не очень хорошими отношениями с согражданами.

Сохранились свидетельства об обвинении драматурга в том, что таинства в честь Деметры он в одном из произведений сделал достоянием общественности. В 456 г. до н. э. Эсхил отбыл на Сицилию и там, в г. Геле, погиб.

Причиной смерти, по преданию, стал сброшенные ему на голову орлом камень или черепаха.

Эсхил известен как автор порядка 80 сочинений, из которых до наших дней целиком сохранилось только 7; дошли и фрагменты разной длины из других произведений. За Эсхилом закрепилась репутация выдающегося новатора театра.

В частности, одним из важнейшим сделанных им шагов стало введение второго актера. Посмертная слава Эсхила не гасла еще и потому, что специальным постановлением его пьесы продолжали участвовать в соревнованиях драматургов.

Это же обстоятельство посодействовало лучшей сохранности трагедий.

Источник: https://www.wisdoms.one/biografiya_eshil.html

Вопрос 11. Эсхил. Характеристика его эпохи, жизни, мировоззрения. Периодизация творчества. Трагедия «Персы»

Эсхил (525 – 456 гг. до н.э.) жил в самую волнующую эпоху истории своей отчизны. Общественная атмосфера была исключительно напряженной, порой грозовой и драматичной.

Она создавалась прежде всего внутренним, социальным антагонизмом между освобождавшимся демосом и реакционными силами землевладельческой знати, а также острыми расхождениями и столкновениями в самом разнослойном демосе.

Когда Эсхилу было шестнадцать лет, в Афинах были свергнуты Писистратиды – сыновья захватившего власть в городе тирана. Через два года были проведены революционные меры Клисфена, направленные против сохранившейся родовой и плановой организации, на которую опирались аристократические верхи.

Борьба не прекращалась и не затихала, 3а пять лет до смерти великого трагика реформа Эфиальта окончательно ликвидировала пережитки этой организации, упразднив старинные права высшего судилища – ареопага.

Читайте также:  История открытия и изучения «слова о полку игореве» доклад сообщение

Восходившие силы демократии – толща крестьян, ремесленников, корабельщиков, торгового и прочего предприимчивого городского люда – неуклонно утверждали свое значение. Став главной ведущей силой в афинском полисе, они должны были ограждать его и от внешних противников – олигархической Спарты, Беотии, Халкиды, Эгины.

Отстояв в продолжительных войнах с ними свою самостоятельность, молодое аттическое народоправство блистательно доказало свою жизнеспособность. Она проявилась с огромной мощью особенно в годы тягчайшего исторического испытания – греко-персидских войн.

Возглавив всенародную борьбу против могущественного врага, афиняне своим мужеством и патриотизмом вдохновили на ратные подвиги всю Элладу. Их тяжеловооруженные пехотинцы – гоплиты одержали победу при Марафоне (490 г. до н.э.), их моряки разгромили огромный персидский флот у Саламина (480 г. до н.э.

), их войско в союзной греческой армии сыграло важную роль в сражении у Платеи (479 г. до н.э.), их эскадра в составе греческого флота нанесла последний удар персам у Микале. Разгром врага имел своим последствием отпадение от него Малоазиатской Греции – Ионии – и полное освобождение всего эллинского мира от посягательств персов.

По своему происхождению Эсхил принадлежал к аристократам, евпатридам, но своими взглядами, своими симпатиями и устремлениями был на стороне всего нового, прогрессивного, что воплощалось для него в афинской демократии.

Всем своим творчеством он это новое утверждал, а когда над его родиной нависла угроза неволи, он с копьем в руке отважно защищал свою отчизну. Эту защиту отечества Эсхил считал важнейшим подвигом и назначением своей жизни, что явствует из автоэпитафии поэта, в которой отмечена лишь его доблесть как марафонского бойца.

В надгробной надписи Эсхил не упомянул о своем трагедийном творчестве, видимо считая его подчиненным иному жизненному назначению.

Эсхил (525 — 456 до н.э.) — древнегреческий трагик, почитаемый как «отец трагедии».

До Эсхила собственно драмматический элемент уступал в трагедии элементу лирическому: трагедия представляла собой диалог актера с хором, при этом лирические партии решительно преобладали.

Эсхил ввел второго актера, что позволило существенно драматизировать действие и уменьшить объем партий хора.

Биографические сведения об Эсиле не слишком обширны. Известно, что он родился в аттическом поселении Элевсина в семье, принадлежащей к старинному аристократическому роду.

В юности он был свидетелем свержения тирании и демократических реформ Клисфена; будучи уже зрелым мужем, вместе со своими братьями Эсхил принял деятельное участие в войне с персами. В ходе этих событий брат его Кинегир умер от ран, полученных при Марафоне. Другой брат, Аминий, в битве при Саламине командовал кораблем, открывшим сражение.

Сам же Эсхил принял участие во всех трех важнейших сражениях греко-персидских войн: при Марафоне (490), Саламине (480), Платеях (479). По-видимому, свои заслуги как гражданина и воина Эсхил ценил выше достижений поэтических; во всяком случае, в его эпитафии, как полагают, им самим сочиненной, о победах на драматических состязаниях не говорится.

Из этой надписи мы узнаем имя отца Эсхила — Эвфорион, тогдашнее обозначение местности — Гела. Что же касается упоминания о мидянине, то греки нередко смешивали название персов с их соседями мидянами.

В биографии Эсхила упоминается также и о его переселении под конец жизни на остров Сицилию, правда, приводимые объяснения не кажутся удовлетворительными. Чаще всего ссылаются на политическую обстановку того времени: реформу Ареопага, разрыв союза со Спартой, наступательные действия против персов и т.д.

Начало драматической деятельности Эсхила относится к 500 г. до н.э. Однако только через 14 лет (484 г. до н.э.) он добился победы в драматических состязаниях. В последующие годы Эсхил еще 12 раз побеждал своих соперников. В 70-60-х гг. он был самым популярным в Греции трагическим поэтом.

Хотя, согласно греческой традиции, обычно ставились драмы живых авторов, после смерти Эсхила для него было сделано исключение и его трагедии часто возобновлялись в афинском театре. Полагают, что Эсхилом было создано не менее 80 драматических произведений, однако из этого богатого наследия сохранилось только 7 трагедий, в основном охватывающих два последних десятилетия его творчества.

Точные хронологические даты известны лишь для трех трагедий: «Персы» (472 г.), «Семеро против Фив» (467 г.) и «Орестея», включающая трагедии «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды» — 458 г. Все трагедии, за исключением «Персов», написаны на мифологические сюжеты, главным образом заимствованные из «киклических» поэм, нередко приписываемых Гомеру.

Таким образом, не случайно, по свидетельствам древних, Эсхил называл свои произведения «крохами от великого пиршества Гомера».

«отец трагедии» (Энгельс). Родился в семье знатного землевладельца в предместье Афин. Аристократического происхождения, но одобрял демократию → «певец становления демократии».

Участвовал в персидской войне. Эпоха победы в Греко-персидской войне – победу принесло единство, не государственное, а духовное – эллинский дух. Эсхил славит эллинский дух в своих произведениях. Идея свободы, превосходство полисного образа жизни над жизнью варваров. Эсхил – утро эллинского демократизма Эсхил – единственный трагик, пьесы которого ставили после его смерти.

Персонажи Эсхила монументальны. Нет будничности

Ввёл 2-го актёра.

Для ранних пьес («Просительницы», «Персы») характерны преобладание хоровых партий, малое использование второго актера, слабо развит диалог.

Средний период — Здесь появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; большее развитие диалога, создаются прологи; более четкими становятся и образы эпизодических фигур.

Третий этап представлен «Орестеей», с ее более сложной композицией, нарастанием драматизма, многочисленными второстепенными образами и использованием трех актеров.

1-й период творчества

Трагедия «Просительницы» (Умоляющие) основана на мифах о 50 данаидах – на этом примере он осваивает проблему брака и семьи. Каждой деталью трагедия Эсхила славит законы греческого полиса. 50 Египтиадов хотят 50 Данаид. Данаиды вместе в отцом – в Аргос скрываться у царя Пеласга. Данаиды – хор.

Пеласг – первый трагический герой, его проблема – помочь Данаидам → война с Египтиадами, нет – бесчеловечно. Пеласг поступает так, как по мнению Э. должен поступить правитель – советуется с народом. Пролога нет, пьеса открывается выходом хора в орхестру.

Второй актер уже имеется, но использован очень слабо; диалог развертывается преимущественно между одним из актеров и корифеем В конце «Просительниц» к хору Данаид присоединяется хор прислужниц, которые воспевают власть Афродиты.

След 2 части Просительниц восстанавливаются из мифа. Данаида Гиперместра, спасает её Афродита.

«Персы» — единственная (из дошедших) основанная не на мифах, а на реальных недавних событиях (Соломинской победе посвящается, кот была в 480г.) Сочувствует персам, обвиняет их императора Ксеркса, который пошел против установленного миропорядка – осушил море, сковал Геллеспонт. Боги выбрали греков для возмездия.

Хор — персидские старейшины. Матьери Ксеркса Атоссе сниться, что Ксеркс запряг в колесницу 2-х женщин – Европу (бесится) и Азию (терпит). Она вызывает тень мужа Дария, он предвещает поражение персов

Э. хочет этой трагедией показать: демократия греков –в этом причина их победы,

склонность Ксеркса к насилию – плохо

«Семеро против Фив» — борьба между сыновьями Эдипа за власть над Фивами.

первая из известных нам греческих трагедий, в которой партии актера решительно преобладают над хоровой частью, и, вместе с тем, первая трагедия, в которой дается яркий образ героя.

Других образов в пьесе нет; второй актер использован» для роли вестника. Началом трагедии служит уже не парод хора». а актерская сцена, пролог.

2-й период

«Прометей-огненосец» (между 468-458гг)- 1 часть. «Прометей прикованный» — 2 часть.(дошла) «Прометей освобожденный» — 3 часть.

Прометей у Эсхила олицетворяет творческие способности человека в борьбе с природой. Вера в олимпийских богов у Эсхила поставлена под сомнение: Зевс несправедливо поступает с Прометеем.

3-й период

«Орестея» — 458 год до н.э. Каждая из входящих в трилогию драм – неотъемлемая часть целого. Судьба рода Танталидов – Атридов. Род – неделимое целое. Первая трагедия – «Агамемнон» — возвращение из-под Трои. Агамемнон после окончания войны возвращается в свой г.

Аргос, дома его «ждет» Клитемнестра Вторая трагедия – «Хоэфоры» — женщины, приносящие надгробные жертвы. Третья трагедия – «Эвмениды». Между действиями в первой и второй трагедии – 7 лет. «Эвмениды» — суд над Орестом. Эриннии по законам матриархата наказывают его.

Особенности творчества:

  • герои появляются в момент наивысшего душевного напряжения
  • личность сама по себе не интересна
  • торжественный возвышенный стиль (значение конфликта)

богатство лексики, внутренней рифмы, яркость приемов

Трагедия «Персы», самое раннее из точно датируемых произведений Эсхила, построена на историческом материале, повествующем о поражении персидского флота под Саламином. Действие трагедии разворачивается в Сузах. Хор составляют старейшины города, отправляющиеся ко дворцу.

Они тревожатся о долгом отсутствии царя Ксеркса, с большим войском отправившегося в Грецию. В его отсутствие правит мать царя Ксеркса Атосса. Правительница сообщает хору о виденном ею недобром сне, а хор советует ей молить о помощи тень покойного супруга Дария.

Одновременно он рассказывает Атоссе и о стране и народе Греции, характеризуя греков как свободный народ: «Никому они не служат, не подвластны никому». Эту характеристику подтвердит также появляющийся затем с известием о поражении Ксеркса вестник. По его свидетельству, греки одержали победу, несмотря на малые силы.

Охваченная горем царица спрашивает: «Так можно ли Афины разорять?» И вестник отвечает ей: «Нет, мужи им надежная охрана». Таким образом, в уста врагов вкладывает Эсхил славящие Афины речи, и легко представить, какую патриотическую гордость вызывали они у слушателей. В финале трагедии появляется Ксеркс, оплакивающие свое несчастье.

Он представлен как жертва непомерной гордыни и неразумия, дерзнувший нарушить закономерный порядок вещей. В победе греков видит автор поддержку богов, одобряющих строй эллинской государственности.

Трагедия эта строго датирована — 472г. до н.э. и входила в тетралогию, которая до нас не дошла и о которой возможны только смутные догадки.

Трагедия изображает состояние Персии непосредственно после поражения Ксеркса у Саламина. В персидской столице Сузах хор старейшин волнуется мрачными предчувствиями вследствие долгого отсутствия Ксеркса, ушедшего на войну с Грецией.

Это подавленное состояние усугубляется приходом матери Ксеркса, Атоссы, рассказывающей хору о виденном ею дурном сне и тоже волнуемой страшными предчувствиями.

И действительно, тут же появляется глашатай с подробным рассказом о гибели персидского флота у Саламина и о страшных потерях, понесенных персидским войском, что вызывает у хора и у Атоссы стоны и слезы.

Являющаяся из загробного мира тень Дария во всем обвиняет Ксеркса и предрекает новое несчастье для Персии. Тут же наконец является и сам Ксеркс, свидетельствующий уже своим видом о поражении персов, и вместе с хором изливает свое горе в грандиозном плаче.

Исторической основой трагедии являются знаменитые греко-персидские войны, участником которых был и сам Эсхил.

За исключением отдельных и незначительных неточностей, «Персы» дают правильную картину состояния обеих борющихся сторон и в значительной мере являются первоисточником для истории этого периода Греции.

Но Эсхил не хотел быть бесстрастным созерцателем этих великих событий, они прежде глубоко пережиты им самим, так же как и греческим народом.

Прежде всего здесь перед нами горячий патриотизм. Этот патриотизм оправдывается у Эсхила особой философией истории, по которой самой судьбой и богом персам было предназначено владычество в Азии, а грекам — в Европе.

Персы не имели никакого права переступать пределы Азии; и если они переступили, это было их трагической дерзостью (hybris), темной и преступной, а греки защищали свою самостоятельность благодаря своему мудрому «ола-гомыслию» (sophrosyne).

светлому и благородному.

Противопоставление Греции и Персии усугубляется у Эсхила еще и противопоставлением свободного народа, свободно строящего свою судьбу, и восточного народа, лежащего ниц перед деспотом и раболепно выполняющего волю этого последнего, все его преступные замыслы. Эсхил не ограничивается общепатриотическими и общенародными идеями.

Можно с полной достоверностью утверждать, что в борьбе передового демократа и сторонника морской экспансии Фемистокла с вождем землевладельцев, предпочитавших сухопутную войну, Аристидом Эсхил, несомненно, занимал позицию этого последнего.

Этим и объясняется, например, факт выдвижения у него на первый план сухопутной операции на Пситталее под предводительством Аристида.

Наконец, вся эта философско-историческая, политическая и патриотическая концепция завершается также и религиозно-моральной концепцией, по которой Ксеркс, помимо всего прочего, оказывается еще и разрушителем греческих храмов, глумящимся над греческими богами и героями, не признающим ничего святого.

Жанр «Персов» мало чем отличается от «Умоляющих». Это также трагедия ораторного типа, где даются не события сами по себе (они совершаются за сиеной), но лишь мысли и переживания, связанные с этими событиями, то ли при воспоминании о них, то ли в их предчувствии и ожидании.

Характеры в «Персах» продолжают быть неподвижными и монолитными. Атосса, мать Ксеркса, только ожидает катастрофу, а потом отдается ее переживанию. Вестник выступает только как моралист в отношении Ксеркса, а сам Ксеркс только рыдает по поводу своего поражения. Таким образом, драматизм характеров здесь никак не представлен.

С точки зрения развития действия «Персы» гораздо более просты, чем «Умоляющие». Действие здесь развивается совершенно прямолинейно. Схема этого развития чрезвычайно проста, и сводится она только к постепенному углублению той ситуации, которая дана уже с самого начала.

Именно сначала мы имеем предчувствие катастрофы, выражаемое хором старейшин из народа. Это предчувствие углубляется с появлением Атоссы, рассказывающей о своем дурном сне. Предчувствие далее превращается в потрясение в связи с прибытием вестника и его рассказами о Саламине.

Потрясение углубляется уничтожающей моральной оценкой политики Ксеркса его отцом Дарием. И наконец, потрясение, глубоко обоснованное реальной катастрофой и углубленное моральным авторитетом Дария, превращается с прибытием Ксеркса в сплошное рыдание, в нескончаемые дикие вопли.

Завершенная идея «Персов», заключающая в себе грандиозную философско-историческую концепцию Востока и Запада, дана в трагедии необычайно оригинально: не путем прямого описания греческой победы, но путем изображения страдания и ужаса персов по поводу их поражения.

Этот френетический стиль «Персов» заостряет и основную их идею в том смысле, что здесь не только прославляется победа греков над персами, уже достаточно понесшими наказание за свою агрессивность, но и проповедуется необходимость прекратить дальнейшие преследования персов. Это соответствовало больше политике Аристида, чем Фемистокла.

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 231;

Источник: https://studopedia.net/12_47739_vopros—eshil-harakteristika-ego-epohi-zhizni-mirovozzreniya-periodizatsiya-tvorchestva-tragediya-persi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]