Анализ стихотворения ахматовой перед весной бывают дни 6 класс

Своей чувственностью, мечтательностью и яркими эмоциями отличаются раннее творчество этой поэтессы. Именно тогда и явила свету свое знаменитое «Перед весной бывают дни такие…» Ахматова. Анализ стихотворения представляет собой разбор темы и способа изложения автора. В нем поэтесса экспрессивно и эмоционально передала переход природы от зимнего сна к новой жизни.

История создания

Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие» стоит начать с необычного его создания.

Весной 1915 года Анна Андреевна жила в поместье своего супруга Николая Гумилева. Женщина не была окружена толпой подруг, однако возле нее всегда было несколько приятельниц. Одной из них была жена известного в то время литератора Чулкова, Надежда.

Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни 6 класс

Во время очередного литературного вечера, которые посещали обе женщины, между ними разгорелся спор.

Надежда утверждала, что истинный талантливый поэт пишет разные произведения, затрагивая разнообразные темы, постоянно расширяет свой кругозор, границы своего творчества.

Этим она недвусмысленно намекнула на однообразность произведений Ахматовой, в которых то и дело всплывала любовь и страсть к таинственным незнакомцам, существовавшим только в воображении Анны.

Но девушка не стала терпеть таких унижений и написала короткое стихотворение, ставшее классическим образцом пейзажной лирики в ее творчестве.

Тема произведения

Главной темой стихотворения можно назвать приход весны и расцвет новой жизни в природе. Однако все это благоухание и начало нового года поэтессу волнует не так сильно, как те чувства и эмоции, что она испытывает при взгляде на эту красоту.

Как говорила сама Ахматова, именно весной у нее возникают непередаваемые ощущения. В ином свете предстает все окружение, даже самые обычные окружающие предметы, не говоря уже о событиях и встречах. Душа трепещет и ждет необратимых весенних перемен.

Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни 6 класс

С приходом весны обновляется не только природа, но и люди. В душах и сердцах возникают легкость и любовь, пробуждаются самые светлые чувства. Именно это непередаваемое ощущение легкости и обновленности стремится уложить Ахматова в свои строки.

Она искренне уверена, что главными предвестниками весны являются не птицы, прилетевшие с югов, и даже не теплое солнце, а внутренние ощущения, приходящие к людям в это время года, чувство обновления.

Даже через строки такого короткого стиха читатель наполняется необъяснимым счастьем и радостью.

И пусть земля только едва начала свое пробуждение, ее новая жизнь уже началась. Безвозвратно уходит в прошлое все былое, открывая путь новому витку жизни.

Композиция стихотворения

Главное отличие произведения — небольшой объем — всего 8 строк. Но даже это ограничение не помешало Анне Андреевне выразить все эмоции и чувства лирической героини.

Повествование разделено всего на 2 короткие части:

  1. В первой описан весенний пейзаж и его красоты.
  2. Во второй же упор сделан на чувства самой лирической героини. Она восхищается собственной легкостью и новыми чувствами, которые дарует ей эта пора.

Жанр и средства выразительности

Стих «Перед весной бывают дни такие…» — отличный пример пейзажа в поэзии. Благодаря тому, что используемый стихотворный размер — двухстопный ямб, читаются строки легко и быстро, бодрым мотивом укладываясь в памяти читателя. Парные рифмы способствуют укреплению маршевого ритма.

Даже в столь небольшом произведении поэтесса ярко передала эмоции через образ своей героини. Помогли ей в этом следующие средства выразительности:

  • «и теплый ветер нежен и упруг» — метафоры;
  • «луг отдыхает», «деревья шумят» — олицетворения;
  • «теплый», «плотный», «новая» — эпитеты.

Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни 6 класс

Природа будто дает всему живому возможность вздохнуть полной грудью перед обретением новой жизни, сбросить с себя тяжесть забот и возрадоваться приходу весны. Недаром героиня утверждает, что не узнает своего дома. Все перед ее взором играет новыми красками, озаряется ярким весенним солнцем.

Это стихотворение не только доказывает мастерство Анны Ахматовой, ее утонченность и способность превращать эмоции в поэтические строки.

Именно поэтому ее произведения так легко и приятно читать.

Кто еще из поэтов способен с такой необычной стороны преподнести обычный весенний день? Анализ этого стихотворения способен сделать даже школьник, едва прочитав его в книге или учебнике.

Источник: https://na5.club/literatura/analiz-stihotvorenij/pered-vesnoj-byvayut-dni-takie-ahmatovoj.html

Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» Ахматовой

Раннее творчество Анны Андреевной Ахматовой характеризуется большой чувствительностью, эмоциональностью, мечтательностью.

Не стало исключением и стихотворение «Перед весной бывают дни такие…», в котором поэтесса с присущей ей эмоционально-экспрессивной манерой описала пробуждение природы после зимнего сна.

Предложенный краткий анализ «Перед весной бывают дни такие…» по плану пригодится при подготовке к уроку литературы в 4 классе.

Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни 6 класс

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Перед весной бывают дни такие.
  • История создания – Стихотворение написано весной 1915 года, во время отдыха в родовом имении.
  • Тема стихотворения – Пробуждение природы и души человека с приходом весны.
  • Композиция – Композиция стихотворения включает в себя две условные части: в первой автор описывает весеннее обновление природы, во второй – раскрывает внутренние ощущения лирической героини.
  • Жанр – Пейзажная лирика.
  • Стихотворный размер – Ямб с использованием парной рифмы.
  • Метафоры – «деревья весело-сухие», «ветер нежен и упруг».
  • Эпитеты – «плотный», «теплый», «новая».
  • Анафора – 4 строчки берут начало с «и».
  • Олицетворения – «отдыхает луг», «шумят деревья».

Стих был написан Анной Андреевной весной 1915 года, во время пребывания в родовом поместье ее супруга Николая Гумилева. Одной из немногих подруг Анны Андреевной была жена известного литератора Чулкова, Надежда.

На одном из литературных вечеров между дамами возник спор: Надежда Чулкова уверяла, что по-настоящему талантливый поэт должен развивать грани своего мастерства, охватывая своим творчеством самые разнообразные темы. Тем самым она намекнула на «однобокость» произведений Ахматовой, в которых она часто описывала любовные чувства к таинственным незнакомцам, существовавших лишь в ее фантазиях.

Анна Андреевна приняла вызов подруги, и написала небольшой стих под названием «Перед весной бывают дни такие…», ставший прекрасным образцом пейзажной лирики в творческой копилке поэтессы.

Тема произведения – приход весны и связанные с ним перемены. Однако сама природа не представляет для поэтессы особого интереса: куда больше ее волнуют те чувства и эмоции, которые появляются при взгляде на обновление природы.

Именно весной, по признанию Ахматовой, возникает ощущения полноты жизни. Все окружающие предметы и события воспринимаются иначе, душа трепещет в предчувствии грядущих радостных перемен.

Ахматова уверена, что только обновленные внутренние ощущения являются истинными предвестниками весны, способными наполнить ощущением счастья и радости. Первые дни весны, когда земля только пробуждается после долгого зимнего сна, даруют стойкое ощущение наступления нового периода в жизни. Все былое безвозвратно уходит в небытие, уступая место чему-то неизведанному.

Произведение отличается небольшим объемом – всего 8 строк. Однако даже столь скромный размер стиха не помешал поэтессе в полной мере отразить чувства и эмоции лирической героини.

Композиционная структура представлена двумя условным частями. В первом четверостишии преобладает повествование, передающее атмосферу ожидания.

Во втором же части наблюдается резкий переход в настроении лирической героини, которая делится легкостью и новизной чувств, вызванных приходом весны.

Произведение написано в жанре пейзажной лирики. Размер стихотворения – ямб, рифма – парная.

Даже в небольшом по размеру стихотворении поэтессу удалось передать душевные переживания героини. Произведение вызывает исключительно положительные, яркие эмоции.

Созданию подобного настроения способствовали такие средства художественной выразительности как метафоры («деревья весело-сухие», «ветер нежен и упруг»), эпитеты («плотный», «теплый», «новая»), олицетворения («отдыхает луг», «шумят деревья»).

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 40.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/pered-vesnoy-byvayut-dni-takie.html

Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни такие 6 класс

Ахматова написала стихотворение между февралём и мартом 1915 года. В то время она и её муж Николай Гумелёв были в родовом имении мужа, деревня Слепнево. Имение появилось под влиянием одной из немногочисленных подруг Анны.  Эта подруга, Надежда Чулкова, муж которой быт известный литератор, участвовала в творчестве Анны и помогла ей издать первые сборники.

Поэтесса посвятила стихотворение именно Чулковой. Этим Анна своеобразно ответила на недопонимания среди подруг. Дело в том, что Чулкова настаивала на пейзажный характер лирики, а Анна не разделяла с ней интерес к пейзажной лирике. Позиция Чулковой не была не обоснованной: замужная Ахматова признавалась в любви вымышленным персонажам.

Анна приезжает в имение Гумелёвых и приступает к написанию данного стихотворения, как и рекомендовала Чулкова. Анна не интересовалась пробуждением природы, её переходом из зимы в весну, поэтому переход она описывает за три первые строчки. Её больше интересуют чувства, эмоции. Поэтому далее стихотворение посвящено эмоциям автора, когда она наблюдает природное пробуждение.

Анна замечает, что, наблюдая за природой, особенно за её пробуждением, мир переосмысливается, меняется отношение к многому, если не ко всему.

По мнению Ахматовой, предугадать пробуждение можно исключительно с помощью новых этих духовных ощущенях.

Изменённое настроение, новые душевные чувства меняют поэтессу глубоко внутри неё самой, а также наполняют её радостными, счастливыми, приключенческими чувствами.

За один день в стихотворении сама героиня ощущает это обновление, пробуждение мира. Она понимает, что старое уходит, что-то новое, пробуждающееся приходит на место старого.  Благодаря такому обновлению мировоззрение изменится, и то, что надоело, вполне сможет заиграть новыми красками, стать интересным.

Как часто это бывает с произведениями Анны, стихотворение короткое, всего восемь строк, но, как часто это бывает, стихотворение гениально. Анна гений своего дела. Негромоздкое произведение содержит глубокий смысл, тонко передаёт духовную окраску.

Чтобы проявить чувства и эмоции, Ахматова воспользовалась олицетворением, метафорой, анафорой. Начальная часть стихотворения короткая, сдержанная. Тут поэтесса использовала простые конструкции, не акцентируя внимание на начальную часть.

Вторая же часть длинная, поскольку она содержит суть произведения. От неё веет радостью и умиротворённостью.

Прочитав произведение, понимаешь, что надо радоваться, не задумываться о прошлом, стремиться в будущее.

Анализ стихотворения Перед весной бывают дни такие Ахматовой

Анна Ахматова в предпочтениях дружбы большую роль отводила общению с мужчинами, к женщинам она относилась немного скептически, так как считала их немного глупыми, завистливыми и корыстными личностями. Это, конечно же, не говорит о том, что она не дружила с женским полом.

В ее жизни появилась та, которая стала для нее подругой. Этой женщиной была супруга русского литератора Надежда Чулкова. Именно с Надеждой Анна делилась многим, особенно творческими планами. Это время сыграло положительными моментами для пейзажной лирики поэтессы.

Она написала стихотворение «Перед весной бывают дни», которое посвятила подруге Надежде.

Стихотворение было написано в 1925 году, в то время, когда Анна находилась в родовом поместье мужа. Прекрасная весенняя обновленная природа положительно сказалась на работе поэтессы.

Достаточно точно, с помощью различных художественных средств Ахматова описывает приближение весны.

«Перед весной бывают дни» показывает читателям гениальность творца, отличающегося гениальными замыслами и лаконичностью.

Произведение описывает то время года, где на смену суровой, холодной зиме, приходит теплая, мягкая весна. Хоть видны еще сугробы, это не значит, что природа не готова проснуться от долгого зимнего сна, она так жаждет пробудиться. Сухие, еще холодные деревья готовятся выпускать свои почки, но еще немножко рановато.

Читайте также:  Бег на длинные дистанции - доклад сообщение (5, 6, 7, 8 класс)

Все же зима закончилась, чувство тепла пронзает воздух и на душе становится приятно. Для поэта не столь важны детали пробуждения природы, ее больше интересует чувство, то волнение, которое возникает от понимания того, что природа оживает, медленно снимая «зимние оковы».

Наблюдая изменения природы, героиня словно приобретает умиротворение, чувствует себя намного счастливее, забывая о всех прежних жизненных проблемах.

Сама Анна признает, что именно в такие дни и она сама, ощущая окружающую действительность, некоторым образом менялась, начинала все воспринимать абсолютно в другом свете.

Заново воспринималась окружающая ее действительность, даже привычные обыденные вещи и явления казались немного другими.

Стихотворение дает понять, что прошлая жизнь отходит на второй план, на смену ей, постепенно, приходит что-то новое и неизведанное. Судьба приобретает очередной поворот, происходит обновление души.

Ахматова олицетворяет весну с большими душевными переживаниями, которые будто разрывают ее изнутри. Наступает осознание того, что жизнь быстротечна и стоит переосмыслить некоторые свои поступки. Появляются новые надежды, которые дают силы двигаться и жить дальше.

Предчувствие перемен природы, ожидание, волнение и радость, это ощущается достаточно глубоко. На первый план выходят чувства наблюдателя за происходящим и радость новым ощущениям. Весна Ахматовой это время осознания всего происходящего, что было и что предстоит пережить.

Данное произведение показало критикам, что Анна не ограничивается только любовной лирикой

Своим произведением поэтесса смогла доказать критикам, что своим талантом она не ограничена только любовной лирикой, Анна способна раскрывать даже самые сложные жизненные темы.

Вариант №3

Подруг у Ахматовой было мало. Дружба с женщинами была ей в основном неизвестна, потому что Анна считала их злыми, глупыми, корыстными. Женщины были ей отвратительны. Но была в её жизни одна, с которой Ахматова могла более-менее дружить и даже назвать своей подругой. Это Надежда Чулкова.

Чулкова была женой человека, помогавшего Ахматовой составлять сборники поэзии. Анна без страха могла посвятить Надежду в свои планы насчёт творчества. Однажды у подруг разгорелся спор, и во время него Чулкова предложила подруге написать пейзажную лирику.

Чулкову смущало то, что женщина, у которой есть хороший муж, пишет стихотворения о любви к мужчинам. Более того, эти мужчины были всего лишь выдумкой! Ахматова приняла вызов и написала стихотворение «Перед весной бывают дни такие». Посвящено оно Надежде Чулковой. О чём это стихотворение?

Сначала идёт описание природы. Описание того, как она ещё отдыхает под снегом. Нет весеннего солнца, и нет смысла пробуждаться от зимнего сна. Деревья сухие, и в то же время они веселы, будто предчувствуют наступление праздника воскресающей жизни. А ветер уже тёплый. Он нежный и упругий, его уже можно назвать весенним.

Затем идёт описание внутренних переживаний. Весна наступает, и пробуждается не только природа, но и душа, и даже тело. Оно настолько лёгкое, что это удивляет. Будто на теле была гора снега, а оно его сбросило.

Дом переменился, и его не узнать. Солнце ли светит иначе или же снег уже начал оттаивать? Даже песня, которая раньше надоела, теперь поётся по-новому. Радость в душе просыпается и стремится наружу. Радость пробуждается и вокруг.

Ахматова описала, как всё живое предвкушает появление весны. Скоро запоют птички, и станет весело и хорошо. Не в первый раз происходит это чудо. Наступает весна, будьте готовы.

6 класс по плану, кратко вывод

Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни 6 класс

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Уступи мне, скворец, уголок
    Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого пестрит яркими природными зарисовками, в которых каждый объект окружающего мира наделён душой. Наиболее эмоциональным диалогом поэта с мирозданием по праву стоит считать стихотворение
  • Анализ стихотворения Баратынского Родина
    Яркая и загадочная звезда таланта Евгения Абрамовича Баратынского зажглась на поэтическом небосклоне России в первой половине XIX века. Отчисление Евгения Абрамовича из Пажеского корпуса круто изменило дальнейшую судьбу будущего поэта
  • Анализ стихотворения Фета Заря прощается с землею
    Афанасий Афанасьевич Фет, в конце 50-х годов, затронул такую тему как смерть. Причиной тому, стала девушка, которую он любил всем сердцем, но потерял из-за своей финансовой недостаточности. В своих стихотворениях, Афанасий Афанасьевич, часто
  • Анализ стихотворения Фета На качелях
    Проникающие в душу стихотворения о любви, Афанасий Фет написал, не будучи юношей или в период возвышенных чувств. Причиной такого довольно-таки удивительного факта являются невероятные воспоминания великого поэта. Его воспоминания
  • Анализ стихотворения Некрасова Перед дождем
    Николай Алексеевич Некрасов — народный поэт, который любил русский народ, остро переживал из-за несправедливости и неравноправия в обществе. Поэтому тема социального неравенства стала главной в его творчестве.

Источник: https://analiz-stihov.ru/ahmatova/pered-vesnoj-byivayut-dni-takie-6-klass

Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни 6 класс

Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», отличается краткостью и гениальностью, как многие творения великой поэтессы. В произведении описана пора, когда заканчивается зима и вот — вот наступит весна.

Еще повсюду видны сугробы, но воздух уже наполнен особым вкусом. Природа не спит, она готова к пробуждению. «Весело — сухие» деревья готовы выпустить почки, но нужное время еще не настало. Ожидание тепла просто сквозит в воздухе.

Это именно тот невысказанный момент, когда все понимают — зима закончилась!

Чувства простого человека, не умеющего сказать поэтически, выразила Анна Ахматова. Новая жажда жизни, новые стремления, начинания особенно сильны в такую пору. Уверенность в собственных силах позволяет надеяться только на хорошее.

Поэтические приемы, использованные автором, позволяют восемью короткими строчками выразить всю глубину чувств. Ахматова метафорически описала деревья таким образом, что их можно представить, закрыв глаза.

В стихотворении используется прием анафора, четыре строчки начинаются на «и», что усиливает общее настроение.

Первые четыре строчки своим плавным повествованием выражают ожидание, в следующих строках — ясное выражение того, как именно тело и душа воспринимают весну.

Пробуждение природы здесь символизирует пробуждение человеческой души, порыв к активным действиям, желание избавиться от негатива и воспринимать по — новому старую надоевшую обстановку.

Сдержанная радость выражена поэтическими строчками.

Долгая и холодная зима всегда внушает страх, кажется, что она будет продолжатся вечно, но в какой — то момент строгую зимнюю мелодию начинает нарушать особенная нотка.

Сначала одна, чуть слышная, затем две, а потом звонкой капелью вливается мелодия весны, а зима напоминает о себе все реже. Природа воскресает. Эта ранняя весна — особенное время, хочется жить, любить , совершать безрассудные поступки. В такие дни особенно крепка уверенность в положительном исходе любых начинаний.

Поэтесса очень любила русскую природу, родственную ее чувствительной натуре. Только русская женщина могла так описать лирический пейзаж родной земли, тонко почувствовать настроение окружающей красоты и донести его до читателей стихотворения. И сейчас, по прошествии многих лет, среди начинающих просыпаться деревьев прячется мерцающей тенью частичка души великой поэтессы и просто россиянки.

Литературный анализ

  • Произведение является одним из самых кратких, но при этом гениальных стихотворений поэтессы, описывающего пробуждение окружающей природы в начале весны после тяжелого зимнего сна.  
  • Стихотворение представляет собой пейзажную лирику, имеющую в качестве стихотворного размера пятистопный ямб в сочетании с парной рифмой.
  • Композиционная структура стихотворения состоит из небольшого объема в количестве восьми строки представляется в виде двух условных частей, в первой из которых содержится состояние, передающее настроение ожидания, а во втором четверостишии выражаются пришедшие с наступлением весны чувства лирической героини.

В качестве средств художественной выразительности в стихотворении используются многочисленные метафоры (весело-сухие), эпитеты (плотный, теплый), олицетворения (луг отдыхает), а также анафора, заключающаяся в применении в начале нескольких строк повторяющейся буквы «и».

Данные литературные приемы позволяют глубже и эмоциональнее передать душевные чувства лирической героини. Главным образом стихотворения является смена времен года в окружающей природе, представленная в виде пограничного природного состояния, выраженного в сдержанно-радостной интонации, и подчеркнутая образом лирической героини.

Музыкальная окраска стихотворных выражений наполняет произведение ощущением особого привкуса весеннего воздуха, в котором витает природное ожидание скорого прихода тепла и солнца.

При этом ожидание наступления весеннего времени года ассоциируется в стихотворении с авторским состоянием, полным размышлений о быстротечности жизни человека, о жизненном смысле, взаимоотношениях человека с природой и непрекращающихся мечтаний о счастливой дальнейшей личной судьбе.

Отличительной особенностью произведения является сочетание простого повествования с высокопоэтическими выражениями, позволяющими прочувствовать эмоциональность и в то же время сдержанность умиротворенного содержания.

В образе ранней весны поэтесса представляет воскрешение застывшей в зимней спячке природы, которое символизирует обновление человеческой души, рвущейся к будущим стремлениям.

В зимнюю мелодию сна постепенно начинает включаться особенный весенний мотив в виде звонкой, но чуть слышной капели.

Посредством повторений звуков, а также чередования коротких и длинных строк демонстрируется легкость и новизна чувств, переживаемых лирической героиней, в которых слышны отголоски предчувствия некоего безумства и вдохновения.

Стихотворение представляется при помощи авторских намеков формой доверительного разговора с читателем, в котором поэтесса делится личными ощущениями весеннего пробуждения, ассоциирующего у автора с неизбежными изменениями и в человеческой жизни. Описание природных картин отражает внутреннее состояние души человека, находящегося в предчувствии новых ощущений, несущих радость, спокойствие, нежность и тепло.

Вариант 3

Отличие поэта от простого человека во многом заключается в умении облекать ощущения и чувства в слова.

Конечно, нужно и чувствовать чутко и тонко, но, в действительности трудно представить, чтобы и самый простой человек не мог ощущать различных феноменов этого мира.

Даже самый необразованный и примитивный человек, вероятно, способен ощутить приближение весны и радость природы, да и животные, вероятно, тоже меняются и на гормональном уровне и обретают какие-то совершенно определенные чувства.

Тем не менее, если простому человеку дано только ощущать и как-то внутренне фиксировать происходящее, то поэту подвластно искусство подлинной алхимии: он умеет делать так, когда чувства переливаются в слова и дальше составляют прочную форму. Каждый раз прочитывая стихотворение, эта форма вновь восстает и обновляется в сознании читающего и нередко такой читатель говорит себе: да, вот именно такие чувства, которые бывают и у меня.

Перед весной бывают дни такие.. – так начинается стихотворение, которое и звучит изначально как простое и будничное описание внутреннего ощущения. Ахматова как бы рассказывает своей подруге нечто о погоде и собственных ощущениях. Поэтесса пытается зафиксировать извечную красоту природы, определенный элемент этого природного цикла.

На самом деле стихотворение действительно в какой-то степени является рассказом подруги, так как написано под воздействием Чулковой, с которой поэтесса дружила. Чулкова предлагала Ахматовой попробовать себя в пейзажной лирике. Будучи на даче у Гумилева, Ахматова написала этот стих.

В своей работе поэтесса постаралась рассказать о предвесеннем ощущении, которое ежегодно довольно отчетливо чувствуется в душе. На самом деле за описание пейзажа, сухих деревьев, заснеженного луга, ветра, кроется описание внутренних переживаний. Этот факт подчеркивается в смещении акцента на лирического героя, у которого легкости дивится тело.

Почему не узнается дом, тело кажется легким, а надоевшая песня снова интересной? Причина заключается в воодушевлении, которое обуславливается предчувствием радости, которую приносит весна. На душе действительно появляется какое-то радостное волнение, которое поэтесса запечатлевает в формуле про надоевшую песню, которою «как новую с волнением поешь».

Читайте также:  Мартин иден - краткое содержание романа джека лондона

Так удивительным образом Ахматова пишет и луге и снеге, а описывает душу. Таково мастерство поэта.

6 класс

Анализ стихотворения Перед весной бывают дни по плану

Анализ стихотворения Ахматовой Перед весной бывают дни 6 класс

  • Анализ стихотворения Маяковского Хорошее отношение к лошадям
    Маяковский был неординарной личностью и выдающимся поэтом. Он часто поднимал, в своих произведениях простые человеческие темы. Одна из них жалость и участие к судьбе лошади, которая упала посреди площади, в его стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».
  • Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова
    Как известно, человек стремится к приятному и старается испытывать поменьше неприятного. Таково его естественное отношение к этому миру, которое проявляется даже и у животных, которые тоже старательно избегают страдания.
  • Анализ стихотворения Тютчева Она сидела на полу
    Стихотворение Ф.Тютчева «Она сидела на полу», написанное в 1858 году, пронизано слово за словом и строка за строкой невероятно сильным и огненно пылающем чувством. После первого знакомства с этим шедевром, чувствуется не только эмоциональная глубина
  • Анализ стихотворения Тютчева Как убийственно мы любим
    Это стихотворение Тютчева начинается и заканчивается одной строфой. Это известные строки, где любовь равна убийству, где человек почему-то губит то, что ему дороже всего. Или тех, кто
  • Анализ стихотворения Маяковского Послушайте!
    Данное стихотворение стало неким толчком для людей, которые каким-то образом потеряли веру в себя, сбились с пути. Маяковский вводит в стихотворение Бога, но он не мнимое существо

Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/pered-vesnoj-byvayut-dni

Анализ стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (А. Ахматова) | Литерагуру

А. Ахматова — величайшая поэтесса 20 века. Она многим запомнилась своей непримиримостью к тем, кто предаёт Родину, и своим патриотизмом. Для многих читателей Анна Андреевна – творец лишь гражданской лирики, но это далеко не так. Это виртуоз своего дела, в ее творчестве не только патриотические стихотворения, но и глубоко лирические, возвышенные и лёгкие…

История создания

В 1915 году в свет вышло необычное для Анны Ахматовой стихотворение «Перед весной бывают дни такие». Мало кто ждал от нее обращения к подобной теме — пейзажная лирика. Ни для кого не секрет, что Анна Андреевна всю жизнь настоятельно просила называть себя именно поэтом, а не поэтессой, чтобы не выделяться из общества, в котором преимущественно она находилась.

Одной из немногих ее подруг была жена Чулкова, владельца собственного литературного салона, Надежда. На одном из вечеров за непринуждённой беседой две дамы долго спорили, может ли поэт быть великим и талантливым, если обращается лишь к одной теме.

Этот риторический вопрос Ахматова приняла как вызов, неверие в ее талант. В этот же вечер Анна Андреевна пообещала издать стихотворение, в котором не будет обращения к типичным для ее репертуара темам. Так и случилось, в 1915 году литературный салон Чулковых «услышал» новое произведение Ахматовой.

После этого никто больше не мог даже на мгновение усомниться в ее даровитости.

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие» нетипичное для лирики Анны Андреевны, но отлично оно лишь по теме, в остальном автор не изменяет себе. Стихотворение написано в традиционном для поэтессы направлении — акмеизм, который исповедует ясность в выражении мысли и верховенство смысла, а не поэтичной красочности.

Размер стихотворения, пятистопный ямб, также типичен для Ахматовой. Вкупе с парной рифмой (АВАВ) создаётся ощущение легкого разговора с аудиторией.

Композиция

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие» невелико по объёму, оно содержит лишь 8 строк. Условно лирическое произведение можно разделить на 2 части.

  1. Первая часть подчинена конкретному описанию времени и состояния природы, которая и окружает лирического героя — «под плотным снегом отдыхает луг», «шумят деревья весело-сухие».
  2. Вторая часть состоит из описания чувств самого героя. Описываются лёгкость и непринужденность внутреннего мира человека, вера во что-то хорошее и светлое.

Образы и символы

Главный образ в стихотворении — природа, точнее, смена времен года. Вот-вот наступит весна, зима сдаёт свои позиции, и вся природа в ожидании чего-то иного и нового. Стоит отметить, что образ природы сложный. Окружающий мир у Ахматовой в данном произведении — не просто ландшафты, луга и леса, поля и пролески, это и лирический герой тоже.

Образ человека — будто бы часть образа природы в целом. Человек полностью разделает эту жажду жизни.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения — перемена с приходом весны и в природе, и в сознании человека. Все живое только просыпается, пробуждается после длительного сна. Так и личность оживает после периода отчаяния или же уныния.

С приходом весны она приобретает веру в светлое будущее, стремится к чему-то новому, неизведанному, приобретает огромную жажду жизни.

Поэтесса будто бы советует читателям забыть привычное и старое бремя забот, и не бояться новых поворотов судьбы, чего-то непривычного.

Стоит отметить, что она отождествляет освобождение от зимнего сна природы с пробуждением человеческой души: у них все общее. «Тёплый ветер» и легкое тело — очень сильно связанные описания изменений. Окружающий мир и человек не существуют отдельно. Любое изменение за окном наталкивает личность на подобные метаморфозы.

Идея

Главная идея стихотворения «Перед весной бывают дни такие» — выразить чувства обычного человека, которые меняются в зависимости от изменений в природе. Автор указывает на невидимую связь окружающего мира и людей, обитающих в нем.

Все, даже самые маленькие метаморфозы в погоде, личность принимает очень близко к сердцу, меняется вслед за солнечным лучом или каплей дождя.

Если с весной на землю приходит нечто новое и свежее, то и у человека открывается новое дыхание, жажда жизни и порыв к свершениям.

Смысл произведения также выражает необходимость внутреннего расцвета. Многие из нас живут в застое рутины и пребывают в вечной зиме. Нужно уметь открыть свое сердце переменам и свежему ветру, иначе наша внутренняя гармония разрушится.

Средства художественной выразительности

Несмотря на достаточно маленький объём, стихотворение изобилует изобразительно-выразительными средствами. То, что бросается в глаза сразу — анафора. 4 строчки начинаются с «и».

Поэтесса неслучайно прибегает к этому сильному приему — она усиливает впечатление читателей, которые намного сильнее чувствуют лирического героя, ведь ровно половина произведения начинается с одной и той же буквы.

Человек инстинктивно обращает бóльшее внимание на эти строки.

Так же стоит отметить, что в начале стихотворения автор прибегает к использованию метафоры — «антология русской поэзии». Антология — некий сборник; Ахматова указывает на то, что данное произведение служит некоторым заголовком ко всей русской поэзии, ко всей пейзажной лирике.

Поэтесса использует очень броский эпитет — «весело-сухие» деревья.

Ахматова вкладывает в этот эпитет глубокий смысл — природа, только начинающая пробуждаться от долгой зимы, ожидает некого обновления, приятной смены обстановки, из-за чего приходит в веселье.

Особую образность создаёт приём олицетворение («отдыхает луг»). Этот приём помогает читателям легче понять то, как меняется природа и человек вместе с ней в преддверии весны.

Игорь Васильев

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-pered-vesnoj-byvayut-dni-takie-a-ahmatova/

“Перед весной бывают дни такие…” анализ стихотворения Ахматовой

История возникновения стихотворения

Анна Ахматова никогда не отличалась большой любовью к женщинам, неизменно предпочитая проводить время в мужском обществе. По ее собственным словам, большинство представительниц женского пола слишком завистливы, глупы и корыстны. Да и собратьев по творческим интересам поэтессе было намного легче найти среди мужчин, составляющих основу литературных кружков ее времени.

Однако для одной женщины она всегда делала исключение, считая ее интересным собеседником и творческим человеком. Близкой приятельницей

поэтессы стала Надежа Чулкова, супруга известнейшего русского издателя 19-го века Михаила Дмитриевича Чулкова.

Супруги Чулковы имели свой литературный салон, в котором регулярно собирались выдающиеся писатели и другие творческие деятели. На одном из таких собраний Чулкова упрекнула Ахматову в том, что она пишет исключительно о страсти к мужчинам, причем к тем, которых создало воображение самой поэтессы.

По словам Чулковой, настоящий писательский талант многогранен. Для его развития необходимо прибегать к различным темам, оттачивая и совершенствуя свой дар. Для Ахматовой эти слова прозвучали как вызов ее творческим способностям.

Она пообещала создать стихотворение на тему пейзажной лирики, демонстрирующее ее состоятельность и в других областях литературного жанра.

Летом 1915 года, находясь в поместье, принадлежавшем супругу поэтессы, Николаю Гумилеву, Ахматова пишет стихотворение “Перед весной бывают дни такие…” Это произведение ясно показало ее критикам, что талант поэтессы не ограничен любовной лирикой, а способен творить на самые разные темы.

Основная идея и эмоциональный лейтмотив произведения

Рассказывая о наступлении весны, поэтесса не посчитала нужным описывать изменения, происходящие в природе.

Намного важнее для Ахматовой чувства, которые она испытывает, глядя на пробуждение природы.

В такие дни, как отмечает она в начале стихотворения, ее мировосприятие меняется, она чувствует себя обновленной и счастливой, забывая о том, что все жизненные обстоятельства остались прежними.

Радостное предвкушение перемен Ахматова передает, рассказывая о природе, которая ждет весну. Еще не побежали ручьи, а на полях, как и прежде, лежит снег. Но уже сам воздух изменился, ветер стал теплым и упругим.

Ожидание для поэтессы намного радостнее, чем сам приход весны. Напряженное предчувствие перемен созвучно с состоянием лирического героя произведения, чувствующего в такие дни волнение и радость.

Но Ахматова не стремится подробно описать окружающую ее природу. Для характеристики дней, радующих ее, ей достаточно всего 2-3 строк. Она не художник-пейзажист, ей важно схватить самую суть, создать набросок, показать, как это время меняет характер ее героя.

Большая часть произведения рассказывает именно о чувствах наблюдателя. Он смотрит другими глазами на окружающие его предметы. Дом, к которому он привык, кажется ему новым и необычным.

Герой не узнает себя, удивляется и радуется новым ощущениям.

В эти дни к поэтессе приходит осознание того, что жизнь не стоит на месте, делая очередные витки согласно законам природы. Прошлое безвозвратно уходит, даже старая песня, “та, что прежде надоела”, обретает новый смысл и звучит по-другому. Все переживания, беспокоящие героя, уходят, уступая место другим, светлым чувствам.

Композиционные особенности стихотворения

Несмотря на краткость произведения (8 строк), Ахматовой в полной мере удается передать душевное состояние своего героя. Стихотворение вызывает яркие, положительные эмоции. Достичь такого эффекта поэтессе помогает ряд литературных приемов. В своем стихотворении она применяет:

    Метафоры, которые передают красоту природы. Например – “деревья весело-сухие”, “теплый ветер нежен и упруг”. Олицетворения, благодаря которым стихотворение будто “оживает” – “отдыхает луг”, “шумят деревья” и т. д. Анафора, придающая произведению еще большую выразительность – четыре из восьми строчек стихотворения начинаются с союза “и”.

Стих написан с использованием парной рифмы. Размер произведения – ямб. Ахматова нередко прибегает к нему при создании своих произведений.

Читайте также:  Дядя степа краткое содержание рассказа михалкова

Во многих культурах символ весны связан с обновлением, началом новой жизни. Но Ахматова привносит в старый образ и другое, более глубокое звучание. Для нее весна – не только время созидания, но и этап переосмысления прошлого, попытки воспринять его на новый лад, давая простор новым идеям и чаяниям.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/pered-vesnoj-byvayut-dni-takie-analiz-stixotvoreniya-axmatovoj/

Конспект урока литературы в 6 классе "А.А. Ахматова Стихотворение «Перед весной бывают дни такие»

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие». ( с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо).

  • Класс: 6
  • Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
  • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
  • Задачи урока:

Ι. Образовательные: проанализировать стихотворение А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI.Развивающие:развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные:воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулироватьтему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
  1. Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
  2. Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, построение схемы , фронтальный опрос, синквейн.
  3. Ход урока
  4. I. Организационный этап
  5. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
  6. II. Мотивация учебной деятельности
  7. 1.Работа над выражением Homo sapiens (Человек разумный) (слайд 1)
  8. Учащимся предлагается объяснить, как они понимают это выражение, имеет ли это выражение отношение к ним.

3. Определение темы урока, постановка целей.

Работа с эпиграфом урока. (слайд № 2)

Учащиеся читают и объясняют высказывание: «Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая». (Паскаль Блез)

— В этих словах известного ученого заключена тема нашей сегодняшней беседы. Подумайте, о чем мы будем говорить?

— Учитель резюмирует сказанное и четко формулирует тему, отмечая, что разговор будет посвящен человеку и природе.

— Определив тему занятия, учащиеся с помощью учителя пробуют сформулировать задачи работы.

1. Определить, в каких взаимоотношениях находятся человек и природа.

2. Изучить произведение(я), посвященные взаимоотношению человека и природы.)

III.Актуализация знаний:

1. Стихи о природе ( Блок, Есенин)

IV. Усвоение новых знаний.

1.Работа по реализации задач урока.

  • Работа в парах
  • — Ребята, попробуйте с помощью схемы изобразить, в каких взаимоотношениях находятся человек и природа.
  • Вывод: Человек – часть природы, а раз это так, то он должен чувствовать природу, откликаться на все изменения в ней.

О взаимоотношениях человека и природы размышляли в своих произведениях многие писатели и поэты, не является исключением и А.А. Ахматова.

— знакомство с биографией А.А. Ахматовой. (слайды 5-6)

— Чтение стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (запись через гиперссылку слайд 7)

— О чем это стихотворение? Какова его тема? (Стихотворение о весне, о пробуждении природы и души человека весной) Какова идея стихотворения, что хотел сказать автор? (Весной все изменяется, обновляется, выглядит другим. Это касается как изменений в природе, так и перемен в душе человека)

— Вы уже знаете, что такое композиция, изобразительно-выразительные средства, звукопись. Напомните определения знакомых понятий. (Учитель прикрепляет на доску таблички, ученики проговаривают определения)

  1. Композиция – построение.
  2. Метафора – скрытое сравнение.
  3. Эпитет – образное определение.
  4. Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живых.
  5. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим при помощи союзов как, будто, словно, как будто, точно.
  6. Аллитерация — повторение одинаковых согласных звуков.
  7. Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков.
  8. 6. Я даю вам время, чтобы вы вгляделись в стихотворение и поискали какой-либо ключ к его истолкованию, можете применить названные понятия…
  9. — состоит из 2 предложений (композиция), в одном речь о природе, в другом — о человеке и его душе;
  10. — эпитеты;
  11. — начало и конец…

А теперь проведем несколько наблюдений вместе.

Если бы я попросила вас нарисовать иллюстрацию к стихотворению, какие слова помогли бы вам? (Луг, снег, деревья, дом, ветер) Это весна? (Нет) А откуда же в стихотворении такое сильное ощущение весны, ожидание перемен? (В стихотворении передаются чувства. Здесь много движения) Назовите слова, содержащие движение. (Шумят, ветер, дивится, волнение, поешь). Вот теперь весна чувствуется.

8. Предположите, какое слово в стихотворении будет являться своеобразным золотым сечением? (Слово «легкость») Ничего себе легкость. Все под снегом, люди в теплых одеждах…, и откуда-то легкость.

Это слово связано с чувствами человека. Легкость связана с ожиданием чего-то нового, какой-то простор открывается в душе от одного только ожидания.

Вспомните свои ожидания дня рождения, или как все ждут Нового года, или какой-либо праздник…)

— Кто является героем (героями) стихотворения?

(что в стихотворении два героя: человек и природа. Опираясь на текст стихотворения построить схему, которая подтверждает наличие в стихотворении двух героев (выписывают словосочетания, предложения). Природа: отдыхает луг; шумят деревья; ветер нежен и упруг. Человек: легкость тела; старую песню поет, как новую; не узнает дома. (слайды 8 — 10) .

— Сделайте вывод: ( человек откликается на все изменения в природе).

Морфология. Заглянем в мастерскую поэтессы. Проведем небольшой эксперимент, посчитаем использование поэтессой слов разных частей речи. Глаголов – 7, существительных – 10, прилагательных — 7. Служебные части речи: союзов – 6, предлогов – 3.

— В чем особенность использования глаголов и с чем она связана? (Все глаголы, кроме одного – «надоела» — стоят в форме настоящего времени. Настоящее дышит жизнью, полно движения, а «надоела» — в прошлом.

Понаблюдаем, где, в каких строчках мы встречаемся с предлогами. В 1, 2 и в последней.

В 1 и 2 строках встречаем предлоги «перед» и «под», свидетельствующие о начале перемен, а в последней – предлог «с», указывающий на соединение, объединение.

Всего 8 строк и 6 союзов. Это много или мало? Много. Причем союзы всегда соединяют, связывают. Что соединяют союзы в рассматриваемом стихотворении? Жизнь природы и жизнь человека

Ассоциации. Посмотрите на свои опорные конспекты и прочитайте определение ассоциации. Представим, что стихотворение – это картина, живописное полотно.

Художник работает при помощи кисти и красок, он создает образы, рисуя линии, фигуры и используя определенные цвета. По ассоциативным связям предположите, какими деталями или образами на картине могут стать союзы, учитывая их функцию – соединение.

(Дорогами, реками – они тоже соединяют) Это небольшое открытие помогло сделать нам стихотворение А.А.Ахматовой.

Выберите пейзаж к стихотворению, объясните свой выбор.

Вернемся к союзам еще.

Какое место в стихотворении, с точки зрения употребления союзов, концентрирует наше внимание, останавливает его? (Повтор союза «и» в 4,5,6 строках) Когда каждая следующая строка начинается с одного и того же слова, мы имеем дело с анафорой. Волшебный, троекратный повтор союза «и» в середине стихотворения что-то меняет … и привычное, надоевшее обретает новое звучание. Докажите. (Ребята читают последние четыре строки)

Пунктуация. Мы знаем, что в стихотворении нет ничего случайного. Понаблюдаем за знаками препинания. Мы не увидим разнообразия. Есть (.), (,), (:), вовсе нет (!),(?),(-).В этом и есть гениальное мастерство Ахматовой, когда все обыкновенное: слова, предметы,

В стихотворении всё и просто и сложно одновременно. Одно переходит в другое: зима в весну, ночь в утро, — все находится в движении.

— Найдите в стихотворении главное слово, способствующее движению, изменению. (Волнение) Нарисуйте в своих опорных конспектах волнение. (Учащиеся могут нарисовать волну, могут цветок…) Волнение предшествует переменам.

— Рассматриваемое нами стихотворение не имеет названия, и называем его по первой строчке. Попробуем дать название стихотворению. (Например, «Ожидание свидания»)

— Еще раз сделаем вывод. С помощью природы, описания пейзажа передаются чувства и переживания человека. Прочитаем стихотворение еще раз.

Творческая часть. Я предлагаю вам написать творческий отклик на стихотворение А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» Задание дифференцированное, выполнять нужно что-нибудь одно из предложенного.

1 – написать сочинение по буквам слова «новое», учитывая первые три буквы, так как ое – это окончание…

2 – написать свое стихотворение или несколько прозаических предложений об ожидании весны и чувствах, связанных с этим ожиданием;

3 — ответить на вопросы, которые помещены в табличке ваших опорных конспектов, рассказав о стихотворении А.А.Ахматовой, которое мы рассматривали на уроке.

— А. Ахматова наблюдательна и точна в описании природы и человека. Для этого она использует средства выразительности. Учащимся предлагается заполнить таблицу.(слайд 11)

Эпитеты
Олицетворения
?
  • И теплый….
  • И легкости…
  • И дома….

Примеры эпитетов и олицетворений учащиеся выбирают из текста самостоятельно. Совместно с учителем знакомятся с термином Повторение (анафора).

5. Подведение итогов урока.

— После работы с текстом учитель возвращается к схемам, которые составляли учащиеся в началу урока. Подводя итог, педагог еще раз отмечает, что человек-часть природы, поэтому он живет по ее законам.

  1. — Завершается работа синквейном, который начинается словами: ПРИРОДА и ЧЕЛОВЕК. (слайд 12)
  2. Пример:
  3. Природа и человек.
  4. Сильные, связанные.
  5. Живут, взаимодействуют, влияют.
  6. Связь.

Домашнее задание: 1. Приготовить выразительное чтение стихотворения.

2. Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой

3. Написать свое стихотворение о природе и человеке

Таблица-подсказка

Пункты плана Примеры записи
1. Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема? В стихотворении (автор, название) говорится о … В стихотворении (название) …(фамилия поэта) описывает…
2. Настроение стихотворения В стихотворении царит…настроение. Стихотворение пронизано … настроением.
3. Как выражается настроение в стихотворении?

  • а) как оно построено?
  • б) как звучит стихотворение? (размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы)
  • в) какие приемы использует автор? (метафоры, олицетворения, звукопись, повторы, употребление слов определенной части речи, использование предложений определенной конструкции)
  1. Настроение меняется на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на … части, так как … Композиционно стихотворение делится на … части, потому что…
  2. Звучание стихотворения создает …ритм. Короткие (длинные) строки стихотворения подчеркивают… В стихотворении мы словно слышим звуки… Постоянно повторяющиеся звуки …позволяют услышать…
  3. Для создания настроения автор использует… С помощью … поэт дает нам возможность увидеть (услышать)… Используя…, поэт создает образ…
4. Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения? Лирический герой этого стихотворения представляется мне…
5. Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
6. Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом
7. Личное впечатление от стихотворения

6

Источник: https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-literatury-v-6-klasse-a-a-akhmatova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]