Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы — почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну.
И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война — удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого — смерть, кровь, разрушения.
Жуковский пишет:
Наполним кубок круговой!
Дружнее! руку в руку!
- Запьем вином кровавый бой
- И с падшими разлуку.
- Кто любит видеть в чашах дно,
Тот бодро ищет боя…
- О, всемогущее вино,
- Веселие героя!
- Батюшков:
- Мой друг! я видел море зла
- И неба мстительного кары:
- Врагов неистовых дела,
- Войну и гибельны пожары.
И в дальнейшем оба стихотворения соответствуют тому, что в них заложено с самого начала. Певец Жуковского произносит здравицы героям войны, Древней Руси, родине, Богу, Петру, Суворову. Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее бессмысленности.
Но несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например, у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы:
- За гибель — гибель, брань — за брань,
- И казнь тебе, губитель!
- Вожди славян, хвала и честь!
- Свершайте истребленье,
- Отчизна к вам взывает: месть!
- Вселенная: спасенье!
- Читая эти строки, настораживаешься: слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы поэта.
- Батюшков же утверждает: совесть приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не отмщена Москва и враг не изгнан с русских земель.
- Вообще Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону войны:
- Я видел сонмы богачей,
- Бегущих в рубищах из дранных,
- Я видел бледных матерей,
Из милой родины изгнанных!..
- Лишь угли, прах и камней горы,
- Лишь груды тел кругом реки,
- Лишь нищих бледные полки
Везде мои встречали взоры!..
Жуковский перечисляет героев войны — живых и павших, давая каждому «послужной список». Прославляя их, поэт стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны. И действительно, по свидетельству современников, стихотворение Жуковского облетело всю русскую армию; его переписывали, читали, учили наизусть.
Стихотворение Батюшкова не так тесно привязано к определенному периоду истории. Единственное, что указывает в нем на события 1812 года, — упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему «Война. Мир. Поэт».
Надо заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы.
Так было, например, во время монголо-татарского нашествия на Русь.
И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности.
На мой взгляд, стихотворение Жуковского — один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага. А послание Батюшкова — философское осмысление случившегося. Война для поэта — безусловное зло.
Лично мне ближе позиция Батюшкова: герои героями, подвиги подвигами, а война — это горе. Поэт знал это не понаслышке.
Но нельзя и не признавать важной роли стихотворения Жуковского накануне решающего сражения. Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе.
Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует, по-моему, противопоставлять. Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга.
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/analiz-stixov-pevec-vo-stane-russkix-voinov-i-k-dashkovu/
К дашкову
Мой друг! я видел море зла
И неба мстительного кары:
Врагов неистовых дела
Войну и гибельны пожары.
Я видел сонмы богачей,
Бегущих в рубищах издранных,
Я видел бледных матерей,
Из милой родины изгнанных!
Я на распутьи видел их,
Как, к персям чад прижав грудных,
Они в отчаяньи рыдали
И с новым трепетом взирали
На небо рдяное кругом.
Трикраты с ужасом потом
Бродил в Москве опустошенной,
Среди развалин и могил;
Трикраты прах ее священной
Слезами скорби омочил.
И там,- где зданья величавы
И башни древние царей,
Свидетели протекшей славы
И новой славы наших дней;
И там,- где с миром почивали
Останки иноков святых,
И мимо веки протекали,
Святыни не касаясь их;
И там,- где роскоши рукою,
Дней мира и трудов плоды,
Пред златоглавою Москвою
Воздвиглись храмы и сады,-
Лишь угли, прах и камней горы,
Лишь груды тел кругом реки,
Лишь нищих бледные полки
Везде мои встречали взоры!..
А ты мой друг, товарищ мой
Велишь мне петь любовь и радость
Беспечность, счастье и покой
И шумную за чашей младость!
Среди военных непогод,
При страшном зареве столицы,
На голос мирный цевницы
Сзывать пастушек в хоровод!
Мне петь коварные забавы
Армид и ветреных Цирпей
Среди могил моих друзей,
Утраченных на поле славы!..
Нет, нет! талант погибни мой
И лира, дружбе драгоценна,
Когда ты будешь мной забвенна,
Москва, отчизны край златой!
Нет, нет! пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь, и к родине любовь;
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагов сомкнутым строем —
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды Музы и Хариты,
Венки, рукой любови свиты,
И радость шумная в вине!
Наш сборник работает на голом энтузиазме его создателей. Мы благодарны любой помощи.
Помочь проекту
Хотите опубликоваться в нашем сборнике? Добро пожаловать! Мы всегда рады новым авторам и интересным материалам.
Добавить стихотворение Ивану Сусанину на момент совершения подвига было 32 года (у него была 16-летняя дочь на выданье). Статистический анализ 3,7 тысяч стихотворений русских поэтов показал, что «самым поэтичным» деревом является береза, которая упоминается в 84 стихотворениях. На втором месте находится сосна (51 упоминание), а на третьем – дуб (48 упоминаний).Из архивов русской поэзии В русской поэзии самое длинное название своему стихотворению придумал Гавриил Романович Державин. Оно звучит как «Желание зимы его милости разжалованному отставному сержанту, дворянской думы копиисту, архивариусу без архива, управителю без имения и стихотворцу без вкуса».Из архивов русской поэзии Песня «Мохнатый шмель», которую исполняет Никита Михалков в кинофильме «Жестокий романс» – это положенное на музыку стихотворение Григория Кружкова «За цыганской звездой». Однако мало кто знает, что стихотворение Кружкова – это вольный перевод стихотворения Редьярда Киплинга “The Gypsy Trail”. После начала Второй Мировой войны Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в город Елабуга, что в Татарстане. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась.Из биографии М. Цветаевой
Источник: https://liricon.ru/k-dashkovu.html
Война 1812 года в стихотворениях В. Жуковского «Певец во стане русских воинов» и К. Батюшкова «К Дашкову»
Перечитаем два стихотворения, посвященных войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе — уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы — почти ровесники, оба воевали.
Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну. И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война — удаль, храбрость, подвиги героев. Для другого — смерть, кровь, разрушения.
Жуковский пишет: Наполним кубок круговой! Дружнее! руку в руку!
Запьем вином
кровавый бой И с падшими разлуку. Кто любит видеть в чашах дно, Тот бодро ищет боя… О, вемогущее вино, Веселие героя! Батюшков: Мой друг! я видел море зла И неба мстительного кары: Врагов неистовых дела, Войну и гибельны пожары. И в дальнейшем оба стихотворения соответствуют тому, что в них заложено с самого начала. Певец Жуковского произносит здравицы героям войны, Древней Руси, Родине, Богу, Петру, Суворову. Батюшков же повествует об ужасах войны, о ее бессмысленности.
Но, несмотря на столь глубокие различия, у поэтов проскальзывают сходные мысли. Например,
у обоих звучит тема мщения. В стихотворении Жуковского слышатся призывы: За гибель — гибель, брань — за брань, . И казнь тебе, губитель! Вожди славян, хвала и честь! Свершайте истребленье, Отчизна к вам взывает: месть! Вселенная: спасенье! Читая эти строки, настораживаешься: слишком уж воинственно-жестоко звучат призывы поэта. Батюшков же утверждает: совесть приказывает ему забыть о музах и харитах, пока не отмщена Москва и враг не изгнан с русских земель. Вообще Батюшков меньше, чем Жуковский, пишет о сражениях и подвигах. Он видит оборотную, непарадную сторону войны: Я видел сонму богачей, Бегущих в рубищах издранных, Я видел бледных матерей, Из милой родины изгнанных!.. Лишь угли, прах и камней горы, Лишь груды тел кругом реки, Лишь нищих бледные полки Везде мои встречали взоры!.. Жуковский перечисляет героев войны — живых и павших, давая каждому свой «послужной список». Прославляя их, поэт стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны. И действительно, по свидетельству современников, стихотворение Жуковского облетело всю русскую армию; его переписывали, читали, учили наизусть. Стихотворение Батюшкова не так тесно привязано к определенному периоду истории. Единственное, что указывает в нем на события 1812 года, — упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему «Война. Мир. Поэт». Надо заметить, что практически всегда в человеческой истории нация, подвергшаяся агрессии, создает мощный пласт патриотической литературы. Так было, например, во время монголо-татарского нашествия на Русь. И лишь какое-то время спустя, оправившись от нанесенного удара, преодолев боль и ненависть, мыслители и поэты задумываются обо всех ужасах войны для обеих сторон, о ее жестокости и бессмысленности. На мой взгляд, стихотворение Жуковского — один из всплесков патриотической воинственности, вызванной нашествием врага. А послание Батюшкова — философское осмысление случившегося, война для него.- безусловное зло.
Лично мне ближе позиция Батюшкова: герои героями, подвиги подвигами, а война есть горе. Поэт знал это не понаслышке. Но нельзя и не признавать важной роли стихотворения Жуковского накануне решающего сражения.
Оно ободрило воинов, внушило им волю к победе. Вообще, несмотря на очевидную разницу, эти два стихотворения не следует, по-моему, противопоставлять. Их авторы не спорят между собой, а дополняют друг друга.
(No Ratings Yet) Война 1812 года в стихотворениях В. Жуковского «Певец во стане русских воинов» и К. Батюшкова «К Дашкову»
Источник: https://home-task.com/vojna-1812-goda-v-stixotvoreniyax-v-zhukovskogo-pevec-vo-stane-russkix-voinov-i-k-batyushkova-k-dashkovu/
13. Основные этапы и мотивы поэзии к.Н. Батюшкова. Анализ стихотворения поэта (по выбору студента)
Батюшков
сформировался как поэт в первом
десятилетии 19 века. В эти годы происходит
разложение феодально-крепостнического
хозяйства и развитие прогрессивных
буржуазных отношений. Пафос просвещения
ярко окрасил философские и общественные
взгляды довоенного Батюшкова.
Батюшков
был воспитан на поэзии предшественников
карамзинизма. Он давал высокие оценки
поэтам, выразившим в своем творчестве
внутренний мир личности. Но не принимал
слащавую и слезливую сентиментальность.
Таким образом, в подпочве поэзии Батюшкова
скрещивались прямо противоположные
влияния, что определило противоречивость
лирики Батюшкова.
Константин
Николаевич Батюшков вместе с Жуковским
был отнесен к представителям «Новой
школы» в русской поэзии (по статье
«Опыты» Уварова).
В
творчестве поэта можно выделить два
периода: 1-ый период 1802-1812 (довоенный),
2-ой период 1812-1821 (послевоенный).
1) Первый период
Самой
важной чертой довоенной поэзии Б. была
любовь к «земному миру», «к мирским
наслаждениям», к зримой и звучащей
красоте жизни. Возникает образ беспечного
поэта-жизнелюбца, поэта радости.
Центральный
образ лирики Б. возник на основе острого
конфликта поэта с действительностью и
против взглядов, господствующих в верхах
Александровской России. Батюшков не
согласен с мыслью, что обеспеченный
человек должен быть всеми уважаемый.
Чаще всего он является равнодушным
членом общества.
Б.
характеризовал свою лирику как дневник,
отразивший «внешнюю» и «внутреннюю»
биографию поэта. «Поэт-чудак» — лирический
герой Батюшкова. Он отказывается от
погони за «призраками славы», отвергает
богатство.
Одна из существенных его
черт – способность мечтать. Мечта для
Б. – «прямая счастья часть», волшебница,
«приносящая свои бесценные дары». Культ
мечты — один из устоявшихся мотивов
лирики Б.
, предваряющий эстетическую
теорию романтиков.
Видное
место занимает в лирике Б. тема дружбы.
Лирический герой – веселый и беспечный
поэт – видит в друзьях свидетелей фактов
его биографии, слушателей рассказа его
жизни, о его радостях и печалях.
Поэзия
любви. Б. трактует любовь как страсть,
захватывающую и подчиняющую всего
человека. («Вакханка»).
2) Второй период
Начало
Отечественной войны 1812 года стало
рубежом, открывшим второй период
поэтической деятельности Б.
В
центре многих лирических произведений
стоит образ войны. Батюшков является
первым русским поэтом, воспевшим
«веселье» боевой жизни – её яркость и
оживленность. «Истинный», «просвещенный»
патриотизм для Б. – одно из самых высоких
свойств человека. Но поэт-воин думает
не только о битвах, но и о любви, и о
дружбе.
-
Анализ
стихотворения «К Дашкову». -
«Гроза
12-го года» войдёт в русскую классическую
литературу как одна из важнейших её
тем, связанных с осмыслением судеб и
перспектив развития России. -
Самый
трагический момент Отечественной войны
запечатлен в послании «К Дашкову» — это
великолепный образ русской патриотической
лирики.
Поэт
троекратно посещал сожженную, разоренную
Москву (война 1812). «Видел нищету, отчаяние,
пожары, голод, все ужасы войны и с трепетом
взирал на землю, на небо и на себя» — эти
строки можно считать прозаическим
контекстом послания.
Лирический
герой – поэт, присваивающий себе великое
право говорить от имени всех
соотечественников, выражая чувство
общее для всех, являющийся очевидцем,
обязанным рассказать о них языком ярких
художественных образов.
Формально
в стихотворении выдержаны признаки
дружеского послания. Стихотворение «К
Дашкову» начинается взволнованным
обращением «мой друг»! Лирика Б. – лирика
жанровая. Поэт, разумеется, отличал
послание от элегии, однако, ему важнее
личная потетика, обусловленная серьёзным
отношением к предмету разговора. Это
стихотворение можно назвать элегическим
посланием.
В
стихотворении часто встречаются слова
«я видел», отражающие осознание
значительности событий, свидетелем
которых стал поэт. Слова становятся
основой анафорического построения этой
части послания, придавая ей экспрессивность.
В
послании глазами очевидца дана картина
страшных опустошений, причиненных
наполеоновским войском. Батюшков
выступает как рядовой русский человек,
испытывающий чувство гнева против
иноземных захватчиков. Посланию
свойственна высокая гражданственность.
В
последней части стихотворения Б.
перечисляет основные темы первого
периода своего поэтического творчества,
ограниченный личной жизнью человека,
категорически отказывается от них,
считая, что во время Отечественной войны
уход в интимные переживания был бы
изменой делу Родины, забвением её кровных
интересов. Все эти темы оказываются
вытесненными в послании «К Дашкову»
гражданско-патриотической темой
справедливой мести к врагам.
Причастность
к великим историческим событиям, к
самому историческому прошлому приводило
поэта к пониманию того, что человек не
может замкнуться в мире своей мечты,
какой бы прекрасной она не была.
Критики
о Батюшкове.
Майков
отмечает исключительную искренность
лирики Б., правдиво передающей человеческие
чувства. Для него Батюшков – представитель
«чистого искусства» — искусства не
имеющего «практических целей» и лишенного
связи с общественной жизнью.
В
книге «Пушкин и русские романтики»
Гуковский называет Батюшкова – поэтом
безнадежности. Он не может бежать от
окружающей действительности в мир
замкнутой души, ибо он не верит в душу
человеческую. Душа человека такая же
запятнанная, загубленная, как и мир,
окружающий её. Индивидуальная душа
смертная, мимолетная, трагически
обреченная.
Спастись человеку некуда
– таков смысл поэзии Батюшкова – если
он живет в настоящем. Спастись можно
лишь мыслью о возможном, и поэт уходит
весь в мечту о другом человеке, изображая
его таким, каким человек должен быть
(изображает свой идеал). Батюшков помещает
свою мечту вне времени и пространства,
в условном мире античности и Ренессанса.
-
В
поэзии Батюшкова 2 субъекта: -
Душа
самого поэта, темная, трагическая -
Душа
его идеала, светлая, жизненная. -
Вторая
из них это тоже субъект в его поэзии,
так как не о ней говорится, а от её лица
говорится.
В
статье «Сочинения Александра Пушкина»
В.Г. Белинский дает характеристику
поэзии Б. Определенность и ясность –
первое и главное свойство поэзии Б.
Яркая «жизненность» мироощущения делает
Б. поэтом-скульптором. Одна из главных
черт поэзии Б.
– её «переходность»,
«историко-литературная промежуточность»
между классицизмом и романтизмом. Общая
заслуга Жуковского и Батюшкова в
перестройке стиха и поэтического языка.
Они оба обратились к внутреннему миру
человека, открыв тем самым новую сферу
для русской поэзии.
Источник: https://studfile.net/preview/8117277/page:8/
Батюшков мой гений — анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. Батюшков — 3 ответа
Автор Ѝдик Лакисов задал вопрос в разделе Домашние задания
анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. Батюшков и получил лучший ответ
Ответ от Liudmila Sharukhia[гуру]Стихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» (1815 г. ) по праву считается одним из лучших произведений поэта. В «Опытах в стихах и прозе» Батюшков поместил стихотворение «Мой гений» в раздел элегий, тем самым определив его жанровую принадлежность.
И уже на уровне жанра можно оценить новаторство и самобытность Батюшкова, его отличие от многих предшественников и современников.Элегия «Мой гений» написана в ином эмоциональном ключе.связана с неразделенной любовью поэта к Анне Федоровне Фурман.
Действительно, тема воспоминаний о любви присутствует в тексте и выражена с помощью лексических единиц (память сердца, любовью, образ милый и др.) , дан и портрет возлюбленной.О память сердца! ты сильнейРассудка памяти печальной,И часто сладостью своейМеня в стране пленяешь дальной.
В стихотворении используется традиционная для любовной темы поэтическая лексика и фразеология. Однако при удивительной прозрачности и ясности стихотворение Батюшкова завораживает каким-то ускользающим смыслом, в нем ощущается нечто, что выводит его содержание за рамки только любовной темы.
В мифологических словарях указывается, что Гений первоначально понимался как «олицетворение внутренних сил и способностей» .
В словаре стихотворения преобладают лексемы и словосочетания, относящиеся к внутреннему миру лирического субъекта и выражающие его состояние или его оценки и восприятие: память сердца, сильней, рассудка памяти печальной, сладостью, пленяешь, несравненной, образ милый, незабвенный, любовью, засну ль, усладит и др.
Это объясняется в первую очередь жанровой природой произведения, так как в элегии раскрывается внутренний мир «я» .
Элегия имеет стройную ритмическую структуру: она написана четырехстопным ямбом с точной рифмой, рифменная цепь оформляется чередованием мужской и женской рифм, текст строится на перекрестности рифменного звучания (кроме второго четверостишия с кольцевой рифмой) . Ритмическая стройность определяет смысловую цельность текста.
Можно сказать, что «Мой гений» в высшей степени соответствует требованию, предъявляемому Батюшковым к поэтическому тексту: текст должен быть ясен, а его композиция стройной.Стихотворение не разбито на строфы, но тематически (и ритмико-синтаксически) отчетливо делится на три части: 4 + (4 + 4) + 4.
Первая часть посвящена «памяти сердца» , вторая — портрету «пастушки» , третья — «хранителю гению» .Первые две строки, задающие противопоставление «сердце — рассудок» , строятся по принципу параллелизма, однако это неполный параллелизм, и грамматические различия оказываются значимыми: асимметричность приводит к появлению добавочных смыслов.Центральная часть элегии — портрет «пастушки» — занимает два четверостишия, скрепленных четырехкратным анафорическим повтором я помню, усиливающим возрастание эмоционального напряжения (звучит как заклинание) . «Идеальный» портрет создает не столько образ лирической героини, сколько представление и воспоминание о нем. При этом героиня наделяется божественными признаками, и ее образ сливается с олицетворением гения-хранителя: несмотря на «зримость» , это почти бесплотное видение.Концовка стихотворения возвращает к его началу («память сердца пленяет сладостью» — «хранитель гений усладит печальный сон» ) и свидетельствует о том, что лирическое волнение успокаивается.
Если учесть сильные позиции текста, то выстраивается ряд: мой гений (заглавие) — память сердца (начало текста) — моя пастушка (начало третьего четверостишия) — хранитель гений (начало последнего четверостишия) — любовь (помимо позиции конца строки и рифмы, это единственное слово, которое акцентировано с помощью стихового переноса) — печальный сон (конец текста) . Все компоненты этого ряда можно считать контекстуальными синонимами, относящимися к одному денотату. Мой гений, таким образом, предстает синкретичным образом, многозначным и многоплановым.
Ответ от Евгений Пустыльник[новичек]рррркОтвет от Елена Шиперова[новичек]Отсюда:
ссылка
ссылкассылкаОтвет от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. БатюшковОтвет от 3 ответа[гуру] Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
Источник: https://3otveta.ru/batyushkov-moy-geniy/
Конспект урока по Литературе "Философские элегии К.Н. Батюшкова"
Философские элегии К.Н. Батюшкова
Цели и задачи урока:
- охарактеризовать период творчества Батюшкова после 1812 года и заграничных походов русской армии по Европе;
- определить идейное и художественное своеобразие элегий К.Н. Батюшкова этого периода;
- развивать потребность в общечеловеческих ценностях: любви, патриотизме.
Ход урока.
Урок можно начато с погружения учащихся в поэзию Батюшкова второго периода творчества. Для этого заранее подготовленные учащиеся прочтут послание «К Дашкову», стихотворения «Тень друга», «К другу».
После прочтения стихотворений можно предложить учащимся ответить наследующие вопросы для выявления первичного восприятия:
- Что показалось вам необычным в этих стихотворениях?
- Отличаются ли эти стихотворения от произведений предшествующего периода творчества К.Н. Батюшкова и если отличаются, то чем?
После того как учащиеся попытаются самостоятельно ответь на поставленные вопросы, учителю необходимо рассказать об особенностях второго периода творчества.
Патриотический порыв, охвативший Батюшкова в период войны 1812 года, выводит его за границы интимной лирики. В то же время, тягостная атмосфера войны, разрушения Москвы и личные невзгоды приводят впечатлительного Батюшкова к душевному кризису.
Он начинает разочаровываться в идеях просветительской философии, в стихах нарастают пессимистические мотивы. Он больше начинает размышлять о бренности жизни и неумолимости смерти, вспоминать военную молодость, погибших друзей. Его поэзия все сильнее приобретает печальный колорит.
Он становится поэтом-философом, создает жанр исторической элегии, в которой пластичность образов и правдивость психологического состояния сочетаются с драматизмом взгляда на жизнь.
Но трагизм мировосприятия во многих стихах преодолевается настроением мужества, стойкости, жизненной мудрости и философского отношения к действительности.
На уроке учащиеся проанализируют следующие произведения Батюшкова: «К Дашкову», «Тень друга», «К другу».
Страшные впечатления от путешествия по разоренной Москве отражены в послании «К Дашкову».
- Каково настроение этого стихотворения, какие картины нарисованы в нем?
- Что поражает воображение поэта?
- Мой друг! я видел море зла
- И неба мстительного кары;
- Врагов неистовых дела,
- Войну и гибельны пожары.
- Я видел сонмы богачей,
- Бегущих в рубищах издранных,
- Я видел бледных матерей,
- Из милой Родины изгнанных!
Необходимо отметить, что Батюшков здесь выступает как летописец своей эпохи, правдиво воссоздает ужасные зрелища разоренной столицы. Подобное описание встречаем в 5-м номере журнала «Сын Отечества» за 1812 год: «Москва, древняя столица Севера, испытала неистовство французов.
Несчастные, безутешные ея жители, отыскивая следы прежних жилищ своих, подобно бледным теням, скитаются ныне на пожарищах, орошают пепел горькими слезами и призывают небо во свидетели неслыханного варварства» (с. 151). Разорение златоглавой столицы 1812 года до сих пор остается одним из самых трагических событий в истории России.
Вот как об этом пишет историк В.Н. Балязин: «Пожар Москвы продолжался шесть дней. Из первоначальных его очагов, вспыхнувших одновременно в Каретном ряду, на Гостином дворе и Замоскворечье, огонь мгновенно перебросился в соседние районы и вскоре бушевал по всему городу, уничтожив около двух третей Москвы.
На конец 1811 года в Москве числился 9151 жилой дом, из них было 6854 деревянных и 2567 каменных. После пожара уцелело 2100 деревянных домов и 626 каменных. Из 329 церквей уцелела лишь 121. Сгорели многие дворцы.
Погибли в огне лучшая в России библиотека графа Бутурлина в Лефортово, библиотека Московского университета, как и сам университет, и его пансион, собрание картин Орлова в Донском монастыре и многое иное» [7] [Балязин В.Н. Занимательная история России: 1801-1825 годы. – М.: Первое сентября, 2003. – С. 80.].
В элегии «К Дашкову» слышатся разочарование и боль Батюшкова.
- Какое решение принимает он как поэт?
- Нет, нет! пока на поле чести
- За древний град моих отцов
- Не понесу я в жертву мести
И жизнь, и к родине любовь…
… Мой друг, дотоле будут мне
- Все чужды Музы и Хариты,
- Венки, рукой любови свиты,
- И радость шумная в вине!
Анакреонтические мотивы почти исчезают из творчества Батюшкова…
Далее переходим к анализу элегии «Тень друга»
Стихотворение «Тень друга» посвящено памяти друга Батюшкова И. А. Петина (1789—1813), убитого в двадцатичетырехлетнем возрасте в битве под Лейпцигом.
В качестве индивидуального домашнего задания одному из учащихся было предложено прочитать небольшое прозаическое произведение К.Н.
Батюшкова «Воспоминание о Петине», теперь этот учащийся может рассказать о том, кем был для Батюшкова этот молодой человек.
И.А.Петин – типичный представитель лучших слоев русского дворянства того времени; его однокашником в Московском университетском благородном пансионе был Жуковский.
Батюшков с восхищением рассказывает о его уме и красоте: «Тысячи прелестных качеств составляли сию прекрасную душу, которая вся блистала в глазах молодого Петина. Счастливое лицо, зеркало доброты и откровенности, улыбка беспечности…
все пленительные качества наружности и внутреннего человека досталися в удел моему другу. Ум его был украшен познаниями и способен к науке и рассуждению, ум зрелого человека и сердце счастливого ребенка: вот в двух словах его изображение» (1; 299).
Портрет, данный Батюшковым в «Воспоминании о Петине», находим также и в элегии «Тень друга»: «…Но вид не страшен был; чело / Глубоких ран не сохраняло, / Как утро майское веселием цвело / И все небесное душе напоминало» (1; 180).
С Петиным поэта связывали не только общие интересы и воспоминания – в нем он чувствовал родственную душу, высокую, поэтическую, однако Батюшков никогда узнает о том, что его юный товарищ писал басни и даже напечатал несколько из них. Петин, преклоняясь перед несомненным талантом своего друга, так и не осмелился показать ему свои пробы.
Стихотворение записано во время поездки на корабле из Англии в Швецию в июне 1814 года. Эпиграф к нему взят из элегии «Тень Цинтии» римского поэта Проперция (I в. до н. э.). (Цинтия — богиня Диана, луна (рим. миф.).
- Для того чтобы это стихотворение было понятным учащимся необходимо дать еще один небольшой историко- культурный комментарий.
- Гальциона — дочь бога ветров Эола, превращенная Зевсом в морскую птицу (чайку), чтобы сопровождать утонувшего мужа.
- Вежды — веки.
- Плейсские струи — Петин был убит близ реки Плейсы.
- Беллона — богиня войны.
- Найдите в тексте старославянизмы. Какое настроение они придают тексту?
- С какими чувствами вспоминает Батюшков своего друга?
- Каковы мысли поэта о воинской дружбе, о долге и мужестве, о смерти и бессмертии?
- На какие смысловые части можно разделить стихотворение? Какой смысл выявляется при сопоставлении двух миров, изображенных в стихотворении?
- Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания мира действительного и мира воображаемого?
- Какими чувствами проникнут монолог лирического субъекта, обращенный к духу погибшего друга?
- Прокомментируйте эпиграф к стихотворению. Как в нем решается философская проблема смерти и бессмертия?
- Охарактеризуйте языковые и стилевые особенности текста. Как в ритмической структуре проявляются особенности жанра элегии? Какие еще особенности жанра вы заметили?
На этом этапе уроке можно предложить учащимся индивидуальное домашнее задание. Сопоставить первую часть элегии «Тень друга» с прощальной песней Чайльд-Гарольда из песни I «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона. Есть ли в них основания для сопоставления?
Последним для анализа предлагается стихотворение «К другу».
Стихотворение обращено к П. А. Вяземскому, поэту, одному из близких друзей Батюшкова и Пушкина. Дом Вяземского в Москве сильно пострадал во время пожара в 1812 году.
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
- Как понять выражения: «Где твой Фалерн?», «Клии мрачные скрижали»? (Фалерн — историческая область, известная своим вином. Фалернское вино прославлялось римскими поэтами, в частности Горацием. Клио — муза истории.)
- Какие вечные проблемы волнуют лирического героя стихотворения?
- Как соотнесены в стихотворении мотивы жизни и смерти? Каково авторское отношение к ним?
- Какие два мира противопоставлены в стихотворении? Почему миру действительности, где «все суетно», поэт предпочитает мир внутренний, интимный?
- Что на земле, по мнению поэта, «вечно, чисто, непорочно»?
- Какие сомнения мучают лирического героя и как он их преодолевает?
- Почему, по мнению поэта, путь «ко гробу» должен быть озарен «солнцем» веры и совести?
- Каким настроением проникнут финал стихотворения? В какой лучший мир лирический герой «взлетает духом»?
- Каковы языковые и стилевые особенности текста? Как в них отражаются особенности романтизма Батюшкова?
Выводы урока. Второй период творчества Батюшкова окрашен в мрачные, драматические тона, но в его поздней лирике начинают звучать философские мотивы, поэта волнуют вечные вопросы, он становится поэтом-мудрецом, поэтом-философом.
Высокое поэтическое мастерство, глубокий лиризм и филигранность художественной формы, пластика и скульптурность художественных образов ставят Батюшкова в ряд лучших русских романтиков.
В русской поэзии, по мнению Белинского, выделялись две условные разновидности романтизма: «средневековый» романтизм Жуковского с его туманностью, мечтательностью и мистикой и «греческий» романтизм Батюшкова с его определенностью и ясностью, земными радостями и «жизненностью» мировосприятия.
В Батюшкове-романтике преобладал «светлый и определенный мир изящной эстетической древности», жажда «наслаждения прекрасным», «изящный эпикуреизм». Белинский восклицает: «Как хорош романтизм Батюшкова: в нем столько определенности и ясности!» И Жуковский, и Батюшков внесли значительный вклад в эстетическое развитие русского романтизма, их поэзия стала благодатной почвой для развития гения Пушкина.
- Домашнее задание.
- Написать эссе на тему: «Что объединяет романтическую манеру мировосприятия Жуковского и Батюшкова и что различает?»
- ЛИТЕРАТУРА
Батюшков К.Н. Соч.: В 2 т. – М.: Худ. лит., 1989.
Майков Л.Н. Батюшков, его жизнь и сочинения. – М.: Аграф, 2001.
Степанова Е.В. «И жил так точно, как писал…» Изучение творчества К.Н. Батюшкова на роках литературы //Литература в школе.- 2007 № 10
Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. – М.: Наука, 1971.
Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-filosofskie-elegii-kn-batyushkova.html