Прочтите обязательно вслух стихотворение Н. А. Заболоцкого, напечатанное в 1961 году.
- Исполнен душевной тревоги,
- В треухе, с солдатским мешком,
- По шпалам железной дороги
- Шагает он ночью пешком.
- Уж поздно. На станцию Нара
- Ушел предпоследний состав.
- Луна из-за края амбара
- Сияет, над кровлями встав.
- Свернув в направлении к мосту,
- Он входит в весеннюю глушь,
- Где сосны, склоняясь к погосту,
- Стоят, словно скопища душ.
- Тут летчик у края аллеи
- Покоится в ворохе лент,
- И мертвый пропеллер, белея,
- Венчает его монумент.
- И в темном чертоге Вселенной,
- Над сонною этой листвой,
- Встает тот нежданно мгновенный,
- Пронзающий душу покой.
- Тот дивный покой, пред которым,
- Волнуясь и вечно спеша,
- Смолкает с опущенным взором
- Живая людская душа.
- И в легком шуршании почек,
- И в медленном шуме ветвей
- Невидимый юноша-летчик
- О чем-то беседует с ней.
- А тело бредет по дороге,
- Шагая сквозь тысячи бед,
- И горе его, и тревоги
- Бегут, как собаки, вослед.
Как проникнуть в смысл этого стихотворения? С чего начать? Можно прежде всего вспомнить то, что вы знаете об авторе и о времени, когда произведение было создано, – это 1948 год. Может быть, нам поможет отрывок из воспоминаний писателя Николая Корнеевича Чуковского:
«Два с лишним года прожили мы с Николаем Алексеевичем в Переделкине в ближайшем соседстве, и за это время я хорошо узнал его. Это действительно был твердый и ясный человек, но в то же время человек, изнемогавший под тяжестью невзгод и забот.
Он жил у чужих людей с женой и двумя детьми. Зарабатывал он только случайными переводами, которых было мало и которые скудно оплачивались. Почти каждый день он ездил по делам в город – два километра пешком до станции, потом дачный паровичок. Эти поездки были
для него изнурительны – все-таки шел ему уже пятый десяток. Дорога на станцию вела мимо кладбища, осененного высокими соснами, вершины которых уходили высоко в небо.
Возле самой дороги была могила летчика, сбитого под Москвой во время войны, тогда еще сохранявшая некоторые свои украшения – цветные ленты, вылинявшие от дождя, и деревянный пропеллер.
И это кладбище, и сосновую рощу, и могильный пропеллер с лентами, и ночное возвращение домой – из города в Переделкино – удивительно изобразил он в стихотворении «Прохожий».
Итак, из этого отрывка мы узнали о некоторых жизненных фактах, с которыми связано создание стихотворения, об условиях быта поэта. Заболоцкий тогда только что вернулся из лагеря и ссылки, где провел тяжких десять лет. Жил он в нищете, стихи его не печатались.
И он действительно часто ходил той дорогой мимо кладбища, мимо могилы летчика. Это воспоминание, безусловно, помогло представить себе жизненные реалии и время, когда было написано стихотворение. Но это лишь отчасти приоткрыло нам внутренний мир поэта.
Потому что в лирике важны не сами по себе реальные предметы, а те чувства, которые они вызывают.
Читая стихотворение, мы чувствуем, что и предметы становятся особенно значительными благодаря стиху – трехстопному амфибрахию, и герой как-то преображается при общении с природой. Что же с ним происходит?
Задумаемся над смыслом заглавия. Кто такой прохожий? Тот, кто идет мимо чего-то. Герой и идет сначала по шпалам железной дороги, потом мимо кладбища, а в конце – сквозь тысячи бед.
Почувствовали различие? Вначале слова конкретные, а в конце – отвлеченные, к тому же это метонимия – точное число тысячи вместо понятия «много», иносказательное идти сквозь беды– вместо «преодолевать трудности».
Уже одно это заставляет предположить, что здесь запечатлено не просто мгновение жизни человека посреди ночного пейзажа, а нечто более значительное.
Стремясь понять мысль поэта, вдумаемся в особенности языка произведения, заметим, какие слова он выбрал и как организовал их для того, чтобы не только нарисовать
картину и передать свое отношение к увиденному, но и высказаться о самом главном для человека.
И так, обратимся к тексту. В треухе, с мешком, по шпалам, пешком … – слова общеупотребительные, называют бытовые предметы. Перед нами «бытовое пространство обыденной жизни» (Ю. М. Лотман). И прохожий предстает как обыкновенный человек, погруженный в свои житейские заботы.
Меняется ли что-нибудь, когда как-то незаметно, робко, из-за края амбара, встает луна? Ваш взор поднимается вверх, и картина уже чуточку иная.
«Общий» разговорный язык сменяется книжным: появляются деепричастия – встав, свернув, склоняясь, белея (а разговорный язык их избегает), существительные, связанные с миром природы или отвлеченные, – глушь, сосны, погост, скопища душ.
Возникают эпитеты, сравнения, метафоры – весеннюю, сосны … словно скопища душ, в чертоге Вселенной. Слова приобретают высокую эмоциональную окраску – не похоронен, а покоится, не памятник, а монумент.
И мир вокруг оказывается величавым и окутанным тайной темным чертогом Вселенной, а вовсе не привычной дорогой от станции к поселку. Вдумайтесь в каждое слово этой метафоры. Что такое чертог? Пышное, великолепное здание, дворец. А здесь не дворец, построенный людьми, а чертог Вселенной! Почувствовали, как торжественна, величественна эта картина?
От этого пространство необычайно раздвинулось: возникает чувство простора, гармонии. Мы поднимаем взор – на то, что вверху, над погостом и могилой летчика, над сонною листвой, – и ощущаем пронзающий душу покой.
Заметили антитезу образов? Исполнен душевной тревоги вступил прохожий в чертог Вселенной, и дивный покой сменил его душевную тревогу. Почувствовали, как изменился лирический герой? Прохожий– теперь уже не просто человек, задавленный заботами, бедностью, тревогами, который шел по шпалам в начале стихотворения.
Это живая людская душа наедине со Вселенной, чувствующая свое единство с миром. И не случайно преображение происходит ночью на кладбище, когда невольно возникают мысли о вечном.
И тогда преображаются реальные предметы: и луна, и сосны, и сонная листва, и могила летчика, и шуршание почек – все величие и гармония мира оказываются родственными живой душе. В самой душе воцаряется этот дивный покой– гармония, и душа поднимается ввысь, над горем и тревогами повседневного быта.
Так художественное пространство, противопоставление верх – низ, оказывается чрезвычайно значимым, помогает передать мысль поэта о том, что душа наедине с природой и вечностью будто распрямляется, освобождается от тревог и устремляется ввысь.
Меняется и художественное время: настоящее соприкасается с прошлым, с вечным («…Невидимый юноша-летчик / О чем-то беседует с ней»).
Каким свободным и независимым выглядит теперь прохожий– человек, идущий по жизни! Он ощущает свое высокое предназначение и с усмешкой глядит на то, что его тяготило и не давало распрямиться.
Так образы стихотворения – прохожий, покой (гармония), живая людская душа– становятся емкими символами.
Итак, о чем же это стихотворение? О смысле жизни. О том, как задавленный повседневными заботами человек обретает гармонию с миром и становится прекрасным – таким, каким он может и должен быть. Его путь идет сквозь тысячи бед, только этими бедами жизнь не исчерпывается, в ней есть нечто более значительное и высокое.
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/blog/analiziruem_stikhotvorenie_n_a_zabolockogo_quot_prokhozhij_quot/2013-09-10-582
Николай Заболоцкий — Сентябрь: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
- Но взгляни: сквозь отверстие облака, Как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока
- Первый луч, пробиваясь, летит.
- Значит, даль не навек занавешена Облаками, и, значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, орешина
- Засияла в конце сентября.
- Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне Золотой, как огонь, и гранатовой
- Нарисуй эту девушку мне.
- Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою
- На заплаканном юном лице.
Анализ стихотворения «Сентябрь» Заболоцкого
Николай Алексеевич Заболоцкий — мастер пейзажной лирики. В стихотворении «Сентябрь» он смотрит на начало осени не только как поэт, но и как живописец.
Стихотворение в 1957 году. Его автору исполнилось 54 года, у него случился кризис в семейной жизни, а жить ему остался всего один год. Он издал сборник «Последняя любовь», закончил перевод «Витязя в тигровой шкуре».
По жанру — пейзажная лирика, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Лирический герой — сам автор. В юности Н. Заболоцкий увлекался рисованием. Вот и в этом стихотворении он просит смелого художника схватить и передать красоту сентябрьских дней.
Месяц начинается вполне по-осеннему: сыплет дождик, рвется ветер. Но вот наступает «бабье лето», последние недели или дни сентября: в царство тумана и морока первый луч летит. Значит, еще разойдутся тучи, станет прозрачным воздух, будет еще тепло и сухо.
«Орешина, вспыхнув, засияла»: имеются в виду красная, желтая листва и побуревшие прицветники, окружающие каждый орешек.
Что ж, самое время браться за кисть и писать шедевр. «Золотой и гранатовой»: только такими красками можно передать очарование этого дерева. Поэт просит изобразить орешник метафорически, как молодую царевну.
Чтобы она стала олицетворением осени и уходящего сентября: на заплаканном (дождями), беспокойно скользящей улыбкою (ветерком), вечно юную (перед наступлением настоящей, предзимней осени). Уже в первых строфах Н.
Заболоцкий обращается к читателю на «ты» и в повелительном наклонении, но только чуть позднее становится ясно, что читатель должен быть еще и живописцем: нарисуй эту девушку мне. Он как бы советует читателю поспешить, не раздумывать. Уменьшительные суффиксы придают больше трепета этому произведению: дождик, деревце. Повторы: нарисуй, значит.
Противопоставление: непогодь, нечистая даль и первый луч солнца, придающий всему вокруг мягкое сияние. Эпитеты: взъерошенный, зыбкою. Метафора: даль занавешена, большие горошины. Метонимия: царство. Множество сравнений: как арку из каменных плит, словно девушка, золотой, как огонь, словно деревце. Олицетворения: сыплет, рвется, закрывается тополь. Первая строфа построена на приеме инверсии.
Для зрелого творчества Н. Заболоцкого характерны классическая форма и философское содержание. Поэт умеет вовлечь в круг своих гармоничных образов даже неподготовленного читателя.
Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Сентябрь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/nikolaj-zabolockij-sentyabr/
Анализ стихотворения заболоцкого «сентябрь. Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА
Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень — время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, ставшие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев — все они писали об осени. Свой оригинальный взгляд на осеннюю природу представляет нам Н. Заболоцкий.
Стихотворение построено на основе антитезы. Композиционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрьский пейзаж:
- Сыплет дождик большие горошины,
- Рвется ветер, и даль нечиста.
- Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.
- Вторая часть — все остальные строфы. Мы видим, как мертвый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, пробившимся сквозь облака:
- Но взгляни: сквозь отверстие облака,
- Как сквозь арку из каменных плит,
- В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.
И вся природа сразу оживляется, становится яркой, достойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет природу и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:
Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), сравнение («словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце»), олицетворение («Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа»).
Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной», А.С. Пушкин «Осень».
Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с «чахоточной девой» у Пушкина).
Необычайное влияние на творчество Заблоцкого оказали Великие научные открытия, коими полнился мир в период его жизни и творчества. При этом его стихотворения не утратили своей поэтичности. Думаю, что поэт действительно сказал новое слово в русской литературе.
Примером сочетания науки, лиричности и философии служит стихотворение Заболоцкого «Метаморфозы»(1937). Реальность бессмертия – ключевой вектор данного произведения.
Если раньше в решении этой вечной проблемы жизни и смерти поэты исходили из философских учений, христианского мировоззрения, то научные открытия в эпоху XX века поставили ее на другой уровень.
Николай Заболоцкий осмысливает реальность в бесконечном разнообразии и единстве превращений «клубка какой-то сложной пряжи», единстве «мира во всей его архитектуре». Каждое превращение мировой жизни включает в себя смерть, умирание. Это факт, с которым приходится мириться. Смерти происходят в любой момент жизни.
Сначала стихотворение кажется парадоксальным, сложным для понимания. Само название произведения символично. Древнегреческий поэт Овидий в своё время написал поэму «Метаморфозы», в которой отразил волшебные превращения в мире, перетекание одной материи в другую.
И хотя во многом эта поэма мифологична, наполнена легендами о богах, время показало, что греки были удивительно прозорливы. Превращения, удивительные изменения в природе и человеке происходят ежесекундно. Мир изменился, грани человеческого сознания расширились.
Эти новые взгляды и отразил автор в своих «Метаморфозах».
С самых первых строк чувствуется удивление, восхищение лирического героя бесконечным изменениям мира:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Уже здесь на первый план выходит проблема человека и окружающей действительности. Лирический герой пытается решить очень сложный вопрос – как происходит, меняется жизнь внутри него, кто он. Отсюда его парадоксальные выводы:
Лишь именем одним я называюсь,-
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я — живой.
Вряд ли можно отрицать то, что жизнь постоянно меняется, развивается, в том числе и в теле человека. Взгляд лирического героя обращен к сущности внутренних процессов личности.
Он касается не только психологических и философских аспектов, но и физиологических. Перед нами новое видение человека. Человек воспринимается не статично, а в единстве бесконечно разнообразных процессов жизни.
Еще древние писали: «В одну реку не войти дважды» и «Люди как реки».
Несмотря на то, что в своих произведениях Н.Заболоцкий напрямую не обращался к древней Греции, а напротив, увлекался современным естествознанием, его стихотворение подтверждает суждения греческих мудрецов. Отсюда обилие иносказаний в стихотворении.
Лирический герой смотрит на себя со стороны – «колеблемого на морской волне», «летящего по ветру в край незримый». Поэт подчеркивает закономерность, согласованность всеобщих метаморфоз единого, бессмертного бытия. Законы изменения бытия он выражает формулой: «звено в звено и форма в форму». Человек Н.
Заболоцкого многолик и, в то же время, един, его составляющие включены в процессы умирания и возрождения:
- Чтоб кровь моя остынуть не успела,
- Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
- Я отделил от собственного тела.
Стихотворение условно можно разделить на три смысловые части. В первой лирический герой рассуждает о себе, своих внутренних состояниях. Во второй – выражает своё отношение к природе. Живое и мертвое взаимосвязано в ней, одно перетекает в другое. Природа здесь не только «скопленье чудных тварей», но и «орган поющий».
- Метафоры поэта торжественны, величавы. Они подчеркивают закономерность, гармоничность всех процессов на Земле:
- Звено в звено и форма в форму. Мир
- Во всей его живой архитектуре –
- Орган поющий, море труб, клавир,
- Не умирающий ни в радости, ни в буре.
Источник: https://testet.ru/po-literature/analiz-stihotvoreniya-zabolockogo-sentyabr-analiz-stihotvoreniya.html
"Сентябрь" Николая Заболоцкого
- МБОУ «Школа 109»
- Урок литературного чтения в 4 классе
- Тема:
- «Николай Заболоцкий «Сентябрь»
- учитель начальных классов
- Поликарповой Ксении Сергеевны
- Урок литературного чтения
- Тема урока: «Николай Заболоцкий «Сентябрь».
- Цель и дидактическая задача урока:
- Продолжить обращать внимание школьников на знакомые им по 1, 2, 3 классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.
- Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя многократное чтение стихотворного текста.
- При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения вслух и про себя, а также в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
Подвести детей к мысли о том, что красота осенней природы так трогательна и богата яркими красками, что для её описания недостаточно только поэтического слова. Чтобы описание стало более полным, требуется также работа художника с его яркими красками.
- Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
- План урока:
- Организация класса
- Сообщение темы и целей урока
- Знакомство с биографией Заболоцкого
- Картины осени в творчестве других поэтов
- Знакомство с текстом стихотворения «Сентябрь»
- 1. Словарная работа
- 2.Прочтение текста учителем
- 3. Прочтение стихотворения детьми
- 4.Вопросы к стихотворению
- 5.Работа над образами стихотворения
- Знакомство с картиной Врубеля «Жемчужина»
- Рефлексия
- Итоги урока
- Ход урока:
- I. Организация класса:
- — Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
- Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда — за работу!
Удачи желаю я Вам!
-Здравствуйте, ребята. Садитесь! Я рада приветствовать вас на уроке чтения. Напомню, зовут меня Ксения Сергеевна. И сегодня я предлагаю вам погрузиться в мир литературы.
II.Сообщение темы и целей урока:
— А тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю определить, разгадав загадку.
Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?(сентябрь)
-Правильно ребята, сегодня мы с вами будем говорить о сентябре. Познакомимся со стихотворением Заболоцкого «Сентябрь», будем учиться различать выразительные средства стихотворения, узнаем, как осень изображают художники и как её озвучивают композиторы.
- III. Знакомство с биографией Заболоцкого:
- -Николай Алексеевич Заболоцкий Родился 24 апреля 1903 в Кизической слободе, Казанской губернии.
- Детство прошло в Кизической слободе и в селе Сернур Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл).
- Перед вами школа, в которой учился Заболоцкий.
- Сейчас поселок Сернур выглядит так и располагается в республике Марий Эл.
О своем родном селе Заболоцкий говорил так: «Мои первые неизгладимые впечатления природы, связаны с этими местами.
Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира.
Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях…»
IV. Картины осени в творчестве других поэтов
-Ребята, многие поэты обращались к теме осени, её красоты и великолепию. Давайте вспомним имена этих поэтов и строки из их произведений.
- V. Знакомство со стихотворением «Сентябрь»
- — И сегодня мы с вами попытаемся погрузиться в мастерскую Заболоцкого, чтобы пережить вместе с ним его чувства, увидеть его глазами всю прелесть осени.
- Словарная работа:
-Но перед тем как читать стихотворение «Сентябрь», давайте разберем слова, которые могут вызвать у вас затруднения. Все внимание на экран. В своем стихотворении Заболоцкий использует слово:
- — «морок» имеет значение– облачность, туманность.
- -орешина – это дерево орешника.
- -Зыбкую – взволнованная, неспокойная.
- -Гранатовый цвет — это красный с небольшим оттенком сиреневого цвет.
- Прочтение стихотворения учителем:
- — Ребята, а сейчас отвлекитесь от лишних мыслей, вслушайтесь в стихотворение, которое я прочту.
- -Николай Алексеевич Заболоцкий «Сентябрь».
- Сыплет дождик большие горошины,
- Рвется ветер, и даль нечиста.
- Закрывается тополь взъерошенный
- Серебристой изнанкой листа.
- Но взгляни: сквозь отверстие облака,
- Как сквозь арку из каменных плит,
- В это царство тумана и морока
- Первый луч, пробиваясь, летит.
- Значит, даль не навек занавешена
- Облаками, и, значит, не зря,
- Словно девушка, вспыхнув, орешина
- Засияла в конце сентября.
- Вот теперь, живописец, выхватывай
- Кисть за кистью, и на полотне
- Золотой, как огонь, и гранатовой
- Нарисуй эту девушку мне.
- Нарисуй, словно деревце, зыбкую
- Молодую царевну в венце
- С беспокойно скользящей улыбкою
- На заплаканном юном лице.
- Прочтение стихотворения детьми:
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочесть это стихотворения. Читаем друг за другом по четверостишью.
- -А теперь полностью стихотворение, с выражением нам прочтет Таня Петренко.
- Вопросы к стихотворению:
- -Ребята, при прослушивании стихотворения, какие образы возникали перед вами?
- -Какими красками вы изобразили в своем воображении сентябрь?
- -Посмотрите на текст, найдите слова, которые описывают краски сентября?
- -Почему автор использует слова «золотой, гранатовый», а не желтый и красный?
— Ребята, давайте вспомним, что такое эпитеты? (Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)
- -Найдите эпитеты в тексте стихотворения.
- -Что такое метафора? (Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета)
- -Найдите метафоры, встретившиеся при прочтении.
- -Какое ещё выразительные средства использует автор при описании погоды сентября? (сравнение)
- -Найдите в тексте сравнения и процитируйте их.
-Ребята, мы разобрали стихотворения, нарисовали образы осени, а теперь, давайте прочтем и проиллюстрируем каждую строку. Читаем с выражением, смотрим на экран.
Работа над образами стихотворения:
-Какие чувства охватывают поэта в начале и в конце стихотворения? (В начале – печаль, тревога, в конце – радость, просветление). — Где и почему совершается перемена настроения в стихотворении? Найдите эти строки, прочтите их с выражением. (поэт увидел ореховое деревце).
— С кем сравнивает ореховое дерево поэт? (с красивой молодой царевной в венце).
— Почему в начале стихотворения мы видим «тополь взъерошенный, а в конце – засиявшую орешину»? (потому что меняется погода, меняется настроение, и из буйной природа прекращается в спокойную, торжествующую, красивую). — Какими красками призывает поэт запечатлеть праздник осени? (золотой и гранатовый – это цвета осени).
-Найдите эти слова, которые противоречат друг другу в последней строфе? («улыбка» — «заплаканное лицо»).
- — Для чего Заболоцкий включает это противоречие? (чтобы усилить впечатление)
- VI. Знакомство с Врубелем и картиной «Жемчужина»
- -Ребята, Заболоцкий передавал образ и красоту осени словами, а как ещё можно передать свои чувства? (музыкой, картинами)
- -Ребята, а какие картины посвященные осени вы знаете?
- — А вот какие картины выбрала я, как символ осени.(картинная галерея на слайде)
- — Сегодня мы познакомимся с ещё одним известным художником и его картиной.
-Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 в городе Омске.
Имя Михаила Александровича известно всему миру как имя русского художника рубежа XIX—XX веков, прославившегося практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций.
-В учебниках по чтению вы наверное уже встречались с такой картиной Врубеля как «Царевна-лебедь», к какой сказке была сделана эта иллюстрация?
-А сегодня мы с вами рассмотрим ещё одну уникальную картину Врубеля «Жемчужина».
-Что такое жемчужина? Как она выглядит?
-Что вы знаете о жемчужинах?
— Жемчужины или жемчуг — это твёрдое округлое образование, извлекаемое из раковин некоторых моллюсков. Он ценится как драгоценный камень и используется для производства ювелирных изделий.
Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). И постепенно вокруг этой песчинки слой за слом накапливается перламутр, который и придает жемчугу цвет, блеск и прочность.
С давних пор считалось, что жемчуг — возможно, один из старейших камней, используемых в качестве украшения, жемчуг – «живой камень», способный менять окраску и «умирать», всегда был символом девичьих слез, поэтому жемчужные украшения предназначены только женщинам.
-Внимание Врубеля к жемчугу вряд ли случайно. Раковина и жемчуг — принадлежности другого мира, мало известного и загадочного, с которым связано много сказочных народных представлений.
Сохранилось предание, что гости принес в подарок Врубелю створку огромной необыкновенной раковины с особенной внутренней поверхностью, покрытой слоящимся сияющим перламутром.
Раковина отражала причудливый лик моря, его волшебную бездонность, напоминала о зыби морской, будила в воображении Врубеля звучание морской стихии, которую он так любил слушать.
Когда рубель пишет «Жемчужину», в её глубине он помещает целый мир, буйство красок, водоворот цветных переливов, где смешались цветы, звезды, медузы и где таинственно улыбаются морские царевны-русалки .
Сам Михаил Александрович говорил: «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине». Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».
VII. Рефлексия
— Когда Врубель писал свою «Жемчужину», он слышал звуки моря, какие же звуки мы можем услышать, рисуя картину осени.(ветер, шорох листьев, крик улетающих птиц, шум дождя)
-Давайте попробуем воссоздать картину осени по стихотворению Заболоцкого. Ребята, выходите к доске, и попробуйте нарядить дерево.
- VIII.Итог урока
- — Ребята, какие чувства вы испытали сегодня на уроке?
- Оценки за урок.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sentyabr_nikolaya_zabolotckogo_221724.html
Анализ стихотворения Заболоцкого «Встреча»
Личная жизнь Николая Заболоцкого складывалась весьма непросто. Со своей супругой, Екатериной Клыковой, поэт познакомился в конце 20-х годов и очень красиво ухаживал за девушкой. В 1930 году пара зарегистрировала брак, в котором появилось на свет двое детей.
Казалось бы, подающий надежды литератор и его очаровательная супруга должны были быть счастливы. Однако в 1938 году Заболоцкий по доносу был арестован и провел 6 лет в лагерях. Жена дождалась его из ссылки и всячески поддерживала, пока всевозможные комиссии восстанавливали частное имя супруга.
Вскоре Заболоцкого вновь стали печатать в ведущих советских изданиях, его имя приобрело широкую популярность среди различных категорий читателей. Но в какой-то момент жена поэта не выдержала того, насколько стремительно меняется его жизнь, и приняла решение оставить Заболоцкого. Она вернулась через год, незадолго до смерти поэта.
И этому важному событию он посвятил стихотворение «Встреча», взяв в качестве эпитета к нему цитату их романа Льва Толстого «Война и мир».
Появление любимой поэт сравнил с открыванием заржавевшей двери, на которую давно уже все махнули рукой, и никому в голову не пришло бы ей воспользоваться. Однако «она, моя нежданная, теперь свое лицо навстречу мне открыла», — отмечает автор.
И вместе с ее появлением в комнату ворвался удивительный свет, который буквально ослепил поэта. Его чувства смешались, в них появился явный привкус весны и настоящего счастья. И теперь весь дом поэта был словно наполнен волшебным светом, который согревал душу и привлекал нежданных гостей – ночных мотыльков.
«Они, как многочисленный блестящий водопад, к блестящему помчались абажуру».
Между бывшими супругами предстоял достаточно непростой разговор, однако вдруг оказалось, что в нем нет никакой необходимости. «Моих вопросов не было еще, да и не нужно было их – вопросов», — отметил поэт. Все, что нужно было узнать, автор прочел в глазах возлюбленной, и этого оказалось достаточно, чтобы забыть год разлуки.
Данное стихотворение – яркий пример того, что нужно уметь прощать близких людей даже тогда, когда они совершают ошибки. Пока человек жив, он в состоянии их исправить. Но иногда сделать это достаточно трудно, и ему нужна помощь тех, кого он по-настоящему любит. Только в этом случае, преодолев все препятствия и пройдя через испытания, двое влюбленных смогут быть счастливы.
Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.
Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-n-a-zabolotskogo-vstrecha.html