Анализ стихотворения сентябрь заболоцкого

Прочтите обязательно вслух  стихотворение Н. А. Заболоцкого, напечатанное в 1961 году.

  • Исполнен душевной тревоги,
  • В треухе, с солдатским мешком,
  • По шпалам железной дороги
  • Шагает он ночью пешком.
  1. Уж поздно. На станцию Нара
  2. Ушел предпоследний состав.
  3. Луна из-за края амбара
  4. Сияет, над кровлями встав.
  • Свернув в направлении к мосту,
  • Он входит в весеннюю глушь,
  • Где сосны, склоняясь к погосту,
  • Стоят, словно скопища душ.
  1. Тут летчик у края аллеи
  2. Покоится в ворохе лент,
  3. И мертвый пропеллер, белея,
  4. Венчает его монумент.
  • И в темном чертоге Вселенной,
  • Над сонною этой листвой,
  • Встает тот нежданно мгновенный,
  • Пронзающий душу покой.
  1. Тот дивный покой, пред которым,
  2. Волнуясь и вечно спеша,
  3. Смолкает с опущенным взором
  4. Живая людская душа.
  • И в легком шуршании почек,
  • И в медленном шуме ветвей
  • Невидимый юноша-летчик
  • О чем-то беседует с ней.
  1. А тело бредет по дороге,
  2. Шагая сквозь тысячи бед,
  3. И горе его, и тревоги
  4. Бегут, как собаки, вослед.

Как проникнуть в смысл этого стихотворения? С чего начать? Можно прежде всего вспомнить то, что вы знаете об авторе и о времени, когда произведение было создано, – это 1948 год. Может быть, нам поможет отрывок из воспоминаний писателя Николая Корнеевича Чуковского:

«Два с лишним года прожили мы с Николаем Алексеевичем в Переделкине в ближайшем соседстве, и за это время я хорошо узнал его. Это действительно был твердый и ясный человек, но в то же время человек, изнемогавший под тяжестью невзгод и забот.

Он жил у чужих людей с женой и двумя детьми. Зарабатывал он только случайными переводами, которых было мало и которые скудно оплачивались. Почти каждый день он ездил по делам в город – два километра пешком до станции, потом дачный паровичок. Эти поездки были

для него изнурительны – все-таки шел ему уже пятый десяток. Дорога на станцию вела мимо кладбища, осененного высокими соснами, вершины которых уходили высоко в небо.

Возле самой дороги была могила летчика, сбитого под Москвой во время войны, тогда еще сохранявшая некоторые свои украшения – цветные ленты, вылинявшие от дождя, и деревянный пропеллер.

И это кладбище, и сосновую рощу, и могильный пропеллер с лентами, и ночное возвращение домой – из города в Переделкино – удивительно изобразил он в стихотворении «Прохожий».

Итак, из этого отрывка мы узнали о некоторых жизненных фактах, с которыми связано создание стихотворения, об условиях быта поэта. Заболоцкий тогда только что вернулся из лагеря и ссылки, где провел тяжких десять лет. Жил он в нищете, стихи его не печатались.

И он действительно часто ходил той дорогой мимо кладбища, мимо могилы летчика. Это воспоминание, безусловно, помогло представить себе жизненные реалии и время, когда было написано стихотворение. Но это лишь отчасти приоткрыло нам внутренний мир поэта.

Потому что в лирике важны не сами по себе реальные предметы, а те чувства, которые они вызывают.

Читая стихотворение, мы чувствуем, что и предметы становятся особенно значительными благодаря стиху – трехстопному амфибрахию, и герой как-то преображается при общении с природой. Что же с ним происходит?

Задумаемся над смыслом заглавия. Кто такой прохожий? Тот, кто идет мимо чего-то. Герой и идет сначала по шпалам железной дороги, потом мимо кладбища, а в конце – сквозь тысячи бед.

Почувствовали различие? Вначале слова конкретные, а в конце – отвлеченные, к тому же это метонимия – точное число тысячи вместо понятия «много», иносказательное идти сквозь беды– вместо «преодолевать трудности».

Уже одно это заставляет предположить, что здесь запечатлено не просто мгновение жизни человека посреди ночного пейзажа, а нечто более значительное.

Стремясь понять мысль поэта, вдумаемся в особенности языка произведения, заметим, какие слова он выбрал и как организовал их для того, чтобы не только нарисовать

картину и передать свое отношение к увиденному, но и высказаться о самом главном для человека.

И так, обратимся к тексту. В треухе, с мешком, по шпалам, пешком … – слова общеупотребительные, называют бытовые предметы. Перед нами «бытовое пространство обыденной жизни» (Ю. М. Лотман). И прохожий предстает как обыкновенный человек, погруженный в свои житейские заботы.

Меняется ли что-нибудь, когда как-то незаметно, робко, из-за края амбара, встает луна? Ваш взор поднимается вверх, и картина уже чуточку иная.

«Общий» разговорный язык сменяется книжным: появляются деепричастия – встав, свернув, склоняясь, белея (а разговорный язык их избегает), существительные, связанные с миром природы или отвлеченные, – глушь, сосны, погост, скопища душ.

Возникают эпитеты, сравнения, метафоры – весеннюю, соснысловно скопища душ, в чертоге Вселенной. Слова приобретают высокую эмоциональную окраску – не похоронен, а покоится, не памятник, а монумент.

И мир вокруг оказывается величавым и окутанным тайной темным чертогом Вселенной, а вовсе не привычной дорогой от станции к поселку. Вдумайтесь в каждое слово этой метафоры. Что такое чертог? Пышное, великолепное здание, дворец. А здесь не дворец, построенный людьми, а чертог Вселенной! Почувствовали, как торжественна, величественна эта картина?

От этого пространство необычайно раздвинулось: возникает чувство простора, гармонии. Мы поднимаем взор – на то, что вверху, над погостом и могилой летчика, над сонною листвой, – и ощущаем пронзающий душу покой.

Заметили антитезу образов? Исполнен душевной тревоги вступил прохожий в чертог Вселенной, и дивный покой сменил его душевную тревогу. Почувствовали, как изменился лирический герой? Прохожий– теперь уже не просто человек, задавленный заботами, бедностью, тревогами, который шел по шпалам в начале стихотворения.

Это живая людская душа наедине со Вселенной, чувствующая свое единство с миром. И не случайно преображение происходит ночью на кладбище, когда невольно возникают мысли о вечном.

И тогда преображаются реальные предметы: и луна, и сосны, и сонная листва, и могила летчика, и шуршание почек – все величие и гармония мира оказываются родственными живой душе. В самой душе воцаряется этот дивный покой– гармония, и душа поднимается ввысь, над горем и тревогами повседневного быта.

Так художественное пространство, противопоставление верх – низ, оказывается чрезвычайно значимым, помогает передать мысль поэта о том, что душа наедине с природой и вечностью будто распрямляется, освобождается от тревог и устремляется ввысь.

Меняется и художественное время: настоящее соприкасается с прошлым, с вечным («…Невидимый юноша-летчик / О чем-то беседует с ней»).

Каким свободным и независимым выглядит теперь прохожий– человек, идущий по жизни! Он ощущает свое высокое предназначение и с усмешкой глядит на то, что его тяготило и не давало распрямиться.

Так образы стихотворения – прохожий, покой (гармония), живая людская душа– становятся емкими символами.

Итак, о чем же это стихотворение? О смысле жизни. О том, как задавленный повседневными заботами человек обретает гармонию с миром и становится прекрасным – таким, каким он может и должен быть. Его путь идет сквозь тысячи бед, только этими бедами жизнь не исчерпывается, в ней есть нечто более значительное и высокое.

Читайте также:  Убиты под москвой - краткое содержание повести воробьёва

Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/blog/analiziruem_stikhotvorenie_n_a_zabolockogo_quot_prokhozhij_quot/2013-09-10-582

Николай Заболоцкий — Сентябрь: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

  • Но взгляни: сквозь отверстие облака, Как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока
  • Первый луч, пробиваясь, летит.
  • Значит, даль не навек занавешена Облаками, и, значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, орешина
  • Засияла в конце сентября.
  • Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне Золотой, как огонь, и гранатовой
  • Нарисуй эту девушку мне.
  • Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою
  • На заплаканном юном лице.

Анализ стихотворения «Сентябрь» Заболоцкого

Николай Алексеевич Заболоцкий — мастер пейзажной лирики. В стихотворении «Сентябрь» он смотрит на начало осени не только как поэт, но и как живописец.

Стихотворение в 1957 году. Его автору исполнилось 54 года, у него случился кризис в семейной жизни, а жить ему остался всего один год. Он издал сборник «Последняя любовь», закончил перевод «Витязя в тигровой шкуре».

По жанру — пейзажная лирика, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 5 строф. Лирический герой — сам автор. В юности Н. Заболоцкий увлекался рисованием. Вот и в этом стихотворении он просит смелого художника схватить и передать красоту сентябрьских дней.

Месяц начинается вполне по-осеннему: сыплет дождик, рвется ветер. Но вот наступает «бабье лето», последние недели или дни сентября: в царство тумана и морока первый луч летит. Значит, еще разойдутся тучи, станет прозрачным воздух, будет еще тепло и сухо.

«Орешина, вспыхнув, засияла»: имеются в виду красная, желтая листва и побуревшие прицветники, окружающие каждый орешек.

Что ж, самое время браться за кисть и писать шедевр. «Золотой и гранатовой»: только такими красками можно передать очарование этого дерева. Поэт просит изобразить орешник метафорически, как молодую царевну.

Чтобы она стала олицетворением осени и уходящего сентября: на заплаканном (дождями), беспокойно скользящей улыбкою (ветерком), вечно юную (перед наступлением настоящей, предзимней осени). Уже в первых строфах Н.

Заболоцкий обращается к читателю на «ты» и в повелительном наклонении, но только чуть позднее становится ясно, что читатель должен быть еще и живописцем: нарисуй эту девушку мне. Он как бы советует читателю поспешить, не раздумывать. Уменьшительные суффиксы придают больше трепета этому произведению: дождик, деревце. Повторы: нарисуй, значит.

Противопоставление: непогодь, нечистая даль и первый луч солнца, придающий всему вокруг мягкое сияние. Эпитеты: взъерошенный, зыбкою. Метафора: даль занавешена, большие горошины. Метонимия: царство. Множество сравнений: как арку из каменных плит, словно девушка, золотой, как огонь, словно деревце. Олицетворения: сыплет, рвется, закрывается тополь. Первая строфа построена на приеме инверсии.

Для зрелого творчества Н. Заболоцкого характерны классическая форма и философское содержание. Поэт умеет вовлечь в круг своих гармоничных образов даже неподготовленного читателя.

Читать стих поэта Николай Заболоцкий — Сентябрь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/nikolaj-zabolockij-sentyabr/

Анализ стихотворения заболоцкого «сентябрь. Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «СЕНТЯБРЬ». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА

Стихотворение «Сентябрь» было написано Н. Заболоцким в 1957 году. Оно относится к пейзажной лирике. В нем поэт признается в своей любви к осенней природе. Осень — время, любимое многими поэтами и художниками. Все мы помним «Золотую осень» Левитана. «Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса», — эти строки, став­шие для нас хрестоматийными, не теряют своей ценности до сих пор. Баратынский, Пушкин, Тютчев — все они писали об осени. Свой оригинальный взгляд на осеннюю природу пред­ставляет нам Н. Заболоцкий.

Стихотворение построено на основе антитезы. Компози­ционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрь­ский пейзаж:

  • Сыплет дождик большие горошины,
  • Рвется ветер, и даль нечиста.
  • Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.
  • Вторая часть — все остальные строфы. Мы видим, как мерт­вый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, про­бившимся сквозь облака:
  • Но взгляни: сквозь отверстие облака,
  • Как сквозь арку из каменных плит,
  • В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

И вся природа сразу оживляется, становится яркой, дос­тойной кисти живописца. В финале поэт сопоставляет приро­ду и человека: словно девушка, вспыхнув, «засияла в конце сентября» орешина. И это хрупкое деревце напоминает ему «молодую царевну в венце»:

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: эпитет («серебристой изнанкой листа»), срав­нение («словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце»), олицетворение («Закрывается тополь взъерошенный Сереб­ристой изнанкой листа»).

Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев «Есть в осени пер­воначальной», А.С. Пушкин «Осень».

Скрепа: антитетичность картин осенней природы; сближение природного и человеческого миров (сравнение осени с «чахо­точной девой» у Пушкина).

Необычайное влияние на творчество Заблоцкого оказали Великие научные открытия, коими полнился мир в период его жизни и творчества. При этом его стихотворения не утратили своей поэтичности. Думаю, что поэт действительно сказал новое слово в русской литературе.

Примером сочетания науки, лиричности и философии служит стихотворение Заболоцкого «Метаморфозы»(1937). Реальность бессмертия – ключевой вектор данного произведения.

Если раньше в решении этой вечной проблемы жизни и смерти поэты исходили из философских учений, христианского мировоззрения, то научные открытия в эпоху XX века поставили ее на другой уровень.

Николай Заболоцкий осмысливает реальность в бесконечном разнообразии и единстве превращений «клубка какой-то сложной пряжи», единстве «мира во всей его архитектуре». Каждое превращение мировой жизни включает в себя смерть, умирание. Это факт, с которым приходится мириться. Смерти происходят в любой момент жизни.

Сначала стихотворение кажется парадоксальным, сложным для понимания. Само название произведения символично. Древнегреческий поэт Овидий в своё время написал поэму «Метаморфозы», в которой отразил волшебные превращения в мире, перетекание одной материи в другую.

И хотя во многом эта поэма мифологична, наполнена легендами о богах, время показало, что греки были удивительно прозорливы. Превращения, удивительные изменения в природе и человеке происходят ежесекундно. Мир изменился, грани человеческого сознания расширились.

Эти новые взгляды и отразил автор в своих «Метаморфозах».

С самых первых строк чувствуется удивление, восхищение лирического героя бесконечным изменениям мира:

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!

Уже здесь на первый план выходит проблема человека и окружающей действительности. Лирический герой пытается решить очень сложный вопрос – как происходит, меняется жизнь внутри него, кто он. Отсюда его парадоксальные выводы:

Лишь именем одним я называюсь,-

На самом деле то, что именуют мной,-

Не я один. Нас много. Я — живой.

Вряд ли можно отрицать то, что жизнь постоянно меняется, развивается, в том числе и в теле человека. Взгляд лирического героя обращен к сущности внутренних процессов личности.

Читайте также:  Хоботные животные - сообщение доклад (отряд хоботные млекопитающие)

Он касается не только психологических и философских аспектов, но и физиологических. Перед нами новое видение человека. Человек воспринимается не статично, а в единстве бесконечно разнообразных процессов жизни.

Еще древние писали: «В одну реку не войти дважды» и «Люди как реки».

Несмотря на то, что в своих произведениях Н.Заболоцкий напрямую не обращался к древней Греции, а напротив, увлекался современным естествознанием, его стихотворение подтверждает суждения греческих мудрецов. Отсюда обилие иносказаний в стихотворении.

Лирический герой смотрит на себя со стороны – «колеблемого на морской волне», «летящего по ветру в край незримый». Поэт подчеркивает закономерность, согласованность всеобщих метаморфоз единого, бессмертного бытия. Законы изменения бытия он выражает формулой: «звено в звено и форма в форму». Человек Н.

Заболоцкого многолик и, в то же время, един, его составляющие включены в процессы умирания и возрождения:

  1. Чтоб кровь моя остынуть не успела,
  2. Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
  3. Я отделил от собственного тела.

Стихотворение условно можно разделить на три смысловые части. В первой лирический герой рассуждает о себе, своих внутренних состояниях. Во второй – выражает своё отношение к природе. Живое и мертвое взаимосвязано в ней, одно перетекает в другое. Природа здесь не только «скопленье чудных тварей», но и «орган поющий».

  • Метафоры поэта торжественны, величавы. Они подчеркивают закономерность, гармоничность всех процессов на Земле:
  • Звено в звено и форма в форму. Мир
  • Во всей его живой архитектуре –
  • Орган поющий, море труб, клавир,
  • Не умирающий ни в радости, ни в буре.

Источник: https://testet.ru/po-literature/analiz-stihotvoreniya-zabolockogo-sentyabr-analiz-stihotvoreniya.html

"Сентябрь" Николая Заболоцкого

  • МБОУ «Школа 109»
  • Урок литературного чтения в 4 классе
  • Тема:
  • «Николай Заболоцкий «Сентябрь»
  •                                             учитель начальных классов
  • Поликарповой Ксении Сергеевны
  • Урок литературного чтения
  • Тема урока: «Николай Заболоцкий «Сентябрь».
  • Цель и дидактическая задача урока:
  • Продолжить обращать внимание школьников на знакомые им по 1, 2, 3 классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.
  • Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя многократное чтение стихотворного текста.
  • При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения вслух и про себя, а также в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.

Подвести детей к мысли о том, что красота осенней природы так трогательна и богата яркими красками, что для её описания недостаточно только поэтического слова. Чтобы описание стало более полным, требуется также работа художника с его яркими красками.

  1. Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
  2. План урока:
  3. Организация класса
  4. Сообщение темы и целей урока
  5. Знакомство с биографией Заболоцкого
  6. Картины осени в творчестве других поэтов
  7. Знакомство с текстом стихотворения «Сентябрь»
  8. 1. Словарная работа
  9. 2.Прочтение текста учителем
  10. 3. Прочтение стихотворения детьми
  11. 4.Вопросы к стихотворению
  12. 5.Работа над образами стихотворения
  13. Знакомство с картиной Врубеля «Жемчужина»
  14. Рефлексия
  15. Итоги урока
  16. Ход урока:
  17. I. Организация класса:
  18. — Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
  19. Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда — за работу!

Удачи желаю я Вам!

-Здравствуйте, ребята. Садитесь! Я рада приветствовать вас на уроке чтения. Напомню, зовут меня Ксения Сергеевна. И сегодня я предлагаю вам погрузиться в мир литературы.

II.Сообщение темы и целей урока:

— А тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю определить, разгадав загадку.

Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?(сентябрь)

-Правильно ребята, сегодня мы с вами будем говорить о сентябре. Познакомимся со стихотворением Заболоцкого «Сентябрь», будем учиться различать выразительные средства стихотворения, узнаем, как осень изображают художники и как её озвучивают композиторы.

  • III. Знакомство с биографией Заболоцкого:
  • -Николай Алексеевич Заболоцкий Родился 24 апреля 1903 в Кизической слободе, Казанской губернии.
  • Детство прошло в Кизической слободе и в селе Сернур Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл).
  • Перед вами школа, в которой учился Заболоцкий.
  • Сейчас поселок Сернур выглядит так и располагается в республике Марий Эл.

О своем родном селе Заболоцкий говорил так: «Мои первые неизгладимые впечатления природы, связаны с этими местами.

Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира.

Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях…» 

IV. Картины осени в творчестве других поэтов

-Ребята, многие поэты обращались к теме осени, её красоты и великолепию. Давайте вспомним имена этих поэтов и строки из их произведений.

  1. V. Знакомство со стихотворением «Сентябрь»
  2. — И сегодня мы с вами попытаемся погрузиться в мастерскую Заболоцкого, чтобы пережить вместе с ним его чувства, увидеть его глазами всю прелесть осени.
  3. Словарная работа:

-Но перед тем как читать стихотворение «Сентябрь», давайте разберем слова, которые могут вызвать у вас затруднения. Все внимание на экран. В своем стихотворении Заболоцкий использует слово:

  • — «морок» имеет значение– облачность, туманность.
  • -орешина – это дерево орешника.
  • -Зыбкую – взволнованная, неспокойная.
  • -Гранатовый цвет — это красный с небольшим оттенком сиреневого цвет.
  • Прочтение стихотворения учителем:
  • — Ребята, а сейчас отвлекитесь от лишних мыслей, вслушайтесь в стихотворение, которое я прочту.
  • -Николай Алексеевич Заболоцкий «Сентябрь».
  • Сыплет дождик большие горошины,
  • Рвется ветер, и даль нечиста.
  • Закрывается тополь взъерошенный
  • Серебристой изнанкой листа.
  • Но взгляни: сквозь отверстие облака,
  • Как сквозь арку из каменных плит,
  • В это царство тумана и морока
  • Первый луч, пробиваясь, летит.
  • Значит, даль не навек занавешена
  • Облаками, и, значит, не зря,
  • Словно девушка, вспыхнув, орешина
  • Засияла в конце сентября.
  • Вот теперь, живописец, выхватывай
  • Кисть за кистью, и на полотне
  • Золотой, как огонь, и гранатовой
  • Нарисуй эту девушку мне.
  • Нарисуй, словно деревце, зыбкую
  • Молодую царевну в венце
  • С беспокойно скользящей улыбкою
  • На заплаканном юном лице.
  • Прочтение стихотворения детьми:

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочесть это стихотворения. Читаем друг за другом по четверостишью.

  1. -А теперь полностью стихотворение, с выражением нам прочтет Таня Петренко.
  2. Вопросы к стихотворению:
  3. -Ребята, при прослушивании стихотворения, какие образы возникали перед вами?
  4. -Какими красками вы изобразили в своем воображении сентябрь?
  5. -Посмотрите на текст, найдите слова, которые описывают краски сентября?
  6. -Почему автор использует слова «золотой, гранатовый», а не желтый и красный?

— Ребята, давайте вспомним, что такое эпитеты? (Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)

  • -Найдите эпитеты в тексте стихотворения.
  • -Что такое метафора? (Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета)
  • -Найдите метафоры, встретившиеся при прочтении.
  • -Какое ещё выразительные средства использует автор при описании погоды сентября? (сравнение)
  • -Найдите в тексте сравнения и процитируйте их.
Читайте также:  Гроза - краткое содержание пьесы островского

-Ребята, мы разобрали стихотворения, нарисовали образы осени, а теперь, давайте прочтем и проиллюстрируем каждую строку. Читаем с выражением, смотрим на экран.

Работа над образами стихотворения:

-Какие чувства охватывают поэта в начале и в конце стихотворения? (В начале – печаль, тревога, в конце – радость, просветление). — Где и почему совершается перемена настроения в стихотворении? Найдите эти строки, прочтите их с выражением. (поэт увидел ореховое деревце).

— С кем сравнивает ореховое дерево поэт? (с красивой молодой царевной в венце).

— Почему в начале стихотворения мы видим «тополь взъерошенный, а в конце – засиявшую орешину»? (потому что меняется погода, меняется настроение, и из буйной природа прекращается в спокойную, торжествующую, красивую). — Какими красками призывает поэт запечатлеть праздник осени? (золотой и гранатовый – это цвета осени).

-Найдите эти слова, которые противоречат друг другу в последней строфе? («улыбка» — «заплаканное лицо»).

  1. — Для чего Заболоцкий включает это противоречие? (чтобы усилить впечатление)
  2. VI. Знакомство с Врубелем и картиной «Жемчужина»
  3. -Ребята, Заболоцкий передавал образ и красоту осени словами, а как ещё можно передать свои чувства? (музыкой, картинами)
  4. -Ребята, а какие картины посвященные осени вы знаете?
  5. — А вот какие картины выбрала я, как символ осени.(картинная галерея на слайде)
  6. — Сегодня мы познакомимся с ещё одним известным художником и его картиной.

-Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 в городе Омске.

Имя Михаила Александровича известно всему миру как имя русского художника рубежа XIX—XX веков, прославившегося практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций.

-В учебниках по чтению вы наверное уже встречались с такой картиной Врубеля как «Царевна-лебедь», к какой сказке была сделана эта иллюстрация?

-А сегодня мы с вами рассмотрим ещё одну уникальную картину Врубеля «Жемчужина».

-Что такое жемчужина? Как она выглядит?

-Что вы знаете о жемчужинах?

— Жемчужины или жемчуг — это твёрдое округлое образование, извлекаемое из раковин некоторых моллюсков. Он ценится как драгоценный камень и используется для производства ювелирных изделий.

Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). И постепенно вокруг этой песчинки слой за слом накапливается перламутр, который и придает жемчугу цвет, блеск и прочность.

С давних пор считалось, что жемчуг — возможно, один из старейших камней, используемых в качестве украшения, жемчуг – «живой камень», способный менять окраску и «умирать», всегда был символом девичьих слез, поэтому жемчужные украшения предназначены только женщинам.

-Внимание Врубеля к жемчугу вряд ли случайно. Раковина и жемчуг — принадлежности другого мира, мало известного и загадочного, с которым связано много сказочных народных представлений.

Сохранилось предание, что гости принес в подарок Врубелю створку огромной необыкновенной раковины с особенной внутренней поверхностью, покрытой слоящимся сияющим перламутром.

Раковина отражала причудливый лик моря, его волшебную бездонность, напоминала о зыби морской, будила в воображении Врубеля звучание морской стихии, которую он так любил слушать.

Когда рубель пишет «Жемчужину», в её глубине он помещает целый мир, буйство красок, водоворот цветных переливов, где смешались цветы, звезды, медузы и где таинственно улыбаются морские царевны-русалки .

Сам Михаил Александрович говорил: «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине». Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».

VII. Рефлексия

— Когда Врубель писал свою «Жемчужину», он слышал звуки моря, какие же звуки мы можем услышать, рисуя картину осени.(ветер, шорох листьев, крик улетающих птиц, шум дождя)

-Давайте попробуем воссоздать картину осени по стихотворению Заболоцкого. Ребята, выходите к доске, и попробуйте нарядить дерево.

  • VIII.Итог урока
  • — Ребята, какие чувства вы испытали сегодня на уроке?
  • Оценки за урок.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sentyabr_nikolaya_zabolotckogo_221724.html

Анализ стихотворения Заболоцкого «Встреча»

Личная жизнь Николая Заболоцкого складывалась весьма непросто. Со своей супругой, Екатериной Клыковой, поэт познакомился в конце 20-х годов и очень красиво ухаживал за девушкой. В 1930 году пара зарегистрировала брак, в котором появилось на свет двое детей.

Казалось бы, подающий надежды литератор и его очаровательная супруга должны были быть счастливы. Однако в 1938 году Заболоцкий по доносу был арестован и провел 6 лет в лагерях. Жена дождалась его из ссылки и всячески поддерживала, пока всевозможные комиссии восстанавливали частное имя супруга.

Вскоре Заболоцкого вновь стали печатать в ведущих советских изданиях, его имя приобрело широкую популярность среди различных категорий читателей. Но в какой-то момент жена поэта не выдержала того, насколько стремительно меняется его жизнь, и приняла решение оставить Заболоцкого. Она вернулась через год, незадолго до смерти поэта.

И этому важному событию он посвятил стихотворение «Встреча», взяв в качестве эпитета к нему цитату их романа Льва Толстого «Война и мир».

Появление любимой поэт сравнил с открыванием заржавевшей двери, на которую давно уже все махнули рукой, и никому в голову не пришло бы ей воспользоваться. Однако «она, моя нежданная, теперь свое лицо навстречу мне открыла», — отмечает автор.

И вместе с ее появлением в комнату ворвался удивительный свет, который буквально ослепил поэта. Его чувства смешались, в них появился явный привкус весны и настоящего счастья. И теперь весь дом поэта был словно наполнен волшебным светом, который согревал душу и привлекал нежданных гостей – ночных мотыльков.

«Они, как многочисленный блестящий водопад, к блестящему помчались абажуру».

Между бывшими супругами предстоял достаточно непростой разговор, однако вдруг оказалось, что в нем нет никакой необходимости. «Моих вопросов не было еще, да и не нужно было их – вопросов», — отметил поэт. Все, что нужно было узнать, автор прочел в глазах возлюбленной, и этого оказалось достаточно, чтобы забыть год разлуки.

Данное стихотворение – яркий пример того, что нужно уметь прощать близких людей даже тогда, когда они совершают ошибки. Пока человек жив, он в состоянии их исправить. Но иногда сделать это достаточно трудно, и ему нужна помощь тех, кого он по-настоящему любит. Только в этом случае, преодолев все препятствия и пройдя через испытания, двое влюбленных смогут быть счастливы.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются — это закономерно.

Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-n-a-zabolotskogo-vstrecha.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]