Александр Блок за недолгие сорок лет своей жизни пролетел яркой кометой по литературному небосклону и после себя оставил впечатляющий след. Пик его творчества пришелся на беспокойное время: страдающая от революционной лихорадки Россия, которую он любил и посвятил ей большую часть своих произведений.
Творчество Блока
А. Блок жил на рубеже двух веков и стал одним из последних поэтов дореволюционной Руси. Многие произведения в творчестве Блока посвящены Родине, стихи о которой можно встретить практически у каждого поэта.
Но уникальна в произведении «На поле Куликовом» патриотическая лирика. Анализ стихотворения показывает, что для автора равнозначны и минувшее, и грядущее Руси.
Особенно волновало поэта будущее отчизны, так как он понимал, что большой исторический период уходит в прошлое.
Россия разделилась на два враждебных лагеря, и Блок ищет аналогий в истории государства и сопоставляет сложившуюся ситуацию со временами Дмитрия Донского, когда русский народ вышел на Куликово поле отстоять свою независимость. И посвящает этой теме стих «На поле Куликовом». Здесь читатель найдет описание русской природы, воспоминания о прошлом России и предчувствие перемен.
Тема стихотворения
Начиная анализ стихотворения А. Блока «На поле Куликовом», стоит отметить, что в стихотворении поэт затрагивает острый вопрос, особенно его мучивший в последнее время: взаимоотношения народа и интеллигенции.
Ожидание событий, которые изменят судьбу России, поэт связывает с воспоминаниями о Куликовской битве. Блок был уверен, что Мамаево побоище – это символические события в истории России, и им суждено вернуться.
Значение Куликовской битвы слишком велико для России – она принесла русскому народу освобождение от иноземного ига.
В своих раздумьях о будущем России, Блок использует символику Куликовской битвы. Приближающуюся революцию и освобождение от царизма он сравнивает с освобождением Руси от татарского ига. Продолжая анализ стихотворения «На поле Куликовом» А. А.
Блока, мы видим, что вторым планом в стихотворении автор поднимает проблему отношений интеллигенции и народа.
Стан Дмитрия Донского он уподобляет народу — «десяткам миллионов», а «несколько сот тысяч» русской интеллигенции, не умеющей найти подход к народу, сравнивает с ордой Мамая.
«На поле Куликовом»
Написано произведение «На поле Куликовом» в годы первой революции, в 1908 году. Со слов А. Блока, в поэзии тема России должна всегда оставаться главной. Поэт обратился к ней в самом начале творческого пути и до конца жизни остался верен этой теме. Цикл «На поле Куликовом» разделен на пять глав и полностью посвящен России, здесь два героя – воин-русич и поэт.
Блок писал, что таким символическим событиям, как Куликовская битва, суждено возвращаться. В одном из своих стихотворений Блок сказал, что прошлое страстно глядит в будущее.
Первая часть «На поле Куликовом» играет роль пролога, где автор обращается к Руси как к своей жене.
Это вызвало бурные обсуждения, но Блок, называя родину женой, вкладывает в это особый смысл – так поэт показывает свою непреодолимую любовь к России.
Второе стихотворение «На поле Куликовом» А. Блока сообщает о грядущем бое и воин, собираясь лечь «за святое дело», говорит, что он не первый и не последний, кто отдаст свою жизнь за родину, так как она еще долго будет больна. О том, что помогает Руси в борьбе за правое дело, рассказывается в третьем стихотворении. Когда двинулась орда, ей помогает выжить светлый «лик нерукотворный».
В третьей части появляется символический образ. Может, это сама Россия, может, Богородица? Важно одно: этот светлый идеал помогает выстоять герою и Руси в суровых испытаниях.
В последнем стихотворении поэт верит в будущее великой России. Она, со своими традициями, историей, огромным потенциалом народа, дает поэту надежду на преображение его родины.
Она помогала поэту противостоять «страшному миру» своей величественной красотой.
Путь России
Продолжая анализ стихотворений Блока «На поле Куликовом», мы видим, что первые строки цикла раскрывают путь России. Автор представляет два плана: временной и пространственный.
Временной план открывает читателю исторический путь России, раскрывая минувшее и открывая будущее. В прошлом он ищет животворящую силу, позволяющую России не бояться «мглы ночной», которая скрывает ее долгий путь.
И сила Руси в вечном движении.
Время течет медленно, как река. Но войско отправляется в путь, и вскоре «скудная глина» обрыва и «в степи» грустящие стога сменяет дорога сквозь мглу. Время ускоряет свой ход, и тьму сменяют огни костров, блеск знамени и сабель.
Начался бой, и от былого спокойствия уже не осталось следа. Степная кобылица летит так быстро, что уже закат в крови. Смертельные баталии на земле отображает небо. И нет числа погибшим, — это случается так же часто, как закат на небе.
В образе несущейся «степной кобылицы» автор представляет родину. Этот образ воплощает в себе вечное движение и скифские истоки. Плата за движение вперед – страдание.
Поэтому поиски будущего у автора трагичны – путь Руси лежит через боль: «стрелой татарской» наш путь «пронзил нам грудь». Пространственный план в сочетании с временным придает произведению особый динамизм.
Русь не застынет в неподвижности, на пути ее всегда будут ожидать перемены: «И нет конца!».
Следует отметить особое изображение России поэтом.
Как показал анализ стихотворений Блока «На поле Куликовом», основную роль здесь играют не внешние впечатления, а сопоставления с внутренними переживаниями поэта.
«Закат в крови», льющейся из сердца поэта, иллюстрирует глубокое личное восприятие автором родной земли. Блок отходит от традиционного в литературе образа Родины-матери и сравнивает ее с любимой женщиной.
Прошлое России
Чтобы понять настоящее России и предвидеть ее будущее, автор обращается к давнему прошлому страны. «На поле Куликовом» — образец патриотической лирики Блока, здесь поэт сливается с лирическим героем.
И невозможно отличить, где автор выражает свои чувства, а где говорит от имени героя. Образ России поэт представляет в образе жены и горячо любимой женщины – «Жена моя!». Такое отношение к отчизне встречается только в творчестве Блока.
Автор стремится разгадать, понять источник силы родины. Но это невозможно, она непостижима, и от этого еще прекраснее.
Настоящее и будущее
История России дает стимул и силы жить, великая страна, которая выжила, истекающая кровью, и встала на ноги, но получила серьезные раны, поэтому не окрепла – долго еще будет «родина больна».
Но автор уверен, что она выдержит и в этот раз, потому как переживала и более страшные времена. Блок уверен, что хранит Россию невидимая сила – «лик нерукотворный».
Страна как птица Феникс поднимется из пепла, благодаря этому заступничеству, – «светел навсегда». У такой страны может быть только великое будущее.
В стихе «На поле Куликовом», как никогда, раскрылся талант Блока, как поэта-провидца. Он чувствует, что многие трудности России предстоит перенести. Опять «взошла и расточилась мгла», но он гордится ее силой и несгибаемостью – «твой час настал».
Большие испытания способна вынести только огромная, могучая страна. Строки Блока написаны как бы вне времени, и их можно отнести не только к XIV, решающему для Руси веку, но и к нынешнему. В этом состоит предсказание великого гражданина России — поэта А. А.
Блока.
Тонкая грань
Этой патриотичностью Блок учит из своего «далека» любить, быть терпимым к родине и довольствоваться тем, что есть. Продолжая анализ стихотворений Блока «На поле Куликовом», нельзя не отметить связи цикла со статьей «Россия и интеллигенция», в которой автор пишет, что есть две реальности, не понимающие друг друга – народ и интеллигенция.
Непрестанная смена настроений и боевых знамен происходит среди сотен тысяч. Над городом стоит гул, в котором и опытному слуху не разобраться, такой гул стоял и над станом татар в ночь перед битвой. Скрипят телеги за Непрядвой, вопль людской стоит, а на туманной реке плещутся и кричат гуси.
А среди десятка миллионов — тишина и сон. Стояла тишина и над лагерем Дмитрия Донского, однако заплакал воевода и услышал, как неутешно плачет вдова, как мать бьется о стремена сына. Есть меж двумя станами, народом и интеллигенцией, черта, на которой сходятся те и другие.
Как странно схождение на ней — сходятся здесь и босяк, и рабочий, и крестьянин, и сектант – с чиновником и общественным деятелем, с писателем и революционером.
И хоть и тонка черта, два стана по-прежнему не желают знать друг друга и относятся как к перебежчикам и изменникам к тем, кто желает покоя.
Не так ли тонка эта черта, как речка Непрядва? Вилась она меж двух станов, семь ночей текла, краснея от крови, в ночь после битвы.
Стремительное движение
В стихотворении присутствуют восклицательные предложения. В сочетании с художественными средствами, они делают произведение более выразительным, раскрывают внутренний мир поэта. В произведении Блока звучит гордость за родину, сумевшую подняться и отстоять свою независимость. Он чувствует себя поэтом родной страны и счастлив, что сопричастен к великой эпохе потрясений.
Стремительное движение — это приближение к гибели, вечный бой в стихотворении не радостен, а драматичен. И темп поэтической речи, и интонационный строй соответствуют теме произведения. Оно начинается медленно и спокойно, затем темп нарастает стремительно, предложения становятся короткими – «Домчимся!», «Останови!», «Покоя нет!».
Восклицательные интонации нарастают — в семи строфах семь восклицательных знаков. Речь автора предельно взволнована и это ощущение достигается и стиховым строем. Завершая анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом», необходимо отметить, что написано оно разностопным ямбом, именно это придает тексту особую динамичность, передавая безудержный порыв и трагическое приближение к гибели.
Источник: https://www.syl.ru/article/358207/analiz-stihotvoreniya-bloka-na-pole-kulikovom—harakteristika-i-istoriya-sozdaniya
Сочинение Анализ На поле Куликовом стихотворение Блока
Александр Александрович Блок очень много времени уделил написание произведение о Родине и своем родном крае. О Куликовском сражении Блок говорит как о событии и как он утверждает, что таких событий в России будет много, ведь именно в битвах решается судьба России. Блок решает описать Куликовскую битву, чтобы показать всем россиянам, как нужно относиться к Родине.
В этом произведении Александр Александрович пытается найти истину, столкнулся древний мир с современным, и никто не мог его принять.
Многочисленное количество безымянных солдат готовы кинуть все свои силы и даже отдать жизнь, чтобы их Отчизна была свободна. Писатель призывает в своем произведении солдат вступивших в ряды армии Дмитрия Донского к победе.
Он верит в них и пишет об этом в строках своего произведения, что они обязательно победят и зажгут победные костры.
Александр Александрович Блок намекает на том, что это не единственная битва между народами за бескрайние земли Руси, будут еще и не одна, так что покой русскому народу только снится.
Стоит готовиться всегда, отстаивать свою свободу и свои родные края, но русский народ к этому будет готов и не предаст Русь.
Блок описывал это не как обычную битву, которая позже войдет в историю, а как событие, которое позволяет отстоять свое мнение.
Герой произведения Блока готов к сражению, но, увы, в нем он так и не примет участия. Лирический герой стихотворного цикла Блока замечает в образе Руси женщину.
Ее красивый и нежный женский образ виден во всем, в красоте полей и степей, в бескрайне синих реках и озерах, в криках птиц и животных.
Герой считает, что все, что связано с Русью бесконечно прекрасно и стоит бороться за себя и свою Родину.
Сражение с татарами для героя стихотворного цикла не прошли бесследно. Благодаря этой битве он возмужал, и многое понял для себя, он любит свою Отчизну, словно родную мать. Герой слышит голос своей Родины, которая зовет его за собой, но он никак не может ее отыскать. На него огромное впечатление произвела Куликова битва с татарами.
В завершающих строках Александр Александрович призывает всех сложить оружие и принять людей с другой верой и жизненными принципами как своих братьев. Писатель говорит о том, что можно все вместе жить в мире и не стоит постоянно воевать между собой. Стоит все же уважать и другую культуру в этом мире и попробовать жить мирно, не причиняя друг другу дискомфорт.
Анализ стихотворения Блока На поле Куликовом
Большинство писателей относились к своей стране как к самой близкой вещи в их жизни. Писатели такого типа обладали большим патриотизмом и чувством ответственности за свою родину. Почти все свои произведения патриотичных писателей, как ни странно, направлены на восхваление своей страны.
Одним из таких писателей бы Блок. В большинстве своём он свои произведения он посвящал родине, её окружению, и, собственно, ситуации в ней.
Таким произведением и стало стихотворение, состоящее из 5-ти частей “На поле Куликовом”
В данном произведении присутствует два лирических героя, это воин и поэт. В начале произведения поэт обращается к России как к своей жене, дабы выразить его безграничную и безвозмездную любовь к ней. В произведении он также размышляет над происходящими вещами в период революции 1908 года, размышляет о дальнейшем возможном развитии России и её экономическо-политической ситуации.
Далее нас знакомят с лирическим героем воином. Его взгляды более радикальны и, он считает, что ситуация требует более жёстких и незамедлительных действий, нежели считает первый герой поэт. Образом воина Блок говорит, что исправить ситуацию без применения силы и настойчивости практически всегда невозможно.
Данным символизмом Блок рассказывает нам о наших возможных действиях для исправления той или иной ситуации в нашей жизни. Он как бы заставляет нас идти к лучшему и идти настойчиво, иначе, по его убеждению, ничего не выйдет.
Так или иначе, произведение “На поле Куликовым ” является отличным произведением двадцатого века, показывающее, на что Блок был готов ради своей страны, пропитывая своё произведение своими потом и кровью.
Также есть история, что Блок назвал своё произведение “На поле Куликовом ” не просто так.
Говорят, что он назвал его так, дабы показать, что ужасные события имеют свойство повторяться, и человек также имеет свойство не учиться на своих ошибках.
Скорее всего, именно эти две вещи и пытался донести до своих читателей Блок, когда вписывал название “На поле Куликовом”. Я надеюсь, что мне удалось обосновать свою точку зрения и приведённые примеры были удачны.
← Анализ романа История одного города Салтыкова-Щедрина
← Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина?↑ ДругиеАнализ комедии Мещанин во дворянстве Мольера →
Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина →
- Что осуждает Гоголь в поэме Мертвые души сочинение
Главная фабула поэмы «Мертвые души» представляет собой путешествие Павла Ивановича Чичикова по деревням, в которых он намерен любым путем выкупить души уже умерших крестьян. - Сочинение Что такое Жизненный опыт 15.3 9 класс ОГЭ
Жизненный опыт человека определяется не только прожитыми годами, но и количеством событий, пережитым им. В данное понятие входят знания и навыки, приобретенные человеком на протяжении его жизни. - Смысл Слова о полку Игореве
К сожалению, до нас не дошло имя автора, который написал «Слово о полку Игореве». Несмотря на это уже много веков произведение живет и его с интересом читают потомки. - Люди войны и люди мира в романе Война и мир Толстого
Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого отражает в себе очень много актуальных тем. Политическая борьба и предстоящая война с Наполеоном открыто делить людей на две категории: люди войны и люди мира - Сочинение на тему Деньгами надо управлять, а не служить им
Едва ли кто-то станет спорить, что в современном мире, деньгам отводится весомая роль. Только имея достаточно финансов, каждый человек может чувствовать себя в полной мере счастливым
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-na-pole-kulikovom-stihotvorenie-bloka
«На поле Куликовом» анализ стихотворения Блока
Изменения в обществе, которые произошли после революции 1905 года, переживала вся страна. В 1908 году Блок создал поэтический цикл о судьбе России, который получил название «На поле Куликовом».
На поле Куликовом анализ
Эпический цикл Блока состоял из пяти частей. Анализ стихотворения показывает, что на первый взгляд разрозненные части «На поле Куликовом», связаны основной темой ‒ беспокойством о судьбе России.
Размер стиха, определяемый в четверостишиях, перекрестный ямб.
Александр Блок для усиления впечатления от судьбоносных событий использует в стихотворении «На поле Куликовом» метафоры, сравнения, олицетворения и, конечно же, эпитеты.
Тема и композиция
После Первой русской революции поэт осознал, что помимо новых идей она несет разрушения и множество смертей, сравнимых разве с великими битвами древних времен. Поэтому автор обращается к истории Руси, чтобы попытаться понять смысл событий, происходящих в настоящем, и какие последствия может ожидать народ в будущем.
Проведем анализ произведения «На поле Куликовом» по частям.
В первой части описывается тяжелое время пленения русского народа татарами. Кровь заливает поля сражений. Природа выражает скорбь и грусть. Воины все время проводят в боях за независимость страны.
Вторая и третья части посвящены подготовке к великому сражению на поле Куликовом. Сам бой автор не описывает в произведении. Главный герой представляет Родину в образе жены, обращается к главной защитнице русского войска ‒ Богоматери.
В последних частях цикла автор описывает сгущающиеся над державой тучи, предугадывая настроения в стране. Кобылица — Россия, несется дальше, не останавливаясь на своем пути. Народ уже готов свергнуть монархию, бой еще не закончен, а знаменует начало: «высоких и мятежных дней!».
Лирические переживания героя сочетаются с эпической подготовкой к великому сражению. С битвами, во время которых всходит кровавая заря.
Блок использовал олицетворения, природа печалится о судьбе России: «Река … грустит лениво», «…грустят стога», по небу «идут испуганные тучи».
Метафоры помогают усилить впечатление. После битвы с татарами «закат в крови», душа никак не успокоится, ведь подсказывает «вещее сердце», что бой еще не закончен.
Для усиления выразительности картины Блок использует эпитеты, называет реку «…Доном темным и зловещим». Над ним встают «тихие зарницы», как предвестники «высоких и мятежных дней».
На поле Куликовом: главные герои
Вечно бегущая кобылица олицетворяет Россию, которая находится в постоянной борьбе за независимость.
Нерукотворный лик Богоматери ‒ помощницы войска русского, возникает в самый ответственный момент перед боем. Он же предсказывает будущие сражения.
Воин, рассказывает о своих чувствах перед боем. Он перед сражением заостряет свой меч.
В битвах с татарами он стал мужественным, воин полон решимости и сил, готов победить врага и защитить свою Родину.
Необычно то, что сила воина заключается не в ненависти к неприятелю, а в его глубокой любви к Отчизне. Он ищет указующий нерукотворный лик Богоматери, который должен указать ему правильный путь.
На уроке школьники знакомятся с эпическим циклом стихов «На поле Куликовом», заносят информацию о событиях, описанных в стихотворении, в читательский дневник.
Источник: https://sochinyshka.ru/na-pole-kulikovom-analiz-stixotvoreniya-bloka.html
«На поле Куликовом» (Блок): анализ цикла
Обращение к событиям Куликовской битвы в цикле «На поле Куликовом» обусловлено историософской концепцией Блока. В 1912 году в примечаниях к третьему тому он писал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди».
Что имел в виду Блок? События 1380 года имеют как бы два временных измерения: с одной стороны, это реальный исторический факт, положивший начало освобождению Руси от ига.
С другой — они имеют и надвременную сущность, оказываются как бы одновременны и любому последующему моменту русской истории, переживаются национальным сознанием как вечно свершающиеся, ибо являются проявлением божественного промысла о русской судьбе, имеют не только конкретно-историческую, но и метафизическую природу.
Поэтому победа русского оружия, одержанная в конце XIV века, оказывается не только историческим, но еще и современным событием для человека, живущего в начале XX столетия.
Такое понимание событий как борьбы за святое дело под «светлым стягом» христианства с ордою Мамая объясняет сложную пространственно-временную структуру художественного мира цикла «На поле Куликовом» и композицию образа лирического героя, который предстает то как человек, томимый «вековою тоскою» о событиях более чем пятисотлетней давности, то как участник битвы.
Образ лирического героя как участника Куликовской битвы дополняется и другой содержательной гранью: человек, не мыслящий своей судьбы без России, пытающийся разгадать ее судьбу и ее предназначение, но не в силах сделать это. Вот что обусловливает появление мотива блуждания во времени русской истории, мотива поисков ее внутренней логики, смысла.
Мотив блуждания (и в веках русской истории, и между русским и татарским станами) оказывается центральным в пятом стихотворении цикла: «Объятый тоскою могучей, / Я рыщу на белом коне…», лирический герой мыслит себя на границе добрых и злых сил, светлого и темного начал, поединком которых стала Куликовская битва:
- Вздымаются светлые мысли
- В растерзанном сердце моем,
- И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…
Смысл этих блужданий на границе Мирового Добра и Вселенского Зла — поиск истины, путеводной для лирического героя и России, этой божественной истины взыскует он.
Женский образ, явленный в цикле «На поле Куликовом» Блока, имеет столь же сложную структуру, как и образ лирического героя. В первом же стихотворении цикла поэт соединяет воедино образ родины и женский образ:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
- Нам ясен долгий путь!
- Наш путь — стрелой татарской древней воли
- Пронзил нам грудь.
Сопоставление Руси и Жены на первый взгляд кажется странным. Ключ к нему, вероятно, в том понимании женского образа, который содержится в философии В. Соловьева: именно в женском образе русскому народу в самом начале его христианской истории был явлен замысел Божий о смысле исторического пути России.
Поэтому обращение «Жена моя!» нельзя воспринимать как обращение к женщине, находящейся замужем. Жена в контексте цикла — отнюдь не Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок и отнюдь не некая абстрактная жена лирического героя, но воплощение женской сущности, сопоставимой по своей судьбоносной божественной значимости с содержанием понятия «родина».
Это начало обретает в цикле несколько разных воплощений.
В третьем стихотворении цикла «На поле Куликовом» (Блок), анализ которого нас интересует, женское начало воплощает образ Божественной благодати, сходящей на русского воина (им предстает в этом стихотворении лирический герой) и на все русское воинство. Ее незримое присутствие ощущает лирический герой. В ночь перед битвой в тумане над рекой Непрядвой Божественная благодать и благословение на ратный подвиг нисходят на лирического героя и все русское воинство:
- И с туманом над Непрядвой спящей,
- Прямо на меня
- Ты сошла, в одежде свет струящей,
- Не спугнув коня.
- Женский образ, святой образ Богородицы, давшей мистическое благословение русскому воинству, запечатлен на щите лирического героя.
Источник: Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: Учебное пособие для абитуриентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/blok_a_a/na_pole_kulikovom_blok_analiz_cikla/33-1-0-1199
Анализ поэтического цикла А.Блока «На поле Куликовом»
Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу
— вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию.
Лиро-эпический
сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные
походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь переживаний
лирического героя, способного осмыслить весь многовековой исторический путь
Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время реакции после поражения революции 1905
года.
Центральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной
исторической судьбе. Первое стихотворение цикла открывается элегической
пейзажной зарисовкой, которая сразу же настраивает на размышления и
воспоминания. Начиная со второй строфы сюжет становится более динамичным,
оживляется обращениями и восклицаниями, рублеными синтаксическими
конструкциями.
Данному сюжету гармонично соответствует размер стиха —
разностопный ямб. Родина сравнивается у A.A. Блока с женой. В этом проявляется
влияние В. Соловьева, благодаря которому в творчество A.A. Блока проникает образ
вечной женственности, узнаваемый и мистический одновременно.
Не случайно к
пятому стихотворению цикла автор выбрал эпиграф из стихотворения В. Соловьева.
В финале же первого стихотворения возникает романтический образ степной
кобылицы, которая мчится на фоне кровавого заката. Он также связан с темой
России, устремленной в будущее.
Слова «степь», «степной» подчеркивают просторы
родной земли.
Особую роль в развитии патриотической темы приобретает
древнерусская топонимика: Непрядва, Дон, иоле Куликово.
К традициям
древнерусской литературы (к «Слову о полку Игореве», «Задонщине») восходит в
произведении создание образов природного мира (пригнулись к земле ковыли,
грустят стога, лебеди кричат, татарским станом слышен орлий клекот).
В цикле
большую роль играет контраст (покоя и движения, темного и светлого начал,
добра и зла). Однако татаро-монгольское иго будет свергнуто, ибо на стороне
Руси — святость («святое знамя», «лик нерукотворный»),
В последнем стихотворении цикла автор рассуждает о грядущем
дне. Появляется мотив цикличности в развитии исторических событий
Опять над
полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла.
А поэтичная блоковская фраза «Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней» обращено уже не к далекой истории, а к современности.
Таким образом, блоковский цикл «На поде Куликовом» можно воспринимать не только
как произведение о славных и мятежных страницах русской истории, но и как
своеобразный опыт исторического предвидения.
Становится понятным, что
Куликовская битва интересует писателя прежде всего как знаковое, поворотное
событие русской истории.
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/blok/analiz_poehticheskogo_cikla_a_bloka_na_pole_kulikovom/34-1-0-2898
Урок «Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом»»
Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока
«На поле Куликовом»
1. Организационный момент. Объявление целей и темы урока.
Вступительное слово учителя. Начало XX века – это эпоха трагических событий в жизни страны: первая русская революция, первая мировая война, октябрьская революция 1917 года.
Эта эпоха великого исторического рубежа, мятежное, бурное время не могло не отразиться в русской литературе, а тем более в творчестве гениального художника слова А. А. Блока. Да, он был свидетелем всех событий первых десятилетий XX века.
Блок обладал обостренным чувством истории, сумел отразить в своих стихах “неслыханные перемены, невиданные мятежи”. Он прошел сложный путь. Старая и новая Россия, ее прошлое настоящее и будущее, история и современность – это вопросы, на которые он искал ответ.
2. Актуализация знаний.Обратимся к фактам его биографии.
1. Слово “биографам”.
Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в высокообразованной и культурной семье. Воспитание проходило в традициях передовой интеллигенции. Отец поэта – профессор Варшавского университета, мать – переводчица.
Маленького Сашу обожали все члены большой семьи. Мальчик рос настоящим принцем. Таким мы и видим его: нежного, изящного дворянского мальчика с гордым лицом, с доверчивыми, серьезными огромными глазами.
Всех покоряли его доброта, щедрость и нежность.
Детские и юношеские годы А. А. Блока прошли в доме деда, а каждое лето семья выезжала в подмосковное имение Шахматово. Этот клочок земли Блок всю жизнь очень нежно любил. Любил свой дом на холме под раскидистым тополем, огромный простор. Шахматово осталось в душе поэта вечным символом России.
Интерес к истории пробудился у Блока в семье его деда, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, а дальнейшее развитие получил в университетские годы.
Россия для Блока – это прежде всего родина, а родина для поэта – это “огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое”.
Учитель. Обращение к Родине проходит через все творчество Блока. Поэт стремится постичь ее сущность, разгадать тайну. Осмысление прошлого, желание понять настоящее, стремление предугадать пути будущего свойственно поэтам во все времена. О Родине писали А. С.
Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов. Но в творчестве Блока эта тема обретает особое звучание. Составляя третий том собрания своей лирики, Блок объединил в раздел “Родина” несколько стихотворений 1906 – 1916 годов.
Однако, как он сам говорил, все его произведения о России.
Цикл “На поле Куликовом”, включающий 5 стихотворений, — одно из центральных произведений третьего тома “Родина”.
Связанный своим содержанием с известным историческим событием – Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Донского разгромили полчища хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России. (Понятие о цикле)
Лирический цикл – жанр, редкий в классической поэзии. Понятие цикла подразумевает, что каждое из входящих в него стихотворений сохраняет свою целостность, но при этом связано сетью перекличек: сюжетных, словесных
Учитель.Куликовская победа была величайшим переломом в русской истории. В чем же заключался этот перелом?
2. Послушаем “историков”.
8 сентября 1380 года соединенные силы русских княжеств одержали победу над огромным войском Золотой Орды под предводительством хана Мамая. Произошло это на Куликовом поле около реки Непрядвы за Доном.
Воины обеих сторон сражались героически. Люди гибли не только от ран, но и задыхались от великой тесноты. Первым пал на Куликовом поле Александр Пересвет, затем Ослябя.
Они были и остаются символом ратного подвига.
Войско Мамая наступало первым. Не выдержав натиска, русские войска стали отступать. Победа, казалось, была на стороне Мамая, но тут выступил из леса засадный полк и ударил в тыл и фланг войскам Мамая. Победа была полная. И войско Дмитрия далеко преследовало Мамая.
После победы Дмитрий Донской провозгласил тут же, “став на костех”, вечную память всем погибшим.
Куликовская победа стала величайшим переломом в русской истории. Это был перелом в сознании русского народа, в появлении острой потребности в государственном единстве и государственной независимости.
3. Знакомство с циклом «На поле Куликовом»
Слушаем аудиозапись. План анализа стихотворений есть в каждой группе, чтобы ребята могли включиться в обсуждение стихотворений, высказать свои предположения, задать вопросы)
Учитель. О чем повествует Блок в цикле “На поле Куликовом”? Как передается поэтом историческое событие? Каковы основные мотивы цикла? Обратим внимание на повторяющиеся образы и мотивы: это образы реки, степи – поля, долгого пути, образ мглы, мотив повторения роковых событий (мотив круга)
В чем необычность ритмической организации этого стихотворения? Какое настроение создает отрывистость ритма? Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни?
Первое стихотворение исполняет роль пролога, вводит в цикл тему Родины. На первый взгляд, перед нами типичный русский пейзаж:
Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
Все основные образы уже заявлены здесь. Лирический герой – это и воин Куликовской битвы и современник Блока. Состояние героя – размышление накануне битвы. Не сразу под “игом ущербной луны” приходит он к пониманию своего назначения. Родина, ее история помогают герою обрести свое “я”, определить свой путь:
- Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной, В твоей тоске, о Русь! И даже мглы – ночной и зарубежной –
- Я не боюсь.
Необычна ритмическая организация стихотворения: сочетание длинных и коротких ямбических стихов помогает поэту передать противоречие между внешним спокойствием, “неподвижной” Руси и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего. Вначале время течет лениво, медленно, как река.
Но вызов брошен, войско отправляется в путь. Пока еще все спокойно, но вскоре желтая глина обрыва. Степные стога сменяются дорогой сквозь мглу. И вдруг время резко ускоряет свой ход. Тьма сменяется яркими огнями костров, блеском святого знамени и сабель.
Бой начался, от былого спокойствия уже нет следа.
4. Комментированное чтение цикла «На поле Куликовом».
Итак, 1908 год «На поле Куликовом». Пойдем вслед за Александром Блоком.
- Чтение 1стихотворения по строфам:1 строфа:
- Река – Дон.
- В историческом плане – русское войско, переправившись, отрезало возможность бегства; в символистском плане – граница между историческими периодами.
- Желтый цвет связан с застойностью, косностью.
- Река раскинулась – широкое пространство; обрыв – опасность, берега – сужается пространство, степь – враждебное пространство.
- .2 строфа:
Обычно Россия – мать, а не жена, такое нарушение предсказано гаданием перед Куликовской битвой. Переправа через Дон была скорее концом, чем началом пути. Враг похож на нас самих. Нам исход боя, но отступать нельзя
- 3 строфа:
- В историческом плане: наш путь лежит навстречу врагу, в символистском: уравнивание нашего и татарского войска: бьемся со своими двойниками.
- Мгла – наваждение враждебного мира.
- Ночь – неожиданна, в ней оказались, по-видимому, переправившись.
- Я приступаю к борению без страха, хотя знаю, что грозит мне.
- 4 строфа:
Показан бой. Светлые стороны нашей души сталкиваются с темными.
- 5 строфа:
- Бросился в бой, принять важнее, чем выйграть.
- Степная кобылица – татарская.
- 6 строфа:
- Испуганные тучи – символ враждебных и темных сил.
- Борение страшно, рвет душу, но мрак отступает.
- 7 строфа:
- Сердце, плачь – очищение в слезах.
- Мы выходим за пределы здешнего мира, всецело отдаваясь надминой и надличной борьбе.
- 5.Беседа по прочитанному тексту:
— Как начинается стихотворение? (неторопливо, дважды упоминается грусть описываемой неяркой красоты).
— Почему поэт обращается к родине? (вводит в цикл тему России)
— Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырехкратно? (путь – степной, в тоске безбрежной)
— Как показано движение воинов? (Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль)- Какое настроение создает отрывистость этого ритма? ( напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»)
— Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни? (образ степной кобылицы, которая «несется вскачь»)
— Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»).
6. Итог урока.
- — Почему Блок обращается к истории прошлого?
- — О чем идет повествование в цикле?
- 7. Домашнее задание:
1. Чтение 2-5 стихотворений.
2. Вопросы учебника с.121
3. 1 из стихотворений выучить наизусть.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obraz_rodini_v_liricheskom_tcikle_aabloka_na_pole_153807.html
История создания цикла на поле куликовом блок. Анализ стихотворения Блока «На поле Куликовом
Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, — одно из центральных произведений третьего тома «Родина».
Связанный своим содержанием с известным историческим событием — Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая, блоковский цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее — о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.
Поскольку в основу цикла положен конкретный исторический факт, у него есть и своеобразный «сюжет». В первом стихотворении показано движение воинов по полю боя («Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами // Степную даль»). Ho содержание его неизмеримо богаче.
Оно выполняет роль пролога и вводит в цикл широкую тему России.
Необычна его ритмическая организация: сочетание длинных (пятистопных, а в первом стихе и шестистопного) и коротких (трех- и двустопных) ямбических стихов помогает поэту передать противоречие между внешним спокойствием «неподвижной» Руси («Река раскинулась, течет, грустит лениво // И моет берега») и напряженным, тревожным ожиданием предстоящего («Летит, летит степная кобылица // И мнет ковыль…»). Постепенно темп скачки и настроение тревоги нарастают. Возникает каскад кратких предложений и восклицательных интонаций:
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Именно в этом стихотворении поэт «дерзнул» вместо привычного эпитета «матушка-Русь» предложить свой, предельно личный: «О, Русь моя! Жена моя!» Некоторых его современников подобная вольность шокировала (например, М. Горького).
Досадное недоразумение! Оппоненты поэта не принимают в расчет, что в блоковском контексте (а это контекст всей лирической трилогии) слово «жена» употребляется вовсе не в обычном житейском, а в символическом смысле, напоминая о высоком поэтическом идеале молодого Блока, о соловьевской «вечной женственности».
Зато всеми безоговорочно были приняты строки, с предельной силой выразившие сущность времени, да, пожалуй, и человеческой жизни в целом: «И вечный бой! Покой нам только снится // Сквозь кровь и пыль…»
Если первое стихотворение написано пятистопным хореем, то в третьем ритм меняется: пятистопный хорей чередуется здесь с трехстопным. Возникает новая тема. На берегу Непрядвы перед героем возникает символический образ — «Ты». Сначала герой только предчувствует ее появление («В темном поле были мы с Тобою…», «слышал я Твой голос сердцем вещим //В криках лебедей»), Ho вот «Ты» здесь:
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
He спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Осветила пыльную кольчугу
На моем плече.
Ho кто же эта загадочная «Ты»? Быть может, просто любимая женщина? Или Божья Матерь? Или сама Россия? Символический образ допускает различные толкования. Ho бесспорно одно — это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени.
Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма, как, скажем, Лермонтов в «Бородино» («Да, были люди в наше время!»).
В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем — прошлому. «Куликовская битва, — писал он в примечании к циклу, — принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». И, по его убеждению, время «возвращения» наступает.
Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее.
Отказавшись от слишком подвижного, «частушечного» четырехстопного хорея (первый черновой набросок), Блок обращается к более «строгому» классическому четырехстопному ямбу:
Ho узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
He может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.
Особое место в патриотической лирике Блока занимает цикл из пяти небольших стихотворений «На поле Куликовом» (1908).
Здесь образ России дается в широкой пространственной и временной перспективе, создаваемой особым, реалистическим и в то же время философски обобщенным, символическим пейзажем, а также подчеркиванием неоднократности, как бы извечности происходящего: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла», «Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли», «За Непрядвой лебеди кричали, и опять, опять они кричат». Этот же прием использован в стихотворениях «Россия» («Опять, как в годы золотые три стертых треплются шлеи») и «Коршун» («Идут века, шумит война, встает мятеж, горят деревни…»). В стихах о Куликовской битве конкретные образы сопрягаются с вечностью: вечен ратный подвиг народа, вечен воин («Я не первый воин, не последний»), продолжается вечный бой («И вечный бой! Покой нам только снится!»).
Возникает ощущение непрерывности хода истории и личного участия поэта в событиях. Он словно перевоплощается в древнерусского воина, пропускает исторические события «сквозь сердце»: «Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь…» Так можно писать только о личном, о своем. Четыре стихотворения из пяти написаны в форме монолога лирического героя.
В исторических аналогиях Блок искал ответы на злободневные вопросы своего времени. Ночному мраку столыпинской реакции он противопоставлял образы огня, света, степных костров («Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль»), предчувствуя «начало высоких и мятежных дней».
В то же время его тревожило неизбежное столкновение буржуазно-дворянской интеллигенции с народом. Поэтому вместо победного исхода Куликовской битвы он показал состояние напряженного и тревожного ожидания боя.
Тревожен и символичен пейзаж: кричат лебеди, клекочут орлы, стелется туман над Непрядвой, бежит степная кобылица. Тревожны предчувствия поэта: «Идут, идут испуганные тучи. Закат в крови!», «Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар».
- В цикле «На поле Куликовом» Блок задумывался не только о долге интеллигенции перед народом, но и отстаивал активную позицию поэта-гражданина, который не может «жить покоем» и быть равнодушным к народной судьбе. Эти мысли он выразил несколько позднее в прологе к поэме «Возмездие», озаглавленном в отдельной публикации «Народ и поэт», в стихотворении «Земное сердце стынет вновь» из цикла «Ямбы» (1907-1914):
- Пускай зовут: Забудь, поэт!
- Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта — нет. Покоя — нет.
В цикле «Ямбы» особенно ярко проявилось гражданское возмужание поэта, появились волевые интонации, призывные публицистические строки. В стихотворении «Да. Так диктует вдохновенье…» Блок провозгласил принцип демократизации искусства:
- Да. Так диктует вдохновенье:
- Моя свободная мечта
- Все льнет туда, где униженье,
- Где грязь, и мрак, и нищета.
- Туда, туда, смиренней, ниже, —
Оттуда зримей мир иной…
Он слышит «подземный гул» приближающейся новой «революции, призывает к мести палачам народа, восторженно пишет о нем: «Народ — венец земного цвета, краса и радость всем цветам». Ощущение связи с народом, выраженное формулой «и все уж не мое, а наше, и с миром утвердилась связь», помогает Блоку окончательно освободиться от индивидуализма и субъективизма.
Поэт осмысливает общественное значение труда, видя в нем высокий долг человека. Теме ухода от «чистого искусства» к труду, к жизни он посвящает лирическую поэму «Соловьиный сад» (1915).
Рабочий дробит киркой скалы на берегу моря, но однажды, завороженный пением, оставляет свою тяжелую работу, входит в соловьиный сад и наслаждается отдыхом и покоем. Но это наслаждение не может долго длиться: рабочего зовет труд — внутренняя потребность человека.
Соловьиное пение не способно ‘заглушить шум морского прибоя, привычные звуки труда. Очарование соловьиного сада выражено необыкновенно музыкальными, «сладкозвучными» стихами. Манящая музыка сильнее подчеркивает опасность для труженика соблазниться «красивым уютом».
Его пребывание в саду за розовой оградой похоже на сон и показано смутными, зыбкими образами, говоря-щими о призрачности нетрудового счастья, тогда как будничный труд его изображен конкретно и зримо. Пусть этот труд тяжел и изнурителен, но в нем истинное счастье человека.
Источники:
- Блок А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья А. Жакова].- Мн.: Нар. асвета, 1980.-191 с.
Аннотация:
В сборник включены произведения А. Блока, написанные в раз-ное время (с 1898 по 1921 г.). Они расположены в хронологическом порядке и отражают творческий путь поэта, его искания.Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» и извлечения из поэмы «Возмездие» («Когда ты загнан и забыт…», «Народ и поэт», «Возмездие», «Два века»).
Источник: https://www.dosaaf-khab.ru/istoriya-sozdaniya-cikla-na-pole-kulikovom-blok-analiz-stihotvoreniya.html