Анализ стихотворения песнь о собаке есенин 6 класс

Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс

Песнь о собаке

Утром в ржаном закуте,Где златятся рогожи в ряд,Семерых ощенила сука,Рыжих семерых щенят.До вечера она их ласкала,Причесывая языком,И струился снежок подталыйПод теплым ее животом.А вечером, когда курыОбсиживают шесток,Вышел хозяин хмурый,Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,Поспевая за ним бежать…И так долго, долго дрожалаВоды незамерзшей гладь.А когда чуть плелась обратно,Слизывая пот с боков,Показался ей месяц над хатойОдним из ее щенков.В синюю высь звонкоГлядела она, скуля,А месяц скользил тонкийИ скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,Когда бросят ей камень в смех,Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

История возникновения произведения

Стихотворение появилось на свет в пятнадцатом году прошлого столетия и долго пылилось на полке у автора. Он не решался показывать его публике. Опубликовать свое творение поэт решил спустя четыре года – в 19-м году. Решение на публикацию у поэта появилось спонтанно.

Прочитать стих можно было в популярной на то время газете «Советская страна». Стихотворение сразу же завоевало внимание читателей и стало очень популярным, так как отличалось своей неординарностью. Творение было переполнено чувствами.

Даже сам поэт, читая вслух свое творение перед слушателями, не смог сдерживать слезы. Есенин был очень чувствительным человеком и старался донести до читателя ту значимость человека, которую он представляет для тех, кто слабее его, кто зависит от него.

Ведь животные находятся в полной власти хозяина и не могут противостоять ему, полностью подчиняясь. Следует отметить, что не только простые читатели полюбили эти строки. Огромное впечатление от произведения получил Максим Горький.

Он неоднократно хвалил Сергея Есенина и считал, что автор как будто сам создан природой, чтобы по-особенному выражать свои исключительные мысли и любовь ко всему живому. По мнению Горького, Есенин – это символ милосердия.

Особенности стихотворения

Эксклюзивное произведение Сергея Есенина «Песнь о собаке» очень лирично. Строки в стихотворении переполнены доверительностью к читателю. Автор в строках стиха преподносит особенную историю, которая когда-то случилась в реальной жизни и поразила поэта до глубины души.

Следует отметить, что упомянутый в тексте автор и сам поэт, Сергей Есенин – это единое целое, это один и тот же человек.

Сергей Александрович многократно отмечал, что любит животных, природу и наслаждается каждым моментом при общении с ними. Но именно в этой литературной работе он описал такую печальную историю, которая показала жизнь животного в самом несчастном свете. Стоит отметить и художественные средства, используемые в произведении. Они здесь по-особенному яркие. И хотя многие авторы работали над темой «животные», аналогов этому стихотворению просто нет. По всему тексту используются специфические приемы, которые стали популярны у авторов-имажинистов, к которым относился и Есенин. Такой прием представляет собой вбрасывание в текст броского слога, имитирующего определенный запоминающийся образ или символ, отличающийся повышенной экспрессивностью. Такие подходы позволяют сделать произведение максимально легким для восприятия читателем, при этом в нем присутствуют разнообразные четкие символы и образы, мимо которых «пройти» попросту невозможно.Особенно интересным считается то, что именно для этой истории подошел данный неординарный тип слога, лучше и нельзя было придумать.

Тематика и особенности сюжета в стихотворении

Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс Главная мысль, которую хотел довести до читателей Сергей Есенин – это проблемы отношений человека и домашних питомцев. Автор в полной мере рассуждает о беззащитности животных, которые полностью подвластны воле и действиям хозяина. Эти действия не всегда несут добро, зачастую к животным относятся с пренебрежением, или вовсе издеваются.Пример взят и показан на обычной собаке. Поэт с особенной нежностью описывает щенную суку, а также родившихся у нее щенков. Особенно скрупулёзно и с чувством автор повествует о том, как мама потеряла своих детей, которых она успела полюбить.

Читая стихотворение «Песнь о собаке», у человека возникают глубокие чувства. Слушатель представляет человека в образе собаки, и у него возникает жалость и негодование

Следует отметить, что произведение не лишено четкого сюжета. В строках логически расставлена предоставляемая информация, поэтому постепенно отслеживаются не только мысли, но и происходящие действия.Первые строки стихотворения «Песнь о собаке» рассказывают читателю о раннем утре, которое полно радости и счастья. Здесь описывается история счастливой суки, которая радуется появлению щенков. Мать очень ревностно выполняет свои обязанности. Она постоянно находится рядом с малышами, лаская и вылизывая их. Все идет хорошо, но в один прекрасный момент к собаке приходит ее хозяин. Он с мрачным лицом забирает у собаки детей и кладет всех семерых щенков в мешок. Четвертая строфа не описывает непосредственного факта совершенного убийства, но читателю и так понятен исход действий данного человека. Автором представлена разочарованная и окутанная страхом собака, которая бежит за хозяином, а он хладнокровно выбрасывает мешок в воду и щенки тонут.Человек возвращается домой. И животному, всё это время сопровождавшему хозяина, ничего не остаётся как вернуться следом за ним. На небе золотистая и нежная луна, которая для собаки кажется одним из ее любимых щенков. Животное начинает скулить и выть на луну, но месяц прячется за холмами. Последний образ ее ребенка скрывается, и его она больше не увидит.В конце произведения звучат строки щемящей грусти: … Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег…

Особенности композиции и рифмы

Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс В сюжете стихотворения ярко выражена последовательность действий. Сергей Есенин использовал здесь линейный тип композиции. Отслеживается изысканная рифма, которая изложена в прекрасной форме. Особенная стилистика строк, которая присуща поэту, позволяет рифмовать первые и третьи строки в произведении, а также вторые и четвертые. Это особенно интересно и вызывает восторг после прочтения. Стихотворение состоит из семи строф, в каждой из которых имеется по четыре отдельные строки. Написано данное произведение в стиле анапест.

Особенности использования художественных средств

На протяжении всего произведения автором используются разнообразные тропы, эксклюзивные символы, а также олицетворения. Слог выражается ярко и по-особенному образно. Все то, что передает автор читателю, можно представить, не боясь нехватки воображения. Картинка возникает перед глазами сама по себе.

Следует отметить, что в стихотворении преобладает золотистый оттенок. Это и щенки, и рогожки собаки и цвет луны. Такая особенность позволяет создать определенную гармонию момента.На протяжении всего текста автором трижды подчеркивается тот факт, что щенков на самом деле было семеро. Особенно интересно то, что строф в тексте также семь.

В тексте используются повторения глаголов, которые придают всему произведению особенный динамизм. Отдельное внимание поэт уделил трогательным моментам, когда описал суку со щенками, то как она ухаживает за ними, то как тщетно пытается догнать хозяина, унёсшего их. Конечно, животное не может противостоять человеку.

Вся собачья идиллия разрушена, попытки спасти малышей не увенчались успехом. Так, при помощи различных литературных приёмов поэт добивается конечной цели — донести до читателя всю трагичность ситуации, дать понять, что в животном тоже есть душа, причём более ранимая, чем человеческая.

Поэту удалось призвать публику к рассуждению о судьбе собаки. Оттого стихотворение, написанное более сто лет назад, остаётся актуальным по сей день.

Источник: https://gfom.ru/esenin_pesn_o_sobake.php

«Песнь о собаке»: настроение нежности и грусти от русского писателя

Меню статьи:

Есенина легко назвать поэтом, полюбившимся читателям за эмоциональные, чувственные и порой кричаще откровенные тексты. Публика полюбила и текст писателя под названием «Песнь о собаке».

Литератор обладал уникальным умением: публика тепло воспринимала творения этого автора. Строки анализируемого произведения затрагивают глубочайшие чувства людей, проникая в сердце публики.

Здесь смешались несколько эмоций: толика щемящей жалости, щепотка грусти, горсть нежности.

Писатель отличался любовью к животным. Поэтому Есенин отображал свое нежное отношение к животному миру в простых и понятных текстах. Этим произведениям свойственна яркость, запоминаемость, незамысловатость. Не удивительно, что творчество Есенина доступно широкой публике.

Из истории написания произведения

Творение русского писателя родилось в один из дней 1915-го года. Публикация стихотворения состоялась в 1919 году. Произведение вышло на страницах «Советской страны» – одной из ведущих газет того времени. Текст Есенина отличался неординарностью, поэтому известность к поэту пришла сразу.

Стихотворение Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная» вышло в печать в начале первой мировой войны, в 1914 году. Один из главных образов  произведения – природа и родная земля. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Есенин декламировал свой текст самостоятельно. Чтение стиха – эмоциональное (поэт плакал во время декламации) – привлекло внимание публики. Писатель делился со слушателями своим отношением к окружающей среде, природе.

Животные, как говорил поэт, предстают перед человеком беззащитными, полностью отдаваясь на волю людей. Среди слушателей писателя был и Максим Горький, который сильно впечатлился произведением поэта.

Горький сказал, что природа будто нарочно создала Есенина, чтобы писатель отразил в своем творчестве любовь к окружающему миру. Есенин воспевал жизнь во всех ее проявлениях, природу и милосердное отношение к универсуму.

О жанре и литературном направлении текста

Произведение русского поэта представляет собой пример лирического текста. Автор полностью раскрывается перед читателями, доверяясь публике. Слушатели узнают об истории, которая впечатлила самого автора. В произведении отсутствует деление на автора и рассказчика или героя. Все лица в тексте едины.

Есенин прославился своей общительностью, социальной активностью. Писатель часто говорил о своей любви ко «всякому зверью». Эти эмоции удачно воплотились в тексте, посвященном собаке.

О методах художественной выразительности

Приемы имажинизма

Писатель обращается к ярким, неординарным приемам художественной выразительности. Есенин был близок к сообществу имажинистов. В этом есенинском творении встречаются типичные для имажинизма средства. Это броский слог, яркие образы, которые хорошо запоминаются, повышенная экспрессивность текста.

Стиль имажинизма максимально упрощает восприятие произведения. Текст получается ясным, легким, понятным. Есенин обращается к четким символам, запоминающимся образам. Стих невозможно выбросить из головы. Неординарность имажинизма идеально подходит для трогательного сюжета есенинского творения.

Традиционные художественные средства

Писатель обращается к различным тропам, символам, образам, олицетворениям. Есенинский слог отличается яркостью и образностью. Все события произведения читатели в прямом смысле представляют в воображении, будто кинофильм.

Символика стиха

Есенин щедро пользуется символикой цвета. Важное значение в тексте приобретает золотистый цвет. В этот оттенок окрашена рогожка, шерсть собаки и щенков, луна. Цветовая гармония воплощает идиллию момента. Есенин три раза упоминает о количестве щенков. Это значит, что число семь в произведении играет символическую роль. Щенков столько же, сколько и строф.

Символика произведения отличается сложностью. Однако читатели тут же погружаются в текст и легко воспринимают символическую и образную систему Есенина.

Экспрессивность произведения

Есенин ярко описывает настроения. Радость пронизывает сцену рождения щенков. Хозяин собаки наделяется мрачным характером. Господин вторгается со своим холодом в теплую атмосферу животного мира. Собака пытается спасти своих детей, однако попытки животного тщетны: жестокий человек оказывается сильнее слабой собаки. Есенин повторяет глагол «бежать», что добавляет трагичности картине.

Динамика текста

Произведение насыщается динамикой. Писатель использует глаголы: движение воды, бег собаки, возвращение домой и вой животного, плавание луны по небу, плач несчастной матери. Этот прием дает ощущение постоянного ритма, активности событий.

О теме произведения

Ключевая тема есенинского текста состоит в изображении отношений человека и животного. Живые существа предстают беззащитными, уязвимыми, полностью подпадающими под власть человека. Люди же не всегда проявляют доброту по отношению к животным.

В целом, люди отличаются жестокостью, грубостью, бессердечностью – даже по отношению к себе подобным.

В центре повествования находится собака. Автор очень нежно описывает животное, у которого родилось семь щенков. Но люди забрали щенков у матери.

 «Письмо к женщине» – знаковое произведение для творчества Сергея Есенина. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Поэт трогательно изображает горе матери, лишившейся потомства. Автор повествует о животном так, как написал бы о чувствах человека. Собака наделяется чувствами людей. Родственность ситуаций, эмоций, страданий заставляет читателя сопереживать животному. Текст поднимает в душе читателя бурю глубочайших эмоций.

О сюжете есенинского творения

Чудо рождения

В тексте четко прослеживается сюжетная линия. Есенин логически развивает сюжет по мере приближения конца текста. Первая строка изображает радостное утро.

Анализ стихотворения Песнь о собаке Есенин 6 класс

Есенин вспоминает о золотых рогожках, о жизнерадостной атмосфере. Эта атмосфера является фоном жизни счастливого животного. У собаки недавно родилось семеро щенков.

Читайте также:  Сочинение на тему хорошо ли быть молодым

Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят…

Источник: https://r-book.club/russian-classics/sergej-esenin/pesn-o-sobake.html

Анализ стихотворения «Песнь о собаке» Есенина

Человек давно приручил животных, однако забыл о том, что именно он за них в ответе.

Порой люди так жестоки к своим братьям меньшим, что невозможно молчать, а ведь у каждого животного есть чувства, они верно служат человеку, преданы ему и не понимают, почему человек отвечает на их преданность жестоким или равнодушным отношением.

Проблема людей и животных волновала и некоторых поэтов, среди которых был Есенин. Это писатель, который любил животных больше, чем людей, поэтому в своем творчестве пытался раскрыть тему отношений людей и братьев их меньших. Так появилась работа Есенина Песнь о собаке.

Песнь о собаке Есенин

Написал ее поэт в 1915 году, но напечатали спустя четыре года. Не успело оно появиться в печати, как сразу стало популярным. Данное стихотворение невозможно читать, не прослезившись, да и сам автор читал его со слезами на глазах. Ведь в нем показано не просто животное и его трагедия, но и чувства, которые испытывает существо, оставаясь беззащитным перед человеком и его действиями.

Раскрывая тему отношения людей к животным, автор написал стихотворение в жанре лирического произведения, используя метафоры, повтор, применяя простой язык и умалчивание. Давайте сделаем анализ стихотворения Песнь о собаке, разбирая его сюжет.

Песнь о собаке краткий анализ

Анализируя стихотворение Есенина, можно выделить главную мысль. Автор показывает, насколько уязвимы и беззащитны живые существа, что во власти людей и как жесток мир по отношениию к ним. Простой, казалось бы обыденный сюжет, но насколько же огромное оставляет после себя впечатление и заставляет задуматься над своими поступками и действиями.

В деревне ощенилась собака. Теперь она мама семерых щенят. Материнский инстинкт сразу же проснулся в ней, и она радостно вылизывает детей. Однако ее радость длилась лишь один день. Вечером хозяин пришел к собаке и запихнув в мешок всех щенят, понес их в сторону реки. Неладное почувствовала собака и побежала за хозяином. Но хозяин был беспощаден.

Не хотелось ему в будущем пристраивать щенят, и он решил их просто утопить, не думая о чувствах собаки, о чувствах матери, которая вмиг потеряла всех своих беззащитных малышей. Не замечая, как собака бежит за ним по сугробам, чтобы хоть как-то остановить человека, он все-таки исполнил задуманное.

Долго стоит собака у реки, наблюдая за кольцами воды в том месте, куда был брошен мешок. Как понять действия хозяина, которому она служит верой и правдой? Почему он так жесток? Собаке сложно понять, но ей ничего не остается, как идти обратно домой, выть от горя на луну, которая ей показалась одним из погибших щенков.

Завершается стихотворение плачем собаки, у которой глаза катятся в снег золотыми звездами.

Таким образом Есенин на созданном образе собаки показывает беспощадность человечества. Причем люди беспощадны не только по отношению к живым существам, но и к самим людям.

Человек готов идти по трупам и уничтожать каждого, кто станет на пути в достижении своих каких-то замыслов.

Жизнь ничья не представляет для людей ценности, но только если человек может постоять за себя и защититься, то у домашнего животного, которое очень доверчиво и предано, такой возможности нет.

Послушать песнь о собаке. Читает Сергей Безруков

Источник: https://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-pesn-o-sobake-esenina.html

Анализ стихотворения "Песнь о собаке" Есенина — Сочинение

Песнь о собаке (1915)

«Песнь о собаке» — одно из самых пронзитель­ных в русской поэзии стихотворений о животных. Рассказана, вроде бы, вполне обыденная история о том, как утопили щенков.

Для Сергея Есенина, вы­росшего в деревне, картина хорошо знакомая — в обычае топить щенков деревенские люди не видели ничего плохого.

Но эта история рассказана так, что читатель не может не сочувствовать любящему и страдающему живому существу.

Начинается стихотворение радостно. В первой строфе нарисована трогательная картина материн­ского счастья собаки. Здесь нет сентиментальных слов и фраз — всё просто названо своими именами: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят». Она вылизывала своих детёнышей, и «Струился сне­жок подталый / Под тёплым её животом».

Тёплое отношение к этому событию определяют сразу несколько выразительных средств. Во-первых, это метафора златятся рогожи — на рогожах золо­того цвета (жёлтого, радостного) родились щенята.

Во-вторых, это ласковый звук л, который звучит всё время (златятся; ласкала; струился; подталый). С помощью лексического повтора: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят», — показана радость собаки.

Ну и, конечно же, уменьшительное — сне­жок, а также эпитет — тёплый живот.

Первая и вторая строфы проникнуты нежностью. Ничто не предвещает беду. И единственная тревож­ная нотка: «До вечера она их ласкала…». Собаке удалось повозиться со своими детьми только один день.

В следующей строфе тревога нарастает стре­мительно, появляется строчка с нагромождением согласных: «Семерых всех поклал в мешок». Эпитет хмурый (хозяин) усиливает тревожное впечатление.

Использование просторечного слова поклал под­чёркивает ощущение, что хозяин совершает при­вычное дело.

А в следующей строфе автор использует очень сильный приём — фигуру умолчания. Самая страш­ная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Просто долго дрожит вода на месте падения мешка со щенками. Лексический повтор «бежала» — «бежать» передаёт состояние матери-собаки.

Есенин так и не допустил в своё стихотворение никаких сентиментальностей — он рассказывает о случившейся трагедии обычными словами, не окра­шенными эмоционально.

Именно поэтому такими убедительными, а не метафоричными выглядят дальнейшие события: собака-мать принимает «ме­сяц над хатой» за одного из своих щенков. Собака обращается со своей болью «в синюю высь».

Плач собаки показан с помощью повторяющихся гласных звуков: и, ю, о, у:

В синюю высь звонко Глядела она, скуля…

Образ месяца, привычного символа ночи, усиливает трагическую тональность строфы. Действие проис­ходит сразу в двух измерениях — в бытовом и в кос­мическом, потому что нарушена гармония Мира.

  • Вся жестокость совершившегося сконцентрирована в последней строфе стихотворения — показано не собачье, а вселенское горе:
  • И глухо, как от подачки,
  • Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.

Искренность и сила поэтической выразительности Есенина так велики, что горе одного живого существа в этом стихотворении разрастается до вселенских масштабов. При этом каждый из читателей ощуща­ет не только горе собаки, но и переживания автора.

Стихотворение написано разносложной стопой с ударением на разных слогах.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения песнь о собаке
  • песнь о собаке анализ
  • песнь о собаке есенин анализ

Источник: https://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-pesn-o-sobake-esenina/

Анализ стихотворения «Песнь о собаке» | Инфошкола

«Песнь о собаке» — одно из самых пронзительных в русской поэзии стихотворений о животных.
Рассказана, вроде бы, вполне обыденная история о том, как утопили щенков.

Для Сергея Есенина, выросшего в деревне, картина хорошо знакомая — в обычае топить щенков деревенские люди не видели ничего плохого.

Но эта история рассказана так, что читатель не может не сочувствовать любящему и страдающему живому существу.

Начинается стихотворение радостно. В первой строфе нарисована трогательная картина материнского счастья собаки. Здесь нет сентиментальных слов и фраз — всё просто названо своими именами: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят» .

 Она вылизывала своих детенышей, и «Струился снежок подталый / Под тёплым её животом». Тёплое отношение к этому событию определяют сразу несколько выразительных средств. Во-первых, это метафора златятся рогожи — на рогожах золотого цвета (жёлтого, радостного) родились щенята.

 Во-вторых, это ласковый звук л, который звучит всё время (златятся; ласкала; струился). С помощью лексического повтора: «Семерых ощенила сука, / Рыжих семерых щенят », — показана радость собаки. Ну и, конечно же, уменьшительное — снежок, а также эпитет — тёплый живот.

 Первая и вторая строфы проникнуты нежностью. Ничто не предвещает беду. И единственная тревожная нотка: «До вечера она их ласкала … ».

Собаке удалось повозиться со своими детьми только один день. В следующей строфе тревога нарастает стремительно, появляется строчка с нагромождением согласных: «Семерых всех поклал в мешок». Эпитет хмурый (хозяин) усиливает тревожное впечатление. Использование просторечного слова поклал подчёркивает ощущение, что хозяин совершает привычное дело.

А в следующей строфе автор использует очень сильный приём — фигуру умолчания. Самая страшная сцена опущена — она скрыта за многоточием. Просто долго дрожит вода на месте падения мешка со щенками. Лексический повтор «бежала» — «бежать» передаёт состояние матери-собаки.

 Есенин так и не допустил в своё стихотворение никаких сентиментальностей — он рассказывает о случившейся трагедии обычными словами, не окрашенными эмоционально. Именно поэтому такими убедительными, а не метафоричными выглядят дальнейшие события: собака-мать принимает «месяц над хатой» за одного из своих щенков.

Собака обращается со своей болью «в синюю высь». Плач собаки показан с помощью повторяющихся гласных звуков: и, ю, о, у:

в синюю высь звонко
Глядела она, скуля …
Образ месяца, привычного символа ночи, усиливает трагическую тональность строфы. Действие происходит сразу в двух измерениях — в бытовом и в космическом, потому что нарушена гармония Мира.

 Вся жестокость совершившегося сконцентрирована в последней строфе стихотворения — показано не собачье, а вселенское горе:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.

Искренность и сила поэтической выразительности Есенина так велики, что горе одного живого существа в этом стихотворении разрастается до вселенских масштабов. При этом каждый из читателей ощущает не только горе собаки, но и переживания автора. Стихотворение написано разносложной стопой с ударением на разных слогах.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvoreniya-pesn-o-sobake/

Песнь о собаке

Рейтинг:  5 / 5

Стихотворение «Песнь о собаке» или по-народному «Утром в ржаном закуте» написано на раннем этапе творчества, когда поэт ещё не отягощён прошлым и верит в будущее. Только через год, в 1916 году, выйдет первый сборник Есенина, полгода назад у Сергея родился сын Юра и будущее видится в радужных тонах.

«Песнь о собаке» не содержит в себе пророческих перлов и широких взмахов пера, но оно подкупает искренностью и чистотой. Явно заметно, что стихи пишет человек, который знает деревню, отличит рогожу от закута и умеет владеть слогом. В стихотворении Есенин рассказывает о собаке, которая родила семерых щенят, но радость суки бала недолгой:

Вышел хозяин хмурый,Семерых всех поклал в мешок.

Для деревенской семьи не нужно восемь собак во дворе, поэтому от щенков избавляются самым простым способом – бросают их в реку. Это не жестокость со стороны селянина, это практичность, которая через стихотворение вызывает у городского обывателя слезу. Хозяин унёс и утопил щенят, а собака бежала за ними, а позже плелась обратно, представляя месяц на небе одним из щенков.

Простота рядового деревенского случая, переданная в стихах с неподкупностью немого очевидца, трогает сердце. Это стихотворение одно из знаковых из ранних произведений поэта, в нём видно становление Есенина, красота рифмы и простота передачи образа. У многих «Песнь о собаке» любимое стихотворение с подростковой поры.

Примерно через 11 лет и также зимой, покатятся звёздами в снег и глаза Есенина, но с нами останутся его стихи, его образ и его искренность.  

  • Утром в ржаном закуте,Где златятся рогожи в ряд,Семерых ощенила сука,
  • Рыжих семерых щенят.
  • До вечера она их ласкала,Причесывая языком,И струился снежок подталый
  • Под теплым ее животом.
  • А вечером, когда курыОбсиживают шесток,Вышел хозяин хмурый,
  • Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,Поспевая за ним бежать…И так долго, долго дрожала

  1. Воды незамерзшей гладь.
  2. А когда чуть плелась обратно,Слизывая пот с боков,Показался ей месяц над хатой
  3. Одним из ее щенков.
  4. В синюю высь звонкоГлядела она, скуля,А месяц скользил тонкий
  5. И скрылся за холм в полях.
  6. И глухо, как от подачки,Когда бросят ей камень в смех,Покатились глаза собачьи
  7. Золотыми звездами в снег.

1915 год

Рекомендую послушать, как читает это стихотворение Олег Власов. Хорошо передаёт есенинский образ.

Источник: https://stihirus24.ru/izbrannye-i-redkie-stikhi-sergeya-esenina/157-pesn-o-sobake.html

С.А. Есенин "Песнь о собаке"

Урок литературы в 7 классе на тему:

С. Е. Есенин «Песнь о собаке»

Цели и задачи:

  1. Показать разницу между эпосом и лирикой.

  2. Ввести понятие «лирический герой».

  3. Учить анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания.

  4. Понимать смысл лирического произведения на основе наблюдений над словес­ными средствами выражения его содержания.

  5. Уметь передать в выразительном чтении идейно – художественное своеобразие сти­хотворения.

Читайте также:  Подвиг зины портновой краткое содержание

Автор эпического произведения придумывает сюжет и героев. Он показывает, как развиваются события, как ведут себя герои. А сам стоит в стороне. На прошлом уроке мы читали и анализировали рассказ Н. Думбадзе «Собака».

А теперь представьте себе, что ав­тора что-то взволновало, представился какой-то образ. И возникает желание передать это словами. Такое состояние называется поэтическим вдохновением. Вот тогда и начинаются стихи, рождается лирика. Автор говорит от себя, от своего имени.

Даже если в стихотво­рении нет слова «я», мы постоянно слышим автора и никого иного.

Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним произведением об этом животном (а, может быть, и не только о нём) – стихотворением С. Есенина «Песнь о собаке». Встреча с этим произведением – еще одна ступенька вверх на пути постижения огромного мира ли­рики.

Мы не просто прочитаем стихотворение, а попробуем погрузиться в мир, созданный поэтом, и попытаемся не только воспринять чувства, переживания лирического героя, но и понять удивительную красоту этого произведения и увидеть в нём одну из граней по­эзии С. А.

Есенина.

Звучит стихотворение в исполнении учителя. Ребята обмениваются впечатлениями, чувствами, вызванными произведением.

  • Вспомним, какие уровни имеет текст художественного произведения. На экране:
  • ФАКТУАЛЬНЫЙ (сюжет)
  • ПОДТЕКСТОВЫЙ (идея)
  • КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ (позиция автора)

О чём стихотворение? Имеет ли оно сюжет? Можно ли сказать, что главный герой стихотворения – собака, как в одноимённом рассказе Н. Думбадзе? Содержит ли произве­дение прямые высказывания самого автора? А можно ли что-то сказать об образе поэта? Образ поэта, который возникает в нашем воображении, мы называем образом ЛИРИЧЕ­СКОГО ГЕРОЯ.

Итак, от факта, от сюжета через анализ – к пониманию позиции автора. Цель – уви­деть, услышать мир, созданный Есениным, наглядно представить себе, как меняется со­стояние мира есенинского стихотворения от строфы к строфе, как происходит движение в нём, понять своеобразие лирического героя поэзии С. Есенина.

На экране появляются строфа за строфой, ребята в тетрадях делают конспективные записи (например, в виде таблицы), записывают выводы из наблюдений.

Если предварительно попросить ребят принести с собой цветные карандаши, то по­степенно по ходу урока таблицу можно раскрашивать:

ЦВЕТ ЗВУК СМЫСЛ (какое значение придаёт поэт)
  1. Первая строфа:
  2. Утром в ржаном закуте,
  3. Где златятся рогожи в ряд,
  4. Семерых ощенила сука,
  5. Рыжих семерых щенят.
Яркий, ласковый свет зо­лотого солнца, освещаю­щего закут. Златящиеся рогожи. Рыжий цвет (цвет солнца, Цвет огня) шерсти щенят. Отсутствует Щенки появляются утром. Их семь.

Безмолвие сопровождает появление щенков, однако в стихотворении мы встречаемся с повтором звука «р». Является ли это случайным?

Мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых (само число «семь» является счастливым) новых жизней.

Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят – всё это подчёрки­вает высоту происшедшего. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодоро­дия.

Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь (символика «ржи» – «ржаной закут», в котором ощенилась собака).

Производим наблюдения на фонологическом уровне.

В данной строфе присутствует аллитерация: повтор звука «р», однако здесь нет аг­рессии (ничего щенкам не грозит). Быть может, это ласковое урчание собаки – матери?

  • Вторая строфа:
  • До вечера она их ласкала,
  • Причёсывая языком,
  • И струился снежок подталый
  • Под тёплым её животом.
Постепенное уменьшение света (день переходит в вечер). Лёгкое шуршание, ласковое журчание воды. Порадовавшись вместе с матерью чуду рождения, мир как бы при­глушил яркий свет. Белый снег тает, превращаясь в бесцветную воду.

Почему поэт обращает наше внимание на такую деталь, как «тёплый живот» со­баки? – Она выносила в «тёплом животе» своих детей, и сейчас они лежат, прижавшись к животу родившей их, возле которого им тепло и нестрашно.

  1. Третья строфа:
  2. А вечером когда куры
  3. Обсиживают шесток,
  4. Вышел хозяин хмурый,
  5. Семерых всех поклал в мешок.
Тьма, мрак (вечер), «хму­рый» хозяин, пришедший за щенками Куры молчат (по­чему?) Звук шагов хо­зяина (?) Наступило время господства над ми­ром сил тьмы, зла и разрушения.

Почему автор использует эпитет «хмурый»? При помощи каких глаголов он передаёт действия хозяина? Что вы можете сказать о слове «поклал»? – Просторечие, сказано словно о поленьях. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков (древних славян) ассоциацию с мешком, в который прячут по ночам украденное солнце. Рыжие, как солнце, щенята брошены в тёмный, душный мешок.

Мир молчит. Может, от страха или сознания своей вины, от стыда за свою беспо­мощность?

  • Четвёртая строфа:
  • По сугробам она бежала,
  • Поспевая за ним бежать…
  • И так долго, долго дрожала
  • Воды незамёрзшей гладь.
Белый цвет сугробов. Стальной отлив воды. Шорохи… Звук ды­хания. Но… Всплеск отсутствует.

Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события? Каким знаком заканчивается первое предложение этой строфы? (Многоточие – приём умолчания) О чём умалчивает поэт?

Для чего автор использует повтор? – Долго – долго собака глядела на вздрагивавшую

воду, скрывшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой; для него то, что он только что сделал, – обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит за­держивать своё внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли ще­нята?

  1. Пятая строфа:
  2. А когда чуть плелась обратно,
  3. Слизывая пот с боков,
  4. Показался ей месяц над хатой
  5. Одним из её щенков.
На тёмном небе – месяц (может быть, рыжий, как часто бывает в есенинских стихах, например, «ры­жий месяц жеребёнком запрягался в наши сани»?) (неясные негромкие шорохи…) Может, собака прислушивается, за­мерла в ожидании…

Что же позволило собаке принять месяц за своего щенка? – Во-первых, цвет.

  • Во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка.
  • В-третьих, месяц молодой, быстрый, резвый, шаловливый; то прячется, то появля­ется вновь.
  • Шестая строфа:
  • В синюю высь звонко
  • Глядела она, скуля,
  • А месяц скользил тонкий
  • И скрылся за холм в полях.
Синий цвет небесной выси. (Синий – сияющий. Вместо былой чер­ноты!) Блеск (золотистый? се­ребристый?) месяца. Чернота. Скулящий голос собаки. На некоторое время мир обрёл цвет и звук. Будто бы озарило его на мгнове­ние сияние. Но обманул, «скрылся» ме­сяц – и наступило царство темноты, мира мёртвых.

Какое-то слово удивило вас? Как понять выражение «смотрела звонко»?

Попробуйте подобрать синоним к наречию «звонко». – Пронзительно – и вглядыва­ясь, и скуля. Одним словом автор передаёт и боль, и надежду в максимальной степени их проявления.

  1. Седьмая строфа:
  2. И глухо, как от подачки,
  3. Когда бросят ей камень в смех,
  4. Покатились глаза собачьи
  5. Золотыми звёздами в снег.
Белый цвет снега, погло­тивший падающие в него «золотые звёзды». Чер­нота, мрак нависшей над миром ночи. Возможно, тонкий звук падающих «золотых звёзд». Но снег заглу­шает его. Становится ещё понятнее звучавшее ранее «звонко». Лишь на мгновение мир стал красочным и звучным. И мгнове­ние это связано с надеждой со­баки на то, что хотя бы одно её дитя живо.

Итак, как же реагирует мир на то, что произошло в нём? – В первой строфе присутст­вует удивительная торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения. Однако мир те­ряет свои краски, свой свет: он молчит, словно устыдясь своей беспомощности перед си­лами зла.

Лишь раз всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе, но радость, освященная надеждой, была недолгой: вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ними и жизнь. Воцарилось чёрно – белое беззвучие.

Инте­ресно, что если траурным цветом сейчас является чёрный, то у древних славян со смертью ассоциировался белый цвет снега – смертного покрова земли

  • Ещё один удивительный образ стихотворения, который никак нельзя обойти. Это «золотые звёзды»:
  • Покатились глаза собачьи
  • Золотыми звёздами в снег.

Как же понять эти строки? Среди поверий наших предков было такое, что звёзды, горящие на небе, – души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небо­склону звезда – умирает человек…Человек… Но при чём же тут собака? А вот сейчас о главном.

Выходим на постижение концептуального уровня, на выявление позиции автора стихотворения. В том мире, который создал Сергей Есенин, все живое равноправно, в его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения или человека.

Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: «Все мы яблони и вишни одного голу­бого сада». И ещё: «Всё от древа». О каком древе идёт речь? – О древе жизни, прароди­теле всего сущего в мире.

И потому, если все мы – дети единого древа жизни: и растения, и животные, и люди, – то горе собаки, потерявшей своих щенков, – это горе матери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир, в котором отзыва­ется это горе, со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя.

И скорбит об утрате. После проделанного анализа следует предложить ребятам прочитать стихотворение ещё раз про себя, а затем вслух, стараясь передать в интонациях всё то, что они почувствовали, пережили и открыли для себя во время работы с текстом.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся письменный ответ на вопрос: «Почему стихотворение Есенина названо «песнью»? Также можно попросить ре­бят полистать томики есенинских стихов и поискать в его произведениях строки, которые содержали бы в себе отзвуки столь дорогой для поэта мысли: «Всё от древа».

Список использованной литературы:

  1. Сипинев, Ю.А. Русская культура и словесность / Ю.А.Сипинев , И.А.Сипинева. – Санкт-Петер­бург : книгоиздательство «Сайма», 1994.

  2. Животворящая святыня… / Книга для чтения по курсу «Русская культура и словес­ность». – Санкт-Петербург : книгоиздательство «Сайма» — АО «Энерготех», 1994.

  3. Альбеткова, Р.И. Русская словесность: От слова к словесности : Учеб. Для 7 кл. /

Р. И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2001.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/s_a_esenin_pesn_o_sobake_1

«Песнь о собаке» Сергей Есенин | ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ

  • «Песнь о собаке» Сергей Есенин
  • Утром в ржаном закуте,Где златятся рогожи в ряд,Семерых ощенила сука,Рыжих семерых щенят.
  • До вечера она их ласкала,Причесывая языком,И струился снежок подталыйПод теплым ее животом.
  • А вечером, когда курыОбсиживают шесток,Вышел хозяин хмурый,Семерых всех поклал в мешок.
  • По сугробам она бежала,Поспевая за ним бежать…И так долго, долго дрожалаВоды незамерзшей гладь.
  • А когда чуть плелась обратно,Слизывая пот с боков,Показался ей месяц над хатойОдним из ее щенков.
  • В синюю высь звонкоГлядела она, скуля,А месяц скользил тонкийИ скрылся за холм в полях.
  • И глухо, как от подачки,Когда бросят ей камень в смех,Покатились глаза собачьиЗолотыми звездами в снег.

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке»

     Сергей Есенин неоднократно признавался в том, что животных любит гораздо больше, чем людей.

По мнению поэта, братья наши меньшие – существа более благородные и возвышенные, их натуре присущи преданность и честность, а жестокость обусловлена не тщеславием и попыткой самоутвердится, а банальным инстинктом самосохранения.

Подобные мировоззрения на тот момент не были новаторскими, и до Есенина их высказывали многие литераторы. Однако мало кому удавалось так контрастно и ярко противопоставить человека животному, как сделал это поэт в своем стихотворении «Песнь о собаке», написанном в 1915 году.

     В основе сюжета этого произведения – типичная и весьма банальная история о том, как на сельском подворье ощенилась рыжая сука, а хозяин, не пожелавший возиться со щенками и решать, куда же их пристроить, попросту утопил малышей в реке. С человеческой точки зрения такой поступок , безусловно, является жестоким, однако в этот момент мало кто задумывается над тем, что и у обычной дворовой собаки тоже есть чувства, она может страдать так же сильно, как и человек.

Читайте также:  Доклад как жили древние люди 5 класс (сообщение)

     Когда «хмурый хозяин» сложил новорожденных щенков, которых она так тщательно «причесывала языком», в мешок и понес к реке, собака бежала за ним по сугробам, а после смотрела, как «долго, долго дрожала воды незамерзшей гладь». Подчиняясь воле человека, который решил, что имеет право распоряжаться жизнями щенков, их мать не смогла смириться с потерей.

     Но и изменить что-либо было не в ее власти. Поэтому, еле плетясь в хлев и слизывая пот с боков, она силилась понять своим собачьим умом, почему люди, которым она служила верой и правдой, обошлись с ней так жестоко и несправедливо. Однако все, что осталось рыжей суке, так это выть на молодой месяц, который животное приняло за одного из своих щенков.

     О том, что горе животного может быть таким же огромным, как у человека, свидетельствует финальная фраза стихотворения «покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег».

Вся жизнь этого животного – это подачка, которая, по мнению автора, больше похожа на камень, который швыряет в беззащитное существо веселящаяся людская толпа. Есенин недоумевает, почему мир настолько жесток, что любая жизнь не стоит в нем ни гроша.

И в первую очередь страдают те, кто доверчив и не может себя защитить от более сильных, самоуверенных и безжалостных существ, которые именуются людьми.

     Поэт неоднократно возвращался к теме неравенства между человеком и животным, опровергая саму концепцию того, что люди являются высшими созданиями. Для Есенина все живые существа были равны, и даже обычные деревья в своих произведениях он наделял разумом и чувствами.

Однако автор был убежден в том, что лично ему гораздо комфортнее в обществе берез и кленов, чем в компании пьяных представителей столичного бомонда и проституток, алчных, беспринципных и лишенных тех высоких духовных качестве, которыми обладают низшие существа – животные.

 Кроме того, на примере обычной собаки поэт попытался показать, что люди беспощадны не только по отношению к тем, кого приручили, но и к самим себе. Они готов уничтожить каждого, кто встает у них на пути и мешает осуществлению честолюбивых замыслов. Человеческая жизнь, равно как и собачья, по мнению поэта не представляет для общества какую-либо ценность.

Но если у человека все же есть возможность себя защитить, то животные лишены и этой малости.          Поэтому Есенин сочувствует им гораздо больше, чем людям, и намного ближе воспринимает горе обычной дворовой собаки, чем человека.

      Это стихотворение после публикации вызвало много споров и насмешек в адрес Есенина, которому критики предлагали ориентироваться в своих произведениях на впечатлительных барышень. Однако лишь некоторые литераторы смогли понять, что именно хотел поэт сказать своей «Песней о собаке», в которой попытался развеять миф о бездушности животных…

Источник: https://maxpark.com/community/4932/content/5530883

С.А. Есенин. Единство живого как основа мировосприятия в стихотворении «Песнь о собаке»

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему:

«С.А. Есенин. Единство живого как основа мировосприятия в стихотворении «Песнь о собаке»».

Цели:

Воспитывать интерес к творчеству С.А. Есенина; любовь ко всему живому.

  • Учить понятию «лирический герой».
  • Развивать навыки выразительного чтения, устную речь, логику мышления.
  • Оборудование: мел, доска, портрет писателя.
  • Эпиграф: Все мы яблони и вишни одного голубого сада

С.А. Есенин

ХОД УРОКА

1 минЦель познания урока: I Орг.моментКак проявляется авторская позиция в стихотворении?
  1. 10 мин
  2. Цель познания:
  3. Постоловский
  4. Р.
  5. Мистюкова И.
  6. Ермаков М.
II Слово учителяКак проходили детские и юношеские годы поэта?Ребята, сегодня мы с вами поговорим об известнейшем русском поэте XX века Сергее Александровиче Есенине. О его детских годах нам расскажет Рома.Отрочество.ЮностьСегодня мы с вами познакомимся произведением о животном – стихотворением С. Есенина “Песнь о собаке”. Встреча с этим произведением – еще одна ступенька вверх на пути постижения огромного мира лирики. Мы не просто прочитаем стихотворение, а попробуем погрузиться в мир, созданный поэтом, и попытаемся не только воспринять чувства, переживания лирического героя, но и понять удивительную красоту этого произведения и увидеть в нём одну из граней поэзии С. А. Есенина.
2 мин III Чтение стихотворения
  • 25 мин
  • Цель познания:
  • На доске: ТЛ
  • Цель познания:
  • Таблица на доске:
  • Обращение к эпиграфу.
  1. IV Беседа с классом
  2. Кто такой лирический герой?
  3. О чём стихотворение? (Об убийстве новорожденных щенят хозяином)
  4. Имеет ли оно сюжет? (имеет)
  5. Можно ли сказать, что главный герой стихотворения – собака? (Можно)

Содержит ли произведение прямые высказывания самого автора? А можно ли что – то сказать об образе поэта?Образ поэта, который возникает в нашем воображении, мы называем образом ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ.Увидеть, услышать мир, созданный Есениным, наглядно представить себе, как меняется состояние мира есенинского стихотворения от строфы к строфе, как происходит движение в нём, понять своеобразие лирического героя поэзии С. Есенина.

  • Первая строфа:Утром в ржаном закуте,Где златятся рогожи в ряд,Семерых ощенила сука,
  • Рыжих семерых щенят.
Яркий, ласковый свет золотого солнца, освещающего закут. Златящиеся рогожи. Рыжийцвет (цвет солнца, Цвет огня) шерсти щенят. отсутствует Щенки появляются утром.

Мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семи (само число “семь” является счастливым) новых жизней.

Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят – всё это подчёркивает высоту происшедшего.

Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодородия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь (символика “ржи” — “ржаной закут”, в котором ощенилась собака).

Производим наблюдения на фонологическом уровне.

В данной строфе присутствует аллитерация: повтор звука “р”, однако здесь нет агрессии (ничего щенкам не грозит). Быть может, это ласковое урчание собаки – матери.

  1. Вторая строфа:
  2. До вечера она их ласкала,Причёсывая языком,И струился снежок подталый
  3. Под тёплым её животом.
Постепенное уменьшение света (день переходит в вечер). Лёгкое шуршание,ласковое журчание воды. Порадовавшись вместе с матерью чуду рождения, мир как бы приглушил яркий свет. Белый снег тает, превращаясь в бесцветную воду.

Почему поэт обращает наше внимание на такую деталь, как тёплый живот собаки? – (Она выносила в “тёплом животе” своих детей, и сейчас они лежат, прижавшись к животу родившей их, возле которого им тепло и нестрашно).

  • Третья строфа:
  • А вечером когда курыОбсиживают шесток,Вышел хозяин хмурый,
  • Семерых всех поклал в мешок.
Тьма, мрак (вечер), “хмурый” хозяин, пришедший за щенками Куры молчат (почему?) Звук шагов хозяина (?) Наступило время господства над миром сил тьмы, зла и разрушения.

Почему автор использует эпитет “хмурый”?

— При помощи каких глаголов он передаёт действия хозяина? Что вы можете сказать о слове “поклал”? (Просторечие, сказано словно о поленьях. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков (древних славян) ассоциацию с мешком, в который прячут по ночам украденное солнце. Рыжие, как солнце, щенята брошены в тёмный, душный мешок).

Мир молчит. Может, от страха или сознания своей вины, от стыда за свою беспомощность?

  1. Четвёртая строфа:
  2. По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать…И так долго, долго дрожала
  3. Воды незамёрзшей гладь.
Белый цвет сугробов. Стальной отлив воды. Шорохи… Звук дыхания. Но… Всплеск отсутствует.

— Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события? Каким знаком заканчивается первое предложение этой строфы? (Многоточие – приём умолчания) О чём умалчивает поэт?

Для чего автор использует повтор? –Долго-долго собака глядела на вздрагивавшую воду, скрывшую от неё детей. А человек убил и спокойно пошёл домой; для него то, что он только что сделал, — обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать своё внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли щенята?

  • Пятая строфа:
  • А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков,Показался ей месяц над хатой
  • Одним из её щенков.
На тёмном небе – месяц (может быть, рыжий, как часто бывает в есенинских стихах, например, “рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани”?) (неясные негромкие шорохи…) Может, собака прислушивается, замерла в ожидании…

— Что же позволило собаке принять месяц за своего щенка? – Во-первых, цвет, во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка, в-третьих, месяц молодой, быстрый, резвый, шаловливый; то прячется, то появляется вновь.

  1. Шестая строфа:
  2. В синюю высь звонкоГлядела она, скуля,А месяц скользил тонкий
  3. И скрылся за холм в полях.

Синий цвет небесной выси. (Синий – сияющий. Вместо былой черноты!) Блеск (золотистый? серебристый?) месяца. Чернота.

Скулящий голос собаки.

На некоторое время мир обрёл цвет и звук. Будто бы озарило его на мгновение сияние. Но обманул, “скрылся” месяц – и наступило царство темноты, мира мёртвых.

— Какое-то слово удивило вас?

— Как понять выражение “смотрелазвонко” ?

— Попробуйте подобрать синоним к наречию “звонко”. (Пронзительно – и вглядываясь, и скуля. Одним словом автор передаёт и боль, и надежду в наибольшей степени их проявления).

  • Седьмая строфа:
  • И глухо, как от подачки,Когда бросят ей камень в смех,Покатились глаза собачьи
  • Золотыми звёздами в снег.
Белый цвет снега, поглотивший падающие в него “золотые звёзды”. Чернота, мрак нависшей над миром ночи. Возможно, тонкий звук падающих “золотых звёзд”. Но снег заглушает его. Становится ещё понятнее звучавшее ранее “звонко”. Лишь на мгновение мир стал красочным и звучным. И мгновение это связано с надеждой собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо.

— Итак, как же реагирует мир на то, что произошло в нём? — В первой строфе присутствует удивительная торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения. Однако мир теряет свои краски, свой свет: он молчит, словно устыдясь своей беспомощности перед силами зла.

Лишь раз всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе, но радость, освященная надеждой, была недолгой: вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ними и жизнь. Воцарилось чёрно-белое беззвучие.

Интересно, что если траурным цветом сейчас являетсячёрный, то у древних славян со смертью ассоциировался белый цвет снега – смертного покрова земли

  1. Ещё один удивительный образ стихотворения, который никак нельзя обойти. Это “золотые звёзды” :
  2. Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.
  3. Как же понять эти строки?

Среди поверий наших предков было такое, что звёзды, горящие на небе, — души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда — умирает человек…Человек… Но при чём же тут собака?

А вот сейчас о главном. Выходим выявление позиции автора стихотворения.

В том мире, который создал Сергей Есенин, все живое равноправно, в его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения или человека. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: “Все мы яблони и вишни одного голубого сада”. И ещё: “Всё от древа”.

О каком древе идёт речь? — О древе жизни, прародителе всего сущего в мире.

И потому, если все мы — дети единого древа жизни : и растения, и животные, и люди, — то горе собаки, потерявшей своих щенков, — это горематери, это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая.

И весь мир, в котором отзывается это горе, со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате.

  • 2 мин
  • V Домашнее задание
  • Выучить стихотворение «Песнь о собаке»
  • 2 мин
  • VI Выставляю оценки и комментирую
  • Оформление доски
Лирический герой ЧислоС.А. Есенин. Единство живого как основа мировосприятия в стихотворении

  1. «Песнь о собаке»
  2. Все мы яблони и вишни
  3. одного голубого сада

С.А. Есенин

ДЗ: Выучить стихотворение «Песнь о собаке»

Источник: https://www.art-talant.org/publikacii/1406-sa-esenin-edinstvo-ghivogo-kak-osnova-mirovospriyatiya-v-stihotvorenii-pesny-o-sobake

Ссылка на основную публикацию