Синий туман. Снеговое раздолье,Тонкий лимонный лунный свет.Сердцу приятно с тихою болью
- №4 Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
- Снег у крыльца как песок зыбучий.Вот при такой же луне без слов,Шапку из кошки на лоб нахлобучив,
- №8 Тайно покинул я отчий дров.
Снова вернулся я в край родимый.Кто меня помнит? Кто позабыл?Грустно стою я, как странник гонимый, —
- №12 Старый хозяин своей избы.
- Молча я комкаю новую шапку,Не по душе мне соболий мех.Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку,
- №16 Вспомнил кладбищенский рыхлый снег.
- Все успокоились, все там будем,Как в этой жизни радей не радей, —Вот почему так тянусь я к людям,
- №20 Вот почему так люблю людей.
- Вот отчего я чуть-чуть не заплакалИ, улыбаясь, душой погас, —Эту избу на крыльце с собакой
- №24 Словно я вижу в последний раз.
Siny tuman. Snegovoye razdolye,Tonky limonny lunny svet.Serdtsu priatno s tikhoyu bolyu
- Chto-nibud vspomnit iz rannikh let.
- Sneg u kryltsa kak pesok zybuchy.Vot pri takoy zhe lune bez slov,Shapku iz koshki na lob nakhlobuchiv,
- Tayno pokinul ya otchy drov.
Snova vernulsya ya v kray rodimy.Kto menya pomnit? Kto pozabyl?Grustno stoyu ya, kak strannik gonimy, —
- Stary khozyain svoyey izby.
- Molcha ya komkayu novuyu shapku,Ne po dushe mne soboly mekh.Vspomnil ya dedushku, vspomnil ya babku,
- Vspomnil kladbishchensky rykhly sneg.
- Vse uspokoilis, vse tam budem,Kak v etoy zhizni radey ne radey, —Vot pochemu tak tyanus ya k lyudyam,
- Vot pochemu tak lyublyu lyudey.
- Vot otchego ya chut-chut ne zaplakalI, ulybayas, dushoy pogas, —Etu izbu na kryltse s sobakoy
- Slovno ya vizhu v posledny raz.
- Cbybq nevfy/ Cytujdjt hfpljkmt,Njyrbq kbvjyysq keyysq cdtn/Cthlwe ghbznyj c nb[j/ ,jkm/
- Xnj-yb,elm dcgjvybnm bp hfyyb[ ktn/
- Cytu e rhskmwf rfr gtcjr ps,exbq/Djn ghb nfrjq ;t keyt ,tp ckjd,Ifgre bp rjirb yf kj, yf[kj,exbd,
- Nfqyj gjrbyek z jnxbq lhjd/
Cyjdf dthyekcz z d rhfq hjlbvsq/Rnj vtyz gjvybn? Rnj gjpf,sk?Uhecnyj cnj/ z, rfr cnhfyybr ujybvsq, —
- Cnfhsq [jpzby cdjtq bp,s/
- Vjkxf z rjvrf/ yjde/ ifgre,Yt gj leit vyt cj,jkbq vt[/Dcgjvybk z ltleire, dcgjvybk z ,f,re,
- Dcgjvybk rkfl,botycrbq hs[ksq cytu/
- Dct ecgjrjbkbcm, dct nfv ,eltv,Rfr d 'njq ;bpyb hfltq yt hfltq, —Djn gjxtve nfr nzyecm z r k/lzv,
- Djn gjxtve nfr k/,k/ k/ltq/
- Djn jnxtuj z xenm-xenm yt pfgkfrfkB, eks,fzcm, leijq gjufc, —'ne bp,e yf rhskmwt c cj,frjq
- Ckjdyj z db;e d gjcktlybq hfp/
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
770 |
632 |
130 |
94 |
26 |
56 |
24 |
6 |
80,0 % |
2,00 |
9,0 % |
Размер: четырёхстопный дактиль
Стопа: трёхсложная с ударением на 1-м слоге
4 строки, четверостишие | раздолье-свет-болью-лет | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | зыбучий-слов-нахлобучив-дров | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | родимый-позабыл-гонимый-избы | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | шапку-мех-бабку-снег | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | будем-радей-людям-людей | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | заплакал-погас-собакой-раз | ABAB (перекрёстная) |
Семантическое ядро
вспомнить | 4 | 3,08 % |
все | 2 | 1,54 % |
иза | 2 | 1,54 % |
изба | 2 | 1,54 % |
крыльцо | 2 | 1,54 % |
радеть | 2 | 1,54 % |
снег | 2 | 1,54 % |
шапка | 2 | 1,54 % |
Источник: https://yebanko.ru/analiz/yesenin/snegovoye
Анализ стихотворения Есенина “Синий туман. Снеговое раздолье
Будучи возвышенным романтиком и мечтателем, как и любой поэт, в творчестве, С. А. Есенин одновременно являлся жестоким реалистом в восприятии жизни. Писатель смотрел на реальную действительность как на хронологически жестко ограниченный отрезок.
Всю свою сознательную творческую жизнь поэт вольно или невольно стремился расширить короткие границы бытия в этом мире, несмотря на то, что известный латинский афоризм “Memento mоrе” (“Помни о смерти”) можно считать удачным эпиграфом к большинству есенинских стихотворений.
В целом ряде произведений временной конечности, циклической завершенности противопоставлена бесконечность пространственная.
Так, например, стихотворение “Синий туман. Снеговое раздолье…” открывается безмятежной картиной спящей зимней природы. Пронзительная грусть воспоминаний сочетается в душе лирического героя с радостью возвращения к родному дому, к истокам. Его противоречивые ощущения передают оксюморонно звучащие строки
- “Сердцу приятно с тихою болью Что-нибудь вспомнить из ранних лет”.
- ***
- “Вот отчего я чуть-чуть не заплакал И, улыбаясь, душой погас”.
Запутавшись в сложностях и хитросплетениях судьбы, лирический герой стоит у порога отчего дома, мучительно выбирая для себя очередную жизненную роль. Кто он? “Хозяин своей избы” (а в широком смысле – судьбы) или “странник гонимый”?
Каждая бытовая деталь в этом стихотворении приобретает философское звучание. Любопытно, например, что лирический герой уходит из дома в непритязательной шапке из кошки, а возвращается увенчанный достатком, в новой соболиной шапке.
Но перед лицом неотвратимой трагической утраты (потерей умерших родных и близких), предчувствием своего скорого ухода (“Эту избу на крыльце с собакою / Словно я вижу в последний раз”) ценности материального мира теряют свою значимость.
Вечным и неизменным предстает в произведении лишь “тонкий лимонный лунный свет”.
Целых три эпитета (два из которых гармонично сочетаются благодаря звуковому удвоению и как нельзя более удачно поясняют первый) подчеркивают идейную значимость данного образа, одновременно с этим придают ему художественную выразительность. Все земное же тленно, как “рыхлый”, “как песок зыбучий снег”.
Изба (символ традиционного жизненного уклада) – центральный в композиционном отношении образ в произведении. Семантически важен в стихотворении и возникающий в последней шестой строфе образ собаки.
Он расширяет и дополняет тему прощания лирического героя с миром, ибо образ собаки традиционно в своем символическом звучании соотносится с образом друга.
Ключевую же идею произведения содержит пятая строфа:
- Все успокоились, все там будем, Как в этой жизни радей не радей, – Вот почему так тянусь я к людям,
- Вот почему так люблю людей.
Вот он, есенинский гуманизм, о котором так много говорят и пишут исследователи. Обостренно ощущая зыбкость земного бытия, поэт провозглашает самого человека высшей ценностью в этом мире.
Уходя же в мир иной, человек остается жить не за кладбищенской оградкой, а лишь в памяти знавших его людей да в отчем доме, где каждый отдельный предмет и уголок хранит и помнит теплоту его рук. А красота его души остается в памяти знавших его людей.
Неслучайно, вернувшись в родные края, лирический герой спрашивает себя: “Кто меня помнит? Кто позабыл?”. Очевидно, что для него это чрезвычайно психологически важно.
Романтическая приподнятость небольшой пейзажной зарисовки в начальных строках произведения выглядит контрастной по отношению к трагическим нотам его финала (“Эту избу на крыльце с собакою Словно я вижу в последний раз”). Лирический герой, едва вернувшись из дальних жизненных странствий, не по своей воле вынужден вновь проститься с родным домом, причем на этот раз уже навсегда.
Однако в целом стихотворение “Синий туман. Снеговое раздолье…” необычайно статичное, в то время как для большинства произведений С. А. Есенина характерен динамический образный ряд.
На протяжении всего развития лирического сюжета герой стоит у крыльца избы.
И что же окружает его? Лишь парад воспоминаний, да “синий туман” и “лунный свет” – образы, семантически актуализирующие тему недосказанности, неизвестности и неведения.
Важную композиционную роль в произведении играют повторы. Они сконцентрированы в наиболее значимых в философском отношении строфах стихотворения (четвертой и пятой). Причем С. А. Есенин использует повторы разных типов. Это прежде всего так называемые анафорические повторы, то есть повторы в самом начале стихотворных строк
- “Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку, Вспомнил кладбищенский рыхлый снег”
- ***
- “Вот почему так тянусь я к людям, Вот почему так люблю людей.
- Вот отчего я чуть-чуть не заплакал”.
- В данном произведении также имеются повторы внутри строк (“Все успокоились, все там будем”, “радей не радей”) и многочисленные звуковые удвоения – такие повторы, при которых один звук или два звука, а порой и целая звуковая комбинация повторяются в соседних словах строки, тем самым обеспечивая наибольшую образную выразительность и мелодическую звучность как отдельным строкам, так и всему произведению (“лимонный лунный”, “шапку из кошки”, “на лоб нахлобучив”, “люблю людей”).
(2 votes, average: 4.00
Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-esenina-sinij-tuman-snegovoe-razdole/
Анализ стихотворения С. А. Есенина “Синий туман. Снеговое раздолье”
Из всей русской лирики ХХ в. более ярко выделяется поэзия С. А. Есенина. Его произведения красочные, чистые, легкие и наивные. Со временем Есенин стал писать стихотворения более серьезные, наполненные размышлениями о жизни, о прожитых годах, и о том, чего он добился в жизни.
Но самое главное то, что поздние стихотворения остались такими же восприимчивыми, как и ранние. Одним из них является стихотворение “Синий туман. Снеговое раздолье”. Тема стихотворения “Синий туман. Снеговое раздолье” – философское осмысление жизни и места человека в ней.
Эти вопросы уже давно волнуют Есенина, и он старается их разгадать, но, к сожалению, это приводит только к страданию.
Поэт говорит о том, как лирический герой вернулся в свой дом, из которого он ушел очень давно, прошли года, он повзрослел, и на него нахлынули воспоминания, и он понял то, как много потерял в жизни, “тайно покинув отчий кров”.
Основная мысль заключается в том, что все рано или поздно уходит, а ты уж сам выбирай себе дорогу, чтобы потом не о чем было грустить.
Общее настроение стихотворения грустное, печальное, заставляющее задуматься вместе с лирическим героем.
В стихотворении есть конфликт, не явный, а в душе героя, он “тайно покинул отчий кров” и вернулся “как странник гонимый”, одинокий, никому не нужный, герой винит себя за ошибку, которую он совершил.
Эпитеты создают неуютную обстановку, все кажется чужим и далеким: “синий туман”, “снеговое раздолье”, “лунный свет”, “снег как песок зыбучий”, “соболий мех”, “рыхлый снег”.
Сразу же в начале стихотворения поэт сравнивает “лунный свет” с “лимонным”, мгновенно появляется кислота в настроении, это своеобразный прием поэта для лучшего восприятия его переживаний. Это стихотворение – развязка жизни лирического героя, “снова вернувшись в край родимый” он понимает, что здесь ему больше делать нечего, его здесь никто не ждет.
В последних трех четверостишиях он о многом вспоминает, сопоставляет друг с другом и находит ответы на вопросы, которые он раньше не понимал. В основе стихотворения лежит кольцевая композиция.
Она позволяет нам проследить жизненный путь героя, когда он “покинул отчий кров” по-молодецки “шапку из кошки, на лоб, нахлобучив”, и когда он “снова вернулся в край родимый”, чувствуя себя “как странник гонимый”.
Приехав вновь в родное село лирический герой понимает, что он одинок, и в его сердце не осталось ни одного родного человека. Он задает риторические вопросы: “Кто меня помнит? Кто позабыл?” Ответ очевиден – никто не помнит, все позабыли.
Его окутывают воспоминания прошлых лет, он вспоминает деда, бабку, старое кладбище, где они похоронены. Невольно он задумывается о жизни и смерти, делает вывод: “Все успокоились, все там будем,/ Как в этой жизни радей, не радей”. Эти размышления дают ему ответ еще на один вопрос о том, почему он так “любит людей”.
Противопоставление прошлого и настоящего – лейтмотив философской лирики Есенина. Поэт не может принять реальность и постоянно возвращается к прошлому, он никак не может с ним разлучиться, так как здесь ему все чужое. Но ведь прошлое хорошее только тогда, когда его вспоминаешь.
В основе стихотворения лежит антитеза прошлого и настоящего: “отчий кров” – “странник гонимый”, “шапку из кошки, на лоб, нахлобучив” – “молча, я комкаю новую шапку,/ не по душе мене соболий мех”. На мой взгляд, для создания стихотворения основной мыслью является возвращение героя в родимый край. А по первой строке “Синий туман.
Снеговое раздолье”, мы можем услышать музыку, которая звучит в душе поэта, когда он берется за перо, она печальна, но далее мы видим плавный переход в более мелодичную, пронизывающую сердце музыку, которая позволяет душе отогреться. Меня восхитило это стихотворение, такие сложные размышления, восприятие жизни, поэт смог так легко и коротко изложить на бумаге. Есенин превосходно владел пером.
Его лирика великолепна. Я рад, что познакомился с его произведениями, ведь я очень много взял для себя полезного из жизненного опыта Есенина. Я надеюсь, что эти знания не пропадут напрасно.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://soch.biographiya.com/analiz-stixotvoreniya-s-a-esenina-sinij-tuman-snegovoe-razdole/
Художественный анализ поэзии «Синий туман. Снеговое раздолье»
Тема стихотворения «Синий туман. Снеговое раздолье» — философское осмысление жизни и места человека в ней. Эти вопросы уже давно волнуют Есенина, и он старается их разгадать, но, к сожалению, это приводит только к страданию.
Поэт говорит о том, как лирический герой вернулся в свой дом, из которого он ушёл очень давно, прошли года, он повзрослел, и на него нахлынули воспоминания, и он понял то, как много потерял в жизни, «тайно покинув отчий кров». Основная мысль заключается в том, что всё рано или поздно уходит, а ты уж сам выбирай себе дорогу, чтобы потом не о чем было грустить.
Общее настроение стихотворения грустное, печальное, заставляющее задуматься вместе с лирическим героем.
В стихотворении есть конфликт, не явный, а в душе героя, он «тайно покинул отчий кров» и вернулся «как странник гонимый», одинокий, никому не нужный, герой винит себя за ошибку, которую он совершил.
Эпитеты создают неуютную обстановку, всё кажется чужим и далёким: «синий туман», «снеговое раздолье», «лунный свет», «снег как песок зыбучий», «соболий мех», «рыхлый снег».
Сразу же в начале стихотворения поэт сравнивает «лунный свет» с «лимонным», мгновенно появляется кислота в настроении, это своеобразный приём поэта для лучшего восприятия его переживаний.
Это стихотворение — развязка жизни лирического героя, «снова вернувшись в край родимый» он понимает, что здесь ему больше делать нечего, его здесь никто не ждёт. В последних трёх четверостишьях он о многом вспоминает, сопоставляет друг с другом и находит ответы на вопросы, которые он раньше не понимал.
В основе стихотворения лежит кольцевая композиция. Она позволяет нам проследить жизненный путь героя, когда он «покинул отчий кров» по молодетски «шапку из кошки, на лоб, нахлобучив», и когда он «снова вернулся в край родимый», чувствуя себя «как странник гонимый».
Приехав вновь в родное село лирический герой понимает, что он одинок, и в его сердце не осталось ни одного родного человека. Он задаёт риторические вопросы: «Кто меня помнит? Кто позабыл?» Ответ очевиден – никто не помнит, все позабыли.
Его окутывают воспоминания прошлых лет, он вспоминает деда, бабку, старое кладбище, где они похоронены. Невольно он задумывается о жизни и смерти, делает вывод: «Все успокоились, все там будем,/ Как в этой жизни радей, не радей».
Эти размышления дают ему ответ ещё на один вопрос о том, почему он так «любит людей».
Противопоставление прошлого и настоящего – лейтмотив философской лирики Есенина. Поэт не может принять реальность и постоянно возвращается к прошлому, он никак не может с ним разлучиться, так как здесь ему всё чужое.
Но ведь прошлое хорошее только тогда, когда его вспоминаешь.
В основе стихотворения лежит антитеза прошлого и настоящего: «отчий кров» — «странник гонимый», «шапку из кошки, на лоб, нахлобучив» — «молча, я комкаю новую шапку,/ не по душе мене соболий мех».
На мой взгляд, для создания стихотворения основной мыслью является возвращение героя в родимый край. А по первой строке «Синий туман. Снеговое раздолье», мы можем услышать музыку, которая звучит в душе поэта, когда он берётся за перо, она печальна, но далее мы видим плавный переход в более мелодичную, пронизывающую сердце музыку, которая позволяет душе отогреться.
Меня восхитило это стихотворение, такие сложные размышления, восприятие жизни, поэт смог так легко и коротко изложить на бумаге. Есенин превосходно владел пером. Его лирика великолепна. Я рад, что познакомился с его произведениями, ведь я очень много взял для себя полезного из жизненного опыта Есенина. Я надеюсь, что эти знания не пропадут напрасно.
За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая: ведь каждый любит Отчизну своей неповторимой любовью.
За что любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин? Мне кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьян, а потом и город, литературу, друзей, даже кабаки — словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия.
Чувствуя, что значит потерять Родину, Сергей Александрович хорошо передал настроение русских эмигрантов, которым так часто снились ограда, калитка, береза и ель.
Но никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой «малой» родиной не видел «большой». Конечно, он воспринимал Родину и глубже, и шире.
Он гордился мощью своей страны, ее необъятностью: «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь», — пишет он в стихотворении «Русь советская».
Поэт счастлив тем, что он сын великого народа, великой революционной эпохи, которую старается понять и принять. Недаром в «Письме к женщине» он восклицает:
Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Сергей Есенин до боли любил все родное. Да разве не видно это по его произведениям! Бывает, пишешь сочинение и никак не найдешь цитату. А здесь другая «беда»: не знаешь, какую выбрать. Это, наверное, потому, что чуть ли не в каждом своем произведении поэт так или иначе говорит о Родине.
В «Стансах» он сам объясняет особенность своего творчества: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Поэтому так трудно, просто порой невозможно отделить эту тему от других: ведь чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни.
Вспомним одно из лучших стихотворений его о любви в сборнике «Персидские мотивы»:
- Шаганэ ты моя, Шаганэ!
- Потому, что я с севера, что ли,
- Я готов рассказать тебе поле,
- Про волнистую рожь при луне.
Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле! «Родина — это, прежде всего, ее природа», — так мог бы сказать Есенин. Но природа у него неразрывно связана с деревней, ибо только сельский житель способен так ее одухотворять. Вообще, ни у одного поэта не встречал я такой поразительной способности одушевлять природу:
- Зеленая прическа,
- Девическая грудь,
- О тонкая березка,
- Что загляделась в пруд?
- Любимый образ — березка — становится у него березкой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; осины, смотрящие в розовую водь; горящая своими плодами рябина; рожь с лебединой шеей и десятки других не менее удивительных метафор и образов составляют как бы особый мир — мир живой и одухотворенной природы, в котором всю жизнь жил поэт и который он гостеприимно распахнул для нас.
В городе все было по-иному. Потому, наверное, так радовали Сергея Александровича поездки в родное село, что он возвращался в свой заветный мир, в место, с которым связаны лучшие годы жизни.
Он никогда не терял связь с родным краем, часто бывал там и, по воспоминаниям его сестер, «каждый раз, приезжая в Константинове, был по-настоящему счастлив, что…
вновь в родном краю, любовь к которому пронес через всю жизнь».
Ему дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно, он не может не скорбеть об отсталости и дикости, существующих на Руси. В творчестве Есенина как бы происходит борьба двух чувств: понимание необходимости и неизбежности перемен и боль за то, что уходит в прошлое то, что ему очень дорого.
В начале 20-х годов побеждает второе чувство. В стихотворении «Я последний поэт деревни…» он пишет: «Не живые, чужие ладони, этим песням при вас не жить». Он горюет, что «стальная конница победила живых коней».
Эта боль прошла, видимо, «только после посещения заграницы, ибо поэт восклицает: «Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по •полям!» Не один год «железный гость», «каменные руки лжи», сдавившие «за шею» деревню, и другие поэтические образы терзали поэта.
Возможно, это была одна из причин усиления пристрастия к вину, разгулу.
Откроем эту темную страницу жизни поэта, войдем в «Русь кабацкую». Это страшный мир людей, прожигающих жизнь. С ними поэт провел много лет. Но он всегда чувствовал свое громадное интеллектуальное и нравственное превосходство над этими подонками и мерзавцами. В то же время они — часть России.
Неудивительно, что для любви к Родине Есенин находит соответствующее сравнение: «Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак». Порой поэт говорит, что он такой же, как они, такой же пропащий. Но, опомнившись, высвечивает этих людей насквозь. Он знает, что «таких не подмять, не рассеять, бесшабашность им гнилью дана». Но это тоже Родина.
Недаром Есенин заканчивает это стихотворение горькой фразой:
Снова пьют здесь, дерутся и плачут…
Ты, Рассея, моя… Рассея,
Азиатская сторона!
1925 год — год воскресения и смерти поэта. Он все больше верит в будущее страны:
Мне теперь по душе иное…
- И в чахоточном свете луны
- Через каменное и стальное
- Вижу мощь я родной стороны.
Это очень плодовитый в творческом плане год. Но освободиться от тоски, от предчувствия смерти не удается. Да, страсть к вину, непонимание, отверженность, несложившаяся личная жизнь — все это и многое другое привели к трагическому концу.
Но для нас поэт всегда остается живым, всегда его творчество вливает нам «в грудь теплынь», учит по-новому видеть родное и любить его. И недаром никакие запреты и гонения на творчество Есенина в темные сталинские времена не могли заставить забыть его, ибо в его «глазах прозрений дивный свет».
Когда я думаю об этом человеке, вспоминаются строки Н. А. Некрасова: «Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру…» Тогда бы заглохли и поэтичность, лиричность — светлые родники человеческой души.
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/xudozhestvennyj-analiz-poezii-sinij-tuman-snegovoe-razdole/
Будучи возвышенным романтиком и мечтателем, как и любой поэт, в творчестве, С.А. Есенин одновременно являлся жестоким реалистом в восприятии жизни. Писатель смотрел на реальную действительность как на хронологически жестко ограниченный отрезок.
Всю свою сознательную творческую жизнь поэт вольно или невольно стремился расширить короткие границы бытия в этом мире, несмотря на то, что известный латинский афоризм «Memento more» («Помни о смерти») можно считать удачным эпиграфом к большинству есенинских стихотворений.
В целом ряде произведений временной конечности, циклической завершенности противопоставлена бесконечность пространственная. Так, например, стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье…» открывается безмятежной картиной спящей зимней природы.
Пронзительная грусть воспоминаний сочетается в душе лирического героя с радостью возвращения к родному дому, к истокам.
Его противоречивые ощущения передают оксюморонно звучащие строки («Сердцу приятно с тихою болью Что-нибудь вспомнить из ранних лет», «Вот отчего я чуть-чуть не заплакал И, улыбаясь, душой погас»).
Запутавшись в сложностях и хитросплетениях судьбы, лирический герой стоит у порога отчего дома, мучительно выбирая для себя очередную жизненную роль. Кто он? «Хозяин своей избы» (а в широком смысле — судьбы) или «странник гонимый»?
Каждая бытовая деталь в этом стихотворении приобретает философское звучание. Любопытно, например, что лирический герой уходит из дома в непритязательной шапке из кошки, а возвращается увенчанный достатком, в новой соболиной шапке.
Но перед лицом неотвратимой трагической утраты (потерей умерших родных и близких), предчувствием своего скорого ухода («Эту избу на крыльце с собакою Словно я вижу в последний раз») ценности материального мира теряют свою значимость.
Вечным и неизменным предстает в произведении лишь «тонкий лимонный лунный свет».
Целых три эпитета (два из которых гармонично сочетаются благодаря звуковому удвоению и как нельзя более удачно поясняют первый) подчеркивают идейную значимость данного образа, одновременно с этим придают ему художественную выразительность. Все земное же тленно, как «рыхлый», «как песок зыбучий снег».
Изба (символ традиционного жизненного уклада) — центральный в композиционном отношении образ в произведении. Семантически важен в стихотворении и возникающий в последней шестой строфе образ собаки.
Он расширяет и дополняет тему прощания лирического героя с миром, ибо образ собаки традиционно в своем символическом звучании соотносится с образом друга.
Ключевую же идею произведения содержит пятая строфа:
Все успокоились, все там будем, Как в этой жизни радей не радей, — Вот почему так тянусь я к людям, Вот почему так люблю людей.
Вот он, есенинский гуманизм, о котором так много говорят и пишут исследователи. Обостренно ощущая зыбкость земного бытия, поэт провозглашает самого человека высшей ценностью в этом мире.
Уходя же в мир иной, человек остается жить не за кладбищенской офадкой, а лишь в памяти знавших его людей да в отчем доме, где каждый отдельный предмет и уголок хранит и помнит теплоту его рук. А красота его души остается в памяти знавших его людей.
Неслучайно, вернувшись в родные края, лирический герой спрашивает себя: «Кто меня помнит? Кто позабыл?». Очевидно, что для него это чрезвычайно психологически важно.
Романтическая приподнятость небольшой пейзажной зарисовки в начальных строках произведения выглядит контрастной по отношению к трагическим нотам его финала («Эту избу на крыльце с собакою Словно я вижу в последний раз»). Лирический герой, едва вернувшись из дальних жизненных странствий, не по своей воле вынужден вновь проститься с родным домом, причём на этот раз уже навсегда.
Однако в целом стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье…» необычайно статичное, в то время как для большинства произведений С.А. Есенина характерен динамический образный ряд.
На протяжении всего развития лирического сюжета герой стоит у крыльца избы.
И что же окружает его? Лишь парад воспоминаний, да «синий туман» и «лунный свет» — образы, семантически актуализирующие тему недосказанности, неизвестности и неведения.
Важную композиционную роль в произведении играют повторы. Они сконцентрированы в наиболее значимых в философском отношении строфах стихотворения (четвертой и пятой). Причем С.А. Есенин использует повторы разных типов.
Это прежде всего так называемые анафорические повторы, то есть повторы в самом начале стихотворных строк («Вспомнил я дедушку, вспомнил я бабку, Вспомнил кладбищенский рыхлый снег»; «Вот почему так тянусь я к людям, Вот почему так люблю людей.
Вот отчего я чуть-чуть не заплакал»).
В данном произведении также имеются повторы внутри строк («Все успокоились, все там будем», «радей не радей») и многочисленные звуковые удвоения — такие повторы, при которых один звук или два звука, а порой и целая звуковая комбинация повторяются в соседних словах строки, тем самым обеспечивая наибольшую образную выразительность и мелодическую звучность как отдельным строкам, так и всему произведению («лимонный лунный», «шапку из кошки», «на лоб нахлобучив», «люблю людей»).
Источник: https://moitvoru.ru/index.php/analiz-proizvedeniya/6966-s-a-esenin-sinij-tuman-snegovoe-razdole-analiz-proizvedeniya
Сочинение на тему Анализ стихотворения С.А. Есенина «Синий туман. Снеговое раздолье» по литературе
Анализ стихотворения С.А. Есенина «Синий туман. Снеговое раздолье»
�з всей русской лирики ХХ в. более ярко выделяется поэзия С.А. Есенина. Его произведения красочные, чистые, лёгкие и наивные.
Со временем Есенин стал писать стихотворения более серьёзные, наполненные размышлениями о жизни, о прожитых годах, и о том, чего он добился в жизни. Но самое главное то, что поздние стихотворения остались такими же восприимчивыми, как и ранние. Одним из них является стихотворение «Синий туман. Снеговое раздолье».
Тема стихотворения «Синий туман. Снеговое раздолье» — философское осмысление жизни Рё места человека РІ ней.
Рти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ уже давно волнуют Есенина, Рё РѕРЅ старается РёС… разгадать, РЅРѕ, Рє сожалению, это РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ только Рє страданию.
Поэт говорит о том, как лирический герой вернулся в свой дом, из которого он ушёл очень давно, прошли года, он повзрослел, и на него нахлынули воспоминания, и он понял то, как много потерял в жизни, «тайно покинув отчий кров». Основная мысль заключается в том, что всё рано или поздно уходит, а ты уж сам выбирай себе дорогу, чтобы потом не о чем было грустить.
Общее настроение стихотворения грустное, печальное, заставляющее задуматься вместе с лирическим героем.
Р’ стихотворении есть конфликт, РЅРµ явный, Р° РІ душе героя, РѕРЅ «тайно РїРѕРєРёРЅСѓР» отчий РєСЂРѕРІВ» Рё вернулся «как странник гонимый», РѕРґРёРЅРѕРєРёР№, РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ нужный, герой РІРёРЅРёС‚ себя Р·Р° ошибку, которую РѕРЅ совершил. Рпитеты создают неуютную обстановку, РІСЃС‘ кажется чужим Рё далёким: «синий туман», «снеговое раздолье», «лунный свет», «снег как песок зыбучий», «соболий мех», «рыхлый снег». Сразу же РІ начале стихотворения РїРѕСЌС‚ сравнивает «лунный свет» СЃ «лимонным», мгновенно появляется кислота РІ настроении, это своеобразный приём поэта для лучшего восприятия его переживаний.
Рто стихотворение — развязка жизни лирического героя, «снова вернувшись РІ край родимый» РѕРЅ понимает, что здесь ему больше делать нечего, его здесь никто РЅРµ ждёт. Р’ последних трёх четверостишиях РѕРЅ Рѕ РјРЅРѕРіРѕРј вспоминает, сопоставляет РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј Рё находит ответы РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, которые РѕРЅ раньше РЅРµ понимал.
В основе стихотворения лежит кольцевая композиция.
РћРЅР° позволяет нам проследить жизненный путь героя, РєРѕРіРґР° РѕРЅ «покинул отчий РєСЂРѕРІВ» РїРѕ-молодецки «шапку РёР· кошки, РЅР° лоб, нахлобучив», Рё РєРѕРіРґР° РѕРЅ «снова вернулся РІ край родимый», чувствуя себя «как странник гонимый». Приехав РІРЅРѕРІСЊ РІ СЂРѕРґРЅРѕРµ село лирический герой понимает, что РѕРЅ РѕРґРёРЅРѕРє, Рё РІ его сердце РЅРµ осталось РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ СЂРѕРґРЅРѕРіРѕ человека. РћРЅ задаёт риторические РІРѕРїСЂРѕСЃС‹: «Кто меня РїРѕРјРЅРёС‚? Кто позабыл?В» Ответ очевиден – никто РЅРµ РїРѕРјРЅРёС‚, РІСЃРµ позабыли. Его окутывают воспоминания прошлых лет, РѕРЅ вспоминает деда, бабку, старое кладбище, РіРґРµ РѕРЅРё похоронены. Невольно РѕРЅ задумывается Рѕ жизни Рё смерти, делает вывод: «Все успокоились, РІСЃРµ там будем,/ Как РІ этой жизни радей, РЅРµ радей». Рти размышления дают ему ответ ещё РЅР° РѕРґРёРЅ РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, почему РѕРЅ так «любит людей».
Противопоставление прошлого и настоящего – лейтмотив философской лирики Есенина.
Поэт не может принять реальность и постоянно возвращается к прошлому, он никак не может с ним разлучиться, так как здесь ему всё чужое.
Но ведь прошлое хорошее только тогда, когда его вспоминаешь.
Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ стихотворения лежит антитеза прошлого Рё настоящего: «отчий РєСЂРѕРІВ» — «странник гонимый», «шапку РёР· кошки, РЅР° лоб, нахлобучив» — «молча, СЏ комкаю РЅРѕРІСѓСЋ шапку,/ РЅРµ РїРѕ душе мене соболий мех».
На мой взгляд, для создания стихотворения основной мыслью является возвращение героя в родимый край. А по первой строке «Синий туман.
Снеговое раздолье», мы можем услышать музыку, которая звучит в душе поэта, когда он берётся за перо, она печальна, но далее мы видим плавный переход в более мелодичную, пронизывающую сердце музыку, которая позволяет душе отогреться.
Меня восхитило это стихотворение, такие сложные размышления, восприятие жизни, поэт смог так легко и коротко изложить на бумаге. Есенин превосходно владел пером.
Его лирика великолепна. Я рад, что познакомился с его произведениями, ведь я очень много взял для себя полезного из жизненного опыта Есенина.
Я надеюсь, что эти знания не пропадут напрасно.
Источник: https://spisivay.ru/sochinenie/qpfskbfrb/index.html
Анализ стихотворения Есенина «Синий туман. Снеговое раздолье»
В 1970-1980-е годы появляются версии о том, что Есенин был убит, а не покончил с собой. В совершении жестокой расправы над поэтом в разное время обвиняли литературных завистников, евреев, чекистов. Иногда высказывались версии по-настоящему фантастические.
Одна из самых оригинальных идей – Сергея Александровича где-то убили, впоследствии перенеся тело в номер ленинградской гостиницы «Англетер». Впрочем, нет пока теории, помимо официально принятой, которая бы находилась в полном соответствии с фактами.
Дело в том, что на исходе 1925 года душевное состояние поэта оставляло желать лучшего. В течение примерно месяца он проходил курс лечения в московской психоневрологической больнице, из нее отправился в Ленинград.
Накануне отъезда Сергей Александрович навестил родственников с целью попрощаться.
Стремление Есенина к смерти ярко проявилось в его творчестве. В лирике, относящейся к периоду с 1923 по 1925 гг. много раз речь идет о самоубийстве. Еще чаще поэт говорит о своей скорой кончине. В качестве примера можно привести философское стихотворение «Синий туман.
Снеговое раздолье…», датированное концом сентября 1925-го. Посредством кольцевой композиции Есенин показывает замкнутый круг человеческой жизни. В произведении лирический герой возвращается в отчий дом.
При этом он вспоминает, как когда-то покинул родную избу, нахлобучив «шапку из кошки на лоб». Прошло немало лет, ознаменовавшихся кардинальными переменами. Из жизни ушли некоторые родственники и близкие люди лирического героя. Зато ему удалось стать состоятельным.
Вот только не по душе оказалась новая шапка из дорогого собольего меха.
В стихотворении встречается несколько образов, характерных для поэзии Есенина, — деревенская изба (символ родного дома), собака (олицетворение преданности). В который раз возникает странник. Он появился еще в ранней лирике Сергея Александровича. Образ этот рожден детскими воспоминаниями поэта: вместе с бабушкой Есенин ходил в недолгие паломничества.
В произведении «Синий туман. Снеговое раздолье…» пейзаж статичен – в самом начале дано описание зимней ночи, и впоследствии ничего не меняется. Интересно, что обычно Сергей Александрович показывал природу в динамике.
Возможно, в рассматриваемом стихотворении неподвижность нарисованной картины связана с остановкой лирического героя – он замирает, чтобы осмыслить свою жизнь, поразмышлять на тему смерти, подумать о прошлом и будущем.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Есенина «Синий туман. Снеговое раздолье»« Сказание о старом мореходе КольриджаИстория создания пьесы «На дне» Горького »
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-esenina-sinij-tuman-snegovoe-razdole/