Слайд 1Описание слайда:
Проектная работа по пьесе Алексея Николаевича Арбузова «Таня»
Слайд 2Описание слайда:
План работы: 1. Биография Анализ пьесы Список используемых источников
Слайд 3Слайд 4Описание слайда:
Биография Родился 13 мая в Москве в образованной, интеллигентной семье. Самым сильным детским впечатлением ребенка было море, куда семья ездила каждый год отдыхать.
Начало войны 1914 застало Арбузовых на Рижском взморье, и им срочно пришлось уезжать. Арбузовы переехали из Москвы в Петроград, где шестилетний Алеша приобщается к театру, слушает оперу, ходит в кинематограф.
Учится в частной гимназии (1916). Революция 1917 помешала ему получить систематическое образование.
Слайд 5Описание слайда:
В 9 лет ему пришлось столкнуться с крушением прежней жизни(отец уходит из семьи, а вскоре от болезни умирает мама). Наступают тяжелые дни: голод, цинга, тиф. В 11 лет остается один, попадает в колонию для трудновоспитуемых.
Слайд 6Описание слайда:
Спасением для него стал театр. В Большом драматическом театре мальчику довелось увидеть спектакль «Разбойники» Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходящих на фронт. Со вступительным словом выступил. А.Блок. Впечатление было настолько сильным, что в этом театре пересмотрел все спектакли, знал весь репертуар.
Слайд 7Описание слайда:
Его жизнь немного упорядочивается: он живет у своей тетки В. Савич. Школу посещать отказался, так и не получил среднего образования.
Слайд 8Описание слайда:
В 16 лет Арбузов попадает в драматическую студию, которой руководил П. Гайдебуров, блестящий актер и режиссер. Осенью, окончив студию, Арбузов поступает в труппу Гайдебурова, но вскоре покидает её.
Слайд 9Описание слайда:
Арбузов принимает участие в организации театра на колесах (агитвагон),. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая пьеса «Класс» была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха. После провала Арбузов уехал в Москву.
Слайд 10Описание слайда:
Первая пьеса, которая была поставлена в Москве, Ленинграде и других городах и получила признание зрителей и критиков, была комедия «Шестеро любимых» (1935). В этом же году написана новая пьеса «Таня». «Таня» была поставлена в 1939 Московским театром Революции и имела шумный успех. Ее ставили в 1960 — 70-е годы многие советские театры.
Слайд 11Слайд 12Описание слайда:
«Таня» Московский театр им.Ленинского Комсомола
Слайд 13Слайд 14Описание слайда:
Наши размышления о пьесе «Таня» Oн и Oнa, довoeнныe гoды, им тpyднo, Oн yчитcя, oнa тoжe. Oн мeчтaeт cтaть клaccным инжeнepoм, Oнa paди нeгo yxoдит из мeдинcтитyтa, чтoбы oблeгчить eмy yчeбy и ocyщecтвить eгo мeчтy.
Слайд 15Описание слайда:
На первый взгляд сюжет банален: молодая девушка Таня Рябинина влюблена в конструктора Германа, хочет жить только для него и бросает медицинский институт. Но Герман влюбляется в другую. Потеряв мужа, а потом и долгожданного ребенка, Таня находит в себе силы начать новую жизнь. Становится врачом, едет работать на Дальний Восток… а там — там она встречает Германа и его новую семью…
Слайд 16Описание слайда:
Действие пьесы происходит в 30-е годы. Это время общего трудового подъема, высокого престижа науки и образования, активного освоения женщинами мужских профессий, участия их в общественной жизни.
Большинство героев пьесы (Герман, Шаманова, Дуся, Игнатов и др.
) как раз идут в ногу со временем: участвуют в важных научных разработках, внедряют их в производство, руководят коллективом или, как Дуся, готовятся ко всему этому на студенческой скамье.
Слайд 17Описание слайда:
И только Таня, жена инженера Германа, выглядит на этом фоне чудачкой в своем стремлении всю себя посвятить семейной жизни, любви к мужу. Ее признание «любить – значит забыть себя, забыть ради любимого» звучит странным анахронизмом в то время.
Слайд 18Описание слайда:
В Тане — открытая и одновременно затаенная детскость – и в то же время удивительная чуткость по отношению к любимому человеку, заставившая ее без слова упрека уступить дорогу счастливой сопернице; не причинить Герману страданий известием о смерти их ребенка, о существовании которого он так и не узнал; ее восприятие снега – как счастья, песни – как детства; Сокольников – как страшного леса, где можно заблудиться;. Незаурядность героини, заложенная в пьесе меняла привычные акценты: кажется, что не Таня теряет все, а Герман.
Слайд 19Описание слайда:
Список использованных источников Ресурсы Интернет: https://ru.wikipedia.org/wiki/ https://lib.rus.ec/a/57857 https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/ARBUZOV_ALEKSE_NIKOLAEVICH.html
Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-pesa-alekseya-nikolaevicha-arbuzova-tanya
Книга Таня — читать онлайн. Арбузов Алексей Николаевич. Книги читать онлайн бесплатно без регистрации
- Алексей Николаевич Арбузов
- Таня. Жестокие игры
- Пьесы
Шанс на счастье
Когда современники говорят или пишут об Алексее Арбузове, всегда в тех или иных словах отмечаются три удивительных качества его личности и его творчества.
Во-первых, это редкая способность оставаться всегда молодым душой, которая проявлялась у него во всем: от свежести, непосредственности восприятия жизни, когда, по словам И.
Василининой, «дождь не досадная помеха, а одно из чудес природы», до умения одеться по моде; от стойкого интереса к молодежи и помощи молодым собратьям по перу до умения быть в лучшем смысле современным, то есть открытым всем проблемам, которые ставит в тот или иной период быстро бегущее время, способным уловить дух эпохи, им проникнуться и передать его в произведении.
Во-вторых, это его органичная театральность, глубокая, идущая с юношеских лет привязанность к театру, тончайшее знание его законов, благодаря которому пьесы Арбузова всегда сценичны: они «просятся на сцену». Некоторая театральность была свойственна драматургу и в жизни. Побывав в молодости актером, он, как пишет И.
Вишневская, «навсегда сохранил внутренний артистизм, стремление к игре, к перевоплощению. Рядом с Арбузовым играют даже и вещи: они из вещей для обихода превращаются у него в пеструю театральную декорацию». Об этом же свойстве характера Арбузова говорил и его младший современник драматург В. Славкин: «Он играл в жизни. Все время.
И если ситуации не было, он создавал игровую ситуацию вокруг себя.
Наша студия тоже была его игра… Он собрал вокруг себя людей, совершенно не похожих на него… Потому что понимал, что прелесть жизни в разнообразии».
Наконец, в-третьих, об Арбузове пишут как о светлом и доброжелательном человеке, который умел искренне порадоваться чужому успеху, и неизменно отмечают гуманность, теплоту его произведений, в которых даже персонажи отрицательные согреты авторским пониманием и прощением.
Жизненный и творческий путь Алексея Николаевича Арбузова (1908–1986) был долгим и полным событиями. Он родился в Москве, но в раннем детстве переехал с семьей в Петербург, где жизнь его семьи складывалась очень неблагополучно: уход отца из семьи, душевная болезнь матери.
Здесь же его застали и события Октябрьской революции, о которых он вспоминал много позже: «Самое сильное впечатление – взятие Зимнего дворца в октябре 1917, которое я наблюдал, будучи мальчишкой. Это событие отразилось на моей судьбе и судьбе моей семьи. Началась новая жизнь. Я был предоставлен сам себе» (Театр. 1986. № 2).
В одиннадцать лет он остался один, бродяжничал и даже попал в колонию для трудновоспитуемых. Мало что изменила в его жизни и опека тетки, зато спасительную и определяющую роль сыграл театр.
«Попав на воспитание к тетке, – писал Арбузов в автобиографии, – хотел снова уйти бродяжничать, но всему помешал один осенний вечер 20-го года – я попал в Большой Драматический театр, где давали „Разбойников“ Шиллера… Возвращаясь домой после спектакля, я понимал, что теперь вне театра уже нет жизни.
Я придумывал новый финал „Разбойников“, я грезил своим будущим, а оно было – театр, театр, театр… В течение четырех лет галерка четвертого яруса была моим домом, моей семьей – все значительное происходило здесь».
Следующий шаг навстречу сцене Арбузов сделал, поступив актером в труппу передвижного театра. Актерской деятельности в этом и других коллективах он отдаст несколько лет и сохранит любовь к этой профессии на всю жизнь, будет посвящать любимым артистам свои лучшие пьесы.
В конце 20-х годов Арбузов пробует себя в режиссуре – работает в «живых газетах» Ленинграда, руководит бригадой агитпоезда. Стремясь сделать выступления своей агитбригады максимально злободневными, Арбузов начал сочинять сценки и номера, делать различные монтажи.
В ноябре 1930 года появилась первая его пьеса «Класс», написанная в плакатной стилистике, характерной для молодой драматургии тех лет и отразившей классовый максимализм победившего в революционных боях народа и его трудовой энтузиазм.
Интересно, что именно такой идеологически и политически заостренной пьесой (она была оценена и поставлена профессиональными театрами) вошел в драматургию писатель, которому впоследствии будут ставить в вину «излишнюю камерность» и советовать «смелее выходить в большой мир жизни советского человека».
На самом деле драматург Арбузов никогда не терял социальной активности, но серьезные общественные проблемы в его произведениях решались через частное, личное, семейное. О преемственности ранних и зрелых произведений драматурга свидетельствует и тот факт, что именно в этой первой пьесе появляется Хор, сопровождающий действие и комментирующий поступки героев[1].
Этот необычный на первый взгляд для советской драматургии «античный» элемент вносил в текст публицистичность и торжественность. В поисках собственной творческой манеры Арбузов неоднократно использует Хор, в том числе в одной из лучших своих пьес – «Иркутской истории».
В начале 30-х годов Арбузов переезжает в Москву, где становится вольнослушателем в театральной школе, а вскоре возглавляет литературный отдел Театра малых форм Пролеткульта.
Вместе с труппой этого театра он ездит по стройкам, шахтам, пишет интермедии, формирует актуальный репертуар.
Правда, задуманная в это время большая пьеса о шахтерах Донбасса («Сердце»), материал для которой писатель собирал, живя и работая на шахте, написана так и не была.
В первых драматургических опытах Арбузова еще не звучат ни арбузовские темы, ни арбузовский стиль.
Отход от схематизма и прямолинейного социологизма агиттеатра, поворот к психологической драме наметился в двух лирических комедиях этих лет: «Шестеро любимых» (1934) – из колхозной жизни – и «Дальняя дорога» (1935) – о строителях Московского метрополитена, их непростых характерах и отношениях, романтической любви.
В этих пьесах уже заметно пристальное внимание автора к личной жизни героев, формированию характера молодого современника, которое станет в драматургии Арбузова определяющим. Интерес к частной жизни не исключал и героики, но у Арбузова это была героика будней, естественная и почти незаметная.
«Мне мил и дорог мой герой, который становится положительным в результате испытаний, выпадающих на его долю», – писал Арбузов. Пьеса «Шестеро любимых», опубликованная в журнале «Колхозный театр», была поставлена в 1934–1935 годах многими профессиональными театрами.
«Так, совершенно для себя случайно, – писал Арбузов, – я стал репертуарным драматургом».
По-настоящему знаменитым Арбузова сделала лучшая из его ранних пьес «Таня» (1938) – камерная драма о любви и счастье. Юная героиня растворена без остатка в своей любви, но находит силы отказаться от нее, узнав о чувствах мужа к другой женщине.
Она находит себя в профессии, приобретает жизненный опыт и предстает во второй части пьесы человеком состоявшимся, взрослым, открытым для новых чувств. В пьесе убедительно и талантливо прозвучала главная тема арбузовской драматургии – тема человека, обретающего самого себя.
Пьеса обошла почти все театры страны, вызвала волну острых дискуссий. Наиболее яркое сценическое воплощение она получила в Театре Революции (ныне Театр им. В. В. Маяковского) в 1939 году в постановке А. Лобанова, где главную роль исполнила Мария Бабанова.
Актрисе были присущи острое чувство современности, лиризм, эмоциональность, глубина постижения характера. Спектакль прошел 1000 раз с неизменным огромным успехом.
В 30-е годы произошел ряд знаменательных для Арбузова встреч, во многом определивших его творческую судьбу. В 1934 году он общался с М. Горьким в составе группы молодых драматургов, часто посещал репетиции режиссера-новатора В. Мейерхольда, которые стали для него школой театрального искусства.
Не менее важным было и сближение Арбузова с московской творческой молодежью (Э. Гарин, А. Гладков, И. Шток, В. Плучек и др.), что привело в 1938 году к созданию Московской государственной театральной студии, названной в народе «арбузовской».
Именно он, вечно ищущий новых форм и озабоченный, несмотря на известность и солидную литературную репутацию, отсутствием своего, творчески близкого театрального коллектива, стал душой этой студии. Вместе с ним ее возглавили писатель А. Гладков и ученик Мейерхольда, театральный режиссер В. Плучек.
С этого момента начинается период, который Арбузов назвал лучшими годами своей жизни. Задачей студии было создание по-настоящему современных спектаклей, в которых нашел бы правдивое и глубокое отражение образ современника, обращение к своему поколению, рассказ ему о нем самом.
Источник: https://izdaiknigu.ru/bookread-192553
Социально-психологическая драма 30-х годов. А.Арбузов «Таня»
Углубление во внутренний мир человека, интерес к проблеме счастья характеризуют драматургию А.Арбузова (1908-1980). Арбузов был первооткрывателем камерной драматургии 30-х г. Особенности драматургии Арбузова:
· Внутренняя жизнь героя не менее напряженна, чем трудовая деятельность, что нехарактерно для литературы 30-х, в которой на первый план выходят внешние достижения.
· Герой Арбузова не идеализирован, он искатель и мечтатель, проходит трудный зигзагообразный путь, полный проб и ошибок. Их путь сложен и насыщен противоречиями, за которые он расплачивается дорогой ценой.
· Герой Арбузова — сильная личность. Но силы его бродят, и он мучительно ищет для них применения, берясь за множество дел и не завершая ни одного. Он чистый, честный и в то же время непокладистый, угловатый, самолюбивый, ершистый человек, трудный для людей и еще больше для себя.
· Арбузов всегда показывает своего героя в движении, в росте, в развитии, поскольку Арбузов ставит своей целью создать типический образ советского молодого человека и в лучших пьесах это ему удается, человеческая, моральная основа его героя положительная. Достоинства героя помогают ему преодолевать слабости, недостатки и благодаря этому возникают в особенно ярком свете.
· У Арбузова главный источник движения — человеческие характеры. Развитие сюжета определяется у него прежде всего духовным ростом героев, сменой, развитием их мыслей, чувств, отношений.
Но при этом события и взаимосвязи людей с событиями Арбузов изображает наименее убедительно. Тут он сразу теряет почву под ногами. События часто возникают у него как лавина непредвиденных происшествий и давят героев.
Его интересует вопросы, связанные со становлением личности юного человека, для него важно сохранение личности в любых жизненных условиях.
· Эмоциональный колорит его произведений – это сочетание разноплановых элементов иронии, мягкого юмора, лиризма, сердечной патетики.
· А. Д. Трубина отмечает «опоэтизированность» отношений между мужчиной и женщиной, из них он всегда извлекает «лексикон человечности».
· Пьесы (?) (пьеса) Арбузова имеют счастливый финал, потому что А. верил, что в каждом зрителе от природы заложено ожидание справедливости и счастливого финала жизненных усилий.
Его пьеса «Таня» (1938) имела огромный успех. Все внимание драматурга оказалось направлено на исследование характера главной героини – Тани Рябининой. Уже в ранних пьесах А. возникают 2 образа женщины: юные неиспорченные, настойчивые и прожившие непростую жизнь, растерявшие уверенность в собственной правоте, но умудренные опытом.
Образ главной героини: Вначале представлен образом первого типа: Судьба Тани, какой она представлялась А, дает преподносит зрителям жизнененно важный урок.
Первоначально Таня существует замкнуто в мире своей семьи: она бросила медицинский за год до окончания, чуждается друзей медиков, живет интересами своего мужа – инженера Германа Балашова (она готовит его чертежи, говорит о его планах на жизнь).
Замкнутость ее мира подчеркивается замкнутостью пространства (все время,, пока она с Балашевым, она не практически не покидает пространства квартиры).
Г е р м а н. А ты… ты не жалеешь, что бросила институт? Этой весной ты была бы уже врачом: ведь тебе оставался всего год до выпуска. Т а н я. Ну вот, опять! Ты никогда не должен говорить мне этого…
Ведь я люблю тебя, а любить ≈ значит забыть себя, забыть ради любимого. Целые ночи я готова сидеть над твоими чертежами, потому что твои работы стали моими, потому что ты ≈ это я. Г е р м а н.
Но ведь не можешь ты вечно жить моей жизнью. Пойми, это скучно, Таня!
Т а н я. Скучно? Кому?
Г е р м а н. Жаль, что у тебя нет друзей… Т а н я. Ты думаешь? Г е р м а н. А уж если ты ни за что не хочешь вернуться в институт, то… Т а н я. Что? Г е р м а н. Ты знаешь? (Улыбаясь.
) Мы назовем его Юрка. Т а н я. Нет, Герман, нет! Только ты и я. А тогда нас будет целых трое. Ты будешь его любить, а я ни с кем не хочу делить твоей любви. Даже с ним. Г е р м а н. Знаешь, я останусь… Я…
никуда не пойду.
Т а н я (бросилась к нему). Милый! (Пауза.) Нет, нет, ты должен идти, Герман… (Надевает на него пальто, шарф.) Возвращайся скорее, я буду ждать тебя… с Семен Семенычем! Ну, иди! (Выталкивает его.) Иди, Герман!
Юная героиня растворена без остатка в своей любви, у нее скоро должен родиться ребенок, а проект германовской драги признан наилучшим, а значит — жизнь удалась. Особенность Тани заключается в ее особом, поэтическом видении мира, которого нет (и, похоже, никогда не будет) у Германа и, тем более, у Шамановой.
Таня любит курносых женщин, она держит в клетке вороненка Семена Семеновича, а не какого-нибудь соловья или кенара, играет на фортепиано Бетховена.
Она фантазирует, казалось бы, на пустом месте: «И вдруг мне стало страшно, мне показалось, что Москва далеко-далеко — за тысячи километров, и я где-то на севере, а вокруг волки, медведи… Ух, как я испугалась, даже заревела от страха… И вдруг услышала шум трамвая — он шел всего в ста шагах от меня».
Таня открывает галерею арбузовских образов, которых, вне зависимости от возраста, социального положения и пола, будет связывать одно замечательное качество: некая нерастраченная детскость, доверчивая наивность, в лучшем смысле этого слова, трогательная житейская незащищенность, непоколебимая вера в чудо, в сказку. Но происходит великое драматургическое «Вдруг». Вдруг Таня узнает, что Герман любит другую. Стоит отметить, что Герман влюбляется в женщину второго типа, и это очень симптоматично для ранней драматургии автора.
Образ Марии Шамановой: Г е р м а н. Но ведь вы… вы были замужем? Ш а м а н о в а. Нет… Я, видите ли, в юности любила одного очень хорошего человека, но сначала нам обоим было некогда, а потом его убили басмачи… Это было в Бухаре, в двадцать шестом году. (Помолчав.) Семьи у меня никогда не было. Матери своей я не помню, а отец погиб на Лене в двенадцатом году.
Такая жизнь ≈ очень трудная штука, даже если работу любишь крепче всего. (Улыбнулась.) Впрочем… все образуется, верно? Если живешь по-настоящему, то завтрашний день всегда лучше вчерашнего. Г е р м а н. Мария Донатовна, завтра вы уезжаете, и… есть вещи, которые трудно сказать словами… но для меня вы самый красивый человек… во всем. (Взволнованно.) Все это звучит глупо и… к черту.
..
Ш а м а н о в а. Ну вот! Он еще на меня кричит!.. Принесите-ка мне пальто, и поживее.
Жизнь рушится, как кукольный домик ибсеновской Норы: Таня уходит от Германа, навсегда оставляет тихий арбатский дворик, ребенок ее умирает и она остается одна. И тут вступает в игру второе великое «Вдруг». Таня уезжает на север, становится врачом, совершает подвиг и находит новое личное счастье в лице таежника Игнатова.
Вот, собственно, и все. Точнее, такова была первая трактовка пьесы Арбузова. Тогда, на рубеже 40-х годов, зритель хотел видеть двух главных героев: Германа, талантливого изобретателя-инженера, и Марию Шаманову, женщину-руководителя сибирского прииска, избранницу Германа. Это -настоящие люди, за ними будущее.
У них есть все: общее дело и любовь, неотделимая от любви к родине. И все же «Таня» сыграла с Арбузовым поучительную шутку. У пьесы оказалось «второе дно, ибо именно Таня, и никто иной, оказалась главной героиней пьесы.
Но не потому, что она в итоге «исправилась», стала на путь труда и, как заслуженную награду, обрела вторую, зрелую любовь! А потому, что она — натура неординарная, цельная личность, способная измениться.
Способен ли на это Герман? Нет, поскольку он — человек одного поступка (пусть даже и великого!), ему мешает утилитарный подход к жизни.
Способна ли Шаманова составить личное счастье Германа, несмотря ни на что, невзирая на то, победителем или побежденным окажется он в дальнейшей жизни? Весьма сомнительно, потому что для этого она слишком рассудочна. Вот и получается, что Таня с ее недостатками и странностями и есть тот самый «алмаз в пыли», который можно не разглядеть с первого взгляда. Но будущее, определенно, за ней. В лице Тани Арбузов вывел на сцену новый драматургический тип.
Эволюция героини представляется не как уход от узости восприятия жизни, а как преодоление эгоистического, замкнутого. Таня сначала всю себя отдает мужу Герману, затем, после ухода мужа, — ребенку (у нее рождается ребенок, которого она называет Юрой, но он умирает от дифтерии в раннем возрасте), а после гибели ребенка – профессии врача.
И последнее акцентируется как пробуждение социальной активности. А вот вторая часть пьесы «Таня» уже менее интересна, на наш взгляд, поскольку самой Тани Рябининой, — той, которую мы успели узнать и полюбить, — там, как не странно, уже немного. По справедливому замечанию А.
Роскина, «…кажется, что ее (пьесу) словно написали двое: один написал первые два акта, другой — последние два.
Первые два акта написал драматург, который просто и верно любит своих героев, взвешивает их слова и их поступки… Последние два акта — история того, как Таня „родилась снова более совершенным творением“… Эти два акта не то что написаны хуже, а как будто взяты из другой пьесы. И эту другую пьесу Арбузов мог бы написать в любом случайном соавторстве».
Во второй части «пьеса-праздник» незаметно переходит в обыкновенную если не производственную, то уж точно социальную пьесу, автор переходит к изображению действия в чистом виде, которое почти не связано с психологическим движением характеров действующих лиц.
Поэтому ритм пьесы заметно отяжелевает, куда-то уходит самобытность автора, откуда-то приходит масса случайных лиц, чье появление недостаточно аргументировано и в чьей многоголосице тонет оригинальный голос Тани.
И всю эту череду метаморфоз венчает неожиданно счастливый финал, построенный по принципу «кольца»: Таня и Герман в последний раз встречаются именно в тот день, о котором они загадывали четыре года назад, в первой части пьесы. Последние слова Тани как бы продолжают те, с которыми она впервые появляется на сцене. Давайте сравним.
Вначале: «А какой снег! Я, как в детстве, задрала голову и глотала его, как мороженое», и затем в финале: «Глядите, какой снег! Он будет лететь нам вдогонку, а мы, как в детстве, задерем головы и будем глотать его как мороженое». Ей хочется, чтобы все было как раньше. Но нельзя остановить неумолимый бег времени ни в жизни, ни на сцене. И она уже не та девочка, и Игнатов — это не Герман, но в главном Таня осталась прежней: она постепенно утратила все наносное, эгоистичное, кроме одного — своей странной летящей души. И она по-прежнему мечтает, она загадывает время, глядя на маленького сына Германа: «Мы встретимся и, может быть, даже не узнаем друг друга. А может быть… Но… кто знает… кто знает…»
И эти многоточия говорят за нее гораздо красноречивее слов. Такой синтаксический прием, начиная с «Тани», станет традиционным для драматургии Арбузова. Его героям часто будет не хватать слов, чтобы выразить свои мысли и чувства.
Но это отнюдь не является их бедной речевой характеристикой, как может показаться на первый взгляд. Просто поэтике Арбузова претят громкие слова и торжественные клятвы со стенаниями. Его герои, как правило, тонко чувствуют малейшую фальшь в таких речевых оборотах.
Основные морально-этические категории раскрываются в его пьесах посредством прорисовки характера, изменения настроения, движения мысли, силы поступка и т.п.
Спустя много лет Арбузов напишет: «Мне кажется, что сейчас, после „Тани“, я все время пишу одну и ту же пьесу, и последующие пьесы — это просто акты одной драмы, и каждая новая пьеса возникает из чего-то такого, чего я не сумел выразить полностью»4.
И это, как мне кажется, как ничто иное, свойственно для настоящей драматургии: заканчивается пьеса, расходятся актеры, но остается тема, какая-то основная нота звучания, яркие характеры, которые продолжают бередить сердца и влекут зрителя в театр снова и снова.
И тогда новые пьесы будут в чем-то созвучны предыдущей, станут, своего рода, различными проекциями былой проблематики на новых людей, другое время и отличные обстоятельства. Такое «развитие сюжета» можно проследить в пьесах Арбузова. Его театр до «Тани» и после «Тани» — это два полярных театра.
Отныне Арбузова будет занимать не столкновение человека с чем-то внешним (как, например ,было в «Тане»: появилась Шаманова — ушел Герман, умер ребенок — Таня стала врачом и т.д.), а его борьба с самим собой, которую драматург считает не только самой трудной в жизни, но и самой захватывающей.
«Человек, недовольный собой, приходящий в отчаяние от собственного несовершенства, с кровью и яростью освобождающийся от рабского в своей душе. И человек, довольный собой, не видящий своей гибели, человек, бодро и уверенно идущий к своему ничтожному концу, — вот драматические фигуры, тревожащие сейчас мое воображение».
Источник: https://infopedia.su/9x11c13.html
Арбузов пьеса таня краткое содержание. Алексей Арбузов — Таня. Жестокие игры
В психологической драме человек помещен в мир бытовых, окультуренных, теплых человеческих отношений. Новое измерение личности заявлено во внимании к частному человеку, «обыкновенному», в его индивидуальном существовании. Женские персонажи (Таня) значимы неповторимой индивидуальностью, вне социальной иерархии.
Сюжет пьесы
«Таня» строится на классическом любовном треугольнике: Герман Балашов, талантливый конструктор, изобретатель уникальной драги, и его коллега по работе Мария Шаманова, люди целеустремленные, профессионалы, любят друг друга, а покинутая Германов Таня устраняется от борьбы за мужа.
Далее вводится непременный для литературы 30-х мотив перевоспитания личности => тема перековки человека в условиях трудовых будней: инфантильная героиня покидает аратский переулок, отправляется на Север, работает врачом, тяжелейшая обстановка требует от нее героических усилий, но судьба награждает ее новой большой любовью.
В психологической драме важен возраст героинь (Тане – 18), они вступают в жизнь, поэтому лишены социальных устремлений и намерений. Главный жизненный интерес молодых женщин сосредоточен в кругу интересов дома, родных и друзей: Таня бросает институт, чтобы помогать любимому мужу делать чертежи, растворяясь в его жизни.
Тане свойственно удивление миру в его многообразии: она воспринимает парк в Сокольниках как сказочный лес. Таня обладает женским обаянием и детской непосредственностью в выражении чувств и эмоций, несет естественную нравственность, искренность и чистоту.
В психологической драме реабилитируется женская слабость, незащищенность, нужда в опоре.
Любовный сюжет
имеет миромоделирующее значение. Любовь утверждается как гл. содержание человеч. жизни. Героиня маргинальна по отношению к общему потоку жизни.
Так, Таня, заблудившаяся в Сокольниках, «странная», для гостей Германа, грустит, когда всем весело. Мужские персонажи строят новый мир и любят героинь времени, как Герман Шаманову, он обуреваем «духами» соц.
энтузиазма, легко оставляет Таню, забывая ее.
Псих. драма впускает драматизм чел-го существования, невластность человека в выстраивании отношений с другими, зависимость от иррациональных сил: сюжетная линия Таня – Герман. Героиня поставлены в ситуацию утраты любви. Она дана на пороге нового витка жизни: Таня ожидает ребенка.
Духовный акт самоотречения
— отказом от мнимого счастья с любимым во имя его счастья. Таня случайно слышит разговор, где герой признается в любви другой женщине. Таня сама принимает решение уйти от Германа.
В психологической драме представлена оппозиция двух моделей преображения
: изменение внешнего мира (прогрессистская модель) и внутреннего изменения: первая связана с Германом, вторая – с Таней.
Сюжет пьесы можно интерпретировать как инициацию героини, но инициация связывается не с приобщением к социальным потребностям, а с «приобщением к тайным знаниям», духовное обогащение.
Инициация Тани сопровождается символической «смертью» и «воскресением»: она теряет сознание в метели, когда добирается до поселка к больному ребенку, ее «отогревают» таежники, а затем Таня «спасает» мальчика, «врачует» мир.
Итак, в псих. драме изображается человек, вышедший из мифов истории в реальную жизнь.
Во-первых, восстанавливается значение женственности в человеческой культуре, интимной сферы человеческой жизни, внутреннего мира личности.
Во-вторых, делается ставка на молодое поколение как креативную духовную и интеллектуальную силу, способную «гуманизировать» мир.
Психологическая драма конца 1930-х годов восстанавливает гуманистический потенциал русской литературы и может быть вписана в национальную традицию, прежде всего в традицию чеховской драмы.
- Арбузов Алексей Николаевич
- …Так и я родился и явился сначала скромной моделью себя самого,
- чтобы родиться снова более совершенным творением…
- Микеланджело Буонарроти.
- Драма в двух частях, восьми картинах
- Действующие лица
- Шаманова Мария.
- Игнатов Алексей Иванович.
- Грищенко Андрей Тарасович.
- Хозяйка зимовья.
- «Фурманов».
- «Чапаев».
- «Матрос».
- Вихрастый парнишка.
- Гости Германа, приисковая молодежь.
- Часть первая
- Картина первая
- Четырнадцатое ноября 1934 года.
Москва. Зимние сумерки. Скоро шесть. Квартира Германа. Уютная комната, в которой все говорит о счастливой любви и дружбе двоих. За окном медленно падает густой снег, освещаемый огнями улицы. На пороге Таня, замерзшая, счастливая. Она в белой меховой шубке, вся в снегу. В руках покрытые снегом лыжи. Навстречу ей бежит Дуся, маленькая, курносая, серьезная девушка лет восемнадцати.
Дуся.
Ну вот, всегда вы с лыжами в комнату…
Таня.
Германа нет? Я только посмотреть… (Снимает шубку.)
А какой снег! Я, как в детстве, задрала голову и глотала его, как мороженое… И варежки мокрые, хоть выжимай!
Дуся берет у нее шубку.
Никто не приходил?
Дуся.
От соседей заходили по телефону звонить, ребенок у них очень больной.
Таня.
Заболел? (Вытирает мокрые от снега ресницы.)
Ах да, вы мне говорили… Семен Семеновича кормили, Дусенька?
Дуся.
Он раньше вас пообедал. (Показывает на клетку, в которой копошится маленький вороненок.)
Видите, какой важный. Сел, и с места его не сдвинешь. (Уходит с шубкой и лыжами.)
Таня включает радиоприемник. В комнату врываются звуки веселой польки.
Таня
(кричит).
Обед готов?
Дуся
(издали).
Готов.
- Таня (в ритме польки кружится по комнате).
- Все готово… все готово…
- Где же Герман, где же он?
- Звонок.
- Вот и Герман, вот и Герман,
- Герман, милый, дорогой!
- (Пританцовывая, лезет в платяной шкаф, закрывая за собой дверцы.)
- Входит Герман, в его руках сверток и бутылка вина.
Герман.
А где Татьяна?
Дуся смотрит на шкаф и, безнадежно махнув рукой, уходит. В шкафу слышно ворчанье.
(Обернулся, выключил радио, подошел к шкафу. Грозно.)
Безобразие! Кто сюда впустил собаку?! Да, да… и притом дворнягу, я это чувствую по запаху.
Из шкафа слышен лай. Герман закрывает шкаф на ключ. Оттуда доносится жалобный писк.
Ага. Вы испугались, почтенная собака. Вы просите пощады?
Герман.
Вы уверены, что не кусаетесь, уважаемая собака?
Таня
(так же).
Я даю честное собачье слово.
Герман открывает шкаф. Таня бросается ему на шею, он берет ее на руки и кружит по комнате.
Она целует его глаза, лоб, виски. Оба хохочут.
Таня.
Вот тебе, вот тебе, в такой день и опоздал. (Тихо.)
Ведь завтра, ты помнишь…
Герман.
Да… пятнадцатое ноября…
Таня.
Пятнадцатое… Год назад в этот день мы познакомились…
Герман
(передает ей сверток).
Вот… это тебе.
Таня
(быстро развертывает).
Музыка! (В ее руках маленький игрушечный музыкальный ящичек, раскрашенный в веселые цвета.)
Слышишь, она играет. (Крутит ручку ящика — раздается нежный, мелодичный звон.)
Она про нас играет, Герман… Милый, с наступающим…
Герман.
И тебя…
Взявшись за руки, они идут к столу.
Таня.
Вино?
Герман
(открывает бутылку).
Да… Салхино.
Таня.
Какое название… Сал-хи-но! Похоже на пу-те-ше-ствие! Сегодня мы напьемся с тобой пьяными, да, Герман? И будем бить посуду!
Герман
(наливает вино).
Это идея. (Поднимает бокал.)
За тебя!
Таня.
За будущее пятнадцатое ноября.
Герман.
В тысяча девятьсот тридцать пятом году…
Таня.
В тридцать шестом…
Герман.
В тридцать восьмом! Мы будем с тобой праздновать пятилетие… Интересно, что с нами будет в тридцать восьмом? Не знаю.
Таня.
И я не знаю. Ведь это случится через четыре года, мы станем старые-старые… Тебе стукнет двадцать восемь, а мне — двадцать пять. Ты станешь тогда знаменитым конструктором.
Герман.
А ты?
Таня.
А я… Я буду любить тебя.
Герман.
Тогда за пятнадцатое ноября в тысяча девятьсот тридцать восьмом году!
Таня.
Ура! Тысяча девятьсот тридцать восемь раз — ура!
Пьют.
Что ты делал сегодня?
Герман.
Был в наркомате. Потом в Главзолоте. Там бездна народу — казахстанцы, конечно… Страшно кричат и грозятся выполнить план. Шум подняли невероятный.
Таня.
Ну, а твои дела?
Герман.
Чертежи у наркома, так что понимаешь сама… Вот-вот ждем решения.
Таня.
Трусишь?
Герман.
Ясно.
Таня.
Ну и дурак. Твоя драга будет лучше! Вот увидишь!
Герман вздыхает.
Суп нравится?
Герман
(ест).
Угу.
Таня.
Герман… а ты… ты съел бы таракана, если бы этим мог спасти меня от смерти?
Герман.
Съел бы… Тьфу! (Бросает ложку.)
Ну что за дурацкие мысли! Брр…
Таня
(наливает вино).
За дурацкие мысли! (Вскрикнула.)
Да! Ведь я не рассказала тебе самого главного. (Таинственно.)
Сегодня я чуть не заблудилась!
Герман
(засмеялся).
В Сокольниках? Ну, не ври, не ври.
Таня
(горячо).
Честное слово! Сегодня для лыж такая легкая погода, и я ушла далеко за круг. Знаешь, там настоящий лес, тихо, ни души, только птицы, небо и снег.
И вдруг мне стало страшно, мне показалось, что Москва далеко-далеко — за тысячи километров, и я где-то на севере, а вокруг волки, медведи… Ух как я испугалась, даже заревела от страха… И вдруг услышала шум трамвая — он шел в шагах ста от меня.
Герман
(хохочет).
Трусиха! И тебе не стыдно?
Таня.
Сегодня глупый и счастливый день… Дай тарелку, я принесу второе. (Уходит в коридор.)
Герман просматривает газету.
(Возвращается из кухни, ставит ему тарелку.)
Брось газету, тебе говорили — не читать во время обеда!
Герман.
Сегодня в «Правде» портрет Марии Шамановой, директора одного из енисейских приисков. Награждена орденом Ленина.
Таня.
Возьми другую вилку. Ты знаешь ее?
Герман.
Шаманову? Нет… Но у нас в Главзолоте много о ней говорят.
Таня.
Ну, вы, золотоискатели, вечно хвалите друг друга. Покажи-ка! (Смотрит газету.)
Курносая!
Герман.
Разве?
Таня.
Определенно курносая. (Наливает вино.)
За здоровье курносых!
Герман.
А ты уж совсем пьяная, дурачок!
Таня.
Кар! Кар! Стал ворон напевать
И на одной ноге скакать.
Обед окончен. Входит Дуся, убирает со стола. Герман ложится на тахту. Звонок.
Кто же это? (Дусе.)
Нет, я сама, вы обедайте, Дусенька. (Уходит.)
Герман.
Дуся, вы книжки не видели? «Ценные минералы» называется… такая, в красном переплете.
Дуся
(забирает посуду).
А я читаю ее, Герман Николаич.
Герман.
Читаете? Но ведь она… специальная.
Дуся.
Вот-вот… Про камушки. Очень интересная. Я, как прочитаю, на столик положу. (Уходит с посудой.)
Услышав, что на телеэкране пойдет фильм «Таня» по известной и давней пьесе Алексея Арбузова, прикидываешь: должно быть, экранизация — некий поклон нашим тридцатым годам.
Уж если житейская мода вернула все это — крепдешин и воланы, маленькие вязаные шапочки, подложенные плечи,- как знать, не вернется ли заодно и вкус к законченному» пригнанному сюжету» к отчетливой трогательности и столь же отчетливому» выделанному драматизму сердечных историй, к броской их простоте (он любит ее, и она любит его» но вот…).
«Таню» впрямь можно экранизировать, воскрешая и стилизуя чары былого театра и чары былого женского типа, шарм этой показательной судьбы — с ее наставительными крахами, с ее непременным выпрямлением. Но Анатолий Эфрос заинтересовался в пьесе не типом, а личностью; в личности же его заинтересовала внутренняя предопределенность прежде всего.
Именно так он и поставил в объединении «Экран» «Таню» с удивительной и неожиданной Ольгой Яковлевой в заглавной роли.
Впрочем, почему же «с Яковлевой неожиданной»? Неожиданно разве то лишь, что роль, казалось бы, артистке противопоказанная, вдруг пришлась впору, будто на нее писана.
А так-то Ольга Яковлева в «Тане» именно та, какой ее знают по спектаклям Театра на Малой Бронной и совсем не знают по кино: до сих пор она снималась удручающе, будто в работе с другими режиссерами ей отказывало все: и ее легчайшая, стремительная возбудимость, и точность ее парадоксальных ходов, и весь душевный аппарат ее единственной в своем роде актерской личности.
Яковлева не играет женский тип тридцатых годов (про это вообще надо забыть, и забыть про рационально бодрое развитие сюжета — как Таня освобождается от плена любви, потом от плена столь же самопоглощенного материнства и от плена иссушающего, аскетического труда, чтобы превратиться в гармоническую женщину образца нашего, тридцать пятого года).
Яковлева играет характер-мир — чудаческую и внутри себя совершенную систему души, замкнутую, как принято говорить, «на себя». Предметом фильма становится вовсе не то, что Таня стремится найти себя, уйдя от Германа: это скорее история того, как Таня пробует уйти сама от себя, но столько даже от любви, которой одержима, но от собственной природы — постоянно и страдальчески капризной.
Таня — Яковлева — истинная прелесть, но мемо-ненавистник, пожалуй, нашел бы в ней подтверждение своей правоты. Прелесть, а страшновато. Самоотверженна, но в самоотвержении что-то высасывающее, неотвязное. Непосредственна, но лишена простоты. Неизвестно, что это создание выкинет в следующую минуту (опять же прелестно, но как с такой жить из года в год Т), Притом в главном она предрешена, неизменна, всегда равна сама себе в мерцании своих причуд.
Изощренной, богатой верностью, с какой все это найдено и сыграно, можно только восхищаться.
Погруженный в быт и из быта очищенно извлеченный этюд об одном цельном характере и о нескладице двух судеб — вот что такое новая «Таня». Это и доходит убеждающе, если только самому себе не мешать воспоминаниями про то, как пьеса звучала раньше. Бог ты мой, да ведь новое прочтение не отменяет старого. Просто мы становимся богаче: у нас их теперь два.
Источник: https://www.designgid.ru/furniture/arbuzov-pesa-tanya-kratkoe-soderzhanie-aleksei-arbuzov—tanya-zhestokie/
Арбузов таня краткое содержание — PDF Скачать Бесплатно
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Ингрид нолль кукушонок скачать бесплатно >>> Ингрид нолль кукушонок скачать бесплатно Ингрид нолль кукушонок скачать бесплатно Автор мне понравилась, спасибо ей. Ссылка на материал, для ознакомления, не
Подробнее
Ингрид нолль кукушонок скачать бесплатно >>> Ингрид нолль кукушонок скачать бесплатно Ингрид нолль кукушонок скачать бесплатно Автор мне понравилась, спасибо ей. Ссылка на материал, для ознакомления, не
Подробнее
сломаться Дверь сломалась. мастер ремонтировать — отремонтировать Я ждал мастера. Вашу дверь отремонтировали? настроение Я чувствую себя не очень хорошо. Я прочитал новости и узнал, что Трамп выигрывает
Подробнее
Жил-был в Ленинграде маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Вот утром папа пошёл на работу. Мама тоже ушла.
Подробнее
МЕТЕЛЬ 1 1. В конце' 1811 го'да жил в своём поме'стье 2 Ненара'- дове до'брый Гаври'ла Гаврилович Р**. Он был о'чень гостеприи'мный челове'к; сосе'ди ча'сто е'здили к нему' поесть, попи'ть, поигра'ть в
Подробнее
Часть 1 — преподаватель спрашивает, вы отвечаете ВОПРОСЫ ЗДЕСЬ Часть 2 — вы читаете описание ситуации Часть 3 — пересказать текст Зачем? Он хорошо устроился. Мы дружим. хитрая лесть льстить По сравнению
Подробнее
Тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень Субтест 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и
Подробнее
Тьма на рассвете дэвид саттер скачать >>> Тьма на рассвете дэвид саттер скачать Тьма на рассвете дэвид саттер скачать Сыны Амарида теперь знают, что в кровавых нападениях на их народ повинны захватчики
Подробнее
1. Моя мама экономист, она работает. а) в банкомате б) в баре в) в банке 2. Я очень познакомиться с вашей женой. а) готов б) рад в) занят 3. Очень жаль, кажется, мы опоздали на автобус, нужно искать такси.
Подробнее
ÔÈËÜÌ 2 ÏÎ ÌÎÑÊÂÅ }ohgnd 1 Серёжа решил показать Кате Москву. Он родился и живёт в Москве, а Катя в Москве первый раз. Серёжа считает, что для англичанки любая информация о Москве будет новой. Но так ли
Подробнее
НА ПРОГУЛКЕ Привет! Меня зовут Маруся. Когда я была маленькая, мне совсем не хотелось идти в школу. Учиться с мамой читать и писать я тоже не хотела. И тогда мама сочинила историю, которую я хорошо запомнила
Подробнее
Наталья Маркелова Иллюстрации Екатерины Бабок Москва Издательский Дом Мещерякова 2019 Как снег Гости «свалились как снег на голову». Я раньше не понимала это выражение, а вот сейчас, когда при виде Ромки
Подробнее
День первый Все знают сказку о Золушке бедной девушке, которой несказанно повезло: она вышла замуж за Принца и стала жить в Королевском Дворце. На этом, собственно, сказка заканчивается. Но, как известно,
Подробнее
2017 Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот. А я уже считать умею! похвастался
Подробнее
Валентин Красногоров Классная шапочка Короткая сцена ВНИМАНИЕ! Все авторские права на пьесу защищены законами России, международным законодательством, и принадлежат автору. Запрещается ее издание и переиздание,
Подробнее
Екатерина риз круговорот чужих страстей free download >>> Екатерина риз круговорот чужих страстей free download Екатерина риз круговорот чужих страстей free download Я фигею, как весело. А сама раздумывала
Подробнее
Екатерина риз круговорот чужих страстей free download >>> Екатерина риз круговорот чужих страстей free download Екатерина риз круговорот чужих страстей free download Я фигею, как весело. А сама раздумывала
Подробнее
Юбилей 80 лет женщине сценарий прикольный в домашних условиях >>> Юбилей 80 лет женщине сценарий прикольный в домашних условиях Юбилей 80 лет женщине сценарий прикольный в домашних условиях Любит и ценит
Подробнее
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» Русский язык как иностранный Время
Подробнее
2016 학년도 1 학기노어문법 I 중간고사 출제교수 : 문성원 2016년 4월 21일 3,4 교시 러시아어과학년학번 : 이름 : А. 주어진단어를변화시켜문장을완성하세요. (* 필요한경우전치사를넣으세요.) 1. синяя тетрадь Я купила. В сумке лежит. Я пишу упражнения. 2. один мой хороший друг
Подробнее
Összeállította: Dr. Oszipova Irina Orosz nyelvi segédlet Szintfelmérő belépő teszt (A1-A2) Kiadvány címe TÁMOP 2.2.1-08/1-2008-0002 A képzés minőségének és tartalmának fejlesztése Készült a Nemzeti Szakképzési
Подробнее
1 Тест 3. Лексика. Грамматика Время — 30 минут Инструкция Прочитайте предложения. Выберите нужное слово или форму слова (а, б или в). Отметьте его в контрольном листе. 1. Моя мама экономист, она работает.
Подробнее
Академия стихий 4 покорение огня скачать fb2 бесплатно >>> Академия стихий 4 покорение огня скачать fb2 бесплатно Академия стихий 4 покорение огня скачать fb2 бесплатно Но как это сделать, если к самостоятельному
Подробнее
Источник: https://docplayer.ru/80924105-Arbuzov-tanya-kratkoe-soderzhanie.html
Читать онлайн "Таня" автора Арбузов Алексей Николаевич — RuLit — Страница 7
Михей. Это хорошо, что потерянный: авось кто-нибудь и найдет.
Герман подходит к Тане, которая возится с клеткой вороненка.
Герман. Ну, давай сюда клетку.
Таня. А тебе не жалко Семена?
Герман. Конечно, жалко, но ведь мы решили.
Таня(громко). Внимание! Всем, всем, всем! (Поднимает клетку.) Перед вами Семен Семенович. Всю зиму он был нам лучшим другом, и мы с Германом решили выпустить его на волю в день Первого мая. Сегодня этот день наступил. Предлагаю устроить торжественные проводы.
Кто-то заиграл на пианино туш. Все двинулись к клетке.
Михей(поет).
Птичка Божия не знаетНи заботы, ни труда…Все (подхватывают).Хлопотливо не свиваетДолговечного гнезда…
Таня (торжественно). Уважаемый Семен Семенович! Настают печальные минуты прощания. Ты возмужал, окреп, из маломощного вороненка превратился в добротного, обтекаемого ворона. И сегодня, в день Первого мая, мы отпускаем тебя в твои вороньи странствия, желая легкой и веселой дороги. (Кланяется птице.) Прощай, Семен, не поминай лихом.
Туш. Все толпятся у клетки, раскланиваются с птицей.
Возгласы. Пожми ему лапу!
— Не все сразу, по очереди!
Герман. Тише… Открывай дверцу… Теперь выпускай.
Таня. Прощай, Семен Семенович!
Герман. Полетел.
Таня. Сел на карниз…
Герман. Черт возьми, он не хочет лететь…
Таня. Что же делать?
Михей(кричит). Давай, давай, Семен Семенович!
Таня. Не кричите, он летит обратно!
Все стоят у окна, кричат и машут руками. Таня размахивает полотенцем.
Михей. Ага!.. Испугался… Повернул.
Таня. Полетел к бульвару…
На улице музыка.
Возгласы. Где? Не вижу.
— Вон за тем домом…
— Нет!
Таня. Улетел. (Смотрит на пустую клетку.) Он был свидетелем самых счастливых наших дней… Помнишь, Герман? Бессонные ночи, бутерброды с колбасой, чертежи и надежды! (Тихо.) Теперь они осуществились.
Шаманова. Почему же так грустно, Танюша?
Таня. Когда осуществляются мечты, всегда бывает немного грустно.
Герман. Моя драга прошла все испытания. Прикажете плакать?
Таня. Ты опять не понял… Ну что ж.
Кто-то с силой ударил басовую струну.
Герман (Шамановой). Я налью вам чаю. (Идет к столу.)
Михей(с гитарой в руках). А ну-ка, братики, давайте нашу сибирскую…
Источник: https://www.rulit.me/books/tanya-read-61773-7.html