Образ и характеристика натальи савишны в повести детство толстого сочинение

Второстепенный персонаж повести Льва Толстого «Детство». Горничная, затем нянька матери главного героя, затем экономка. На момент действия героине уже 75-80 лет, и всю жизнь та провела в услужении в доме Иртеньевых. Наталье Савишне посвящена тринадцатая глава повести. Героиня появляется также в главе двадцать пятой — «Письмо».

История создания

Образ и характеристика Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинениеЛев Толстой в юности

Повесть «Детство» — часть автобиографической трилогии Льва Толстого, куда входят также повести «Отрочество» и «Юность». Работа над повестью была закончена в 1852 году, и тогда же состоялась первая публикация в литературном журнале «Современник».

Повесть «Детство» Толстой написал в 24 года, в то время, когда вместе с братом Николаем служил на Кавказе. На работу над текстом у автора ушло больше года, Толстой четыре раза редактировал повесть.

Это первая повесть, которую молодой писатель отправил в журнал. Автор мало надеялся на публикацию, поэтому к произведению приложил деньги — на случай, если рукопись решат вернуть.

Однако рукопись приняли к публикации, а Толстой получил восторженный отклик редактора, чему необыкновенно обрадовался.

Повесть «Детство»

Образ и характеристика Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинениеИллюстрация к повести «Детство»

Наталья Савишна — старуха 75-80 лет, которая трудится служанкой в доме главного героя, Николеньки Иртеньева. В этой должности персонаж состоит уже шестьдесят лет, с тех пор как Наталью еще девкой взяли в число женской прислуги, которая обхаживала бабушку героя. В юности героиня пыталась выйти замуж за молодого бойкого официанта Фоку, однако хозяин этот Натальин порыв не оценил и сослал девушку на скотный двор.

Через полгода героиню вернули назад в богатый хозяйский дом. Наталья выучила урок и с тех пор неизменно была в доме, смирно прислуживала господам и «весь запас любви перенесла на барышню». Замуж героиня так и не вышла, и вся биография Натальи Савишны оказалась тесно связана с семейством Иртеньевых.

Образ и характеристика Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинениеНиколенька Иртеньев

Когда родилась мать Николеньки, Наталья Савишна из горничных «переквалифицировалась» в няню. Героиня заботится о девочке с младенчества и продолжает испытывать сильную привязанность к той всю жизнь.

Мать Николеньки отвечала няне взаимностью, как и остальные члены семьи, к которым Наталья Савишна тоже испытывала любовь.

Героиня — простодушная и искренняя женщина, которая с готовностью выслушивает чужие жалобы, ей можно «поплакаться».

Наталья — маленькая сгорбленная старушка с впалыми глазами, в чепце, из-под которого виднеются седые волосы. У героини добрый и кроткий характер.

Николенька с детства привык к тому, что Наталья Савишна бескорыстно и нежно о нем заботится и не говорит о себе.

Всю жизнь героиня усердно трудится на семью Николеньки и даже в старости постоянно занята делами — то вяжет чулки, то «записывает белье».

Образ и характеристика Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинениеНаталья Савишна и Николенька

Героиня — честная женщина и, живя в богатом доме, ни разу не украла ничего у хозяев. Со временем Наталья стала экономкой и отвечала в доме за белье и продукты.

Героиня получила ключи от кладовой и доступ к сундукам с барским добром, однако женщина честно бережет хозяйское имущество и не дает другой прислуге поблажки, если что-то пропадает или портится.

Наталья всеми силами старается уберечь хозяйское добро и противодействует растратам и попыткам что-то украсть.

Наталья также следит за тем, чтобы одежда была в идеальном порядке, свежа и не тронута молью. Героиня гордится, что за всю жизнь «барской ниткой не поживилась», а господа ей доверяют. В доме к Наталье Савишне относятся с уважением, однако старая женщина ни с кем не сошлась близко и на завела дружбы, что тоже было предметом гордости для героини.

Образ и характеристика Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинениеИллюстрация к повести «Детство»

Из близких у Натальи Савишны есть только собачка-моська. В минуты слабости героиня брала собачку в постель, гладила ту, разговаривала с ней и плакала.

У героини также есть брат, который давно получил вольную и уехал в некую «далекую губернию». Однако Наталья с братом не общается из-за того, что тот «ведет распутную жизнь».

Героиня завещает брату собственное имущество и тот приезжает, чтобы забрать наследство, после смерти героини.

В качестве благодарности за многолетние труды мать Николеньки после замужества попыталась освободить Наталью Савишну от крепостной зависимости, но та отказалась брать вольную, изорвала бумагу в клочки и осталась служить в доме. Через год после смерти матери Николеньки, своей любимицы, Наталья Савишна тоже заболевает и умирает. Старушку по ее собственному желанию хоронят недалеко от часовни, где похоронена мать Николеньки.

Цитаты

«В половине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка. По заслугам и просьбе отца ее, кларнетиста Саввы, дед мой взял ее в верх— находиться в числе женской прислуги бабушки».«С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, — тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».«Один раз я на нее рассердился. Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.— Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, — сказала maman.Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла».«Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни и переносила страдания с истинно христианским терпением: не ворчала, не жаловалась, а только, по своей привычке, беспрестанно поминала бога. За час перед смертью она с тихою радостью исповедалась, причастилась и соборовалась маслом».

Источник: https://24smi.org/person/6016-natalia-savishna.html

Образ и характеристика Натальи Савишны в повести "Детство" Толстого: описание внешности и характера героини

Главная страницаПовесть «Детство» Л. Н. Толстого

Образ и характеристика Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинение
Наталья Савишна.
Художник К. Клементьева

Наталья Савишна является одной из второстепенных героинь повести «Детство» Толстого. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Натальи Савишны в повести «Детство»: описание внешности и характера героини, история жизни Натальи Савишны и другие материалы для сочинения.
Смотрите: 
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Детство»

Наталья Савишна — старушка-служанка в доме Николеньки: 
«…Ну уж мне, старухе, давно бы пора сложить старые кости на покой…»

  • Наталья Савишна — крепостная крестьянка:
  • Возраст Натальи Савишны — около 75-80 лет. Она с подросткового возраста служит хозяевам уже 60 лет:
  • Внешность Натальи Савишны:
  • Наталья Савишная — добрая женщина:
  • Наталья Савишна — редкое, чудесное создание:

«…дед мой взял ее в верх — находиться в числе женской прислуги бабушки…»

«…не может быть, чтобы старуха, которая шестьдесят лет жила в богатом доме, все на руках имела…»
«…В половине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала девка Наташка…»

«…Как теперь вижу я сгорбленную добрую фигурку в чепце, из-под которого виднеются седые волосы…»
«…поцеловал в чепец Наталью Савишну…»
«…веселая, толстая и краснощекая девка Наташка…» (в молодости)
«…стояла на коленях сгорбленная седая старушка…»
«…она приподнялась, откинула шерстяной платок, которым от мух была покрыта ее голова, и, поправляя чепец, уселась на край кровати…»
«…впалые влажные глаза ее выражали великую, но спокойную печаль…»
«…У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке…»

«…какое редкое, чудесное создание была эта старушка…»

Наталья Савишна — бескорыстная и самоотверженная женщина. Она никогда не думает о себе. Всю себя она посвящает семье Николеньки:

«…Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение…» «…Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам…»

Наталья Савишна — трудолюбивая женщина:

«…Всегда она бывала чем-нибудь занята: или вязала чулок, или рылась в сундуках, которыми была наполнена ее комната, или записывала белье…»

Наталья Савишна — усердная и кроткая работница:

«…Горничная Наташка отличалась в этой должности кротостью нрава и усердием…»
«…Новые обязанности эти она исполняла с тем же усердием и любовью…»Наталья Савишна — чистая душа:
«…разве эта чистая душа от этого меньше достойна любви и удивления?..»

Наталья Савишна гордится тем, что никогда ничего не украла у хозяев:

«…но воровкой никогда не была и могу сказать, что барской ниткой не поживилась…» Наталья Савишна — искренний человек:
«…Мне хотелось поговорить с Натальей Савишной о нашем несчастии; я знал ее искренность и любовь, и потому поплакать с нею было для меня отрадой…»

Наталья Савишна — простодушный и любящий человек:

«…убежден, что никто так искренно и чисто не любил и не сожалел о maman, как это простодушное и любящее созданье…» «…ее грубое, но любящее сердце…»

Наталья Савишна — надежная и честная работница. Хозяева доверяют ей следить за имуществом: 

«…в ее положении — экономки, пользующейся доверенностью своих господ и имеющей на руках столько сундуков со всяким добром…»
«…за барское добро она никому потачки* не даст…» (*потачка — поблажка)
«…Она тоже разобрала барские сундуки и с величайшей отчетливостью, по описи, передала их приказчице…»
В молодости Наталья Савишна служит горничной у бабушки Николеньки:
«…Горничная Наташка…»

  1. Затем Наталья Савишна нянчит мать Николеньки с самого рождения:
  2. Наталья Савишна любит мать Николеньки больше всего на свете, так как привязана к ней много лет:
  3. Мать Николеньки тоже очень любит Наталью Савишну:
  4. Наталья Савишна любит всю семью Николеньки:
  5. Затем Наталья Савишна становится экономкой в доме. Она отвечает за белье и продукты:

«…Когда родилась матушка и понадобилась няня, эту обязанность возложили на Наташку. И на этом новом поприще она заслужила похвалы и награды за свою деятельность, верность и привязанность к молодой госпоже…» «…Да, мой батюшка, давно ли, кажется, я ее еще нянчила, пеленала и она меня Нашей называла…»

«…с тою, кого она любила больше всего на свете…» «…Вот кто истинно любил ее!» — подумал я…» «…с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила ее любви…»
«…уж так любить, как я ее любила, никого не любила, да и не могу любить…»

«…И любила же она меня, покойница!..»

«…С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их…»
«…Богу известно, как я вас люблю, моих голубчиков…»

«…что в ее положении — экономки…»
«…она получила ключи от кладовой, и ей на руки сданы были белье и вся провизия. Новые обязанности эти она исполняла с тем же усердием и любовью. Она вся жила в барском добре, во всем видела трату, порчу, расхищение и всеми средствами старалась противодействовать…» Наталья Савиша усердно заботится об одежде хозяев. В ее сундуках все остается свежим и невредимым:
«…Благодаря ее заботливости шитье и галуны на мундире были совершенно свежи и сукно не тронуто молью…»
Наталья Савишна получает «вольную», то есть перестает быть крепостной крестьянкой. Однако она никуда не уходит и остается служить у хозяев:
«…Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность, она вручила ей лист гербовой бумаги, на котором была написана вольная Наталье Савишне…»
«…смотрела на валявшиеся на полу перед ней клочки изорванной вольной…»

Наталья Савишна остается не замужем. Она отдает всю свою любовь хозяевам:

«…Она даже сама решилась идти к дедушке просить позволенья выйти за Фоку замуж. Дедушка сослал бедную Наталью за наказание на скотный двор в степную деревню. Через шесть месяцев она была возвращена в двор и в прежнюю должность…»
«…С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец; весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою…» У Натальи Савишны нет друзей:
«…Все в доме любили и уважали Наталью Савишну; но она ни с кем не имела дружбы и гордилась этим…»

У Натальи Савишны есть собачка-моська:

«…иногда, в минуты слабости она клала себе на постель свою собачонку моську (которая лизала ее руки, уставив на нее свои желтые глаза), говорила с ней и тихо плакала, лаская ее. Когда моська начинала жалобно выть, она старалась успокоить ее и говорила: «Полно, я и без тебя знаю, что скоро умру»..»Наталья Савишна заболевает через год после смерти своей любимицы — матери Николеньки:
«…Ровно через год после кончины матушки у нее открылась водяная, и она слегла в постель…»

По ее желанию, Наталью Савишну хоронят недалеко от могилы ее любимицы — матери Николеньки:

«…Ее похоронили, по ее желанию, недалеко от часовни, которая стоит на могиле матушки…»

У Натальи Савишны есть брат, но она с ним не общается. Перед смертью она оставляет ему маленькое наследство:

«…Все остальное свое имущество и деньги она предоставила получить своему брату. Брат ее, еще давно отпущенный на волю, проживал в какой-то дальней губернии и вел жизнь самую распутную; поэтому при жизни своей она не имела с ним никаких сношении…»

«…брат Натальи Савишны явился для получения наследства и всего имущества покойной оказалось на двадцать пять рублей ассигнациями…»

Это был цитатный образ и характеристика Натальи Савишны в повести «Детство» Л. Н. Толстого: описание внешности и характера Натальи Савишны, история ее жизни и другие материалы для сочинения.

Смотрите: Все материалы по повести «Детство»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/03/natalja-savishna-detstvo-obraz-harakteristika.html

Характеристика и образ натальи савишны в повести детство толстого сочинение — Лучшие Сочинения

Образ и характеристика Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинение

  • Николенька Иртеньев, со всеми его достоинствами и недостатками, стал главной фигурой повествования, потому что в нем живет способность нравственного суда над собой и окружающим миром.
  • Способность сердечная, душевная, предельно искренняя; и она притягательнее, заразительнее, чем, скажем, холодноватая и рациональная нравственная расчетливость его друга, Дмитрия Нехлюдова.
  • Непосредственное нравственное чувство влечет героя Толстого, к простым людям – таким, как Наталья Савишна.

Немало писалось о том, что в образе Натальи Савишны уже видны “кричащие противоречия” творчества Толстого: критика крепостнической России как страны “безнаказанного беззакония” (“история любви” Натальи Савишны в первопечатном тексте не была пропущена цензурой) и, с другой стороны, идеализация характера, воспитанного крепостничеством, барством и рабством. Это противоречие, конечно, есть и предвещает образы “покорных” солдат, мужиков “народных рассказов” 80-х годов, Платона Каратаева в “Войне и мире” и Акима во “Власти тьмы”.

Но гораздо существеннее другое: в облике Натальи Савишны воплотились важнейшие черты русского национального характера и человечность вообще. Она испытывает подлинное горе у гроба рано умершей матери Иртеньева.

Наталья Савишна, раз и навсегда выбросившая “дурь из головы” (т. е.

свою любовь к буфетчику Фоке) и заботившаяся лишь о барском добре, пугавшаяся “порчи и расхищения” (однажды она обидно наказала Николеньку за испорченную скатерть), не только никогда не говорила, но и не думала о себе: “Вся жизнь ее была любовь и самоотвержение”.

Кажется, что она не должна была сколько-нибудь серьезно повлиять на склад ума и чувств героя, чей характер во всех отношениях не сходен с ее характером. Между тем ее влияние и нравственный пример оказываются для него важными, несравненно более важными, чем все другие добрые примеры, которым он желал бы следовать и подражать.

Читайте также:  Может ли кто-нибудь заменить родителей? итоговое сочинение

Отношение к Наталье Савишне даже не объясняется: здесь Иртеньев не рассуждает, а только любит и верит – как сам Толстой.

Он в “Детстве” прощается с ней как с матерью: “Мне приходит мысль: неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?..”.

В итоге образ Натальи Савишны воспринимается как положительный и по-своему героический образ; в нем воплощены действительно прекрасные черты русской женщины: большое и верное сердце, жертвенность и любовь, сохраненные в глубинах души наперекор всем жестокостям и страданиям жизни.

В первой книге тема народа раскрыта не так широко, как в романах и повестях, написанных Толстым в зрелые и поздние годы.

Но не вполне справедливо было бы полагать, что в “Детстве”, “Отрочестве” и “Юности” она лишь намечена как некий фон, оттеняющий образ героя – одного из тех, кто “через нянь, кучеров, охотников полюбил народ”.

В лирических воспоминаниях о Наталье Савишне, чей образ нужно считать первым в ряду классических народных образов Льва Толстого, заключена, в частности, и эта мысль.

Но в общем художественном замысле книги важна не только Наталья Савишна, а все “лица народные” – и те, кому в повествовании о жизни Иртеньева посвящены целые главы (юродивый Гриша), и те, кому отведено лишь несколько строк. Все вместе они создают представление о мире, который постепенно открывается герою как реально-исторический, как родина.

В описаниях природы, в сценах охоты, в картинах деревенского быта открывал Толстой своему герою ту же “неведанную” для него страну – родину.

Пейзажи в повествовании Толстого далеко не безличны, они драматизируются и одушевляются. Этот прием, широко разработанный писателями конца XIX века, особенно совершенный у Чехова, обычен у раннего Толстого.

  1. В сцене душевного смятения героя, например, когда старые березы, кусты и травы “бились на одном месте и, казалось, хотели оторваться от корней”, или в сцене покаяния перед ликом природы: “…я был один, и все мне казалось, что таинственно-величавая природа… и я, ничтожный червяк, уже оскверненный всеми мелкими, бедными людскими страстями, но со всей необъятной могучей силой воображения и любви – мне все казалось в эти минуты, что как будто природа, и луна, и я, мы были одно и то же”.
  2. Эти характерно толстовские пейзажные эскизы предвещают картины “Войны и мира”.
  3. Социальный план народной темы воплощался в другом замысле – “Романе русского помещика”, начатом в 1352 году и непосредственно связанном с повествованием об “эпохах развития”.

Этот роман завершен не был; в 1856 году из него была отдана в печать лишь небольшая часть – замечательная повесть “Утро помещика”.

  • Суровая правдивость деревенских сцен, изображенных здесь, возродится в романе “Воскресение”, где молодой помещик, тоже Дмитрий Нехлюдов, будет стремиться улучшить жизнь своих крестьян и встретит то же противодействие, даже гнев.
  • Обещая читателю в конце продолжить повествование об Иртеньеве, Толстой едва ли представлял себе, что не только первая, но ни одна из его книг не получит традиционной концовки.
  • По-видимому, лишь в пору “Войны и мира” он понял, что открытый финал – это литературный закон, впервые освоенный Пушкиным и затем утвержденный его преемниками.
  • “Мы, русские, вообще не умеем писать романов в том смысле, в котором понимают этот род сочинений в Европе”

Источник: https://school-10.ru/drugoe/harakteristika-i-obraz-natali-savishny-v-povesti-detstvo-tolstogo-sochinenie.html

Образ Натальи Савишны По повести Толстого Детство

Образ и характеристика Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинение

(1 вариант) В 1852 году вышло произведение Л.Н. Толстого – автобиографическая повесть. В ней выведены образы тех людей, с которыми взаимодействует главный герой Николенька Иртеньев. Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому ее сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Непросто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась ее. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от нее: «…я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Ее бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны – кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью, и свое поведение в этом эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, – Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда». Итак, образ Натальи Савишны помогает раскрыть отношение главного героя повести к жизни, к людям. А сам характер жизни Натальи Савишны – пример подлинной любви и самопожертвования.

(2 вариант)

В главе, посвященной Наталье Савишне, Толстой сначала кратко рассказывает ее историю: дворовую девку взяли в качестве прислуги в дом, когда родилась матушка героя, она стала ее няней. Один раз в жизни дала Наталья себе волю и попросилась замуж, за человека, понравившегося ей, чем прогневала старого хозяина, который сослал ее на полгода в степную деревню скотницей. Вернувшись из ссылки, Наталья «явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово». Всю свою любовь она перенесла на барышню, а когда та, решив отблагодарить ее за верную службу, дала Наталье Савишне вольную, воли уже не надо было, она расценила вольную как изгнание: «Должно быть, я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Это предыстория. А герой помнит старушку, с которой он делился всеми своими мыслями и мечтами, к которой прибегал между уроками, которая курила «очаковское куренье», привезенное когда-то дедом героя, и была владелицей сундуков, где можно было найти все, что душе угодно, которая баловала их и заботилась о них. Наталья Савишна жила не своей жизнью и своей волей, а жизнью и волей господ, и не представляла себе другой доли, была счастлива ею. «С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, – тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».

Герой вспоминает случай, когда он обиделся на старушку. Он облил скатерть, и Наталья Савишна наказала его. Маленький барчук воспринял заслуженное наказание как личное оскорбление, нанесенное ему какой-то Натальей, служанкой, и слезы злости лились из его глаз.

Почувствовав его настроение, Наталья Савишна извинилась перед ним, принесла подарок, и теперь уже слезы стыда за себя душили мальчика.

«Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?» Вопросы эти возникли в его голове гораздо позже, когда он стал взрослым.

  • Внутренний мир героини в повести Карамзина Наталья, боярская дочь
    Н.М. Карамзин в повести «Наталья, боярская дочь» обращается к историческому прошлому России. Наталья, главная героиня повести, живет в эпоху допетровской России. Ее отец, боярин Матвей, – богатый человек, верный советник царя. Мать Натальи умерла и ее воспитывала няня. Тогда в личной жизни людей главными были правила «Домостроя», и жизнь Натальи полностью подчиняется этому укладу.
  • Особенности жанра повести Горького Детство
    Особенности жанра повести Горького Детство В основе сюжета повести М. Горького «Детство» факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей автобиографической трилогии «Детство», где описал события, связанные с взрослением маленького человека.
  • Тема детства в романе Льва Толстого Война и мир
    Тема детства в романе Льва Толстого Война и мир В произведениях Толстого много образов детей. Николенька в знаменитой трилогии, Сережа в «Анне Карениной», дети в сказках и «народных рассказах» Толстого… Из всех толстовских произведений больше всего образов детей в «Войне и мире». Во-первых, это само по себе большое произведение, отражающее всю полноту бытия, вот и получилось, что герои Толстого растут, сами становятся родителями, смена поколений и движение жизни вперед не могли не найти отражения в этом великом произведении.
  • Жанровое своеобразие повести Горького Детство
    В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой, основываясь на собственных фактах биографии, рассказал о становлении личности маленького человека. Это и определило своеобразие жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть.
  • Тема детства По повести Толстого Детство
    Тема детства По повести Толстого Детство (1 вариант) Изучая собственное отношение к жизни, окружающий мир, Л.Н. Толстой решил написать книгу о становлении человека, о разных вехах развития в человеческой жизни и в скором времени создал повесть «Детство», которая была опубликована в журнале «Современник» в 1852 году.
  • Новая Элоиза Льва Толстого Казаки
    «Новая Элоиза» Льва Толстого («Казаки») Толстой Л.Н. Странно будет, ежели даром пройдет это мое обожание труда. Л.Толстой
  • Сравнительная характеристика Жилина и Костылина по повести Л.Н. Толстого Кавказский пленник
    Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник») Толстой Л.Н. Жилин и Костылин — герои повести «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого.Они оба русские офицеры.Участвуют в войне за присоединение кавказа к России.Жилину пришло письмо от матери, которая просит приехать к ней перед смертью,проститься.
  • Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его — Л. Н. Толстой
    «Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его» — Л. Н. Толстой Сочинения на свободную тему Добро и зло — это наиболее общие понятия морали, этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности. «Самое важное дело ближнему добро сделать, потому что только для этого послан человек в жизнь».
  • Детство. Отрочество. Юность
    «Детство. Отрочество. Юность» Толстой Л.Н. Образы этой трилогии Л. Н. Толстого ожили на голубом экране, и мы открыли для себя новые источники мудрости, доброты ко всему человеческому, светлой веры в красоту людей — всё то, что несёт книга великого писателя и что теперь нашло воплощение в многосерийном телевизионном спектакле.
  • Жизнь и творчество Л.Н.Толстого
    Краткая биография и основные этапы творчества.

Источник: https://referat.me/literature/201615-obraz-natali-savishny-po-povesti-tolstogo-detstvo

Краткое содержание главы Наталья Савишна из повести Детство Толстого

Кроткая и трудолюбивая девка Наташка за заслуги её отца Саввы была принята в число горничных бабушки главного героя. Затем она стала няней для матери Толстого. Влюбившись в официанта Фоку, Наташа просила позволения выйти за него замуж.

Дед Толстого рассердился и сослал девушку на скотный двор. Через полгода после данного события Наталья вернулась к своим прежним обязанностям по уходу за барышней и была всецело предана ей.

Она надела чепец, и с тех пор её стали величать Натальей Савишной.

Затем женщина получила ключи от кладовой, ей были вверены бельё и провизия. Выйдя замуж, мать Толстого пожелала отблагодарить свою няню за долгие годы верной службы и вручила ей вольную.

Хотя в документе было сказано, что она будет ежегодно получать триста рублей, Наталья Савишна была обижена и порвала его.

Поплакав вместе со своей госпожой, она осталась при хозяевах и продолжала служить им верой и правдой.

Случалось, не желая учить уроки, молодой Толстой мечтал при кроткой женщине вслух, а она была вся в домашних делах.

Когда ребёнок собирался уходить, она зажигала очаковское курение, которое когда-то давно привёз его дед.

Её комната была заполнена сундуками, в которых хранилось множество различных вещиц, о которых другие домочадцы могли даже и не знать. К доброй старушке обращались за помощью, что бы ни понадобилось.

Однажды будущий писатель за обедом по неосторожности облил скатерть квасом. Наталья Савишна лишь покачала на это головой, а после трапезы поймала ребёнка и начала тереть ему лицо мокрой скатертью.

Мальчик разревелся от злости и затаил обиду на то, что его отчитала простая женщина. Однако спустя несколько минут старушка начала извиняться перед ребёнком и в знак примирения подарила ему винную ягоду и две конфетки.

Слёзы по лицу Толстого продолжали течь, но уже от стыда и любви.

Образ этой доброй и бескорыстной женщины учит читателей тому, что в жизни всегда есть место любви и самопожертвованию.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Лев. Все произведения

Глава Наталья Савишна из повести Детство. Картинка к рассказу

Образ и характеристика Натальи Савишны в повести Детство Толстого сочинение

Сейчас читают

  • Краткое содержание Некрасов Дедушка
    Работа над поэмой автора была очень кропотливой и до глубины содержательной. Поэт еще раз обратился к историческим временам восстания декабристов, и хотел показать нам, как в России были героические люди
  • Краткое содержание Лермонтов Парус
    Стихотворение Михаила Лермонтова «Парус» хоть и небольшое, но несет в себе глубокий смысл. В каждой строке автор раскрывает всю противоречивость современного ему общества, удачно используя антитезу: страна далекая-край родной
  • Краткое содержание Милый друг Мопассана
    С первых страниц произведения перед нами предстает главный герой обаятельный молодой Жорж Дюруа, который пользуется огромным успехом у женской половины человечества. На данный момент у него совсем нет денег
  • Краткое содержание Гранин Зубр
    В произведении «Зубр», созданном советским писателем Даниилом Александровичем Граниным, рассказывается о жизни реального существовавшего учёного Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского.
  • Краткое содержание Азимов Все грехи мира
    Огромная вычислительная машина, называемая Мультиваком, была установлена в Вашингтоне. Но за полсотни лет своего существования это чудо техники разрослось до невиданных размеров – оно заполонило собой не только столицу

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/lev-tolstoj/glava-natalya-savishna-iz-povesti-detstvo

Характеристика героя Наталья Савишна, Детство, Толстой

­Наталья Савишна

Наталья Савишна – второстепенный персонаж в повести Толстого “Детство”, сыгравший важную роль в становлении характера главного героя десятилетнего Николеньки, а также в раскрытии его отношения к другим людям. Наталья Савишна служила в доме Иртеньевых с незапамятных времен. Она была ответственной за ключи от кладовой и по натуре была женщиной властной, поэтому прислуга в доме ее побаивалась.

В юности Наташка, наоборот, была кроткой и усердной. Именно за эти качества ее выбрали на роль няни для маленькой Натальи

Николаевны – матери Николеньки. Вскоре героиня влюбилась в бойкого официанта Фоку и без благословения хозяев вышла за него замуж, за что была изгнана на скотный двор. Однако в доме быстро поняли, что не найти им похожей замены на роль няни и вернули ее обратно.

Читайте также:  Моржи (животные) - сообщение доклад

Наташка покаялась, сказала, что впредь так поступать не будет и весь свой запас любви перенесла на маленькую барышню.

Когда она вступила в должность гувернантки, то получила на руки ключи от кладовой. С тех пор все звали ее Натальей Савишной и ходила она с чепцом на голове. В благодарность за ее преданную любовь мать Николеньки, выйдя замуж, забрала ее с собой.

При этом она презентовала ей вольную, но оставила выбор за самой Натальей Савишной. Поначалу этот документ ей совсем не понравился. Она решила, что господа хотели от нее таким образом избавиться.

Однако Наталья Николаевна лично просила ее остаться, потому что без нее дом был не домом.

Героиня не любила много говорить о себе. Все ее мысли были направлены на то, чтобы создать комфорт окружающим. Ее бескорыстная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Детей Натальи Николаевны она любила как родных.

Хотя на Николеньку однажды всерьез разозлилась за пролитый на скатерть квас и даже побила мокрой скатертью. Однако увидев, как он расстроился, сама же попросила у него прощения. Мальчику доброта старушки показалась бесконечной, он даже расплакался, но “не от злости, а от любви и стыда”.

(No Ratings Yet) Loading… Характеристика героя Наталья Савишна, Детство, Толстой« Анализ Стихотворения Лермонтова “Как часто пестрою толпою окружен…”История создания комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/xarakteristika-geroya-natalya-savishna-detstvo-tolstoj/

Таблица для сбора материала по характеристике героини натальи Савишны из повести Л.Н.Толстого "Детство"

«бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка»

«Горничная Наташка отличалась в этой должности кротостью нрава и усердием.»

Наталья стала няней новорожденной девочки (будущей мамы Николеньки). «И на этом новом поприще она заслужила похвалы и награды за свою деятельность, верность и привязанность к молодой госпоже.»

Наталья решилась сама просить дедушку Николеньки выдать её замуж за любимого, но тот за «неблагодарность» сослал её на скотный двор. Замены ей не нашли и вернули в няньки. Наталья смиренно вернулась и обещала хозяевам и впредь служить верно.

 «С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец: весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою.»

Наталья Савишна стала экономкой в доме хозяев. «Новые обязанности эти она исполняла с тем же усердием и любовью. Она вся жила в барском добре, во всем видела трату, порчу, расхищение и всеми средствами старалась противодействовать.»

Наталье Савишне подписали вольную.

Взгляд Николеньки и рассказчика на героиню :  «С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их, — тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование.» 

Наталья Савишна хранила табак, привезенный с войны еще дедушкой Николеньки, сберегла в полной целости его военный мундир.

Всего один раз Николенька обиделся на Наталью Савишну, когда она утерла его испачканным им полотенцем. Если очень внимательно прочитаешь эпизод, то найдешь скрытое указание на то, что она сделала это не по своей воле! После Наталья Савишна повинилась перед мальчиком (но не раскрыла, что исполняла просьбу его мамы) – то есть взяла не свою вину на себя – и принесла ему угощение.

«…она ни с кем не имела дружбы и гордилась этим. Она полагала, что в ее положении — экономки, пользующейся доверенностью своих господ и имеющей на руках столько сундуков со всяким добром, дружба с кем-нибудь непременно повела бы ее к лицеприятию и преступной снисходительности».

На похоронах мамы Николеньки. «Соединив руки и подняв глаза к небу, она не плакала, но молилась. Душа ее стремилась к Богу, она просила его соединить ее с тою, кого она любила больше всего на свете, и твердо надеялась, что это будет скоро.

   «Вот кто истинно любил ее!» — подумал я….»

Перед похоронами мамы Николеньки Наталья Савишна не спала 3-е суток. После похорон, когда она смогла прилечь на свою кровать, её разбудил Николенька. Она тут же встала, предложил ему своё место ( поспать там было детской привычкой мальчика), долго-долго говорила с ним о его маме, после чего мальчик почувствовал утешение.

Наталья Савишна о своей умершей воспитаннице: «…Это не человек был, а ангел небесный. Когда ее душа будет в царствии небесном, она и там будет вас любить и там будет на вас радоваться.»

Наталья Савишна находилась в непрестанной молитве, о Боге «говорила с такою простотою и уверенностью, как будто рассказывала вещи самые обыкновенные, которые сама видала и насчет которых никому в голову не могло прийти ни малейшего сомнения»

Слова Натальи Савишны после похорон: «Для кого жить? Кого любить?»

Наталья Савишна через год после похорон сильно заболела и уже знала, что скоро умрёт. Она передала свои хозяйственные дела другой горничной, распорядилась о своих похоронах , потратив на это специально накопленные деньги, завещала свои вещи детям своей умершей воспитанницы, велела отдать свои скромные сбережения её «распутному» брату, которого с детства не видела.

 «Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни и переносила страдания с истинно христианским терпением: не ворчала, не жаловалась, а только, по своей привычке, беспрестанно поминала Бога. За час перед смертью она с тихою радостью исповедалась, причастилась и соборовалась маслом.

   У всех домашних она просила прощенья за обиды, которые могла причинить им, и просила духовника своего, отца Василья, передать всем нам, что не знает, как благодарить нас за наши милости…»

В последних строках повести рассказчик вновь вспоминает о героине и почти в точности повторяет слова, уже написанные о ней ранее.  «Наталья Савишна могла не бояться смерти, потому что она умирала с непоколебимою верою и исполнив закон Евангелия. Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение.»

Источник: https://infourok.ru/tablica-dlya-sbora-materiala-po-harakteristike-geroini-natali-savishni-iz-povesti-lntolstogo-detstvo-1285592.html

Анализ глав повести Л.Н.Толстого «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания»

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 38.

Тема. Анализ глав повести Л.Н.Толстого «Детство»: «Maman», «Горе», «Письмо», «Наталья Савишна», «Последние грустные воспоминания».

Цель:

  • выявить значение толстовской идеи стремления к совершенствованию, к единению людей в любви, то есть в Боге, проявившееся в главах повести «Maman» и «Детство»;
  • формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, умения строить устное высказывание, работы с текстом;
  • формировать первоначальные представления о философском содержании учения Л.Н.Толстого.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, его целей и задач.

2. Анализ главы «Maman».

2.1.Слово учителя.

В письмах к тетушке в период работы над повестью «Детство» раскрываются настроение и переживания молодого Толстого, имеющие исповедальный характер: «…Я очень далек от веселия… но я столь же далек от скуки, потому что занят, но, кроме того, я вкушаю еще более высокое, более сильное удовольствие…

это сознание спокойной совести, сознание более высокой, чем прежде, оценки самого себя, сознание движения во мне добрых великодушных чувств.

Было время, когда я тщеславился моим умом, моим положением в свете, моим именем, но теперь я знаю, я чувствую, что если есть во мне что-нибудь хорошее и что если есть за что благодарить провидение, так это за доброе сердце, чувствительное и способное любить…»

• Какие слова обращают на себя внимание в этих воспоминаниях?

«Доброе сердце, чувствительное и способное любить».

Воплощением добра и любви для Толстого стали две женщины, неразрывно связанные друг с другом, — maman и Наталья Савишна в повести «Детство».

Образы этих героинь отражают процесс поиска молодым Толстым «самого себя», «человеческого идеала», «встречи самого себя» обновленного. Центральным образом является образ матери.

Ей посвящены главы: «Maman», «Детство», «Письмо», «Горе» и ряд эпизодов, сцен в других главах. Образ матери помогла создать творческая интуиция писателя, а также «рассказы о ней других» людей и ее письма.

В воспоминаниях Толстой писал: «Как реальное физическое существо, я не могу себе представить ее. Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знал о ней, — все прекрасно (она, очевидно, духовно была выше отца…)».

2.2. Обращение к иллюстрации художника К. Клементьевой. Эпизод «Семейный вечер». Что вы можете рассказать о семье, изображенной на иллюстрации?

Это дружная семья, со своими давно сложившимися традициями и устоями. Младшие с уважением и любовью относятся к старшим; родители заботливы по отношению к детям.

2.3. Образ матери.

  • Найдите в тексте описание портрета матери. Выразительное чтение от слов «Когда я стараюсь вспомнить матушку…» до слов «…но общее выражение ускользает от меня».

• Какие слова являются ключевыми в данном описании?

Доброта, любовь, нежность.

• Искомый идеал совершенства, составляющими которого являются добро и любовь, определил и принципы создания портрета maman в повести, в котором выделяются значимые черты: глаза (как зеркало души) улыбка, голос. Найдите в тексте описание улыбки и голоса maman.

Выразительное чтение

— от слов «Когда матушка улыбалась…» до слов «…если она портит его, то оно дурно»;

— от слов «Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки…» до слов «…я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно».

2.4. Слово учителя.

Прекрасная душа отражается и в глазах, и в звуках голоса, и в улыбке. Присутствие ее в мире ощущает Николенька Иртеньев и после смерти матери.

3. Художественный пересказ и анализ главы «Горе».

3.1. Беседа.

• Какие чувства испытывает Николенька?

Чувства героя противоречивы: он искренне скорбит, однако мысли его обращены к тому, что он видит вокруг. Он видит лица людей, слышит их голоса, оценивает их поведение.

  • В какой момент герой наиболее искренен в проявлении чувства скорби?
  • Выразительное чтение фрагмента главы «Горе» от слов «Я смотрел и чувствовал, что какая-то непонятная, непреодолимая сила притягивает мои глаза к этому безжизненному лицу…» до слов «…чтобы утешить и благословить меня».
  • Чем объясняется вера Николеньки Иртеньва в незримое присутствие матери рядом с ним?

В образе матери для героя заключены непреходящие явления, живущие вечно в этом мире — любовь и доброта. Вот почему герой испытывает «какое-то высокое, неизъяснимо-приятное и грустное наслаждение».

3.2. Слово учителя.

Доброта, любовь, святость для Л.Н. Толстого синонимы. О святости maman как земного воплощения доброты свидетельствуют ряд эпизодов повести.

3.3. Выразительное чтение от слов «Так ты меня очень любишь?» до слов «…уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом».

• Какие предчувствия испытывает мать Николеньки?

Сознание скорого ухода из жизни.

4. Художественный пересказ главы «Письмо».

  • Какие качества характера maman проявляются в письме?

Искренняя любовь к мужу и детям составляет смысл существования героини. Она с горечью думает о том, что придется пережить им в будущем.

  • Выразительное чтение фрагмента главы «Письмо» от слов «В этом письме была вложена французская записочка Мими следующего содержания…» до слов «После уж все пошло хуже да хуже».

Слово учителя.

Эти эпизоды свидетельствуют об «избранности» матери Богом, о той высокой миссии, которую она выполняет на земле, являясь воплощением любви и добра.

5. Художественный пересказ и анализ главы «Наталья Савишна».

• Обращение к иллюстрациям.

А. Вестфален. Иллюстрация к повести «Детство». Наталья Савишна.

К. Клементьева. Иллюстрация к эпизоду «В комнате Натальи Савишны».

• Сравните иллюстрации. Кому из художников, с вашей точки зрения, более точно удалось воссоздать особую атмосферу повести, передать характеры героев?

• На какие качества характера Натальи Савишны обращает наше внимание автор?

Способность любить, доброта, преданность, умение жертвовать собой.

• Выразительное чтение эпизода от слов «Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность…» до слов «…а что, счастлива ли она? довольна ли?».

Слово учителя.

Высший смысл бытия и в то же самое время всепобеждающая мощь его — это любовь. И в каждом проявлении любви к людям раскрывается подлинная человечность. Любовь для Толстого — это проявление божественной сущности.

6. Художественный пересказ и анализ главы «Последние грустные воспоминания».

• Как переносят горе бабушка и Наталья Савишна?

Обе искренне скорбят. Боль бабушки столь сильна, что она на время впадает в беспамятство.

Скорбное чувство утраты не способно сломить дух Натальи Савишны. С христианским терпением она переносит душевную боль. Помня о том, что уныние — смертный грех, она находит в себе силы заниматься привычными будничными делами.

• Выразительное чтение от слов «Наталья Савишна два месяца страдала от своей болезни…» до слов «…чтобы вечно заставить сожалеть о них?..».

III. Подведение итогов урока.

— Как вы понимаете последние строчки повести?

Герой повести «Детство», сталкиваясь с миром, познавая ложь, неискренность, порок, пытается сохранить в себе память о добрых, любящих и любимых им людям, чтобы преодолеть соблазны, искушения (тщеславие, гордыню) и сохранить в себе человека. Память о встрече с двумя любящими сердцами открывает для героя путь к познанию самого себя.

Слово учителя.

Повесть «Детство» — это начало становления Толстого-писателя и Толстого-философа, создавшего этику любви. С точки зрения толстовской этики жизнь человека должна определяться стремлением к самосовершенствованию, способствующему единению других людей в любви, т.е. в Боге.

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать повесть В.Г Короленко «В дурном обществе». Составить вопросы к первым трём главам.

2.Индивидуальные задания:

-подготовить выразительное чтение фрагмента книги В.Г. Короленко «История моего современника»;

-подготовить сообщение о картинах русских художников, посвященных детям.

3.Групповые задания:

1 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к маленькой сестренке.

2 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, свидетельствующие об отношении Васи к отцу.

3 группа. Найти в тексте III главы эпизоды, рассказывающие об увлечениях Васи.

4

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/analiz-ghlav-poviesti-l-n-tolstogho-dietstvo-maman-gorie-pis-mo-natal-ia-savishn.html

Урок-размышление по произведению Л.Н.Толстого "Детство". Урок любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева. план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок  любви, доброты и сострадания в жизни

Николеньки Иртеньева

(Урок — размышление по повести Л.Н.Толстого «Детство»)

Цели:

  •  Развивать навыки анализа текста, совершенствовать чтение,   обучение  связной речи, умение  находить  средства выразительности, которые  использует автор для выражения своих чувств; составлять портретную характеристику;
  • На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.

Оборудование:

  • книги с произведениями Л.Н.Толстого для выставки;
  • фотографии о жизни писателя;
  • Иллюстрации учащихся;

Эпиграф:

  • Владыке дней моих!
  • Дух праздности унылой,
  • Любоначалия, змеи сокрытой сей,
  • И празднословия не дай душе моей.
  • Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
  • Да брат мой от меня не примет осужденья,
  • И дух смирения, терпения, любви
  • И целомудрия мне в сердце оживи.

                                          А.С. Пушкин.

Читайте также:  Хлопок сообщение доклад

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя

Учитель: Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Что есть страдание и возможно ли прожить жизнь без страданий? Что есть счастье? Что есть смерть? Что такое Бег? И в итоге: — что есть жизнь, для чего жизнь? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

На  эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Л.Н.Толстой, утверждал, что «люди как реки»: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот родной дом, семья, её традиции, уклад.

Давайте и мы осмыслим взаимоотношения взрослых и детей в дворянской семье, вместе с главным героем Николенькой Иртеньевым проанализируем его и свои поступки и ответим на главный вопрос: какие же уроки извлекает Николенька из своего детства.

Все эти сложнейшие вопросы ставит перед собой и нами в повести 24-летний Л.Н. Толстой.

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо», — писал В. Распутин в 1974 году.

— А что мы знаем о семье, доме Льва Николаевича, детстве Толстого? Какое выражение находят мысли о семье у Толстого-философа? (дневники).

Дневники:  «Ежели врожденных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания, то ясно, что наука вообще и философия в особенности… не только не бесполезны, не даже необходимы и не для одних Сократов, а для всех».

        «Если бы человек не желал, то и не было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание».

        «Необходимо как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым, сделать нормой жизни принцип «больше давать, чем брать».

Учитель: — А как относится Толстой к детям?

        Закончено чтение повести. Для того, чтобы легче было ориентироваться в тексте, вспомним героев повести.

III.Повторение. Учитель проводит викторину «Узнай героя»

Викторина: 1. У него совесть чиста и душа покойна.

        Доброе немецкое лицо. Он один-одинешенек.

  1.         И никто-то его не приласкает, он сирота.
  2. (Карл Иванович)
  3.                          2. «какое редкое, чудесное создание была эта старушка»,
  4.                                «Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».
  5. (Наталья Савишна)

                          3. Это не человек был, а ангел небесный.

  • (Наталья Николаевна)
  •                          4. Для него главное – удобство и наслаждение в жизни,
  •                              Живет для себя, для своих удовольствий,
  •                              хотя по-своему любит жену и детей.
  • (Петр Александрович)
  •                          5.  «При ней  ни о чем нельзя было говорить:
  •                               Она все находила неприличным. Сверх того, она
  •                              беспрестанно приставала: говорите же по-французски».
  • ( Мими – Марье Ивановна)

                          6. Он никогда не улыбается. Его оригинальная красота

  1.                               поразила меня с первого взгляда.
  2.                              Я почувствовал к нему непреодолимое влечение.
  3. (Сережа Ивин)
  4.                           7. Мальчик лет 13, худой, высокий, бледный, с птичьей
  5.                               рожицей и добродушно-покорным выражением.
  6. (Иленька Грап)
  7.                            8. Чудесная 12-летняя девочка в коротком открытом
  8.                               кисейном платьице, белых панталончиках и
  9.                               крошечных черных башмачках.
  10.                               На беленькой шейке была черная бархатная ленточка;
  11.                               головка вся была в темно-русых кудрях.
  12. (Сонечка)
  13.                            9. Знал, что нехорош собой, каждый намек
  14.                               на наружность больно оскорблял,
  15.                              умные глаза, приятная улыбка, воображал,
  16.                              что нет счастья на земле для человека с таким
  17.                              широким носом, толстыми губами и маленькими
  18.                             серыми глазами, все отдал бы за красивое лицо.
  19. (Николенька)

IV. Работа с текстом.

— А как вы относитесь к тому, что мальчик переживает из-за своей некрасивости? (сочувствие)

Учитель:  Перед нами прошло несколько дней из жизни меленького мальчика.

—  В какой атмосфере жил Николенька, как относились к нему окружающие? (атмосфера любви, радости и счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна)

Подумаем: мальчик окружен любовью, живет в доброй, хорошей семье, наверное, и жизнь бы должна быть легкой, беззаботной и счастливой. Давайте «перелистаем» самые радостные, светлые эпизоды в его жизни: охота, игры с ребятами, общение с родителями, открытие радости чистых молитв, первая влюбленность, первый  бал.

— А какие потрясения пережил Николенька? (угроза расставания с Карло Ивановичем, разлука с семьей, смерть матери).

Текст.

Учитель:  — Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился?

Домашнее задание: Домашним заданием было выписать из текста, когда было стыдно. Найти примеры изображения писателем тончайших переживаний героя.

  1. Эпизод с Карлом Ивановичем «Противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка – какие противные!» А потом? «Какой он добрый и как нас любит, а мог так дурно о нем подумать!»
  2. Эпизод со скатертью. «Как Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку…. И Николенька начинает рассуждать о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление.  А эта добрая старушка, переживая, что обидела мальчика, «дрожащей рукой» подала ему, чтобы загладить вину, гостинчик – две карамельки и одну винную ягоду.

— Зачем Толстой отмечает делать «дрожащей рукой? – Она боится, что её прогонят со службы? (Нет, ей от всего сердца жалко ребенка, она страдает от своей невольной грубости). И Николенька плачет: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; и я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

3.  Эпизод с перчаткой на балу.

Николенька объяснил, что «перчатка принадлежала Карлу Ивановичу, распространился иронически, какой он бывает смешной, когда снимает красную шапочку, и о том, как он раз в зеленой бекешке упал с лошади – прямо в лужу.

«Все это было очень хорошо; но зачем я насмешкой отзывался о Карле Ивановиче? Неужели я потерял бы доброе мнение Сонечки, если бы я описал ей его с теми любовью и уважением, которые я к нему испытываю?»

4. Эпизод с Иленькой Грапом. Дети откровенно мучили этого слабого беспомощного мальчика, а Николенька не вступился за него, он, который мог «плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несут поваренок для супа».

  • — Отчего же мучается Николенька, ведь он не издевался над мальчиком?
  • (не защитил слабого и обездоленного, попав под обаяние Сережи Ивина).
  • — Откуда в человеке возникает желание мучить и унижать другого человека?
  • — Почему такой добрый и честный Николенька принимает участие в этой постыдной забаве?
  • — Как рождается в нем сострадание, раскаяние?
  • — Можно ли загладить, забыть сделанное?
  • — Какой след в душе оставляют такие забавы?

— Могли б вы себя, своего друга представить на месте Иленьки? А Сережи?

— Какая мысль объединяет эти эпизоды?

-Что заставляет Николеньку переживать, мучиться и даже плакать?

(Он страдает от того, что думает о людях плохо, а они – лучше, добрее его. И самое главное – он винит, казнит себя за недостойные не только поступки, но даже слова и мысли! А ведь это – муки чуткой детской совести).

— Можно ли назвать чувства Николеньки благородными (рождающими добро, благо)?

И да, и нет. Неблагородны, потому что Николенька совершает некрасивые поступки; а благородны, потому что он раскаивается потом, сожалеет о них, а самое главное – изменяется в лучшую сторону.

— Что больше интересует Толстого – поступок или его нравственный смысл?

Учитель:  Особенностью героя является то, что он беспощаден к самому себе.

Сочинение:  «Всегда ли вы критически оцениваете свои поступки? Бываете ли беспощадны к себе?»

Учитель:  В повести, кроме Николеньки, есть еще дети. Что же отличает его от брата и сестры, друзей – сверстников?

  1. (Стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков).
  2. Вывод: Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а те, какие изменения по их влиянием совершаются внутри, в душе человека, то, что составляет его внутреннюю жизнь.
  3. В письме к брату Толстой писал: «Хочу узнать не только то, как ты живешь, но что занимает твои мысли».

Стремление понять себя и людей – характерная черта героя, диалектика души. Это – путь к познанию себя, людей, человечества.

  • Подумайте, может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков?
  • (Вряд ли, но главное даже не в том, чтобы не совершать их , а в том, чтобы извлекать из них уроки, перестрадав, ставить чище, лучше душой).
  • Учитель: — Как вы понимаете смысл слова «уроки»? Закончите предложение: «С моей точки зрения, уроки – это…»
  • Запись на доске: Учебные часы в расписании;
  •                                Ростки доброты в человеке;
  •                                Опыт общения с учителем;
  •                                Выводы, жизненные наблюдения;
  •                                Изменения, духовный рост человека;
  •                                Итоги событий, раздумий, переживаний,
  •                                поступков.
  • Учитель:  Для писателя важен духовный опыт человека.
  • — В народе говорят: «Жизнь учит».
  • А какие уроки получил главный герой «Детства»; Чему научили его близкие люди?
  • (-жить не для себя, а для других;
  • — любить людей, быть добрым;
  • — видеть в каждом человеке хорошее;
  • — защищать слабых и униженных;
  • — не врать;
  • — не поддаваться обаянию красивых мальчиков;
  • — уметь сострадать людям
  • Учили не уча, а образом собственной жизни).

— Каждый ли ребенок способен эти уроки доброты и любви к людям увидеть, вобрать в себе и претворить в жизнь? Мог ли так тонко чувствовать Володя или Сережа Ивин?

(Вряд ли, для этого необходимо обладать добротой, сердечностью, тонкостью, глубиной восприятия мира, как у Николеньки).

Учитель:  Молитва в жизни главного героя.

5.Чтение эпизода. – О ком молится Гриша? О  себе?

  1. (Нет, о врагах своих, о матери и отце Николеньки, о детях).
  2. — Кстати, о чем молятся люди сейчас?
  3. — С чем в трудные моменты жизни обращаемся в молитве к Богу?

— Мы молимся о себе, о своих близких. Но молиться о чужих и врагах – умеем ли?

— Что испытывает Николенька?

( «Дрожь и замирание сердца» — он видит нечто сокровенное, тайное, и высокое! Мы, не верящие в бога, видя это таинство молитвы, начинаем понимать, что такое истенная молитва).

  • — Ощущают ли дети то же, что и Николенька?
  • (нет, потому что это – чуткость души мальчика, это настроенность на высокое, духовное, близкое Богу).
  • — О чем молится Николенька?
  • (о маменьке, отце).
  • Вывод: как важно, чтобы духовные потрясения не потерялись, не изгладились, а проросли в душе человека, как это было с Николенькой: «Много воды утекло с тех пор, но впечатление, которое он произвел на меня, и чувство, которое он возбудил, никогда не умрут в памяти моей…»

Учитель:  А как вы понимаете слова А.С. Пушкина в эпиграфе? Раскройте смысл.

Рассмотрите иллюстрации. Такой ли вы представляете себе обстановку, быт? Какими бы вы «нарисовали» героев, прочитанных вами глав из «Детства»? Придумайте заголовки к иллюстрациям.

  1. Мы оставили Николеньку Иртеньева на пороге трудной жизни: нет больше любимой матери, умирает няня, Карл Иванович стар, отец занят своей жизнью.
  2. — Сумеет ли мальчик устоять во взрослой жизни, сохранить лучшее, что дали ему близкие люди?
  3. Вывод:  Жизнь дает нам много хорошего, и от нас зависит, сумеем ли мы сохранить, уберечь, не растерять нравственные уроки детства.
  4. Учитель:  закончить наш разговор хочу стихотворением Натальи Астраханцевой :
  5. Только в этом спасенье,
  6. Спасенье в одном:
  7. Относиться друг к другу
  8. С добром и теплом,
  9. Пережить неурядицы, горе, вражду,
  10. Отвести от родимого дома беду.
  11. Научиться свободно, с достоинством жить,
  12. Но при этом к другим равнодушным не быть.
  13. Пусть не мучают душу обиды и месть, —
  14. Только в этом для всех нас спасение есть.
  15. И если вместе
  16. Все, как один, сердце разбудим,
  17. Будет Россия, будет!

V. Итоги урока.(объявление оценок).Домашнее задание:

1. Если вас заинтересовала судьба Николеньки Иртеньева, если вы хотите узнать, выстоял ли он во взрослой жизни, сохранил ли лучшее, что дали близкие люди, причитайте «Отрочество» и «Юность» Толстого, а также «Детство Темы» Гарина-Михайловского, «Детство Никиты» А. Толстого, а возможно, и «Другие берега» Набокова.

2. Письменное задание по выбору учащихся:

  • Какие уроки получил главный герой «Детства»;
  • Письмо Николеньке Иртеньеву.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/01/10/urok-razmyshlenie-po-proizvedeniyu-l-n-tolstogo-detstvo-urok

Ссылка на основную публикацию