Тютчев — певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну и заставляет забывать его о вечности. В лирике Тютчева ночь предстает перед читателями как явление грандиозное и вместе с тем страшное. В это время суток человек бывает максимально одиноким, фактически сиротой, он становится лицом к лицу с первоначальным хаосом (в древнегреческом понимании).
Самое главное — через тотальное одиночество людям дается шанс познать себя и окружающий мир.
Стихотворение «День вечереет, ночь близка…» — небольшая зарисовка от имени влюбленного лирического героя. В нем нет страха перед ночью, нет жалости по поводу клонящегося к закату дня. Для него важнее всего волшебный призрак возлюбленной.
Он не до конца понимает его природу:
Кто ты? Откуда? Как решить, Небесный ты или земной?
- Воздушный житель, может быть…
- Единственное, что на сто процентов очевидно — у призрака страстная женская душа, а двоим влюбленным и ночь не страшна.
Интересно построение первой строфы. Она начинается и заканчивается практически одинаково: «День вечереет». Только во второй раз употребляется инверсия. Так рождается восприятие вечера как старости — последней остановки перед ночью (смертью). В мировой поэзии нередко встречается сравнение дня с человеческой жизнью. При таком соотнесении ночь становится синонимом небытию.
Лирика Тютчева при жизни поэта не пользовалась массовой популярностью. Зато среди его поклонников были величайшие люди девятнадцатого столетия: Фет. Пушкин. Достоевский, Тургенев. Некрасов. Жуковский. Толстой.
Особенно трудными для понимая простых читателей-современников представлялись как раз произведения, посвященные ночи. В них отразился богатый духовный мир Тютчева. Он не разделял вселенское и индивидуальное.
Личное бытие его полностью растворялось в космическом.
Поэзия Федора Ивановича оказала сильнейшее влияние на русскую литературу. Тесно связано с ней творчество Тургенева, отголоски можно найти в произведениях Толстого и Достоевского. Обращались к лирике Тютчева символисты, ее для них фактически открыл философ Соловьев. Проявлялось это в заимствовании отдельных мотивов и приемов. Наиболее близка к лирике Федора Ивановича оказалась поэзия Блока.
©»» .
Анализ стихотворения Федора Тютчева «День вечереет, ночь близка»
Анализ стихотворения Федора Тютчева «День вечереет, ночь близка»
Тютчев — певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну и заставляет забывать его о вечности. В лирике Тютчева ночь предстает перед читателями как явление грандиозное и вместе с тем страшное. В это время суток человек бывает максимально одиноким, фактически сиротой, он становится лицом к лицу с первоначальным хаосом (в древнегреческом понимании).
Самое главное — через тотальное одиночество людям дается шанс познать себя и окружающий мир.
Стихотворение «День вечереет, ночь близка…» — небольшая зарисовка от имени влюбленного лирического героя. В нем нет страха перед ночью, нет жалости по поводу клонящегося к закату дня. Для него важнее всего волшебный призрак возлюбленной.
Он не до конца понимает его природу: Кто ты? Откуда? Как решить, Небесный ты или земной? Воздушный житель, может быть… Единственное, что на сто процентов очевидно — у призрака страстная женская душа, а двоим влюбленным и ночь не страшна.
Интересно построение первой строфы. Она начинается и заканчивается практически одинаково: «День вечереет». Только во второй раз употребляется инверсия. Так рождается восприятие вечера как старости — последней остановки перед ночью (смертью). В мировой поэзии нередко встречается сравнение дня с человеческой жизнью. При таком соотнесении ночь становится синонимом небытию.
Лирика Тютчева при жизни поэта не пользовалась массовой популярностью. Зато среди его поклонников были величайшие люди девятнадцатого столетия: Фет, Пушкин, Достоевский, Тургенев, Некрасов, Жуковский, Толстой.
Особенно трудными для понимая простых читателей-современников представлялись как раз произведения, посвященные ночи. В них отразился богатый духовный мир Тютчева. Он не разделял вселенское и индивидуальное.
Личное бытие его полностью растворялось в космическом.
Поэзия Федора Ивановича оказала сильнейшее влияние на русскую литературу. Тесно связано с ней творчество Тургенева, отголоски можно найти в произведениях Толстого и Достоевского. Обращались к лирике Тютчева символисты, ее для них фактически открыл философ Соловьев. Проявлялось это в заимствовании отдельных мотивов и приемов. Наиболее близка к лирике Федора Ивановича оказалась поэзия Блока.
«День вечереет, ночь близка…» Ф.Тютчев
«День вечереет, ночь близка…» Фёдор Тютчев
День вечереет, ночь близка, Длинней с горы ложится тень, На небе гаснут облака,
Уж поздно. Вечереет день.
- Но мне не страшен мрак ночной, Не жаль скудеющего дня, —
- Лишь ты, волшебный призрак мой, Лишь ты не покидай меня.
- Крылом своим меня одень, Волненья сердца утиши, И благодатна будет тень
- Для очарованной души.
Кто ты? Откуда? Как решить: Небесный ты или земной? Воздушный житель, может быть, —
Но с страстной женскою душой!
Анализ стихотворения Тютчева «День вечереет, ночь близка…»
Тютчев — певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну и заставляет забывать его о вечности.
В лирике Тютчева ночь предстает перед читателями как явление грандиозное и вместе с тем страшное. В это время суток человек бывает максимально одиноким, фактически сиротой, он становится лицом к лицу с первоначальным хаосом (в древнегреческом понимании).
Самое главное — через тотальное одиночество людям дается шанс познать себя и окружающий мир.
Стихотворение «День вечереет, ночь близка…» — небольшая зарисовка от имени влюбленного лирического героя. В нем нет страха перед ночью, нет жалости по поводу клонящегося к закату дня. Для него важнее всего волшебный призрак возлюбленной.
Он не до конца понимает его природу: Кто ты? Откуда? Как решить, Небесный ты или земной? Воздушный житель, может быть…
Единственное, что на сто процентов очевидно — у призрака страстная женская душа, а двоим влюбленным и ночь не страшна.
Интересно построение первой строфы. Она начинается и заканчивается практически одинаково: «День вечереет». Только во второй раз употребляется инверсия. Так рождается восприятие вечера как старости — последней остановки перед ночью (смертью). В мировой поэзии нередко встречается сравнение дня с человеческой жизнью. При таком соотнесении ночь становится синонимом небытию.
Лирика Тютчева при жизни поэта не пользовалась массовой популярностью. Зато среди его поклонников были величайшие люди девятнадцатого столетия: Фет. Пушкин, Достоевский, Тургенев, Некрасов, Жуковский, Толстой.
Особенно трудными для понимая простых читателей-современников представлялись как раз произведения, посвященные ночи. В них отразился богатый духовный мир Тютчева. Он не разделял вселенское и индивидуальное.
Личное бытие его полностью растворялось в космическом.
Поэзия Федора Ивановича оказала сильнейшее влияние на русскую литературу. Тесно связано с ней творчество Тургенева, отголоски можно найти в произведениях Толстого и Достоевского. Обращались к лирике Тютчева символисты, ее для них фактически открыл философ Соловьев. Проявлялось это в заимствовании отдельных мотивов и приемов. Наиболее близка к лирике Федора Ивановича оказалась поэзия Блока.
Фёдор Тютчев
Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «День вечереет, ночь близка»
Тютчев — певец ночи. Темное время суток любил он гораздо больше дня, приносящего с собой ненавистный шум, говор и движение. По мнению поэта, солнечный свет скрывает от человека звездную бездну и заставляет забывать его о вечности. В лирике Тютчева ночь предстает перед читателями как явление грандиозное и вместе с тем страшное. В это время суток человек бывает максимально одиноким, фактически сиротой, он становится лицом к лицу с первоначальным хаосом (в древнегреческом понимании).
Самое главное — через тотальное одиночество людям дается шанс познать себя и окружающий мир.
Стихотворение «День вечереет, ночь близка…» — небольшая зарисовка от имени влюбленного лирического героя. В нем нет страха перед ночью, нет жалости по поводу клонящегося к закату дня. Для него важнее всего волшебный призрак возлюбленной.
Он не до конца понимает его природу: Кто ты? Откуда? Как решить, Небесный ты или земной? Воздушный житель, может быть… Единственное, что на сто процентов очевидно — у призрака страстная женская душа, а двоим влюбленным и ночь не страшна.
Интересно построение первой строфы. Она начинается и заканчивается практически одинаково: «День вечереет». Только во второй раз употребляется инверсия. Так рождается восприятие вечера как старости — последней остановки перед ночью (смертью). В мировой поэзии нередко встречается сравнение дня с человеческой жизнью. При таком соотнесении ночь становится синонимом небытию.
Лирика Тютчева при жизни поэта не пользовалась массовой популярностью. Зато среди его поклонников были величайшие люди девятнадцатого столетия: Фет, Пушкин, Достоевский, Тургенев, Некрасов, Жуковский, Толстой.
Особенно трудными для понимая простых читателей-современников представлялись как раз произведения, посвященные ночи. В них отразился богатый духовный мир Тютчева. Он не разделял вселенское и индивидуальное.
Личное бытие его полностью растворялось в космическом.
Поэзия Федора Ивановича оказала сильнейшее влияние на русскую литературу. Тесно связано с ней творчество Тургенева, отголоски можно найти в произведениях Толстого и Достоевского. Обращались к лирике Тютчева символисты, ее для них фактически открыл философ Соловьев. Проявлялось это в заимствовании отдельных мотивов и приемов. Наиболее близка к лирике Федора Ивановича оказалась поэзия Блока.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце. »
- Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени. »
- Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. »
- Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Муза»
- Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Разуверение»
- День вечереет, ночь близка,
- Длинней с горы ложится тень,
- На небе гаснут облака.
Уж поздно. Вечереет день.
Но мне не страшен мрак ночной,
Не жаль скудеющего дня, –
Федор Тютчев — День вечереет, ночь близка
Den vechereyet, noch blizka,Dlinney s gory lozhitsya ten,Na nebe gasnut oblaka.
Uzh pozdno. Vechereyet den.
- No mne ne strashen mrak nochnoy,Ne zhal skudeyushchego dnya, —Lish ty, volshebny prizrak moy,
- Lish ty ne pokiday menya.
- Krylom svoim menya oden,Volnenya serdtsa utishi,I blagodatna budet ten
- Dlya ocharovannoy dushi.
Kto ty? Otkuda? Kak reshit,Nebesny ty ili zemnoy?Vozdushny zhitel, mozhet byt, —
- No s strastnoy zhenskoyu dushoy.
- Ltym dtxthttn, yjxm ,kbprf,Lkbyytq c ujhs kj;bncz ntym,Yf yt,t ufcyen j,kfrf///
- E; gjplyj/ Dtxthttn ltym/
- Yj vyt yt cnhfity vhfr yjxyjq,Yt ;fkm crelt/otuj lyz, —Kbim ns, djkit,ysq ghbphfr vjq,
- Kbim ns yt gjrblfq vtyz!//
- Rhskjv cdjbv vtyz jltym,Djkytymz cthlwf enbib,B ,kfujlfnyf ,eltn ntym
- Lkz jxfhjdfyyjq leib/
Rnj ns? Jnrelf? Rfr htibnm,Yt,tcysq ns bkb ptvyjq?Djpleiysq ;bntkm, vj;tn ,snm, —
Yj c cnhfcnyjq ;tycrj/ leijq/
Послушать стихотворение Тютчева День вечереет ночь близка
Темы соседних сочинений
← Денисьевский цикл↑ ТютчевДруг откройся предо мною →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/den-vechereet-noch-blizka
Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. «День и ночь»
Анализ стихотворения — День и ночь
Стихотворение Ф. И. Тютчева «День и ночь» — одно из лучших произведений русской философской лирики. Оно получило очень высокую оценку современников: Л. Н. Толстой, всегда восхищавшийся талантом Тютчева, сделал на полях принадлежавшего ему издания следующую помету около этого стихотворения: «Глубина! Красота!».
Стихотворение это было напечатано не позже начала 1839 г. и опубликовано в XIV томе журнала «Современник» в том же году. В «Современнике» в 1836 г. уже были напечатаны тютчевские «Стихотворения, присланные из Германии», с подписью «Ф. Т.». Пушкин, публикуя эти стихи в третьем и четвертом томах своего журнала, отозвался о них с восторгом.
- Итак, анализируемое стихотворение:
- На мир таинственных духов,
- Над этой бездной безымянной
- Покров наброшен златотканный
- Высокой волею богов.
- День — сей блистающий покров —
- День — земнородных оживленье
- Души болящей исцеленье,
- Друг человека и богов!
- Но меркнет день — настала ночь;
- Пришла и с мира рокового
- Ткань благодатную покрова,
- Сорвав, отбрасывает прочь…
- И бездна нам обнажена
- С своими страхами и мглами,
- И нет преград меж ней и нами —
- Вот отчего нам ночь страшна.
Стихотворение «День и ночь» написано четырехстопным ямбом — наиболее нейтральным и традиционным стихотворным размером русской поэзии; четырехстопным ямбом было написано большинство русских стихов XIX века; не составляет исключения и лирика Тютчева, в которой этот размер преобладает.
Стихотворение состоит из двух восьмистиший — структура, очень частая у Тютчева, встречающаяся во многих его стихах, например: «Фонтан», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Цицерон», «Поток сгустился и тускнеет…», «Тени сизые сместились…» и другие.
Подобная строфическая структура наиболее точно отражает антитезу «дня» и «ночи» — основных образов стихотворения, о которых поэт говорит соответственно в первой и второй строфах.
Каждое восьмистишие можно разделить на два четверостишия с опоясывающей рифмой; каждое из четырех получившихся четверостиший представляет собой законченное предложение.
Интересно, что обе строфы завершает восклицательная интонация; это характерно для Тютчева (например, стихотворения «Цицерон», «О чем ты воешь, ветр ночной…»). Это объясняется тем, что Тютчев во многих своих стихах выступал в роли оратора, обращающегося к читателю с торжественной речью; недаром стихотворение завершается афористическим выводом: «Вот отчего нам ночь страшна!».
Как уже было сказано, в стихотворении опоясывающая рифма; первая и четвертая строки каждого четверостишия завершаются мужским окончанием, вторая и третья строки — женским.
Подобная структура встречается в стихотворениях «Цицерон», «Фонтан», также выдержанных в торжественной декламационной интонации.
Необходимо обратить внимание на то, что в первой строфе все мужские окончания (первая, четвертая, пятая и восьмая строки) рифмуются между собой: духов — богов — покров — богов, причем пятая и восьмая строки связаны между собой тавтологической рифмой.
Что касается остальных четырех строк, то в них совпадают согласные: безымянной — златотканный, оживленье — исцеленье. Во второй строфе в каждом из четверостиший совпадают ударные гласные: ночь — прочь, рокового — покрова (гласный — о-); обнажена — страшна, мглами — нами (гласный — а-).
В стихотворении весьма изощренная звукопись, как литературный прием следует рассматривать обилие лексических повторов и однокоренных слов: создается впечатление, что поэт хочет акцентировать основные образы стихотворения, что опять-таки связано с ораторским стилем Тютчева.
Изощренность и строгость стихотворной формы делают стихотворение «День и ночь» одним из лучших в русской поэзии.
Тема стихотворения — противопоставление дня и ночи — традиционна для романтической поэзии. В этом стихотворении Тютчев развивает и углубляет ее.
Если сравнить трактовку образов дня и ночи в этом стихотворении с тем, как поэт раскрывает их в других своих стихах, то можно увидеть, что в данном стихотворении эти образы абстрактны и недетализированны.
Например, в стихотворении «Как океан объемлет шар земной…» поэт говорит о снах, сравнивая сновидение с путешествием по таинственному океану:
- Уж в пристани волшебный ожил челн;
- Прилив растет и быстро нас уносит
- В неизмеримость темных волн.
- В «Дне и ночи» ничего этого нет; Тютчев описывает ночь лаконично, не употребляя развернутых метафор и сравнений.
День в этом стихотворении — это златотканый покров, наброшенный высокой волею богов на бездну — тот древний хаос, о котором Тютчев писал во многих своих стихах: «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Тени сизые сместились…», «Как океан объемлет шар земной…» и других.
Характерно, что Тютчев в своем стихотворении как бы «выворачивает наизнанку» традиционный метафорический образ покрова ночи, превращая его в покров дня.
День — нечто искусственное, вторичное, созданное богами (здесь фигурируют, разумеется, языческие боги, а не христианский Бог; это свойственно всей лирике Тютчева 30-х — 40-х г. г. XIX в.) на благо себе и людям:
- День, земнородных оживленье,
- Души болящей исцеленье,
- Друг человеков и богов!
- Боги и люди в этом стихотворении не противопоставлены друг другу, но, напротив, объединены в своем страхе перед изначальным хаосом.
Необходимо отметить, что в первом восьмистишии нет ни одного глагола; единственное действие — боги набрасывают покров дня на бездну — выражено страдательным причастием: «Покров наброшен златотканый». Таким образом, день оказывается безжизненным, бездеятельным, абсолютно пассивным.
- Резким контрастом звучит начало второй строфы:
- Но меркнет день — настала ночь;
- Пришла — и с мира рокового
- Ткань благодатную покрова,
- Сорвав, отбрасывает прочь…
Здесь много глаголов, причем они обозначают резкие действия: сорвав, отбрасывает. Ночь активна, деятельна, день отступает перед ее силой.
Важно указать на то, что в стихотворении «День и ночь» вообще нет упоминания сумерек — важнейшего образа романтической поэзии.
Если, например, в стихотворении «Тени сизые сместились…» поэт изображает постепенное, практически незаметное перетекание дня в ночь, то в «Дне и ночи» этот переход резок, мгновенен, насильственен.
В стихотворении «День и ночь» противопоставляются друг другу два мира: мир дневной, мир земнородных и богов, мир, существующий под покровом дня, — и другой мир, мир таинственный духов, мир роковой, днем скрытый златотканым благодатным покровом, а ночью обнажающийся и вступающий в свои права.
Этот второй мир сильнее и древнее мира дневного, он полон неизведанных и страшных тайн, духов, которых боятся и люди, и боги.
Интересно, что, желая подчеркнуть изначальность, первичность бездны безымянной, хаоса, о котором в другом стихотворении Тютчев говорит: «родимый» («О чем ты воешь, ветр ночной…»), — поэт лишь его называет миром.
Этот мир страшен своей изначальной непостижимостью и таинственностью, своей неизбежной победой над земнородными (недаром он назван роковым). Днем хаос и тайна отделены от «человеков» и богов покровом, ночью же «бездна… обнажена… и нет преград меж ей и нами». Болящая душа, исцеленная днем, ночью вновь страдает от страха и неизвестности.
Традиционное романтическое противопоставление тусклого и скучного дня таинственной ночи получает у Тютчева новое звучание в связи с темой хаоса, бездны.
День, по мнению Тютчева, прекрасен и благодатен (таков он в большинстве его стихов), он «друг человеков и богов», «души болящей исцеленье», но он бессилен перед ночью с ее страхами и мглами, одновременно манящими людей (вспомним уже упоминавшееся стихотворение Тютчева — «Тени сизые сместились…», где поэт прямо говорит: «Дай вкусить уничтоженья», — понимая, что иного способа приобщиться к тайнам мирозданья нет) и внушающими им ужас.
В стихотворении встречаются характерные для Тютчева архаизмы: духов (старинное произношение), земнородных, болящей, сей, мглами (слово «мгла» в тютчевскую эпоху обычно не употреблялось во множественном числе), меж ей и нами. Все это, равно как и возвышенная лексика: покров, золототканый, блистательный, благодатный, — подчеркивает торжественный декламационный, ораторский стиль стихотворения.
День — лишь покров, лишь тонкая златотканая пелена. Минуты, когда она тает, растворяясь, исчезая, и есть время наступления истинного, первозданного бытия. Оно роднится с бездной, безграничностью, бездонностью, беспредельностью и никогда не сможет быть втиснутым в рамки дня.
Ночь — первооснова всего сущего, в ней — повесть о времени, но мотив ее — вечность, в ней образы всего, что было, и отражение того, что есть, и магия невсамделишных событий, и порожденья хаоса и страха, и путь в Мир Грез, чудеснейший предел. Ночь светла.
Оставшись с ней наедине, как «сирота бездомный, лицом к лицу пред пропастию темной», можно на миг, на мгновение — столь горестно мимолетное у Тютчева, и столь блаженно бесконечное у Фета — лишитья рассудка.
Но, когда он вернется, черная бездна не будет больше страшной и чужой, потому что, если подумать, каждый видит что-то свое в ночи, каждый «знает наследье родовое». Но во тьме есть и смерть, в ней «крадутся» час неизбежной гибели, ощущение мимолетности жизни и ожидающее впереди вечное, неизбежное, бесконечное небытие.
Тютчев видел и чувствовал в природе не одну лишь божественную основу. Он чуял, что где-то здесь, в таящейся за границей благообразной Земли бездне, есть мятеж, беспорядок, и неизвестно, какой неверный шаг, какое наше движение способно его пробудить.
Мы живем словно в окружении вулканов: на Земле раскинулись тихие леса и сады, на ней воздвигнута цивилизация, но вулканы, потухшие миллионы лет назад и ставшие средоточием хаоса, могут извергнуться неудержимыми потоками всеразрушающей лавы.
Мир не тих, не мирен, он, по существу своему, трагичен, и лучше всего можно познать его в «минуты роковые», в моменты, когда над миром довлеет ночь-тьма, что была до сотворения света и мира и останется после того, как солнце умрет, угасая, истекая красными лучами.
Ночь раскрыла перед нами глубину души мира; но она не только испугала — она и умудрила нас, заставила взглянуть себе в глаза. Ночью, таинственной мистической ночью все принимает иной — не истинный ли? — вид. Живой язык природы слышится в полночной тишине, истинный мир — это мир воцарившегося лунного мрака.
Но не потому ли, что люди не сумели до конца проникнуть в тайну ночи, образ ее неотделим для нас от понятия вселенского зла, связан с расцветом и торжеством темных сил; ночью люди совершают ужасные, необъяснимые поступки, которые не в силах понять с уходом ночного безумия, словно сама тьма, ничем не ограниченная, не сдерживаемая, внушила им совершить то, что угодно было ей. Ночью, влекомые луной, люди ходят во сне с открытыми глазами, не видя и не помня, и не сознавая, они идут на голос ночи, что прошептала в эфирной песне Слово, вслед за которым они готовы отправиться сквозь сон и сквозь саму тьму, по ту сторону зеркала.
Стихотворение «День и ночь» — одно из лучших в лирике Тютчева. В нем со всей яркостью проявляется проникновение поэта-философа в тайны бытия — то, что Тютчев считал основной задачей поэзии.
Традиционная романтическая тематика, к концу 30-х г. г. XIX в.
уже во многом утратившая свою актуальность (менее чем через десять лет Некрасов будет писать пародии на Лермонтова и Жуковского), в стихах Тютчева обретает новую жизнь в свете разрабатываемых поэтом вечных проблем бытия.
В лирике Ф. И. Тютчева отразилось дуальное понимание им мира, понимание мироздания как борьбы двух стихийных начал, в которой рождается мировая гармония и равновесие. Понимание Тютчевым дня и ночи также вписывается в концепцию этой дуальности мироздания.
День и ночь являются как бы разными «полюсами», контрастными состояниями жизни. В лирике Тютчева ночь обретает связь с чем-то древним и неведомым, хаотическим; ночь — это тайна, метафизика и обитель чудес. День — более мирской уровень существования, хотя в ряде стихотворений и днем Тютчев видит наличие трансцендентальности — однако гораздо реже, чем ночью.
Эти особенности восприятия дня и ночи Тютчевым отразились в его стихотворении «День и Ночь». Одно из лучших произведений русской философской лирики, оно получило очень высокую оценку современников.
Тема стихотворения — противопоставление дня и ночи — традиционна для романтической поэзии. В этом стихотворении Тютчев развивает и углубляет ее.
Если сравнить трактовку образов дня и ночи в этом стихотворении с тем, как поэт раскрывает их в других своих стихах, то можно увидеть, что в данном стихотворении эти образы абстрактны и недетализированны.
День в этом стихотворении — это златотканый покров, наброшенный высокой волею богов на бездну — тот древний хаос, о котором Тютчев писал во многих своих стихах.
В стихотворении «День и ночь» противопоставляются друг другу два мира: мир дневной, мир земнородных и богов, мир, существующий под покровом дня, — и другой мир, мир таинственный духов, мир роковой, днем скрытый златотканым благодатным покровом, а ночью обнажающийся и вступающий в свои права.
Источник: https://www.slavkrug.org/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-f-i-den-i-noch/
Анализ стихотворения «День и ночь» Ф. И. Тютчева
Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Стихотворения / Анализ стихотворения «День и ночь» Ф. И. Тютчева
Скачать сочинение |
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Федор Иванович Тютчев – великолепный поэт, романтик и не менее великий философ. В своих произведениях он отводит большую роль философским темам и рассуждениям. В стихотворениях можно увидеть мысли автора относительно устройства мира и вопросов мироздания. Одно из таких произведений – стихотворение «День и ночь».
Оно было написано Тютчевым в возрасте 36 лет, в 1839 году, когда он уже сформировавшимся поэтом, пусть еще и не признанным, успешным дипломатом и государственным деятелем. Именно такой род деятельности заставлял Федора Ивановича все больше размышлять на философские темы. Результатом таких размышлений стало весьма необычное описание вполне обычного явления: смены дня и ночи.
Противостояние дня и ночи, света и тьмы является основной темой произведения. Это стихотворение можно условно разделить на две части: описание дня и описание ночи. День для Тютчева «покров златотканый», который наброшен «на мир таинственный духов» «высокой волею богов». Так Тютчев признает теорию божественного происхождения мира, внося в нее некоторые изменения.
Он считает, что боги, набрасывая этот «покров», стараются защитить весь мир от тьмы, показать весь свет и доброту. Но в какой-то момент наступает ночь, которая «Пришла и с мира рокового Ткань благодатную покрова, Сорвав, отбрасывает прочь …»
Так взору людей предстает истинное небо, вся вселенная, бездна «с своими страхами и мглами».
Эта «бездна» внушает людям священный ужас, потому что «нет преград меж ней и нами» и именно этим «нам ночь страшна» по мнению Тютчева. Стихотворение «День и ночь», как и многие другие стихотворения Тютчева, написано четырехстропным ямбом. Каждое восьмистишие можно разделить на четверостишия, каждое из которых выглядит ка вполне законченное предложение.
Во многих своих произведениях автор раскрывает свои ораторские качества, в данном стихотворении это можно заметить по последним строкам каждой из строф, которые заканчиваются восклицательными знаками.
В стихотворении «День и ночь» Тютчев использует опоясывающую рифму, при этом, первая и четвертая строки каждой из строф написаны с использованием мужского окончания, а вторая и третья – женского.
Стоит так же отметить, что в первой строфе все мужские окончания рифмуются между собой: духов – богов, покров – богов, при этом четвертая и восьмая строки заканчиваются одним и тем же словом. Во второй строфе примечательно то, что в каждом четверостишии последние слова имеют одинаковую ударную гласную. В первом четверостишии второй строфы эта гласная «о» (ночь – прочь, рокового – покрова), а во втором – «а» (обнажена – страшна, мглами – нами).
В стихотворении использовано большое количество лексических повторов и однокоренных слов, с помощью которых автор акцентирует внимание на основных образах стихотворения.
Так же Тютчев использует эпитеты, придавая стихотворению красочности. Федор Иванович сравнивает ночь с бездной и называет день «блистательным покровом», используя сравнения и метафору.
На протяжении всего произведения можно наблюдать ярко выраженную антитезу в постоянном противостоянии дня и ночи.
Добавил: Wolf21
28267 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
Смотрите также по произведению «Стихотворения»:
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00939081454500526330/woid/00166321189941696123/
Федор Тютчев — День и ночь: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканный Высокой волею богов. День — сей блистательный покров День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
- Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами —
- Вот отчего нам ночь страшна!
Анализ стихотворения «День и ночь» Тютчева
Две самые распространенные темы в творчестве Федора Ивановича Тютчева — это красота природы и философские размышления. Примером философской лирики является стихотворение «День и ночь», написанное поэтом в 1839 году.
Основная тема произведения — вечное противостояние дня и ночи. Для Тютчева день и ночь — это не просто природные состояния, которые сменяют друг друга, а отображение двойственности всего мироздания. Автор противопоставляет их, словно добро и зло.
День несет с собой свет, это «блистательный покров», который дарит радость и умиротворение человеческим душам, и закрывает собою все страхи и ужасы, которые приходят, когда наступает ночь. Днем человек находится в гармонии с Богом и чувствует себя защищенным. Ночь же для Тютчева подобна злу и он называет ее «бездной».
Ночью людям становится неспокойно, им кажется, что над ними нависает какая-то угроза, даже если реальных причин для беспокойства нет, а в голову приходят темные мысли, которым не было места в светлое время. Человек остается один на один со своими «страхами и мглами» до тех пор, пока снова не наступает день.
Людям свойственно испытывать необъяснимый священный трепет перед темным временем суток, они издавна боятся его, и эту боязнь, чувство того, что ночью «бездна нам обнажена» и стремился передать поэт в этом стихотворении.
Стихотворный размер произведения — привычный для Тютчева четырехстопный ямб. Поэт широко использует эпитеты («бездной безымянной», «блистательный покров», «мира рокового»).
В первой части стихотворения практически отсутствуют глаголы, что демонстрирует покой и умиротворение дня, они появляются только во второй части, при описании ночи, показывая ее большую опасность и агрессивность.
Для придания торжественности Тютчев употребляет архаизмы («земнородных», «сей», «мглами»). Основной художественный принцип, на котором построено стихотворение — антитеза, противопоставление дня и ночи.
Таким образом, в стихотворении утверждается, что мир, так же как и человеческая душа, имеет светлую и темную стороны. Это закон равновесия и гармонии в природе. День — светлое, доброе время, безопасное для человека.
Ночью же становится темно, природа засыпает, а в человеке просыпаются древние инстинкты, пугающие его. Это время темноты и хаоса. Но всем известно, что ночь заканчивается, вслед за ней вновь приходит день, и ночные страхи уходят.
Это непоколебимый закон мироздания, применимый как к природе, так и к человеческой душе.
Читать стих поэта Федор Тютчев — День и ночь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/fedor-tyutchev-den-i-noch/
Анализ стихотворения Тютчева “День и ночь
Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы и изложить свое видение устройства вселенной в литературных произведениях. Одним из них является стихотворение “День и ночь” , созданное в 1839 году.
К моменту его написания Федор Тютчев уже является состоявшимся, но еще не признанным поэтом, успешным дипломатом и блестящим государственным деятелем. Однако чем выше он поднимается по карьерной лестнице, тем чаще задается вопросом о том, почему мир устроен именно так, а не иначе.
И находит привычному на всем явлению, которое известно как смена времени суток, весьма романтическое и очень поэтическое толкование.
Стихотворение “День и ночь” , написанное четырехстопным ямбом, разбито на две одинаковых части. Первая из них посвящена дню, который поэт сравнивает с “покровом златотканым”, наброшенным “волею богов”. По мнению поэта, этот покров соткан из солнечных лучей, которые дарят все живым существам радость и умиротворение.
День в восприятии Федора Тютчева, это “души болящей исцеленье, друг человека и богов”.
Таким образом, поэт не отвергает теорию божественного происхождения мира, однако вносит в нее свои коррективы, утверждая, что некие высшие силы, пытаясь защитить всех живущих на земле, набрасывают на не искусно вытканное блистательное покрывало, которое скрывает бездну неба и несет в себе тепло, свет и заботу.
Автор не пытается дать ответ на вопрос, почему именно на смену дню приходит ночь, и какова ее роль в жизни человека. Однако он подчеркивает, что в какой-то момент боги просто-напросто срывают сотканное из света покрывало, открывая перед взорами людей бесконечную бездну небес.
“И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами”, – отмечает поэт, подчеркивая, что Вселенная – одна из загадок, которая пока еще не доступна человеческому пониманию.
Именно поэтому люди, не знающие, как именно объяснить смену времени суток, испытывают священный ужас перед ночной мглой, которая, как им кажется, несет в себе угрозу их спокойствию и безопасности.
“Вот отчего нам ночь страшна!”, – резюмирует поэт, отмечая при этом, что подобный страх культивируется у человека на уровне подсознания, он заложен в нем самой природой и передается из поколения в поколение.
Образ божественного покрывала, которое чья-то невидимая рука с завидной регулярностью набрасывает на землю, является ключевым в стихотворении “День и ночь”. Эта яркая метафора используется Тютчевым не случайно.
Именно таким образом поэт не только пытается объяснить привычное явление, но и наделяет его неким романтическим флером, отмечая, что ночь пришла и “и с мира рокового ткань благодатную покрова сорвав, отбрасывает прочь”.
При этом Тютчев использует прием противопоставления, указывая на то, что день олицетворяет собой свет, покой и защиту, а ночь, наоборот, является источником волнений, страхов и неясных сомнений.
И лишь очень сильный духом человек, не лишенный романтизма, может увидеть, что ночь с ее раскинувшейся бездной неба и далекими звездами может быть не мене прекрасной, чем день, и способна дарить людям не только беспокойство, но и радость от общения со Вселенной, которая в эти мгновения распахивается перед жителями земли, открывая им свои вековые тайны. Однако люди еще не готовы к тому, чтобы до конца их постичь, поэтому им гораздо ленче признаться в том, что ночной мрак их пугает, чем попытаться понять, какие загадки он так бережно хранит, дожидаясь того момента, когда найдется смельчак, способный найти на них правильный ответ.
(2 votes, average: 4.00
Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-den-i-noch/
Образ дня и ночи в лирике ф.и. тютчева — международный журнал
Железнякова Т.В. Образ дня и ночи в лирике Ф.И. Тютчева // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 6. №1. – С. 157-159.
ОБРАЗ ДНЯ И НОЧИ В ЛИРИКЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА
Т.В. Железнякова, студент
Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Тара
(Россия, г. Тара)
Аннотация. В статье рассматривается образ дня и ночи в поэтическом творчестве Тютчева, который раскрывается под влиянием философского учения Шеллинга о единой «мировой душе».
Особое место отводится изучению образа света и тени и их интерпретации в лирических текстах поэта. Анализируется ночная лирика Тютчева, где ночь рассматривается как архетипическое воплощение тьмы, смерти, зла, отчаянья.
Ночи противопоставлен день, представленный как символ жизни, светлое, живое начало.
Ключевые слова: природа, образ дня, образ ночи, символ, архетип, амбивалентность, жизнь духа, хаос.
Природные образы в творческом наследии Ф.И. Тютчева занимают особое место. Это не просто лирическое описание тех или иных пейзажей, в его поэзии мы всегда оказываемся перед целым миром, даже когда речь идет о локальной картине. Он умеет за каждым явлением природы ощутить всю ее колоссальную и загадочную жизнь в свете дня и во тьме ночи, в страшном хаосе и в прекрасной гармонии.
На мировоззрение поэта оказало влияние учение философа-идеалиста Шеллинга о единой «мировой душе». Тютчев был убежден, что она находит свое выражение, как в природе, так и во внутренней жизни человека, его психике. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. В одном из стихотворений он утверждал:
- Не то, что мните вы, природа.
- Не слепок, не бездушный лик –
- В ней есть душа, в ней есть свобода,
- В ней есть любовь, в ней есть язык…
- (1836)
Поэт всегда старался показать живое существование природы, сравнимое с душой человека, поэтому его пейзажи наполнены образами. В своих стихах Ф.И. Тютчев пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить.
- Образ света или тени, обхватившей полнеба, в лирике Тютчева устойчиво связан с темой жизни, озаренной сиянием счастья (славы), или её конца:
- Прекрасный день его на Западе исчез,
- полнеба обхватив бессмертною зарею…
- Варьирование этого сложного образа и включение в его состав обозначения радуги в стихотворении «Как неожиданно и ярко…» подчеркивает непродолжительность света, мгновений счастья, человеческой жизни [1].
- В философской лирике природы Тютчева существуют «поэзия дня» и «ночная поэзия». Его «поэзия дня» рисует космос (в античном понимании этого слова) как светлый, вечно молодой, радостный, гармоничный, материальный и одухотворенный мир:
- Лазурь небесная смеется,
- Ночной омытая грозой,
- И между гор росиста вьется
- Долина светлой полосой.
День выступает как символ жизни, потому – отрадный, любезный («Святая ночь на небосклон взошла…»). День – земнородных оживленье, Души болящей исцеленье («День и ночь»).
Слово день представлено у Тютчева и как символ жизни духа, мыслительной деятельности человека. В этом случае дню противопоставлен другой символ – сон, который означает смерть и подсознательную жизнь духа, темную скрытую жизнь человеческой души.
Например, в стихотворениях «Святая ночь на небосклон взошла…», «Сон на море», «Проблеск», день представлен как светлый, осознаваемый мир души, а сон – мир тайный, смутный. В последнем из названных выше стихотворений, как отмечает О.А. Фёдорова, романтический мотив «потрясающих звуков» раскрывает прозрение лирическим субъектом сокровенной жизни духа [2].
Сон – это то, что в стихотворениях «День и ночь», «Еще шумел веселый день…», «Как океан объемлет шар земной…», « О чем ты воешь, ветер ночной?..», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» получает название бездны, царства теней, хаоса. А.Д.
Григорьева отмечает, что «расширяя сферу применения устойчивых поэтических символов (день – жизнь и жизнь души, сон – смерть и подсознательная жизнь духа), Тютчев определяет их осмысление целым контекстом, хотя и этот контекст не всегда позволяет читателю подобрать соответствующий лексический эквивалент для нового применения символа.
А это влечет за собой некоторое интуитивное, смутное постижение реалии. Впрочем, когда дело касается размышлений о жизни духа, о явлениях подсознания, эту затрудненность прямой и точной номинации Тютчев отражает поисками нетрадиционных обозначений смутных, трудно определяемых ощущений» [3].
Светлому миру гармонического наслаждения в поэзии Тютчева противопоставлен мрачный мир хаоса, холода, тьмы и мертвой неподвижности.
Ночь становится связующим звеном между человеком и природой у Тютчева.
Уничтожая преграды, она дает возможность сильнее почувствовать драматизм положения затерянного в мировом хаосе человека, дает ему возможность увидеть себя «лицом к лицу пред пропастию темной».
Ночь – архетипическое воплощение тьмы. В тютчевской трактовке образа ночи можно рассмотреть черты античности, которая воспринимала ночь как амбивалентный символ. С одной стороны, ночь – «страшная», она порождает смерть, конфликт, ложь, старость.
Так, у Тютчева в стихотворении «День и ночь» ночь обнажает бездну с ее «страхами и мглами». Поэт не пытается скрыть свой страх перед таинствами ночи. В стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла…» Тютчев говорит о ночном как о «чуждом, неразгаданном», а потому страшном.
С другой стороны, от ночи происходит день, то есть свет, справедливость, плодородие и бессмертие. Следовательно, ночь может символизировать и гибель, и изобилие; в ней присутствует ожидание нового дня, обещание дневного света. Амбивалентность ночи ярко выражена в поэзии Тютчева.
Тихая ночь, святая ночь, лазурная ночь и, с другой стороны, – страшная ночь, хмурая ночь.
Ночь связана со страхом перед неизвестностью, злом, отчаяньем, смертью как архетип тьмы. Так, например, в стихотворении «День вечереет, ночь близка…» слова день вечереет и вечереет день, обрамляющие первую строфу, символичны: день – жизнь, вечер – старость.
В таком случае фраза ночь близка выявляет символическое значение слова ночь: вечер – старость завершается смертью – ночью. А.Д. Григорьева отмечает, что «уподобление в поэзии продолжительности человеческой жизни дню, а ее отдельных периодов – утру (заре утренней), полдню и вечеру (закату, заре вечерней) общеизвестно.
Ночь в этом соотносительном ряду – явление, противопоставленное дню – жизни – это смерть, небытие» [3].
Таким образом, созданные Тютчевым образы дня и ночи становятся параллельно и символом душевных состояний поэта. Они окрашены его переживаниями и чувствами. Эти образы символизируют бытие человека, своеобразие его восприятия жизни.
Так, в стихотворениях «Бессонница» и «Как птичка, раннею зарей…» образы дня и ночи являются символами как человеческой жизни, так и старого и нового, отжившего и зарождающегося. Здесь Тютчев обращается к традиционной символике: жизнь есть день, смерть есть ночь. «Обломки старых поколений», «полусонные тени» бредут в ночи, в «тихом сумраке», «в сумрачной дали».
А на смену этой ночи приходит «младой, пламенный день». Ночь – старый, отживший мир, прошлое, которое «давно забвеньем занесло». День – новый мир, наполненный «солнцем и движеньем».
Ф.И. Тютчев, как и Д. Веневитинов, полагал, что человеческая жизнь – это изменчивый, восходящий процесс. В течение жизни человек переживает этап борьбы с миром, что является неотъемлемой вехой на пути самопознания и обретения полноты жизни [4].
Лирические тексты Тютчева изящны и пластичны, в них есть, по выражению Добролюбова, и «знойная страстность», и «суровая энергия». Они цельны, закончены: при их чтении создается впечатление, что они созданы мгновенным порывом.
Несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, который утверждал, что вся деятельность человека – «подвиг бесполезный», от большинства его произведений веет молодостью, бесконечным жизнелюбием.
Природа является не только объектом эстетических переживаний поэта, но и материалом для постоянных размышлений о Боге, о мире, о месте человека в мире.
Библиографический список
1. Николина, Н.А. Поразительная многомерность построения (Лингвистический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…») [Текст] / Н.А. Николина // Русский язык в школе. – 2003. – №5. – С. 52-57.
2. Фёдорова, О.А. Эстетическое и поэтическое своеобразие философской лирики С.П. Шевырева [Текст]: дис. … канд. филол. наук / О.А. Фёдорова. – Абакан, 2010. – 177 с.
3. Григорьева, А.Д. Слово в поэзии Тютчева [Текст] / А.Д. Григорьева. — Москва: Наука, 1980. – 248 с.
4. Железнякова, Т.В. Образ «Река жизни» в лирике Ф.И. Тютчева // Наука и образование: проблемы и перспективы – 2016 [Текст]: сборник материалов региональной студенческой научно-практической конференции – Омск: Амфора, 2016. – С. 18-20.
IMAGE OF THE DAY AND NIGHT IN LYRICS FI TIUTCHEV
T.V. Zheleznyakova, student
Branch of Omsk state pedagogical university in Tara
(Russia, Tara)
Abstract. The article examines the image of the day and night in the poetic works of Tiutchev, which opens under the influence of Schelling’s philosophical doctrine of a single «world soul.
» A special place is given to the study of the image of light and shadow and their interpretation in the lyrical texts of the poet. Analyzed the lyrics Tiutchev night, where the night is seen as an archetypal incarnation of darkness, death, evil, despair.
Night opposed to day, presented as a symbol of life, light, living principle.
Keywords: nature, the image of the day, the image of the night, symbol, archetype, ambivalence, life spirit, chaos.
Источник: https://intjournal.ru/obraz-dnya-i-nochi-v-lirike-f-i-tyutcheva/
День и ночь в поэзии Ф. И. Тютчева
В каждом его стихотворении чувствуется нетолько взгляд художника, но и ум мыслителя.
В. Брюсов
Среди поэтов XIX века Ф. И. Тютчев выделяется своим стремлением осмыслить тайны мироздания, разгадать язык природы, понять значение и возможности человека в мире природы. Как философ Тютчев разделяет пантеистические взгляды.
Человек — часть великого мира природы, которая имеет подлинное бытие. А человек лишь ее «греза», «мыслящий тростник».
И этот «мыслящий тростник» пытается понять все таинственное, загадочное в непостижимом, но близком ему мире природы.
В поэзии Тютчева есть особая парная тема: день и ночь. Она раскрывается не только в одноименном стихотворении, но и во многих других произведениях поэта, которые можно разделить на «дневные» и «ночные».
В стихотворении «День и ночь» Тютчев представляет день как «златотканый покров», «скрывающий от человека таинственный и бездонный мир духов, мир космоса»:
День — сей блистательный покров —День, земнородных оживленье,Души болящей исцеленье,Друг человеков и богов!
Но ночь срывает «с мира рокового» «ткань благодатную покрова». И перед человеком обнажается бездна космоса «с своими страхами и мглами». И человек чувствует свою ничтожность и беззащитность перед огромным и таинственным пространством:
И нет преград меж ей и нами —Вот отчего нам ночь страшна!
Душа человека — вместилище двух миров: «мира дневного» и «хаоса ночного». В ночные часы человек особенно ощущает свою причастность к космосу. В стихотворении «Бессонница» герой Тютчева читает «томительную ночи повесть». Она будит уснувшую совесть, она напоминает о неизбежном ходе времени, заставляет посмотреть на жизнь со стороны:
И наша жизнь стоит пред нами,Как призрак, на краю земли.
Звезды у Тютчева — это «живые очи» божества, которые вечно глядят на землю, на человека. Но нам они видны только ночью. Они и зрители, и судьи, и вечное напоминание человеку о его неразрывной связи с мирозданием, с мировой душой.
Ночь у Тютчева — это и символ стихии, мощной, всесильной. День — «золотой ковер» цивилизации, мираж, который может быть разрушен стихией. Что способно усмирить стихию, защитить цивилизацию и человека? Один из таких заслонов — красота и поэзия. Поэзия не боится мучительных зрелищ, она вдохновляется истиной, какой бы она ни была: Материал с сайта //iEssay.ru
Лишь Музы девственную душуВ пророческих тревожат боги снах, —
пишет Тютчев в одном из «ночных» стихотворений — «Видение». Поэзия у Тютчева — посланница небес, некий посредник между Богом и людьми, между небом и землей, днем и ночью. Ее роль — примирительная:
Среди громов, среди огней,Среди клокочущих страстей,В стихийном, пламенном раздоре,Она с небес слетает к нам —Небесная к земным сынам,С лазурной ясностью во взоре —И на бунтующее мореЛьет примирительный елей.
Может быть, стоит внести в нашу жизнь немного поэзии, ее красоты и разума — и легче станет нести груз дня и суд ночи. А тайны мироздания станут ближе и понятнее.
На этой странице материал по темам:
- сочинение на тему день и ночь
- анализ стихотворения день и ночь тютчева
- федор иванович тютчев анализ стих день и ночь
- что значит день и ночь в поэзии тютчева
- тютчев день и ночь анализ краткое содержание
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/t/tyutchev/sochineniya/obshhie-temy/den-i-noch-v-poezii-f.-i.-tyutcheva