Сегодня мы хотим рассказать об опере «Порги и Бесс». У нее необычная, очень интересная судьба. Впервые опера была представлена в сентябре 1935 в Бостоне, а в октябре того же года в Нью-Йорке. Но сначала была история о бессоннице…
Audra McDonald as Bess and Norm Lewis as Porgy in Porgy and Bess. Постановка 2011 года. Источник изображения www.broadwayworld.com
Как-то ночью композитор Джордж Гершвин долго не мог уснуть и взял в руки книгу. Ею оказалась популярная на тот момент «Порги» ДюБоса Хейворда.
Правдоподобность описания жизни чернокожих бедняков, несчастных жителей лачуг, так впечатлили Гершвина, что мелодии и аккордовые созвучия сами рождались в его голове. Он незамедлительно написал автору романа письмо, в котором сообщил, что хотел бы создать по его произведению оперу!
Уже через неделю Гершвин и Хейворд обсуждали ньюансы будущей постановки на морском пляже в Нью-Джерси. Было это в 1926 году.
Джордж Гершвин вернется к произведению в 1932 году и укажет в письме к автору: «В поисках сюжета для композиции я вновь вернулся к мысли положить «Порги» на музыку. Это самая выдающаяся пьеса о народе!».
Прототипом главного героя стал нищий калека по кличке Сэмми. Историю его жизни никто не знал, но вид вызывал сочувствие, жалость и уважение. Чернокожий калека встречался Хейворду каждый день по дороге на работу.
У него не было ног. Он передвигался на тележке, запряженной козой. С этого началась «жизнь» романа. Остальных героев автор придумал, но смог изобразить их столь убедительно, что в правдивости событий не было сомнений.
Гершвин ездил к Хейворду еще несколько раз, он хотел лично посмотреть на место событий, впитать в себя народную музыку. Он стал практически одержим «Порги и Бесс», забывая про еду, сон и отдых, отрываясь лишь изредка. На написание оперы он потратил двадцать месяцев. Гершвин взял за основу джазовые и блюзовые мотивы, использовал негритянский фольклор и импровизации.
David Alan Grier as Sportin' Life in Porgy and Bess.Постановка 2011 года. Источник изображения www.broadwayworld.com
После бостонской премьеры зрители более четверти часа не прекращали аплодировать. Критики не переставали восхищаться драматическим и мелодическим даром композитора Гершвина.
Джон Эдвард Хассе (куратор джазовых коллекций Смитсоновского музея в Вашингтоне) написал, что «Порги и Бесс» — это «народная опера, занимающая промежуточное положение между оперой и бродвейским мюзиклом».
В Нью-Йорке публика тоже тепло приняла новую работу композитора, но критики были менее любезны. Они называли оперу не иначе как: «адской смесью из блюзов, духовных гимнов, джаза, европейской классической музыки и уличных напевов разносчиков».
Причиной столь разных мнений было то, что общее признание оперы «Порги и Бесс» стало бы признанием уместности реализма в оперном жанре. Более того, произведение стало первым в истории музыкального театра США, где афроамериканцы были показаны с уважением и сочувствием к людям.
Признание опера получила уже после ухода из жизни Джорджа Гершвина. Он считал оперу своим лучшим творением, хотя успел создать и другие прекрасные работы.
Композиции из «Порги и Бесс» знакомы практически каждому человеку. Особой душевностью и нежностью наполнена колыбельная Клары «Summertime».
- Услышать композицию «Спи, дитя» («Summertime») можно в исполнении актрисы Веры Свешниковой.
- Вера Свешникова — Спи Дитя (Те, кто мы есть: Закрытый Рояльный Вечер, 18-09-2017, Санкт Петербург)
Источник: https://tkme.ru/articles/135/
Урок 09-10. Джордж Гершвин. Опера "Порги и Бесс" — Музыкальная шкатулка
Джордж Гершвин — гений XX века
Дж.Гершвин (1898 — 1937) — создатель американской национальной классики XX века. Он сделал для американской музыки то же, что в XIX веке осуществили М.И. Глинка в России, Э. Григ в Норвегии, Ф. Шопен в Польше.
Поэтому он является основоположником американской музыки. Дж.
Гершвин первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз (см. муз.словарь).
Вспомним что такое джаз (см. муз.словарь), его характерные черты и каковы истоки джазовой музыки.
Пожалуй, нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях
сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора.
Так, жанр хоровой песни — спиричуэл (см. муз.словарь) — сложился в результате скрещивания африканского пения, английской и
шотландской народной песни и американского духовного гимна. Блюзы, другой жанр негритянского фольклора, (см. муз.словарь) в свою очередь, возникли на основе сложного взаимодействия спиричуэла, креольской песни и английской баллады.
Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.
«Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного остынет, писал один из исследователей творчества Гершвина, — Джоржу Гершвину удалось решить проблему. Подобно Принцу из известной сказки, он взял за руку Золушку и провозгласил ее принцессой, невзирая на бешеную злобу ее завистливых сестер…»
Характерные черты джаза:
- Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.
- Полиритмия, синкопы, свинг (балансирование между акцентами, что дает впечатление «раскачивания»)
- Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют. Почему они стали сольными? Последствия Гражданской войны (1861-1865) между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров. (Причины войны – противоречия между Севером и Югом, одно из них – капитализм на Севере и рабство на Юге). Инструменты джазовой группы (джаз-бэнд):
- Ранний джаз — корнет, флейта-пикколо, один или два медных духовых типа валторны и ритм-группа (барабан, контрабас, туба).
- Современный джаз — труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, виброфон, гитара (банджо).
Джорж Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной в то время широкой публике музыки «Черного» населения Америки — негритянской музыки. В стиле симфоджаза написаны – Концерт для фортепиано с оркестром (1925 г), Рапсодия в стиле блюз (1924 г), опера «Порги и Бесс» (1935 г).
Источник: https://www.sites.google.com/site/muz050116/ucenikam-1/7-klass/1-osobennosti-dramaturgii-sceniceskoj-muzyki/dzordz-gersvin-opera-porgi-i-bess
Опера Джорджа Гершвина "Порги и Бесс". Справка
Опера «Порги и Бесс» стала вершиной творческого пути композитора.
Действие оперы разворачивается в оживленном негритянском квартале Кэтфиш-Роу города Чарльстона в штате Южная Каролина в начале 1930-х гг. «Порги и Бесс» – история о нищем калеке и его возлюбленной. В их жизнь вторгаются бедность, насилие, а в случае Бесс – и наркотики.
В опере «Порги и Бесс» впервые в истории музыкального театра США чернокожие американцы показаны с глубоким уважением и сочувствием
Когда Гершвин решил превратить в оперу роман «Порги», написанный в 1924 г. писателем-южанином Дюбозом Хейуордом, он отправился в Чарльстон и долгое время впитывал в себя и записывал афроамериканскую музыку.
Он стремился достоверно передать дух этой музыки в «Порги и Бесс», но его собственное происхождение вызывало в некоторых кругах сомнения в том, сумеет ли он изобразить суть жизни чернокожих на «глубоком Юге».
Гершвин использовал мелодии в стиле спиричуэлс (англ. Spirituals, Spiritual music) и ритмы джаза. Музыка передает внутренний мир героев, их нелегкую жизнь; в ней заложена подлинная человечность, искренний лиризм, задушевность.
Двадцать месяцев писал композитор оперу и все это время жил в уверенности, что она будет лучшим его сочинением. На последней странице рукописи значится дата: 23 августа 1935 г. Однако работа над оперой продолжалась также во время репетиций и завершилась лишь за день до премьеры.
30 сентября 1935 г. в «Колониэл-театре» в Бостоне состоялась премьера. Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина. Все без исключения бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора.
По словам Джона Эдварда Хассе, курирующего в Смитсоновском институте американскую музыку, произведение «было представлено как народная опера, занимающая промежуточное положение между оперой и бродвейским мюзиклом».
Газета Christian Science Monitor провозгласила «Порги и Бесс» «важнейшим вкладом Гершвина в музыку», а Boston Transcript отметила: «Пора признать Гершвина серьезным композитором».
Премьера в Нью-Йорке, состоявшаяся 10 октября в «Алвин-театре», также прошла празднично, но критики не были единодушны. Нью-йоркская пресса по большей части осудила нетрадиционный подход Гершвина, особенно то, что он внедрил в оперный жанр чисто американские музыкальные элементы (джаз, блюз, традиционные спиричуэлы).
Опера понравилась только театральным рецензентам, которые оказались гораздо проницательнее коллег-музыковедов.
За полтора года опера выдержала 124 постановки в «Алвин-театре» – цифра весьма солидная для любой оперы классического репертуара.
Несмотря на хороший прием, надежды братьев Гершвин (брат Джорджа ‑ Айра написал стихотворный текст оперы) на материальный успех не оправдались: они потеряли 10 тысяч долларов, вложенных в постановку. Подлинное признание и понимание «Порги и Бесс» пришло после смерти композитора.
В течение нескольких десятилетий продолжается ее триумфальное шествие по материкам и континентам. Опера вышла за пределы американской музыкальной культуры.
Европы она достигла в 1945 г.; тогда опера была поставлена в Швейцарии и Дании труппами, в основном состоявшими из европейских актеров.
Но по-настоящему популярной в Европе она стала только после того, как её показала американская негритянская труппа, совершавшая европейское турне в сезоне 1952-1953 гг.
Ни одна американская опера, созданная как до, так и после «Порги и Бесс», даже огромный успех опер Джан-Карло Менотти, не поколебала столь прочного положения «Порги и Бесс» в музыкальной жизни западного мира.
В России опера исполнялась на концертной эстраде и по радио. В 1956 г. негритянская труппа из США «Эвримен опера» показала «Порги и Бесс» в Москве и Ленинграде, в 1966 г. была осуществлена постановка в Таллине, в 1972-м – на русской сцене, в ленинградском Малом театре оперы и балета, а в 1980-м – в московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
В 1958 г. опера была экранизирована (режиссер Отто Преминджер). Среди исполнителей оперы – легендарные имена, отточившие радикальную манеру Гершвина, скрестившего каноны европейского вокала с джазом, блюзом, соул и другими «черными» стилями: Луи Армстронг и Элла Фицджералд, Рей Чарльз и Милт Джексон, Майлз Дьюи Дэвис и Оскар Питерсон.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Источник: https://ria.ru/20100930/280143995.html
Гершвин. Опера «Порги и Бесс»
Опера Джорджа Гершвина в трех действиях. Либретто Дюбоса Хейуарда и Айры Гершвин.
Премьера — 30 сентября 1935 г. в Бостоне.
Действующие лица: Порги, нищий калека . баритон; Бесс, молодая негритянка — сопрано; Кроун, грузчик — бас; Спортинг Лайф, торговец наркотиками — тенор; Роббинс, грузчик — баритон; Сирина, его жена — сопрано; Клара — сопрано; Джейк, рыбак, муж Клары — баритон; Фрезиер, адвокат — баритон.
Действие происходит в негритянском квартале одного из городов Южной Каролины, в наши дни.
Действие первое
Бедная негритянка Клара поет колыбельную своему малышу-сыну… Обитатели негритянского двора собрались играть в карты. За игрой страсти разгораются. Скандалист Кроун придирается к кроткому Роббинсу. Перебранка становится все более яростной. Вспыхивает драка и Кроун, взвинченный алкоголем и наркотиками, ударом кулака убивает Роббинса.
Убийца спасается бегством.
Спортинг Лайф, «неотразимый» кавалер квартала, тут же пытается ухаживать за Бесс, любовницей Кроуна, которая теперь осталась одна. Он уже давно поглядывал на нее, а теперь решил, что настало время действовать. Но Бесс и слышать не желает о Спортинге Лайфе. От его преследований она спасается у калеки Порги. Бесс знает, что Порги бескорыстно, чуть ли не благоговейно любит ее.
В нищенской каморке Сирины справляют поминки, оплакивают убитого Роббинса. На груди мертвого — жестяная кружка, в которую соседи бросают свои жалкие гроши, чтобы Сирина могла оплатить расходы по похоронам мужа.
Действие второе
Бесс поселилась у Порги. Оба поют о счастье любви. Жители квартала отправляются на прогулку на остров Киттивах, затерянный среди бескрайних просторов моря.
Здесь Бесс сталкивается со своим бывшим любовником, убийцей Кроуном, который скрывается на обычно необитаемом острове.
Кроун хочет заставить Бесс остаться с ним, покинуть Порги и негритянский квартал.
Бесс возвращается к Порги лишь через несколько дней. Встреча с Кроуном надломила ее. Бесс являются страшные видения, она чуть ли не теряет рассудок. Порги нежно ухаживает за ней, как за тяжело больным, насмерть испуганным ребенком.
На негритянский квартал, раскинувшийся на берегу моря, обрушивается ужасный ураган. Мужчины в это время рыбачат в море. Женщины в отчаянии смотрят на огромные волны. Муж Клары, Джейк, находится в большой опасности: буря угнала его баркас далеко в открытое море.
Неожиданно появляется Кроун. Он предлагает выйти в море и спасти Джейка. С презрением окидывает он взглядом несчастного Порги: на такой подвиг может решиться лишь здоровый человек, а не калека.
Действие третье
Кроун действительно спасает Джека и решает любой ценой вернуть Бесс.
Между соперниками завязывается смертельная схватка. Порги убивает Кроуна.
В негритянский поселок приходит полиция. Хотя улик нет, но подозрения падают на калеку, Порги увозят в город. Спортинг Лайф дает несчастной Бесс наркотическое средство. Бесс уверена, что никогда больше не увидит Порги. Спортинг Лайф угроваривает одинокую женщину уехать с ним в Нью-Йорк, где обещает ей роскошную, беспечную жизнь.
На другой день Порги возвращается из города. Полиция, не имея улик, выпустила его на свободу.
Но Бесс нет нигде…
Она ушла со Спортинг Лайфом.
Отчаяние лишь на мгновенье охватывает Порги. Он взбирается на свою двухколесную тележку, в которую впряжена коза, и отправляется в сказочно далекий Нью-Йорк. Он уверен, что найдет Бесс, ведь его ведет самый точный компас — верное сердце!
Источник: https://www.classic-music.ru/guide132.html
Опера «Порги и Бесс»
Содержание оперы Гершвина перекликается с лучшими произведениями американской реалистической литературы – творчеством Гарриет Бичер-Стоу, Марка-Твена, Уильяма Фолкнера, О. Генри и других американских писателей, рассказывающих о жизни негритянской бедноты.
Чутьем истинного художника композитор понял, что именно на таком материале должна строиться национальная американская опера. В основе сюжета «Порги и Бесс» – картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка, затерянного в глуши Юга США.
Здесь живут со своими семьями рыбаки, портовые грузчики, уличные торговцы, нищие.
Либретто оперы создано Дюбозом Хейвардом и Айрой Гершвиным на основе пьесы Дороти и Дюбоза Хейварда «Порги». Пьеса, в свою очередь, является переработкой одноименного романа Дюбоза Хейварда.
Действие разворачивается в конце 1920-х годов. Главный герой, добрый и доверчивый нищий калека Порги, любит красотку Бесс, любовницу грузчика Кроуна.
Когда в ходе уличной драки Кроун убивает своего партнера по игре в кости Роббинса и скрывается от полиции, все отворачиваются от Бесс. Порги сердечно предлагает ей свое убогое жилище, и она уходит к нему.
Через некоторое время дешевый адвокат совершает нехитрый свадебный обряд, закрепляя союз Порги и Бесс.
Жители поселка отправляются на пикник на соседний остров. После пикника неожиданно появляется Кроун, он застает Бесс одну и насильно уводит в лес.
Спустя неделю, защищая Бесс от домогательств прежнего сожителя, Порги убивает Кроуна. Пока он находится под арестом, наркоторговец Спортин-Лайф при помощи «порошка счастья» убеждает Бесс уехать с ним в Нью-Йорк.
Освобожденный за недостатком улик Порги возвращается в свою трущобу. Он узнает от соседей о том, что произошло в его отсутствие, и отправляется на поиски возлюбленной в неведомый, сказочный Нью-Йорк.
В либретто бережно сохранены колоритный народный язык пьесы, смесь доверчивой наивности, набожности, суеверия и неудержимого темперамента, характерная для ее героев.
Сочиняя музыку оперы, Гершвин несколько месяцев прожил в одном из захолустных негритянских местечек, стремясь к возможно большей аутентичности в изображении быта его жителей. Он принимал участие в их хоровом пении, прислушивался к особенностям афроамериканской речи, постигал характерные детали быта, психологии.
Жанр и драматургия оперы
Гершвин назвал свою оперу народной, хотя ее конфликт носит сугубо частный характер. Это душевные «метания» Бесс между подлинной любовью к ней Порги и развращенной моралью Спортин-Лайфа, представителя нью-йоркских кабаков.
В трактовке Гершвина Порги олицетворяет беспредельность человеческой любви и веры. Его наивность – не простота глупца, а проявление по-детски чистой, цельной, неискушенной души.
Музыка оперы заставляет слушателя поверить в то, что отправившись за тысячу километров искать «иголку в стоге сена», Порги сумеет найти свою любимую.
Определение «народная» отражает самую суть оперы Гершвина. Сложные человеческие взаимоотношения разворачиваются в ней на широкой канве массовых и диалогических сцен, рождаются как бы в гуще народной жизни и потому так жизненно убедительны. Существенно то, что хоровые сцены, рисующие образ народа, являются мощной опорой всего спектакля, ее идейно-смысловыми центрами.
Композиция оперы складывается из девяти картин, действие которых замкнуто в одном пространстве, именуемом «двор в Кетфиш Роу»[1]. При этом имеет место сквозное развитие сцен как цепи событий.
Драматургия спектакля коренным образом связана с национальными традициями. Она опирается на характерное для американского театра, в том числе для «комедии менестрелей»[2], сочетание разговорных сцен и песенных номеров.
Истоки подобной драматургии восходят к приемам «балладной оперы»[3], сложившейся еще в XVII веке. Балладная опера широко распространилась в США, породив, в частности, музыкальную комедию Бродвея.
Таким образом, в «Порги и Бесс» Гершвин мастерски трансформировал тот многообразный опыт, который приобрел, сочиняя музыку для бродвейской эстрады.
- С массовыми жанрами американского театра связаны и другие особенности произведения:
- 1. преобладание «речевых» сцен, их огромная роль в раскрытии образов;
- 2. динамика и целеустремленность в развитии сюжета, сценичность ситуаций;
3. комедийный облик многих эпизодов. В духе американского фольклора трагедия и шутка здесь неразрывно переплетаются;
4. родство образов главных героев, Порги и Спортин-Лайфа, с характерными типажами театра менестрелей.[4] В трактовке Гершвина эти менестрельные прототипы преображаются в жизненно правдивые образы.
Все персонажи оперы характеризуются широким спектром эмоций от горя, страдания до радости, веселья, правдиво отражающих особенности негритянского характера. В работе над музыкой композитор основывался на обширном круге национально-бытовых жанров: песенок из ревю, комедий, джаза.
Но главным источником вдохновения для Гершвина стали оригинальные образцы афроамериканского фольклора, хотя музыка оперы не содержит прямых цитат.
Стилизованные образцы ряда фольклорных жанров интегрированы в структуру полноценной оперы с ариями (по большей части в простой песенной форме), ансамблями, речитативами и лейтмотивами.
Композитор обращается к широкой палитре афроамериканского фольклора: лирическим блюзам и «языческим» пляскам, негритянским гимнам, псалмам и замечательным хоровым песням – спиричуэлс.
Спиричуэл (от англ. spiritual – духовный) – основной жанр афроамериканского фольклора, возникший в южных штатах США в период рабства. Это духовные песнопения негров, исполняемые хором a cappella как коллективная импровизация.
Поэтические тексты спиричуэлов в большинстве случаев основаны на библейском материале, однако библейские мотивы в них снижены, фольклоризированы, сочетаются с повествованием о собственной повседневной жизни.
Мелодика спиричуэлов глубоко своеобразна. Пентатонические попевки сочетаются в ней с типичными для блюзового лада колебаниями между мажорной и минорной терциями. Часто используются нетемперированные звуки, глиссандирование. Ритмическое своеобразие определяется характерным синкопированием.
Именно с опорой на спиричуэлс связана потрясающая выразительность трагедийных сцен, которые являются художественными вершинами всей оперы. Такова, в первую очередь, сцена похоронного причитания над телом убитого Роббинса, обобщающая образ всенародного горя[5] и молитва во время грозы.[6]
Высшая драматическая точка похоронной сцены – ее заключение, где восходящее хоровое глиссандо звучит на фоне нисходящих хроматических аккордов оркестра.
А далее наступает естественная разрядка, выраженная, на первый взгляд, наивно, но психологически очень правдиво для данной среды. На неожиданный призыв Бесс занять места в поезде, уносящем в «обетованный рай», отвечает радостный «железнодорожный» псалом хора.
Подобные внезапные эмоциональные модуляции, как уже отмечалось, весьма типичны для американского фольклора.
Оперные формы
Главный план музыкально-сценического действия «Порги и Бесс» составляют диалогические сцены.
Изучив до тончайших деталей особенности негритянской речи с ее своеобразным «детонированием», Гершвин тщательно отобрал для характеристики своих героев ярко индивидуализированные попевки.
Эти попевки отражают характерный прием «скольжения» натуральной и хроматической ступеней лада, глиссандирование (например, в окончании плача Сирины).
На свободном взаимодействии коротких музыкальных реплик нескольких персонажей выстраиваются многие колоритные бытовые сценки (игра в кости в 1-й картине, комическая стычка женщин с полицейским в 8-й или сборы на пикник в 3-й картине).
Песенные номера явились жанровой основой как сольных партий действующих лиц (Порги, Кроуна, Джека, Спортин-Лайфа), так и больших хоровых сцен.
Подчас небольшая песня в эпизодической партии обретает серьезный образный смысл для всей оперы. Такова колыбельная Клары «Summertime»[7], являющаяся своеобразной лирической экспозицией спектакля.
Характерные «качающиеся» интонации афроамериканских блюзов придают ее музыке настроение одновременно и меланхолическое, и чувственное.
Музыка этой прекрасной колыбельной песни появляется в опере несколько раз (в том числе в партии Бесс).
Именно на песнях, основанных на оборотах негритянского фольклора, строится характеристика главного героя, Порги. Так, глубокая искренность и чистота его души раскрывается в веселой песенке из 3-й картины («Богат я только нуждою»), мелодически ясной и свежей, с наивно радостным напевом в стиле спиричуэлс-славлений.
Партия Порги выделена в сольную в ряде хоровых сцен. Например, в сцене похорон он возносит молитву (в клавире ремарка – «поет как псалом»). Венчающий оперу торжественный спиричуэл («Господь, я на пути в твой небесный рай…») в устах Порги звучит подлинным гимном душевной стойкости народа.
На выразительной певучей фразе, будто заимствованной из подлинных спиричуэлс, основан лейтмотив Порги.
Лирические черты образа Порги господствуют в его дуэте с Бесс (3-я картина).
В характеристике Спортин-Лайфа преобладают элементы эстрадного джаза. Яркий пример – его знаменитая песенка на пикнике (4-я картина). Острошаржированный текст, полный издевки над библейскими притчами, прокомментирован «кривляющейся» мелодической линией.
Национальная самобытность вокального стиля «Порги и Бесс» подчеркнута ее специфическим ладоинтонационным строем. Выразительность множества тем оперы связана с блюзовыми нотами, характерными для афроамериканской музыки.
Особенно широко применен Гершвином мажоро-минор с низкой септимой (например, в дуэте Порги и Бесс из 3-й картины или в заключительном спиричуэле в том же E-dur).
Специфика ладового строя афроамериканской музыки проступает и в гармоническом языке оперы. Почти во всей партитуре преобладает аккордика особого строения, отмеченная терпкостью колорита благодаря применению кварто-квинтовой или квинто-секстовой структуры в сочетании с интервалами септимы, секунды. Часто звучат в партитуре «жесткие» параллельные гармонии, характерные для спиричуэлс.
Национальную самобытность стиля Гершвина во многом определяет изумительно разработанная ритмика, со всей достоверностью передающая этот едва ли не самый характерный элемент афроамериканской музыки.
Подлинным апогеем виртуозного владения Гершвином стихией ритма является сцена пикника (4-я картина), вступление к которой исполняют три африканских барабана. Их дополняют губная гармошка и гребенки.
Закономерно, что создавая музыку своей оперы, композитор с самого начала рассчитывал на темнокожих исполнителей. Именно поэтому он отказался от контракта с театром Метрополитен-опера: на его сцене выступали только белые певцы. Премьера «Порги и Бесс» состоялась в 1935 году в малоизвестном небольшом театре в Бостоне.
[1] Исключение – 4-я картина, пикник на острове.
[2] «Театр менестрелей» («минстрел-шоу») – разновидность комедийного балаганного театра, распространившаяся в США с середины XIX века. Изначально участниками этих представлений были исключительно белые артисты, гримировавшиеся под негров и пародировавшие негритянскую манеру музицирования.
Со временем в минстрел-шоу всё чаще стали выступать чернокожие исполнители, утрированно гримировавшиеся «под негров».
Значение минстрел-шоу определялось тем, что они привлекли внимание широкой публики к негритянской музыке, которая неизмеримо возвышалась над балаганным сюжетным фоном (c сюжетной стороны многие номера носили оскорбительный для негров характер).
[3] Балладная опера – это английская разновидность комедийного театра. Ее характерной особенностью является включение в разговорные сцены музыкальных вставок в виде замкнутых песенных и танцевальных номеров, заимствованных из фольклора или же сочиненных композиторами в народном духе. Первый классический образец – «Опера нищих» на текст Дж. Гея с музыкой Дж. Пепуша.
[4] Среди самых популярных персонажей менестрельного театра были «Джим Кроу» – «негр-простак», воплощавший «здравый смысл», и негр-дэнди, изведавший пороки городской жизни.
[5] 2-я картина: прощаясь с покойным, соседи бросают в чашку последние гроши, чтобы можно было его похоронить. Вдова Роббинса Сирина заводит плач по умершему, все присутствующие присоединяются к погребальному пению.
[6] 6-я картина: в комнатке Сирины спасаются от бури испуганные жители Кетфиш Роу; они молятся об избавлении и укрощении стихии.
[7] 1-я картина: Летний вечер. Молодая негритянка Клара, жена рыбака Джека, баюкает своего ребенка.
Песня «Summertime» известна в разных вокально-инструментальных интерпретациях. Самые знаменитые исполнительские версии созданы такими джазовыми исполнителями как Чарли Паркер, Луи Армстронг и Элла Фицджеральд, Майлс Девис, Оскар Питерсон.
Источник: https://musike.ru/index.php?id=124
Porgy and Bess
Опера
Гершвина «Порги и Бесс»
Опера
в трех действиях Джорджа
Гершвина на
либретто (по-английски) Дю-Боза Хейуарда
и Аиры Гершвин, основанном на пьесе
«Порги» Дю-Боза и Дороти Хейуард.
Действующие лица:
Порги,
безногий нищий (бас-баритон)
Краун,
грузчик (баритон)
Бесс, его подружка
(сопрано)
Джек, рыбак (баритон)
Клара,
его жена (сопрано)
Роббинс, обитатель
Кэтфиш (тенор)
Сирина, его жена
(сопрано)
Спортин-Лайф, торговец
наркотиками (тенор)
Питер, продавец
меда (тенор)
владелец бюро похоронных
принадлежностей (баритон)
Время
действия: 1920-е годы.
Место действия:
Чарлстон, Южная Каролина, США.
Первое
исполнение: Бостон, 30 сентября 1935 года.
Пьеса
Дюбоса и Дороти Хейуард «Порги»
имела вполне приличный успех. Но когда
Дюбос Хейуард и Айра Гершвин сделали
из неё оперное либретто, а брат Айры,
Джордж, написал музыку, это произвело
впечатление разорвавшейся бомбы.
Общее
мнение критики было таково: «Вот
наконец первая настоящая и вполне
американская опера». Это было в 1935
году.
С самого начала своего триумфального
шествия по оперным сценам Америки —
сперва в Бостоне, затем на Бродвее — она
неизменно остаётся в современном оперном
репертуаре.
Европы
она достигла в 1945 году; тогда опера была
поставлена в Швейцарии и Дании труппами,
в основном состоявшими из европейских
актёров. Но по-настоящему популярной в
Европе она стала только после того, как
её показала американская негритянская
труппа, совершавшая европейское турне.
Было это в сезоне 1952/53 годов. Ни одна
американская опера, созданная как до,
так и после «Порги и Бесс», даже
огромный успех опер Джан-Карло Менотти,
по-видимому, не поколебала столь прочного
положения «Порги и Бесс» в музыкальной
жизни западного мира.
И даже на Востоке,
по крайней мере в России, она была
встречена с энтузиазмом.
Действие I
Сцена
1 представляет
собой большой двор в рыбацком поселке
Кэтфиш-Роу (Чарлстон, штат Каролина).
Когда-то здесь жили аристократы, но
теперь он населен неграми. Атмосфера
жаркой южной летней ночи передается
чудесной колыбельной песней, «Summertime»
(«Летние дни»), которую поет молодая
жена и мать, Клара.
Ее муж Джек выражает
господствующее в этих краях отношение
мужчин к противоположному полу в веселой
песенке «A Woman Is a Sometime Thing» («Женщина
— вещь ненадежная»). В одном углу двора
идет игра в кости, в другом — танцуют. На
тележке, запряженной козой, въезжает
безногий нищий Порги. Все его здесь
любят.
Мужчины встречают его приветственными
выкриками и одновременно ироническими
репликами по поводу того, что он «неровно
дышит» к девушке Крауна Бесс.
В
проникнутом горечью и берущем за душу
речитативе «When God make cripple, He mean him to be
lonely» («Создавая калеку, Бог дал ему
в удел одиночество») Порги поет о
безысходности своей жизни, утверждая
при этом, что женщины его не интересуют.
Игроки в кости распаляются, особенно
когда в игру вступает Краун, местный
хулиган, который уже навеселе.
Вскоре
под влиянием «порошка счастья»
(наркотика), которым его снабдил
Спортин-Лайф, он становится весьма
агрессивным. Вспыхивает драка, Краун
убивает одного из игроков и тут же
убегает, бросив свою подружку Бесс. Один
из парней, тот самый Спортин-Лайф,
торговец наркотиками, пытается —
безуспешно — забрать Бесс с собой в
Нью-Йорк. Бесс мечется в поисках убежища,
но все обитатели Кэтфиш-Роу захлопывают
перед ней свои двери.
Не
таков Порги. Он всегда любил Бесс, но не
осмеливался приблизиться к ней — ведь
он калека. Но сейчас она в безвыходном
положении. Он зовет ее к себе.
Сцена
2 происходит
в комнате Сирины, где оплакивают Роббинса,
ее мужа, убитого Крауном. Соседи Сирины
теперь собрались, чтобы по негритянскому
обычаю спеть над телом ее мужа и собрать
нужную сумму денег на похороны. Звучит
раздирающая душу погребальная песнь.
Входит Порги, с ним Бесс.
Он тоже хочет
внести свою лепту на похороны Роббинса,
и, будучи по природе своей лидером, он
принимает главное участие в молитвах
и утешениях. Сирина сама поет глубоко
трогательную погребальную песню
(трагический плач) «My Man's Gone Now» («Муж
мой умер»).
Являются два белых сыщика
и предупреждают, что тело должно быть
похоронено не позднее завтрашнего дня,
в противном случае оно будет передано
студентам-медикам. Уходя, они забирают
с собой старого Питера, совершенно
невиновного, но на которого у них пало
подозрение.
Входит довольно симпатичного
вида владелец бюро похоронных
принадлежностей, тоже, как и сыщики,
белый. Нужной суммы на похороны собрать
так и не удалось, но он согласен поверить
обещанию Сирины заплатить позже.
Собравшиеся здесь друзья также дают
свои уверения, что соберут недостающую
сумму, и действие заканчивается, когда
Бесс заводит более возбуждающую песню
— экстатичную, со стремительно убыстряющимся
ритмом «Oh, the train is at the station» («О,
поезд ждет на станции… Он отправляется
в землю обетованную»).
Источник: https://studfile.net/preview/3218458/