Анализ стихотворения «Бородино» следует делать для лучшего запоминания его аспектов и удачного написания сочинения. «Бородино» описывает в полной мере события Отечественной войны 1812 года.
Далее дадим анализ стихотворения и подробную характеристику героям, рассмотрим краткое изложение произведения и историю создания, чтобы успешно написать сочинение на тему «Бородино».
Краткое содержание
В народной оде, начинающейся с речи молодого человека и заканчивающейся памятью о его дяде, рассказывается о битве вблизи Бородино, в котором участвовал родственник юноши.
Тот эмоционально говорит о событиях тех лет, выражая похвалу своему поколению и слова возмущения современному обществу. Он вспоминает детали битвы, то, что командир сказал войску отступить, и это привело к бешенству старых вояк. Затем пришло время сражаться в конечном бою.
Началось сражение с перестрелки, продолжавшейся несколько дней безрезультатно, а закончилось бездействием русских войск. Дядя говорит, что французы радовались отступлению и поражению русского войска, но на утро полковник вселил уверенность в русских солдат, и те победили в Бородинской битве.
Главные герои
Действующих лиц в картине двое дядя с юношей-рассказчиком. Первый является старым солдатом, который побывал на войне двенадцатого года и рассказывает, как проходило Бородинское сражение. Он считается ветераном, который все видел и чувствовал на войне.
Герой трезво оценивает события тех лет, дает свою оценку происходящему, выражает гордость за русских, а также высказывает разочарование о современном обществе.
Юноша выступает в роли молодого человека, которого интересует судьба и история Родины, ему любопытно знать подробности Отечественной войны.
Поэтому он приходит к дяде и спрашивает у того, как участника тех лет, что происходило.
Он осведомлен о Бородинской битве, знает, что ее помнит вся Россия, и выражает надежду, что молодое поколение начнет брать пример с ветеранов, встанет мужественно за Отчизну в нужный час и будет защищать ее.
Это интересно: исследователи стихотворения смогли найти прототипы героев. Юношей является сам автор, а дядей старый солдат Андреев, который и ведет рассказ. Он был унтер-офицером лейб-гвардии пехоты, и Лермонтов хорошо был знаком с этим человеком.
Познакомились они в 1836 году, когда Михаил Юрьевич занимался в мастерской рисованием. Андреев в то время заказал свой портрет в честь 25-летия сражения. Тогда-то писатель и познакомился с участником и узнал подробности его жизни.
История создания «Бородино» Лермонтова
История необычная. С самого детства М. Ю. Лермонтов находился в окружении людей, переживших многие отечественные войны, в том числе и Бородино.
Все они оказали огромное влияние на автора и помогли ему осознать свой жизненный путь. К тому же, когда писатель подрос, его взяли в армию, где он также познакомился с участниками того военного события.
Год написания «Бородино» 1836. Создавая сам текст, автор внес массу коррективов в услышанные истории, в том числе о месте нахождения солдат. Также немного видоизменил произнесенные речи воодушевления от Мохнатина.
В конечном счете, в 1837 году в местном журнале было издано знаменитое детище автора, которое прославило его на весь мир. Интересно, что оно сразу получило много отзывов.
Анализ стихотворения «Бородино»
Стихотворный рассказ считается откликом Михаила на произошедшие события и героизм ополченцев 1812 года. Он написал его, воодушевляясь юбилеем победы над французами. Здесь автор раскрывает тему отношения народа и человека к Родине и иные темы.
По сюжету детище писателя представляет собой комплексное повествование о битве под Бородино от участника тех лет. В рассказе дается оценка и выражается гордость за простых людей, высказывается восхищение смелостью и отвагой народа.
Проводя анализ текста, также важно уточнить значение некоторых цитат. Это поспособствует лучшему пониманию стихотворения:
- «зимние квартиры» казармы вблизи городов, в которых солдаты жили во время войны,
- «уж мы пойдем ломить стеною» хождение солдат на неприятеля стенка на стенку, уничтожение врага врукопашную,
- «нынешнее племя» современное поколение в ироничном звучании,
- «слуга царю, отец солдатам» беспрекословное подчинение начальника отцу народа (царю) и подчинение солдат начальнику, который был им как родной отец.
Литературный жанр и размер
По жанру «Бородино» причисляют к поэме, но из-за жанрового своеобразия, некоторые критики называют его народной одой, балладой лирическим произведением с чертами повествования, батальной поэмой.
Написано произведение ямбом. Причисляется к гражданскому виду лирики, обладает ярко выраженным эпическим началом, поскольку говорит об историческом событии. По хронологии последовательность событий четкая, не разрозненная. Присутствует аллитерация.
Композиция
По композиции стихотворение кольцевое, поскольку начинается словами юного рассказчика и заканчивается ими. Начинается с вопросительной строфы для читателя, чтобы обновленное поколение задумалось о роли битвы для Родины. Это является неким вступлением, сразу за которым идет рассказ о событиях тех лет от лица ветерана войны.
Рассказ основная часть. Свое повествование рассказчик начинает с искреннего восхищения ветеранами, теми, кто выжил и пал. Далее он подробно описывает бой и все связанные с ним чувства.
Темы
На всем протяжении повествования от участника тех лет можно проследить темы:
- героического наследия, патриотического настроя, который свойственен русским людям,
- героизма, вопросов прошлого с настоящим, сопоставление этих двух явлений,
- сожаления о будущем обществе, о том, что люди не богатыри,
- народа в историческом прошлом и будущем страны, его роли в переломные исторические моменты,
- героического руководства армией командиров. К примеру, был описан полковник, который вместе с солдатами ринулся в бой защищать Отчизну. Тем самым, он воодушевил солдат.
Главными темами произведения является критика героев своего времени и патриотизм простого русского человека. Эти две темы прослеживаются как на поверхности, так и между строк.
Критика героев своего времени
Известный критик Белинский отмечал, что упрек обновленному поколению, не способному сделать что-то полезное для общества, является главной темой стихотворения. Поэт одно время критикует современных ему личностей и сравнивает жалкие достижения его поколения с достижениями предшествующего поколения, но и в то же время выражает надежду, что урок истории будет получен.
Патриотизм простого русского человека
Другая важная тема, поставленная в произведении, тема поколения и патриотизма. Лермонтов, несмотря на упреки, воспевает патриотизм русского человека, его силу духа, мужество и смелость.
Он говорит, что солдаты молчаливо озлоблены на действия управляющего войском и вынуждены повиноваться приказу, но готовы идти в бой и сражаться за лучшее будущее. Но когда командир призывает людей защитить столицу, они тут же идут на смерть, лишь бы спасти Родину и не отдать ее врагу.
Поэтому Михаил Юрьевич выражает надежду, что пока такие отчаянные люди есть, страна не погибнет.
Главная идея
По тематике и сюжету лермонтовского произведения «Бородино», его композиционным и художественным особенностям, образу представленного героя-ветерана, можно выявить главную мысль и идею стихотворения.
Своим произведением автор говорит, что заслугой победы в той войне является мужество, смелость и бесконечная сила простых людей, которые объединились во имя уничтожения врага. Говорит, что это не дело политиков с полководцами, а заслуга обычных крестьян и работяг.
Средства художественной выразительности
Для написания своего бессмертного детища писатель пользуется различными художественными средствами выразительности.
Если делать точный разбор всех использованных им средств, то он применяет в основном эпитеты и просторечия («ушки на макушке», «полковник наш рожден был хватом») со словами возвышенного стиля («на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами»), гиперболой («и ядрам пролетать мешал гора кровавых тел»), эпитетами (схватки «боевые», кивер « избитый»), крылатыми выражениями («да, были люди в наше время», «ломить стеною»), цитаты с фразеологизмами («плохая им досталась доля»), синекдохой («как ликовал француз»), двусмысленными фразами («ведь были ж схватки боевые, да, говорят, ещё какие!»), фразами сравнения («французы двинулись, как тучи»).
Заключение
«Бородино» считается несравненно легендарным и запоминающимся лермонтовским детищем, которое принесло автору славу, любовь и уважение граждан Российской империи. Это стихотворение необходимо не лишь прочитать, но и изучить, поскольку проблемы, затронутые в нем, актуальны и на сегодняшний день.
Темы, затронутые в тексте, позволят не только написать школьное сочинение, но и понять историческое значение (посыл потомкам защищать и любить родину), осознать основную мысль произведения.
Источник: https://tvercult.ru/literatura/stihotvorenie-borodino-m-yu-lermontova-analiz-i-razbor-stiha
"Бородино": что нужно знать, чтобы понять стихотворение — Православный журнал "Фома"
Для школьников, студентов, учителей, лермонтоманов и лермонтоведов, для тех, кто знает «Бородино» наизусть и для тех, кто помнит только «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…
» — наш новый материал о стихотворении Михаила Лермонтова.
В чем парадокс «Бородино»? Какие открытия сделал Лермонтов, написав стихотворение? Или поэму? Что такое «кивер» и «лафет»? Известные и неизвестные факты о «Бородине» к годовщине Бородинского сражения от Анастасии Занегиной.
Серьезный повод
Стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым в начале 1837 года. Оно посвящено 25-летию Бородинской битвы – крупнейшему сражению Отечественной войны 1812 года, в котором русская армия под командованием генерала Кутузова сражалась против французского войска во главе с Наполеоном I Бонапартом.
Особый 1837-й
1837 год – особенный в судьбе Лермонтова. Именно в этом году он написал стихотворение «Смерть Поэта» на гибель Александра Пушкина и стал известен.
В это время Лермонтов погружен в размышления о прошлом и настоящем страны, о судьбе народа в истории и приходит к выводу, что умонастроения деятелей 30-х годов – безыдейны и безвольны, лишены героизма и отваги.
Известный критик Виссарион Белинский хорошо почувствовал основной нерв текста, увидев в «Бородино» жалобу «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
Парадокс “Бородино”
Историки всегда по-разному оценивали исход одной из самых кровопролитных битв XIX века. Потери обеих армий были огромны. Сейчас в истории преобладает точка зрения, согласно которой исход Бородинского сражения остался неопределенным. Сам Наполеон считал, что русские были побеждены, а Михаил Кутузов, в свою очередь, писал императору Александру I: “Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать”.
Для сторонников «французской» победы в битве принципиальным было то, что, во-первых, многие позиции русской армии были (вопреки Кутузову) в руках Наполеона, а во-вторых, что Москва была в итоге сдана.
Сторонники мнения о победном значении Бородинской битвы для русских, в свою очередь, напоминают, что Наполеон не исполнил главной цели: не смог разбить нашу армию, и это стратегически обернулось для него отступлением-бегством из России, а затем и поражением во всей огромной цепи наполеоновских войн.
Несмотря на то, что в результате сражения русские потеряли около 30 процентов своей армии, основное настроение лермонтовского стихотворения – восторженное, поэт гордится героями 1812-года и прославляет русское оружие. Это отражает чувства русского народа, в сознании которого Бородинское сражение стало одной из самых ярких и прославленных страниц русской истории.
Второе Бородино
«Бородино» – не первое стихотворение, написанное Лермонтовым на тему Отечественной войны 1812 года. К событиям Бородинского сражения поэт впервые обратился в 1830-м году в стихотворении «Поле Бородина».
Спустя семь лет поэт вернулся к бородинской теме, значительно переработав текст. Но именно из него были взяты одни из центральных строк текста «Бородино»: «Ребята, не Москва ль за нами? / Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!..
» / И клятву верности сдержали / Мы в бородинский бой».
Громкая публикация
М.Ю. Лермонтов, автопортрет, фрагмент
«Бородино» стало одним из первых напечатанных произведений 23-летнего Лермонтова. Стихотворение было опубликовано в том же 1837 году в 6-м томе «Современника» – популярнейшнго литературного журнала 30-60-х гг. XIX века.
Упрек и похвала
В стихотворении можно выделить две ключевые темы:
Первая – это высокое значение подвига русских воинов 1812 года, восхищение мужеством, сплоченностью народа и бесстрашием перед лицом врага.
Каждый участник сражения понимал, что никто, кроме него и его товарищей, не сможет защитить свою страну от могущественного врага, каким был тогда Наполеон Бонапарт и его армия.
«Когда б на то не Божья воля, / Не отдали б Москвы!» – от лица всего народа восклицает рассказчик.
Вторая тема стихотворения – это упрек поколению современников самого Лермонтова – людям 30-х годов: «Богатыри — не вы!». Рассказчик (а вместе с ним и автор) идеализирует прошедшее время и сетует, что сегодняшнее поколение утратило многие высокие качества.
Отголоски темы противопоставления поколений можно найти во многих произведениях Лермонтова. Например, в знаменитой «Думе»: «Печально я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее — иль пусто, иль темно, / Меж тем, под бременем познанья и сомненья, / В бездействии состарится оно».
«Бородино» – это диалог
Во времена Лермонтова стихотворения в форме диалога были очень редкими. Свое произведение поэт постоил как диалог между юношей и «дядей» – бывшим артиллеристом, участником военных действий 1812 года. Все это сделано для придания максимальной достоверности событиям.
В «Лермонтовской энциклопедии» сказано: «Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения и данная им событию субъективная оценка разделяется автором».
Важно также, что в своем рассказе «дядя» всегда подчеркивает единство народа: «И умереть мы обещали, / И клятву верности сдержали / Мы в Бородинский бой».
Поэма или стихотворение?
Лермонтов создал уникальное произведение, соединившее в себе жанры баллады, сказа и поэмы. Однако традиционно жанр «Бородино», несмотря на его немалый размер, определяется как стихотворение.
Бородинская строфа
Текст Лермонтова написан семистишиями (или септимами – от лат. septem – семь) с особой рифмой – очень редким стихотворным размером. Такое построение стихотворения впоследствии получило название Бородинской строфы – от названия лермонтовского «Бородино».
Зерно «Войны и мира»
«Бородино» всегда высоко оценивали именитые литераторы. Например, Лев Толстой назвал стихотворение Лермонтова «зерном» своего романа «Война и мир».
Военные словечки
Россия. Московская область. Участники реконструкции Бородинского сражения во время подготовки к празднованию победы России в Отечественной войне 1812 года. Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Лукин
«Бородино» – не такое простое стихотворение, каким может показаться на первый взгляд. Текст Лермонтова населен военной терминологией того времени.
Задание для детей: Проверь себя!
Для современных детей понимание стихотворения может быть сильно осложнено большим количеством малопонятных слов. Предлагаем вам устную игру для лучшего понимания и запоминания стихотворения.
Задание 1: Угадайте слова из стихотворения по их описанию:
- Высокий головной убор цилиндрической или конусообразной формы, с козырьком и подбородочным ремнем, существовавший в русской и иностранных армиях в XIX – нач. XX вв. (Кивер)
- Военные, которые могли действовать как в конном, так и в пешем строю (Драгуны)
- Полевое укрепление в виде квадрата или многоугольника, обведенное земляным валом и рвом, предназначенное для обороны (Редут)
- Стальной клинок, меч, кинжал (Булат)
- Место расположения войск под открытым небом для отдыха во время военных действий (Бивак)
- Иноземец, враг, недоброжелатель, иноверец (Бусурман)
- Артиллерийский снаряд, начиненный пулями, железом, свинцом и др. При выстреле картечь широко рассеивается, поражая неприятеля (Картечь)
- Колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола военного ружья (Штык)
- Военные из частей легкой кавалерии, вооруженные пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (Уланы)
- Станок на колесах, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия (Лафет)
- Военная одежда для верхней части тела (Мундир)
Задание 2: А теперь вставьте пропущенные слова в стихотворение М.Ю. Лермонтова:
Бородино
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать _________
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
- Построили _____.
- «Пора добраться до ______!»
- Прилег вздремнуть я у _______,
- Кто ______ чистил весь избитый,
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш ______ открытый:
Кто ______ точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен _______,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
_______ с пестрыми значками,
_______ с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
- И отступили ________.
- Не отдали б Москвы!
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
1812
1812 точка ру
Церковь в 1812 году: главный призыв – защитить Родину
1812 год в литературе
Кутузов
Источник: https://foma.ru/borodino-chto-nuzhno-znat-chtobyi-ponyat-stihotvorenie.html
«Бородино» Лермонтова — стих, краткое содержание, анализ
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля,
- Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи
- Ночная пала тень.
- Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито,
- Кусая длинный ус.
- И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом,
- Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны — И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри — не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Краткое содержание
Молодой человек просит рассказать старого солдата про нападение на Россию Наполеона. Участник Отечественной войны вспоминает, что русские долго отступали и были недовольны этим.
Отступление продолжалось до Бородинского поля, где командование решило дать противнику генеральное сражение. Два дня прошли в перестрелке, которая не дала никакого результата. На третий день состоялся знаменитый Бородинский бой.
Сражение продолжалось до темноты, было очень ожесточенным и привело к большим потерям с обеих сторон. Русские солдаты смогли удержать позиции и были настроены принять новый бой.
Только по решению командования армия вновь отступила и оставила Москву.
Солдат гордится тем, что принадлежит к числу участников знаменитой битвы. Многие из них погибли в бою или уже умерли, а достойной смены среди молодого поколения, к сожалению, нет.
Анализ
История создания
Стихотворение «Бородино» было написано М. Ю. Лермонтовым в связи с 25-летней годовщиной самого знаменитого сражения Отечественной войны 1812 г. Поэт использовал в работе свое раннее произведение «Поле Бородина», перенеся из него целиком некоторые строки.
«Бородино» было впервые напечатано в 1837 г. в пушкинском журнале «Современник».
Жанр
Гражданская лирика. По стилю изложения (разговорная речь, назидательная форма) стихотворение напоминает народное предание.
Центральная тема произведения
Центральная тема произведения — патриотизм.
До сих пор нет единого мнения о том, кто же одержал победу в Бородинской битве. Противники остались на прежних позициях, потери русских и французских войск были примерно равны. Более того, после сражения Кутузов принимает решение оставить Москву, что в высших кругах расценивается как явный позор.
Наполеон вступает в поверженную столицу России, но после этого триумфа его прежде непобедимая армия начинает разваливаться на глазах. Поход заканчивается поспешным отступлением, бегством императора и последовательным уничтожением остатков его войск.
Этот парадокс объясняется тем, что в Бородинском сражении русские одержали пока еще не материальную, но нравственную победу над противником. В стихотворении Лермонтов обращает особое внимание на небывалый подъем патриотизма среди рядовых солдат.
На протяжении всей отечественной истории русские войска лучше всего воевали, защищая свою землю. Будет уместно также вспомнить известную поговорку: «Русский мужик долго запрягает, да быстро едет». Отступление вглубь страны и сдача городов Наполеону постепенно приводили к усилению национального духа.
Под стенами столицы рассказчик выражает общую, восторжествовавшую в рядах солдат, идею: «Уж постоим мы головою за родину свою!»; «Умремте ж под Москвой»; «Что значит русский бой удалый».
В условиях смертельной угрозы, нависшей над Россией, эти фразы не выглядят напыщенно и воспринимаются совершенно естественно.
Весь рассказ старого солдата свидетельствует о мощном патриотическом порыве. Это выражается в полном пренебрежении опасностью («…в перестрелке. Что толку в этакой безделке?»); эпическом описании сражения («рука бойцов колоть устала»); насмешливом отношении к противнику («брат мусью», «и отступили бусурманы»).
Проблематика
В «Бородине» поставлена серьезная проблема о выяснении причин победы России в Отечественной войне 1812 г. Традиционно заслуга приписывается главнокомандующим армиями. Лермонтов даже не упоминает о Кутузове и других русских знаменитых полководцах. По мнению автора, победу над Наполеоном одержал весь русский народ, сумевший сплотиться в единое целое.
Волю народа выражали не умудренные знаниями и опытом стратеги, а рядовые командиры. Яркий пример — полковник, который пользовался безграничным авторитетом у подчиненных и был «слуга царю, отец солдатам».
Еще одна проблема стихотворения волновала Лермонтова на протяжении всей жизни: резкое различие между двумя поколениями. К поколению победителей Наполеона поэт относил и декабристов, противопоставляя им людей, выросших в годы николаевской реакции.
Укор солдата современному поколению («богатыри — не вы») несет в себе тайный глубокий смысл. Только «могучее, лихое племя» могло отстоять родину и бросить вызов самой царской власти. Такие великие дела уже не под силу изнеженным и трусливым современникам Лермонтова.
Размер и композиция
Стихотворение написано разносложным ямбом. Поэт использовал редкую форму стихосложения — семистишие. Впоследствии она будет названа бородинской строфой.
Произведение представляет собой монолог главного героя, который отвечает на вопрос молодого человека, заданный в первой строфе. Композиция кольцевая: начало и конец монолога практически полностью идентичны.
Выразительные средства
Автор использует разнообразные художественные средства выразительности: эпитеты («грозной сечи», «в земле сырой», «протяжный вой»), олицетворения («звучал булат, картечь визжала»), сравнения («как тучи», «как наши груди»).
Лермонтов очень удачно сочетает разговорную речь («тут как тут», «ушки на макушке») с возвышенными героическими фразами («грозной сечи», «сверкнув очами»).
Монолог непосредственного участника Бородинского сражения очень эмоционален. Его воздействие усилено многочисленными вопросительными и восклицательными предложениями: «Что ж мы? на зимние квартиры?», «Ребята! не Москва ль за нами?», «Ну ж был денек!».
Чему учит автор
Лермонтов с большим уважением относился к участникам Отечественной войны 1812 г. Он не видел достойных примеров среди современников, поэтому призывал их никогда не забывать «про день Бородина», ставший символом национального величия.
Источник: https://spadilo.ru/borodino-lermontova/
Краткое содержание: Бородино (Лермонтов)
Лермонтов – это писатель, который затрагивал разную тематику в своих произведениях, в том числе, не мог пройти мимо военной темы, поэтому в 1837 году пишет под названием «Бородино» свое стихотворение, где изображает события, что происходили во времена нападения французов на наши земли. Было это в 1812 году. Именно тогда и произошла битва под Бородино.
Лермонтов Бородино
Произведение Лермонтова «Бородино» в его кратком содержании начинается простым вопросом, который повлек за собой очень много воспоминаний, напомнил о боли потери, а также дал возможность ощутить вновь в своих воспоминаниях вкус победы.
Вначале стихотворения племянник спрашивает у дяди, былого солдата, которому пришлось побывать на поле битвы, «не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» А дальше стихотворение идет от лица дяди, который вспоминает прошлое.
Тогда были совсем другие люди, не то, что сейчас. Тогда это были люди, настоящие богатыри, сильные духом, настоящие патриоты, но, досталась им сложная судьба. Пришлось всем им брать всю свою силу, все свое мужество в руки и идти защищать родные земли.
Многим из них не суждено было вернуться, но, такова их судьба.
Сначала солдат вспоминает, как всем солдатам было приказано отступать, хотя все были готовы в любую минуту вступить в бой и ждали этого момента с нетерпением. И вот тот миг настал. Было найдено подходящее поле, где и построили редут.
Не успело подняться солнце из-за горизонта, как подступила французская армия. Целых два дня бились не на жизнь, а на смерть. При этом французы уже и ликовать стали, но, преждевременно, ведь предстоял еще день битвы.
С утра полковник подбодрил свое войско, спросив: «не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой». И все ринулись в бой Бородинский. Это был бой, который помнит история и никогда не забудет. Даже земля дрожала. Русские солдаты показали врагу, что значит «бой удалый».
Наши солдаты были готовы и на следующий день вступать в схватку, лишь бы не отдавать родные земли и тут «отступили бусурманы».
Когда французы отступили, вспоминает дядя, пришлось подсчитывать потери, считать погибших товарищей и это, наверное, самый тяжелый момент, который пришлось пережить тем, кто воевал. Завершается стихотворения все тем же сравнением автора. Автор вновь говорит о том, что были тогда настоящие богатыри, «могучее, лихое племя», совсем не такие, как нынешний народ.
Лермонтов Бородино главные герои
Если говорить о стихотворении Лермонтова «Бородино» и его главных героях, то здесь нужно выделить старого солдата, от лица которого и идет рассказ. В стихотворении автор не дает его описания, но мы и так можем его представит.
Лично я вижу в солдате старого доброго, но в то же время, сильного человека, удалого мужчину, как и в былые годы. Да, он, возможно, устал от войны, устал от воспоминаний, но от них никуда не деться. Он все помнит, все до единого мгновения.
Это человек, который потерял много друзей, но которых помнит и сегодня. Он помнит и полковника, и тот жестокий бой, и всех товарищей, в том числе и тех, которых пришлось выносить из поля боя. Возможно, у него остались шрамы, которые навсегда останутся напоминанием о прошлом.
Это добрый, и в то же время сильный мужчина, несмотря на то, что годы прошли.
Лермонтов Бородино слушать
Источник: https://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-borodino-lermontov.html
«Бородино» краткое содержание стихотворения Лермонтова – читать пересказ онлайн — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Стихотворение «Бородино» Лермонтова было написано в 1837 году. В своем произведении автор воспевает мужество русского народа в войне с Наполеоном, в которой решающим стало сражение под Бородино.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Бородино» на нашем сайте. Пересказ стиха будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе.
Содержание
- Главные герои
- Другие персонажи
- Краткое содержание
- Заключение
Главные герои
Старый воин – участник Бородинского сражения, отважный, решительный, мудрый, настоящий патриот.
Другие персонажи
Молодой человек – племянник старого солдата, юноша, которому интересна история сражения под Бородино.
Краткое содержание
Молодой человек обратился к своему дяде, чтобы тот рассказал о войне с Наполеоном. Больше всего его интересовало великое Бородинское сражение, которое стало решающим в битве с французской армией.
Старый воин поведал о былых сражениях, о мужественных солдатах, которым незавидная «досталась доля: немногие вернулись с поля». Они бы ни за что не отдали Москвы, «не будь на то господня воля». Отважным воинам «досадно было, боя ждали».
Им было очень больного от того, что они были вынуждены отступать, отдавая врагам на растерзание родную землю. Однако нужно было исполнять приказы главнокомандующего, и бойцы повиновались.
Но вскоре ситуация изменилась – отыскали большое поле для сражения недалеко от деревни Бородино, «построили редут». Когда «утро осветило пушки и леса синие верхушки», французы начали наступление.
В течение двух дней продолжались ожесточенные сражения, но ни одна из сторон не собиралась сдавать свои позиции. Все с нетерпением ожидали третий день, который должен был стать решающим в схватке.
Русская армия, собрав все свои силы, нанесла сокрушительный удар по французам.
Победа над ненавистным врагом принесла не только огромную радость, но и боль от страшных потерь. После завершения битвы русские воины принялись подсчитывать «раны, товарищей считать». Старый солдат очень гордился тем, что русский народ смог отстоять свою отчизну, и не отдать врагам родную землю.
Заключение
Произведение Лермонтова призвано напомнить о важном историческом событии, которое продемонстрировало силу и мощь простого русского народа. Искренняя, непоколебимая любовь к отчизне стала той силой, что растоптала вражескую армию.
После ознакомления с кратким пересказом «Бородино» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/18940-borodino-kratkoe-soderjanie-stihotvoreniia-lermontova-chitat-pereskaz-onlain.html
Краткое содержание: Бородино (Лермонтов)
«Бородино» — произведение, посвященное историческим событиям войны 1812 года. В этом стихотворении рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать народный взгляд на войну. И его лирический герой — солдат — говорит просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Лирическое повествование начинается вопросом к старому солдату:
- — Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,
- Французу отдана?
- Ведь были ж схватки боевые,
- Да, говорят, еще какие!
- Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
- Старый солдат сравнивает былое время с настоящим, людей своего поколения и людей молодых:
- — Да, были люди в наше время,
- Не то, что нынешнее племя:
- Богатыри — не вы!
- Он говорит, что им выпала незавидная доля, поскольку многих ожидала смерть на поле боя.
Но они бились за свободу своей родины и умирали за нее. Вначале старый солдат говорит, что им приходилось отступать, и это отступление волновало солдат — все ждали сражения. И вот наконец было выбрано место для боя.
- И вот нашли большое поле:
- Есть разгуляться где на воле!
- Построили редут.
- Становится ясно, что рассказчик — в прошлом артиллерист («Забил заряд я в пушку туго»). Он считает, что не нужно хитрить, что-то выгадывать — нужно биться за свою землю:
- Что тут хитрить, пожалуй к бою;
- Уж мы пойдем ломить стеною,
- Уж постоим мы головою За родину свою!
Далее передаются подробности битвы: два дня велась перестрелка, которая не внесла никаких изменений («Что толку в этакой безделке?»), все ожидали третий день, который обещал быть решающим.
Стали слышны разговоры: «Пора добраться до картечи!» Но вот наступила ночь, и герой прилег вздремнуть у лафета. Всю ночь было слышно, «как ликовал француз».
Русские же разбили тихий бивак, где готовились к предстоящей схватке — кто-то чистил избитый кивер, кто-то точил штык.
Но все изменилось, лишь только рассвело: «все шумно вдруг зашевелилось», образовались строи солдат. Здесь рассказчик говорит о своем командире, который погиб в сражении: «Полковник наш рожден был хватом: / Слуга царю, отец солдатам…» Полковник произнес речь перед солдатами, призывая их на бой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
- Умремте же под Москвой,
- Как наши братья умирали!»
- Автор передает напряженность боя, говорит, что их редут воевал с огромным количеством противников: перед ними «побывали и промелькнули» и «уланы с пестрыми значками», и «драгуны с конскими хвостами». Напряженность битвы передается подбором особой лексики:
- Вам не видать таких сражений!
- Носились знамена, как тени,
- В дыму огонь блестел,
- Звучал булат, картечь визжала,
- Рука бойцов колоть устала,
- И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
- Он гордится тем мужеством, которое проявляли русские солдаты в Бородинской битве:
- Изведал враг в тот день немало,
- Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
- На поле боя творилась полная неразбериха:
- Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди,
- И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…
- Но и после такой битвы солдаты чувствовали готовность к новому бою на следующий день, чтобы «до конца стоять». Победу старый солдат описывает так:
- Вот затрещали барабаны —
- И отступили басурманы.
- Тогда считать мы стали раны,
- Товарищей считать.
Заканчивает рассказ солдат, повторяя слова о том, что «были люди в наше время», что немногие из них вернулись домой живыми и что, если бы «не Божья воля», Москву они бы не отдали врагу. Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой…
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основная мысль стихотворения — общность людей перед лицом врага.
Старый солдат часто повторяет: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…». В этих словах — жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Сам Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.
На этой странице искали :
- краткое содержание бородино
- бородино краткое содержание
- лермонтов бородино краткое содержание
- бородинская битва кратко
- бородинское сражение краткое содержание
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-borodino-lermontov.html
Краткое содержание «Бородино» Лермонтов
«Бородино» — произведение, посвященное историческим событиям войны 1812 года. В этом стихотворении рассказ о войне доверен старому солдату. Лермонтов сумел показать народный взгляд на войну. И его лирический герой — солдат — говорит просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Лирическое повествование начинается вопросом к старому солдату:
- — Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром,
- Французу отдана?
- Ведь были ж схватки боевые,
- Да, говорят, еще какие!
- Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
- Старый солдат сравнивает былое время с настоящим, людей своего поколения и людей молодых:
- — Да, были люди в наше время,
- Не то, что нынешнее племя:
- Богатыри — не вы!
- Он говорит, что им выпала незавидная доля, поскольку многих ожидала смерть на поле боя.
Но они бились за свободу своей родины и умирали за нее. Вначале старый солдат говорит, что им приходилось отступать, и это отступление волновало солдат — все ждали сражения. И вот наконец было выбрано место для боя.
- И вот нашли большое поле:
- Есть разгуляться где на воле!
- Построили редут.
- Становится ясно, что рассказчик — в прошлом артиллерист («Забил заряд я в пушку туго»). Он считает, что не нужно хитрить, что-то выгадывать — нужно биться за свою землю:
- Что тут хитрить, пожалуй к бою;
- Уж мы пойдем ломить стеною,
- Уж постоим мы головою За родину свою!
Далее передаются подробности битвы: два дня велась перестрелка, которая не внесла никаких изменений («Что толку в этакой безделке?»), все ожидали третий день, который обещал быть решающим.
Стали слышны разговоры: «Пора добраться до картечи!» Но вот наступила ночь, и герой прилег вздремнуть у лафета. Всю ночь было слышно, «как ликовал француз».
Русские же разбили тихий бивак, где готовились к предстоящей схватке — кто-то чистил избитый кивер, кто-то точил штык.
Но все изменилось, лишь только рассвело: «все шумно вдруг зашевелилось», образовались строи солдат. Здесь рассказчик говорит о своем командире, который погиб в сражении: «Полковник наш рожден был хватом: / Слуга царю, отец солдатам…» Полковник произнес речь перед солдатами, призывая их на бой.
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!»
- Автор передает напряженность боя, говорит, что их редут воевал с огромным количеством противников: перед ними «побывали и промелькнули» и «уланы с пестрыми значками», и «драгуны с конскими хвостами». Напряженность битвы передается подбором особой лексики:
- Вам не видать таких сражений!
- Носились знамена, как тени,
- В дыму огонь блестел,
- Звучал булат, картечь визжала,
- Рука бойцов колоть устала,
- И ядрам пролетать мешала
- Гора кровавых тел.
- Он гордится тем мужеством, которое проявляли русские солдаты в Бородинской битве:
- Изведал враг в тот день немало,
- Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
- На поле боя творилась полная неразбериха:
- Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди,
- И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…
- Но и после такой битвы солдаты чувствовали готовность к новому бою на следующий день, чтобы «до конца стоять». Победу старый солдат описывает так:
- Вот затрещали барабаны —
- И отступили басурманы.
- Тогда считать мы стали раны,
- Товарищей считать.
Заканчивает рассказ солдат, повторяя слова о том, что «были люди в наше время», что немногие из них вернулись домой живыми и что, если бы «не Божья воля», Москву они бы не отдали врагу. Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:
- И умереть мы обещали,
- И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой…
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основная мысль стихотворения — общность людей перед лицом врага.
Старый солдат часто повторяет: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…». В этих словах — жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Сам Лермонтов считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.
Источник: https://libaid.ru/katalog/l/lermontov-mikhail/3620-kratkoe-soderzhanie-borodino-lermontov
Краткое содержание «Бородино» и отзыв для читательского дневника (М. Ю. Лермонтов) | Литерагуру
Кратчайшее содержание для читательского дневника и отзыв о произведении – не пустая выдумка обезумевшего преподавателя. Вскоре вам всем предстоит столкнуться с серьезными экзаменами, где очень пригодятся накопленные литературные знания: основные события произведений и их трактовка.
(184 слова) Начинается стихотворение с вопроса племянника к дяде о бородинском сражении, где тот участвовал. Он спрашивает, нужно ли было отдавать Москву врагу? Ветеран начинает свой рассказ, в котором подчеркивает, что в «то» время были «богатыри», а не «нынешнее племя».
Говорит о тяжелой доле, выпавшей солдатам, о том, как были они сильны духом, горели желанием постоять за родину и быстрее пустится в бой. Им было тяжело медлить, они упрекали генералов в трусости.
А Москва была отдана по воле Божьей, и это событие, как известно, способствовало победе России над Францией.
Потом дядя описывает, как они расположились на огромном Бородинском поле. Он заряжал пушку. Два дня была перестрелка между русскими и французами. После второго дня противник ликовал, но наши солдаты ждали третий — последний день. Описывается сражение.
Дядя вспоминает погибшего полковника, «слугу царя, отца солдат»: он призывал воинов умереть под Москвой, сдержать клятву верности. Рассказчик говорит, что потомкам не видать таких сражений: груды тел мешали пролетать снарядам. Наши люди готовы были дать новый бой даже после этого, но враг отступил.
И старик отмечает, что они отстояли бы Москву, но «божья воля» распорядилась иначе, и хитрый маневр Кутузова удался.
Отзыв (175 слов): Стихотворение учит нас, что всегда нужно знать богатую историю своей страны и уважать людей, которые сражались и умирали за нее. Потомки должны помнить подвиги людей, боровшихся за будущее своей родины. После прочтения остается нескончаемая гордость за солдат и глубокая грусть об их тяжелой судьбе – вот мое впечатление от произведения. Мне оно очень понравилось.
Стихотворение довольно динамично и трудно выделить какой-то один понравившийся фрагмент, и все же у меня пробегают мурашки по коже, когда рассказчик вспоминает полковника, а точнее его слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!». На что все солдаты дают обещание умереть.
Здесь показано как сильно они любят свою родину, каким мужеством они обладают, что готовы стоять за нее до конца. Это и есть главная мысль произведения: нужно уметь постоять за то, что тебе дорого, даже ценою жизни. Лермонтов преподал нравственный урок своему поколению, которое, по его мнению, было уже не способно на такие жертвы.
Душа наполняется благодарностью, которую хочется выразить бойцам. Поэтому единственное, что мы можем для них сделать, так это не забывать их подвига.
Если вам чего-то не хватает в отзыве, прочитайте анализ произведения от команды «Литерагуру».
Анна Тихоненкова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-borodino-i-otzyv-dlya-chitatelskogo-dnevnika-m-yu-lermontov/