*** Приветствую всех книголюбов! ***
Взрослые люди давно уже не читают сказки, нам подавай реальные истории, правдоподобные и максимально приближенные к суровой реальности.
Однако на примере сказки можно завуалированно, но очень точно объяснить суть серьёзной проблемы, при этом, не опасаясь быть осужденным за свои резкие высказывания и подозрения.
Именно такую задачу и взял на себя Фазиль Искандер в своем произведении «Кролики и удавы», назвав его социально-философской сказкой.
Вся сказка пропитана иронией и насмешкой в сторону уже бывшего на данный момент СССР, и содержит в себе критику относительно политического устройства страны.
Хочу заметить, что произведение было написано в 1973 году, когда события, указанные в сказке на самом деле были еще свежи для того периода.
Поэтому в произведении довольно много параллелей и аллюзий с историей нашего государства.
О чем рассказывает Искандер в своей сказке?
Автор с помощью аллегории изображает модель реального общества, замаскированного под государство удавов и кроликов, живущих в далекой-предалекой стране где-то в Африке.
Это государство поделено на два племени: Царство Удавов и Королевство Кроликов.
Оба общества существуют неком симбиозе, где установлен определённый порядок, ради интриги, не скажу какой.
Как и в Царстве Удавов, так и Королевстве Кроликов господствует тоталитарный режим со всеми его атрибутами: всеобъемлющей идеологией, высокой ролью государственного аппарата, наказаниями и репрессиями, стремлением к высшей цели. Но помимо этого, в обоих обществах процветает предательство и доносы, основывающиеся на всеобщем страхе перед своими предводителями.
«Кролики и удавы», Фазиль Искандер
Великий Питон, предводитель удавов, презирает в своих собратьях жалость, слабость, сочувствие. Основными рычагами воздействия для жестокого правителя является безграничная власть и кнут без пряника в качестве устрашения.
Великий Питон не терпит нарушения законов, порой даже самых абсурдных, а любое неподчинение или провинность жестоко наказывается.
На примере удава по прозвищу Коротышка можно увидеть, как общество с тоталитарным режимом презирает и стращает «не похожих на других» индивидуумов.
Примечательно и общество кроликов, во главе с Королем, чьими основными инструментами в управлении народом являлись эфемерная надежда на появление загадочной Цветной Капусты и страх перед удавами.
«Кролики и удавы», Фазиль Искандер
«Кролики и удавы», Фазиль Искандер
«Кролики и удавы», Фазиль Искандер
Но Король кроликов не гнушался и самыми жесткими и насильственными методами «чистки» рядов своего населения, использовав репрессии, которые выдавали за «счастливую путевку в светлое будущее». Вообще, само правление Короля строится на абсурде, мнительности и излишнем преувеличении важности собственной персоны.
«Кролики и удавы», Фазиль Искандер
«Кролики и удавы», Фазиль Искандер
«Кролики и удавы», Фазиль Искандер
«Кролики и удавы», Фазиль Искандер
Стоит отметить, что в сказке имеются говорящие имена: Находчивый, Задумавшийся, Возжаждавший, Старый Мудрец, Поэт, чей образ олицетворяет всю прослойку творческой интеллигенции в тоталитарном государстве, это тонкий намек на писателей, что вынуждены были эмигрировать из страны. Однако за удавами и кроликами стоят люди, как простые в лице народа, так и крупные и значимые – в лице вождей и правителей. Во многих героях можно увидеть намеки на реальные исторические персоналии.
Политика королей, вождей и царей всегда сводилась к одному – царь и его свита должны быть сыты и всем довольны, а народ…, а народ проживет как-нибудь сам. Главное размножатся с опережением, дабы были рабочие руки, точнее лапы.
Несмотря на то, что автор повествует о глупом государстве в сатирической манере, все же после прочтения ощущается безысходность для такого общества, ведь темы, затронутые Ф. Искандером, являются актуальными и по сей день.
История циклична и все события, когда-либо произошедшие в нашей стране, имеют свойство повторяться.
Из века в век можно проследить тиранию, революции, предательства и измены родине, не говоря уже об отдельных личностях, что восстали против системы.
https://www.youtube.com/watch?v=iC8wiJwXr_I
Как и у всякой сказки, логичным завершением должна стать мораль. Как вы могли догадаться, в этой сказке нет счастливого конца. Каждый из читателей увидит в ней трагическое преждевременное поражение в этой неравной схватке между властью и народом.
Возможно в образе Задумавшегося кролика и его молодого ученика – Возжаждавшего можно узреть надежду на светлое будущее и изменение в умах народа, но судя по финалу, можно сделать вывод, что один в поле не воин, и наше общество еще не готово к принятию правды, к ее осознанию.
«Кролики и удавы», Фазиль Искандер
«Кролики и удавы», Фазиль Искандер
Социально-философскую сказку «Кролики и удавы» я рекомендую всем ценителям хорошей литературы!
Источник: https://irecommend.ru/content/sotsialno-filosofskaya-skazka-dlya-vzroslykh-s-yumorom-o-problemakh-realnogo-mira-chitat-vse?page=1
Фазиль Искандер "Кролики и удавы"
Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости.
Ф.Искандер
По материалам сайта
В сказке Ф.Искандера «Кролики и удавы» пародируется ликвидация безграмотности в нашей стране. Король кроликов издал указ о всеобщей грамотности. Он приказал заготовить большое количество бочек с соком бузины, который использовался в качестве чернил.
Сок бузины выдавался небольшими склянками всем, кто в этом нуждался. Поскольку кролики не были любознательными и упорными, то скоро забыли о ликвидации безграмотности.
Так называемые чернила стояли и начали бродить, превратившись в крепкий напиток, удивительные свойства которого “открыл” поэт.
Узнав “свойства” сока бузины, все стали требовать его. После того, как королевские склады были опустошены, чиновники пришли к общему мнению, что в стране установилась всеобщая грамотность.
В конце 30-х годов было объявлено, что в Советском Союзе ликвидирована безграмотность, а на самом делеэ то оказалось фикцией, то есть не соответствовало правде жизни.
В сказке «Кролики и удавы» Ф.Искандер с помощью аллегории показывает тоталитарное государство трёх типов. Это государство кроликов, государство удавов и отношения между кроликами и удавами.
Удавы живут, как говорит автор, “в одной южной-преюжной стране”. Их царство – это тоталитарное государство, во главе которого стоит Великий Питон. При его дворе находятся глупые, бездарные удавы.
Например, главный визирь “на все вопросы умел отвечать не задумываясь, за что и был назначен главным визирем царя…” В царстве удавов всё основано на страхе и беспрекословном подчинении. Здесь существуют жестокие законы и обычаи.
Великий Питон, появляясь, неизменно произносит “боевой гимн”, который все удавы в знак верности “должны были выслушивать”, приподняв голову.
Гимн в царстве удавов – это приветствие, выражение верности Великому Питону. Не приподнявший во время приветствия головы лишался жизни как изменник.
Удавы питаются кроликами, гипнотизируя их, то есть совершая священный ритуал гипноза, о котором запрещено говорить, во время последнего запрещено вступать в дискуссию с кроликами. Нарушивший этот ритуал был сурово наказан: изгнан в пустыню.
В далёкие времена в царстве удавов существовало ещё более жестокое наказание: казнь –самопоедание удавов.
Жестокие, кровожадные, для них нет ничего святого. По образному выражению автора, душа каждого удава находится где-то в глубине его желудка, а родина для удава – это место, где он имеет прекрасную пищу.
Удавы беспощадны по отношению друг к другу, они предают друг друга, доносят друг на друга.
Царство удавов – это тоталитарное государство, но тоталитарный режим и его законы противоестественны природе любого общества, поэтому и в рядах удавов начинается постепенное разложение. Они становятся менее жестокими и кровожадными.
Появляются такие удавы, как Косой и Коротышка. Косой “для удава был чересчур добрый… он старался глотать кроликов так, чтобы причинить им как можно меньше боли, за что, в конце концов, поплатился”. За это он был наказан Великим Питоном, в результате чего лишился глаза.
Таким образом, в царстве удавов презиралась слабость, жалость, совесть, шло воспитание жестокости, а всех неугодных сурово наказывали.
Такие же законы царили и в государстве кроликов, которое называлось Королевством.
Глава его – Король и его приближённые составляют двор, в сказке он называется Столом, а придворные Допущенными к Столу. Те, кто хотел стать приближённым к Столу, назывались Стремящимися.
“Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавов) можно разумно управлять жизнью кроликов”. “…Ни один кролик никогда не видел Цветной Капусты.
Правда, в кроличьей среде всегда жили слухи (хотя их и приходилось иногда взбадривать) о том, что местные туземцы вместе с засекреченными кроликами, работающие на тайной плантации по выведению Цветной Капусты, добились решительных успехов.
Как только опыты, близкие к завершению, дадут возможность сажать Цветную Капусту на огородах, жизнь кроликов превратится в сплошной праздник плодородия и чревоугодия.
Время от времени сочетание цветов в изображении Цветной Капусты на знамени едва заметно менялось, и кролики видели в этом таинственную, но безостановочную работу истории на благо кроликов.
Увидев на знамени слегка изменившийся узор цветов, они многозначительно кивали друг другу, делая для себя далеко идущие оптимистические выводы.
Говорить об этом вслух считалось неприличным, нескромным, считалось, что эти внешние знаки внутренней работы истории появились случайно, по какому-то доброму недосмотру королевской администрации.
В ожидании этого счастливого времени кролики жили своей обычной жизнью, паслись в окружающих джунглях и пампасах, поворовывали в огородах туземцев горох, фасоль и обыкновенную капусту, высокие вкусовые качества которой оплодотворяли мечту о Цветной Капусте”.
“Великая мечта о Цветной Капусте помогала Королю держать племя кроликов в достаточно гибкой покорности… Если в жизни кроликов возникали стремления, неугодные Королю, и если он не мог эти стремления остановить обычным способом, он, Король, прибегал к последнему излюбленному средству, и, конечно, этим средством была Цветная Капуста”.
Когда мы читаем о “великой мечте” кроликов, то чувствуем иронию автора. Тоталитарное государство, в котором они жили, характеризуется репрессиями, насилием над личностью. И об этом Фазиль Искандер говорит, прибегая к аллегории, иронии, гротеску и сарказму.
“Если проявляющий стремления продолжал упорствовать, он неожиданно исчезал, и тогда кролики приходили к выводу, что его засекретили и отправили на тайную плантацию. Это было естественно, потому что те или иные стремления проявляли лучшие головы, которые, конечно, прежде всего нужны были для работы над выведением Цветной Капусты”.
“Если семья исчезнувшего кролика начинала наводить справки о своём родственнике, то ей намекали, что данный родственник теперь «далеко, в том краю, где Цветная Капуста цветёт»”.
“Если семья исчезнувшего кролика продолжала упорствовать, то она тоже исчезала…”; “…по вегетарианским законам королевства кроликов наказывали путём подвешивания за уши – но убивать не убивали…”
В сказке «Кролики и удавы» писатель исследует психологию предательства. Оно совершается и в царстве удавов и в королевстве кроликов. Тоталитарный режим, не дающий возможности личности свободно раскрыться, способствует выявлению зависти, которая, как и страх, подталкивает к предательству.
Кролик Находчивый завидует другу своей юности Задумавшемуся, завидует его честности, смелости, независимости, поэтому второй “раздражает” первого, который, предав друга юности, пытается успокоить свою совесть рассуждениями о долге перед Королём и т.д. Ф.Искандер вложил в уста одного из героев свои мысли о предательстве: “…предательство – это всегда убийство чужими руками своего человека…” Находчивый не убивал Задумавшегося, но привёл его к гибели, а это почти одно и то же.
Предатель Находчивый тоже оказался предан Королём, которому служил, и “был потрясён грубостью того, как его предали…”
У героев сказки Ф.Искандера “говорящие” имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель даёт героям характеристику, в которую вкладывает своё отношение к ним.
Задумавшийся кролик назван этим именем, потому что задумался о смысле жизни, хотел найти истину, правду. Он говорит своему ученику Возжаждавшему: “…живая жизнь всё время движется и меняется, нам нужен ориентир алмазной прочности, а это и есть правда. Она может быть неполной, но она не может быть искажённой сознательно даже ради самой высокой цели…”
Возжаждавший кролик – стремящийся продолжить дело своего учителя, стремящийся к справедливости.
Находчивый. В имя этого героя вложена ирония, так как этот кролик “найдёт себя” всегда, он нашёл, то есть получил все блага жизни, нашёл расположение Короля и Королевы.
https://www.youtube.com/watch?v=56Rf2D6I6BI
Старый Мудрый Кролик. И в его имени звучит ирония. Небезынтересна история возвышения этого кролика… Однажды именно он “очутился под морковным дубом, когда с него слетел жёлудь, попавший ему в голову.
Он получил сотрясение мозга. Это был первый случай такого заболевания в кроличьем племени”. Кролик вылечился, и его назначили на должность Старого Мудрого Кролика.
Ирония автора помогает понять глубокий смысл, заключённый в каждом имени.
Глубокий смысл заключён и в самой сказке Ф.Искандера «Кролики и удавы», смысл в том, чтобы оставаться личностью при любых обстоятельствах, то есть сохранить порядочность.
Источник: https://bookmix.ru/blogs/note.phtml?id=2241
Фазиль Искандер: Кролики и удавы
Фазиль Искандер
Кролики и удавы
ЭТО СЛУЧИЛОСЬ В ДАЛЕКИЕ-ПРЕДАЛЕКИЕ ВРЕМЕНА В ОДНОЙ ЮЖНОЙ-ПРЕЮЖНОЙ СТРАНЕ, КОРОЧЕ ГОВОРЯ, В АФРИКЕ.
В этот жаркий летний день два удава, лежа на большом мшистом камне, грелись на солнце, мирно переваривая недавно проглоченных кроликов. Один из них был старый одноглазый удав, известный среди собратьев под кличкой Косой, хотя он был именно одноглазый, а не косой…
Другой был совсем юный удав и не имел еще никакой клички. Несмотря на молодость, он уже достаточно хорошо глотал кроликов и поэтому внушал достаточно большие надежды. Во всяком случае, он еще недавно питался мышками и цыплятами диких индеек, но теперь уже перешел на кроликов, что было, учитывая его возраст, немалым успехом.
Вокруг отдыхающих удавов расстилались густые тропические леса, где росли слоновые и кокосовые пальмы, банановые и ореховые деревья. Порхали бабочки величиной с маленькую птичку и птицы величиной с большую бабочку. Вспыхивая разноцветным оперением, с дерева на дерево перелетали попугаи, даже на лету не переставая тараторить.
Иногда на вершинах деревьев трещали ветки и взвизгивали обезьяны, после чего раздавался сонный рык дремлющего поблизости льва. Услышав рык, обезьяны переходили на шепот, но потом, забывшись, опять начинали взвизгивать, и опять лев рыком предупреждал их, что они ему мешают спать, а он с вечера отправляется на охоту.
Обезьяны снова переходили на шепот, но совсем замолкнуть никак не могли. Они вечно о чем-то спорили, а чего они не поделили, было непонятно.
Впрочем, два удава, отдыхающие на мшистом камне, не обращали внимания на эти взвизги. Какие-нибудь глупости, думали они, иногда мимоходом улавливая обезьянью возню, какой-нибудь гнилой банан не поделили, вот и спорят…
– Я одного никак не могу понять, – сказал юный удав, только недавно научившийся глотать кроликов, – почему кролики не убегают, когда я на них смотрю, ведь они обычно очень быстро бегают?
– Как – почему? – удивился Косой. – Ведь мы их гипнотизируем…
– А что такое «гипнотизировать»? – спросил юный удав.
Следует сказать, что в те далекие времена, которые мы взялись описывать, удавы не душили свою жертву, но, встретившись, или, вернее, сумев подстеречь ее на достаточно близком расстоянии, взглядом вызывали в ней то самое оцепенение, которое в простонародье именуется гипнозом.
– А что такое «гипнотизировать»? – стало быть, спросил юный удав.
– Точно ответить я затрудняюсь, – сказал Косой, хотя он не был косой, а был только одноглазый, – во всяком случае, если на кролика смотреть на достаточно близком расстоянии, он не должен шевелиться.
– А почему не должен? – удивился юный удав. – Я, например, чувствую, что они у меня иногда даже в животе шевелятся…
– В животе можно, – кивнул Косой, – только если он шевелится в нужном направлении.
Тут Косой слегка поерзал на месте, чтобы сдвинуть проглоченного кролика, потому что тот вдруг остановился, словно услышал их разговор.
Дело в том, что в жизни этого старого удава был несчастный случай, после которого он лишился одного глаза и едва остался жив. Каждый раз, когда он вспоминал этот случай, проглоченный кролик останавливался у него в животе и приходилось слегка поерзать, чтобы сдвинуть его с места. Вопросы юного удава опять напомнили ему этот случай, который он не любил вспоминать.
– Все-таки я не понимаю, – через некоторое время спросил юный удав, – почему кролик не должен шевелиться, когда мы на него смотрим?
– Ну, как тебе это объяснить? – задумался Косой. – Видно, так жизнь устроена, видно, это такой старинный приятный обычай…
– Для нас, конечно, приятный, – согласился юный удав, подумав, – но ведь для кроликов неприятный?
– Пожалуй, – после некоторой паузы ответил Косой. В сущности, Косой для удава был чересчур добрый, хотя и недостаточно добрый, чтобы отказаться от нежного мяса кроликов. Он делал для кроликов единственное, что мог, – он старался их глотать так, чтобы причинить им как можно меньше боли, за что, в конце концов, поплатился.
– Так неужели кролики, – продолжал юный удав, – никогда не пытались восстать против этого неприятного для них обычая?
– Была попытка, – ответил Косой, – но лучше ты меня об этом не спрашивай, мне это неприятно вспоминать…
– Но пожалуйста, – взмолился юный удав, – мне так хочется послушать про что-нибудь интересное!
Читать дальшеКОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ОТРЫВКАВы можете купить эту книгу и продолжить чтениеХотите узнать цену?ДА, ХОЧУ
Источник: https://libcat.ru/knigi/detskaya-literatura/skazka/19239-fazil-iskander-kroliki-i-udavy.html
Краткое содержание Кролики и удавы Искандер
События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны соблюдают нейтралитет. Несмотря на то что кролики обычно очень быстро бегают, при виде удавов они словно впадают в оцепенение. Удавы не душат кроликов, а как бы гипнотизируют их.
Однажды юный удав задается вопросом, почему кролики поддаются гипнозу и не было ли попыток бунта.
Тогда другой удав, по прозвищу Косой, хотя на самом деле он одноглазый, решается поведать своему юному другу “удивительный рассказ” о том, как проглоченный им кролик внезапно взбунтовался прямо у него в животе, не желал там “утрамбовываться” и “не переставая вопил” из его живота всякие дерзости.
Тогда глава удавов, Великий Питон, приказал выволочь Косого на Слоновую Тропу, чтобы слоны “утрамбовали” дерзкого кролика, пусть ценой здоровья и даже жизни “жалкого” удава Косого, ибо “удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который нам нужен”. Очнулся несчастный удав лишь через две недели и уже одноглазым, не помня, в какой момент из него выпрыгнул дерзкий кролик.
Рассказ Косого подслушивает кролик, которого зовут Задумавшийся, так как он много думает; в результате длительных размышлений этот кролик приходит к смелому выводу и сообщает о нем потрясенным удавам: “Ваш гипноз – это наш страх. Наш страх – это ваш гипноз”.
С этой сенсационной новостью Задумавшийся спешит к другим кроликам.
Рядовые кролики в восторге от идеи Задумавшегося, однако Королю кроликов такое свободомыслие не по вкусу, и он напоминает кроликам, что хотя “то, что удавы глотают кроликов, – это ужасная несправедливость”, но за эту несправедливость кролики пользуются “маленькой, но очаровательной несправедливостью, присваивая нежнейшие продукты питания, выращенные туземцами”: горох, капусту, фасоль, и если отменить одну несправедливость, то необходимо отменить и вторую. Опасаясь разрушительной силы всего нового, а также утраты собственного авторитета в глазах рядовых кроликов, Король призывает кроликов довольствоваться тем, что есть, а также вечной мечтой о выращивании в ближайшем будущем вкуснейшей Цветной Капусты. Кролики чувствуют, что “в словах Задумавшегося есть какая-то соблазнительная, но чересчур тревожащая истина, а в словах Короля какая-то скучная, но зато успокаивающая правда”.
Хотя для рядовых кроликов Задумавшийся все же герой, Король решает тайком устранить его и подговаривает бывшего друга Задумавшегося, а ныне – приближенного ко двору и фаворита Королевы по имени Находчивый предать опального кролика, для чего необходимо громко прочитать в джунглях сочиненный придворным Поэтом стих с “намеками” на местонахождение Задумавшегося.
Находчивый соглашается, и однажды, когда Задумавшийся и его ученик по имени Возжаждавший размышляют, как устранить несправедливость из жизни кроликов, к ним подползает юный удав. Задумавшийся решает поставить эксперимент, чтобы доказать свою теорию об отсутствии гипноза, и действительно не поддается гипнозу удава.
Раздосадованный удав рассказывает кроликам о предательстве Находчивого, и Задумавшийся, искренне любящий родных кроликов и глубоко потрясенный подлостью Короля и самим фактом предательства, решает принести себя в жертву удаву, чей инстинкт оказывается сильнее доводов рассудка, и юный удав, к ужасу Возжаждавшего, помимо собственной воли съедает “Великого кролика”.
Задумавшийся перед смертью завещает верному ученику свое дело, как бы передавая ему “весь свой опыт изучения удавов”.
Тем временем юный удав, осмелев после поедания Задумавшегося, приходит к выводу, что удавами должен править удав, а не какой-то там инородный Питон. За такую дерзкую мысль удава ссылают в пустыню.
Туда же за предательство ссылают и Находчивого (Король открестился от него). Изголодавшийся удав вскоре придумывает новый метод поедания кроликов – через удушение – и глотает изумленного Находчивого.
Удав логично решает, что с “таким гениальным открытием” Великий Питон его “примет с распростертыми объятиями”, и возвращается из пустыни.
А между тем в джунглях Возжаждавший ведет огромную воспитательную работу среди кроликов – он даже готов в качестве эксперимента пробежать по телу удава в обе стороны.
В эпоху умирания гипноза царит полный хаос: “открытие Задумавшегося относительно гипноза да еще обещания Возжаждавшего пробежать по удаву туда и обратно во многом расшатали сложившиеся веками отношения между кроликами и удавами”. В результате появляется “огромное количество анархически настроенных кроликов, слабо или совсем не поддающихся гипнозу”.
Но королевство кроликов не разваливается именно благодаря возвращению Удава-Пустынника. Он предлагает метод удушения кроликов и демонстрирует его на Косом, так что тот испускает дух. После этого Великий Питон прощает Пустынника и назначает его своим заместителем.
Вскоре Пустынник сообщает удавам о смерти Великого Питона и о том, что, согласно воле покойного, он, Великий Пустынник, будет управлять ими. Пока удавы совершенствуются в технике удушения, прославляя нового правителя, Король кроликов догадывается и оповещает кроликов о надвигающейся опасности, предлагая старый, но единственный метод борьбы с удавами – “размножаться с опережением”.
Интересно, что и кролики, и удавы сожалеют о старых добрых временах. Деятельность Возжаждавшего теперь, когда удавы душат всех подряд, имеет “все меньше и меньше успеха”. Кролики идеализируют эпоху гипноза, потому что тогда умирающий не чувствовал боли и не сопротивлялся, удавы – потому что было легче ловить кроликов, но и те и другие сходятся на том, что раньше был порядок.
Р. S. Позднее автору суждено было убедиться в научной правоте наблюдений Задумавшегося: один знакомый змеевед “с презрительной уверенностью” сообщил ему, “что никакого гипноза нет, что все это легенды, дошедшие до нас от первобытных дикарей”.
Вариант 2
События развивались в далекой Африке. Много лет назад удавы постоянно вели охоту на кроликов, а мартышки и слоны находились в нейтралитете. Хотя кролики быстро бегают, при встрече с удавом они замирали.
Заглотнуть кролика удавам помогал гипноз. Однажды, молодой удав поинтересовался, почему кролики слепо подчиняются и не оказывают сопротивление.
Удав по прозвищу Косой (хотя он был одноглазым), поведал другу свою историю.
Однажды он проглотил кролика, который устроил бунт прямо в животе удава. Выкрикивал дерзости и постоянно вопил. Великий Питон – глава удавов, приказал притащить Косого на Слоновую Тропу, чтобы слоны “утрамбовали” дерзкое животное.
Они готовы были принести в жертву Косого, считали, что “удав, из которого говорит кролик, это не тот удав, который им нужен”.
Спустя две недели Косой очнулся, обнаружив потерю одного глаза, не заметив, как из него выпрыгнул нахальный заяц.
Подслушав этот рассказ, кролик по кличке Задумавшийся, приходит к смелому выводу, о котором рассказывает удавам: “Ваш гипноз – это наш страх”. Смелые мысли Задумавшегося приводят в восторг других кроликов, естественно, кроме Короля кроликов.
Король напоминает, что за ужасную несправедливость, которую проявляют удавы по отношению к кроликам, они могут присваивать продукты питания, которые выращивают туземцы. Отмена одной несправедливости повлечет отмену другом.
Рядовые кролики понимают, что слова Короля – успокаивающая правда, а слова Задумавшегося – тревожная истина.
Король решается избавится от героя Задумавшегося. В тайный сговор вовлекает друга Задумавшегося – кролика по кличке Находчивый. Приближенный ко двору Находчивый должен был предать друга, прокричать в джунглях стих о месте нахождения Задумавшегося. Предатель соглашается и выполняет свое грязное дело.
Во время беседы Задумавшегося и его ученика Возжаждавшего, к ним подполз молодой удав. Доказывая свою правоту, кролик не поддался гипнозу удава. Удав все рассказал о предательстве. “Великий кролик”, не перенеся факта предательства, решается стать жертвой удава. И юный удав, помимо собственной воли проглотил его.
Дело задумавшегося перешло к ученику.
Юный удав был изгнал за свои дерзкие мысли, о том что править удавами должен удав, а не Питон. Изгоняют и предателя Находчивого, который был съеден молодым удавом. Удав придумывает новый способ поедание кроликов – через удушение. Возвращается обратно.
Осмелевшие кролики совсем перестали поддаваться гипнозу. После смерти Питона, Удав-Пустынник становится правителем удавов, демонстрирует новый способ поедания на Косом. Узнав о надвигающей опасности, Король кроликов предлагает им “размножаться на опережение” во имя спасения.
И кролики, и удавы сожалеют о прошлом времени, когда царил порядок. Кролики умирали, не чувствуя боли, а удавам было легче охотиться на кроликов.
Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-kroliki-i-udavy-iskander/
Краткое содержание сказки «Кролики и удавы» Ф. А. Искандера
В «Кроликах и удавах» Ф. Искандер показал тоталитарную общественную систему, продемонстрировал механизм ее действия. Сказка представляет собой развернутую метафору социального строя, в котором три уровня иерархии: удавы во главе с Великим Питоном, заглатывающие кроликов; кролики; туземцы, которые выращивают овощи.
Мир кроликов и удавов — это привычный, устоявшийся мир, основанный на безотчетном страхе одних перед другими, на негласном договоре, по которому верхушка кроличьего королевства попустительствует «заглоту» кроликов удавами. Загипнотизированные страхом кролики даже не пытаются сопротивляться, когда их проглатывают удавы. Мир кроликов — мир конформизма, лжи, цепи доносов и предательств и — всеобщего парализующего страха.
В этом кроличьем королевстве существует своя иерархия.
Во главе государства стоит Король, управляющий с помощью двух средств — страха и обещания Цветной Капусты (какая замечательная метафора «светлого будущего коммунизма»!).
Вокруг него группируются Допущенные к Столу, чье место стремятся любыми способами занять Стремящиеся быть допущенными. Для достижения мечты хороши все средства: наушничество, оговор, предательство, соучастие в убийстве.
В народных сказках о животных кролики и удавы представляют две противоположные силы. Но в сказке Искандера это не такая простая противоположность. Здесь не аллегория силы и трусости заключена в животных: каждое из них при наличии родовых качеств еще и индивидуально.
Среди кроликов есть свои индивидуальности. Появился Задумавшийся Кролик, который обнаружил, что кроличий страх — это и есть гипноз, делающий кроликов бессильными перед удавами. «Наш страх — это их гипноз. Их гипноз — это наш страх». Если превозмочь страх, то не так-то просто проглотить кролика.
Но это открытие ломало систему, по которой разумно управлять кроликами можно при помощи надежды — Цветной Капусты и страха. Если кролики не будут бояться, разрушат гипноз страха, будут бдительны перед врагом, то на одной Цветной Капусте долго не продержишься. Поэтому нарушителя гармоничной системы необходимо было устранить.
Для этой цели как нельзя лучше подходит Находчивый, который умеет вовремя шепнуть и где надо подпрыгнуть. Он жаждет быть Допущенным к Столу, а для этого готов сделать все, что необходимо Королю. Открыто выступить он не хочет, так как это нарушит его реноме либерала, но выслужиться за счет предательства он готов.
Поэтому он распевает песенку, в которой завуалированно доносит удавам, где находится Задумавшийся. Но и сам Находчивый оказывается скомпрометированным, и Король отправляет его в ссылку в пустыню на съедение удавам. Свидетель и участник убийства Задумавшегося уничтожен.
В этом эпизоде нашла отражение система, характерная для репрессивной машины тоталитарного государства.
Ф. Искандер показывает, что в королевстве кроликов царит кроличья психология и массовый гипноз. Когда после гибели Задумавшегося кролики вздумали бунтовать. Король назначает демократические выборы, но перед этим устраивает сеанс государственной гимнастики, вызывающей «рефлекс подчинения».
«Кролики, встать! Кролики, сесть! Кролики, встать! Кролики, сесть! — десять раз подряд говорил Король, постепенно вместе с музыкой наращивая напряжение и быстроту команды… — Кролики, кто за меня? — закричал Король, и кролики не успели очнуться, как очутились с поднятыми лапами».
«Государственная гимнастика» — глубокая метафора идеологической пропагандистской обработки в тоталитарном обществе, приводящей к единомыслию. Недаром «Король снова пришел в веселое расположение духа.
Он считал, что некогда придуманная им гимнастика при внешней простоте на самом деле — великий прием, призванный освежать ослабевающий время от времени рефлекс подчинения».
Когда Задумавшийся открыл, что гипноз — это страх кроликов, и кролики перестали бояться удавов, это было угрозой не только благоденствию королевства кроликов с его мечтой о Цветной Капусте. Это расшатывало и царство удавов.
И вот здесь-то появился удав Пустынник, нашедший новый способ обработки кроликов без гипноза. Этот новый способ — удушение. «А каков верхний и нижний предел удушения?» — спросил один из удавов. Это физическое, экономическое, моральное удушение. Ф. Искандер строит свою сказку так, что возникают аллюзии.
Период авторитарной власти сменился более «гуманным», когда инакомыслие не уничтожалось физически, но удушалось морально.
После смерти Великого Питона общество «демократизировалось»: «После воцарения Пустынника жизнь удавов и кроликов вошла в новую, но уже более глубокую и ровную колею, кролики воровали для своего удовольствия, удавы душили для своего».
Здесь очевидна аллюзия: время Великого Питона — тоталитарное государство сталинского типа, время Пустынника — более мягкий авторитаризм брежневского типа. Несмотря на явные параллели, социальное пространство сказки значительно шире — это всякое тоталитарное общественное устройство, а не только конкретное советское общество.
Источник: https://www.sochuroki.com/kratkoe-soderzhanie-skazki-kroliki-i-udavy-f-a-iskandera/
"Кролики и удавы" (Искандер): анализ произведения
Советский читатель понимал сказку Искандера прежде всего как ёмкую, язвительную и страшную аллегорию на историческое время страны 1930-1970-х годов, то есть видел в ней конкретное общество.
В самом деле, можно усматривать в образе Великого Питона реальный прототип или в повадках и рассуждениях кроликов и удавов определённые черты разных слоёв населения, а под принципами правителей — государственную политику закабаления страхом и несбыточной мечтой.
Так, Великий Питон (обратите внимание, что он не удав по биологическому виду) сочиняет казуистическую идеологию, призванную поддерживать общественный баланс, согласие между поедающими и поедаемыми: «…кролик, переработанный удавом, превращается в удава.
Значит, удавы — это кролики на высшей стадии своего развития. Иначе говоря, мы — это бывшие они, а они — это будущие мы».
Король кроликов, со своей стороны, понимает, что удерживать народ в повиновении возможно, только обещая им светлое и сытное будущее — сладкую морковку, сохраняя в них страх и чувство неизбежности кроличьей судьбы быть «обработанным» в желудке удава.
Однако Искандер вовсе не ограничивается изображением параллелей между миром своей сказки и тираническим режимом, рабством, реальным и духовным. Писатель показывает, что резкая грань, которую мы обычно проводим между поработителями и угнетёнными, для понимания общих правил жизни людей весьма условна.
Оказывается, что и те и другие образуют единый общественный организм и не хотят изменения к лучшей жизни. Удавы — хищники по своей природе, но власть их далеко не безусловна: они страшно боятся бунта кроликов и невероятно жестоки по отношению друг к другу, если им угрожает опасность, например ужасное наказание в виде самопоедания.
Узость, ложь и ограниченность общества удавов состоит в их самодовольстве и жажде сохранить свою зыбкую власть. Кролики же, узнав о великом прозрении своего собрата по имени Задумавшийся, что страх — это гипноз, а гипноз — это страх, предпочитают оставить всё как есть.
Они радуются открытию Задумавшегося, но между гипнозом и сытой жизнью выбирают первое.
Искандер показывает и неизбежные в истории и эволюции изменения и преобразования, но не обольщается их результатами. Так, в африканском мире сказки произошли, казалось бы, революционные сдвиги: удавы поняли, что они не смогут более с лёгкостью гипнотизировать своих жертв.
И тогда у них появилась новая доктрина поведения и насыщения — удушение жертв. Теперь-то уж и кролики должны понять, что враг поменял стратегию и надо решиться на сопротивление и борьбу.
Но они принимают безвольный лозунг — размножаться, то есть словно бы ответить удавам так: удушайте — и вам хватит, и из нас кто-нибудь останется.
Сказка Искандера рождает много мыслей, и, чтобы разобраться в них, надо обратиться к нашей общей истории и постараться понять, что отличает человека от животных.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/drugie_avtory/kroliki_i_udavy_iskander_analiz_proizvedenija/63-1-0-2003
Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. 11 класс
Фазиль
ИСКАНДЕР
Т. Ю. Угроватова
Уроки 1—2
«Кролики и удавы» (1973) —сказка Ф. Искандера
…Гротескный реализм Искандера и в самом деле все отчетливее приобретает черты реализма почти апокалипсического.
И. Виноградов 1
Я всю силу своего ума тратил на изучение удавов, но о том, что сами братья-кролики еще не подготовлены жить правдой, я не знал…
Ф. Искандер 2
Цель уроков: познакомить старшеклассников с произведением современного писателя, показать особенности жанра социально-философской сказки, развивать навыки самостоятельного анализа, сопоставления. Информация для учителя.
Ученикам даются предварительные индивидуальные задания: используя научное исследование А.
Брэма «Жизнь животных», 1) подготовить сообщение о кроликах; 2) подготовить сообщение об удавах; 3) подготовить сообщение о питоне.
- Ученикам предлагается карточка для работы с литературоведческими понятиями, заранее подготовленная учителем.
- Карточка
Сатира — вид комического в художественной литературе, ставящий своей задачей обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности.
Гротеск — своеобразный вид художественной образности в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов — реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора 3.
Ирония — осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый 4.
Сарказм — сатирическая по направленности, особо едкая и язвительная ирония, с предельной резкостью изобличающая явления, особо опасные по своим общественным последствиям 5. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании 6.
Сказка — один из основных жанров народного устно-поэтического творчества. Преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Термином сказка называют разнообразные виды устной прозы: рассказы о животных, волшебные истории, авантюрные повести, сатирические анекдоты 7.
Ход уроков
Учитель. Фазиль Искандер — абхазский писатель, пишущий по-русски. Интересно, что на вопрос о том, каким писателем он себя считает — русским или абхазским, писатель ответил: «Я русский писатель, но певец Абхазии».
Игорь Виноградов в своей статье, предваряющей четырехтомное издание писателя, говоря о философичности юмора в прозе Искандера, делает вывод: «…чегемская мудрость русского писателя Фазиля Искандера никогда его не покинет».
Критик имеет в виду не только «чегемско-мухусский» (по названию несуществующих сел Чегем и Мухус, в которых живут герои рассказов и повестей Искандера) цикл, но и философскую сказку «Кролики и удавы», с которой мы познакомимся сегодня.
Сказка была написана «в пик застоя — в 1973 году. Но пришла она к нам только в 1986 г. Даже в уже сравнительно свободное для писательского слова время сказка была воспринята неоднозначно.
Некоторые критики (А. Казинцев, С. Чупринин) объявили Ф.
Искандера клеветником на русский народ, а его сказку — „пределом падения“, что говорило о полном непонимании специфики произведения и его направленности» 8.
- Для этого проанализируем ее содержание. Не претендуя на целостный анализ текста, попытаемся все же разобраться в следующих аспектах: • в названии; • в особенностях времени и пространства; • в особенностях героев; • в речевых особенностях; • в особенностях композиции;
- • в жанре.
Первая учебная ситуация | Название сказки |
В названии указаны главные действующие лица: кролики и удавы. Такое название произведения напоминает фольклорные и литературные жанры: сказки о животных, басни. Учитель. Запишите, какие ассоциации возникают у вас при произнесении каждого слова названия сказки и что вы думаете об их соединении:
Кролики | Удавы | Кролики и удавы |
Слабость, трусость, мягкость, податливость, послушание, простодушие | Сила, власть, грубость, хитрость, жестокость, подлость | Охотники и жертвы, сильные и слабые, властители и подчиненные, власть и народ |
Почему кролики названы первыми? Ведь удавы более сильные, более яркие.
Что изменяет соединение этих двух слов в названии? Почему эти противоположные слова соединены соединительным союзом и?
Учитель. Делаем предположение, поэтому в тетрадь записываем ответ со знаком приблизительно (≈). Это означает, что позже вернемся к этому вопросу еще раз. Возможно, племя кроликов более интересно автору, более достойно исследования, чем племя удавов. В удавах меньше загадочного, они более понятны. Соединение двух слов в названии сказки союзом и говорит об их слиянности, нерасторжимости, единстве, близости одного другому.
Вторая учебная ситуация | Пространственно-временной анализ произведения |
Вокруг отдыхающих удавов расстилались густые тропические леса, где росли слоновые и кокосовые пальмы, банановые и ореховые деревья. Порхали бабочки величиной с маленькую птичку и птицы величиной с большую бабочку…» 9.
В этом описании соединен сказочный зачин: «…в далекие-предалекие времена», «в южной-преюжной стране» — с вполне реалистическим, хотя и несколько подчеркнуто экзотическим пейзажем. То есть действие происходит вполне реально, но только очень давно и где-то далеко. Так давно и далеко, что и не имеет к нашей современной жизни никакого отношения.
Вот этот авторский прием (известный в русской литературе — вспомним сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, басни И. А. Крылова) — обращение к эзопову языку заставляет читателя тщательно всматриваться в детали повествования, находя в них сходство с современностью: с событиями, характерами и поступками людей.
Третья учебная ситуация | Анализ героев произведения |
Задание. Выпишите имена всех героев. Кролики: Король, Королева, Задумавшийся, Находчивый, Возжаждавший, Поэт, жена Поэта, Начальник Королевской Охраны, Главный Ученый, Старый Мудрый Кролик, Глашатай, жена Задумавшегося, крольчонок, Казначей. Удавы: Великий Питон, главный Визирь Царя, Удав-Холодильник, Удав-Пустынник, Коротышка, Косой. Остальные: мартышки, туземцы.
Почему у героев такие имена?
Автор представляет нам свою систему образов героев. Мир разделен надвое: кролики и удавы сосуществуют в нем. Одни глотают других, другие стараются не стать жертвами.
Кроме того, рядом живут мартышки, сами по себе, на земле трудятся туземцы — будто бы для того, чтобы кроликам было что украсть. У героев нет имен как таковых, только социальные или индивидуальные обозначения.
Писателю важно охарактеризовать не столько частную личность, сколько все общество и взаимоотношения между его членами, а также взаимоотношения кроликов и удавов.
Похожи ли кролики и удавы на реальных животных из книги Брэма «Жизнь животных» (сам автор ссылается на эту книгу)? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание. Сравним характеристики героев сказки с научным описанием их «видов». 1. Кролик, в отличие от настоящих зайцев, меньше ростом, более тонкого сложения, имеет более короткую голову, уши и задние ноги. Длина — до 40 см, из которых 7 занимает хвост…
Первоначальное его отечество — Испания, а теперь он распространен по всей Средней и Южной Европе. Любимое местопребывание его — холмистые и песчаные местности с лощинами, поросшими кустарником. Здесь он устраивает себе простые норы, поселяясь целыми обществами; впрочем, каждая пара имеет свое, особое логовище.
Движения кролика отличаются от движений зайца большей ловкостью. Он искусно умеет делать петли… Зрение и чутье у него острее, чем у зайца; он ловко умеет прятаться от врага. Зато по нраву он привлекательнее нашего русака: он общителен и дружелюбен, питает горячую материнскую любовь.
Плодовитость их необычайна: каждая самка рождает в год 7 раз по 8 детенышей, так что потомство одной пары в 4 года может достигнуть громадной цифры в 1 274 840 штук.
Питается кролик совершенно так же, как и заяц, но считается еще более вредным грызуном, так как уничтожает целые насаждения молодых деревьев. В Новой Зеландии и Австралии их развелось такое невероятное множество, что они догола объедают пастбища, и с ними борются — впрочем, безуспешно, всеми возможными средствами. Мясо кролика бело и вкусно; мех идет в дело, подобно заячьему 10.
2. В северной половине Южной Америки обитает обыкновенный удав, величиной до 6 и более метров. Рисунок его очень красив и изящен… Живет эта гигантская змея в сухих жарких местностях, в лесах и кустарниках. Здесь она ютится в норах и в расщелинах между корнями, впрочем, нередко собираются вместе по 4—5 экземпляров… Питаются удавы мелкими млекопитающими, кроликами, мышами, агути, а также не щадят и птиц.
На свободе удавы питаются лишь такой добычей, которую они умертвили сами… 11.
3. По всей Западной и Центральной Африке распространен иероглифовый питон, названный так вследствие причудливой формы его пятен… Он пожирает не только коз, овец, свиней, но нападает также на леопардов… Достигает огромной величины… Когда это чудовище, подобно большому бревну, ползет, извиваясь в высокой траве и кустарниках, то уже издали можно заметить след, прокладываемый его огромным телом… чтобы оградить себя от убийственной пасти змеи, годно только одно средство — поджечь траву. Размеры питонов (Брэм называет тигрового, сетчатого, южноафриканского, ромбического, кроме иероглифового) достигают от 5 до 10 метров 12. Кролики и удавы Искандера лишь отдаленно напоминают своих реальных прототипов. Ловкость и плодовитость маленьких кроликов, большие размеры удавов и их неразборчивость в еде, устрашающий вид питонов и их безжалостность — вот и все сходство. Главное различие в том, что писателя интересует в этих героях не столько их биологические особенности, сколько социальные и нравственные. Мы видим не две семьи, но две иерархические системы, построенные одинаково.
Задание. Сделайте список кроликов и удавов — героев сказки Ф. Искандера, расположив их по иерархии. Что общего между двумя этими системами?
Кролики: Король, Королева, Казначей, Начальник Королевской Охраны, Главный Ученый, Старый Мудрый Кролик, Глашатай, Поэт, Задумавшийся, Находчивый, Возжаждавший, рядовые кролики, жена Поэта, жена Задумавшегося, крольчонок. Удавы: Великий Питон, главный Визирь Царя, Удав-Пустынник, Удав-Холодильник, удав, привыкший видеть все в мрачном свете, рядовые удавы, Коротышка, Косой. В целом иерархические системы кроликов и удавов одинаковы. Во главе каждой из них стоит лживый, непорядочный, алчный, несправедливый, недостойный король (царь). Подчиняется этому королю (царю) такой же слабый, легко поддающийся манипуляциям, продажный, подлый, трусливый народ. Задание. Найдите в тексте слова, которые стали программой, девизом жизни кроликов и удавов, и запишите их в таблицу.
Совпадают ли нравственные законы двух иерархических систем?
Нравственные законы кроликов | Нравственные законы удавов |
• Подслушивать можно и нужно в том случае, если ты абсолютно уверен, что имеешь дело с преступником. • По вегетарианским законам королевства кроликов наказывать наказывали — путем подвешивания за уши, — но убивать не убивали. • Король знал, что только при помощи надежды (Цветная Капуста) и страха (удавы) можно разумно управлять жизнью кроликов. • Раз Бог создал кролика — он имел в виду кролика! • Бог создал удава, чтобы мы понимали, что такое мерзость, так же как он создал Капусту, чтобы мы знали, что такое блаженство. • Размножаться с опережением и ждать цветной капусты — вот источник нашего исторического оптимизма. • По обычаям кроликов, патриотический гнев следовало всегда и везде поощрять. • Время от времени Король через того или иного Глашатая предавал того или иного кролика. • Для чего-то нужно, чтобы среди кроликов был такой кролик, который наставлял бы их на путь истинный. • Король, выбирающий в Глашатаи предателя, не достоин быть Королем. |
Источник: https://www.sinykova.ru/biblioteka/marancman_rus_liter_11kl/2.html