Образ и характеристика анны карениной в романе толстого сочинение

24.04.2019 Образ и характеристика Анны Карениной в романе Толстого сочинение

июня 06 2010

Характеристика образа Анны Карениной в одноименном романе Л. М. Толстого

Сочинение за романом Л. М. Толстого «Анна Каренина». Русский писатель, классик мировой романистики, интеллектуальный психолог, философ, народный просветитель. Литературная жизнь его началась с 1852 г.

, когда была опубликованная его автобиографическая повесть «Детство», а позднее «Отрочество» и «Юность» (1854, 1857). Пребывание на войне дало материал для рассказов о Кавказских и Севастопольских событиях.

Панораму военной компании и развернутые семейные хроники изображает писатель в романе-эпопее «Война и мир» (1863-1869), в этом произведении он лелеял «мысль народную» и героем своего романа видел народ; в романе «Анна Каренина» (1873-1877) он высказал «мысль семейную», это Сочинение посвящено проблемам супружеской жизни.

На начало 1880- х лет Толстой переживает душевный кризис, центральным тезисом его мировоззрения становится непротивление злу насилием. Основы духовности он видел в простой жизни народа.

Творчество Толстого имело большое влияние на писательство всего мира. За жизнь Толстого его авторитет был неопровержимым. После смерти популярность Толстого выросла. Есть ли в мире человек, который остался равнодушным, читая роман «Анна Каренина»? Думаю, что нет.

Ведь речь идет не только о судьбе женщины. Речь идет об истории страны, так как роман Л. М. Толстого в самый раз и является отражением целой эпохи русской жизни. Здесь и мораль светского общества, и жизнь низов, блеск салонов и упадок села.

И на этом фоне – яркая, неординарная личность, которая стремится к счастью.

Классики прошлого не раз обращались в литературе к образу женщины. Нельзя не вспомнить Екатерину из «Грозы» и Ларису из «Бесприданницы» Островского, Нину из чеховской «Чайки». Все они борются за свое счастье и противостоят обществу.

Но образ Анны Карениной – особый: это женщина, которая за социальным положением стоит на высшей общественной ступени. Казалось бы, чего не хватало ей? Она образованная, красивая, богатая, имеет вес в мире, ею захватываются, к ее советам прислушаются. Но она несчастная в супружеской жизни, она одинокая в своей семье.

Возможно, что судьба Анны Карениной сложилась бы по-иному, если бы ее семья была счастливой.

Безусловно, первые строки романа «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» можно целиком отнести к семье Карениных.

А разве можно быть счастливой с мужчиной, который не живет, а играет роль живого, ведь: «Переносится мыслью и чувством в другое существо было душевное действие, чуждое Алексею Александровичу. Он считал зто душевное действие вредным и опасным».

Именно это состояние души Каренина стал причиной многих драматических случаев. А вокруг изобиловала жизнь, которой так недоставало Анне. Возможно, потому, что Анна не любила Каренина, она всю свою любовь перенесла на сына, а дочурку от любимого Вронского не любила.

Единой опорой Анны есть ее любовь к Вронскому, но эта любовь изменяется: «Моя любовь… все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся и помочь этому нельзя».

В начале произведения Анна говорит Долли о потребности прощения ее во имя сохранения семьи, а в собственной жизни она разрушает свою семью. Но судьба Анны рушится в порыве искренних, правдивых и настоящих чувств, где нет  вранья. Настоящий характер Анны первой поняла Китти.

Ведь Анна «не похожа была на светскую даму». В ней не было ничего напускного. Левин также видит ее настоящий характер: «Левин все время любовался ею и красотой ее, и умом, образованностью, и вместе простотой и задушевностью». А внутренняя жизнь Анны была преисполнена огромного напряжения.

У нее были свои сокровенные мечты о независимости и о том, где можно применить свои силы. Анна ищет в себе причину того, что Вронской изменился в отношении к ней. И в тот же время в минуту отчаяния предъявляет обвинение ему во всем, что состоялось.

Даже ее любовь превращается в жестокость, приводит к спору со всеми, с миром, с жизнью: «…и я прикажу его и избавлюсь от всех и от себя».

Противоречивость образа Анны Карениной заключается уже в том, что жизнь ее разворачивалась в двух направлениях: то, что было в семье, и то, что было вне семьи. Анна ощущает, что «счастье возможно только при строгом исполнении закона», а она старалась построить его на несчастье близких ей людей.

Тем не менее бунтарский характер ее не признавал ничего смиренного: «…она знала наперед, что помощь религии возможна только под условием отречения от того, что составляло для нее весь смысл жизни». Анна отреклась от своего обычного образа жизни. «Все ложь, все обман, все зло», – говорит она накануне гибели.

Все вопросы были решены отрицательно, и это убило ее волю к жизни. Она потеряла моральную опору.

Безусловно, даже смерть героини можно рассматривать по-разному: и как душевную силу, и как слабость.

Но главным остается то, что Анна Каренина со всеми ее высокими моральными порывами вступила в противоречие с общепризнанным стереотипом своей среды и своей эпохи. А за обычными формами человеческих отношений Л. М.

Толстой вскрыл целостную натуру и всегда злободневные проблемы человеческих взаимоотношений, которые поражают своей глубиной и таинственностью.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Характеристика образа Анны Карениной в одноименном романе Л. М. Толстого . Литературные сочинения!

Источник:

Характеристика и образ А. Вронского из романа Л. Толстого “Анна Каренина”

Образ и характеристика Анны Карениной в романе Толстого сочинение

Алексей Вронский – герой романа Л. Толстого “Анна Каренина”. Вронский происходит из богатой и известной в обществе семьи, получил хорошее образование, много путешествовал. Несмотря на внешне почтительное отношение к матери, не испытывает к ней теплых чувств, так как сам не знал теплоты семейного очага и страдал от ее легкомысленных любовных связей.

Находился на военной службе и чине флигель – адъютанта. Сослуживцы и друзья считали его человеком благородным, добрым, веселым и честным. При этом Вронский достаточно циничным и легкомысленным.

Это ярко проявилось в его отношении к Кити Щербацкой, которой он сначала оказывал внимание, а потом бросил, не имея серьезных намерений, не заботясь о ее чувствах и репутации.

Он повсюду следует за Анной, желая добиться взаимности. Встречи Анны и Вронского часто носят характер чего-то рокового и неизбежного.

Например, первая встреча на вокзале сопровождалась гибелью железнодорожного рабочего, или внезапное возникновение Вронского во время метели по пути в Петербург.

Автор постоянно вводит в описание Вронского что-то пугающее и настораживающее: привычку при улыбке “выставлять” зубы; появившиеся залысины на голове. Показателен эпизод, когда Вронский на скачках загоняет свою любимую кобылу Фру-фру из-за жажды победы и легкомысленности.

Исследователи творчества Л. Толстого отмечают что “эпизод имеет символическое значение, т. к. кличка лошади ассоциировалась у современников Толстого с названием французской мелодрамы Мейлока и Га-леви “Frou-frou” (1870), героиня которой погибала в результате своей измены мужу”.

Взаимная любовь с Анной увлекла его полностью, и он не думал о будущем и грядущих последствиях. Но рождение дочери и тяжелая болезнь

Анны подействовали отрезвляюще. Особенно поразил его поступок Каренина, простившего Анне все грехи. Пристыженный и глубоко страдающий Вронский предпринимает попытку самоубийства. Вскоре они с Анной воссоединяются и уезжают за границу.

Вронский чувствует себя счастливым, но Анна не занимает всех его интересов.

Он начинает заниматься живописью, коллекционирует предметы искусства; после возвращения на родину занимается преобразованием хозяйства, участвует в дворянских выборах, пытается вести светскую жизнь.

Он по-прежнему любит Анну, но не может понять глубины ее мучений и страданий. Это приводит к постоянным конфликтам и отчуждению. Измученная страданиями Анна бросается под поезд. Поступок Анны сломил и морально уничтожил Вронского. В конце романа он уезжает на войну и хочет найти там свою гибель.

Источник: https://school-10.ru/analiz/harakteristika-i-obraz-vronskogo-v-rasskaze-tolstogo-anna-karenina-sochinenie.html

Образ и характеристика Анны Карениной в романе Толстого сочинение

Самая первая фраза романа «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого полностью отражает суть – у каждой семьи свое несчастье, а счастливы все одинаково.

Анна Аркадьевна Каренина из семьи петербургских аристократов. Очень близка к идеалу — богата, умна, красива, много читает и пишет рассказы для детей, разбирается в искусстве.

Она верит в любовь, а любовь для нее это не только романтика и свидания под луной, но и семейная идиллия, и дружба. Но именно стремление к чистой любви и собственной честности отдаляет ее от общества.

Она и так не была похожа на светскую даму из высшего общества. Каренина была наполнена простотой и душевностью, отрицала любое притворство.

Анна замужем, но несчастлива и одинока в браке. Ей тяжело жить с мужчиной, который только играет роль живущего человека. Своего мужа Алексея Каренина Анна не любит, и переносит всю свою любовь на их сына Серёжу. Также она считает, что всегда есть возможность прощения человека ради крепкой семьи.

Но характер Анны противоречив, ведь наряду с этим утверждением она считает любовь сильнее всего, даже обязанности. И в момент кризиса именно поэтому она оставляет семью, отказав нынешнему мужу Каренину в его предложении показывать крепкий нерушимый брак обществу.

Жизненной опорой Анны становится любовь к Вронскому, а эта любовь подобна катастрофе.

Тем не менее она остается предана семье. Даже уйдя от Каренина, Анна остается верна своему сыну. Именно поэтому она пробирается в свой бывший дом, чтобы поздравить своего маленького сына с днем рождения.

Но и жизнь с Вронским не так хороша. Анна начинает искать в себе причину изменений Вронского, почему он остается с ней только по обязанности и больше ее не любит.

Каренина давно изгнана из высшего светского общества. Любое ее появление в высшем свете вызывает осуждение, презрение и укоры.

Это общество еще может вполне сносно принять тайную измену, но полностью отрицает и не принимает открытую любовь к другому человеку.

Всем известно об адюльтерах известных дам, но при этом они сохраняют семьи; такое лицемерие давно уже считается нормой. Анна такую норму принять не может.

Жизнь Анны Аркадьевны наполняется внутренним напряжением, неисполненными мечтами о независимости. Она начинает спорить со всеми, и в том числе со своей жизнью: «…И избавлюсь от себя», моральная опора пропала.

Смерть главной героини можно рассматривать с разных сторон. Для кого-то это слабость духа, а для других – сила. Самым главным остается то, что она вступила в борьбу с признанными устоями своего общества и своего времени.

Вариант 2

По роману русского классика «Анна Каренина» создано множество фильмов как российского, так и зарубежного кинематографа. Особенно ярко в этом произведении показан образ главной героини-Анны. Он предстает нам одним из сложнейших персонажей.

Перед читателями женщина выступает самой настоящей аристократкой, с горделивой походкой и загадочным взглядом. Анну часто можно встретить в светских салонах.

Ее жизнь известна нам в то время, когда женщина встречает Вронского и межу ними завязываются любовные отношения.

Анна была в браке за солидным мужчиной, к которому не испытывала каких-либо чувств, так как видела его редко ввиду постоянной занятости супруга. Но она имела сына, которого нежно и горячо любила.

И вот эти рутинные повседневные дни прервало появление Вронского, разбудившего в Анне женское начало. Каренина бросилась в этот омут любви, забыв о семье и об общественном мнении.

Ее чувства были настолько сильны, что она даже теряла сознания при виде молодого любовника.  Каренина бросает мужа, несмотря на его уговоры показывать вид счастливой семьи нынешнему обществу, оставаясь при этом преданной и любящей матерью своему ребенку.

Тайно пробравшись в дом, Анна пытается увидеть Сережу и поздравить его с именинами.

Однако, через некоторое время отношения с Вронским кажутся ей уже не так хороши, и она думает о том, что же повлияло на эти изменения. Анна претерпевает осуждение и укоры со стороны светского общества.

Как только она появляется на приемах и балах, то чувствует презрительные взгляды со стороны друзей и знакомых, которые понимают тайную измену, но не могут признать любовь у всех на виду. Практически у каждой светской дамы имелся тайный любовник, однако все они сохранили брак.

Норма лицемерия приветствовалась часто, но Анна не может жить как другие. Становясь подозрительной, раздражительной, живя на успокаивающих препаратах, Анна полностью отчаивается и решает покончить жизнь самоубийством, бросаясь под поезд. Так гаснет ее жизненная свеча.

Показывая трагедию главной героини, писатель хочет показать, что такой конец наступил у Анны вследствие глубокого расстройства душевных ценностей и морального разрушения цивилизации.

Сочинение про Анну Каренину

Произведения русского классика Льва Николаевича Толстого могут донести до читателя всю суть произведения с первых слов и фраз. Благодаря этому, его произведения полюбились не только режиссером кино, но и театров. К примеру, роман Анна Каренина начинается с фразы у каждой семьи свое несчастье, а счастливы все одинаково, которая отражает всю суть будущего произведения.

Главная героиня Анна Каренина предстает перед нами девушкой из высшего общества и из семьи аристократов, но при этом она не надменна, как все окружающие дамы. Ее образ сложен и никак не сочетается с окружающим миром.

 Она красива и умна, имеет огромное количество талантов в сфере искусства и литературы. Ее душа наполнена простотой, которая не любит притворство, а даже презирает. Героиня очень любит писать рассказы для детей. Главное в ее жизни это любовь и те чувства, которые она оказывает.

Читайте также:  Крокодил - доклад сообщение

Любовь это не только таинство двоих в браке, а даже обыкновенная дружба.

Перед нами предстает героиня, которая находится в браке. Каренина в несчастливом браке и ей привычно одиночество. Муж Алексей постоянно в работе и разъездах и поэтому зарождение каких либо чувств не происходит. Всю свою любовь она бросает на сына и старается сделать из него человека чести и мужества.

Очень ярко показан Толстым момент, когда появляется в произведении Вронской и зарождаются новые чувства между ними. Это любовь и страсть, которые для героини были не знакомы. Каренина бросается в этот омут любви с головой и ей становится совершенно не важно, что скажет общество и ее законный супруг.

Для того состоявшегося общества такая любовь считается катастрофой, поэтому уйдя от своего мужа Алексея, она не оставляет своего сына. Из-за своих действий положение в обществе Карениной было уничтожено. Когда она появляется на светских мероприятиях, то в ее сторону идет презрение и осуждение. Для них отчасти приемлемо иметь тайную связь, но оставить семью ради любовника это чуждо.

Постепенно в глубине души она понимает, что любовь Вронского угасает и пытается разобраться в них.

Смерть главной героини трагична и тяжела к пониманию. Каренина отчаявшись найти смысл жизни бросается под поезд.

Можно подумать, что из-за слабости духа не смогла дальше жить в этом обществе, с другой стороны это сила порыва, которая вышла из борьбы с современными устоями того общества и значимости любви.

Поэтому главная мысль этого произведения течет из первых строк, что обычно счастье это лишь некий образ для общества, а то счастье вытекающее из души доступно не каждому.

Образ и характеристика Анны Карениной в романе Толстого сочинение

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/obraz-i-harakteristika-anny-kareninoj

Сочинение Образ Анны Карениной (в одноименном произведении Толстого)

Анна Каренина — героиня одноименного романа Л.Н. Толстого. Это молодая, необычайно красивая женщина, полная энергии. Она родилась и выросла в высшем обществе, получила отличное воспитание. Она умна, интеллигентна, пишет рассказы для детей.

Каренина замужняя дама, растит сына Сережу. Сын — самый дорогой для нее человек, Анна, чувствуя себя духовно одинокой, обрушивает все свои трепетные чувства на сына. Когда-то Анна любила своего мужа, но со временем любовь угасла. Обыденность в отношениях сделала свое дело, совместная жизнь тяготит ее. Карениной нужен глоток свежего воздуха, она стремиться к новому, интересному.

Встреча с Вронским полностью перевернула жизнь Анны Аркадьевны. За неделю, проведенную в Москве, она изменила свои взгляды, и как следствие изменилась сама. Ради Алексея героиня бросает прежнюю жизнь.

Анна, выросшая в обществе, где соблюдение приличий было неотъемлемой частью, столкнулась с тем, что ее тайная измена вполне нормальное явление. А вот открытой любви общество не приемлет. Муж пытается предостеречь ее от ошибки, вызвать на откровенный разговор.

Но Анна Каренина уже не та милая, искренняя женщина, к которой привык Алексей Алексеевич. Перед ним женщина, которая может легко врать, притворяться, делать вид, что ничего не случилось.

Так Анна отвернулась от близкого на протяжении нескольких лет ей человека. Ослепленная своей виной перед мужем, Анна не замечает страданий и мук Каренина. Теперь у героини нет никого кроме Вронского. Об этом она говорит еще на первом свидании.

После вынужденной разлуки с сыном, Каренина ощущает это с новой силой. Анна действительно одна. Высший свет отвернулся от нее, знакомые осуждают ее поступок. Лицемерие и ложь — вот составляющие общества, к которому принадлежала Каренина. Анна не может следовать советам знакомых, она не может лицемерить.

Она хочет любить искренно и открыто. Но ей недоступна такая любовь.

Ее сердце разрывается на части из-за невозможности видеть сына. Она не обсуждает это с Вронским, потому что он не в состоянии понять глубину ее страданий, являющихся расплатой за любовь.

В день рождения Сережи мать тайно приходит к нему. Эта трагическая сцена пронизана любовью и болью. Анна чувствует невыносимую боль от просьбы Сережи остаться. Она понимает, что это невозможно.

Разлука с сыном-это ее наказание, расплата за желание быть любимой и счастливой.

Ее «падение» заканчивается трагической смертью. Покинутая всеми, измученная непрерывной борьбой за существование, в котором нет ничего, кроме безысходности. не видя выхода из ситуации Анна бросается под поезд.

Вариант 2

Анна Аркадьевна Каренина является центральным персонажем одноимённого романа, шедевра русской классической литературы, который написал Лев Николаевич Толстой.

Девичья фамилия героини — Облонская. Её точный возраст в романе не указан, однако, в соответствии с его содержанием, можно предположить, что женщине приблизительно 25-30 лет. Анна является замужней дамой. Её супруг — крайне влиятельный человек.

Они живут в Петербурге и состоят в законном браке уже восемь лет, соответственно, Анна выходила замуж ещё совсем юной девушкой. В романе упоминается, что муж героини значительно старше неё и ему около пятидесяти лет. Анна стала его женой, однако, автор даёт читателю понять, что она никогда не любила Алексея (так зовут её мужа).

В этом браке женщина родила ребёнка, мальчика, которому дали имя Серёжа. Анна считает его прелестным и очень любит своего сына.

Каренина является дамой из светского общества. Благодаря высокопоставленному положению её мужа в городе, женщину всегда приглашают на различные торжественные вечера, где собирается вся элита Петербурга. У Анны прекрасное воспитание, утончённые манеры и острый ум. Она знает, как правильно вести себя в обществе и пользуется славой прекрасной и образованной дамы.

Что касается внешнего облика Анны, то автор описывает его следующим образом: выразительные серые глаза, обрамлённые густыми и длинными ресницами, очень красивые и правильные черты лица, чёрные и вьющиеся волосы, оживлённая улыбка, хрупкая фигура, точёные плечи и маленькие руки. У Карениной лёгкая, грациозная походка, прямая осанка, её движения элегантны и органичны. Анна имеет хороший вкус. Она всегда красиво и утончённо одета, аккуратно причёсана. Окружающие считают её очень привлекательной женщиной.

Каренина имеет религиозное воспитание. Она прямолинейна, открыта и не любит лгать. Анна не лишена чувства природной гордости, однако, она всегда сочувствует тем, кто, по её мнению этого заслуживает и пытается добиться справедливости в любой ситуации.

Характеристика Анны Карениной

Анна Каренина является петербургской аристократкой. Она довольно близко подошла к идеальному образу. Обладает умом, красотой, богатством, весьма начитана и способна довольно хорошо разбираться в искусстве.

Также она умеет писать детские рассказы. Для неё любовь существует. Но она воспринимает любовь не только как прогулки в лунную ночь за руку с любимым человеком, но и семейные заботы.

И это стремление к чистой любви и верности создаёт барьер между Анной и обществом.

У героини есть муж — Алексей, однако ей с ним одиноко. Она чувствует себя несчастной в этом браке. Ей приходится нелегко жить с человеком, который притворяется живущим. Она не любит Алексей, а потому всю свою любовь отдаёт сыну Сергею. Конечно она верит в возможность прощения, ради дружной семейной жизни. Однако она ставит любовь превыше всех обязанностей.

Впоследствии Анна покидает Алексея и уходит к Вронскому. Но уйдя от своего бывшего мужа, она всё равно любит сына. Поэтому она даже проникает в дом, чтобы поздравить Сёрежу с днём рождения. Жизнь с Вронским оказывается не такой уж хорошей, как казалась. Он перестаёт любить Анну, отчего Каренина начинает искать в себе причину, по которой стала безразлична Вронскому.

Общество уже давно изгнало Анну и своих светских кругов. Если она вдруг появляется там, то непременно будет осуждена и оскорблена. Причиной тому является открытая измена Анны.

Общество может понять тайную любовь, но ни за что не примет открытую, как в случае с Анной. Лицемерные женщины тайно изменяют своим мужам, но это вполне принимается светским обществом.

Для Карениной тайная измена неприемлема. Она не в состоянии пойти на такое дело.

Постепенно весь жизненный путь Анны пропитывается напряжённостью, не выполненными заботами и мечтами о своей независимости. Вскоре она спорит практически со всеми людьми, а позже и со своей жизнью. Её моральный дух уничтожается, она лишается последней поддержки и опоры. Это всё в дальнейшем подводит Анну к совершению самоубийства.

Смерть героини рассматривают как с одной стороны, так и с противоположной. Для кого-то ближе то, что Анна не обладала сильным духом, не смогла устоять под натиском жизненных проблем. Другие считают, что это сильный поступок. Ведь не каждый человек сможет так закончить свою жизнь.

← Анализ произведения Детство
← Анализ произведения Отрочество↑ Толстой ЛевПо произведению Анна Каренина →
По рассказу Кавказский пленник →

Образ и характеристика Анны Карениной в романе Толстого сочинение

  • Сочинение Анализ рассказа Поздний час Бунина
    Рассказ «Поздний час» написан 19 октября 1938 году, в этот период Бунин находился в эмиграции, во Франции. В произведении отчетливо чувствуется тоска по Родине.
  • Анализ произведения Платонова Чевенгур
    Роман «Чевенгур» автор писал в течение 3 лет. Первая часть романа «Строители страны» вышла в 1927 году. А через год в журнале было напечатано несколько отрывков. Произведение относится к модернистскому течению.
  • Образ и характеристика Николая Николаевича в повести Гранатовый браслет
    Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат главной героини Веры Николаевны. Он — холостяк живёт в одном доме с сестрой и её мужем. Николай Николаевич занимает ответственный пост помощника прокурора
  • Сочинение на тему Радость жизни. Что такое радость жизни
    Говорят, что у абсолютно каждого человека есть своя радость жизни. У кого-то она большая, у кого-то маленькая, одни измеряют ее финансовым благополучием, другие – душевным комфортом и теплом.
  • Сочинение Анализ рассказа Белолобый Чехова
    Сюжетная композиция произведения состоит из повествования об одном эпизоде из жизни стареющей суровой самки волка, вынужденной, преодолевая холод, боль, беспомощность, выживать ради своего новорожденного потомства.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/obraz-anny-kareninoj

Характеристика образа Анны Карениной

Анна Каренина – главная героиня романа Л. Толстого “Анна Каренина”. В начале романа Анна предстает перед нами молодой привлекательной женщиной из высшего общества. Она весела, доброжелательна, приятна в общении.

При этом она примерная мать и жена и более всего любит своего сына. Ее отношения с мужем внешне выглядят образцовыми, и только при ближайшем рассмотрении в них чувствуется фальшь и искусственность. Ее с мужем связывает не более, чем уважение, а не любовные чувства.

Встреча с Вронским меняет Анну кардинально. Она начинает

чувствовать новую жажду жизни и любви. Ее неумолимо тянет новое зарождающее чувство к Вронскому, сила, которой она не может сопротивляться.

Анна – женщина честная, открытая, искренняя, сама запутывается в сложных и фальшивых отношениях с мужем.

Несмотря на ее сопротивление отношения с Вронским продолжают развиваться и в конце концов она уступает страстному чувству.

При этом она жестоко винит себя, чувствует “преступницей”, но не может отказаться от всепоглощающей любви. Каренин неоднократно прощает ее, ведет себя великодушно, старается сохранить брак.

Такая высокая нравственность с его стороны вызывает все большую ненависть со стороны Анны.

После ухода от мужа Анна не находит покоя. Ни любовь Вронского, ни маленькая дочь, ни поездки и развлечения не приносят ей успокоения. Душеный разлад усугубляется разлукой с горячо любимым сыном.

Общество не принимает ее, друзья отворачиваются. Она все больше осознает глубину своего несчастья. Каренина становится раздражительной и подозрительной, а увлечение морфием еще больше усиливает эти чувства.

Она начинает беспочвенно ревновать Вронского, чувствует свою зависимость от его любви и желаний. В то же время Анна видит, что Вронский вынужден отказаться от многого важного для него в жизни из-за нее и старается заменить ему собой целый мир. Постепенно ей начинает приходить мысли о смерти как о верном способе распутать этот клубок.

Все для того чтобы больше не быть виноватой, чтобы сделать виноватым Вронского и в то же время освободить его от себя.

Анна Каренина – женщина необычайно привлекательная и искренняя, но при этом несчастная, виноватая и жалкая. На судьбу героини значительно повлияли законы общества тех времен, трагическая разобщенность и непонимание в семье. Кроме того в основе романа лежат и народные нравственные представления о роли женщины.

Анна не может быть счастливой, сделав несчастными других людей и нарушая законы нравственности и долга.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/xarakteristika-obraza-anny-kareninoj/

Анна Каренина в романе "Анна Каренина". Образ героини

Каренина Анна Аркадьевна — главная героиня романа, очаровательная женщина, нежная мать, изменившая жена, ревнивая любовница, не вытерпевшая своей жизни. Ее прототипом послужила дочь А.С. Пушкина М. А. Гартунг (1832 — 1919). В русском литературном контексте ее предшественницей парадоксально оказывается Татьяна Ларина.

Все в облике героини уравновешено и уместно: прекрасная осанка, энергичные движения рук, твердый легкий шаг. Держится она естественно и вместе с тем светски. Прожив восемь лет с уважаемым мужем и обожаемым сыном, Анна Каренина влюбляется в Алексея Кирилловича Вронского во время своего визита в Москву.

Они знакомятся на Николаевском вокзале через ее брата Стиву Облонского. В момент их встречи случается несчастье: на путях гибнет железнодорожный сторож, задавленный составом. Видя потрясение Анны при этом известии, Вронский жертвует семье погибшего деньги.

Читайте также:  Сочинение моя любимая музыка

Каренина чувствует, что между ее новым знакомством и страшной смертью существует какая-то связь и называет гибель сторожа дурным предзнаменованием.

Возвращение в поезде домой — одна из многих лирических партий романа «Анна Каренина». В сознании героини, то погружающемся в сладостное забытье, то выходящем из него, возникают два образа: закутанная фигура человека и резкие сокрушающие звуки.

Эти образы напоминают о раздавленном железнодорожном стороже, про гибель которого в вокзальной толпе говорилось «был то ли пьян, то ли слишком закутан от сильного мороза».

Нежелание Анны Карениной признаться себе в нечаянной, сильной и запретной любви, ее стремление как можно глубже скрыть, спрятать от себя свою вину находят свое воплощение в реальной действительности: закутанная фигура — это тень, отражение погибшего сторожа, напоминание героине о ее преступлении, а резкие, сокрушающие звуки — это звуки железной дороги, металлический голос судьбы. Жгучий восторг смешивается с зимней бурей, вьюгой, которой она дышит и любуется в Бологом. Появление среди бушующей снежной стихии Алексея Вронского воспринимается ею как завершение пейзажа мечты.

Вернувшись в Петербург, Анна Каренина сближается с Вронским через жену своего двоюродного брата княгиню Бетси Тверскую — хозяйку модного петербургского салона.

Алексей Александрович Каренин все больше раздражает свою жену («Ах, Боже мой! отчего у него такие уши?»), она думает, что ему безразлична ее измена, что он тревожится только из-за мнения света, а более всего, как показывает Толстой, она ненавидит мужа за свою вину перед ним.

На его попытку напомнить о долге жены и матери она отвечает веселой ложью.

Сделавшись любовницей Вронского, Анна Каренина, униженная и счастливая своим преступлением, признается мужу во всем после Красносельских скачек, но, ужасаясь ожидающему ее позору при разводе и, еще сильнее, возможности потерять любимого сына, она соглашается на требование соблюдать видимые приличия, оставив все как есть, и встречается с Вронским вне дома.

Это и без того мучительное положение осложняется ее беременностью. Анну преследует кошмар: ей снится мужик с взъерошенной бородой, не обращающий на нее внимания, нагибающийся над каким-то мешком, копошащийся в нем и бормочущий по-французски: «Надо ковать железо, толочь его, мять…» Во сне же Анна Каренина слышит из уст своего слуги Корнея, что умрет родами.

Однако они проходят благополучно, хотя героиня заболевает опасной родильной горячкой. Она посылает за Алексеем Александровичем, чтобы он простил ее перед смертью.

Каренин взбешен несоблюдением своих минимальных требований — встречей с Вронским у себя дома, он, переполняемый мстительным чувством, уже начал бракоразводный процесс, однако у постели умирающей жены он переживает душевный переворот и прощает ее.

Анна Каренина выздоравливает. Вместе с жизненными силами к ней возвращается любовь к Вронскому и ненависть к мужу, усилившаяся из-за его великодушия. Она, отказываясь от развода и не желая принимать новых жертв от Каренина, с любовником и дочерью уезжает в Италию.

Там героиня «непростительно счастлива», а вернувшись в Петербург, осознает, как она несчастна: разлучена с единственным близким человеком — сыном Сережей и отвергнута всем светом. Видя, что двери, закрытые для нее, открыты для Вронского, героиня романа Толстого начинает упрекать его в своем унизительном положении.

Чтобы успокоиться, они едут в имение Алексея Воздвиженское, но там их отношения лишь поначалу складываются удачно. Анна Каренина начинает раздражаться всем, что отвлекает Вронского от любви к ней: его хозяйственной и административной деятельностью, его желанием иметь детей.

Она чувствует, что «прелесть новизны» ушла из их отношений, и воспринимает это как охлаждение Вронского. Героиня не хочет думать о разводе потому, что он означает окончательную разлуку с любимым сыном.

Она часто забывает о дочери, устраивает Вронскому сцены, и во время одного из столкновений, вызванных ее беспредметной ревностью, ему удается уговорить ее обратиться к Каренину с просьбой о разводе.

Они переезжают в Москву ждать его ответа. Но и здесь Вронский и Анна все чаще заходят в тупик в своих отношениях. Каренин отказывает в разводе, и они, решив вернуться в Воздвиженское, опять ссорятся. После очередной размолвки Вронский уезжает по делу в имение матери.

Оставшись одна, Анна Каренина впервые серьезно задумывается о смерти как возможности освободить Вронского и одновременно наказать его. Она отправляет письмо ему вслед с просьбой приехать и объясниться, посылает телеграмму того же содержания в имение его матери, когда узнает, что ее записка опоздала.

Героиня едет к Долли Облонской с намерением все ей рассказать, найти сочувствие и поддержку, но уезжает, так ничего и не сказав.

Параллельно действиям заглавной героини романа Толстого «Анна Каренина» звучит ее знаменитый внутренний монолог, особенности передачи которого позволяют исследователям говорить, что Толстой предвосхитил один из самых изощренных приемов модернистской литературы XX в. — «поток сознания».

Действительность видится ей злой и уродливой гримасой. Вся ее жизнь и все ее беды как будто освещены теперь ярким светом, и Анна видит цепь причин и следствий, приведших ее к катастрофе. Ее сознание замкнулось на себя, и она ни в чем не находит опоры.

Приехав на станцию и вспомнив свой кошмар с взъерошенным мужиком и железом, героиня бросается под колеса поезда.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tolstoj_l_n/anna_karenina_v_romane_anna_karenina_obraz_geroini/64-1-0-1556

Толстой л. н. — Роль портретной характеристики в романе л. н. толстого анна каренина

Как известно, связь персонажа и его портрета в художественном произведении взаимообусловлена. Через описание внешности героя автор раскрывает его внутренний мир, его подлинную сущность. Так, в «Анне Карениной» психологический портрет является одним из важнейших средств создания художественных образов.

Главной особенностью Толстого-психолога является умение выделить ту или иную деталь, черту в облике героя, без которой он впоследствии даже не мыслится. Так, автор подчеркивает, что походка у Каренина была такая, что «он ворочал всем тазом и тупыми ногами». Пожалуй, без этой характеристики образ героя был бы неполным.

Для достижения наибольшей динамики Толстой вновь и вновь обращает наше внимание на отдельные детали внешности. При каждом появлении Анны упоминаются ее «блестящие глаза, густые ресницы и красивое маленькие руки», постоянной характеристикой Стивы является его красивые лицо и, как у Анны, блестящие глаза.

Поэтому можно говорить о внутреннем сходстве героев, ведь глаза отражают духовный мирчеловека. Иногда портретная характеристика бывает направлена на снижение образа в глазах читателя.

Так, Каренина часто характеризуют усталые глаза и белые, с набухшими жилами руки, а Вронского — обросшая волосами красная шея и крепкие белые зубы, что укрепляет в нашем сознании мысль о его сходстве с «прекрасно выкормленным животным».

Часто, обращаясь к портрету второстепенных персонажей (купец Рябинин, покупающий за бесценок лес у Стивы, мадемуазель Варенька, адвокат Каренина), Толстой дает им прямую, ясную характеристику. На этом фоне странным кажется то, что главные герои романа как бы лишены портретных черт.

Портреты героев, разумеется, есть, но они словно растворены в тексте или даны глазами других персонажей.

Например, про облик Стивы Облонского написано: «На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский — Стива, как его звали в свете, — в обычный час … проснулся в своем кабинете… он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинках дивана…» Это описание говорит о некоторых чертах характера — о лености, изнеженности барина. Но возникает вопрос, почему Толстой не создает прямого портрета своих героев.

Психологический анализ образа Константина Левина из романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого

1 Министерство культуры Россий Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт музыки Кафедра дирижирования академическим хором ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА КОНСТАНТИНА ЛЕВИНА ИЗ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА» Л.Н. ТОЛСТОГО Исполнитель: Зенина Д.А., Студентка гр. ДАХ — 111 Преподаватель: Григоренко Н. Н., к.ф.н., доцент, зав. кафедрой педагоги и психологии …

Просто автор не хочет нарушать динамизма повествования, замедлять темп развития стремительных событий, поэтому и выделяет характерные черты своих героев по ходу действия. Но бывает и так, что Толстой не может обойтись без прямой портретной характеристики. Как правило, подобное описание фиксирует изменения, произошедшие в персонаже.

Вот, например, портрет Каренина, данный глазами Анны: «Анна, думавшая, что она хорошо знает своего мужа, была поражена его видом… Лоб его был нахмурен, и глаза мрачно смотрели вперед себя, избегая ее взгляда; рот был твердо и презрительно сжат. В походке, в движениях, в звуке голоса его была решительная твердость, каких жена не видела в нем».

В романе Толстого «Анна Каренина» автор использует различные художественные средства для психологического раскрытия образов: внутренние монологи, пейзаж, авторские комментарии, символику и др. Но, как мне кажется, наиболее важным средством психологизма является все же портретная характеристика.

Ведь в романе «Анна Каренина» 287 действующих лиц, главных и второстепенных, и для каждого из них обрисован свой индивидуальный и глубоко психологический портрет.

Источник: https://forpsy.ru/works/sochinenie/tolstoy-l-n-rol-portretnoy-harakteristiki-v-romane-l-n-tolstogo-anna-karenina/

Образ Анны Карениной в романе Толстого

В наше время быть слабой женщиной не актуально. Можно сказать, не модно. Женщины сегодня изменились с тех времен, когда лицо женского пола считалось слабой и беспомощной, созданной только для того, чтобы рожать детей и содержать домашнее хозяйство.

Давно уже женщины добились равноправия с мужчинами. Теперь мы стоим на одной ступени. И когда мужчина встречает «слабую» женщину, он не думает, что внутри не живет мудрая, сильная и хитрая личность, которая сделает все, чтобы муж не узнал о ней настоящую, ведь просто жалеет его мужское достоинство.

Возможно, женщины стали такими же сильными и умными, как и мужчины, потому что мы равны и нам надо выживать, несмотря на то, что мужчины не очень лояльны, и мешает им быть такими их упрямство и эгоизм. Поэтому женщинам нужно было закалять себя и свой характер, развиваться. Вот и имеем мужественных женщин и женственных мужчин!

Вообще психология женщины сложнее, чем мужская. Даже выдающимся психологам нелегко объяснить причины и цель некоторых поступков слабого пола. С мужчинами все гораздо проще.

Писатели также нередко пытаются понять женскую логику. Знатоком женской психологии можно назвать Достоевского. Он смог описать те психологические особенности слабого пола, в которых мы сами себе иногда не можем признаться. Знатоком женской души можно назвать и Л. Толстого.

Его роман «Анна Каренина» – чрезвычайный произведение, в котором изображается достаточно реальная ситуация. Ведь, действительно, в нашей жизни встречается большая любовь, через которое можно даже потерять себя. Всем известно, что слабым местом мужчин есть женщины.

Для женщины же все оказывается сложнее: они нередко не могут определиться, кто они в большей степени – женщины или матери.

Именно в такой ситуации оказалась Анна Каренина. Она не могла определиться, кто ей нужен больше – сын или любовник, то есть личное счастье. К сожалению, именно любовь убила ее. Я считаю, что она слишком отдалась этому чувству, а Вронский не отвечал Анне такой же взаимностью.

Для него любовь была просто удовольствием, и он начал отдаляться от женщины, когда через их чувства начали возникать проблемы. Вообще Анна – сильная женщина. Она смогла уйти от мужа, поняв, что не имеет с ним счастье. Волевая, решительная Анна.

Она имела в жизни все: мужа, сына, родных, уважение в обществе. Этого, по мнению ее окружения, было достаточно для счастливой жизни. И все перевернуло любви. Анна, которая имела все, была уверена в себе, хоть и не имела четкой позиции в жизни и не знала, чего хотела от него.

Женщина сразу потеряла все, чем жила долгое время…

Но больше всего Анну угнетало то, что Вронский перестал ее понимать, ему стало все равно. Женщина осталась без ничего, вдребезги разбита. Она уже ничего не знала, не хотела знать. Ей было ни на что надеяться.

Анна покончила жизнь самоубийством. Она не нашла счастья в любви, запуталась и потеряла смысл в жизни. А самое главное – она потеряла себя…

Источник: https://sochineniya-na5.ru/obraz-anny-kareninoj-v-romane-tolstogo/

34. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» л.Н. Толстого. Социальный и нравственный смысл трагедии главной героини. Смысл эпиграфа. Жанровые и композиционные особенности «Анны Карениной»

Роман «Анна
Каренина» был задуман и написан в
переломную эпоху, в 1873-1875 годах, когда
русская жизнь преображалась на глазах.

И Толстой как художник и человек был
неотделим от этой драматической эпохи,
которая и отразилась в его романе
рельефно и отчетливо.

Роман начал
печататься в журнале «Русский вестник»
с января 1875 года и сразу вызвал в обществе
и русской критике бурю споров,
противоположных мнений и отзывов от
благоговейного восхищения до разочарования,
недовольства и даже возмущения.

«Анна
Каренина» — роман о всеобщем разрыве,
каком-то всеобщем разводе во всех сферах
жизни. Тут все одиноки и не могут понять
друг друга, потому что утерян ключ любви,
без которого нет семейной жизни.

Безлюбовная семья выступает в романе
как обобщенный образ всей безлюбовной
жизни человечества.

Критикуя глазами
семьи весь современный ему социальный
строй, Толстой не выходит за рамки
семейной темы; он раздвигает эти рамки,
расширяет эту тему до всей жизни
человечества.

Образ
главной героини романа не сразу сложился
у автора. В процессе работы Толстой
последовательно возвышал облик Анны,
наделяя ее не только замечательной
физической красотой, но и богатым
внутренним миром, незаурядным умом,
способностью к беспощадному самоанализу.

Это один из сравнительно редких случаев
в художественной практике Толстого,
когда в образе героини нет противоречия
между наружностью и внутренней сущностью.

Моральная чистота и нравственная
порядочность Анны, не желавшей
приспосабливаться, обманывать себя и
других в соответствии с «нормами»
светской жизни, послужили главной
причиной ее смелого решения — открыто
уйти от нелюбимого мужа к Вронскому,
что и стало источником и причиной ее
резкого конфликта с окружающей средой,
которая мстит Анне именно за ее честность,
независимость, пренебрежение к лицемерным
устоям фальшивого в основе своей
светского общества. Противопоставление
жизнелюбия Анны безжизненности Каренина
в романе проводится последовательно с
характерной для художественного мышления
Толстого заостренностью на непримиримости
противоречия. Когда Алексей Александрович
столкнулся с мыслью о том, что супруга
способна ему изменить, он почувствовал,
что «стоит лицом к лицу перед чем-то
нелогичным и бестолковым. Он стоял лицом
к лицу перед возможностью любви в его
жене к кому-нибудь, кроме него, перед
жизнью. И любой раз, когда он сталкивался
с самою жизнью, он отстранялся от нее».

Читайте также:  Нигерия - сообщение доклад 7 класс по географии

Настоящая
жизнь для Толстого — это страстное
стремление и умение человека существовать
жизнью всех людей, общей жизнью и каждой
отдельной человеческой жизнью. Только
такая жизнь для Анны Карениной и
представляется настоящей.

Анна наделена
самым ценным, с точки зрения Толстого,
человеческим даром: даром общения,
открытости для всех, понимания всех и
умения совместного чувствования с
другими людьми. Это и создает поэтический
мир героини. В романе противопоставлены
жизненность Анны безжизненности
Каренина.

Любовь, вспыхнувшая в Анне, —
это сама жизнь как она есть, со всей ее
путаницей, неразберихой, не укладывающаяся
ни в какие схемы. Каренин же хотел
отстраниться от любви свое жены к другому
человеку, сделать вид, что этого просто
нет.

Отношение Алексея Александровича
к Анне воплощает сущность его отношений
с самой жизнью: игнорирование живой
сложности, замена ее искусственной
стройностью внешней логики. Их семейные
отношения были насилием над жизнью –
медленным, повседневным, постоянным
угнетением, при всей незлобности и даже
скрытой доброте Алексей Александровича.

Тема
одиночества в любви пронизывает весь
роман. Ей также посвящена и вся история
отношений Анны и Вронского. Любовь Анны
и Вронского обречена в романе с самого
начала и этому предшествует дурное
предзнаменование — погибель человека
под колесами поезда, прообраз гибели
героини, гибели любви.

Так уже само
знакомство Анны с Вронским окрашено
мыслью о смерти. И история любви
оказывается историей смерти. Близость,
установившуюся между Вронским и Анной,
Толстой изображает как убийство. Любовь
Анны неизбежно должна была прийти к
своему отрицанию, превращению в свою
противоположность.

Любовь, которая по
сути означает самое полное единение
людей, превращается в самое полное
разъединение. С того самого момента,
когда Анна начинает любить, она приходит
в неразрешимое противоречие со всеми
формами общественных отношений.

Получается, что именно человечность
любви Анны сама по себе неизбежно
приводит героиню к обособлению от всех
и от всего, кроме любимого человека, а
в конечном счете и от него. Уже незадолго
до своей гибели Анна сама начинает
сознавать, что именно глубина ее чувства
к Вронскому разобщает ее и с ним.

Для
Анны роман с Вронским – роман всей ее
жизни, но он не создан для той любви,
которой она ждет от жизни. Причина гибели
любви заключены в самой любви, в этой
неизбежной сосредоточенности только
на себе самой. Это и порождает «беспричинное»
раздражение, вспышки «беспричинной»
ненависти. Даже сами разговоры о любви начинают раздражать Вронского.

Бунт
Анны против лживой морали света
оказывается бесплодным. Она становится
жертвой не только своего конфликта с
обществом, но и того, что есть в ней самой
от этого самого общества («дух лжи и
обмана») и с чем не может примириться
ее собственное нравственное чувство.

В
гибели Анны виноваты не лица, представляющие
общество. В гибели Анны виновно само
устройство общества. Безжизненное
общество, безжизненная действительность
убивает любовь тем, что лишает ее
содержания: жизни. Но
истоки трагедии Анны не только во внешних
препятствиях, но и в ней самой, в характере
ее страсти, в невозможности уйти от
укоров совести.

Замысел писателя
показать женщину, потерявшую себя, но
не виноватую, подчеркивается эпиграфом
к роману: «Мне отмщение и аз воздам».
Смысл эпиграфа в том, что судить человека,
его жизнь и поступки может бог, но не
люди. Не светским ханжам судить Анну. 
Мысль эпиграфа несколько раз звучит в
словах действующих лиц романа. Старая
тетка Анны говорит Долли: «Их будет
судить бог, а не мы».

Сергей Иванович
Кознышев, встретившись с матерью
Вронского, в ответ на осуждение Анны
говорит: «Не нам судить, графиня».
Библейское изречение, взятое для
эпиграфа, Толстойпротивопоставил государственной и
религиозной законности и светской
морали, утверждавшим «Зло, ложь и обман»
«…все это переворотилось и только
укладывается» Трагический жизненный
путь Анны проходит в пореформенную
эпоху.

Сложные вопросы о браке,любвии семье Толстой рассматривает в связи
с самыми различными сторонами современной
ему действительности, когда на смену
политическим и нравственным основам
крепостнического строя пришли новые,
буржуазные.

В романе представлены
петербургские сановники, военно-дворцовые
круги, московское и поместное дворянство;
земские деятели; адвокаты и другиечиновники;
служащие в дворянских семьях учителя,
врачи, управляющие имениями, приказчики,
буржуазные дельцы, слуги, деревенские
мужики – словом, все классы и сословия
в новых социально-экономических условиях,
после отмены крепостного права.

Своеобразие жанра «Анны Карениной»
состоит в том, что в романе этом объединены
черты, свойственные нескольким видам
романного творчества. Он закл-т в себе
прежде всего особенности, характеризующие
семейный роман. История не­с-х семей,
семейные отношения и конфликты выдвинуты
здесь на первый план.

Не случайно Толстой
подчеркивал, что при создании «Анны
Карениной» им владела мысль семейная,
в то время как, работая над «Войной и
миром», он хотел во­плотить мысль
народную.

Но вместе с тем «Анна Каренина»
— это не только семейный роман, но и
роман социальный, психо­логический,
произведение, в котором история семейных
отно­шений тесно соединяется с
изображением сложных обществен­ных
процессов, а обрисовка судеб героев
неотделима от глубокого раскрытия их
внутреннего мира. Показывая движе­ние
времени, характеризуя становление
нового социального порядка, образ жизни
и психологию различных слоев общества,
Толстой придавал своему роману черты
эпопеи.

Источник: https://studfile.net/preview/1725690/page:33/

Читать

Э. Бабаев

«Анна Каренина» Л. Н. Толстого

Образ времени

Известный московский собиратель картин, П. М. Третьяков, очень хотел, чтобы в его галерее были представлены портреты знаменитых писателей его времени, выполненные кистью русских художников.

У него были уже портреты Тургенева, Достоевского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. А Толстого не было. Третьяков просил художника И. Н. Крамского поехать в Ясную Поляну.

«Прошу вас, — говорил Третьяков, — сделайте одолжение для меня, употребите все ваше могущество, чтобы добыть этот портрет»[1].

И Крамской поехал в Ясную Поляну. Это было осенью 1873 года. Как раз в эти дни Толстой обдумывал и начинал писать «Анну Каренину». Ему ни с кем не хотелось видеться и разговаривать.

«Я как запертая мельница»[2], — сказал он о себе в письме к одному из своих знакомых. Крамской не застал Толстого дома. Художнику сказали, что Лев Николаевич куда-то отлучился. И Крамской пошел его разыскивать.

Он спросил у работника, рубившего дрова:

— Не знаешь ли, голубчик, где Лев Николаевич?

Работник распрямился, взглянул на него внимательно и ответил:

— А вам он зачем? Это я и есть.

Так произошла встреча Толстого с Крамским.

Сначала Толстой отказался позировать художнику для портрета. Но Крамской «употребил все свое могущество» и все же уговорил его. И начались сеансы в яснополянском доме. Крамской работал сразу на двух холстах. Один портрет предназначался для семьи Толстого, другой — для Третьяковской галереи.

«У нас теперь всякий день бывает художник живописец Крамской, — сообщала С. А. Толстая своей сестре Т. А. Кузминской, — и пишет два Левочкиных портрета масляными красками… Замечательно похоже, смотреть даже страшно»[3].

Многое поразило Крамского в облике и образе мыслей Толстого. Перед ним был уже не тот человек, который написал когда-то «Детство», «Казаков» и «Войну и мир». Крамской почувствовал, что в Толстом происходит какая-то важная перемена.

И ему удалось схватить выражение и общую атмосферу того времени, когда Толстой начинал работу над своим «романом из современной жизни», как он называл «Анну Каренину». В письме к И. Е. Репину художник рассказывал о своих впечатлениях: «А граф Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный.

Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает»[4].

Что касается Толстого, то для него художник Крамской тоже был находкой. Толстому нравилась его «очень хорошая и художническая натура» (62, 52). Он увлекался беседами с художником во время длительных сеансов. Они говорили об «избрании пути» в жизни и искусстве, о «старых мастерах» и новом отношении к живописи, о правде творчества и просвещении народа.

Два художника — Толстой и Крамской — в равной мере понимали, что в жизни и верованиях современного человека происходит глубокая перемена, которая требует переоценки ценностей. Некоторые из их бесед нашли отражение на страницах романа «Анна Каренина», особенно там, где изображен художник Михайлов.

Крамского поразила цельность натуры Толстого.

Он понял, может быть, самую важную особенность эпического замысла автора «Анны Карениной» и его стиля: «Помню удовольствие в первый раз от встречи с человеком, у которого все детальные суждения крепко связаны с общими положениями, как радиусы с центром, — пишет Крамской в письме Толстому. — О чем бы речь ни шла, ваше суждение поражало своеобразностью точки зрения»[5].

Портрет Толстого, созданный в 1873 году в Ясной Поляне, представляет собой пластическое, художническое выражение целой эпохи в жизни писателя. Перед нами автор «Анны Карениной», вполне сложившийся человек, полный раздумий о современности, об истории, о душе человеческой.

1

Толстой как-то сказал: «Если вы хотите видеть всю комнату хорошо, то должны стать посредине, а не смотреть на нее из-под дивана, стоящего у стены». И чтобы пояснить свою мысль, добавил: «Это все равно, как в шаре есть центр»[6]. Пластическое ощущение своего художественного мира, чувство центра и средоточия современных идей в высшей степени характерно для Толстого.

Мировоззрение художника — это не сумма готовых решений, внешним образом определяющая отбор и выбор материала, а присущее ему видение мира и отношение к нему или, как писал Толстой, «единство самобытно-нравственного отношения автора к предмету» (30, 19). Эта формула определяет внутренний закон художественного мира Толстого, и особенно важным является первое слово — «единство».

Роман «Анна Каренина» был задуман и написан в переломную эпоху, в 1873–1878 годах, когда русская жизнь преображалась на глазах. И Толстой как художник и человек был неотделим от этой драматической эпохи, которая и отразилась в его романе очень рельефно и отчетливо. Так что современный роман приобрел черты исторической энциклопедии 70-х годов XIX века.

Это было «пореформенное время». После крестьянской реформы 1861 года, отменившей крепостное право, прошло уже более десяти лет. Толстой ясно видел и сознавал глубокие перемены в характерах, идеалах и образе жизни своих современников. Он стремился понять нравственный и исторический смысл этих перемен. И здесь, как всюду, для него центральной была мысль о судьбе народа.

Деятели освобождения, благородные и мужественные шестидесятники, боровшиеся против крепостного права, верили в возможность и необходимость уничтожения рабства, у них были силы для борьбы и ясное сознание целей. Они не ставили перед собой вопроса о том, как сложатся пореформенные условия, ограничиваясь расчисткой пути для новой эпохи и прогресса.

В 70-е годы положение изменилось. Десять лет, прошедших после реформы, показали, что крепостничество крепко сидит в хозяйстве и уживается с новыми формами буржуазного стяжания. Прежней веры в пути и цели борьбы не было. Появилась новая черта общественного сознания, которую А. Блок метко определил как «семидесятническое недоверие и неверие»[7].

Устои нового времени оказались непрочными. Разорение, семейные драмы, крахи банков, катастрофы на железных дорогах — все это были «признаки времени», которые поражали воображение человека 70-х годов, определяли его тревожное мироощущение.

«Анна Каренина» отделена от «Войны и мира» десятью годами. Эти годы многое переменили в мироощущении Толстого. «Война и мир» — «апофеоз здоровой, полнозвучной жизни, ее земных радостей и земных чаяний… — пишет Н. К. Гудзий. — Совсем другое видим мы в «Анне Карениной». Здесь господствует настроение напряженной тревоги и глубокого внутреннего смятения»[8].

Толстой уловил в самой эпохе «метания мысли», неустойчивость, шаткость. «Все смешалось» — формула, которой начинается роман, — лаконична и многозначна. Она представляет собой тематическое ядро романа и охватывает и общие закономерности народной жизни, и частные обстоятельства семейного быта.

Есть в романе еще и другая формула: «под угрозой отчаяния». Сочувствие Толстого на стороне тех героев, которые живут в смутной тревоге и беспокойстве, которые ищут смысла событий как смысла жизни. Он и сам тогда жил «под угрозой отчаяния».

Толстой как художник и мыслитель ясно видел остроту современных вопросов. «При общем движении современной мысли и он был увлечен задачей: Что делать? Куда идти?» — пишет А. А. Фет о романе Толстого «Анна Каренина»[9].

В 70-е годы не только Толстой, но и все крупнейшие художники этого времени были захвачены «общим движением современной мысли». В «Отечественных записках» печатался роман Достоевского «Подросток», в «Русском вестнике» — «Анна Каренина», а в «Вестнике Европы» — «Новь» Тургенева. Герои этих произведений были современниками. Поэтому у них много общего и в характерах и в судьбах.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=176574&p=15

Ссылка на основную публикацию