Мечтатель – это не обычный человек, он обладает тонкой ранимой душой, легко переносится в мир грез, фантазий, играет со своим воображением. Мечтатель всю свою жизнь проводит в своих фантазиях.
Негативной чертой мечтателя можно назвать то, что его мало волнует то, что происходит в реальной жизни, его не касаются проблемы, которые вызывают волнение большинства других людей. В его мире всегда господствует красота и умиротворение.
Крайняя степень мечтательности наступает тогда, когда человек из-за своих грез забывает о реальных вещах, о семье, друзьях. Таких персонажей достаточно часто можно встретить на страницах русской литературы.
Мечтатели — это главные герои такого литературного направления как сентиментализм, который начинает господствовать в русской литературе 19 века. Чувства и переживания главного героя – ведущая линия произведения. У подобных мечтателей мечта чаще всего является неосуществимой, но цель такой мечты – обеспечение смыслом жизнь героя, мечта помогает герою спастись от гнетущей реальности.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Замечание 1
По характеру главный герой-мечтатель часто сучен, проявляет лень в своих действиях, чаще всего он одинок, так как думает о своих мечтах больше, чем об окружающих людях, ему больше по душе тишина и покой, нежели люди.
Пример образа мечтателя в романе «Обломов» И. А. Гончаров
Главные герои произведения:
- Илья Ильич Обломов – главный герой, помещик, ведет ленивый образ жизни, мечтатель
- Андрей Иванович Штольц — друг Обломова
- Ольга Сергеевна Ильинская — возлюбленная Обломова, затем жена Штольца
- Агафья Матвеевна Пшеницына —хозяйка квартиры, в которую переехал жить Обломов, впоследствии становится женой Обломова
Ключевая тема произведения «Обломов» И. А. Гончарова — это тема человека, который не нашел своего места в обществе.
Так произошло с его главным героем Ильей Ильичом Обломовы, который был достаточно пассивным и поэтому так и не смог найти себя в жизни. Несмотря на то, что он длительное время жил в С.
Петербурге, где шла бурная жизнь, душой он все так же находился в детстве, в своём имении Обломовке, где царствовал медленный пассивный ритм жизни.
Главному герою 30 с небольшим лет, его дом – пыльная квартира, сам герой – бесхитростный, ленивый мечтатель, которому чужд окружающий его мир. У него есть имение и крепостные крестьяне, которые на него работают. Люди относятся к Обломову как к способу обогащения, единственный друг Обломова – Андрей Штольц.
Штольц пытается растормошить Обломова. Штольц знакомит Обломова с Ольгой, к которой у главного героя возникают чувства.
Но Обломова пугают отношения, ему больше по душе оставаться внутри своего мечтательного мира. Затем он переезжает на другую квартиру, квартиру вдовы Пшеницыной. Там он снова попадает под влияние лени и грез.
Роман с Ольгой заканчивается, в последствии Ольга выходит замуж за Андрея Штольца.
Вдова Пшеницына становится гражданской женой Обломова, у них рождается сын. Но по причине пассивного образа жизни, здоровье подводит главного героя, он вскоре умирает.
Пример образа мечтателя в произведении Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
Главные герои произведения:
- Мечтатель – главный герой, молодой человек, ни к чему не стремится, ничем не интересуется
- Настенька – девушка в которую влюблен Мечтатель, молодая, жизнерадостная
- Новый жилец – молодой человек, который в последствии становится женихом Настеньки
Повесть «Белые ночи» Ф. М. Достоевского настоящий пример сентиментализма. Структура романа включает в себя пять частей, в первых четырех писатель описывает ночь, а в последней описывает утро.
Главный герой произведения – Мечтатель, настоящие имя и фамилия героя в повести не указаны. Мечтателю двадцать шесть лет, в Петербурге он живет восемь лет, но так и не завел ни одного знакомого, потому что грезы и фантазии заменили ему реальную жизнь.
В произведении не всегда понятно страдает ли он своего одиночества или нет.
Достоевский описывает нам Мечтателя как простого, милого, бедного, робкого, незначительного человека. О внешности Мечтателя известно лишь то, что у него было бледное лицо и широкая улыбка.
Мечтатель живет в отдаленном районе Петербурга, в небольшой, скромной комнате. Реальная жизнь главного героя скучна и обыденна, поэтому он весь погружен в свои думы, он любит мечтать, лежа у себя в комнате или гуляя по городу.
Во время одной из таких прогулок главный герой встречает Настеньку – милую молодую девушку. Встреча с Настенькой меняет его взгляд на мир, он считал, что может быть счастливым только в своих мечтах, но оказывается счастье возможно и в реальном мире. Положительные эмоции переполняют главного героя.
Главный герой – наивный человек, своими поступками он содействует личной жизни Настеньки с другим молодым человеком, хотя сам же испытывал к ней любовные чувства. Он считает, что с ним Настенька не будет счастлива и ей будет лучше стать женой другого. Он не хочет омрачать ее счастья, поэтому своим видом не показывает свою тоску.
Мечтатель очень благодарен Настеньке за те минуты реального счастья, которые она ему подарила.
Но заслуга Настеньки не только в том, что она осчастливила своим присутствием и общением одинокого Мечтателя, главная ее заслуга в том, что она заставила его задуматься, что с его жизнью что-то не так.
В произведение мы читает строки о его признании в том, что его часто посещает тоска, до встречи с Настей он считал, что никогда не сможет вернуться к реальной жизни. Он был полностью погружен в фантазии и боялся выйти в реальный мир.
Теперь он начинает задумываться о том, что жизнь его пролетит, наступит старость и одиночество, а реальных воспоминаний у него не будет, так как всю свою жизнь он провел в фантазиях. Все это время Мечтатель сам себя обманывал.
Образ Мечтателя является собирательным, он показывает, как много людей живут такой же выдуманной жизнью, бегут от реальности. Ф. М. Достоевский в своем произведении хочет донести до читателя мысль о том, что такой образ жизни, как у его главного героя, приносит только обман и разочарование, жизнь – это борьба за свое счастье, к этому он призывает в своей повести!
Заключение
Как мы видим образы Обломова и Мечтателя очень схожи, они настолько погружены в свои грезы, что даже не предпринимают попыток бороться за свое счастье.
Жизнь в грезах кажется им спокойной и прекрасной в отличии от реальной жизни, которая наполненная как положительными, так и отрицательными событиями. И Ф. М. Достоевский и И. А. Гончаров призывают читателя осуждать подобный образ жизни.
Они осуждают лень, пассивность, боязливость. Они призывают ценить каждый день прожитой жизни и получать как негативный, так и положительный опыт.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/mechtateli_v_russkoy_literature/
Образ Мечтателя — по русскому языку и литературе
Прочитав роман Ф.М.Достовевского «Белые ночи» ,я поняла ,что моим любимым героем стал Мечтатель .Это мужчина 26 лет ,который живет в Петербурге ,является бедным и незначительным человеком ,который живет от получки до получки .С первого взгляда этот герой может показаться обычным мужчиной ,с обычным умом и характером .Но на самом деле всё обстоит иначе.
Мечтатель не имеет друзей ,один лишь его единственный друг — Петербург,он любит гулять по улицам и знает многих людей в лицо .Этот мужчина называет себя Мечтателем ,потому что живет он не в действительной жизни .Он любит мечтать ,фантазировать и этот мир нравится ему намного больше ,чем реальный .
Мечтатель является умным человеком ,я б даже сказала ,что его другом является не только Петербург ,но и книга.
Его жизнь течет однообразной полосой ,в которой нет ничего веселого и интересного ,но это он начинает понимать, только познакомившись с одной девушкой,которая стала так близка его душе и особенно сердцу!
В один вечер Мечтатель по привычному ему маршруту гуляет по улицам Петербурга и видит девушку ,которая плачет .Именно в
этой ситуации мы знакомимся с такой его чертой характера ,как доброта ,ведь герой не прошел равнодушно мимо ,он остановился ,но из-за его же робости и скромности ,возможно эти качества в нем появились именно из-за одиночества,Мечтатель не подошел к девушке.
И все таки ,судьба поспособствовала их знакомству .
Герой сразу узнает в девушке свою родственную душу ,ему нравится с ней разговаривать ,он ведет себя искренно ,говорит от чистого сердца ,ничего не скрывая ,ведь у него не было опыта общения с женщинам и он не знает ,как себя вести .
После их первой встречи Мечтатель не спал всю ночь ,он думал о Настеньке ,не давая себе в этом отчет ,он уже в нее влюбляется ,нарушив ее просьбу.Даже на второе свидание приходит на два часа раньше !
И когда ,рассказав свою историю о себе,герой понимает ,какой жизнью он жил.Ему становится грустно ,что его жизнь прошла так скучно и неинтересно ,Мечтателю даже страшно подумать ,что будет с ним в будущем .
Но у него появляется надежда ,что он не останется один,герой настолько рад тому ,что наконец -то нашел свою родственную душу ,он даже не замечает того ,что Настенька влюблена в другого ,а потом даже помогает ей передать письмо возлюбленному этой девушки .
Мне жалко Мечтателя из-за того ,что он остается один.Хоть Настенька и пообещала остаться с ним всегда друзьями,но это не дает гарантии того ,что она всегда будет с ним .
Роман заканчивается грустным концом ,Настенька обретает свое счастье ,а Мечтатель опять остается один .Достоевский дает нам понять ,что каждому человеку приготовлен свой путь и намекает на то ,что Мечтатель уже всегда останется один .Ведь в романе нет ни одного момента ,который бы указывал на то ,что Мечтатель обретет свое счастье .
Этим образом Достоевский хотел нам показать ,как важно жить в действительной жизни,но не забывая про воображение ,ведь оно делает нашу жизнь намного красочней .Только представьте,чтоб было бы с героем ,если у него не было бы фантазии и воображения?Он не выдержал бы одиночества.
Автор хочет донести до нас ,что действительная жизнь намного лучше воображаемой .Ведь эмоции и все самые яркие чувства мы испытываем именно в ней .
Полезный материал по теме:
Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/obraz-mechtatelya
Мечтатель
Повесть “Белые ночи” рассказывает о необычном молодом человеке, для которого внешний мир чужд, и комфортно он чувствует себя только в своих мечтах. Каков образ Мечтателя в “Белые ночи”, и что стало переломным моментом в его незаметной жизни?
В произведении “Белые ночи” Ф. М. Достоевского описывается Петербург 1840-х годов. В центре повести жизнь молодого застенчивого человека, который все время проводит в несбыточных мечтах.
Повествование ведется от первого лица, однако имени главного героя не называется. Он просто Мечтатель, человек, который все время витает в облаках.
Молодому человеку 26 лет, он уже 8 лет живет в Петербурге и служит мелким чиновником. У него нет ни девушки, ни друзей.
Однажды ночью, прогуливаясь по ночному городу, он замечает на мосту плачущую девушку. Преодолевая свою стеснительность, он знакомится с ней и пытается выяснить причину ее грусти. Девушка рассказывает историю своей жизни. Она вынуждена жить с бабушкой, которая никуда ее не отпускает. Однажды она влюбляется в жильца, который тоже в нее влюблен. Однако он беден и не сможет содержать ее.
Они договариваются встретиться через год и пожениться. Но вот прошел год, а молодой человек не приехал за ней. Мечтатель искренне сочувствует девушке и пытается ее поддержать. Он влюбляется в Настеньку, и впервые у него появляется желание выбраться из своих грез в реальную жизнь. Девушка ценит Мечтателя и даже пытается его полюбить.
Однако, как только ее любимый появляется, она остается с ним.
Мечтатель – это человек, который не имеет ничего общего с реальностью. Он придумал себе мир и живет в нем. То, что происходит в реальной жизни его не интересует. Он ходит на работу, занимается какими-то рабочими делами, но делает это все на автомате. Он сам называет себя “человеком среднего рода”. вся его жизнь проходит в маленькой комнатке, где его любимым занятием является лежать и мечтать.
Из-за своей стеснительности он не может завести друзей. С девушками он также никогда не общался и не знает, как себя вести в их обществе. До встречи с Настенькой он имел в своей голове идеальной девушки, которая достойна самой пламенной любви. Этот образ воплотился в Настеньке, и Мечтатель сам не заметил, как влюбился. Ради нее он готов выйти из своей скорлупы и встретиться с реальным миром.
Однако, узнав, что девушка любит другого, Мечтатель не озлобляется, а остается благодарным своей возлюбленной. Он желает ей счастья и даже спустя 15 лет с удовольствием вспоминает девушку.
Знакомство с Настенькой приводит его к осознанию, что его жизнь движется не в том направлении. Познакомившись с этой девушкой, он понимает, насколько может быть приятно человеческое общение в реальной жизни. На него часто накатывает тоска, что в его жизни практически нет воспоминаний, есть одни иллюзии.
Настенька – молодая девушка, с которой знакомится Мечтатель. Это единственная девушка, с которой он попытался познакомится. Насте 17 лет, и ей приходится жить с бабушкой.
Именно эта героиня подарила Мечтателю кусочек реального мира, доказав, что реальная жизнь лучше призрачных грез. Настя – скромная и очень милая девушка.
Переживая за чувства Мечтателя, она соглашается с ним общаться, только если между ними будет исключительно дружба, но никак не любовь. Она рассказывает, что влюблена и очень хочет, чтобы возлюбленный забрал ее с собой.
Мечтатель и Настенька виделись всего четыре раза, четыре белые ночи. Потом девушка покинула его с любимым человеком, оставив в душе Мечтателя огромное чувство настоящей, а не выдуманной любви.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “Мечтатель “Белые ночи”. В статье дается краткая характеристика образа главного героя и его возлюбленной, а также приводятся размышления на тему, правильно ли жить только мечтами.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Будь в числе первых на доске почета
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/belye-nochi/obraz-mechtatelya.html
Характеристика Мечтателя (Белые ночи) в повести Достоевского — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Повесть Ф. М. Достоевского “Белые ночи” – самая, вероятно, трогательная и сентиментальная из его произведений. Это один из первых шагов писателя на пути поиска прекрасного героя – пути, которым он шел много лет и на котором встают, как глыбы, великие романы классика: “Идиот” и “Братья Карамазовы”. А в этой повести перед нами первый из таких героев классика – образ Мечтателя.
“Я, конечно, человек простой, бедный, такой незначительный…”
Мечтатель – молодой человек, который уже восемь лет живет в Петербурге. Но он одинок и несколько нелеп. Юноша ни с кем не дружит и не общается с женщинами. Чем он занимается, автор не сообщает. Можно так понять, что он мелкий чиновник.
Служба не интересует героя. Его душа погружена в туманные грезы. Он бродит по городу, заглядывая в лица домов. Именно они его друзья и знакомые.
Мечтателю кажется, что он постигает души домов: одному не хочется, чтобы его перекрашивали, другой напугался, когда чуть не сгорел…
Иллюзорная жизнь не есть добровольный выбор героя. Он ощущает неправильность и греховность жизни в мечтах, а не в реальности. Но жестокий и безнравственный окружающий мир выдавливает из себя героя, как нечто чужеродное.
Мечтатель не в силах бороться с тем злом, что присуще миру. Но слиться с окружающим, уподобиться ему, стать миру своим не позволяет нравственное чувство.
Это во многом неосознанный выбор, он продиктован возмущенной совестью, спонтанным стремлением к чистоте и добру.
“Я уже давно кого‑то искал…”
Мечтатель встречает Настеньку. Тотчас в душе его вспыхивает любовь. Но это не просто любовь юноши к хорошенькой девушке. Это и любовь человека к человеку, братская любовь.
Она в Мечтателе сильнее, поэтому он так безропотно и даже по-своему радостно отпускает девушку к ее возлюбленному. Его самоотверженность заставляет вспомнить стихотворение А. С.
Пушкина: “Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим…”
Мечтатель отпускает девушку, которую любит, не только потому, что считает себя недостойным любви. Он, скорее, любит в Настеньке более сестру, нежели невесту. В его любви преобладают восхищение и самоотверженность, а не стремление к своему удовольствию. Напротив, молодой человек стремится жертвовать своими интересами ради девушки. Это скорее любовь – служение, нежели любовь – страсть.
“Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни”
Настенька уходит с любимым, а Мечтатель снова уходит в свои грезы – вероятно, навсегда. Но он уходит без упреков и мучений, а наполненный счастьем и благодарностью девушке за несколько по-настоящему прекрасных минут. «Боже мой!
Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» – вот его выбор. И это, вероятно, все же не утверждение эфемерности и мимолетности счастья. Это сознательный выбор: счастья не бывает мало или много. Оно или есть, или его нет.
Мечтатель – это герой, который стал первым в череде “прекрасных людей”. Ф. М. Достоевский искал героя, который мог бы противостоять жестокому и страшному миру, не уподобляясь ему в зле, но наполняя мир добром и светом. И пусть Мечтатель не в силах изменить мир, но сделать счастливыми двух любящих людей и поверить в счастье самому – разве этого мало?
Мы надеемся, что эта статья поможет создать целостную характеристику Мечтателя в «Белых ночах» Ф. М. Достоевского и глубже понять эту удивительную повесть классика русской литературы.
ПредыдущаяСледующая
Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20384-harakteristika-mechtatelia-belye-nochi-v-povesti-dostoevskogo.html
Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.
С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой — подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».
«Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы… Точно я вдруг очутился в Италии, — так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах… Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской при- роде, когда
она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами…»
В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.
«Белые ночи» — повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения.
Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки — единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи.
Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет.
Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»
Эта повесть — своеобразная идиллия. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы проявляли свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.
Источник: https://resoch.ru/tip-peterburgskogo-mechtatelya-v-povesti-belye-nochi/
"Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" Грошева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, г.Прокопьевск. — презентация
1 «Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи» Грошева Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы, г.Прокопьевск
2 Тема урока: Тема урока: «Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»
3 Цель урока: определить позицию автора по отношению к типу мечтателя и показать актуальность его личности. Задачи урока: углубить понятие «сентиментализм»; совершенствовать работу с текстом произведения; развивать логическое мышление и речь учащихся ; связать поднятую автором проблему с сегодняшним днем.
4 Ф. М. Достоевский «Белые ночи». Сентиментальный роман. (Из воспоминаний мечтателя)
5 Прямое значение: Белые ночи — светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. В Петербурге 11 июня по 2 июля. В Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля. «Белые ночи». Смысл названия.
6 Символическое значение. Слово ночь вызывает определённую цепь ассоциаций: темнота, мрак, страх, господство тёмных сил и другие.
Но оксюмороне сочетание белые ночи помогает нам представить необычные ночи, светлые, счастливые, противоречащие одиноким тёмным ночам, когда герой уходит в придуманный им мир грёз, мечтаний и снов.
Не случайно произведение разделено не на главы, а на ночи (1, 2, 3, 4, 5), ведь герой меряет этот свой самый счастливый отрезок жизни именно ночами.
7 …Иль был он создан для того, Чтобы побыть хотя мгновенье В соседстве сердца твоего?.. Ив. Тургенев. …Знать был он создан для того, Чтобы побыть хотя мгновенье В соседстве сердца твоего. Ив. Тургенев. «Цветок»
8 Какова роль эпиграфа к произведению? Помогает осознать основную мысль, заключенную в последних строчках: Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую…?
9 Словарная работа.МЕЧТАТЕЛЬ — тот, кто предается мечтам, фантазер. — предмет желаний, стремлений; нечто созданное воображением, мысленно представляемое. МЕЧТА
10 «…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем… Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир вдруг овладевает всем бытием мечтателя. … Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни». «Петербургская повесть»
11
12 Беседа по вопросам: — Каков род занятий главного героя повести? -Каковы особенности мироощущения мечтателя? (по началу повести) -Какие общечеловеческие ценности лежат в основе такого мироощущения ?
- 13 КАКОЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРОЙ ВЫ ОБОЗНАЧИЛИ БЫ ЖИЛИЩЕ МЕЧТАТЕЛЯ?
- 14 Желтый цвет — «цвет радостный, бодрящий и нежный» ( Гете) Желчь
- 15
- 16 Яркие краски в сером городе
- 17 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ESО – ЕSО» ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ!
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31 МОЛОДЦЫ!
32 Что запечатлено на этих рисунках? Что символизируют? Какие ассоциации вызывают?
- 33
- 34
- 35
- 36
37 ВЫБЕРИТЕ КАЧЕСТВА,КОТОРЫЕ,ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ,МОЖНО ОТНЕСТИ К МЕЧТАТЕЛЮ 1. Озлобленность 2. Скромность 3. Доброта 4. Жестокость 5. Чуткость 6. Искренность 7. Лживость 8. Трусость 9.Сострада- тельность
38 ОПРЕДЕЛИТЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЧТАТЕЛЯ: 1. Оригинал 2. Смешной человек 3. Лишний человек 4. Маленький человек 5. Чудак ХАРАКТЕР МЕЧТАНИЙ ГЕРОЯ: 1. Фантастический 2. Романтический 3.Приближённый к реальности 4.Лишённый всякого смысла
- 39 ВЫВОД НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О ТОЙ ОПАСНОЙ ЧЕРТЕ, КОТОРАЯ РАЗДЕЛЯЕТ МЕЧТУ И РЕАЛЬНОСТЬ
- 40 Сегодня на уроке…. Мне очень понравилось Мне было очень весело Я узнала много интересного Я узнала много нового Мне было скучноЯ осталась равнодушной
- 41 Домашнее задание: ( ответить на вопрос ) Как вы думаете, удалось ли герою до конца избавиться от своего мечтательства?
- 42 СПАСИБО ЗА УРОК!
- 43 Желаю творческих успехов
Источник: https://www.myshared.ru/slide/937171/
Мечтатель и Настенька в романе "Белые ночи"
Мечтатель — главный герой романа «Белые ночи», рассказчик. В образе много автобиографического. Возможно, один из прототипов — поэт А. Н. Плещеев (1825 — 1893), некоторые мотивы его лирики переосмыслены в исповеди героя. Соотносим с гоголевским Пискаревым из повести «Невский проспект» и многими героями западных и русских писателей-романтиков.
Ему двадцать шесть лет. Он впечатлителен, сентиментален, отзывчив и добр. Восемь лет живет в Петербурге, у него нет ни приятелей, ни знакомых.
Единственный друг Мечтателя — Петербург с его улицами и домами, каждый из которых «как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье?»
Хотя в начале произведения мы застаем героя в некоторой тоске, тем не менее он описывает не ее, а свои счастливые состояния, и именно поэтому образ героя в отличие от большинства других сочинений Достоевского пронизан светлым и легким весенним чувством.
В упоении обретения собеседника и слушателя — Настеньки — Мечтатель рассказывает о себе так патетически и литературно, что она даже прерывает его, прося рассказывать, «как-нибудь не так прекрасно». Мечтательство характеризуется героем и автором отнюдь не только позитивно.
Герой, несмотря на все свое упоение, понимает, что «такая жизнь есть преступление и грех». Он мечтает о настоящей, подлинной жизни, какой живут обыкновенные люди — «живут наяву» и которая более полнокровна и насыщенна, нежели любые бесплотные мечтания. Встреча с Настенькой, влюбленность в нее открывает его душу навстречу действительной живой жизни.
Он словно пробуждается от долгого сна. Расставшись с Настенькой, Мечтатель не лелеет свою обиду, но только испытывает к ней благодарность «за минуту блаженства и счастия».
Настенька — главная героиня романа «Белые ночи» Достоевского. Ей семнадцать лет. «Премиленькая брюнетка», задорная и полная жизни, простодушная и проницательная. Сирота. Знакомится с Мечтателем на петербургской улице (он спасает ее от преследования неизвестного господина), выслушивает его исповедь, жалеет его. Подружившись с ним, она тоже рассказывает ему историю своей жизни.
Живет она с бабушкой, которая заставляет постоянно быть при ней. Эта зависимость мучает героиню. Влюбившись в квартиранта, Настенька решает уйти вместе с ним, но он — в силу своей бедности и неустроенности — не может пока на ней жениться, однако обещает, что, как только обстоятельства его изменятся, приедет за ней.
Настенька знает, что теперь человек этот снова в Петербурге, но тем не менее не дает о себе знать. Мечтатель великодушно помогает героине написать письмо к ее возлюбленному. Они ждут ответа, но отклика никакого. Разочарованная Настенька понимает, что теперь ближе и преданней друга, чем Мечтатель, у нее нет, и решает связать с ним свою судьбу.
Однако неожиданно появляется ее возлюбленный, и счастливая героиня уходит с ним, оставляя Мечтателя в прежнем одиночестве.
Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/mechtatel_i_nastenka_v_romane_belye_nochi/66-1-0-1532
Урок литературы по теме
Фокина Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы
Тема урока: “Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”
- Цель урока: выяснить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.
- Задачи: обучающие: выявить особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм, мотив); отработать навыки сравнительного анализа произведений (домашнее задание) и аналитического чтения текста;
- развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой; развитие ИК компетенции.
- воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке, кинематографии; формирование этических навыков ведения дискуссии.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, составленная учителем, раздаточный материал (отрывки из критических статей, материал для работы с картинами по повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”, репродукции картин И. Глазунова).
- Форма работы: фронтальная, статистические пары, индивидуальная.
- Планируемые результаты: учащиеся раскрывают образ главного героя, постигают философское звучание темы одиночества, приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.
- Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешьразгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
- я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский
Ход урока
I. Организация класса (Вводная часть).
Приветствие, сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний
В начале урока предлагается небольшая литературная разминка работа с тестами на компьютерах по прочитанной повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” (первый уровень восприятия: репродуктивный).
- – Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в качестве эпиграфа? (Тургенев)
- – Сколько слов содержит полное название данного произведения? (семь)
- – Как звали главную героиню повести “Белые ночи”? (Настенька)
- – Сколько ночей было в произведении “Белые ночи”? (четыре)
- – Как называется город, в котором происходят описанные героем события? (Петербург)
III. Постановка проблемного вопроса.
– Ребята, а что такое мечта? (высказывания учеников) Обратимся к словарю Ожегова С.И. Индивидуальное задание (1.Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2.Предмет желаний, стремлений)
– А когда мы мечтаем?
– Сегодня мы познакомимся с воспоминаниями… воспоминаниями мечтателя и постараемся ответить на проблемный вопрос: Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?
IV. Изучение новой темы
Вопрос классу: – Вы наверняка обратили внимание на необычное название одного из ранних произведений Ф.М. Достоевского. Критик Дружинин А.В. даже счёл название “немного странным и хитросплетённым”.
(Впервые опубликованные в 1848году, “Белые ночи” имеют два подзаголовка: “Сентиментальный роман” и “Из воспоминаний мечтателя”)
Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”. Как справедливо замечает Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, “по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне”. И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть.
– Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним? (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом – уверенность, во втором – сомнение.
- У Тургенева:
- Знать, был он создан для того,Чтобы побыть одно мгновенье
- В соседстве сердца твоего.
- У Достоевского:
- …Иль был он создан для того,Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего?..)
И подзаголовки, и эпиграф как бы настраивают читателя, ещё до того, как он прочтёт первые строчки, на восприятие “Белых ночей” как своеобразного лирического произведения в прозе. (Связь “Белых ночей” с поэзией отмечена в работах о Достоевском.
Есть предположение, что в “Белых ночах” использованы мотивы нескольких ранних стихотворений из любовной лирики А. Плещеева, которому была посвящена первая публикация произведения (стихотворения “Бал”, “Элегия”). Сопоставление петербургской природы с образом больной, чахоточной девы, видимо, развивает сходный мотив из стихотворения Пушкина “Осень” (1833).
Вся ситуация, нарисованная в “Белых ночах”, как бы овеяна поэтической атмосферой “Медного всадника”.)
– От чьего лица ведется повествование в повести “Белые ночи”?
Тема мечтателя волновала Достоевского всю жизнь. Позднее он даже намеревался писать роман “Мечтатель”, ибо, как считал писатель, “и все мы более или менее мечтатели”.
Впервые Достоевский нарисовал психологический портрет мечтателя в1847 году в “Петербургской летописи” (так назывался воскресный фельетон, который писатель вёл в газете “Санкт-Петербургские ведомости”)(фельетоном называли занимательные материалы, различные статьи, заметки, помещаемые в нижней части газеты). Внимание на слайд “Петербургская летопись”:
“…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем…
Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир вдруг овладевает всем бытием мечтателя. …
Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни”.
– Как вы думаете, можно ли эту характеристику мечтателя отнести к герою “Белых ночей”? Найдите подтверждение в тексте.
– Почему Мечтатель погружается в свой воображаемый мир? Как он отзывается об окружающем мире? (Одиночество, уединение героя “Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам, “всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”) Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу… А разве сегодня не так? Есть ли в этом элемент одиночества человека в обществе?
– Актуальна ли проблема одиночества, поднятая Достоевским, в наше время?
– “В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое, искажённое направление. (Ю. Манн “Боль о человеке”)
– Есть такая гармонии в жизни мечтателя? В чем кроется причина дисгармонии? (У героя “Белых ночей” идеальная, мечтательная жизнь поглотила жизнь внешнюю. Сам он это осознаёт и страдает, называя мечты “фальшью”, “сладострастным ядом”.)
– Как в описании прогулок Мечтателя по Петербургу в начале романа проявляется его страстное желание сердечных, человеческих отношений? (Работа с текстом)
– Перечитайте сцену первой встречи Мечтателя с Настенькой (чтение по ролям).
(Со слов: “Да, если моя рука дрожит, то это оттого, что никогда ещё её не обхватывала такая хорошенькая маленькая ручка, как ваша” До слов: “О, вы меня не знаете!”) Почему он так легко и просто увлёкся девушкой? (Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи, знакомства, почти роман…)
– И тут открывается смысл такого понятия, как “сентиментальный роман”. У слова “роман” два значения. Обратимся к словарю Ожегова С.И.(Индив. задание. Работа со словарём)
Роман 1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.Роман 2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. (по сл. Ожегова С.И.)
– В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово “роман”? (Любовные отношения между мужчиной и женщиной)
– Что означает прибавка “сентиментальный”? (Буквально означает “чувствительный”) Итак, по словам Ю. Манна, “это не просто роман, а сентиментальный, то есть овеянный поэзией сердечного чувства, размывающей контуры реальных событий и происшествий”
– В “Ночи второй” Настенька говорит герою-рассказчику: “Послушайте: вы так прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать не так прекрасно? А то вы говорите, точно книгу читаете.
— Настенька! – отвечал я важным и строгим голосом, едва удерживаясь от смеха, – милая Настенька, я знаю, что я рассказываю прекрасно, но, виноват, иначе рассказывать я не умею”.
– Мог ли Мечтатель выговориться перед кем-нибудь до Настеньки? Какой мотив начинает звучать в диалоге мечтателя и Настеньки? (Мотив невыговоренности. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя, приобретает необычайную силу и выразительность.
“Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями”, – заметил известный литературовед В.В. Виноградов. С “тональными вибрациями” – это значит с необычайным диапазоном тонких душевных движений.
Подобного русская литература ещё не знала)
– В конце произведения герой-рассказчик сообщает, что между описанными событиями и моментом их изложения прошло пятнадцать лет.
Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний)
– Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.)
– Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом “ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день – проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые.
О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”.
Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)
– В произведении, состоящем из четырёх “ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно “утро”. Но это утро – как эпилог. Прочитаем первый абзац “Утра”. (“Мои ночи кончились утром. День был нехороший…”)
– Вы заметили, что для Достоевского время и пространство как категории художественные очень важны.
– У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках?
– Работа с отрывками из критических статей по повести “Белые ночи”. Отрывки на сопоставление раздаются всем. (заслушиваются мнения учеников)
– С каким лирическим произведение перекликается финал “Белых ночей” (со стихотворением Пушкина “Я вас любил…”)
Я предлагаю вам послушать романс на стихи А.С. Пушкина (муз. Б.Шереметьев). (звучит романс)
Творчество Ф.М. Достоевского никого не оставляет равнодушным. И мы сегодня имеем возможность виртуально посетить выставку картин современного художника Ильи Сергеевича Глазунова в Государственном русском музее в Петербурге.
Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа, писателя, русского пророка Федора Михайловича Достоевского. Он единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя. Работы Глазунова, выражающие внутренний мир героев Достоевского,— одна из вершин его творчества.
Как и во многих романах писателя, фоном жизни героев художника является Петербург, где он родился и вырос, навсегда полюбив его. (См. материалы к выставке)
– Какие цвета преобладают на картинах И.Глазунова и случайно ли это?
V. Подведение итогов работы
Формулировка поставленной проблемы и её решение как вывод.
Постановка проблемного вопроса: Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?
Мечтатель: Разочарованность в жизни и уход в мир иллюзий; чем дольше пребывает там, тем болезненнее осознаёт искусственность, неправильность своей жизни. Конфликт с миром приводит к конфликту внутри себя.
Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире, т.о. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой. (“Анастасия” в переводе с греческого означает “воскресение”) Героиня воскрешает к жизни несчастного мечтателя.
В своих произведениях Ф.М. Достоевский ставит коренные вопросы бытия – проблемы смысла жизни, общечеловеческого идеала. Постижение этих проблем особенно важно в наше непростое время.
Выставление оценок.
Домашнее задание (предоставляется право выбора):
– Что ищет Мечтатель? К чему стремится Макар Девушкин? Есть ли что-то общее у героев, которые полюбили, которые искренни в своих чувствах? Вот над этими вопросами вам и предстоит подумать дома и составить сравнительную таблицу двух героев ранних произведений Достоевского. (Незаполненные таблицы раздаются всем)
общее | различное |
Мечтатель | |
М. Девушкин |
1. Составитьсравнительную таблицу двух героев ранних произведений Достоевского: М. Девушкина и Мечтателя.
2. Написать сочинение-миниатюру на тему: “Что нового вы открыли для себя в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” благодаря иллюстрациям художника И. Глазунова?”
Материалы к выставке картин современного художника Ильи Сергеевича Глазунова в Государственном русском музее в Петербурге
А) “Утро. Письмо Настеньки” Я долго перечитывал это письмо; слёзы просились из глаз моих. Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо.
– Касатик! а касатик! – начала Матрёна.
- – Что, старуха?
- – А паутину-то я всю с потолка сняла; теперь хоть женись, гостей созывай, так в ту ж пору…
- Б) “Настенька” В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина, облокотившись на решётку… Она была одета в премиленькой жёлтой шляпке и в кокетливой чёрной мантильке.
В) “Первое свидание” Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?
Г) “Одиночество”
Д) “Мечтатель” Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни… Мне 26 лет, а я никого не видал. Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь.
Е) “Мечтатель и Настенька” Но что это? Точно чудо со мной совершается… Где я, боже мой? Ну, скажите, неужели вы недовольны тем, что не рассердились, как сделала бы другая, не отогнали меня в самом начале? Две минуты, и вы сделали меня навсегда счастливым; почём знать, может быть, вы меня с собой помирили, разрешили мои сомнения…
Ж) “Встреча” Я тотчас же пошёл вслед за ней, но она догадалась, оставила набережную, прошла через улицу и пошла по тротуару. Я не посмел перейти через улицу. Сердце моё трепетало, как у пойманной птички.
З) “Настенька уходит” Я долго стоял и глядел им вслед… Наконец оба они исчезли из глаз моих…
И) “Дождь” Сегодня день был печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие тёмные ощущения, такие ещё не ясные для меня вопросы толпятся в моей голове, – а как-то нет ни силы, ни хотения их разрешить.
К) “Сон мечтателя” Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шёл дождь и уныло стучал в мои стёкла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по моим членам.
Источник: https://uchebana5.ru/cont/3034098.html