Спарта была одним из сильнейших государств Древней Греции. Остальные греки поражались доблести спартанцев и социальным устройством города. Да, соседи восхищались Спартой, но перенимать обычаи его жителей не спешили. Даже в те жестокие времена повседневная жизнь и обычаи спартанцев воспринимались суровыми и чрезмерно жестокими.
Реформы Ликурга
В начале своего существования Спарта, расположенная в области Лакония, развивался как типичный древнегреческий полис. С VI века до нашей эры археологи отмечают резкое обеднение культурного слоя.
Именно в это время Спарта ввела реформы, предложенные законодателем Ликургом, чье имя переводится как Волк.
Благодаря этим преобразованиям город смог победить соседнюю Месинию и присоединить ее плодородные земли к своему государству.
Ликург — древнеспартанский законодатель
С этого времени начинается восхождение Спарты к величию. Город становится главной военной силой региона. Мощь Спарты была обусловлена ее внутренним устройством. Перед тем как ввести свои реформы Ликург побывал на Крите, в Египте, на Ближнем Востоке и решил, что сила государства в однообразии народа и его готовности жертвовать собой ради благополучия Родины.
Город напоминал военный лагерь, где в окружение многочисленного покоренного населения жили малочисленные свободные граждане-спартанцы. Периэками называли свободных ремесленников, лишенных гражданских прав, а илотами — крестьян-полурабов.
Спартанцам запретили путешествовать. За границу они могли попасть только во время военного похода. В город не пускали и иностранцев, которые могли принести новшества, представляющие угрозу для традиций. Под запрет попала драматургия, науки, искусство. Исключение делалось только для песен, которые ограничивались военными маршами.
Спарта. Реконструкция облика античного города
Спартанцы отказались от роскоши и богатства, которые Ликург считал главной причиной падения любого государства. Вместо привычных монет, ввели громоздкие и неудобные в использовании бруски из железа. Чтобы металл был хрупким, его закаляли в уксусе. Запрещалось делать надписи на надгробных плитах. Только царям и совершившим геройский поступок воинам разрешалось написать на камне имя.
«Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям». Художник Фернан Сабатте
Гражданам города запрещалось употреблять алкоголь. Спартанцы специально напаивали рабов и показывали их детям. Юноши видели, как низко падает пьяный человек и с брезгливостью относились к вину.
В семь лет спартанских мальчиков забирали от родителей и отправляли в военные лагеря. Там они готовились стать воинами.
До 12 лет им не выдавали одежды, спали дети на настиле из лозы, которую должны были сами наломать голыми руками. Мальчиков почти не кормили, а еду они добывали воровством, которое поощрялось.
Воспитатели считали, что так у детей развивается хитрость и храбрость. Однако если их ловили за воровством, то жестоко наказывали.
Свободные спартанки
- Когда один из афинян сказал спартанской царице Горго, что:
- «Одни вы, спартанки, делаете, что хотите со своими мужьями»
- Женщина ответила:
- «Да, но ведь одни мы и рожаем мужей».
Аристотель говорил, что в отличие от мужчин спартанки живут свободней остальных гречанок. Он писал, что они дерзки в повседневной жизни, сильны физически и управляют своими мужьями.
«Спартанские девушки вызывают на состязание юношей». Художник Эдгар Дега
Главной задачей спартанки было рождение здорового ребенка, из которого вырастет сильный боец. Именно поэтому девушки занимались спортом. Выступая в спортивных соревнованиях, что в те времена для девушек было недопустимо, они практически не носили одежды.
Лаконичность и черная похлебка
С детства воинов учили говорить коротко и по делу. Историк Ксенофонт писал, что можно быстрей дождаться слова от мраморной статуи, чем от юного спартанца. Манера коротко и ясно изъясняться стала называться в Греции лаконичностью, так как Спарта находилась в области Лакония.
- Спартанские воины. Современная реконструкция
- Показательный пример лаконичности связан с македонским царем Филипом II. В письме адресованном Спарте, он написал:
- «Советую вам сдаться немедленно, потому что, если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город».
- Спартанцы ответили коротко:
- «Если».
«Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда».
Плутарх писал, что черная похлебка – еда стариков. Ветераны, понимая, что для службы нужны силы, отказывались от своего мяса и отдавали его молодым воинам.
Современные развалы когда-то великой Спарты
Однако ничто не вечно. Время съедает все, и остановить его суровым воспитанием, отказом от денег и самопожертвование не получится. Постепенно звезда Спарты закатывалась. Ее граждане гибли в многочисленных войнах, воинов не хватало даже для обороны.
Верхушка общества стало нарушать заветы Ликурга, и накапливала богатства. Соседи с развитой экономикой теснили спартанцев по всем фронтам, а сил отбиться не было. В 146 году до н.э. город попал в зависимость от Рима, который в память о былом величии сохранил ему внутреннее самоуправление.
Смотрите также — Грациозная Греция
Источник: https://BigPicture.ru/?p=1180605
Древняя Спарта
Древняя Спарта была основным экономическим и военным соперником Афин. Город-государство и окружающая его территория были расположены на полуострове Пелопоннес, к юго-западу от Афин. В административном отношении, Спарта (также называемая Лакедемон) была столицей провинции Лакония.
Прилагательное «спартанские» в современный мир пришло от энергичных воинов, обладающих железным сердцем и стальной выдержкой.
Жители Спарты славились не искусствами, наукой или архитектурой, а смелыми воинами, для которых понятие чести, мужества и силы были поставлены превыше всего.
Афины того времени, с их прекрасными статуями и храмами, были оплотом поэзии, философии и политики, благодаря чему доминировали в интеллектуальной жизни Греции. Однако такое превосходство должно было когда-нибудь закончиться.
Воспитание детей в Спарте
Один из принципов, которыми руководствовались жители Спарты, заключался в том, что жизнь каждого человека, с момента рождения и до самой смерти, полностью принадлежит государству. Старейшины города были наделены правом решать судьбу новорожденных – здоровых и сильных оставляли в городе, а слабых или больных детей сбрасывали в ближайшую пропасть. Так спартанцы пытались обеспечить себе физическое превосходство перед врагами. Дети, прошедшие «естественный отбор», воспитывались в условиях суровой дисциплины. В возрасте 7 лет мальчиков забирали у родителей и воспитывали отдельно, в составе небольших групп. Самые сильные и смелые юноши в результате ставали капитанами. Мальчики спали в общих комнатах на жестких и неудобных кроватях из камыша. Питались молодые спартанцы простой едой – супом из свиной крови, мяса и уксуса, чечевицей и другой грубой пищей.
Однажды богатый гость, приехавший в Спарту из Сибариса, решился отведать «черной похлебки», после чего сказал, что теперь он понимает, почему спартанские воины так легко расстаются с жизнью. Часто мальчиков оставляли на несколько дней голодными, подстрекая тем самым к мелкому воровству на рынке.
Делалось это не с умыслом сделать с юноши умелого вора, а только для развития смекалки и ловкости — если его ловили на краже, то жестоко наказывали. Ходят легенды об одном молодом спартанце, который украл на рынке молодую лису, и когда пришло время обеда, спрятал её под одеждой.
Чтобы мальчика не уличили в воровстве, он терпел боль от того, что лиса прогрызла ему живот, и умер, не выдав ни единого звука. Со временем дисциплина только ужесточалась. Все взрослые мужчины, возрастом от 20 до 60 лет были обязаны служить в спартанской армии.
Им было разрешено вступать в брак, но даже после этого спартанцы продолжали ночевать в бараках и питаться в общих столовых. Воинам не разрешалось владеть никаким имуществом, в особенности золотом и серебром. Их деньги имели вид железных прутьев разного размера. Сдержанность распространялась не только на быт, еду и одежду, но и на речь спартанцев.
В разговоре они были весьма немногословными, ограничиваясь исключительно сжатыми и конкретными ответами. Такая манера общения в Древней Греции получила название «лаконичность» от имени местности, в которой была расположена Спарта.
Быт спартанцев
Вообще, как и в любой другой культуре, вопросы быта и питания проливают свет на интересные мелочи в жизни людей. Спартанцы, в отличие от жителей других греческих городов, не придавали особого значения еде. По их мнению, пища должна служить не для удовлетворения, а только для насыщения воина перед боем. Обедали спартанцы за общим столом, при этом продукты для обеда сдавали все в одинаковом количестве – так поддерживалась равенство всех граждан. Соседи по столу зорко следили друг за другом, и если кому-то не нравилась еда, его высмеивали и сравнивали с избалованными жителями Афин. Но когда наступало время сражения, спартанцы кардинально менялись: надевали лучшие наряды, и с песнями и музыкой шагали навстречу смерти. С самого рождения их учили воспринимать каждый свой день как последний, не бояться и не отступать. Смерть в сражении была желанной и приравнивалась к идеальному окончанию жизни настоящего мужчины. В Лаконии существовало 3 класса жителей. К первому, самому почитаемому, относились жители Спарты, имевшие военную подготовку и участвующие в политической жизни города. Второй класс – периеки, или жители окрестных мелких городов и селений. Они были свободными, хотя и не обладали никакими политическими правами. Занимаясь торговлей и ремесленничеством, периеки являлись своего рода «обслуживающим персоналом» для спартанской армии. Низший класс – илоты, были крепостными, и не сильно отличались от рабов. По причине того, что их браки не контролировались государством, илоты являлись наиболее многочисленной категорией жителей, и сдерживались от восстания только благодаря железной хватке своих хозяев.
Политическая жизнь Спарты
Одна из особенностей Спарты заключалась в том, что во главе государства стояли одновременно два царя. Они правили совместно, служили первосвященниками и военными лидерами. Каждый из царей контролировал деятельность другого, что обеспечивало открытость и справедливость решений власти. Королям подчинялся «кабинет министров», состоящий из пяти эфиров или наблюдателей, которые осуществляли общую опеку над законами и обычаями. Законодательная власть состояла из совета старейшин, который возглавлялся двумя царями. В совет выбирались самые уважаемые люди Спарты, преодолевшие 60-летний возрастной барьер. Армия Спарты, несмотря на сравнительно скромную численность, была отлично выучена и дисциплинирована. Каждый воин был наполнен решимостью к победе или смерти – возвращаться с проигрышем было недопустимо, и являлось несмываемым позором на всю жизнь. Жены и матери, отправляя своих мужей и сыновей на войну, торжественно вручали им щит со словами: «Вернись со щитом или на нем». Со временем, воинственно настроенные спартанцы захватили большую часть Пелопоннеса, значительно расширив границы владений. Столкновение с Афинами было неизбежным. Соперничество достигло апогея при Пелопоннесской войне, и привело к падению Афин. Но тирания спартанцев вызвала ненависть жителей и массовые восстания, что привело к постепенной либерализации власти. Количество специально обученных воинов уменьшилось, что позволило жителям Фив, примерно после 30 лет спартанского гнета, свергнуть власть захватчиков.
История Спарты интересна не только с точки зрения военных достижений, но и факторов политического и жизненного устройства.
Смелость, самоотверженность и стремление к победе спартанских воинов – вот те качества, благодаря которым удавалось не только сдерживать постоянные нападения врагов, но и расширять границы влияния. Воины этого небольшого государства с легкостью побеждали многотысячные армии и были явной угрозой для неприятелей.
Спарта и её жители, воспитанные на принципах сдержанности и верховенства силы, была антиподом образованных и изнеженных богатой жизнью Афин, что в конце привело к столкновению этих двух цивилизаций.
Источник: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/drevnyaya-sparta.html
Древняя Спарта
Спарта была особенным государством. В Пелопоннесском союзе с ней состояли многие полисы, но никто из них не перенял ее порядков. Греческий историк Фукидид говорил, что если Спарта когда-нибудь исчезнет, а затем будет раскопана будущими поколениями, то по найденным следам никто не сможет определить, насколько могущественным был этот полис.
Бюст Фукидида
В ахейские времена существовала Спарта, которой правил царь Менелай – муж Прекрасной Елены, виновницы Троянской войны. Новую Спарту создали дорийцы, в XIII–IX вв. до н.э.
прошедшие через всю Грецию и обосновавшиеся в Лаконике. Жителей равнин они превратили в государственных рабов – илотов.
Жителей горных долин, которых трудно было контролировать, оставили свободными, но вынудили себе подчиняться – их называли периэки.
В VIII–VII веках до н. э. в двух тяжёлых войнах была завоёвана соседняя Мессения. Покорённого населения было гораздо больше, чем самих спартиатов.
И последние вынуждены были превратиться в сплоченный, постоянно готовый к защите и нападению военный лагерь. Как писал историк М. Гаспаров: «Спартанцы ели и спали с копьем в руке.
Все статуи богов в Спарте были с копьями в руке – даже статуя Афродиты».
Тесей похищает юную Елену. Краснофигурная аттическая амфора. 510 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен
К началу VI в. до н. э. легендарный законодатель Ликург заложил основы спартанской «общины равных». Каждый спартиат получал одинаковый земельный надел с работавшими на нем илотами.
Периэки поставляли для всего полиса ремесленные изделия и вооружение (в Лаконике были самые лучшие на Балканах железные руды – «лаконская сталь»). Гражданин Спарты занимался только военным делом.
Были запрещены торговля с другими государствами и даже въезд и выезд из Спарты для своих и чужих. Спартиаты жили в одинаковых простых домах, не имели денег, не занимались наукой и искусством.
К подобной жизни готовились с детства. Даже девочки занимались спортом, чтобы в будущем у них родились здоровые, крепкие дети. Мальчиков с семи лет передавали на воспитание в агелы – военные отряды. Их приучали терпеть голод, холод, боль, обучали военной тактике, владению оружием, воспитывали в них беспрекословное послушание старшим и храбрость.
Сохранилась история о мальчике, который без разрешения убежал на войну и сражался там очень храбро: ему дали венок за отвагу и высекли розгами за нарушение дисциплины.
Юноши участвовали в ночных нападениях на поселения илотов – криптиях: это был способ запугать илотов и одновременно проверить умение будущего воина вести бой, его бесстрашие и безжалостность к врагу.
Макет-реконструкция предполагаемой троянской цитадели на основе раскопок холма Гиссарлык
Обучение продолжалось до 20 лет, затем до 60 лет спартиаты проходили военную службу. Основной силой армии были гоплиты. В период мира сослуживцы не расставались – они участвовали в общественных обедах (сисситиях).
Самым страшным для спартиата проступком была недостаточная отвага в бою: «В Лакедемоне всякому гражданину стыдно сидеть за обедом с трусом или бороться с трусом в палестре». По преданию, с единственным уцелевшим в Фермопильской битве воином никто в Спарте не стал разговаривать.
Город не был окружен стеной: считалось, что его ограждает доблесть воинов.
Политическое устройство Спарты называют олигархическим.
Согласну Плутарху, спартиаты последовали совету оракула в Дельфах: «Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям… после них – старцам-геронтам и, наконец, народу, который должен только отвечать им «да” или «нет”».
Полисом правили два царя, передававшие власть по наследству. Цари были военачальниками и жрецами и возглавляли герусию – совет старейшин из 28 человек не моложе 60 лет. Их избирали пожизненно на народном собрании из знатных спартанских родов.
Карта Персии
Герусия являлась верховным советом государства и судом. Само народное собрание (апелла), хотя и собиралось ежемесячно, не имело права обсуждать вопросы, а только выражало своё отношение к решению старейшин криком: чем громче – тем лучше.
Позже к древним органам власти прибавились эфоры – пять человек, ежегодно переизбираемые из всей общины. Их задачей был контроль, надзор за царями, распределением военной добычи, воспитанием юношей и многим другим.
Поскольку эфоры имели право немедленно наказать любого гражданина, нарушившего законы Спарты, постепенно они стали крайне влиятельным органом власти.
Ради сохранения власти над побеждёнными Спарта отказалась и от слияния с ними, и от своего развития. Однако охрана незыблемых порядков потребовала уверенности в политике соседей. В VI веке до н.э.
все государства Пелопоннеса, кроме Аргоса и северных городов Аркадии, вошли в Пелопоннесский союз, возглавляемый Спартой.
Так незадолго до Греко-персидских войн Спарта стала сильнейшим государством Эллады.
Руины храма Аполлона
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/istoriya/drevnyaya_greciya/drevnyaya_sparta.html
Древняя Спарта: неизвестные подробности жизни спартанцев
- Древняя спарта; ее история, традиции и нравы.
- В древние времена Спарта (город-государство в Древней Греции) получила широкую известность как страна самых сильных воинов, создавшая непреодолимую военную силу.
- В наше время репутация Спарты не изменилась, благодаря роману Фрэнка Миллера “300 спартанцев” и его еще более популярной экранизации Зака Снайдера.
- Фильм “300 спартанцев” оказал такое влияние на популярную культуру, что даже те, кто проспал все уроки истории в школе, знают, что спартанцы — это блестящие войны, которые могут в любой момент столкнуть кого-нибудь в яму и сказать ему, как называется их город.
Хотя некоторые описания традиций Древней Спарты могут быть преувеличены или вымышлены, факт в том, что Спарта была реальной солдатской фабрикой. Она превратила многих жестких парней из Персидской империи в пепел, а затем уничтожила Афины в Пелопоннесской войне.
Проблема в том, что общество, в котором 100% граждан являются солдатами, не очень подходит для жизни. Древняя Спарта была местом, наполненным рабами, публичными унижениями и ритуальными избиениями.
Ниже только некоторые из самых запутанных вещей, которые творились в великой Спарте.
— Если вы сложите оружие, мой царь оставит тебе и твоим спартанцам жизнь. Так что же сказать ему?— Передай своему царю: ему я жизни не обещаю!
300 спартанцев
Общественный строй в Древней Спарте
В Спарте были жесткие классовые разделения по социальным, гендерным и этническим признакам. Элита общества (ниже двух королей и различных олигархов) — спартанцы, которые прошли строгий ритуал посвящения.
За ними следовали свободные люди, непрошедшие ритуалы, называемые периэки (ссылка на вики). Они были в основном торговцами. И в самом болоте находились илоты, принадлежащие государству “крепостные”.
Илоты были коренными жителями Лаконии и близлежащей Мессении, превратившимися в рабов после вторжения дорийцев. Дорийцы — это македонские племена с севера, которые завоевали Пелопоннес; спартанские граждане были этнически дорийцами.
Каждый илот работал на земле определенного гражданина, который не мог продать или освободить их, даже если бы захотел. Рабы Древней Спарты не имели никаких политических прав, хотя им было разрешено вступать в брак и иметь ограниченное право владения имуществом.
По словам Плутарха, спартанцы относились к илотам жестоко. Часто они насильственно поили их вином и заставляли танцевать на публике, чтобы научить детей опасностям пьянства.
Как обычно бывает в аристократическом и олигархическом обществе, уполномоченные граждане составляли меньшинство. Хотя соотношение спартанцев и илотов менялось с течением времени, согласно Геродоту, в пятом веке семь илотов приходилось на одного спартанца.
Этот дисбаланс означает, что спартанцы боялись илотов. Не будет преувеличением сказать, что контроль над населением был главной заботой спартанской олигархии и центральной частью большей части законов государства.
Спартанские аристократы были правы, боясь потенциальных восстаний. Было много бунтов, включая заговоры против генерала Павсания (которого убили те самые илоты, которых он обещал освободить) и неудавшееся восстание после сильного землетрясения в 464 году до нашей эры.
Рассказывая о неудавшихся мятежах, Ксенофонт говорит, что низшие классы Спарты ненавидели высший класс настолько, что они «были бы рады съесть их в сыром виде».
Из-за страха перед илотами спартанцы предпринимали жесткие меры, чтобы удержать их в подчинении. В дополнение к публичным унижениям каждую(!) осень правящий совет Спарты объявлял “войну илотов”, во время которой спартанцы могли свободно убивать их.
Таким жестоким был общественный строй в Древней Спарте.
Тайная Криптия
Самым важным инструментом, с помощью которого спартанцы контролировали илотов, была тайная полиция, называемая Криптией. Она состояла из молодых людей, прошедших строгую подготовку, необходимую для того, чтобы доказать свою готовность убивать ради государства и стать полноправным гражданином.
После того, как совет Спарты объявлял войну илотам (каждую осень), молодые криптеи выходили по ночам в сельскую местность с ножами в руках в поисках илотов. Всех илотов, с которыми они сталкивались им приказано было убивать, при этом особое внимание уделялось сильным илотам.
Кроме того, криптеи бродили по деревням, шпионили за илотами и искали доказательства волнений и возможного восстания. Любого, кто попадал под их подозрения — казнили.
Члены Криптии подвергались даже более жестоким тренировкам, чем стандартные спартанцы, а их методы были противоположны регулярной армии. Они сосредотачивались на хитрости, работая в одиночку или небольшими группами.
Войны Древней Спарты
Элитный класс спартанских граждан был известен как Spartiates, или Homoioi (что означает “те, кто похожи”, поскольку каждый из них имел равный статус).
Элита, дорийские мужчины, которые прошли жесткую подготовку, пользовались многими привилегиями в обществе. Среди них были контроль на правительственными делами и освобождение от ручного и коммерческого труда. Вся грязная работа на рынках или в полях выполнялась периэками или илотами.
Обратная сторона монеты заключалась в том, что все спартиаты были “пожизненными” солдатами. Древняя Спарта славилась своей военной силой, потому что все мужчины посвящали буквально всю свою жизнь военной службе.
В молодости спартанцы жили в казармах до тех пор, пока не становились взрослыми, чтобы сражаться. Они видели свои семьи в очень редких случаях.
Каждому Spartiate были положены земельные участки для обработки, которые являлись единственным источником дохода для каждого спартанского гражданина.
Военная служба начиналась в 20 лет, полноправными спартиатами мужчины становились в 30 лет, а служба в армии продолжалась до 60 лет, хотя спартиатов при чрезвычайной ситуации могли призвать в армию до 65.
Страдания детей в Спарте
Мальчики в Спарте проходили строгий курс обучения. Смысл этой строгой и невероятно жестокой схемы состоял в воспитании смелых, выносливых, сильных солдат, которые должны стоять за Спарту насмерть.
Испытаниям мальчиков подвергали с самого рождения. Младенцев купали в вине, так как считалось, что это сделает детей более крепкими. Затем новорожденных везли на совет спартанских старейшин, для осмотра. Старейшины осматривали детей, чтобы понять, можно ли считать их подходящими для жизни в Спарте.
- Любого ребенка, признанного непригодным, относили к подножию горы Тайгет на несколько дней.
- Существовало 3 варианта развития событий: ребенок каким то образом оставался жить и его принимали в спартанскую жизнь, какой-то незнакомец находил ребенка и спасал его или… ну, вы понимаете.
- Некоторые дети, возможно, предпочли бы умереть на горе, так как спартанские матери были очень жестоки, постоянно купая их в вине и преднамеренно игнорируя их крики в надежде ужесточить их.
Жизнь спартанского подростка
Мальчики уходили из дома в возрасте 7 лет, чтобы начать обучение в лагере. Таким образом они большую часть своей жизни проводили в казармах. Здесь они находились под надзором пейдонома, чья работа заключалась в воспитании спортивных, охотничьих и военных навыков.
В 12 лет юношам предоставляли один комплект одежды на целый год, они были обязаны носить его независимо от сезона или погоды. Парней часто морили голодом, чтобы они привыкали к суровой жизни.
Наставники также организовывали драки между мальчиками и ничего не имели против издевательств и насмешек.
Отношения между мужчинами
Древняя Спарта известна культом взаимоотношений между юношами и стариками-мужчинами. Суть этих отношений трудно уловить, она почти наверняка изменялась со временем.
- Например, Плутарх пишет, что когда мальчики достигали половой зрелости, они хотели привлечь внимание «солидных мужчин», а «старики» часто наблюдали, как юные солдаты тренировали свои тела и умы.
- Пожилые мужчины воспитывали и исправляли молодежь, но в этих отношениях точно был физический аспект, так как Плутарх и римский писатель Аппиан, часто использовали такие слова, как «любовник» и «возлюбленный», описывая их.
- Предполагается, что для спартанцев, целью таких отношений был переход силы и мужества от опытного партнера к более молодому.
Древняя Спарта и женщины
Мальчики не единственные, кто рос в нечеловеческих условиях. Хотя девушкам не суждено было стать воинами, от них ожидалось рождение войнов, что также подразумевало довольно строгий образ жизни.
Хотя по сравнению с другими греческими городами-государствами, спартанские женщины пользовались гораздо большими свободами, важно понимать, это было не из альтруистических соображений, а потому, что женщин рассматривали как средство, с помощью которого спартанское общество будет продолжать существовать.
Это правда, что девушки в Спарте получали образование, в том числе и военное (неслыханное дело в то время), и допускались к спортивным соревнованиям. Но это было сделано для того, чтобы спартанские младенцы соответствовали обществу.
Женщинам было запрещено носить макияж. Они работали наравне с мужчинами. Целью всех правил женского поведения в Спарте было воспитание машин, которые смогут родить много детей для государства.
Унижение юношей
Женщины в Спарте могли общаться с мужчинами в общественных местах (скандал для любого другого греческого города-государства).
Более того, спартанские женщины всегда искрили своей остроумностью. Они публично унижали мальчиков во время их обучения, выделяя слабых.
Такая “дедовщина” проявлялась на публичных празднествах, на которых хор девушек стоял перед дворянами Спарты и пел песни о недостатках юношей. Во время таких выступлений доставалось даже самым перспективным войнам. Излишне говорить, что спартанцы считали публичное унижение стимулом для совершенствования.
В следующий раз, когда вы почувствуете стыд за ошибку на работе, просто порадуйтесь, что хор из девочек-подростков не будет слагать об этом песни.
Остроумие
В дополнение к силе и доблести в бою, в Спарте высоко ценили краткость и остроумие.
Даже сегодня мы используем фразы «лаконичный ум» или «лаконичная мысль». Слово «лаконичный» происходит из слова «Лакония» — регион, где находилась Древняя Спарта.
«Лакедемоняне о врагах спрашивают не сколько их, а где они».
Плутарх
Если вы смотрели фильм Снайдера, то слышали некоторые примеры лаконичного остроумия. Например, когда персидский царь сказал, что он закроет стрелами Солнце, царь Леонид ответил: «Тогда мы будем сражаться в тени.»
Пожалуй, самый брутальный случай произошел, когда Король Филипп II Македонский (отец Александра Македонского) развернул огромную кампанию с целью покорить Грецию. Чтобы подчинить спартанцев, он прислал им сообщение: «Если я приведу свою армию в ваши земли, я уничтожу ваши фермы, убью ваших людей и сожгу ваш город». Спартанцы ответили одним словом: «Если».
Конечно, такой хардкор — это круто, но дело в том, что в Спарте лаконичность и остроумие отчаянно тренировались с ранних лет. Детям задавали вопросы, и если ответы не устраивали наставников, детей наказывали.
Избиения на праздниках
В Спарте любили проводить религиозные ритуалы с избиениями молодых людей.
Обряды порки были в центре внимания на ежегодной церемонии, которая проводилась в святилище Орфии — святыне охоты и плодородия.
Спартанцы смотрели, какой мальчик выдержит наибольшее количество ударов кнутом. Жрица стояла у алтаря с деревянной статуей Орфии, и если она понимала, что мальчик получил слишком легкую порку (потому что он был слишком красив или его семья была слишком могущественной), она утверждала, что статуя становилась тяжелее и требовала больше крови.
Это был еще один ритуал, проводимый для усиления спартанских мальчиков, но он также служил формой развлечения высшего сословия.
Древняя Спарта: исторический фильм
Итак, мы рассмотрели самые невероятные истории про Древнюю Спарту. Есть, что добавить? Пишите комментарии!
Источник: https://mentalsky.ru/drevnyaya-sparta/
Спартанское воспитание
С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины.
Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.
Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.
В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период интенсивной военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на развитие физической силы человека.
Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возврастным и территориальным группам. В действующую армию в основном зачислялись младшие и средние возрасты (до 40 лет).
Все зачисленные в армию обязаны были явиться на службу со своим вооружением и продовольствием. Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцирь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу — илота.
В состав спартанского войска включались и легковооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легковооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20-60 метров, стрела поражала на дистанции 100-200м. Легковооруженные войны обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка.
Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых в среднем колебалась в пределах 2-6 тысяч человек. Легковооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек. Во Франции в конце XIX века спартанское воспитание любили сравнивать с английским. Вот типичный журналистский пассаж: «Спартанцы придерживались воспитания, которое мы назвали бы английским. Они не пеленали новорожденных детей, приучали их к изменениям температуры, мыли их холодной водой и даже зимой не позволяли им кутаться».
Всех детей делили на отряды (агелы); в основном по шесть мальчиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок.
Британские археологи, проводившие раскопки в храме Артемиды Орфии, обнаружили многочисленные надписи, оставленные в честь мальчиков, одержавших победы на состязаниях, посвященных Артемиде.
Если мальчик командовал отрядом, это указывалось в надписи.
Полномочия командира были достаточно широки. Остальные дети слушались его беспрекословно. По его приказу заготавливали дрова и овощи; он мог отстегать провинившегося мальчишку. Наказывали любого, кто возражал, медлил. Так растили идеальных воинов (это была единственная профессия настоящего спартанца). В бою гоплит инстинктивно не смел игнорировать приказ; он подчинялся ему, как автомат. Ради этого в спартанцах с детства вырабатывался особый условный инстинкт: «моментальное подчинение приказу».
Спартанцы воспитывались как послушники в монастыре, только в этом монастыре учились не молиться, а сражаться, не пробуждать в себе добро, а воспитывать воинскую доблесть, не помогать людям, а воевать с ними.
Каста спартанцев была сродни рыцарскому ордену, и, подобно монахам, они были ограждены от внешнего мира — от этой дьявольской напасти, противостоять которой было делом всей жизни и настоящего монаха, и истинного спартанца. Сыновья знатных иностранцев, оказавших большие услуги Спарте, тоже могли учиться в спартанской школе.
Многие богатые и аристократически настроенные родители отправляли детей на воспитание в Спарту.
В школе приучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Все спортивные состязания и игры были подчинены одной цели воспитывать в юношах солдат. С детства спартанцы приучались владеть мечом, копьем и щитом. Во время игр выстраивались в фалангу. Подолгу занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и дротика. Ежегодно между спартанскими юношами проводились состязания — своего рода «бои без правил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом, наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка — столкнуть противника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного никаких правил «фейр-плэй». Запрещалось лишь применять оружие. В этом «потешном сражении» юноши не щадили друг друга; еще меньше они будут жалеть противника. Как отмечают комментаторы, подобные игры больше всего напоминали поединки гладиаторов — жестокие, безжалостные бои. Впоследствии, в римскую эпоху, когда Спарта превратилась в скромный, провинциальный городок, спартанские «бои без правил» стали популярным аттракционом. Очевидцами подобных игрищ были и Павсаний, и Цицерон, удивлявшийся тому, «с каким невероятным упорством (юноши) сражались кулаками, ногами, ногтями и даже зубами; они предпочитали погибнуть, чем признать поражение». Другим видом испытаний было бичевание юношей на празднике Артемиды Орфии. Их секли ивовыми прутьями перед алтарем богини. Некогда жертвенник богини орошали человеческой кровью, казня любого, выбранного жребием. По преданию, Ликург заменил подобные казни бичеванием юношей. За этим наблюдала жрица, державшая в руках небольшое деревянное изображение богини. Если бичующие щадили юношу, то изображение становилось таким тяжелым, что жрица едва удерживала его. Тогда она обвиняла бичующих в нерадивости. Каждый юноша должен был сносить наказание молча. Если он кричал от боли, презирали не только его, но и его родителей. Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров — овощи, дрова, — было ворованным, то их нещадно наказывали — хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность. Вздумай юноша пожаловаться отцу, тот принимался сам колотить несчастного. Совершив воровство, спартанские дети стремились ничем не выдать себя. Рассказывают, что как-то мальчишка украл лисенка и спрятал его под плащ. Когтями и зубами зверек раздирал живот ребенка, стараясь вырваться из западни. Мальчик молчал, он так и умер от ран, но не подал виду, что держит под плащом что-то ворованное. Современные историки считают этот рассказ, переданный Плутархом, выдумкой, хотя он психологически точен. Если бы мальчик признался в краже, вытащил добычу из-за пазухи, то его — за неловкость и трусость — запороли бы до полусмерти. Мальчик настолько боялся жестокого наказания, что крепился даже когда терпеть уже было нельзя. «Терпеть» — вот что было главным в спартанской «школе мужества». Гимнастические упражнения обычно выполняли голыми: летом под палящими лучами солнца; зимой — невзирая на снег и дождь. Принимать тёплые ванны и умащать тело запрещалось; грязь покрывала тело. Спали мальчики в бараках, на подстилках из тростника, сорванного голыми руками на берегу Эврота. Зимой под низ подстилки клали чертополох; считалось, что это растение согревает. Жили впроголодь. Впрочем, античные авторы считали, что это шло спартанцам на пользу. Они становились от этого стройнее, «не раздавались вширь»; их тело росло «свободно, без принуждения», становилось «тонким и худощавым», пояснял преимущества такой «диеты» Плутарх. Недаром немецкий искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман называл телосложение спартанцев образцом греческой красоты. Однако красота была лишь побочным результатом спартанского воспитания. Точно так же спартанцы занимались музыкой или танцами отнюдь не ради звуков нежных. Пиррихий, танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее, напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы, молниеносные удары копьем — то есть все, что требовалось воину во время боя. Исполняли его в полном вооружении. Занятия танцами мало чем отличались от повседневной муштры; они лишь разнообразили ее. Под звуки же флейты спартанцы шли на битву. По словам Плутарха, мелодии спартанцев «обладали способностью проникать в душу, возбуждать мужество и великодушные чувства, внушать порывы энтузиазма». В песнях спартанцев восхвалялась храбрость тех, кому посчастливилось умереть за Спарту. Как только юноши подрастали, они могли испытать это «счастье». Их делили на небольшие отряды и отправляли в Мессению. Скитаясь по горам, среди диких зверей, они убивали встречавшихся им илотов. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых. Все они считались военнообязанными (срок военной службы в Спарте составлял сорок лет). Рассказывая о жизни Ликурга, Плутарх подчеркивает то, что главным в спартанской системе была система воспитания: она воспитывала своих граждан таким образом, чтобы они не могли жить сами по себе; они должны были отдавать стране всего себя без остатка. Процесс воспитания такого подчинения начинался в детстве, потому что по законам Ликурга молодежь рассматривалась не столько детьми своих родителей сколько воспитанниками общества.
Каждого новорожденного показывали опытным знатокам физического здоровья детей.
Это было что-то вроде государственного комитета по здравоохранению, и если младенец был «хилым или плохо сложенным», то его выставляли на волю природных стихий в ущелье Апофет в горах Тайгет.
Тем же, кто выживал после этого испытания, сохраняли жизнь и в дальнейшем старались не подвергать чересчур сильным испытаниям, потому что, избавляясь от самых слабых детей, спартанцы заботились об остальных.
Источник: https://30school.ru/referaty/istoriya/spartanskoe-vospitanie.html
Реальная история 300 спартанцев и Фермопильского сражения
Подвиг трёхсот спартанцев в сражении при Фермопильском ущелье, которое случилось ещё в 480 году до нашей эры — яркий пример мужества и героизма.
В Голливуде было снято целых 3 фильма, повествующих об этом подвиге — первый в 1962 году, второй в 2006 году (самый известный, режиссёр Зак Снайдер) и третий в 2014 году. И сам этот факт говорит, что это действительно очень захватывающая история.
Конечно, в этих фильмах много неточностей, фантазий и выдумок. А как же всё было на самом деле, в реальности?
Предыстория сражения
Сражение при Фермопилах — это одно из ключевых сражений греко-персидских войн. Персидский царь Ксеркс собрал огромное войско, чтобы вторгнуться в Европу и покорить греческие города-государства.
По оценкам современных исследователей, численность персидского войска, состоявшего на самом деле из представителей множества разных народов, была в диапазоне от 80 до 250 тысяч.
При этом древнегреческий историк Геродот пишет о пятимиллионом войске, но это явно не соответствует действительности.
Историк Геродот в своих трудах подробно описал битву при Фермопилах, но в своих оценках он не всегда был точен
В 481 году до н. э. амбициозный Ксеркс отправил послов во многие эллинские полисы с требованием «земли и воды», то есть потребовал признания своей власти.
Впрочем, в Афины и Спарту послы не были отправлены — прошлый опыт говорил, что в этих полисах могут c ними поступить весьма жёстко (десять лет назад в Афинах персидского посла, пришедшего с похожим посланием, казнили, а в Спарте бросили в колодец, сказав, чтобы он поискал «земли и воды» там).
Осенью этого же года в Коринфе прошло общегреческое собрание. На нём был заключён союз и достигнута договорённость о прекращении междоусобных распрей — только так можно было что-то противопоставить персидской угрозе. К правителям греческих колоний были направлены послы с просьбой помочь. Этот шаг, однако, не имел особого успеха.
На следующий год стало ясно, что Ксеркс настроен крайне решительно и серьёзно. Он даже придумал весьма изящный способ переброски своего войска из Европы в Азию. Он создал два понтонных перехода из связанных между собой кораблей через пролив Геллеспонт (современное название пролива — Дарданеллы).
Так выглядит Ксеркс по версии создателей фильма «300 спартанцев» (2006)
Когда об этом стало известно в Афинах, живший тут стратег Фемистокл предложил дать бой Ксерксу в узком Фермопильском проходе (ущелье) — попасть в южные земли Греции (чего жаждал Ксеркс) другим путём по суше было невозможно.
С другой стороны, здесь войско греков могло хоть как-то сдерживать противника, явно превосходящего по численности. Чтобы ущелье нельзя было обойти по морю, кораблям афинян и других союзников было велено контролировать пролив между островком Эвбея и материковой частью Эллады.
Там почти одновременно с битвой при Фермопилах произошло масштабное морское сражение.
Морская битва греков и персов: греки таранят корабль противников
Подготовка к битве
Итак, к середине августа 480 года до н. э. персидская армия оказалась на побережье Малийского залива перед входом в Фермопилы. К эллинскому войску Ксеркс отправил посла, который предложил всем сдаться и получить в обмен на это свободу и титул «друзей персов».
Объединённым греческим войском руководил спартанский царь Леонид. Он все предложения Ксеркса отверг. Тогда посол передал приказание персидского царя сложить оружие, на что греческий царь Леонид ответил «MOLON LABE», что означает «Приди и возьми». Эта фраза стала легендарной.
Царь Леонид в фильме «300 спартанцев»
В среднем ширина Фермопильского прохода составляла шестьдесят шагов. Греки соорудили здесь стену, точнее говоря, невысокую баррикаду из тяжёлых камней, и разбили за ней лагерь, перекрывающий проход по всей ширине.
Воины Спарты — лучшие в Древней Греции
Безусловно, отдельного разговора заслуживает личная гвардия Леонида состоящая из тех самых 300 спартанцев. Число воинов в гвардии было всегда постоянным, если один умирал, то его занимал другой. Спартанцы заслужили в Греции славу наиболее смелых и неустрашимых воинов. «Вместе победить или вместе умереть!» — таков был их девиз.
Спартанский воин с мечом и щитом
Леониду на тот момент было больше сорока лет (точный его возраст на момент битвы при Фермопилах установить специалистам не удалось) и считалось, что он являлся потомком полубога Геракла в двадцатом поколении.
Перед походом на Фермопилы лично отобрал из граждан 300 мужей, у которых уже были сыновья. Остальным спартанцам предписывалось присоединиться к войску после того, как окончатся праздники.
И хотя старейшины Спарты пытались уговорить Леонида взять больше, чем 300 человек, Леонид был неумолим.
Интересный факт: даже нашествие персов не заставило спартанцев отказаться от священных торжеств. В Спарте в это время праздновали Карнеи — праздник в честь Аполлона Карнейского, длившийся целых девять дней.
Вообще надо сказать, что в Спарте сложился весьма интересный государственный строй. Основным принципом здесь был принцип единства полноправных граждан.
И государство строжайшим образом регламентировало жизнь спартанцев, пресекало возникновение имущественного расслоения. Спартанцы были обязаны заниматься только военным искусством и спортом.
Земледельчество и ремёсла были уделом неполноправных граждан — пэриеков и илотов.
Воспитание молодёжи считалось в классической Спарте государственным делом. Вся система воспитания была подчинена цели сделать из ребёнка гражданина-воина. С семи до двадцати лет сыновья граждан Спарты обязаны были жить в своеобразных военных интернатах.
Юноши занимались здесь физподготовкой и закаливанием, играли в военные игры. Также у будущих воинов вырабатывали навык лаконичной и грамотной речи. Среди личностных качеств наиболее важными считались выносливость, преданность и решительность. В общем, в этих интернатах было весьма суровое воспитание.
И это явно одна из причин, почему спартанцы были так хороши в битвах.
И наверняка все знают этот мем
Первые дни штурма греческих позиций
Ксеркс, подойдя к Фермопилам, выждал четыре дня, а на пятый отправил на штурм самые боеспособные отряды из мидян и персов. Согласно сведениям историка Диодора, в авангарде здесь находились воины, чьи родственники пали в Марафонском сражении. Оно случилось за десять лет до битвы при Фермопилах, и в нём одержали победу греки.
Первая атака персов была достаточно прямолинейной — они ударили строго по центру. Имея явное численное превосходство, персы хотели быстро решить исход сражения в свою пользу, но греки встретили их и выстояли.
Тактика греков была следующей: они делали вид, что начинали отступать, но потом вдруг резко разворачивались и контратаковали разрозненных персов — это было очень эффективно.
Сложилась уникальная ситуация: самая многочисленная на тот момент армия мира не была способна противостоять сравнительно небольшому числу эллинов. Причём ещё какая-то часть греческих воинов оставалась за стеной.
Сражение при Фермопилах действительно было очень ожесточённым
Потом персидский царь послал в бой киссийцев и саков, которые славились своей брутальностью. Но и тут воины Ксеркса не смогли осуществить прорыв. Они имели лёгкое вооружение и не обладали хорошей строевой подготовкой. И потому были бессильны против дисциплинированной фаланги противника, укрывшейся за сплошным рядом огромных щитов.
День уже близился к вечеру, когда в бой пошёл десятитысячный отряд «бессмертных» (хотя, конечно, они были смертны, просто так называли элитную гвардию персидских войск). Но и они отступили после непродолжительного боя. 300 спартанцев всё это время принимали участие в битве, при этом их потери, если верить историку Ктесию, были ничтожны — всего три человека.
На второй день персидский царь опять послал на штурм греческих позиций свою пехоту. Он обещал щедрую награду за успешное наступление и казнь за побег с поля брани. Но и это не помогло: все атаки второго дня тоже оказались бесплодными. Отряды Ксеркса сменяли друг друга, но это ни к чему не приводило. Царю персов пришлось возвратиться обратно в лагерь.
Предательство Эфиальта
Ксеркс не понимал, как действовать дальше, пока к нему (это был всё тот же второй день сражения) обратился человек по имени Эфиальт. Он за щедрую награду вызвался показать персам горную тропку в обход Фермопильского ущелья.
В фильме 1962 года «З00 спартанцев» мотивация Эфиальта представлена так: он якобы хотел покорить своим богатством красивую спартанку Эллу, которая ему очень нравилась. В фильме 2006 года Эфиальт был горбуном, которого Леонид из-за этого не взял в свою гвардию (он не мог поддерживать строй, состоящий из рослых и статных мужчин). Он затаил зло и стал предателем.
Однако истинные мотивы Эфиальта окутаны тайной. Зато известно, что в честь предателя греки впоследствии назвали демона, правящего ночными кошмарами.
Эфиальта изображают горбуном, но не факт, что он действительно был таким
Секретную тропу караулили силы фокийцев из Средней Греции — всего их было около тысячи. Отборный отряд персов в 20000 человек во главе с полководцем Гидарном шёл, не выдавая себя, всю ночь, а на рассвете напал на ничего не подозревающих фокийцев.
Фокийцы были загнаны на горную вершину, а Гидарн, воспользовавшись этим, просто продолжил двигаться в тыл к эллинам, обороняющим Фермопилы. Фокийцы отправили гонцов, чтобы уведомить о манёвре персов.
Но эта информация была уже известна: грекам во главе с Леонидом ещё ночью рассказал об этом Тиррастиад — персидский воин-перебежчик.
Гибель спартанцев и других греческих воинов
У Леонида к этому времени оставалось около пяти тысяч воинов. Весть о заходящих с тыла персах сделало оборону стены бесполезной. Желая спасти значительную часть греческого войска, Леонид отдал им приказ отступить и соединиться с прочими эллинскими силами, и, действительно, около 2000 воинов двинулись на юг.
Сам Леонид остался с 300 земляками — спартанцам в принципе их устав запрещал отступать, вне зависимости от обстоятельств. Однако отряды фиванского (под командованием Демофила) и феспийского (под командованием Леонтиада) ополчений общей численностью примерно 2000 человек тоже отказались уходить.
В итоге на Фермопилах они разделили участь спартанцев.
Триста спартанцев готовы к последнему бою
Заметив приближающихся с тыла персов, ведомых Эфиальтом, греки отступили от своих баррикад расположились на возвышенности у выхода из Фермопил. Они уже не рассчитывать победить, только достойно умереть.
В конечном счёте горстка смелых эллинов приняла бой в месте, где проход уже значительно расширялся. Но и там персы толком не могли развернуться, многие из них погибали в результате давки или падения с обрыва.
Персы стреляли в оставшихся на поле брани греческих героев из луков, бросали в них камни. А спартанцы всё равно держались очень мужественно. Когда у воинов из Спарты ломались копья, они бились с противники короткими мечами, а иногда и вступали в рукопашную. Геродот свидетельствует, что при этом особую доблесть проявили спартанцы Алфей, Диенек и Марон.
Упоминается и некий Дифирамб из Феспии, тоже проявивший себя как смелый воин. В жестокой сече не уцелел практически никто. В бою погиб Леонид, но и персы потеряли, например, Аброкома и Гиперанфа, братьев Ксеркса. Ксеркс, кстати, когда всё закончилось, лично отправился на осмотр места сражения.
Обнаружив тело Леонида, он повелел отрубить ему голову с плеч и посадить на кол.
Вся битва при Фермопилах на карте
Из трёхсот спартанцев выжил лишь Аристодем — они из-за болезни был заранее оставлен Леонидом в Альпенах, поселении неподалёку от ущелья. Когда Аристодем вернулся в Спарту, его ждало бесчестье. Ни один человек не говорил с ним, за ним закрепилось прозвище Аристодем-Трус.
Известно, что в дальнейшем Аристодем попытался реабилитировать себя и героически погиб в сражении при Платеях. По некоторым данным, в живых остался ещё и некий спартанец Пантит, который якобы был послан в качестве гонца в Фессалию.
Когда он вернулся в Спарту, его тоже ждал позор.
Воздавая должное противникам, персы погребли павших эллинов с воинскими почестями на том же холме, где произошёл последний бой. Вскоре над их могилой был сделан памятник в виде статуи льва (Леонид означает в переводе с древнегреческого «подобного льву») с красивой эпитафией.
А так выглядит памятник царю Леониду и 300 спартанцам в Фермопилах
Павших спартанцев на родной земле почитали как настоящих героев. И даже спустя шесть столетий в Спарте каждого из них помнили по имени.
Документальный фильм «Последний бой 300 спартанцев»
Источник: https://KnowHistory.ru/journal/istoriya-podviga-300-spartancev