Чехов — русский талантливый писатель — никогда не стремился дать ответы читающей публике, а считал, что роль автора заключается в том, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них.
Видео: А. П. Чехов. «Степь». Читает Михаил Ефремов
Об авторе
Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганрог Ростовской области. Чехов написал множество невероятных произведений: рассказов, повестей, пьес и т.д. Сегодня Антона Павловича Чехова считают одним из самых величайших писателей мира «большой литературы».
Следует отметить, что знаменитый русский писатель успешно совмещал писательскую деятельность с врачебной. Практически всю свою жизнь Чехов лечил людей. Сам автор любил говорить, что медицину он считает своей законной супругой, а литература для него — любовница, от связи с которой он не может отказаться.
Антона Павловича можно назвать «новатором» в литературе: в своих произведениях он создавал уникальные ходы, которые в значительной мере повлияли на произведения будущих писателей.
Наверное, нет такого человека, который не читал бы ни одного произведения этого талантливого писателя. Одним из таких произведений является повесть А. П. Чехова «Степь». Анализ повести позволяет выявить некоторые новаторские «ходы» писателя.
Автор любил отпускать свои мысли и записывать этот «нескончаемый поток сознания». «Степь» Чехова, краткое содержание которой приводится в данной статье, отражает один из известных приемов Чехова — его умение уйти от ответа в произведении: автор считал, что писатель не должен отвечать на вопросы, а должен задавать их, тем самым заставляя читателей задуматься о важных жизненных вещах.
Повесть «Степь» Чехова: краткое содержание
«Степь» (Чехов Антон Павлович) — это произведение, которое стало дебютом писателя в литературе. Именно оно принесло тогда еще молодому Антону Павловичу Чехову первое признание критиков его как состоявшегося автора.
Современники автора писали, что прорыв, который он совершил, станет началом новой жизни автора, в которой все то и дело будут говорить: «Смотрите! Это — тот самый А. П. Чехов!» «Степь», краткое содержание которой приводится в данной статье, трогает читателя не действом. Повесть трогает читателя другим.
Здесь приводится трогательное описание русской природы и руссского человека (коим был и А. П. Чехов). Степь (краткое содержание повести представлено ниже) автор описывает с особым благоговением, с особенной любовью. Эту любовь читатель видит на лице героя повести Егорушки, который букально чувствует каждый шолох веточки, каждый взмах крыла пролетающей птицы…
Все то, что чувствовал Чехов А. П. «Степь», краткое содержание по главам которой сегодня легко можно найти при желании, необходимо читать в оригинале. Только так можно понять и прочувствовать произведение.
Видео: Рассказ СТЕПЬ Чехов
«Степь» Чехова: краткое содержание истории путешествия настоятеля церкви, купца и его племянника
На старой бричке из уездного города N отправились Иван Иванович Кузьмичёв вместе с о. Христофором, настоятелем церкви в данной губернии, который был невысокого роста с длинными волосами 80-ти лет от роду. В путь они собрались для того, чтобы продать шерсть.
С ними в дорогу отправился племянник Кузьмичёва, его звали Егорушка. Это был мальчик 9 лет, совсем еще ребенок. Его мать, сестра Ивана Ивановича, Ольга Ивановна, вдова коллежского секретаря, настояла на том, чтобы её сын поступил в гимназию в другом, более масштабном городе и стал образованным человеком.
Перед путниками открывается вид на город и церковь, в которую Егор ходил вместе с матерью на службу. Мальчик очень расстроен, он не хочет уезжать.
Отец Христофор решил поддержать ребёнка, вспоминая свою юность и ученье, он был достаточно образованным человеком с хорошими задатками, у него была отменная память, прочитав несколько раз текст, он уже знал его наизусть, хорошо знал языки, историю, арифметику.
Но родители не поддержали его стремление учиться дальше, поэтому о. Христофор ученье дальше продолжать отказался. А у Егорушки ещё вся жизнь впереди, и ученье пойдет ему на пользу. Кузьмичёв же, наоборот, считает прихоть сестры необоснованной, ведь племянника он мог научить своему делу и без образования.
В гостях у помещика варламова
Кузьмичёв и о. Христофор стремятся догнать самого богатого и наиболее влиятельного в уезде помещика Варламова. Для временного ночлега путники остановились в скромном жилище Моисея Моисеича, еврея по национальности. Он старается угодить гостям в максимальной степени, даже Егорушке достался пряник.
В доме Моисея Моисеича кроме его семьи (жены и детей) проживает его брат Соломон. Гордый человек, на которого деньги и положение в обществе не оказывают ни малейшего влияния. Отец Христофор, с вою очередь, жалеет молодого человека, Кузьмичев же относится к нему презрительно, а родной брат не понимает его.
Появление графини Драницкой
Гости (Иван Иванович и о. Христофор) решили пересчитать деньги во время чаепития. В это время постоялый двор посетила знатная особа, графиня Драницкая. Иван Иванович считает ее довольно глупой особой, у которой только ветер в голове. Не считает странным то, что поляк Казимир Михайлыч всячески намеревается обвести ее вокруг пальца.
Видео: 2000885 20 Аудиокнига. Чехов А. П. «Детвора»
Знакомство Егорушки с новыми людьми
После Кузьмичев и отец Христофор отправляются в путь, решив оставить Егорушку с другими обозчиками в надежде догнать их позже.
В пути Егорушка знакомится с разными людьми, у него складывается о них свое особое впечатление.
Со стариком Пантелеем, у которого часто болят ноги, он имеет привычку пить воду из лампадки- Емельяном, относительно спокойным человеком- молодым парнем по фамилии Дымов, отец часто посылает его с обозом, чтобы тот не был уж слишком избалован- Васей, некогда имевшим прекрасный голос, к сожалению, из-за болезни связок так, как раньше, петь он больше не мог- Кирюхой – молодым человеком, не имеющим практически никаких особенностей. Всех этих людей объединяет одно – они когда-то жили намного лучше, боязнь бедности принудила их идти работать в обоз.
Описание русской степи
Особое внимание автор повести уделяет живописной природе русской степи, достаточно красочно описывая ее. Егорушка по мере путешествия как будто с новой, совершенно незнакомой ему стороны узнает русский народ. Даже он, в силу своего ещё маленького возраста понимает, что рассказы Пантелея о его, якобы, жизни на севере России и старой работе кучера более похожи на выдумку, чем на правду. Вася, парень, обладающий соколиным зрением, видит степь намного шире, чем остальные люди. Мимо него ничего не ускользает, он наблюдает поведение животных, в естественной среде их обитания. Он обладает некоторыми «звериными качествами», и многие сочтут его не похожим на большинство людей. Кроме Пантелея, Егорушка побаивается практически всех мужиков, а особенно Дымова, который невыносимо страдает от избытка сил и убивает ни в чем не повинного ужа.
Болезнь Егорушки
В дороге путников настиг сильный дождь с грозой, вследствие этого Егорушка заболел. Приехав в город, о. Христофор проявляет истинную заботу к мальчику, стараясь улучшить его общее состояние. В то время как родной дядя мальчика Кузьмичев считает это ещё одной проблемой.
Его голова забита другим, он жалеет о том, что продал дома шерсть не так выгодно, как это удалось сделать недавно. О. Христофор вместе с Иваном Ивановичем продали свой товар по достаточно высокой цене. В свою очередь об о.
Христофоре можно сказать, что он выступает самым гармоничным героем повести, в котором материальные ценности стоят ниже любви к Богу и стремления к знаниям.
В гостях у тоскуновой
Дом близкой приятельницы матери мальчика, Тоскуновой Настасьи Петровны, выступает его следующим пристанищем на время учебы в гимназии. Женщина живет там со своей внучкой. Интерьер квартиры достаточно прост, радует глаз множество свежих цветов, и повсюду видны образа.
Кузьмичев Иван Иванович справился со всеми возложенными на него делами. Документы в гимназию поданы, скоро начнутся экзамены на поступление, и для совсем еще юного Егорушки также начнется новая, не знакомая для него дорога в неизведанный мир. Каждый из взрослых, Кузьмичев и о.
Христофор, выделили своему подопечному гривенник и оставили его впредь на попечительство Тоскуновой. Мальчик как будто предчувствует то, что встреча с этими людьми в его жизни не повторится.
Он не может понять причину своей грусти: все, что пришлось пережить в дни его детства, теперь останется в далеком прошлом.
Для него теперь открывается дверь в совершенно другой, не знакомый ему мир. Каким он будет, никому не известно. Мальчик сильно расплакался, сидя на лавочке, таким образом словно «встречая» все то новое, что ждет его впереди.
Видео: 2000880 27 Аудиокнига. Чехов А.П. Неопубликованное
Резюмируя статью «»Степь» Чехова: краткое содержание повести», хочется отметить, что каждый, кто уважает творчество автора, должен прочесть данную повесть в оригинале.
Не зря все-таки современники автора высоко оценили сие произведение.
Действительно, «Степь» Чехова в кратком изложении никоим образом не передает все те ощущения, которые получает читатель при погружении в оригинальный вариант повести.
Споделяне в социалните мрежи:
Источник: https://bg.wikienx.ru/mastactva-i-zabavy/literatura/74946-step-chehova-kratkoe-soderzhanie-povesti.html
Чехов "Степь": краткое содержание для читательского дневника, что писать?
«Степь», А.П. Чехов, краткое содержание:
Июльским утром город покидает старая бричка, в ней двое обывателей едут торговать шерстью.
Это Кузьмичев Иван Иванович и отец Христофор, помимо них в бричке едут за кучера молодой парень Дениска и мальчик Егорушка. Ивану Ивановичу сестра навязала Егорушку, чтобы тот отвёз его в город, в гимназию.
Егорка плачет, он не хочет покидать отчий дом, отец Христофор успокаивает мальчика, говорит ему, что сам он образован, и рассказывает, как учёба необходима.
Отсюда начинаются приключения Егорки и встречи с многими людьми. Сначала он не раз слышит о каком-то богаче Варламове, которого пытаются нагнать дядя и отец Христофор. Путники останавливаются у еврея Мойсея Мойсеича, и Егорка знакомится с его семьёй. Он получает медовый пряник от хозяев, как важный гость.
Догнав обоз, дядя оставляет племянника с обозчиками, а сам спешит найти Варламова. У Егорки опять новые знакомства — с старообрядцем Пантелеем, который ходит босиком из-за болезни ног, Емельяном — безобидным стариком, Дымовым — шутником, который мальчику не нравится, бывшим певчим Васей и Кирюхой. Мальчик впечатлён страшными рассказами обозчиков.
В степи обозчиков настигает страшная гроза. Егорке страшно, он промок и продрог. Мальчик ищет защиты, зовёт маму, он заболел.
Когда мальчика передали дяде и отцу Христофору, то последний стал его лечить, а первый сетовать, что с племянником у него вышла одна морока. Так как у Ивана Ивановича детей своих не было, он хотел Егорушку выучить своему делу, но сестра настояла, чтобы мальчик учился.
Егорушку дядя оставляет у давней подруги сестры Настасьи Петровны и пишет прошение в гимназию об учёбе. Когда уходят отец Христофор и дядя, мальчик бежит вслед. Увидев их спины, он понимает, что навряд ли увидит их больше. Задыхаясь в слезах, мальчик понял, у него начинается новая неизведанная жизнь.
- Главных героев в «Степи» очень много:
- Девятилетний мальчик Егорушка, которого мать отправила учиться.
- Иван Иванович Кузьмичев, дядя Егорушки, купец отправившийся продавать шерсть, заодно отвезти племянника на учёбу.
- Отец Христофор — добрый семидесятилетний старик, с радостью взирающий на мир.
- Пантелей — подводчик, низкорослый и тощий старик, со строгим выражением лица, но добрым сердцем.
- Мойсей Мойсеич — немолодой еврей, отец большого семейства, хозяин постоялого двора.
- Соломон — еврей с птичьим носом, который считает деньги главным злом и не любит пресмыкаться перед богатыми.
Дымов — сын зажиточного мужика. Егорушке он не понравился за плохое обращение к людям.
Вася, Емельян и Кирюха — подводчики. Некогда эти люди жили лучше, у каждого была своя жизнь. Теперь же судьба их свела вместе.
Главная мысль повести «Степь»:
Сострадание человека к человеку, вот первая главная тема произведения. Второй бы я назвала поиск своего места в жизни, его ищут все герои — кто-то сам, а за кого-то и решают.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2170897-chehov-step-kratkoe-soderzhanie-dlja-chitatelskogo-dnevnika-chto-pisat.html
Краткое содержание Чехов Степь для читательского дневника
Повесть «Степь» произведение, которое положило начало творчеству Антона Павловича Чехова. Это его первое сочинение и оно произвело фурор на критиков, и вызвало признание его как автора.
В этой повести, Чехов с любовью, нежно и трогательно описывается русского человека и русскую природу. Читатель ощущает это через главного героя Егорушку. Мальчик ощущает каждое движение ветви, чувствует взмах крыла мимо пролетевшей птицы.
Все свои чувства и эмоции Чехов передает своему читателю через сочинение «Степь».
Это история о купце, его племяннике, и настоятеле церкви. Мужчины отправляются на бричке из города N. Их компания состояла из Кузьмичева Ивана Ивановича и отца Христофора, 80-летнего настоятеля церкви из этой губернии.
Путешествие затеяли из-за того что бы продать шерсть. К ним попросился Егорушка, племянник Ивана Ивановича, ему было всего 9 лет. Мама Егорушки, Ольга Ивановна, была уже вдовой.
Она настаивала на том, что бы ее сын начал обучение в гимназии, в большом городе и мог стать образованным и успешным человеком.
В начале пути перед ними открывается вид на церковь и город. Мальчик с матерью часто посещали воскресную службу. Хоть впереди мальчика ждало захватывающее путешествие, но он был расстроен и не хотел уезжать из родного города. Для того что бы подбодрить Егорушку, отец Христофор рассказал о своей юности и как он учился.
Он был очень образованным, имел отличную память, запоминал текст, прочитав его всего пару раз. Знал языки, арифметику и историю. А поскольку родители не поддержали его желание получать образование дальше, он прекратил свое обучение. А у Егора все жизнь впереди и время уже другое, тем более мать его поддерживает в этом.
И учения пойдут ему только на пользу. А вот дядька его считал, что учение это пустая трата времени, а ремеслу он мог его и сам обучить.
Чехов. Краткие пересказы:
Картинка Степь
Сейчас читают:
- Краткое содержание Чехов Дама с собачкой
Главный герой этого произведение, Дмитрий Дмитриевич Гуров, очень рано женился, свою жену он не очень жаловал, да и дети его попросту напрягали. От чего часто заводил роман. И отправившись в Ялту на отдых, там он не упускал возможность - Краткое содержание Пушкин 19 октября
А.С.Пушкин в своем стихотворении вспоминает лицейские годы. Вспоминает как было хорошо и безмятежно в эти годы. Как он с друзьями творил и мечтал о будущем, вспоминает как быстро пролетело время, и они шагнули в другую жизнь. - Краткое содержание Носов Кукла
Рассказчик любил приходить под Липино, где в омуте водилась крупная рыба. Однажды он встретил там Акимыча, который возился с удочкой и переживал, что у него нет подходящих крючков. - Краткое содержание Пушкин Русалка
На берегу озера сидит грустная Русалка, ее отец – Водяной всплыл на поверхность и стал расспрашивать ее о печали. Оказалось, что девушка влюбилась в принца и хочет стать человеком. - Краткое содержание Алексин Очень страшная история
Рассказ начинается с того, что в школе неназванного города появляется новый учитель литература Святослав Николаевич, который является поклонником творчества Глеба Бородаева, внук которого и является одним из учеников класса. - Алексин
Источник: https://uchim-klass.ru/kratkie-soderzhaniya/chehov/step
Краткое содержание «Степь»
Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичёв, настоятель N-ской церкви о.
Христофор Сирийский («маленький длинноволосый старичок») и племянник Кузьмичёва мальчик Егорушка девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию в большой город. Кузьмичёв и о. Христофор едут продавать шерсть, Егорушку захватили по пути.
Ему грустно покидать родные места и расставаться с матерью. Он плачет, но о. Христофор его утешает, говоря обычные слова о том, что ученье — свет, а неученье тьма. Сам о. Христофор образован: «Пятнадцати лет мне еще не было, а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все равно как по-русски».
Он мог сделать неплохую церковную карьеру, но родители не благословили на дальнейшее ученье. Кузьмичёв же против лишнего образования и считает отправку Егорушки в город капризом сестры. Он мог бы пристроить Егорушку к делу и без учения.
Кузьмичёв и о. Христофор пытаются догнать обоз и некоего Варламова, знаменитого в уезде купца, который богаче многих помещиков. Они приезжают на постоялый двор, хозяин которого, еврей Моисей Моисеич лебезит перед гостями и даже мальчиком (ему он отдает пряник, предназначенный для больного сына Наума).
Он «маленький человек», для которого Кузьмичёв и священник — настоящие «господа». Кроме жены и детей в его доме живет его брат Соломон, гордый и обиженный на весь мир человек. Он сжёг свои деньги, доставшиеся в наследство, и теперь оказался приживальщиком брата, что причиняет ему страдание и подобие мазохистского наслаждения.
Моисей Моисеич его ругает, о. Христофор жалеет, а Кузьмичёв презирает.
Пока гости пьют чай и пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня Драницкая, очень красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичёв, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «…молодая да глупая. В голове ветер так и ходит».
Догнали обоз. Кузьмичёв оставляет мальчика с обозчиками и отправляется с о. Христофором по делам.
Постепенно Егорушка знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьёт воду из лампадки; Емельяном, старым и безобидным человеком; Дымовым, молодым неженатым парнем, которого отец посылает с обозом, чтобы он не избаловался дома; Васей, бывшим певчим, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь; Кирюхой, ничем особенно не примечательным мужиком… Из их разговоров на привалах мальчик понимает, что все они прежде жили лучше и пошли работать в обоз из-за нужды.
Большое место в повести занимают описание степи, достигающее художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы из своей жизни в северной части России, где он работал кучером у разных купцов и всегда попадал с ними в приключения на постоялых дворах.
Там непременно жили разбойники и резали купцов длинными ножами. Даже мальчик понимает, что все эти истории полупридуманные и, возможно, даже не самим Пантелеем, но почему-то он предпочитает рассказывать их, а не реальные события из своей явно непростой жизни.
Вообще, по мере продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится с русским народом, и очень многое кажется ему странным.
Например, Вася обладает таким острым зрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя далеко от людей; он ест живого «бобырика» (сорт мелкой рыбы типа пескаря), при этом лицо его приобретает ласковое выражение. В нем есть что-то звериное и «не от мира сего» одновременно. Дымов мучается от избытка физической силы.
Ему «скучно», и от скуки он делает много злого: зачем-то убивает ужа, хотя это, по словам Пантелея, большой грех, зачем-то обижает Емельяна, но затем просит прощения и т. п. Егорушка его не любит и боится, как слегка побаивается всех этих чужих для него мужиков, кроме Пантелея.
Подъезжая к городу, они наконец встречают «того самого» Варламова, о котором столько упоминалось прежде и который к концу повести приобрёл некий мифологический оттенок.
На самом деле — это пожилой купец, деловой и властный. Он знает, как обращаться и с мужиками, и с помещиками; очень уверен в себе и своих деньгах.
На его фоне дядя Иван Иванович кажется Егорушке «маленьким человеком», каким Моисей Моисеич казался на фоне самого Кузьмичёва.
По дороге во время грозы Егорушка простудился и заболел. О. Христофор в городе лечит его, а дядя очень недоволен, что ко всем хлопотам добавляется ещё и забота об устройстве племянника. Они с о.
Христофором выгодно продали шерсть купцу Черепахину, и теперь Кузьмичёв жалеет, что часть шерсти продал ещё дома по более низкой цене. Он думает только о деньгах и этим сильно отличается от о.
Христофора, который умеет сочетать необходимый практицизм с мыслями о Боге и душе, любовью к жизни, знаниям, почти отцовской нежностью к мальчику и проч. Из всех персонажей повести он самый гармоничный.
Егорушку пристраивают у старой подруги его матери Настасьи Петровны Тоскуновой, которая отписала частный дом зятю и живёт с маленькой внучкой Катей на квартире, где «много образов и цветов». Кузьмичёв будет платить ей за содержание мальчика десять рублей в месяц. Он уже подал документы в гимназию, скоро должны быть приемные экзамены.
Подарив Егорушке по гривеннику, Кузьмичёв и о. Христофор уезжают. Мальчик почему-то чувствует, что о. Христофора он больше не увидит.
«Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него… Какова-то будет эта жизнь?».
Источник: https://all-the-books.ru/briefly/chehov-anton-step/
Краткое содержание Степь Чехов
Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичев, настоятель N-ской церкви о.
Христофор Сирийский (“маленький длинноволосый старичок”) и племянник Кузьмичева мальчик Егорушка девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичева, поступать в гимназию в большой город. Кузьмичев и о. Христофор едут продавать шерсть, Егорушку захватили по пути.
Ему грустно покидать родные места и расставаться с матерью. Он плачет, но о. Христофор его утешает, говоря обычные слова о том, что ученье – свет, а неученье тьма. Сам о. Христофор образован: “Пятнадцати лет мне еще не было, а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все равно как по-русски”.
Он мог сделать неплохую церковную карьеру, но родители не благословили на дальнейшее ученье. Кузьмичев же против лишнего образования и считает отправку Егорушки в город капризом сестры. Он мог бы пристроить Егорушку к делу и без учения.
Кузьмичев и о. Христофор пытаются догнать обоз и некоего Варламова, знаменитого в уезде купца, который богаче многих помещиков. Они приезжают на постоялый двор, хозяин которого, еврей Моисей Моисеич лебезит перед гостями и даже мальчиком (ему он отдает пряник, предназначенный для больного сына Наума).
Он “маленький человек”, для которого Кузьмичев и священник – настоящие “господа”. Кроме жены и детей в его доме живет его брат Соломон, гордый и обиженный на весь мир человек. Он сжег свои деньги, доставшиеся в наследство, и теперь оказался приживальщиком брата, что причиняет ему страдание и подобие мазохистского наслаждения.
Моисей Моисеич его ругает, о. Христофор жалеет, а Кузьмичев презирает.
Пока гости пьют чай и пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня Драницкая, очень красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит Кузьмичев, “обирает” какой-то поляк Казимир Михайлыч: “…молодая да глупая. В голове ветер так и ходит”.
Догнали обоз. Кузьмичев оставляет мальчика с обозчиками и отправляется с о. Христофором по делам.
Постепенно Егорушка знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с крестиком на черенке и пьет воду из лампадки; Емельяном, старым и безобидным человеком; Дымовым, молодым неженатым парнем, которого отец посылает с обозом, чтобы он не избаловался дома; Васей, бывшим певчим, простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь; Кирюхой, ничем особенно не примечательным мужиком… Из их разговоров на привалах мальчик понимает, что все они прежде жили лучше и пошли работать в обоз из-за нужды.
Большое место в повести занимают описание степи, достигающее художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории, якобы из своей жизни в северной части России, где он работал кучером у разных купцов и всегда попадал с ними в приключения на постоялых дворах.
Там непременно жили разбойники и резали купцов длинными ножами. Даже мальчик понимает, что все эти истории полупридуманные и, возможно, даже не самим Пантелеем, но почему-то он предпочитает рассказывать их, а не реальные события из своей явно непростой жизни.
Вообще, по мере продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится с русским народом, и очень многое кажется ему странным.
Например, Вася обладает таким острым зрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя далеко от людей; он ест живого “бобырика” (сорт мелкой рыбы типа пескаря), при этом лицо его приобретает ласковое выражение. В нем есть что-то звериное и “не от мира сего” одновременно. Дымов мучается от избытка физической силы.
Ему “скучно”, и от скуки он делает много злого: зачем-то убивает ужа, хотя это, по словам Пантелея, большой грех, зачем-то обижает Емельяна, но затем просит прощения и т. п. Егорушка его не любит и боится, как слегка побаивается всех этих чужих для него мужиков, кроме Пантелея.
Подъезжая к городу, они наконец встречают “того самого” Варламова, о котором столько упоминалось прежде и который к концу повести приобрел некий мифологический оттенок.
На самом деле – это пожилой купец, деловой и властный. Он знает, как обращаться и с мужиками, и с помещиками; очень уверен в себе и своих деньгах.
На его фоне дядя Иван Иванович кажется Егорушке “маленьким человеком”, каким Моисей Моисеич казался на фоне самого Кузьмичева.
По дороге во время грозы Егорушка простудился и заболел. О. Христофор в городе лечит его, а дядя очень недоволен, что ко всем хлопотам добавляется еще и забота об устройстве племянника. Они с о.
Христофором выгодно продали шерсть купцу Черепахину, и теперь Кузьмичев жалеет, что часть шерсти продал еще дома по более низкой цене. Он думает только о деньгах и этим сильно отличается от о.
Христофора, который умеет сочетать необходимый практицизм с мыслями о Боге и душе, любовью к жизни, знаниям, почти отцовской нежностью к мальчику и проч. Из всех персонажей повести он самый гармоничный.
Егорушку пристраивают у старой подруги его матери Настасьи Петровны Тоскуновой, которая отписала частный дом зятю и живет с маленькой внучкой Катей на квартире, где “много образов и цветов”. Кузьмичев будет платить ей за содержание мальчика десять рублей в месяц. Он уже подал документы в гимназию, скоро должны быть приемные экзамены.
Подарив Егорушке по гривеннику, Кузьмичев и о. Христофор уезжают. Мальчик почему-то чувствует, что о. Христофора он больше не увидит.
“Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую жизнь, которая теперь начиналась для него… Какова-то будет эта жизнь?”
Вариант 2
Из одного города, ранним летним утром, выехала телега не первой свежести, в которой находились купец, Иван Кузьмичев, священник Христофор Сирийский и племянник Кузьмичева, девятилетний Егор. Мужчины едут на рынок, продавать шерсть, а мальчика взяли с собой по пути. Он ехал поступать в гимназию.
Кузьмичев с Христофором пытаются догнать обоз Варламова, известного купца. Они въезжают на постоялый двор к еврею Моисею Моисеевичу. Для него постояльцы являются богатыми людьми, и Моисей старается изо всех сил выслужиться перед ними.
Пока они пили чай и считали деньги, появилась графиня Драницкая. Она очень красивая и богатая дама, которую, по словам Кузьмичева, обирает поляк, Казимир Михайлович. Затем, они догоняют обоз, и оставляют мальчика там. Постепенно Егор познакомился с обозчиками. Среди них были разные люди, которые пошли работать в обоз из-за нужды.
Значительное место в произведении занимает степь. Апофеоз описания этого простора достигается в сцене грозы.
Один из обозчиков рассказывает разные истории, по его словам, происходившие с ним в то время, когда он жил на севере России. Но мальчик осознает, что все эти страшные истории наполовину выдуманные.
Причем, по ходу обоза, Егор узнает много неизвестного в судьбе русского народа, и очень много ему кажется немного странным.
На подъезде к городу, они встречают Варламова, о котором упоминалось в начале произведения. Этот деловой человек был властным и уверенным. Сравнивая его с Кузьмичевым, Егор понимает, что последний был намного ниже по положению, чем Варламов.
Во время грозы, Егор сильно заболел. Священник Христофор занялся его лечением, а Кузьмичев проявляет недовольство, что ему требуется возиться с больным мальчиком. Они с большой выгодой продали шерсть одному перекупщику, и Кузьмичев немного расстроен, что они продали часть шерсти по низкой цене, еще дома.
Кузьмичев устраивает мальчика, у старой подруги его матери, которая живет со своей внучкой в квартире. Он и Христофор дают Егору по гривеннику, и уезжают. Мальчик понимает, что вместе с их уездом, что-то ушло навсегда. Он присел на лавочку и заплакал.
Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-step-chexov/