Легендарной рок-опере в этом году исполнится 37 лет, за это время было дано более 1500 тысяч спектаклей. Практически всегда при полном аншлаге. Несмотря на то что сменилось несколько поколений исполнителей, представление по прежнему волнует зрителей. Отзывы о «Юноне и Авось» были всегда только восторженные, начиная с эпохи застоя, продолжившись в перестройку и сохранившись до настоящего времени.
Первоисточник
В основу сюжета поэмы и рок-оперы положена реальная история, произошедшая с русским государственным деятелем и путешественником Николаем Петровичем Резановым (1764-1807). 43-летний русский дворянин влюбился в шестнадцатилетнюю Кончиту Аргуэльо, дочь испанского коменданта Сан-Франциско.
По воспоминаниям автора поэмы Андрея Вознесенского, «Авось» он начал писать в канадском Ванкувере, когда прочитал произведение Дж. Ленсена о Резанове. Автор очень лестно писал об отважном путешественнике. Также для написания использовался путевой дневник Николая Петровича, который частично сохранился и был опубликован.
Но ни поэма, ни музыкальный спектакль — это совсем не документальные хроники, как сказал в одном из своих интервью знаменитый поэт. В отзывах о «Юноне и Авось» зрители писали, что из небольшой пьесы смогли сделать большое представление.
История русского путешественника
Николай Резанов был одним из начальников русской экспедиции, которая приплыла в Калифорнию, чтобы закупить продовольствие для русской колонии на Аляске. Немолодой вельможа полюбил шестнадцатилетнюю Кончиту Аргуэльо и они обручились.
Как русскому дворянину, ему было необходимо вернуться к императорскому двору, чтобы получить разрешение на брак с католичкой, но перед этим посетить Аляску. Во время возвращения домой жених серьезно заболел и умер в Красноярске. Невеста долгое время не хотела верить в смерть возлюбленного, сведения о которой иногда до нее доходили.
По отзывам о «Юноне и Авось», зрителям очень нравилась эта романтическая история, которую увековечили в поэме и рок-опере.
По теме: Подарки на годовщину свадьбы
Кончита поверила в смерть Резанова только в 1842 году, когда Джордж Симпсон, английский путешественник, рассказал историю его смерти. Она тридцать пять лет ждала жениха. Через несколько лет после этого испанка постриглась в монахини и скончалась в 1857 году.
Создание рок-оперы
В 1978 году молодой композитор Алексей Рыбников представил Марку Захарову музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Режиссеру очень понравилась музыка, он решил создать спектакль на ее основе по сюжету «Слова о полку Игореве» и предложил написать либретто популярному поэту Андрею Вознесенскому. Однако тот не поддержал идею, предложив свою поэму «Авось». Захаров согласился, поставив условие, что композитора определит сам. Поэт позже писал в отзывах к «Юноне и Авось», Рыбников — это был счастливый выбор.
Для либретто спектакля пришлось дописывать многие сцены и арии. Поэтому в отзывах к «Юноне и Авось», зрители, которые прочитали сначала поэму, отмечали, что рок-опера на них произвела более сильное впечатление.
Хореографом стал Владимир Васильев, который попал в спектакль почти случайно. К нему однажды пришел Караченцев, пожаловавшийся, что у них все зациклилось и они не знают, что делать дальше.
Балетмейстер предложить вплести танцы в канву всего спектакля.
Первое исполнение
Премьера рок-оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене знаменитого Московского театра имени Ленинского комсомола. В главных мужских ролях задействовали знаменитых советских актеров Николая Караченцова (граф Резанов), Александра Абдулова (Фернандо). В главной женской роли, возлюбленной Резанова — Елена Шанина (Кончита). Караченцев играл русского вельможу вплоть до несчастного случая (автомобильной катастрофы). Актеру пришлось брать уроки вокального мастерства у музыканта Павла Смеяна, игравшего Главного сочинителя. Он же вытягивал высокие ноты, когда Резанов не справлялся с ними.
По воспоминаниям автора музыки Рыбникова, отзывы к «Юноне и Авось» театра Ленком буквально через несколько дней были опубликованы в западной прессе. Где журналисты оценивали спектакль как антисоветский.
Из-за этого постановку долгое время не выпускали за рубеж, задержали выпуск пластинки с рок-оперой и выплату гонорара. В 1983 году вышла телевизионная версия. В этом же году состоялись триумфальные гастроли, организованные знаменитым французским дизайнером Пьером Карденом.
Рок-оперу показали в Париже на Елисейских полях, в Нью-Йорке на Бродвее. В последующие годы — в Германии, Нидерладах и многих других странах.
Современное исполнение
Спектаклю в этом году исполнилось 37 лет, все эти годы он идет с неизменным аншлагом в Ленкоме. Мечта каждого начинающего актера театра получить роль одного из тринадцати матросов. Популярный актер Дмитрий Певцов почти десять лет играл матроса на корабле в «Авось». С 2005 года «стал капитаном». Его любимую играет Алла Юганова, а вечного соперника Фернандо — Виктор Раков.
На афише к спектаклю в подзаголовке написано: «Современная опера в двух частях». Поскольку в отзывах к «Юноне и Авось» Ленкома зрители отмечают, что история не потеряла актуальности.
Хотя многие из них пишут, что для них нет Резанова, кроме как в исполнении Караченцева, а Фернандо — это только Абдулов.
Спектакль фактически объездил весь мир, костюмы уже давно для удобства не вынимают из ящиков.
По теме: Как отремонтировать клапан для надувного матраса?
Что говорят авторы и зрители о спектакле сейчас?
Марк Захаров говорит, что спектакль доставил много радостных эмоций, которые помогали жить труппе. Вознесенскому удалось написать отличную поэму, а Рыбникову — замечательную музыку, ставшую сплавом русского романса, православных песнопений и рок-культуры. Хореограф спектакля Владимир Васильев уверен, что история Резанова и Кончиты будет нова до тех пор, пока следующие поколения будут вносить свою эстетику и черты нового времени. И уже давно никто не удивляется, когда в финале зрители начинают подпевать своим любимым персонажам.
В отзывах к опере «Юнона и Авось» можно встретить самые различные мнения: одним нравится в роли Резанова Караченцев в молодые годы, другие считают, что в зрелом возрасте он стал лучше понимать своего персонажа. Некоторых вообще больше привлекает игра Певцова.
- Нарушение нервной системы: причины, симптомы, диагностика, лечение и восстановление
- Новая находка археологов подтверждает факт сжигания Иерусалима вавилонянами
- Зарплата проводника поезда дальнего следования. Проводник РЖД
- Где добывают сапфиры? Месторождения сапфиров в России
- Образование в Южной Корее: особенности системы, нюансы поступления. Отличия образования в Северной К…
- Устали от скучных свадебных фото? Используйте эти 10 идей
- Гнев и эмоции, или что значит «судью на мыло»
- Как не стать жертвой мошенников, делая покупки в Интернете
- Русский поэт Иван Козлов: биография, литературная деятельность
- Размножение орхидеи цветоносом: эффективные методы, способы и рекомендации
- Что такое суточные в командировке? Правила расчета и выплат суточных
- Хорошее средство от морщин вокруг глаз: перечень препаратов, рейтинг, отзывы
Источник: https://textman.ru/sovety/2018/11/23/124763/
Рок-опера «Юнона и Авось»: содержание, видео, интересные факты, история
А. Рыбников рок-опера «Юнона и Авось»
«Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду» — эти пронзительные строки увековечили историю любви юной испанки и русского дипломата. Рок-опера «Юнона и Авось» стала примером того, что искусство способно возрождать к жизни забытые события, имена и чувства.
Краткое содержание рок-оперы Рыбникова «Юнона и Авось» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Описание |
Николай Петрович Резанов | Камергер, русский граф |
Кончита | Испанская красавица |
Хосе Дарио Аргуэльо | Ее отец |
Федерико | жених Кончиты |
Краткое содержание рок-оперы «Юнона и Авось»
Камергер Николай Петрович Резанов не находит себе места после смерти жены, обивая императорские пороги в целях создания Русско-Американской компании. Наконец, он получает высочайшее соизволение отправиться на кораблях «Юнона» и «Авось» к берегам русской Аляски для улучшения снабжения местных поселений и развития торговли с Калифорнией.
Прибыв в Сан-Франциско, Резанов знакомится с комендантом Хосе Дарио Аргуэльо и влюбляется в его 15-летнюю дочь Кончиту. Кончита отвергает жениха Федерико ради блистательного и страстного чужеземца.
Происходит помолвка, Резанов должен завершить дела в Америке и поехать в Санкт-Петербург за разрешением на брак с католичкой. Кончита просит взять ее с собой: «Я буду тебе парусом в дороге!». Фатальное предчувствие не покидает влюбленных.
Встретиться еще раз им так и не удалось – стремясь скорее добраться до дома, Резанов заболевает и умирает в Сибири. Кончита ждет любимого тридцать лет…
Продолжительность спектакля | |
I Акт | II Акт |
65 мин. | 65 мин. |
- Фото:
- Интересные факты
- В либретто присутствуют цитаты из исторических документов, но ряд фактов – вымышлен. К примеру, «Юнона» и «Авось» не покупались Резановым на санкт-петербургской верфи. На самом деле из столицы вышли корабли английского производства с наименованиями «Нева» и «Надежда». Корабль «Юнона» был куплен уже в Америке – вместе с провизией, поскольку русские поселения на Аляске плохо снабжались, их жители почти голодали. А тендер «Авось» принадлежал Российско-Американской Кампании и был построен на Аляске.
- В 2009 году «Юнона и Авось» была поставлена в театре Алексея Рыбникова. Спустя несколько лет композитор отозвал права на исполнение произведения у «Рок-оперы». Спектакль был одним из бриллиантов в афише петербургского театра, не имеющего собственной сцены и большую часть года проводящего в поездках по стране. Кроме того, с 2010 года «Рок-опера» лишилась государственного финансирования. Сегодня по России активно гастролирует «Юнона» театра Рыбникова, при этом в Ростове-на-Дону, Иркутске, Красноярске и других городах имеются собственные постановки рок-оперы.
- В 1991 году театр «Рок-опера» исполнял «Юнону и Авось» в Форте Росс – месте ее реальных событий.
- Трагедия двух сердец, поднятая из небытия талантом композитора и поэта, настолько потрясла людей двух континентов, что в честь влюбленных был совершен обряд – на торжественной церемонии открытия памятника на могиле Резанова в Красноярске в 2000 году американская делегация развеяла над местом его упокоения землю с могилы Кончиты в Бенише (Калифорния). И забрала горсть земли для аналогичного ритуала по ту сторону океана.
- После того, как Н. Караченцов получил травму в 2005 году, роль Резанова перешла к Д. Певцову, ранее участвовавшему в массовке спектакля. Он вышел на сцену в новом качестве через три недели после аварии Караченцова.
- В 1983 году была снята телеверсия спектакля «Ленкома», в 2002 году к 20-летию спектакля была снята новая киноверсия с Н. Караченцовым, А. Большовой и В. Раковым.
- «Юнона» и «Авось» второй совместной работой Захарова и Рыбникова. В 1976 году они выпустили рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
- История Кончиты и Резанова также нашла свое отражение в литературной исторической миниатюре В. Пикуля «Резановский мавзолей».
- Одним из горячих поклонников произведения с момента его появления стал французский модельер Пьер Карден – именно он организовал в 1983 году первые зарубежные гастроли спектакля в Париже.
- В своей книге «Авось» Н. Караченцов вспоминает, что на приемке «Юноны» и «Авось» госкомиссией у него дрожали колени.
- В ленинградской-петербургской версии «Юнона и Авось» одним из главных персонажей спектакля стал Звонарь – альтер эго Резанова. Именно его колокол стал символом театра «Рок-опера». А партию Богоматери в спектакле исполняют два женских голоса, создавая поистине неземное звучание.
- Лучшие номера
- «Я тебя никогда не забуду» — романс, имеющий уже собственную историю (слушать)
- «Белый шиповник» — тема Кончиты и вторая по популярности мелодия рок-оперы (слушать)
- «Аллилуйя!» — торжественный финал (слушать)
- История создания и постановок рок-оперы «Юнона и Авось»
Вначале было слово. И слово это пришло с берегов Америки, тех самых, что хранили в недрах своих эту историю. Именно там Андрей Вознесенский познакомился с поэмой Брета Гарта «Консепсьон ди Аргуэльо».
Его поразил и сам сюжет, и то, что американцы знали о нем гораздо лучше, чем русские. По возвращении в Москву Вознесенский начал собирать сведения об этих событиях, по результатам архивных поисков в 1970 году родилась поэма «Авось!».
Поэма писалась с таким вдохновением, что Андрей Андреевич отменил даже ближайшие выступления и поездки.
Спустя несколько лет поэт познакомился с Марком Захаровым, главным режиссером московского театра имени Ленинского Комсомола, они обсудили несколько идей, возникших у Захарова и композитора Алексея Рыбникова, который написал аранжировки на темы православной духовной музыки и хотел воплотить их на сцене. Вознесенский сразу отбросил прочие темы и предложил Захарову почитать «Авось!». На следующее утро вопрос сюжета нового спектакля решился.
В 1980 году была записана пластинка, ее презентация состоялась при странных обстоятельствах одним зимним вечером в московском храме. Алексей Рыбников рассказал о своем новом произведении и несколько десятков человек в неотапливаемом помещении полтора часа слушали музыку рок-оперы.
Создатели «Юноны и Авось» шли такими путями, поскольку их произведение не издавалось студией «Мелодия». Рыбникову пришлось через суд с Министерством культуры устанавливать свое авторство. Пластинка вышла уже после спектакля и стала одной из самых успешных в Советском Союзе, превысив тираж в 10 млн. экземпляров.
Постановку ожидала куда более счастливая судьба – ее с первого же раза приняла госкомиссия, несмотря на молитвы, рок и провокационный текст, и 9 июля 1981 года состоялась премьера.
На этом спектакле, как и на всех остальных вплоть до 2005 года роль Николая Петровича Резанова исполнял Николай Петрович Караченцов. Первой Кончитой стала Елена Шанина.
Хореографию поставил Владимир Васильев, которого в театр привел Караченцов, он создал не просто танцевальные номера, а сложный пластический рисунок.
Параллельно материал рок-оперы попал в труппу, созданную на базе ансамбля «Поющие гитары» в Ленинграде. Режиссер Владимир Подгородинский выпустил спектакль 31 декабря 1985 года.
Это было самостоятельное произведение, не похожее на постановку Захарова, но получившее признание даже московской публики.
Ленинградская труппа состояла из профессиональных вокалистов, поэтому сделала музыкально безупречный спектакль, в то время как у коллег из столицы явно главенствовала драматическая линия. С 1989 года коллектив называется «Санкт-Петербургский театр «Рок-опера»».
Успех «Юнона и Авось» невероятен – московский спектакль идет по сей день с аншлагами, петербургский выдержал более 2000 представлений, обе версии за годы своего существования с гастролями посетили несколько континентов.
Предыстория «Юноны и Авось»
Николай Петрович Резанов происходил из семьи обедневшего дворянского рода. Еще подростком поступил на военную службу, но через 9 лет внезапно покинул ее, перейдя на службу гражданскую.
Здесь карьера его развивается стремительней и успешней, к 30 годам он уже в штате первого фаворита Екатерины Второй П.А. Зубова.
Получив задание сопровождать духовную миссию в Сибирь и передать несколько поручений императрицы местному губернатору, Резанов отбывает в Иркутск.
Одним из виднейших предпринимателей восточной окраины страны был Г.И. Шелехов, чья компания практически монополизировала торговлю в регионе и благодаря своей деятельности присоединила Аляску к России.
В Резанове Шелехов увидел близкого по духу человека, помимо хватки и предпринимательской жилки обладающего еще и столь нужными качествами как близость к первым лицам государства и дворянский титул.
Соединение денег, влияния и общественного положения было заманчиво для обеих сторон, и Шелехов выдает за Резанова свою дочь Анну, которой в тот момент было только 15 лет.
Всего полгода спустя после свадьбы Резанов становится обладателем части капитала Шелехова – тесть скоропостижно скончался в 1795 году. Резанов на высшем уровне радеет за создание единой компании для развития русской Америки и становится ее главой.
В 1802 году после сложных вторых родов супруга Николая Петровича умирает. Он был очень счастлив в браке и с большим трудом нашел в себе силы жить дальше.
В некоторых письмах Резанов писал, что настоящей его любовью осталась покойная супруга Анна, а обручение с Кончитой было только дипломатическим шагом. Про юную красавицу тоже сообщали, что она воодушевлена более положением и состоянием жениха, нежели романтическими чувствами.
Тем не менее Резанов гнал коней через Сибирь, рискуя жизнью, чтобы как можно скорее вернуться в Петербург за разрешением на брак, а Кончита в течение года ежедневно приходила на побережье, ожидая появления русских кораблей на горизонте.
Разве это не лучшее доказательство того, что любовь оказалась «сильнее расчета»?..
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вернуться назад
Рок-опера «Юнона и Авось»
Источник: https://soundtimes.ru/myuzikly/yunona-i-avos
История создания и судьба современной оперы «Юнона и Авось» — Те кто мы есть
Несмотря на неоднозначность сюжета, «Юнона и Авось» уже на протяжении почти сорока лет собирает полные залы зрителей. Постановке предрекали тяжелую судьбу — из-за злободневности текстов и религиозных мотивов ее могли и вовсе не допустить до сцены. Но ее авторы пошли на риск, и исконно русское «Авось!» услышал весь мир.
Создание постановки: от музыкальных импровизаций до премьеры
В 1978 году композитор Алексей Рыбников представил режиссеру московского театра «Ленком» Марку Захарову несколько импровизаций на тему церковных песнопений. Захарову они понравились, и он захотел поставить спектакль на основе этих сочинений.
По его задумке, литературным источником должно было стать «Слово о полку Игореве». Своими планами он поделился с поэтом-шестидесятником Андреем Вознесенским. Но тот не поддержал режиссера, назвав идею славянофильской. Взамен он предложил поставить оперу по поэме «Авось!», написанную им в 1970 году.
Озадаченный и растерявшийся Захаров не стал сразу давать поэту ответ и решил ознакомиться с текстом, а позже согласился взять его за основу либретто.
После этого началась работа над современной оперой «Юнона и Авось» — называть ее рок-оперой тогда было рискованно из-за негативного отношения Министерства культуры к рок-музыке и всему, что с ней связано.
В 1980 году была записана аудиоверсия будущей постановки. Вокальные партии исполняли Геннадий Трофимов (граф Резанов), Анна Рыбникова (Кончита), Петерис Тилс (Фернандо). Впервые запись была представлена в церкви Покрова в Филях еще до первого показа «Юноны и Авось» на сцене. Но, из-за проблем с цензурой, массово пластинка с ариями была выпущена только в 1982 году.
Пластинка с аудиоверсией постановки была выпущена советской фирмой «Мелодия» в 1982 году
Судьба сценической версии современной оперы также вызывала у Захарова и Рыбникова опасения.
Причиной тому была выпущенная ранее постановка «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую комиссия допустила к показу только с одиннадцатого раза.
Но «Юнону и Авось» ждало другое будущее — поставить ее на сцене разрешили сразу же. Премьера состоялась в 1981 году. Главные роли исполнили Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов.
Специально для роли графа Резанова Николаю Караченцову пришлось брать уроки вокала у актера Павла Смеяна, который в постановке играл Главного Сочинителя
Сюжет постановки
Действие разворачивается в Российской империи в 1806 году. После смерти жены камергер Николай Резанов просит графа Румянцева отправить его в качестве дипломата в Калифорнию. России это сотрудничество необходимо — для процветания Аляски, Русской Америки. Но в ответ камергер слышит только отговорки.
Только после того, как Резанов соглашается взять на себя все расходы по приобретению двух кораблей — «Юнона» и «Авось», его «избирают на подвиг» во благо отечества. Прибыв в Калифорнию, Резанов получает приглашение на бал в честь дня рождения дочери губернатора Кончиты.
Девушка ангажирует иностранца на танец, чем вызывает ревность своего жениха Фернандо.
Ночью, когда Кончита молится перед ликом Девы Марии, Резанов приходит к ней с просьбой о любви. Девушка отдается ему. На следующий день Кончита исповедуется священнику, но он нарушает тайну исповеди.
Родители и Фернандо узнают о связи девушки и графа Резанова. Возмущенный жених вызывает камергера на дуэль, но терпит поражение.
В отчаянии он просит Резанова жениться на Кончите, иначе она не переживет позора.
После помолвки Резанов спешит скорее отплыть на родину, чтобы получить разрешение на брак с невестой-католичкой. Но в дороге у него начинается горячка. Ничего не знающая Кончита продолжает ждать и верить в скорейшее воссоединение с женихом.
Взгляд из-за рубежа
Зарубежные СМИ очень бурно отреагировали на премьеру, назвав ее антисоветской. Так, через несколько дней после первого показа в газете The New-York Times была опубликована рецензия, в которой говорилось о том, что постановка «содержит политический подтекст, который москвичи вряд ли упустят.
Граф вынужден бороться с равнодушными царскими бюрократами, которые употребляют явно современные формулировки вроде „напряженная международная обстановка“. Одна из его [графа Резанова] реплик звучит так: „Российская империя — тюрьма, но за границей тоже кутерьма“». После таких высказываний дорога за рубеж спектаклю была закрыта.
Но эту ситуацию разрешил французский модельер и театральный продюсер Пьер Карден. Именно он помог организовать зарубежные гастроли современной оперы. Благодаря его стараниям постановку увидели во Франции, Германии, Нидерландах и других европейских странах, а также на Бродвее.
Сам Карден по этому поводу говорил, что его не беспокоит денежный вопрос, он лишь хочет видеть взаимопонимание в российско-американских отношениях. «Я не думаю, что американцы достаточно знают о русских», — цитировали его слова журналисты Los Angeles Times.
«Уважаемый господин Карден, мы помним вас и любим». Фото было сделано накануне гастрольного тура в 1983 году
C 1981 года вплоть до наших дней «Юнона и Авось» без перерыва идет на сцене театра Ленинского комсомола М. А. Захарова. На протяжении 24 лет роль графа Резанова без дублера исполнял Николай Караченцов.
С его участием вышло две телеверсии постановки — в 1983 и 2002 годах. В поздней записи роль Кончиты исполнила Анна Большова.
В настоящее время в спектакле принимают участие Дмитрий Певцов, Семен Шкаликов, Александра Волкова, Анна Зайкова, Станислав Рядинский, Кирилл Петров, Алексей Кокорин и другие.
История любви графа Резанова и юной Кончиты покорила мир. Сложно сказать, сколько всего существует различных версий и адаптаций современной оперы. Ее ставили в театрах Польши, Венгрии, Чехии, Германии, Украины, Южной Кореи — но и этим список не ограничивается.
В одном из интервью композитор Алексей Рыбников рассказал, что к постановке готовилась американская адаптация оперы. Эту идею предложил бродвейский продюсер Джозеф Папп. Сценарий был переведён на английский язык, началась работа с артистами.
Но премьера не состоялась — помешала осуществлению проекта смерть Паппа.
«Юнона и Авось» стала источником вдохновения для многих режиссеров региональных театров России. Каждый автор привносит в эту историю что-то новое, что глубже раскрывает характеры героев.
Ритм-балет «Юнона и Авось» в Саратовском академическом театре оперы и балета
В 1985 году состоялась премьера ленинградской версии «Юноны и Авось». Ее представили участники ВИА «Поющие гитары» — сейчас это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера». Режиссёр Владимир Подгородинский ввёл в повествование совершенно нового персонажа, «душу Николая Резанова» — Звонаря.
В 2009 году во время фестиваля Пьера Кардена во Франции была представлена авторская версия постановки. Над ней работал коллектив Театра Алексея Рыбникова. В отличие от оригинальной оперы Ленкома, в обновлённом спектакле большее внимание уделяется именно музыкальной части.
Авторы кардинально изменили сценографию, сделав декорации более лёгкими и минималистичными.
Сцена из авторской версии постановки
«Юнона и Авось» до сих пор остаётся одной из самых востребованных постановок. Тексты, написанные ещё в советские годы, не теряют своей актуальности. Ведь эта опера — не только история любви, но и призыв ко всем людям жить в мире и согласии, без которых теряется смысл существования.
Источник: https://tkme.ru/articles/286/
Юнона и Авось
Камергер Резанов, похоронив жену, решил отдать все свои силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели исполнить желаемое путешествие.
Перед отъездом Резанов говорит, что с юных лет его терзает одно обстоятельство, впечатление, которое произвела на него икона Казанской Божьей Матери — с тех пор он относится к Деве Марии скорее как к возлюбленной женщине, нежели как к Матери Божьей.
Явившись ему в видении, Богородица говорит ему не ужасаться своему чувству и обещает молиться за него…
Под Андреевским флагом к берегам Калифорнии отплывают два корабля, «Юнона» и «Авось». В испанской в то время Калифорнии близится свадьба Кончиты, дочери губернатора, и сеньора Федерико.
Резанов от лица России приветствует Калифорнию, и губернатор приглашает его, как посла императора Александра, на бал в честь шестнадцатилетия своей дочери. На балу Резанов приглашает Кончиту на танец — и это событие становится роковым в их жизнях и в жизни Федерико.
Жених открыто ревнует, спутники Резанова заключают циничное пари, сможет ли тот «сорвать калифорнийский цветок». Мужчины понимают, что никто из них не отойдет в сторону без боя.
Ночью Кончита молится Деве Марии в своей спальне. К ней приходит Резанов со словами любви…
В душе Кончиты в этот момент зарождается ответное чувство, и она отвечает Резанову взаимностью.
Но счастливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Жених Кончиты вызывает его на дуэль. Дела Российско-Американской компании идут плохо. Скандал, вызванный поступками Резанова, заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско.
Совершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. А Кончита остается верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать пять лет — с шестнадцати до пятидесяти двух, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря Сан-Франциско оканчивает свои дни.
А спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой — Я тебя никогда не увижу.
Очень краткое содержание
Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились.
Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 42 лет. Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха.
Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели.
Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.
Описание рок-оперы
«Юнона» и «Авось» — одна из наиболее известных русских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор.
В названии спектакля «Юнона и Авось» использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.
В отличие от предшествующей рок-оперы Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую комиссия отклоняла 11 раз, новый спектакль был разрешён сразу.
При этом, по воспоминаниям Вознесенского, перед прохождением комиссии Захаров поехал с ним на такси в Елоховский собор, где они поставили свечки у иконы Казанской Божьей матери (которая упоминается в опере).
Три освященных иконки они привезли в театр и поставили в гримерке на столике у Николая Караченцова, Елены Шаниной и Людмилы Поргиной, исполнительницы роли Богоматери («Женщины с младенцем», как было написано в программке).
Премьера оперы «Юнона и Авось» состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Федерико).
Источник: https://avosya.ru/kratkoe-soderzhanie/spektaklej/yunona-i-avos/
«Юнона и Авось» — рок-опера Алексея Рыбникова
Театральной сенсацией назвали четверть века назад постановку режиссера Марка Захарова в театре им. Ленинского Комсомола рок-оперы Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского «Юнона и Авось». И не удивительно, тогда в далеком 1981 году православные молитвы и песнопения, Андреевский флаг, Богоматерь с младенцем Иисусом на сцене Ленкома – все это казалось чудом. А история этого произведения началась со встречи Рыбникова и Вознесенского.
«Юнона и Авось» – реальная, хоть и печальная, история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии Кончиты Аргуэльо де ля Консепсьон. Огромная разница в возрасте, тысячи километров, разделяющие влюбленных, не позволят влюбленным жить счастливо.
Эта возвышенно-трагическая история любви вдохновила Андрея Вознесенского на создание поэмы «Авось», которая позднее была переработана автором в либретто оперы.
Рыбников же давно хотел соединить традиционные православные песнопения с элементами современного музыкального языка.
И когда к нему подошел Андрей Вознесенский с текстом своей поэмы «Авось», написанной на основе подлинных исторических фактов, Рыбников начал работать над рок-оперой.
Премьера состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола. В главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Фернандо).
За тридцать с лишним лет спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идет с неизменным аншлагом. Исполнители главных ролей несколько раз менялись, хотя в роли Николая Резанова неизменно, вплоть до несчастного случая, выступал Николай Караченцов.
В настоящее время эту роль исполняет Дмитрий Певцов, Фернандо – Виктор Раков, а роль Кончиты играли Анна Большова, затем Алла Юганова.
31 декабря 1985 года в Санкт-Петербурге состоялась премьера рок-оперы «Юнона и Авось» в исполнении ВИА «Поющие гитары».
Летом 2009 года во Франции Государственный театр под руководством композитора Алексея Рыбникова представил новую постановку рок-оперы «Юнона и Авось», вокальные номера в которой поставлены Жанной Рождественской.
Cюжет рок-оперы «Юнона и Авось»
Два парусных корабля «Юнона» и «Авось» под российским флагом прибывают в Калифорнию, где капитан брига «Авось» русский граф Николай Петрович Резанов полюбил местную красавицу Марию дела Концепсион Аргуэльо, дочь коменданта крепости Сан-Франциско.
Любовь графа и молодой испанки вызвала ревность и ненависть влюбленного в нее соперника. Срочный отъезд Рязанова на родину разлучил влюбленных. Несколько лет ожидая разрешения на брак с католичкой, граф умер под Красноярском, так и не добившись его.
А Кончита прождала его 35 лет, до тех пор, пока не получила достоверных сведений о его смерти, после чего дала обет молчания и удалилась в монастырь.
Видео рок-оперы
Источник: https://vmiremusiki.ru/rok-opera-yunona-i-avos-aleksej-rybnikov.html
Рок-опера "Юнона и Авось". Справка
2011-07-09T09:40+0400
2011-07-08T15:56+0400
https://ria.ru/20110709/398935286.html
Рок-опера «Юнона и Авось». Справка
https://cdn25.img.ria.ru/images/24117/99/241179970_0:0:3080:1734_1036x0_80_0_0_0652490713d73afdff7efc180aadef6b.jpg
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
«Юнона и Авось» – одна из наиболее известных современных опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Первый ее показ на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленком») состоялся 9 июля 1981 года.
В конце 1970-х годов известный композитор Алексей Рыбников увлекся созданием музыкальных импровизаций на основе православных песнопений. Однажды он продемонстрировал свои наработки художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову, после чего тот загорелся идеей создать на их основе оперу по мотивам «Слова о полку Игореве».
Было принято решение обратиться к Андрею Вознесенскому для написания либретто к опере. Вознесенский не поддержал эту идею, а взамен предложил использовать свою поэму «Авось», созданную в 1970 году. Ему удалось убедить Рыбникова и Захарова, после чего пошла работа по адаптации поэмы к сцене.
Пришлось поработать над многими сценами и ариями.
Поскольку слово «рок-опера» в то время было запрещено (как и рок-музыка вообще), авторы назвали произведение «современная опера».
Постановка танцевальных номеров была осуществлена балетмейстером Владимиром Васильевым.
В основу сюжета поэмы и рок-оперы легла романтическая история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии Кончиты Аргуэльо де ля Консепсьон.
Камергер Резанов, похоронив жену, решил отдать все свои силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели исполнить желаемое путешествие.
Перед отъездом Резанов говорит, что с юных лет его терзает одно обстоятельство, впечатление, которое произвела на него икона Казанской Божьей Матери — с тех пор он относится к Деве Марии скорее как к возлюбленной женщине, нежели как к Матери Божьей.
Явившись ему в видении, Богородица говорит ему не ужасаться своему чувству и обещает молиться за него.
Под Андреевским флагом к берегам Калифорнии отплывают два корабля, «Юнона и Авось». В испанской в то время Калифорнии близится свадьба Кончиты, дочери губернатора, и сеньора Федерико.
Резанов от лица России приветствует Калифорнию, и губернатор приглашает его, как посла императора Александра, на бал в честь шестнадцатилетия своей дочери. На балу Резанов приглашает Кончиту на танец – и это событие становится роковым в их жизнях и в жизни Федерико.
Жених открыто ревнует, спутники Резанова заключают циничное пари, сможет ли тот «сорвать калифорнийский цветок». Мужчины понимают, что никто из них не отойдет в сторону без боя.
Ночью Кончита молится Деве Марии в своей спальне. К ней приходит Резанов со словами любви.
В душе Кончиты в этот момент зарождается ответное чувство, и она отвечает Резанову взаимностью. Но счастливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Жених Кончиты вызывает его на дуэль, во время которой Федерико погибает. Русские вынуждены срочно покинуть Сан-Франциско.
Совершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. А Кончита остается верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать пять лет – с шестнадцати до пятидесяти двух — она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря Сан-Франциско оканчивает свои дни.
В первом составе спектакля были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончитта), Александр Абдулов (Федерико). Сразу же после выхода опера стала самым обсуждаемым событием в культурной жизни столицы.
Рок-опера «Юнона» и «Авось» успешно прошла испытание временем – спектакль идет до сих пор с неизменными аншлагами. За 30 летнюю историю сменилось шесть исполнительниц роли Кончиты и три камергера Резанова.
В настоящее время на сцене театра «Ленком» роль камергера, графа Николая Резанова исполняют народные артисты России Дмитрий Певцов и Виктор Раков; Кончиты – Алла Юганова и Александра Волкова.
Существует две телеверсии спектакля – 1983 и 2002 годов. В первой версии запечатлен классический вид спектакля с Николаем Караченцовым, Еленой Шаниной и Александром Абдуловым. Во второй версии, снятой к 20-летию спектакля, заняты Николай Караченцов, Анна Большова и Виктор Раков.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник: https://ria.ru/20110709/398935286.html
Краткое содержание рок-оперы "Юнона и Авось" Алексея Рыбникова
В церкви отпевают покойную жену графа Резанова. Вдовец расстроен смертью Анны. Граф хочет отвлечься от печальных мыслей. Поэтому он просит позволения отправиться в кругосветное путешествие.
Резанов готов приобрести за свой счёт две шхуны на верфи. Он хочет дать им названия. Шхуны будут называться «Юнона» и «Авось». Граф намерен отправиться в плавание, путь его будет лежать к берегам Нового света.
Усталость владеет душой графа. Тоска живёт в его сердце. Графу не даёт покоя взгляд Казанской Божьей Матери, увиденный им в детстве. А ещё его преследуют глаза неизвестной женщины.
Графу было дано позволение на экспедицию. Резанову поручили позаботиться об образовании и участи жителей русской Америки. Император Александр Павлович взял детей Резанова под свою опеку на всё время его отсутствия.
Граф обязан покинуть Россию 23 июля 1806 года. Шхуны вышли в море под Андреевским флагом. По пути команда заболела цингой, на шхунах закончились продукты.
У девушки есть жених. Федерико собирается к отцу Кончиты, он хочет просить руки любимой. Федерико сочинил прекрасную балладу в честь своей возлюбленной.
Граф Резанов влюбился в прекрасную девушку. Он готов увезти её с собой. Граф пишет письмо в Россию. Он рассказывает о событиях, которые произошли с командой во время плавания. Его прерывает матрос. Он сообщает о том, что по городу ходят слухи о связи Кончиты и графа. Родители возили бедную девушку на исповедь. Дочь губернатора во всём призналась.
Федерико, жених Кончиты, потерял голову от ревности и ненависти. Он грозится заколоть обидчика. Оскорблённый жених пришёл к графу. Федерико обвиняет Резанова в том, что он обесчестил его невесту. Жених Кончиты вызывает соперника на поединок. Федерико умоляет графа не покидать девушку. Он просит Резанова о том, чтобы он увёз Кончиту в Россию. Если граф оставит девушку, она достанется смерти.
Идёт помолвка графа Резанова и Кончиты. Теперь они официально стали женихом и невестой. Но Резанову нужно получить согласие Российского императора на брак.
И граф вынужден вернуться в далёкую Россию. Кончита трогательно прощается с возлюбленным. Она хочет поехать с графом. Девушка расстроена, она не желает, чтобы Резанов уезжал. Кончите кажется, что она теряет любимого человека. Плохие мысли не оставляют и графа. Ему кажется, что он больше никогда не увидит любимую.
Граф возвращается в Россию. Но до Петербурга он не добрался. В маленькой сибирской деревне несчастный граф умирает от жестокой горячки. Жизнь кончена, и в последние минуты Резанов слышит слова Божьей матери.
В монастырской келье Кончита обращается к любимому человеку. Она говорит, что ждала графа долго. Каждый день она оставляла на окне свечу. Кончита надеялась, что свеча озарит путь графа. Тридцать лет ждала Кончита своего возлюбленного, но так и не дождалась. Ей казалось, что граф в пути. Дочь губернатора отказывала всем женихам. Когда ей сообщили о смерти Резанова, она не поверила.
Свои дни Кончита закончила в монастыре. Она покинула мир только тогда, когда увидела подлинные бумаги, которые подтверждали смерть графа.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/kratkoe-soderzhanie-rok-opery-yunona-i-avos-alekseya-rybnikova/
Кто нибудь смотрел Юнону и Авось? Помогите, пожалуйста, скажите краткое содержание. Очень прошу!
♥ Золотко ツ Высший разум (295760) 10 лет назад Самое краткое: Два парусных корабля «Юнона» и «Авось» под российским флагом прибывают в далёкую Калифорнию, где граф Резанов, капитан брига «Авось» , полюбил юную красавицу Кончитту, чем вызвал ревность и ненависть влюблённого в неё соперника.
Более полное:Духовная удушливость, невыносимость существования в России заставляют Резанова искать новых земель для осуществления вечной мечты о свободной стране для русских людей. Рязанов осознает утопичность своих замыслов, однако упорно подает одно прошение за другим с просьбой разрешить ему путешествие в Калифорнию.Отказы сломили его волю.
В отчаянии Резанов молится Богоматери, признаваясь в своём самом сокровенном и пугающем его чувстве — любви к Богоматери как к женщине. Рязанова охватывает болезненное наваждение и он слышит неземной голос, благословляющий его. Вслед за этим, мечта Рязанова осуществляется наяву — он получает высочайшее разрешение на путешествие.
После тяжелейшего пути через тихий океан Резанов вступает в контакт с испанскими монахами-францисканцами и с губернатором Сан-Франциско Хосэ Дарио Аргуэльо. Будучи приглашённым на приём к губернатору, Резанов знакомится с его дочерью — шестнадцатилетней Консепсией де Аргуэльо.
На балу жених Кончиты Федерико поёт сонет о печальной судьбе двух влюблённых, а Резанову видится в Кончите земное воплощение мучающей его сверхъестественной страсти.Ночью в саду Резанов слышит разговор Кончиты и Федерико об их предстоящей помолвке. Не в силах справиться с охватившим его чувством, он проникает в спальню к Кончите.
Рязанов умоляет её о любви, а потом, несмотря на всё отчаяние девушки, овладевает ею.. . И вновь слышится печальный, тихий неземной голос. В душе Кончиты в этот момент зарождается любовь, а в душе Резанова остаются только отчаяние и горечь.С этого момента счастливая фортуна отворачивается от Резанова.
Его поступок заставляет жениха Кончиты вызвать камергера на дуэль, во время которой Федерико погибает. Русские вынуждены срочно покинуть Сан-Франциско.В своём письме к Румянцеву Резанов пишет, что его мечты о просветлении душ человеческих в новых русских колониях разбились в прах, и он мечтает об одном: вернуть корабли и моряков в Россию.
После тайной помолвки с Кончитой, Резанов пускается в обратный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. Кончита остаётся верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать лет, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря в Сан-Франциско оканчивает свои дни.
Источник: Всё тут: https://www.musicals.ru/russian/juno.php
R@dug@ Гуру (4704) 10 лет назад
Источник: Советую всё таки посмотреть.
Ксения Горячева Профи (709) 3 года назад Самое краткое:Два парусных корабля «Юнона» и «Авось» под российским флагом прибывают в далёкую Калифорнию, где граф Резанов, капитан брига «Авось» , полюбил юную красавицу Кончитту, чем вызвал ревность и ненависть влюблённого в неё соперника.Более полное:Духовная удушливость, невыносимость существования в России заставляют Резанова искать новых земель для осуществления вечной мечты о свободной стране для русских людей. Рязанов осознает утопичность своих замыслов, однако упорно подает одно прошение за другим с просьбой разрешить ему путешествие в Калифорнию.Отказы сломили его волю.
В отчаянии Резанов молится Богоматери, признаваясь в своём самом сокровенном и пугающем его чувстве — любви к Богоматери как к женщине. Рязанова охватывает болезненное наваждение и он слышит неземной голос, благословляющий его. Вслед за этим, мечта Рязанова осуществляется наяву — он получает высочайшее разрешение на путешествие.
После тяжелейшего пути через тихий океан Резанов вступает в контакт с испанскими монахами-францисканцами и с губернатором Сан-Франциско Хосэ Дарио Аргуэльо. Будучи приглашённым на приём к губернатору, Резанов знакомится с его дочерью — шестнадцатилетней Консепсией де Аргуэльо.
На балу жених Кончиты Федерико поёт сонет о печальной судьбе двух влюблённых, а Резанову видится в Кончите земное воплощение мучающей его сверхъестественной страсти.Ночью в саду Резанов слышит разговор Кончиты и Федерико об их предстоящей помолвке. Не в силах справиться с охватившим его чувством, он проникает в спальню к Кончите.
Рязанов умоляет её о любви, а потом, несмотря на всё отчаяние девушки, овладевает ею.. .И вновь слышится печальный, тихий неземной голос. В душе Кончиты в этот момент зарождается любовь, а в душе Резанова остаются только отчаяние и горечь.С этого момента счастливая фортуна отворачивается от Резанова. Его поступок заставляет жениха Кончиты вызвать камергера на дуэль, во время которой Федерико погибает. Русские вынуждены срочно покинуть Сан-Франциско.В своём письме к Румянцеву Резанов пишет, что его мечты о просветлении душ человеческих в новых русских колониях разбились в прах, и он мечтает об одном: вернуть корабли и моряков в Россию.
После тайной помолвки с Кончитой, Резанов пускается в обратный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. Кончита остаётся верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать лет, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря в Сан-Франциско оканчивает свои дни.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/26027958