Анализ стихотворения блока о доблестях, о подвигах, о славе

Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

Значительный пласт поэзии в творчестве Александра Блока занимает любовная лирика, дополнительной таинственности которой добавляет стильный блоковский символизм. Чаще всего строки поэта обращены к таинственной Незнакомке, но стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе» стоит особняком, так как оно посвящено одному из этапов отношений Блока со своей женой, Любовью Менделеевой. Анализ поможет понять подтекст строк, что позволит сопереживать герою и по достоинству оценить стих.

Александр и Любовь

Обыватели сегодняшнего дня назвали бы отношения Александра Блока и Любови Менделеевой, отчасти, свободными. Супруги могли надолго расходиться и иметь связи на стороне, после чего снова соединялись для попытки найти счастье, но каждый видел его по-своему. Стихотворение имеет прямое отношение к трём людям:

  1. Александру Блоку.
  2. Любови Менделеевой.
  3. Александру Белому.

Именно к поэту Белому через 5 лет после замужества с Блоком уходит Любовь. Новый роман супруги не сложился и вскоре она вернулась в слезах и попросила прощения, но это был не единственный длительный флирт Менделеевой, поэтому степень прощения Блоком её грехов под вопросом. Строки «О доблестях, о подвигах…» посвящены именно тому периоду жизни, когда супруга ушла к Белому.

Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

По словам очевидцев того времени, Блок был сильно влюблён в Любовь, но это была более не плотское чувство мужчины к женщины, а отношение поэта к Музе.

Даже после венчания они не сразу стали делить супружеское ложе, так как автор бессмертных строк боялся нарушить духовную гармонию отношений (в первую брачную ночь муж поцеловал жену и отправился спать в другую комнату).

Тем не менее, Александру было больно от измены, которая предвещала долгую разлуку.

Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.

Конечно, лицо не забыто, а игла в сердце вызывает боль, тем не менее, автор строк пытается забыть супругу, что показывает символизм в виде брошенного в ночь кольца.

Когда пропадает Муза

Пусть у супругов и был и абсолютно разный темперамент, но они были прочно связаны узами церкви и дружескими отношениями с детства. В момент, когда ушла Любовь у Блока было несколько романтических отношений, но было скорее поиск новой Музы, чем желание сексуальных утех.

Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою…

Блок пишет о страсти, которая его терзает в этот период жизни, но это скорее желание страсти, чем её прямое проявление. Обычный момент для мужчины, который начинает сильнее желать женщину, когда её теряет. Александр пытался вернуть отношения, что видно и без анализа из строк:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Но разлука продолжала пиршествовать и синий плащ супруги все удалялся и постепенно растворялся в тумане жизни. При всей боли утраты, Блок сохраняет к Менделеевой искренние чувство, он не изливает гнев и не шлёт проклятия, а пишет:

Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Ждёт ли более возвращения жены или Музы – это вопрос, но на сердце поэта тяжёлый груз, который приводит к развенчанию мечты о долгой и славной жизни. Фото Менделеевой убирается со стола, что означает желание поскорее забыть лицо, которой вдохновляло его на творческие подвиги и саму жизнь.

Справедливости ради отметим, что временный разрыв отношений не был простой изменой Менделеевой, так как в этот момент жизни слишком ярко проявилось различие темпераментов супругов.

После воссоединения брак продолжился не без размолвок и временных расставаний, но достаточно прочно для посторонних. Любовь ещё ни раз была замечена на стороне, Александр не во все моменты был свят, но сохранял юношеские чувства к «Любаше».

Супруга на 18 лет пережила мужа и последние слова умирающей были: «Сашенька», что говорит о многом.

Текст

  • О доблестях, о подвигах, о славеЯ забывал на горестной земле,Когда твое лицо в простой оправе
  • Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.Я бросил в ночь заветное кольцо.Ты отдала свою судьбу другому,

  1. И я забыл прекрасное лицо.
  2. Летели дни, крутясь проклятым роем…Вино и страсть терзали жизнь мою…И вспомнил я тебя пред аналоем,
  3. И звал тебя, как молодость свою…
  4. Я звал тебя, но ты не оглянулась,Я слезы лил, но ты не снизошла.Ты в синий плащ печально завернулась,
  5. В сырую ночь ты из дому ушла.
  6. Не знаю, где приют твоей гордынеТы, милая, ты, нежная, нашла…Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
  7. В котором ты в сырую ночь ушла…
  8. Уж не мечтать о нежности, о славе,Все миновалось, молодость прошла!Твое лицо в его простой оправе
  9. Своей рукой убрал я со стола.

1908 год

Слушаем стих

Стихотворение читает Николай Чиндяйкин.

Источник: https://stihirus24.ru/aleksandr-blok/359-o-doblestyakh-o-podvigakh-o-slave.html

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока

В раннем творчестве Александра Александровича Блока тема любви была одной из центральных и животрепещущих тем. Однако в более позднем периоде она уступила место разочарованию и тоске по утраченным идеалам.

Подобное настроение поэта особенно остро чувствуется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…», вошедшим в цикл «Возмездие».

Приводим краткий анализ «О доблестях, о подвигах, о славе…» по плану, который будет полезен при подготовке учащихся к уроку литературы в 11 классе.

Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О доблестях, о подвигах, о славе.
  • История создания – Стихотворение было написано в 1908 году, и вошло в цикл под названием «Возмездие».
  • Тема стихотворения – Разочарование в любви.
  • Композиция – Кольцевая композиция.
  • Жанр – Любовное послание.
  • Стихотворный размер – Пятистопный ямб с перекрестной рифмой.
  • Метафоры – «когда твое лицо в простой оправе», «ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо».
  • Эпитеты – «горестная», «сырая», «проклятый».
  • Олицетворения – «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».
  • Сравнения – «И звал тебя, как молодость свою».
  • Инверсия – «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».
  • Архаизмы – «гордыня», «аналой».

Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. В течение шести лет он посвятил ей почти семь сотен лирических стихотворений, написанных с большой любовью.

Неудивительно, что серьезным ударом для Блока стала измена любимой женщины, с которой он к тому времени обвенчался. Любовь Дмитриевна покинула поэта ради его близкого друга, поэта Андрея Белого.

Уход супруги, которую он с таким трепетом боготворил все это время, опустошила Александра Александровича. Утратив иллюзии и былые идеалы, он был морально уничтожен, и долго не мог оправиться после предательства.

Впоследствии Любовь Дмитриевна вернулась к супругу, но былого чувства он уже не испытывал к ней.

Глубокое эмоциональное потрясение стало причиной создания цикла «Возмездие». Однако, несмотря на красноречивое название, в нем автор не пытался расквитаться с изменницей за причиненную душевную боль. В цикл вошло и стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», проникнутое душевными терзаниями и изнеможением поэта.

Главная тема произведения – разочарование в любви. Измена и уход некогда столь любимой женщины оставляют глубокую рану в душе поэта. Он не готов простить предательство и принимает для себя решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной.

В попытке избавиться от душевных терзаний, лирический герой пускается во все тяжкие. Однако ни вино, ни другие женщины не в состоянии залатать ту брешь, которую оставил после себя уход любимой. Все стихотворение пронизано унынием, тоской и горьким послевкусием измены.

Герой видит смысл жизни лишь в любви, и никакие земные радости не способны заменить прелести жизни духовной. Однако сильная любовь не проявляется в полумерах – она либо окрыляет и возносит до небес, либо полностью уничтожает.

Стихотворение имеет кольцевую композицию, в которой первая строфа повторяет последнюю, но при этом противопоставляется ей. Данный прием является причиной замыкания произведения в некий безысходный круг. Лирический герой наполнен горечью и отчаянием, он подавлен утратой своей мечты и былых идеалов.

Однако он все же страстно мечтает вернуть любовь, и этим желанием пронизано все стихотворение, что подчеркивается синтаксическим параллелизмом и двойной анафорой.

Стих написан в жанре любовного послания. Лирический герой обращается к любимой женщине, покинувшей его. Он страстно мечтает вернуть ее, а вместе с ней – то сильное чувство, которое он некогда испытывал.

Предательство возлюбленной глубоко ранит героя, утратившего смысл жизни. Дни без любви летят «проклятым роем», и ничто не предвещает душевного покоя.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Для придания большей выразительности автор использовал в своем произведении много символов, среди которых встречается и традиционная христианская символика. Так, «заветное кольцо» – это символ верности, аналой – символ любви и верности, ночь олицетворяет собой тьму и неизвестность, а синий цвет плаща – измену.

При помощи ярких эпитетов («горестная», «проклятый»), олицетворений («летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою») и метафор («ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо») поэт описывал переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Любовь же он сравнивал с безвозвратно ушедшей молодостью («И звал тебя, как молодость свою»).

Каждая фраза наполнена глубоким смыслом и символами, скрывающими страдание, печаль и отчаяние лирического героя.

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 40.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/blok/o-doblestyah-o-podvigah-o-slave.html

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока | Литерагуру

Для Александра Блока любовь шла отдельной строкой в творчестве. Для него это чувство было соизмеримо со вспышкой. Посвящая шесть лет стихи Любови Менделеевой, Блок идеализировал жену. Но, когда огонь любви погас, пришло время для написания стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе».

История создания

Когда первый восторг от великого чувства канул в небытие, Александр Блок создал цикл «Возмездие». В нём он не желал расквитаться с женой за измену, а осуждал самого себя. Все стихотворения этого цикла проникнуты ощущениями изнеможения и душевного разорения.

«О доблестях, о подвигах, о славе» поэт размышлял за день до нового 1909 года. Это стихотворение имеет реальную основу – любовный треугольник между Александром Блоком, Любовью Дмитриевной и Андреем Белым. Уход супруги полностью опустошил творца, он потерял свой божественный идеал. Далее следовало возвращение жены, но с ним не пришла прежняя любовь.

Жанр, композиция, направление и размер

Стихотворение написано в жанре любовного послания. К сожалению, это послание прошедшей любви, она ушла уже теперь навсегда. Чтобы описать своё состояние, Блок вновь прибегает к символизму. В качестве размера поэт выбирает пятистопный ямб, рифма же перекрёстная.

Выбор кольцевой композиции обуславливается тем, что герою необходимо принять решение и вернуться к началу.

Образы и символы

Своё любовное послание Александр Блок посвящает портрету. Он служит одним из символов прошлого, но для поэта это живой одухотворённый образ его любимой. Создаётся впечатление, что в портрете заключён весь мир.

Портрет жены Блока стоит на аналое – четырёхугольном столике, который стоит в храме перед иконостасом. Также перед аналоем проходит таинство венчания. Дело в том, что любовь поэт сравнивал с божественной светлой силой, и клятвы в верности ей для него значили всё. Изображение, стоящее на аналое – это символ преданности мужа и предательства жены.

Центральным образом стихотворения служит «заветное кольцо», которое лирический герой выбрасывает. Ведь клятва верности нарушена. Даже время суток (ночь) тоже своего рода знак. Она выступает в роли неизвестности. Ещё одной немаловажной деталью выступает синий цвет плаща. В средневековье он являлся символом измены.

Лирический герой разговаривает с портретом своей, теперь уже далёкой, жены. Он надеется, что его слова донесутся до любимой. Её изображение, не омраченное событиями последних лет, заставляет супруга забыть о горе, доблести  и о славе.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения — разочарование в любви. Мотивом проходит возмездие самому себе и изменившей идеалам верности жене. Такую любовь лирический герой не принимает и решает расстаться, закрыв любые воспоминания для себя, в том числе и портрет. Также прослеживается мотив разврата, ведь вино и продажные женщины – вот новая «семья» покинутого мужчины.

Основным индикатором настроения служит уже упомянутый цвет. Он навевает печаль, тоску и горькое послевкусие измены.

Идея

Главная мысль в стихотворении воплощается в том, что с уходом любимого человека лирический герой теряет смысл жизни и веру в светлый идеал любви. Духовную жизнь ему заменили вино и страсть, смешанные с горестью утраты.

Его Прекрасная Дама растворилась в синем плаще. Это уничтожает поэта до конца. В этом и весь смысл любви — она окрыляет или уничтожает.

Средства художественной выразительности

Любовные переживания Блока окрасили в нужный оттенок эпитеты (горестная земля, заветное кольцо, сырая ночь, проклятым роем). Образ героини рисуют метафоры (в простой оправе и синий плащ). Также в создании образа участвуют олицетворения (сияло на столе, летели дни).

Кроме того, Александр Блок использует рефрен, чтобы усилить эффект горечи от расставания с идеалом.

Ксения Митрошина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-o-doblestyah-o-podvigah-o-slave-a-a-bloka/

Анализ стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" Блока — Сочинение

«О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908)

Тема любви в творчестве Александра Блока зани­мает очень много места. Любовь поэт всегда воспри­нимал как органичное соединение радости и печали. Его идеал — женщина утончённая и возвышенная, гордая и доверчивая, прекрасная и нежная. Этот образ не находил земного воплощения.

Поэт был сильно увлечён Любовью Дмитриевной Менделеевой. Ей он посвятил цикл «Стихи о Пре­красной Даме». Всё, что написано в нём, проникнуто жаждой «в земном увидеть неземное» (В. Брюсов). Шесть лет посвящал Блок стихи этой женщине — до 1903 года, когда они обвенчались.

Читайте также:  Жизнь и творчество кира булычёва

На этом лириче­ский дневник, обращённый к Прекрасной Даме, за­кончился, и в поэтический мир Блока вошли новые темы и образы.

Сюжет стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» и образ его лирического героя автобиографичны — оно написано в тот период жизни, когда жена Блока ушла к его близкому другу, поэту Андрею Белому.

Это стихотворение входит в цикл «Возмездие», в котором поэт предрекает скорый суд и расплату обществу, поработившему человека. Первая строчка стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» обманывает ожидание читателя.

Кажется, что речь пойдёт о высоком гражданском долге. Но любовные переживания для лирического героя оказываются не менее важными. Безгранична горечь его утраты.

А настроение произведения сразу определяет эпитет: «на горестной земле».

По жанру стихотворение можно назвать любовным посланием. Лирический герой беседует со своей да­лёкой возлюбленной, которая ушла от него. Её пор­трет он воспринимает как живой, одухотворённый образ.

Он разговаривает с ним так, будто любимая может услышать эти слова, осознать свою ошибку и вернуться.

Глядя на портрет любимой женщины, лирический герой забывает не о своих горестях и бедах, а о доблестях, подвигах и славе — это говорит нам о том, чем полна его душа.

Во второй строфе центральным образом является «заветное кольцо» — традиционный символ верно­сти. Уход возлюбленной вызывает отчаяние — лири­ческий герой выбрасывает «заветное кольцо». Ночь здесь символизирует тьму и неизвестность.

Однако значение символа никогда не может быть исчерпано до конца, и в этом случае оно может быть воспринято шире: ночь — время разгула бесовских сил. Отчаяние и потеря смысла жизни описаны эпитетами (прокля­тый рой; сырая ночь).

О том, как много значила для героя его избранница, говорит сравнение: «звал тебя, как молодость свою».

Символично, что герой вспоминает свою возлюб­ленную перед аналоем. Аналой — высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы и священные книги. Перед аналоем в храме проводится обряд венчания. Этот образ использован автором, чтобы показать, как дороги его лирическому герою клятвы вечной любви и верности.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни. Теперь его терзают вино и страсть, и это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на неё, которая сжигает и опустошает его душу.

В этот не­простой период поэт порывает со своими друзьями- символистами, топит своё отчаяние в вине. Но глав­ной темой его стихов всё же осталась любовь.

Однако та женщина, которой поэт посвящает свои стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая искуситель­ница и разрушительница. Эта страсть сжигает поэта, и он не может вырваться из-под её власти.

  • В последней строфе стихотворения мы видим, что лирическому герою удаётся принять зрелое решение:
  • Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.
  • Первая строка последней строфы: «Уж не мечтать о нежности, о славе…» — завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию.

Блок включает в стихотворение свой любимый синий цвет — «синий плащ», который, по словам Марины Цветаевой, был до тоски любим всей Россией. В искусстве позднего Средневековья синий цвет обозначал измену, о чём, безусловно, было хо­рошо известно поэту.

В стихотворении есть повторы и рефрены: простая оправа; синий плащ; сырая ночь — каждая из этих важных для поэта деталей повторяется дважды.

Размер стихотворения — пятистопный ямб. Рифма перекрёстная.

Здесь искали:

  • о доблестях о подвигах о славе анализ
  • о доблестях о подвигах о славе
  • анализ стихотворения о доблестях о подвигах о славе

Источник: https://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-o-doblestyah-o-podvigah-o-slave-bloka/

Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» | Инфошкола

Это – стихотворение из сборника «Возмездие» (1908-1913). Лейтмотивом поэмы «Возмездие» и одноименного сборника стало «неминуемое ожидание фатального и стихийного возмездия «исторической юности», «нового варварства».

В феврале1908 г. Любовь Дмитриевна Блок, жена Александра Александровича, решила «поступить на сцену», покинуть дом и Петербург.

Причиной этому стало желание «по-своему подвести итоги и разрубить гордиевы узлы мучительно сложных и болезненных семейных отношений 1904-1907 гг.» Тогда же, в составе труппы, собранной В. Э.

Мейерхольдом для игры в провинции, Л. Д. Блок уехала на гастроли, на юг России.

В этом стихотворении поэт, смотря на портрет любимой женщины, размышляет о своих взаимоотношениях с ней. Слова «твое лицо в простой оправе // Передо мной сияло на столе» подчеркивают особые чувства, которые испытывает к ней поэт. Он пишет, что настало время, и они расстались.

  • «Я бросил в ночь заветное кольцо» — эти слова говорят нам, что Блок поначалу не сожалел о случившемся, вскоре забыв ее «прекрасное лицо». Через некоторое время былые чувства дали о себе знать:
  • Летели дни, крутясь проклятым роем…
  • Вино и страсть терзали жизнь мою…
  • И вспомнил я тебя пред аналоем,
  • И звал тебя, как молодость свою…

Почему в этом четверостишии столько многоточий? Блоку трудно подбирать правильные слова, он задыхается от нахлынувших воспоминаний.

Очевидно, Любовь Дмитриевна действительно была тем человеком, ради которого даже после столь холодной разлуки и трех лет раздора, поэт готов был идти даже в ад. Блок вспоминает, как они венчались в церкви – «по свидетельствам современников, венчание А. А. Блока и Л. Д.

Блок произвело на всех свидетелей исключительно сильное и светлое впечатление: все чувствовали себя «участниками мистерии». В момент поэтической кульминации, в момент наивысшего напряжения, Блок отдельным четверостишием вспомнил небольшой момент. Это был момент их расставания.

Хотя, как сказать… Скорее Любовь Дмитриевна бросила его. Ведь, как он сам пишет, «я звал тебя, но ты не оглянулась, // Я слезы лил, но ты не снизошла».

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Здесь можно обратиться к письмам Блока. Например, 4 апреля1908 г. он пишет своей возлюбленной: «Я совершенно не знаю ваших маршрутов и не имею понятия, куда писать. Это письмо пишу наугад. …Ты пишешь, что я могу спрашивать.

Я спрашиваю, прежде всего, представляется ли тебе все будущее совершенно вне меня, или ты просто можешь судить теперь только о близком будущем?» Блок приходит к выводу, что «все миновалось», ни к чему эти воспоминания и мечты, и, вытерев слезы, пишет громовыми, торжественными словами:

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvoreniya-a-bloka-o-doblestyax-o-podvigax-o-slave/

Анализ стихотворения Блока О доблестях о подвигах



Тема любви в творчестве Александра Блока занимает очень много места. Любовь поэт всегда воспринимал как органичное соединение радости и печали. Его идеал — женщина утонченная и возвышенная, гордая и доверчивая, прекрасная и нежная. Этот образ не находил земного воплощения.

Поэт был сильно увлечён Любовью Дмитриевной Менделеевой. Ей он посвятил цикл «Стихи О Прекрасной Даме». Всё, что написано в нём, проникнуто жаждой «в земном увидеть неаемноез (В. Брюсов). Шесть лет посвящал Блок стихи этой женщине — до 1903 года, когда они обвенчались.

На этом лирический дневник, обращённый к Прекрасной Даме, закончился, и в поэтический мир Блока вошли новые темы и образы. Сюжет стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе … » И образ его лирического героя автобиографичны — оно написано в тот период жизни, когда жена Блока ушла к его близкому другу, поэту Андрею Белому.

Это стихотворение входит в цикл «Возмездие », в котором поэт предрекает скорый суд и расплату обществу, поработившему человека. Первая строчка стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе … » обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдёт о высоком гражданском долге.

Но любовные переживания для лирического героя оказываются не менее важными. Безгранична горечь его утраты. А настроение произведения сразу определяет эпитет: «на горестной земле».

По жанру стихотворение можно назвать любовным посланием. Лирический герой беседует со своей далёкой возлюбленной, которая ушла от него. Её портрет он воспринимает как живой, одухотворённый образ.

Он разговаривает с ним так, будто любимая может услышать эти слова, осознать свою ошибку и вернуться.

Глядя на портрет любимой женщины, лирический герой забывает не о своих горестях и бедах, а о доблестях, подвигах и славе — это говорит нам о том, чем полна его душа.

Во второй строфе центральным образом является «заветное кольцо » — традиционный символ верности. Уход возлюбленной вызывает отчаяние — лирический герой выбрасывает «заветное кольцо ». Ночь здесь символизирует тьму и неизвестность.

Однако значение символа никогда не может быть исчерпано до конца, и в этом случае оно может быть воспринято шире: ночь — время разгула бесовских сил. Отчаяние и потеря смысла жизни описаны эпитетами (проклятый рой; сырая ночь).

О том, как много значила для героя его избранница, говорит сравнение: «звал тебя, как молодость свою».

Символично, что герой вспоминает свою возлюбленную перед аналоем. Аналой — высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы и священные книги. Перед аналоем в храме проводится обряд венчания. Этот образ использован автором, чтобы показать, как дороги его лирическому герою клятвы вечной любви и верности. Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни.

Теперь его терзают вино и страсть, и это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на неё, которая сжигает и опустошает его душу. В этот непростой период поэт порывает со своими друзьями — символистами, топит своё отчаяние в вине. Но главной темой его стихов всё же осталась любовь.

Однако та женщина, которой поэт посвящает свои стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая искусительница и разрушительница. Эта страсть сжигает поэта, и он не может вырваться из-под её власти. В последней строфе стихотворения мы видим, что лирическому герою удаётся принять зрелое решение: Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

Первая строка последней строфы: «Уж не мечтать о нежности, о славе … » — завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию. Блок включает в стихотворение свой любимый

синий цвет — «синий плащ», который, по словам Марины Цветаевой, был до тоски любим всей Россией. В искусстве позднего Средневековья синий цвет обозначал измену, о чем, безусловно, было хорошо известно поэту.

В стихотворении есть повторы и рефрены: простая оправа; синий плащ; сырая ночь — каждая из этих важных для поэта деталей повторяется дважды. Размер стихотворения — пятистопный ямб. Рифма перекрёстная.

Анализ стихотворения А.А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе»

  • Не знаю, где приют твоей гордыне
  • Ты, милая, ты, нежная, нашла.
  • Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
  • В котором ты в сырую ночь ушла.

Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том, в цикл «Возмездие».

Этот цикл продолжает тему «страшного мира». Возмездие, по Блоку, — это прежде всего осуждение человеком самого себя, измена данным когда-то священным обетам, расплата за которую — ду­шевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти.

Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла «Возмездие».

Жанр стихотворения — любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:

  1. И вспомнил я тебя пред аналоем,
  2. И звал тебя, как молодость свою.
  3. Я звал тебя, но ты не оглянулась,
  4. Я слезы лил, но ты не снизошла.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, потекли страшные дни, крутящиеся «проклятым роем». Образ «страшного мира» символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с «синим плащом», в который завернулась ге­роиня, уходя из дома (синий цвет — цвет измены).

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе. » имеет кольцевую композицию: первая стро­фа повторяет последнюю, но противопоставлена ей. Этот прием замыкает стихотворение в безыс­ходный круг: в словах лирического героя звучит лишь горечь и отчаяние, чистая мечта развеяна, герой больше не верит в любовь:

  • Уж не мечтать о нежности, о славе,
  • Все миновалось, молодость прошла!
  • Твое лицо в его простой оправе
  • Своей рукой убрал я со стола.

Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. » (адресовано жене)

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить.

Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, открывшую ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них — “О доблестях, о подвигах, о славе. ”.

Это произведение было написано в 1908 году.

Оно имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, однако он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее.

Жанр стихотворения — любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:

  1. И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою. Я звал тебя, но ты не оглянулась,
  2. Я слезы лил, но ты не снизошла.
Читайте также:  Доклад степная гадюка

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синим плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет — измена):

Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла. Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

  • В котором ты в сырую ночь ушла.
  • Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе.
  • У Пушкина:
  • Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты.

“И я забыл прекрасное лицо” — “и я забыл твой голос нежный”; “летели дни” — “шли годы” и др.

Но, несмотря на столь похожий сценарий, финалы у произведений совершенно противоположные: у Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь и отчаяние (герой не вернул любимой).

В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его творчестве.

34407

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу» :

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. » (адресовано жене)

Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

А. Блок всегда стремился к идеалу. Он искал свою Прекрасную даму. Поэтому многие его произведения посвящены теме любви и поиска. Особым в его творчестве считают стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…».

Огромной трагедией в жизни поэта стало его стремление к совершенству. Он пытался свою возлюбленную, а позже жену, Любовь Дмитриевну Менделееву возвести в ранг идеала. Но как и всех утонченных натур его ждало разочарование. Стихотворение написано в цикле «Возмездие», но разительно отличается от всех других.

Лирический герой обращается к портрету своей давно любимой возлюбленной, которая оставила его. Но для него это не бумага, а живой и чувственный образ. Герой стремится к тому, чтобы возлюбленная поняла свою ошибку и вернулась к нему. Ведь после их расставания он не может прийти в себя, терзается, мучается, пытается понять свою ошибку. Он не хочет отпустить свою любовь и чувства.

Размер стихотворения пятистопный ямб, несмотря на свою четкую структурированность позволяющий передать особый трагизм. Рифмовка перекрестная. Стихотворению свойственна кольцевая композиция.

Присутствуют метафоры: «передо мной сияло на столе», «когда твоё лицо в простой оправе» олицетворения «вино и страсть терзали жизнь мою», «летели дни», сравнение: «И звал тебя, как молодость свою».

Стихотворение насыщено противопоставлениями и рефренами:

  1. «Когда твоё лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе… Твоё лицо в его простой оправе
  2. Своей рукой убрал я со стола».

Лирический герой разочарован в жизни, как и сам Блок. В год написания от него уходит его жена и единственная возлюбленная. Поэтому ее портрет всегда сопровождает поэта.

Через обращение к неодушевленному предмету лирический герой хочет докричаться до реальной возлюбленной, вернуть ее в свою жизнь. В конце произведения автор как будто смиряется с потерей, он убирает портрет.

Но становится понятно, что заполнить пустоту в душе некем и нечем.

Очень часто это произведение сравнивают со стихотворением Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Но если у первого в конце чувствуется надежда и пробуждение, то у Блока финал трагичен и безрадостен.

«О доблестях, о подвигах, о славе. », анализ стихотворения Блока

Поэт, пишущий о любви, конечно, опирается на собственный опыт любовных переживаний. Но личные эмоции, воплощенные в стихах, приобретают как бы общечеловеческий характер и становятся настоящей школой чувств для других. Александр Блок. поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, в начале своего творческого пути свою любимую сравнивал с Прекрасной Дамой и служение ей выбрал как жизненный удел.

Однако сравнивая стихи, написанные с 1902 по 1908 год, можно заметить эволюцию и этой темы, и образа Прекрасной Дамы. Еще в первых стихах цикла он писал:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Это и произошло: сначала Прекрасная Дама трансформировалась в Незнакомку. а в 1908 году Блок написал очень грустное стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе. ». вошедшее позднее в цикл «Возмездие». где звучит тема утраченного идеала .

Это стихотворение, анализ которого будет здесь представлен, написано в форме любовного послания.

Оно имеет кольцевую композицию: последняя строфа повторяет первую и одновременно противопоставлена ей, ведь признание в любви завершается осознанием ее невозвратимой утраты.

Именно поэтому все стихотворение пронизано страстным желанием вернуть ушедшую любовь, а сила эта подчеркнута двойной анафорой и синтаксическим параллелизмом:

  • И вспомнил я тебя пред аналоем,И звал тебя, как молодость свою.Я звал тебя, но ты не оглянулась,
  • Я слезы лил, но ты не снизошла.

Любовь героя настолько всепоглощающая, что заставляет забыть его «о доблестях, о подвигах, о славе». Но ведь все это — атрибуты рыцарства, а мотив рыцарства характерен для первого тома. К «Стихам о Прекрасной Даме» отсылает и строка «И вспомнил я тебя пред аналоем». ведь когда-то свидание героя с дамой его сердца происходило в «тёмных храмах» .

Не случайно поэт сравнивает героиню со своей молодостью, ведь разлука с любимой означает утрату прежнего идеала, юношеской романтической мечты. Героиня стихотворения названа «милой, нежной». а ее лицо прекрасным.

Но этот идеальный образ контрастирует с несовершенным, дисгармоничным миром, с образом «горестной земли» и «проклятого роя» дней. «Страшный мир», воплощенный в образе «сырой ночи». оказывается сильнее героя и отнимает у него возлюбленную.

Лирический герой настолько смиряется с потерей счастья, что решается на чудовищный поступок:

Твое лицо в его простой оправеСвоей рукой убрал я со стола.

Особое значение имеет синий цвет плаща, единственной предметной детали, связанной с обликом героини. У Блока, как и в поэзии позднего средневековья, этот цвет символизирует измену, причем не столько измену в любви, сколько измену идеалам, а также крушение юношеской веры в счастливую мистическую жизнь духа, в мировую гармонию.

Кроме того, в стихотворении явственно звучат композиционные и образные переклички со знаменитым пушкинским стихотворением, посвященным А. П. Керн:

«Передо мной явилась ты» — «Передо мной сияло на столе» ;

«И я забыл твой голос нежный» — «И я забыл прекрасное лицо» ;

«Шли годы» — «Летели дни» и т. д.

Однако на фоне пушкинских строк отчетливо ощутим трагизм блоковского произведения. При внешнем сходстве композиции у этих стихотворений резко контрастируют финалы. Там, где у Пушкина настает пробуждение души героя, у Блока звучит отчаяние.

Героиня Пушкина вносит в мир гармонию («И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» ), а у блоковского героя эта гармония безвозвратно утрачена («Вино и страсть терзали жизнь мою» ).

Поэтому вину за понесенную утрату поэт возлагает не только на страшный мир, но и на самого себя.

Так в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе. » начинает звучать мотив возмездия. принципиально важный для всего цикла в целом.

Ведь возмездие — это и осуждение самого себя, осознание собственных ошибок, расплачиваться за которые приходится иногда не только усталостью от жизни, но и ожиданием «спасительной смерти».

Подобное душевное опустошение, разочарование в прежних идеалах характерны для всего цикла «Возмездие», но в представленном стихотворении звучат сильнее всего.

Слушать стихотворение Блока О доблестях о подвигах

Темы соседних сочинений

← Ночь улица фонарь аптека↑ БлокО доблестях →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bloka/o-doblestyah-o-podvigah

Анализ стихотворения А.А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе"

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной
земле,

Когда-твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь
заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Виво и страсть
терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость
свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не
снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная,
нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь
ушла…

Это
стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том, в цикл «Возмездие».
Этот цикл продолжает тему «страшного мира».

Возмездие, по Блоку, — это прежде
всего осуждение человеком самого себя, измена данным когда-то священным обетам,
расплата за которую — ду­шевная опустошенность, усталость от жизни, покорное
ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла «Возмездие».

Жанр стихотворения —
любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он
испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад.
Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического
параллелизма:

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как
молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не
снизошла.

Расставшись
с любимой, герой потерял смысл жизни, потекли страшные дни, крутящиеся
«проклятым роем». Образ «страшного мира» символичен, он один из ключевых в
стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с «синим
плащом», в который завернулась ге­роиня, уходя из дома (синий цвет — цвет
измены).

Стихотворение «О
доблестях, о подвигах, о славе…» имеет кольцевую композицию: первая стро­фа
повторяет последнюю, но противопоставлена ей. Этот прием замыкает стихотворение
в безыс­ходный круг: в словах лирического героя звучит лишь горечь и отчаяние, чистая
мечта развеяна, герой больше не верит в любовь:

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все
миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал
я со стола.

Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/812-analiz-stihotvoreniya-aa-bloka-o-doblestyah-o-podvigah-o-slave.html

Анализ стихотворного текста (на материале стихотворения А.А. Блока “О доблестях, о подвигах, о славе…”)

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в «страшном мире». Не чувствовал он её и в своей душе.

Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворённость, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни.

Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них – «О доблестях, о подвигах, о славе…».

Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том Собраний стихотворений поэта. Цикл «Возмездия», к которому относится стихотворение, продолжает тему «страшного мира». Слово «возмездие» понимают обычно как наказание за некое преступление. Причём наказание, исходящее со стороны, от кого-то.

Возмездие, по Блоку, — это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствием этому – расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти.

Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла «Возмездие».

  • Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:
  • О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твоё лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе… Уж не мечтать о нежности, о славе, Всё миновалось, молодость прошла! Твоё лицо в его простой оправе
  • Своей рукой убрал я со стола.

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её.

Жанр стихотворения – любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:

  1. И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою… Я звал тебя, но ты не оглянулась,
  2. Я слёзы лил, но ты не снизошла.
  3. Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть:
  4. Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем,
  5. И звал тебя, как молодость свою…

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся «проклятым роем». Образ «страшного мира» символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с «синим плащом» прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет – измена):

Читайте также:  Сочинение на тему что значит идти дорогой чести

Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, нежная, ты, милая, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла.

Дни подобны ночи, жизнь кажется сном («я крепко сплю»).

В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: «на горестной земле», «заветное кольцо», «проклятым роем», «сырая ночь».

Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей молодостью: «И звал тебя, как молодость свою», отражена в произведении такими эпитетами, как: «прекрасное лицо», «ты, милая», «ты, нежная».

Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: «когда твоё лицо в простой оправе», «передо мной сияло на столе», «я бросил в ночь заветное кольцо», «ты отдала свою судьбу другому», «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою», «я крепко сплю».

Если внимательно читать стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…».

Когда твоё лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе… У Пушкина мы видим сходные строчки: Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты.

«И я забыл прекрасное лицо» — «И я забыл твой голос нежный». «Летели дни» – «шли годы». Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у А.С. Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).

В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине… Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всём протяжении творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами — загрузи их здесь!

Помог сайт? Ставь лайк!

Источник: https://studyport.ru/referaty/literatura/2362-analiz-stihotvornogo-teksta-na-materiale-stihotvorenija-aa-bloka-o-doblestjah-o-podvigah-o-slave

Анализ стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" А.А. Блока

Контрольная работа

По дисциплине «Литература с основами литературоведения»

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» А.А. Блока

студентки 4-го курса Факультета Филологии

СГПИ, группы сурдопедагогики

Анализ стихотворения А. А. Блока

«О доблестях, о подвигах, о славе»

Выполнила: Швидченко А. Н.

Проверила: Сартаева Л.И.

Белая Глина 2010

План

1. Тема стихотворения.

2. Жанр.

3. Сюжет.

4. Художественные средства.

5. Образ лирического героя, авторское «Я».

Список литературы.

1. Тема стихотворения

В творчестве Александра Блока всегда преобладала тема любви. Радость и печаль соединились в его любовной лирике, видимо, потому, что идеал утонченной и возвышенной, гордой и доверчивой, прекрасной и нежной женщины не находил своего земного воплощения.

Блок сначала был сильно увлечен своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, которой посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». По словам К.И.

Чуковского, если внимательно вчитаться в эту книгу, то увидишь, что «это подлинная повесть о том, как один подросток столь восторженно влюбился в соседку, что создал из нее Лучезарную Деву и весь ее окружающий пейзаж преобразил в неземные селения. Это было то самое, что сделал Данте с дочерью соседа Партинари».

Все стихи сборника проникнуты жаждой «в земном увидеть неземное» (В. Брюсов). Сугубо личное переживание переплавляется здесь во вселенское, в мистерию с грядущим схождением на землю Вечной Женственности.

Шесть лет Блок писал об одной женщине, посвятил ей 687 стихотворных произведений. В 1903 году поэт обвенчался с Любовью Дмитриевной. На этом и прекратился лирический дневник, обращенный к Прекрасной Даме. В поэтический мир Блока входят новые темы, новые образы.

В цикле «Возмездие», в котором поэт пророчит скорый суд и расплату обществу, сковавшему, поработившему и «заморозившему» человека, публикуется ставшее знаменитым «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908 г.).

Стихотворение написано в особой манере и заметно отличается по стилю и тематике от других стихотворений цикла «Возмездие».

2. Жанр

Это стихотворение по жанру представляет собой любовное послание. Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ.

Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может быть, вернуться к герою.

Все стихотворение построено на оппозиции двух образов (лирического героя и его любимой женщины), что лишь подчеркивает непреодолимое расстояние между ними.

3. Сюжет

Сюжет стихотворения и его развитие неразрывно связаны с личностью лирического героя. В первой строфе мы видим, что весь мир героя сосредоточен на образе возлюбленной. «О доблестях, о подвигах, о славе

4. Художественные средства

«Я забывал на горестной земле» — эти первые строки подтверждают, что влюбленным свойственно испытывать чувство полного удовлетворения и гармонии с миром и самим собой лишь тогда, когда объект любви находится рядом.

Но вот «час настал», во второй строфе любимая покидает героя. И смысл жизни исчезает вместе с ней. Потеря внутренних ориентиров полностью выбивает героя из колеи, и он остается наедине со страстями, которые «терзают» его жизнь.

На протяжении отрезка времени, заключенного в следующих трех строфах, жизнь лирического героя наполнена лишь воспоминаниями и болью от осознания потери. Однако в последней строфе мы видим, что ему наконец удается принять зрелое решение отпустить утраченную любовь, и в этом несомненно видно взросление героя и его становление как самодостаточной личности.

a.      Композиция: размер, рифма, ритм.

Размер стихотворения:

_ _' / _ _' / _ _' /_ _'/ _ _' /_ пятистопный ямб. Этот стихотворный размер использовался многими поэтами от Шекспира до современников «Серебряного века».

Он воссоздает человеческую речь в рамках эпического или драматического рассказа, напряженность воли, ему присущи ясность, твердость.

Очевидно то, что Блок использует имен этот размер, чтобы подчеркнуть трагизм, выраженный в произведении.

Рифма перекрестная.

Первая строка последней строфы «Уж не мечтать о нежности, о славе…», с одной стороны, завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию. С другой стороны, она содержит глубокую мысль о том, что личное счастье человека и его социальная роль тесно связаны между собой.

b.      Тропы. Для придания языку литературного произведения большей выразительности используются специальные средства: Эпитеты, сравнение, метафоры.

Первая строка произведения «О доблестях, о подвигах, о славе…» как бы обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдет о теме гражданского долга. Однако любовные переживания оказываются для героя на определенном этапе жизни важнее всего, так велика и безгранична горечь его утраты.

Поэт с первых строк намекает читателю на настроение всего произведения, употребив эпитет «На горестной земле». Во второй строфе центральным образом является заветное кольцо — символ любовной верности. Беспредельное отчаяние лирического героя, вызванное уходом возлюбленной, выражается в эпизоде, когда он выбрасывает «заветное кольцо».

Ночь в данном случае символизирует тьму и неизвестность. Однако, согласно эстетическим взглядам поэтов-символистов, к которым принадлежал и А.А.Блок, значение символа никогда не может быть исчерпано до конца. В этом случае оно может быть воспринято и шире: ночь — это время, когда восстают бесовские силы.

Отчаяние и потеря смысла жизни для рассказчика описываются эпитетами «проклятым роем», «в сырую ночь».

Чтобы донести до читателя то, как много значила для героя его избранница, используется сравнение: «И звал тебя, как молодость свою». Автор указывает на то, что с уходом любви уходят и лучшие дни жизни нашего героя. Безмятежная юность позади, настало время сурового взросления.

Метафоры «когда твоё лицо в простой оправе», «передо мной сияло на столе», указывающие нам на героиню, отражают то, что лирический герой склонен обожествлять и идеализировать ее даже после предательства.

«Я бросил в ночь заветное кольцо», «ты отдала свою судьбу другому» — эти метафоры как бы указывают на выбор обоих персонажей и на то, что пути их расходятся.

Олицетворения «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою» Блок использует, чтобы показать, будто над жизнью и судьбой героя довлеют потусторонние темные силы, с которыми он не желает бороться. Силу любовного чувства лирического героя актуализирует и мотив сна:

  • «Я крепко сплю, мне спится плащ твой синий,
  • В котором ты в сырую ночь ушла».
  • c.       Стилистические фигуры:

Повторы/рефрен: «лицо в простой оправе». Повторение демонстрирует важность для автора описываемого объекта, процесса, действия и т.д. При употреблении этой фигуры автор многократно упоминает о чем-либо особенно его взволновавшем, концентрируя также и внимание читателя на этом.

Антитеза: Противопоставление — выразительное средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Так же в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.

  1. «Когда твоё лицо в простой оправе
  2. Передо мной сияло на столе…
  3. Твоё лицо в его простой оправе
  4. Своей рукой убрал я со стола»;

Инверсия: «Терзали жизнь мою», «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла», «убрал я со стола». Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины.

d.      Поэтическая фонетика:

Ассонанс: «Не знаю, где приют твоей гордыне / Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий», «Все миновалось, молодость прошла! / Своей рукой убрал я со стола».

  • Анафора придает тексту дополнительную эмоциональность.
  • «И вспомнил я тебя пред аналоем,
  • И звал тебя, как молодость свою…»
  • Даже по прошествии лет лирический герой все вспоминает тот роковой день прощания:
  • «Я звал тебя, но ты не оглянулась,
  • Я слёзы лил, но ты не снизошла».

e.       Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

  1. Синонимы: доблести, подвиги, слава; милая, нежная.
  2. Архаизмы: час настал, аналой, гордыня.
  3. 5. Образ лирического героя, авторское «Я»

В стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе» появляется образ опустошенного жизнью человека с нелегкой судьбой. Стихотворение автобиографично, ведь в этот период от него уходит его первая любовь — Любовь Дмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева, и уходит к близкому другу Блока — поэту Андрею Белому.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встречает он больше и настоящей любви, на жизненном пути он сталкивается лишь со страстью. Мы видим, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял нравственную опору.

Утрата превратила беспечную жизнь героя в существование. Его терзают вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на нее, сжигающая и опустошающая душу.

Символично, что герой вспоминает возлюбленную перед аналоем (аналой — высокий столик с покатым верхом, на который в Церкви кладут иконы и священные книги). Очевидно, в любви он ищет спасения для своей заблудшей души.

Также именно перед аналоем в Храме проводится обряд венчания. Этот образ использован, чтобы показать, как дороги герою уже забытые клятвы вечной любви и верности.

Строка «Все миновалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть вспять. Человек, погрузившись в свои страдания, а потом, стремясь утешиться, проводя дни в поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все. Честолюбивые мечты юности безвозвратно ушли в прошлое.

Жизненные планы остались нереализованными. Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать портрет возлюбленной со стола. Однако, потеряв возлюбленную, лирический герой не озлобился против нее. Спустя годы он все еще называет ее милой и нежной.

Разрыв воспринимается им как роковая случайность, в которой виновата гордыня.

Всю жизнь он лелеял надежду на ее возвращение.

Портрет, убранный со стола в финале стихотворения, свидетельствует об окончательной утрате этой надежды, но одновременно это и определенный мужественный шаг человека, в котором разум, наконец, победил болезненное, разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот прощальный жест героя А.А.Блок сумел вложить столько горя и тоски, что читатель, даже понимая правильность совершенного поступка, все равно продолжает сочувствовать несчастному человеку.

В стихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирики А.А.Блока в целом. Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драму разбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театрального реквизита.

В этот непростой период поэт порывает со своими друзьями-символистами. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь.

Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.

Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их никогда не было в его стихах.

Список литературы

1. Александров А.А. Блок в Петербурге-Петрограде, Лениздат, 1987; серия “Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде”.

2. Блок А. Стихотворения и поэмы.- М.: Правда, 1978.

3. Блок А. Лирика. Театр.- М.: Правда, 1981.

4. Липатов В.С. Краски времени.- М.: Мол. Гвардия, 1983.

Источник: https://diplomba.ru/work/96085

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]