Почему авось — русский, а нужда крепче закона. Как наши пословицы и поговорки отражают славянскую душу и откуда пошли стереотипы о русских — в материале «Моей Планеты»
Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь. Зато знает весь свет: тверже русских нет. Загадочная русская душа — не набор предрассудков, а научный факт.
Наш менталитет и вправду недалек от того, что о нас думают. Разберемся на примере пословиц. Оговоримся, что речь идет о предках, которые жили в условиях средней полосы нашей страны, а не на благодатных южных черноземах. Черты характера: трудолюбие, терпение, выносливость, нетерпимость к долгой и размеренной работе.
Пословицы: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Кто рано встает, тому бог подает. Глаза боятся, а руки делают. Терпение и труд все перетрут. Кто не работает, тот не ест. Хочешь есть калачи — не сиди на печи. Русский медленно запрягает, но быстро едет.
Одни иностранцы считают русских чрезвычайно трудолюбивыми, другие — ленивыми. Кто же прав? И те и другие. Потому что одна из самых удивительных черт славян — противоречивость. Откуда она взялась, мы еще поговорим, а сначала о хорошем — любви к труду. Наши предки были земледельцами, поэтому полностью зависели от урожая. А тот, в свою очередь, — от климата. Так что почти все черты русского характера происходят от одного корня — суровой природы, которая господствует на подавляющей территории Центральной России. Сложный для аграриев климат диктовал крайне ограниченный срок для полевых работ и крайнюю напряженность труда. Так называемый беспашенный период равнялся семи месяцам, тогда как на большей части Западной Европы их было всего два — на поле не работали только в декабре и январе. «На протяжении многих веков русский крестьянин имел для земледельческих работ (с учетом запрета работ по воскресным дням) примерно 130 дней. К тому же из них на сенокос уходило около 30 дней. В итоге однотягловый крестьянин (то есть имеющий семью из четырех человек) имел для пашенных работ около 100 рабочих дней», — пишет в своей книге «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» историк Леонид Милов. А ведь крестьянин должен был ухаживать еще и за помещичьим наделом! И даже при упорном труде не было гарантии, что пшеница и овес уродятся. В течение короткого лета русский человек должен был работать не зная сна и покоя — его выносливость всегда поражала иностранцев, которые привыкли к более размеренной работе. Наши соотечественники, основательно потрудившись, расслаблялись: одни занимались ремеслами, другие уходили в запой. Черты характера: коллективизм, взаимопомощь, щедрость, простодушие, смирение, жертвенность.
Пословицы: Русский без родни не живет. Паршивая овца все стадо портит. Худо тому, кто не делает добра никому. Берись дружно — не будет грузно. В тесноте, да не в обиде. Изба детьми весела. Не ищи мудрости — ищи простоты. На простоте душевной стоит русская деревня. Жадность покою — лютый враг. Жадность — всякому горю начало.
Первобытно-общинный строй — период, через который прошло все человечество. Наши предки не могли отказаться от основы этого строя, общины, вплоть до начала XX века. Всему виной постоянная угроза голода, которая нависала над славянским народом из-за хронических неурожаев. Работать в одиночку и в одиночку же вкушать плоды этой работы было попросту невыгодно, а главное — небезопасно: если ты не поможешь соседу сегодня, он не поможет тебе завтра. Поэтому на Руси испокон веков крепко развита взаимовыручка. А вот западные ценности: индивидуализм, бережливость, ориентация на личную выгоду — наоборот, всегда считались пороком. Неудивительно, что впоследствии именно в России строительству коммунизма посвятили целых 74 года. Простодушие и жертвенность — отличная база для развития деспотичной власти. Именно так появилось крепостное право, которое в нашей стране, в отличие от Запада, имело очень долгую историю. При этом жестокость власти, как ни странно, только подпитывала и без того развитую жертвенность русского народа: веками он учился терпеть и прощать. Черты характера: жизнестойкость, богатая фантазия, смекалка, находчивость.
Пословицы: Голь на выдумки хитра. Хочешь жить — бейся насмерть. Или грудь в крестах, или голова в кустах. Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Богатырь умрет — слава его останется. Знает весь свет — тверже русских нет.
Еще в XVIII веке историк и публицист князь Михаил Михайлович Щербатов отмечал, что 20% крестьян «питаются мякинным хлебом, живя скорее как животные, а не как люди» (мякина — отброс, получающийся после молотьбы злаковых растений. — Прим. авт.). Любопытные факты приводит и Леонид Милов: «В 80-х годах XVIII века жители Олонецкой провинции во всех уездах, кроме Каргопольского, с марта или апреля практически постоянно до нового хлеба толкли в муку сосновую кору и, «прибавя несколько ржаной и ячменной муки», пекли новые хлебы. В соседней Архангельской губернии толкли так называемый «березовый дуб» и траву вакху, а когда мука совсем кончалась, делали колобки из толченой коры, перемешав ее с рыбою и молоком» Спасали овощи: репа, редька, капуста. А вот картофель в конце XVIII столетия только-только входил в славянский рацион. Мясо и вовсе почти не ели — несмотря на обилие полей и лугов, давать достаточно сена в столь короткий период пашни попросту не могли. Сена хватало разве что на прокорм важной для пахоты лошади, а еще коровы-кормилицы, от которой получали прежде всего молоко, а не мясо. Так и жили. Но, как считает тот же Милов, бесконечные удары со стороны непогоды (а с ней и неурожая) и набеги захватчиков, как ни странно, закалили русский характер, который веками только и делал, что выживал.
Какой русский не пьет виски
Черты характера: угрюмость, безысходность, склонность к пьянству, фатализм, вера в приметы, лень, нелюбовь к закону, но за справедливость, легкомыслие.
Пословицы: Раз на раз не приходится. Уродится — не уродится, а паши. Бог не родит, и земля не дает. Не земля хлеб родит, а небо. Нужда крепче закона. Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь. На авось мужик и пашню пашет.
При нехватке самой простой пищи крестьяне должны были еще платить оброк помещику. Это, по мнению Милова, порождало двоякость русского характера — одновременно с жизнестойкостью появилась безысходность. Люди понимали, что при всех их немыслимых усилиях они могут умереть с голоду. Это рождало апатию к жизни и богу (поэтому, несмотря на глубокую христианскую веру, русские на многие века сохранили и веру языческую — в приметы). Крестьян и за людей-то не считали: могли запороть до смерти, отправить на каторгу и продать — как в розницу, так и оптом. Многие не выдерживали и уходили в запой, чему немало способствовали и долгие зимние вечера.
Прибавьте вынужденную работу на помещичьем поле, которое нужно было обработать раньше своего и в самые подходящие для этого месяцы. Ничего удивительного, что крестьяне старались делать это на «авось». Русский писатель и ученый Андрей Болотов в своем «Описании Каширского уезда» пишет: «Должности (уважения.
— Прим. авт.) государю (помещику. — Прим. авт.) и общей пользе не только не внимают, но и подумать не хотят. Леность, обман, воровство будто наследственно в них положено…
» И законам, написанным помещиками и для помещиков, русский мужик внимать не хотел, руководствуясь своим собственным — «жизненной справедливостью».
Источник: https://ekabu.ru/186990-russkiy-nacionalnyy-harakter.html
Сочинения-рассуждения по русскому языку (ЕГЭ): Русский характер! Поди-ка опиши его… А.Н. Толстой (сочинение)
(1)Русский характер! (2)Поди-ка опиши его… (З)Рассказывать ли о героических подвигах? (4)Но их столько, что растеряешься, который предпочесть.(5)На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро.
(6)Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабее, но те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.
(7)Приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича, выполнял его завет: «Многое увидишь на свете, сынок, и за границей побываешь, но русским званием — гордись…» (8)Про военные подвиги тоже не любил разглагольствовать: нахмурится и закурит.
(9)Про боевые дела его танка мы узнавали со слов экипажа, в особенности удивлял слушателей водитель Чувилев.— (10)Понимаешь, тигра стволом-то водит, а товарищ лейтенант как даст ему в бок, как даст ещё в башню — он и хобот задрал, как даст в третий — у тигра изо всех щелей повалил дым, пламя как рванётся из него на сто метров вверх…
(11)Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. (12)Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся.
(13)Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успел вытащить лейтенанта: он был без сознания, комбинезон на нём горел. (14)Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. (15)Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт…
(16)Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. (17)Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. (18)Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо.
(19)Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. (20)Он тотчас ей вернул зеркальце.(21)Бывает хуже,— сказал он,— а с этим жить можно.(22)Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему.(23)Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. (24)Тогда он пошёл к генералу.
(25)Прошу вашего разрешения вернуться в полк. «(26)Но вы же инвалид»— сказал генерал.(27)Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!(28)То, что генерал во время разговора старался не глядеть на него, Егор Дремав отметил и только усмехнулся лиловыми, прямыми, как щель, губами.(29)Да, вот они, русские характеры! (30)Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота.
(По А.Н. Толстому*)
* Алексей Николаевич Толстой (1882-1945 гг.) — русский советский писатель и общественный деятель, автор социально-психологических, исторических я научно- фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведенай
Дудкина Анна (группа 2 уровня)
В чем особенности русского характера? В каких жизненных обстоятельствах они проявляется особенно ярко? Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста А.Н.Толстой, поднимая проблему русского характера.
Эта проблема актуальна во все времена. Многие писатели и мыслители задумывались об особенностях нашего народа. А.Н.Толстой рассматривает данную проблему на примере героя Егора Дремова.
Во время Курского побоища Егор был изуродован так, что даже медсестра, подавшая ему зеркало в госпитале, отвернулась и заплакала. Однако удар судьбы не сломил героя. Вопреки решению медкомиссии, Дремов попросился обратно на фронт.
«Я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью», — твердо сказал он генералу.
Автор восхищается свои героем. Он уверен, что русский человек не сломается даже в самых сложных жизненных ситуациях. Стойкость, мужество и внутренняя красота — черты русского характера: «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота».
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, главные черты русского народа — патриотизм, храбрость, отвага. В ответственные периоды, например, в тяжелые годы войны, эти черты раскрываются с особой силой. Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы.
В произведении М.Шолохова «Судьба человека» описана история жизни Андрея Соколова. Через многие испытания прошел герой: получил ранение, побывал в плену, потерял семью. Но он все смог преодолеть. Смог не озлобиться, не отчаяться, нашел в себе силы жить дальше и даже усыновил маленького мальчика, спас его от верной гибели.
Кроме того, приведу в пример героев Великой Отечественной войны. В невыносимых условиях боролись они за свободу своей Родины, за мирную жизнь народа. Многие не вернулись с войны, остановили врага ценой собственных жизней.
- Заполни формуи получи скидку 50% на видеокурс
- по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку или математике
- от преподавателя, поднявшего результат более 2000 учеников разного уровня знаний до 80-100 баллов
Таким образом, русский народ — великий народ. Внутренняя красота, заключающаяся в силе духа, любви к Родине, мужестве, — отличительная черта национального характера.
Игорь Дорофеев, 2 уровень.
Человек на протяжении всей своей жизни предстает перед выбором, который затрагивает мир его чувств и эмоций. Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста А. Н. Толстой, поднимая проблему нравственного выбора.
Автор рассматривает данную проблему на примере лейтенанта Егора Дремова, который, несмотря на нечеловеческие страдания и шрамы, изъявил желание продолжить боевые действия за освобождение своей родины от немецких захватчиков.
Автор считает, что человек, который предстает перед нравственным выбором, должен внезависимости от невзгод и испытаний, которые выпали на его долю, сохранить силы для принятия верного решения.
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, делая нравственный выбор, человек должен руководствоваться совестью, жизненными ценностями, которые берут верх над переживаниями и страданиями. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике.
Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы. Так, Распутин В. Г. в своем произведении “Живи и помни” рассматривает нравственный выбор человека и его ответственность за свои поступки. На примере жизни Андрея Гуськова автор показывает, как легко оступиться, проявить слабость и совершить непоправимую ошибку.
Кроме того, приведу в пример произведение Л. Н. Толстого “Война и мир”. В данном романе Андрей Болконский во время Аустерлицкого сражения, видя как его солдаты отступают, не дрогнул и продолжил сражаться за свое Отечество, тем самым сделав свой нравственный выбор в пользу родины.
Таким образом, делая нравственный выбор, человек показывает окружающим своё истинное лиц
Источник: https://5splusom-school.ru/sochineniyarassuzhdeniya_po_russkomu_yazyku_ege/301
Русский характер в русской литературе
Литературу как вид искусства смело можно назвать «человековедением». С самого своего зарождения она, будучи созданием человеческих рук, исследовала душу и поступки своего создателя.
На ранних этапах осмыслению в большей степени подвергались природные или общественные явления, и только к XVIII — XIX веку мировая литература по-настоящему обратилась к глубокому внутреннему миру человека, однако так или иначе это искусство всегда было зеркалом человеческой жизни.
В этом зеркале отражались важные для стран исторические события и, конечно же, сами люди и их характеры.
В русской литературе отразился, соответственно, русский национальный характер. Его черты впервые появились ещё в литературе древнерусского периода, в дальнейшем преобразившись и перейдя в литературу XVIII — XXI веков.
Художественное освоение национального характера в русской литературе всегда преследовало цель проникнуть в тайну души русского человека, понять его мотивы и желания, проанализировать основы ментальности русского народа.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Замечание 1
Филолог XX века А.Ф. Лосев писал: «Наша философия должна быть философией Родины и Жертвы». Эта фраза довольно ёмко описывает ценности русского народа, передаваемые из поколения в поколение.
Словосочетание «русский характер» умещает в себе психологический портрет, стремления и ценности целого народа. Потому данное понятие является очень обобщённым и порой абстрактным; сложно в нескольких фразах охарактеризовать многонациональную общность, говорящую на разных языках, поддерживающую разные традиции и живущую на единой, но огромной территории.
Ф.И. Тютчев высказал эту мысль в своём коротком стихотворении «Умом Россию не понять»:
- «Умом Россию не понять,
- Аршином общим не измерить:
- У ней особенная стать —
- В Россию можно только верить».
Однако, когда говорят о «настоящем» русском характере, о той его части, что нашла отражение в литературе, всегда подразумевают приблизительно одинаковые характеристики:
- «Русские долго запрягают, но быстро едут»;
- Патриотизм и стремление защитить всё родное;
- Наличие глубокой веры во что-либо;
- Привязанность к семье;
- Жертвенность и умение рисковать;
- Гостеприимство, душевность и весёлый нрав.
Находят отражение и свойственные русскому человеку негативные черты:
- Покорность;
- Лень;
- Подозрительность к незнакомцам;
- Угрюмость и хмурость.
Замечание 2
Многие из этих черт, традиционно в литературе и других видах искусства приписываемых типичному русскому человеку, со временем превратились в стереотипы о русских. Важно понимать, что данные рассуждения не являются стопроцентной истиной.
Огромное влияние на формирование русской ментальности оказало принятие в X веке христианства. Религия быстро стала огромной частью жизни русского государства, войдя в каждый дом. На протяжении столетий она была напрямую связана с властью. Религиозное сознание оставило значительный отпечаток на литературном искусстве.
Человек в русской литературе
Человек, его жизнь и переживания всегда были самым главным объектом внимания писателей всех эпох. Эта тенденция наблюдается и в русской литературе.
Однако стоит заметить, что в литературе Древней Руси человеку как личности большого внимания не уделялось. На ранних этапах развития литературного искусства писатели фокусировались на выражении своих идей, соблюдении историзма и поучении читателей. Однако и в древнерусской литературе русский характер нашёл отражение.
Произведения литературы Древней Руси были пропитаны религиозностью, патриотизмом и дидактизмом. Они стремились изобразить идеальные образы святых на своих страницах, давая русскому народу поучение и примеры для подражания.
Внутреннему миру человека, впрочем, эта литература ещё не уделяла большого внимания. Всё переменилось в XVIII — XIX веках, когда в литературе появилось явление психологизма.
Определение 1
Психологизм в литературе — это тенденция автора уделять внимание внутреннему миру своего героя — его чувствам, мыслям, решениям и пр.
Раскрывая характеры героев всеми возможными способами, авторы рисовали всё более подробные картины по-настоящему русских персонажей — Татьяны Лариной, Наташи Ростовой, Василия Тёркина, Павла Петровича Кирсанова, Марфы Кабановой, Петра Гринёва и многих других.
Русская лень выразилась в образе Ильи Ильича Обломова, заглавного героя романа И.А. Гончарова. Русская покорность нашла отражение в творчестве Н.А. Некрасова, посвящённом описании тяжелой доли крепостных крестьян (в особенности — женщин-крестьянок). Патриотизм, жертвенность и храбрость выразились в образах героев произведений о Великой Отечественной войне… Перечислять можно бесконечно.
Замечание 3
Впервые идея русского национального самосознания появилась XVIII веке в творчестве М.В. Ломоносова.
Идеалы и герои своего времени
Ничто так не характеризует характер, как его кумиры. Русская литература, постоянно порицая пороки общества и борясь с негативными сторонами прогресса, пытаясь сохранить душевность, патриотизм и любовь к природе, также рисовала такие идеальные образы:
- В литературе Древней Руси ими были герои житий, причисленные к сану святых князья и служители церкви, чьи деяния были уроком для каждого русского человека;
- В литературе XVIII века «героем своего времени» стал Василий Кориотский, матрос, персонаж анонимного произведения «Гистория о Василии Кориотском»;
- В XIX веке таковым были названы «лишние люди» — Григорий Печорин, Илья Обломов, Александр Чацкий, Евгений Онегин — и «маленькие люди» — Самсон Вырин, Акакий Башмачкин, Евгений из «Медного всадника»;
- В XX веке всенародно любимым героем стал неунывающий солдат Василий Тёркин.
Замечание 4
В персонажах отразились ценности русских людей и кризисы, переживаемые русским народом.
В главных произведениях русской литературы всегда находила место огромная любовь авторов к своей стране и к своему народу. Эта любовь и переживание за страну часто порождали произведениях, в которых писатели критиковали российские реалии, стараясь указать обществу на его пороки, чтобы ты можно было бы исправить.
- Если крикнет рать святая:
- «Кинь ты Русь, живи в раю!»
- Я скажу: «Не надо рая,
- Дайте родину мою».
С.А. Есенин
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/russkiy_harakter_v_russkoy_literature/
Тема русского характера в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Рассказ «Судьба человека» был написан М. А. Шолоховым в 1956 году. Это не просто интересная история, а действительно судьба реального человека, испытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.
Весной 1946 года автор случайно встретил на речной переправе мужчину, который вел за руку мальчика. Усталые путники подошли к нему и сели рядом отдохнуть.
Тогда-то и поведал писателю случайный собеседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведения.
Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.
Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец семейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отрывает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастливая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное — попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена.
Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе мужество оставаться человеком. В духовной борьбе с фашизмом раскрывается характер героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хотел выдать командира.
Огромная сила духа и выдержка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с комендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно потерявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Родины. М. А.
Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашистский плен, в то время это была запретная тема.
И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой рассказа прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды.
Но тяжелые испытания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда — встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны.
Злая и беспощадная судьба не оставила солдату ни родных, ни даже пристанища на земле.
Андрей Соколов говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нет и не дождусь!».
После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучительной боли. Но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу.
Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту — Ванюшу, мальчика со «светлыми, как небушко, глазами».
Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.
«И хотелось бы думать,— пишет М. А. Шолохов,— что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в человека. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, сохранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бороться.
Заглавие рассказа символично, это не просто судьба отдельного солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жестокие испытания войной.
Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завоевана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.
Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлинно русский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.
Источник: https://5litra.ru/soch/296-tema-russkogo-haraktera-v-rasskaze-m-sholohova-sudba-cheloveka.html
Сочинение на тему “Сила русского характера в романе “Судьба человека”
Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.
В начале рассказа автор спокойно повествует о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого “словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской”. Шолоховский герой вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он “сгорбился”, положил на колени большие, темные руки. Все это дает нам почувствовать, насколько трагична судьба этого человека.
Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. Он с детства узнал, почем “фунт лиха”, сражался в гражданскую войну. Скромный труженик, отец семейства, он был по-своему счастлив.
Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен.
Но самое страшное ждало героя впереди — он попадает в фашистский плен.
Герою пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.
С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с комендантом концлагеря.
Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик фашиста.
Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но он до конца оставался человеком. И все же самые серьезные испытания выпали на долю героя, когда он вернулся домой. Вышедший из войны победителем, Андрей Соколов потерял все, что у него было в жизни.
На месте, где стоял дом, построенный его руками, темнела воронка от немецкой авиабомбы… Погибли все члены его семьи.
Он говорит своему случайному собеседнику: “Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: “За что же ты, жизнь, меня так покалечила?” Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…”
После всего, что пережил этот человек, он, казалось бы, должен был озлобиться, ожесточиться. Однако жизнь не смогла сломить Андрея Соколова, она изранила, но не убила в нем живую душу. Всю теплоту своей души герой отдает усыновленному им сироте Ванюше, мальчишке со “светлыми, как небушко, глазами”.
И то, что он усыновляет Ваню, подтверждает нравственную силу Андрея Соколова, сумевшего после стольких потерь начать жизнь сначала. Этот человек побеждает горе, продолжает жить.
“И хотелось бы думать, — пишет Шолохов, — что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.
Рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека” проникнут глубокой, светлой верой в человека. Его заглавие символично: это не просто судьба солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, простого солдата, вынесшего на себе все тяготы войны.
Писатель показывает, какой огромной ценой была завоевана победа в Великой Отечественной войне и кто был настоящим героем этой войны. Образ Андрея Соколова вселяет в нас глубокую веру в нравственную силу русского человека.
Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту – Ванюшу, мальчишку со «светлыми, как небушко, глазами». Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь.
«И хотелось бы думать, – пишет Шолохов, – что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ.
Заглавие его символично, ибо это не просто отдельная судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе Человека с большой буквы, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой заплатил советский народ за право всего человечества на будущее.
Поэтому так важна нравственная роль этого небольшого по объему рассказа.
Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-sila-russkogo-haraktera-v-romane-sudba-cheloveka/
Русский характер… Как проявился дух нашего народа.
Тема:
Русский характер… Как проявился дух нашего народа перед лицом суровых военных испытаний?
Сочинение:
Военное время — это время страшное, суровое. Сколько тяжких испытаний приходится преодолевать человеку, чтобы выстоять его.Кто-то может сдаться под их мощным напором, а кто-то, обладая сильным русским духом, идет вперед, несмотря ни на что.
Так как же проявляется дух нашего народа перед лицом суровых военных испытаний? Русский дух — это навсегда сформировавшийся национальный характер. И ведь не взялся же он из ниоткуда.
Через сколько тяжких войн пришлось пройти нашему народу? Сколько раз приходилось противостоять врагу? Все эти события закрепили в нас самые лучшие черты человеческого характера: стойкость, мужество, любовь к Родине.
Эта совокупность качеств и помогла нашему народу противостоять натиску вражеских сил и дать начало такому понятию, как русский дух. Многие не перестают удивляться этому интересному феномену. Ведь как люди только могут выдерживать все это и идти дальше, когда перед их глазами проносятся и смерть, и разрушения, и потери?
Андрей Соколов, герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», смог противостоять этим страшным потрясениям войны и сохранить в себе лучшие качества, хоть война и отняла у него самое дорогое: семью, дом. Он не сломился, не стал попрекать жизнь в его бедах, а, наоборот, проявил милосердие к маленькому сироте и взял его под свое крыло. Это и есть настоящий русский характер!
А вот Егор Дремов из рассказа А.Н.Толстого «Русский характер» не потерял своих близких во время войны,но он сам оказался сильно покалечен.Ему пришлось перенести много пластических операций на своем лице, чтобы восстановить его, но оно все равно было слишком изуродовано.
Он приезжает домой к родителям и возлюбленной, но ему не хватает смелости признаться, что это он. Мать же все чувствует и понимает.
Поэтому, когда Дремов возвращается обратно на фронт, получает письмо от матери, где пишет о том, что они в любом случае любят его и гордятся им, что готовы перенести с ним любое горе. Действительно, родителям неважно; красив или нет их сын, нужно, чтобы честен был, жив остался.
«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила — человеческая красота!» — пишет А.Н.Толстой. С этим просто нельзя не согласиться.
Русский дух — это необыкновенное свойство, присущее только нашему народу. Оно помогало нам преодолевать множество преград., объединяло в единое целое. И, наверное, чтобы почувствовать его и понять, нужно родиться русским и жить на своей родине, имя которой Россия.
Источник: https://vopvet.ru/news/russkij_kharakter_kak_projavilsja_dukh_nashego_naroda/2014-12-25-376
Сочинение на тему: Русский характер в рассказе Судьба человека, Шолохов
Главная>Сочинения по произведению Судьба человека
Русский характер
Рассказ «Судьба Человека», написанный Михаилом Шолоховым в 1956 году, — это по-настоящему грустная и трагическая история жизни одного простого шофера по имени Андрей Соколов.
По своей сути данное произведение является «эпосом, сжатым до размеров рассказа», поскольку в образе главного героя мы находим отражение всех лучших черт русского народа, а его судьба во многом сходна с судьбами других людей, переживших войну.
Что же такое настоящий русский характер? Прежде всего, его определяют такие качества, как широта души, способность к сочувствию и состраданию. Кроме того, русские люди обладают сильной волей, они не привыкли сдаваться ни при каких обстоятельствах, они преданы своей Родине, бесстрашны и способны совершать поистине героические поступки. Именно таким человеком был Андрей Соколов.
«Несгибаемая воля» позволила этому мужчине не только выжить тогда, когда его родители и сестра умерли от голода, но и потом найти в себе силы начать нормальную жизнь: жениться, завести семью, устроиться на хорошую работу.
Позже, когда началась война, даже в самое «тошное время» Андрей Соколов никогда не падал духом и не позволял себе проявить ни малейшую слабость, поскольку считал, что мужчина должен уметь «все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».
Не изменил герой этим своим принципам даже будучи в немецком плену. Там он мужественно сносил все тяготы лагерной жизни и, даже находясь на пороге смерти, отстаивал интересы своей страны.
Об этом свидетельствует рассказ Андрея Соколова о том, как он отказался пить водку «за победу немецкого оружия» и закусывать «ихней подачкой».
Так мужчина доказал врагам, что у него есть свое «русское достоинство и гордость», и что немцы, как бы они ни старались, все равно не смогли превратить его «в скотину».
Вернувшись из плена и узнав сначала о гибели своей жены и дочек, а затем и о смерти сына, Андрей Соколов проявляет необычайную стойкость характера, свойственную, пожалуй, только русскому человеку. Он находит в себе силы справиться со своей бедой и решает двигаться по жизни дальше.
Сердце героя, несмотря на все пережитые мужчиной страдания, хоть и «закаменело от горя», но не зачерствело. Даже в самое тяжелое для себя время Андрей Соколов не может оставаться равнодушным к чужой беде.
Когда он встречает маленького сироту Ванюшку, у которого, так же как и у самого героя, война отняла все, что когда-то было мальчику дорого, в Андрее сразу же «закипает горючая слеза», и мужчина решает взять Ваню «к себе в дети».
Только поистине сильный и мужественный человек с настоящим русским характером способен был бы достойно справиться со всеми теми испытаниями, которые выпали на долю Андрея Соколова. И таких людей в нашей стране было очень много. Каждый из них мог бы рассказать свою историю, которая, вероятно, была бы не менее трагической, чем история главного героя рассказа «Судьба человека».
- см. также:Другие сочинения по произведению Судьба человека, Шолохов
- Характеристики главных героев произведения Судьба человека, Шолохов
- Краткое содержание Судьба человека, Шолохов
- Краткая биография Михаила Шолохова
Источник: https://www.sdamna5.ru/russky_harakter_sudjba
Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, болью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека.
Многие писатели, поэты посвящали подвигу народа в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А. Твардовский, К. Симонов, В. Гроссман, В. Некрасов, Б. Васильев, В. Быков, В. Астафьев и многие, многие другие.
С темой войны связано и произведение Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», в котором автор с новой силой поднял тему войны и мира, в подлинном величии и могуществе показал душу самого обыкновенного русского человека, такого, каких были миллионы. Рассказ «Судьба человека» — рассказ эпический, воплотивший в судьбе рядового русского солдата судьбу народную.
«Русский характер» — так определил образ рядового советского солдата Андрея Соколова писатель Е. Пермитин, назвавший рассказ «Судьба человека» национальным русским произведением, в котором национальность проявляется «в самом сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» (В. Г. Белинский).
Скромный труженик Андрей Соколов жил в Воронеже, имел жену и троих детей, увлекался машинами и был счастлив. Но вот всему пришел конец: началась война. Все рухнуло в один миг. Страшные трагические дни сорок первого…
— В ружье!
— В ружье!.. —
- По градам шло, по весям,
- В набатное «Вставай!» переходя…
- И встал народ,
- Их было миллионы… —
- чтобы отстоять свободу и независимость, чтобы добыть великую Победу, оплаченную великой ценой.
Среди тех, кто встал «в ружье», чтобы выстоять и победить, был и Андрей Соколов. Он простился с родными, не подозревая, что не суждено им больше встретиться, и отправился на фронт.
Вначале Андрею сопутствовала удача: «Дырявил немец мне машину и сверху и с боков, но мне, браток, везло на первых порах. Везло-везло, да и довезло до самой ручки…» Попал Андрей в плен. «Ох, браток, нелегкое это дело, понять, что ты не по своей воле в плену.
Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».
Когда узнаешь, сколько мук, лишений, страданий выпало на долю Андрея в плену, невольно спрашиваешь себя: «Разве может человек вынести такое?» «А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют… Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев». Только после двух лет мучений и унижений Соколову удается сбежать, прихватив с собой немецкого офицера. Трудно передать словами, какие чувства испытывает он, ступив на родную землю: «Наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем».
После возвращения к своим Андрей получает еще одно страшное известие: фашисты сбросили бомбу на его домик, он узнает, что его жена и дочери погибли. «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Но блеснула и Андрею радость: нашелся сын.
«И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить». Но не отпускает судьба-злодейка солдата и наносит свой последний удар: в День Победы убивает Анатолия немецкий снайпер.
Казалось бы, как тут не опустить руки, не впасть в отчаяние, не проклясть жизнь за свои несчастья. Однако Андрей не жалуется, не замыкается в себе. Откуда черпает силы Андрей Соколов? Что дает ему силы выжить и сохранить себя как человека? Соколов всю свою любовь и нежность отдает приемному сыну — сиротке Ванюшке.
В привязанности к ребенку жизнь Андрея Соколова обретает новый смысл. Необыкновенная человечность и богатый нравственный мир шолоховского героя вызывают огромную симпатию и уважение.
- Рассказ «Судьба человека» взволновал меня до глубины души, многое помог понять, о многом заставил задуматься.
- Так уж устроен человек — непременным условием его существования являются обстоятельства, доля: иными словами — судьба.
- Мне близка мысль о том, что судьба человечества — это судьба каждого человека.
Я могу с уверенностью сказать, что автор рассказа очень точно определил его название, которое заставляет задуматься о проблеме смысла жизни. «Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах — «смертная тоска».
Однако же Андрей Соколов — человек, который «глубоко сознает свои кровные связи с Отечеством», несгибаемый боец, способный на чудеса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опустошили утраты и лишения, перенесенные им. Он — поистине благородная личность. Именно поэтому и оптимистичен финал рассказа.
Читая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», явственно ощущаешь протест против войны, звучащий в произведении.
Мне хочется сделать вывод о том, что как бы ни сложилась судьба героев шолоховского произведения, за этой каждой отдельной судьбой можно увидеть судьбы многих, можно поразмышлять о будущем.
Историю делают люди — это мы не раз повторяем, но не всегда думаем о том, что эти люди живут вокруг нас.
Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искусство мыслить образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем… не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием…»
Для меня «Судьба человека» Шолохова — это открытие. Я убеждена, что это произведение в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает во мне сопереживание и сочувствие к людям.
Благодаря образной форме, рассказ Шолохова приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием относиться к чужой боли и чужой радости. Он делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими. Рассказ в самом глубоком смысле этого слова человечен.
Он идет от человека и ведет к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем.
Рецензия
Данное выше сочинение — личностное, целенаправленное, яркое, эмоциональное, оно свидетельствует о высокой филологической культуре и творческой индивидуальности автора сочинения в его рассказе о русском характере.
Правильно подобран материал, удачно используется текст рассказа «Судьба человека», уместно вводятся цитаты, показывая культуру цитирования.
Композиция сочинения свидетельствует о знании требований к жанру школьного сочинения.
Сочинение написано хорошим литературным языком в жанре литературно-критической статьи.
На этой странице искали :
- сочинение на тему русский характер в рассказе шолохова судьба человека
- В чем сила русского характера в рассказе Шолохова судьба человека
- русский характер в рассказе шолохова судьба человека
- в чем сила русского характера
- тема русского характера в рассказе м а шолохова судьба человека
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/tema-russkogo-xaraktera-v-rasskaze-m-a-sholoxova-sudba-cheloveka.html
Как изображается русский характер в рассказе “Русский характер”?
В рассказе “Русский характер” А. Н.
Толстой описал эпизод Великой Отечественной войны, когда до победы оставался еще целый год, причем автор изобразил даже не военный подвиг танкиста Егора Дремова (этого скорее всего можно было бы ожидать), а семейные обстоятельства героя – взаимоотношения его с родителями и невестой. Русский характер в рассказе складывается из отдельных черт характеров всех героев, главных и второстепенных. Главным героем является Егор Дремов, командир танка, получивший тяжелые ожоги в бою на Курской дуге. Его
спасает из горящего танка водитель, который сам был ранен, но вытащил командира, потерявшего сознание.
Таким образом, водитель танка Чувилев (этот второстепенный персонаж еще раз появится в рассказе для описания боевых подвигов танкового экипажа под командованием Егора Дремова) в опасный момент думает не только о собственной жизни, но, рискуя собой, спасает боевого товарища.
В его совестливости можно видеть черту характера, которая высоко ценится русскими. Егор Дремов проявляет русский характер и в бою, и особенно в отношениях с родителями и невестой. Приехав домой в отпуск после ранения, он пожалел своих старых
родителей, побоялся огорчить их. Егору казалось, что его безобразное лицо испугает их: ведь оно стало безжизненной маской, и только глаза остались прежними.
Таким образом, в характере главного героя проявились скромность, сдержанность, даже жертвенность, которые ценят русские люди: настоящий человек меньше всего заботится о себе, но прежде всего думает о своих близких, об их счастье.
Егор Дремов ошибался, думая, что щадит своих родителей, когда не признается, что он их сын. Его родители счастливы уже тем, что их сын жив – ведь все вокруг получают с фронта “похоронки”. Егор Егоровичи Мария Поликарповна любят своего сына не за внешность, а потому, что он – сын.
Конечно, старики гордятся, что их Егор – герой, но прежде всего ценят в нем не красоту, а мужество и честность. Здесь проявляется еще одна черта русского характера – главное внимание уделяется не внешности, а душевным качествам.
Ведь обожженное лицо солдата свидетельствует, что он участвовал в страшных боях и не щадил себя, защищая Родину. Такой человек вызывает у русских уважение и восхищение, несмотря на внешнее уродство. Поэтому отец Егор Егорович считает, что таким лицом, какое было у приезжавшего к ним фронтовика, “надо гордиться”. Эту мысль формулирует старший Дремов – сам русский человек.
Русским характером обладает и мать героя. Мария Поликарповна узнала своего сына, хотя его лицо изменилось после операций до неузнаваемости. Она сердцем, каким-то шестым чувством, угадала, что у нее в доме гостил сын, и проявила необыкновенную чуткость, столь дорогую для русского сердца.
Поскольку русский человек обычно сдержан в проявлениях своих чувств, постольку очень важными качествами становятся внимание и наблюдательность окружающих, которые сами должны догадываться о переживаниях близкого человека. Очень хорошо, если друзья и родственники понимают друг друга без слов.
В Кате Малышевой – невесте Егора Дремова также раскрывается русский характер: в женщине русские ценят верность и преданность, что и демонстрирует героиня, которая дважды (провожая на фронт и навещая после ранения) заявляет Егору, что будет ждать его с войны и верно любить. А ведь Катя – невеста главного героя, а не жена, то есть пока связана с Егором только словом.
Иван Сударев – друг Егора и доброжелательный рассказчик – сам обладает русским характером, рассудительным, сдержанным, вдумчивым. Он оценивает поступки всех героев, появляющихся в маленькой истории, и отмечает разные грани русского характера в каждом персонаже.
Таким образом, Толстой создает русский характер, объединяя черты разных героев, и, благодаря этому приему, представляет образ русского человека полным, разносторонним и обобщенно-возвышенным. Такое изображение национального характера отличает рассказ Толстого от произведений других советских авторов, писавших о войне. Например, А. Т.
Твардовский в поэме “Василий Теркин” сосредоточивает черты русского характера в одном главном герое. По художественным принципам – конфликт между хорошим и лучшим и назидательность (поучительность) – “Русский характер” следует отнести к ведущему направлению советской литературы – социалистическому реализму.
В рассказе конфликт между Егором Дремовым и его родными надуман, ибо существует только в голове скромного главного героя, а на самом деле, персонажи рассказа – один другого лучше и благороднее.
Назидательность “Русского характера” выразилась в том, что через Ивана Сударева, который оценивает в произведении всех действующих лиц, писатель поучает: именно так, как Егор Дремов, должен вести себя советский солдат; именно так, как его родители и невеста, должны поступать родственники солдата.
В конце рассказа автор подсказывает читателю, как правильно понимать идею произведения: “Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота”. Итак, история о Егоре Дремове закончилась счастливо.
Иного финала и не могло быть, учитывая, что все ее герои обладают благородными характерами. Во время страшной войны такая история становится необходимой: она дает надежду, спасает от отчаяния, и поэтому “Русский характер”, можно сказать, отражает восприятие военной эпохи и в этом смысле становится памятником эпохи.
Но бесконфликтные истории со счастливым финалом если и встречаются в реальной жизни, то только как исключения. А как обычно происходит встреча солдата и его семьи? Помня о миллионах советских людей, погибших на фронтах и в оккупации, скорее можно ожидать трагических свиданий. В стихотворении М. В.
Исаковского “Враги сожгли родную хату” (1945) изображается возвращение солдата-победителя на родное пепелище: все его близкие погибли во время немецкой оккупации, долгожданная встреча с родственниками превратилась в поминки на могиле жены. Другую трагическую ситуацию описывает М. А. Шолохов в рассказе “Судьба человека” (1956). Вернувшись в родной город после фашистского плена.
Андрей Соколов узнает, что в его дом, когда там находились жена и две дочери-подростки, попала немецкая бомба. В результате любимые родственники главного героя не имеют даже могил – на месте дома воронка с ржавой водой. Подравнять целую нацию под один, даже правильный образец невозможно. Драматический вариант встречи солдата с семьей представлен в рассказе А. П.
Платонова “Возвращение” (1946). Капитан Алексей Алексеевич Иванов после победы приезжает в родной город, где его ждут жена Люба, одиннадцати летний сын Петрушка и пятилетняя дочь Настя. В первый же вечер за ужином воин-победитель требует у жены отчета, как она жила без него. Писатель не рассказывает об Иванове на фронте, хотя его ордена и медали свидетельствуют о боевых подвигах.
Зато автор подробно описывает жизнь семьи Ивановых в тылу: Люба все четыре года войны работала на кирпичном (!) заводе, заботилась о двух маленьких детях, постоянно тревожилась за мужа на фронте и, чтобы отвлечься от повседневной тоски, один раз поддалась на нежности какого-то профсоюзного инструктора. Этого капитан Иванов простить жене не может, хотя себе подобные вольности прощает легко: он сам пару дней назад по пути домой задержался в гостях у знакомой фронтовички Маши. Финал истории о Егоре Дремове заранее предрешен, учитывая прекрасные русские характеры всех персонажей в этом рассказе. А как поступит неидеальный платоновский герой? Возмущенный и обиженный признанием Любы, Алексей на следующее утро хочет уехать к Маше (!), но, увидев из окна вагона бегущих к поезду своих детей Петрушку и Настю, вдруг смягчается душой и сходит с поезда: вчера он оценивал свои семейные обстоятельства с точки зрения “самолюбия и собственного интереса”, а сейчас понял их “обнажившимся сердцем”.
Никакого поучения в рассказе Платонова нет, а счастливый конец объясняется не образцовым благородством Иванова, а чувствами нормального человека – любовью к своей семье.
Поэтому рассказ “Возвращение” ближе к жизни, чем “Русский характер”: платоновский рассказ показывает реальный мир таким сложным, каков он и есть, а не таким правильным, каков он должен быть, по мнению писателя А. Н. Толстого.
(1
Источник: https://ege-essay.ru/kak-izobrazhaetsya-russkij-xarakter-v-rasskaze-russkij-xarakter/