Анализ стихотворения блока сумерки, сумерки вешние



Анализ стихотворения Блока «Сумерки, сумерки вешние»

Анализ стихотворения Блока «Сумерки, сумерки вешние»

Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

1) Дата написания и публикация.

Стихотворение «Сумерки, сумерки вешние…» написано А. А. Блоком 16 августа 1901 года.

2) Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

Данное стихотворение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме», который считается первым творением поэта. Этот цикл вдохновлен Любовью Дмитриевной Менделеевой, женой А. А. Блока. Во всех стихотворениях поэт обращается к образу женщины, которая олицетворяет идеал вечной женственности, красоты, гармонии.

В предложенном для анализа лирическом произведении также можно увидеть образ женщины, которую с надеждой ждет лирический герой.

Примечательным является тот факт, что эпиграфом к стихотворению служат строки из последней строфы произведения А. Фета «Вдали огонек за рекою…».

Сравнение, сопоставление вышеупомянутых стихотворений показывает линию преемственности – импрессионизм, психологический подтекст, ощущение сложной жизни души, которую невозможно выразить словами. То есть то, что характерно именно для поэзии А. Фета, за которым в 1870–1880-е гг.

закрепилась нелестная, с точки зрения демократической, народнической интеллигенции, репутация представителя «чистого искусства».

Стихотворение А. А. Блока «Сумерки, сумерки вешние…» принадлежит к течению символизма.

3) Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура).

  • Жанр произведения можно определить как любовная лирика.
  • 4) Основная тема.
  • Тема любви, раздумий лирического героя.
  • 5) Смысл названия.

Само по себе стихотворение не имеет определенного, конкретного заглавия. Принято называть произведение по первым его строкам. «Сумерки, сумерки вешние…». Это заглавие заведомо настраивает читателя на что-то таинственное, нежное, восхитительное.

Как нам уже известно, слово «вешние» происходит от существительного «весна». Весна – это время года, когда природа и чувства человека будто пробуждаются от долгого сна, забытья.

Так происходит и в стихотворении «Сумерки, сумерки вешние…», где лирический герой надеется на скорую, долгожданную встречу с возлюбленной.

6) Лирический сюжет и его движение.

Поэтический сюжет у А. А. Блока повторяет фетовский (стихотворение «Вдали огонек за рекою…»): весенний вечер и предчувствие свидания «там, на другом берегу».

В основе сюжета лежит встреча, точнее сказать ожидание встречи. Это становится импульсом к лирическому переживанию. Сюжет ослабленный.

7) Композиция. Наличие обрамления.

Стихотворение состоит из четырех катренов. В начале произведения присутствует эпиграф (строчки из стихотворения А. Фета как уже упоминалось ранее). Композиция кольцевая.

8) Основные настроения, тональность стихотворения.

Стихотворение вызывает у читателя смешанные чувства. С одной стороны, присутствует ощущение спокойствия, умиротворенности. С другой стороны, душу терзает тревога, пугает неизвестность, неопределенность дальнейших событий.

9) Ведущие лейтмотивы. Основные слова, их передающие.

Автором использованы следующие образы: сумерки, волна, песня, берег. Все это в совокупности создает атмосферу вечера, романтическую обстановку.

Также присутствует образ плачущей души одинокой, скорее всего так поэт называет возлюбленную лирического героя.

10) Лирический герой, его своеобразие.

Роль лирического героя в данном стихотворении выполняет сам А. А. Блок, поэтому позиция автора и героя совпадает. Герой обеспокоен. В стихотворении А.

Блока (1901) чувство более сдержанное, менее определенное, цель вовсе не ясна, есть только предчувствие встречи, причем таинственной – с плачущей душой одинокой; поэтический мир не столь яркий: сумерки, отзвуки, отблески, хладные волны.

Неопределенные местоимения (что-то, кто-то) передают именно «надежды нездешние».

Размер: Интонация самоуглубленного, элегического раздумья создается трехстопным дактилем.

12) Рифмовка, характер рифмы.

В стихотворении чередуются дактилическая и мужская рифмы. Рифма не всегда точная. Рифмовка в произведении – перекрестная.

13) Лексика. Языковые выразительные средства.

  1. Эпитет: «сумерки вешние», «хладные волны», «надежды нездешние», «песня далекая», «душа одинокая».
  2. Олицетворение: «волны бегут на песок», «плачет душа одинокая».
  3. Перифраз: «душа одинокая» — значение: девушка.
  4. Также употребляются славянизмы («хладные») и неопределенные местоимения (что-то, кто-то).
  5. 14) Поэтический синтаксис.

Риторический вопрос: «Тайна ль моя совершается, ты ли зовешь вдалеке?».

Умолчание: «Кто-то навстречу – бегу…» .

Инверсия: «Сумерки вешние», «плачет душа одинокая».

Неполные предложения с рядом однородных членов: например, «Отблески, сумерки вешние, клики на том берегу» и т. д..

  • Эллипсис: «в сердце – надежды нездешние».
  • Неоднократно используется тире (долгая пауза): «Но различить — не могу», «кто-то навстречу — бегу».
  • Все вышеперечисленные лексические и синтаксические средства выразительности языка помогают более полно описать обстановку (весенний вечер), эмоции и чувства героя, его душевные переживания.
  • 15) Звукопись, фонетическая окраска стиха.
  • Аллитерация: повторение шипящих звуков (преимущественно «с», «ш», «ч»). Ярким примером этого служит первый катрен и не только:
  • Сумерки, сумерки вешние,
  • Хладные волны у ног,
  • В сердце — надежды нездешние,
  • Волны бегут на песок.
  • Читатель слышит легкий шум весеннего свежего вечера, плеск моря, посторонние незначительные шорохи.
  • 16) Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

Автор стремится показать нам переживания, которые испытывает влюбленный человек. «В сердце надежды — нездешние» — именно эти строки позволяют это понять.

  1. Дождёшься ль вечерней порой Опять и желанья, и лодки, Весла и огня за рекой?
  2. Фет
  3. Сумерки, сумерки вешние, Хладные волны у ног, В сердце — надежды нездешние,
  4. Волны бегут на песок.
  5. Отзвуки, песня далекая, Но различить — не могу. Плачет душа одинокая
  6. Там, на другом берегу.
  7. Тайна ль моя совершается, Ты ли зовешь вдалеке? Лодка ныряет, качается,
  8. Что-то бежит по реке.
  9. В сердце — надежды нездешние, Кто-то навстречу — бегу. Отблески, сумерки вешние,
  10. Клики на том берегу.

Где можно найти анализ стихотворения Блока «Сумерки»?

Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

Где можно найти анализ стихотворения Блока «Сумерки»?

  1. анализ стихотворения «Встану я в утро туманное» В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются неяркие краски («утро туманное») и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестает быть недосягаемой, она становится «подругой желанной», которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них радостные песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода «подруги желанной». А в третьей восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Все стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.

Тема водораздела между двумя мирами берегами встречается также в стихотворении цикла «Стихи о Прекрасной Даме»»Сумерки, сумерки вешние «. Символ «отражение» в этом стихотворении выражен через отблески и отзвуки: «Отзвуки, песня далекая, / Но различить не могу», «Отблески, сумерки вешние, / Клики на том берегу».

Символ «отражение» здесь является символом возможного соединения земного и небесного миров. Лирический герой не только слышит, как «плачет душа одинокая там, на другом берегу», но и предчувствует скорое свидание с Невестой. Тайна ль моя совершается, Ты ли зовешь вдалеке? Лодка ныряет, качается, Что-то бежит по реке.

В сердце надежды нездешние, Кто- то навстречу бегу Отблески, сумерки вешние,

Клики на том берегу.

Отзвуки, отблески, волны, набегающие на песок, лодка или что-то, бегущее по реке, воспринимаются как весть с того берега, как послание, предназначенное лирическому герою и давно ожидаемое им. И здесь, безусловно, прочитывается символика смерти. Лодка в символическом смысле «доставляет мертвых в иной мир».

Такая деталь, как «хладные волны» у ног, не только дополняет картину весеннего вечера, но и передает ощущения лирического героя, на которого, возможно, веет холодом смерти. Если в двух ранее рассмотренных стихотворениях герой находится вблизи реки, то в стихотворении «Сумерки, сумерки вешние» непосредственно около воды.

Попытка вбежать в реку говорит о решимости героя преодолеть разделительную черту. Но насколько приближается герой, настолько отдаляется другой берег. Об этом говорит зеркальное отражение слов первых и последних строк. Изменяется только направление взгляда героя: в первой строфе он видит волны, бегущие на песок (этот берег).

а в последней отблески в воде, клики на том берегу, не различимом в сумерках.

Обращает на себя внимание следующее противопоставление: с одной стороны, движение реки и человека («волны бегут на песок», «что-то бежит по реке», «кто-то навстречу бегу «), а с другой стороны, статичность окружающего мира, выраженная с помощью назывных предложений («Отзвуки, песня далекая «, «Отблески, сумерки вешние «), а также неполного предложения с пропуском сказуемого («Клики на том берегу»). По-видимому, образ текущей реки символизирует непрерывное течение времени. Дни и годы идут, а «нездешние надежды» не осуществляются. Таким образом, символика отражений в этом стихотворении раскрывает не только мечты и стремления лирического героя, но иллюзорность его надежд.

Post navigation

Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

Сочинение: Анализ стихотворения А.А. Блока «Сумерки, сумерки вешние»

Одно из первых стихотворений цикла любовной лирики Блока претворяется эпиграфом из творчества Фета. Преемственность поэтических линий налицо, но Блок имеет свой взгляд на сильнейшее человеческое чувство, свое мастерство для его описания.

Вечерние сумерки, водная преграда реки символизируют обстоятельства, которые мешают влюбленным встретиться и узнать друг друга. Лодка качается на волнах, она поможет достичь противоположного берега. Пока же герой всматривается вдаль, надеясь узнать, что ждет его там, какую песнь поет одинокая, зовущая душа.

Влюбленный поэт готов бежать на встречу с нездешними надеждами, с возможным счастьем. Он не может покорно ждать милости от судьбы, важно самому достичь дальнего берега. После вешних сумерек должен наступить солнечный летний рассвет. Счастье любви придет, заполнит всю душу, надо только бороться за это счастье, своим желанием и действиями приближать его.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов николая носова

1) Дата написания и публикация.

Стихотворение «Сумерки, сумерки вешние…» написано А. А. Блоком 16 августа 1901 года.

2) Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

Данное стихотворение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме», который считается первым творением поэта. Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой, женой А.А. Блока. Во всех стихотворениях поэт обращается к образу женщины, которая олицетворяет идеал вечной женственности, красоты, гармонии.

В предложенном для анализа лирическом произведении также можно увидеть образ женщины, которую с надеждой ждёт лирический герой.

Примечательным является тот факт, что эпиграфом к стихотворению служат строки из последней строфы произведения А. Фета «Вдали огонёк за рекою…».

Сравнение, сопоставление вышеупомянутых стихотворений показывает линию преемственности – импрессионизм, психологический подтекст, ощущение сложной жизни души, которую невозможно выразить словами. То есть то, что характерно именно для поэзии А. Фета, за которым в 1870–1880-е гг.

закрепилась нелестная, с точки зрения демократической, народнической интеллигенции, репутация представителя «чистого искусства».

Стихотворение А.А. Блока «Сумерки, сумерки вешние…» принадлежит к течению символизма.

3) Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура).

  • Жанр произведения можно определить как любовная лирика.
  • 4) Основная тема.
  • Тема любви, раздумий лирического героя.
  • 5) Смысл названия.

Само по себе стихотворение не имеет определенного, конкретного заглавия. Принято называть произведение по первым его строкам. «Сумерки, сумерки вешние…». Это заглавие заведомо настраивает читателя на что-то таинственное, нежное, восхитительное.

Как нам уже известно, слово «вешние» происходит от существительного «весна». Весна – это время года, когда природа и чувства человека будто пробуждаются от долгого сна, забытья.

Так происходит и в стихотворении «Сумерки, сумерки вешние…», где лирический герой надеется на скорую, долгожданную встречу с возлюбленной.

6) Лирический сюжет и его движение.

Поэтический сюжет у А.А. Блока повторяет фетовский (стихотворение «Вдали огонёк за рекою…»): весенний вечер и предчувствие свидания «там, на другом берегу».

В основе сюжета лежит встреча, точнее сказать ожидание встречи. Это становится импульсом к лирическому переживанию. Сюжет ослабленный.

7) Композиция. Наличие обрамления.

Стихотворение состоит из четырех катренов. В начале произведения присутствует эпиграф (строчки из стихотворения А. Фета как уже упоминалось ранее). Композиция кольцевая.

8) Основные настроения, тональность стихотворения.

Стихотворение вызывает у читателя смешанные чувства. С одной стороны, присутствует ощущение спокойствия, умиротворенности. С другой стороны, душу терзает тревога, пугает неизвестность, неопределенность дальнейших событий.

9) Ведущие лейтмотивы. Основные слова, их передающие.

Автором использованы следующие образы: сумерки, волна, песня, берег. Всё это в совокупности создаёт атмосферу вечера, романтическую обстановку.

Также присутствует образ плачущей души одинокой, скорее всего так поэт называет возлюбленную лирического героя.

10) Лирический герой, его своеобразие.

Роль лирического героя в данном стихотворении выполняет сам А.А. Блок, поэтому позиция автора и героя совпадает. Герой обеспокоен. В стихотворении А.

Блока (1901) чувство более сдержанное, менее определенное, цель вовсе не ясна, есть только предчувствие встречи, причем таинственной – с плачущей душой одинокой; поэтический мир не столь яркий: сумерки, отзвуки, отблески, хладные волны.

Неопределенные местоимения (что-то, кто-то) передают именно «надежды нездешние».

Размер: Интонация самоуглубленного, элегического раздумья создается трехстопным дактилем.

12) Рифмовка, характер рифмы.

В стихотворении чередуются дактилическая и мужская рифмы. Рифма не всегда точная. Рифмовка в произведении – перекрёстная.

13) Лексика. Языковые выразительные средства.

  1. Эпитет: «сумерки вешние», «хладные волны», «надежды нездешние», «песня далёкая», «душа одинокая».
  2. Олицетворение: «волны бегут на песок», «плачет душа одинокая».
  3. Перифраз: «душа одинокая» — значение: девушка.
  4. Также употребляются славянизмы («хладные») и неопределенные местоимения (что-то, кто-то).
  5. 14) Поэтический синтаксис.

Риторический вопрос: «Тайна ль моя совершается, ты ли зовешь вдалеке?».

Умолчание: «Кто-то навстречу – бегу…» .

Инверсия: «Сумерки вешние», «плачет душа одинокая».

Неполные предложения с рядом однородных членов: например, «Отблески, сумерки вешние, клики на том берегу» и т.д..

  • Эллипсис: «в сердце – надежды нездешние».
  • Неоднократно используется тире (долгая пауза): «Но различить — не могу», «кто-то навстречу — бегу».
  • Все вышеперечисленные лексические и синтаксические средства выразительности языка помогают более полно описать обстановку (весенний вечер), эмоции и чувства героя, его душевные переживания.
  • 15) Звукопись, фонетическая окраска стиха.
  • Аллитерация: повторение шипящих звуков (преимущественно «с», «ш», «ч»). Ярким примером этого служит первый катрен и не только:
  • Сумерки, сумерки вешние,
  • Хладные волны у ног,
  • В сердце — надежды нездешние,
  • Волны бегут на песок.
  • Читатель слышит легкий шум весеннего свежего вечера, плеск моря, посторонние незначительные шорохи.
  • 16) Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

Автор стремится показать нам переживания, которые испытывает влюбленный человек. «В сердце надежды — нездешние» — именно эти строки позволяют это понять.

Слушать стихотворение Блока Сумерки

Темы соседних сочинений

← Сумерки сумерки вешние↑ БлокСусальный ангел →

Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bloka/sumerki

Сочинения на Getsoch.ru

Анализ стихотворения А.А. Блока «Сумерки, сумерки вешние…»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       1) Дата написания и публикация.  

       Стихотворение «Сумерки, сумерки вешние…» написано А. А. Блоком 16 августа 1901 года. 

       2) Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод. 

       Данное стихотворение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме», который считается первым творением поэта. Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой, женой А.А. Блока. Во всех стихотворениях поэт обращается к образу женщины, которая олицетворяет идеал вечной женственности, красоты, гармонии.

       В предложенном для анализа лирическом произведении также можно увидеть образ женщины, которую с надеждой ждёт лирический герой. 

       Примечательным является тот факт, что эпиграфом к стихотворению служат строки из последней строфы произведения А. Фета «Вдали огонёк за рекою…».

Сравнение, сопоставление вышеупомянутых стихотворений показывает линию преемственности – импрессионизм, психологический подтекст, ощущение сложной жизни души, которую невозможно выразить словами. То есть то, что характерно именно для поэзии А. Фета, за которым в 1870–1880-е гг.

закрепилась нелестная, с точки зрения демократической, народнической интеллигенции, репутация представителя «чистого искусства». 

       Стихотворение А.А. Блока «Сумерки, сумерки вешние…» принадлежит к течению символизма. 

       3) Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура).  

  •        Жанр произведения можно определить как любовная лирика.
  •        4) Основная тема. 
  •        Тема любви, раздумий лирического героя.
  •        5) Смысл названия. 

       Само по себе стихотворение не имеет определенного, конкретного заглавия. Принято называть произведение по первым его строкам. «Сумерки, сумерки вешние…». Это заглавие заведомо настраивает читателя на что-то таинственное, нежное, восхитительное.

Как нам уже известно, слово «вешние» происходит от существительного «весна». Весна – это время года, когда природа и чувства человека будто пробуждаются от долгого сна, забытья.

Так происходит и в стихотворении «Сумерки, сумерки вешние…», где лирический герой надеется на скорую, долгожданную встречу с возлюбленной. 

       6) Лирический сюжет и его движение.

       Поэтический сюжет у А.А. Блока повторяет фетовский (стихотворение «Вдали огонёк за рекою…»): весенний вечер и предчувствие свидания «там, на другом берегу».

       В основе сюжета лежит встреча, точнее сказать ожидание встречи. Это становится импульсом к лирическому переживанию. Сюжет ослабленный.

       7) Композиция. Наличие обрамления. 

       Стихотворение состоит из четырех катренов. В начале произведения присутствует эпиграф (строчки из стихотворения А. Фета как уже упоминалось ранее). Композиция кольцевая.

       8) Основные настроения, тональность стихотворения. 

       Стихотворение вызывает у читателя смешанные чувства. С одной стороны, присутствует ощущение спокойствия, умиротворенности. С другой стороны, душу терзает тревога, пугает неизвестность, неопределенность дальнейших событий.

       9) Ведущие лейтмотивы. Основные слова, их передающие.

       Автором использованы следующие образы: сумерки, волна, песня, берег. Всё это в совокупности создаёт атмосферу вечера, романтическую обстановку.

       Также присутствует образ плачущей души одинокой, скорее всего так поэт называет возлюбленную лирического героя.

       10) Лирический герой, его своеобразие.

       Роль лирического героя в данном стихотворении выполняет сам А.А. Блок, поэтому позиция автора и героя совпадает. Герой обеспокоен. В стихотворении А.

Блока (1901) чувство более сдержанное, менее определенное, цель вовсе не ясна, есть только предчувствие встречи, причем таинственной – с плачущей душой одинокой; поэтический мир не столь яркий: сумерки, отзвуки, отблески, хладные волны.

Неопределенные местоимения (что-то, кто-то) передают именно «надежды нездешние». 

  1.        11) Ритм, размер.
  2.        Размер: Интонация самоуглубленного, элегического раздумья создается трехстопным дактилем.
  3.        12) Рифмовка, характер рифмы.

       В стихотворении чередуются дактилическая и мужская рифмы. Рифма не всегда точная. Рифмовка в произведении – перекрёстная.

       13) Лексика. Языковые выразительные средства.

  •        Эпитет: «сумерки вешние», «хладные волны», «надежды нездешние», «песня далёкая», «душа одинокая».
  •        Олицетворение: «волны бегут на песок», «плачет душа одинокая».
  •        Перифраз: «душа одинокая» — значение: девушка.
  •        Также употребляются славянизмы («хладные») и неопределенные местоимения (что-то, кто-то).
  •        14) Поэтический синтаксис.
Читайте также:  Образ берга в романе война и мир толстого сочинение

       Риторический вопрос: «Тайна ль моя совершается, ты ли зовешь вдалеке?».

       Умолчание: «Кто-то навстречу – бегу…» .

       Инверсия: «Сумерки вешние», «плачет душа одинокая».

       Неполные предложения с рядом однородных членов: например, «Отблески, сумерки вешние, клики на том берегу» и т.д..

  1.        Эллипсис: «в сердце – надежды нездешние».
  2.        Неоднократно используется тире (долгая пауза): «Но различить — не могу», «кто-то навстречу — бегу». 
  3.        Все вышеперечисленные лексические и синтаксические средства выразительности языка помогают более полно описать обстановку (весенний вечер), эмоции и чувства героя, его душевные переживания.
  4.        15) Звукопись, фонетическая окраска стиха.
  5.        Аллитерация: повторение шипящих звуков (преимущественно «с», «ш», «ч»). Ярким примером этого служит первый катрен и не только:
  6.               Сумерки, сумерки вешние,
  7.               Хладные волны у ног,
  8.               В сердце — надежды нездешние,
  9.               Волны бегут на песок.
  10.        Читатель слышит легкий шум весеннего свежего вечера, плеск моря, посторонние незначительные шорохи.
  11.        16) Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа. 

       Автор стремится показать нам переживания, которые испытывает влюбленный человек. «В сердце надежды — нездешние» — именно эти строки позволяют это понять.

Источник: https://getsoch.ru/biblioteka/analiz-stihov/25-analiz-stikhotvoreniya-a-a-bloka-sumerki-sumerki-veshnie.html

Анализ стихотворения «Сумерки» (И. А. Бунин) | Литрекон

Иван Алексеевич Бунин — русский писатель, публицист, поэт и прозаик-переводчик. Всю свою сознательную и бессознательную жизнь, он рассуждал так: «Всю жизнь я страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется». И на самом деле, этот великий поэт, можно сказать, искал выход из этой непростой ситуации и нашел его.

Все свои мысли, эмоции и переживания он изложил на листе бумаги, формируя их в рассказ, стихотворение, тем самым, придавая им различный оттенок, отражающий его внутреннее отношение к происходящему, увиденному. Пример того Вы можете увидеть в стихотворении «Сумерки», разбор которого подготовил для Вас Многомудрый Литрекон.

История создания

Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Сумерки», посвященное Одессе, появилось в 1900 году. На момент написания данного произведения, Иван Бунин женился на Анне Цакни, затем переехал в Одессу. Это был страстный и бурный роман, который был подобен смерчу в жизни автора: он ненадолго выпал из привычного окружения и ритма, полностью отдавая себя захлестнувшим душу чувствам. 

Настоящий брак продлился недолго, однако чувства поэта не угасли к супруге, а навсегда остались в его сердце. Воспоминание о море также не покидало его. Один прекрасный вечер, проведенный на морском побережье, навсегда остался в его памяти, побуждая писателя к созданию произведения «Сумерки».

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Сумерки» — хороший пример маринистской лирики Серебряного века, отличающийся неординарным содержанием. Перед нами произведение, в котором автор описывает воспоминание, представляя себе, будто в полусне, 

морское побережье Крыма, один из вечеров, который навсегда оставил след в его памяти.

Поэт наполняет вечернее побережье угрюмыми оттенками, показывая изюминку Крыма изнутри: в этом месте он видит дикость и страстность темперамента.

Особенность творчества Бунина заключается в том, что его нельзя отнести к определенном модернистскому направлению. Он был вне течений и кружков, поэтому его лирика так самобытна.

Размер стихотворения «Сумерки» представляет собой ямб с пиррихием, строки разностопные, также меняется темп повествования. В середине данного произведения автор восклицает, передавая свое восхищение могучестью и угрюмостью вечерней скалы. Интонация к концу стихотворения постепенно спадает.

Композиция

Стихотворение «Сумерки» состоит из одной строфы, состоящей из 13 строк. В данной строфе автор изображает мрачную, угрюмую атмосферу морского побережья, передавая холодный, зловещий и суровый оттенок прибрежной стены.

Образы и символы

Образы в стихотворении «Сумерки» писатель изображает своеобразно. Присутствуют и лирический герой (очарованный пейзажем наблюдатель с развитой фантазией), и образ природы (храма с мифологическими корнями и католической торжественностью), которые оживают в мыслях автора и перед глазами читателя.  

Первое, на что следует обратить внимание, так это серая вода, расстилающаяся под ковром густого тумана. В произведении туман выступает в роли неизвестности, он словно окутывает морское побережье. Но, если посмотреть изнутри, то можно увидеть, что этот прибой под туманным одеялом страстно бушует и бьет о скалы. 

Также, в «Сумерках» есть еще один символический образ — Ночь, писатель преображает это время суток в молодую девушку, которая заходит в таинство, где ее ждет «торжественный хорал». 

Образ ночной морской природы завершает титанов и угрюмого хорала. Мы вступаем в неведомый языческий храм, древний и сумрачный. В данном произведении, кажется, что они ушли на второй план, но на самом деле они играют немаловажную роль, позволяющую проникнуть в мир мистики и окутать сознание таинством.

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения может быть расширена, если читатель обратится к Многомудрому Литрекону в х.

  1. Основная тема стихотворения «Сумерки», — природа. Поэт описывает могущество стихии, её мистический образ и связь с потусторонним миром. Море живет своей жизнью, не подпуская никого, кроме Ночи, в прибрежные скалы. 
  2. Данное стихотворение лишено проблематики: каждая строчка наполнена мистическим образом бушующей стихии.
  3. Настроение произведения передает могущество и таинственность природы, раскрывая красоту вечернего моря. В тексте создаются два противоположных образа, дополняющих друг друга, а между ними стоит скала, очаровывая лирического героя своей угрюмостью.
  4. Бунин пронизал стихотворение «Сумерки» мифологическими мотивами: в природе он видит титанов (мифологических существ, родителей древнегреческих Богов), храм с мрачными хорами, таинственные обращения к Богам. Автор восхищен пейзажем, поэтому сравнивает его с произведением архитектурного искусства и средоточием духовности — храмом, где человек постигает тайны мироздания.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Сумерки» заключается в том, что природа — это непознанный и одухотворенный храм, где все процессы связаны между с собой и объединены тайной. Человеку лишь кажется, что он знает их, однако все, что он может постичь — это лишь густой туман, скрывающий истину.

Каждое явление природы по-своему значимо в среде и носит в себе мистический характер, придавая необъяснимую, таинственную красоту всему, что мы видим.

В нашем случае, необъяснимой, угрюмой и таинственной красотой хвастается вечернее море, где бушующая стихия дает себе волю в вечернее время, прикрываясь пологом тумана.

В этой картине автор видит божественное начало — в этом и состоит смысл стихотворения «Сумерки».

Средства художественной выразительности

Читая строки творчества автора, мысленно представляешь картину морского побережья в «сумеречное» время и впитываешь в себя все таинство морского уголка.

В стихотворении «Сумерки» использованы тропы, такие как: эпитеты, олицетворения и метафоры. 

  1. Эпитетами автор подчеркивает суровость природы и ее могущество: «мрачный хор», «торжественный хорал»;
  2. Олицетворениями — выражает оживленность природы: «Сползает с гор туман», «Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм»;
  3. Сравнениями — красоту и глубокий смысл явлений природы: «Под шум и гул морской она в дыму стоит, Как неугасший жертвенник титанов»;
  4. Метафорами создается образность поэтического языка: «седых клубах туманов».

Алла Быкова

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/sumerki-bunin/

Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который все-таки пытается ответить Блок: «Дождешься ли?» Мечты.

https://www.youtube.com/watch?v=lx1jGmf7Yi8

Герой на берегу, волны у ног холодные — не переплыть. А на том берегу слышна песня. Чувствует герой, что одинокая душа плачет там. Вот только слов не разобрать…

Может быть, это его любимая, его судьба? У героя «нездешние надежды», то есть ему мечтается о чем-то не с этого простого берега, возможно, что и не из России, что, вообще, не с этой… планиды! Появилась и лодка, которая неуверенно плывет — ныряет, качается.

Романтическое ощущение наполняет стихотворение, загадочность… «Тайна свершается» — это непривычное сочетание показывает, что происходит удивительное. Бывает, что мы простые и знакомые вещи вдруг в один миг мы воспринимаем как нечто загадочное. Видишь красоту в привычном, радуешься полноте ощущений…

В стихотворении развивается действие, все ускоряется. Тихие сумерки, убаюкивающие волны… К ним добавляется тревожащая песня, дальше — неверное движение лодки.

И вот кто-то уже идет герою навстречу. Логично, что этот тот , кто прибыл на лодке, кто пел песню. И герой бросается навстречу, возможно, своей Мечте.

В финале загадка так и не раскрыта. Опять сумерки опустились, будто занавес. На том берегу шум… Кто-то окликает беглянку? Или гостья на лодке приснилась поэту?

Или песни тоже не было…

Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние

  1. «Сумерки» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение Брюсова «Сумерки» написано в 1906 г., напечатано в сборнике «Все напевы» в цикле «Вечеровые песни». Это первая…
  2. «Рассвет» анализ стихотворения Блока Александр Александрович Блок — русский поэт, выдающийся представитель русского символизма. Его стихотворение «Рассвет», написанное в ноябре 1903 года, входит в…
  3. Анализ стихотворения Блока На лугу 2 Стихотворение Блока «На лугу» было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на…
  4. Анализ стихотворения Летний вечер Блока Стихотворение, поистине красивое, нежное и такое романтичное, под названием «Вечер» написал Александр Блок. Этот человек не просто стал поэтом, таким…
  5. Анализ стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…» Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было написано Блоком 25 октября 1902 года. Это время было отмечено важными событиями в…
  6. Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека Одна из наиболее знаменитых работ Александра Александровича Блока написана им была в 1912 году. Примечательно то, что благодаря данному стихотворению…
  7. Анализ стихотворения Блока Фабрика Александр блок — великий поэт, так как его произведения поражают своей реалистичностью, но вместе с тем, это никак не портит…
  8. Анализ стихотворения Блока Осенний день Печальное стихотворение, где есть место и философским вопросам, и любви, и родному краю… Александр Блок, действительно, описывает в осенний день…
  9. Анализ стихотворения Блока Россия Еще до революции, в 1908 году, Александр Блок пишет это интересное стихотворение. Поэт любил Родину, но по-своему, не идеализировал ее,…
  10. Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока Данное произведение А. Блок написал в 1902 году. Эта пора жизни автора характеризуется душевным подъемом, причиной которого была влюбленность в…
  11. «Россия» анализ стихотворения Блока Тема родины — основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к…
  12. Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» Сочинения по литературе: Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений…
  13. Анализ стихотворения Блока «О доблестях» Стихотворение «О доблестях…» поражает своей гармоничностью. Это такая же жемчужина русской лирики, как «Я вас любил…» Пушкина. И все-таки нельзя…
  14. Анализ стихотворения А. Блока «Осенний день» Стихотворение А. Блока «Осенний день» имеет точную датировку — 1 января 1909 года. Оно посвящено теме родины. Его идея, на…
  15. «В ресторане» анализ стихотворения Блока Когда русский поэт Александр Блок создал свой первый сборник — «Стихи о Прекрасной Даме», он написал: Но страшно мне: изменишь…
  16. Анализ стихотворения А. А. Блока «Осенняя воля» Тема родины у Блока приобретает мощное звучание к концу его творчества, однако стихи о родине встречаются и в самых первых…
  17. Анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» «Ночь, улица, фонарь, аптека…»Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности «Бессмысленный…
  18. Анализ стихотворения А. Блока «В ресторане» Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать ее, но все тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, «В…
  19. «О доблестях, о подвигах, о славе…» анализ стихотворения Блока Поэт, пишущий о любви, конечно, опирается на собственный опыт любовных переживаний. Но личные эмоции, воплощенные в стихах, приобретают как бы…
  20. Анализ стихотворения А. Блока «Сытые» Стихотворение А. Блока «Сытые» было создано в ноябре 1905 года как отклик на кровавые события Первой Русской революции. Поэт чувствовал,…
Читайте также:  Брат которому семь - краткое содержание рассказа крапивина

Источник: https://ege-russian.ru/analiz-stixotvoreniya-bloka-sumerki-sumerki-veshnie/

Читать

Александр Александрович Блок

Лирика

Русская Муза Александра Блока[1]

Начало жизни Александра Блока (1880–1921) не предвещало того драматического напряжения, каким она будет исполнена в его зрелые годы.

Поэт впоследствии писал в одной статье о «музыке старых русских семей», в этих словах звучала благодарная память об атмосфере дома, где рос он сам, о «светлом» деде с материнской стороны – Андрее Николаевиче Бекетове, знаменитом ботанике и либеральном ректоре Петербургского университета, как и вся семья, души не чаявшем во внуке. Бекетовы были неравнодушны к литературе, не только много читали, но и сами писали стихи и прозу или, во всяком случае, занимались переводами.

Одно из первых стихотворений, выученных мальчиком наизусть, – «Качка в бурю» Якова Полонского. Оно, может быть, привлекло его потому, что в некоторых строфах словно бы отразилась беспечальная обстановка его собственного детства:

  • Свет лампады на подушках;
  • На гардинах свет луны…
  • О каких-то все игрушках
  • Золотые сны.

Ребенком было весело декламировать выразительные строки о налетевшем шквале:

  1. Гром и шум. Корабль качает;
  2. Море темное кипит;
  3. Ветер парус обрывает
  4. И в снастях свистит.

Взрослым же Блок оказался свидетелем огромных и грозных исторических бурь, которые то окрыляли его поэзию, то перехватывали ее дыхание.

Поначалу он писал лирические стихи, где было ощутимо влияние и Жуковского, и Полонского, и Фета, и Апухтина – поэтов, далеких от «злобы дня». Но летом 1901 года студентом Петербургского университета Блок познакомился с лирикой оригинального философа Владимира Соловьева и почувствовал в ней нечто близкое тому «волнению беспокойному и неопределенному», которое начинал испытывать сам.

Близкий поэтам, которым подражал юноша, Соловьев, однако, резко отличался от них смутным, мистически окрашенным, но напряженным и грозным предчувствием каких-то близящихся мировых потрясений. «О Русь, забудь былую славу. Орел двуглавый сокрушен…» – пророчил он еще в «тихое» царствование Александра III, хотя причину гибели империи усматривал в грядущем нашествии азиатских племен.

Поэт-философ оказался предтечей русского символизма, верившего, что действительность, окружающая жизнь – это лишь некий покров, за которым скрывается что-то неизмеримо более значительное.

«…Все видимое нами – только отблеск, только тени от незримого очами», – писал Соловьев.

Реальные же события и явления трактовались как символы – знаки, сигналы, подаваемые о происходящем в ином, идеальном мире.

Под влиянием соловьевских стихов и теорий увлечение Блока дочерью знаменитого ученого, Любовью Дмитриевной Менделеевой, жившей по соседству с бекетовской подмосковной усадебкой Шахматово, принимает мистически-таинственный, экзальтированный характер.

Сказочно преображается, мифологизируется и сама «статная девушка в розовом платье, с тяжелой золотой косой», какой она предстала перед поэтом, и вся окружающая среднерусская природа, ближний лес и холмы, за которыми располагалось менделеевское Боблово:

Ты горишь над высокой горою,

Недоступна в Своем терему…

Восторженному влюбленному чудится, что девушка, знакомая с детских лет (и вскоре, в 1903 году, ставшая его женой), таинственно связана с воспетой Соловьевым Вечной Женственностью, Софией, Мировой Душой, грядущей в мир, чтобы чудесно преобразить его.

Встречи с возлюбленной, томительное их ожидание, размолвки и примирения истолковываются мистически и приобретают неожиданные очертания, остро драматизируясь и полнясь глухой тревогой, порождаемой разнообразными соприкосновениями с действительностью.

Блок, как сказано в его стихах этой поры, «жизнью шумящей нестройно взволнован». Тут и смутно ощущаемый разлад в мирном прежде бекетовском семействе, и напряженные, трудные отношения с отцом – профессором Варшавского университета А. Л. Блоком, талантливым ученым, но крайне неуравновешенным человеком.

А главное, как ни сторонится юный поэт политики, бурных студенческих сходок, как ни далека от него крестьянская жизнь и порой возникающие где-то в ближних селах волнения, как ни высокомерен тон его стихов о том, что «кругом о злате и о хлебе народы шумные кричат», – «шум» этот все же в какой-то мере влияет на рисующиеся Блоку картины конца света и истории, приближения Страшного Суда.

  • Будет день, и распахнутся двери,
  • Вереница белая пройдет.
  • Будут страшны, будут несказанны
  • Неземные маски лиц…

В более позднем блоковском стихотворении на образ Мадонны, создаваемый в келье иконописца, ложатся «огнекрасные» отсветы близящейся грозы. Нечто похожее происходит и в первой книге поэта «Стихи о Прекрасной Даме», где тоже «весь горизонт в огне» и образ героини претерпевает самые разные метаморфозы, то озаряясь нездешним светом, то настораживая и пугая:

  1. Убегаю в прошедшие миги,
  2. Закрываю от страха глаза,
  3. На листах холодеющей книги —
  4. Золотая девичья коса.
  • Надо мной небосвод уже низок,
  • Темный сон тяготеет в груди.
  • Мой конец предначертанный близок,
  • И война, и пожар – впереди.

Конкретная портретная черточка, делавшая в других стихах образ возлюбленной особенно пленительным («Молодая, с золотой косою, с ясной, открытой душою…»), тут оборачивается тревожным видением, чувственным соблазном, который грозит и душевным мраком, «темным сном», и чередой катастрофических событий.

Говоря о естественности сближения автора «Стихов о Прекрасной Даме» с так называемыми молодыми символистами (в отличие от старших – К. Бальмонта, В. Брюсова, 3. Гиппиус, В. Иванова, Д. Мережковского, Ф.

Сологуба), Борис Пастернак писал, что в ту пору, на рубеже XIX и XX веков, «символистом была действительность, которая вся была в переходах и брожении; вся что-то скорее значила, нежели составляла, и скорее служила симптомом и знамением, нежели удовлетворяла».

И сам Блок уже на исходе жизни утверждал, что символисты «оказались по преимуществу носителями духа времени».

Однако в отличие от других «молодых» – Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева) и Сергея Соловьева (племянника поэта-философа) – Блок был меньше связан умозрительными построениями В. Соловьева. Перечитывая «Стихи о Прекрасной Даме», Пастернак отмечал в них «сильное проникновение жизни в схему». Уже в стихах 1901 года «Брожу в стенах монастыря…» говорилось:

  1. Мне странен холод здешних стен
  2. И непонятна жизни бедность.
  3. Меня пугает сонный плен
  4. И братий мертвенная бледность.

В то время как блоковская книга была воспринята как одно из программных произведений символизма, сам автор начинал, по его собственным словам, искать «на другом берегу» и временами даже резко, вызывающе отмежевывался от «братий».

«Монастырские» нравы символистского круга, имитация религиозной экзальтации, ложная многозначительность (или, по блоковскому выражению, «истерическое захлебывание „глубинами“, которые быстро мелеют, и литературное подмигивание») были едко осмеяны поэтом в нашумевшей пьесе «Балаганчик».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=245232&p=6

Ссылка на основную публикацию