Доступ к стихотворениям поэтов Серебряного века сегодня есть практически у каждого: произведения можно приобрести в виде сборников в книжных магазинах или ознакомиться с их электронными вариантами благодаря помощи Интернета.
Однако если прочитать творения великих лириков труда не составляет, то понять их оказывается уже сложнее. Сегодня мы обратимся к произведению такого небезызвестного поэта, как Александр Александрович Блок.
«На железной дороге» (анализ стихотворения будет представлен далее) – это творение во всех смыслах любопытное, и вот почему.
Из истории создания: влияние на поэта книг Л. Н. Толстого
Стихотворение «На железной дороге» было создано поэтом в июне 1910 года. Оно имело сразу несколько косвенных источников. Именно в это время Александр Александрович перечитывал роман «Воскресение» Л. Н.
Толстого, и в результате собственное творение оказалось как бы бессознательным подражанием одному из эпизодов в истории о Катюше Масловой и Нехлюдове.
Однажды девушка, находившаяся на маленькой станции, увидела в проезжающем поезде, в дорогом купе первого класса, его, Нехлюдова, сидящего в комфортном кресле из красного бархата.
Общее настроение стихотворения, его тон и сюжетные составляющие отсылают читателя и к другому роману Толстого – «Анне Карениной», главная героиня которого в результате бросилась под поезд.
Связаны темой смерти молодой, красивой русской женщины с трагической судьбой все перечисленные произведения, в том числе и то, которое написал Блок, – «На железной дороге».
Анализ стихотворения требует и этих биографических сведений.
Размышления поэта и реальные случаи женских смертей
Еще одним импульсом к созданию стихотворения послужили личные мысли поэта, которыми он поделился в письме со своим другом, Евгением Ивановым. Александр Александрович писал о том, как безразлично он наблюдал за людьми, словно проносившимися перед ним в поезде.
Он же одиноко стоял на платформе и видел их – веселых, грустных, скучных, пьяных… Позже, в 1910 году, и Евгений поделился с поэтом виденной лично им историей о том, как однажды, проезжая мимо Стрельнинских парков, он увидел рядом с канавой молодую девушку, почти подростка (13-15 лет), которая отравилась.
Собравшиеся зеваки-дачники стояли поодаль от нее.
Именно сестре Иванова и близкой подруге матери Блока, Марии Павловне, которую поэт безмерно уважал за ее доброту и отзывчивость, и посвящено данное творение.
Блок, «На железной дороге»: анализ стихотворения с точки зрения сюжета
Это лирическое произведение сразу же вводит читателя в мир безысходной тоски. В первой строфе мы уже видим мертвую молодую женщину, и становится жаль, что ее жизнь оборвалась так скоро.
Ничто не указывает на насильственную смерть: очевиднее всего, она сама решила прекратить собственное существование. Далее автор описывает, почему так произошло, раскрывая её прошлое.
Дело скрывалось в желании девушки любить и быть любимой, но бедная, необразованная, наивная провинциалка, она не могла рассчитывать на серьезное к себе отношение и, регулярно выходившая на платформу в ожидании счастья, оставалась незамеченной.
Лишь однажды богатый щеголь-гусар «скользнул по ней улыбкой нежною» – и поезд с ним унесся вдаль. Девушка не смогла вынести мук терзавшегося сердца и порывов горячей юности, в результате чего наложила на себя руки.
Символизм стихотворения
Какие же скрытые смыслы заложил в свое творение Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения поэта-символиста не может не коснуться и этой категории) являет собой систему самых разнообразных смысловых комбинаций.
Образы поезда и железной дороги отсылают читателя к мотиву жизненного пути, причем произведение не случайно относится к циклу «Родина», в котором и множество других стихотворений имеют в основе центрального элемента образ дороги.
В этой дороге заключается история развития всей страны.
Женский образ – не только олицетворение всех загубленных русских женщин (что представляет собой качественно новый, отличный от предыдущих, взгляд поэта; это очевидно, например, в сравнении с образом Прекрасной дамы), но и символ самой России.
Не случайно девушка отдавала «так много» поклонов проезжающим поездам (мотив идолопоклонничества), не просто так написана строка «Давно уже сердце вынуто!» (мотив жертвоприношения). Все это отсылает читателя к язычеству, столь характерному для начальных этапов становления Руси.
Несмотря на трагичный исход, героиня описывается поэтом как живая, а значит, страшного предзнаменования для будущего всего государства Блок не делал.
Наоборот, несмотря на ощущение ключевого преломления эпох, он продолжал верить в красоту «нищей России», уважал ее внутреннюю чистоту и святость точно так же, как уважает это в погибшей девушке.
Таким образом, анализ стихотворения «Железная дорога» (Блок), кратко или полно представленный (в зависимости от необходимости), отражает огромную жизнеутверждающую силу.
Тропы и художественно-выразительные средства
Лингвистический анализ стихотворения Блока «На железной дороге» позволяет понять, как широко автор использовал все, находящиеся в его распоряжении, ресурсы.
Здесь мы встречаем сравнения («как живая»), эпитеты («походкой чинною», «три ярких глаза»), противопоставления («Молчали желтые и синие, в зеленых плакали и пели»: вагоны первых цветов предназначались для представителей высшего света, равнодушных к судьбе страны и жизням окружающих, в то время как в вагонах зеленых цветов ездили обычные люди).
Автор активно прибегает к звукописи («шум и свист»), позволяющей создать, с одной стороны, постоянную напряженность обстановки, а с другой, её рутинность, неизменность («Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели»). Цветопись как бы завершает картину замкнутого, безысходного мира («С кустами блеклыми»).
Кого обвинял в создании подобной действительности Александр Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения с точки зрения использования художественных средств позволяет это установить) – это укор всему обществу, стремление приковать внимание всех и каждого к существующим проблемам, особенно же власть имущих.
Они называются поэтом «сонными», изображаются как наблюдающие за всем «ровным взглядом».
Размер, ритмика, строфика
Если проводить анализ стихотворения Блока «Железная дорога» по плану, то разбор не может считаться законченным и полным без определения формообразующих составляющих.
Так, данное лирическое произведение написано чередующимся пяти- и четырехстопным ямбом, передающим заунывность, размеренность, монотонность неизменной жизни. Общее количество строф – 9, по 4 строки в каждой (всего 36 строк).
Кольцевая композиция замыкает историю и возвращает читателя к началу: «Она раздавлена», и её больше не вернуть.
Как же синтаксически выразил главную мысль своего творения А. А. Блок? «На железной дороге» (анализ стихотворения почти подошел к концу) являет читателю множество знаков препинания: через них словно приходится переступать, «спотыкаться», останавливаться. Последняя точка завершающей строфы добавляет резкости заключению стихотворения и является приговором: это финал, ничего уже не вернуть.
Источник: https://www.syl.ru/article/312690/a-a-blok-na-jeleznoy-doroge-analiz-stihotvoreniya-o-sudbe-russkoy-jenschinyi
Анализ стихотворения «На железной дороге» (А.А. Блок) | Литрекон
Самый Зелёный · 08.04.2019
Далеко не каждый человек сумеет облачить свои размышления и переживания в красивые фразы, чтобы словом выразить человеческие чувства. Поэтов можно сравнить с живописцами. Как одаренные художники, они рисуют проникновенные образы и чувственные символы. Поэты смотрят на нас глазами своих стихотворений, словно желают передать своеобразие бытия.
Между тем перед читателями открывается возможность дорисовать в своем воображении целостную картину: судьбу героя, его образ или же тонкости мира вокруг. Именно такую цель ставит перед собой автор. Не всем удается правильно понять мысли, которые хотел донести поэт. Но подробный разбор стихотворения А.А.
Блока «На железной дороге» от Многомудрого Литрекона поможет Вам в этом.
История создания
Стихотворение «На железной дороге» было написано Блоком в 1910 году. Этот период жизни поэта ознаменован интересом к творчеству Льва Николаевича Толстого. На момент написания стихотворения Блок перечитывал роман «Воскресенье».
Поэтому произведение Александра Александровича напоминает роман Толстого.
В нем прослеживаются те же настроения, цвета и тон произведения, а также немаловажную роль сыграл сюжет о Катюше Масловой и Нехлюдове: барин обольстил воспитанницу своих теток, а потом уехал, она же, беременная и жалкая, была выкинута из дома на произвол судьбы.
Однако позже тот самый барин в роли присяжного встречает свою Катюшу на суде, где ее, проститутку, обвиняют в убийстве и грабеже. Тут он решает вмешаться в дело и искупить вину, но уже слишком поздно: пробитые годы мучений и стыда навсегда изменили героиню.
Сам Блок отмечал, что на сюжетные составляющие повлияла и «Анна Каренина», а точнее ее трагическая гибель. Героиня покончила жизнь самоубийством под колесами поезда.
Также есть мнение, что поэт сам стал свидетелем подобного суицида.
Жанр, направление, размер
Жанр – элегия с элементами сюжетной лирики. Другими словами, это стихотворение однозначно не бессюжетно. Авторские эмоции находят отражение в развитии определенного сюжета, в основе которого лежит судьба несчастной женщины.
Поэзия Александра Александровича Блока относилась к символизму, модернистскому течению, в основе которого находится образ-символ.
Произведение «На железной дороге» написано пятистопным ямбом. Используется перекрестная рифмовка.
Композиция
Данное стихотворение по содержанию делится на две части:
- В самом начале автор знакомит нас с некой женщиной, которая была «красивая и молодая», описывает ее при жизни. Можно сказать, что это некая предыстория перед необратимой трагедией. Женщина находится в поиске чего-то или, быть может, кого-то, кто сумел бы изменить ее жизнь.
- Размышление о тщетности этих юных грез начинает вторую часть произведения. Автор пишет, что эта девушка — вовсе не исключение, и поезда помнят множество таких взглядов. Минорный финал обрывает судьбу героини — она раздавлена.
Формально стихотворение поделено на девять катренов.
Образы и символы
- Образ женщины. Как может показаться сначала, лирической героиней выступает глубоко несчастная женщина. Однако она несет в себе образ всей России. Девушка «в цветном платке», с косами, явно не из высшего сословия, скорее всего, крестьянка. Эту часть русского общества и подразумевает автор. «Она раздавлена — все больно» — это фраза передает состояние русской жизни в ту эпоху. Блок переносит тяготы судьбы русского народа на героиню. Образ этой женщины является центральным образом всего стихотворения, а рядом с ней находятся символы явлений из реальной жизни: жандарм с нею рядом отражает жесткий контроль государства, которое выжимает все силы из крестьянского сословия; мотив дороги и дни, проведенные на перроне, отражают мучительные поиски пути и безвыходность ситуации.
- Дорога и поезд. Поэт приводит ряд и других образов: одушевлялись вагоны, которые «подрагивали и скрипели», гусар, казалось бы, подаривший ей долгожданную улыбку, и люди, которым до нее не было никакого дела. Так, поезд символизирует бесплодно прошедшую юность, гусар — ложную надежду, «сонные из окон» — общество, которому нет дела до судьбы России — той самой женщины в платке.
- Лирический герой. Конечно же, присутствует и рассказчик, который поведал нам историю о гибели женщины. Образ лирического героя весьма интересен: это неравнодушный человек, который сопереживает героине, понимает ее тоску, но один он беспомощен и может только наблюдать за ней. И все же он пытается вмешаться, видно, что к концу стихотворения накал его эмоций все возрастает, и уже невозможно остаться в стороне. Поэтому герой просит не подходить к женщине с вопросами, ведь он сам ощущает ее боль.
Темы и мотивы
Тематика стихотворения многогранна и богата интересными темами.
- Основная тема стихотворения — трагическая судьба женщины, которая страдала от безысходности: неслучайно она с надеждой смотрит на поезд, но не может покинуть перрон. Эта женщина заключает в себе надежды и поиски простых молодых людей, которые не в силах найти своего пути, что повергает их в тоску и уныние.
- Тема любви тоже присутствует в стихотворении. В каждом героиня ищет хотя бы каплю внимания по отношению к себе. Но, к сожалению, ей так и не удалось найти любви и понимания, ведь все, что готово дать ей общество, это ласковая, но мимолетная улыбка гусара.
- Надежда и юность. «Жадные глаза» молодых людей, бросающих взоры на поезд, отражают пламя желания найти свой путь и обрести себя, но жестокий мир, раздувая этот огонь, выжигает сердца и обрекает их на холод отчаяния.
- Мотив дороги, традиционный для русской лирики, добавляет стихотворению символизма: железная дорога становится для многих началом пути, но для героини она стала финалом. Динамика поездов контрастирует со статикой женщины: она стоит, а вагоны идут мимо.
Проблемы
- Безразличие. Автор решает затронуть очень серьезную проблему — равнодушие людей. Поэт искренне не понимает всеобщего равнодушия к своей стране, родине и к собственной судьбе. Люди ассоциируются у автора с проезжающими мимо вагонами паровоза – «пустынные глаза вагонов».
Он тонко передает через переживания и раздумья лирической героини, в душе которой еще теплится надежда на счастливое будущее, свои чувства. Однако «Вам все равно, а ей — довольно», потому стихотворение заканчивается трагично.
- Социальная проблематика. Также, как уже говорилось ранее, женщина, вероятно, была крестьянкой.
Ее приход на железнодорожную станцию показывает готовность к переменам, но она поддается сомнениям и не может найти опоры: для нее в вагоне нет места. Возможно, поэт хотел показать, как люди хотели вырваться из безысходности своей нищей жизни, что стало еще одной проблемой стихотворения.
Также интересно, как он показал проблему социального неравенства в России: как известно, вагоны на поездах были трех классов (первый, второй, третий), поэтому «молчали желтые и синие» (1 и 2 класс — привилегированные сословия), «в зеленом плакали и пели» — в третьем классе ехали люди, похожие на женщину в платке.
Они выбрались со своих перронов из последних сил, для них это наверняка последние деньги и важная поездка, поэтому они так эмоциональны. А вот молчание других людей символизирует опять же безразличие.
- Безысходность и мотив плена. Героиня ходит по перрону как в клетке.
Ее зависимое положение препятствует освобождению и как бы противопоставляется самому пути. Женщина хочет вырваться, но не может покинуть заколдованный круг своей обреченной на прозябание жизни.
- Смерть как освобождение. Последним рывком девушки становится прыжок: она раздавлена. Лишь в смерти она обрела спасение от плена.
Только так она могла покинуть перрон. Весьма символично, что гибнет она от своей мечты — поезда.
- Мотивы тоски и разочарования. Глядя на уходящие поезда, героиня мучилась и была раздавлена уже тогда, когда осознала безвыходность и ужас своего положения.
Основная идея
Смысл стихотворения «На железной дороге» заключается в трагедии ищущего человека, окруженного всеобщим равнодушием и заключенного в тесные рамки обстоятельств.
Неслучайно акцент сделан именно на женской доле: русские писатели всегда с особым трепетом относились к своим героиням, которые были рабами в своих семьях, несмотря на все реформы.
Отчаянный бунт и освобождение ценой смерти — это решение не только женщины в цветном платке, но и Катерины из «Грозы», Ларисы из «Бесприданницы», Анны Карениной из одноименного романа и т.д.
Но Блок не упрекает ее, вечную страдалицу, а сопереживает ей, воспевает ее горе и оправдывает ее последнее и страшное бегство. Главная мысль произведения — это передача внутреннего мира этой женщины, ее надежды и тоски. После прочтения каждый из нас интуитивно понимает ее и переживает вместе с автором.
Блок добивался того, чтобы каждый читатель задумался о том, сколько молодых людей лишают себя жизни из-за равнодушия окружающих. Он заставляет поразмышлять над проблемами и причинами таких трагических исходов. Самое страшное — это проехать мимо «жадного взгляда».
Если же принять во внимание, что образ женщины ассоциируется у нас с Россией, то смысл стихотворения обретает новые грани. Поэт с помощью интеллектуальной интуиции почувствовал то положение, в котором пребывала Россия.
Она и вправду была на грани кардинальных перемен и в безвыходном положении. Застряв во времени, наша многострадальная Родина устала довольствоваться улыбками гусаров и молчанием первого класса.
Она бросилась в омут с головой, что и произошло в 1917 году: патриархальная Россия прошлого осталась «под насыпью во рву некошенном».
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «На железной дороге» порадуют Вас своим разнообразием:
- Эпитеты: «походка чинная», «кусты блеклые», «рука небрежная» и так далее;
- Сравнения: «Лежит и смотрит, как живая»;
- Олицетворения: «Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели»;
- Перифраз: «сонные за стеклами», «три ярких глаза набегающих»;
- Эллипсис: «молчали желтые и синие».
Алина Пак
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/na-zheleznoj-doroge-blok/
Стихотворение А.А. Блока «На железной дороге» (Восприятие, истолкование, оценка). Анализ стихотворения на железной дороге блок
Стихотворение А. Блока «На железной дороге» начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.
- На железной дороге Марии Павловне Ивановой Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном,
- Красивая и молодая.
- Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом…
Имя Александра Блока тесно связано в сознание читателя с таким течением, как символизм, тоже мне очень близким. Ведь все поэты, принадлежавшие этой школе, смотрели на все события, происходящие в этом мире совсем не так, как, например, это делали реалисты или приверженцы романтизма.
В стихах, и прозе символистов всегда присутствуют какие – то таинственные символы, над разгадкой которых иногда приходится долго размышлять. Но Блок часто выходил за рамки символизма. При прочтении его стихов кажется, что поэту «надели» эти рамки, ему тесно. Именно поэтому тема «Блок и символизм» меня очень привлекает.
В своей работе я постараюсь выяснить отношение Блока к символизму, причину его разногласий, а после и разрыва с поэтами- символистами.
Поэт, оставивший заметный след в истории литературы, неизбежно принадлежит тому или иному литературному направлению. Но он никогда не принадлежит только одному литературному направлению. Это в полной мере относится к творчеству одного из крупнейших русских поэтов XX в. – Блока.
Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой русской литературы XIX в – и как зачинатель новой русской поэзии XX в, и как наследник и продолжатель традиций романтических, как автор вдохновенных пророчеств о гибели старого мира – и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции.
Все эти подходы оправданы богатствам и многогранностью творчества Блока.
А.А. Блок, по свидетельству хорошо знавших его людей, оказывал на окру-жающих колоссальное нравственное воздействие. «Вы больше человека и больше поэта, вы несете не свою, человеческую тяжесть», — писала ему Е. Караваева. М. Цветаева посвятила Блоку более двадцати стихотворений, называла его «сплош-ной совестью».
В этих двух оценках, может быть, заключено главное в Блоке как личности.
А. Блок всегда очень тонко чувствовал биение пульса своей страны, своего народа, близко к сердцу принимал все перемены в жизни общества. После лири-ческого дневника, обращенного к Прекрасной Даме, в поэтический мир поэта входят новые темы, новые образы.
Изменяется пейзаж: вместо горных высот и лучезарных горизонтов – болотная вязь или город с его страшными язвами. Если раньше для блока существовали лишь его личные переживания и его Небесная Дева, то теперь он видит рядом с собой людей, замученный нуждой, затерянных в лабиринте каменного города, задавленных беспросветностью и безысходностью нищеты и бесправия.
Одно за другим появляются стихотворения, в которых поэт выражает со-чувствие угнетенным и осуждает равнодушие «сытых». В 1910 году он пишет знаменитое стихотворение «На железной дороге».
Когда читаешь это стихотворение, то сразу же вспоминаются некрасовские строки о невыносимо тяжелой судьбе русской женщины. Особенно близка тема и идея стихотворения «Тройка».
Мне кажется, что сюжеты и даже композиционная организация этих произведений перекликаются. Александр Блок как бы подхва-тывает тему, глубоко и всесторонне исследованную Николаем Некрасовым более полувека назад, и показывает, что мало что изменилось в судьбе русской женщи-ны. Она по-прежнему бесправна и угнетена, одинока и несчастлива. У нее нет бу-дущего.
Юность проходит, в «пустых мечтах изнемогая». В мечтах о достойной жизни, о верном и внимательном друге, о счастливой семье, о покое и достатке. Но женщине из народа не вырваться из железных лап нужды и непосильной рабо-ты.
Сравним у Некрасова:
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
А вот у Блока:
Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною…
Скользнул – и поезд вдаль умчало.
Блоковское стихотворение более трагично: девушка бросилась под колеса паровоза, доведенная «тоской дорожной, железной» до отчаяния: Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая…
Самое страшное, что никто из окружающих не придал случившемуся осо-бого значения.
«Вагоны шли привычной линией», несчастную «обводили ровным взглядом» и, думаю, через несколько минут забывали об увиденном. Равнодушие, бессердечие поразили общество. Это общество больно, больно нравственно. Сти-хотворение буквально кричит об этом:
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей – довольно:
Любовью, грустью иль колесами
Она раздавлена – все больно.
Стихотворение написано в реалистических традициях. Через все произве-дение проходит сквозной образ дороги. Железная дорога является не просто сим-волом трудного пути, но и безысходности, «чугунности» существования и омерт-вления души. Тема «гибели на пути» появляется в стихотворении с первой стро-фы и уходит уже за рамки произведения.
Пятистопный ямб чередуется с четырехстопным, создавая какой-то моно-тонно-заунывный ритм, постепенно переходящий в однообразный стук колес. По-езд в темноте превращается в страшное трехглазое чудовище (олицетворение). Поэт мастерски использует синекдоху: «молчали желтые и синие, в зеленых пла-кали и пели». По цвету вагонов мы узнаем об их пассажирах.
В желтых и синих ехала богатая публика, а в зеленых – простой народ.
Эпитеты соответствуют настроению автора («блеклые кусты», «привычная» линия, рука «небрежная»). Яркие метафоры поражают точностью и своеобразием («пустынные глаза вагонов», «железная» тоска). Блок рисует в этом стихотворе-нии и обобщенный образ самодержавной России.
Это жандарм, истуканом стоя-щий у жертвы, лежащей во рву.
После создания стихотворения «На железной дороге» Блок все чаще пишет стихи, представляющие собой сюжетные сцены о судьбах людей, загубленных, замученных, задавленных обстоятельствами, суровой действительностью.
Все уг-лубляется в творчестве поэта разрыв между мечтой и действительностью, все бо-лее тесным кольцом окружает его унылая проза жизни. Поэта не покидает пред-чувствие надвигающейся катастрофы, ощущение неминуемой гибели старого ми-ра. Одной из главных тем в лирике Блока делается тема возмездия – возмездия обществу, которое сковало, заморозило, поработило человека, которое бросало под колеса своего железного равнодушия юных, молодых, сильных людей. После стихотворения «На железной дороге» он напишет:
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной беззвездный.
Беспечный брошен человек!
****
Двадцатый век…еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла.
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла) (Из поэмы «Возмездие»)
- «На железной дороге» Александр Блок
- Марии Павловне Ивановой
- Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном, - Красивая и молодая.
- Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную, - Ждала, волнуясь, под навесом.
- Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих - Посмотрит пристальней из окон…
- Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие; - В зеленых плакали и пели.
- Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми, - Ее, жандарма с нею рядом…
- Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною, - Скользнул — и поезд в даль умчало.
- Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная - Свистела, сердце разрывая…
- Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто - В пустынные глаза вагонов…
- Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами - Она раздавлена — все больно.
Анализ стихотворения Блока «На железной дороге»
Стихотворение Александра Блока «На железной дороге», написанное в 1910 году, входит в цикл «Одина» и является одной из иллюстраций дореволюционной России. Сюжет, по признанию самого автора, навеян произведениями Льва Толстого. В частности, «Анной Карениной» и «Воскресеньем», главные героини которых погибают, не в силах пережить собственного позора и утратив веру с любовь.
Картина, которую мастерски воссоздал в своем произведении Александр Блок, величественная и печальная. На железнодорожной насыпи лежит молодая красивая женщина, «как живая», однако уже с первых строк явно, что она погибла. Причем, не случайно, а бросилась под колеса проходящего поезда.
Что заставило ее совершить этот страшный и бессмысленный поступок? Ответ на этот вопрос Александр Блок не дает, считая, что если при жизни его героиня не была никому нужно, то после ее смерти тем более нет смысла искать мотивацию самоубийству.
Автор лишь констатирует свершившийся факт и рассказывает о судьбе той, которая погибла в расцвете сил
.
Кто она была – понять сложно. То ли благородная дворянка, то ли простолюдинка. Возможно, она принадлежала к достаточно огромной касте дам легкого поведения.
Однако тот факт, что красивая и молодая женщина регулярно приходила на железную дорогу и провожала взглядом поезда, ища в респектабельных вагонах знакомое лицо, говорит об очень многом.
Вполне вероятно, что, как и толстовская Катенька Маслова, она была соблазнена мужчиной, который впоследствии ее бросил и уехал. Но героиня стихотворения «на железной дороге» до последнего момента верила в чудо и надеялась, что возлюбленный вернется и увезет ее с собой.
Но чуда не случилось, и вскоре фигура молодой женщины, постоянно встречающей поезда на железнодорожной платформе, стала неотъемлемой часть унылого провинциального пейзажа.
Путешественники в мягких вагонах, несущих их к куда более привлекательной жизни, холодно и безразлично скользили по таинственной незнакомке взглядами, и она не вызывала у них абсолютно никакого интереса, равно, как и пролетающие за окном сады, леса и луга, а также представительная фигура полицейского, дежурившего на вокзале.
Можно лишь предположить, сколько часов, полных тайно надежды и волнений, провела героиня стихотворения на железной дороге. Однако никому не было до нее совершенно никакого дела. Разноцветные вагоны носили вдаль тысячи людей, и лишь однажды бравый гусар одарил красавицу «улыбкою нежную», ничего не значащей и такой же эфемерной, как мечты женщины.
Следует учитывать, что собирательный образ героини стихотворения Александра Блока «На железной дороге» является вполне типичным для начала 20 века
. Кардинальные изменения в обществе наделили женщин свободой, однако далеко не все из них смогли правильно распорядиться этим бесценным даром.
К числу представительниц слабого пола, которые не сумели преодолеть общественное презрение и вынуждены были быть обречены на жизнь, полную грязи, боли и страданий, безусловно, относится и героиня этого стихотворения.
Понимая всю безвыходности ситуации, женщина решает покончить жизнь самоубийством, надеясь таким нехитрым образом сразу же избавиться от всех проблем. Однако, по мнению поэта, не так уж важно, кто или что убили молодую женщину в расцвете лет – поезд, несчастная любовь или же предрассудки.
Важно лишь то, что она мертва, и эта смерть – одна из тысяч жертв в угоду общественному мнению, которое ставят женщину на гораздо более низкую ступень, чем мужчину, и не прощает ей даже самых незначительных ошибок, заставляя искупать их собственной жизнью.
Посвящается Марии Павловне Ивановой
В полной мере ощутить глубину трагедии можно в стихотворении Александра Блока «На железной дороге», которое поэт написал летом 1910 года и посвятил Марии Павловне Ивановой. Что хотел автор передать женщине вопрос, история донесла до нас только то, что у Александра с семьей Павловых были тесные приятельские отношения.
В стихотворении рассказывается о гибели девушки под колёсами поезда. Уже с первых строк стихи цепляют за живое и не отпускают до последней буквы. Подчеркнуть красоту погибшей девушки Блок хочет использованием символизма. Цветной платок поверх косы говорит о молодости женщины, а некошеный ров подчеркивает точку жизненного пути, тот момент, когда человеку уже нет дело до мирских забот.
Ожидание без ответа
Девушка жила недалеко от железной дороги и часто под навесом ждала, когда пройдёт поезд. Этот момент из второго четверостишья говорит, что погибшая была местной жительницей и вряд ли железная дорога была ей в диковинку. Она ждала, когда мимо пролетали поезда, что кто-то посмотрит на неё из звенящих окон, но дела да одинокой девушки возле путей никому не было.
Автор не вдаётся в подробности, но анализ без погружения в глубины строк говорит, что красавица испытала в жизни немало горьких минут. Возможно, её возлюбленный не ответил взаимностью, может быть, она не могла сказать «да» на чьи-то страстные слова. Как мы увидим из концовки стихотворения, это и не важно.
- Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие;
- В зеленых плакали и пели.
Безучастие железной дороги
В царской России цвет вагонов зависел от класса. Плакали и пели в зелёных, потому что это вагоны 3 класса, где ехали простолюдины. Жёлтые вагоны были второго, а синие первого класса. Там ехали больше по делам, вдали от песен и плача, состоятельные пассажиры. Девушка возле железной дороги не вызвала интереса ни у кого.
Поезда и теперь, когда погибшая лежит возле путей, пробегают мимо со свистом, но до ней и сейчас нет дела. Не нужна была живой, уж, тем более не нужна мёртвой. Только раз взглянул было из вагона гусар, да и то сделал это из природного любопытства.
Блок не зря выбрал местом трагедии железную дорогу, ведь мчавшиеся по ней поезда хорошо символизируют пробегающую молодость.
Только вчера девушка была румяна и блистала красой, а сегодня лежит во рве и только взгляд остался, как у живой.
Она жила надеждой и верой, но пустынные глаза вагонов были безразличны – никто не взглянул приветливо из окошка, никто не приласкал в жизни и вот путь кончен.
Эпилог
В заключении стихотворения Блок сравнивает погибшую девушку с живой и не советует никому подходить к ней с вопросами.
В конце концов, неважно, что её убило – любовь, грязь жизни или колёса поезда! Факт остаётся один – независимо от причины гибели девушке больно, ведь всё равно где-то там придётся ответить за ранний уход, за то, что не выпила чашу жизни до дня, не поделилась с миром своей красотой.
Несмотря на драматизм стихотворения, есть в нём и ростки жизни. Блок учит нас ценить жизнь и до конца пить её горькую чашу, ведь дар рождения дан нам свыше. Также автор намекает, что молчание, порой, лучше, чем неуместные вопросы.
- Под насыпью, во рву некошенном,Лежит и смотрит, как живая,В цветном платке, на косы брошенном,
- Красивая и молодая.
- Бывало, шла походкой чинноюНа шум и свист за ближним лесом.Всю обойдя платформу длинную,
- Ждала, волнуясь, под навесом.
- Три ярких глаза набегающих -Нежней румянец, круче локон:Быть может, кто из проезжающих
- Посмотрит пристальней из окон…
- Вагоны шли привычной линией,Подрагивали и скрипели;Молчали желтые и синие;
- В зеленых плакали и пели.
- Вставали сонные за стекламиИ обводили ровным взглядомПлатформу, сад с кустами блёклыми,
- Ее, жандарма с нею рядом…
Источник: https://evrodent15.ru/stihotvorenie-a-a-bloka-na-zheleznoi-doroge-vospriyatie-istolkovanie.html
На железной дороге Блок А. А
Стихотворение «На железной дороге» включено в цикл стихов А. Блока «Родина». Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдёт о России. Кто она, Россия? Девушка, лежащая под насыпью, во рву некошеном, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая. Она раздавлена любовью, грязью иль колёсами — всё больно. Неужели это некогда великая Россия?
Уже во втором четверостишии Блок возвращает нас в прошлое, когда эта девушка, о которой нам очень мало известно, «шла походкой чинною». В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, которое неразрывно связано с настоящим.
«Бесполезная юность, пустые мечты сменяются полным безмолвием, безнадёжностью положения. Люди в прошлом не замечали своей родины из окон поезда, не замечают её и теперь, потому что момент упущен, теперь эта девушка скрыта «под насыпью». Она раздавлена, не важно чем, любовью ли, грязью иль колёсами.
Поэт ставит высокое чувство в один ряд с грязью, потому что люди живут в этой грязи.
Если время движется непрерывно, и можно лишь мысленно перемещаться по прошлому, питать душу воспоминаниями, то пространство организовано несколько иначе. В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд, символизирует Россию, раздавлена, а в другом мире, она живёт полноценной жизнью, со всеми её волнениями и ощущениями.
У каждой страны своя судьба, и она развивается по спирали: удачные времена проходят, им на смену приходят годы лишений и страданий. Блок, главным образом, описывает годы, «чинного шествия» России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности.
Реалистичность — основная черта этого стихотворения.
Как известно, Блок — поэт-символист, поэтому я осмелюсь дать своё толкование ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущие привычной линией, — это жизнь всего русского народа. Разумеется, одинаковых людей не бывает, не бывает и одинаковых судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе.
Каждый день проносятся всё те же поезда, и это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают всё те же сонные лица. Они смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стёкла вагонов, и, кажется, не замечают Её. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, всё равно через секунду будут уже далеко.
Получается, что люди не только не замечают красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Если наблюдать эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день за днём ждать, «быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон», то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль.
Эта девушка, Россия, переживает за каждого своего гражданина. Если человеку не безразлична своя родина, то и родине человек становится не безразличен.
По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически бесцветны: цветной платок, краса этой девушки скрыты под насыпью, во рву некошеном. Боль жаждет вырваться наружу, и такой момент обязательно настанет. Как писал классик, «Россия вспрянет ото сна…»
В прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и «яркие глаза» (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам).
Синий — цвет неба, возвышенный — вагоны для богатых, жёлтый — яркий, режущий глаза цвет тепла и, в то же время, болезни — средний класс, а зелёный — цвет травы, близости к земле — вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стёкол вагонов.
Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне — алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.
Снаружи растут лесные деревья, за лесом — длинная платформа, на ней — навес. Цветовая гамма не приглушённая, но довольно спокойная. Зелёный цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не даёт «цветовых» определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.
Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задаёт тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому-то сопутствует удача, кто-то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Люди, которые безучастно сидят на месте, неминуемо терпят неудачу.
В мире настоящем царит тишина. Жизнь будто остановилась, в прошлом — слышится обилие самых разных звуков: шум и свист за ближним лесом (звуки жизни, приближающегося поезда), скрип, свист, удары вагонов о рельсы — неприятные однотипные звуки, навивающие тоску.
Наиболее часто используемая Блоком аллитерация звуков «с» (мчалась, юность бесполезная, тоска, свистела, сердце) усиливает свист и шум вагонов.
Стихотворение «На железной дороге» нельзя назвать оптимистическим. Здесь нет столь выраженной надежды на скорое возрождение России, как в одноимённом стихотворении.
Своеобразное «пессимистическое» кольцо, первое и последнее четверостишия, заставляет читателя задуматься, что же ждёт страну дальше, каков может быть и должен быть вклад отдельного человека для благополучия России.
Ответы на эти вопросы каждый решает для себя сам.
Источник: https://avosya.ru/sochinenij/analiz-stihotvorenij/na-zheleznoj-doroge-blok-a-a/
Стихотворение Блока "На железной дороге"
/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Стихотворение Блока «На железной дороге»
Скачать сочинение |
Тема Родины явилась основной в творчестве Александра Блока. В письме к К.С. Станиславскому (1908, декабрь) Блок пишет: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». Для Блока тема Родины стала наиболее важным, самым жизненным и самым реальным вопросом его жизни.
Менялись мировоззрение поэта, его привязанности и взгляды, неизменной оставалась лишь любовь к Отечеству.
Стремясь вступить в широкий и суровый мир, заключающий в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой стремился А.
Блок на протяжении всего своего творческого пути, поэт создает цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только третьего тома, но и всей поэзии А. Блока. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле.
«Родина» для Блока – понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в цикл и стихотворения сугубо интимные («Посещение», «Дым от костра струею сизой…») и стихотворения, прямым образом связанные с проблематикой «страшного мира» («Грешить бесстыдно, непробудно…», «На железной дороге»).
Стихотворение А. Блока «На железной дороге» датировано 14 июня 1910 года.
В нем автор повествует о женщине, попавшей под колеса поезда:
Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит, как живая…
В этом произведении А. Блок отождествляет тяжелую, безрадостную судьбу родины с судьбой русской крестьянки, а это значит, что с понятием родины он связывает образ женщины.
А. Блок не дает социальной характеристики девушке.
Его героиня не показана как определенный тип, да и история ее любви темна. Мы не можем представить ее жизнь, перед нами только тревога за человека:
Тоска дорожная, железная,
Свистела, сердце разрывая…
Да что давно уж сердце вынуто!
Стихотворение проникнуто горечью и болью. Женщина создана для того, чтобы любить и быть любимой.
Но если судьба распорядилась иначе, и быт раздавил ее, то чья в том вина? Судьба женщины в лирике Блока всегда трагична, а ведь по положению женщины можно судить о жизни общества и страны в целом.
Однако и в монотонных буднях мелькает надежда:
Лишь раз гусар, рукой небрежною,
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною…
Эта картина – контраст с унылой повседневностью. Незначительное событие оживило мечты героини, напомнило, что где – то есть другая, лучшая жизнь.
Лучшей жизнью для А. Блока была новая, юная Россия.
На нее он возлагал надежды, для нее находил самые необыкновенные слова, переплетая в своих твореньях образы родины и женщины.
К стихотворению «На железной дороге» обращаются те блоковеды, кто рассматривает путь поэта как целенаправленное движение от символизма к реализму.
И в самом деле, в стихотворении немало жизненных реалий («ров некошеный», «платформа», «сад с кустами блеклыми», «жандарм»…). К тому же сам автор снабдил его примечанием: «Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресения» Толстого: Катюша Маслова видит в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса».
Блок главным образом описывает годы «чинного шествия» России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности. Реалистичность – основная черта этого стихотворения.
Казалось бы, и знаменитая строфа:
Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели, —
тоже подтверждает гипотезу о «реалистичности» стихотворения. Но как раз здесь мы видим признаки не привычной реалистичности, а емкого символического образа.
Синие, желтые, зеленые вагоны (первого, второго и третьего классов) – не просто реальные приметы идущего поезда, а символы по-разному сложившихся человеческих судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе.
Каждый день проносятся все те же поезда, и это навевает тоску и грусть.
В окнах мелькают все те же сонные лица:
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нее рядом
Люди смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стекла вагонов и, кажется, одаривают эту девушку «улыбкой нежною», все равно через секунду будут уже далеко: «Скользнул – и поезд вдаль умчало».
Символичен и образ героини. Мы не знаем о ней ничего, кроме того, что она испытала крушение надежд на возможное счастье. И когда мы возвращаемся к первой строфе, невольно думается: не сама ли поруганная, «раздавленная» Россия предстает в образе несчастной девушки? Ведь у А. Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке.
Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого прочтения.
В стихотворении «На железной дороге» можно отыскать множество других символов. Символом пути – судьбы выступает железная дорога. Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека.
Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому – то сопутствует удача, кто – то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Поезд, паровоз, станция – символ этапа или момента пути. Но путь, дорога еще и предвестники исхода, к которому каждый человек движется, как к обрыву.
Может быть, поэт воспринимал этот исход как смерть старой России и рождение новой, которую весь народ ждал с нетерпением. Железная дорога – это знак страшного мира, безжалостного к людям.
В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, но оно неразрывно связано с настоящим.
Интересна и цветовая гамма стихотворения.
Цвет поэзии Блока – средство выражения эмоциональной оценки, отношения к образам. По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически не содержат красок, они бесцветны. В прошлом, в другом мире — иной колорит.
Здесь и «яркие глаза» (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам), Синий – цвет неба, возвышенный – вагоны для богатых, желтый – яркий, режущий глаза цвет тепла и в то же время болезни – средний класс, а зеленый – цвет травы, близости к земле – вагоны третьего класса.
Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стекол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне – алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей. Снаружи растут лесные деревья, за лесом – длинная платформа, на ней – навес.
Цветовая гамма не приглушенная, но довольно спокойная. Зеленый цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не дает «цветовых» определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.
В стихотворении автор использует прием обратного повествования, то есть начинает с гибели героини, трагедии, постепенно раскрывая предшествующие события.
Самый часто встречающийся в стихотворении художественный прием – эпитет («во рву некошеном», «в цветном платке», «походкой чинною», «за ближним лесом», «платформу длинную», «яркие глаза», «привычной линией», «кустами блеклыми»…). Они помогают живо представить себе явление, предмет, почувствовать отношение автора к нему. «Пустынные глаза вагонов» — словосочетание, в котором соединены две метафоры, создающие один целостный образ. В стихотворении встречается сравнение: «Лежит и смотрит, как живая…»
Из стилистических фигур, используемых поэтом, невозможно не отметить анафору:
Скользнул по ней улыбкой нежною…
Скользнул – и поезд вдаль умчало…
Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто…
Наиболее часто используется Блоком аллитерация «свистящих», звенящих звуков «ж», «з», «с»:
Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая.
Она усиливает звуковые ощущения от шума и свиста вагонов.
В стихотворении «На железной дороге» очень много многоточий, это указывает на фрагментарность ситуации, на возможное продолжение эмоций и чувств поэта.
Поэзия Александра Блока обогатила русскую литературу. Валерий Брюсов так отзывался о поэзии Блока: «Блок не повторяет чужих тем, но с бесстрашной искренностью черпает содержание своих стихов из глубины своей души…»
38330 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Стихотворение Блока «На железной дороге»
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00067001184864179220
Анализ стихотворения блока железная дорога. Анализ стихотворения на железной дороге блок
Стихотворение А. Блока «На железной дороге» начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.
- На железной дороге Марии Павловне Ивановой Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном,
- Красивая и молодая.
- Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом…
Имя Александра Блока тесно связано в сознание читателя с таким течением, как символизм, тоже мне очень близким. Ведь все поэты, принадлежавшие этой школе, смотрели на все события, происходящие в этом мире совсем не так, как, например, это делали реалисты или приверженцы романтизма.
В стихах, и прозе символистов всегда присутствуют какие – то таинственные символы, над разгадкой которых иногда приходится долго размышлять. Но Блок часто выходил за рамки символизма. При прочтении его стихов кажется, что поэту «надели» эти рамки, ему тесно. Именно поэтому тема «Блок и символизм» меня очень привлекает.
В своей работе я постараюсь выяснить отношение Блока к символизму, причину его разногласий, а после и разрыва с поэтами- символистами.
Поэт, оставивший заметный след в истории литературы, неизбежно принадлежит тому или иному литературному направлению. Но он никогда не принадлежит только одному литературному направлению. Это в полной мере относится к творчеству одного из крупнейших русских поэтов XX в. – Блока.
Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой русской литературы XIX в – и как зачинатель новой русской поэзии XX в, и как наследник и продолжатель традиций романтических, как автор вдохновенных пророчеств о гибели старого мира – и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции.
Все эти подходы оправданы богатствам и многогранностью творчества Блока.
- Марии Павловне Ивановой
- Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном, - Красивая и молодая.
- Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную, - Ждала, волнуясь, под навесом.
- Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих - Посмотрит пристальней из окон…
- Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие; - В зеленых плакали и пели.
- Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми, - Ее, жандарма с нею рядом…
- Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною, - Скользнул — и поезд в даль умчало.
- Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная - Свистела, сердце разрывая…
- Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто - В пустынные глаза вагонов…
- Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами - Она раздавлена — все больно.
Анализ стихотворения «На железной дороге» Блока
Стихотворение «На железной дороге» (1910 г.) входит в цикл Блока «Родина». Поэт изобразил не просто случайный эпизод гибели женщины под колесами паровоза. Это символический образ тяжелой русской судьбы. Блок указывал, что сюжет основан на трагической истории гибели Анны Карениной.
Несомненно лишь то, что героиня глубоко несчастна. Приходить на станцию ее заставляют страдания и надежда на счастье.
Перед прибытием паровоза женщина всегда сильно волнуется и старается придать себе более привлекательный вид («нежней румянец», «круче локон»).
Такие приготовления характерны для девушки легкого поведения. Но вряд ли железнодорожная платформа подходящее место для поиска клиентов.
Блок предлагает читателю самому «дорисовать» судьбу женщины. Если это крестьянка, то она может пытаться вырваться из деревенской жизни. Автор особо выделяет мимолетную улыбку гусара, которая на мгновенье подарила девушке надежду. Эта сцена напоминает «Тройку» Некрасова. Разница лишь в средстве передвижения.
Но дня проходят за днями, а пассажирам проходящих паровозов нет никакого дела до одинокой девушки. Ее молодость безвозвратно проходит в тоске и бесполезном ожидании. Героиня приходит в отчаяние, ее бесконечные «поклоны» и «жадные взоры» не приводят ни к какому результату.
Подруги, вероятно, уже давно нашли себе спутников жизни, а она до сих пор живет в своем воображении. В таком состоянии она принимает решение о самоубийстве. Железная дорога забрала у нее молодость, пускай забирает и ее жизнь. Физическая смерть больше не имеет значения, так как девушка уже давно «любовью… раздавлена».
Она испытала настоящую боль при жизни.
В последней строфе автор предупреждает: «Не подходите к ней с вопросами, вам все равно…». Казалось бы, это мертвой девушке уже «все равно». Но Блок специально заостряет на этом внимание.
Люди посудачат и разойдутся по своим делам, забыв о случившемся. А девушка испила чашу страданий до конца. Смерть стала для нее облегчением.
Обсуждение ее судьбы и мотивов, толкнувших на самоубийство, станет осквернением памяти чистой души.
Стихотворение «На железной дороге» заставляет задуматься о причинах, толкающих молодых и здоровых людей на самоубийство. В христианстве это считается страшным грехом. Но к такому шагу может привести обычное равнодушие окружающих, которые в нужный момент не захотели поддержать отчаявшегося человека.
Стихотворение «На железной дороге» вошло в цикл «Родина». В произведении раскрывается трагедия судьбы и самоубийство молодой женщины. Действие происходит на небольшом глухом полустанке, названия уезда или губернии автор не указывает.
Для понимания судьбы героини, достаточно знать, что это глушь. Этот факт позволяет глубже почувствовать одиночество и безотрадность молодой женщины, мечтавшей о счастье. Поезда, вероятно, останавливаются крайне редко, «проходят мимо привычной линией».
Читатель понимает, что платформа безлюдна, по тому, что из окон видна лишь одна она и стоящий рядом жандарм.
Из стихотворения становится понятно, что она не раз выходила на платформу, много ловила на себе взглядов людей выглядывающих из окон, но лишь раз заметила проскользнувшую улыбку гусара, облокотившегося на красный бархат
Много людей, проезжающих мимо, видели женщину, но мало кто обращал внимания, на одиноко стоящую фигуру на платформе. Эти воображаемые встречи занимали огромное место в жизни одинокой женщины.
Слова о проносящейся юности с ее пустыми мечтами, заставляет задуматься о быстроте и безвозвратности времени, о несбывшихся надеждах. Мечты найти свое счастье натыкались на равнодушие и холод окружающих.
Миллионы пустынных глаз из вагонов смотрели на нее, много поклонов было отдано, но все безрезультатно.
Автор просит не спрашивать ни о чем ее. Но вопросы возникают сами собой. Ответы читатель найдет после внимательного прочтения стихотворения, когда складывается четкое представление о причине самоубийства.
Речь идет о женщине, встречающей не конкретного человека из поезда, а об ожидании прекрасных перемен к лучшему.
Постоянные приходы на станцию и неоправданные надежды, дают возможность читателю ощутить на себе всю безнадежность положения молодой героини.
Постоянно проходящие поезда, символизируют проносящуюся мимо жизнь. Тоской дорожной разорвано ее сердце. Невозможность что-либо изменить, и побудили красивую женщину покончить с собой.
Возможно, будет полезно почитать:
Источник: https://www.donmp.ru/analiz-stihotvoreniya-bloka-zheleznaya-doroga-analiz-stihotvoreniya/