Анализ стихотворения я научилась мудро жить ахматова

Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова

Мы, читатели, да и она, свободная от прошлого, слышит и видит теперь при помощи метафор и олицетворений «тленную» и «прекрасную» жизнь на земле: шуршание, мурлыканье, огонь, крик. И голос этой новой жизни звучит так громко, что рождается мысль: И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.

Обретение этого покоя и тишины происходит в строфах очень медленно, спокойно, благодаря умелому использованию аллитерации: в начале стиха звуки ещё негодуют, они звонки и сонорны « ж» , « г» , «д» , «б» , но в последней строфе обретается покой с глухим «ш» «тишь» , «крышу» , «постучишь» , «не услышу» .

Открытый финал стихотворения с сомнительным словом «кажется» дает повод для дальнейших размышлений. Природа… Вера… Уединение… Так ли все мудро и просто!?

Как жаль, что рядом со мной нет удивительно чувственной, несомненно, талантливой, знающей «секрет женского счастья» А. А. Ахматовой. Что ж, обращусь за советом к любимому: Научи меня жить мудро Иль хотя бы уже просто. Научи не встречать утро, Провожая последние звезды. Я не рада с тобой встречам. Расставания? Нестерпимы! Раздели же со мной вечер, Научи меня жить, милый!

Презентация сделана учителем Еланской сош № 3 Балясниковой Т. А. 2010 г

Источник: https://present5.com/analiz-stixotvoreniya-a-a-axmatovoj-ya-nauchilas-prosto/

Я научилась просто, мудро жить: анализ стихотворения анны ахматовой

Знакомясь с поэзией Анны Ахматовой, неискушенный читатель сразу же чувствует необычайную душевность и искренность ее произведений, написанных простым и чистым языком.

Конечно, хочется разобраться, как у поэта получается так точно передать свои мысли и чувства, с помощью нескольких штрихов создать емкие и яркие образы.

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» помогает раскрыть грани произведения, которые на первый взгляд сложно заметить.

План и история создания

Прежде чем сделать литературный анализ стихотворения, нужно составить краткий план. На него удобно опираться при работе с текстом:

Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова

  1. История создания стихотворения.
  2. Тема и идея.
  3. Композиция стихотворения.
  4. Образ лирического героя.
  5. Изобразительно-выразительные средства.

Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…» не будет полным, если не затронуть историю его создания.

Оно было написано в 1912 году, когда Ахматова, полная надежд и мечтаний, пишет довольно «легкие» стихи о любви и юности, но уже тогда в ее строчках чувствуется настоящий талант. Стихотворение вошло в первый изданный сборник «Вечер», принесший ей славу и признание.

Оно стало довольно-таки знаковым произведением, свидетельствующим о начале духовного становления Ахматовой как поэта.

Несмотря на юные годы и пока еще не слишком большой творческий опыт, поэтесса почувствовала силу своего слова. Кроме того, серьезные изменения в личной жизни (замужество, рождение ребенка) не могли не всколыхнуть душу.

Из юной романтичной девушки Ахматова превращается в обворожительную молодую женщину, которая уже может говорить о каком-то жизненном опыте.

Взрослая жизнь приносит ей немало разочарований: муж, боготворивший ее ранее, постоянно отсутствует, предпочитая увлекательные путешествия и развлечения обществу молодой жены.

Живя в это время в Слепневском, отдаленном имении супруга, окруженная прекрасной природой, Ахматова чувствовала себя одиноко, но умиротворенно и спокойно.

Все эти изменения нашли свое отражение в строках стихотворения, написанного в 1912 году, когда поэтессе было всего 23 года. Тогда еще никто не мог предположить, какое будущее ждет весь литературный цвет Петербурга.

Тема, идея и композиция

Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова

Основная тема стихотворения — смутная тоска по идеальной семье и несбывшимся мечтам, некое примирение со сложившейся ситуацией. Идею произведения выражает вновь обретенный смысл жизни: спокойствие, умиротворение, созерцательность.

Композиция стихотворения — трехчастная. В первой строфе лирическая героиня делится своим открытием: она обрела смысл жизни в простоте и неспешности.

В последующих двух строфах читатель узнает подробности этой жизни: прогулки, наблюдения за природой, занятия героини («слагаю я веселые стихи»).

Последняя строфа резюмирует состояние героини: она почти уверена, что прошлое больше не всколыхнет ее душу, но присутствует и некоторое сомнение («мне кажется»).

Образ лирической героини

Лирическая героиня читателю представляется немного уставшей от жизненных перипетий молодой женщиной, в душе которой живут разные стремления. У нее есть горячее желание писать стихи, такие, чтобы их признали действительно стоящими, и мечта о тихом и уютном женском счастье. Прослеживается в строках и попытка забыть некогда любимого человека:

И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу.

Изобразительно-выразительные средства активно используются автором для создания неповторимой атмосферы природной тишины, гармонирующей с покоем в душе. Анна Ахматова прибегает к использованию следующих средств художественной выразительности:

Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова

  1. Эпитеты: ненужная тревога, пушистый кот, веселые стихи, жизнь тленная, прекрасная, яркий огонь, желто-красная рябина. Эпитеты позволяют создать идиллическую картинку уюта и спокойствия, где тревога не нужна, а стихи сочиняются в теплом свете огней и красок природы под умильное мурлыканье кота.
  2. Метафоры: утомить тревогу, крик прорезывает тишь.
  3. Звукопись: шуршат лопухи, мурлыкает умильней — звуки [ш], [рл] и слова с подобным значением помогают в создании умиротворенной атмосферы. Крик прорезывает тишь — внезапный резкий звук [р] меняет настроение, заставляет вздрогнуть.
  4. Инверсия: яркий загорается огонь, лижет мне ладонь пушистый кот.

Стихи Ахматовой, особенно ранние, всегда очень личные. Создается ощущение, что лирическая героиня в доверительной беседе рассказывает о себе. Ее поэзия не кажется юношеской или незрелой. Литературный анализ «Я научилась просто, мудро жить» подтверждает это.

Отзывы читателей

Сборник Ахматовой «Вечер» мой самый любимый! А это стихотворение со школы нравится, чувствуется в нем искренность. Люблю Ахматову за простоту и ясность ее произведений, они не замудренные, а очень живые и пронзительные. Мечтаю собрать все ее книги в домашней библиотеке.

Замечательное стихотворение, мечтательное. Оно о том, как обрести покой, если любовь не сложилась. Вообще, у Ахматовой есть стихи «на все случаи» любви… И счастливой, и неразделенной, и трагической. В любой ситуации читаешь о себе.

Очень близка лирика Ахматовой и Цветаевой. Стихи женской души. Часто перечитываю сборники «Четки», «Белая стая». Это стихотворение тоже очень нравится, но оно серьезное, для него нужно особое настроение.

Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова

Вам также может понравиться

Источник: https://na5.club/literatura/analiz-stihotvorenij/ya-nauchilas-prosto-mudro-zhit.html

Анализ стихотворения «Я научилась просто мудро жить…»

Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова

Гармонию лирическая героиня находит именно в общении с Богом и с окружающей природой. Не случайно во второй и третьей строфах стихотворения Ахматова использует прием психологического параллелизма: внутренний мир героини описывается через природные объекты, окружающие ее.

Признаки наступления осени (поникшая гроздь рябины, шуршащие лопухи) вызывают у читателя светлую грусть и печаль, связанные с осознанием тленности, конечности всего существующего. А умильно-приятно мурлыкающий кот и загоревшийся на башне лесопильни огонь показывают нам, что героиня воспринимает окружающий мир ясно и правильно.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Родная природа показана в стихотворении с восхищением, кроткой нежностью и огромной любовью, а эпитеты и инверсия, используемые А.А. Ахматовой, лишь только подчеркивают это восхищение, отражают всю уникальность каждого временного отрезка жизни лирической героини: именно в унылой осенней поре она находит свое вдохновение.

Сближение героини с окружающим миром способствует тому, что все ей кажется гармоничным и понятным, закономерно движущимся к своему логическому завершению. Об этом свидетельствует оксюморон во второй строфе стихотворения:

«Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной».

Также этот прием помогает проиллюстрировать многообразие и противоречивость всей человеческой жизни, где зачастую соседствуют полярные величины.

Конечный аспект «простого» и «мудрого» существования представлен в четвертом четверостишии произведения:

«И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу».

Здесь тесно переплетены две темы: любви и уединения. Героиня стихотворения А.А. Ахматовой хочет покоя, а не безумных страстей, именно поэтому она готова променять свидание с любимым на минуты одиночества вместе с мурлыкающим котом.

Такое отстраненное состояние, отрешенность от земных проблем и страстей позволяет переосмыслить многие вопросы, найти на них «простые» и «мудрые» ответы, начать жизнь с чистого листа. А это возможно лишь в гармоничном существовании с природой Богом и самим собой.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/03/analiz-stihotvorenija-ja-nauchilas-prosto-mudro-zhit.html

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» (А. А. Ахматова) | Литерагуру

Анна Андреевна Ахматова — величайшая поэтесса 20 века. Она творила более 50 лет, ее стихотворения учат и знают уже 4 поколения. Ее творчество нельзя делить на период профессиональной поэзии и период пробы пера.

Даже ранняя лирика поэтессы великолепна. Она начала писать ещё в детстве, а в 1911 году была впервые опубликована ее работа.

Каждое последующее произведение Анны Андреевны раскрывало ее все больше и больше, она показывала новые грани своего мастерства, обращалась к новым темам и мотивам.

История создания

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» написано в 1912 году. В это время Ахматова не жила в городе, ее вдохновляла природа близ уютного домика в имении супруга, в Слепневском. Природа и помогла тогда ещё юной поэтессе впервые обратиться к философским темам, размышлениям о сути и смысле жизни и этого мира.

Также стоит отметить, что изначально стихотворение не было понято широкой публикой. Общество 1910-ых годов ещё не чувствовало предстоящие проблемы России, а вот Ахматова стала задумываться над ними. Произведение получилось несколько мрачным и меланхоличным. Это не понравилось просвещенному читателю, поэтому в свет стихотворение вышло далеко не сразу.

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» — пример ранней философской лирики Анны Ахматовой. Она обращается к вечным вопросам о тленности и скоротечности жизни, печальной и радостной одновременно.

Уже в ранний период своего творчества поэтесса отдала предпочтение правилам акмеизма.

Анна Ахматова считала главным смысл, а не форму, она не хотела перегружать стихотворения ни по объёму, ни по лексическому содержанию — не использовала сложных метафор, не увлекалась не всегда понятными сравнениями.

Ее лирика была рассчитана на всех, как на просвещённого, так и для малограмотного читателя. Лирика для всего русского народа.

Стихотворение написано ямбом с использованием перекрестной рифмы (АВАВ). Использование данного размера мотивированно, поэтесса использует ямб, как самый динамичный размер из всех силлабо-тонических, за счет него создаётся ощущение легкого и неформального разговора с читателем.

Образы и символы

Систему образов и символов в данном стихотворении нельзя назвать масштабной. Традиция философской лирики несколько обязывает поэтов не перегружать произведение множеством образов, чтобы акцентировать внимание на главном образе — лирическом герое.

Образ лирической героини в стихотворении очень сильно выражен, с первых строчек мы видим ее размышления о смысле жизни, о том, как живет героиня, то, чем наполняется ее жизнь. Она не мучает себя ненужными тревогами, находясь в гармонии с собой и тем, что ее окружает. Духовные потребности она удовлетворяет в вере. Покой и тишина становятся ее постоянными спутниками.

Читайте также:  Жизнь и творчество оскара уайльда

Ее уединение настолько и концентрированность на себе настолько полны, что даже стук в дверь, проявление внешнего мира, не сможет ее отвлечь. Поэтесса передаёт внутренний мир женщины через природу, поэтому она (природа) и становится вторым главным образом лирического произведения. Это умиротворяющая сила, способная дать человеку отдых и способность погружаться в себя.

Темы и настроение

Настроение всего стихотворения далеко не однозначное — меланхоличные нотки, вызванные размышлениями о скоротечности и тленности жизни и мира, сочетаются с радостными эмоциями довольного человека, который нашел в уединенной и тихой местности себя самого.

  • Основная тема стихотворения — тема быстротечности жизни. Все проходит быстро, поэтому так важно научиться мудро жить. Поэтесса описывает стиль жизни своей героини, то, как она проводит свой обычный день. В этой гармонии она находит время для самопознания, место для себя самой. Это необходимо для творчества, и нет сомнений, что такой человек точно успеет сделать на своем веку что-то стоящее.
  • Тема природы. В ее душе невозможно прочитать «ненужные тревоги», справиться с которыми ей помогает Бог и царство великой природы. Лирическая героиня находит спокойствие в природе и даже обретает некоторую радость и силы начать слагать «весёлые стихи» и радоваться жизни, прекрасной, хоть и тленной.
  • Тема одиночества. Иногда человеку просто необходимо побыть одному, чтобы разобраться в себе и найти свои ответы на вечные вопросы. В данном стихотворении одиночество – не наказание и проклятие людей, а их благо, которое позволяет обрести внутреннюю гармонию.

Основная идея

Главная мысль стихотворения — уверить читателя в том, что жизнь, хоть и скоротечная, все равно прекрасная, нужно только пробовать искать счастье в мелочах. Лирическая героиня — настоящая женщина, у которой есть свои тревоги и переживания. Плохих эмоций может быть очень много, но она смогла найти выход: успокоение ей приносят природа и Бог.

Смысл жизненной позиции Ахматовой прост: чтобы не становиться заложником своих негативных эмоций, нужно открывать душу лёгким и счастливым настроениям, искать их в самых обычных вещах – прогулке, тихом вечере наедине с собой, безмолвной молитве.

Средства художественной выразительности

  • Данное стихотворение невелико по объёму, поэтому его нельзя назвать кладовой изобразительно-выразительных средств.
  • Лирическое произведение содержит в себе немногочисленные, но очень красивые эпитеты — «ненужная тревога» — так подчёркивается отношении героини и даже поэтессы к этому чувству; «тленная и прекрасная жизнь» — главный эпитет стихотворения, содержащий в себе не только высокую образность, но и главную идею произведения.
  • Игорь Васильев

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-ya-nauchilas-prosto-mudro-zhit-a-a-ahmatova/

«Я научилась просто, мудро жить» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, история создания — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить” стало одним из первых известных произведений тогда еще молодой поэтессы.

Она готовилась стать матерью, превратилась из девочки в умудренную женщину – и все это отразила в поэтической форме.

Краткий анализ “Я научилась просто, мудро жить” по плану, который может быть использован на уроке литературы в 8 классе, покажет, как видела мир эта повзрослевшая поэтесса, о чем она мечтала и молилась.

Краткий анализ

История создания – Ахматова написала это стихотворение, когда жила в усадьбе, принадлежавшей ее мужу, Николаю Гумилеву. Очевидно, он, любитель путешествий, как раз отправился покорять мир, оставив жену хранить семейный очаг. Ее грусть из-за отсутствия взаимопонимания и разочарование в муже стали основой для данного произведения.

Тема – основной темой являются размышления героини о своей жизни, ее тоска по нормальному семейному очагу.

Композиция – стихотворение состоит из четырех строф. Первая является зачином, две последующие рассказывают о жизни лирической героини, а третья резюмирует ее душевное состояние. Таким образом, можно говорить о трехчастной композиции.

  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “веселые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.
  • Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезываеть тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни“.

История создания

К моменту написания этого стихотворения у Ахматовой уже сложились достаточно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом и связана его история создания. Ветреный муж уехал в очередное путешествие, оставив супругу в своем имении в Слепневском.

Анне было одиноко, она много гуляла и писала, среди написанного в 1912 году было и стихотворение “Я научилась просто, мудро жить”, которое вошло в опубликованный в том же году сборник “Вечер”.

Поэтесса не скрывала того, что глубоко разочарована в муже, но все же надеялась, что возобновление прежней жизни, поскольку все еще испытывала к Гумилеву глубокие чувства.

Тема

Лирическая героиня этого произведения тоскует о семейном очаге – это и есть основная его тема.

Она старается унять тоску, считая ее уже ненужной, пытается отказаться от своих чувств к возлюбленному и найти утешение в природе и привычных жизненных буднях.

Но все же она хотела бы стать действительно спокойной – и потому говорит о своем умиротворении как о том, что действительно с ней происходит.

Композиция

Композиция этого стиха трехчастная. В первой строфе-зачине она говорит о своем желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведет, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к теплому очагу и ласковому коту.

Но окончание стиха показывает ее неуверенность в обретенном покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в ее дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется”, использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что ее душевное спокойствие все же зыбко. Это основная идея произведения.

Жанр

Это лирическое стихотворение с элементами пейзажной лирики, которое описывает чувства поэтессы, ее душевные метания и желание обрести спокойствие.

Произведение написано пятистопным ямбом с точной рифмой, что помогает передать эмоциональное состояние и показать, что лирическая героиня находится в спокойном и умиротворенном, но все же достаточно зыбком душевном настрое.

Средства выразительности

В этом стихотворении поэтесса использует разнообразные средства выразительности, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие классические приемы, как:

  • Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “веселые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.
  • Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезываеть тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни“.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38577-ia-naychilas-prosto-mydro-jit-analiz-stihotvoreniia-ahmatovoi-po-plany-kratko-ideia-istoriia-sozdaniia.html

Эссе по стихотворению А.Ахматовой "Я научилась просто мудро жить"

При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты «серебряного века» в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии.

В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека.

Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только «литударников», но и государственных блюстителей партийной идеологии.

И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога мне.

«Я научилась просто мудро жить…» Моё знакомство с творчеством Анны Андреевны началось именно с этого стихотворения. Оно является шедевром лирики поэтессы. Потрясающее стихотворение, потрясающая Ахматова! Это поэтическое произведение было создано Анной Ахматовой в 1912 году, почти в самом начале её творчества. Но уже в нем мы можем уловить тонкие ноты философской лирики.

Поэтесса размышляет о жизни, о смерти, о столь драгоценных минутах, которые каждому нужно научиться находить в своей жизни. Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…” – одно из лучших лирических стихотворений автора. Оно находится несколько в стороне от остальных поэтических произведений Ахматовой этого времени, поскольку именно в нём первый раз зазвучали философские ноты.

В своем стихотворении Анна почти впервые размышляет о том, насколько быстротечна наша земная жизнь и, осознав эту негласную истину для самой себя, она учится «просто, мудро жить», успокаивает «ненужную тревогу» и слагает «веселые стихи». Таким образом, она старается уловить каждую минуту, каждое мгновенье этой мимолетной жизни.

Ничто уже не заставит ее вернуться к прежней жизни, наполненной трудностей и «ненужных тревог».

В последних двух стихах можно уловить и ноты любви, возможно, несчастной, если лирическая героиня не хочет возвращаться к чувствам и отказываться от своей «простой, мудрой» жизни. Она и не вернется.

Настолько наполнил ее покой и тихая радость, что «стук» прошлого, зов старых ран уже не тронет струн ее души. Она уже не услышит печальный звон «бывшей» тленной жизни, теперь у нее жизнь другая – наполненная меланхоличной радостью, тихой и мягкой.

Эта радость окутывает ее чувством, что жизнь, несмотря на свою временность, прекрасна и стоит того, чтобы ее прожить правильно и приятно для своей души.

Все свое спокойствие и тихую радость лирическая героиня находит в окружающем ее мире и природе: это и лопухи, что шуршат в овраге, и рябиновые желто-красные грозди, и яркое пламя огня, и пушистый кот.

Лирическая героиня Ахматовой далека от бытовых мелочей и связанных с ними треволнений, не окружённая бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. В то же время она — обычная смертная женщина.

В стихотворении говорится о тленности жизни: » жизни тленной, тленной и прекрасной». Ничего нет вечного, всё приходящее. Но остановись, мгновенье! Посмотрите, как всё кругом прекрасно, божье творение. Часто ли мы это замечаем, задумываемся об этом.

Вот об этом и стихотворение- миниатюра. Прислушайтесь, с каким по-женски добрым настроем звучит стих.

Таким образом, анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» Анны Ахматовой помогает осознать главное: наша жизнь быстротечна, и ценить нужно каждую минуту, поэтесса сама говорит нам о нашей «жизни тленной, тленной и прекрасной».

То, что наша жизнь тленна, не должно заставлять нас отказываться от нее, отказываться видеть ее яркие краски, прекрасные картины, которые нас окружают. Все наоборот: только лишь оттого, что когда-нибудь мы уйдем из этого мира, мы должны как можно больше внимания и времени посвятить всем тем чудесным вещам, которые есть в нашей жизни.

Только когда мы научимся, как и поэтесса, «просто, мудро жить», только тогда мы и обретем настоящее счастье и покой.

Читайте также:  Жизнь и творчество шарля перро

Источник: https://infourok.ru/esse-po-stihotvoreniyu-aahmatovoy-ya-nauchilas-prosto-mudro-zhit-613587.html

А. Ахматова. Я научилась просто, мудро жить… (Анализ)

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…»
написано в мае 1912 года. Тогда же вышел первый сборник «Вечер», который был не
только замечен, но и одобрен знатоками поэзии.

Хотя критики оценивают данное стихотворение как
жизнеутверждающее, где лирическая героиня выступает как повзрослевшая женщина
(в 1912 году Анне Ахматовой исполнилось 23 года), мне кажется, что данный стих
производит впечатление небольшого обзора ее жизни, можно даже сказать, отчета,
словно Ахматова отвечает на вопрос: «Чем вы, собственно, занимаетесь в жизни?»
Она спрашивает: «Сейчас?» Ей кивают. Она тоже кивает и набрасывает на бумагу
несколько строф с зарисовкой о своей будничной жизни. Это не письмо, как
считают критики. Лирическая героиня бы не стала писать подобные строки в
письме, так как они не несут в себе большой смысловой нагрузки, попытки что-то
доказать. Возможно, это своего рода черта после определенного этапа, и она
получила все то, что хотела. Заметим, что она ничего не желает. Поэтическая
речь спокойна, без эмоциональных всплесков. Героиня не ищет во всем поддержки.
Она просто находится среди природы, и ей хорошо на душе, спокойно. По лирическому
настроению данный стих мне напоминает «Не жалею, не зову, не плачу…» Сергея
Есенина: своего рода итог жизненного этапа, спокойное повествование, с легким
оттенком грусти.

Стихотворение глубоко по содержанию и совершенно по
форме. Поэтический язык лаконичен, лишен вычурности и сложной символики,
ориентирован на разговорную речь. Это отвечало канонам акмеизма, к которому
относилась начинающая Ахматова. «Роза есть роза», — считали акмеисты, поэтому
Анна Ахматова не использует в стихотворении сложных символов, обращается к
зримым предметам.

О том, что это итог, говорит первый глагол
«научилась», который стоит в прошедшем времени. Значит, в данный момент
лирическая героиня оценивает все с точки зрения мудрости и простоты. Это мы и
наблюдаем в стихотворении. Мудрость в простоте, утверждает Анна Ахматова. Слово
«просто» в градации уточняется словом «мудро».

Затем глагол «жить» поясняется
строкой: «смотреть на небо и молиться Богу», то есть это важное действие ее
жизни. Ему она уделяет наибольшее значение. Возможно, она на этом этапе жизни
осознала, что небо не пусто – там есть Господь. Господь оказывается важнее
других мыслей, о которых она думала раньше, глядя на небо.

Желанием молиться
лирическая героиня напоминает нам взрослую женщину, испытавшую в жизни множество
несчастий. Подобная героиня устает от суеты, постоянных проблем, переживаний и
временами хочет просто поднять глаза к небу и помолиться: за себя, за семью, за
всех. Тревога. Она появится позже.

Лирическая героиня долго, до самого вечера,
бродит (блуждает, без пункта назначения). С виду она спокойна, но внутри сидит
переживание, совсем ненужное. Оно есть всегда, и лишь временами его можно
немного «утомить». Тревога лишь упоминается, поэтому можно вполне считать, что
это не особо важные переживания. О них не стоит так много думать, как кажется
на первый взгляд.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, и в первой строфе
обращает внимание ударный гласный «и»: «научилась», «жить», «молиться»,
«бродить», «утомить», который создает ощущение пронзительности.

Далее лирическая героиня повествует о том, что она
видит и слышит в то время, когда бродит без цели наедине с природой. Природа
здесь предстает как живое существо, богатое цветом и звуком. Лопухи – шуршат.
Под порывом ветра. В овраге. Овраг – это далеко. Значит, лирическая героиня
улавливает даже далекие звуки. Образ очень колоритен.

Мы сразу же представляем
шуршащий зеленый овраг. Почему же природа – существо? Гроздь рябины – никнет.
Здесь мы наблюдаем олицетворение, когда природа оживает. Рябина желто-красная в
сочетании с зелеными, как нам представляется, лопухами образует очень пеструю
картину. Природа – источник вдохновения для героини.

Для нее важнее Господь и
поэзия, нежели иной человек. «Слагаю» — слово высокой поэтической речи. Обычно
слагают оды (устойчиво используется). Стихотворчеству придается большое
значение. «Слагаю» — глагол в настоящем времени, то есть героиня творила и
будет творить и дальше. Слагаемые стихи – веселые. Здесь, мне кажется, автор
использовал антифразис.

Невозможно писать стихи о «жизни тленной, тленной и
прекрасной» в веселом ключе. Здесь необходим элегический дух. Героиня понимает,
что живое существо природы тленно (слово «тленно» повторяется два раза). «Все
мы в этом мире тленны», — писал в свое время Сергей Есенин. Жизнь – прекрасна в
своем «тлении».

Именно осознание ограниченности времени, увядания делает жизнь
(человека и природы) ценной и поэтому прекрасной.

«Я возвращаюсь» можно понять по-разному. С одной
стороны, это возвращение домой. С другой стороны, это возвращение в реальный
мир из размышлений о «тленной и прекрасной жизни». Далее следуют образы кота и
башенки. Кстати, кот в поэзии Ахматовой встречается совсем не редко. Кот
«пушистый» «лижет ладонь» и «мурлыкает умильней».

Тактильные ощущения
представлены в двух аспектах: шершавый язык и пушистая шерсть. Кот мурлыкает –
еще один орган чувств задействован. Лирическая героиня вслушивается в
мурлыкание и замечает, что оно стало «умильней». Коту одиноко в пустом доме без
хозяйки. Затем внимание героини рассеивается, обращается к огоньку на башенке
лесопильни.

Это «яркий огонь», а не огонек. Значит, у него вполне была
возможность привлечь на себя внимание. Возможно, героиня уже не раз его видит.
И каждый вечер ждет, когда он зажжется возле озера. Кот и огонь лесопильни –
это постоянство в жизни героини. Они всегда рядом, как и природа.

Это
назначение людей – приходить и уходить даже тогда, когда конец жизни еще не
наступает.

В следующей строфе появляется символ. Он в
стихотворении один. Аист – символ дома, домашнего очага, постоянства.
Существует примета: если на вашем доме аисты свили гнездо, все у вас в доме
будет благополучно. Тишина. Аист кричит, и нет и тени сомнения, что он слетел
из гнезда на крышу дома героини и теперь зовет свою пару. Пара обязательно
услышит.

Только героиня настолько растворилась в тишине и окружающем мире, что
не услышит того человека, которого бы она раньше обязательно услышала.
Лирическая героиня полностью разделяет себя, свой мир и мир возможного гостя.
Чужой мир ей теперь не нужен. Она нашла себя в другом: поэзии, природе, доме.

Аист напомнил героине о бывшем близком человеке, о своей паре, но это теперь
ненужная тревога.

Источник: http://lady-absurd.blogspot.com/2012/08/blog-post_5307.html

Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова

Это стихотворение является одним из прекрасных образцов любовной лирики Анны Ахматовой, пропитанное большим жизненным и философским смыслом. Это очень чувственное женское стихотворение, написанное Ахматовой под влиянием очередного расставания со своим мужем Николаем Гумилевым.

Рассказ женщины, вылившийся в стихи. Она пережила любовную драму, закончившуюся расставанием с любимым. Вернуть свое душевное равновесие ей помогает природа и вера в высшую справедливость, именно в них она ищет смысл бытия, поэтому в первых строках слова о Боге,

мудрости жизни. Утешение приходит от простых повседневных вещей, на которые раньше может быть она даже и не обращала внимание.

Как, например, на простое мурлыканье кота, при возвращении домой.

Такое отношение к действительности помогает найти во всем этом положительную составляющую, именно поэтому автор пишет именно о веселых стихах, о прекрасной и тленной жизни. Осознание того, что все в этой жизни проходящее, и даже эта “ненужная тревога”, приводит ее в состояния умиротворенности и покоя.

В целом же это стихотворное послание любимому человеку, рассказ о жизни без него, которая проникнута тихой грустью и тоской.

Анализ стиха Ахматовой Я научилась мудро жить

В жизни любого поэта случаются моменты, которые приносят переживания, волнения горестные или радостные. Благодаря именно таким моментам и появляются на свет лирические произведения, понимая их смысл – понимаешь и внутренний мир автора.

Это стихотворение Анны Ахматовой появилось вследствие ее одиночества. Произведение было написано молодой поэтессой в начале 20 века. Незадолго до его появления Анна стала женой Николая Гумилева, их союз нельзя назвать удачным, ведь у супругов были разные взгляды на жизнь и семейное благополучие. Николай любил путешествовать, познавать окружающий мир – его постоянно не было дома.

Анна же наоборот – ей не нравилась такая кочевая жизнь, она хотела семейного уюта и спокойствия. Ахматова в этом стихе описывает, какой она видит семейную жизнь – это “пушистый кот”, который встречает дома.

Поэтесса чувствует себя одиноко в этом большом мире, где кипит жизнь, в то время как ей приходится идти самой, но к этому она уже привыкла.

Анализ стихотворения Я научилась мудро жить по плану

(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова« Тема любви в романе Ивана Гончарова “Обломов”Краткое содержание Циники А. Мариенгоф »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-ya-nauchilas-mudro-zhit-axmatova/

Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

Анна Ахматова – одна из немногих русских поэтесс 20 века, которая в своих произведениях смогла доказать, что женщины в состоянии чувствовать окружающий мир гораздо глубже, а их личные переживания намного сильнее, чем у представителей сильного пола.

Ее первый сборник стихов под названием «Вечер», увидевший свет в 1912 году, вышел небольшим тиражом, однако принес Ахматовой популярность в литературных кругах.

Отныне ее перестали воспринимать исключительно как супругу поэта Николая Гумилева, с которым к тому времени у 23-летней Ахматовой сложились весьма непростые и даже враждебные взаимоотношения.

Одним из произведений, которое вошло в сборник «Вечер», стало стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…», которое является яркой иллюстрацией духовного становления поэтессы. Менее чем за год она из романтичной провинциальной девушки превратилась во взрослую и опытную женщину, готовящуюся стать матерью.

Даже увлечение поэзией в этот период отходит на второй план, так как Анна Ахматова начинает ценить простые житейские радости, мечтает о семейном уюте и благополучии. Однако ее ждет жестокое разочарование, так как Николай Гумилев по своей натуре является романтиком и заядлым путешественником.

Ему неинтересно постоянно сидеть подле молодой жены, изображая примерного семьянина, так как в мире еще столько всего неизведанного и удивительного! В результате Анна Ахматова постепенно учится самостоятельно справляться со всевозможными бытовыми проблемами и вести хозяйство, поэтому и рождаются строки: «Я научилась просто, мудро жить».

Развивая эту тему, поэтесса отмечает, что ее удел – «смотреть на небо и молиться Богу». О чем эти молитвы? Судя по всему, о семейном счастье, которого так желала поэтесса, понимая при этом, что согласилась стать женой человека, для которого домашний очаг не представляет особой ценности.

Читайте также:  Краткое содержание произведений валентина катаев

Она молится для того, чтобы «утомить ненужную тревогу», которая, судя по всему, вызвана очередной разлукой с мужем, отправившимся на поиски приключений. И осознание того, что теперь ей нужно учиться быть сильной и самостоятельной, вызывает у Ахматовой смешанное чувство решимости, грусти и разочарования.

Но поэтесса понимает, что только так она сможет стать по-настоящему мудрой и свободной женщиной, способной управлять собственной жизнью.

Разрываясь между желанием обрести независимость и семейное счастье, в стихотворении «Я научилась просто, мудро жить…» Ахматова использует несколько символов, которые ассоциируются у нее с домашним очагом. В первую очередь, это пушистый кот, который дома лижет ей ладонь и «мурлыкает умильней».

Кроме этого, в произведении упоминаются яркий огонь «на башенке озерной лесопильни», где, судя по всему, проживает чья-то семья. Однако самым ярким символом дома и семьи для Ахматовой является «крик аиста, слетевшего на крышу».

На фоне подобных знаков судьбы поэтесса чувствует себя особенно одинокой и несчастной, хотя и не смеет признаться в этом открыто. Но то, что ее семейная жизнь неуклонно летит под откос, уже очевидно.

И об этом свидетельствует последняя строчка стихотворения, в которой Ахматова отмечает: «И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу».

Она адресована Гумилеву и может означать лишь одно – к собственному супругу поэтесса, и раньше не пылавшая страстью, теперь относится и вовсе с полным равнодушием. Ахматова словно бы предчувствует, что очень скоро они расстанутся навсегда, однако воспринимает это как неизбежность и даже необходимость, хороня в душе мечты о полноценной и счастливой семье.

Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-a-a-ahmatovoj-ya-nauchilas-prosto-mudro-zhit.html

Анализ стихотворения Ахматовой “Я научилась просто, мудро жить

Анна Ахматова – одна из немногих русских поэтесс 20 века, которая в своих произведениях смогла доказать, что женщины в состоянии чувствовать окружающий мир гораздо глубже, а их личные переживания намного сильнее, чем у представителей сильного пола.

Ее первый сборник стихов под названием “Вечер”, увидевший свет в 1912 году, вышел небольшим тиражом, однако принес Ахматовой Популярность в литературных кругах.

Отныне ее перестали воспринимать исключительно как супругу поэта Николая Гумилева, с которым к тому времени у 23-летней Ахматовой сложились весьма непростые и даже враждебные взаимоотношения.

Одним из произведений, которое вошло в сборник “Вечер”, стало стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…” , которое является яркой иллюстрацией духовного становления поэтессы. Менее чем за год она из романтичной провинциальной девушки превратилась во взрослую и опытную женщину, готовящуюся стать матерью.

Даже увлечение поэзией в этот период отходит на второй план, так как Анна Ахматова начинает ценить простые житейские радости, мечтает о семейном уюте и благополучии. Однако ее ждет жестокое разочарование, так как Николай Гумилев по своей натуре является романтиком и заядлым путешественником.

Ему неинтересно постоянно сидеть подле молодой жены, изображая примерного семьянина, так как в мире еще столько всего неизведанного и удивительного! В результате Анна Ахматова постепенно учится самостоятельно справляться со всевозможными бытовыми проблемами и вести хозяйство, поэтому и рождаются строки: “Я научилась просто, мудро жить” .

Развивая эту тему, поэтесса отмечает, что ее удел – “смотреть на небо и молиться Богу”. О чем эти молитвы? Судя по всему, о семейном счастье, которого так желала поэтесса, понимая при этом, что согласилась стать женой человека, для которого домашний очаг не представляет особой ценности.

Она молится для того, чтобы “утомить ненужную тревогу”, которая, судя по всему, вызвана очередной разлукой с мужем, отправившимся на поиски приключений. И осознание того, что теперь ей нужно учиться быть сильной и самостоятельной, вызывает у Ахматовой смешанное чувство решимости, грусти и разочарования.

Но поэтесса понимает, что только так она сможет стать по-настоящему мудрой и свободной женщиной, способной управлять собственной жизнью.

Разрываясь между желанием обрести независимость и семейное счастье, в стихотворении “Я научилась просто, мудро жить…” Ахматова использует несколько символов, которые ассоциируются у нее с домашним очагом. В первую очередь, это пушистый кот, который дома лижет ей ладонь и “мурлыкает умильней”.

Кроме этого, в произведении упоминаются яркий огонь “на башенке озерной лесопильни”, где, судя по всему, проживает чья-то семья. Однако самым ярким символом дома и семьи для Ахматовой является “крик аиста, слетевшего на крышу”.

На фоне подобных знаков судьбы поэтесса чувствует себя особенно одинокой и несчастной, хотя и не смеет признаться в этом открыто. Но то, что ее семейная жизнь неуклонно летит под откос, уже очевидно.

И об этом свидетельствует последняя строчка стихотворения, в которой Ахматова отмечает: “И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу”.

Она адресована Гумилеву и может означать лишь одно – к собственному супругу поэтесса, и раньше не пылавшая страстью, теперь относится и вовсе с полным равнодушием. Ахматова словно бы предчувствует, что очень скоро они расстанутся навсегда, однако воспринимает это как неизбежность и даже необходимость, хороня в душе мечты о полноценной и счастливой семье.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-axmatovoj-ya-nauchilas-prosto-mudro-zhit/

«Я научилась просто мудро жить…» (философские мотивы лирики А. А. Ахматовой)

Философские мотивы в лирике Анны Ахматовой впервые начали звучать еще в раннем периоде творчества. Хотя, тогда это были лишь отдельные нотки. Личностная, больше любовная лирика поэтессы не предусматривала углубления в философский мир, рассмотрения проблем бытия.

Особняком ото всех произведений начального периода стоит стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» Первый раз мы слышим голос мудрой женщины, размышляющей о тленности жизни. Все стихотворение проникнуто грустным, меланхолическим настроением. Тема дороги и одиночества в первом катрене стихотворения напоминает подобные мотивы в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю.

Лермонтова. Основной прием описания внутреннего мира героя через окружающую природу также заимствован у Лермонтова. Отличие от философской лирики поэта здесь в том, что все-таки подоплекой переживаний лирической героини является не размышления о смысле жизни и смерти, а любовное чувство.

Это мы понимаем из последней фразы стихотворения: «И если в дверь мою ты постучишь, // Мне кажется, я даже не услышу», в которой появляется еще один герой – «ты», и, скорее всего, это мужчина.

Но все-таки именно в «Я научилась просто, мудро жить…» впервые мы можем говорить о философской тематике: лирическая героиня сочиняет «веселые стихи // О жизни тленной, тленной, тленной и прекрасной». В произведении она как бы задает себе вопрос: «А стоит ли жить?» И отвечает на него положительно.

Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…» можно рассматривать как одно из переломных в творчестве Ахматовой. Оно свидетельствует о конкретном переходе от психологического любовного «романа в стихах» к философско-гражданской лирике.

Здесь личная боль и трагедия израненной души сливаются с судьбой и трагедией всего народа и эпохи в целом.

Но здесь указан и выход, путь к возрождению – это вера в бессмертие и в высшую справедливость, христианское всепрощение и надежда на светлое и чудесное в будущем, на вечное обновление жизни и победу духа и красоты над слабостью, смертью и жестокостью.

Начальные строки звучат трагически как на смысловом (благодаря градации «расхищено, предано, продано»), так и на звуковом уровне из-за рыдающих, разрывающих душу «р» («Все расхищено, предано, продано, черной смерти…»).

За общими словами «Все расхищено, предано, продано…» стоят миллионы искореженных судеб, море крови и слез. Как же начать снова жить, где взять силы, на что опереться? Нужно увидеть то светлое, то чудесное, которое подходит уже «так близко». Для лирической героини это уже произошло, уже «стало светло». Она видит и призывает других увидеть чудесное в оживающей природе, в «вишневых дыханьях леса», в «созвездьях новых».

В основе ахматовского восприятия жизни и ее веры в чудесное лежит христианство, а не вера в утопическое светлое будущее. Об этом говорит усиленное повтором отрицание – «никому, никому не известное…».

В философской лирике Анны Ахматовой раскрывается тема вечного и бренного, жизни, непрерывно текущей вперёд. В «Приморском сонете» дорога в иной мир не кажется страшной. Стихотворение умиротворяет своей глубокой, отнюдь не показной верой в вечную жизнь и примиряет с мыслью о смерти.

Лирический герой сонета условен: единственное слово, напрямую связанное с ним, – местоимение «меня». Этим достигается высокий уровень обобщения, в котором присутствует философский подтекст: любой человек рано или поздно задумывается над вечными вопросами.

«Голос вечности» предполагает существование «иного измерения»: созданное в этом «ветхом» мире обретет новую жизнь в «вечности». Лирический герой словно балансирует на грани вечного и настоящего. Без сомнения, между мирами должна существовать какая-то связь.

И действительно, символический образ дороги, уходящей в вечность, возникает перед нами в виде сияния, изливаемого месяцем. Чуть раньше появляется образ «цветущей черешни», связанный с лунной дорожкой. Прилагательное «цветущий» помогает восстановить связь: цветение — это жизнь.

Путь к пониманию своего предназначения, дорога к вечному у каждого человека своя.

Для подтверждения этой мысли Ахматова использует прием умолчания: «Дорога не скажу куда…» Ахматову ее дорога привела к Царскосельскому пруду. Переход от настоящего к будущему в начале сонета и возвращение к Пушкину в финале значительно расширяют художественное время и пространство, создавая впечатление их неразрывности и бесконечности.

Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» состоит из трех строф, из которых вторая стала хрестоматийной формулой ахматовской поэзии. Основная мысль, которую хотела выразить поэтесса с помощью системы метафор, — она не может жить в холодной, безвоздушной среде, создавая торжественные «одические рати», или в мире отвлеченных ценностей, творя прекрасные, «чистые» элегии.

Для творчества ей необходимо чувство земли, воздуха, родной природы. Именно «сор» ежедневности, обыденности всегда питал ее поэзию. В этом стихотворении чувствуется глубина мысли и высота мастерства, за которыми скрывается неразгаданная тайна.

Тайна происхождения, тайна тех почвенных соков, которые существуют под видимым, внешним «сором» и питают возникающее чудо подлинного произведения искусства.

  • Наличие тайны сама Ахматова больше всего ценила в своих и чужих стихах. Возможно, именно эту тайну, которая обыденную прозу превращает в поэзию, неповторимость, которая отличает каждого настоящего поэта, имела в виду Ахматова, когда писала:
  • По мне, в стихах должно быть все некстати,
  • Не так, как у людей.

Ее стихи могут вырасти из мелочей будничной жизни, в которой переплетаются противоречивые чувства, сосуществуют красота и неприглядность, розы и лебеда, песни любви и «сердитый окрик». Но ведь это редкий дар художника – умение зачерпнуть поэзию из обиходности, придать бренной прозе жизни поэтический блеск.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/akhmatova-a-a/876-ya-nauchilas-prosto-mudro-zhit-filosofskie-motivy-liriki-a-a-akhmatovoj

Ссылка на основную публикацию