Крейцерова соната — краткое содержание повести толстого

Ранняя весна. Конец века. По России идёт поезд. В вагоне идёт оживлённая беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама.

Тут, в середине её речи, раздаётся странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый ещё, седоватый господин с порывистыми движениями вмешивается в общий разговор.

До сих пор на заговаривания соседей он отвечал резко и коротко, избегая общения и знакомства, а все больше курил, смотрел в окно или пил чай и в то же время явно тяготился своим одиночеством.

Так какая любовь, спрашивает господин, что вы разумеете под истинной любовью? Предпочтение одного человека другому? Но на сколько? На год, на месяц, на час? Ведь это только в романах бывает, в жизни никогда. Духовное сродство? Единство идеалов? Но в таком случае незачем спать вместе. А, вы, верно, меня узнали? Как нет? Да я тот самый Позднышев, что убил свою жену. Все молчат, разговор испорчен.

Продолжение после рекламы:

Вот подлинная история Позднышева, рассказанная им самим той же ночью одному из попутчиков, история о том, как он этой самой любовью был приведён к тому, что с ним произошло. Позднышев, помещик и кандидат университета (был даже и предводителем) жил до женитьбы, как все в его кругу.

Жил (по его нынешнему мнению) развратно, но, живя развратно, считал, что живёт, как надо, даже нравственно. Он не был соблазнителем, не имел «неестественных вкусов», не делал из разврата цели своей жизни, а отдавался ему степенно, прилично, скорее для здоровья, избегая женщин, которые могли бы его связать.

Между тем чистого отношения к женщине у него давно уже не могло быть, он был, что называется, «блудником», подобным морфинисту, пьянице, курильщику. Потом, как выразился Позднышев, не вдаваясь в подробности, пошли и всяческие отклонения.

Так жил он до тридцати лет, не оставляя, впрочем, желания устроить себе самую возвышенную, «чистую» семейную жизнь, приглядываясь с этой целью к девушкам, и наконец нашёл такую, одну из двух дочерей разорившегося пензенского помещика, которую счёл достойной себя.

Брифли существует благодаря рекламе:

Однажды вечером они ездили в лодке и ночью, при лунном свете, возвращались домой. Позднышев любовался её стройной фигурой, обтянутой джерси (это ему хорошо запомнилось), и вдруг решил, что это — она.

Ему казалось, что она понимает в эту минуту все, что чувствует он, а он, как ему тогда казалось, думал самые возвышенные вещи, и на самом деле джерси было ей особенно к лицу, и после проведённого с нею дня он вернулся домой в восторге, уверенный, что она — «верх нравственного совершенства», и уже назавтра сделал предложение.

Поскольку он женился не на деньгах и не на связях (она была бедна), да к тому же имел намерение держаться после женитьбы «единобрачия», то гордости его не было пределов. (Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел, признался Позднышев своему попутчику.) Однако все сразу пошло наперекосяк, медовый месяц не складывался.

Все время было гадко, стыдно и скучно. На третий или четвёртый день Позднышев застал жену скучающей, стал спрашивать, обнял, она заплакала, не умея объяснить. И ей было грустно и тяжело, а лицо выражало неожиданную холодность и враждебность. Как? Что? Любовь — союз душ, а вместо этого вот что! Позднышев содрогнулся.

Неужели влюблённость истощилась удовлетворением чувственности и они остались друг против друга совершенно чужие? Позднышев ещё не понимал, что эта враждебность была нормальным, а не временным состоянием.

Но потом произошла ещё ссора, потом ещё одна, и Позднышев почувствовал, что «попался», что женитьба не есть нечто приятное, а, напротив, очень тяжёлое, но он не хотел признаться в этом ни себе, ни другим. (Это озлобление, рассудил он позднее, было не что иное, как протест человеческой природы против «животного», которое подавляло её, но тогда он думал, что виноват женин дурной характер.)

Продолжение после рекламы:

В восемь лет у них родилось пять детей, но и жизнь с детьми была не радость, а мука. Жена была чадолюбива и легковерна, и семейная жизнь обернулась постоянным спасением от воображаемых или действительных опасностей. Присутствие детей дало новые поводы к раздорам, отношения становились все враждебнее. На четвёртый год они уже разговаривали просто: «Который час? Пора спать.

Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши». Он смотрел, как она наливает чай, подносит ложку ко рту, хлюпает, втягивая жидкость, и ненавидел её именно за это. «Тебе хорошо гримасничать, — думал он, — ты вот промучила меня сценами всю ночь, а у меня заседание». «Тебе хорошо, — думала она, — а я всю ночь не спала с ребёнком».

И они не только так думали, но и говорили, и так бы и жили, как в тумане, не понимая себя, если бы не случилось того, что случилось. Жена его будто проснулась с тех пор, как перестала рожать (доктора подсказали средства), и постоянная тревога о детях стала утихать, она будто очнулась и увидела целый мир с его радостями, о которых она забыла.

Ах, как бы не пропустить! Уйдёт время, не воротишь! Ей с юности внушали, что в мире одно достойно внимания — любовь; выйдя замуж, она получила кое-что из этой любви, но далеко не все, что ожидалось.

Любовь с мужем была уже не то, ей стала представляться какая-то другая, новая, чистенькая любовь, и она стала оглядываться, ожидая чего-то, снова взялась за брошенное прежде фортепьяно… И тут явился этот человек.

Брифли существует благодаря рекламе:

Он был музыкант, скрипач, сын разорившегося помещика, окончивший консерваторию в Париже и вернувшийся в Россию. Звали его Трухачевский.

(Позднышев и теперь не мог говорить о нем без ненависти: влажные глаза, красные улыбающиеся губы, нафиксатуаренные усики, лицо пошло-хорошенькое, а в манерах деланная весёлость, говорил все больше намёками, отрывками.

) Трухачевский, приехав в Москву, зашёл к Позднышеву, тот представил его своей жене, тотчас же зашёл разговор о музыке, он предложил ей играть с ней, она обрадовалась, а Позднышев сделал вид, что обрадовался, чтобы не подумали, что он ревнует.

Потом Трухачевский приехал со скрипкой, они играли, жена казалась заинтересованной одной музыкой, но Позднышев вдруг увидел (или ему почудилось, что он увидел), как зверь, сидящий в них обоих, спросил: «Можно?» — и ответил: «Можно». У Трухачевского не было сомнений, что эта московская дама согласна. Позднышев же поил его за ужином дорогим вином, восхищался его игрой, звал опять в следующее воскресенье обедать и еле сдерживал себя, чтобы тут же не убить.

Вскоре был устроен званый обед, скучный, притворный. Довольно скоро началась музыка, играли Крейцерову сонату Бетховена, жена на фортепьяно, Трухачевский на скрипке. Страшная вещь эта соната, страшная вещь музыка, думал Позднышев. И это страшное средство в руках у кого угодно.

Разве можно Крейцерову сонату играть в гостиной? Сыграть, похлопать, съесть мороженое? Услышать её и жить как прежде, не совершая те важные поступки, на которые настроила музыка? Это страшно, разрушительно.

Но Позднышев впервые с искренним чувством пожал Трухачевскому руку и благодарил за удовольствие.

Вечер кончился благополучно, все разъехались. А ещё через два дня Позднышев уехал в уезд в самом хорошем настроении, дел была пропасть. Но однажды ночью, в постели, Позднышев проснулся с «грязной» мыслью о ней и о Трухачевском. Ужас и злоба стиснули его сердце.

Как это может быть? А как может этого не быть, если он сам на ней ради этого и женился, а теперь того же от неё хочет другой человек. Тот человек здоровый, неженатый, «между ними связь музыки — самой утончённой похоти чувств». Что может удержать их? Ничто. Он не заснул всю ночь, в пять часов встал, разбудил сторожа, послал за лошадьми, в восемь сел в тарантас и поехал.

Ехать надо было тридцать пять вёрст на лошадях и восемь часов на поезде, ожидание было ужасно. Чего он хотел? Он хотел, чтобы его жена не желала того, чего она желала и даже должна была желать. Как в бреду он подъехал к своему крыльцу, был первый час ночи, в окнах ещё горел свет. Он спросил лакея, кто в доме.

Услышав, что Трухачевский, Позднышев чуть не зарыдал, но дьявол тут же подсказал ему: не сентиментальничай, они разойдутся, не будет улик… Было тихо, дети спали, лакея Позднышев отправил на вокзал за вещами и запер за ним дверь. Он снял сапоги и, оставшись в чулках, взял со стены кривой дамасский кинжал, ни разу не употреблявшийся и страшно острый.

Мягко ступая, пошёл туда, резко распахнул дверь.

Он навсегда запомнил выражение их лиц, это было выражение ужаса Позднышев бросился на Трухачевского, но на руке его повисла внезапная тяжесть — жена, Позднышев подумал, что смешно было бы догонять в одних чулках любовника жены, он не хотел быть смешон и ударил жену кинжалом в левый бок, и тут же вытащил его, желая как бы поправить и остановить сделанное.

«Няня, он меня убил!», — из-под корсета хлынула кровь. «Добился своего…» — и сквозь физические страдания и близость смерти выразилась её знакомая животная ненависть (о том же, что было главным для него, об измене, она не считала нужным говорить). Только позже, увидев её в гробу, он стал понимать, что сделал, что он убил её, что она была живая, тёплая, а стала неподвижная, восковая, холодная и что поправить этого никогда, нигде, ничем нельзя. Он провёл одиннадцать месяцев в тюрьме в ожидании суда, был оправдан. Детей забрала его свояченица.

Пересказал А. В. Василевский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Источник: https://briefly.ru/tolstoi/krejcerova_sonata/

Краткое содержание повести «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого

Повесть была написана 1890 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого для ознакомления с сюжетом произведения.

Толстой «Крейцерова соната» очень кратко

Краткое содержание «Крейцерова соната» для читательского дневника:

Эта повесть, насыщенная красками быта и суровой реальности, начинается в одном из вагонов поезда, где ведётся весьма жаркая и волнующая беседа о сущности любви и её атрибутов. Беседа начинается с пожилого человека и дамы с папиросой. Они наперебой обсуждают нужен ли брак, необходимо ли образование и что из себя представляет любовь.

Но неожиданно их увлекательную беседу прерывает толи небрежный смех, толи тихий плач. И все сразу обращают внимание на очень замкнутого и тихого пассажира, который за всю поездку не проронил ни слова. И с каким-то чувством обиды и злости пассажир задаёт окружающим вопрос: «Какая же это…любовь… освящает брак?».

В его голосе слышится полностью отрицание этого чувства и института брака. Взволнованные окружающие, переполненные любопытством такого скепсиса, конечно же сразу начинаю допрашивать путника фамилия, которого была Позднышев и тот в свою очередь, хоть и не с охотой начинает повествование.

Его история начинается с очень бурной и совсем нецеломудренной молодости. Когда будучи парнем, он совершал поступки противоречащие морали и духовной чистоты. Однако спустя некоторое время ему всё-таки удалось отыскать женщину, которая смогла пробудить в нём чувство любви и духовности.

Они создали союз, который по всем рамкам считался правильным и угодным для общества. Но быт и прочие размолвки напрочь убили всё светлое, что было в них. Они стали ненавидеть друг друга, постоянные ссоры и упрёки доводили порой до очень опасных крайностей.

И вдруг в их серой и унылой жизни появляется учитель музыки Трухачевский, дающий индивидуальные занятия для его жены. Он сразу же привлекает своей галантностью и то не заставляет долго ждать ответных эмоций. Жена Василия влюбляется в него и у них закручивается тайный роман.

Конечно, Позднышев начинает сразу же догадываться о взаимных симпатиях и в нём с диким и не преодолимым пламенем вспыхивает чувство ревности. Он подлавливает свою жену на измене, и его разум затуманивается. Позднышев набрасывается на влюблённых. Трухачевскому удаётся бежать, а весь удар на себя принимает жена Василия. Он ранит кинжалом её в бок, от чего та и умирает.

Это интересно: В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» всего 4 тома, в каждом из которых множество частей и глав, и эпилога. Для ознакомления с ключевыми событиями произведения, рекомендуем прочитать онлайн краткое содержание всех томов и эпилога по частям и главам.

Короткий пересказ «Крейцерова сонаты»

Л. Н. Толстой «Крейцерова соната» краткое содержание:

Ранняя весна. Конец века. По России идёт поезд. В вагоне идёт оживлённая беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви.

Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама.

Тут, в середине её речи, раздаётся странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый ещё, седоватый господин с порывистыми движениями вмешивается в общий разговор.

До сих пор на заговаривания соседей он отвечал резко и коротко, избегая общения и знакомства, а все больше курил, смотрел в окно или пил чай и в то же время явно тяготился своим одиночеством. Так какая любовь, спрашивает господин, что вы разумеете под истинной любовью? Предпочтение одного человека другому? Но на сколько? На год, на месяц, на час?

Ведь это только в романах бывает, в жизни никогда. Духовное сродство? Единство идеалов? Но в таком случае незачем спать вместе. А, вы, верно, меня узнали? Как нет? Да я тот самый Позднышев, что убил свою жену. Все молчат, разговор испорчен.

Вот подлинная история Позднышева, рассказанная им самим той же ночью одному из попутчиков, история о том, как он этой самой любовью был приведён к тому, что с ним произошло. Позднышев, помещик и кандидат университета (был даже и предводителем) жил до женитьбы, как все в его кругу.

Жил (по его нынешнему мнению) развратно, но, живя развратно, считал, что живёт, как надо, даже нравственно.

Он не был соблазнителем, не имел «неестественных вкусов», не делал из разврата цели своей жизни, а отдавался ему степенно, прилично, скорее для здоровья, избегая женщин, которые могли бы его связать.

Между тем чистого отношения к женщине у него давно уже не могло быть, он был, что называется, «блудником», подобным морфинисту, пьянице, курильщику.

Потом, как выразился Позднышев, не вдаваясь в подробности, пошли и всяческие отклонения. Так жил он до тридцати лет, не оставляя, впрочем, желания устроить себе самую возвышенную, «чистую» семейную жизнь, приглядываясь с этой целью к девушкам, и наконец нашёл такую, одну из двух дочерей разорившегося пензенского помещика, которую счёл достойной себя.

Читайте также:  Ярмарка тщеславия - краткое содержание романа теккерея

Однажды вечером они ездили в лодке и ночью, при лунном свете, возвращались домой. Позднышев любовался её стройной фигурой, обтянутой джерси (это ему хорошо запомнилось), и вдруг решил, что это — она.

Ему казалось, что она понимает в эту минуту все, что чувствует он, а он, как ему тогда казалось, думал самые возвышенные вещи, и на самом деле джерси было ей особенно к лицу, и после проведённого с нею дня он вернулся домой в восторге, уверенный, что она — «верх нравственного совершенства», и уже назавтра сделал предложение.

Поскольку он женился не на деньгах и не на связях (она была бедна), да к тому же имел намерение держаться после женитьбы «единобрачия», то гордости его не было пределов. (Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел, признался Позднышев своему попутчику.) Однако все сразу пошло наперекосяк, медовый месяц не складывался. Все время было гадко, стыдно и скучно.

На третий или четвёртый день Позднышев застал жену скучающей, стал спрашивать, обнял, она заплакала, не умея объяснить. И ей было грустно и тяжело, а лицо выражало неожиданную холодность и враждебность.

Как? Что? Любовь — союз душ, а вместо этого вот что! Позднышев содрогнулся.

Неужели влюблённость истощилась удовлетворением чувственности и они остались друг против друга совершенно чужие? Позднышев ещё не понимал, что эта враждебность была нормальным, а не временным состоянием.

Но потом произошла ещё ссора, потом ещё одна, и Позднышев почувствовал, что «попался», что женитьба не есть нечто приятное, а, напротив, очень тяжёлое, но он не хотел признаться в этом ни себе, ни другим. (Это озлобление, рассудил он позднее, было не что иное, как протест человеческой природы против «животного», которое подавляло её, но тогда он думал, что виноват женин дурной характер.)

В восемь лет у них родилось пять детей, но и жизнь с детьми была не радость, а мука. Жена была чадолюбива и легковерна, и семейная жизнь обернулась постоянным спасением от воображаемых или действительных опасностей. Присутствие детей дало новые поводы к раздорам, отношения становились все враждебнее.

На четвёртый год они уже разговаривали просто: «Который час? Пора спать. Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши».

Он смотрел, как она наливает чай, подносит ложку ко рту, хлюпает, втягивая жидкость, и ненавидел её именно за это. «Тебе хорошо гримасничать, — думал он, — ты вот промучила меня сценами всю ночь, а у меня заседание».

«Тебе хорошо, — думала она, — а я всю ночь не спала с ребёнком».

И они не только так думали, но и говорили, и так бы и жили, как в тумане, не понимая себя, если бы не случилось того, что случилось.

Жена его будто проснулась с тех пор, как перестала рожать (доктора подсказали средства), и постоянная тревога о детях стала утихать, она будто очнулась и увидела целый мир с его радостями, о которых она забыла. Ах, как бы не пропустить! Уйдёт время, не воротишь!

Ей с юности внушали, что в мире одно достойно внимания — любовь; выйдя замуж, она получила кое-что из этой любви, но далеко не все, что ожидалось. Любовь с мужем была уже не то, ей стала представляться какая-то другая, новая, чистенькая любовь, и она стала оглядываться, ожидая чего-то, снова взялась за брошенное прежде фортепьяно… И тут явился этот человек.

Он был музыкант, скрипач, сын разорившегося помещика, окончивший консерваторию в Париже и вернувшийся в Россию. Звали его Трухачевский. (Позднышев и теперь не мог говорить о нем без ненависти: влажные глаза, красные улыбающиеся губы, нафиксатуаренные усики, лицо пошло-хорошенькое, а в манерах деланная весёлость, говорил все больше намёками, отрывками.)

Трухачевский, приехав в Москву, зашёл к Позднышеву, тот представил его своей жене, тотчас же зашёл разговор о музыке, он предложил ей играть с ней, она обрадовалась, а Позднышев сделал вид, что обрадовался, чтобы не подумали, что он ревнует. Потом Трухачевский приехал со скрипкой, они играли, жена казалась заинтересованной одной музыкой, но Позднышев вдруг увидел (или ему почудилось, что он увидел), как зверь, сидящий в них обоих, спросил: «Можно?» — и ответил: «Можно».

У Трухачевского не было сомнений, что эта московская дама согласна. Позднышев же поил его за ужином дорогим вином, восхищался его игрой, звал опять в следующее воскресенье обедать и еле сдерживал себя, чтобы тут же не убить.

Вскоре был устроен званый обед, скучный, притворный. Довольно скоро началась музыка, играли Крейцерову сонату Бетховена, жена на фортепьяно, Трухачевский на скрипке. Страшная вещь эта соната, страшная вещь музыка, думал Позднышев. И это страшное средство в руках у кого угодно.

Разве можно Крейцерову сонату играть в гостиной? Сыграть, похлопать, съесть мороженое? Услышать её и жить как прежде, не совершая те важные поступки, на которые настроила музыка? Это страшно, разрушительно. Но Позднышев впервые с искренним чувством пожал Трухачевскому руку и благодарил за удовольствие.

Вечер кончился благополучно, все разъехались. А ещё через два дня Позднышев уехал в уезд в самом хорошем настроении, дел была пропасть. Но однажды ночью, в постели, Позднышев проснулся с «грязной» мыслью о ней и о Трухачевском.

Ужас и злоба стиснули его сердце. Как это может быть? А как может этого не быть, если он сам на ней ради этого и женился, а теперь того же от неё хочет другой человек. Тот человек здоровый, неженатый, «между ними связь музыки — самой утончённой похоти чувств».

Что может удержать их? Ничто.

Он не заснул всю ночь, в пять часов встал, разбудил сторожа, послал за лошадьми, в восемь сел в тарантас и поехал. Ехать надо было тридцать пять вёрст на лошадях и восемь часов на поезде, ожидание было ужасно.

Чего он хотел? Он хотел, чтобы его жена не желала того, чего она желала и даже должна была желать. Как в бреду он подъехал к своему крыльцу, был первый час ночи, в окнах ещё горел свет. Он спросил лакея, кто в доме.

Услышав, что Трухачевский, Позднышев чуть не зарыдал, но дьявол тут же подсказал ему: не сентиментальничай, они разойдутся, не будет улик… Было тихо, дети спали, лакея Позднышев отправил на вокзал за вещами и запер за ним дверь. Он снял сапоги и, оставшись в чулках, взял со стены кривой дамасский кинжал, ни разу не употреблявшийся и страшно острый. Мягко ступая, пошёл туда, резко распахнул дверь.

Он навсегда запомнил выражение их лиц, это было выражение ужаса Позднышев бросился на Трухачевского, но на руке его повисла внезапная тяжесть — жена, Позднышев подумал, что смешно было бы догонять в одних чулках любовника жены, он не хотел быть смешон и ударил жену кинжалом в левый бок, и тут же вытащил его, желая, как бы поправить и остановить сделанное. «Няня, он меня убил!», — из-под корсета хлынула кровь. «Добился своего…» — и сквозь физические страдания и близость смерти выразилась её знакомая животная ненависть (о том же, что было главным для него, об измене, она не считала нужным говорить).

Только позже, увидев её в гробу, он стал понимать, что сделал, что он убил её, что она была живая, тёплая, а стала неподвижная, восковая, холодная и что поправить этого никогда, нигде, ничем нельзя. Он провёл одиннадцать месяцев в тюрьме в ожидании суда, был оправдан. Детей забрала его свояченица.

Роман «Анна Каренина» Толстого, написанный в 1877 году, повествует о трагической любви замужней дамы. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Анна Каренина» по главам и частям. В своей книге автору удалось представить масштабную картину быта и нравов дворянской прослойки Москвы и Петербурга образца второй половины XIX века.

Видео краткое содержание Крейцерова соната Толстой

Это история по словам самого писателя ярко раскрывает всю безнравственность и порочность общества. И учит прежде всего сохранять и оберегать ценности своей семьи и брака, не вступая при этом в опасные и порочные связи.

Краткое содержание «Крейцерова соната» Толстой на видео:

Источник: https://litfest.ru/shortwork/kreytserova-sonata.html

«Крейцерова соната» — краткое содержание повести Л.Н. Толстого — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Известная повесть «Крейцерова соната» Толстого (краткое содержание которой можно прочитать за несколько минут) рассказывает о страсти, любви, равнодушии, ревности и преступлении.

Сколько в этом небольшом тексте драмы! Много разных вопросов поднимает автор — о том, как необдуманно люди вступают в брак, к чему ведет семейная жизнь, когда двое не любят друг друга и т. д.

Самый болезненный вопрос — об измене и ревности, которые приводят к трагедии.

Главные герои

Повесть вышла в свет в конце 19 века (1890), действие происходило по замыслу автора в этот же период. Героев немного, рассказчик становится свидетелем того, как некий мужчина излагает собственную историю случайным попутчикам, которые вместе путешествуют на поезде:

  • Главный герой — Василий Позднышев. Это человек средних лет, помещик, циничный и разочарованный как в людях, так и в самой жизни.
  • Жена Позднышева — молодая женщина, мать пятерых детей.
  • Трухачевский — учитель игры на скрипке.

Имеются и второстепенные персонажи — попутчики в поезде, которые вступают в оживленную дискуссию о любви. В те времена данный предмет обсуждать можно было не со всех сторон. Да и нравы были совсем другими.

Но повесть остается актуальной, поскольку вопросы любви, ревности, супружества волнуют людей в любые времена.

Основные события

Краткое содержание по главам можно посмотреть во многих источниках. Но чтобы лучше понять психологию героя, лучше самостоятельно читать повесть онлайн, тем более это бесплатно.

На прочтение уйдет около трех часов, но зато произведение можно будет глубоко прочувствовать и лучше вникнуть в замысел автора.

Для тех, у кого нет времени знакомиться с повестью полностью, есть и сокращенный вариант.

Беседа в поезде

В поезде подобралась разношерстная компания: дама, адвокат, богатый купец, рассказчик и прочие. На второй день путешествия начинается оживленное обсуждение животрепещущей темы — любовь и брак.

Представители более молодого поколения сетуют на то, что раньше людей могли поженить еще до того, как молодые увидят друг друга. Они утверждают, что в таком случае о взаимных чувствах не может быть и речи.

Сторонники традиций считают, что девушка просто обязана полюбить супруга, несмотря на обстоятельства. Поскольку «женщина — утлый сосуд», что она чувствует — неважно, ее дело приспособиться к обстоятельствам и быть покорной.

Неожиданно в спор вступил господин, который до этого сторонился попутчиков. Он спрашивает их, что же следует «разуметь под любовью истинной». По его мнению, настоящая любовь есть «только в романах», в реальности же она не встречается.

Собеседники стали возражать. Тогда господин объявил, что он тот самый Позднышев, который убил собственную супругу. Об этом случае все знали. Собеседники шокированы и замолкают. Василий начинает свой рассказ.

Вступление в брак

Помещик Позднышев получил университетское образование и вел не слишком нравственный образ жизни. При этом считал себя вполне приличным человеком. Он занимался развратом «для здоровья», «степенно». Василий избегал любых привязанностей в отношениях с женщинами.

Когда Позднышеву исполнилось тридцать лет, он решил остепениться и придумал себе «самую возвышенную, чистую» жизнь с будущей женой. В невесты он избрал красивую дочку разорившегося помещика. Девушка ему показалась идеальной кандидаткой в жены, мужчина сделал предложение руки и сердца.

В глубине души Позднышев считал себя высоконравственным человеком, чуть ли не ангелом во плоти. После венчания твердо решил не изменять законной супруге, чем хотел выделиться среди товарищей. Это очень тешило его самолюбие. Но проблемы начались еще до брака — молодые просто не знали, о чем разговаривать.

Выручала подготовка к свадьбе, будущие супруги обсуждали квартиру, свои наряды и прочие житейские вопросы.

Совместная жизнь

Молодые рассчитывали, что во время медового месяца сумеют насладиться счастьем. Но и этот долгожданный период не принес им никакой радости. Всего через несколько дней молодая жена заскучала, начала плакать без причины. На ее красивом лице Василий прочел «холодность и враждебность», переходящие в ненависть.

Позднышева поразило это открытие. Он не думал, что любовь, брак могут вызывать подобные эмоции. Поначалу супруг надеялся, что это настроение временное. Но вскоре понял, что враждебность стала постоянной. Начались ссоры. Вот тогда помещик осознал, что он не увидит желаемого счастья в браке. Наоборот, супружество — это «нечто очень тяжелое».

Читайте также:  Писатель вениамин каверин. жизнь и творчество

За восемь лет в браке появилось пятеро детей. Но и они не стали спасением для отношений между мужем и женой. Для Позднышева они стали мученьем, не принося никакой радости. Супруга же совсем перестала обращать на него внимание. Самое ужасное, что дети стали для них орудием в «немилосердных играх».

Пошатнувшееся здоровье госпожи Позднышевой поправили доктора, которые больше не советовали ей рожать и «научили средству», как этого избежать.

Женщина вскоре начала хорошеть, привлекать внимание других мужчин. Настроение ее улучшилось, она больше стала заниматься собой. Дама даже вспомнила о былом увлечении — игре на фортепиано.

Трагическая развязка

В доме появляется мужчина — учитель музыки, скрипач Трухачевский. Позднышев замечает, что привлекательный молодой человек понравился его жене, так в душе родилась ревность. В доме стали проводиться музыкальные вечера.

На одном из них мадам Трухачевская и Позднышев исполняют «Крейцерову сонату» Бетховена. Это яркое, динамичное произведение поразило приказчика. Музыка гениального композитора словно предвещала трагедию, которая вскоре случится в этом самом обычном доме.

Хозяева его были похожи на невольников, связанных цепями, отчего втайне ненавидели друг друга.

Дела призвали Позднышева в уездный город, но мысли о молодом музыканте, который теперь может наедине видеться с его женой, не оставляли ревнивца. И он принимает решение внезапно вернуться домой.

Встав в пять утра, бросается в дорогу, проехав десятки километров на лошадях и восемь часов на поезде. Домой прибыл уже за полночь. Там подтверждаются его худшие опасения — в доме находится музыкант.

Вот как происходит убийство:

  • Позднышев разулся, чтобы не вспугнуть влюбленных. Орудием убийства из «Крейцеровой сонаты» становится «кривой дамасский кинжал», который висел на стене. Мужчина берет его в руки и резко распахивает дверь. Его поражает выражение ужаса на лицах жены и любовника.
  • Сначала обманутый муж бросается на Трухачевского, но тот очень проворно убегает, а на руке Позднышева повисает его жена.
  • Не желая бежать по улице в одних чулках, «чтобы не выглядеть смешным», хозяин дома ударяет кинжалом супругу. Он тут же вытаскивает его, как бы одумавшись, но самое страшное уже произошло. Сквозь страдания и осознание близкой смерти на лице жены главный герой читает все ту же животную ненависть.

Жена умирает не сразу, она успевает выразить желание, чтобы детей воспитывала ее сестра. Только когда Василий видит молодую красивую женщину в гробу, осознает, что совершил непоправимое деяние: живую и теплую супругу он превратил в неподвижную, восковую. Поправить ничего нельзя.

Позднышев арестован, он одиннадцать месяцев проводит за решеткой, ожидая приговора. Его оправдывают.

Краткий анализ

Книга Льва Толстого вызвала в обществе живой интерес.

Тема была весьма необычной для того периода, настолько, что повесть запретили сразу после выхода. В дальнейшем ее подвергали цензуре.

Скандальное произведение было разрешено только после того, как супруга писателя, Софья Толстая, добилась личной встречи с царем Александром III.

Хотя и неохотно, самодержец все-таки разрешил опубликовать «Крейцерову сонату» в одном из томов собрания сочинений писателя.

Бурные дискуссии среди читателей развернулись еще до того, как книга снова вышла в печать. В кратком рассказе писателю удалось поднять много вопросов:

  • Общественный институт брака — по мнению Толстого (который, кстати, сам был женат и имел детей) он обрекает обоих супругов на моральную гибель.
  • Убийство — здесь оно как бы подменяет самоубийство, о котором часто втайне помышляют оба супруга.
  • Пропаганда новой морали — из текста недвусмысленно следует, что Толстой ратует за обновление устоявшихся традиций. Для него новой идеей стало воздержание от супружеских обязанностей. Именно в страсти автор видит причину всех бед.

Обсуждения повести были такими бурными, что автору пришлось написать специальное послесловие, где он обнародовал свои взгляды. «Крейцерова соната» до сих пор волнует умы и сердца. Произведение часто ставили в театре, по нему снимали фильмы.

Одной из лучших иллюстраций к повести считается картина французского художника Рене-Ксавье Прине «Двое». Она выражает самую суть интриги, которая разворачивается перед читателями рассказа. От стремления получить наслаждение героев удерживали лишь рамки морали. Но как только им удалось о ней забыть — случается прелюбодеяние.

Последствием измены является грех еще более тяжкий, необратимый — убийство. Вывод Толстой делает простой — людям стоит воздерживаться от телесной близости, только если она не происходит с целью зачатия детей. Следовал ли писатель собственной «новой морали», трудно сказать. Известно, что у него было много детей и молодая жена.

В своей повести Льву Толстому удалось поднять тему, которая волнует людей в любые времена. Но решать вопрос о том, как жить в браке, каждый должен самостоятельно.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/kratkoe-soderzhanie/120062-kreicerova-sonata-kratkoe-soderjanie-povesti-l-n-tolstogo.html

Краткое содержание «Крейцерова соната»

Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама.

Тут, в середине её речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый еще, седоватый господин с порывистыми движениями вмешивается в общий разговор.

До сих пор на заговаривания соседей он отвечал резко и коротко, избегая общения и знакомства, а все больше курил, смотрел в окно или пил чай и в то же время явно тяготился своим одиночеством.

Так какая любовь, спрашивает господин, что вы разумеете под истинной любовью? Предпочтение одного человека другому? Но на сколько? На год, на месяц, на час? Ведь это только в романах бывает, в жизни никогда. Духовное сродство? Единство идеалов? Но в таком случае незачем спать вместе. А, вы, верно, меня узнали? Как нет? Да я тот самый Позднышев, что убил свою жену. Все молчат, разговор испорчен.

Вот подлинная история Позднышева, рассказанная им самим той же ночью одному из попутчиков, история о том, как он этой самой любовью был приведен к тому, что с ним произошло. Позднышев, помещик и кандидат университета (был даже и предводителем) жил до женитьбы, как все в его кругу.

Жил (по его нынешнему мнению) развратно, но, живя развратно, считал, что живет, как надо, даже нравственно. Он не был соблазнителем, не имел «неестественных вкусов», не делал из разврата цели своей жизни, а отдавался ему степенно, прилично, скорее для здоровья, избегая женщин, которые могли бы его связать.

Между тем чистого отношения к женщине у него давно уже не могло быть, он был, что называется, «блудником», подобным морфинисту, пьянице, курильщику. Потом, как выразился Позднышев, не вдаваясь в подробности, пошли и всяческие отклонения.

Так жил он до тридцати лет, не оставляя, впрочем, желания устроить себе самую возвышенную, «чистую» семейную жизнь, приглядываясь с этой целью к девушкам, и наконец нашел такую, одну из двух дочерей разорившегося пензенского помещика, которую счел достойной себя.

Однажды вечером они ездили в лодке и ночью, при лунном свете, возвращались домой. Позднышев любовался её стройной фигурой, обтянутой джерси (это ему хорошо запомнилось), и вдруг решил, что это — она.

Ему казалось, что она понимает в эту минуту все, что чувствует он, а он, как ему тогда казалось, думал самые возвышенные вещи, и на самом деле джерси было ей особенно к лицу, и после проведенного с нею дня он вернулся домой в восторге, уверенный, что она — «верх нравственного совершенства», и уже назавтра сделал предложение.

Поскольку он женился не на деньгах и не на связях (она была бедна), да к тому же имел намерение держаться после женитьбы «единобрачия», то гордости его не было пределов. (Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел, признался Позднышев своему попутчику.) Однако все сразу пошло наперекосяк, медовый месяц не складывался.

Все время было гадко, стыдно и скучно. На третий или четвертый день Позднышев застал жену скучающей, стал спрашивать, обнял, она заплакала, не умея объяснить. И ей было грустно и тяжело, а лицо выражало неожиданную холодность и враждебность. Как? Что? Любовь — союз душ, а вместо этого вот что! Позднышев содрогнулся.

Неужели влюбленность истощилась удовлетворением чувственности и они остались друг против друга совершенно чужие? Позднышев еще не понимал, что эта враждебность была нормальным, а не временным состоянием.

Но потом произошла еще ссора, потом еще одна, и Позднышев почувствовал, что «попался», что женитьба не есть нечто приятное, а, напротив, очень тяжелое, но он не хотел признаться в этом ни себе, ни другим. (Это озлобление, рассудил он позднее, было не что иное, как протест человеческой природы против «животного», которое подавляло её, но тогда он думал, что виноват женин дурной характер.)

В восемь лет у них родилось пять детей, но и жизнь с детьми была не радость, а мука. Жена была чадолюбива и легковерна, и семейная жизнь обернулась постоянным спасением от воображаемых или действительных опасностей. Присутствие детей дало новые поводы к раздорам, отношения становились все враждебнее. На четвертый год они уже разговаривали просто: «Который час? Пора спать.

Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши». Он смотрел, как она наливает чай, подносит ложку ко рту, хлюпает, втягивая жидкость, и ненавидел её именно за это. «Тебе хорошо гримасничать, — думал он, — ты вот промучила меня сценами всю ночь, а у меня заседание». «Тебе хорошо, — думала она, — а я всю ночь не спала с ребенком».

И они не только так думали, но и говорили, и так бы и жили, как в тумане, не понимая себя, если бы не случилось того, что случилось. Жена его будто проснулась с тех пор, как перестала рожать (доктора подсказали средства), и постоянная тревога о детях стала утихать, она будто очнулась и увидела целый мир с его радостями, о которых она забыла.

Ах, как бы не пропустить! Уйдет время, не воротишь! Ей с юности внушали, что в мире одно достойно внимания — любовь; выйдя замуж, она получила кое-что из этой любви, но далеко не все, что ожидалось.

Любовь с мужем была уже не то, ей стала представляться какая-то другая, новая, чистенькая любовь, и она стала оглядываться, ожидая чего то, снова взялась за брошенное прежде фортепьяно… И тут явился этот человек.

Он был музыкант, скрипач, сын разорившегося помещика, окончивший консерваторию в Париже и вернувшийся в Россию. Звали его Трухачевский.

(Позднышев и теперь не мог говорить о нем без ненависти: влажные глаза, красные улыбающиеся губы, нафиксатуаренные усики, лицо пошло-хорошенькое, а в манерах деланная веселость, говорил все больше намеками, отрывками.

) Трухачевский, приехав в Москву, зашел к Позднышеву, тот представил его своей жене, тотчас же зашел разговор о музыке, он предложил ей играть с ней, она обрадовалась, а Позднышев сделал вид, что обрадовался, чтобы не подумали, что он ревнует.

Потом Трухачевский приехал со скрипкой, они играли, жена казалась заинтересованной одной музыкой, но Позднышев вдруг увидел (или ему почудилось, что он увидел), как зверь, сидящий в них обоих, спросил: «Можно?» — и ответил: «Можно». У Трухачевского не было сомнений, что эта московская дама согласна. Позднышев же поил его за ужином дорогим вином, восхищался его игрой, звал опять в следующее воскресенье обедать и еле сдерживал себя, чтобы тут же не убить.

Вскоре был устроен званый обед, скучный, притворный. Довольно скоро началась музыка, играли Крейцерову сонату Бетховена, жена на фортепьяно, Трухачевский на скрипке. Страшная вещь эта соната, страшная вещь музыка, думал Позднышев. И это страшное средство в руках у кого угодно.

Разве можно Крейцерову сонату играть в гостиной? Сыграть, похлопать, съесть мороженое? Услышать её и жить как прежде, не совершая те важные поступки, на которые настроила музыка? Это страшно, разрушительно.

Но Позднышев впервые с искренним чувством пожал Трухачевскому руку и благодарил за удовольствие.

Вечер кончился благополучно, все разъехались. А еще через два дня Позднышев уехал в уезд в самом хорошем настроении, дел была пропасть. Но однажды ночью, в постели, Позднышев проснулся с «грязной» мыслью о ней и о Трухачевском. Ужас и злоба стиснули его сердце.

Как это может быть? А как может этого не быть, если он сам на ней ради этого и женился, а теперь того же от нее хочет другой человек. Тот человек здоровый, неженатый, «между ними связь музыки — самой утонченной похоти чувств». Что может удержать их? Ничто. Он не заснул всю ночь, в пять часов встал, разбудил сторожа, послал за лошадьми, в восемь сел в тарантас и поехал.

Читайте также:  Анализ стихотворения фонтан фета

Ехать надо было тридцать пять верст на лошадях и восемь часов на поезде, ожидание было ужасно. Чего он хотел? Он хотел, чтобы его жена не желала того, чего она желала и даже должна была желать. Как в бреду он подъехал к своему крыльцу, был первый час ночи, в окнах еще горел свет. Он спросил лакея, кто в доме.

Услышав, что Трухачевский, Позднышев чуть не зарыдал, но дьявол тут же подсказал ему: не сентиментальничай, они разойдутся, не будет улик… Было тихо, дети спали, лакея Позднышев отправил на вокзал за вещами и запер за ним дверь. Он снял сапоги и, оставшись в чулках, взял со стены кривой дамасский кинжал, ни разу не употреблявшийся и страшно острый.

Мягко ступая, пошел туда, резко распахнул дверь.

Он навсегда запомнил выражение их лиц, это было выражение ужаса Позднышев бросился на Трухачевского, но на руке его повисла внезапная тяжесть — жена, Позднышев подумал, что смешно было бы догонять в одних чулках любовника жены, он не хотел быть смешон и ударил жену кинжалом в левый бок, и тут же вытащил его, желая как бы поправить и остановить сделанное.

«Няня, он меня убил!», — из-под корсета хлынула кровь. «Добился своего…» — и сквозь физические страдания и близость смерти выразилась её знакомая животная ненависть (о том же, что было главным для него, об измене, она не считала нужным говорить). Только позже, увидев её в гробу, он стал понимать, что сделал, что он убил её, что она была живая, теплая, а стала неподвижная, восковая, холодная и что поправить этого никогда, нигде, ничем нельзя. Он провел одиннадцать месяцев в тюрьме в ожидании суда, был оправдан. Детей забрала его свояченица.

Источник: https://all-the-books.ru/briefly/tolstoy-lev-kreycerova-sonata/

Крейцерова соната — краткое содержание повести Толстого

Действие происходит в конце XIX века ранней весной. В поезде оживленно беседуют несколько человек из разных сословий. Разговор зашел о женщинах, замужестве и любви вне брака.

Дама с сигаретой утверждает, что без любви брак не может существовать, любовь освещает его. Но ее монолог, смеясь, прерывает седой господин. Он выглядит еще не старым, все его движения порывисты. До сих пор он не вступал в разговор, только курил, пил чай и разглядывал пейзаж за окном.

Господин спрашивал даму, что она подразумевает под настоящей любовью? Родство души или единение идеала. Тогда совсем не обязательно спать в одной постели. Какой срок у настоящей любви?

Господин представляется всем, что фамилия у него Позднышев и когда-то он убил свою жену. Это происшествие было у всех на слуху.

Все собеседники замолчали, обсуждение закончилось.

Той же ночью Позднышев рассказал свою историю одному попутчику.

Сам Позднышев происходил из помещичьей семьи, окончив университет, остался там работать. Жизнь его до женитьбы проходила разгульно в разврате, но сам он думал, что его жизнь идет, так как нужно, правильно. Он не занимался соблазнением, не делал разврат целью своей жизнью.

Позднышев старался не привязаться к одной и той же женщине, которая могла бы ограничить его свободу. Он понимал, что это и есть разврат. Именно бескорыстного чистого отношения к женщине он не испытывал. Отношения с женщинами для него были подобно наркотику или алкоголю.

А потом были и отклонения, Позднышев не уточнил, в чем они проявлялись.

Такой образ жизни молодой человек вел до тридцати лет. Но желание создать семью и найти свою идеальную жену не оставлял. Он засматривался на девушек и однажды приглядел одну из дочерей разорившегося помещика. Девушка по всем статьям соответствовала его представлениям об идеале.

По вечерам они катались на лодке и в одной из таких прогулок он, посмотрев на ее стройную фигуру, вдруг понял, что это – она. Эта девушка понимает все его мысли и чувствует тоже, что и он.

Одежда была ей очень к лицу, но Позднышев в основном думал о возвышенных вещах. Мужчина вернулся домой в полном восторге, он был уверен, что эта девушка – совершенство как нравственное, так и физическое.

Позднышев на следующий день сделал ей предложение.

Он был горд своим поступком. Он понимал, что причина его женитьбы не деньги, ведь невеста бедна, и у нее нет связей в обществе. Молодой человек намерен жениться один раз и навсегда.

Но с самого начала семейной жизни у молодых супругов не складывались отношения. На душе у Позднышева была скука и стыд. Через несколько месяцев он застал свою жену грустной. Он обнял ее, а она заплакала, не могла объяснить своего настроения. Лицо ее было холодно и враждебно.

Но ведь любовь и такие эмоции не могут быть связаны. Любовь – это родство душ. Мужчина не мог понять, как произошло их отчуждение друг от друга.

Может быть, они пресытились своей влюбленностью и стали совсем чужими? Он видел, что враждебный настрой жены явление постоянное, а не временное.

Молодые стали ссориться все чаще и чаще. Позднышев понял, что попал в трудное положение. И женитьба не так приятна, как он предполагал, а наоборот очень тяжела. В начале, он считал причиной этого дурной характер его жены.

За восемь лет брака у них родилось пять детей, но это не спасало положение, жизнь становилась мукой. Появление детей провоцировало все новые и новые раздоры, их отношения стали совсем враждебными. Уже через четыре года их разговоры сводились к бытовым вопросам, о погоде, здоровье детей. Они стали упрекать друг друга по мелочам.

Жена по совету доктора стала применять таблетки и перестала рожать. Она почувствовала свободу после беспрестанной заботы о детях. Чувство радости жизни вновь вспыхнуло в женщине. Она увлеклась игрой на фортепиано. Любовь к мужу утихла и казалась ей не тем, что она ожидала.

Однажды в дом к Позднышевым зашел Трухачевский. Это был музыкант, сын разорившегося помещика. Он окончил консерваторию в Париже и вернулся в Россию.

Позднышев вспоминал о нем с ненавистью.  Он представил его своей жене. Разговор зашел о  музыке, и гость предложил ей сыграть с ним. Потом были еще совместные музыкальные номера. Жена заинтересовалась музыкой, а в душе Позднышева зародилась ревность.

На одном из званых вечеров, куда были приглашены Позднышева и Трухачевский, они сыграли Крейцерову сонату Бетховена. Эта музыка показалась Позднышеву страшной. Но он пожал руку музыканту и поблагодарил за игру.

Через два дня после этого Позднышев отправился в свой уезд по делам. Но ночью его стали посещать нехорошие мысли о жене. Он решил, что у нее с музыкантом есть какая-то связь. Он не спал всю ночь, а утром велел запрячь лошадь и отправился домой. Ехать нужно было долго.

Только к ночи он оказался возле своего крыльца. От лакея он узнал, что в доме Трухачевский. Позднышев был ошеломлен, он чуть не заплакал. Дети спали, а лакея он отправил на вокзал забрать вещи. Взял кинжал и, сняв сапоги, он неслышно прокрался к двери.

Он увидел, что ужас застыл на лицах любовников. Позднышев бросился на Трухачевского, но жена повисла на его руке. Сначала он кинулся догонять мужчину, но решил, что будет выглядеть смешно без сапог в одних чулках. Он ударил кинжалом жену.

Она опустилась на пол с выражением ненависти на лице. Сказала, что он добился своего.

Увидев свою жену в гробу, он понял, что сам стал причиной непоправимого преступления.

Отсидев одиннадцать месяцев в ожидании суда, Позднышев был оправдан в суде. Дети остались у свояченицы.

Эта история учит беречь основные семейные ценности и не вступать в порочные связи.

Читательский дневник.

Источник: https://sochinite.ru/kratkie-soderzhaniya/raznye-avtory/krejcerova-sonata-povest

"Крейцерова соната". Запрещенная повесть Толстого, поставившая рекорд по распространяемости

В 1889 году Л.Н. Толстой завершает повесть «Крейцерова соната». И как только произведение было закончено, оно тут же подверглось запрету со стороны цензуры.

Опубликовать повесть в России разрешили только после личной аудиенции жены писателя у Александра III. Тем временем в США Почтовое ведомство признало книгу неприличной, а переводчица Толстого Изабэль Хэпгуд отказалась ее переводить.

Все это лишь подогрело интерес к повести. «Крейцерова соната» стала самой распространяемой среди запрещенных произведений Толстого.

«Даже с учетом того, что нормальная свобода слова в России, как и всюду в Европе, больше, чем это принято в Америке, я нахожу язык «Крейцеровой сонаты» чрезмерно откровенным… Описание медового месяца и их семейной жизни почти до самого момента финальной катастрофы, как и то, что этому предшествует, является нецензурным» (Изабэль Хэпгуд). Фрагмент картины Рене-Ксавье Прине «Крейцерова соната» (1901)

О чем эта повесть?

В вагоне поезда главный герой наблюдает своего молчаливого и беспокойного соседа.

Сосед этот нарушает молчание неожиданно: во время разговора трех других пассажиров о браке и разводе не удерживается и вступает с ними в спор, отрицая существование настоящей любви: «Всякий мужчина испытывает то, что вы называете любовью, к каждой красивой женщине», «У нас люди женятся, не видя в браке ничего, кроме совокупления, и выходит или обман, или насилие». В ходе дальнейшего спора незнакомец представляется Позднышевым и внезапно признается в убийстве своей жены. На этом спор заканчивается.

Дальше Позднышев начинает рассказывать свою историю главному герою. Читатель узнает, что в молодости Позднышев был легкомысленным человеком, который «отдавался разврату степенно, прилично, для здоровья». И когда он посчитал нужным жениться, то женился на дочери разорившегося помещика.

Как он выбрал свою невесту? Выбор оказался довольно прост: однажды, когда они катались с ней на лодке, он увидел ее при лунном свете. Лицо ее красиво обрамлялось локонами, а джерси «было ей особенно к лицу». Всё. Этого достаточно, чтобы он поверил в святой брак и захотел соединить свою жизнь с этой девушкой.

Естественно, счастье его длилось недолго, и первая ссора, давшая понять, что они питают друг к другу взаимную ненависть, произошла еще в медовый месяц. Несмотря на это, они долгое время жили вместе и даже воспитывали четверых детей.

воздержанию, а не к похоти, даже если при этом человечество вымрет.

Кадр из фильма «Крейцерова соната» (1987) с Олегом Янковским

Впечатления о повести

Читается повесть легко. Так как финал истории мы узнаем в самом начале, появляется интрига: как же все дошло до убийства?

Некоторые мысли, высказанные в повести, кажутся безумными, тем не менее прочитанное заставляет задуматься: а что значит любовь и брак для меня, как я вижу свою семью? Уже замужним и женатым повесть тоже даст пищу для размышлений о своем браке.

Повесть называется «Крейцерова соната» — именно это произведение Бетховена играет жена Позднышева вместе со скрипачом. Соната подается как нечто страшное по силе влияния, роковое, губительное. Потому и сцена игры является переломной в сюжете повести. Предлагаю вам послушать сонату самим.

«Например, хоть бы эту Крейцерову сонату, первое престо. Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне. Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки. Сыграть и сделать то, что настроила эта музыка. А то несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может не действовать губительно» (слова Позднышева о сонате).

Что посмотреть и почитать по этой теме?

Любопытную версию высказывает скрипач, искусствовед и педагог Михаил Казиник. Он по-своему объясняет, почему цензура так остро восприняла повесть Толстого.

«Послесловие к Крейцеровой сонате». Толстой получил много писем, где читатели после прочтения повести просили объяснить, что автор этим всем хотел сказать.

Он посчитал нужным разъяснить свои мысли в отдельном послесловии, где взгляды Позднышева строятся в целую систему убеждений, к которым Толстой сам пришел в течение своей жизни.

И да, мысль про воздержание и вымирание человечества там тоже развернуто объясняется.

Источники:

Кон И.С. Клубничка на березке: Сексуальная культура в России. / Викичтение.

Жирков Г.В. Толстой и цензура. / Известия Южного федерального университета. Филологические науки. — 2009. — №2.

Толстой Л.Н. Крейцерова соната. / Интернет Библиотека Александра Комарова.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b60a8e2d908d200a9e1f6b9/5b62bc25e9151400a9f49a9b

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]