Наша кнопка
Скачать материал
Урок чтения в 3 классе.
Тема: В.П. Астафьев
«Капалуха».
Разработала: Эльяшевич Е.И.
- учитель начальных классов
- I квалификационной категории
- г.Клинцы Брянская область
- Урок чтения в 3 классе.
Тема: В.П. Астафьев «Капалуха»
Цели:
- Продолжить работу над произведениями о природе;
- Познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Капалуха», помочь найти главную мысль и осознать её, выразить своё отношение к прочитанному; пополнить словарный запас;
- Развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы;
- Прививать любовь к животным, природе родного края, обобщать знания о поведении в лесу.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: икт
- иллюстрации глухаря
- грамзапись с голосами птиц
- портрет писателя
- выставка книг
- подборка пословиц.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1)
Итак, друзья, внимание!Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее -Начнём скорей урок!
2. Речевая разминка. (Слайд 2)
- Проведем дыхательную гимнастику:
- -Ощутим аромат ландыша, сделаем вдох.
- — Задуем свечу, выдох.(3 раза)
- Мы будем разговаривать
- Мы будем выговаривать
- Так правильно и внятно.
- Чтоб было всем понятно.
- — Прочитайте жужжащим чтением (Слайд 3)
- Берегите эти земли, эти воды,
- Даже малую былиночку любя,
- Берегите всех зверей внутри Природы,
- Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е.Евтушенко.
- — Прочитайте с грустью
- — Прочитайте с радостью
- — Прочитайте выразительно.
- — К чему призывает автор этих строк?
- — О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень, месть …)
- 3. Проверка домашнего задания:
— Кому из героев рассказа В.Л.Дурова «Жучка» можно отнести такие пороки, как злость, зависть, месть? (Дурову и его друзьям по гимназии.)
- — Давайте проверим, как внимательно вы прочитали этот рассказ дома?
- Пересказ по плану.
- План
1. Жучка – любимица ребят.
2. Злой поступок надзирателя.
3. Страшный приговор.
4. Исполнение приговора.
5. Бессонная ночь.
6. Счастливая встреча. (Слайд 4)
— Понял ли Дуров, что злость и месть это очень плохие качества души человека?
— Как этот поступок повлиял на автора? (Стал дрессировщиком, разработал свою систему дрессировки, основанную на изучении поведения животных, любви к ним. )
— Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что- то плохое как две половинки белая и чёрная. Важно только какую половинку человек откроет в себе).
- Обратимся к А. Барто: (Слайд 5)
- «Я сорвал цветок — и он завял.
- Я поймал жука – и он умер у меня на ладони
- Я посадил птицу в клетку- и она погибла в неволе.
- И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
— А что значит «прикоснуться к красоте сердцем»? (Радоваться всему живому, любоваться солнцем, цветам, разговаривать с животными, беречь и любить их.)
4. Введение в тему.
— Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу «Люби живое» и отправимся в удивительную Зелёную страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные. Голоса звучат неслыханные. А уже загадки на каждом шагу. – Отгадайте?
- Дом со всех сторон открыт,
- Он резною крышей крыт.
- Заходи в зелёный дом –
- Чудеса увидишь в нём. (Лес) (Слайд 6)
- — Повторим правила друзей природы (Слайд 7)
Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!
- Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!
- Не будем обижать лягушек и жаб!
- Не будем ловить диких животных и уносить их домой!
5. Постановка учебной цели.
- — Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением в разделе «Люби живое», постараемся найти главную мысль, осознать ее, пополним словарный запас, обобщим знания о поведении в лесу.
- — Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (Хочу научиться рассуждать, отвечать на вопросы, находить основную мысль текста)
- — Именно о природе и человеке писал Виктор Петрович Астафьев.
— О его биографии расскажет …
Портрет В.П.Астафьева. (Слайд 8)
Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. (Слайд 9) Рано потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. (Слайд 10). В 18 лет — ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями. (Слайд 11)
Началом его «сочинительства» было школьное сочинение о том, как однажды летом он заблудился в тайге. Много лет спустя он записал его по памяти: получилось «Васюткино озеро» — первый рассказ для детей.
- Виктор Петрович создал изумительные произведения
- (Выставка книг) (Слайд 12)
- «Васюткино озеро».
- «Пастух и пастушка».
- «Последний поклон».
- «Кража».
- «Царь-рыба».
- «Ода русскому огороду».
- «Перевал».
- «Звездопад».
6. Изучение нового материала.
— Прочитайте название рассказа В.П. Астафьева в учебнике.
— Можно ли по названию предположить о ком или о чем пойдет речь?
— Может вам поможет иллюстрация на стр. 103.
- Рассмотрите ее внимательно и попробуйте предположить, о чем этот рассказ.
- -Кого автор называет капалухой?
- (Капалуха — это самка глухаря).
Капалуха – это самка глухаря. Самки в ямках под кустом высиживают от 4 до 15 яиц. Водят за собой птенцов только матери.
«Капалуха» Картинка глухарки (Слайд 13).
Ребята, а что вы знаете о глухарях?
Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
(Слайд14) Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище — вылет птиц из-под снега. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся.
— Послушайте голоса птиц (ток глухаря).
7. Словарная работа. (Слайд 15)
— В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.
- Альпийские луга — высокогорные. (Слайд 16)
- Пихта — хвойное дерево. (Слайд 17)
- Просека — очищенное от деревьев место. (Слайд 18)
- Валежник — сухие сучья, деревья. (Слайд 19)
- Черничник- заросли черники. (Слайд 20)
- Космы — взлохмаченные пряди волос. (Слайд 21)
- Ред-ко-ла-пы-е (Слайд 22)
- по-ше-ве-ли-ва-ли
- за-рож-да-ю-щим-ся
- вы-да-вав-шим-ся
- блед-но-лис-тым
- до-цве-та-ю-щим
- рас-пу-щен-ны-ми
8. Работа над рассказом «Капалуха».
— Сейчас я начну читать вам рассказ «Капалуха», кто – то продолжит чтение. Послушайте внимательно и затем ответьте на вопрос: «Какое чувство пробудило у вас это произведение?».
1. Чтение рассказа учителем и учащимися.
- — Какое чувство вы испытали, слушая этот рассказ? (Чувство грусти, жалости к капалухе, чувство гнева на ребят, которые потревожили птицу)
- — Какие чувства вы испытывали к маме- капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь)
- 9.Физминутка: (Слайд 23)
- Мы немножко отдохнем,
- Встанем, глубоко вздохнем.
- Дети по лесу гуляли
- За природой наблюдали.
- Руки подняли и покачали-
- Это деревья в лесу.
- Руки согнули, кисти встряхнули-
- Ветер сбивает росу.
- В сторону руки, плавно помашем-
- Это к нам птицы летят.
- Как они тихо садятся покажем-
- Руки сложили назад.
— Прочитаем рассказ по частям. Прислушаемся к своим чувствам. Приготовьте карандаши, чтобы отмечать окончание каждой части.
10. Комбинированное чтение.
Чтение текста цепочкой, деление на части, озаглавливание.
11. Работа над текстом по плану.
— Прочитаем 1 часть «цепочкой».
— Задайте друг другу вопросы по содержанию.
- Где происходит действие?
- Что делали дети в тайге?
- Где поднялся шум?
- — Как вы думаете, с какой целью автор включил в рассказ описание черники?
- — Какую местность помог нам увидеть писатель?
- (Альпийские уральские луга — это высокогорные пастбища выше 2 км над уровнем моря.)
— Как озаглавим эту часть? « У черничного бугорка на просеке».
Чтение 2 части «цепочкой».
- О какой находке говорит автор?
- Озаглавим 2 часть рассказа? « Гнездо! Гнездо!»
- Как описывает его автор? ( Выборочное чтение)
- С чем он его сравнивает?
- Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
- Что такое « хатка»?.
- Что решили сделать мальчики с находкой?
- Какое правило они забыли?
- ( Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса)
- Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны , надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.
- Чтение 3 части «цепочкой».
- — Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.
- металась в стороны
- крылья разброшены, мела ими
- закостенели от неподвижности
- пыталась и не могла взлететь.
- -Почему автор выбрал именно эти слова и выражения?
- ( Чтобы показать состояние птицы).
- — Что автор сказал о внутреннем состоянии птицы).
- ( Испуг, гнев, бесстрашие)
- — Какой матерью была капалуха?
- ( Заботливой, бесстрашной, отважной)
- — Кого она вам напоминает?
( В.И. Белов. Малька.)
— Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали?
(Выщипывают перья, голым животом греет яйца).
-Как озаглавите 3 часть? «Тревога капалухи».
— Прочитайте последнюю часть рассказа самостоятельно.
— Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.
- сидела на сучке
- вытянув шею
- целилась на гнездо-
- плавно слетела
- заползла в гнездо
- распустила крылья
- замерла
- Что вы можете сказать с состоянии капалухи ?
- (Глаза ее начали затягиваться дремной пленкой.
- Успокоилась , но была настороже).
- — Как озаглавите 4 часть? «Снова в гнездо»
- (По ходу работы над текстом вывешивается план текста).
- План. (Слайд 24)
1. У черничного бугорка на просеке.
2. Гнездо! Гнездо!
3. Тревога капалухи.
4. Снова в гнезде.
12. Работа с иллюстрацией.
-Какой момент изображен на иллюстрации?
Найдите строчки для подписи.
13. Работа над пословицами. (В парах)
— Прочитайте задание на конверте и выполните его, работая в парах.
1-я пара:
Задание: составить пословицу из отдельных слов. Объяснить её значение.
- У всякой пташки свои замашки. (Имеется в виду, что у каждого человека есть свои привычки, склонности, недостатки)
- 2-я пара.
- Задание: Выбрать наиболее подходящую по смыслу пословицу к данному тексту.
- Пословицы:
- Делай хорошее, а плохое на ум не пойдёт.
- Век прожить — не поле перейти.
- Любовь к родине сильнее смерти.
- 3-я пара.
- Задание: Объяснить смысл пословицы: «Добра мать для своих детей, а Земля для всех людей». (Земля кормит, поит, одевает, как мать детей)
- 4-я пара
- Задание: составить картинку.
14. Обобщающая беседа.
— Как вы думаете, изменится или нет отношение мальчиков к природе после этого случая?
— Написав этот рассказ. В.П. Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?
( Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших.)
— Главное назначение человека — творить добро. Беречь землю, все живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам. Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем.
15. Определение эмоционального состояния учащихся.
- — Кто считает, что у него это получилось, поднимет красное сердечко, кто остался равнодушным — желтое сердечко. Ваши горящие сердца призывают всех: (Слайд 26)
- «Люби живое»
- — Нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.
Вы еще маленькие, но тоже можете сделать большое доброе дело. Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Этот год объявлен президентом России Путиным В.В. годом охраны окружающей среды.
16. Итог урока. (Слайд 27)
— Подведем итоги урока. ( Закончи предложение)
— На уроке я узнал………- Мне было интересно…….. — Я хотел бы похвалить за работу……
17. Домашнее задание. (Слайд 28)
(Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся).
1.Читать и пересказывать рассказ по плану. (У кого были конверты под № 1,2)
2. Поискать дополнительную литературу о редких птицах нашего края. (У кого был конверт под № 3)
3. Прочитать другие рассказы В.Астафьева. (У кого был конверт под № 4)
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Источник: https://doc4web.ru/literatura/urok-chteniya-v-klasse-vp-astafev-kapaluha.html
«Капалуха»
Выдающийся русский писатель В. П. Астафьев родился в 1924 году в сибирской деревне. Детство писателя было очень трудным: его семья была выслана в ссылку, а маленькому мальчику пришлось жить в детском доме. Именно те события, которые происходили с ним в приюте легли в основу первых произведений автора.
В своих рассказах он описывал тяжелое детство своих друзей, которые были вынужденные расти без родительской любви и заботы. Юность Астафьева пришлась на период Великой Отечественной войны. Писатель также описывал военные события, героическую борьбу советского народа в своих рассказах и новеллах. Отдельное место в его творчестве занимает тема природы и родной деревни.
Ведь детство его прошло в красивейшем крае – Сибири, среди густых еловых лесов и зеркально-чистых вод Енисея. С одним из рассказов В. П. Астафьева – «Капалуха» мы ознакомимся сейчас.
Рассказ «Капалуха»: краткое изложение
Повествования ведется от лица самого автора. Эта история случилась с ним в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят. В начале рассказа мы видим всю красоту таежного края – с непревзойденным мастерством автор описывает природу своей маленькой родины – хвойные деревья, густые ковры травы и маленькие кустики черники, которые робко прячутся в зарослях.
Один из друзей маленького мальчика (автора) вдруг заметил капалуху, которая пыталась убежать от охотников. Мальчики осмотрели траву и вдруг заметили гнездо этой птицы, в котором уютно располагалось четыре яйца. Кто-то из ребят захотел забрать яйца с собой, однако учитель запретил это делать, объяснив, что из этих яиц в скором времени вылупятся маленькие птенцы.
Мальчику стало стыдно – он начал сравнивать капалуху со своей матерью, которая дарила ему любовь и заботу в детстве. Разговор ребят учителя перервал крик капалухи, которая несмотря на угрозу собственной жизни, все же вернулась к своим будущим птенцам. Когда ребята отошли, капалуха заботливо покрыла яйца своими широкими крыльями.
Автор заканчивает свой рассказ собственными размышлениями о том, что через несколько дней мир увидят маленькие птенцы, которые своим пением станут преображать несравненную природу тайги.
Анализ рассказа «Капалуха»
Несмотря на то, что капалухе удалось защитить своих птенцов от опасности, этот рассказ является очень грустным. Эта история случилась с автором, когда он перебывал в детском доме. Мальчик, который сравнивал капалуху со своей матерью, никогда не видел ее, так как был сиротой.
Воспитанники детского дома нуждались в материнской заботе. Рассказ учителя о будущих маленьких птенцах растопил сердца маленьких ребят, которые были лишены любви своих мам. Автор наделяет капалуху человеческими чертами – смелостью, способностью любить и защищать свое потомство.
Этим он еще больше приближает птицу к образу матерей брошенных детей. Также в своем произведении автору удалось коснуться темы красоты родного края. Читая рассказ, мы словно переносимся в тайгу: видим ее могущественные многовековые деревья, свежие травы, ожерелья ягод.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Андерсен «Дикие лебеди»: содержание и характеристика героев
Следующая тема: Бажов: Серебряное копытце
Источник: https://www.nado5.ru/e-book/astafev-kapalukha
Капалуха В. Астафьев. В. Астафьев. Капалуха — Хочу все знать
Очень интересный рассказ А. Астафьева Капалуха.
Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.
Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.
Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.
В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.
Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.
У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.
Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).
— Гнездо! Гнездо! — кричали ребята.
Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.
— Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.
Я глянул, и сердце моё забилось от испуга — чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем.
Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца.
Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.
— Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
— Зачем?
— Да так!
— А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё!
Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы.
Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа.
Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.
— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.
— Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!
И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.
И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.
Иллюстрация
Вам также будет интересно: М. Зощенко. В зоологическом саду
Источник: https://vceobovcem.ru/kapaluha/
Урок 9 7. В.Астафьев «Капалуха»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет В.П. Астафьева; магнитная азбука, рабочие тетради.
- Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Речевая разминка
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
- • Вороненку гнездо — родимая хата.
- • Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.
- — Прочитайте орфографически (еще: орфоэпически, шепотом, громко).
- III. Введение в тему
- Беседа о правилах поведения в лесу
— Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Примерный ответ. Не шуметь, чтобы не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводили, то обязательно его потушить хорошо. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его, и т. д.)
— Молодцы, вы знаете правила поведения. Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха».
Можете ли вы предположить, о ком пойдет речь в рассказе? (Предположения учащихся.)
- Словарная работа
- — Прочитайте по слогам, затем плавно.
- при-бли-жа-лись
- к аль-пий-ским
- по-ко-роб-лен-ны-е
- ред-ко-ла-пых е-лей
- по-ше-ве-ли-ва-ли
- блед-но-лист-ным
- до-цве-та-ю-щим
- чер-нич-ни-ком
- рас-пу-щен-ны-ми
- за-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти
- за-рож-да-ю-щий-ся
- по-до-шед-ший
- — Объясните значение слов.
- Просека — полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.
- Валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Космы (прост.) — взлохмаченные пряди волос.
- Работа в тетради
- — Выпишите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будем читать.
- SLBHWGKTSVIOLPS nGIESTPSWVOBLHHLI WAVCSTLIAOLbGEBSL
- (Виктор Петрович Астафьев.)
— Узнайте, какое слово здесь написано. (Глухарь.)
ьуЛхарГ
Рассказ учителя о глухаре
— Ребята, а что вы знаете о глухаре? (Ответы детей.)
Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.
Удивительное зрелище — вылет птиц из-под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент.
И снежная пыль забивается в глаза.
Выводят птенцов глухари в конце мая — начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.
Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.
Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.
- IV. Физкультминутка
- Лебеди летят, крыльями машут,
- Прогнулись над водой,
- Качают головой.
- Прямо и гордо умеют держаться,
- Очень бесшумно на воду садятся.
- Белые лебеди,
- Лебеди летели
- И на воду сели.
- Сели, посидели,
- Снова полетели.
- V. Работа по теме урока
- 1. Чтение рассказа учителем и учащимися
— Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название.
— Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?
— Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?
— Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?
— Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.
— Не вспомнился ли вам другой рассказ? (Да, вспомнился рассказ «Еще про Мальку» Белова?)
— Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
— Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?
— Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?
- 2. Рассказ учителя об авторе
- Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — крупнейший писатель в жанре «деревенской» и военной прозы.
- VI. Рефлексия
- — Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- — За что вы похвалили бы себя?
- — Что вам захотелось сделать после этого урока?
- VII. Подведение итогов урока
- — Как вы думаете, какова основная мысль произведения?
- — Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?
- Домашнее задание
- Подготовить пересказ текста от имени глухарки.
Урок 9 8. В.Драгунский «Он живой и светится…..
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.Ю. Драгунского; учить видеть и понимать поступки героев; Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер, рассказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и поврет В.К. Драгунского; магнитная азбука.
- Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Речевая разминка
- — Прочитайте и отгадайте загадки.
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)
- То погаснет, то зажжется
- Ночью в роще огонек.
- Угадай, как он зовется?
Золотистый… (светлячок).
— Прочитайте шепотом (еще: громко, скороговоркой, выразительно).
III. Актуализация знаний. Введение в тему
Беседа о светлячках
— Как вы думаете, почему наш урок я начала с беседы о светлячках? Что вы знаете о них?
Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк — жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки — через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями — это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
Рассказ учителя об авторе
— Что вы знаете о писателе, авторе рассказа «Он живой и светится…»? (Рассказы детей.)
Виктор Юзефович Драгунский (1913—1972) писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.
Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо -громко!), и в аварию вместе с папой попадал.
Некоторые из этих случаев происходили на самом деле — не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским — сыном писателя.
Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
- IV. Физкультминутка
- (По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)
- V. Работа по теме урока
Источник: https://infopedia.su/9xf7fd.html