Повесть о своих детских годах Лев Кассиль написал в 1931 г., сюжет для нее был взят из его собственной биографии. В книге описаны детские и школьные годы писателя и его младшего брата. Это не просто история о выдуманном государстве, это повесть о взрослении. Ниже представлен краткий пересказ произведения.
Краткая характеристика основных героев
Весь сюжет построен вокруг двух братьев и их родных, товарищей по играм и других взрослых.
Главные герои
- Лёля (писатель в детстве) — активный и любознательный мальчик, любящий фантазировать.
- Оська (Иосиф) — младший брат Льва, его самый близкий человек и главный товарищ по играм.
Другие персонажи
- Отец — строгий, но справедливый мужчина. Работает доктором.
- Мать — понимающая, ласковая женщина. Талантливая пианистка.
- Аннушка и Марфуша — следят за хозяйством и порядком в доме.
- Три тетки — строгие, умные женщины, получившие образование.
- Митя Ламберг — двоюродный брат главных героев, любит спорить со старшими.
- Ювенал Богданович Стомолицкий — директор учебного заведения, которого гимназисты прозвали «Рыбий глаз». Черствый человек, для которого важнее всего – соблюдение предписаний.
- Цезарь Карпыч (Цап-Царапыч) — следит, чтобы ученики соблюдали правила поведения.
- Николай Ильич Ромашов — главный инспектор, умный и справедливый. Пользуется уважением у ребят.
- Александр Карлович Бертелев — талантливый учитель математики.
- Таисия Опилова — знакомая Лёли.
- Аркаша Портянко — сын кухарки, очень смышленный и талантливый мальчик.
- Комиссар Чубарьков — пользуется авторитетом у ребят, простой и добрый молодой человек.
- Дина — родственница главных героев, коммунистка. Умная и деятельная девушка.
Сюжет повести в тезисах
Два брата, Лёля и Оська, от скуки придумали страну Швамбранию. Это стало началом игры, о которой мальчики помнили всю жизнь. Они рисовали карту своего государства, вели сражения, в которых всегда побеждало их выдуманное государство.
Их родители и друзья, сами того не подозревая, принимали участие в этой игре. Спустя время Лёля поступил в гимназию, и его фамилия сразу попала в особую книгу, куда записывали гимназистов, нарушивших правила поведения. Так начались его новые приключения.
В гимназии он испытал первые разочарования, нашел новых друзей и сделал первые шаги во взрослую жизнь. В это же время произошла революция, оказавшая особое влияние на учащихся. Повзрослев, братья все же не отказались от своей игры. Но события в воображаемой стране уже переплетались с реальными. Став писателем, Лёля поведал своим близким историю о Швамбрании.
Одно из изданий книги
Краткое содержание повести по главам
История состоит из двух частей — «Кондуит» и «Швамбрания». В первой части описано детство и поступление Лёли в гимназию. Во второй части – как политическая обстановка влияет на жизнь в России и в их выдуманной стране. Вы можете прочитать повесть «Кондуинт и Швамбрания» в кратком содержании по главам.
Часть I. «Кондуит»
В первой главе описана история создания Швамбрании. Ее придумали в 1914 г. братья Лёля и Оська. Все началось, когда их поставили в угол за потерю шахматной королевы. Глава семейства очень берег шахматы, и мальчикам было запрещено к ним подходить. Скучая в углу, Лёля предложил сыграть в Швамбранию.
Спустя время шахматную фигуру нашли, и ребята сделали ее покровительницей своей страны. Первую карту государства придумал Иосиф. Братья представляли, что живут в большом бриллиантовом доме, а у всех жителей были свои пароходы.
Свой настоящий дом для них казался также огромным пароходом. Капитаном его был отец – добрый, но строгий человек. Мама, талантливая пианистка, всегда защищала мальчиков.
Вторая глава называется «Голубиная книга». Лёля становится гимназистом. За посещение кондитерской имя мальчика записывают в кондуит. Ребята называли его «Голубиной книгой»: туда вносили имена учащихся, не соблюдающих правила поведения. Его почти не задирали однокашники, потому что опасались слишком сильно покалечить.
Кроме того, в этой главе описываются работники гимназии и их отношения с учениками. Например, директора все боялись, а над Цезарем Карпычем, следившим за порядком, любили пошутить.
Именно в школе Лёля познакомился с Тасей Опиловой. Он поделился с ней секретом про Швамбранию, но девочка рассказала обо всем другому мальчику, высмеявшему Лёлю. В это же время в город прибывают военные из действующей армии.
В третьей главе главный герой узнает о революции. В гимназии начались волнения. На собрании родительского комитета приняли решение о смещении директора. Вместе с Лёлей бесплатно учился Аркаша, мама которого была кухаркой. Ему нравилась девочка из обеспеченной семьи, но ее мать запретила им дружить.
Аркаша расстроился, и его успеваемость стала хуже. Он написал девочке записку, но учитель стал читать ее перед всем классом. Он сказал, что образование Аркаша получает из милости. Мальчик осознал, что даже после революции ничего не поменялось.
Часть II. «Швамбрания»
В первой главе описывается революционное время в Швамбрании. Великий Швамбранский флот отправился в дальнее плавание. Участники экспедиции сумели справиться со всеми трудностями и вернулись к родным.
Содержание второй главы строится вокруг политики. Все взрослые активно участвовали в городской жизни: ходили на митинги, устраивали собрания. Лёля тоже захотел быть, как они, и решил создать личный отряд, который бы помогал горожанам. Мальчик смог организовать 4 отряда, а сам стал начальником штаба.
Осенью, 1917 г. в город приплыли на пароходе большевики. Во время традиционного сжигания гимназистами старых дневников ребята решили избавиться от кондуитов. Они сохранили только один листок как память.
Третья глава начинается с истории о том, как братья провели летние каникулы в 1918 г. Приехав в город, Лёля и Иосиф заметили большие изменения: буржуи стали дворниками, базара больше не было, и постоянно устраивались погромы.
Произошла реформа школьного образования: мужскую и женскую гимназии объединили. Из-за большого количества учеников было сформировано два класса. Девочки привнесли много новшеств: появилась игра «гляделки», по классу стали передавать милые записочки.
Младший брат Лёли пошел в школу. Лев учил Осю, как нужно себя вести, чтобы его не обижали мальчики. В школе стала популярна французская борьба. С приходом нового учителя математики ребята стали усиленно заниматься алгеброй: между двумя классами началось математическое противостояние.
Все учащиеся переживали, узнав о болезни комиссара Чубарькова. Его лечащим врачом был отец главных героев. Когда тот пошел на поправку, ребятам разрешили его навещать. События в городе нашли отражение и в стране Швамбрании: там постоянно менялись порядки. Оська рассказал одноклассникам об их выдуманном государстве.
Образованные тетки сетовали, что в советской школе интеллигентам делать нечего. Они угрожали и Швамбрании, но братьям удалось защитить ее от их вторжения. Тем временем семья переезжает на новое место. Лёля и Оська также пытаются обозначить границы своей страны. Отец стал возмущаться, что они слишком привязаны к вещам, хотя сам он сердится, когда сыновья разбивают барельеф.
Для репетиций хора бойцов забирают пианино. Это новость стала ударом для матери. Вместе с инструментом забрали все важные документы Швамбрании. Однако через месяц его вернули. Вскоре к ним в дом подселили еще людей. Спустя время семью снова переселяют, но это событие их не очень взволновало.
В городе появился театр. Все жители стали ходить на представления. Главных героев тоже записали в драматические кружки. Отца отправили на фронт, и Лёля стал фактическим главой семейства.
В четвертой главе описаны непростые военные годы. Лёле за продукты приходилось обучать девушку грамоте и счету. Маме приходилось продавать вещи, чтобы прокормить семью. Лёля, как мог, утешал ее. Спустя время приехала родственница Лёли и Осика, которая приняла заведование библиотекой.
С фронта вернулся отец. Он длительное время пребывал в тяжелом состоянии, но, к счастью, смог поправиться. Из-за дефицита дров библиотеку часто закрывали. Братья рассказали о пустующем доме, где находилась Швамбрания. Чтобы спасти библиотеку, мальчики решили пожертвовать своей выдуманной страной.
Город, в котором прошло детство главных героев, Покровск, переименовали в Энгельс. Лев Кассиль приехал в гости к брату Иосифу, чтобы поздравить его с рождением дочери. Он прочитал родным историю о Швамбрании, и братья вспомнили детство.
Известный уже писатель Лев Кассиль и его юные читатели
В чем идея произведения
В повести показано взросление детей на фоне политических потрясений и социальных изменений. Лёле и Оське удается проще переносить все трудности благодаря Швамбрании. Окончательно братья повзрослели, когда решили пожертвовать своим главным сокровищем ради библиотеки. Возможно, что благодаря такой игре им удалось сохранить способность к сопереживанию и естественную доброту.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/konduit-i-shvambraniya.html
Лев Кассиль
Известный советский писатель, сценарист Лев Абрамович Кассиль родился 10 июля 1905 года в Покровской слободе. Его отец был врачом, мать вначале была преподавателем музыки, затем стала зубным врачом. Лев учился в гимназии. После революции эту гимназию переименовали в трудовую школу, которую Лев успешно закончил в 1923 году.
В 1923 году Лев Кассиль переезжает в Москву. Там он поступает на физико-математический факультет МГУ. На третьем курсе он понял, что ему очень хотелось бы заниматься писательским творчеством. Он начинает сначала писать письма домой, в них он описывает Москву, все что он в ней видит.
Эти письма младший брат Льва перепечатывал на машинке и относил в местное издательство, где они были опубликованы. За это он получал небольшие деньги, однако сам Лев ничего об это не знал.
Вскоре, когда проделки брата были раскрыты, Лев решил, что писательство — это действительно та самая деятельность, в которой он мог бы реализовать себя.
С 1928 года Лев Кассиль пишет очерки, а также работает корреспондентом газеты «Известия».
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
В 1937 году он работал редактором журнала «Мурзилка», на эту должность он так же еще раз был назначен в 1941 году и проработал на ней до 1942 года.
Когда началась Великая Отечественная Война Лев Кассиль занимался активной общественной деятельностью. Он проводил свои выступления на радио, в школах, на предприятиях.
С 1947 по 1948 год писатель был председателем комиссии по детской литературе СП СССР.
С 1928 по 1931 год Лев Кассиль работал над своим самым знаменитым произведением «Кондуит и Швамбрания». Для его создания писатель решил прибегнуть к использованию своего собственного опыта, он пишет об учащихся гимназии в России до революции.
В 1937 году из-под пера Л. Кассиля выходит первый роман о спорте «Вратарь Республики».
Замечание 1
Именно Лев Кассиль предложил начать устраивать «Книжные именины» — ежегодно проводимое всесоюзное мероприятие, ставящее своей целью популяризацию детской книги. Позже это мероприятие видоизменилось в неделю детской книги.
Лев Кассиль был женат два раза, от первого брака у писателя осталось двое сыновей. Второй брак он заключил со Светланой Леонидовной Собиновой – актрисой и доцентом ГИТИСа. От второго брака у Кассиля родилась дочь.
До самой своей смерти Лев Кассиль прожил в Москве. Писатель скончался в 1970 году. Причиной смерти стал инфаркт.
Творчество
Лев Кассиль никогда не мог предположить, что будет писать для детей. Самым первым журналом, с которым стал сотрудничать Кассиль был журнал «Пионер». Его творчество было с восторгом воспринято маленькими читателями.
Основной особенностью творчества Л. Кассиля является его удивительная способность чувствовать детей, он превосходно знал особенности детской психологии. Кассиль умеет чувствовать интересы детей и с уважением к ним относится. Писатель имеет утонченную лирическую манеру повествования, большинство его произведения наполнены оптимизмом, позитивом и радостью.
Лев Кассиль написал большое количество произведений, посвященных детям, наиболее популярные из них:
- «Кондуит и Швамбрания»
- «Черемыш — брат героя»
- «Улица младшего сына»
- «Планетарий»
- «Лодка-вездеход»
- «Маяковский сам»
- «Твои защитники»
- «Далеко в море»
- «Ранний восход»
- «Дело вкуса»
- «Про жизнь совсем хорошую»
- «Будьте готовы, Ваше высочество!»
- «Так было»
Основные произведения
Самым известным произведением Л. Кассиля является «Кондуит и Швамбрания». Именно оно принесло писателю славу детского писателя. Следует упомянуть, что эта поветь изначально была написана как два разных произведения.
Главными героями повести являются двое детей — Лёля и Оська. Они придумали волшебную страну под названием Швамбрания. Эта страна специально создана для приключений и исследований. После того как Леля поступает в гимназию, «швамбране» вынуждены посмотреть в глаза реальности.
В гимназии достаточно серьезные порядки и дисциплина, за нарушение которых ученикам приходится терпеть наказания. Несмотря на это, хорошие люди находятся и здесь. Лельке удается познакомится с такими же мечтателями, как и он сам.
Затем наступает революция, которая влияет на жизнь городка, в котором живут дети, а также все события, которые происходят в реальности находят свое отражение и в выдуманной стране.
Детям это произведение нравится тем, что в нем много юмора, фантазий, настоящих разнообразных чувств и эмоций.
Другим достаточно известным произведением Л. Кассиля считается «Черемыш — брат героя», оно было опубликовано в 1938 году. Главный персонаж рассказа — Гешка Черемыш, мальчик растет в детском доме и очень мечтает о старшем брате. Гешка Черемыш однофамилиц героя-летчика.
Гешка имеет ряд очень положительных черт. Он целеустремленный, умеет и любит дружить, уважает и защищает девочек, занимается спортом. Другие герои рассказа тоже изображены писателем с положительной стороны, например, Аня Баратова, Федя Плинтус и летчик Клименте Черемыш.
«Улица младшего сына» — это произведение Л. Кассиля о юном герое Великой Отечественной войны. Главный герой рассказа – Володя Дубинин – разведчик керченского партизанского отряда. Это произведение вышло в свет в 1949 году.
«Улица младшего сына» довольно грустная повесть, в ней много трагических эпизодов. Книга состоит из двух частей. Мальчик пятьдесят дней наравне со взрослыми вел партизанскую борьбу в каменоломнях с немецкими захватчиками. Мальчик проявляет мужественный и героический характер.
За это произведение писателю была вручена Сталинская премия третьей степени.
Одно из самых серьезных произведений Л. Кассиля, посвященное подросткам, – повесть «Великое противостояние». В этой книге сплелись очень важные эпизоды жизни людей: война, любовь, смерть, надежда.
Главная героиня книги – Сима Крупицына – сначала она была простой школьницей, а затем вдруг неожиданно попадает в мир кино. В кино она играет партизанку времен войны 1812 года.
Но уже позже Симе приходится учувствовать в настоящей войне – Великой Отечественной. Ей приходится по-настоящему защищать рубежи свой родины.
Произведения Л. Кассиля поднимают множества важных тем: дружба, мужество, героизм, призвание, долг. Благодаря его произведениям молодые читателя знакомятся с этими понятиями, внедряют их в свою собственную жизнь. Произведения Л. Кассиля помогают детям и подросткам сформировать правильную картину мира и манеру поведения в разных ситуация, они учат добру и справедливости.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/lev_kassil/
Лев Кассиль «Ранний восход»
Знаменитая повесть Льва Кассиля посвящена удивительной личности Коле Дмитриеву, молодому, но невероятно талантливому художнику. Сам Лев Кассиль был писателем — педагогом, стремившемся воспитывать детей в атмосфере добра и справедливости.
И многие его произведения раскрывают перед детьми настоящие ценности жизни и более осмысленный взгляд на мир. Они писал на многие, совершенно разные темы, но все они приходили к одной к формированию и развитию личности. А что может быть важнее для детей?
Кассиль не пытался скрыть от детей тягости и печали жизни, наоборот художественным образом он раскрывал их, тем самым подготавливая их ко взрослой жизни. Одним из самых известных и запоминающихся произведений Кассиля является документальная повесть «Ранний восход».
Анализ и краткое содержание повести
Повесть о юном, трудолюбивом и невероятно одаренном мальчике можно назвать довольно новаторской, это стало открытием не только для творчества Кассиля, но и для русской литературы в целом. Сюжет повести довольно прост, но именно в нем и заключен главный философский замысел писателя.
Четырнадцатилетний художник Коля Дмитриев не только одарен талантом, он желает его развивать, желает достигнуть большего, и поэтому много трудиться. Но на пятнадцатом году его жизнь внезапно обрывается. А ведь он мог достичь таких успехов, он мог бы подарить искусству так много прекрасных и гениальных произведений, но ему было суждено умереть.
Помимо философского подтекста повести, Кассиль поднимает тему эстетического воспитания. Он не боится, что дети будут напуганы смертью главного героя, он старается рассказать им о большем, чем о драматической ситуации в семье Дмитриевых.
Это произведение посвящено теме формирования личности, Кассиль наглядно демонстрирует, как четырнадцатилетний мальчик не забрасывает свой талант, а усердно, даже неистово развивает его, и в этом заключен главный смысл документальной повести. Он призывает читателей учиться у Коли усердию, терпению и самосовершенствованию.
Художественная выразительность творчества Кассиля
Стиль и художественные приемы Кассиль тоже направлены на реализацию этой темы, позволяя читателям наблюдать за развитием таланта своего героя, он развивает в них вкус и чувство прекрасного. Несмотря на то, что повесть документальная, она не лишена художественной тонкости и оригинального стиля.
Кассиль создает особое настроение, которое склоняет к эстетическому взгляду на мир, на оценку его со стороны искусства. Творческие поиски Коли Дмитриева это наглядный пример для каждого человека, это отображение процесса формирования личности.
А формироваться она начинает изнутри, при помощи внутренних переживаний и настроений, и внутренний мир маленького художника яркий образец этого процесса. Трагический финал повести можно понять только после осмысления подтекста всей повести в этом заключается тонкий и оригинальный замысел Кассиля.
«Ранний восход» — это неоценимый вклад не только в развитие русской литературы и культуры, но и в воспитание подрастающего поколения. Ведь на повестях и рассказов Кассиля можно учиться жизни, а на примере его необычных и сильных героев познавать самого себя.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Короленко «Слепой музыкант»: истинная слепота и духовное прозрение
Следующая тема: Паустовский «Жизнь Александра Грина»: жанр, структура, образ мечты
Источник: https://www.nado5.ru/e-book/kassil-rannii-voskhod-glavy
Кассиль Лев “У классной доски” Читательский дневник
- Кассиль Лев
- Название: “У классной доски”
- Жанр: рассказ
- Тема произведения: героизм и мужество
- Число страниц: 16
- Главные герои и их характеристика:
- Ксения Андреевна. Уважаемый человек,
учительница, строгая и справедливая. - Костя Рожков. Ученик. Храбрый мальчик.
Находчивый и решительный. - Немецкий офицер. Наглый и жестокий.
- Широков. Командир партизанского отряда.
Уважительный, твердый.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)
Немцы захватывают школу и требуют показать на карте место
расположения партизанского отряда. Костя сбегает, приводит партизан и спасает
учительницу и одноклассников.
Сюжет — краткое содержание
- Учительницу Ксению Андреевну уважали все в этом
селе, ведь она учила и детей и их родителей. - Шла война и над селом часто летали немецкие
самолеты, но в этот раз приехали мотоциклисты. - Немцы собрали детей и учительницу в классе и
стали требовать показать на карте партизанский отряд. - Дети отказывались, но немцы стали угрожать убить
учительницу. - Тогда Костя вызвался показать место, доской
огрел офицера и выскочил в окно. - Пришли партизаны, повязали немцев, и учительница
стала их допрашивать.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод с побегом мальчика. Никто из ребят не
собирался показывать немцам место расположения партизан, а Костя сделал вид,
что хочет это сделать. На самом деле, он искал возможность сбежать, и это ему
удалось. А услышав стрельбу, пришли партизаны и всех спасли.
План произведения для пересказа
- Уважаемая учительница
- Близость фронта
- Партизаны
- Немецкие мотоциклисты
- Допрос в классе
- Костя Рожков
- Побег
- Партизаны спешат на помощь
- Допрос
- Главная мысль
- Каждый может стать героем, если у него храброе сердце и если
он любит Родину. - Чему учит эта книга
Рассказ учит любить Родину, быть настоящим патриотом. Учит
быть смелым и решительным, уметь принимать быстрые и верные решения. Учит не
сдаваться и не отвечать на вопросы врагов.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ и особенно действия мальчика
Кости, который не испугался, а принял единственно верное решение. Кто-то должен
был позвать на помощь, иначе дело могло кончиться плохо. И этим героем стал
Костя.
- Новые слова и выражения:
- Натурально – действительно, в самом деле.
- Траншея – окоп, яма в земле.
- Подсеченный очередями – сбитый выстрелами, пулями.
- Пословицы к произведению:
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Герой за Родину горой.
- На героя и слава бежит.
- Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
- Смекалка на войне помогает вдвойне.
- Назад к содержанию
Похожее
Источник: https://pushkinsdelal.ru/kassil-lev-u-klassnoy-doski-chitat/